Интуитивизм в западноевропейской и русской традициях: А. Бергсон и Н. О. Лосский тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Глазкрицкая, Светлана Сергеевна

  • Глазкрицкая, Светлана Сергеевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2002, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 141
Глазкрицкая, Светлана Сергеевна. Интуитивизм в западноевропейской и русской традициях: А. Бергсон и Н. О. Лосский: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Ростов-на-Дону. 2002. 141 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Глазкрицкая, Светлана Сергеевна

Введение. С.3-13.

Глава 1. Значение интуитивистской концепции А.Бергсона для формирования феномена постмодернистской культуры.

§ 1. Религаозная антропология в концепции А Бергсона С. 14-27.

§ 2. Концепция антаинтелпею^лизма АБфгсона С.28-37.

§ 3. Бергсоновская теория искусства С.38-48.

Глава 2. Интуитивистская концепция Н.О.Лосского как источник модернизации христианства, связь с культурой постмодерна.

§ 1. йпуишвизм в шсгеме ифархического пфсонализма НО. Лосского. С.49-68.

§2.0№:олошч:еский интуитивизм

НО.Лосского. С. 69-81.

Глава 3. Философия интуитивизма и эстетика импрессионизма.

§ 1. Интушивискжие тенденции в эсгегаке импрессионизма С.82-97.

§ 2. Философия ишуитивизма и импрессионизм

Елены Гуро. С.98-123.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Интуитивизм в западноевропейской и русской традициях: А. Бергсон и Н. О. Лосский»

Общая характеристика работы.

Актуальность исследования. Хфактерными признаками постмодернистской культуры являются следующие феномены: активная дехристианизация общества, мировоззренческий плюрализм, связанный с отказом от идеи субстшционалшосщ гаубокий 1физис личности, потерявшей веру в предельные основы бытия; абсолютизация категории спонтанности, изменчивости, динамичности, разрушающая понятие истины как некой устойчивой субстанции; усиление иррационахистичеасих тенденций в постмодернистской культуре.

В создании постмодернистской модели мира нематую роль сыграла имуитивисгская философия. Шенно интуитивисты попытались систематизировано отразить назревший в конце XXX - начале XX века кризис рационализма, кризис религиозного сознания людей, оказавшцда , в ситуации «бездомности». Вступив в полемику с позитивизмом, интуитивисты предгюжили новую модель мировосприятия.

Основоположники западного и отечественного вариантов интуитивизма А Бергсон и Н Лососий впервые подвергли последовательной критике культ рассудочности, но при этом не смогли избежать (особенно в западном варианте) иной крайности - абсолютизации интуитивного метода познания.

Гносеологический релятивизм в концепции интуитивистов связан с системой их религиозных взглядов. Центральными принципами провозглашаются принцип доминантности субъективного начала, принцип текучести, изменчивости всех сторон бытия, в том чисж и «Божественной субстанции», истины Сформировав, таким образом, концепцию мировоззренческого плюрализма, интуитивисты дали толчок развитию модернистских течений в христианстве. Кроме того, основы интуишвистской эстетики, вытекающие из гносеологической и религиозиой системы взглядов философов, нашли свое отражение в постмодернистском искусстве: это и сближение эстетических категорий с этическими, и растворение границ между реальным и ирреальным, и особая трактовка творческого процесса (идея сотворчества).

Итак, анализ философии ишуитивизма в культурологическом, религиоведческом, эстетическом аспектах, на наш взгляд, является действительно актуальным, поскольку позволяет раскрыть один из истоков постмодернистской культуры, ее «конфликтного» характера

Степень разработанности проблемы. Философия шпуишвизма, наиболее системно представленная в трудах ее основоположников А Бергсона и НЛосского, получила широкое распространение как на Западе, так и в России, поскольку философское учение об интуиции созревало и развивалось на протяжении веков. Достаточно вспомнить «итуитдаистские» идеи Питона, неоплатоников, Декарта, Лейбница, Канта, Фихте, Гамана, Якоби, Шиллинга, Шкгеля, Гещ, ЦЪпеягвуэра Так, например, еще Плотин говорил об интуитивном постижении Единого; Беме выстраивал свою философию на «внутренних озарениях»; Локк рассматривал интуицию ума как прямое познание истины, не зависящее от умозаключения; Мэн де Еиран считал основным субъективный метод; Гаман и Якоби выступали против рассудочного знания, противопоставляя его интуиции; АШшенгнуэр утверждал мысль о примате воли над интеллектом (искусство ближе к реальности, чем объекты рассудочного понимания и ■чувственного созерцания), У.Джеймс подчеркивал , что сложный объект «открывается» человеческому сознанию сразу в своей подлинной сущности.

Безусловно, предшественники интуитивистов лишь приближались к идее антиинтеллектуализма, но не выражали ее в той форме, в какой она была представлена в XX веке.

Вопрос о последователях А Бергсона и НЛосского является очень сложным. Многие философы называли себя бергоонианцами (Э.Леруа, Г. Кфр, Б.Кроче, Л.1Ълг), но, по справедливому замечанию критиков, их фшюсофские системы скорее можно назвать самостоятельными вариантами интуитивизма. То же относится и к русскому интуитивизму НЛооский, В.Ф.Эрн, С.ЛФранк создали совершенно различные концепции.

Что касается исследовательской литературы о А Бергсоне, то, прежде всего, нужно указать на ее неоднозначность. Ряд критиков (Г. В. Плеханов, И И Мечников, МДЦ^бенко, А И Воронов, АКфапетян, АИНэвиков) отмечают, что фраш$/заеий интуитивист оригинален лишь в частностях или же, что его теория - компиляция чужих идей. Однако, даже при полном неприятии идей философа, критики видят в ого теории ловкость даже там, где он ошибается, подчеркивают, что его нельзя читать без удовольствия, и в то же время утверждают, что философия А Бергсона не выдвигает никакого позитивного плана, кроме «напыщенной романтики».

Большая часть исследователей бергсонианства все же дает более глубокие оценки творчеству французского ишушивисга.

Особое место в исследовательской литературе занимают работы В.Асмуса и ИИБлауберг. Ученые рассматривают в своих статьях бергсоновскую теорию о непосредственном знании, его социально-эстетическую систему, философию длительности. Исследователи обращают внимание на то, что именно А Бергсон сюит у истоков 1уманисшческо-антрополюшческого направления западной философии. ГЪ словам известного критика Жуссэна, философия интуитивизма является именно позитивной метафизикой, поскольку направлена на постижение реальности такой, какая она есть. Вместе с тем, критики отмечают противоречивость некоторых суждений интуитивизма

К творчеству А Бергсона обращаются также такие исследователи, как МАКиссель, В Г. Яковлев, АНАрлычев, М А Рубине, МС. Роговин, Т. А Кузьмина, Л Герман, В Н Кузнецов, А С. Богомолов и другие. Объектом анализа в их работах, как правшю, оказывается гнооеолэпиеская система А Бергсона, реже - социальная, ашроголюгическая, эстетическая система французского философа Работы перечисленных авторов объединяет сравншелшо-историчесзкий метод исследования, а также принцип методолюшческой нейтральности.

Однако в исследовательской литературе существуют и позитивные оценки бергоониансюа, их можно наши в работах Г У.Карр, Э.Жильоона, Жуссэна, X Ортеги-и-Гассет, АБ.Вернадского, архиепископа Л. Войно-Ясенецкого, С.Семеновой, НПасхарьян). Например, Хосе Ортега-и-Гасоет называет А Бергсона «самым музыкальным из философов». А Б. Вернадский, а вслед за ним и С. Семенова, видят в системе интуитивиста ценный зародыш будущего развития науки. Э.Жильсон утверждает, что именно А Бергсон сумел пробудить нас от рационалистического сна Архиепископ Лука Войно-Яоенецкий считает, что французское учение об интуиции сыграю самую заметную роль в преодолении рационалистического и материалистического культа

Следует отметить, что указанные авторы также находят в бергсоновской концепции рад противоречий. Однако все они приходят к выводу, что бергсоновское учение, безусловно, повлияло на развитие культуры XX вежа

Отметим, что в исследовательской литературе о А Бергсоне, представленной чаще всего небольшими статьями, отсутствует системный подход к творчеству философа в культурологическом, религиоведческом аспекте. Авторы не преследуют цели рассмотреть проблему значимости интуитивизма для развития культуры постмодерна

Что касается отечественного варианта интуитивизма, то, следует отметить, что его судьба значительно сложнее. В связи с тем, что работы НО.Лосского в России долгое время были магодоступны, а некоторые из его трудов напечатаны только в последнее десятилетие XX века, анализ его творчества проведен недостаточно. О фшюсофии отечественного интуитивизма размышляют С. А Алексеев, В.Ф.Асмус, КМалинин, Н Тараканов, ИЩшанов, МЕршов, В ВЗеньковский, ЯМЛопашн. Особое место занимают работы Б.Яковенко, ИПЧуевой, проследивших «отношение отечественного интуитивизма» к бергсониансюу, представивших наиболее глубокий анализ творчества русских интуитивистов. Большинство исследователей отмечают факт оригинальности концепции НО.Лосского, выросшей на почве русской религиозной мысли. Научную литературу о русском интуитивизме объединяет критический подход авторов к исследуемой теории.

Вопрос о связи между философией интуитивизма и модернистским искусством лишь намечается в известной нам литературе по данной проблеме. Философы и исследователи (МПруст, Р.Гаман, Т.НПгрцева, О.КЬчик; ИИИэффе, АКарапетян, Л.В.Усенко и др.) только указывают на факт связи интуитивизма с искусством XX века

Поскольку импрессионистский стиль в искусстве, по мнению автора, наиболее тесно связан с итуитавистской концепцией, осуществляется анализ именно импрессионистского течения. Существует немало ученых (Д. В. Сарабьянов, Б. В. Михайловский, НКалитина, АНИзериша, Т.НГЬрцева, Р.Гаман, Г.Марцинский, ЛВУсенко, О.КЬчик и др.), посвятивших свои работы творчеству знаменитых художников, которые предложили совершенно новую эстетическую систему в искусстве. Однако в критической литературе трудно найти системный анализ фшгософскс^мировоззренчеадах основ импрессионизма, к которому обращается автор данного диссертационного исследования на примере творчества Елены Генриховны Гуро.

Незаурядный талант ЕГуро отмечали многие ее современники (АЕшк; В.Хлебников, В.Мажовскии). К Чуковский, высоко оценивая творчество импрессионистки, писал о том, что ее лирическое дарование вскоре будет признано всеми. Однако, творчество ЕГуро, до конца не обнародованное, до сих пор окутано легендами, хотя продолжает исследоваться и в России и за рубежом (АЛинпрен, НАШльсоном, МБанянин, НГурьяновой, АЗакржевским, Д. В. Сарабьяновым, Л.В.Усенко и др.). В 1989 году состоялась международная конференция по творчеству ЕГуро в Италии, в которой принимали участие слависты из России, Европы, Америки и т.д. Позднее международный симпозиум, посвященный творчеству поэтессы и художницы, прошел в Финляндии. Безусловно, значительным событием в литературоведении явилось издание ранее неопубликованных произведении, писем, дневников Е. Г. Гуро (большая часть которых находится в архивах и по сей день). Поэтому автор останавливается на малоизвестном материале, связанном с философским контекстом художественного метода Е.Гуро.

Целью настоящего исследования является анализ философии интуитивизма в культурошшческом, гносеологическом, религиоведческом, эстетическом аспектах. В связи с этим можно обозначить следующие задачи диссертщионного исследования:

1) проанализировать реяишошо-антропологическую концепцию А Бергсона, ее роль в формировании модернистских течений в христианстве;

2) рассмотреть бергсоновскую концепцию атиинтежектуаж'пма, указать на ее связь с постмодернистской гносеологией;

3) показать, какое значение имеет бергсоновская эстетика для появления новых тенденций в модернистском искусстве;

4) установить, существует ли связь между иерархическим персонализмом НЛосского и феноменом модернизации христианства;

5) определить сущность религиозно-онтолэшческого пюсеолэгизма НЛосского, его значение для культуры постмодернизма;

6) исследовать, существует ли связь между философией интуитивизма и эстетикой импрессионизма.

7) рассмотреть на конкретном примере литературного творчества ЕГуро проблему предполагаемой близости импрессионизма и шпуитивизма

Объектом исследования диссертации является процесс трансформации итушивистской философии в постмодернистской культуре.

Предметом исследования является философия интуитивизма в ее релишозно-антропожшческом, гносеологическом, эстетическом аспектах, ее связь с модернистским искусством

Теоретико-методологическая основа исследования. Решение поставленных задач и достижение цели исследования предполагает использование методов сравнительно-исторического, социально-философского, логико-гаосеологического анализа, а также антропологического и аксиологического подходов. При рассмотрении релишозно-аЕпропологического аспекта фшюсофии интуитивизма автор опирается на работы В. В Зенысовского, Войно-Ясенецкого, С.Роуза, ИДамаскина, ПФлоренского, Г.Шсского, ИОфина, ИЛествичника и других православных мыслителей.

Исходными методологическими принципами исследования является принципы объективности и шсгемносш.

Концепция диссертационного исследования базируется на гипотезе, согласно которой философия интуитивизма является одним из источников формирования постмодернистской культуры, ее «кризисного» характера

Научная новизна исследования реализуется в следующих положениях:

1) в ходе анализа релишозно-ашрополошчесасой концепции А Бергсона показана ее роль в формировании постмодернистских течений в христианстве,

2) рассмотрена гносеологическая концепция А Бергсона, выявлены ее основные признаки, ассимилированные впоследствии постмодернистской гносеологией;

3) доказана значимость бергсоновской эстетики для развития модернискжого искусства,

4) выявлена связь между иерархическим персонализмом НЛосского и развитием модфнистских течений в христианстве;

5) определена сущность религиознсюнтологичесзкого пюсеошгазма НЛосского, оказавшего влияние на развитие отечественной культуры, культуры постмодернизма;

6) обоснована гипотеза существования связи между философией интуитивизма и эстетикой импрессионизма;

7) выявлены основные точки соприкосновения интуитивизма и импрессионизма на примере творчества Елены Гуро.

Положения, выносимые на защиту;

1. Релишошснашропож)ш1£еская концепция А Бергсона оказала замешое влияние на религиозное сознание постмодфнистского общества Щея «открытой, динамического) религии «расширенных возможностей», «обновленного христианства» обусловила распространение в западной купыуре XX века модернистских течений в католицизму приведших к феномену дехристаанизации общества, к мировоззренческому плюрализму, к глубокому кризису личности.

2. йпуишвистсжая гносеолошчеосая концепция А Бергсона сыграла. «двоякую» роль в культуре XX века. С одной стороны, французскому философу упщкхъ преодолел» позшивистский культ рассудочности (абсолютизации рационализма), с другой стороны, идея антишгселлектуализма, идея доминирования интуитивистского метода познания («непофедственного», «оердечного» вчувствования) привела философа к другой крайности - к иррационашстическому субъективизму. Западная культура XX века испытала на себе влияние бергсоновской гносеологической концепции, что отразилось в усилении иррационалистических, субъективистских тенденции в постмодернистской гносеологии.

3. Еергсоновская эстетика повлияла на развитие модернистского искусства, стремящегося преодолеть ограниченность рационалистических методов познания за счет интуитивного (нтскредственнош) восприятия действительности, за счет вогоющеиия принципа текучести в произведениях искусства, за счет символизации языка произведений (доминирование экспрессивного уровня над поняшйно-шгическим).

4. Религиозная концепций НО.Лооского, развивающая идеи иерархического персонализма, органицизма, волюнтаризма, оказала влияние на формирование неозфисшанасих течений в России, просуществовавших, однако, недолго. Вместе с тем, подобно А Бергсону, НО.Лосский дал толчок развитию мировоззренческого плюрализма в России.

5. Релишсшоч>тх>дашческий шосеологизм НО.Лосского устранил некоторые противоречия бергсоновской концепции: русский философ отказался от абсолютизации ашиинтезшжгуализма, конкретизировал понятие интуитивного познания, дифференцировал виды интуиции, прояснил суть связи между религиозной системой взглядов интуитивизма и гносеологией. Идея сверхчувственного опыта, безусловно, нашла свое отражение в постмодернистской культуре.

6. Между философией интуитивизма и модернистским искусством прослеживается тесная взаимосвязь. Именно интуишшстскую концепцию можно назвать главной теоретической базой импрессионистского метода в искусстве. Однако не исключается факт влияния раннего импрессионизма на взгляды интуитивистов.

7. В художественном наследии ЕГуро (импрессионистской поэтессы) преломляются центральные идеи

13 интуитивизма (идея вчувствования, «моментализма», текучести символизации языка, оргаоЕшцизма и т.д.), подгоерщщкяцие гипотезу о взаимовлиянии интуитивистской фшюоофии и искусства XX века Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в углубленном концептуальном осмыслении философии итугаивизма, ее роли в культурной жизни XX века, а также в осмыслении несомненной связи данного течения с искусством. Г|хяшжеяные положения могут быть использованы при дальнейшем анализе данной проблематики. Материалы, полученные в ходе исследования, могут быть включены в лекционные курсы по философской ашрополопш, философии культуры, религиоведению, мировой художественной культуре.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в выступлениях и тезисах докладов на конференции молодых ученых СКНЦВЩ на IV и V Димитриевских образовательных чтениях

Структура диссертационного исследования и его хронологические рамки. Диссертация состоит из вступления, трехглав и заключения. Работа охватывает исторический период с 90-х годов XIX веха до 30-х годов XX века

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Глазкрицкая, Светлана Сергеевна

Заключение.

Интушивистская концепция в западном и отечественном вариантах занимает очень важное место в культурной жизни XX века Анализ религиозной антропологии А.Бергсона позволил нам прийти к выводку, что идея «открытой», «динамической» религии «расширенных

возможностей», «обновленного христианства» способствовала распространению модернистских течений в католицизме. Попытка А Бергсона возродить ясную модель субстанциональности обернулась обесцениванием самого понятия истины Идея «текучести», «изменчивости» бытия, субъективизм в осмыслении религиозных вопросов, по нашему мнению, оказались истоком постмодернистского подхода к религиозной сфере. Гносеологическая система А. Бергсона сыграла двоякую роль в кулыуре XX века С одной стороны, именно бергсонианство развенчало культ рассудочности как «последней истины»,

указало на односторонность анализа антропологических вопросов. С другой стороны, концепция антиинтеллектуализма привела философа к другой крайности - к иррационалисшческому субъективизму. ГЪстмодернистская культура

заимствовала основные идеи ашиинтеялектуализма А Бергсона Идея интуитивного, «непосредственного», внерационального познания нашла сзвое отражение

как в философии, так и в искусстве XX века (и на Западе, и в России).

йпуитивистская концепция Л Бергсона является новой ступенью в развитии эстетической мьюли. Бергсоновская теория искусства стремится преодолеть ограниченность рационалистических методов постижения действительности за счет реализации шпугаивистских принципов. Воплощение в постмодернистских произведениях искусства интуитивного способа познания мира, принципа текучести; попытка символизации языка произведений являются яркими признаком ассимиляции бергсоновской эстетики искусством ХХвека Анализ религиозной концепции Н.ОЛосского позволяет сделать вывод об истоках модернизации христианства в России Щей иерархического персонализма, органицизма, пантеистического волюнтаризма, с нашей точки зрения, обуславливают появление неохристианских течений в России, просуществовавших, однако, недолго. Русский интуитивист, подобно А Бергсону, стремится преодолеть появившуюся в начале XX века тенденцию дехристианизации, но, обратившись к принципу субъективизма и иррационализма, он не достигает своей цели, более того, способствует развитию экуменических движений. Религиозно-онтологический гносеологизм

Н.Лосского, устранивший ряд противоречий бергсонианства, также нашел свое отражение в

посгмодфнистской культуре. Отказ от абсолютизации антиинтеллектуализма, конкретизация понятия интуиции, сближение этико-эстетической, религиозной сферы с гносеологической проблематикой указывают на оригинальность отечественного варианта игауишвизма. Анализ интуитивисгской гносеологии позволил нам щюяснить содержание проблемы соотношения ащешисгских и иррационалистических элементов в процессе познания. Метод интуитивного (сердечного) познания, с нашей точки зрения, допустим и даже необходим в осмыслении антропологических вопросов. То же можно сказать в отношении сферы искусства и лишь отчасти - сферы науки, тоща как рациональный метод должен присутствовать во всех элементах процесса познания, не претендуя при этом на самодостаточность и абсолютность, особенно в сфере религиозного опыта 6. Метод интуитивного познания, наполненный

западными и отечественными мыслителями совершенно новым содержанием (религиозно окрашенным, иррациональным), как мы выяснили, оказал огромное влияние на жизнь искусства. На примере импрессионизма мы увидели, что в произведениях художников, поэтов, музыкантов, принадлежащих к данному стилевому течению, ярко отражаются философские идеи интуитивизма: стремление проникать в истинную сущность вещей через интуирование, непосредственное созерцание,

«молчание», вчувствование и т.д.; попытка самопознания через вовлечение в круговорот природы и постижение собственного «Я»; культивирование изменчивости, текучести, единой истории автономных мигов; признание ограниченности вашего сознания и т.д. Однако не исключается возможность влияния раннего импрессионизма на формирование интуитивистской концепции.

7. Анализ импрессионистского творчества ЕГуро

представляется нам ярким подтверждением идеи взаимовлияния философии интуитивизма и эстетики импрессионизма, поскольку в произведениях поэтессы просвечиваются именно интушивисгские принципы интуитивное постижение мира, «моментализм», «интимизм», культивирование

текучести, изменчивости, морально-эстетическая доминанта в осмыслении бышя

(подобно отечественному интуитивизму),

индетерминистичность этики, стремление к

воплощению «философии любви», осердеченносгь лирики, понимание красоты как истины, призыв к творческому порыву, к осуществлению философии усилии, максимальное сближение с чистотой «детского мировоззрения», непосредственностью фольклора и т.д Оригинальный «интуитивизм» Гуро, на наш взгляд, во многом оказался результатом самостоятельных размышлений поэтессы о тайнах вселенной, но, вероятно, толчком к подобной

парадигме взглядов оказалась философия интуитивизма

Таким образом, эпоха иррационализма получила особый путь развития благодаря философии интуитивизма

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Глазкрицкая, Светлана Сергеевна, 2002 год

1. Андреев Л.Г. Импрессионизм. МД980.

2. Арлычев АН Об иррационализме как философии изменчивости//В. Ф. 1992. N6.

3. Асафьев Б. В. Русская живопись. М-Л.Д966.

4. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в фшюсофии и математике. М,1965.

5. Асмус ВФ. О теории непосрецствеиного знания в истории философии Нового времени //ВФ. 1995. N5; 1957. N6; 1959. N11.

6. Асмус В. Адвокат философской интуиции //Под знаменем марксизма 1926. N3.

7. Баженов ЛБ., Кремянский В.И, Степанов НИ Эволюция материи и ее структурные уровни //ВФ. 1981. N2.

8. Банянин М Проза и поэзия Елшы Гуро //Русская литература 1974. N9.

9. Бахтин ММ Работы 1920-хгодов. КиевД994.

10. Бергсон А Творческая эволюция. МД998.6. Бергсон А Олек. МД992.

11. Бергсон А Вопросы фшюсофии и психологии. Собр. соч. В 4 тт. СШ.,б/г. Т.4.

12. Бергсон А Опыт о непосредственных данных сознания //Бергсон А Собр. соч. В 4 тт. МД992. Т.1.

13. Бергсон А Длительность и одновременность (По поводу теории Эйнштейна). СГ1х 1923.

14. Бергсон А Восприятие изменчивости //Бергсон А Собр.соч. В 4 тт. СШ,б\г. Т.4.

15. Бергсон А Введение в метафизику. Смех // Бергсон А Собр. соч.: В5 тт. Т.5. 1914.

16. Бердяев НА Щрство Духа и царство Кесаря. М, 1995.

17. Бердяев НА Фшюсофия свободы Смьюл творчества МД989.

18. Бердяев НА Человек и машина Цэоблгмы социологии и метафизика техники //ВФ>. 1989. N2.

19. Блэуберг ИИ Социально-этичеосое учение А Бергсона //Илория зарубежной философии и современность. МД980.

20. Епауберг ИИ Анри Бергсон и философия длительности //Бергсон А Собр. соч. В 4 тт. СШ,б\г. Т. 1.

21. Елок А Дневник 1911-1913ю ЛД928.

22. Бодаар Ян. О современной философии США М 1959.

23. Богомолов АС, Шея развития в буржуазной философии. МД962.

24. Богомолов АС. Буржуазная философия кануна и начала империализма МД977.

25. Богомолов АС. История буржуазной филоосфии эпохи империализма М,1973.

26. Богомолов НА русская литература начала XX века и оккультизм. МД999.

27. Болдырев Д. Огненная купель //Русская мысль. 1915. N11.

28. Болдырев Д.В. Знание и быше. Харбин, 1935.

29. Брюсов В. Избр. Соч.: В 8 тт. МД965. Т.2,

30. Буржуазная философская антропология XX века М, 1986.

31. Бутрын Ст. Идея спонтанного возникновения материи «из ничего» в космологии XX века //ВФ. 1986. N4.

32. Ванслюв В. О противоречиях русского искусства конца XIX-начала XX вв. //йжусство. 1966. N5.

33. Ватин ИВ. Человеческая субъективность. Ростов Н/ДД984.

34. Ватин ИВ. Проблема человека: природа человека и смысл его существования. Ростов н/ДД998.

35. Введенский А Логика как часть теории познания. СШ.Д912.

36. Венгеров Н О книгах ЕГуро //Современник 1914.Кн.6.

37. Виндельбанд В Илория новой философии. СШ.Д913.

38. Войно-Ясенещий, архиепископ Лука. О духе, душе и теле. Ростов н/Д 1991.

39. Воронов АИ РЬтуитивная фшюсофия Бергсона. М, 1962.

40. Гацамер Х-Г. йлина и метод Основы (|шюсофской герменевтики. М.,1968.

41. Гаман Р. Ишрессионизм. МД935.

42. Гароди Роже. Основные направления современной буржуазной философии во Франции //ВФ. 1954. N1.

43. Герман Л Социальная философия А Бергсона //Под знаменем марксизма. 1936. N2-3.

44. Гройс Б. Русский авангард по обе стороны "черного квадрата" //НФ. 1990. N11.

45. Гурко Лео. Кризис американского духа МД958.

46. Гуро ЕГ. Небесные верблюжата Избранное. Ростов н/Д.,1993.

47. Гуро Е Из записных книжек (1908-1913) /Сост. и вст. ст. ЕБинеззича СШ.Д997.

48. Гуро Е Письма ЦГАЛИ Ф. 134. On. 1 Ед.хр.23.

49. Гурьянова H От импрессионизма к абстракции: живопись и графика Ел Гуро //Ижусство. 1992. N1.

50. Давидович В. Е., Жданов Ю.А Сущность культуры Ростов н\Д.Д979.

51. Давидович В.Е., Бешлипецкий В.Н Культура и ее место в жизни общества //ФН 1974. N2.

52. Долгополова Л. № рубеже веков. Л,1977.

53. Дубровин В.Н Гносеологический и социологический аспекты проблемы интуиции Автореферат. Ростов н/Д, 1969.

54. Дунае» ММ Православие и русская литература В 5чч. Ч.1.МД996.

55. Евнина Е. Проблема литературного импрессионизма и различные тенденции его развития во французской прозе конца XIX - начала XX века /Я^шрессионисты, их современники, их соратники. МД976.

56. Елена Гуро. Поэт и художник. 1877-1913: Каталог выставки Живопись. Графика Рукописи. Книги. СПб.,1994.

57. Elena Guro: Selekted prose and poetry. Editors: Anna LjmrggrerL, Mis AkeNilson. Stockgolm,1988.

58. ЖильсонЭ. Философ и теология. M,1995.

59. Жуссэн Романтизм и философия Бергсона //Бергсон А Собр.соч. В 4 тт. СШ.,б\г Т.4.

60. Заварова А Миф о детстве (в искусстве XIX -XX вв.) //Детская литература. 1994. N3.

61. ЗакржевскийА Рыцари безумия (футуристы). Киев, 1914.

62. Зеньковский В. В. Рктория русской философии. В 2 тт. Л, 1991. Т.2. 4.1.

63. Изертина АН Французский импрессионизм и книга Джона Реэвальда «История импрессионизма». М-ЛД959.

64. Ильенков Э.В. Философия и культура М, 1991.

65. Илорда философии: Вбтт. МД961. Т.5.

66. Импрессионизм/Об. материалов. Л 1969.

67. КалитанаН ПэльОиньяк Л,1976.

68. Кант И Критика чистого разума // Кант И Собр. соч. В 6 тт. МД964. Т.З.

69. Карапетян А Против иррационализма в философии и искусствоведении. Ереван, 1956.

70. Кареев Н РЬтория Западной Европы в начале XX века Ч.П. Пгр.Д917.

71. Каринян А Возрождение реализма //Путь правды 1914. 26янв.

72. Карр Г.У. Философия Бергсона в популярном изложении. МД913.

73. КецщышВА Русский реализм начала ХХвека МД975.

74. Келдыш В. А К проблеме взаимодействий в начале XX века (о так называемых «промежуточных» явлениях) //Русская литература 1979. N2.

75. Киссель М А Идеализм против науки. Л.,1969.

76. Клакхон ККМ Зеркало для человека ведение в антропологию. СП5.Д998.

77. Ковтун ЕФ. Елена Гуро. ГЪэт и художник //Памятники культуры Новые открытия. МД977.

78. Козлова МС. Вера и знание //ВФ. 1992. N2.

79. КЬрецюая ИВ Иутресаюнизм в поэзии и эстетике символизма //Литературно - критические концепции в России конца XIX- начала ХХв. МД975.

80. Кондрашова О. В Семантика поэтического слова (фунюдаоналшо-шпожшческийашеакт). Краснодар,1998.

81. Кочик О. Импрессионизм //Западно-европейское искусство 241 пол ХГХв. Об. статей. ГМИИ МД975.

82. Кравец АС. Идеалы и идолы науки. Воронеж, 1993.

83. Кравченко В.В. Основные истоки русского мистицизма XIXв. //Ф.Н 1990. N5.

84. Краткая литературная энциклопедия: В 9 тт. М,1966. Т.З.81. {фрагщонашстическое направление. РЬтуишвшм А Бергсона //Краткий очерк истории философии МД960.

85. Кроссер П Традиции антиинтешостуализма в амфиканской философии //ВФ. 1962. N.6

86. Кузнецов В.Н Французская буржуазная философия XX века М,1970.

87. Кузьмина Т. А Проблема субъекта в современной буржуазной философии. М,1979.

88. Культурология. 20 вас Энциклопедия. В 2 тт. СГБ.,1998. Т.1

89. Кулэ МХ Феноменология и герменевтика: сходство и различие методов //Критика феноменологического направления современной буржуазной философии. Рига, 1981.

90. Кун Т. Структура социальных революций. М, 1975.

91. ЛакостМ Кандинсжий. МД995.

92. Лейбниц Г. В Опыты теодицеи о благости Божьей, свободе человека и начале зла //Лейбниц Г. В. Собр. соч. В 4 тт. М, 1989. Т.4.

93. Литфатурная энциклопеддия: В4тт. М,1930. Т.4.

94. Литературный процесс. М, 1981.

95. Логика и методология науки. Структура и развитие науки. M 1978.

96. Локк Дж. Опыты о человеческом разумении //Локк. дж. Собр. ооч ВЗ тт. М,1985. Т.1.

97. Лососий НО. Мир как осуществление красоты Основы эстетики. М,1998.

98. Лососий НО. Условия абсолютного добра Основы этики; Характер русского народа М.,1991.

99. Лосский НО. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. МД992.

100. Лосский НО. Избранное. МД991.

101. Лосский НО. Идея конкретности в русской философии //ВФ. 1991. №.

102. Лосский НО. Обоснование интуитивизма СГБ. 1906.

103. Лосский НО. В зашдау интуитивизма Вопросы философии и психологии. ХГХ 1908.

104. Лосский НО. Идея бессмертия как проблема теории знания. Вогфосы философии и психологии. XXI. 1910.

105. Лосский НО. Органическое и неорганическое мировоззрение. Фсетософский сборник в честь Л.М Лопатина, 1912.

106. Лосский НО. Восприятие чужой душевной жизни. Логос. Т.2. 1913.

107. Лосский НО. Интуитивная философия Бергсона МД914.

108. Лосский НО. Материя в системе органического мировоззрения. М, 1916.

109. Лосский НО. ЕЬедение в философию. Пр., 1918.

110. Лосский НО. Основные вопросы гносеологии. Пр., 1919.

111. Лососий НО. Конкретный и абстрактный идеал-реализм. «Мысль», тт. 1-2. 1922.

112. Лосский НО. Воскресение плоти. Париж, 1931.

113. Лососий НО. Чувственная, итезтаектуалшая и мистическая интуиция. Париж, 1938.

114. Любосгивская Т. Хроника объединения "Союз молодежи" //Ижусство. 1990. N9.

115. Каковский С. Ошуэты русских художников. ЦэагаД922.

116. Мамардашвили МК Сознание как философская проблема //ВФ. 1990. N10.

117. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: (логико-методологический анализ). М,1983.

118. Марцинский Г. Метод экспрессионизма в живописи. СШД923.

119. Матяш Т.П Сознание как целостность и рефлексия. Ростов Н/ДД988.

120. Мечников ИИ Сорок лет искания рационального мировоззрения //Академическое собр. соч. МД954. Т. 13.

121. Михайловский Б.В. Импрессионизм //Литературная энциклопедия В 4 тт. МД930. Т.4.

122. Михайловский Б.В. Русская литература XXвека МД939.

123. Молчанов В.И Время и сознание. М,1988.

124. Морозов М Очерки новейшей литературы СП)., 1911.

125. Нзбольсин С. Прошлое и настоящее. М 1986.

126. Никольский В. А История русского искусства Берлин, 1923.

127. Новиков А В От позитивизма к интуитивизму. Критические очерки буржуазной эстетики. М, 1976.

128. Нэвейший фвдюсхофский сювфь /Сост. ААГрицанов. Ш.Д998.

129. Ортега-и-Гассет X Что такое фшюсофия? Благовещенск,1998.

130. Пзйман А История русского символизма М, 1998.

131. ГЪрандовский Я Алхимия слова МД990.

132. Пасхарьян Н Анри Бергсон - "философ-поэт" //Бергсон А Скех. Сартр Ж.-П Тошнота Роман. Сймон К Дороги Фшндрии. Роман. М,2000.

133. Пзрцева Т.Н Зрительное восприятие в интерпретации импрессионистов //Зрительные образы феноменология и эксперимент. ДушанбеД974.

134. Письма ЕГуро. ЦГАЛИ Ф.134. Оп1. Ед. 5ф.23.

135. Плеханов Г.В. Анри Бергсон //Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. В 5 тт. М.Д957. Т.З.

136. Познание и язык Критический анализ герменевтических концепций. М Д984.

137. ГЪппер К Что таксю диалектика? //ВФ. 1995. N1.

138. Поппер КР. Логика и рост тучного знания. МД983.

139. Прел. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры Ростов н/Д, 1992.

140. Проблема человека в истории фйшскюфии (на стыке Запад - Восток). Ейльнюс, 1984.

141. Реитерсверд О. Импресаюнисты перед публикой и критикой. М.Д974.

142. Рикер П Конфликт интерпрепщий. Очерки о герменевтике. МД995.

143. Роговин МС. Проблемы теории памяти. М, 1977.

144. Роуз Серафим (иеромонах). Душа после смерти. СПб., 1995.

145. Рубине МА Кантовское учение времени и его интерпретация в философии жизни и в феноменологии //»Критика чистого разума» Канта и современность. Рига,1984.

146. Сарабьянов Д. В. Стиль модерн. Илот Илория. Проблемы МД989.

147. Сарабьянов ДВ. Русская живопись XIX века среди европейских школ МД980.

148. Сартр Ж.-П Выше и ничто. //ФН 1989. N3.

149. Семшова С. Семья идей //Знамя. 1988. N3.

150. Свт. Григорий Нисский Об устроении человека СШ.Д995.

151. Осворцов ЛВ. Культура самосознания. Человек в поисках истины своего бьпия. МД989.

152. Основа Л А Проблемы реализма в русской прозе XX века МД977.

153. СноуЧЛ Две культуры МД973.

154. Современный фшжххэфский словарь. М 1991.

155. Сорокин П Человек. Цивилизация. Общество. М1992.

156. Старченко НН Об интуитивном неореализме НО.Лосского //Актуальные проблемы истории философии народов СССР. Вып. 8. МД980.

157. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX-XX веков. МД970.

158. Судьбы русского реализма начала XXвека. Л.,1972.

159. Тугенхольд Я. Проблемы и характеристики. Сб. статей. Et,. 1915.

160. Тугенхольд Я. Французское искусство и его представители. Об. статей СГБ. 1911.

161. Тулмин О.Т. Человеческое понимание, М, 1984.

162. Уледов А К К определению специфики культуры как социального явления //ФН 1974. N2.

163. Ульянов НИ Об импрессионизме //Диптих НД987.

164. Усенко ЛВ. Иршрессионизм в русской прозе начала XX века Ростов н/Д, 1988.

165. Усенко ЛВ. Импрессионизм в истории русской культуры нач. ХХв. Автореферат. M 1992.

166. Фейнберг ЕЛ Две культуры йпуиция и логика в искусстве и науке. M 1992.

167. Фздоров-Давьщов АА Русский пейзаж конца XIX — начала ХХвека МД974.

168. Федотова В. Г. Критика социокультурных ориентации в современной буржуазной философии. МД981.

169. Филиппов В.А К вопросу о судьбах русского импрессионизма Русский импрессионизм как историко-художественная проблема //Советское искусствознание-81. М,1982. Вып.2(15).

170. Философские проблемы исторической науки. M 1969.

171. Философские проблемы культуры Межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск, 1984.

172. Философский эш.оиклопедический словарь. Под ред. Л. Ф.Ильичева, ПН Федосеева и др. МД983.

173. Флоренский П Микрокосм и макрокосм //Богоетовский труцы Об.24. МД983.

174. Франк СЛ. Сочинения. M,1990.

175. Франк С. Л. Духовные основы общества М. 1992.

176. Франк СЛ. Смысл жизни. Париж, 1925.

177. Французская философия и эстешка ХХвека М,1995.

178. Фрейд 3. Избранное. МД989.176. ^айдеаггер M О сущности истины//ФН 1989. N4.

179. Харджиев Н, Гриц Т. Елена Гуро (к 25-летию со дая смерти) //Книжнью новости 1938. N7.

180. Хлебников В. КЫзданнью произведения. М,1940.

181. Ховин В. Ветрогоны, сумасброды, летатели //Очарованный странник СШ.,1916. ЕЫп.10.

182. ЦреточкиСЬ.ФранцискаАссийского. МД990.

183. Цзбенко M Д. Критика интуитивизма Анри Бергсона //Из истории философии. M 1957.

184. Чанышев АН Философия А Бергсона М,1960.

185. Чегодаев АД. Ижрессионисгы M,1971.

186. Чегодаев АД. Эдуард Мане. M,1985.

187. Чегодаев АД. Импресшонисты, их современники, их соратники. М,1976.

188. Чуева ИП Критика идей интуитивизма в России М-Л.,1963.

189. ЧуковскийКИ Собр. соч.: В6тт. М,1969. Т.6.

190. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. СП5., 1997.

191. Шгомпель Л. А Лики времени. Ростов н/Д, 1997.190. ЗрнВ.Ф. Сочинения. МД991.

192. Юнг КГ. Об архетипах коллективного бессознательного !/Ш>. 1988. N1.

193. Яковлев В Г. «Человек», «общество», «история» в философии А Бергсона //Илорико-фшюсофхжие141исследования. Проблема человека в буржуазной философии. Свердловск, 1977. 193. Ясперс К Смысл и назначение истории. М 1991.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.