Исследование языка графического дизайна тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат искусствоведения Черневич, Елена Всеволодовна

  • Черневич, Елена Всеволодовна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 1975, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 196
Черневич, Елена Всеволодовна. Исследование языка графического дизайна: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Москва. 1975. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Черневич, Елена Всеволодовна

Введение .I

Глава I / Графический дизайн в системе визуальных коммуникаций . II I. Краткая характеристика графического I дизайна как специфической профессиональной деятельности . II

2. Графический дизайн и проблемы I визуализации

Глава П . Основные способы визуализации смысла в дизайн-графике

1. Семиотические средства анализа визуальных текстов

2. Исследование визуальных текстов с точки зрения семантических трансформаций

3. Визуализация смысла посредством структуры текста.

Глава Ш . Исследование структуры серийных текстов л.

1. Семиотические средства анализа серийных текстов.

2. Исследование серий-наборов по переменным и постоянным признакам

3. Визуализация процессов с помощью моносерий

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Исследование языка графического дизайна»

В последнее десятилетие в нашей стране стал развиваться графический дизайн как самостоятельная область художественного конструирования. При создании графических объектов идет процесс освоения художественно- конструкторского подхода. Культивируется специфически дизайнерское мышление, совмещающее традиционную для графика заботу о художественном результате с заботой о целесообразности решения и его функциональной направленности. Разрабатывая упаковку, рекламу, системы графических знаков и другие средства визуальных коммуникаций, графический дизайн призван сыграть важную роль в решении задачи повышения качества продукции и культуры обслуживания, совершенствования организации торговли и общественного питания, выдвинутой XIIУ съездом КПСС. Деятельность дизайнеров-графиков приобретает все большую значимость в жизни нашего общества.

Становление профессии дизайнера-графика и связанные с этим практические проблемы определения ее задач, методов и средств, а также проблемы организации образования вызвали необходимость теоретического и методического исследования этой деятельности. В технической эстетике, однако, вопросы графического дизайна еще не заняли сколько-нибудь заметного места. Общие проблемы новой профессии затронуты лишь в нескольких статьях 182, 85, 132] Ряд работ посвящен

Здесь и далее цифрами в квадратных скобках обозначается литература с соответствующим порядковым номером в библиографии к настоящей диссертации. методике художественного конструирования отдельных объектов - упаковки, товарных знаков и т.п.; основную же часть публикаций в отечественной периодической литературе представляют собой рецензии на выставки промграфики и информация об отдельных проектах или проектных группах [47, 68, 107, 108] . Книги, написанные в последнее время о рекламе [ 19, 42, 43, 66] , рассчитаны на непрофессионального читателя и поэтому серьезные теоретические задачи в них не ставятся.

Любое произведение дизайн-графики предназначено в п первую очередь для решения той или иной коммуникативной задачи и, соответственно, в деятельности дизайнера-графика основное значение имеет ее коммуникативный аспект. Превращая заданную информацию (в широком смысле слова) в графические знаки и образы и проектируя тем самым средства визуального общения, дизайнер выступает в роли визуального ч коммуникатора. Поэтому профессия дизайнера-графика имеет прямое отношение к процессу визуализации, играющему заметную и все возрастающую роль в современной культуре. Графи-' ческий дизайн, наряду с телевидением, кино и другими сферами визуального творчества, развивает свои специфические средства выражения, углубляет общий процесс визуализации.

Настоящая диссертационная работа посвящена исследованию языка графического дизайна, т.е. исследованию профессиональных средств графического дизайна как специфической системы. Эта тема развернута в работе на фоне общей проблемы визуализации. Выбор темы связан с тем, что вокруг нее концентрируются все основные профессиональные проблемы графического дизайна, проблемы, решение которых является насущной потребностью сегодняшней практики. Способы ое-г мысления, освоения и применения профессиональных средств графического дизайна прямо относятся к вопросу о его языке. Поэтому их изучение имеет непосредственное мето-1 дическое и практическое значение. Известно, что именно способность "видеть" средства как таковые и умение мыслить ими составляет первый признак всякого профессионал лизма. Профессиональное достоинство дизайнера определяется тем, насколько свободно и широко он владеет визуальным языком, насколько тактично он соблюдает, а с другой стороны, развивает правила языкового поведения*

При выборе темы учитывалась и педагогическая практика в области графического дизайна. В большинстве зарубежных дизайнерских школ обучение ориентировано на воспитание профессионала-универсала, который с равным успехом подготовлен к созданию самых различных объектов. Преподавание не специализировано по каким-либо объектам дизайн-графики, но направлено на развитие визуального мышления и раскрытие общих закономерностей визуального языка. Принимая во внимание современную методику преподавания графического дизайна, плодотворные результаты которой налицо, представляется целесообразным выявить в процессе исследования эти общие закономерности визуального языка.

Для искуствоведческой работы в области дизайнграфики необходимо развитие специфических исследовательских средств. Утилитарные функции, свойственные продуктам дизайна, требуют принципиально иного подхода к анализу и оценке дизайн-графики, по сравнению с традиционным искусствоведческим подходом к анализу, например, станковой графики и вообще изобразительного искусства. Конечно же лучшим образцам дизайн-графини присуще высокое художественное мастерство (рука дизайнера, по идее гвсегда есть рука художника), но между тем есть и ряд новых профессиональных характеристик, которые должны быть вскрыты и осмыслены искусствоведом. Вряд ли можно рассчитывать на адекватную оценку, например, ряда фирменных бланков, если анализировать такой объект с позиций традиционных искусствоведческих понятий.

Перед искусствоведением, в частности и перед данной работой, стоит задача распространить свое внимание на область графического дизайна и ©©ответственно выработать новые методические и теоретические средства для изучения этой области визуальной культуры. Важно научиться понимать процесс дизайнерского мышления и видеть, как в дизайн-графике претворяется конкретная функциональная задача в художественный образ.

В настоящей работе, обращенной к исследованию проблем! визуализации и коммуникации, искусствоведческий подход объединяется с семиотически-коммуникативным и предлагаются средства научного анализа, основанные на идеях и методах современной семиотики и в первую очередь советской лингви-1 стико-семиотической школы ХК И, соответственно, в понятие "язык" вкладывается то широкое содержание, которое принято в семиотике - ". любая упорядоченная система,5 служащая средством коммуникации и пользующаяся знаками1* [ 81, с. II] .

Практическая важность привлечения к искусствоведческому анализу семиотически-коммуникативного подхода состоит в том, что с его помощью изучаются универсальные и системные характеристики языка, относящиеся ко всей области объектов: графического дизайна. Тем самым наша работа отвечает интересам дизайнера широкого профиля.

Семиотика, росшая параллельно с лингвистикой, больше всего занималась проблемами естественного языка, знаковые же системы других типов только начинают ею осваиваться. Поле интересующих нас визуальных текстов графического дизаЙ7 на здесь еще практически не разработано. Однако ориентируясь на принципиальные научные достижения семиотики в исследованных ею областях, можно предположить, что анализ визуальных текстов с точки зрения семиотики будет также плодотворен!

В диссертационной работе ставится следующая цель: представить деятельность дизайнера-графика с семиотически-коммуникативной точки зрения и исследовать характерные особенности визуального языка графического дизайна. Исследование проводится на материале конкретных объектов дизайн

Семиотика, как известно, является наукой о системах коммуникаций и соответствующих им языках, существующих в самых различных областях человеческой деятельности. Поскольку в отечественной литературе последнего десятилетия широко отражены исследования по семиотике, то представляется излишним в рамках нашей работы снова давать характеристику этой науки и повторять ее известные положения. графики и ориентировано на получение практических результатов, имеющих прямой выход в методику и пропедевтику графического дизайна. Для достижения этой цели в работе будут выработаны и изложены теоретические средства и методические принципы анализа визуальных текстов. 0 наконец, проведен сам анализ, охватывающий широкий круг реальных объектов, в процессе которого будут выявлены основные закономерности языка графического дизайна.

Поскольку исследованию подлежат профессиональные проблемы графического дизайна, его теории и методики, то семиотический подход использован здесь лишь в той мере, в какой это необходимо для достижения нашей цели. Мы надеемся, что читатель, даже практически не знакомый с собственно семиотической литературой (но все-таки относящийся к семиотике без предубеждения), сможет правильно и без особого труда воспринять текст настоящей диссертации. Причем, как нам представляется, по мере конкретизации и перехода к рассмотрению реальных объектов графического дизайна, причастность семиотики к рассматриваемым вопросам становится вполне очевидной, а практическое значение решения проблем графического дизайна, связанных с семиотикой, безусловно оправдает неизбежное обращение к непривычной для дизайнеров-художников терминологии.

Несмотря на то, что вопроеы семиотического изучения визуальных коммуникаций признаются актуальными как в семиотике, так и в дизайне, их исследование фактически только начинается. Советская семиотическая литература весьма разнообразно отражает отечественный и мировой опыт семиотических исследований в разных областях, но, за исключением самых общих и предварительных подходов к проблеме [99, 109, 123] , мы не имеем никаких специальных исследований.

В литературе по дизайну семиотические вопросы не вышли изт j стадии постановки [8, 24, 50, 83] .

Семиотическому рассмотрению проблем дизайна был посвящен ряд работ ведущих преподавателей Ульмской школы художественного конструирования [21, 24, 88] . Следует упомянуть и "информационную эстетику" - направление исследований, развиваемое так называемой штуттгартской школой, имеющее много точек соприкосновения с семиотикой [14-7, 148, 180] .

Однако все перечисленные работы непосредственно не связаны с языком графического дизайна, и мы использовали эту литературу в первую очередь в процессе выработки методов исследования, представленного в диссертации.

Следует особо подчеркнуть тот факт, что все исследование ориентировано на поиск общих закономерностей структур и связей визуальных текстов и поэтому его результаты могут быть равным образом учтены и использованы при анализе любых объектов, рассматриваемых как визуальный текст (например, анализ продуктов художественного конструирования с точки зрения значения их структуры и композиции, т.е. когда необходимо проанализировать "вещь, данную глазу", вещь как визуальный текст). Этим определяется практическое значение работы и ее место в теории дизайна в целом, поскольку визуально-коммуникативный аспект наличествует в любом дизайнерском проекте, хотя и не в столь активном залоге, как в дизайн-графике. В ряде же случаев этот аспект может иметь существенное значение: например, при проектировании различного рода пультов и табло, выставочного и торгового оборудования и т.п.

Диссертационная работа состоит из трех глав и заключения.

В первой главе - "Графический дизайн в системе визуальных коммуникаций" - дается характеристика графического дизайна как специфической профессиональной деятельности, рассматривается ее социально-культурный аспект, анализируется современное состояние и профессиональные задачи графического дизайна в нашей стране и за рубежом.

Особое внимание уделяется представлению деятельности дизайнера-графика как визуального коммуникатора и соответственно описанию Общего процесса визуализации культуры, в который включена эта деятельность. Для этой цели вводятся понятия визуального текста и визуальной установки, важнейшие для исследования деятельности в рассматриваемом аспекте.

Вторая глава - "Основные способы визуализации смысла-] в дизайн-графике" - посвящена рассмотрению произведений дизайн-графика с точки зрения основных приемов визуализации, в них осуществленных. Задача исследования заключается^ в том, чтобы выявить целостную систему способов визуализа-к ции, характерных для современного визуального мышления дизайнера-графика, предложив соответствующее основание такой системы.

Непосредственно в практике графического дизайна отношение к системе основных приемов визуализации существенно противоречиво. Как известно, важнейшим принципом профеесио-» нальной деятельности в этой сфере является разнообразие и неповторимость графических решений. Тем не менее многие признаки свидетельствуют об универсальности и системности языка, которым оперируют в графическом дизайне. Бри этом речь идет не о частных изобразительных средствах, которые, попадая в русло моды, распространяются в графике всех континентов, но о тех единых внутренних нормах организации визуального текста, которые присущи языку графического дизайна в целом. Существование таких норм подтверждает, например, сама возможность особой системы образования дизайнера-универсала, которая характерна для ведущих дизайнерских школ. В основе хорошо известной изобретательности рекламных художников в нахождении остроумных и точных решений, несомненно, лежат определенные механизмы визуального мышления.

Не исчерпывая разнообразия выразительных средств визуального языка, система основных приемов визуализации образует, вместе с тем, ту его операциональную основу, вне свободного владения которой невозможно целенаправленное решение дизайнерских задач любой сложности.

В качестве примеров конкретных визуальных текстов, на анализе которых построено исследование и во второй и в третьей главах, мы намеренно старались выбрать самые различные объекты дизайн-графики — среди них и плакаты, и рекламные объявления, и знаки, и упаковка, и фирменный стиль. И, тем самым, стремились лишний раз подчеркнуть, что задачи, решаемые в исследовании, касаются общих принципов языка графического дизайна. Большая часть анализируемых примеров относится к образцам зарубежного графического дизайна. Его широкая практика и соответственно большое число пе- о риодических изданий, отражающих ее, позволили найти более наглядные и дифференцированные примеры.

В третьей главе - "Семиотическое исследование структуры серийных текстов" - исследуется структура серий, составляющих важную часть заданий, разрабатываемых в настоящее время графическим дизайном. Исследование строится *■ как и ранее - вводятся и поясняются новые исследовательские средства, а затем в процессе анализа конкретных серийных текстов определяются основные принципы их построения, проводится классификация серийных текстов и т.д.•

Структура серий рассматривается и со стороны переменных составляющих и со стороны инвариантных признаков, что позволяет показать действие противоположно направленных сил - "подобия и различия" - , выражающих существо серийной организации произведений дизайн-графики.

Заключение содержит основные выводы из проделанного исследования и показывает, в каком отношении к теории, методике и практике графического дизайна находится данная работа.

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Черневич, Елена Всеволодовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование языка графического дизайна столкнулось с необходимостью охватить проблемы коммуникации и визуализации, как специфичные для продуктов данной деятельности, и тем самым ввести в искусствоведение новую проблематику.

В основу анализа конкретных произведений современной дизайн-графики, которому посвящена основная часть настоящей работы, положен семиотический подход. Как мы старались показать, с помощью семиотики удается подобрать ключ к исследованию достаточно новой для искусствоведения с|еры, художественной и утилитарной одновременно.

Все понятия, заимствованные из семиотики, интерпретируются в согласии со спецификой графического дизайна. В результате можно считать, что исследование оперирует новыми, преобразованными средствами, не сводимыми в чистом виде к средствам общей семиотики. Данная работа демонстрирует, таким образом, тот способ, которым возможно освоение семиотических средств в деле изучения языка графического дизайна.

Одним из существенных моментов предложенного подхода является возможность его использования для анализа продуктов дизайн-графики любого вида. Принципиально важно, что этот подход равным образом пригоден для анализа как Только в рамках науки "дизайноведения", когда она получит автономность, отпадет необходимость оговаривать эту двуединую сущность дизайнерской деятельности; и именно она станет предметом научного интереса. плаката, ранее других вошедшего в практику искусствоведения, так и, например, фирменного стиля или комплекса знаков, еще не нашедших в ней своего места. В работе предлагается типология визуальных текстов, отражающая основные, принципиально возможные способы выражения, характерные для современного языка дизайн-графики. Рассмотрены примеры визуальных текстов, построенных на приемах синонимии, метафоры, метонимии, расширения, сужения и антонимии, показана специфика каждого из названных приемов и особенности их использования в графическом дизайне. Эмпирический анализ конкретного материала доказал существование системы основных приемов визуализации и подтвердил правомерность использования семиотических понятий в деле исследования и проектирования языка графического дизайна.

К уровню основных приемов визуализации непосредственно относятся такие представления, как "образ", "решение", "ход", традиционно обсуждаемые в художественной практике. Свободное и продуктивное визуальное мышление и есть, по существу, умение целенаправленно оперировать основными приемами визуализации, позволяющими так или иначе изобразить заданный смысл. Удачный ход, остроумное решение, убедительный образ достигаются тогда, когда автор нашел точное и неожиданное направление для выражения требуемого содержания.

В этом, по-видимому, и заключается специфически художническая способность дизайнера - актуализировать и отбирать те направления ассоциаций, которые наиболее точно и полно подлежат визуальному выражению. Профессиональное мастерство дизайнера-графика сказывается главным образом в том, насколько быстро среди роя ассоциаций он находит то самое решение, которое он с полным удовлетворением может предъявить как продукт своего труда.

Представляется важным проведенное в диссертационной работе исследование структуры серийных текстов, ибо проблемы серийной дизайн-графики еще практически не освоены искусствоведением, но между тем проектирование серий относится к числу наиболее интересных и сложных задач современного дизайна.

Все множество серийных произведений графического дизайна в соответствии с двумя принципиально различными типами их структуры предложено разделить на два класса: серии-наборы и моносерии. При исследовании серий-наборов проведен анализ по переменным и постоянным признакам серии. Рассмотрены различные виды синтаксической структуры серийных текстов - от простейшей структуры, когда в серии претерпевает изменение лишь один признак одного сегмента, до все более сложных, имеющих много переменных признаков и характеризующихся подвижной организацией элементов внутри отдельных текстов. Этот анализ позволил показать действие противоположно направленных сил -"подобия и различия" - выражающих существо серийной организации визуальных текстов.

Создание гибкой структуры имеет важное практическое значение при проектировании фирменного стиля, который рассматривается в диссертационной работе как пример наиболее сложно организованного серийного текста. Лучшие образцы фирменной графики демонстрируют большое разнообразие в решении отдельных объектов, составляющих комплекс. В основе таких решений лежит общий принцип: структура фирменного стиля обладает одновременно и высокой мерой констант и большой вариабельностью.

Особое внимание уделено семантической функции серий. На анализе конкретных примеров показано, что за счет самого принципа варьирования внутри серии образуются дополнительные значения, накладывающиеся на содержание каждого отдельного текста. Варьирование способствует переключению внимания с конкретных фактов, запечатленных в отдельных визуальных текстах, на ведущую тему серии. Дополнительный смысл, который несет серия в целом, выявляется в первую очередь при визуальном соотнесении ее составляющих (т.е. на уровне сопоставления планов выражения), в то время как для единичного произведения смысл изображенного формируется на стыке его визуальной и вербальной частей.

Своеобразные возможности языка графического дизайна демонстрируют способы визуализации, рассмотренные в заключительных разделах П и Ш глав ("Визуализация смыела посредством структуры текста" и "Визуализация процессов с помощью моносерий"). Здесь исследуются такие визуальные тексты, значение которых непосредственно связано с их синтаксической структурой.

Первый способ состоит в том, что в визуальном материале произведения явно выделяется какая-то структура и составляющие ее элементы. План выражения могут образовывать геометрические или шрифтовые формы, колористические или светотеневые композиции и тому подобные структуры. Синтаксическая структура наделяется при этом прямой семантической функцией, так что отношение типа "структура-элемент" выступает как носитель основного значения, сообщаемого текстом. Содержание может выражаться, например, посредством соотношения и порядка элементов, непрерывности, ритма, симметрии. Эти пространственные и цветовые отношения акцентируются в графической композиции, они наделены значением и являются смыслообразующими элементами сообщения.

Такой специфический прием визуализации используется для выражения любых смыслов, которые можно представить себе пространственно. Владея азбукой визуальных форм и организацией таких характеристик пространственной струк-^-туры как "равномерное-неравномерное", "сгущенное-разряженное", "уравновешенное-неуравновешенное" и т.д., художник имеет возможность осуществить визуализацию сложных тем и понятий, которые раньше не подлежали визуальному выражению.

Второй способ визуализации отличается от описанного тем, что значащим в плане выражения является не отношение "структура-элемент", а отношение "процесс и его отдельные состояния". При этом семиотизируется само преобразование графического состояния от одного текста к последующим. Эта трансформация плана выражения фиксирует отдельные состояния визуализируемого процесса, и в итоге получают наглядность даже такие процессы, которые скрыты от глаза.

Освоение нового для визуализации круга тем оказывается в значительной мере ведущим направлением в развитии языка графического дизайна. Разрабатываемые при этом средства визуальной коммуникации являются наглядным воплощением того общего процесса визуализации, который единодушно отмечается исследователями современной культуры. Можно предположить, что основные эксперименты е языком графического дизайна в ближайшем будущем будут развертываться именно вокруг подобных способов выражения.

Зафиксировав основные результаты работы в теоретическом плане, необходимо отметить, что проведенное исследование было ориентировано и на получение практических результатов, имеющих непосредственный выход в методику преподавания и проектирования.

Использованные в искусствоведческом анализе понятия имеют много точек соприкосновения с тем профессиональным языком, на котором общаются и преподают известные практики графического дизайна. Для примера сошлемся на два методических текста, уже отмеченные в нашей работе - "учебник" А.Хофманна и книгу К.Герстнера. Первый из них, целиком построенный на семантической интерпретации графических упражнений, сродни исследованным в нашей работе проблеме визуализации смысла и ее различным приемам. А в тексте Герстнера встречаются те же самые понятия, которые привлечены в нашей работе для описания серийных текстов.

Как известно, проблема профессионального языка и его "словаря" является для дизайна, как деятельности коллективной и к тому же стыкующейся с другими специальностями, очень актуальной. Дизайнерская деятельность требует постоянного обращения к словесной форме общения. На всех этапах работы дизайнеру приходится прибегать к помощи слов - уточнять и анализировать задание, формулировать задачу проекта и отстаивать выдвинутое решение. Ясность мысли, необходимая в дизайнерском деле, прямым образом связана с формой словесного изложения.

В связи с этим понятия, которые вошли в исследование, могут рассматриваться как часть "словарного запаса" дизайнера-графика, критика и теоретика дизайна. И мы убеждены в том, что результаты эмпирического анализа, проведенного в настоящем исследовании, могут иметь непосредственное методическое приложение - и при составлении пропедевтических курсов, и для постановки проектных задач, и для оценки и защиты работ.

Графический дизайн, как профессия, всегда активно следит за развитием своих выразительных средств, поддерживает в творчестве дизайнеров-графиков поиск новой манеры рисунка, новой фотографической техники, нового полиграфического эффекта. За последние несколько лет графический дизайн продемонстрировал увлечение самыми разными изобразительными средствами, включая столь далекие по характеру друг от друга средства, как интеллектуальная графика и китч. На любых выставках и конкурсах дизайн-графики можно встретить обилие виртуозных решений. Однако значимых решений для языка графического дизайна в целом оказывается не так уж много. Не случайно, что в профессиональной литературе долго расходятся кругами из одного журнала в другой одни и те же примеры, одни и те же фамилии. Можно с уверенностью сказать, что для дизайнера-графика принципиальное значение имеет способность к выявлению языкового уровня своей деятельности и к продвижению в нем.

Сделанная нами попытка осмыслить некоторые из основных понятий и проблем языка графического дизайна ждет своего развития.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Черневич, Елена Всеволодовна, 1975 год

1. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая ц$логия. Соч. Изд. 2-е. Т. 3.

2. Ленин В.И. Конспект книги Гегеля "Наука логики". Полн. собр. соч. Изд. 5-е. Т. 29.

3. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч. Изд. 5-е. Т.18, гл. 1У.

4. Абрамян Л. А. Гносеологические проблемы теории знаков. Ереван, Изд-во АН Арм. ССР, 1965.

5. Абрамян Л.А. Основные понятия семиотики. -"Вопросы философии", 1966, N° 10.

6. А- б р а м я н Л.А. Семиотика и смежные науки. "Известия АН Арм. ССР. Сер. Общественные науки", 1965, Ш 2.

7. Азрикан Д. Информационность формы необходимое условие ее эстетического совершенства. - "Техническая эстетика", 1966, № 2.

8. Азрикан Д. Форма как визуальное сообщение. -"Техническая эстетика", 1967, № 2.

9. Апресян Ю.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики. М., "Просвещение", 1966.

10. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Сокращ. пер. с англ. М., "Прогресс", 1974.

11. Арнхейм Р. Кино как искусство. Пер. с англ. М., Изд-во иностр. лит., I960.

12. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1-2. Л., "Музыка", 1971.

13. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., "Советская энциклопедия", 1966.

14. Bail р т Р. Семиология и градостроительство. "Современная архитектура" (пер. из франц. журн."L'arch/lectured1 ош-jourc/'hcU " ). 1971» I

15. Б a p ч Э. Проблематика изображений информации с помощью символов. Свердловск, 1967. (ВНИИТЭ, Уральский филиал. Пер. 104). Пер. из журн.:" Fohm unoL1. Zweck" , 1965, I.

16. Басив Е.Я. О природе изображения. "Вопросы философии", 1968, № 4.

17. Б а с и н Е.Я. О семиотической теории искусства. -В сб.: Критика основных направлений современной буржуазной эстетики. М., "Искусство", 1968.

18. Б а с и н Е.Я. Семиотика об изобразительности и выразительности. "Искусство", 1965, № 2.

19. Беклешов Д.В., Воронов К.Г. Реклама в торговле. М., "Международные отношения", 1968.

20. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., "Искусство", 1971.

21. Бонсип Г. Семантический анализ. Хабароввк, 1968.(ВНИИТЭ. Дальневост. филиал. Пер. 18). Пер. из журн.: " ULrm ",1968, А/г. 21.

22. Б о у м е н У. Графическое представление информации. Пер. с англ. М., "Мир", 1971.

23. Вартазарян С.Р. От знака к образу. Ереван, Йзд-во АН Арм. ССР, 1973.

24. Введение в семантику визуальных образов. Хабаровск, 1968. (ВНИИТЭ. Дальневост. филиал. Пер. 16). Пер. из журн.: 11 ", 1968, 21.

25. Ветров А.А. Выражение и обозначение. "Вопросы философии", 1970, I I.

26. Ветров А.А. Лингвистика, логика, семиотика. -"Вопросы философии", 1967, № 12.

27. Ветров А.А. Предмет семиотики. "Вопросы философии", 1965, № 9.

28. Ветров А.А. Семиотика и ее основные проблемы. М., Политиздат, 1968.

29. Вёльфлин , Генрих. Основные понятия истории искусств. Проблема эйолюции стиля в новом искусстве. Пер. с нем. М.-Л., " AcademicLn, 1930.

30. Взцуалу а л ь н ы е коммуникации. В помощь художнику-конструктору. М., 1972. (ВНИИТЭ. Библиографическая информация).

31. Волков А.Г. Язык как система знаков. М., йзд-во МГУ, 1966.

32. Вопросы оптимализации естественных коммуникативных систем. Под общ. ред. О.С.Ахмановой. М., йзд-во МГУ, 1971.

33. Выготский Л.С, Избранные психологическиеисследования. М., Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956.

34. Выготский Л.С. Психология искусства. Изд. 2-е. М., "Искусство", 1968.

35. Г а с т е в Ю. Семиотика. В кн. ; Философская энциклопедия. Т.4. М., "Советская энциклопедия", 1967.

36. Гей Н.К. Искусство слова. О художественности литературы. М., "Наука", 1967.

37. Глазычев В. О путях развития зарубежной промышленной графики. "Техническая эстетика", 1966, № 4.

38. Гликман А. Еще раз о сравнениях и "тропах". "Творчество", 1970, № 5.

39. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. Пер. с англ. М., "Прогресс", 1970.

40. Григорян Г.П. О средствах коммуникации и судьбах человечества в поп-философии Маршалла Маклюэна. -"Вопросы философии", 1972, Ш 10.

41. Давыдов Ю. Мистика потребиельского сознания. -"Вопросы литературы", 1973, № 5.

42. Дегтярев Ю.А., Корнилов Л.В. Торговая реклама: экономика, искусство. М., "Экономика", 1969.

43. Дементьева М.Л. Реклама в общественном питании. Изд. 2-е. М., "Экономика", 1972.

44. Д и ж у р А.Л. Фирменный стиль. (Обзор). М., 1970. (ВНИИТЭ. Художественное конструирование за рубежом. Вып. I).

45. Долгий В.М., Лев и.неон А.Г. Архаичная культура и город. "Вопросы философии", 1971, № 7.

46. Ельмслев Л. Пролегомены к общей теории языка. В кн.: Новое в лингвистике. Вып. I. 1., Изд-во иностр. лит., I960.

47. Е с а я н С. Выставка московской промграфики. -"Декоративное искусство СССР", 1968, № 4.

48. Ж е г и н Л.Ф. Язык живописного произведения (Условность древнего искусства). М., "Искусство", 1970.

49. Звегинцев В.А. Теоретическая и прикладная лингвистика. М., "Просвещение", 1968.50. 3 е е г е р X. Синтактика и семантика. М., 1970. (ВНИИТЭ. Пер. 297). Пер. из журн.: " Form » ( 8£Z> ), 1969, А/г. 46.

50. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. М., Изд-во МГУ, 1969.

51. Иванов Вяч.Вс. О применении точных методов в литературоведении. "Вопросы литературы", 1967, № 10.

52. Иванов Вяч.Вс. Роль семиотики в кибернетическом исследовании человека и коллектива. В сб.: Логическая структура научного знания. М., 1965.

53. Ильенков 9.В. Идеальное. В кн. Философская энциклопедия. Т.2. М., "Советская энциклопедия", 1962.

54. Искусство и научно-технический прогресс. М., "Искусство", 1973.

55. К агреманов Ю. Возвращенный рай Маршалла Маклюэна. "Иностранная литература", 1972, te I.

56. К а п и ц к и Г.В. ИКОГРАДА мнения и заблуждения. М., 1967. (Моск. СХКБ. Пер. 418). Пер. из журн.:

57. Form " ( 8/?Д ), 1966, А/л 35.

58. Кацнельсон С.Д. Содержание слова, значение и обозначение. i.-Л., "Наука", 1965.

59. К в я т к о в с к и й А. Поэтический словарь, М., "Советская энциклопедия", 1966.

60. К о м л е в Н.Г. Компоненты содержательной структуры слова. М., йзд-во МГУ, 1969.

61. Конрад Н.И. О "языковом существовании". В кн.: Японский лингвистический сборник. М., Изд-во воет, лит., 1959.

62. Кремпен М. Семиотика и общение. М., 1966. (ВИНИТИ. Hep. 60214/6).

63. Критика основных направлений современной буржуазной эстетики. (Сб.статей). М., "Искусство", 1968.

64. Критика современной буржуазной эстетики. (Сб. статей). М., Изд-во МГУ, 1968.

65. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. Ч. I. М., 1920.

66. Курении С., Сухановская Р. Печатная торговая реклама. М., "Экономика", 1966.

67. Лебедева Г.С. Проблемы семиотики в архитектуре. "Вопросы философии", 1971, tfe 8.

68. Ленинградская промграфика. Говорят художники комментирует критик. - "Декоративное искусство СССР", 1973, № 8.

69. Леонтьев А. Поэтический язык как способ общения искусством. "Вопросы литературы", 1973, № 6.

70. Леонтьев А.А. Психолингвистика. Л., "Наука", 1967.

71. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. М., "Наука", 1965.

72. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., "Просвещение", 1969.

73. Летняя школа по вторичным моделирующим системам. Вып. 1-4. Тезисы докладов. Тарту, 1964-1970. (Тартуский гос. ун-т).

74. Лисицкий Л. Книга с точки зрения зрительного восприятия визуальная книга. - В сб.: Искусство книги. Вып. 2. М., "Искусство", 1961.

75. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Изд. 2-е. Л., Художественная литература", 1971.

76. Лосев А.Ф. Введение в общую теорию языковых моделей. М., 1968 (М-во просвещения РСФСР. Моск. гос. пед. ин-т им. В.И.Ленина. Учен, записки, № 307).

77. Л о т м а н Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л., "Просвещение", 1972.

78. Лотман Ю. Лекции по структуральной поэтике. Тарту, 1964. (Ученые записки Тартуского гос. ун-та. Вып. 160. Труды по знаковым системам, I).

79. Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин, "Ээсти Раамат", 1973.

80. Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. Тарту, Изд-во Тартуского гос. ун-та, 1973.

81. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., "Искусство", 1970.

82. Лукшин И. Промышленная графика как вид дизайна. В кн.: Эстетика и производство. М., Изд-во МГУ, 1969.

83. Лукшин И. Рекламная графика как знаковая система. "Техническая эстетика", 1969, № 8.

84. Л у ж ш и н И.П. Рекламная графика. Социальный и эстетический анализ. Автореф. дисс. на соиск. учен, степени канд. филос. наук. М., 1970.

85. Л ы н д и н B.C. Программы визуальной коммуникации. -В кн.: Искусство и научно-технический прогресс. М., "Искусство", 1973.

86. Ляхов В. Курс промграфики в ВУЗе "Техническая эстетика", 1966, № 4.

87. Ляхов В.Н. Очерки теории искусства книги. М., "Книга", 1971.

88. Мальдонадо Т. Краткий терминологическийсловарь по семиотике. М., 1971 (ВНИИТЭ. Пер. 300).

89. HuL donado J. bzitr&g zurlerminoLogie der Se/D/'oi/k. Dim, 4Щ.

90. Мамардашвили M.K. Форма превращенная. -"Философская энциклопедия". Т.5. М., "Советская энциклопедия", 1970.

91. Маркус С. Математическая поэтика. Румынская литература", 1972, № I.

92. Мартен М. Язык кино. Пер. с франц. М., "Искусство", 1959.

93. М и р ш В. К вопросу терминологий и типологии знаков. М., 1970. (ВНИИТЭ. Пер. 282). Пер. из журн.: " Formи not Zweck ",1969, I.

94. М б д л и Р. Графические символы как средство коммуникации в мировом масштабе. М., 1970. (ВНИИТЭ. Пер.230). Пер. из кнSign,Image and Si/n?Soi. Z., S£i/d/olfyaJ966,

95. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. Пер. с франц. М., "Мир", 1966.

96. Н а р с к и й И.С. Проблема значения знака. В кн.: Современные проблемы теории познания диалектического материализма. Т.2. М., "Мысль", 1970.

97. Научный симпозиум "Семиотические проблемы языков науки, терминологии и информатики". Ч. I и 2. М., йзд-во МГУ, 1971. (Материалы симпозиума рефераты и аннотации).

98. Новое в лингвистике. Сб. статей. Вып. 1-4. М., йзд-во иностр. лит., 1960-1965.

99. П е н и н у 1. Взгляд и слово о предмете. "Современная архитектура" (пер. из франц. журн. nL architecturecL'ouujoupc/'huc "), 1969, № 5.

100. Переверзев Л.Б. Искусство и кибернетика. М., "Искусство", 1967.

101. Проблема знака и значения. М., Изд-во МГУ, 1969. (Материалы симпозиума по проблеме знака в Моск. гос. ун-те).

102. Проблемы структурной лингвистики. Вып. 1-2. М., Изд-во АН СССР, 1962-1963.

103. Проблемы фирменного стиля. Библиографический указатель. М., 1970. (ВНИИТЭ).

104. ДО. Проблемы художественной формы социалистического реализма. Т. 1,2. М., "Наука", 1971.

105. Промышленная реклама, графика и упаковка. Библиогр. указатель. Новосибирск, 1968. (Зап.-Сиб. ЦБТИ. ЦНТБ).

106. Пропп В.Я. Морфология сказки. Изд. 2-е. М., "Наука", 1969.

107. Рождественский Ю.В. Лингвистика и семиотика. В сб.: Научный симпозиум "Семиотические проблемы языков науки, терминологии и информатики". М., Изд-во МГУ, 1971.

108. Рюмина И. Литовская промграфика. "Декоративное искусство СССР", 1972, Ш 10.

109. Савицкая В. Успехи и трудности. "Декоративное искусство СССР", 1964, 14.

110. С е г а л Д. Мир вещей и семиотика. "Декоративное искусство СССР", 1968, № 4.

111. ПО. Семантическая структура слова. (Психолингвистические исследования). М., "Наука", 1971.

112. Семиотика и восточные языки. М., "Наука", 1967.

113. Семиотика и дизайн. В помощь художнику-конструктору. М., 1972. (ВНИИТЭ. Библиографическая информация).

114. Семиотика и искусствометрия. Сборник пер. М., "Мир", 1972.

115. Симпозиум по структурному изучению знаковых систем. (Тезисы докладов). М., Изд-во АН СССР, 1962.

116. Системные исследования. Ежегодник 1972. М., "Наука", 1972.

117. Скворцов А.И. Ульмская высшая школа художественного конструирования. В сб.: Художественно-конструкторское образование. Вып. 4. М., 1973. (ВНИИТЭ).117118119120121122123124125126127128

118. Славянское языкознание. (Доклады советской делегации на У Международн. съезде славистов). М., йзд-во АН СССР, 1963.

119. С о с с ю р Ф. де. Курс общей лингвистики. Пер. с франц. М., Соцэкгиз, 1933.

120. Труды по знаковым системам. Вып. 1-6. Тарту, 1964-1973. (Учен, записки Тартуского гос. ун-та). Узнадзе Д.Н. Психологические исследования, й., "Наука", 1966.

121. Успенский Б.А. О семиотике искусства. -В сб.: Симпозиум по структурному изучению знаковых систем. М., йзд-во АН СССР, 1962. Успенский Б.А. Поэтика композиции. М., "Искусство", 1970.

122. Уэккерль Г. Система классификации и анализа фирменных знаков. Хабаровск, 1968. (ВНЙИТЭ. Дальне-вост. филиал. Пер. 19). Пер. из журн: " Design "» 1968, No. 240.

123. Хейфиц М. Плакатная метафора зрелищ. "Декоративное искусство СССР", 1973, $ 8.

124. Черневич Е. Гипотеза Эудженио Карми. "Декоративное искусство СССР", 1970, Иг 8.

125. Черневич Е. Графический дизайн за рубежом (краткий обзор). "Техническая эстетика", 1968, №

126. Черневич Е.В. Исследование семиотических основ графического текста. Отчет. М., 1972. (ВНИИТЭ). Инв.16 Б 227034.

127. Черневич Е. О задачах промышленной графики. (Комментарии к выставкам Комбината графического искусства МОХФ'а). "Техническая эстетика", 1970, № 7.

128. Черневич Е.В. Педагогические принципы Армина Хофманна. В сб.: Художественно-конструкторское образование. Вып. 4. М., 1973. (ВНИИТЭ).

129. Черневич Е. Прикладная графика. В сб.: Художественное конструирование в СССР. 1968-1969. i., 1971. (ВНИИТЭ).

130. Шаумян С.К. Структурная лингвистика. М., "Наука", 1965.

131. Ш о э Ф. Семиология и градостроительство. "Современная архитектура" (пер. из франц. журн. " L 'brchiteduhQof 'cuujourd 'Jiuc "), 1967, № 5.

132. Щедровицкий Г.П., Садовский В.Н. К характеристике основных направлений исследования знака в логике, психологии и языкознании. В сб.: Новые исследования в педагогических науках "Изв. АПН РСФСР". Вып. 2,4,5

133. Эйзенштейн С. Избранные произведения. В 6 т.т. М., "Искусство", I964-I97I.

134. Эстетика и производство, М., Изд-во МГУ, 1969.

135. Язык и мышление. (Сб. статей). М., "Наука", 1967. 141 • Аг n h е 1 1, Rudolf. Visual Thinking. L*,

136. Faber and Faber, 1970* 142. Die Ж u в s a g e der Architektur* Werk-Umfrage

137. Шэег Architektur und Semiotik. Teil 1-2. "Work", 1971, Hr. 4, 6. 143* Ba r t h e s R. Systeme de la mode* P., Ed. du Seuil, 1967.

138. BarthesR. Elements de Semiologie. P., Ed.

139. Gouthier, 1969. 145* Barthel, Tobias M* Photo Graphik*

140. MUnchen, Georg D.W* Callwey, 1965* 146* Bense, Max. Aesthetica. Einftihrung in die neue

141. Aesthetik* Baden-Baden, AGIS-Verlag, 1965» 147. Bense, Max* Zeichen und Design* Semiotische1.thetik* Baden-Baden, AGIS-Verlag, 1971« 143* В e n s e, И a x. Semiotik* Allgemeine Theorie der

142. Zeichen* Baden~Bad4n, AGIS-Verlag, 1967* 149* В e n s e, M a x* Asthetik und Werbung* -"Form und

143. Dreyfus a, Henry* Symbol Sourcebook* An Authoritative, Guide to International Graphic Symbols. N.Y., McGraw-Hill, 1972*158* Edu cation of Vision. Ed* by Gyorgy Kepes, L., Studio Vista, 1965.

144. Ehses, Hanno. Semiotische Grundlegung der Typorgafie. "Format", 1973, Mr. 43.160. frank e, Herbert W. yon. Phanomen Kunst. Die naturwissenschaftlichen Grundlagen der Xsthetik. Mlinchen, Heinz Mbos-Verlag, 1967.

145. Garrett, Lillia n. Visual Design* a Problem-Solving Approach. N.Y., Reinhold, 1967.

146. Gerstner, Karl. Programme entwerfen. , feufen (Schweiz), Verlag Arthur Higgli, 1963.163* H a 1 a s J. Film & tv graphics. Ztirich, Graphis Verlag, 1967.

147. H e n r i о n, P.H.K. and Parkin, Alan*

148. Design Coordination and Corporate Image. L., Studio Vista, 1967.165* H о f m a n n, A r m i n* Methodik der Form und Bildgestaltung. feufen (Schweiz), Verlag Arthur1. Niggli, 1965.

149. К e p e s, G у о г g у. Sprache des Sehens. Mainz, Florian Kupferberg, 1970,t&f. К i e m 1 e, Manfred. A at henselae Probleme der

150. Architektur unter dem Aepekt der InformationsSsthetik. Quickbora, Verlag Schnelle, 1967.

151. К u h H«, В e i 1 5* Das visuelle Erscheinungebild fiir die Spiele der XX. Olimpiade Mxinchen 1972. -"Novum", 1972, Н7»

152. Leisegang, Dieter. Prolegomena zu einer Theorie der Gestaltung. "Design international", 1971» Nr.1.170* Leisegang, Dieter* Was ist Graphic

153. Design and was kann es leisten? "Design international»', 1970, Nr.2.171* McLuhan M. Understanding Media: the Extensions of Han. N.4, 1964*

154. Geschichte der visuellen Kommunikation* Teufen, Verlag Arthur Higgli, 1971.176* Mialler-Brockm an, Josef.

155. Objektire Kunstkritik. Stuttgrat, Verlag Nadolski, 1969. (Bxakte Asthetik. 6).

156. Rechenauer O.S., StankowskiA.

157. Pirmen-Iraage. Dtisseldorf, Scon Verlag, 1969.

158. S i g n, image and symbol* Ed. by Georgy Kepes. L., Studio Vista, 1966,

159. St ankowski, Anton. Leichter merkbar machen. "Design international", 1971, Nr. 1

160. St ankowski, Anton. Gebrauchsgrafik? Grafik Design. "Form" (BRD), 1969, Nr.45.

161. St ankowski, Anton. Funktion und ihre Darstellung in der Werbegrafik. Die Sichtbarmachung unsichtbarer Vorgaange. Teufen, Verlag Arthur Niggli, 1966.186* Structure in art and science, Ed. by Gyorgy Kepes# L#, Studio Vista, 1965.

162. Visuelle Konmunikation. Beitrage zur

163. Kritik der Bewusstseinsindustrie* Koln, Verlag М» DuMont Schauberg, 1971.

164. ИССЛЕДОВАНИЕ ЯЗЫКА ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНАknwi4

165. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения (17.00.06 техническая эстетика)1. Т. П ИллюстрацииМ1. ГИШРСШМ! НБШТЖ1. СССРи. I. I. ЛшмifiU ."f !| i

166. WiFvie) ist iibrig von Ihrem Deodorant? Sehen Sie nach.Wenn Sie konnen.5 6fi1.ll•••ft tin £ I1. 1till 1111 e t1. Hit 1 ••ft* ■1 1 1111* Jill ij- ■,>(•.*■. ««Ml .1. V. • тала' m

167. H ||. ., ^ И.ЛЧ.Ш» Щ.М p. p. . . . ■

168. ММАЯ мс*н Ih. Hwr mw wd h*t **.4мп>4 -Л пЛ tkk »» мкмtMM.AH verwrjt ** H— — W^i li -MJ Mth Ac «tmArtfc*1. Vm мк 01 > ■■" H— hк13 1415 16

169. Chrt-Traiieur bfauchi /urn

170. Wcis\kahr» drif PipriU-SauoMl<)0g:-.50|fce>FUr dnm-Msn Irish iilad miw ik'r Lachs vom River Shannon scinllWg: 1.351 *** Von Маклип hi-, /u Poultl — wanen UwitcrcaufS*1. DnmGutimirtiiiicrncrnai1. Silji-Summer vautu ***1. GlOblSл21 2223 24

171. FASHION SHOW CEMBUREAU DUBLIN 661. STEEL

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.