Исторические источники в романе Л. Н. Толстого "Война и мир" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, Гулин, А. В.
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 241
Оглавление диссертации Гулин, А. В.
Введение.С.
Глава первая
ШОШШЖК\ МАТЕРЛАЛ "ВОЛНЫ Л МИРА".
ЕГО ОЦЕНКА КРИТИКОЙ, ХАРАКТЕР И ОСНОВНЫЕ
ПРЛЗНАКЛ.С.
Глава вторая
ПРЖ1ЦГШ ОТБОРА ТОЛСТО ЛСТОРЖСКГ' ТСТОТНЛЖЗ, ОСНОВНЫЕ ПАПРАВ,ТЗШ РАБОТЫ
1. Сочинения историков.С.
2. Свидетельства очевидцев . С.
Глава третья
СПОСОБЫ ПРЕОБРАЗОЗАНИЯ ЛСТО'ШМКОВ В РОМАНЕ /ПОЭТИ1СА ЛСТ0РШЗСК0Г0 0ГПСА1Ш/
Т. Историческое; действие.С.
Исторический портрет и пейзан.С.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Традиции Л.Н. Толстого в исторической романистике М.А. Алданова2008 год, кандидат филологических наук Бобко, Елена Ивановна
Роман Л.Н. Толстого "Война и Мир" как исторический источник в изображении событий Отечественной войны 1812 г.2006 год, кандидат исторических наук Лепешинская, Татьяна Александровна
Идея исторического синтеза и ее художественное воплощение в романе-эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир"1998 год, кандидат филологических наук Кагарманова, Марьена Шайхисламовна
Соотношение категорий стиля и жанра: На материале романа-эпопеи Л. Н. Толстого "Война и мир"2001 год, кандидат филологических наук Зямзина, Лариса Леонидовна
Н. М. Карамзин в художественном сознании Л. Н. Толстого: Годы создания "Войны и мира"1998 год, кандидат филологических наук Спектор, Наталья Борисовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Исторические источники в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"»
Роман Л.Н.Толстого "Война и мир" - выдающееся явление русской и мировой литературы, исключительное по глубине исторического замысла, широте охвата событий прошлого, степени проникновения во внутренний мир людей отдаленной эпохи. Его создание в 60-е годы XIX века было глубоко закономерным.
С одной стороны, к этому времени творческие достижения Толстого в предшествующее десятилетие привели писателя к необходимости выразить себя именно в эпической форме. "Эпический род мне становится один естественен"*, - отмечал он на страницах дневника в 1863 году. С другой, - существовал и рцц объективных причин, без которых возникновение толстовской эпопеи также было бы проблематичным. Но времени ее создания несколькими поколениями русских литераторов были разработаны необходимые для осуществления подобного замысла художественные приемы, утверждены в литературной практике важнейшие для решения стоявших перед Толстым задач средства выразительности. Здесь прежде всего необходимо отметить опыт реалистической прозы А.С.Пушкина, ряда произведений М.Ю.Лермонтова, таких, как "Бородино" и "Валерик", сочинения на историческую тему русских писателей-романтиков С Н.Загоскина, Р.М.Зотова, Н.А.Полевого, И.И.Лажечникова и других. Налицо были творческие открытия писателей "натуральной школы" 40-50-х годов прошлого века,
1 Толстой Л.Н. Полн. собр. соч., т. 48, - М., 1952, -С. 48. Б дальнейшем все ссылки на это издание даются с указанием тома и страницы в скобках. Остальные примечания помещены в конце диссертации.
К моменту работы Толстого над "Войной и миром" в русском обществе существовал уже сложившийся культурный слой, в котором отчетливо отразились события Отечественной войны 1812 года, положенные в основу эпопеи. Наконец, сама общественная ситуация эпохи, в которую создавалась "Война и мир", полная глубоких противоречий и отмеченная духом перемен, требовала от писателя постижения существенных вопросов исторического бытия русского народа именно в эпической форме.
В создании художественного произведения главное место, несомненно, принадлежит личности самого художника. Она является "генерирующим", первым и самым значительным "источником" любого явления литературы. Жизненный и творческий опыт автора, определяющие черты его душевного склада и мировоззрения в наибольшей степени питают собой каждое сколько-нибудь заметное произведение искусства. Но одновременно существует сложный комплекс источников литературных, философских, исторических. Воздействие таковых на писателя, как представляется, происходит по двум основным направлениям. Первое из них связано с понятием традиции: литературной, философской, - в русле которой или в отталкивании от которой протекает работа художника. Второе - с понятием материала, первоосновы будущего произведения. В этом случае чаще всего можно говорить о работе автора с источниками, как о волевом, целенаправленном процессе их освоения. Применительно к "Войне и миру" с ее глубоким историческим замыслом именно такой процесс овладения писателем реальной первоосновой его произведения представляется особенно важным.
Айатериалы для толстовской эпопеи были почерпнуты ее автором из различных источников. Перед исследователем возникает в этой связи ряд вопросов: о количестве, качестве известных Толстому материалов, принципах их отбора, путях и способах творческого преображения, наконец, о степени соответствия художественной картины романа событиям Отечественной войны 1812 года, самому "духу" того времени.
Проблемы, связанные с оценкой исторической первоосновы толстовского романа, обсуждались уже в критических отзывах современников писателя - П.Б.Анненкова, Н.Д.Ахшарумова, К.С.Лескова, Н.Н. Страхова, А.Витмера, П.А.Вяземского, А.С. Норова и других авторов. Позднее вопрос об источниках "Войны и мира" рассматривался А.В.Амфитеатровым, А.К.Бороздиным,
A.И.Кирпичниковым, К.Н.Леонтьевым, Д.С.Мережковским, К.В.Покровским. На рубеже 20-30-х годов нашего века увидели свет монографии советских историков литературы Н.Н.Апостолова (Арденса), В.Б.Шкловского, Б.М.Эйхенбаума, в которых значительное место отводилось интересующей нас проблеме. Ее не упускали из виду исследователи и более позднего времени: С.Г.Бочаров, Э.Г.Бабаев, Н.Н.Гусев, С.И.Кормилов, Г.В.Краснов, К.Н.Ломунов, Л.Д.Опуль екая, С.М.Петров, А.А.Сабуров,
B.Е.Хализев, Л.В.Черепнин, А.В.Чичерин, А.Г.Тартаковский.
Однако несмотря на обилие литературы, посвященной вопросу об источниках "Войны и мира", серьезность и глубину многих исследований, он представляется далеко не исчерпанным. Даже специальные работы Н.Н.Апостолова и В.Б.Шкловского не могут претендовать на полноту в его освещении. Многие из высказанных здесь суждений о количестве использованных писателем материалов, их отборе, особенно о характере их перевоплощения в романе противоречат выводам современной науки о Толстом, В то же время усилия последующих поколений толсто-ведов лишь в малой степени были направлены на изучение проблемы источников "Войны и мира". Достаточно сказать, что за последние 60 лет не появилось ни одного моногра<|ичесного исследования, посвященного этому важному вопросу. До сих пор отсутствует научная классификация источников, не сложилось само определение исторического источника, нет ясных критериев того, какие документы или свидетельства эпохи 1812 года можно отнести к источникам эпопеи Толстого,
Многие материалы, использованные в романе, до сих пор не установлены; некоторые иа тех, что принято считать давно и хорошо известными, изучены недостаточно, а то и не изучены вовсе. Существует также большое число сочинений о войне 1812 года, отнесенных к источникам "Войны и мира" по тому или другому признаку, но совершенно не рассмотренных в плане их реального воздействия на произведение.
Актуальность нашего исследования заключается, таким образом, в необходимости: систематизировать накопленный тол-стоведами материал по теме диссертации; оценить проблему исторической первоосновы "Войны и мира" в свете современных представлений о творчестве Толстого; по возможности расширить круг известных источников романа.
Цели и задачи исследования продиктованы наличием указанных выше нерешенных проблем. Главная цель настоящей работы состоит в изучении методов, применявшихся Толстым для художественного воплощения материалов эпохи 1812 года в романе "Война и мир". При этом нас интересовали не сами по себе источники романа, но прежде всего их роль в процессе его создания, мы, например, не ставили перед собой задачу провести полную "инвентаризацию" воплотившихся в "Бойне и мире" источников, но, опираясь на свидетельства самого писателя, стремились определить принципы, которыми он руководствовался, работая над историческим замыслом. Неизбежно вставал вопрос о характере использованных Толстым материалов, их количестве, способах их изучения писателем, критериях отбора.
Одна из важнейших задач диссертации состояла в изучении путей и способов преобразования в "Бойне и мире" ее исторического материала, что заставило нас обратиться к поэтике Толстого. Потребовался сравнительный анализ текста романа и текстов сочинений историков, официальных документов, записок и мемуаров современников эпохи, изображенной в романе. Приступая к такому анализу, мы стремились использовать источники либо совсем неизвестные, либо малоизученные, тем самым вводя в научный оборот новые материалы. Между тем, в некоторых случаях, особенно там, где речь шла о достаточно хорошо разработанном исследователями слое "цитатных" заимствований у Толстого, возникала необходимость обращения и к материалам известным, но уже в контексте нашего взглада на проблему.
Мы стремились также выяснить степень соответствия изображенных в романе событий "букве и духу" реальной эпохи русской истории. Этот вопрос об отношении двух реальностей, исторической и художественной, представлялся наиболее сложным, по существу, центральным вопросом настоящего исследования. .Имея таких выдающихся предшественников, как Д.С.Мережковский,
К.Н.Леонтьев, А.Б.Амфитеатров, потративших немало усилий для его разрешения, мы стремились дать на него собственный ответ, исходя не только из анализа текста "Войны и мира", но основываясь на результатах конкретного изучения источников.
Научная новизна настоящей работы во многом обусловлена задачами, стоявшими перед ее автором. Она по существу является первой, где проблема источников "Войны и мира" рассматривается на основе всестороннего учета суждений по этому поводу самого писателя. Взятые в их единстве разрозненные высказывания Толстого вместе со свидетельствами близких ему лиц стали основой для формулировки понятия "исторический источник", определения главных видов использованных в романе материалов. Их научная классификация также предпринимается впервые. Она, в свою очередь, помогла достаточно точно выявить главные направления в работе Толстого над источниками, чему мало внимания уделяли исследователи - наши предшественники.
В диссертации делается попытка существенно расширить представление о способах преобразования писателем материалов истории, которое явно не сводилось к простому "цитированию", как полагали, например, Б.Б.Шкловский и Б.М.Эйхенбаум. Нами рассматриваются такие пути освоения источников, как "перенесение" из них на страницы "Войны и мира" отдельных сцен, положений и ситуаций. Особое место заняла в исследовании проблема соотнесения духовной жизни героев романа с внутренним миром реальных людей 1812 года.
Проблема использования писателем исторических источников в подавляющем большинстве случаев рассматривалась толстове-дами несколько односторонне: либо как вопрос о поэтике и проблематике "Войны и мира" (без привлечения материала самих источников), либо как вопрос установления этого материала (без обращения к собственно поэтическим особенностям толсте-вских описаний). Нам представлялось важным попытаться найти синтез этих традиционно существующих направлений в изучении романа. С одной стороны, в настоящем исследовании привлекается большой фактический материал; с другой - его преобразование на. страницах "Войны и мира" рассматривается именно в свете поэтики исторических описаний Толстого.
Как важнейшие элементы таких описаний, подвергаются аналитическому исследованию историческое действие, портрет и пейзаж в романе. Материалом для анализа стали по преимуществу сцены "Войны и мира", недостаточно изученные с точки зрения их исторической первоосновы, такие, как описания сражений при Шенграбене, Островно, некоторые эпизоды битвы при Бородине, картины московской жизни 1812 года. Автору диссертации удалось выявить рзд ранее неизвестных источников романа, уточнить роль и место в процессе его создания тех из них, что были установлены прежде.
Научно-практическая значимость работы состоит в том, что вывода и наблюдения, сделанные в диссертации,и приведенный б ней конкретный материал могут быть использованы для дальнейшего изучения истории создания "Войны и мира". Фактографическая сторона исследования найдет применение при подготовке научно выверенных текстов романа и комментариев к ним в первом академическом издании полного собрания сочинений Л.Н.Толстого, осуществляемого Институтом мировой литературы,и в последующих изданиях "Войны и мира". Анализируемый в диссертации историко-литературный материал может быть использован в общих и специальных курсах лекшй по русской литературе XIX века, а также в учебных пособиях.
Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению стоящих перед нами вопросов, необходимо сказать несколько слов о структуре настоящей работы. В ее первой главе "Исторический материал "Войны и мира". Его оценка критикой, характер и основные признаки", дается обзор литературы, посвященной источникам романа, выявляются главные проблемы, не решенные до сих пор толстоведами. В рамках той же главы рассматриваются основные принципы, которыми руководствовался писатель в подходе к материалу истории, дается определение исторического источника, проводится классификация таких источников и очерчивается круг известных Толстому документов и устных свидетельств эпохи 1612 года. Здесь определяются, таким образом, отправные точки для дальнейшего изложения.
Вторая глава "Принципы отбора Толстым исторических источников. Основные направления в работе с ними" посвящена одному из главных моментов в освоении писателем материала минувших времен. В ней затрагиваются также и вопросы преобразования источников, но с одной целью: выявления основных путей работы с ними Толстого. Эти направления, на наш взгляд, были непосредственно связаны с принадлежностью материалов к тому или иному из видов источников, установленных в первой главе.
В третьей главе "Способы преобразования источников в романе (поэтика исторического описания)" дается непосредственный анализ приемов, которыми пользовался Толстой в процессе освоения исторической первоосновы "Войны и мира". Она строится на рассмотрении приншпов поэтики писателя в их приложении к материалу эпохи Наполеоновских войн, который был отобран Толстым.
Из сказанного очевидно, что мы рассчитывали восстановить, хотя и по необходимости ограничивая себя сравнительно немногими примерами, целостную картину работы автора "Войны и мира" с историческими источниками романа.
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Творческий путь Л.Н. Толстого к Книге Жизни2004 год, доктор филологических наук Парахин, Юрий Иванович
Стендаль как историк наполеоновской эпохи2008 год, кандидат исторических наук Ольшанская, Наталия Михайловна
Концепция "войны" и "мира" в "Севастопольских рассказах" Л. Н. Толстого2003 год, кандидат филологических наук Ли Кэ
"Война и мир" Л. Н. Толстого в историко-функциональном изучении2002 год, кандидат филологических наук Юхнович, Вячеслав Иванович
Религиозно-мифологические основы эпопеи Л. Н. Толстого "Война и мир": Проблемы поэтики и онтологии2002 год, кандидат филологических наук Панова, Ольга Борисовна
Заключение диссертации по теме «Другие cпециальности», Гулин, А. В.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Начиная работу над диссертацией, мы ставили перед собой несколько целей, главная из которых состояла в изучении методов, использованных автором "Войны и мира" для художественного освоения разнообразных материалов, относящихся к эпохе 181£ года. Анализ посвященных этой теме трудов исследователей - наших предшественников ~ показал, что сколько-нибудь продуктивная и основательная ее разработка невозможна без уяснения принципов, которыми руководствовался Толстой в подходе к реальной первооснове своего романа. Шло также очевидным, что давно назрела необходимость дать четкое определение исторического источника "Войны и мира" и провести классификацию подпадающих под это определение материалов. Только затем можно было приступать к решению главной задачи исследования.
Основой для наших выводов стали суждения самого Толстого о его работе с историческими источниками. Таким образом, возникла необходимость систематизировать высказывания писателя, содержавшиеся в его дневниках, эпистолярном наследии, в окончательном тексте и черновиках "Войны и мира", а также свидетельства его родных и близких. Это позволило составить достаточно полное представление о характере работы Толстого над историческим замыслом и утвердить вывод об авторе великой эпопеи как художнике-историке, стремившемся воссоздать "в полном объеме" отдаленную эпоху русской и европейской жизни. Одновременно нами уяснялись основные критерии, по которым источники романа могут быть выделены из общей массы материалов о времени Наполеоновских войн. Затем мы попытались дать обоснованное определение исторического источника "Войны и мира". Находя подтверждение своим выводам в суждениях Толстого, мы смогли также выявить главные виды материалов прошлого, использованных в романе.
Дальнейшее рассмотрение принципов отбора и освоения писателем источников, относящихся к их основным видам, ясно показало, что они выполняли в "Бойне и мире" специфические функции и использовались Толстым только в определенных направлениях. Конкретный анализ, выполненный нами в ходе работы, позволил утверждать, что роль каждой группы материалов является уникальной и без наличия хотя бы одной из них "Война и мир" не могла бы состояться в том виде, в каком мы ее знаем. Отсюда следует характеристика исторической первоосновы эпопеи как нерасторжимого комплекса источников, сложного, полифонически организованного целого, где каждый из составляющих его элементов, выполняя свое назначение, активно взаимодействует с другими. Сочинения историков, свидетельства очевидцев, народные и семейные предания, а также произведения искусства, посвященные эпохе Наполеоновских войн, в ходе осуществления замысла Толстого выступали в постоянном единстве.
Следующий этап нашего исследования был связан с изучением путей и способов преобразования в романе материалов, почерпнутых писателем в различных источниках. При этом использовался обширный опыт специалистов-толстоведов, занимавшихся проблематикой и поэтикой исторических описаний "Войны и мира" (труды Н.Н.Апостолова, Н.Н.Гусева, А.А.Сабурова), а также привлекались многочисленные фрагменты сочинений о X8I2 годе, служивших писателю источниками. Подобный синтез достижений науки о Толстом последних десятилетий и материала конкретных изысканий, касавшихся исторической первоосновы романа, представлялся важным и необходимым для решения стоявших перед нами задач. Б процессе аналитического исследования ряда сцен и эпизодов "Войны и мира" мы пришли к выводу, что работа Толстого с материалами истории не была, как это утверждали В.Б. Шкловский, Б.М.Эйхенбаум и некоторые другие критики, "монтажом" или "складыванием мозаики" из источников. Подобный взгляд на проблему чрезвычайно обедняет реальное содержание труда Толстого, не позволяет увидеть целые "пласты" претворенных писателем материалов и, по существу, искажает истинную картину создания "Войны и мира". Конкретный ее анализ свидетельствует, что работа писателя с источниками представляла собой гораздо более сложный процесс их претворения в иную - художественную реальность, отразившую события далекой эпохи. Материал источников, будучи перенесен на страницы романа, в разной степени подвергаясь переработке, утрачивал свое первоначальное качество документа или свидетельства о событиях начала XIX века, включался в общий строй повествования и служил решению автором романа художественно-нравственных задач.
В нашем исследовании мы не стремились провести полную "инвентаризацию" источников "Войны и мира". Тем не менее, вопрос о количестве использованных Толстым материалов представлялся достаточно важным. Проведенный нами обзор многочисленных трудов о времени Наполеоновских войн и посвященных той эпохе мемуаров, опубликованных к началу 60-х годов прошлого столетия, позволил убедиться, что многие из них совершенно необоснованно не рассматривались исследователями как источники "Войны и мира". Так, выше мы говорили о сочинениях Д. И.Ахшарумова, Н.Любенкова, Н.Е.Митаревского, о воспоминаниях П.А. Вяземского, ранее не включавшихся в число источников толстовской эпопеи. Велика вероятность того, что писатель был знаком с мемуарами В.Левенштерна, B.C.Норова, графини С.Шуазель-Гуфье, что, не имея возможности прочитать записки И.С.Жирке-вича и С.Г.Волконского, он все же через кого-то из близких ему лип получил представление о многих из содержавшихся в них подробностей. Толстой несомненно читал помещенные на страницах журнала "Русский архив" П.И.Бартенева мемуары Е.Ф.Кома-ровского, П.Е.Чичагова, выдержки из записок А.Я.Булгакова. Результаты нашего исследования говорят о том, что круг источников "Войны и мира" был гораздо более обширным, чем это считалось прежде. Сделанные в диссертации конкретные наблюдения служат подтверждением предположений К.В.Покровского и Н.Н. Апостолова о том, что Толстой использовал значительное число исторических материалов и опровергают выводы В.Б.Шкловского и Б.М.Эйхенбаума, говоривших о крайне ограниченном их количестве.
Одной из задач, стоявших перед нами в настоящей работе, было выяснение степени соответствия воссозданных в "Войне и мире" исторических картин тому, что имело место в действительности. Определив источники ряда значительных эпизодов романа, проанализировав конкретные способы переработки в них материалов истории, мы в праве сделать вывод: толстовское изображение событий начала XXX века и в мелких деталях и в "генерализующих" чертах соответствует историческому образу первой Отечественной войны русского народа как по верности "духу времени? так и по отобранным писателем подробностям реальной жизни. Редкие в романе отступления от истории нигде не являются результатом "авторского" произвола, а обусловлены требованиями внутренней логики произведения.
Разнообразие встречающихся в "Бойне и мире" несомненных "соотнесений" с трудами о далекой эпохе поразительно. Ни одно сколько-нибудь значительное событие, ни одно важное обстоятельство из жизни людей того времени и ни малейшее из существовавших тогда настроений в обществе не осталось за пределами внимания писателя. Разумеется, в силу своих этических и эстетических пристрастий Толстой делает акцент на тех или иных событиях и лицах, наполняет рассказ о них теплом неподдельного сочувствия или, напротив, возмущается и негодует. Но в любом случае ему нельзя сделать упрека в том, что он "утаивает" какие-то моменты из истории 1812 года или, тем более, не знает о них.
Мы не могли не оспорить вывод известного философа и критика К.Н.Леонтьева о несоответствии созданной Толстым картины "внутреннему строю" времени Наполеоновских войн. Объективный ее анализ приводит к противоположному выводу. На страницах "Войны и мира" выведена целая галерея художественных типов, рельефно воссоздающих различные оттенки характеров, умонастроений людей начала прошлого столетия. Среди них отчетливо выделяются центральные, "рефлектирующие" персонажи, которые, по мнению К.Леонтьева, своим "психологическим складом" менее всего напоминают людей 1812 года. Критик, вероятно, не обратил внимания на то обстоятельство, что записки и воспоминания об Отечественной войне с их часто "неприхотливым" стилем -еще не есть выражение всего, что происходило в душах наиболее развитых нравственно людей того времени. Толстой нисколько не "модернизировал" их внутренний мир, но, как великий художник^ психолог, стремился постичь "невысказанное". В этом смысле его роман порой оказывался правдивее самых достоверных мемуаров.
На огромном пространстве "Войны и мира" кроме основных действующих лиц появляются и сотни "простых" персонажей, вполне соответствующих тому "духу времени", о котором писал К.Леонтьев. Они тоже остаются характерными лицами эпохи, хотя и не занимают безраздельно внимание автора романа. Историческая психология современников войны I8I2 года оказывается, таким образом, запечатлена в ее полноте и многообразии.
Наше диссертационное исследование является по своим целям и возможностям законченной работой. В то же время, оно служит одним из этапов в изучении большой и важной темы о роли исторических источников в процессе создания художественного произведения, особенно значительной, когда речь идет о "вечной книге" - романе-эпопее Л.Н.Толстого "Война и мир".
Список литературы диссертационного исследования Гулин, А. В., 1992 год
1. Алдшина Л.Н. Исторический колорит в романе Л.Н.Толстого "Бойна и мир". Автореф. дисс. . канд. филол. наук. -М.: МГУ, 1970. С. I-I6.
2. Амфитеатров А.В. Русский литератор и римский император // Амфитеатров А. Литературный альбом. СПб., 1907. -С. 150-187.
3. Амфитеатров А.Б. Андрей Болконский и Сергей Волконский // Там же. С. 296-334.
4. Андроников И.Л. Об исторических картинках, о прозе Льва Толстого и о кино // Андроников И. Я хочу рассказать вам. М.: Сов. писатель, 1970. - С. 282-293.
5. Апостолов /Арденс/ Н.Н. Лев Толстой над страницами истории. М.: Комиссия по ознаменованию столетия со дня рождения Л.Н.Толстого, 1928. - С. 1-296.
6. Арденс Н.Н. (Н.Апостолов) Творческий путь Л.Н.Толстого. М.: АН СССР, 1962. - С. 131-293 /о "Войне и мире'У
7. Архангельская Т.Н. Неизвестный источник романа Л.Н. Толстого "Война и мир" // Пузин Н.П., Архангельская Т.Н. Вокруг Толстого, Тула: Приокск. кн. изд-во, 1982. - С. 194230.
8. Архилова А,В. Война 1812 года и эволюция русской прозы // Русская литература, 1965. № I. - С. 39-56.
9. Ахшарумов Д. /Ш,J Описание войны 1812 года. СПб., 1819. - С. 1-294.
10. Бабаев З.Г. Лев Толстой и русская журналистика его эпохи. М.: МГУ, 1978. - Часть первая: Книга о прошлом. -С. 15-124.
11. Бабаев Э.Г. "Тон правды" // Знамя, 1987. №8. -С. 129-134.
12. Белов П.П. Работа Толстого над источниками сюжета и художественных образов эпопеи "Война и мир" // Некоторые вопросы народности литературы. Ростов-на-Дону, I960. - С. 63100.
13. Берг Н.В. Записки // Русские мемуары: 1826-1856. .Избранные страницы. Л.: Правда, 1990. - С. 366-379.
14. Бестужев-Рюмин А.Д. Краткое описание происшествиям в
15. Москве в 1812 году // Чтения в Обществе истории и древностейтроссийских при Московском университете , 1859. Кн. 2. -Смесь - С. 65-8У.
16. Биоиков П. "История консульства и империи" А.Тьера// Военный сборник, 1861. № 5. - С. 193-246; № 6. - С. 467-494; № 7. - С. 181-216.
17. Б/огданович7 М./И.7 За и против. I. Что такое "Война и мир" графа Л.Н.Толстого? // Голос, 1868. № 129. - С. 1-2.
18. Богданович М.И. История Отечественной войны 1812 года, по достоверным источникам: Составлена по Высочайшему повелению. СПб., - 1859-60. - Т. 1-3.
19. Большаков Л.Н. Лев Толстой (поиски и находки) Оренбург: Южно-Уральск. кн. изд-во, 1964. - С. I-I04.
20. В дальнейшем это издание обозначается: Ч0ВДР.
21. Бороздин А.К. Исторический элемент в романе "Война и мир" // Минувшие годы, 1906. № 10. - С. 70-92.
22. Бочаров С.Г. Роман Л.Толстого "Война и мир": Изд. 3-е. М.: Худ. литература, 1978. - С. I-I02.
23. Булгаков А.Я, Выдержки из записок // Русский архив, 1867. С. 1361-1384.
24. Бутурлин История нашествия императора Наполеона на Россию в 1812 году. СПб., 1837. - Ч. 1-2.
25. Витмер А. 1812 год в "Бойне и мире": По поводу исторических указаний 1У тома "Войны и мира" гр. Л.Н.Толстого. -СПб., 1869. С. I-I22.
26. Воейков А.Ф. Генерал граф Л.Л.Беннигсен // ^Русский архив, 1868. С. 1838-1860.
27. Волкова М.А. Грибоедовская Москва в письмах М.А.Волковой к В.И.Ланской // Вестник Европы, 1874. Кн. 8. - С. 572 -666.
28. Волконский Д.М. Дневник // 18Г2 год. Военные дневники. М.: Сов. Россия, 1990. - С. 132-184.
29. Волконский С.Г. Записки: Изд. 2-е, испр. и доп. -СПб., 1902. С. 1-548.
30. Вяземский П.А. Воспоминания о 1812 годе // Русский архив, 1869. № I. - С. 181-200, 001-016 - вторая пагинация.
31. Гаряинов А. Что такое г. Тьер и нашествие его на Рос-ию. СПб., 1858. - С. 1-86.
32. Гей Н.К. Художественные открытия русской классической литературы // Мировое значение русской литературы XIX века. -М.: Наука, 1987. С. 120-I4V.
33. Герцен А.И. Западные книги // Герцен А.И. Собр. соч. в 30-ти т. М.: ИЩЩ АН СССР. - Т. 13, 1958. - С. 92-102.
34. Герцен А.И. Письма из Франции и Италии // Там же. -Т. 5, 1955. С. 139-142, 145-148, 194.
35. Глинка C./HJ Записки о 1812 годе. СПб., 1836. -С. 1-362.
36. Глинка С./Н J Записки о Москве и о заграничных происшествиях от исхода 1812 до половины 1815 года, с присовокуплением статей: 1) Александр Первый и Наполеон, П) Наполеон и Москва. СПб., 1837. - С. 1-370.
37. Глинка Ф.Н. О необходимости иметь историю Отечественной войны 181ki года // Глинка Ф. Письма русского офицера. -М.: Воен. изд-во, 1987. С. 269-282.
38. Глинка Ф./Н.7 Очерки Бородинского сражения (Воспоминания о 1812 г.). М., 1839. - Ч. 1-2.
39. Глинка Ф./Н.7 Письма русского офицера о Польше, Австрийских владениях, Пруссии и Франции с подробным описанием похода россиян противу французов в 1805 и 1806, также Отечественной и заграничной войны с 1812 по 18X5 год. М., 1815.- Ч. I, 4.
40. Голенищев-Кутузов М.И. Записки к дочери П.М.Толстой f // Русский архив, 1866. С. 471-474.
41. Голенищев-Кутузов to. И. Письма к дочери графине Е.М. Тизенгаузен, во втором замужестве Хитрово: I803-I8I3 // Русская старина, 1874. Т. 10. - С. 337-377.
42. Голицын А.Б. Записки о войне 1812 года // Военный журнал, 1859. № I. - С. 12-31.
43. Голицын И.Б. Офицерские записки, или воспоминания о походах 1812, 1813 и 1814 годов. М., 1838. - С. I-I02.
44. Гольденвейзер А,Б. Вблизи Толстого. М.: Центральное товарищество "Кооп. издательство" и изд-во "Голос Толстого", 1922. - Т. I. - С. 1-37I.
45. Гришунин АЛ. Толстой и грибоедовская Москва // Толстой и литература народов Советского Союза. Ереван: Изд-во Ереванского университета, 1978. - С. 42-63.
46. Громов П.И. 0 стиле Льва Толстого: "Диалектика души" в "Войне и мире". Л.: Худ. литература, 1977. - С. 1-488.
47. Грызлова И.К. Один из источников "Войны и мира" // Яснополянский сборник. Тула; Приокск. кн. изд-во, 1978. -С. 184-193.
48. Гулыга А.В. Искусство истории. М.: Современник, 1980. - Глава: Философия русской истории (Опыт прочтения романа Л.Н.Толстого "Война и мир"). - С. 240-260.
49. Дмитриев to.А. Мелочи из запаса моей памяти. М., 1854. - С. 1-249.
50. Драгомиров ш.И. "Война и мир" с военной точки зрения: Статья вторая // Оружейный сборник, 1869. № I. - С. 69-122.
51. Дубровин НМосква и граф Ростопчин в 1812 г. (Материалы для внутренней стороны 1812 года) // Военный сборник, 1863. № 7. - С. 99-155; № 8. - С. 420-471.
52. Дубровин Н.Ф. Наполеон I в современном ему русском обществе и в русской литературе // Русский вестник, 1895. -№ 4. С. 214-243.
53. Дурова Н.А.7 Кавалерист-девипа: Происшествие в России. СПб., 1836. - Ч. 1-2.
54. Ермолов А.П. Записки. М., 1865. - Ч. I: I80I-I8I2. - С. 1-385.
55. Желябужский Е. Отечественная война 1812 года и Кутузов. М., 1873. - С. I—108.
56. Жилин П.А, Отечественная война 1812 года. М.: Наука, 1988. - С. 1-495.
57. Жиркевич И.С. Записки // Русская старина, 1874. -№ 8. С. 636-666; № IX. - С. 411-450.
58. Жихарев С.П. Записки современника с 1805 по 1819 год. Часть I: Дневник студента. СПб., 1859. - С. 1-400.
59. Жомини А.А. Политическая и военная жизнь Наполеона:
60. Перевод с фр. П.Линдфорса. СПб., 1844, - Ч. 1-2.
61. Жуков И.&. мысли и замечания о плане отступления русских войск внутрь империи при нашествии Наполеона, изложенном г. Богдановичем // ЧОИДР, 1867. Кн. 4. - Смесь. - С. 1-23.
62. Жуков И.О. Разбор известий о казни купеческого сына Верещагина // Там же, 1866. Кн. 4. - Смесь. - С. 248-258.
63. Загоскин М.Н. Рославлев, или Русские в 1812 году: Изд. 3-е. .й. , 1851. - Ч. 1-4.
64. Зацденшнур S.E. "Война и мир" Л.Н.Толстого: Создание великой книги. М.: Книга, 1966. - Глава: История глазами художника. - С. 328-374.
65. Зайпев А. Воспоминания о походе 1812 года, составленные из рассказов офшера. М., 1853. - С. 1-36.
66. Зайцев А.Д. Петр Иванович Бартенев. М.: Моск. рабочий, 1989. - С. I-I72.
67. Зотов P.M. Леонид, или Некоторые черты из жизни Наполеона: Изд. 3-е. to., 1857. - Ч. 1-4.
68. Зотов P.M. Рассказы о походах 1812 и 1813 годов. -СПб., 1836. С. 1-183.
69. Кирпичников А.И. Московское общество в изображении Грибоедова и Л.Н.Толстого // Кирпичников А.И. Очерки по истории новой русской литературы: Изд. 2-е, доп. М., 1903.1. Т. 1. С. 398-439.
70. Ключевский В.О. М.П.Погодин // Ключевский В.О. Сочинения в 9-ти т. Т. 7. - М.: Мысль, 1969. - С. 280-297.
71. Ковалевский Е. Граф Блудов и его время (Царствование императора Александра I) СПб., 1866. - С. 1-180, 234-259.
72. Комаровский Е.Ф. Из записок // Русский архив, 1867. -С. 764-788, 1276-1287.
73. Кони Ф. Луи-Адольф Тьер: Краткий биографический очерк // Тьер А. История консульства и империи во Франции: Перевод Ф.Кони. Ч. 1. - СПб., 1846. - С. у-т.
74. Корбелепкий Ф.И. Краткое повествование о вторжении французов в Москву и о пребывании их в оной, описанное с 31 августа по 27 сентября 1812 года с присовокуплением собственного странствования. СПб., 1813. - С, 1-87. ч
75. Кормилов С.И., Хализев В.Е. Роман Л.Н.Толстого "Война и мир". М.: Высшая школа, 1983. - С. I-II2.
76. Корф М.А. Жизнь графа Сперанского. СПб., 1861. -Т. 1-2.
77. Корф М.А. Из бумаг о графе Сперанском, в дополнение к его жизни // Русский архив, 1867. С. 432-455.
78. Краснов Г.В. Богучаровский бунт и его социально-исторические источники // Л.Н.Толстой: Статьи и материалы. У.- Горький, 1963. С. 133-149.
79. Краснов Г.В. Герой и народ. М.: Сов. писатель, 1964. - С. 80-233.
80. Кузминская Т.А. Моя жизнь дома и в Ясной Поляне. -М.: Правда, 1966. С. 1-559.
81. Лажечников И./Й.7 Походные записки русского офицера.- М., 1836. С. 1-286.
82. Леонтьев К.Н. О романах гр. Л.Н.Толстого: Анализ, стиль и веяние (критический этюд). М., I9II. - С. I-I52.84. /Лесков H.C.J7 "Война и мир". Сочинение гр. Л.Н.Толстого: Том шестой // Биржевые ведомости, 1870. № 149.
83. Липранди И.П. Материалы для Отечественной войны 1812 года: Собрание статей. СПб., 1867. - С. I-2I2.
84. Липранди И.П. Некоторые замечания, почерпнутые прейсущественно из иностранных источников, о действительных причинах гибели наполеоновых полчищ в 1812 году. СПб., 1855.- С, I-2I6.
85. Липранди И.II. Опыт каталога всем отдельным сочинениям об Отечественной войне 1812 г. II, 1876. - С. 1-У1, I-I16.
86. Липранди И.П. Пятидесятилетие Бородинской битвы, или Кому и в какой степени принадлежит честь этого дня?: Извлечено исключительно из иноземных писателей. М., 1867.1. С. 1-314.
87. Лихачев Д.С. Лев Толстой и традиции древней русской литературы // Лихачев Д.С. Литература реальность - литература. - Л.: Сов. писатель, 196I. - С. 127-157.
88. Ломунов К.Н. "Война и мир" Л.Н.Толстого: К столетию первого издания романа. М.: Знание, 1969. - С. 1-48.
89. Ломунов К.Н. Жизнь Льва Толстого. М.: Худ. литература, 1961. - С. 1-254 /о "Войне и мире" - С. 68-867.
90. Ломунов К.Н. Лев Толстой об искусстве и литературе // Лев Толстой об искусстве и литературе. М.: Сов. писатель, 1958. - Т. I. - С. 5-67.
91. Лонгинов М.Н. Новиков и московские мартинисты. М., 1867. - С. 1-384.
92. Любенков Н. Рассказ артиллериста о деле Бородинском.- СПб., 1837. С. 1-76.
93. Манаев Н.С. Панорамность как композиционный приншп батальной живописи первой половины XIX века и художественный прием в "Бойне и мире" Л.Н.Толстого // Вопросы русской и зарубежной литературы. Тула, 1971. - С. 86-10U.
94. У7. мансрред А.З. Наполеон Бонапарт. М.: мысль, 19У1.- С. 1-723.
95. Маслов С.А. Пятидесятилетие Бородинской битвы и Спа-собородинский монастырь. М., 1862. - С. 1-35.
96. Мережковский Д.С. ЛЛ'олстой и Достоевский. СПб., 1903. - Т. I: Жизнь и творчество Л.Толстого и Достоевского.- С. 175-374.
97. Митаревский Н.Е. Воспоминания о Бородинском сражении // Русский инвалид, 1861. № 119, 120.
98. МихайловскиьЬДанилевский А. И. Записки о походе 1813 года: 2-е изд. СПб., 1836. - С. 1-Х, 1-559.
99. Михайловский-Данилевский А.И. Записки 1814 и 1815 годов: 2-е изд. СПб., 1832. - С. 1-370.
100. Михайловский-Данилевский А.И. Описание первой войны императора Александра с Наполеоном в 1805 году, по Высочайшему повелению сочиненное. СПб., 1844. - С. 1-290.
101. Михайловский-Данилевский А.И. Описание второй войны императора Александра с Наполеоном в 1806-1807 годах, по Высочайшему повелению сочиненное. СПб., 1846. - С. 1-УШ, 1-424.
102. Михайловский-Данилевский А.И. Описание Отечественной войны в 1812 году, по Высочайшему повелению сочиненное. СПб., 1839. - Ч. 1-4.
103. Ыотылева T.J1. "Война и мир" за рубежом. №.: Сов. писатель, 1978. - Главы: Война в настоящем ее выражении. -С. 319-356; Разрушение Наполеоновской легенды. - С. 357-388.
104. Муравьев Н.Н. Записки // Русский архив, 1885. -№ 9-11. 1886. - № 1-2.
105. Мухин В.В. Поэтика раннего Л.Н.Толстого и роман-эпопея "Война и мир". Автореф. дисс. . канд. филол. наук. -№.: ЖТШ, 1980. С. 1-16.
106. Неелов Н.Д. Опыт описания Бородинского сражения. -к., 1839. С. 1-131.
107. Николаева Е.В. Лев Толстой и древнерусская литература (Проблема творческого освоения древнерусского литературного наследия): Автореф. дисс. . канд. филол. наук. М.: Ш1М, 1980. - С. 1-17.
108. Окунев Н. Рассуждение о больших военных действиях, битвах и сражениях, происходивших при вторжении в Россию в 1812 году. СПб., 1833. - С. 1-262.
109. Оленин А.Н. Рассказы из истории 1812 года// Русский архив, 1868. С. 1983-1999.
110. Опульекая Л.Д. Роман-эпопея Л.Н.Толстого "Война и мир": Книга для учителя. №.: Просвещение, 1967. - С. I-I76.
111. Орлова С.В, Документ в стиле романа "Война и мир" Л.Н.Толстого // Факт и художественный образ: Межвуз, сб. научи. трудов. Иваново, 1989. - С. 53-67.
112. О'Рурк А./И./ Дополнение к статье "Война и мир" А.Норова // Военный сборник, 1868. № 12. - Современное обозрение. - С. 63-64.
113. Перовский В.А. Из записок // Русский архив, 1865. -С. I031-1058.
114. Петерсон Н.П. Из записок бывшего учителя // Международный толстовский альманах, составленный П.А.Сергеенко.
115. М.: Книга, 1909. С. 257-268.
116. Петров С.М. Русский исторический роман XIX века. -М.: Худ. литература, 1964. Глава восьмая: "Война и мир" Л.Н.Толстого как исторический роман. - С. 315-437.
117. Погодин М.П. Алексей Петрович Ермолов: Материалы для его биографии. М., 1864. - С, 1-Ж), 1-452.
118. Полевой Н.А. Повесть о великой битве Бородинской, бывшей 26-го августа 1812 года. СПб., 1844. - С. I-I92.
119. Полевой Н.А, История Наполеона. СПб., 1844-1848. - Ч. 1-5.
120. Попов А.Н. Дело о Верещагине (обвиненном гр. Ростопчиным в государственной измене) // Братская помощь семействам Боснии и Гериоговины. СПб., 1876. - С. 433-469.
121. Попов А.Н. Москва в 1812 году. М.', 1876. - С. 1-237.
122. Похвиснев И. Журнал или записки войны, открытой французами в России 1812 г., писанные на маршах и бивуаках Украинской казачьей дивизии. М., 1830-33. - Ч. 1-2.
123. Примечания о французской армии последних времен с 1792 по 1807 год: Перев. с франц. СПб., 1808. - С. 1-178.
124. Пюибюск. Письма о войне в России в 1812 году. Перевод А.Рюмина. М., 1833. - С. I-2I6.
125. Р/адожицкий/ И./1'.у Походные записки артиллериста с 1812 по 1816 год. to., 183b. - Ч. 1-4 /Использованы в "Войне и мире" - Ч. 1-2/.
126. Розанова Л.И. Некоторые композиционные приемы полемики Л.Толстого с историческими источниками "Войны и мира" // Вопросы русской литературы: Респ. межведомств, научн. сборник. Вып. I (3D. - Львов, 1978. - С. 70-76.
127. Розанова Л.Н. Своеобразие композиции романа Л.Н.Толстого "Война и мир". Автореф. дисс. . канд. филол. наук. -М.: МИ, 1975. С. 1-22.
128. Ростопчин §.В. Правда о пожаре Москвы: Перевел с франц. А.Волков. М., 1823. - С. 1-69.135. /Рязаниев к.J Воспоминания очевидца о пребывании французов в Москве в 1812-м году: С видом пожара Москвы. 1. М., 1862. С. 1-УШ, 1-334.
129. Сабуров А.А. "Война и мир" Л.Н.Толстого: Проблематика и поэтика. М., МГУ, 1959. - С. 1-602.
130. Скафгымов А.Г1. Образ Кутузова и философия историив романе Л.Толстого "Война и мир" // Скафгымов А. Нравственные искания русских писателей. М.: Худ. литература, 1972. - С. 182-217.
131. Скобелев Й.Н. Подарок товарищам, или Переписка русских солдат в 1812 году. СПб., 1833. - С. 1-205.
132. Скотт В. Жизнь Наполеона Бонапарта, императора французов: Перевел с англ. С. де Шаплет: Изд. 2-е. СПб., 1836-37. - Ч. 1-4.
133. Сливипкая О.Б. Человек и мир в романе Л.Н.Толстого "Война и мир". Автореф. дисс. . доктора филол. наук. Л.: ЛГУ, 1988. - С. 1-32.
134. Страхов Н.Н. Сочинения гр. Л.Н.Толстого // Страхов Н.Н. Литературная критика. М.: Современник, 1984.1. С. 233-352.
135. Тарле Е.В. Лев Толстой и миссия генерала Балашева // Тарле Е.В. Сочинения: В 12 т. Т. II. ~ М.: АН СССР, 1961. - С. 752-754.
136. Тарле Е.В. Наполеон // Там же. Т. 7, 1959. -С. 13-434.
137. Тарле Е.В. Нашествие Наполеона на Россию // Там же.- С. 435-738.
138. Тартаковский А.Г. 1812 год. Военные дневники. -М.: Сов. Россия, 1990. Из содержания: 1812 год глазами современников. С. 5-28; Н.Д.Дурново. - С. 31-48; Д.М.Волконский. - С. 114- 131;-ИД.Липранди. - С. 226-237.
139. Тартаковский А.Г. 1812 год и русская мемуаристика.- М.: Наука, i960. С. 1-312.
140. Толстая С.А. Дневники; Б 2-х т. М.: Худ. литература, 1978. - Т. I. - С. 37-468, 495-511.
141. Толстой И.А. "Золотой мост" // Нева, 1986. № 3.- С. 198-202.
142. Толстой Д.Н. Война и мир. М.: Тип. Т.Риса, 1868= 69. - Т. 1-6. /первая печатная редакция/.
143. Толстой Л.Н. Война и мир // Толстой Л.Н. Сочинения: Изд. 3-е. М., 1873. - Т. 5-8. /вторая печатная редакция/.
144. Толстой Л.Н. Переписка с русскими писателям. М.: Худ. литература, 1978. - Т. I. - С. 49-495.
145. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений /в 90 т./. -М.-Л. : ГШ, 1928-1958. Т. 4, 9-16, 46, 48, 61, 74, 83.
146. Толстой Н.И. Письма Н.И.Толстого из армии 1812= 1813 г.: Публикация, вст. статья и примеч. Н.И.Азаровой // Странник: Литература, искусство, политика. М., 1991. -Вып. I. - С. 67-74.
147. Толстой С.Л. Мать и дед Л.Н.Толстого. М.: Федерация, 1928. - С. 1-154.
148. Толстой С.Л. Федор Толстой Американец. М.: Современник, 1990. - С. 1-64.
149. Толстой С.М. Толстой и Толстые: Очерки из истории рода: Сокр. перевод с франц., сост. и коммент. Н.И.Азаровой.- М.: Сов. Россия, 1990. С. 1-227.
150. Толстой Ю.В. Записки сэра Роберта Вильсона о нашествии Наполеона на Россию и об отступлении его армии // Русский вестник, 1862. № I. - С. 129-195.158. /Толь К.Ф*/ Описание битвы при селе Бородине 24 и 26 августа 1812 года. СПб., 1839. - С. 1-63.
151. Троицкий В.Ю. О традициях русской романтической прозы в творчестве Л.Толстого (К вопросу об истоках жанра романа "Война и мир") // Толстой и литература народов СССР. -Ереван: Изд-во Ереванского университета, 1978. С. 85-100.
152. Тургенев И.С. /Редактору XIX-е ". // Тургенев И.С. Собр. соч. в 12-ти т. М.: Худ. литература, 1979. - Т. 12. - С. 360-362.
153. Фейнберг И.Л. Страница "Войны и мира": Толстой и записки Волховского // Фейнберг И.Л. Читая тетради Пушкина: Изд. 2-е. к,: Сов. писатель, 1981. - С. 425-430.
154. Черепнин Л.В. Исторические взгляды классиков русской литературы. М.: Мысль, 1968. - Очерк десятый: Россия во второй половине XIX - начале XX в. и Лев Толстой как историк. - С. 295-334.
155. Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи: Изд. 2-е. М.: Сов. писатель, 1975. - Гл. 3-я: Работа Льва Толстого над романом о декабристах. - С. 120-143; - Гл. 4-я: Новаторство Льва Толстого в романе-эпопее "Война и мир". - С. 144= 215.
156. Шаликов II.И. Историческое известие о пребывании в Москве французов 1812 года. М., 1813. - С. 1-63.
157. Шишков А./С./ Краткие записки адмирала А.Шишкова, веденные им во время пребывания его при блаженной памяти Государе Императоре Александре Первом в бывшую с французами в 1812 и последующих годах войну. СПб., 1831. - С. 1-209.
158. Шишков Н.П. Воспоминание о князе Смоленском М.И. Голенищеве-Кутузове // Русский архив, 1866. С. 460-471.лЪУ. Шкловский В./Ё.У Матерьял и стиль в романе Льва Толстого "Война и мир". М.: Федерация, /19287. - С. I-25I.
159. Шмидт А. Объяснительные ответы на запросы А.Я.Булгакова // Русский архив, 1864. С. 809-833.
160. Щербинин А.А. "Война и мир"; Замечания мои на 5 том // ЧОВДР, 1912. Кн. 4. - П. - С. 4-10.
161. Цербинин М.П. Биография ген ера л-фельдмаршала князя М.С.Воронпова. СПб., 1858. - С. 1-354.
162. Эйдельман H.fi. "Где и что Липранди?." // Э£Шель-ман Н. Обреченный отряд. М.: Сов. писатель, 1987.1. С. 362-391.
163. Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой: Книга вторая; Шестидесятые годы. Л.-М.: ГИХЛ, 1931. - С. 1-424.1. PL- -/2 € & ^ ^SZ-S-^Cc/Zг &
164. УW sny а ?/г Уе /f^S/e /а^с
165. У?О, йг-d^dT У c^Cesrг^У<гУобе У-УУУг е Уе &ю. Уг^ УаеУ^сс^ У -&У ^УУУ&^^гсг^гУ,пУ^У^г^ /l/ус^УУ^-г У Уа/п ЛУ-УУ/ze. Foc/z/У у У О . - /А 'г
166. У/У ^гиг^ущ^гУ1 - ^ e^Ce^z^y't^f
167. У ^ ^ УУ4 У //-уу; 'У^тъУ^ ^- У У '
168. УЗУ. cyyesb^tty у'У /Уауб^УУ^ ^УйУУос^УгГ — ТУа^/У^ : У^е^г^^гг^У? УЬ^^/я^У&^-^е^.- Уъ-^х^УУе^. - 7Г У-S,1. У?. ~УГd У'о^пУ-е- УУУУуг^. Уе^гУ^гял- Уа^аУл^а sz^ ^У {Уегтуо^ъУа^гУ? ^^ y^A^yy-s УУУУа^г /ЪУУ УУУУ, yks-сУ ^ УУУ4. У-У
169. Уос,^ У * eetc& 'z^ УУ ^ ^ УёУУУгу1 /-Уел „ f^z^ ^ «1. CaJL/'&i* fe&^J3: T^s/tr
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.