Ислам в современном социально-культурном развитии Татарстана тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.03, кандидат исторических наук Мухаметгалиева, Сафия Хамитовна
- Специальность ВАК РФ23.00.03
- Количество страниц 204
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Мухаметгалиева, Сафия Хамитовна
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Раздел 1. Идейно-политические процессы и духовная жизнь в современном Татарстане
Раздел 2. Новая роль ислама: идеи и организация
Раздел 3. Ислам в системах культуры татарстанского социума
Заключение
Примечания
Список использованных источников и литературы
Список сокращений
Приложения
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политическая культура и идеология», 23.00.03 шифр ВАК
Исламский компонент государственно-конфессиональных отношений в Татарстане в 90-е годы XX века: Историко-политический анализ2004 год, кандидат исторических наук Якупов, Валиулла Махмутович
Ислам в общественно-политической жизни татар: Возрождение и функционирование религиозных традиций в ХХ веке2000 год, доктор политических наук Мухаметшин, Рафик Мухаметшович
Власть и мусульмане Среднего Поволжья: эволюция взаимоотношений. 1945-2000 гг.2008 год, доктор исторических наук Королев, Алексей Александрович
Трансформация институтов мусульманской общины Татарстана: 1920-1930-е гг.2007 год, кандидат исторических наук Мухаметзянов, Айрат Анварович
Формирование системы мусульманского образования в России: 1990 - 2000-е гг.2013 год, кандидат исторических наук Нафиков, Ильсур Закирзянович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ислам в современном социально-культурном развитии Татарстана»
ВВЕДЕНИЕ
Современная историографическая ситуация отмечена повышенным вниманием к проблемам социальной трансформации, которую переживает российский социум в конце XX столетия. Важным направлением историко-научного познания является изучение процессов, протекающих в сфере социально-политических и культурных отношений. Они характеризуют те стороны общественного развития, которые во многом определяют готовность и способность общества ответить на вызовы времени, разрешить противоречия социополитического и организационно-экономического характера, с которыми оно столкнулось в ходе «транзита».
Заметную и все возрастающую роль в культурно-исторической эволюции российского общества играет религиозный фактор. Он активно взаимодействует со всеми системами культуры.
Одним из значимых вопросов изучения места религии в современных условиях выступает осмысление природы и характера воздействия мусульманства на социополитические и культурные процессы, прежде всего в тех регионах, где оно является традиционной верой. Ислам занимает особое место в ряду мировых религий, его влияние на своих приверженцев оказалось мало затронутым процессами секуляризации. В немалой степени это относится и к районам распространения мусульманства в российском государстве, несмотря на жесткие антирелигиозные действия властей в советское время.
Научно-теоретический интерес представляет опыт Татарстана -поликонфессионального сообщества, в котором ислам существует в качестве исторической религиозной формы сознания татар, являющихся титульным этническим большинством населения этой республики. Пережив, наряду с другими религиями, сложные взаимоотношения с советским идеократическим государством, ислам восстанавливает свой статус в духовной жизни, вновь становится системообразующим элементом образа
жизни части татарского этноса. Индикатором процесса восстановления исламом некогда утраченных позиций служит многократное увеличение числа приходов. Так, если в 1989 году в Татарстане было всего 19 зарегистрированных мусульманских общин, то к началу 1999 года их насчитывалось уже более восьмисот. При этом мусульманская умма сталкивается с проблемами внутреннего порядка, что сказывается на общей ситуации в социально-культурной области.
Изучение религиозно-конфессиональных отношений, тесно связанных в субъектах РФ с этнонациональными вопросами, созвучно тем разработкам, которые ведутся в российской историографии в русле исследовательских программ «новой социальной истории», в обстановке освобождения научной мысли от крайней идеологизации и политизации. Данная тема получает новое звучание в связи с выдвижением на передний план в восьмидесятые и девяностые годы XX века в историческом познании феномена повседневности, вопросов этнокультурного характера1. Разработка этой проблемы выступает одним из условий проведения внутренней политики, соответствующей историческому опыту и специфике российской культурно-религиозной ситуации в целом.
В связи с вышеизложенным, в качестве предмета исследования выступает мусульманская конфессия в татарстанском обществе, взятая с точки зрения взаимодействия религиозного фактора с различными сторонами культурной жизни и социально-политического развития российского общества, его этнонациональных регионов. Особое внимание уделено поискам, которые предпринимают мусульманская конфессия, её руководящие структуры с целью утвердить исламские ценности в качестве одного из важнейших факторов культурного и общественно-политического значения.
Хронологические рамки исследования охватывают время с конца 1980-х до конца 1990-х годов, которое представляет собой период общественной трансформации, характеризующийся драматическими, крайне
противоречивыми социально-политическими, организационно-
хозяйственными и культурными процессами. На рубеже 80-90-х годов XX столетия происходят серьезные сдвиги во взаимоотношениях государства и религии, ознаменованные празднованием в общегосударственном масштабе в 1988 году 1000-летия крещения Руси, а затем - 1100-летия принятия ислама народами Поволжья и Приуралья.
Законодательная база нормализации отношений власти и церкви была сформирована законом «О свободе совести и религиозных организациях в СССР», законом РСФСР «О свободе вероисповеданий». В соответствии с этим законодательством существенно расширились демократичные права и свободы граждан, а религиозным учреждениям был предоставлен статус и права юридических лиц.
Новые импульсы развитию религиозных форм сознания и их конфессиональной институционализации придали крупные политические перемены, которые произошли в российском обществе в начале 90-х гг. и повлекли за собой формирование новой политической системы. Для развития мусульманской конфессии в Татарстане определяющее значение имели принятые в 1990 году Декларация о суверенитете Республики Татарстан, формирование культурной политики, учитывающей религиозные особенности татарского населения, исторически причастного исламу. Выделение региона Татарстана в качестве исследовательского пространства позволяет рассмотреть вопрос общего и особенного в эволюции религиозной ситуации в условиях формирования новой модели федерализма в России.
Историография темы исследования является неотъемлемой частью религиоведческой отрасли исторического и социального познания. В её рамках сложилось в качестве относительно самостоятельного научного направления исламоведение, размещённое на исследовательских площадках истории, социологии, исторической этнологии, культурологии, ряда других обществоведческих и гуманитарных наук. Поэтому историко-научная
разработка проблемы, содержащаяся в данном исследовании, захватывает и ряд более общих проблем научного познания.
Всестороннее и объективное изучение проблемы ислама в отечественной науке, его роли в современном мире связано с выходом за пределы официально выверенных подходов и позиций, характерных для советского обществознания. В 70-80-е годы нашего столетия существовала система региональных и межрегиональных центров по проблемам атеистического воспитания, характер деятельности которых определялся их идейно- политической направленностью. В этот же период в Татарской АССР сложилась группа исламоведов, признанным авторитетом среди которых был Р.Г.Балтанов. В эти годы публиковали свои труды Р.Г. Тагиров, З.А.Ишмухаметов, Л.И.Шайдуллина, Р.А.Набиев и другие специалисты2. На их научном творчестве лежит отпечаток времени, поскольку проблемы ислама в тех условиях возможно было изучать лишь в рамках идеологизированных научно-атеистических разработок. Этот комплекс исламоведческой историографии является не только источником для истории науки в советское время. Некоторые аналитические блоки, содержащиеся в работах, предпринятые учеными публикации сборников документов, посвященных истории религии, материалов социологических исследований, справочников культовых зданий на территории республики сохраняют свою научную и познавательную ценность.
В 1980-е годы ислам становится объектом повышенного внимания специалистов по Ближнему и Среднему Востоку, что было связано с «исламским бумом» - активностью исламских сил за рубежом и обслуживало потребности активной внешней политики СССР в ближневосточном
л
регионе . Идеологизация исламоведения сдавала свои позиции, однако, и в начале горбачёвской «перестройки» - в соответствии с её замыслами обновления социализма - религия в целом, и ислам в частности, продолжали рассматриваться лишь в качестве отсталых форм сознания. Показательным
является название книги, вышедшей в Казани в 1988 году: «Перестройка и преодоление религиозных предрассудков»4.
Заметную роль в преодолении упрощенных, догматических подходов к изучению феномена ислама, расширении проблемно-концептуальных оснований науки сыграло состоявшееся в Ленинграде в 1989 году IV Всесоюзное координационное совещание по проблемам советского исламоведения. На совещании прозвучали критические оценки религиозной политики советского государства, проводившейся с самого начала его существования5.
В постсоветский период развития российского общества в исторической науке, освобожденной от идеологических обязанностей, появляются значительные научные исследования по проблемам исламоведения. Этот историографический блок уже стал предметом первых библиографических и историко-научных обобщений, авторы которых (А.В.Малашенко, Г.Б.Фаизов, А.Б.Юнусова и др.)6 подмечают новые тенденции в исламоведении, стремление современных специалистов преодолеть ограниченность, выражавшуюся в рассмотрении религии как замкнутого образования, мало подверженного внешним воздействиям, повышение интереса к проблеме ислама в России. Историко-научные сюжеты, связанные с изучением ислама в Татарстане, в данной литературе отсутствуют, хотя именно в Татарстане складывается один из центров современного востоковедения и исламоведения.
Должно было пройти определённое время, объясняемое как идейно-политическими обстоятельствами, так и внутренней логикой развития самой науки, прежде чем появились исследования, посвященные современному состоянию дел в российском мусульманстве. Первые такие публикации приходятся на середину 90-х годов. В работах национальных и местных историков В.Акаева, В.О.Бобровникова, А.В.Кудрявцева, А.Б.Юнусовой, в информационно-публицистическом сборнике «Ислам в России и Средней Азии» под редакцией И.Ермакова и Д.Микульского рассматриваются
процессы исламского возрождения в российских регионах - Поволжье, Приуралье, Северном Кавказе, некоторых новых государствах,
*т
образовавшихся на постсоветском пространстве .
Исследования проблем российского ислама продолжается в научных центрах Москвы и Петербурга, других регионов. Усилиями Ф.А.Асадуллина, Р.Г.Ланды, Г.В.Милославского, А.А.Нуруллаева, Л.Р.Полонской, Л.Р.Сюкияйнена, Т.С.Саидбаева, Р.М.Шариповой и других учёных разворачивается исследовательский процесс, поднимающий на новую ступень российское исламоведение8. Особо следует сказать о научных достижениях А.В.Малашенко, автора многочисленных статей в журналах «Азия и Африка сегодня», «Россия и мусульманский мир», активно выступающего в качестве популяризатора исторической науки9. Во второй половине 90-х годов увидели свет две его монографии - «Мусульманский мир СНГ» (1996) и «Исламское возрождение в современной России» (1998). Особенностью его научного метода является широкое использование приема включенного наблюдения - автор присутствовал на многих мероприятиях, проводимых мусульманскими силами и структурами, в том числе на организационном съезде Духовного управления мусульман Среднего Поволжья (1994), учредительной конференции Союза мусульман России (1995).
В общий историографический процесс вписывается линия исламоведения, посвященная мусульманству и его роли в Татарстане. В татарстанском историографическом комплексе складывается определенная специализация и тематизация. Появляются работы, в которых представлен цельный взгляд на проблему ислама в тюрко-татарском мире с точки зрения соотношения истории и современности10. Среди этих работ выделяется исследование Р.М.Мухаметшина «Официальные институты мусульман и общественно-политические организации и движения в Татарстане в 1990-е годы», в котором во взаимосвязи анализируются национальный, религиозный и политический аспекты развития татарстанского общества11.
Вопросы взаимодействия национально-государственных начал и этнорелигиозного фактора выступают в качестве отдельной проблемы, привлекающей внимание специалистов12, этому посвящены два сборника (1992 и 1994 гг.), выпущенные под эгидой Института языка, литературы и истории АНТ под единым заголовком «Современные национальные процессы в республике Татарстан». В этом ряду заметны публикации
13
Р.А.Набиева , который ведет комплексную разработку проблемы взаимоотношений государства и конфессий на современном этапе развития и в советское время.
Получают освещение другие аспекты исторического религиоведения, в частности, роль мусульманских ценностей в структурах повседневности и культурно-национальной идентификации татарской интеллектуальной
14
элиты .
О творческой активности и насыщенности научной жизни в Татарстане свидетельствуют представительные научные конференции, проводимые в республике. Издаваемые по итогам этих научных форумов материалы позволяют обозреть историографическую ситуацию не только в Татарстане и России, но и за рубежом 15.
Во второй половине 1990-х годов увидели Совет монографии А.Б.Юнусовой «Ислам в Башкирии» (1994 г.), Л.Ю.Браславского «Ислам в Чувашии» (1997 г.), посвященные истории и современному состоянию ислама в данных республиках. В исследованиях этих авторов содержится значительный фактический материал, который позволяет проследить государственно-исламские отношения, положение мусульманской общины, деятельность Духовных управлений. Для нас работы представляли определенный интерес, так как в работах дается историографический анализ литературы по исламу как по России в целом, так и по отдельным регионам.
Среди актуальных проблем, которые характеризуют мусульманскую общину республики - вопросы сохранения и развития мусульманской культуры. Как считает большинство исследователей, вопрос состоит в том
сумеет ли исламский мир в условиях вестернизации, интеграции интернационализации общественной жизни сохранить приверженность нормам ислама. Этим проблемам посвящены работы Г.Валеевой-Сулеймановой, Р.Уразмановой, Н.Гараевой, Г.Сайфуллиной16.
На мусульманском духовенстве лежала ответственная и важная культурная миссия - дело народного просвещения и наставничества. Эти вопросы получили освещение в статьях Р.М.Мухаметшина «Ислам в современном Татарстане: Взгляд исследователя», Р.Гатина «Мусульманские учебные заведения в современном Татарстане», В.Р.Абдулхаевой
1 П
«Возрождающийся ислам в реалиях жизни» .
В рамках программы работы второго Всемирного конгресса татар в Академии наук Татарстана состоялась международная научно-практическая конференция. По материалам форума была издана книга «Татары в современном мире» на русском и татарском языках, ставшая заметным явлением в культурной жизни республики18.
Вопросам развития национальной культуры, языка, духовности посвящены статьи М.И.Махмутова, М.Х.Хасанова, М.М.Таишева.
Историографический анализ свидетельствует, что вопросы развития мусульманской уммы в переходный период, воздействия исламского фактора на социополитические и культурные процессы получили определенное, главным образом, фрагментарное, освещение в научной литературе. Часть исследований основывается на архивных данных последних лет, опубликованных и неопубликованных документах, материалах личных архивов авторов. В отдельных работах имеются результаты и анализ социологических опросов, научно-справочный материал, хроники событий. Однако отсутствует комплексное исследование, посвященное проблеме ислама в современной культурно-национальной жизни Татарстана. Попыткой восполнить этот историографический пробел и является данное исследование.
Цель диссертации - комплексное исследование места и роли исламского фактора в духовной жизни татарстанского общества, с учетом состояния самой уммы, ее современной идеологии и устремлений руководящего ядра, соответственно - оценка перспектив распространения мусульманских ценностей в структурах общественного сознания и институтах культурной сферы.
Для реализации поставленной цели предпринимается решение следующих задач:
1) рассмотреть религиозный фактор в качестве компонента процессов идейно-политического и культурно-национального развития Татарстана;
2) раскрыть эволюцию характера взаимоотношений государства и мусульманской конфессии в ходе крупных общественных перемен в российском и татарстанском обществах конца XX столетия;
3) исследовать феномен исламского возрождения в Татарстане как с точки зрения распространения религиозности среди татарского населения, так и в плане характеристик руководящих структур и ее иерархов;
4) показать развитие исламских культурно-религиозных общественных форм и их влияние на различные стороны социально-культурных отношений.
В исследовании реализуются различные методы исторического познания: сравнительно-исторический, исторической ретроспекции, культурно-исторический в сочетании с теоретическими процедурами и методами социального познания, которые интегрированы идеально-типическим подходом к общественным явлениям. Особое внимание уделяется источниковедческому анализу, критике источников, отмеченных идейно-политической тенденциозностью.
Диссертация написана на основе широкого круга архивных материалов и неопубликованных источников.
Основную источниковую базу исследования составили различные группы документов, хранящиеся в трех архивах - Центральном государственном архиве историко-партийной документации Республики
Татарстан (ЦГА ИПД РТ), Национальном архиве Республики Татарстан (НА РТ) и текущем архиве Совета по делам религий при Кабинете Министров РТ.
На основе документов фондов ЦГА ИПД РТ «Всетатарский общественный центр» (Ф.8246), ТПНН «Иттифак» (Ф.8247), комитета «Суверенитет» (Ф.8245), Всетатарской ассоциации «Магариф» (Ф.8248), общества «Ватан» (Ф.8251) были рассмотрены программные документы общественно-политических организаций. Изучение программных
документов национальных движений, стенограмм выступлений лидеров организаций, протоколов, официальной переписки позволило определить, что организации центристского типа рассматривают ислам как один из факторов достижения своих политических целей, в то время как идеологии радикальных организаций на ислам делается основной упор. Во многих документах поднимаются проблемы необходимости повышения просвещенности татар в области ислама, широкой пропаганды мусульманской культуры, изучения ислама и мусульманской культуры в Академии Наук Республики Татарстан, создания в Казани религиозных учебных заведений всех типов, расширения контактов с мусульманскими странами. Документы охватывают период с конца 1980-х до середины 1990-х годов. Использованы также материалы фонда 15 «Татарский реском КПСС, Комиссия по делам идеологии», позволяющие углубить представления об эволюции взаимоотношений властных структур и религиозных организаций.
Частично материалы данных фондов уже введены в научный оборот, в частности, опубликованы в сборнике «Суверенный Татарстан»19. Но под углом зрения их отношения к исламу данные фонды еще не изучались.
В Национальном архиве РТ разработан фонд Р № 873 «Уполномоченный Совета по делам религии при Совете Министров по ТАССР, Совет по делам религий при КМ РТ (с 1991г. по 1993г.)», который содержит ценный материал, помогающий восстановить картину культурно-религиозного развития в РТ начала 90-х годов. Дела фонда содержат разнообразные документы; переписку с вышестоящими органами по
вопросам состояния различных конфессий, распоряжения и инструкции, записи приемов членами Совета религиозных деятелей и верующих. Разноплановый характер источников позволяет составить объективную картину изменений в изучаемой области начала 1990-х годов.
Значительная часть материалов по теме исследования находится в текущем архиве Совета по делам религий при Кабинете Министров РТ.
Это материалы последних лет, позволяющие охарактеризовать деятельность Совета по делам религий и религиозных организаций (в том числе духовных управлений мусульман). Основная трудность при работе с документами текущего архива - отсутствие систематизации материалов. Здесь сосредоточены документы о количестве зарегистрированных религиозных организаций, справки о биографиях отдельных мусульманских лидеров, входящая документация (от духовных управлений,
государственных органов, письма от организаций, частных лиц, жалобы) и исходящая документация (информация для госучреждений, ответы на депутатские запросы, письма граждан и т.д.). Достоверность использованных материалов зависит от характера документа, от источника информации. В частности, аналитические записки информационные письма, отчеты Совета по делам религий представляют наиболее объективную информацию о том или ином явлении. Другие документы можно было привлекать после их анализа и сопоставления с другими источниками. Документальные материалы текущего архива Совета по делам религий были использованы во всех трех разделах диссертации.
Опубликованные источники, использованные в работе, могут быть объединены в следующие группы: 1) сборники законодательных и нормативных актов, 2) документальные материалы общественных объединений, 3) материалы религиозных организаций, 4) периодическая печать (Татарстана и России).
К числу первых следует отнести два справочника, подготовленные информационно-аналитическим методическим центром Совета по делам
религий при КМ РТ: «Религиозные объединения Республики Татарстан», «Религия и общество»20. Справочники содержат обширный и разнообразный материал: законодательные и нормативные акты по вопросам свободы совести, сведения об основах вероучений и культовой практики, истории распространения религий, а также статистические данные. Сборники содержат ценную информацию о религиозных организациях республики.
В ходе диссертационного исследования были, наряду с архивными материалами, были использованы материалы трехтомника «Суверенный Татарстан. Документы. Материалы. Хроника». В первом томе представлены законодательные акты Республики Татарстан, посвященные вопросам национально-государственного устройства республики. Во втором томе представлены документальные материалы общественных организаций, отражающие наряду с программами и уставами этих объединений, их деятельность по созданию условий формирования и развития этнической культуры, национального языка и системы жизнеобеспечения и образа жизни татарской этнической общности. Документы третьего тома характеризуют важнейшие аспекты идеологической и организационной деятельности комитетов, национально-культурных обществ, конгрессов, в том числе Всемирного Конгресса татар. К этой же группе относятся следующие опубликованные документы, в которых содержатся и разделы по исламу: «Татар кануны (Кануннамэ)», «Иттифак» - халык партиясе», «Миллэтне саклап калу хэм устэру. (Концепция)»21.
Использованы были опубликованные материалы самих исламских организаций. В 1999 году были изданы «Документальные материалы о деятельности Духовного управления мусульман Республики Татарстан в период с 14.02.1998 по 14.02.1999 годов» и «Материалы первого (объединительного) Съезда мусульман Республики Татарстан»22. Первый сборник издан Духовным управлением мусульман РТ (составители Валиулла хазрат Якубов и Марат хазрат Архипов) и предназначен для служебного пользования членам Пленума ДУМ РТ. В нем впервые предпринята попытка
отобразить всю сложность и многообразие работы Духовного управления, что обусловило разноплановость подобранных материалов. Большой интерес представляют отчет муфтия о деятельности управления, постановления Президиума ДУМ РТ, Аналитическая записка Госсовету РТ, выписки из протоколов Пленума ДУМ РТ, а также письма и обращения ДУМ РТ к Президенту РТ М.Ш.Шаймиеву, в Совет по делам религий при КМ РТ и т.д. Эти материалы позволяют составить объективную картину о деятельности Духовного управления. Второй сборник вышел в издательстве «Иман» (ответственный за выпуск Валиулла хазрат Якубов) и все его материалы посвящены многогранной деятельности по подготовке и проведению объединительного съезда мусульман. Благодаря данному сборнику появилась возможность изучить ход съезда по зафиксированным отчетам, протоколам, постановлениям, проследив весь процесс - от подготовки мероприятия до утверждения его решений. Документы позволяют представить более полно, какое место занял мусульманский форум в общественной жизни Татарстана.
Ценным источником для данной диссертации является периодическая печать - как местная, так и общероссийская. Этот вид источников обладает рядом существенных преимуществ: он многогранен, оперативен, содержит информацию различных срезов и уровней, дает оценочные характеристики современников. Но он требует и критического, сопоставительного анализа, как субъективный вид источников. При исследовании проблемы рассматривались несколько видов периодических изданий: газеты и журналы, издаваемые мусульманскими организациями, научно-популярные журналы, газеты.
Издания религиозных организаций, как правило, имеют небольшой тираж и выходят нерегулярно. Постоянства удалось достичь лишь немногим: издаваемой Духовным управлением мусульман Центрально-Европейского региона газете «Ислам минбаре», двуязычному журналу «Иман нуры» (Казань). Известное распространение получили татарские издания «Дин вэ
мэгыйшэт» (газета ДУМ РТ), «Муслима», «Ислам нуры», «Дин вэ эдэп» и др. Общее количество мусульманских религиозных изданий практически не подлежит учету, так как постоянно меняется. Многие издания выходят нерегулярно, что связано с финансовыми трудностями, а так же в известной степени со сложностью поиска квалифицированных авторов. Практически во всех газетах публикуются работы крупнейших религиозных авторитетов, часто зарубежных. Среди отечественных авторов из числа духовенства чаще других пишут Равиль Гайнутдин, Талгат Таджуддин, Габдулла Галиулла, Гусман Исхаков. Они выступают и на страницах светской прессы. Важное место в исламской периодике занимают информационно-просветительские материалы. Немало материалов посвящается истории ислама, в том числе в регионе, где то или иное издание распространяется. Исламская печать занимается ликвидацией религиозной неграмотности, зачастую в простой и даже упрощенной форме. Но в последние годы качество подобных изданий стало меняться в лучшую сторону. С 1998 года в Москве издается духовно-просветительский журнал «Мусульмане» (главный редактор - Мурат Заргишиев, научный консультант - Ринат Набиев). Темой второго номера журнала на его страницах выступили муфтий Татарстана Гусман Исхаков, Президент РТ М.Ш.Шаймиев, ученые И.Измайлов, Р.Фахрутдинов, А.Юзеев, Р.Мухаметшин. Сведения, получаемые непосредственно из мусульманских источников, достаточно информативны, разнообразны, отражают интересы различных групп и течений, освещают проблемы мусульманской общины. В тоже время материалы не всегда объективны и требуют анализа и сопоставления с другими источниками.
Большое значение для данного исследования имели общероссийские и местные журналы светского характера. Журнальные статьи, в отличие от газетных, имеют более научный, обобщающий характер, так как рассчитаны на определенный круг читателей. Исламской тематике уделяют постоянное внимание такие журналы, как «Татарстан», «Идель», «Аргамак», специальные выпуски журнала «Панорама-форум» и российские - «Россия»,
Дружба народов», «Полис» и др. Характер статей, публикуемых в журналах -самый разнообразный. Большинство из них представляют собой научные публикации, касающиеся современного состояния дел в российском и татарстанском обществе. Наиболее обстоятельные материалы принадлежат Р.Балтановой, Д.Исхакову, Р.Мусиной, Р.Мухаметшину и др. Часто на страницах журналов выступают политические и общественные деятели, писатели, известные люди: В.Лихачев, И.Тагиров, Р.Сафин и др. Небольшая группа статей - материалы полемического содержания.
Определенная часть материалов была почерпнута из средств массовой информации - газет. Периодическая печать первой откликается на все новые веяния. Наиболее интересные и содержательные публикации, посвященные исламу, были привлечены из «Независимой газеты», которая с 1997 года издает специальное приложение «НГ-религии» с отдельной мусульманской страницей. Обращаются к исламской тематике и республиканские газеты: «Ватаным Татарстан», «Шахри Казан», «Мадани жомга», «Время и деньги», «Молодежь Татарстана». Большинство статей посвящено знаменательным событиям в жизни мусульман республики, новостям из городов и районов, деятельности духовных управлений, открытию новых мечетей, медресе и т.д. Часто публикуются статьи-интервью с мусульманскими деятелями о вере, о судьбе религий, о взаимоотношениях мусульман и представителей других конфессий. В целом, пресса очень чутко реагирует на все события, происходящие в мусульманской общине республики и содержит ценные материалы, которые нельзя найти в других источниках.
Научная новизна исследования определяется как постановкой проблемы, так и полученными в его ходе результатами. В работе впервые предпринимается попытка комплексного изучения вопроса места и роли исламского фактора в социополитических и идейно-культурных процессах в татарстанском обществе в период социальной трансформации конца XX столетия. Акцентируется внимание на тех аспектах проблемы, которые не получили освещения в историографии, или освещались вскользь. Большая
часть документальных источников, находящихся в архивных хранилищах, вводится в научный оборот впервые.
Практическое значение диссертационной работы заключается в том, что полученные автором научные результаты могут быть использованы для дальнейшей научной разработки проблем истории религиозных отношений в России и Татарстане, в процессе преподавания курсов и спецкурсов по отечественной истории. Выводы и наблюдения автора могут представлять интерес для субъектов политической сферы.
Апробация работы. Основные результаты диссертации нашли отражение в научных публикациях, выступлениях на международных и республиканских конференциях, в педагогической деятельности автора.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографии, приложений.
19
Похожие диссертационные работы по специальности «Политическая культура и идеология», 23.00.03 шифр ВАК
Мусульманское сообщество Среднего Урала в конце XIX - начале XXI вв.2010 год, кандидат исторических наук Старостин, Алексей Николаевич
Мусульманское духовенство Башкортостана на рубеже XX-XXI веков2012 год, кандидат исторических наук Хабибуллина, Зиля Рашитовна
Духовные ориентиры молодёжи Татарстана в условиях новой конфессиональной политики государства: 1990-2000-е гг.2011 год, кандидат исторических наук Фазлиев, Айваз Миннегосманович
Политика советского государства по отношению к мусульманскому духовенству в Татарстане в 1920-1930-е гг.2003 год, кандидат исторических наук Миннуллин, Ильнур Рафаэлевич
Ислам в Башкортостане: История, состояние и перспективы развития1997 год, доктор исторических наук Юнусова, Айслу Билаловна
Заключение диссертации по теме «Политическая культура и идеология», Мухаметгалиева, Сафия Хамитовна
Заключение.
Реальностью сегодняшней действительности стало возрождение влияние религии на общественную и духовную жизнь. Подтверждением возрождения религии является не только количественный рост религиозных организаций и их многообразие, но и возвращение к прежним, утраченным стереотипам, к традициям и нормам повседневной жизни людей. Современная религиозная ситуация в Татарстане весьма сложна и характеризуется следующими тенденциями.
Среди населения республики значительно повысился интерес к религии, в частности к исламу. Увеличилось количество людей, участвующих в религиозных обрядах. В общественном мнении, в средствах массовой информации все сильнее утверждаются идей о положительном значении религии для современного общества. Она рассматривается как одно из эффективных средств выхода из состояния кризиса. Эта позиция все больше и больше начинает проявляется среди тех кто считает себя неверующим. Теперь никто не скрывает ни своей веры, ни своего желания создать религиозное общество или получить духовное образование. Верующие активно добиваются осуществления своих прав на свободу совести в полном объеме.
Наблюдается стремление использовать религию в различных общественных движениях. В программных положениях Татарского общественного центра, партии «Иттифак», Союза татарской молодежи «Азатлык», всетатарской ассоциации «Магариф» и других возвращение татарского общества к самобытным культурно-цивилизованным основам во многом связывается также с развитием ислама. Это вытекает из определенного понимания роли и значения ислама, который выступает как культурно-цивилизационная категория, одно из средств в идентификации и утверждения духовной самобытности татар. Этноконфессиональная составляющая татарского возрождения сводится в основном к вопросам распространения исламских ценностей. Поэтому мусульманская символика достаточно часто используется татарским национальным движением, но исламизм не нашел
места в его программных положениях. Политические же лозунги татарской мусульманской общины и видных представителей духовенства ограничиваются большей частью лишь требованиями соблюдения прав и свобод верующих, равноправия конфессий.
В научных публикациях, публицистике, через средства массовой информации проводятся идеи о том, что возрождение религии является необходимой стороной суверенитета Республики Татарстан. В республике в 1990 году создан молодежный центр исламской культуры «Иман», в резолюции о создании которого отмечается необходимость изучения, развития и распространения исламских духовных культурных ценностей для решения проблем гуманитарного и социально-экономического развития человека.
Начиная с конца 1980-х начала1990-х годов наблюдается активизация деятельности религиозных объединений. Прежде всего это проявляется в росте количества официально зарегистрированных общин и роста исламских образовательных учреждений. Довольно заметную деятельность развернуло мусульманское духовенство. В августе 1992 года ему удалось создать собственное духовное управление, не зависящее от Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири.
Новое духовное управление начинает проводить независимую политику, готовит собственные кадры, издает религиозную литературу, организовывает паломничество в Мекку. В ноябре 1994 года создается еще одно духовное управление Татарстана, подчиняющееся Центральному Духовному Управлению мусульман. Наличие двух духовных управлений создает напряженность между мусульманскими общинами Казани и республики. С целью объединения мусульманских организаций республики в январе 1995 года созывается II внеочередной съезд мусульман. Но реальное объединение происходит лишь в феврале 1998 года, что столь важным событием в духовной и общественной жизни республики.
Рост числа мусульманских общин поставил вопрос о развитии сети духовных учебных заведений. За последние года открыто несколько высших
исламских заведений, в том числе в 1998 году Российский Исламский Университет, десятки и сотни медресе и начальных школ при мечетях во всех городах и районах республики.
Также необходимо отметить отсутствие конфликтов между различными направлениями и объединениями. Трудно найти в России регион с таким разнообразием мирно сосуществующих представителей различных религиозных верований, как Татарстан. Это мусульмане, христиане, в числе которых православные, старообрядцы, католики, протестанты, а также иудеи, кришнаиты, бахаисты (см. приложение). Отношения между наиболее крупными из них - православием и исламом - основаны на принципах взаимопонимания и сотрудничества. Однако наблюдаются стремления ряда лидеров национальных движений осложнить ситуацию, используя религиозный фактор. При этом многочисленны факты обращения к истории. Здесь необходимо очень взвешенная политика. Кроме того, в последнее время в Татарстане, как по всей России, появились и начали действовать нетрадиционные религиозные общины и проповедники. Деятельность некоторых из них носит антиобщественный характер. Новый Закон Российской Федерации предусматривает определенные рамки для вновь возникающих религиозных организаций, не ограничивая права граждан на свободу вероисповедания.
Подводя итоги, можно отметить, что возрождение религии и усиление ее влияние на население состоялось. И оно является не просто частью общерелигиозного ренессанса, но и самостоятельным социокультурным, политическим феноменом, оказывающем воздействие на становление поликонфессионального и полиэтнического татарского общества. Мы полагаем, что перспективами развития ислама в республике являются завершение формирования исламской системы просвещения, включающей в себя все необходимые звенья; создание информационной системы для мусульман; возвращение богословского и философского наследия татарских мыслителей; определение дальнейших путей развития в республике исламской инфраструктуры; подготовка всесторонне образованных и способных достойно
представлять мусульманскую умму как в Татарстане, так и за его пределами кадров мусульманского духовенства. Вместе с тем нет оснований для выводов о реальных возможностях изменения стабильной поликонфессиональной ситуации в республике, равным образом - трансформации светского государственного образования, каковым выступает Татарстан, в сторону религиозной теократии.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Мухаметгалиева, Сафия Хамитовна, 1999 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.
I. ИСТОЧНИКИ.
1. Неопубликованные источники.
1.1.Национальный архив Республики Татарстан:
-Ф. Р-873 - Уполномоченный Совета по делам религий при Совете министров СССР по ТАССР. Совет по делам религий при КМ РТ (с 1991 по 1993 гг.).
1.2.Центральный государственный архив историко-партийной
документации:
-Ф. 15 - Татарский реском КПСС. Комиссия по вопросам идеологии.
-Ф. 8245 - Комитет по защите и реализации суверенитета Татарстана "Суверенитет".
-Ф. 8246 - Всетатарский общественный центр.
-Ф. 8247 - Татарская партия национальной независимости «Иттифак». -Ф. 8248 - Всетатарская ассоциация «Магариф». -Ф. 8251 - Татарское общество «Ватан».
1.3.Текущий архив Совета по делам религий при Кабинете Министров
Республики Татарстан:
- Информационные отчеты о деятельности религиозных объединений.
- Переписка с КМ РТ, Министерствами, ведомствами.
- Дела Духовного управления мусульман РТ.
- Входящая документация (1996 - 1998гг.).
- Исходящая документация (1996 - 1998 гг.) .
- Статистические отчеты за 1994 - 1999гг.
2. Опубликованные источники.
1. Ботендонья татар конгресы. Стенографик хисап. - Казан: Татарстан министрлар кабиненты, 1992.-296 б.
2. Государственная программа РТ по сохранению, изучению и развитию языков РТ. // Магариф. - 1996. - № 9. - С.97 -110.
3. Декларация о государственном суверенитете // Суверенный Тататарстан. - М.: ИНСАН, 1997. - С.7-9
4. Документальные материалы о деятельности Духовного Управления Мусульман Республики Татарстан в период с 14.02.1998г. по 14.02.1999г.-Казань, 1999. - 76 с.
5.Закон РТ «об образовании» // Известия Татарстана. - 1993. - 23 нояб. -
С.3-5.
6. Закон РТ «О языках народов Республики» // Магариф.-1996- №9. -С.90-94.
7. Конституция Республики Татарстан. Принята на XII сессии ВС РТ XII созыва 6 окт. 1992 г. - Казань: Тат. кн. изд-во, 1993. - 47 с.
8. Концепция развития национальной культуры // Известия ТОЦ.-1992. -16-21 июня.
9. Концепция развития татарского просвещения // Панорама - 1991. - № 8.
15-30.
10. Материалы первого (объединительного) съезда мусульман Республики Татарстан. - Казань: изд-во «Иман», 1999. - 70 с.
11. Материалы съезда народов Татарстана. Официальное издание. -Казань: Тат. кн. изд-во, 1993. - 155 с.
12. Постановление ВС Татарской ССР «Об акте о государственной независимости Республики Татарстан» // Советская Татария. - 1991.-26 окт.
13. Резолюция ВКТ и Обращение ВКТ к народам и государствам мира, ООН // Татарстан. - 1992,- № 7-8. С.1.
14. Религиозные объединения Республики Татарстан. Справочник. Вып.1. -Казань, 1997. - 116с.
15. Религия и общество. Справочник. Вып.З. Серия: Культура, религия и общество. - Казань, 1998. - 146 с.
16. Суверенный Татарстан. Документы. Материалы. Хроника. Авт.-сост. Д.М.Исхаков / Под ред. М.Н.Губоло. Т. 1-3. - М.: ЦИМО, 1998.
3. Периодические издания.
1.Абазов Р.Ф. Исламское возрождение в центрально-азиатских независимых государствах. //Полис. - 1995. - №3. - С. 61-67.
2.Абдуллин Я. Ислам. Тарих. Заман // Ватаным Татарстан. - 1993. - 6 авг.
3.Ахметов Р. Превратится ли Казань в Мусульманабад? // Вечерняя Казань. -1995.-31 окт.
4.Байрамова Ф.А. Партия «Иттифак» - вчера, сегодня, завтра // Информационно-методический бюллетень. - 1997. - №11 (спецвыпуск). - Авг. -Казань: аппарат Президента РТ. Отдел по связи с общественностью и межнациональным отношениями. - С. 48-51.
5.Балтанов Р.Г., Балтанова Г.Р. Диалог религий, диалог культур // Татарстан. - 1995. -№11-12. -С. 47-52.
6.Балтанова Г.Р. О религии и национальном самосознании // Советская Татария. - 1988. - 13 сент.
7.Балтанова Г.Р. Трудное возрождение // Татарстан. - 1995. - №3-4. - С. 8592.
8.Балтанов Р.Г. Хэзерге ислам дине // Татарстан. - 1992. - №5-6.
9.Балтанова Г.Р. «Веди нас по дороге прямой...» // Известия Татарстана. -1994. 3 дек.
Ю.Балтанова Г.Р. «О народ, обсуди предметы, и ты найдешь истину!»// Известия Татарстана. - 1995. - 20 янв.
11.Бэйрэмова Ф. Миллэт, дин Ьэм хакимият// Мэдэни жомга. - 1998. - 3 апр.
12.Бурганов А. Татары, ислам и государство // Республика. - 1998. - 15 июля.
13.Валеева-Сулейманова Г.Ф. Национальная культура Татарстана: пути возрождения // Татарстан. - 1993. - №12. - С. 47-52.
14.Вафин Р. Дела духовные - мысли грустные // Молодежь Татарстана. -1997. -17 апр.
15.В Исламе все равны: и царь, и нищий. Беседа с муфтием ДУМ РТ Габдуллой-хазратом Галиуллой // Молодежь Татарстана. - 1996. - 6 дек.
16.Воронцова Л.М., Филатов С.Б. Религиозность - демократичность -авторитаризм // Полис. - 1993. - №3. - С. 141-148.
17.Гайнутдин Р. Православным ислам не угрожает // Известия. - 1998. - 13 авг.
18.Гайфуллин В. Образование в Татарстане: проблемы и перспективы // Народное образование. - 1995. - №7. - С. 78-82.
19.Давлетшин Г., Хузин Ф. Принятие булгарами ислама // Аргамак. - 1997. -№1.
20.Даулетжан Ф. Ислам не уходит от жизни // Молодежь Татарстана. - 1996.
- №17 (28 апр.-2 мая).
21.Дмитриев М., Сеитов Д. Под сенью минарета // Московский комсомолец.
- 1996. - 21 марта.
22.3акиров А. «Мы хотим объединить научные знания с исламским мировоззрением» // Молодежь Татарстана. - 1998. - 10 сент.
23.3аргишиев М. Мусульманин в обществе // Мусульмане. - 1998. - №1. - С. 40-43.
24.Ибатуллина Ф. Мечети и медресе в жизни российского телевидения // Татарстие края. - 1998. - окт.
25.Иванычева О. Наступило время Ренессанса всех религий. Интервью с председателем Совета по делам религий Р.Н.Набиевым // Казанские ведомости. - 1997.-9сент.
26.Исхаков Д. Новый вектор ислама в Татарстане и России // Молодежь Татарстана. - 1995. - №21. - 26 мая - 1 июня.
27.Исхаков Д. Имамы породят Казанского Папу, если власть покажет себя хорошей повитухой / Беседовал Галлямов Р. // Казанское время. - 1998. - 12 февр.
28.Как встретились папа римский и муфтий российский // Молодежь Татарстана. - 1995. - №21 (26 мая-1 июня.).
29.Котов И. Исламский лидер избран под бдительным надзором президента // Сегодня. - 1998. - 17 февр.
30.Латфулла Исхак-хаджи. Без ислама наша нация погибнет // Казанские ведомости. - 1994. - 10 сент.
31.Лихачев В.Н. Ислама боятся те, кто его не знает // Россия. - 1997. - Февр. -С. 14-15.
32.Лихачев В.Н. Необходим новый импульс в отношении государства и религии // Республика Татарстан. - 1997. - 17 апр.
33.Малашенко А. Ислам в нашем доме // Дружба народов. - 1993. - №10. - С. 151-160.
34.Малашенко А. Исламское возрождение: увиденное, но неоцененное // Азия и Африка сегодня. - 1995. - №9. - С. 28-36.
35.Малашенко А. Россия и исламский фактор // Россия. - 1997. - Февр. (№2). -С. 23.
36.Миргазизов Р. Казань может стать «кыблой» российских мусульман // республика Татарстан. - 1998. - 17 февр.
37.Москва становится мусульманским центром? Беседа с муфтием Центрально-Европейского региона России шейхом Равилем Гайнутдином // Независимая газета. - 1994. - 3 марта.
38.Мохэммэтшин Р. Татар жэмгыятенен беренче проблемалары яктылыгында «Иман» мэрэзенен эшчэнлеге // Иман нуры. - 1996. - №4. -С. 15-17.
39.Мухаметшин P.M. Исламский фактор в общественном сознании татар: XVI-XX вв. // Татарстан. - 1994. №3-4. - С. 120-126.
40.Мухаметшин Р. Универсализм как основа возрождения // Независимая газета (НГ - религии). - 1997. - нояб. (№11).
41.Мухаметшин Р. Региональные особенности ислама // Татарстан. - 1995. -№11-12.-С. 66-70.
42.Мухаметшин Р. Ислам и народная культура // Татарстан. - 1994. -№5-6.
43 .Мухаметшин P.M. Мусульмане в советском Татарстане: массовая атеизация или адаптация к новым условиям //Россия и мусульманский мир,-1998. -№1.
44.Мэули Ш. Дин дэулэттэн аерылса да, жэмгыятьтэн аерылмаган // Ислам нуры. - 1998. - №7 (февр.)
45.Набиев P.A. Государство и церковь - сотрудничество через диалог // Площадь Свободы. - 1997. - №24 (сент). - С. 10
46.Набиев P.A. Государство и религия в Татарстане: проблемы и перспективы // Республика Татарстан. - 1998.-24 нояб.
47.Нигъмэтулла X Яхщы мэдрэсэ булдыруны чорыбыз Ьэм миллэтебез талэт итэ // Дин вэ мэгыйшэт. - 1999. - №1.
48.Нэбиев Р. Купкырлы сойлэшу: фэн, дин, гамэл // Татарстан. - 1998. - №3. -Б. 58-62
49.Набиев P.A. Государство должно стать авторитетным партнером церкви//Республика Татарстан.-1997.-9 авг.
50.Постнова В. Президент и муллы. В мусульманской общине Татарстана продолжается раскол // Независимая газета (НГ - Регионы). - 1998.- 18 марта. -С. 9.
51.Равио Жан-Робер. Национализм в Татарстане: его типы // Идель. - 1994. -№7-8.-С. 46-57.
52.Сагитова Л. Процесс воспроизводства этничности в Республике Татарстан на рубеже 1980 -х 1990-х годов // Панорама-форум. - 1996. - №4. - С. 38-6
53.Садыйк А. Корылтай утте, Милли мэжлес эшен башлый // ШэИри Казан. -1992. -4февр.
54.Сайганова С. Гусман-хазрат: «Более всего мусульмане нуждаются в согласии». // Время и деньги. - 1998. - 26 февр.
55.Сайганова С. «Российский исламский университет»? Звучит интригующе // Время и деньги. - 1998. - 26 авг.
56.Саидбаев Т.С. Исламу в России 1400 лет // Ислам минбаре. - 1996. - №1 (янв)
57.Смирнов В. Съезд состоялся, но полного объединения мусульман пока нет // Молодежь Татарстана. - 1998. - февр.
58.Сафин Р. Милли хэрэкэт Ьэм дин // Татарстан. - 1997. - №4. - Б. 5-11.
59.Тагиров И.Р. Дин Ьэм бэйсезлек // Ватаным Татарстан. - 1993. - 13 февр.
60.Тагиров И.Р. Национальное движение: его прошлое, настоящее и будущее // Татарстан. - 1995. - №3-4. - С. 4-10.
61.Татар зыялыларынын имамнарга Иэм жомИурияттэге моселман жэиэгатьчелегенэ морэжэгаты // Ватаным Татарстан. - 1994. - 9 дек.
62.Трофимова Ж. 99 знамен Аллаха // Россия. - 1997. - Февр. (№2). - С.25.
63.Уразаев Ф.Я. Национальное движение и ВТОУ // Информационно-методический бюллетень . - 1997. - №1 (спецвыпуск). - Авг. - Казань: аппарат Президента РТ. Отдел по связи с общественность, и межнациональными отношениями. - С. 44-48.
64.Усманова Л. С Богом общаются не на площади // Молодежь Татарстана. -1992.-3 апр.
65.Фазуллина Г. Компромиссы возможны // Известия Татарстана. - 1992. - 1 дек.
66. Фэйзрахманов Э. Бисмилла эйтэп баншансын кылган Ьэр гамэлебез // Мэдэни жомга. - 1998. - 6 нояб.
67. Хакимов P.C. Федерализация через стабильность //Панорама-форум. -1995. -№1. -С. 34-39.
68.Харисов Ф.Ф. Национальная культура - фактор интеграции региональной системы образования // Магариф. - 1997. - №10. - С. 68-69.
69.Шайдуллин Т. Миф о «верховном муфтии» // Независимая газета. - 1997. - 25 сент.
70.Шаймиев М.Ш. Все, связанное с культурой, требует умения видеть перспективу / Бесед. Ю Белевский // Культура. - 1998. - 14-20 мая. - №17.
71 .Ыгы-зыгы, гауга абруйга суга // Ватанам Татарстан. - 1995. - 24 нояб.
72.Эмирхан И. Мэчетлэр эхлак чыганачымы? // Татарстан. - 1998. - №4. - Б. 60-61.
73.Юнусова А. Ислам в контексте российской истории // Азия и Африка сегодня. - 1998. - №3. - С. 57-64; №4. - С. 36-42.
74.Ярканат кебек яктылыктан курыкмыйк // Ватанам Татарстан. - 1997. - 11 апр.
75.Яруллин Г. Ислам в Татарии // Вечерняя Казань. - 1990. - 17 сент.
II. Литература.
1. Абдуллин Я.Г. Татар халкы тарихында ислам Ьэм хэзергэ заман // Межэтнические и межконфессиональные отношения в Республике Татарстан. - Казань, 1993. - С. 142-149.
2. Абузаров Р.А., Тураева З.И. Истоки. Ислам: вероучение, мораль, культура. Книга I,-Уфа, 1996.-133 с.
3. Амирханов P.M. Ислам и национальная идеология татарского народа // Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения. - Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ. - С. 20-29.
4. Балтанов Р.Г. Религия в современном Татарстане: проблемы изучения // Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения. - Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ. - С. 78-86.
5. Балтанов. Р.Г. Религиозная ситуация в Татарстане: проблемы изучения // Межэтнические и межконфессиональные отношения в Республике Татарстан. - Казань, 1993. - С. 140-142.
6. Балтанова Г.Р. Ислам в СССР. Анализ зарубежной концепций. - Казань: изд-воКГУ, 1991.
7. Балтанова Г.Р. Мусульманские общины в Европе и России: общее и особенное // Межэтнические и межконфессиональные отношения в Республике Татарстан. - Казань, 1993. - С. 171-174.
8. Балтанова Г.Р. Проблема мусульманской и национальной идентификации в молодежной среде // Межнациональные отношения в России: история и перспективы. Тезисы докл. и выступл. на науно-прак. конф. 26-28 окт. 1993г.
- Казань, 1994.
9. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. -М.: изд-во МГТУ, 1992.
Ю.Браславский Л. Ю. Ислам в Чувашии. - Чебоксары: изд-во «Чувашия», 1997.
- 160с.
11 .Гайнутдин Р. Ислам: вера, милосердие, терпимость. -М., 1997. - 150с.
12.Галиева С. Моселманча тэрбия нигелэре. - Казан, 1998. - 1396.
13.Гараева Н.Г. Мусульманские организации в современной России // Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения. - Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ. - С. 196-205.
14.Гатин P.P. Мусульманские учебные заведения в современном Татарстане // Христианство и ислам на рубеже веков. - Оренбург, 1998.
15.Гибадуллин Р. Этнополитическая концепция государственного возрождения Татарстана в программных положениях татарского национального движения
// Ислам в татарском мире: история и современность. - Казань Инс-т истории АНТ, 1997. - С. 178-290.
16.Гибадуллин P.M. Татарское население Набережных Челнов в цифрах этносоциологии (1992). - Набережные Челны: Магарифат, 1993.
17.Гильманова М., Батыршина А. К вопросу о воспитании на основе исламской религии // Религия в современном обществе: история, проблемы, тенденции. - Казань:изд-во «Заман», 1998.-С.77-79.
18.Джораева C.B. Формирование новой исповедной политики в Российской Федерации // Христианство и ислам на рубеже веков. - Оренбург, 1998. - С. 144-151.
19.Историческая наука в России в XX веке. - М., 1997.
20.Исхаков Д.М. Ислам, политика и национальные отношения в Татарстане В к. 1980-х - н. 1990-х годов // Религия и общество. Вып. 3. - Казань, 1998. - С. 127-130.
21.Исхаков Д.М. Неформальные объединения в современном татарском обществе (История формирования, структура, программные положения) // Современные национальные процессы в Республике Татарстан. Вып. 1. -Казань, 1992.-С. 5-52.
22.Исхаков Д.М. Политическое развитие Татарстана после принятия Конституции (1992-1994 гг.) // Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. - М.: изд-во ИЭА РАН, 1995. - С. 55-81.
23 .Ишмухаметов З.А. Ислам и его идеология. - Казань, 1979.
24.Кудрявцев A.B. Ислам на Северном Кавказе // Постсоветское мусульманское пространство: Религия, политика, идеология. - М., 1994. - С. 154-174.
25.Ланда Р.Г. Ислам в истории России. - М.: Изд. Фирма «Восточ. Лит-ра» РАН, 1995.-312с.
26.Лихачев В.Н. Ислам в России: традиции и перспективы // Религия и общество. Вып. 3. - Казань, 1998. - С. 115-120.
27.Малашенко A.B. Христианство и ислам в России : диалог только начинается//Мусульмане России накануне XXI века.-М.,1998.-С.51-55.
28.Малашенко A.B. Исламское возрождение в современной России. - М.: Моск. Центр Карнеги, 1998. - 222с.
29.Малышева O.JI. Ислам и семейно-брачные отношения татарского народа // Историко-археологический сборник. М-лы 3 научно-краевед. Конф. - Наб. Челны, 1996.-С. 80-82.
30.Махмутов М.И. О философии образования в национальном самосознании // Татары в современном мире. - Казань: «Фэн», 1998.-С.600-613.
31.Муртазин М.Ф. Мусульманская умма России как составная часть исламской цивилизации/УМусульмане России накануне XXI века. - М.,1998,- С.6-10.
32.Мусина Р. Ислам и мусульмане в современном Татарстане // Ислам в татарском мире: история и современность. - Казань: Инс-т. ис-и АНТ, 1997, -С. 211-218.
33.Мусина Р.Н. Ислам среди городских татар: анализ современной ситуации // Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения. - Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ. - С. 93-97.
34.Мусина Р.Н. Республика Татарстан: межэтнические отношения, этничность и государственность // Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. - М.: изд-во. ИЭА РАН, 1995. - С. 143-168.
35.Мусульмане России накануне XXI века. М-лы Международ, науч. Конф. Москва, 6 сентября 1997г. - М., 1998. - 153с.
36.Мухаметшин Р. Официальные институты мусульман и общественно-политические организации и движения в Татарстане в 1990-е годы // Ислам в татарском мире: история и современность. - Казань: Инс-т. ис-и. АНТ, 1997. -С. 251-265.
37.Мухаметшин P.M. Динамика исламского фактора в общественном сознании татар XVI - XX вв. (историко-социальный очерк) // Современные национальные процессы в Республике Татарстан. Выпуск 2. - Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АНТ, 1994. - С. 99-115.
38.Мухаметшин P.M. Ислам и национальное самосознание // Межэтнические и межконфессиональные отношения в Республике Татарстан. - Казань, 1993. -С. 149-152.
39.Набиев P.A. Теория и практика государственно-церковных отношений // Религия в современном обществе: история, проблемы, тенденции. - Казань: изд-во. «Заман», 1998.- С. 5-12.
40.Набиев P.A. У истоков массового атеизма. - Казань, изд-во КГУД984.
41.Нуруллаев A.A. Ислам в политической жизни современной России // Христианство и ислам на рубеже веков. - Оренбург, 1998.
42.Постсоветское мусульманское пространство: Религия, политика, идеология. -М., 1994.
43.Правовой статус Республики Татарстан. - Казань: Тат. кн. изд-во., 1996.205 с.
44.Россия в XX веке: Судьбы исторической науки. - М., 1996.
45.Сагитова JI. О некоторых аспектах этнокультурной специфики современного татарского общества // Ислам в татарском мире: история и современность. -Казань: Инс-т ис-и АНТ, 1997. - С. 219-232.
46.Сагитова JI.B. Национальное самосознание татарской интеллигенции и ее участие в возрождении нации (на примере Республики Татарстан) // Современные национальные процессы в Республике Татарстан. - Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ, 1994. - С. 26-46.
47.Сагитова Л.В.Этничность в современном Татарстане.-Казань :изд-во «Татполиграф», 1998.-184 с.
48.Саидбаев Т.С. Ислам, этнос, культура //Мусульмане России накануне XXI веке.-М., 1998.
49.Сайфуллина Г.Р. Традиция чтения Корана в современном Татарстане: проблемы и перспективы // Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения. - Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ. - С. 176189.
50.Саматов Г. Миллэтебездэ Ислам дине. - Казан: Иман, 1998. - 1806.
51.Сибгатуллин Р.Г., Сибгатуллина А.Т. Роль ислама в педагогике татарского народа. Тезисы докл. и выступл. - Елабуга, 1994.-С34-36.
52.Социально-политические аспекты федерализма: модель Татарстана. М-лы междунар. семинара. - Казань, 1998.
53.Социологические проблемы в системе научно-атеистического воспитания. -Казань, 1973.
54.Суверенный Татарстан. - М.: ИНСАН, 1997. - 304с.
55.Султанов Ф. М. Хэзерге чорда милли Ьэм дини оешмаларнын узара хэрэкэт итулэре тежрибэсеннэн // Межэтнические и межконфессиональные отношения в Республике Татарстан. - Казань, 1993. - С. 174-179.
56.Султанов Ф.М. Ислам и национальное движение среди татар в 80-90-е годы XX века (на примере общественных движений) // Казанское востоковедение: традиции, современность, перспективы. Тез. и крат. сод. докладов Международной научной конф. - Казань: «Фест», 1997. - С. 285-280.
57.Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. - М.: Инс-т гос-ва и права РАН, 1997. - 48с.
58.Тагиров Р.Г. Критерий религиозности и типология современных верующих (На примере ислама). - Казань, 1972.
59.Таишев М.М. Развитие национальной культуры - задача приоритетная//Татары в современном мире. - Казань: «Фэн»,1998.С.614-620.
60.Татары в современном мире. Казань :изд-во «Фэн», 1998.-799 с.
61.Терентьева И.В. Состояние и перспективы реформирования политической системы Республики Татарстан // Социально-политические аспекты федерализма: модель Татарстана. М-лы международ, семинара. - Казань, 1998.-С. 31-35.
62.Уразманова Р.К. Ислам в семейно-бытовой обрядности татар: традиции и современность // Религия в современном мире: история, проблемы, перспективы. - Казань, изд-во «Заман»,1998.
63.Фаизов Г.Б. Государственно-исламские отношения в Поволжье и Приуралье. -Уфа, 1995.
64.Хайретдинов Д.З. Возрождение культурных ценностей ислама в национальном движении и повседневном поведении татар // Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. - М.: изд-во ИЭА РАН, 1995.-С. 247-264.
65.Хакимов P.C. Перспективы федерализации России: взгляд из Татарстана // Ислам в татарском мире: история и современность. - Казань: Инс-т. ис-и. АНТ, 1997.
66.Хакимов Р. С.Федерализация через стабильность // Панорама-форум. - 1995. -№1,-С. 34-39.
67.Хакимов P.C. Подходы к федерализму: вариант Татарстана // Современные национальные процессы в Республике Татарстан. Вып. 2. - Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АНТ. - С. 58-68.
68.Халит Н. Полемика вокруг реконструкции мечети Кул-Шарифа в Казанском кремле: политические аспекты защиты татарского архитектурного наследия // Ислам в татарском мире: история и современность. - Казань: Инс-т. ис-и. АНТ, 1997.-С. 233-250.
69.Харисов Ф.Ф. Школа и религия в жизни современного общества // Религия в современном мире: история, проблемы, тенденции. - Казань: «Заман»,1998,-С.111-113.
70.Шайдуллина Л.И. Арабская женщина и современность. - М.: Наука, 1978.
71.Шаймиев М.1П. Диалог религий, диалог культур // Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения. - Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ,- С. 3-5.
72.Шаймиев М.Ш. Шесть лет по пути укрепления государственности Республики Татарстан // Республика Татарстан: Время больших перемен. -Казань: изд-во КМ РТ, 1996.-С10-20.
73.Щипков А. «Во что верит Россия» (Курс лекций). - С. Пб.: из-во Рус. Христиан. Гуманитар. Инс-та, 1998. - 312с.
74.Юнусова А.Б. Ислам в Башкирии. 1917-1994. - Уфа: ВЭГУ, 1994.
75.Я знаю одно чудо...: Коран и мусульманские мотивы. Аргумкнты и факты // Авт. —сост. Я. Шафиков. - Казань: «Кыйбла», 1997. -190с.
76.Ягудин Ш.Ш. Особенности становления современной государственности Татарстана // Социально-политические аспекты федерализма: модель Татарстана. М-лы междунар. семинара. - Казань, 1998. - С. 26-31.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.