Исламизация Дагестана и ее социальные последствия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Арбуханов, Али Магомедович

  • Арбуханов, Али Магомедович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 154
Арбуханов, Али Магомедович. Исламизация Дагестана и ее социальные последствия: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Махачкала. 2003. 154 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Арбуханов, Али Магомедович

Введение

Глава 1. Внешние факторы исламизации Дагестана

1.1 Арабская экспансия в Дагестан и начало исламизации его народностей

1.2 Укрепление позиций ислама в Дагестане при постхалифских мусульманских династиях

Глава 2. Мусульманский прозелитизм дагестанцев и его социальные последствия

2.1 Формирование объективных условий и субъективных предпосылок принятия ислама в Дагестане

2.2 Социально-экономические и духовные последствия принятия ислама дагестанцами

2.3 Ислам в современном Дагестане: единство и противоречия

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Исламизация Дагестана и ее социальные последствия»

Объективный и глубокий анализ места, занимаемого в наши дни религией, в том числе и исламом в личной и общественной жизни населения Дагестана, невозможен без определения связующих уз современности с историческим прошлым местных народов. Данная проблема, а именно выявление конкретных условий и этапов распространения ислама в Дагестане, относится к числу приоритетных исследовательских задач. Однако, несмотря на свою злободневность и актуальность, она до сегодняшнего дня изучена не в полной мере и требует от специалистов приложения дополнительных усилий, поиска новых доводов и аргументов, на основе которых можно делать соответствующие заключения и выводы.

О недостаточной изученности указанных вопросов свидетельствует и то, что в исторической и исламоведческой литературе по сей день нет ни одной специальной научной работы, которая на основе реальных фактов, достоверных письменных, эпиграфических и других источников раскрывала бы проблему распространения ислама на территории Дагестана в целом и установила бы социально-политические и иные последствия этого длительного и не всегда однозначного процесса. Именно поэтому данная проблема нуждается во вдумчивом, скрупулезном исследовании и подробном анализе через призму современных морально-нравственных ценностей и духовных потребностей.

Ислам, как монотеистическая религия, подобно всем другим явлениям духовной жизни, является реальным продуктом истории, результатом развития общественных отношений. В этом смысле процесс исламизации народов Дагестана был не только весьма продолжительным, но и соотносился со сложнейшими условиями, тесно связанными как с внутренними, так и внешними обстоятельствами. Сам факт принятия дагестанскими народами ислама, безусловно, является одной из важнейших проблем истории Дагестана. При этом представляется справедливым утверждение того, что историю ислама в Дагестане можно считать историей его народов на протяжении последних четырнадцати веков. Мусульманская религия занимала прежде и в настоящее время продолжает занимать важное место в духовной и социально-экономической жизни дагестанцев, хотя, как форма общественного сознания, она отражает общественное бытие опосредованно, в отличие, например, от политики или права.

Это обстоятельство предопределяет сейчас естественный и большой интерес местных народов не только к самой религиозной системе ислама, но и к подлинной истории его распространения на исконной территории их проживания. Подобный интерес обуславливается еще и тем, что до появления в Дагестане коранической идеологии, здесь, кроме автохтонных политеистических верований, отчасти были распространены и такие «локальные» религии, как зороастризм и иудаизм, занесенные из Ирана и с Ближнего Востока. Исключительная трудность раскрытия всех аспектов распространения ислама в Дагестане заключается наряду с вышеуказанным фактором и в сложнейшем переплетении политических, экономических и социальных реалий, сопровождавших на протяжении почти полутора десятка веков этот сложнейший многоэтапный процесс.

На всех этапах своего развития религия, в том числе и ислам, активно приспосабливалась к социальной обстановке. В этом отношении Дагестан не был исключением. По мере укрепления позиций ислама на Кавказе, он занимал доминирующее положение среди других форм общественного сознания, оказывая сильное влияние на все сферы жизни и претендуя на универсальность, всеохватность. В процессе изучения особенностей распространения ислама в Дагестане, такая его специфика требует к себе особого внимания. Данный аспект также еще не нашел должного освещения в современной исламоведческой литературе.

Успешное распространение ислама в период халифата и его принятие многими народами мира объясняется рядом объективных условий и субъективных факторов, среди которых немаловажное значение имели эгалитарные идеи равенства, солидарности и справедливости, заложенные в социальной сущности нового вероучения. Эти новые идеи импонировали широким слоям населения различных регионов, независимо от их этнической, расовой и религиозной принадлежности, которые постепенно становились последователями ислама. Все это происходило в пределах исторических закономерностей, в условиях средневекового общества.

Следует отметить, что некоторым аспектам распространения ислама за пределами Аравии, в том числе и в Дагестане посвящен ряд сообщений арабских и арабоязычных авторов. Среди них ал-Белазури1 (ум. в 872 г.), ал-Йакуби2 (ум. в 897 г.), ат-Табари3 (858-923 гг.), ал

1 Белазури. Книга завоевания стран. Текст (араб.) и перевод. Пер. проф. П.К.Жузе. Баку, 1927.

2 Якуби. История. Текст и перевод. Пер. проф. П.К.Жузе. Баку, 1927. (Вып. III и IV «Материалы по истории Азербайджана»).

3 Tabari. Annales quos scriptit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari cum aliis ed/ M.J. de Goeje. Lugd.-Bat. Перепечатка - Lugd. - Bat., 1964-1965.

Масуди4 (ум. в 956 г.), Ибн Русте5 (X в.), ал-Гарнати6 (1080-1169 гг.), Ибн ал-Асир (1160-1224 гг.) и др. Все эти авторы в своих трудах в той или иной мере касаются как проблемы доисламских верований в Дагестане, так и форм и методов их постепенной исламизации в условиях средневековья. Из этих источников можно получить определенные достоверные сведения о процессе распространения ислама в Дагестане. В то же время научно несостоятельно утверждение отдельных мусульманских авторов о том, что завоевательные походы, начатые арабскими халифами после смерти Мухаммада, проводились исключительно в целях распространения ислама среди покоренных народов. Главная цель арабской экспансии состояла в распространении своей политической и экономической власти на покоренные народы и страны. По своему характеру это были обыкновенные захватнические войны, происходившие в мировой истории до и после возникновения ислама. Обращение покоренных народов в ислам не являлось конечной целью. История завоевательных войн халифов практические подтверждает тезис о том, что арабские завоеватели в известных случаях были заинтересованы не столько в обращении покоренных народов в ислам, сколько в обложении их данью.

Арабские халифы в своих захватнических планах уделяли Дагестану особое внимание. И это было не случайно, ибо он занимал исключительно важное политическое и геостратегическое положение на Кавказе. Через Дагестан проходил единственный путь (Дербентский проход), связывающий Северный Кавказ с Ближним и Средним

4 СМОМПК, вып. 38, Тифлис, 1908. Сведения о Кавказе в пер. Караулова.

5 Известия о хазарах, буртасах, болгарах Абу Али Ахмеда Бен-Омар Ибн Даста. Пер. и комм. Д.Хвольсона. СПб., 1869.

6 Le Tuhfat al-albab de Abu Hamid al-Andalusi al-Garnati edite par G.Ferrand. Paris, 1925.// Journal Asiatique, CCVII, pp. 1-148, 193-304.

7 Ибн ал-Асир. Тарих ал-Камил. Пер. с араб. проф. П.К.Жузе. Бпку, 1940.

Востоком. Поэтому арабы называли Дербент Баб ал-Абвабом -«Воротами ворот» халифата. Завоевание его также давало возможность арабам обосноваться в богатых районах Закавказья и Средней Азии. Именно с района Дербента начинается процесс исламизации Дагестана.

Важные сведения о природных богатствах Дагестана VII в. и хазаро-дагестанских отношениях содержатся в сочинении кавказско-албанского автора VII в. Моисея Каганкатваци «История Агван», первые две части которого написаны современником описываемых событий VII в., а третья считается произведением X в. До нас оно дошло на армянском языке. Имеются переводы на русский (К. Патканов), английский (С. Даусетт) и азербайджанский (Ф. Мамедова) языки. Наряду с перечисленными выше сочинениями п арабских авторов, привлекаются сведения Ахмада ал-Куфи о военных событиях в Дагестане периода арабских завоеваний Дагестана. Полнотой и объективностью изложения отличаются сообщения Ибн ал-Асира. Важным источником по истории Дагестана и процессу его исламизации является аноним «Тарих ал-Баб», фрагменты которого сохранились в сочинении турецкого историка Мунеджим-баши (ум. в 1702 г.). Эти фрагменты, снабженные пространными комментариями, изданы Ф. В. Минорским9. Ценные сведения содержит географическое сочинение Абд ар-Рашида ал-Бакуви «Талхис ал-асар ва аджаиб ал-малик ал-каххар»10, написанное в 1403 г. Арабский текст с русским переводом издан 3. М. Буниятовым в 1971 г. Автор приводит сведения о различных странах Востока и описывает населенные пункты и области Дагестана. Сведения о политической и экономической жизни

8 Ахмад ибн Асам ал-Куфи. Книга завоеваний. Пер. с араб. З.М.Буниятова. Баку, 1981

9 Минорский в.Ф. История Ширвана и Дербенда X-XI вв. М., 1963

10 Абд ар-Рашид ал-Бакуви. Китаб талхис ал-асар ва аджаиб ал-малик ал-каххар. Изд. З.М.Буниятова. М., 1971

Дагестана приводятся в записках английских купцов XVI в. Джефри, Дженкинсона, Дэкета, а также итальянских путешественников Марко Поло (XII в.), Барбаро, Контарини (XV в.).

Широко использованы исследования крупных российских ученых и историков В .В. Бартольда, И. Ю. Крачковского, И. П. Петрушевского, труды известных русских и зарубежных востоковедов Б. А. Дорна, В. Ф. Минорского, работы дагестанских ученных и исследователей А. Р. Шихсаидова, М. В. Вагабова, Н. М. Вагабова, ряда современных азербайджанских историков. Использованы также труды А. Бакиханова, X. Алкадари.

Распространение ислама и его принятие дагестанцами не является одновременным актом; не все жители гор сразу стали мусульманами. В какой-то мере процесс принятия ислама дагестанцами аналогичен распространению христианства на Руси - он тоже был весьма сложным и длительным. Это касается и распространения других религий мира среди своих последователей. Как свидетельствуют исторические памятники, распространение ислама началось с середины VII в. в Южном Дагестане и в основном завершилось в XV в. в СевероЗападном Дагестане.

Историю распространения ислама в Дагестане можно разделить на три периода, отличающиеся друг от друга не только формами и методами, но и внешними и внутренними социально-экономическими условиями как в Арабском халифате, так и в самом Дагестане.

Первый период охватывает около трех веков, начиная с середины VII в. и кончая первой половиной X в. Его условно можно назвать арабским периодом проникновения ислама в Дербент и некоторые районы Южного и Среднего Дагестана. Главной характерной чертой данного периода является то, что ислам в Дагестане распространялся насильственными методами. Одной из причин продолжительности обращения дагестанцев в мусульманство является, прежде всего, упорное сопротивление горцев иноземным завоевателям, чуждым им социально-политическим порядкам, идеям неизвестной им новой веры - ислама. Именно по этой причине мусульманские завоеватели длительное время не могли завершить процесс исламизации населения Дагестана. Фактически он затянулся на столетия.

Как свидетельствуют исторические документы, в этот период ислам, в основном, насаждался арабскими завоевателями и мусульманами-переселенцами. Исламизации, наряду с внутренним сопротивлением, мешали внешние силы, в частности Хазарский каганат. Завершился арабский период исламизации Южного Дагестана созданием арабских поселений вокруг Дербента, которые впоследствии стали центрами дальнейшего постепенного распространения ислама на всей остальной территории Дагестана.

Второй период можно назвать периодом мусульманских неарабских династий. Начинается он после распада Арабского халифата и продолжается от X в. до завершения походов Тимура, т. е. конца XIV в. Характерной чертой этого периода является дальнейшее распространение процесса исламизации в Дагестане. В этот период наряду с насильственными методами обращения горцев в мусульманство, стали действовать и мирные методы, в частности миссионерство. Об этом ярко свидетельствует появление в XII-XIV вв. на территории Дагестана множества могил миссионеров - выходцев из Аравии, которые впоследствии превратились в места поклонения и паломничества - зияраты, «святые» места и т. д. Мусульманские миссионеры сыграли важную роль в распространении ислама в Дагестане.

К этому времени в недрах общества стали складываться более благоприятные для принятия ислама как внутренние, так и внешние условия. Активной силой внедрения ислама в Дагестане выступили «гази», т. е. «воители за веру». В их числе были не только миссионеры из-за рубежа, но и сами дагестанцы - последовательные пропагандисты ислама. Такие крупные населенные пункты, как Дербент, Ахты, Кумух, Шиназ, Хунзах, Согратль и другие, стали центрами их сосредоточения и деятельности. В этот период ислам значительно' укрепил свои позиции в Дагестане.

Наконец, в третий период, который можно назвать дагестанским, - это весь XV в. — ислам утверждается здесь окончательно. В конце XV в. с обращением в мусульманство дидойцев, завершается процесс принятия ислама всеми дагестанцами. Главной характерной чертой последнего периода является то, что при исламизации почти отсутствует элемент насилия. Закончился он тем, что многие горские народы стали мусульманами. Сохранились только отдельные очаги язычества. Сторонники этих верований, убедившись в преимуществах ислама над доисламскими верованиями, постепенно стали принимать мусульманство.

Таким образом, процесс принятия ислама дагестанцами был длительным по времени, осложнен внутренними и внешними обстоятельствами и протекал разнообразно: от форм насильственного насаждения ислама до добровольного его принятия. Эти вопросы и являются предметом настоящего исследования.

Принятие ислама дагестанцами по своим социально-экономическим и духовным последствиям не только является прогрессивным явлением, но и составляет один из важнейших поворотных этапов в их исторических судьбах.

Прежде всего, с самого начала появления арабов на дагестанской земле здесь постоянно происходили коренные изменения в сфере экономики. Дагестан вошел в самый цивилизованный для той эпохи цивилизованный рынок. Это привело к расширению торговли, появлению новых торговых центров. Расширение торговли, в свою очередь, способствовало развитию ремесла и производительных сил. Словом, Дагестан оказался в орбите передового мусульманского экономического влияния.

Вхождение в мусульманский рынок способствовало подъему сельского хозяйства. Значительное распространение получает орошаемое земледелие. Арабские переселенцы завезли новые сельскохозяйственные культуры: виноград, марену, овощи, - получило широкое развитие садоводство и т. д. Все это, в конечном итоге, способствовало общему подъему экономики народов Дагестана, вошедших в состав мусульманского мира. Дагестанские купцы со своими товарами стали появляться в городах Ближнего и Среднего Востока. Дагестан постепенно стал выходить из традиционной экономической изоляции и вошел в сферу обширного мусульманского рынка.

На расширение экономических связей, на сближение социальных и культурных контактов народов Дагестана с другими народами Ближнего и Среднего Востока оказал влияние такой важнейший мусульманский институт, как хадж. Он способствовал расширению всесторонних связей между мусульманами, живущими в различных регионах исламского мира. Раньше паломники из Дагестана совершали хадж, в основном, пешком до Мекки через многие страны.

Весьма плодотворное влияние арабы оказали и на развитие духовной жизни народов Дагестана. Вместе с исламом пришла и арабо-мусульманская культура, возникшая на базе древнейших культур как Востока, так и Запада. Начиная с VIII в., вплоть до XIV в., арабоязычная культура, как и экономика, во всех отношениях занимала передовые для этой исторической эпохи позиции в цивилизованном мире, являясь синтезом старого и нового, арабской и неарабской культур.

В условиях исламизации дагестанцы оказались под непосредственным влиянием передовой арабо-мусульманской цивилизации, о которой высоко отзывался выдающийся немецкий философ Гегель: «С такой же быстротой, с какой арабы и их фантазия распространились по восточному и западному мирам, они поднялись по ступеням образованности и вскоре преуспели в интеллектуальной культуре гораздо больше, чем западный мир»11. В Дагестан вместе с религией пришла богатейшая научная и художественная литература народов Ближнего и Среднего Востока, которая оказала плодотворное влияние на развитие духовной жизни дагестанских народов. Здесь значительное распространение получили и пользовались большой популярностью работы крупнейших ученых мусульманского Востока, в частности Ибн Сины, особенно, его знаменитый «Канон врачебной науки», а также его философское произведение «Исцеление»,

Космография» Казвиии, сочинения ат-Тафтазани, ат-Табари и многие другие.

Большое распространение получила и художественная литература: «Тысяча и одна ночь», произведения Фирдоуси, Низами, Хагани, Саади, Джами, Хафиза, Абу Нуваса, Омара Хайяма и других восточных авторов. На базе этой культуры в Дагестане появились школы-медресе (для изучения арабского языка, вероучительных источников) собственная письменность «аджам» и созданные на «аджаме» литературные произведения.

Наряду с вероучением, в медресе обучали светским наукам — математике, астрономии, географии, истории, грамматике, риторике, логике. Развивалась естественно-научная мысль. Появились местные исторические хроники «Тарих ал-Баб» («История Дербента»), «Дербент-наме», «Тарихи Дагестан», «Ахты-наме», «Цахур-наме», «История Абу Муслима», «История села Куркли» и др. Арабский язык стал в какой-то степени средством межнационального общения.

Под непосредственным влиянием мусульманской культуры в Дагестане появилась плеяда крупных ученых, законоведов, философов, поэтов с энциклопедическими знаниями — ад-Дербенди (XII в.), Али Кумухский (XVI в.), Магомед Убринский, Сайд Кочхюрский, Дамадан Мегебский, Исмаил Шиназский (XVIII в.) Мираза-Али Ахтынский и многие другие. В этот период дагестанские ученые выезжали далеко за пределы родины в крупнейшие мусульманские центры в целях обогащения своих знаний. Указывая на это, академик И. Ю. Крачковский писал: «Дагестанцы и за пределами своей родины, всюду, куда их закидывала судьба, оказывались общепризнанными авторитетами для представителей всего мусульманского мира в целом» . Многие из них работали в самых престижных учебных заведениях мусульманского Востока в качестве авторитетных преподавателей и консультантов по теологии, мусульманскому законоведению, хадисам, математике и т. д. Дагестанские ученые того периода достигли всей полноты общеарабского культурного наследия.

Ислам в Дагестане положил конец всем домусульманским языческим верованиям и на их место выдвинул новые идеи мусульманской солидарности, которые сыграли важную роль в консолидации разрозненных народов в общедагестанских рамках.

Этнические и племенные различия, существовавшие между горцами Дагестана, уступили место религиозной (мусульманской) принадлежности. Принятие ислама дагестанцами способствовало преодолению узких этнических границ и созданию общего мусульманского пространства. Вокруг известных ученых-законоведов в аулах Дагестана собирались интернациональные аудитории из числа представителей разных народностей. Все эти процессы способствовали сближению народов Дагестана.

Таким образом, арабо-мусульманская экспансия не только обратила народы Дагестана в ислам, но вместе с тем приобщила их к передовой в условиях средневековья экономике и культуре.

12 Крачковский И.Ю. Избр. соч. Т. 6, М., 1960, стр. 610

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Арбуханов, Али Магомедович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ военно-политической истории периода арабских завоеваний в Дагестане, проведенный на основе различных источников и специальной литературы, показывает, что столкновения между арабами и местным населением в подавляющем большинстве случаев носили ожесточенный и бескомпромиссный характер. Подчинение равнинной и части предгорной зон региона завершилось в основном к началу IX в., высокогорный Дагестан окончательно был исламизирован лишь к XV в., хотя и в последующее время здесь продолжали бытовать языческие верования. Очаги сопротивления арабским завоевателям возникали регулярно, сразу после того, как карательные отряды уходили в места своей постоянной дислокации - Дербент и его окрестности. В движении сопротивления, как правило, участвовали беднейшие слои населения, противостоявшие и чужеземному игу, и засилью местной феодальной верхушки. В то же время распространение исламской идеологии находило поддержку у местного населения, так как она провозглашала идеи равенства всех людей перед Аллахом, и это импонировало их надеждам и чаяниям на более справедливое общественное устройство.

Не оснований утверждать, что дагестанские народы единодушно приветствовали появление арабов на своей территории, однако факты, изложенные в работе, свидетельствуют об их готовности сотрудничать с ними, когда к этому располагали обстоятельства. Большую роль в военно-политических успехах завоевателей сыграли осованные ими лагеря, ставшие опорными пунктами экспансии ислама, так как они одновременно являлись административными центрами завоеванных территорий. Основу взаимоотношений мусульман-арабов с покоренным населением составляли мирные договора, двусторонние обязательства. Побежденные должны были платить дань или подушный налог, а также нести дополнительные повинности в пользу завоевателей взамен на гарантии личной безопасности и неприкосновенности имущества. Характер этих документов зависел от способа покорения той или иной области, а также от их платежеспособности. По мере дальнейшего распространения ислама, мусульманская община росла за счет представителей новообращенных аборигенов. Местную знать ислам привлекал перспективой освобождения от джизьи, что уравнивала их с податным населением. Торговое сословие также охотно обращалось в мусульманство, надеясь на освобождение от налогов и приобретение тех льгот, которыми пользовались купцы-арабы. Для тех, кто был обращен в рабство, принятие ислама открывало перспективу вновь проибрести личную свободу. Хотя эти процессы протекали очень медленно в первые десятилетия после начала арабских завоеваний, в последствии они приобрели весьма интенсивный характер, причем в первую очередь исламизация затронула сферу денежного обращения и делопроизводства.

Принятие ислама дагестанцами приобщила их к передовой в условиях средневековья экономике и культуре, что выразилось в расширении торговых связей со странами Ближнего и Среднего Востока, установлении новых форм землепользования, окончательном разделении земледелия от ремесла, появлении крупных торгово-экономических и ремесленных центров с особой специализацией по отраслям, в том числе ювелирному делу, изготовлению оружия, ковроткачеству, гончарному производству, ткацкому ремеслу и т. д. Сравнительная зажиточность населения положительно влияла на развитие производительных сил, усиление тенденций к дальнейшему распространению ислама. Расцвет земледелия и ремесла было временно прервано монгольским нашествие, однако созидательные усилия дагестанских народов позволили быстро" восстановить хозяйственную жизнь и придать новый импульс поступательному движению и развитию феодального общества. Дагестанцы, несмотря на жесточайшую эксплуатацию со стороны завоевателей и местной аристократии продолжали развивать свою материальную и духовную культуру. На основе арабской письменности была создана местная система письма - аджам, большое распространение получила наука, в том числе и богословская. Дагестанские ученые-богословы создавали собственные школы, известны далеко за пределами края, затоки Корана, хадисов, мусульманского права достигали существенных высот и занимали видное место при дворах влиятельных мусульманских правителей. Бурное развитие естественных и гуманитарных наук способствовали ускорению окончательной исламизации Дагестана, благотворно сказавшейся на его развитие в последующие века. Ислам как форма мировоззрения стала неотъемлемой частью общей культуры дагестанских народов, создавших на мусульманском религиозно-духовном базисе уникальную дагестанскую общность, объединившую десятки родственных этносов.

В последующем это обстоятельство заметно сказалось на исторических судьбах всего Дагестана, особенно на современном этапе его развития, когда под угрозу были поставлены национальная безопасность и исторический выбор дагестанских народов, выбравших путь на единение с Россией и русским народом. На основе данных социологических исследований и официальных источников в работе дана оценка современному состоянию религиозности населения и проявлениям фракционности, и в этой связи обозначены направления, требующие специального научного изучения. Сравнительно-историческое исследование форм распространения ислама в Дагестане, объективных внешних причин и внутренних предпосылок исламизации края позволяет проследить многовековой путь бытования ислама среди дагестанских народов и охарактеризовать перспективы его развития в будущем. В этой сфере наблюдаются процессы наметившегося кризса, относящегося к самой мировоззренческой функции ислама, так как в сознании широких масс населения религиозные представления под влиянием научных знаний постепенно размываются. Поэтому в Дагестане людей верующих по убеждению значительно меньше тех, которые соблюдают мусульманскую обрядность согласно традиционным представлениям и взглядам на религию. Здесь происходит деформация целостной картины исламского миропонимания и его ортодоксальных социальных и моральных ценностей. 1

2, 3 4 5 6 7 8 9

10

11

12

13

14

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Арбуханов, Али Магомедович, 2003 год

1. Авксентьев А.В. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь, 1964. Авшалумова Л.Х., Вагабов М.В. Курс лекций по истории религий. Махачкала, 1995.

2. Абд ар-Рахман Джалал ад-Дин ас-Суюти. Низам ал-укбан фи ийан ал-айан. Нью-Йорк, 1927.

3. Абд ар-Рашид ал-Бакуви. Китаб талхис ал-асар ва аджаиб алмалик ал-каххар. Изд. 3. М. Буниятова. М., 1971.

4. Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественнополитической мысли Дагестана. Махачкала, 1993.

5. Абу Юсуф. Книга о земельном налоге. Пер. с араб.1. А. Э. Шмидта. Л., 1941.

6. Азерли М. Реформы халифа Абд ал-Малика ибн Марвана и Азербайджан (685-705 гг.) Автореферат канд. диссертации. Баку, 1965.

7. Алиева Б.А. Ислам и наука. Махачкала, 1978.

8. Али-заде А.А. Социально-экономическая и политическаяистория Азербайджана XIII-XIV вв. Баку, 1956.

9. Аликберов. О протографе «Дербент-наме» и его авторе.//

10. Восток: прошлое и будущее народов». М., 1991.

11. Алкадари X. Асари Дагестан. Махачкала, 1927.

12. Ал-Маудуди Ислам сегодня. М., 1992.

13. Арухов З.С., Гаджиев Р.Г. Этнические дагестанцы в ближнем зарубежье. Махачкала, 2001.

14. Атаев Д.М. Нагорный Дагестан в раннем средневековье. Махачкала, 1963.15

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.