Историко-педагогические предпосылки развития социальной работы в России, вторая половина ХIХ - начало ХХ века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.06, кандидат педагогических наук Иванова, Надежда Петровна
- Специальность ВАК РФ13.00.06
- Количество страниц 161
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Иванова, Надежда Петровна
Введение.
Глава I. Историко-педагогическне предпосылки возникновения социальной работы в России.
1.1. Христианское учение о нравственности - сущность благотворения.
1.2. Нищенство в России.
1.3. Благотворительность - явление русского человеколюбия, школа благонравия. .4. Роль Православной церкви в истории социальной работы.
1.5. Самобытность социальной работы - выражение социо-культурной среды дореволюционной России.
Глава £1. Социально-педагогическая работа в России второй половины XIX - начала XX века.
2.1. Социально-экономические, исторические особенности России второй половины XIX - начала XX века и революционное развитие благотворительности.
2.2. Призрение детей как вид благотворительности, как практика социальной педагогики.
2.3. Организационное строение, виды, формы и методы благотворительной деятельности.
1 .Государственная благотворительность.
2 Общественное благотворение.
З.Цеоковно-общественная благотворительность.
4.Частная благотворительность / традиции, имена /.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности)», 13.00.06 шифр ВАК
Благотворительность в социальной истории дореволюционной России: Мировоззрение и ист. опыт1998 год, доктор исторических наук Покотилова, Татьяна Евгеньевна
Благотворительные организации во второй половине ХIХ - начале ХХ вв.: На материалах Южного Урала2002 год, кандидат исторических наук Мокроносова, Оксана Михайловна
Благотворительность на Северо-Западе России в 1861-1914 гг.: формирование системы и практика2005 год, кандидат исторических наук Кузыченко, Анна Сергеевна
Благотворительность на Дону во второй половине XIX - начале XX вв.2004 год, кандидат исторических наук Рылова, Наталья Евгеньевна
Благотворительность в российской провинции в конце XIX - начале XX вв.: На материалах губерний Центрального Черноземья2001 год, кандидат исторических наук Гатилова, Лидия Станиславовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Историко-педагогические предпосылки развития социальной работы в России, вторая половина ХIХ - начало ХХ века»
Актуальность исследования. Социально-экономические реформы 90-х годов XX века ввели российское общество в условия тяжелого кризиса, повлекшие за собой радикальные изменения во всех сферах жизнедеятельности государства. Началась дезинтеграция и поляризация общества, по иным принципу и критериям происходит процесс стратификации. Маргинальные группы сегодня - это не прежние «хиппи» и «панки», а оставшиеся без средств существования люди. Падение культуры, прогрессирующая деградация общества, утверждение низменных качеств личности, резкое увеличение девиантного поведения детей и взрослых, социальные патологии: преступность, нищета ( за чертой бедности находятся 60% жителей России ),* детская беспризорность ( 1,2 млн.- бездомных и детей без родителей - социальных сирот ),* алкоголизация, наркомания, токсикомания, проституция ( более 50 ООО женщин продано в США в качестве проституток ),* люди оставшиеся без определенного места жительства и др. представляют угрозу социальной катастрофы и проблему выживаиия общества, конкретного человека. Для обеспечения безопасности государства и граждан потребовалось принятие экстренных мер, одной из которых явилась социальная работа - « по сути и назначению личностная служба помощи людям » (В.Г. Бочарова), которая в начале 90-х годов уходящего XX века получила в России государственный статус и общественную поддержку.
Задачи и потребности общества определили новую ветвь педагогических знаний и умений - социальную педагогику, доминанту социальной работы, «интегрирующую в себе разные отрасли научного знания, практически направленную на педагогическое обеспечение и разрешение широкого круга человеческих проблем» ( Г.Н. Филонов ), «включающую в себя семейное, общественное, религиозное и правовое воспитание». ( A.B. Мудрик ). Лисичкин В. Бедная богатая Россия против бедности / На дне. - 1999. - № 22 (75). - с.2.
Заметам, что пришедший из Европы термин «social work », его экстраполяция не является новым, доселе неведомым россиянам действием.
Термин « социальная работа » - «social work рожденный во второй половине XIX века в Англии ( классической стране этого рода деятельности ^постепенно распространился по европейским странам и Америке, отражая социокультурные особенности тех стран. В конце XIX веке стал известен и российским благотворителям, но, не получив широкой поддержки, был предан забвению.
Социальная работа сегодня ( во многих своих формах ) - это трансформированное временем, некогда запрещенное, но хранящееся в народной памяти, человеколюбивое, благотворительное действие государства, церковно-общест-венных формирований и частных лиц. Прерванная связь поколений в сфере человеколюбивой деятельности нуждается в возрождении и развитии.
В дореволюционный период был распространен опыт родового, фамильного наследственного попечения о благотворительных заведениях. Тогда национальная традиция, выражающаяся в призрении, попечении, милосердии под общим ёмким названием - благотворительность, являлась школой благонравия , системой социального воспитания. Благотворительность, основанная на духовно-нравственных, педагогических принципах,оказывала влияние на развитие народного образования, культуры, преодоление социальных проблем. Богатый опыт её социально-нравственной деятельности полезен, требует широкого исследования, обобщения и внедрения.
Таким образом, вопросы, касающиеся изучения предпосылок, развития социальной работы, социальной педагогики, необходимости поисков путей, форм и методов поддержки, защиты определенных слоев населения, уменьшения кризисных личностно-средовых ситуаций^ актуальны и побудили нас избрать тему исследования: « Историко-педагогические предпосылки развития социальной работы в России ( вторая половина XIX - начало XX века )».
Взятый для исследования исторический период: вторая половина XIX - начало XX века является периодом наивысшей социальной активности, выражавшейся в проявлении милосердия, сострадания - человеколюбия посредством многообразных форм и методов благотворительности. Это представляет научно-исследовательский интерес и практическую значимость.
В настоящем исследовании рассматривается благотворительность как аспект социальной работы, одна из её исторических предпосылок, как социально-педагогическая система имеющая духовно-нравственную основу.
Степень разработанности проблемы. Избранная нами тема многоаспектная и почти не изученная, в целостном виде не разработанная.
Фундаментальным трудом XIX века явился библиографический указатель книг, статей, периодических изданий о благотворительности, вышедших в период царствования императора Александра П с присоединением каталога библиотеки Императорского Человеколюбивого Общества, составленного В.И. Ме-жовым. Сборник сведений по благотворительности в России позволил ознакомить общество с множеством форм и степенью производимых благодеяний.
Ученые XIX - начала XX веков А. Аксаков, А. Балицкая, В. Герье, Д. Дриль, В. Орлов, А. Петровский и др. пытались объяснить и раскрыть социально-исторический процесс благотворений. В тот период основательно изучались проблемы нищенства в России, были определены и другие социальные патологии, их классификация, причины возникновения, многие из которых подобны существующим сегодня.
Д. Волков, А. Горовцев, Н. Жеденов, А. Якобий и др. рассматривали вопросы социального воспитания и оказания трудовой помощи неимущим.
А. Стог один из первых предпринял попытку систематизации и периодизации общественного призрения. Ученый законовед Е. Максимов посвятил несколько своих трудов истории развития общественного призрения, благотворительности в России, а также их переустройства.
Следует отметить, что социально-педагогическая деятельность в России, её исторический аспект как область научного знания недостаточно разработаны. Современные исследования ( тенденция изучения народных традиций, самобытности социального воспитания ) только начинают раскрывать ретроспективный взгляд на проблематику. Труды Л.В Бадя, диссертационные исследования Т.Г. Деревягиной, Н.П. Соловьевой и др. посвящены раскрытию социально-педагогических основ благотворительности, историческому опыту трудовой помощи и трудового воспитания, призрения детей и меценатства.
М.В. Фирсов дает представление о становлении социальной работы в России, сохраняя логику, раскрывает её историко-понятийные интерпретации и периодизацию. Процесс помощи и взаимопомощи он рассматривает как феномен культуры закрепляемый в массовом сознании.
Исследования Е.И Холостовой рассматривают исторический аспект социальной работы в её генезисе и др.
Объект исследования - состояние социальной работы в России второй половины XIX - начала XX века.
Предмет исследования - социально-педагогическая сущность, формы и методы благотворительности как школы социального воспитания.
Цель исследования - определить состояние социальной работы в России второй половины XIX - начала XX века, её генезис, самобытность, историко-педагогические предпосылки. Задачи исследования:
1. Выявить состояние разработанности, историографию социальной работы второй половины XIX - начала XX века.
2. Определить предпосылки развития социальной работы в России; обосновать, раскрыть духовно-нравственную, социально-педагогическую сущность благотворительности .
3. Изучить, обобщить опыт благотворительной деятельности данного периода исторического времени, (формы, методы, имена).
4. Разработать учебное пособие по истории благотворительности, отражающее формы и методы социального воспитания.
Гипотеза исследования - социальная работа будет эффективна, если:
• будет четкая государственная социальная программа, гарантирующая безопасность личности, защиту, помощь и поддержку нуждающихся отдельных граждан и групп населения России.
• будет основополагаться на духовно-нравственных, социально-педагогических принципах и подходах, культурном наследии и народных традициях регионов, городов и сёл;
• возродится преемственность благотворительности в формах и методах имеющих социально-педагогическую сущность;
• сформируется единая система форм и методов государственной, церковно-общественной, частной деятельности по предупреждению и профилактике социальных патологий, социальных напряжений, основанная на историческом опыте, принципах преемственности и толерантности;
• осуществить организацию культурно-просветительной, воспитательной деятельности, направленную на обучение общества добру, милосердию, состраданию и взаимоподдержке;
• социальную работу будут осуществлять высоконравственные, профессионально подготовленные специалисты.
• будет широко развернута издательская деятельность и распространение литературы по проблемам социальной работы и социальной педагогике.
Методологической основой диссертационного исследования явились общенаучные принципы объективности, единства исторического и логического; анализ объектов исследования, а также историко-культурного и социально-педагогического характера; личностно-ориентированный и системный подход к организации социальной работы. В своих оценках и выводах мы старались придерживаться толерантности, деликатности и корректности.
Методы исследования. Для проведения исследования и проверки гипотезы были использованы следующие методы: теоретический анализ исторической, социально-философской, социологической, педагогической и культурологической литературы. Метод изучения, обобщения и систематизации, проблемно-хронологический и статистический, а также опрос: беседы, интервьюирование. Эти методы позволили понять социально-педагогические процессы, сущность явлений, определивших основные исторические предпосылки социальной работы в России.
Неточны кона я бага Первостепенное значение принадлежит источникам, несущим историческую; социально: философскую, педагогическую, социологическую информацию. В процессе исследования использованы архивные документы: справки, отчёты, сметы, материалы Съездов благотворителей, государственной, епархиальной и церковно-приходской принадлежности. Рукописи и редкие книги Российской национальной библиотеки, авторские работы, сборники научных статей. А также публикации в периодической печати прошлого столетия и современности.
Особенность выбранного периода исторического времени заключается в том, что государственной идеологией того времени была религия. Все социально-экономические процессы протекали по установленным церковно-государст-венным канонам. В обоснование духовно-нравственной идеи, как преобразующей, созидающей, воспитывающей и благотворящей, мы руководствовались трудами философов-гуманистов. Использование богословской, святоотеческой литературы позволило раскрыть самобытность общества и явлений, происходящих в нем, а также предпринята попытка их объяснения.
Отечественные философы-гуманисты: Н. Бердяев, И. Ильин, Л. Лосев, Вл. Соловьёв, Е. Трубецкой, П. Флоренский. Современные: А. Арнольдов, С.Л. Франк, В. Юдин, и др., а также зарубежные: Б. Барбер, И. Бубер, М. Вебер, Хо-се Орте га и Гассет, Б. Даниэль и др. дают понимание процесса развития мира, системы ценностей, духовно-нравственной жизни общества, самосознания, самореализации на основе высоких нравственных принципов - движущей силы благодеяний.
Настоящее исследование опиралось на труды историков: И. Забелина, Н. Карамзина, В. Ключевского, Н. Костомарова, А. Нечволодова, С. Ольденбурга, С. Платонова, Н. Полевого, В. Сиповского и др. А также трудов ученых, занимавшихся вопросами благотворительности и социальных проблем в XIX - начале XX века. В. Гагина, С. Гогеля, В. Дерюжинского, Е. Максимова, Ф. Ртищева, А. Якоби. Педагогов: В. Зеньковского, П. Ковалевского, Я.-А. Коменского, М. Манасеиновой, В. Одоевского, С. Рачинского, К. Упшнского, С. Шацкого и др., их концептуальные теории о важности позитивного влияния среды, народного (в России - христианского) воспитания традиций, обычаев, о роли семьи в социальном воспитании. А также на взгляды современных ученых в области социальных- педагогики, психологии, социологии: С. Беличевой, В. Бочаровой, И.Бестужева-Лады, Ю.Васильковой, Б.Вульфова, М.Гурьяновой, Т.Заславской, А.Здравомыслова, В.Лисовского, И.Липского, Б.Лихачева, А.Мудрика, Б.Па-рыгина, Г.Силласте, В.Сластёнина, Г.Филонова, В.Ядова, Т.Яркиной и др.
Исследование осуществлялось в три этапа с 19% по 1999 год.
I этап ( 1996 - 1997 г.г.). - проводилось накопление, осмысление теоретического материала по проблемам социальной работы, социального воспитания; определялись методологические подходы к проблеме.
II этап ( 1997 - 1998 г.г. ). - теоретический анализ исторической, философской, социологической, педагогической литературы; трудов учёных в области социальной деятельности девятнадцатого-двадцатого веков,- архивных документов, отчётов; изучение практического опыта работы социальных служб, ведомственных и государственных, обоснование концепции, разработка учебно-методических пособий по истории благотворительности для студентов кафедры социальной работы Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов.
Ш этап ( 1998 - 1999 гг.). Оформление диссертационной работы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования - заключается в теоретическом обосновании благотворительности как ведущего средства и выражения социальной работы в России второй половины XIX - начала XX века, феномена русского человеколюбия, социально-педагогической сущности.
• разработана структура благотворительности; классификация форм, методов и видов её практического выражения;
• представлено многообразие благотворительных форм призрения, попечения и милосердия.
• Исследование исторического развития благотворительной деятельности в России второй половины XIX - начала XX века позволило определить основные историко-педагогические предпосылки развития социальной работы.
• Введены в научный оборот ранее не используемые архивные документы, характеризующие благотворительную деятельность.
Практическая значимость исследования - исследование позволяет использовать обобщенный опыт социально-педагогической деятельности прошлого в современной практике, а также в качестве учебного пособия.
Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивалась применением избранных методов исследования, теоретическим анализом проблемы; представлением основных положений и выводов в публикациях и докладах. Обоснованность выводов и некоторых рекомендаций осуществлялась посредством выступления автора на научно-практических конференциях в Санкт-Петербурге.
Апробация исследования прошла в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов на кафедре социальной работы. Материалы исследования используются в курсе лекций, семинарских занятиях по истории социальной работы, в учебных пособиях.
На защиту выносятся следующие положения:
• Благотворительность как высоконравственный, человеколюбивый феномен, выражающийся в бескорыстной, сострадательной, милосердной деятельности во благо общества и индивида, является доминантой, ведущим средством, социально-педагогической сущностной характеристикой социальной работы.
• Сложившаяся национальная традиция благотворительной деятельности: призрение, попечение, милосердие, а также самобытность России и гражданское сознание - предпосылки развития социальной деятельности.
• Забота о детях, их попечение, защита от негативного влияния окружающей среды и негативных тенденций общества, «натуральное воспитание» социальных сирот и их адаптация к реальной жизни - выражение социальной деятельности, практика социальной педагогики.
• Церковно-приходские Попечительства о трудовой помощи, Дома Трудолюбия, земледельческие колонии, позволявшие всякому желающему трудиться, а не желающему - помочь избежать порока и тунеядства лучший способ благотворения и трудового воспитания.
• Благотворительность приводит к позитивным результатам, когда она имеет частный характер. Частная благотворительность в России - это феномен русского человеколюбия.
Материалы диссертации достаточно полно отражены в опубликованных соискателем следующих работах общим объемом около 10,6 печатных листов.
1. История благотворительности в России. ( вторая половина XIX - начало XX века ). Библиографический указатель. СПб.: Оперативная полиграфия,
1998.-25 с. (1,6 п.л.)
2. Благотворительность в истории социальной работы в России. - СПб.,1998.-22 с. ( 1,4 п.л. )
3. Из истории социальной работы в России. Проблемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ: Тезисы докладов межвузовской научно-методической конференции 16-17 февраля
1999. СПб. ГУП - с.230-231. ( 0,1 п.л. )
4. История благотворительности в России ( вторая половина XIX - начало XX века). - СПб.: Из-во Валаамского монастыря, 1999,- 120 с. ( 7,5 п.л. )
Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности)», 13.00.06 шифр ВАК
История российской благотворительности во второй половине XIX - начале XX вв.: По материалам Пензенской губернии2006 год, кандидат исторических наук Разуваева, Наталья Александровна
Благотворительная деятельность Русской Православной Церкви в России: социологический анализ2004 год, кандидат социологических наук Воронова, Елена Анатольевна
Православно-христианская традиция благотворительности в России: философско-религиоведческий анализ2007 год, кандидат философских наук Капустина, Асият Малильевна
Милосердие и благотворительность в годы первой мировой войны 1914 - 1917 гг.: На материалах Петрограда2002 год, кандидат исторических наук Иванова, Наталья Михайловна
Развитие благотворительности в России, 1861-1914 гг.: На материалах Забайкалья2006 год, кандидат исторических наук Батоева, Саяна Аюровна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности)», Иванова, Надежда Петровна
Основные выводы
1. Благотворительность: историко-педагогический факт, явление человеколюбия и жертвенности. Она основана на духовно-нравственных, педагогических принципах, оказывает социально-воспитательное воздействие: средовое и личностное.
2. Благотворительные действия - призрение, попечение, милосердие, вместе с ними, религиозное воспитание, духовно-нравственное сознание граждан являются ведущими, определяющими предпосылками социальной работы.
3. Благотворительность как национальная традиция России - основа, сущность народного образования, сфера практической деятельности социальной педагогики.
Таким образом, благотворительность правомерно считается доминантой, сущностью социальной работы.
Как нам представляется, некоторые формы благотворительности, испытанные временем, можно рекомендовать организаторам социальной работы для практического использования, а также оказать методическую помощь тем, кто уже стоит на пути возрождения. Чтобы социальная работа была успешной нужно:
1. Всеми доступными средствами воспитывать общество на высоких нравственных примерах.
2. Учить благотворению, милосердию, состраданию, используя исторический и современный опыт.
3. Восстановить преемственность благотворения.
4. Прививать культуру в широком, полном её смысле.
5. Возрождать наиболее эффективные формы социальной деятельности.
Наше время не изобилует как прежде подвигами жертвенности во благо другого: нищего, убогого. Мы понимаем, чгго каждое поколение имеет присущий ему уровень культуры, проходит свой путь, оставляя свои дела и поступки. Осмысливая, размышляя о роли общества, личности в социо-культурном развитии, видится главное в том, чтобы человек как частица общего имел высокую нравственность - стержень, на чём держится всё доброе, благое и сердечное. Состояние души, сердца, нравственность личности определяют : будет ли социум добра, созидания, доброго дел ан ия и милосердия; или эгоистической расчетливости, холодности, непричастности, разрушительности.
Основная задача современности сохранить духовно-нравственный потенциал общества, отдельного его человека. В условиях нравственного кризиса социума, индивида социальная педагогика должна применить все формы и методы по оказанию помощи, духовно-нравственной поддержке и реабилитации нуждающихся.
Из множества форм благотворительной деятельности, нам представляется, наиболее удачны и эффективны для практического использования в современных условиях:
1 .Дома трудолюбия ( по образу Дома трудолюбия созданного о. Иоанном /Кронштадтским / ). Подобная форма могла бы быть использована совместно с монастырями для организации труда инвалидов, наркоманов, алкоголиков, т.е. того контингента-риска, который нуждается в поддержке, как трудовой, так и личностной.
2. Любая из приведенных в диссертации форм «натурального» призрения для детей, оставшихся без попечения родителей, которая могла бы решать и проблему трудовой занятости на селе.
3 .Дневные убежища - игр для детей, отдыха для пожилых. Их можно назвать -« дневные пансионы ». Наименования могут быть использованы различные, но смысл и суть формы необходимо оставить.
4. Прогимназии в сочетании с яслями и гимназией. Некоторые современные попытки создать такие учебно-воспитательные комплексы во многих случаях не удались. Здесь важно продумать форму организации с постоянным финансовым попечительством, возможно - частная поддержка.
5. Богадельни ( или дома - пансионы ) для шодей пожилого возраста, которые оказались в своих одиночных квартирах с чувством страха за себя и за жильё.
6. Трудовые земледельческие колонии для людей с неустойчивыми психикой и поведением.
7. Дневные производственные мастерские для подростков и пенсионеров. схема № 1
Земяедель- Дома чес кие колонии Трудолюбия
Трудовые исправительные Столовые колонии
Чанные
139
Заключение.
В ходе научно-исследовательской работы по изучению историко-педаго-гических предпосылок развития социальной работы в России второй половины девятнадцатого, начала двадцатого века, мы, не претендуя на полноту и системность изложения, в кратких чертах рассмотрели благотворительность как исторический факт, явление русского человеколюбия, как школу благонравия.
Особенности исследования таковы:
• Россия того исторического периода была Православной, самодержавной, соборной; имеющей государственной идеологией христианскую религию. Церковь влияла на социальные процессы, объединяла, защищала, воспитывала.
• Исследование проходило на стыке двух наук: исторической и социально-педагогической.
Рассматривая генезис благотворительности, как основной предпосылки социальной деятельности в России, мы пытались объяснить феномен русского человеколюбия, основанного на христианской нравственности и христианском воспитании, сущностно выраженного в способности делать добро на основе любви, милосердия, бескорыстия и сострадания.
Нищенство, активизирующее благотворительность, имело два аспекта: а) -школа человеколюбия; б) - социальная патология. В том и другом случае оно требовало изучения, мер социального реагирования и социально-педагогического воздействия.
Раскрывая генезис, самобытность социальной деятельности, мы показали нищенство как национальную особенность, а русское нищелюбие -один из мотиве» самопожертвования людей и возникновения форм благотворения. А также дали немногие примеры тех, кто совершал подвиг милосердия, сострадания не ради славы и вознаграждения - у них всё это было, а по внутреннему состоянию души, убеждению как подтверждение сказанного в первой главе. Эти люди - знатные и простые, своим трудом, всей своей жизнью создавали основу, «золотой фонд» - базу социальной работы. Те, кто благотворил, воспитывались, самореализовывались и являлись нравственным примером воспитания для других.
Благотворительность, как школа благонравия, феномен человеколюбия являлась национальной традицией и особенностью российского общества.
В ходе исследования мы предприняли попытку доказать, что Благтво-рителъность как духовно-нравственное, человеколюбивое явление, выражающееся в бескорыстной, сострадательной, милосердной деятельности во благо общества и индивида, является доминантой, ведущим средством, историко-педагогической предпосылкой развития, сущностной характеристикой социальной работы.
В своём эволюционном развитии благотворительность несла христианскую идеологию,-созидающую, преобразующую, воспитывающую добродетель.
Благотворительность представляется в трех организационных видах: государственная, церковно-общественная, частная. Выражается в следующих методах: призрение, попечение, милосердие и как производное от попечения - меценатство, и осуществляется во множестве разнообразных форм.
Мы представили систему наиболее эффективных, на наш взгляд, форм и методов социальной работы, имевшуюся во второй половине девятнадцатого, начале двадцатого века. Безусловно, не охватив всей деятельности, всех социальных слоев и имевшихся проблем.
Благотворительную деятельность можно представить схематично, следующим образом ( см. схему № 1 ). Милосердие нами рассматривается в двух позициях: 1 - состояние духовно-нравственное, сострадательное, 2 - как образ действия ( метод ) - сестры милосердия - сестричество, система благотворительных медицинских заведений и др.
Государственная, церковно-общественная и частная виды благотворительной деятельности составляли мощную систему вспомоществования, защиты, обучения, воспитания недостаточных ( неимущих, бедных).
Подтверждая рабочую гипотезу, мы показали, что рассматриваемый нами исторический период, был временем признания общечеловеческих законов и ценностей. Благотворительность - благое дело с верой, любовью, надеждой, состраданием и милосердием, помогала создавать условия нуждающемуся не нуждаться. Разумеется, в такой огромной стране с капиталистической формой жизнедеятельности, избежать нищенства невозможно, но улучшить условия жизни, скорректировать социальные патологии, в большинстве своем, удавалось.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Иванова, Надежда Петровна, 1999 год
1. Агапова Т. Социальная защищенность населения: вопросы, поднятые реформой // Гос. экон. журн. - 1992. - № 12. - с. 57-67.
2. Адеркас O.K. Отчет о Международном конгрессе по общественному призрению и благотворительности в Париже. СПб., 1900. - 59 с.
3. Адеркас O.K. Отчет о У1 Международном конгрессе для улучшения быта слепых, состоявшемся в городе Кельне-на-Рейне в июле 1888 года. СПб., 1889.-69 с.
4. Айвазов И. Церковные вопросы в царствование Императора Александра Ш //Голос Церкви. 1914. - № 5. - с. 155-161.
5. Алабовский М. Благотворительный съезд в С.-Петербурге и отклик на него из Киева. Киев, 1910. - 11 с.
6. Аладьин Е.В. Двадцатилетие Николаевского дома призрения престарелых и увечных граждан в С.-Петербурге. СПб., 1858. - 63 с.
7. Алферов Е.Е. Император Николай П как человек сильной воли. Джордан-виль, США, H. J., 1983. - 152 с.
8. Аронов А.А. Золотой век русского меценатства. М., 1995. - с.4
9. Андреевский И.Е. Новейшие попытки к лучшему устроению призрения бедных. СПб., 1874. - 29 с.
10. Андреевский И.Е., Угрюмов П.К. Градские богадельни. СПб., 1889. - 158 с.
11. П.Анненков Э.А.,Голиков Ю.П. Русские Ольденбургские и их дворцы.- СПб.:1. ООО «Алмаз», 1997. 175 с.
12. Антология социальной работы, т.1 / сост. Фирсов М.В./ М.: Сварогъ, НВФ СПГ, 1994-1995. - 288 с.
13. З.Ануфриев К.И. Нищенство и борьба с ним : Материалы для подготовительной комиссии для разработки вопроса по реорганизации борьбы с нищенством в С.-Петербурге, образов. С.-Петербергской гор. думою 28 янв. 1911г. -СПб., 1913.-258 с.
14. Н.Аргунова В.Н. Возрождение прогрессивных народных традиций якутской семьи в социальной работе: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1997. - 26 с.
15. Арефьева Г.С., Ананьева МЛ., Гарбузов A.C. Социальная философия. Хрис-томатия. т.1. М.: Высш. посола, 1994. - 255 с.
16. Арнольдов АИ. Живой мир социальной педагогики. М., 1999. -132 с.
17. Арнольдов А.И. Социальная педагогика и культурология: содружество наук. М.: Изд. АСОПиР РФ, 1996. - 28 с.
18. Арнольдов А.И. Цивилизация грядущего столетия ( Культурологические размышления ). М.: Грааль, 1997. - 328 с.
19. Архангельский JIM. Социально-этические проблемы теории личности. М.: Мысль, 1974. - 221 с.
20. Архиепископ Никон. Православие и грядущие судьбы России. М.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. «Новая книга», 1994. - 494 с.21 .Архиепископ Серафим / Соболев /. Русская идеология. СПб., 1994. - 184 с.
21. Архимандрит Иоанн / Крестьянкин /. Россия, будь такой, какой ты нужна Христу. М.: Изд. Сретенского монастыря, 1996. - 15 с.
22. Афанасьев В.Г., Соколов А.Я. Благотворительность в России: Историографические проблемы / Учебно-методическая работа /. СПб.: Нестор, 1998. -103 с.
23. Бадя J1.B. Благотворительность и меценатство в России: Краткий исторический очерк. М.: Изд. Ин-та молодежи, 1993. - 49 с.
24. Бадя Л.В. Прогрессивные идеи социальной педагогики и социальной работы в России: история и современность. М.: Из-во АСОПиР, 1995. - 23 с.
25. Балицкая А. Одна из причин нищеты. СПб., 1886. - 15 с.
26. Бахтин Н. К вопросу о мерах помощи порочным и падшим людям. Новгород, 1910.-26 с.
27. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: Ред. изд. Центр Консорциума «Социал. здоровье России», 1993. - 198 с.
28. Беличева С.А., Фокин В.М. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер. М. : Консорциум «Социальное здоровье России», 1993. - 62 с.
29. Березовская Л.В., Коваль A.M. Россия на пороге XXI века. М.: Изд. МГУ, 1998. - 304 с.
30. Битинас Б.П. Методология и техника исследования воспитательной функции микросоциума / Теория и практика социальной работы: Отеч. и зарубеж. опыт. М.-Тула: АСОПиР, 1993. - т. 1. - с. 74-88.
31. Благосостояние советского народа. Крат. стат. сб. М. : Информ. изд. Центр. Госкомздата СССР, 1990. -47 с.
32. Благотворительная Россия. История государственной благотворительности в России. СПб.: Изд. кн. О.Ф. Имеритинской, 1903. - 264 с.
33. Благотворительный антикварный аукцион ( 1994 год г. Москва ). М.: АО Купина, 1994. - 58 с.37 .Благотворительные действия тверского дворянства. Berlin, 1862. - 4 с.
34. Благотворительные заведения Сергиевой Лавры / Современные известия. -1876.-№236.
35. Благотворительный комитет по народному продовольствию. Ставрополь, 1897.-6 с.
36. Благотворительные общества г. Киева. Киев, 1913. - 80 с.
37. Благотворительный общественно-просветительский фонд Новой Святой Руси. М.: Россия нового тысячелетия, 1994.
38. Благотворительные общества при СПб городских больницах, родильных приютах и начальных училищах. СПб., 1892. - 92 с.
39. Благотворительное общество им. Е.Т. Богдановой дер. Язвицево Любитского уезда Ярославской губ. СПб., 1907. - 16 с.
40. Благотворительные общества при СПб городских больницах. СПб., 1890. -48 с.
41. Благотворительное общество при Троицком соборе и его отчёт за 1914 год. -СПб., 1915.-38 с.
42. Благотворительные организации России / сост. Ю. Чижов /. М.: Информ эксперт группа «Панорама», 1992. - 191 с.
43. Благотворительность в России // Голос. 1880. - № 8.
44. Благотворительность в России // Голос. 1880. - № 135.
45. Благотворительные учреждения королевы Виртембергской Екатерины Павловны. СПб., 1861. - 34 с.
46. Благотворительные учреждения Российской империи. СПб.: тип. Императ. уч-ща глухонемых, 1912. - 248 с.
47. Блаженный Свят. Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский / Максимович /. Святая Русь Русская Земля. - М.: Изд. Моск. подворья Свято-Троицкой Сер-гиевой Лавры, 1997. -102 с.
48. Болыпой энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия, 1993. -1628 с.
49. Бомжи и социальная политика // Вестник благотворительности. 1993. - №5. -с. 1-10.
50. Боханов А. Николай П. М.: ЖЗЛ Молодая гвардия, 1997. - 477 с.
51. Бочарова В.Г. Задачи и перспективы развития социальной педагогики в современных условиях. М.: ЦСП РАО, 1996. - 12 с.
52. Бочарова В.Г. Личность, среда, община // Социальная работа. 1992. - № 1. -с. 3-9.
53. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.: БУР-Аргус, 1994. - 208 с.
54. Бочарова В.Г. Социально-педагогическая концепция социальной работы в России // Социальная работа. 1992. - № 6. - с.7-10.
55. Бочарова В.Г. Социальная служба: состояние и тенденции развития // Педагогика. 1992. - № 3-4. - с. 20-27.
56. Бразоль Б.Л. Царствование императора Николая II ( 1894-1917 ) в цифрах и фактах. М.: Товарищество русских художников, 1990. - 16 с.
57. Братства ( исторический обзор ) // Киевские епархиальные ведомости. 1862.- №№ 8,10. с.258-274, 310-325.
58. Браггства ( исторический обзор ) // Северная пчела. 1862. - №№ 141,148.63 .Братство под покровом Царицы Небесной для детей слабоумных и припадочных ( 10 лет ). Отчёт деятельности. СПб.: тип. М.П. Филатовой, 1905. -32 с.
59. Бутенко А.П. Современный социализм. М., 1989. - 303 с.
60. Бушуев C.B., Миронов Г.Е. История Государства Российского. М.: «Книжная палата», 1991. - 542 с.
61. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. М., 1998. - 424 с.
62. Введенский В. Православные церковные братства. 1864 1914 г. - СПб.: Синодальная типография, 1914. - 26 с.
63. Вестник Общества попечения о раненых и больных воинах // СПб. 1875. -№7. - с. 11-23.
64. Волков Н.П. Императорское Человеколюбивое общество : Очерк. Владикавказ, 1903.-30 с.
65. Волков Д.С. Что такое дома трудолюбия? Их основные начала и цели, состав, устройство, быт и источники. СПб., 1898. - 28 с.
66. Воронцова В.Г., Титова И.М. Уроки милосердия. СПб., 1992. - 58 с.
67. Воскобойников Н.Я. Материалы по истории призрения бедных и неимущих в России. СПб., 1894. - 94 с.
68. Вспомоществование студентам СПб университета // Вестник Европы. 1876.- т.2, № 3. с.355-480.
69. Вспомоществование студентам СПб университета / Биржевые ведомости. -1875.-№329.
70. Вспомоществование студентам СПб университета / СПб Полицейские ведомости. 1875. -№47.
71. Выбор судьбы ( проблемы современной России глазами русских архиереев ). СПб.: Изд. Царское дело, 1966. - 290 с.
72. Гаген В. А. Борьба с народным пьянством : Попечительства о народной трезвости, их современное положение и недостатки. СПб., 1907. -103 с.
73. Гаген В.А. Новая организация помощи бедным и борьба с нищенством в С.Петербурге. СПб., 1906. - 133 с.
74. Гаген В.А Право бедного на призрение. СПб.: тип. «Общественная польза», 1907. -649 с.
75. Гатчинское благотворительное общество в 1879-1880 г.г. Н Церковный вестник. 1871.-№№5,7,8.
76. Георгиевский П.И. Призрение бедных и благотворительность. СПб., 1894. -117 с.
77. Георгиевский П.И. Призрение бедных и благотворительность в России. -СПб.: Б.и., 1894.
78. Герасименко ГА. Земское самоуправление в России. М.: Наука, 1990. -262с.
79. Гладкий A.A. О помощи в беде и горе или о благотворительности. СПб., 1875.-23 с.
80. Гогель С.К. Объединение и взаимодействие частной и общественной благотворительности. СПб., 1908. - 237 с.
81. Гончаров И. Духовное сердце грядущей России // Народное образование. -1994. № 4. - с. 19
82. Горовцев A.M. Трудовая помощь как средство призрения бедных. СПб., 1901.-509 с.
83. Государыня императрица Александра Федоровна Романова. Дневниковые записи, переписка. М.: Российское отделение Валаамского общ. Америки, 1998. - 467 с.
84. Григорьев Н.И. Русские общества трезвости, их организация и деятельность в 1892-93 г. Список иностранных обществ трезвости. СПб., 1894. - 79 с.
85. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991. - 447 с.
86. Гурьянова М.П. Сельская социальная среда как педагогический фактор: Ав-тореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994. - 25 с.
87. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1998. т.1 -699 с.
88. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1998. т.2 - 779 с.
89. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1998. т.З - 555 с.
90. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1998. т.4 - 688 с.
91. Двадцатипятилетие Демидовского Дома призрения трудящихся в С.-Петербурге, 19 марта 1858 года. СПб., 1858. - 34 с.
92. Демидовский Дом трудящихся // Иллюстрация. 1858. -т.1. - № 18. - с.281-282.
93. Деревягина Т.Г. Социально-педагогические основы развития благотворительности в России ( на материалах Тамбовской губернии XIX XX в.): Автореферат дис. на соиск. степ. канд. пед. наук. - М., 1999. - 20 с.
94. Дерюжинский В. Заметки об общественном призрении. М., 1893. - 87 с.
95. ЮО.Дерюжинский В.Д. Общественное призрение у крестьян. СПб.: Б.и., 1899.-21 с.101 .Детская больница принца Ольденбургского / Известия. 1880. - № 285.
96. Детская больница принца Ольденбургского // Медицинский вестник. 1862. -№28.
97. Детская больница принца Ольденбургского // Северная почта. 1862. -№118.
98. Дивеевские предания. М.: Православный паломник, 1996. - 462 с.
99. Дмитриев М.Н. Дома трудолюбия. СПб, 1900. - 271 с.
100. Дневники императора Николая И. М.: Орбита, 1991. - 736 с.
101. Дом благодарных родителей. Издание братства Царицы Небесной. СП.: тип. Н.П. Фроловой, 1910. - 17 с.
102. Дом милосердия // Ведомости СПб Градоначальства. 1877. - № 40.
103. Ф.М. Достоевский, кн.: Прп. Иустин / Попович /. Достоевский о Европе и славянстве. СПб.: Изд. Дом Адмиралтейства, 1997. - 270 с.
104. Древне-русские воззрения и обычаи относительно подаяния милостыни нищим // Курские епархиальные ведомости. 1880. - № 5. - с.271-289.
105. Древне-русские воззрения и обычаи относительно подаяния милостыни нищим // Курские епархиальные ведомости. 1880. -№ 6. - с.329-342.
106. Дриль Д. Бродяжничество и нищенство и меры борьбы с ним. СПб, 1899. -47 с.
107. З.Евдокимов В.А. Детская столовая в память чудесного события 17 октября 1888 года. СПб., 1893. - 7 с.
108. Евсин И. Слово владыки Иоанна. Рязань.: Изд. Благо, 1997. - 31 с.
109. Жеденов Н. Детские сельскохозяйственно-кустарные детские приюты самопомощи: история их, устройство и жизнь. СПб., 1896. - 212 с.
110. Жизнеописание Архимандрита Игнатия / Малышева / бывшего настоятеля Троице-Сергиевой Пустыни. СПб.: тип. В.В. Комарова, 1899. - 144 с.
111. Жизнеописание достопамятных людей земли русской. X XX в.в. - М.: Московский рабочий, 1992. - 334 с.
112. Житие Великого князя Владимира. Киев. Свято-Успенская Киево-Печер-ская Лавра, 1998.-28 с.
113. Жуков В.И. Россия: Состояние, противоречие развития, перспективы. М.: Изд. МГСУ, 1995.
114. Жуковский Э.А. Ведомство Учреждений Императрицы Марии : Исторический очерк. СПб., 1884. - 30 с.121 .Журавлева Л.С. Княгиня Тенишева // Огонёк. 1991. - № 18.
115. Забелин А.И. Вековые опыты наших воспитательных домов. СПб., 1891. -93 с.123 .Заметки о благотворительных учреждениях нашего времени // Тульские епархиальные ведомости. т.З. - 1863. - № 4. - с.256-276.
116. Зачем он страдал? : История возникновения приюта и братства во Имя Царицы Небесной. СПб., 1900. - 32 с.125.3убанова С.П. Православная церковь России XIX века: социальный и духовно-культурный аспект. М., 1995. - 65 с.
117. Игнатий, архимандрит. О духе времени, слово настоятеля Сергиевой Пустыни арх. Игнатия. СПб., 1874. - 8 с.
118. Игнатий, архимандрит. Слово в защиту русских монастырей. СПб, 1874. -76 с.
119. Из бумаг Н.В. Исакова по вопросу Об отношении государства к призрению. М.: тип. А.И. Снегиревой, 1894. - 28 с.
120. Ильин И. А. Наши задачи. Статьи 1948-1954г.г. Париж, 1956. - 204 с.
121. Ипьин И.А. О России. М.: Студия «Тритэ»-«Российский Архив», 1991. -32с.
122. Ильин И.А. Путь Духовного обновления. Мюнхен, 1962. - 267 с.
123. Ильинский В. Благотворительность в России : История и настоящее положение. СПб., 1908. - 32 с.
124. Иоанн Златоуст. Избранные творения. М.: Изд. Свято-Троицкой Лавры, 1993.-440 с.
125. Исторический опыт социальной работы в России. Под общ. ред. Л.В. Бадя -М., 1994. 255 с.
126. История государства Российского в портретах. Л.: Печатный двор, 1991. -131 с.
127. История России. Энциклопедия для детей, т.5. ч.2. М.: Аванта+, 1997. -702с.
128. Исторический обзор призрения внебрачных детей и подкидышей и настоящее положение этого дела в России и в других странах. СПб. лип. В.Ф. Кир-шбаума, 1908. - 754 с.
129. Историко-статистическое описание церквей при благотворительных заведениях СПб // Дух Христианина. 1863, кн. XI - ХП. - с.1-26.
130. Казин А. Последнее царство ( русская православная цивилизация ). СПб.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1998. - 140 с.
131. Как жертвует простой народ // Неделя. 1876. - №№ 34-35.141 .Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1989. - 768 с.
132. К.В.П. Государственный катехезис. Православное учение о богословии. -М.: Альманах «Вечная жизнь», 1998. 40 с.145 .Киево-Печерский Патерик или сказание о житии и подвигах Святых Угодников Киево-Печ. Лавры. Киев.: «Лыбедь», 1991. - 252 с.
133. К истории Всероссийского Александро-Невского братства трезвости. Петроград, 1916. -47 с.
134. Кларк С. Бедность в России Н Эко. -1998. № 10. - с.105-119.
135. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. -М.: Правды, 1990. 316 с.
136. Ковалевский П.И. Институт для воспитания отсталых детей и эпилептиков. -СПб., 1907.-8с.
137. Кони А.Ф. За последние годы ( судебные речи 1888-1896 ). Юридические сообщения и заметки. СПб., 1898. - 745 с.
138. К остом аров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. кн.П, вып.4,5. М.: Книга, 1991. - 536 с.
139. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. кн.Ш, вып.6,7. М.: А/О Книга и бизнес, 1992. - 350 с.
140. Краткий исторический очерк двадцатипятилетней деятельности Дома призрения душевнобольных, учрежденного его величеством государем императором Александром Александровичем 26 февраля 1870 года, 1870-1895. -СПб., 1895. -90 с.
141. Краткий исторический очерк Императорского Московского воспитательного дома. М.: тип. Б.Я. Барбей, 1878. - 237 с.
142. Краткий очерк истории Императорского Человеколюбивого общества. -СПб., 1875.- 172 с.
143. Кронштадтский Андреевский собор : кн. Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. СПб.: тип. вед. учрежд. имп. Марии, 1908. - с. 15-20.
144. Краткий отчёт о пятом международном конгрессе по делам слепых в Амстердаме / сост. O.K. Адеркас /. СПб., 1885. - 67 с.
145. Кузьмин С. Активная политика социальной защиты населения // Экономист. 1992. - № 9. - с. 55-60.
146. Кузнецов Н.Д. Общественное значение монастырей. В.Волочек, 1908. -47с.
147. Лабутин И.К. Характер христианской благотворительности. СПб.: тип. В.Д.Смирнова, 1899. - 158 с.
148. Лаврентьев К. Христианское братолюбие. СПб., 1875. - 91 с.
149. Лаговский Н.М. Учебно-воспитательные и благотворительные учреждения для глухонемых в России : Справочная книга Попечительства государыни императрицы Марии Федоровны о глухонемых. СПб., 1903. -118 с.
150. Левенстим А. Профессиональное нищенство, его причины и формы. -СПб.,1900. 160 с.
151. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Спец. курс. Учебн. пособие для студентов высш. учебн. заведений. М.: Прометей, 1995. - 282 с.
152. Лихачев В.И. Благотворительность в С.-Петербурге : Сб. сведений о благотворительности в С.-Петербурге. Спб., 1891. - 33 с.
153. Макарцева H.H. Духовные ценности русской народной педагогической культуры // Педагогика. -1998. № 1. - с.81-86.
154. Мак Лиз / монахиня Нектария /. Свет невечерний. Жизнь Александры Федоровны Романовой. М.: Российское отделение Валаамского Общества Америки, 19%. -176 с.
155. Максимов Е.Т. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. СПб., 1894. - 277 с.
156. Максимов Е.Т. Законодательные вопросы попечения о нуждающихся. -СПб., 1907.-65 с.173 .Максимов Е.Т. Особые благотворительные ведомства и учреждения. -СПб., 1903.-139 с.
157. Максимов Е.Т. Происхождение нищенства и меры борьбы с ним. СПб., 1901.- 135 с.
158. Малый энциклопедический словарь: В 4 т. / Репринтное воспроизведение издания Брокгауза-Ефрона. М.: Терра, 1998. - т.4. - 624 с.
159. Мариинская система Её положение в настоящем и её значение в будущем. -СПб., 1884.-15с.
160. Маргенсен Г. Христианское учение о нравственности в двух томах. Петроград: Изд. И.Л. Тузова, 1915. - 1294 с.
161. Масси Р.К. Романовы последняя глава. Смоленск : Русич, 1997. - 440 с.
162. Межов В.И. Благотворительность в России. Библиографический указатель. -СПб., 1883.-386 с.185 .Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. -М : Юрист, 1998. -386 с.
163. Митрополит Санкт-петербургский и Ладожский Иоанн. Русская симфония. ( очерки русской историософии ). СПб.: «Царское дело», 1998. - 489 с.
164. Модзалевский Л.Н. Императрица Мария Федоровна и её первый женский институт. СПб., 1894. - 37 с.
165. Московский попечительный о бедных комитет 25 лет ( 1855 1880 ) //Московские ведомости. - 1880. - № 146.
166. Московское братолюбивое общество снабжения неимущих квартирами. -М., 1915.-309 с.
167. Мутников A.A. Основные понятия о нравственности, праве и общежитии. -СПб., 1894.-с.11-18.
168. Лазаревский C.B. Благотворительная деятельность рода Демидовых. -СПб., 1893.-24 с.
169. Наша общественная благотворительность // Правда. 1880. - № 96.
170. Нещеретний ПЛ. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. М., 1993.
171. Никитина JI.E. Высшая социальная ценность // Народное образование. -1994. -№ 5. -с.7-10.
172. Никольский H.A. Об общественной благотворительности и её органах -приходских попечительствах. М., 1876. - 48 с.
173. Новый курс России : предпосылки и ориентиры. М., 1996. - 90 с.
174. Новый путь России : предпосылки и ориентиры. М.: Академия, 1996. -330с.
175. Носков Н.Д. Призрение бедных. СПб., 1902. - 64 с.
176. Общество сострадания / СПб ведомости. 1859. - № 88.
177. Общественное и частное призрение в России. СПб.: тип. Им п. Ак. наук, 1907.-296 с.
178. Отчёт о деятельности СПб попечительного совета заведений общественного призрения // Известия СПб Городской Думы. 1880. - №№ 3, 23.
179. Отчёт дома призрения престарелых и увечных в Петергофе в пам.Николая I // Правительственный вестник. 1870. - № 218.
180. Отчёт дома призрения престарелых и увечных в Петергофе в пам.Николая I // СПб ведомости. 1871. - № 246.
181. Отчёт Человеколюбивого общества до 1914 года. СПб, 1914. - 246 с.
182. Очерк деятельности Совета Человеколюбивого общества за 100 лет (1816-1916).-СПб., 1916. -209 с.
183. Очерки истории Санкт-Петербургской епархии СПб.: « Андреев и сыновья ». 1994. - 284 с.
184. Очерки истории школы и педагогической мысли народов РССР / конец XIX- начало XX века / Отв. ред. Э.Д. Днепров. М.: Педагогика, 1991. - 449 с.
185. Папков А. Л. Братства. Очерки истории западно-русских православных братств. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900. - 280 с.225 .Педагогика социальной работы. ( отв. ред. В.Г. Бочарова, Г.Н. Филонов ). -М., 1997. 262 с. (Программы и технологии ).
186. Первый съезд русских деятелей по общественному и частному призрению, 8-13 марта 1910 г. СПб., 1910. - 19 с.
187. Покотилова Т.Е. Теоретико-методологические и исторические аспекты феномена Российской благотворительности. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. -96 с.
188. Полный православный богословский энциклопедический словарь. СПб.: Тип. П.П. Сойкина. Репринт., 1992. т.1 - 1119 с.
189. Полный православный богословский энциклопедический словарь. СПб.: Тип. П.П. Сойкина. Репринт., 1992. т.2 - 2462 с.
190. Положение о девичьих школах ведомства Человеколюбивого общества. -СПб., 1846.-27 с.
191. Положение об Императорском Человеколюбивом обществе. СПб., 1907. -12 с.
192. Полторацкий Н.П. Путь духовного обновления. Мюнхен, 1962. - 267 с. 233 .Поляков Л. Путь России в современность : модернизация как деархаизация.- М.: РАН, 1998. -202 с.
193. Помощь бедным / Петербургский листок. 1880. - № 250.
194. Помощь миру. СПб.: Б.и., 1866. - 76 с.
195. Попов В.А. Наркотизация в России шаг до национальной катастрофы //Социс. -1998. - № 8. - с.65-68.
196. Попечительства о бедных в Москве // Московские епархиальные ведомости. 1873.-№ 4. - с.29-30.
197. По поводу переписи благотворительных учреждений в СПб ( передовая статья ) / Русский мир. 1874. - № 325.
198. Поселянин Е. Сказание о святых вождях Земли русской. М.: Паломник, 1997,- 190 с.
199. Правила для лиц, участвующих в кружечном сборе, устраиваемом Человеколюбивым обществом. Петроград, 1915. - 7 с.
200. Православное богословие и благотворительность ( диакония ). СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1996. - 215 с.
201. Прп. Иустин ( Попович ). Тайна России и славянства. СПб., 1997. - 36 с.243 .Приходская благотворительность в древней России и Англии / Справочныйлисток г. Казань. 1867. - № 88.
202. Приходская благотворительность в древней Руси // Иркутские епархиальные ведомости. 1875. - № 29.
203. Проект императрицы Екатерины II : об учреждении прибежища для вдов и сирот // Исторический вестник. 1881. - № 7. - с.681-683.
204. Проект образования Императорского Человеколюбивого общества. СПб., 1816.-11 с.
205. Просникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. М.: Новая школа, 1995.
206. Прот. Сергей Четвериков. О вере во Христа ( тысячелетний путь русского православного народа со Христом 988-1988 ). СПб.: Изд. Спасо-Преобра-женского Валаамского монастыря, 1998. - 109 с.
207. Протоиерей Гавриил Маркович Любимов. СПб.: СПб Губернская типография, 1901.-21 с.
208. Профессионально-этические нормы социальной работы. / Под ред. С.А. Бе-личевой. М.: Центр Консорциума « Социальное здоровье России », 1993. -31с.251 .Рассказы русских летописей ГУ-ХУН веков. М.: Дет. лит., 1976. - 256 е.
209. Река времен. кн.П. Гражданское общество и частная жизнь. М.: Эллис ЛАК, 1995.-224 с.
210. Реформирование России : мифы и реальность. -М.: Академия, 1994. 384 с.
211. Розанов В В. Черты характера древней Руси, т.1 М.: Просвещение, 1990. -624 с.
212. Роль благотворительности в деятельности банков. М.: Изд. Дом «Банковское дело», 1997. - 63 с.
213. Российские предприниматели: Благотворители, коллекционеры, меценаты (вторая половина XIX начало XX века): Каталог книжной выставки ( Государственная публичная историческая библиотека России ). - М.:Изд. ГПИБ, 1993.- 114 с.
214. Россия в революционной ситуации на рубеже 1870-1880 г.г. М.: Наука, 1993.-557 с.
215. Россия на пороге нового времени. М.: Мысль, 1972. - 452 с.
216. Российские самодержцы 1801-1917. М.: Международные отношения, 1993.-398 с.
217. Российская экономика в I полугодии 1997 г. // Вопросы статистики. 1998. -I № 10. - с.51-62.261 .Рябченко А.Е. О борьбе с хулиганством, воровством и бродяжничеством. -СПб., 1914.-32 с.
218. Светлый отрок. М.: Диалог, 1990. - % с.
219. Св. Дмитрий Ростовский. Уроки благочестия. М.: Благовест, 1997. - 156 с.
220. Сборник сведений о благотворительности в России с краткими очерками благотворительных учреждений. СПб.: тип. М.Д. Лолековского, 1899. -1207с.
221. Сельские заведения СПб воспитательного дома // Голос. 1872. - № 125.
222. Сергиев И.И. Новые слова. Кронштадт, 1904. - ПСС т.1. - 33 с.
223. Сиятельные жёны. Биографии и родословная статс-дам и фрейлин русского ф, Двора. СПб., 1992, репринт Изд. A.C. Суворина. - 213 с.
224. Сказание о княгине Ольге. Киев.: Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, 1998. -24 с.
225. Скрынников Р.Г. Борис Годунов. М.: Наука, 1978. - 192 с.
226. Словарь-справочник по социальной работе / под ред. д. п. н. проф. Е.И. Хо-лостовой /. М.: Юрист, 1997. - 417 с.273 .Смета доходов и расходов по кассе Совета Человеколюбивого общества. -СПб., 1872.-422 с.
227. Современная Россия. Очерки нашей государственной и общественной жизни. СПб.: тип. А.С. Суворина, 1889. - 503 с.
228. Соловьев В. Оправдание добра. Соч. в 2-х томах. М., 1988. т.1. - с.96-97.
229. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия. Соч. в 2-х томах, т.1 -М., 1989.
230. Солоднянкина А С. Социальная работа как профессия: Этические и профессиональные ценности. М.: Изд-во АСОПиР РФ, 1998. - 40 с.
231. Социальная защита населения в условиях рынка. Махачкала.: ДНЦ РАН, 1991.- 163 с.
232. Социальная защита человека: региональные модели / Под ред. В.Г. Бочаровой, М.П. Гурьяновой. М.: АСОПиР, 1995. - 192 с.
233. Социальные и гносеологические идеи в русской философской мысли ХУШ начала XX века. ( Сб. статей под ред. З.В. Смирнова ). - М., 1978. - 125 с.281 .Социальная защита инвалидов. М.: Юр. лит-ра, 1994. - 702 с.
234. Социальные конфликты в трансформирующихся обществах. М.: РИЦ ИС-ПИ, 1996. -282 с.
235. Социальные конфликты в меняющемся российском обществе. М.: И.С., 1994. - 105 с.
236. Социально-культурная деятельность : поиски, проблемы, перспективы. М.: МГУП, 1996. - 147 с.
237. Социальная педагогика: Теория, методика, опыт исследования. Свердловск: Изд. СГУ, 1989. - 421 с.
238. Социальная поддержка инвалидов, ветеранов войны и труда. М.: Б.И., 1995.-160 с.
239. Социальная поддержка малообеспеченных граждан. М.: Науч. центр, профсоюзов, 1994. - 165 с.
240. Социальное прогнозирование и моделирование. Уч. пособие. М.: Союз, 1995. - 260 с.
241. Социально-политическая история России: Учебное пособие. М.: Изд. МГТУ Баумана, вып.4,1992. - 44 с.
242. Социально-политическая теория общества. Новосибирск: НГУ, 1992 - 20 с.291 .Социально-политические процессы в современной России : полифакторныйанализ и стимулы. Тверь: ТГУ, 1995. - 116 с.
243. Социальная политика в России. М.: Республика, 1992. - 286 с.
244. Социальная работа в России: прошлое и настоящее. М. - Ставрополь, 1998. - 341 с.
245. Социальная политика в Современной России. М.: НИЭИ, 1993. - 238 с.295 .Социальная и социально-политическая ситуация в России: анализ и прогноз. М.: Академия, 1995. - 288 с.
246. Социальные проблемы переходного общества. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1996, - 166 с.
247. Социальная работа: наука и профессия, отв. В.Г. Бочарова, С.И. Григорьев.-М., 1998.-298 с.
248. Социальная работа как профессия. Учебн. пособие / под общ. ред. З.Х. Са-ралиевой /. Н. Новгород: ННГУ, 1996. - 316 с.
249. Социальная работа в системе « Человек общество - культура ». Учебн. пособие. - Саратов: СГТУ, 1994. - 68 с.
250. Социальные революции : вопросы методологии, теории, историографии. -Воронеж: Изд. Воронеж, университета, 1990. 174 с.
251. Социальная сфера в условиях перестройки. М.: ИНИДН, 1991. - 47 с.
252. Социальная философия. М.: Изд. МАИ, 1996. - 56 с.
253. Социальная философия в России в XIX в. М.: ИФАН, 1985. - 134 с.
254. Социальная философия в конце XX в. М.: Изд. МГУ, 1991. - 200 с.
255. Социальная философия и социология. Учебное пособие. Иваново, 1995. -107с.
256. Социальная философия. Хрестоматия, том. I, часть I / сост. Г.С. Арефьева, М.И. Ананьева, A.C. Горбузов /. М.: Высш. школа, 1994. - 255 с.
257. Социальная философия. Хрестоматия, том. I, часть II / сост. Г.С. Арефьева, М.И. Ананьева, A.C. Горбузов /. М.: Высш. школа, 1994. - 352 с.
258. Социальная хартия России / Ракитский Б.В., Ракитская Г.Я. /. М.: Ин-т перспектив и проблем страны, 1996. - 550 с.
259. Судебная статистика : Преступность и судимость ( современный анализ данных уголов. суд. статистики в России ). М.: Рос. юрид. изд. дом, 1998. -64 с.
260. Тальберг Н.Д. Русь Святая. СПб., 1992, репринт Изд. им. A.C. Суворина. -100 с.
261. Тальберг Н. История Христианской церкви. М. Интербук, Нью-Йорк Астра, 1991.- 140 с.
262. Тальберг Н. Неизвестная Россия. М.: Литературная учеба, 1995. - 239 с.313 .Тальберг Н. Очерки истории Императорской России от Николая I до Царя -Мученика. М.: Литературная учеба, 1995. - 239 с.
263. Тарасов В. Благосостояние советского народа. М.: Профиздат, 1982. - 7с.
264. Творения Василия Великого. СПб.: Изд. П.П. Сойкина, 1911. - 530 с.
265. Теория и методика социальной работы. Учебное пособие. М.: изд. Союз, 1994.-часть!.-339 с.
266. Теория и методика социальной работы. Учебное пособие. М.: изд. Союз, 1994. - часть II. -199 с.
267. Теория и практика социальной работы: отечеств, и зарубежный опыт. М.Тула, 1993. т. I - 460 с.
268. Теория и практика социальной работы: отечеств, и зарубежный опыт. М.Тула, 1993. т.2 - 390 с.
269. Три недели кружечного сбора / Биржевые ведомости. 1876. - № 230.
270. Тришин А. Социально-политическая и историческая оценка введения Христианства на Руси. Брянск: Б.И., 1988. - 12 с.
271. Труды первого русского съезда по попечению о слепых,- СПб., 1901 -216 с.
272. Труды Всероссийского съезда деятелей по воспитанию, обучению и призрению глухонемых, состоявшегося в Москве с 27 по 31-го декабря 1910 года / сост. Ф.А. Pay, А.Д. Дрожжин /. М., 1911.- 369 с.
273. Уроки милосердая. СПб., 1992. - 58 с.
274. Устрялов Н.Т. Русская история до 1855 года. Петрозаводск: корпорация «Фолиум», 1997. - 957 с.
275. Учительская семинария СПб воспитательного дома // Народная школа. -1877,-№4.
276. Ушинский К.Д.Избранные педагогические сочинения, т.2,- М., 1954. 279с.
277. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. - 577 с.9 ^ 332.Устав общества в память отца Иоанна Кронштадтского. СПб., 1914. - 58 с.
278. Фарж А. Отверженность как продукт распада общества, пораженного кризисом. - М., 1989. - с. 143-146.
279. Филонов Г.Н. Социальная педагогика: научный статус и прикладные функции // Педагогика. 1994. - № 6. - с.37-42.
280. Филонов Г.Н. Социальная педагогика: сопряженность наук о человеке //Педагогика. -1996. № 6. - с.35-40.
281. Филонов Г.Н. Социально-педагогическая теория: сущность и тенденции развития //Педагогика. 1997. - № 6. - с.36-42.
282. Филонов Г.Н. Теоретико-методологические основы социальной педагогики /Учебное пособие. М.: Изд. АСОПиР РФ, 1998. - 59 с.
283. Фирсов М.В. История социальной работы в России. М.,1998. - 31 с.
284. Ханьков. Исторический очерк правительственных мер по части общественного призрения в России //журнал Мин. Внутр. Дел. 1851.
285. Хереш Э. Николай II. Ростов-на Дону: «Феникс», 1998. - 416 с.
286. Холмс. Лэрри. Социальная история России 1917-1941. Ростов-на-Дону: Изд. Рост, ун-та, 1994. - 140 с.
287. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М., 1995.
288. Хосе Ортега и Гассет. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. - №4. -с.116.
289. Христианство и дело милосердия // Ярославские епархиальные ведомости. -1879.-№23.
290. Хроника Ведомства учреждений императрицы Марии. СПб.: Б.и., 1897. -101 с.
291. Худякова Т. Пенсионеры будут нищими до тех пор, пока заботиться о них будет только государство // Социал. обеспечение. 1992. - № 6. - с. 13-15.
292. Цельядт М П. Дворец Белосельских-Белозерских. СПб.: «Белое и черное», 1996. - 159 с.
293. Церковь и демократия. М., 1996. - 125 с.
294. Циркуляры по Ведомству Учреждений Императрицы Марии за 1896-1905г.г. СПб., 1906. - 1457 с.
295. Человеколюбивого общества институты слепых. СПб., 1872. - 16 с.
296. Человеколюбивое общество. Памятная книжка СПб 1908. СПб., 1915. -171 с.
297. Человеколюбивое общество. Смета на 1900 г. СПб., 1900. - 71 с.
298. Человеколюбивое общество. Смета на 1902 г. СПб., 1902. - 71 с.
299. Чесноков А.Н. Школа народного искусства. СПб.: Сатис - Альянс, 1998. -56с.
300. Чехов А.П. Призрение душевнобольных в С.-Петербурге. СПб., 1897. -181с.
301. Чистяков П.С. Нищета и нищенство. СПб., 1908. - 28 с.
302. Чудо Божие для слабоумных и припадочных детей : История возникновения приюта и братства во Имя Царицы Небесной для помощи психически больным детям в Санкт-Петербурге. СПб., 1903. - 24 с.
303. Чудны дела твоя, Господи! Краткое описание того, что сделано под покровом Царицы Небесной д ля детей слабоумных и припадочных в 10 лет. СПб. : тип. М.П. Фроловой, 1905. - 32 с.359,Шестун Е. Православная педагогика. Самара, 1998. - 575 с.
304. Шишко Л.Э. Общественное движение в шестидесятых и первой половине семидесятых годов. М., 1920. - 91 с.361 .Шлёмин П.И. Социальная сфера в условиях перестройки. М., 1991. - 47 с.
305. Шумигорский Е.С. Ведомство Учреждений Императрицы Марии ( 17971897 ).-СПб., 1897.-32 с.
306. Шумигорский Е.С. Императорское женское патриотическое общество (1812 -1912). Исторический очерк. СПб., 1912. - 210 с.
307. Щапов JI.H. Благотворительность в дореволюционной России: национальный опыт и вклад в цивилизацию // Россия в XX веке. Историки спорят. М., 1994.
308. Яблоков Н.В. Призрение детей в воспитательных домах. СПб., 1901. -71 с.
309. Якобий А. Благотворительность. СПб., 1899. - 40 с.
310. Якобий А.И. Задачи русского Красного Креста : Речь, произнесенная на торжественном акте имп. Харьковского ун-та. Харьков, 1880. - 56 с.
311. Янчевицкий В.Г. Что нужно сделать для петербургских детей. СПб., 1911. -16 с.1. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
312. A Dictionary of Siciology / edited by G. Dunkan Mitchell, Prof. London, Rout-ledge and Paul, 1968. - 224 p.
313. Contemporary Social Work N.Y.1980.
314. Handbook of theory for practice in social work. London. 1992.
315. Handel D. Social wecial welfare in wastem society. N - Y. - 1982.
316. Idem A. Charity and Problem of Unemployment: Industrial Homes in Gate Imperial Russia.
317. Idem A. The Ethos of Charity in Imperial Russia.
318. L. Johnson. Social Work Practice. Boston, 1989.
319. Mary E. Richmond. Social Diagnosis. N.-Y.1965.
320. Ransel David L. Mothers of Misery. Child Abandonment in Russia Princeton Princeton University.
321. Welcy A.R. The Functionalionalist Tradition and Comparative Education / Com parative Education. 1985. -№21(1).- p.5-19.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.