Исследование математических моделей, разработка алгоритмов и интерфейса программного комплекса обработки звуковых фрагментов в формате MIDI тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.13.18, кандидат технических наук Чибирев, Сергей Владимирович
- Специальность ВАК РФ05.13.18
- Количество страниц 142
Оглавление диссертации кандидат технических наук Чибирев, Сергей Владимирович
Введение.
Глава 1. Особенности и основные подходы моделирования звуковых последовательностей.
1.1. Общие особенности моделирования творчества, достижения предшественников.
1.2. Принципы, методы и подходы, используемые для построения модели.
1.3. Целочисленные методы и алгоритмы, используемые в модели.
Глава 2. Описание модели звукового фрагмента.
2.1. Логика построения и структура модели.
2.2. Представление блоков модели в процессе синтеза музыкального фрагмента.
2.3. Представление блоков модели в процессе анализа музыкального фрагмента.
2.4. Макропараметры блоков.
2.5. Гибкость и развитие модели.
Глава 3. Программная реализация модели.
3.1. Общие особенности архитектуры приложения.
3.2. Архитектура данных программы.
3.3. Аппаратные и программные требования, используемые библиотеки и программные средства.
3.4. Задачи, которые пришлось решать при создании приложения.
3.5. Пользовательский интерфейс.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ», 05.13.18 шифр ВАК
Идентификация музыкальных объектов на основе непрерывного вейвлет-преобразования2008 год, кандидат технических наук Фадеев, Александр Сергеевич
Музыкальные компьютерные технологии как новый инструментарий современного творчества2002 год, кандидат искусствоведения Пучков, Станислав Владимирович
Повышение эффективности алгоритмов компрессии цифровых данных при кодировании сигналов стереопары2005 год, кандидат технических наук Ятагама Гамаге Даммика Придаршана
Концепция музыкальной длительности: На примере инструментального творчества Клода Дебюсси2000 год, кандидат искусствоведения Чащина, Светлана Васильевна
Музыкальная нотация в компьютерном представлении2001 год, кандидат искусствоведения Трубинов, Петр Юрьевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Исследование математических моделей, разработка алгоритмов и интерфейса программного комплекса обработки звуковых фрагментов в формате MIDI»
Актуальность темы диссертационной работы определяется необходимостью эффективного анализа и моделирования текстов, а также сигналов, которые могут быть представлены как абстрактный текст.
В работе рассматриваются звуковые сигналы, представляющие собой последовательность идентифицированных элементарных звуков с известными параметрами (амплитуда, основная частота, спектр), возникающих в известные моменты времени и имеющих конечную длтельность. В этом случае звуковой поток может быть описан как абстрактный текст, т.е. последовательность символов из фиксированного набора. Для хранения звуковой информации такой структуры используются файлы стандарта MIDI, который и был создан для передачи и хранения информации о звуковых событиях, таких как начало или окончание каждого элементарного звука в последовательности, установка его параметров.
Основное внимание уделяется анализу и структуризации статистической информации, полученной при анализе текста статистическими методами. Исследования именно на этом этапе позволяют выделить большее количество закономерностей по сравнению со стандартным подходом, сделать возможными моделирование и интерактивные эксперименты и в перспективе обеспечить возможность проведения семантического анализа.
Для изучения закономерностей в исследуемой звуковой последовательности (тексте) необходим инструмент представления записи звуковых событий в виде набора статистических параметров, и модель, которая позволяла бы осуществлять синтез текста (звукового фрагмента), удовлетворяющего заданным статистическим параметрам. Такой инструмент исследования дает возможность получить интересные результаты в следующих теоретических и практических областях: построение моделей звуковых последовательностей, удовлетоворяющим заданным условиям; изучения особенностей восприятия звуковых сигналов как информационного потока; установления принадлежности различных звуковых фрагментов к определеным типам; установления авторства звуковых записей; восстановление утраченных фрагментов звуковых записей; попытках имитации звуковых сигналов заданного характера.
Как раз в середине 90х годов XX века компьютеры стали способны полноценно обрабатывать звуковую информацию в реальном времени, появились новые методы интерактивного взаимодействия пользователя с моделью в процессе ее работы, и оформились новые взгляды на компьютер как на рабочий инструмент музыканта.
Основная часть современного программного обеспечения, предназначенная для обработки звука, может быть отнесена всего лишь к двум группам: это секвенсорные редакторы и редакторы обработки звукозаписей в волновом формате (\уау). Первая группа позволяет редактировать нотные тексты и воспроизводить их, используя звуки различных музыкальных инструментов. Приложения второй группы позволяют производить звукозапись и обработку звука в цифровом виде. Однако, программных средств для анализа и моделирования нотного текста по-прежнему мало, несмотря на то, что существует теоретическая база, и возможности современной техники уже перешли необходимый рубеж.
В основе существующих моделей нотного текста, обычно лежит шаблон, правило построения фрагмента текста, которое жестко определяется традициями жанра. Необходимая стохастичность обеспечивается генератором случайных чисел. Очевидно, что такие модели будут жестко алгоритмически привязаны к конкретному жанру, не обеспечивая гибкости.
Другие модели, сознательно отказывась от жестких законов, вообще не учитывают традиционные закономерности, это направление активно разрабатывалось на западе. Результат работы таких моделей - звуковые фрагменты в жанре, близком современному атональному и аритмичному "свободному" джазу, синтезом которого практически невозможно управлять, ввиду отсутствия ограничений на параметры звука.
Эксперименты в указанных областях представляют большой научный интерес, а недостаточная разработанность подходов к математическому моделированию звуковых фрагментов делает работу по выбранной теме актуальной.
Объектом исследования являются компьютерные методы обработки звуковых фрагментов, представленных в виде записи MIDI-событий, а также компьютерные методы статистической обработки информации.
Предметом исследования являются инструментально-технические средства обработки звуковой и текстовой информации на компьютере.
Целью настоящей работы является построение математической модели представления звукового фрагмента, заданного в виде записи MIDI-событий на основании набора статистических параметров; создание алгоритмов, программных средств и разработка пользовательского интерфейса программного комплекса, обеспечивающего ввод и редактирование данных описанной математической модели.
Для достижения поставленной цели сформулированы и решены следующие задачи:
• разработка метода анализа звуковых записей в формате MIDI с помощью выявления статистических закономерностей в анализируемом потоке;
• разработка математической модели создания звуковых фрагментов, удовлетворяющих заданным статистическим параметрам, отражающих характер фрагмента;
• разработка методов, алгоритмов и программной реализации модели;
• разработка пользовательского интерфейса, обеспечивающего взаимодействие пользователя с внутренними параметрами модели.
Основные методы исследования. В качестве методов исследования использовались статистический анализ, теория графов, целочисленные методы решения статистических задач. Компьютерная реализация разработанных алгоритмов производилась на основе объектно-ориентированного подхода.
Научная новизна. В предлагаемой диссертации разработаны следующие новые подходы:
1. Разработана модель, состоящая из отдельных независимых блоков, отражающих закономерности звуковой последовательности, что позволяет изучать закономерности как независимо, так и в их связи друг с другом, рассматривать как внутренние связи конкретного блока модели, так и роль каждого блока в модели.
2. В модели не используются различного рода жесткие шаблоны, содержащих части готовых звуковых фрагментов.
3. Модель построена таким образом, что изменение параметров в процессе ее работы не вызывает ошибок в расчете и позволяет вносить изменения в процессе работы модели, что обеспечивает проведение экспериментов в интерактивном режиме.
Указанные особенности выделяют предлагаемую модель среди аналогов и обеспечивают ее преимущества как инструмента изучения закономерностей в звуковых записях по сравнению с существующими моделями.
Теоретическая значимость работы заключается в разреботке метода построения модели абстрактных текстов, основанного на циклическом структурировании статистических данных и структурном анализе статистической информации; в построении модели, позволяющей производить имитацию текстов, удовлетворяющих полученным ранее или заданным вручную параметрам.
Практическая значимость. Разработанная модель и ее программная реализация могут быть использованы в следующих областях:
• для имитации звуковых сигналов заданного характера;
• при изучении воздействия звуковых последовательностей на живые объекты и на сознание;
• установления принадлежности различных звуковых фрагментов к определеным типам;
• восстановление утраченных фрагментов звуковых записей;
• установления авторства звуковых записей. Положения, выносимые на защиту:
1) метод построения модели абстрактных текстов, основанный на анализе статистических данных;
2) математическая модель, позволяющая статистически анализировать и создавать звуковые сигналы определенного характера на основе набора параметров, отражающих особенности типовых входных сигналов;
3) программный комплекс, реализующий предложенную модель;
4) пользовательский интерфейс программного комплекса, реализующий функции манипуляций с данными модели и параметрами моделируемых сигналов в реальном времени.
Личный вклад автора. Все основные результаты диссертации получены автором самостоятельно.
Апробация работы. Результаты исследования нашли отражение в лекционно-практических курсах, читаемых на факультете музыки Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена и разработанных в УМЛ "Музыкально-компьютерные технологии". Теоретические выводы и практические результаты докладывались на региональных, международных и всероссийских научных и научно-практических конференциях:
• международная конференция "Региональная информатика-2002", СПб., ноябрь 2002;
• международная конференция "Телекоммуникации, математика и информатика - исследования и инновации", СПб, октябрь 2002;
• всероссийская научно-практическая конференция "Информатика и информационные технологии в образовании. ИИТО-2003", СПб., май 2003;
• международная научно-практическая конференция "Современное музыкальное образование", СПб., октябрь 2002.
• VII Российско-американская научно-практическая конференция "Актуальные вопросы современного университетского образования", СПб., май 2004.
Материалы диссертационного исследования докладывались также на городском семинаре, проводимом на базе УМЛ "Музыкально-компьютерные технологии" в РГПУ им. А.И.Герцена в 2002, 2003, 2004, 2006 годах.
Публикации. Автором опубликовано по теме диссертации 9 печатных работ.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, включающего 181 наименование. Объем диссертации составляет 142 страницы, включая 134 страниц основного текста, 15 рисунков и 6 страниц списка литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ», 05.13.18 шифр ВАК
Музыкальные инструменты в системе традиционной культуры нивхов2010 год, кандидат искусствоведения Мамчева, Наталья Александровна
Исследование и разработка графического интерфейса с использованием альтернативных средств ввода-вывода1998 год, кандидат технических наук Евреинов, Григорий Евгеньевич
Андрей Тарковский. Звучащий мир фильма2008 год, кандидат искусствоведения Кононенко, Наталия Геннадьевна
Инструментальная музыка на телевизионном экране: Эстетические проблемы адаптации1987 год, кандидат искусствоведения Петрушанская, Елена Михайловна
Использование распознавания образов для обработки и восстановления музыкальных сигналов2003 год, кандидат технических наук Кудинов, Александр Александрович
Заключение диссертации по теме «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ», Чибирев, Сергей Владимирович
Выводы:
1. Разработан метод анализа звуковых записей в формате MIDI.
2. Разработана математическая модель создания звуковых фрагментов на основе набора параметров, отражающих характер фрагмента.
3. Разработан пользовательский интерфейс управления моделью.
4. Разработанная модель применена для создания программного комплекса, моделирующего процесс создания небольших звуковых фрагментов.
5. На основе результатов работы модели разработаны формулы, связывающие параметры модели с качественными характеристиками звукового фрагмента.
6. В качестве примера применения разработано программное обеспечение, использующее разработанную модель для имитации работы музыкального оркестра в процессе импровизации.
Основное содержание диссертации и некоторые идеи, связанные с разработанной моделью, изложены в следующих работах
1) Чибирёв C.B. Системные подходы к моделированию музыкального творчества. // Телекоммуникации, математика и информатика -исследования и инновации, вып. 6. Межвузовский сборник научных трудов. - СПб: ЛГОУ им. А.С.Пушкина, 2002 - с.248-250. (0,12 п.л.);
2) Чибирёв C.B. Алгоритмизация структурных элементов музыкальной композиции. // Телекоммуникации, математика и информатика -исследования и инновации, вып. 6. Межвузовский сборник научных трудов. - СПб: ЛГОУ им. А.С.Пушкина, 2002. - с.237-242. (0,31 пл.);
3) Чибирёв С. В. Открытие новых возможностей в изучении музыкальной теории с помощью компьютера // Современной музыкальное образование
2002. Материалы международной научно-практической конференции. -Спб: изд. РГПУ им Герцена, 2002. - с.480-484. (0,29 пл.);
4) Чибирёв C.B. Курс "Современная студия звукозаписи" для выпускников музыкальных ВУЗов. // Совеременное музыкальное образование - 2002. Материалы международной научно-практической конференции. - СПб: изд. РГПУ им Герцена, 2002. - с.202-205. (0,19 пл.);
5) Чибирёв C.B. Компьютерное моделирование элементов музыкального творчества. // Актуальные вопросы современного университетского образования. Материалы VII Российско-Американской научно-практической конференции, 11-13 мая 2004. - СПб: Изд. РГПУ им А.И.Герцена, 2004. - с.406-408. (0,13 пл.);
6) Чибирёв C.B. Моделирование музыкального творчества - новые горизонты. // Информационные технологии в науке, образовании, искусстве. Сборник научных статей. - СПб: изд. РГПУ им.Герцена, 2005. -с.206-299. (0,19 пл);
7) Горбунова И.Б., Бергер H.A., Горельченко А.Г., Чибирёв С.В Музыкально-компьютерные технологии в современном образовательном пространстве. // Человеческое измерение в информационном пространстве. Материалы всероссийской научно-практической конференции. - М.: 2003, октябрь-ноябрь. - с. 117-122. (0,31 п.л./0,14 пл.);
8) Привалова С. Ю., Чибирёв C.B. Интегративный обучающий курс "Музыка и информатика" на базе музыкально-компьютерных технологий. // Emissia.offline. Электронное научное издание. ART 1039. - 2006, сентябрь, http://emissia.50g.com/offline/2006/1039.htm. (0,33 п.л./0,2 пл.);
9) Чибирёв C.B. Досемантический анализ при моделировании абстрактного текста на примере фрагментов музыкального текста.// Информационные технологии моделирования и управления, 2006, N8(33). -Воронеж: Научная Книга. 2006, октябрь. - с.995-1003. (0,37 п.л.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе работы получены следующие основные результаты: 1. На основе экспертного анализа разработана новая модель процесса музыкального творчества и построения музыкальных фрагментов, основанная на следующих идеях: а) процесс построения музыкального фрагмента разбит на максимально независимые друг от друга части/блоки, имеющие различную степень детерминируемости и примерно соответствующие различным разделам музыкальной теории: "Лад", "Интервалы", "Ритм", "Фразировка". б) детерминированные блоки описываются жесткими правилами, основанными на теории музыки, недетерминированные блоки описываются стохастическими законами и эмпирическими правилами, выведенными на основе экспертных оценок. в) при создании модели процесс декомпозиции музыкального творчества происходил посредством вычленения блоков и исключения их из дальнейшего рассмотрения, что позволяло упростить анализ последующих трудноформализуемых и слабо детерминированных блоков. г) модель обладает высокой гибкостью и независимостью от тех или иных музыкальных традиций. Структура блоков позволяет вводить любые, в том числе вырожденные значения параметров, исключать из модели отдельные блоки, что обеспечивает наглядность, прозрачность и оперативность. д) модель позволяет использовать одни и те же закономерности в разных блоках, что открывает большие возможности для экспериментов в области музыки. е) модель позволяет менять параметры блоков в процессе создания музыкального отрывка без ущерба целостности музыкального фрагмента, что позволяет наглядно отслеживать изменения характера музыкального фрагмента в процессе работы модели. ж) модель позволяет вычислять параметры блоков путем анализа существующих музыкальных отрывков с последующим использованием параметров для создания новых отрывков. В перспективе планируется разработка системы параллельного анализа в процессе синтеза, что позволит создать модель, включающую имитацию гибкого поведения музыкантов в процессе импровизации.
2. На основе экспертных оценок разработаны формулы, связывающие параметры блоков с характером музыкального отрывка. Формулы включены в программную реализацию вместе с возможностью обратного получения параметров блоков на основе вербальной характеристики музыкального отрывка.
3. Вышеупомянутая модель использована для создания программного обеспечения, моделирующего процесс композиции небольших музыкальных отрывков, предназначенного для использования в исследованиях и экспериментах в области теории музыки, психологии и преподавания музыкальных дисциплин.
4. Разработан ряд эмпирических алгоритмов, отражающих никогда ранее не формализованные явления в музыкальной теории: а) алгоритм усечения длительностей, б) представление фразировки как совокупности состояний поведения музыканта в процессе импровизации, в) гибкий механизм обеспечения корреляции музыкальных фраз и подчиненности в оркестре г) формулы анализа параметров блоков для получения макрохарактеристик музыкального фрагмента.
5. Программное обеспечение доработано и развито до состояния работающей модели виртуального оркестра.
6. При экспериментах с использованием программного обеспечения получены интересные результатов в области музыкальной теории: получена зависимость вербальных характеристик характера музыкального фрагмента от макропараметров модели. - получена роль и важность блоков модели в восприятии музыкального фрагмента, а именно, выяснено, что очень большую роль в восприятии играет лад, затем, по степени важности, ритм, интервалы, размер, фразировка.
Отличительные особенности программного приложения
Основной особенностью созданного приложения является "открытость" всех вычисляемых параметров при анализе и генерации партирур и возможность менять парметры в реальном времени в процессе генерации и воспроизведения музыкальных фрагментов. Такая возможность позволяет эффективно контролировать влияние параметров на характер музыкального фрагмента. В этом случае наглядность обеспечивает высокую эффективность взаимодействия человека и компьютера и эффективность применения экспертного фактора при анализе музыкальных отрывков, описания их характера, стилей и особенностей композиторов, их написавших, на языке математики и логики.
Также открывается простор для экспериментов в области музыкальной теории. Например, при таком подходе, когда все характеристики обнажены и к ним имеется непосредственный доступ для анализа и динамической коррекции, общие правила могут быть применены на различных уровнях. Так, например, можно задать тождественные значения на уровне "ритм" и "инструмент", т.е. задать общие законы динамики в рамках одного звука, построения фразы, или произведения вцелом, проводить различные эксперименты в области музыки.
Модель также может использоваться для решения задач, связанных с дешифровкой, установлением авторства и датировки, формальных параметров утерянных сочинений, путем анализа и сопоставления параметров параметров музыкальных отрывков, написанных различными авторами в различные периоды творчества.
Возможности дальнейшего развития модели
Модель предполагает развитие, совершенствование и добавление новых функций и возможностей по следующим направлениям:
- включение в моделирование сущностей и явлений, не вошедших в модель но рассмотренных в данной работе: распознавание партитур по звуковому файлу или в реальном времени, моделирование стилей исполнения, включение в модель обработки пространственных характеристик звука (стерео), добавление функций создания новых голосов инструментов. расширение существующих возможностей: разработка новых микростилей поведения музыкантов в процессе импровизации, разработка новых формул для макропараметров, позволяющих формализовать некоторые дополнительные качественные вербальные характеристики музыкального фрагмента.
- совершенствование модели виртуального оркестра: параллельный Анализ и Синтез в реальном времени, создание поддержки виртуального дирижера.
Список литературы диссертационного исследования кандидат технических наук Чибирев, Сергей Владимирович, 2006 год
1. Аблазов В.И. Преобразование, запись и воспроизведение речевых сигналов. Киев: Лыбидь, 1991. 207 с.
2. Бондаренко В.А., Дольников В.Л. Фрактальное сжатие изображений по Барнсли-Слоану. // Автоматика и телемеханика.-1994.-N5.-c. 12-20.
3. Бордовский Г.А., Кондратьев A.C., Чоудери А.Д.Р. Физические основы математического моделирования. - М.: Academia, 2005. 320 с.
4. Бухарев Р.Г., Рытвинская М.С. Моделирование творчества на примере сочинение восьмитактной мелодии //Тезисы докладов науч. конф. Казанского ун-та. Казань, 1961. - С.51 -54.
5. Барсова H.A. Книга об оркестре. М.: Музыка, 1978. - 208 с.
6. Бедняков М. Звуковые платы Yamaha// Компьютер Пресс, 1997. -№11. С. 282 - 284.
7. Белунцов В. Sinphonia. mus (заметки в нотной тетради)// Компьютерра, 1997.-№46.-С. 32-49.
8. Белунцов В. Найдётся человек! Интервью с Э. Артемьевым// Компьютерра. № 46. М.: изд. "Компьютерра", 1997, с. 52 - 54.
9. Белунцов В. SYNPHONIA.MUS (заметки в нотной тетради)// Компьютерра №46, М.: изд. "Компьютерра", 1997.
10. Бернштейн Б.М. К спорам о специфике пространственных искусств.// Советское искусствознание, №23. М.: Сов.художник, 1988. - с. 276-296.
11. Бернштейн Б.М. Пространственные искусства как феномен культуры. // Искусство в системе культуры.-Л.: Искусство, 1987. с. 135 - 142.
12. Бовко В.JI. Лучший путь сочетание живой и компьютерной музыки// Техника кино и телевидения, 1990.- № 7.- С.З - 6.
13. Болгов А. Компьютер и музыкальный синтезатор. Синтезатор Korg X5D // Компьютер ИНФО, 1997. № 7(70). - С. 5.
14. Болгов А. Компьютер и музыкальный синтезатор. Синтезатор Yamaha CSlx// Компьютер ИНФО, 1997. № 8(71). - С. 5.
15. Болгов А. Компьютер и музыкальный синтезатор. Синтезатор Roland VSC550W// Компьютер ИНФО, 1997.- № 10(73).- С. 5.
16. Власов А.Д., Мурин Б.П. Единицы физических величин в науке и технике: Справочник.- М.: Энергоатомиздат, 1990.- 176 с.
17. Власов Г.И. и др. Цифровая реализация системы искусственной реверберации// Техника кино и телевидения, 1992. № 8. - С. 40-43.
18. Власов Г.И. и др. Многофункциональный цифровой процессор обработки звуковых сигналов// Техника кино и телевидения, 1992. № 9. - С. 28 - 29.
19. Витолин Д. Применение фракталов в машинной графике. // Computerworld-PoccHfl.-1995.-N15.-c.ll.
20. Волошина A.B. Математика и искусство.М.,Просвещение,1992.
21. Володин А. А. Психологические аспекты восприятия музыкальных звуков. В 2-х тт. Докт. дисс. Институт психологии АН СССР. М., 1979.
22. Володин А. А. Электромузыкальные инструменты. М., 1979.
23. Выходец A.B., Гитлиц М.В., Ковалгин Ю.А. и др.; Под ред. М.В. Гитлица. Радиовещание и электроакустика: Учебник для вузов- М: Радио и связь, 1989.- 432 с.
24. Гельмгольцъ Г. Учете о слуховыхъ ощущенияхъ как физюлогическая основа для теорш музыки. СПб, 1875.
25. Волков М. Генераторная приставка "дистошн" с переменным ограничением уровня сигнала// Радио, 1997. № 6. - С. 40 - 42.
26. Володин A.A. Электронные музыкальные инструменты. -М.: Энергия, 1970.- 145 с.
27. Волошин И.В., Федорчук И. Ф. Электромузыкальные инструменты. -М: Энергия, 1971.- 143 с.
28. Гарднер Дж. Овладевайте искусством магнитной записи: Пер. с англ./ Под ред. Б.Г. Белкина. М.: Радио и связь, 1981.- 144 с.
29. Гитлиц М.В. Магнитная запись сигналов.- М.: Радио и связь, 1981. -160 с.
30. Данса А. Безграничные возможности MIDI: формат XG// Компьютер Пресс, 1997. № 9. - С. 284 - 290.
31. Дементьев С.Б., Ершов К.Г. Комплексы записи музыки. Д.: ЛИКИ, 1991.-51 с.
32. Десмонд М. Лучшие звуковые платы// Мир ПК, 1996. № 7-8. - С. 42 -43.
33. Доктор К. "Вращающийся" звук// Радио, 1983. № 7. - С. 40 - 43.
34. Дмитрюкова Ю. Г. Электронная музыка и Карлхайнц Штокхаузен. / Депонированная рукопись №3029. НИО Информкультура. М., 1996.
35. Дмитрюкова Ю. Г. Компьютерная музыка: методы и средства. Дипл. работа. МГК, 1997.
36. Дубов М. Яннис Ксенакис: грани творчества. Дипл. работа. МГК, 1996.
37. Дьяченко Н.Г., Зильберман Ю.А. Технические средства обучения в Северодонецком музыкальном училище. Северодонецк, 2000.
38. Ефимов А.П., Никонов A.B., Сапожков М.А., Шоров В.И.; Акустика Под ред. М.А. Сапожкова. М.: Радио и связь, 1989. - 336 с.
39. Жалнин Д. Звукочистка или Цифровой ремастеринг и реставрация фонограмм// Компьютерра, 1997. № 46. - С. 56 - 59.
40. Живайкин П. Музыкальные обучающие программы // Компьютер пресс. №9 1998.
41. Зарипов Р.Х. Машинное сочинение песенных мелодий// Известия АН СССР. Техн. Кибернетика, 1990. № 5. - С. 119 - 125.
42. Зарипов Р.Х. Кибернетика и музыка. М., Наука, 1971.
43. Зарипов Р.Х. Число и мысль. Знание. Народный университет. М., 1980.
44. Зарипов Р.Х. Машинный поиск вариантов. М.,1983.
45. Зарипов Р. X. Машинный поиск вариантов при моделировании творческого процесса. М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1983. 232 с.
46. Зарипов Р.Х. Гармонизация мелодии // Музыка и кибернетика. М: 1971.
47. Зарипов Р.Х. Моделирование музыкальных сочинений на вычислительной машине и оценка машинных композиций. //Точные методы и музыкальное искусство (материалы к симпозиуму) 1972.
48. Зарипов Р.Х. Моделирование на ЭВМ элементов творчества (на материале музыки) -- М. 1977.
49. Зарипов Р.Х. Моделирование в музыке. М. 1979.
50. Зарипов Р.Х. Машинная музыка и ее восприятие.//М. ВИНИТИ, 1980.
51. Зарипов Р. X. Проблемы применения ЭВМ в музыкальной практике. // ЭВМ и проблемы музыкальной науки. Сб. трудов. Вып. 7. -Новосибирск, 1988. С. 83-109.
52. Зайцев С.Г. Новые информационные технологии в образовании и управлении учебным заведением. //Компьютеры в учебном процессе 1996/8.
53. Зайцев В.Ф., Щепановская Е.М. О статистическом подходе к дешифровке древнерусских музыкальных рукописей // Вестник ЛГУ, -Л.: ЛГУ, ИНИОН№ 15994, деп. 15.03.84. 17 с.
54. Зайцев В.Ф., Хованов Н.В. Об одной формальной модели поисковой активности. -- Л.: ЛГУ, деп. в ВИНИТИ \ № 1719-80Деп. от 28.04.80. -44 с.
55. Зайцев В.Ф. Исследование одной системы, моделирующей творческую активность // Математические методы исследования управляемых механических систем. Межвузовский сборник -- Л.,ЛГУ, 1982. ~ С.72-77.
56. Зайцев В.Ф., Щепановская Е.М. Русская рукописная книга как объект исследования методами математической статистики // Тезисы докладов III Всесоюзной конференции "Книга в России до середины XIX в.",— Л.: БАН СССР, 1985.» С.28-29.
57. Зайцев В.Ф. Биоритмы творчества. Л.: Знание, 1989. -- 32 с.
58. Зайцев В.Ф. Математические методы в музыке. Proc. of the Internat. Conference on Differential Equations and Applications.-- Rousse (Bulg.): Tech.Univ., Rousse Centre of Math., 1991. C.421-432.
59. Злотина Э. С. Синтез интуитивного и системного в творчестве. -Методология и методы технического творчества. Новосибирск, 1984.
60. Золотухин И.П., Изюмов A.A., Райзман М.М. Цифровые звуковые магнитофоны. Томск: Радио и связь, Томский отдел, 1990. - 160 с.
61. Ижаев Р. Музыкальная студия на столе. //Мультимедия. 1997 № 1-2.
62. Иванов В. Вы насчет авторских прав- Каким образом прежние законы способствуют новым возможностям// IN/OUT, 1997. № 21-22. - С. 56, 57, 59.
63. Ижаев Р. Музыкальная студия на столе// Мультимедиа, 1997. № 1-2. -С. 78 - 86.
64. Ижаев Р. Суета вокруг компьютера// Мультимедиа, 1997, № 5-6. С. 93 -95.
65. Ижаев Р. Включи и играй// Мультимедиа, 1997, № 8. С. 96 -101.
66. Ижаев Р. 128-канальный цифровой магнитофон- Это реально! // Мир ПК, 1997.-№6.-С. 183 185.
67. Ижаев P. Pinnacle Project Studio музыкальная студия под ключ// Мир ПК, 1997. -№ 11. - С. 180 -181.
68. Ингенблек В. Всё о мультимедиа. К.: BHV, 1996.- 325 с.
69. Кейтер Дж. Компьютеры синтезаторы речи. / пер. с англ. / под ред. В. Усика.-М., 1985.
70. Кириллов A.B. Сравнительная оценка тембровых характеристик музыкальных инструментов// Акуст. журнал, 1990, т. 36, вып. 1. С. 31 -35.
71. Козадаев Б. П., Михайлова Н. Н., Тангян А. С. Архитектура периферийного звукового процессора. // Анализ, распознавание и синтез речи. М., ВЦ АН СССР, 1987. С. 70-79.
72. Ковалгин Ю. А. Стереофония.- М.: Радио и связь, 1989.- 272 с.
73. Колдаев П. Микрофоны фирмы SONI// IN/ OUT, 1993. № 2(4).- С. 42 -44, №3-4(5-6).-С. 46-47.
74. Коновальчик Д. "Эффект Виталия Палыча" или Первые MIDI-впечатления// Компьютерра, 1997. № 46. - С. 66 - 67.
75. Кононов С. MIDI-клавиатура для мультимедиа-компьютеров и MIDI-синтезаторов// Радио, 1997. № 3. - С. 40 - 42, № 4. - С. 42 - 43.
76. Козюренко Ю.И. Звукозапись с микрофона.- М: Радио и связь, 1988. -112 с.
77. Кочнева И.С., Яковлева A.C. Вокальный словарь. JL: Музыка, 1988. -68 с.
78. Красильников И. О чём может рассказать музыкальный тембр// Искусство в школе, 1993. № 6. - С. 6 -13.
79. Кубат К. Звукооператор-любитель. М.: Энергия, 1978. - 191 с.
80. Курило А., Михайлов А. Музыкальная студия на компьютере// Мир ПК, 1996.- №3.- С. 170- 179.
81. Курило А. Аудиомания//Мир ПК, 1997. № 1. - С. 168 - 182.
82. Курило A. StudioCard// Мультимедиа, 1997. № 1-2. - С. 77.
83. Калганов А. Системы мультимедиа сегодня. //Hard and Soft. 1995 № 4.
84. Кирмайер М. Мультимедиа, пер с нем. СПб.: BHV, С.Петербург, 1994.
85. Компьютер и музыкальный синтезатор. Синтезатор Yamaha CSlx. //Компьютер ИНФО 1997 № 8.
86. Компьютер и музыкальный синтезатор. Синтезатор RolandXP-10. //Компьютер ИНФО 1997 № 9.
87. Компьютер и музыкальный синтезатор. Синтезатор Alesis QS6. //Компьютер ИНФО 1997 № 10.
88. Кристал В. Yamaha VL 70m. Физическое моделирование первый подход к снаряду. //Музыкальное оборудование 1997 № 4.
89. Кристал В. Yamaha REV 5000. Партию ревербератора исполняет. //Музыкальное оборудование 1997 № 6.
90. Колмогоров А. Н., Автоматы и жизнь. «Техника — молодежи» № 10 -11,1961.
91. Литягина Л.А., Наумов Н.А. Элементы компьютерного творчества. Взаимное отображение музыкальных и графических средств. Препринт № 14,1995 г. Москва, ИПМ им. М.В.Келдыша РАН.
92. Лазарев С.Л. Електронна музыка и синтезатори. София. - Техника, 1986.- 190 с.
93. Малафеев П.В. "Химчистка" для звука// Мир ПК, 1995.- № 9.- С. 166 -170.
94. Мансфельдерс Э. Музыка, речь и компьютер: Пер. с нем.-Киев: BHV, 1995.-308 с.
95. Медведовский Д.С., Гузевич О.Н. Электрогитара и усилитель. М.: Энергия, 1974.- 112 с.
96. Мансфельдерс Э. Музыка, речь и компьютер, пер.с нем. Киев: BHV, 1995.
97. Мармарас Н., Павар Б.,Ксантудакис Т. Особенность восприятия и синтез музыки. //Психологический журнал. 1987 т.8, № 1.
98. Меерзон Б.Я. Основы электроакустики и магнитная запись звука. М.: Гос. Ком. по телевидению и радиовещанию, 1973. - 204 с.
99. Михайлов А.Г., Шилов B.JI. Практический англо-русский словарь по электронной и компьютерной музыке. М.: Малое предприятие "Русь", фирма "МАГ", 1991.- 115 с.
100. Монахов Д. Наглядный аранжировщик// Домашний компьютер, 1997. -№5.-С. 36-40.
101. Монахов Д. "Оркестр в коробке" игрушка- Обучалка- Инструмент-// Домашний компьютер, 1997. - № 3. - С. 30-35.
102. Мосиенко О. Микрофоны фирмы AKG// IN/ OUT, 1993. № 1(3). - С. 32-34.
103. Мосиенко О. Применение временной задержки// IN/ OUT, 1993. № 1(3).-С. 50- 52, 54.
104. Моль А.,Фукс В.,Кесслер М. Исскусство и ЭВМ. М.,1975.
105. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие.- М., 1966.
106. Монахов Д. Наглядный аранжировщик. //Домашний компьютер. 1997 №5.
107. Михайлов А. Г., Шилов В. J1. Практический англо-русский словарь по электронной и компьютерной музыке. -М., 1991.
108. Мурер Дж. Вопросы обработки сигналов при машинном синтезе музыки. Обзор. // ТИИЭР, 1977, т. 65, №8.
109. Мэтьюз М., Пирс Дж. Компьютер в роли музыкального инструмента. // В мире науки. 1987, #4. С. 72-80.
110. Наумов Н. А., Садомсков Д. А. Методы компьютерной композиции. Препринт Института прикладной математики им. Келдыша РАН. М., 1994.
111. Никитин Б. Cakewalk Pro Audio 6.0 //Музыкальное оборудование. 1997 №6.
112. Никитин Б. Звуковые редакторы. //Музыкальное оборудование. 1997 №7.
113. Орган во времени и пространстве// Наука и жизнь, 1992. № 1. - С. 74 -80.
114. Павленко A. Sound Forge: шаг за шагом// Мультимедиа, 1997.- № 3-4.-С. 82 84.
115. Павленко A. Cool Edit: шаг за шагом// Мультимедиа, 1997.- № 5-6. С. 96 - 98.
116. Павленко A. WaveLab 1.5 и Sound Forge 4.0 новый стандарт редактирования звука// Мир ПК, 1997. - № 6. - С.72 - 182.
117. Павленко А. Многодорожечная запись в программе SAW Plus32// Мультимедиа, 1997.- № 8.- С. 90 95.
118. Павленко А. Конкретная музыка// Мир ПК, 1997. № 6. - С. 172 - 182.
119. Павленко А. Реставрация фонограмм с помощью программы DART Pro// Мир ПК, 1997. № 11. - С. 172 -1.
120. Павлов И. Интеллектуальная программа для "оживления" MIDI// IN/OUT, 1997.-№19-20.-С. 81.
121. Павленко A. Sound Forge: шаг за шагом. //Мультимедиа. 1997 № 3.
122. Павленко A. Cool Edit: шаг за шагом. //Мультимедиа. 1997 № 5.
123. Петелин Р., Петелин Ю. Звуковая студия в PC. М., 1998.
124. Петелин Ю.В., Петелин З.Ю. Персональный оркестр. в персональном компьютере. СПб.: Полигон, 1997.
125. Полякова Т.М., Лобова Н.И., Николаев В.О., Суслов Д.С. Разработка обучающих курсов в среде мультимедиа. //Приборы и системы управления. 1998 № 2.
126. Попов Д. Реализация пространства. //Музыкальное оборудование. 1998 №3.
127. Программа "Enhancer": моделирование исполнения. //Компьютер ИНФО, 1997/17.
128. Петелин Ю.В., Петелин Р.Ю. Персональный оркестр. в персональном компьютере. Санкт Петербург: Полигон, 1997.- 280 с.
129. Петров Е. Персональная студия реальность компьютерного творчества// IN/OUT, 1995.- № 13 -14.- С. 112 -118.
130. Петров Е. "Дочки-матери" под крышкой компьютера// IN/ OUT, 1996.-№ 15-16.-С. 15-16.
131. Печатнов Б., Сабуров С. Синтез частотных и временных характеристик в ЭМС// Радио, 1980. № 11. - С. 36 - 38, № 12. - С. 24 -27.
132. Профессиональные вокальные микрофоны Byetone// IN/ OUT, 1993. -№4(4).-С. 45.
133. Parc Ю.Н. Опыты по развитию внутризонного интонационного слуха. Тез. докл.международной научной конференции. Краснодар -Новороссийск. 1995.
134. Pare Ю.Н. Методика проверки интонационного слуха. Тез. докл.международной научной конференции. Краснодар Новороссийск. 1995.
135. Родионов A. Sound Blaster AWE-32 и студия внутри системного блока// Компьютер Пресс, 1995. №3. - С. 94 - 96.
136. Сапунов А., Аушев П. Устройства обработки звука. Проблемы и методы решения// IN/ OUT, 1993. № 1(3). - С. 66 - 67.
137. Сапунов А., Аушев П. Устройства обработки звука. Кроссовер// IN/ OUT, 1993.-№2(4).-С. 64-66.
138. Сведение в стерео// IN/ OUT, 1993. № 2(4). - С. 68 - 69.
139. Семакин Ф.В. Теория и практика звукорежиссуры. JI.: ЛИКИ, 1990. -183 с.
140. Сидоров И.Н., Дмитров A.A. Микрофоны и телефоны: Справочник.-М.: Радио и связь, 1993. 152 с.
141. Синклер Я. Введение в цифровую звукотехнику: Пер. с англ. М.: Энергоатомиздат, 1990. - 80 с.
142. Сирота У. Четырёхканальная цифровая звукозапись// Мир ПК, 1995. -№4.-С. 170-171.
143. Система шумопонижения Dolby SR// IN/ OUT, 1993. № 2(4). - С. 60 -63.
144. Степанова И., Кальян В. Зачем музыке компьютер-// Советская музыка, 1989. № 2. - С. 21 - 23.
145. Студнев А. Цифровой синтез звука// Радио, 1991. № 5. - С. 42 - 46.
146. Субботкин М. Синхронизация: SMPTE Time Code// IN/ OUT, 1992. -№ 1.-С. 38,39, 54, 55, 60.
147. Субботкин М. Применение временной задержки// IN/ OUT, 1992. № 2. - С. 62 - 64, № 3-4(5-6). - С. 66 - 68.
148. Субботкин М. Живой звук// IN/OUT, 1993. № 2(4). - С. 38 - 40.
149. Субботин А. Новое в цифровой звукозаписи// IN/ OUT, 1993. № 3-4(5-6).-С. 12-14.
150. Трофимов А. Digidesingn Audiomedia 3. Цифровая звуковая система для шины PCI// IN/OUT, 1997.- № 19-20.- С. 60, 80.
151. Ульянич В. Заметки о компьютерной музыке// Муз. жизнь, 1990. № 15.-С. 6-7.
152. Уортингтон П., Попко Р. Как оборудовать домашнюю студию// Мир ПК, 1995.-№4.-С. 167- 168.
153. Федер Е. Фракталы. Пер. с англ.-М.: Мир, 1991.- 254 с.
154. Фёдоров A. Sound Blaster AWE-32// Компьютер Пресс, 1995.- № 1.- С. 34.
155. Фёдоров В. Cream Ware triple DAT. Система цифровой записи и редактирования// IN/ OUT, 1996. № 15-16. - С. 48 - 51.
156. Фролов A.B., Фролов Г.В. Мультимедиа для Windows.- М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 1994. 284 с.
157. Фролов М.И. Мультимедиа в примерах. СПб.: BHV-Санкт-Петербург, 1996.- 128 с.
158. Хеллер Дэвид, Хеллер Дороти. Мультимедийные презентации в бизнесе К.: BHV, 1997. - 272 с.
159. Ханиш М. Cubase Audio 3.0 VST// Мультимедиа, 1997. № 1-2. - С. 75.
160. Харьковский А. Стохастические перекрёстки Яниса Ксенакиса// Сов. Музыка, 1991.-№7.-С. 36-40.
161. Хмельник Т. Только в Петербурге учат электронных музыкантов// Петровский курьер, 1997. № 27. - С. 6.
162. Храбан О. Лампы или транзисторы // Радио, 1997. № 2. - С. 12 -14;
163. Хэскин Д. Sound Blaster. М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1996. - 294 е.;
164. Цифровая рабочая аудиостанция SSHDR1// Техника кино и телевидения, 1997. № 11. - С. 61.
165. Шипилов А. Хорошо темперированный PC// Компьютерра, 1997. № 46. - С. 63 - 65.
166. Шкритек П. Справочное руководство по звуковой схемотехнике/ Пер. с нем. И.Д. Гурвица; Под ред. A.C. Городникова. М.: Мир, 1991. - 445 с.
167. Щербина В. И. Цифровая звукозапись. М.: Радио и связь, 1989. - 190 с.
168. Оппенгейм А., Шафер Р. Цифровая обработка сигналов. / пер. с англ. -М., 1979.
169. Организация цифрового интерфейса MIDI: описание и реализация (под общей редакцией В. Ю. Матеу). Препринт Института проблем информатики АН СССР. М., 1988, 28 с.
170. Родионов А. Б. Компьютер в музыкальном творчестве. // В мире музыкальных компьютеров. 1988, №1. С. 56-59.
171. Синклер Ян. Введение в цифровую звукотехнику. М., 1990.
172. Шилов В. MIDI-сообщения. // IN/OUT, 1(3), 2(4), 1993. С. 58-59, 66.
173. Шпигельман Дж. Компьютер в руках музыканта. // Музыкальная жизнь, 1989, №2. С. 21-22.
174. ЭВМ и проблемы музыкального образования. Сб. трудов. Вып. 8. -Новосибирск, 1989.
175. Человеческая память работает не по-компьютерному. Michael Spivey, Cornell University, 29 июня 2005, http://www.membrana.ru/lenta/74812.
176. Application of fractals and chaos. Springer-Verlag, Berlin, 1993.
177. Boom M. Music through MIDI. Washington, 1987.
178. Gerigk H.Wurfe-muzik Ibid. 1934 N-7/8.
179. Lowenstein P.Mozart-Kuriosa Z.Musikwissenschaft. 1930 N-6.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.