Компьютерные средства визуальной информации в современной графической культуре: Скрин-дизайн: эволюция, основные характеристики, структура тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат искусствоведения Филиппов, Максим Викторович

  • Филиппов, Максим Викторович
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2003, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 216
Филиппов, Максим Викторович. Компьютерные средства визуальной информации в современной графической культуре: Скрин-дизайн: эволюция, основные характеристики, структура: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Санкт-Петербург. 2003. 216 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Филиппов, Максим Викторович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Становление техноизображений и их художественные характеристики.

1.1. Эстетическое освоение первых изобразительных технологий: фотографии и кинематографа.

1.2. Особенности художественного проектирования электронных и цифровых техноизображений: видео, интерактивных произведений, компьютерной графики.

1.3. Свойства графического дизайна в аспекте развития техногенных изображений.

ГЛАВА 2. Свойства скрин-дизайна как технико-эстетической системы.

2.1. Технологические основы проектирования произведений скрин-дизайа.

2.2. Типология выразительных средств и композиционные приемы скрин-дизайна.

2.3. Основные стадии восприятия произведения скрин-дизайна

2.4. Интерактивность и интерпретация как основы функционирования произведений скрин-дизайна.

ГЛАВА 3. Скрин-дизайн как средство гуманизации техникоэстетической коммуникационной среды

3.1. Гуманистическая направленность в подходе к проектированию произведений скрин-дизайна.

3.2. Скрин-дизайн как эстетический фильтр

3.3. Методика создания и основные критерии оценки произведений скрин-дизайна

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Компьютерные средства визуальной информации в современной графической культуре: Скрин-дизайн: эволюция, основные характеристики, структура»

На протяжении последнего десятилетия в практику дизайнерской деятельности вошел опыт проектирования интерфейсов мультимедийных произведений и интернет-сайтов. Этот новый вид проектного творчества осваивался в различных сферах деятельности. В первую очередь он стал прерогативой профессиональных программистов и разработчиков интерфейсов таких пользовательских платформ, которые подлежали коммерческой реализации на новом рынке компьютерных технологий. Наряду с этим для частных пользователей графических пакетов открылись возможности создания собственных веб-страниц и публикации их в сети Интернет.

И, наконец, самой существенной сферой освоения изобразительных компьютерных технологий, на которой автор и сконцентрировал свое внимание, стала область интерактивного искусства и сфера дизайн-проектирования произведений, предназначенных для восприятия с поверхности монитора.

В связи с возрастающей компьютеризацией общества компьютерно-демонстрационная интерактивная техника активно вовлекается в такие важнейшие современные социокультурные процессы, как коммуникация и информация. На сегодняшнем этапе развития информационного общества очевиден факт возрастающего психологического, эстетического, культурно-воспитательного и экологического воздействия на человека сферы дизайн-проектирования, именуемого компьютерной графикой и веб-дизайном. Абсолютно ясно просматривается взаимосвязь технологического и эстетического развития компьютерной техники с психологическим и культурным развитием как общества в целом, так и отдельного индивида. Этот факт позволяет говорить об антропоцентрическом характере деятельности дизайнеров, создающих мониторные произведения.

К сожалению, изучение багажа практических наработок в этой сфере, при всем их богатстве и бесспорной эстетической ценности отдельных произведений, заставляет констатировать, что целенаправленные поиски базовых принципов дизайна, которые могли бы лечь в основу соответствующей дизайнерской методики, до сих пор не проводились.

При бесспорной актуальности и многообразии проблематики, с которой соприкасается тема диссертации, глубине и развернутости изученных автором теоретических трудов в этих областях, приходится признать наличие вакуума в создании надсистемной теоретической базы, основанной на комплексном осмыслении истории становления и семантики выразительных и композиционных средств мониторных произведений. Кроме того, не изучена функциональная и эстетическая взаимосвязь этих средств и компьютерной технологии. И как следствие - пробел в научном осмыслении принадлежности компьютерной графики и веб-дизайна к графической проектной культуре. В создавшейся ситуации необходимо отметить и отсутствие четкого определения нового вида дизайн-проектирования. Это делает невозможным оценить правильность постановки его задач и ведет к неполному осмыслению его сущностных технологических особенностей. Такое положение дел приводит, в конечном счете, к неэффективному функционированию этого вида дизайн-продукта и дискредитации его в глазах потребителей. Восполнение создавшегося вакуума и решение связанных с этим проблем требует комплексного научного подхода к технологии, функции, конструкции и композиции интерактивных произведений дизайна. Поэтому цель настоящего исследования -провести искусствоведческий анализ возникновения и развития скрин-дизайна, ввести этот термин в научный оборот, обосновать принадлежность скрин-дизайна к графической проектной культуре и дать его аксиологическое определение как части последней.

Так как эти проблемы формулируются и решаются впервые, автор лишен возможности согласиться или вступить в дискуссию с другими исследователями, что является традиционным для обзора литературы. Более того, в силу этой же причины в диссертации не представлен и сам библиографический обзор в его классическом варианте. Однако, несмотря на полную неисследованность вопроса в том ключе, который предлагает автор, предмет диссертационного анализа имеет богатую предысторию. Он многочисленными нитями связан с областями истории и философии, техники, теории и практики дизайна, социологии, семиологии, с творчеством в сферах фотографии, кинематографа, видео, компьютерной графики, а также работами по теории и истории интерактивного искусства и цифрового изображения.

В работе над диссертацией использованы монографии, сборники научных статей отечественных и зарубежных исследователей и периодические издания на русском и немецком языках (цитаты из немецкоязычных изданий даются в переводе автора диссертации). Труды англоязычных ученых автор изучил в немецких переводах. Использованную литературу с достаточной степенью условности можно разделить на тематические группы.

Прежде всего, это работы, посвященные истории, теории и практике техноизображений, то есть произведений, созданных при помощи технических приспособлений. Это фотография, кино- и видеофильмы, компьютерная графика. В данной области автор опирался в основном на работы немецких исследователей, потому что западные ученые имеют бесспорный приоритет в изучении становления и практики техноизображений в том ракурсе, который интересует автора диссертации.

В первую очередь это монографии и статьи таких теоретиков и практиков, как В.Флуссер, Р.Арнхейм, Н.Чж.Пайк, Б.Науман, Б.Виола, И.Сазерленд, Ф.Роитцер, Н.Больц, Н.Негропонте, а также А.Родченко, Л.Лисицкий, С.Эйзенштейн, Вяч.Иванов, Б.Ямпольский. Эти исследователи, с точки зрения автора диссертации, наиболее полно и глубоко анализируют взаимосвязь особенностей новейших технологий со способами их применения в средствах визуальной информации, а также влияние последних на психологию современного человека и на культуру современного цивилизованного общества.

Особое место среди надо выделить для исследований Р.Арн-хейма и В.Флуссера - английского и чешского ученых, работающих в США. Раскрытые в трудах Р.Арнхейма основы визуального мышления и, в частности, его основополагающая идея о том, что мыслительные задачи могут быть решены и решаются с помощью визуального восприятия перцептуальных единиц, стали опорными для ряда научных положений данной диссертации.

Важными для настоящей работы стали выдвинутые В.Флуссером постулаты науки коммуникологии. Раскрытая на примере фотографии сложная структура взаимоотношений создателя произведения и используемого им аппарата дала толчок к разработке методических аспектов диссертации. Существенную роль в анализе становления скрин-дизайна сыграла предложенная Флуссером теория техноизображений. Ее основной постулат состоит в обосновании дискретной структуры техноизображений с выкладками об их влиянии на коммуникационные процессы, происходящие в современном обществе.

Серьезное значение в разработке темы диссертации имели суждения Н.Чж.Пайка. Идеи корейского видеохудожника о гуманистическом значении электронной техники, проникнутые духом интернационализма, легли в основу формулировки антропоцентрической направленности скрин-дизайна.

Среди работ наших соотечественников нельзя не назвать фундаментальные труды С.Эйзенштейна, теоретика и практика, признанного классика советского и мирового кинематографа. Его семиотический анализ произведений кинематографа и теория монтажа помогли автору в определении композиционных средств скрин-дизайна.

Необходимо выделить группу работ, посвященных истории и философии техники. Проблематику этой сферы разрабатывали Э.Карп, П.Энгельмейстер, М.Хайзенберг, Р.Дессауэр, Л.Кемфорд, М.Хайдеггер, а также Вяч.Иванов и П.Флоренский. Особенно надо отметить философские работы М.Хайдеггера. Его идея «гуманизации техники» оказала непосредственное влияние на стержневые выводы диссертации, в частности, на формулировку целей и задач скрин-дизайна.

Ключевые сведения были получены автором при изучении исследований, посвященных истории и теории интерактивного искусства. Здесь надо назвать труды С.Динкла, С.Кремер, П.Вайбе-ля, Дж.Шоу, К.Раушенберга, Р.Малины. Следует выделить монографию современного немецкого ученого С.Динкла, посвященную проблемам развития интерактивного искусства и творчеству художников этого жанра. Фактические данные, собранные С.Динкла, и ее определения интерактивности позволили автору структурировать иллюстрационный материал диссертации, помогли при анализе процесса взаимодействия произведения скрин-дизайна с воспринимающим.

Важное место среди материалов, изученных при написании диссертации, занимает работа Н.Криволапчук, современного петербургского лингвиста и психолога. Разработанная ею концепция построения компьютерных систем нового типа содержит глубокий структурный анализ информационных процессов, происходящих при использовании компьютерной системы. Эта концепция способствовала разработке предназначения скрин-дизайна как эстетического фильтра.

Особо надо упомянуть труды М.Маклюэна, американского социолога и философа. Его исследования, касающиеся влияния средств информации и коммуникации на образ жизни и самосознание человека, позволили автору диссертации проанализировать аспекты культурной и социальной значимости скрин-дизайна.

Формированию семиотического подхода к исследованию материалов диссертации способствовали работы по семиотике и семиологии У.Эко, В.Флуссера, Вяч. Иванова, Ю.Лотмана.

Среди них значительное место занимают труды У.Эко, итальянского ученого, создателя семиологии. Опираясь на его определение знаковых систем и кодов восприятия, автор провел анализ выразительных средств скрин-дизайна и описал процессы взаимодействия компьютерной технологии и изображения на интерфейсе.

И, наконец, одной из самых обширных и важных групп изученной литературы стали монографии, статьи и авторефераты диссертаций современных теоретиков и практиков дизайна: А.Щед-ровицкого, О.Генисаретского, Е.Лазарева, В.Сидоренко, М.Кось-кова, В.Вальковой, С.Хан-Магомедова, Г.Лолы, Д.Кирсанова и др. Сюда же примыкают труды классиков отечественного дизайна: В.Фаворского, А.Родченко, Л.Лисицкого, В.Татлина, М. Гинзбурга, В.Крутикова, а также немецкого архитектора и теоретика В. Гропиуса.

Выбор работ именно этих авторов обусловлен темой диссертации. Содержащиеся в их исследованиях научные положения стали основой для рассмотрения скрин-дизайна как технико-эстетической системы, помогли определить цели и задачи деятельности скрин-дизайнера, разработать систему выразительных средств и композиционных приемов скрин-дизайна.

Среди этих трудов надо выделить монографию Г.Лолы, современного отечественного философа. Это глубокое и оригинальное философское исследование, в котором дается развернутое метафизическое определение дизайна, послужило основой для осмысления автором предназначения скрин-дизайна в современном мире и для формулировки его аксиологического определения, а также для более подробной разработки идеи автора о том, что скрин-дизайн является эстетическом фильтром.

Работы известного петербургского веб-дизайнера Д.Кирсанова и американского разработчика интерфейсов Я.Нильсена номинально наиболее близки к теме диссертации. Однако они представляют собой практические рекомендации по созданию и использованию веб-сайтов. Попытки теоретических выкладок, содержащиеся в этих книгах, по мнению автора, не являются результатом комплексного подхода, не обладают достаточным потенциалом обобщения и структурной четкостью, что абсолютно необходимо для создания научной базы скрин-дизайна.

Завершая этот краткий обзор, надо тем не менее констатировать, что, несмотря на отсутствие исследований, строго соответствующих теме диссертации, для возможно более полного освещения проблематики скрин-дизайна автором привлечен широкий диапазон философских, искусствоведческих, социологических трудов.

Научная новизна исследования заключается в том, что становление скрин-дизайна впервые осмысливается с точки зрения перспективы развития техногенных изображенний. В диссертации стадия формирования эстетики и выразительных средств скрин-дизайна впервые связывается с влиянием техники на художественную культуру начала XX века и с вхождением выразительных средств техноизображений в графическую культуру во время ее расцвета в 1920-х годах.

Также впервые решается проблема комплексного изучения скрин-дизайна как технико-эстетической системы с точки зрения ее функции, структуры, композиции и выразительных средств.

В диссертации впервые закладываются основы методики скрин-дизайна и разрабатываются основные положения программы обучения скрин-дизайну.

И, наконец, необходимо подчеркнуть, что термин «скрин-дизайн» впервые вводится в научный оборот, а сам этот вид художественной деятельности получает развернутое определение как часть графической проектной культуры.

Для достижения намеченных результатов автору необходимо было решить следующие задачи: проследить исторические закономерности развития технических средств и аппаратов, используемых для создания художественных произведений, а также технологий создания интерактивных произведений; проанализировать принципы формообразования и выявить средства художественной выразительности, используемые для создания интерфейсов мультимедийных произведений и интернет-сайтов; рассмотреть эстетическую и социально-культурную ценность произведений скрин-дизайна; дать аксиологическое определение скрин-дизайна как одного из видов дизайнерского творчества в графической проектной культуре и раскрыть особенности восприятия его произведений; выявить базовые понятия и критерии оценки для искусствоведческого осмысления этого нового жанра художественного проектного творчества.

При решении этих задач в диссертации применяется метод комплексного анализа развития, технологии, функции и эстетики произведений скрин-дизайна. Суть этого метода заключается в том, что процессы создания и восприятия произведений скрин-дизайна делятся на логически-пошаговые и эмоционально- комплексные операции. Это позволяет рассматривать каждую составную часть скрин-дизайна по одной универсальной схеме как в отдельности, так и в комплексе с остальными его составляющими.

Для придания стройности проводимому исследованию был избран также метод восхождения от изучения сущностных характеристик технических средств, используемых для создания мони-торных изображений, к проектно-художественным характеристикам последних. Такой метод дал возможность отобрать именно те черты техноизображений, на базе которых возможно сформулировать основные характеристики скрин-дизайна.

Для того чтобы иметь единый ключ к анализу разнообразнейших видов техноизображений и произведений скрин-дизайна, автор использовал семиотический подход. В рамках такого подхода все техноизображения и произведения скрин-дизайна рассматриваются как каналы коммуникации, а их выразительные средства -как визуальные коды для передачи информации.

При этом границы исследования были определены самой постановкой проблемы. При написании диссертации автор анализировал такие художественные произведения, которые созданы с помощью современной оптической и изобразительной техники: фотографии, кино- и видеофильмы, видеоинсталляции и видеоскульптуры, произведения интерактивного искусства, веб-дизайна и компьютерной графики.

В результате анализа этих произведений как средств визуальной информации с точки зрения графической культуры, автор выявил и описал эволюцию, основные характеристики и структуру скрин-дизайна.

Содержание диссертации изложено в трех главах. Первая глава посвящена истории техноизображений и раскрытию их художественных характеристик. Она содержит историко-искусствоведче-ский анализ фотографии, кино, видео, компьютерной графики, интерактивного искусства и графического дизайна. На базе этого анализа выявляются основные характеристики скрин-дизайна, становление которых связано с развитием выразительных средств техноизображений и их влиянием на визуальный язык графического дизайна.

Во второй главе рассматриваются свойства скрин-дизайна как технико-эстетической системы. Для этого прослеживается взаимосвязь компьютерной технологии с выразительными средствами, композиционными приемами и интерактивностью произведений скрин-дизайна. В результате такого рассмотрения дается функциональное определение скрин-дизайна.

В третьей главе раскрыватся значение скрин-дизайна как средства гуманизации технико-эстетической коммуникационной среды. При этом анализируется эстетическая, культурная и социальная ценность произведений скрин-дизайна. Как итог дается базовое аксиологическое определение скрин-дизайна.

Для сохранения цельности и последовательности изложения весь иллюстративный материал вынесен за пределы текста.

В диссертации использованы образцы мультимедийных интерактивных произведений и веб-сайтов, представленных в собрании медиа-музея Центра искусства и медиатехнологий в Карлсруэ (ZKM-Центр, Германия); ь периодическом издании с CD-Rom-приложением "Artintact" (издание ZKM-Центра, Карлсруэ); на международной выставке "Net-condition. Kunst/Politik in Online-Universum" в Карлсруэ, ZKM— Центр; на международной конференции «Интермедиа-2» в Бремене (Германия). Для исследования также использованы материалы, содержащиеся в методическом фонде мультимедиа-лаборатории и курсовых и дипломных работах студентов Высшей школы им. Г.-С. Ома в Нюрнберге (Германия); в фондах библиотеки Института ПроАрте (Санкт-Петербург); в Интернете.

Автор пользуется случаем выразить благодарность сотрудникам всех названных учреждений за любезное содействие в ознакомлении с материалами.

Он считает своим долгом поблагодарить профессоров и сотрудников Высшей школы Георга-Симона Ома (Нюрнберг) Питера Тиле, Этельберта Хермана, Хольгара Эберта, Катрин Прошек,

Монику Поммер, а также кандидата искусствоведения Г.К.Черлинка за дружескую помощь и ценные советы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Филиппов, Максим Викторович

Выводы диссертации призваны способствовать обозначению места скрин-дизайна в системе современной графической проектной культуры. На их основании можно наметить круг вопросов, расширяющих и углубляющих проблематику скрин-дизайна. Среди тем возможных дальнейших исследований - влияние скрин-дизайна на развитие современного графического дизайна; анализ выразительных средств скрин-дизайна методами теории и истории изобразительных искусств; изучение психологического феномена интерактивности; разработка теории и практики оформления компьютерных игр с применением основных принципов скрин-дизайна; составление практических рекомендаций по созданию эстетики телевизионных передач, дизайна мониторов и т.д. Весьма актуальными представляются также исследования, посвященные скрин-дизайну как фактору социализации современного человека и его влиянию на развитие информационных и коммуникационных процессов.

Материалы и выводы диссертации могут быть плодотворно использованы при решении всех этих вопросов. Такие исследования позволят составить объемную картину становления и современного состояния скрин-дизайна, а также заглянуть в перспективу его развития.

Результаты диссертации способствуют обретению скрин-дизайном статуса одного из видов проектной деятельности и дают ему возможность занять должное место в современной графической проектной культуре.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования в диссертации раскрыто значение компьютерных средств визуальной информации в графической культуре. На основании этого достигнута главная цель работы, а именно: выявлена эволюция, сформулированы ведущие характеристики и раскрыта структура скрин-дизайна.

Теоретически обоснованы свойства скрин-дизайна, во-первых, как технико-эстетической системы и, во-вторых, как составляющей графической проектной культуры. Центральным научным результатом диссертации стало развернутое многоуровневое определение скрин-дизайна.

Доказано, что развитие скрин-дизайна генетически связано с развитием средств художественного творчества, основанных на современной технике (фотография, кинематограф, видеоискусство, компьютерная графика).

В процессе иследования подтвердилась гипотеза автора о том, что определение скрин-дизайна должно формулироваться на базе совокупности эстетической ценности техноизображений и антропоцентрической направленности дизайнерской деятельности.

Научное обоснование получило утверждение автора, что способы постановки целей скрин-дизайна, его структура, особенности восприятия, а также метод создания и среда применения его произведений свидетельствуют о принадлежности скрин-дизайна графической проектной культуре.

Доказательство вышеизложенных научных положений проведено в три этапа, которым соответствуют три главы диссертации.

Прежде всего, рассмотрено становление скрин-дизайна. Автор осуществил это в ключе развития фото-, кино- и видеотехнологий, компьютерной графики и интерактивного искусства. Выявленные в результате этого анализа свойства техногенных изображений сопоставлены с основными свойствами графического дизайна. Такое сопоставление позволяет констатировать, что развитие составляющих художественной культуры, базирующихся на современной технике, определило формирование графического языка скрин-дизайна, его функцию и методы проектирования. Отсюда можно заключить, что скрин-дизайн является продуктом ассимиляции техноизображений графической проектной культурой на стадии их зарождения и выступает закономерным продолжением линии развития графического дизайна.

Следующим этапом стало исследование выразительных средств скрин-дизайна. Автор пошел здесь путем вычленения логически-пошаговых и эмоционально-комплексных операций восприятия. Продемонстрирована взаимосвязь принципов формообразования и функции скрин-дизайна с техногенными качествами среды его бытования. В результате выявлены три композиционных принципа скрин-дизайна: принцип метаморфозы, принцип монтажа, принцип контекста - и дано их определение. Сформулированы пять стадий восприятия произведения скрин-дизайна: восприятие образа; структуры; динамического развития произведения; его иконических знаков; восприятие кода эстетического сообщения. Наряду с этим рассмотрены три формы интерактивного контакта произведения скрин-дизайна с воспринимающим: реагирование, взаимодействие, сопри-частие. В результате сделан вывод о том, что метод проектирования скрин-дизайна основан на переводе логически-пошаговых операций при работе с компьютером в область визуального мышления и эмоционально-комплексного восприятия. Эта стадия работы завершилась функциональным определением скрин-дизайна.

И, наконец, раскрыта культурная и социальная значимость скрин-дизайна; он охарактеризован как эстетический фильтр. Скрин-дизайн как эстетический фильтр представляет собой деятельность направленную на адаптацию компьютерной техники к человеческому восприятию и включение цифровых технологий в среду воспринимающего путем построения произведения скрин-дизайна в соответствии с особенностями визуального мышления. Создавая предпосылки для эстетической оценки, скрин-дизайн выстраивает отношение между человеком и компьютерной техникой, переводя язык технологии на язык человеческих эмоций. На основании этого определены принципы и базовые понятия для искусствоведческого анализа произведений скрин-дизайна. Сформулированы три группы критериев экспертной оценки этих произведений: технологические; эксплуатационные и эстетические. Опираясь на данные теоретические положения, автор доказал, что формирование эстетического отношения к информации в произведении скрин-дизайна возможно только в результате осуществления интерактивного контакта с реципиентом. Поэтому проектирование в скрин-дизайне носит ярко выраженный антропоцентрический характер. Из этого следует, что основная цель скрин-дизайна состоит в проектировании интерфейсов для обеспечения информационных коммуникаций и в формировании технико-эстетической среды, служащей для сохранения экологии человеческого восприятия и для гуманизации техники. Последовательное прохождение всех этапов исследования позволило автору в итоге третьей главы дать аксиологическое определение скрин-дизайна, в котором он выступает как направленная на формирование технико-эстетической коммуникационной среды художественно-проектная деятельность, которая характеризуется системностью и комплексностью единых технологических, функциональных и образных решений; базируется на принципах соответствия биологическим и культурным каналам взаимоотношений человека с окружающим миром с целью гармоничного включения компьютерных средств визуальной информации в современную графическую культуру.

Научные положения диссертации, в том числе создание целого комплекса научных терминов, связанных с развитием, определением и функцией скрин-дизайна, имеют и определенную практическую ценность.

Раскрытие темы настоящего исследования и данное в результате определение скрин-дизайна может послужить при решении вопросов, связанных с самоопределением дизайнеров-специалистов. Диссертация предлагает недостающий на сегодняшний день научный инструментарий для творческой, педагогической экспертной деятельности дизайнеров. Базовые положения диссертации дают возможность построить на их основе методику обучения скрин-дизайну в художественных учебных заведениях.

Введен в научный оборот ряд имен зарубежных теоретиков и деятелей искусства, которые до сих пор не были известны в современном отечественном искусствоведении.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Филиппов, Максим Викторович, 2003 год

1. Арнхейм Р. Визуальное мышление. Зрительные образы: Феноменология и эксперимент: Пер. с англ. Душанбе, 1971. - 244 с.

2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие: Сокр. пер. с англ./ Общ. ред. и вст. ст. В.П.Шестакова. М., 1974. - 392 с.

3. Арнхейм Р. Кино как искусство: Пер. с англ./ Послесл. А.В.Мачерет. -М., 1960. 206 с.

4. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства: Пер. с англ./ Науч. ред и вст. ст. В.П.Шестакова. М., 1994. - 352 с.

5. Аронов В.Р. Дизайн в культуре XX в.: Анализ теорет. концепций: Автореф. дис. . д-ра искусств. М., 1995. - 38 с.

6. Аронов В.Р. Дизайн и искусство: Актуал. пробл. техн. эстетики. М., 1984. - 64 с.

7. Барт Р. Третий смысл: Исследовательские заметки о нескольких фотограммах С.М.Эйзенштейна // Строение фильма (некоторые проблемы анализа произведений экрана). М., 1984. - С. 32-64.

8. Вайбель П. Возможности и условия существования искусства в будущем: Пер. с нем. //Media Art Fest 2000. СПб, 2000. - С. 6-10.

9. Вайбель П. Знание и видение: Новые интерфейсные технологии восприятия: Пер. с нем. // Media Art Fest 2000. Спб, 2000. - С.22 -2 7.

10. Вайбель П. К истории и эстетике цифрового изображения: Пер. с нем. // Media Art Fest 2000. Спб, 2000. - С. 11- 21.

11. Валькова Н.П. Культурно-эстетический смысл и профессиологические основы деятельности художника-конструктора: Автореф. дис. .канд. искусствоведения. М., 1986. - 24 с.

12. Генисаретский О.И. Проблемы исследования и развития проектной культуры дизайна: Автореф. дис. . канд. искусств. М., 1988. - 22 с.

13. Глинтерник Э.М. Историческое самоопределение графического дизайна в проектной культуре России (1880 1980-е гг.): Дис. . д-ра искусств-СПб, 2001. -360 с.

14. Гоголь Н.В. Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем // Полн. собр. соч.: В 14 т. М., 1937. -Т.2-С.219-276.

15. Грабовенко Ю.А. Творческие возможности систем ручных и матричных методов графического моделирования в дизайне: Автореф. дис. . канд. искусств.-М., 1987.- 22 с.

16. Григорьев Б.В. Философия как часть семиологии: Имена и вещи: Предметность и функции знака. М., 1999. - 131 с.

17. Гропиус В. Границы архитектуры: Пер. с англ. / Сост., науч. ред и предисл. В.И.Тасалова. М., 1971. - 286 с.

18. Динамическая и кинетическая форма в дизайне: Метод, материалы / Ред. С .О.Хан-.Магомедов. М., 1989. - 28 с.

19. Ефимов Э.М. Синтез эмоционально-образного и рационально-понятийного в экранном творчестве: Автореф. дис. . канд. искусств. -М., 1981.-24 с.

20. Иконников А.В., Каган М.С., Пилипенко В.Р. и др. Эстетические ценности предметно-пространственной среды М., 1990. -334с.

21. Иванов Вяч. Вс. Знаковые системы: Кино: Поэтика// Избр. тр. по семиотике и истории культуры:В 2 т. М., 1998. - Т 1.-911 с.

22. Иванов Вяч. Вс. Очерки по истории семиотики в СССР. М., 1976.-303 с.

23. Кирсанов Д. Веб-дизайн: книга Дмитрия Кирсанова. СПб , 1999.-376 с.

24. Кондратьева К.А. Экология культуры и проблемы гуманизации дизайнерского проектирования: Автореф. дис. . д-ра искусств.-М, 1993.> 27 с.

25. Коськов М.А. Предметный мир как система: Автореф. дис. . д-ра филос. н. СПб, 2001.-44 с.

26. Кривенко Б.В. Язык массовой коммуникации: Лексико-семиотический аспект. Воронеж, 1993. - 136 с.

27. Криволапчук Н.Д. Концепция построения интеллектуальных компьютерных систем нового типа. Рукопись. 12 с.

28. Кузьмичев Л.А. Дизайн-программа: понятие, структура, функции: Автореф. дис. . канд. искусств. М., 1983. - 20 с.

29. Лазарев Е.Н. Дизайн как технико-эстетическая система: Автореф. дис. . д-ра искусств.-М., 1984. 32 с.

30. Лазарев Е.Н. Основы технической эстетики и художественного конструирования. Л., 1971. - 26 с.

31. Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума,ритуала и искусства: Пер. с англ. М., 2000. - 286 с

32. Лола Г.Н. Дизайн: Опыт метафиз. транскрипции. — М., 1998. 264 с.

33. Лотман Ю.М. Семиосфера: Сб. СПб, 2000. - 704 с.

34. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970. - 384 с.

35. Миракян A.M. Константность и полифункциональность восприятия. -М., 1992.- 216 с.

36. Нильсен Я. Веб-дизайн: Книга Якоба Нильсена: Пер. с англ. СПб, 2001.-512 с.

37. Основные творческие концепции и проектные направления современного дизайна: Учеб.-метод. руководство по изуч. курса «Этика и эстетика».- М., 1994.- 41 с.

38. Основные термины дизайна: Крат, справочник-словарь / Сост. Д.А. Азрикал и др.; предисл. Г.Л. Демосфеновой. М., 1988. - 87 с.

39. Петров М.К. Язык: Знак: Культура. М., 1991. - 328 с.

40. ПотятыныкБ.В. Социально-психологические аспекты влияния СМИ на аудиторию: Автореф. дис. . канд. филол. н. Киев. 1991. - 16 с.

41. Разумовский Б.С. Реклама как вид социальной информации: Автореф. дис. . канд. филол. н. Минск. 1992. - 17 с.

42. Самохвалова В.И. Красота против энтропии: Введение в область мегаэстетики. М., 1990. - 174 с.

43. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества: Автореф. дис. . д-ра искусств. М., 1990. - 32 с.

44. Современный Лаокоон: Эстет, пробл. синестезии: Сб. ст. по материалам науч. конф. (21 22 янв. 1991 г.). - М., 1992. - 127 с.

45. Теоретические и методологические исследования в дизайне: Избр. материалы. М, 1990. - 4.1 - 235 с. - 4.2 - 154 с.

46. Тодоров Цв. Теории символа. М., 1999. - 384 с.

47. Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995. - 357 с.

48. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М., 1986. - 239 с.

49. Феллер М.Д. Стиль и знак: Стиль как способ изображения действительности. Львов, 1984. - 167 с.

50. Филиппьев Ю.А. Искусство в системе человеческих ценностей. М., 1996. - 288 с.

51. Философские проблемы массовых информационных процессов: Сб науч. тр./ Гос. Ком. СССР по нар. образованию. М., 1990. - 70 с.

52. Флоренский П.А. Иконостас: Избр. тр. по искусству.- СПб, 1983. 352 с.

53. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Сб.: Пер. с нем. / Под ред. А.Л.Доброхотова. М., 1991. - 192 с.

54. Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. М., 1995. - 424 с.

55. ХерцогенратВ. Инсталляции closed-circuit, или Собственный опыт с двойником // Media Art Fest 2000: Сб. ст. СПб, [2000]. - С. 32-39.

56. Человек в современной социально-культурной ситуации: Материалы междунар. науч.-практ. конф. (25 26 мая 1994 г. - СПб , 1994. - 148 с.

57. Эйзенштейн С.М. Монтаж 1938: Избр. произведения: В 6 т./ Вст ст. Р.Юренева; гл.ред. С.И.Юткевич. М., 1964. - Т.6. - С.156 - 188.

58. Эко У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию: Пер. с ит. . СПб, 1998. - 431 с.

59. Ямпольский М.Б. Память Тиресия: Интертекстуальность и кинематограф. -М., 1993. -456 с.

60. Arncheim R. Entropie und Kunst: Ein Versuch Unordnung und Ordnung. -Koeln, 1979.-385 S.

61. Baumgardt M. Web Design kreativ! Berlin, 1997. - 134 S.

62. Baumgaertel T. net.art.: Materialen zur Netkunst. Nuernberg, [1999].-179S.

63. Bolz N . Die Welt als Chaos und als Simulation. Muenchen, 1992. - 294 S.

64. Brossmann M. Business Multimedia: Innovative Geschaeftsfelder strategisch nutzen. Frankfurt am Main, 1998. 184 S. 61.

65. Dankert R. Internet und World Wide Web. Kaarst, 1997. - 175 S. 63.

66. Danto F. C. Kunst nach dem Ende der Kunst. Muenchen, 1996. - 195 S.

67. De Lucio-Meyer J.J. Visuelle Aesthetik. Ravensburg, 1974. - 346 S. 65.

68. Dinkla S. Pioniere Interactiver Kunst von 1970 bis heute. Karlsruhe, 1997. -272 S.

69. Dohmen Fl. Medien und Macht: Oekonomische, politische und kulturelle Demisionen multimedialer Entwicklung. Hamburg, 1998. - 351 S.

70. Eurich CI. Mythos Multimedia: Uber die Macht den neuen Technick. -Muenchen, 1998.-413 S.

71. Fassler M. Was ist Kommunikation ? Muenchen, 1997. - 174 S.

72. Fitzek H., Sabler W. Gestaltpsychologie: Geschichte und Praxis. Darmstadt, 1996. - 268 S.

73. Flusser V. Fuer eine Philosophic der Fotographie. Goettingen., 1983.-259S.

74. Flusser V. Ins Universum der technischen Bilder. Goettingen., 1985. -143S.

75. Flusser V. Kommunikologie. Frankfurt am Main, 1998. - 371 S.

76. Franke H.W. Der Monitor als Fenster in einen unbegrenzter Raum // Digitaler Schein: Aesthetik der elektronischen Medien. Frankfurt am Main, 1991.-S. 4471.

77. Fuglewicz M. Das Internet-lesebuch: Hintergrunde. Trends. Perspecktiven. -Wien, 1996.-311 S.

78. Goy W. Die Entfaltung programmierbarer Medien // Schoene neue Welten? Auf dem Weg zu einer neuen Spielkultur / Hrsg. von Fl. Roetzer. Koeln,1995. S. 83-104.

79. Hasebrook J. Multimedia-Psychologie: Eine neue Perspektive mehschlicher Kommunikation. Heidelberg, 1995. - 204 S.

80. Hiebel H. Die grosse Medienchronik. Muehchen, 1999. - 508 S.

81. Klook D., Spar A. Medientheorien eine Einfuerung. Muenchen, 1997.-179 S.

82. Kraemer S. Medien . Computer. Realitaet. Frankfurt am Main, 1998.-429 S.

83. Kraemer S. Spielirische Interaction // Schoene neue Welten? Auf dem Weg zu einer neuen Spielkultur / Hrsg. von Fl. Roetzer. Koeln, 1995. - S. 225235.

84. Ludes P. Multimedia-Kommunikation: Theorien, Trends und Praxis. -Opladen, 1997. 312 S.

85. Luppa N. Designing interactive digital media. Oxford, 1998. - 264 p.

86. Mandel Th., Leun von der G. Die zwoelf Gebote des Gyberspace der keine Netz-Knigge. Muenchen, 1997. - 254 S.

87. McLuchan M. Das Medium ist Massage // Medien verstehen. Frankfurt am Main, 1966.- S.158-163.

88. McLuhan M. Die magischen Kanale: "Understanding media". Duesseldorf; Wien; New York; Moscau, 1992. - 339 S.

89. McLuhan M. Kultur ohne Schrift // Medien verstehen. Frankfurt am Main, 1966. - S. 65-76.

90. McLuhan M. Medien und kultureller Wandel // Medien verstehen. Frankfurt am Main, 1966. - S.77-83.

91. Media Art Fest 2000:Сб. ст. Спб, [2000]. - 47 с.

92. Medien Kunst Geschichte. Muenchen; New York, 1997. - 239 S.

93. Multimedia, schoene neue Zukunsstwelten: Tagungsbericht zur Jahstagung GFK. Nuernberg, 1996. - 328 S.

94. Multimedia-Maura: Reflexionen zu Aspekten neuer Medien. Konstanz,1996. 225 S.

95. Negroponte N. Total digital. Die Welt zwischen 0 und 1 oder Die Zukunst der Kommunikation. -Muenchen, 1995.- 211 S.

96. Net condition: Kunst, Politik in Online-Universum // Каталог выст.. -[Karlsrue], 2000. 44 S.

97. Roetzer Fl. Digitale weltentwurfe Streifzuege durch die Netzkultur. -Muenchen, 1998. 234 S.

98. Roetzer Fl. Duerchruge Duerch das Internet. Muenchen; Wien. - 1998. -294 S.

99. Roetzer Fl. Megamaschine Wissen Vision: Ueber im Netz. Frankfurt am Main, 1999.-370 S.

100. Schaub M. Code-X: Multimediales Design. Koeln, 1992. - 271 S.101.

101. Schmidt S.J. Die Welt der Medien: Grundlagen und Perspektiven der Medienbeobachtung. Berlin, 1996. - 159 S.

102. Schwarz H P. Medien-Kunst-Geschichte: Medienmuseum. - Muenchen; New York, 1997.- 191 c.

103. Strauss W. Multimedia Faszonation // Die Moeglochkerten der elektronischen Medien. Berlin, 1966. - 273 S.

104. Talk Show: Die Kunst der Kommunikation in den 90-er Jahren. Muenchen; London; New York, 1999. - 209 S.

105. Virtuelle Welten: Reisen in Cyberspace. Hamburg, 1992. - 239 S.

106. Wilke J. Multimedia: Voraussetzungen. Anwendungen. Probleme. Berlin, 1996. -127 S.

107. Zeltner H. Existentielle Kommunikation: Ausgewohlte Aufsaetze zur Philosophie und Soziologie. Nuernberg, 1978. - 529 S.1. СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

108. Л.Мохол-Надь. Модулятор света и пространства. 1920-е.

109. Б.Виола. Отражающая поверхность. 1977

110. За. Н.Чж. Пайк. Фортепианные фрагменты. 1993 36. Н.Чж. Пайк. Видеофлаг. 1985-1996

111. М.Фуджихата. По ту сторону страниц. 1995

112. Л.Куршен. Портрет № 1. 1990

113. Л.Хиршман. Лорна. 1983-19841а. Р.Раушенберг. Звучащие вещи. 1968

114. К.Зоммерер, Л. Миньоно. Интерактивный рост растений. 1992

115. М.Флейишан, В. Штраус, К. Бон. Исчезающие изображения. 1993

116. И.Сазерленд. Scetchpad-nporpaMMa. Фотография. 1962 10а. В.Фаворский. Обложка журнала «М^ковец». 1923

117. Л.Лисицкий. Две полосы книги «Про два квадрата». 1920

118. Л.Лисицкий. Обложка книги «Маяковский для голоса». 192314а. Л.Лисицкий. Буклет международной выставки «Пресса» в Кельне. 1928 146. А.Родченко. Обложка и фотомонтажные иллюстрации к книге В.Маяковского

119. Про это». 1923 15а. Ю.Пименов. Плакат. 1930 156. А.Дейнека. Плакат. 193116а. А.Родченко. Рекламный плакат для Лениздата. 1925 166. В. и Г.Стенберги. Киноплакат к фильму «Генерал». 1929

120. И.Кулешов. Рекламный плакат Автопромторга. Конец 1920-х.

121. Н.Ильин. Титульный разворот и суперобложка книги «10 строительных клубов Москвы». 1932.

122. В. и Г.Стенберги. Киноплакат к фильму «Шесть девушек ищут пристанища». 1928 20а. А.Родченко. Реклама документальных фильмов Дзиги Вертова из серии

123. Киноглаз». 1924 206. Г.Клуцис. Плакат. 1930

124. С.Юткевич. Обложка журнала «Советский экран». 1926

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.