Интертекстуальная диалогичность в поэзии Рената Хариса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Сафина, Лилиана Михайловна

  • Сафина, Лилиана Михайловна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 150
Сафина, Лилиана Михайловна. Интертекстуальная диалогичность в поэзии Рената Хариса: дис. кандидат наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Москва. 2012. 150 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Сафина, Лилиана Михайловна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Интертекстульные связи в произведениях

Р.Хариса

1.1 Диалогизм, интертекстуальность, интертекстуальный диалог. Формы интертекстуального взаимодействия и классификация интертекстуальных отношений

1.2 Типология интертекстуальных элементов в поэзии Р.

Хариса

1.3 Особенности анализа поэм Р. Хариса в аспекте интертек-стуальных связей

1.4 Развитие ключевых образов в харисовской поэзии

ГЛАВА II. Литературные реминисценции в творчестве

Рената Хариса

2.1 Функции дардмендовских реминисценций в

стихотворениях Р.Хариса

2.2 Тукаевские мотивы и образы в поэзии Рената Хариса стр 103 -

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Интертекстуальная диалогичность в поэзии Рената Хариса»

ВВЕДЕНИЕ

Своими корнями татарское искусство слова уходит вглубь веков. Усилиями литературоведов ученых-гуманитариев очерчены общие контуры и ключевые моменты этой многовековой истории, написано немало интересных работ по литературному процессу. Татарская литература рубежа XX - XXI вв. ознаменовалась сменой художественных парадигм, что проявляется в ряде тенденций, обнаруживаемых на разных уровнях литературного процесса. Качественно меняется психологизм: психология персонажей раскрывается не столько как отражение внешних социальных процессов, сколько как выражение духовной жизни человека в широком философском значении. Трансформируется критическое начало в литературе: предметом критического отношения становится тоталитарное прошлое, постсоветская действительность. Наблюдается повышенный интерес национальной тематики (история, мифология, религия), стремление авторов выявить константы своей культуры, найти основы национальной идентичности (С. Хэким (С. Хаким), И. Юзиев (И. Юзеев), Р. Вэлиев (Р. Валеев), Р. Фэйзуллин (Р. Файзуллин), Р. Гаташ, Г. Рэхим (Г. Рахим), Р. Харис, 3. Мансуров, А. Хэлим (А. Халим), Э. Шэрифуллина (Э. Шарифуллина), Р. Мицнуллин (Р. Миннулин), Т. Мицнуллин (Т. Миннулин), Л. Шагыйрьждн (Л. Шагиржан), Р. Мехэмэдиев (Р. Мухамадиев) и др.).

Творчество Рената Хариса - одно из самых значимых явлений татарской поэзии. По силе дарования, страстности отстаивания своих воззрений и позиций, по глубине проникновения в жизнь, стремлению ответить на самые насущные вопросы современности, по значительности новаторских открытий, ставших неоценимым

достоянием татарской поэзии, Харис является одним из тех деятелей татарского искусства, которые составляют его гордость и славу.

Творчество Рената Хариса прежде всего привлекает тем, что все явления окружающего мира и все события истории, все предания веков, мечты о будущем - все, что становилось темой переживаний и пищей раздумий, Харис переводит на язык лирики и прежде всего воспринимает как лирику.

Крайне существенно и то, что широкая патриотическая тема, тема Родины и ее судеб, входит в лирику Хариса, захватывающей поэта до самых потаенных глубин его души и породившей строй совершенно новых чувств, переживаний, стремлений, возникавших словно при грозовых разрядах, в их ослепительном свете, - и тема Родины становится в творчестве поэта одной из основных.

В мае 2011 года исполнилось 70 лет Ренату Магсумовичу Харисову - народному поэту Татарстана (2004), критику, общественному деятелю, художнику, лауреату Государственной премии России (2005) и Государственной премии Татарстана имени Габдуллы Тукая (1997). 21 апреля 2001 года Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет совместно с Министерством образования и науки РТ, Министерством культуры РТ, Союзом писателей РТ провел Всероссийскую научно-практическую конференцию «Ренат Харис и татарская поэзия», по итогам этой конференции был выпущен сборник. В публикациях о творчестве поэта говорится об образе удивительного человека, мастера поэтической речи, художника-мыслителя в широком смысле слова. На языке искусства он стремится выразить своё понимание жизни, истории, природного мира.

Ренат Харис (Ренат Магсумович Харисов) родился 6 мая 1941 г. в селе Зирекле Куль (Елховое озеро) Богдашинского района Ульяновской области в семье учителя. Окончил историко-филологический факультет

Казанского педагогического института. После окончания работал учителем русского языка и литературы в Арском педучилище, инструктором ОК ВЛКСМ, литературным сотрудником и ответственным секретарем в молодежных газетах. В 1971-1973 гг. исполнял обязанности ответственного секретаря Союза писателей РТ.

В 1973 г. Р. Харис назначается заместителем министра культуры Татарстана и на этой должности работает до 1982 г. С 1982 по 1989 г. он

- главный редактор журнала «Казан утлары» («Огни Казани»), с 1991 по 1995 г. - главный редактор газеты «Татарстан хэбэрлэре» («Новости Татарстана»). С 1990 г. Р. Харис - депутат Государственного Совета РТ.

С первых шагов в литературе он ищет свою манеру повествования, свой поэтический стиль. В 1960-х гг. впервые прозвучал его неповторимый голос: в республиканской печати в серии «Беренче карлыгачлар» («Первые ласточки», 1968) вышел первый сборник «Земля и человек», через год - книга - «Кайтаваз» («Эхо», 1969). Увидели свет несколько сборников его стихотворений на русском и на татарском языках, которые привлекли внимание читателей и получили положительную оценку литературоведов.

В поэтическом творчестве отчетливо звучит современность, запоминаются новые поэтические образы, смелые метафоры и сравнения, оригинальные находки в области стихотворной формы. «Когда кладу перед собой белый лист бумаги, беру в руку ручку, я начинаю испытывать истинное наслаждение процессом творчества...»1,

- пишет Р. Харис о своих впечатлениях. Он использует приемы, усиливающие ударную силу поэтического слова, символику народной поэзии.

1 Харисов Р. М. Шигырь язган калэм белэн/ Пером, пишущим стихи/ Ву Ше реп с^ а рое^Шигырьлэр Ьэм рэсемнэр,- Казан: Мэгариф, 1998. - С. 12.

В стихах и поэмах Р. Хариса большое место уделяется исторической судьбе народа, ответственности человека перед обществом, проблемам связи поколений, гражданской оценке современной духовности и нравственности. Лирический герой поэта любуется гармонией природы и выражает надежду на незыблемость ее красоты. Прошлое, настоящее и будущее народа, природа, тесная связь человеческой судьбы с историей народа занимают центральное место в его лирике.

«Мулланур» («Мулланур», 1968), «Рэссам» («Художник», 1976), «Борылышта» («На повороте», 1987), «Чехов базары» («Чеховский базар», 1997), «Жрлилчелэр» («Джалиловцы», 1980), «Золэйха» («Зулейха», 1987) и др. поэмы, циклы стихотворений о природе, времени, земле, любви, о современниках, оратория «Человек» - это серьезные поэтические находки Р. Хариса.

За сборник «Хисемнец исеме» («Имя моего чувства») Р. Харис был удостоен Государственной премии Республики Татарстан имени Г. Тукая. Он также является лауреатом республиканской премии им. М. Джалиля (1972), Государственной премии РФ в области литературы и искусства (2005).

В настоящее время количество работ, посвященных творчеству Рената Хариса, постоянно растет. Сейчас в газетах и журналах появляются статьи, исследования о жизни и творчестве Р. Хариса, о его произведениях. Освещены темы и мотивы произведений автора. В качестве основных источников нами будут использованы журнальные и газетные публикации, монография Ф. Ф. Хасановой 2, материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию народного поэта Татарстана Рената Хариса (Казань, 21 апреля

2 Хасанова Ф.Ф. Поэзия Рената Хариса: Монография / Фарида Хасанова. - Казань: РИЦ "Школа", 2005. - 260 с.

2011), переводы стихов и поэм разных лет, литературно-художественное издание избранных произведений Рената Хариса в семи томах.

Ф. Ф. Хасанова4 впервые обратила внимание на особенности поэтики текстов стиха Рената Хариса. В диссертации проанализированы особенности использования методологических и автологических приемов поэтического синтаксиса, определена стихотворная ритмика и построение стихотворного текста в творчестве Рената Хариса.

Многие статьи о Ренате Харисе носят обзорный или обобщающий характер: Ахунзаде И.5 «Дышать добротой соучастия»(1978), Григорьева Л.6 «В середине судьбы» (1978), Валеев Д.7 «Широкий мир

о

поэта» (1980), С. Хэким «Ьэр талант узенчэ килсен» (С. Хаким «Каждый талант пусть приходит по-своему») (1969), Мостай Кэрим9 «Акыл да чоя, суз дэ уйната» (Мостай Карим «И зарядка для ума, и игра для слов») (1997), Н. Переяслов10 «Поэт - он равен ростом Богу... »

(2007), С. Трахимёнок11 «Испивший молнию и не утративший крыльев»

12

(2008), Ф. Хэсэнова «Шигърияттэ Сэйдэш яши» (Ф. Хасанова «В

1

поэзии живет Сайдаш») (2008), Галиуллин Т. Н. « Акыл Ьэм хис берлеге шагыйре» («Поэт единства разума и чувств») (2011).

3 Ренат Харис Ьэм татар шигърияте. Казан: «Идел-Пресс», 2011,- 3926.

4 Хасанова Ф.Ф. Поэтика текстов стиха Рената Хариса: лингвистическая поэтика: дис. канд. филол. наук. Казань, 2000. 213 с.

5 Ахунзаде И. Дышать добротой соучастия // Соц. Татария. - 1978. -28 мая.

6 Григорьева Л. В середине судьбы // Комсомолец Татарстана. - 1978. - 27 августа.

7 Валеев Д. Широкий мир поэт // Советская Татария. - 1980. - 18 мая.

8 Харисов P.M. Сайланма эсэрлэр.7 томда. /Ренат Харис; Тоз. Ьэм кереш суз авт. Ф. Хэсэнова. -Казан: Татар, кит. нэшр.,2006. 1 т.: Шигырьлэр (1960-1980).-2006,- 430 б.

9 Там же. С. 15

10 Харис Р. М. ИСПИВШИЙ МОЛНИЮ: книга стихов и поэм/ Ренат харис; втуп. сл. НиколаяПереяслова. - Казань: Татар, кн. изд-во, 2007 с. - 2000 экз.

11 Харыс, Р Сярэбраны прамень/ Р. Харыс. - Мшск: Каучэг, 2008. - 134с.

12 Хэсэнова Ф. Шигърияттэ Сэйдэш яши// Казан утлары. - 2008. - №4. - 120 б.

13 Галиуллин Т. Н. Акыл Ьэм хис берлеге шагыйре // Ренат Харис Ьэм татар шигърияте. Казан: «Идел-Пресс», 2011,- 3926., - С.10-28.

Анализ творчества Рената Хариса представлен Хасановой Ф. Ф. в монографии: «Поэзия Рената Хариса»14.

Целый ряд работ посвящен исследованию отдельных аспектов творчества Хариса, а именно: Харис и детская литература («Поэтика стихотворений для детей Рената Хариса» Галиуллиной А. Ф.15); Ренат Харис и родной язык («Семантика и парадигма концепта «родной язык» (туган тел) в поэзии Р. Хариса» Гатауллиной Л. Р.;16 «Ренат Харис

17

шигырьлэрендэ туган телне, илне саклау проблемалары» («Проблемы сохранения родной страны и родного языка в стихотворениях Р. Хариса») Ахмежанова А. С.); Харис и татарская музыка («Грани творческой личности Р. Хариса: музыкально-публицистическая деятельность» Зигангировой Г. Н.18); Р. Харис и изобразительное искусство («Специфика воссоздания образов картин Н. И. Фешина в поэме татарского поэта Р. Хариса «Художник» Галиуллиной А. Ф.19).

Анализируя творческую деятельность Хариса и изучая дардмендовские реминисценции в творчестве поэта, Сибгат Хэким (Сибгат Хаким) говорит, что «Ренат Харисов гадэттэге дуртьюллыклар,

сигезьюллыклар авторы тугел, Ьэр шигыре аныц уз формасын таба,

20

Ьэркайсы узенчэ бербетен» («Ренат Харисов не автор обычных четверостиший, восьмистиший, каждое его стихотворение находит свою форму, каждая из них - одно целое») , Мостай Кэрим (Мостай Карим) «татар поэзиясенэ Дэрдмэндчэ суз саранлыгы, мэгъгэ

14 Хасанова Ф.Ф. Поэзия Рената Хариса: Монография / Фарида Хасанова. - Казань: РИЦ "Школа", 2005.-260 с.

15 Галиуллина А. Ф. Поэтика стихотворений для детей Рената Хариса // Мировая словесность для детей и о детях. - М.: МПГУ. - 2001. - С. 57 - 60.

16 Гатауллина Л. Р. Семантика и парадигма концепта «родной язык» (туган тел) в поэзии Р. Хариса // Ренат Харис Ьэм татар шигърияте. Казан: «Идел-Пресс», 2011. - С. 225-231.

17 Эхмэтжанова А. С. Грани творческой личности Р. Хариса: музыкально-публицистическая деятельность // Ренат Харис Ьэм татар шигърияте. Казан: «Идел-Пресс», 2011. - С. 133-136.

18 Зигангирова Г. Н. Семантика и парадигма концепта «родной язык» (туган тел) в поэзии Р. Хариса // Ренат Харис Ьэм татар шигърияте. Казан: «Идел-Пресс», 2011. - С. 240-248.

19 Галимуллина А. Ф. Специфика воссоздания образов картин Н. И. Фешина в поэме татарского поэта Р. Хариса «Художник // Ренат Харис Ьэм татар шигърияте. Казан: «Идел-Пресс», 2011. - С. 172-175.

20 Хэким С. Ьэр талант узенчэ килсен // Кайтаваз. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1969. - 3-5 б.

тыгызлыгы, афористик тегэллекне кайтаруга зур елеш кертте»21 («внес большой вклад в возвращение в татарскую поэзию дардмендовский немногословности, сжатости смысла, афористическую конкретику»), а Галиуллин Т. Н. отмечает «Дэрдмэндтэн шигъри осталык дэреслэре

алса, Р.Харис шул чорда ук узе очен икенче эхлакый, мэгънэви сыену

22

узэге таба» («если у Дардменда Р.Харис получил уроки мастерства, для себя в этой эпохе нашёл иное нравственно-смысловое пристанище»). Исследователи указывают на сознательную ориентацию поэта на дардмендовскую манеру.

Затрагивая вопрос о влиянии Тукая на творчество Хариса, Зарипова Р. С. рассматривает его поэзию как целостную систему, обладающую собственными стилевыми закономерностями. В статье «Ренат Харис иж;атында Тукай темасы»23 («Тема Тукая в творчестве Рената Хариса») она останавливается на произведениях Хариса, посвященных творчеству, жизни, любви, трагедии Тукая в разных жанрах.

Что касается работ, связанных с влиянием фольклорных традиций на творчество Хариса, то здесь следует отметить статью Хасановой Ф.Ф.24, в которой автор обнаруживает фольклорные интересы поэта и его обращения к образам и мотивам русского, татарского народного творчества.

В статье «Новый фольклор» в произведении татарского поэта Рената Хариса» Хасанова Ф. Ф. анализирует роман в стихах «Безымянные» (2002) и обосновывает, что «этим произведением сказал

21 Кэрим М. Акыл да чея, суз дэ уйната... // Эсэрлэр: 5 томда: 5 том. - Эфе: Китап. - 1999. - 369-371 б.

Галиуллин Т. Н. Акыл Ьэм хис берлеге шагыйре // Ренат Харис Ьэм татар шигърияте. Казан: «Идел-Пресс», 2011.- С. 10-28.

Зарипова P.C. Ренат Харис ижатында Тукай темасы //Ренат Харис Ьэм татар шигърияте. Казан: «Идел-Пресс», 2011. - С. 89-93.

Хасанова Ф.Ф. Новые мифы в современной татарской поэзии// Мир науки, культуры образования № 5, 2009. - С. 42.

(поэт) новое слово в татарской литературе <...>, создал образы нового времени и его герое при помощи своеобразной лексики» .

В 2011 году, в связи с семидесятелетним юбилеем поэта, был издан отдельный сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции26 (Казань, 21 апреля 2011). Сюда были включены работы, посвященные исследованию различных аспектов поэтики Хариса, своеобразию его творческого наследия. В работах намечаются главные проблемы и ведущие направления исследования художественной системы Хариса, предлагается опыт комментирующего и сравнительно-сопоставительного анализа отдельных его произведений.

Общим местом самых разных исследований, посвященных творчеству Хариса, являются указания на рассудочность его поэзии, книжность и широту эрудиции, синтетичность и эклектичность его поэтического стиля, соединение в структуре одного произведения разнородных элементов, заимствованных из разных временных и культурных пластов.

В заключение обзора научной литературы, посвященной Ренату Харису, следует отметить, что проблема интертекстуальной диалогичности его творчества не становилась предметом отдельного исследования. Наличие межтекстовых связей в харисовской поэзии лишь констатировалось авторами, а не доказывалось путем анализа его стихотворений.

Т. Галиуллин 27 отмечает, что «Р. Харис поэзиясендэ тарихи-мэдэни катлам <...> интертекстуальлек рэвешендэ иц кочле, эсэрлэренэ фатиха биреп, якты нур сибеп торучы бер юнэлеш буларак устерелэ. Кол

25 Хасанова Ф. Ф. «Новый фольклор» в произведении татарского поэта Рената Хариса // Ренат Харис Ьэм татар шигърияте. Казан: «Идел-Пресс», 2011. - С. 180-186.

26 Ренат Харис Ьэм татар шигърияте. Казан: «Идел-Пресс», 2011,- 3926.

27 Галиуллин Т. Н. Р.Харис ижатында донья сурэте // Ренат Харис Ьэм татар шигърияте. Казан: «Идел-Пресс», 2011.-3926.

Гали, Г. Кандалый, Тукай, Дэрдмэнд, Такташ, Туфан кебек бееклеклэребез иждты белэн соклану, илЬамлану, сыену - Р. Харисныц вакыт сынавын узган эсэрлэренец узэгендэ ята («В поэзии Р. Хариса историко-культурный слой <...> развивается в виде интертекстуальности, благословления и освещающего направления для продолжения мотивов уважения к старшим и творчеству предшественников. Восхищение такими личностями как Кол Гали, Г. Кандалый, Тукай, Дердманд, Такташ, Туфан занимают центральное место в его произведениях»).

Взгляды на проблему интертекстуальной диалогичности постоянно трансформируются. Многообразие научных подходов, в ряде случаев дополняющих друг друга, позволяет подойти к явлению с разных точек зрения. Сама теория интертекстуальности функционирует интертекстуально.

В настоящее время проблема интертекстуальности остается весьма актуальной, и интерес к ней стремительно возрастает, так как она связана с общими вопросами дискурса, социокультурными основами порождения и восприятия текста.

Интертекстуальный подход придал проблемам поэтической традиции, сравнительно-сопоставительного анализа широту и глобальность. Возросший интерес к данной проблеме свидетельствует о подходе к литературе как безграничной системе, развивающейся в коммуникативном пространстве и открытой для контактов с другими системами.

Интертекстуальный подход к анализу поэтических произведений Хариса позволяет выявить соотнесенность его произведений с русской, восточной и западной литературной традицией, расширить понимание семантики и поэтики его текстов, определить новые способы интерпретации, рассмотреть его творчество как художественную

систему, включенную в единый мировой контекст. На интермедиальном уровне произведения Рената Хариса соотносятся со смежными видами искусств (музыкой, живописью), а также с различными социокультурными пластами (религией, наукой).

Анализ изученной литературы показывает, что поэзия Хариса изучается и исследуется, но проблема интертекстуальной диалогичности в поэзии Р. Хариса исследована недостаточно.

В данной работе рассматривается интертекстуальная диалогичность поэзии Рената Хариса, исследуются поэтические произведения поэта, анализируются ключевые слова и слова-образы.

Актуальность исследования определяется, во-первых, необходимостью комплексного изучения творчества Рената Хариса в её взаимосвязи с предшествующей литературной традицией; во-вторых, недостаточной разработанностью проблемы интертекстуальной диалогичности в творчестве данного поэта.

Большинство исследований творчества Рената Хариса (И. Ахунзаде, Д. Валеев, Т. Галиуллин, Л. Гатауллина, Л. Григорьева, Р. Зарипова, Н. Переяслов, С. Трахимёнок; А. Эхмэтжанова (А. Ахметжанова), М. Кэрим (М. Карим), С. Хэким (С. Хаким), Ф. Хэсэнова (Ф. Хасанова), Р. Мохэмэдиев (Р. Мухамадиев) и др.) носит частный либо обзорный характер и не выходит на уровень рассмотрения интертекстуального диалога.

Между тем справедливо отмечается, что «Ренат Харисов гадэттэге дуртьюллыклар, сигезьюллыклар авторы тугел, Ьэр шигыре аныц уз

ло

формасын таба, Ьэркайсы узенчэ берботен» («Ренат Харисов не автор обычных четверостиший, восьмистиший, каждое его стихотворение находит свою форму, и каждая из них - одно целое»). Этим обоснована необходимость изучения творческого наследия поэта не в отдельно

28 Хэким С. Ьэр талант узенчэ килсен // Кайтаваз. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1969. - 3-5 б.

взятых аспектах и произвольно выбранных текстах, а в единой и целостной системе идейно-содержательных, сюжетно-композиционных, образно-стилевых, ритмико-интонационных особенностей.

Материал исследования - поэтические произведения и литературно-критические статьи Р. Хариса. В процессе исследования были привлечены также стихотворения Дардменда, Г. Тукая, фольклорные источники.

Предмет исследования - поэтика интертекстуальной диалогичности в творчестве Рената Хариса.

Объектом исследования является поэзия Рената Хариса в сопоставлении с лирикой других татарских поэтов.

Цель диссертационного исследования - определить художественный контекст лирических произведений Р. Хариса, выявить характер и взаимосвязи его поэзии с национальной культурной традицией, расширить представление о содержательной и стилистической сторонах его стихотворений, установить функциональное значение интертекстуальной диалогичности в структуре стиля поэта.

Цель исследования определила его конкретные задачи:

1) определить место и роль интертекстуальной диалогичности в поэтическом творчестве Рената Хариса;

2) выделить и описать типы интертекстуальных явлений, характерных для произведений Р. Хариса;

3) выявить специфику творческого восприятия Р. Харисом художественного наследия Дардменда, установить степень и выделить уровни влияния его творчества на поэзию Хариса (содержательный, структурно-композиционный, ритмико-интонационный, жанрово-стилевой);

4) установить значение мотивов и образов Габдуллы Тукая в текстах Рената Хариса.

Методологическим основанием исследования является системный подход, заключающийся в изучении художественного произведения как сложного образования, в котором выделяются различные семантические уровни взаимодействия как компоненты единой системы.

Предпринятый в работе интертекстуальный подход к анализу произведений Р. Хариса помогает осознать важные моменты его творческой индивидуальности, уточнить некоторые аспекты теории и практики интертекстуального анализа.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: культурно-исторический, сравнительно-исторический, историко-типологический, культурологический, семиотический, биографический анализ; метод интертекстуального анализа.

Теоретико-методологическую базу диссертации составляют литературоведческие исследования, посвященные вопросам историко-культурной традиции и позволяющие выявить взаимосвязь художественной концепции Рената Хариса с предшествующей литературной и фольклорной традициями (Ю. Кристева, В.М. Жирмунский, М.М. Бахтин, В.В. Мусатов и др.).

В работе используется методика интертекстуального анализа художественного текста, разработанная в трудах отечественных исследователей (Ю.М. Лотмана, А.К. Жолковского, И.П. Ильина, И.П. Смирнова и др.) и западных постструктуралистов (Р. Барта, Ж. Деррида, Ж. Женнет и др.). При этом понятие интертекстуальности не соотносится нами с постструктуралистским отрицанием роли автора.

Мы придерживаемся традиционного понимания произведения как целостного текста, отражающего авторский замысел.

Важное значение для обоснования концептуальных положений исследования имеют литературоведческие труды и литературно-критические работы А.Ф. Галимуллиной, Т.Н. Галиуллина, Г.Н. Зигангировой, H.A. Фатеевой, Р.З. Хайруллина, Ф.Ф. Хасановой и др.

Научная новизна исследования заключается в системном комплексном рассмотрении поэзии Р. Хариса сквозь призму фольклорных, литературных, философских источников; выявлении различных форм межтекстовых взаимодействий и определении их функциональной значимости.

Практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть использованы в лекционных курсах по литературе народов РФ, в элективных курсах, посвященных изучению татарской поэзии; при составлении учебных пособий по творчеству Рената Хариса для студентов филологических факультетов вузов и школьных учителей словесности; при проведении внеклассных и факультативных занятий по литературе в общеобразовательной средней школе.

Апробация результатов исследования осуществлялась

1) в виде докладов и сообщений на межвузовских научных и всероссийских научно-практических конференциях: «Сулеймановские чтения» (Тобольск, Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева, 2009); «Проблемы филологии народов Поволжья» (Москва, Московский педагогический государственный университет, 2011); «Ренат Харис и татарская поэзия» (Казань, Поволжский Федеральный Университет, 2011);

2) посредством обсуждения на кафедре русской литературы и журналистики ХХ-ХХ1 веков МПГУ основных положений и выводов исследования (февраль 2009, апрель 2010, май 2011).

Положения, выносимые на защиту.

1. Произведения Р. Хариса представляют собой результат творческого диалога поэта с прецедентными образами (текстами) художественной культуры.

2. Интертекстуальные связи поэзии Р. Хариса с предшествующей литературной традицией являются не случайным творческим фактом, а логической закономерностью, ставшей частью литературно-эстетической позиции поэта.

3. Мироощущению Р. Хариса свойственна внутренняя диалогичность, побуждающая обращаться к разным литературным традициям для решения индивидуальных поэтических задач.

4. Интертекстуальность, базирующаяся на межвидовой культурной коммуникации, служит в поэзии Р. Хариса смыслопорождающим фактором и принципом построения художественного образа.

5. Основными приёмами введения претекстов в поэтический текст Р. Хариса являются аллюзии и цитаты, выполняющие функции знаков отдельных произведений, творчества определённого автора или национальной художественной культуры в целом.

6. В стихотворениях Р. Хариса фиксируются не только имплицитные случаи интертекстуальности (аллюзия, скрытая цитата, реминисценция, ритмические переклички), но и эксплицитные формы межтекстовых взаимодействий. Иногда встречаются полигенетические цитаты, отсылающие одновременно к нескольким исходным текстам.

7. Обращение Р. Хариса к Дардменду и Г. Тукаю связано с осознанием и утверждением собственных литературных позиций. В

своём творчестве поэт использует наиболее универсальные образы Дардменда и Г. Тукая.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает Введение, две главы, Заключение и Библиографию.

Библиографический список включает 283 наименований, в т.ч. 154 на татарском языке.

ГЛАВА I. Интертекстульные связи в произведениях

Р. Хариса

1.1 Диалогизм, интертекстуальность, интертекстуальный диалог. Формы интертекстуального взаимодействия и классификация интертекстуальных отношений

Интертекстуальность (взаимодействие текстов, межтекстовый диалог) в современном литературоведении понимается, с одной стороны, очень широко — как онтологическое свойство любого текста (Р. Барт), с другой стороны, в узком смысле слова — как особый литературный прием, реализующийся в конкретных формах (цитаты,

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Сафина, Лилиана Михайловна, 2012 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Агеева Л. Поэт и политика // Восточный экспресс. 2001.

2. Алпатов В.М. Вопросы лингвистики в работах М.М.Бахтина 40-60 годов // Вопросы языкознания. - 2001. - № 6.- С.3-15.

3. Амброс А. В. Границы музыки и поэзии. СПб. М., 1889. 39.

4. Арнольд И.В. Проблемы интертекстуальности / И.В. Арнольд // Вестник Санкт-Петербургск. ун-та. - Сер. 2. история, языкознание, литературоведение. — 1992. — Вып. 4. — С. 53-61. - С. 54.

5. Арнольд И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность: Сб. статей / И.В. Арнольд. - Спб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 1999 -444 с.-С. 351.

6. Арнольд И.В. Проблемы интертекстуальности / И.В. Арнольд // Вестник Санкт-Петербургск. ун-та. - Сер. 2. история, языкознание, литературоведение. — 1992. — Вып. 4. — С. 53-61. - С. 56.

7. Арнольд И. В. Читательское восприятие интертекстуальности и герменевтика // Проблемы современной стилистики. Сборник научно-аналитических трудов. М., 1989.

8. Арутюнова Н. Д. Диалогическая цитация: К проблеме чужой речи // Вопросы языкознания. 1986. №1.

9. Ахунзаде И. Дышать добротой соучастия // Соц. Татария.— 1978 —28 мая.

10. Ахунзаде И. Дышать добротой соучастия // Литературно Россия. — 1979. — 30 марта.

11. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Пер. с фр. / Р. Барт. — М.: Прогресс, Универс., 1994. - 616 с. - С. 418.

12. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М, 1975.

13. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М., 1986.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20,

21,

22,

23

24

25

26

27

Бахтин М.М. Марксизм и философия языка / Бахтин М.М. — М.: Лабиринт, 2000. - 640 с. - С. 306.

Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М.М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1975.

- 502 с. - С. 364.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. — М.: Искусство, 1979 - 424 с. - С. 301.

Бахтин М.М. Литературно - критические статьи. - М.: Художественная литература, 1986.- 502с.

Будагов P.A. История слов в истории общества. - М.: Просвещение, 1971.-С. 35-36

Бушмин А. С. Преемственность в развитии литературы. Л., 1978. Бондаренко Е. Казанское сказание о Иусуфе Прекрасном // Казанские ведомости. — 2001. — 27 июня.

Валеев Д. Широкий мир поэта // Советская Татария. — 1980. — 18 мая.

Валеева 3. Истоки поэтической строки // Вечерняя Казань. — 1980.

— 27 мая.

Валеев Д. Широкий мир поэт // Советская Татария. - 1980. - 18 мая.

Васильева Л. О переводах и не только о них // Литературная Россия. — 1986. — 25 июля.

Веселовский А.Н. Из введения в историческую поэтику / А.Н. Веселовский // Веселовский, А.Н. Историческая поэтика. - М.: Высшая школа, 1989. - С. 42-58.- С. 57-58. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. - М., 1989. Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века. М.: Наука, 1982.

28. Виноградов В.В. О задачах истории русского литературного языка// Известия АН СССР. Отд. литературы и языка.- 1945. - Вып. 3.- С.231-232.

29. Владимирова Н. Г. Категория интертекстуальности в современном литературоведении // Литературоведение на пороге XXI века. М., 1998. С.182-188.

30. Владимирова Н.Г. Условность, созидающая мир. Поэтика условных форм в современном романе Великобритании / Н.Г. Владимирова. — Великий Новгород: НовГУ, 2001. - 270 с.

31. Воронова И.Б. Номинативная функция поэтонима: трудности определения //Проблемы региональной ономастики: Материалы 3 межвуз. науч.конф. - Майкоп: кн.изд-во, 2002. - С.43-45.

32. Восточная демонология. М., 1998.

33. Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6-ти т. Т.2. - М.: Наука, 1982.- С.357-358.

34. Галкин А. Его любовь земная // Волжская коммуна. — 1978. —4 октября.

35. Галимуллина А.Ф. Идейно-художественное своеобразие поэмы Р.Хариса «Красивый дом» // Мировая словесность для детей и о детях. — М.: МПГУ. — 2002. — С. 18-22.

36. Галимуллина Э. Поэтика стихотворений для детей Рената Хариса // Мировая словесность для детей и о детях. — М.: МПГУ. — 2001. — С. 57-60.

37. Галиуллин Т. Мир поэта // Советская Татария. — 1969. — 10 декабря.

38. Галимуллина А. Ф. Специфика воссоздания образов картин Н. И. Фешина в поэме татарского поэта Р. Хариса «Художник // Дом и Душа. Размышления о творчестве казанских писателей.- Казань: РИЦ «Школа», 2018.- 96 е., - С.39-48.

39. Галиуллина А. Ф. Поэтика стихотворений для детей Рената Хариса // Мировая словесность для детей и о детях. - М.: МПГУ. -2001.-С. 57-60.

40. Ганиева Р.К. Сатира в творчестве Тукая. Автореф. Дис. насоиск. уч. ст. канд. филол. наук. - Казань, 1964. - 20 стр).

41. Галимуллина А. Ф. Специфика воссоздания образов картин Н. И. Фешина в поэме татарского поэта Р. Хариса «Художник // Ренат Харис 11эм татар шигърияте. Казан: «Идел-Пресс», 2011.- 3926., -С.172-175.

42. Гаспаров М.Л. Литературный интертекст и языковый интертекст // Известия АН. Сер. Литературы и языка.- 2002. -Т.61, №4.- С.3-9.

43. Гвоздев Г. Легенда о Йусуфе, рассказанная ногами //Казанские ведомости. — 2001. — 19 декабря.

44. Григорьева Л. В середине судьбы // Комсомолец Татарстана. -1978. - 27 августа.

45. Григорьева Л. Литературное обозрение. — 1978. № 6. — С. 8&-89.

46. Григорьева Л. В середине судьбы // Комсомолец Татарии. — 1978.

— 27 августа

47. Гринберг И.Л. Над картой советской поэзии. — Москва. — 1974.—№2.—С. 412.

48. Гудков Д.Б. Прецедентное имя и проблемы прецедентности. - М.: Владос, 1999.-103с.

49. Дементьев В. В середине судьбы своей // Советская Татария. — 1989. —20 апреля.

50. Дементьев В. Молодые голоса // Советская Россия. — 1979. —6 января.

51. Денисова И. В середине судьбы // Литературная Россия. — 1985.

— 15 ноября.

52. Денисова Г. Некоторые аспекты презумпции семиотичности в лингвокультурном сознании и речевой деятельности: Опыт интертекстуального анализа [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://www.auditorium. ги.

53. Жолковский А. К. К проблеме инфинитивной поэзии: Об интертекстуальном фоне стихотворения С. Гандлевского «Устроиться на автобазу»//Известия АН. Серия литературы и языка.-2002. -Т. 61, №1.-С.34-42.

54. Захаренко И.В., Красных В.В. Лингво-когнитивные аспекты функционирования прецедентных высказываний//Лингвокогнитивные проблемы межкультурной коммуникации. - М.: изд-во МГУ, 1997. - С. 100-115.

55. Западное литературоведение XX в.: Энциклопедия / Гл. науч. ред. Е.А. Цурганова. - М.: Мгаёа, 2004. - 560 с. - С. 130.

56. Ильин И.П. Интертекстуальность //Современное зарубежное литературоведение: Энциклопедический справочник. - М.: Интрада, 1996.- С.217.

57. Ильин И.П. Стилистика интертекстуальности: теоретические аспекты // Проблемы современной стилистики: Сборник научно-аналитических трудов. - М.: Наука, 1989.- С.191.

58. Кадырова А. Казанский «Иусуф» — соискатель госпремии России // Вечерняя Казань. — 2003.— 9 января.

59. Кадырова А. У Хичкока — птицы, у Хариса — жуки // Вечерняя Казань. — 2001. — 26 июня.

60. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: изд-во МГУ, 1987.-216с.

61. Когнитивная база и прецедентные феномены в системе других единиц и в коммуникации /Красных В.В., Гудков Д.Б., Захаренко

И.В., Багаева Д.В. //Вестник МГУ. - Сер.9. Филология. - 1997. -№3.- С.62-75.

62. Кожинов В. Встретишь звезду на пути // Литературная газета. — 1984. —4 ноября.

63. Колшанский Г.В.Контекстная семантика. - М.: Наука,1980.- 137с.

64. Костомаров В.Г., Бурвикова Н.Д. Как тексты становятся прецедентными //РЯЗР. - 1994. - №1. - С.65 -70.

65. Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики / Ю. Кристева / Пер. с фр. - М.: РОССПЭН, 2004. - 656 с. - С. 173.

66. Кристева Ю. Семиотика. - М.: Изд-во МГУ, 1970.- 218с.

67. Кронгауз М.А.Семантика. - М.: Рос. гос. гуманитар, ун-т, 2001.-385с.

68. Кузьмина H.A. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. Изд. 2-е. / H.A. Кузьмина. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 272 с. - С.98.

69. Кураш С.Б., Гринкова O.A. Об интертектстуальности оригинального и переводного текстов [Электронный ресурс] //Режим доступа: http //www. lib ru.

70. Лаптева O.A. Двуединая сущность языковой нормы // Журналистика и культура русской речи. - 2003. - №1.- С.34-40.

71. Лингвистический энциклопедический словарь/ Под ред. В.М.Ярцевой. - М.: Энциклопедия, 1990.- 348с.

72. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М.: Искусство, 1970.- С. 293

73. Лотман Ю.М. О семиосфере. Структура диалога как принцип работы семиотического механизма / Ю.М. Лотман // Труды по знаковым системам. XVII. Тарту, 1984. - С. 5-23. - С. 13.

74. Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. - М.: Инфра-М, 1999. - 260с.( С. 132).

75. Лушникова, Г.И. Интертекстуальность художественного произведения / Г.И. Лушникова. - Кемерово: Изд-во КемГУ, 1995.

— 82 с.-С. 32.

76. Мазитова Г., Мазитов И. Солнцепоклонники // Известия Татарстана. — 1995. — 14 апреля.

77. Мамаева Т. На зов времени Тукай отвечал сердцем (Беседа с Р.Харисом — автором либретто к будущей опере о Тукае, о современном взгляде на творчество Г.Тукая) // Время и деньги. — 2001. — 26 апреля.,

78. Мамаева Т. Верный Йусуф или Иосиф Прекрасный. Всепрощение избранного // Время и деньги. — 2001. — 20 июня, 27 июня.

79. Маннапов_С. Поэзия, дарующая надежду // Республика Татарстан.

— 1997. — 22 апреля.

80. Малахальцев А. С веком наравне // Казанские ведомости.—1997.— 23 апреля.

81. Малахальцев А. «Кыйсса-и Иусуф» на сцене был выдвинут на соискание Гос.премии РФ в области литературы и искусства // Татарские края. — 2003. — № 13 (март).

82. Малахальцев А. Ожившая легенда // Республика Татарстан. — 2001. —28 июля.

83. Мустафин Р. Присядем к очагу поэта // Татарстан. 1997. — № 8. — С. 3-5.

84. Мустафин Р. Священная чаша // Советская Татария. 1985. — 25 февраля.

85. Мухаммадиев Р. Рецензия к книге «Войди в дом мой» // Литературная газета. — 1981. — 2 сентября. — С. 6.

86. Мухаметзянова Г.Н. Поэзия Рената Хариса в творчестве композиторов Татарстана. — Дипломная работа. — Казанская

государственная консерватория им. Н.Г.Жиганова. 2004.—С. 133.

87. Некоторые особенности функционирования прецедентных высказываний /Гудков Д.Б., Красных В.В, Захаренко И.В., Багаева Д.В. //Вестник МГУ. - Сер.9. Филология. - 1997 .- №4.- С.86-102.

88. Николина H.A. Филологический анализ текста: Учебное пособие. -М.: Академия, 2003. -256с.

89. Новиков В.И. Книга о пародии. - М.: Художественная литература, 1989.- 172с.(С.З-65).

90. Новиков А.И. Структура содержания текста и возможности ее формализации (на материале научно - технических текстов) // Автореферат диссертации. - М.: изд-во МГУ, 1983. - С.1- 42.

91. Остроухова E.H.Особенности поэтонимов у обэриутов (Д.Хармса, А.Введенского, К. Вагинова)//Ономастика в кругу гуманитарных наук: Материалы междунар.науч. конф., 20-23 сент.2005г. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2005. - С. 164-165.

92. Павлович Н.В. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке.- М.: ВЕК, 1995.

93. Потебня A.A. Из лекций по теории словесности. Басня. Пословица. Поговорка. - Харьков: кн. изд-во, 1980.

94. Прецедентное высказывание и прецедентное имя как символы прецедентных феноменов / Захаренко И.В., Красных В.В., Гудков Д.Б., Багаева Д.В.//Язык, сознание, коммуникация. Вып. 1. - М.: изд-во МГУ, 1997.- С.82-103.

95. Рассказова Т. Пусть светит человеку человек // Литературная газета. — 1985. — 1 мая.

96. Русское культурное пространство: Лингвокультурологический словарь. Вып.1 /И.С. Брилева, Н. П. Вольская, Д.Б. Гудков и др. -М.: Гнозис, 2004.- 318с. (С.15-17)

97. Рыжков В.А. Регулятивная функция стереотипов //Знаковые проблемы письменной коммуникации. Межвуз. сборник научных трудов. - Куйбышев: кн. изд-во пед. ин-та, 1985.- С. 15-21.

98. Смирнов, И.П. Порождение интертекста (Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Л.Пастернака). Второе издание / И.П. Смирнов. - Спб.: Спб. гос. университет, 1995 - 192 с. - С. 11.

99. Соловьева, H.A. Метаморфозы поэтического воображения: между метафорой и метонимией / H.A. Соловьева / Сквозь шесть столетий. Метаморфозы литературного сознания: Сб. в честь 75-летия Л.Г. Андреева. - М.: Диалог, МГУ. - 1997. - С. 292-305.

100. Солодуб Ю.П. Интертекстуальность как лингвистическая проблема // Филологические науки. - 2000. - №2.- С.51-57.

101. Степанов Ю.С. «Интертекст», «интернет», «интерсубъект»: (к основаниям сравнительной концептологии) // Известия АН. Сер. Литературы и языка.- 2001. -Т.60,№1. - С.3-11.

102. Степанянц М.Т. Восточная Философия: Вводный курс. Избранные тексты. - М. Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997.-503 с.

103. Татарско-русский словарь / И.А.Абдуллин, Ф.А.Ганиев, М.Г.Мухамадиев, P.A. Юналеева; авт. предисл. Ф.Ганиев. - 5-е изд. - Казань : Татар.кн.изд-во, 2009. - 524 с.

104. Татарско-русский словарь: Ок. 47000 слов / Э.М.Ахунзянов, P.C. Газизов, Ф.А.Ганиев и др.; Под редакцией Ф.А.Ганиева. - 4-е изд., испр. М.:ИНСАН, 1997. - 720 с.

105. Тынянов Ю.Н. Достоевский и Гоголь (к теории пародии) / Ю.Н. Тынянов // Тынянов.

106. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М.: Педагогика, 1977.-С.290-298.

107. Тяга к синтезу поэзии и музыки существовало давно //Время и деньги. — 2001. — 23 марта.

108. Фатеева H.A. Интертекстуальность и ее функции в художественном дискурсе //Известия АН. Сер. Литературы и языка.- 1997. -Т.56,№5.- С.12-21.

109. Фатеева H.A. Контрапункт интертекстуальности, или интертекст в мире текстов / H.A. Фатеева. - М.: Агар,2000 - 280 с. - С. 122-159.

110. Фатеева H.A. Типология интертекстуальных элементов и связей в художественной речи//Известия АН. Сер. Литературы и языка.-1998. -Т.57,№5.- С.25-36.- С.25-38.

111. Филатов Л.А. Золушка до и после: Жестокая сказка в 2-частях по мотивам Шарля Перро // Филатов Л.А. Золушка до и после: Пьесы. -М.: Эксмо, 2003.- С.7-106.

112. Филатов Л.А.Моцарт и Сальери// Филатов Л.А. Золушка до и после: Пьесы. - М.: Эксмо, 2003.-С.209-224.

113. Филатов Л.А. Гамлет// Филатов Л.А. Золушка до и после: Пьесы. -М.: Эксмо, 2003. - С.225-237.

114. Хализев В.Е. Теория литературы. Учебное пособие / В.Е. Хализев. — М.: Высшая школа, 1999. - 398 с. - С. 253.

115. Хасанова Ф. Поэтика текстов стиха Р. Хариса. Автореферат диссертации. — Казань, 2000. С. 36.

116. Хасанова Ф. «Второй взрыв» в татарской поэзии: что это такое? // Казанские ведомости. — 2001. — 9 мая.

117. Хасанова Ф.Ф. Поэзия Рената Хариса: Монография / Фарида Хасанова. - Казань: РИЦ "Школа", 2005. - 260 с.

118. Хасанова Ф.Ф. Поэтика текстов стиха Рената Хариса: лингвистическая поэтика: дис. канд. филол. наук. Казань, 2000. -213 с.

119. Хасанова Ф.Ф. Новые мифы в современной татарской поэзии// Мир науки, культуры, образования, № 5, 2009. - С. 42.

120. Хализев В.Е. Теория литературы. - М.: Владос,1999.- С. 253-259.

121. Харис Р. М. ИСПИВШИЙ МОЛНИЮ: книга стихов и поэм/ Ренат Харис; втуп. сл. Никола Переяслова. - Казань: Татар.кн. изд-во, 2007 с. - 2000 экз.

122. Хузангай А. В середине судьбы своей // Литературная газета. — 1978. — 18 октября.

123. Циглер Е.М. Литературные заимствования в постмодернистской прозе Великобритании: Автореф. дис. канд. филол. наук / Е.М. Циглер. - Минск, 1999. - 18 с.

124. Шайтанов И. Триада современной компаративистики: глобализация-интертекст-диалог культур / И. Шайтанов // Вопр. лит.- 2005,- №6.- С. 130-137. - С. 132.

125. Шевченко. Обыкновенное чудо // Идель. — 2001. — № 6. — С. 80.

126. Эко У. Инновация и повторение. Между эстетикой модерна и постмодерна / У. Эко // Философия эпохи постмодернизма. Сб. обзоров и рефератов. - Минск: «Красико» принт, 1996. - С. 48-73. -С. 60.

127. Якупова В. 100 историй о суверенитете // Казанские ведомости. — 2000. — 28 января.

128. Ямпольский М. Память Тиресия: Интертекстуальность и кинематограф. - М.: Инфра-М,1993. - 408с.

129. Яценко И.И. Интертекст как средство интерпретации художественного текста: на материале рассказа В. Пелевина «Ника» // Мир русского слова. - 2001.- №1. - С.66-70.

130. Абдуллина Р. С. Риторика Ьэм интонация - Яр-Чаллы.- 1999. - 395 б.

131. Ахувщанов И. Шигърият юллары чатында // Художник Ьэм аныц сузе. — Казан, 1978. — 62-72 6.

132. Ахунжднов И. Шигърият юллары чатында // Казан. — 1974. — № 7. 175-184 6.

133. Ахунов Г. «Борылышта» поэмасын укыгач туган уйлар II Социалистик Татарстан. — 1987. — 17 октябрь.

134. Ахунов Г. Дир Ьэм куцел жылысы. — Казан: Татар.кит. нэшр..— 1984.—2646.

135. Ахунов Г. Тамырлар // ШэЬри Казан. — 1991. — 12 июль.

136. Эгьзамов Ф. Тукай-журналист, - Казан: Тат, кит, нэшр, 1986, 271 с.

137. Эхмадуллин А. Г. Тормыш Ьэм керэш рухы//Социалистик Татарстан,- 1971,-10 январь.

138. Эхмэдуллин Ш. Уйланырга кирэк // Килэчэкне уйлап. — Казан. — 1979.-76-84 6.

139. Эхмэдуллин Ш. Уйланыргакирэк // Казан утлары. —1971.— №8.-170-1736.

140. Эхмэдуллин Ш. Килэчэкне уйлап. Эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. — Казан: Татар, кит.нэшр., 1979. — 76-84 6.

141. Эхмэдуллина Э. «Иосыф кыйссасы»: исеме вэ ядисеме, яки татар куцеле ник алдана? // Мэдэнижрмга. — 2001. — 19 октябрь.

142. Эхмэтж;ан Р. Замана Иэм шагыйрь // Татарстан яшьлэре. — 1971. — 7 декабрь.

143. Эхмэтжднова А. С. Грани творческой личности Р. Хариса: музыкально-публицистическая деятельность // Ренат ХарисЬэм татар шигърияте. Казан: «Идел-Пресс», 2011.- 3926., - С. 133-136.

144. Бертуган Рэмиевлэр: Фэнни-биографик ж;ыентык. - Казан: Рухият, 2002.- 368 б.

145. Борынгы татар эдэбияты Казан, Татарстан китапн эшрияты, 1963 -С. 680.

146. Бакиров М. Шигьриятнен; тэмен тирэн тоючы шагыйрь // Ватаным Татарстан. — 1995. — 14 апрель.

147. Балачак эдиплэре. — Казан: Мэгариф, 2002. — 1811866.

148. Баянов Э. Поэзия кайдан башлана? // Социалистах Татарстан. — 1971. — 26 сентябрь.

149. Баянов О. Яцалыкт аяшьлек бар // Социалистах Татарстан. — 1989. — 19 апрель.

150. Безнец яраткан эдиплэребез // Сабантуй. — 1995.

151. Вэлиев М. Доньяга шигъри тэрэзэ // Татарстан яшьлэре. — 1978.

— 25 ноябрь.

152. Вэлиев М. Кеше куцеленец бэйрэме // Татарстан яшьлэре. — 1977. — 19 март.

153. Вэлиев М. Кыскалык аша — чиксезлеккэ // Соцалистик Татарстан.

— 1979. — 21 гыйнвар.

154. Вэлиев М. Ир — ат язмышы // Татарстан яшьлэре. — 1983. — 1 октябрь.

155. Вэлиев М. Алгы сызыкта кемнэр? // Социалистик Татарстан. — 1984. —6 май.

156. Вэлиев М. Эзлэгэн таба // Ватаным Татарстан. — 2003. — 10 октябрь.

157. Вэлиев М. Алгы сызыкта. — Казан: Татар, кит.нэшр., 1988.—37-386.

158. Вэлиев М. Кендэлектэн сэхифэлэр. Китапта: Гамэл дэфтэре. — Казан: Татар, кит. нэшр., 2003. — 363-365 б.

159. Галиев М. Догалы еллар // Казан утлары. — 1996. —№9.—80— 1496.

160. Галимжанова Л.Шагыйрь туган кенендэ узенец кадерле булэген тапшырды // ШэЬри Казан. — 2001. — 12 октябрь.

161. Галимуллина Э. «Эй кайчан ей булып житэ?» // Мэгариф. — 2003. -№6.-33-34 6.

162. Галиуллин Т. Доньям кызыксындырса... // Казан утлары, 1972.— №6.-170-171 6.

163. Галиуллин Т. Доньям кызыксындыра... // Еллар юлга чакыра // Казан: Татар, кит.нэшр., 1975. — 101-114 б.

164. Галиуллин Т. Безнец заман — узе жыр // Казан: Татар.кит. нэшр, 1982.-36-42, 54, 68-70 6;

165. Галиуллин Т. Яца кон. — Казан: Татар, кит. нэшр., 1985. — 152171 б

166. Галиуллин Т. Шагыйрьлэр — изгелэр нэселеннэн // Мэдэни жомга. — 1998. — 3 июль.

167. Галиуллин Т. Ренат Харис // Эдэбият. 11_сыйныф очен дэреслек. Казан: Мэгариф. — 2000. — 242-246 б

168. Галиуллин Т. Шэхеслэрне чор ту дыра // Татарстан. —2001.— №4.— 68-696.

169. Галиуллин Т. Шигьрият баскычлары. — Казан: Мэгариф, 2002. — 198-201 6.

170. Галиуллин Т. Фикер Ьэм хис бердэмлеге // Мэдэни жомга. — 1997.—21 март.

171. Галиуллин Т. Фикер Ьэм хис бердэмлеге. Китапта: Шигьрият баскычлары. — Казан: Мэгариф, 2002. — 215-225 б.

172. Галиуллин Т. Н. Акыл Ьэм хисберлеге шагыйре // Ренат Харис Ьэм татар шигърияте. Казан: «Идел-Пресс», 2011.- 3926., - С. 10-28.

173. Галиуллин Т. Н. Р.Харис ижатында донья сурэте // Ренат Харис Ьэм татар шигърияте. Казан: «Идел-Пресс», 2011.- 3926.

174. Гыйльманов Г. Образ, Символ, Рухи кодлар// Казан утлары,- 1999, №4,-Б. 143—155.

175. Даутов Р. Балачак эдиплэре. Биобиблиографик белешмэ. Мэгариф, 2002.-181-186 б.

176. Давыдов Э. «Ж^ир Ьэм Кеше» китабына рецензия // Казан утлары.

— 1975. — №3.

177. Дэрдмэнд (Закир Рэмиев) Исэ ж;иллэр. Шигырж;лэр. Татарстан китап нэшрияты. Казан, 1980 ел. - 256 бит.

178. Дэрдмэнд. - Казан: Татар.кит.нэр., 2003. - 239 б.

179. Дэрдмэнд Сайланма эсэрлэр. - Казан: Татар.кит.нэр., 1959.

180. Дэрзаман Д. Бэтырлыкка мэдхия // Социалистик Татарстан. — 1984. —8 июль.

181. Дэули Н. Бизэк очен тугел, кирэк очен // Ак янында кара. — Казан: Татар, кит.нэшр., 1974. — 100-128, 114-116 б.

182. Дэули Н. Баскычлардан баскычларга // Социалистик Татарстан. — 1976. — 21 ноябрь.

183. Дэули Н. Дэлилчелэр // Социалистик Татарстан. — 1980. — 16 декабрь.

184. Емакова А. Дуслык канат ж;эя // вмет (Ульяновск — 1997. — 1 гыйнвар.

185. Зарипов И. Без — комсомоллар, без — коммунистлар Татарстан яшьлэре. — 1978. — 24 октябрь.

186. Зарипова P.C. Ренат Хариси ждтында Тукай темасы //Ренат Харис Ьэм татар шигърияте. Казан: «Идел-Пресс», 2011.- 3926., - С. 8993.

187. Зэйни Р. «Тукай мэхэббэте» тагын соцгарды Татарстан. — 2005. — 22 июнь.

188. Исмагыйлева С. Эдэби эсэрнец суз-сурэт тукымасына анализ // Мэ тариф. - 1995.-№ 10 -Б. 21-25.

189. Инсафаров И. Ренат Харис туган якларында // 0мет (Ульяновск).

— 2001. — 2 июнь.

190

191

192

193

194,

195.

196.

197,

198.

199.

200.

201.

202.

203.

204.

205.

Иксанова И. Мэхэббэттэ гена11 юк // ТаЬир-ЗеЬрэ. 2000. — № 9. Кэнэфиева Г. Батырлыктан туа матурлык // Фэн Ьэм мэктэп. — 2002: —№ 12.-12-13 6.

Кашапов Г. Янулардан туган шигьрият // Социалистик Татарстан.

— 1985. — 3 ноябрь.

Кэрим М. Акыл да чея, суздэ уйната... // Эсэрлэр: 5 томда: 5 том.

— 0фе: Китап. — 1999. — 369-371 б.

Кузьмина X. «Кыйссаи Йосыфныц тел-сурэтлау чаралары // Мэгариф - 1998, -М 11, - Б. 31-32.

Курбатов X. Р. Хэзерге татар эдэби теленец стилистик системасы -Казан: Тат. кит, нэшр., 1971.—191 б.

Курбатов X. Р. Татар теленец синтаксис Ьэм стилистика

мэсэлэлэре - Казан: Таткнигоиздат,-1971.-191 б.

Курбатов X. Р, Иске татар поэзиясендэ тел, стиль, метрика Ьэм

строфика. - Казан: Тат. Кит. нэшр, 1984, - 164 б.

Курбатов X. Р. Тукай ижатында шигырь системасы Ьэм улчэме- //

Фэн Ьэм мэктэп.—2000,—№ 3.—Б. 103—107.

Латыйпов К. «Кайтаваз» китабына рецензия // Кайтаваз. — Казан:

Татар, кит.нэшр., 1969.

Латыйп К. Вакыт узе хекемдар // Мирас. — 2000. Левшин Л. А. Суз кече,— Казан: Тат. Кит. нэшр,, 1973. - 11 б. Мансуров 3. Чигенэбез алга таба // Мэдэни домга. 2001. —4 май. Мансуров 3. Редколлегия утырышыннан // Казан утлары. — 2001.

— №3 — 121 6.

Мансуров 3; Юлын белгэн арымас. — Казан: Татар, кит. нэшр., 1989.—1446.

Махмудов Э. Чакматашы бар чагында // Татарстан яшьлэре. — 1973. — 27 декабрь.

206. Махмудов Э. Алтын терэн ж;ыры // Татарстан яшьлэре. 1986. — 7 гыйнвар.

207. Мицнуллин Р. Хислэрнец дэ исеме бар // Мэгьрифэт. — 1997. — 11 апрель.

208. Мицнуллин Б. Сеенеч // Сабантуй. — 2003. — 13 сентябрь.

209. Мортазин М. Шигырьлэрдэ заман тесмере (Поэзиябездэ яца сузлэр)// Казан утлары.-1991.- № 6, -Б. 172-174.

210. Мостафин К. Башкаларга... // Казан утлары. — 1971. —№5.— 1886.

211. Мостафин Р. Шагыйрь яккан учакта ж;ылынып // Татарстан.— 1997, №8.

212. Мусин Ф. Юкмыни, язсац, югары нэрсэлэр // Социалистах Татарстан. — 1983. — 2 октябрь.

213. Мехэммэдиев Р. Шигьри сузнец ж;егэре // Казан утлары. — 1980. -№2.- 137-146 6.

214. Низамиев Р. Яшьлэр Ьэрвакыт яшь була белсен // Идел. — 1998. — № 8. — 24-26 6.

215. Низами Р. Яшьлек — бэхетул // Заман. — Татарстан. 2003. — 30 апрель. — 6 6.

216. Рэшитов Н. Куцеллэрдэ бушлык булмасын // Яшь ленинчы. — 1989. —12 апрель.

217. Рэхим Г. Шигьри уцышлар Ъэм механик кунегулэр; Китапта: Гэрэй Рэхим. Сайланма эсэрлэр. — Казан: Татар, кит.нэшр, 2001. — 355-364 6.

218. Сепперов Н. Ждо шары — бэхет шары // Татарстан яшьлэре. — 1983. —24 ноябрь.

219. Сибгатуллина Р. Иждтымда - эшемнец, эшемдэ иж;атымныц йозен кызартмадым // Мэдэни ж;омга. — 1996. 20 декабрь.

220. Татар эдэбияты тарихы. Алты томда. 5 том, - Казан: Тат. Кит. нэшр., 1989. - 543 б.

221. Татар грамматикасы, Мэскэу - Казан: «Инсан. - «Фикер, 1998, 1 том, 512 с.

222. Татар поэзиясе антологиясе, - Казан: Тат. кит, нэшр., 1, 2 том, 1992,-543 б.

223. Татар теленец ацлатмалы сузлеге, - Казан: Тат. кит. нэшр, 3 томда, 1977, 1979, 1981.

224. Татар хальк иж;аты, Суз эчендэ хикмэт бар. - Казан: Мэгариф. -1999, - 285 б.

225. Татар эдэбияты - Татарская литература: Учебник-хрестоматия для студентов сред.спец. учеб. Заведений / Авт.- сост.: А.Г. Махмудов, Н.Г. Гареева, Л.Ю. Мухаметзянова. - Казань :Магариф, 2010. - 631 с.

226. Тукай Г. Эсэрлэр. Биш томда: 1. - Казан, Татарстан китап нэшрияты, 1985., С.408

227. Тукай Г. Эсэрлэр. Биш томда: 2. - Казан, Татарстан китап нэшрияты, 1985., С.401

228. Тукай Г. Эсэрлэр. Биш томда: 3. - Казан, Татарстан китап нэшрияты, 1985., С.392

229. Тукай Г. Эсэрлэр. Биш томда: 4. - Казан, Татарстан китап нэшрияты, 1985., С.352

230. Тукай Г. Эсэрлэр. Биш томда: 5. - Казан, Татарстан китап нэшрияты, 1985., С.368

231. Совет Татарстаны язучылары. — Казан: Татар, кит.нэшр., 1986. — 495-497 6.

232. Урмэнче Ф. Шигьриятнец биек ноктасы // Ilbhpn Казан. — 1997. — 4 апрель.

233. Фэйзуллин Р. Заманга иш иж;ат // Мэгариф. — 2001 . — №6.

234. Фэйзуллин Р. Шагыйрь портретына кайбер штрихлар //Казан утлары. — 2001. — № 5.

235. Фэттах Н. Шигьрияткэ эйлэнгэн тарих // Социалистик Татарстан. — 1989. — 6 март. 115. Хаким С. Преломление мира // Перекрестки. М., 1972. - С. 257-258.

236. Харисов P.M. Сайланма эсэрлэр.7 томда. /Ренат Харис; Тез. Ьэм кереш суз авт. Ф. Хэсэнова. - Казан: Татар, кит. нэшр.,2006. 1 т.: Шигырьлэр (1960-1980).-2006.- 430 б.

237. Харисов P.M. Сайланма эсэрлэр. 7 томда /Ренат Харис; Тез. Ьэм кереш суз авт. Ф. Хэсэнова. - Казан: Татар, кит. нэшр.,2006. 2 т.: Шигырьлэр (1980-2000).-2006.- 463 б.

238. Харисов P.M. Сайланма эсэрлэр.7 томда /Ренат Харис; Тез. Иэм керешсуз авт. Ф. Хэсэнова. - Казан: Татар, кит. нэшр.,2006. 3 т.: Шигырьлэр (1995-2005).-2006.- 5116.239. Харисов Р. М. Сайланма эсэрлэр. 7 томда/ Ренат Харис; Тез. Ьэм

кереш суз авт. Ф. Хэсэнова. - Казан: Татар. Кит. нэшр., 2006. 4 т.: Поэмалар. - 2006. - 367 б.

240. Харисов P.M. Сайланма эсэрлэр.7 томда. /Ренат Харис; Тез. Ьэм кереш суз авт. Ф. Хэсэнова. - Казан: Татар.кит. нэшр.,2006. 5 т.: Драматик поэмалар, шигырь-роман.-2006. - 287 б.

241. Харисов Р. М. Сайланма эсэрлэр: 7 томда / Ренат Харис; Тез. Иэм кереш суз авт. Ф. Хэсэнова. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2006. 6 т.: Р. Харис иждтында музыка Ьэм рэсем сэнгате. - 2006. - 351 б.

242. Харисов P.M. Сайланма эсэрлэр: 7 томда / Ренат Харис; Тез. Иэм кереш суз авт. Ф. Хэсэнова. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2006. 7 т.: Мэкалэлэр, чыгышлар. - 2006. - 511 б.

243. Харисов Р. М. Шигырь язган калэм белэн/ Пером, пишущим стихи/ Bythepenofapoet:IIlHrbipwi9p Ьэм рэсемнэр.- Казан: Мэгариф, 1998. - 3616. - С. 12.

244. Харис, Р Сярэбраны прамень/ Р. Харыс. - Мшск: Каучэг, 2008. -134с.

245. Харис Р. Тоткасызишек: Шигырьлэр, поэмалар. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1999.- С.122-140

246. Ренат Харис Ьэм татар шигърияте. Казан: «Идел-Пресс», 2011.3926.

247. Хатыйпов Ф. Иж;ат серлэре // Казан утлары. - 1999. №5.— 1431496.

248. Хэким С. «Кайтаваз» ядыентыгына кереш суз. — Казан: Татар, кит.нэшр., 1969.

249. Хэким С. Шигырьнец кече — фикердэ, хистэ // Казан утлары. — 1969. — №9. — 155-156 6.

250. Хэким С. Ьэр талант узенчэ килсен // Кайтаваз. — Казан: Татар, кит.нэшр., 1969. — 3-5 б.

251. ХэлимА._Ренат Хариска Тукай булэге алу уцаеннан //Алтын Урда. — 1997. — 10-20 июль.

252. Хэсэнова Ф. Лирик сэудэгэр кем ул? // Казан утлары. — 1999. — № 10.

253. Хэсэнова Ф. Ренат Харис иж;атын ейрэну // Мэгаоиф. 2000. — №2.

254. Хэсэнова Ф. Ренат Харис шигырьлэрендэ халык авыз ижаты // Фэн Ьэм мэктэп. — 2000. — № 1-2.

255. Хэсэнова Ф. Ренат Харис хикмэтлэре // Илел. — 2000. — №3.

256. Хэсэнова Ф. Ренат Харис шигьрияте // Казан утлары. — 2000. — №5.

257. Хэсэнова Ф. Ренат Харис шигырь текстлары поэтикасы. Кандидатлык диссертациясе. — 2000. —_214 б;

258. Хэсэнова Ф. Ник кешенец бер ук эше Ьэм гена11 та, Ьэм савап та? // Ватаным Татарстан. — 2001. — 27 апрель.

259. Хэсэнова Ф. «Ни туган, ни имандаш булмаган» Михаил Худяков яки «Кирэк булгангамы, ялгышмы?» соравына ничек ждвап табарга? // Ватаным Татарстан. — 2002.— 5 апрель.

260. Хэсэнова Ф. Ренат Харис шигьрияте (монография). Казан: РИЦ «Школа», 2005. — 260 б.

261. Хэсэнова Ф. Ренат Харис шигырьлэре поэтикасы. ВУЗ очен махсус курс программасы. — Казан: КГПУ, 2004. — 20 б.

262. Хэсэнова Ф. Заманга исемне кем куяр? // Мэдэни жрмга. — 2005. — 18 февраль.

263. Хэсэнова Ф. Шигърияттэ Сэйдэш яши// Казан утлары. - 2008. -№4.-120 6.

264. Хисамов Н. Ренатныц ак селгесе // Бэрэкэтле чишмэлэр. — Казан: Татар, кит.нэшр., 1987. — 57-58 б.

265. Хисамов Н. Фикер Ъэм хис деньясыннан репортаж //Замам. — 1997.— 28 март.

266. Хисамов Н. Базар 11эм шагыйрь ж;аны // Ватаным Татарстан. — 1997. —16 май.

267. Хисамов Н. Янам, яктыртам, ж;ылытам // Татарстан яшьлэре. — 1989. — 22 апрель.

268. Хисмэтуллин Р. Янар таулар кебек дулап // Ватаным Татарстан. — 1994. — 8 июль.

269. Хисмэтуллин Р. Ни тотсам да, ихлас эшлэдем мин // Социалистик Татарстан. — 1989. — 19 апрель.

270. Хэким С. Ьэр талант узенчэ килсен // Кайтаваз. - Казан: Татар.кит. нэшр., 1969.-3-5 б.

271. Чечняда, дусларда кунакта булдык // ШэЬри Чаллы. — 1997. — 19 февраль.

272. Шэрэпова Й. Р.Хариска 60 яшь // Сабантуй. — 2001. — 30 май.

273. ШаИиева Р. Рэсемле робагыйлар // Мэдэни ж;омга. 1997.—9 май.

274. Шэйхелисламов Ф., Газизов X. 11 класста Р.Харисныц «Ашыгып бэхеткэ ашкынганда» шигырен ейрэну // Башкортстан укытучысы.

— 2002. — № 4. — 57-58 6.

275. Юзиев Н. Уйлы туйра // Казан утлары. —1981. —№ 11.-151-159 б.

276. Юзиев Н. Кезге мэхэббэт // ИЫтри Казан. — 1995. — 22 апрель.

277. Юзеев И. Тагын бер очрашу // Ватаным Татарстан. — 1997. —22 апрель.

278. Юзиев Н. Уйлы-хисле шагыйрь, рэссам шагыйрь // Замана эзлэре.

— Казан: Татар.кит. нэшр., 1981.

279. Юзиев Н. Уйлы туйра // Шигьрият деньясы. — Казан, 1981.—285-311 б.

280. Юнысова А. Калэм коткарачак // Ватаным Татарстан. 2000. — 21 гыйнвар.

281. Юнысова А. Алмагачтан алма коела // Ватаным Татарстан. — 2001. — 6 октябрь.

282. Якупов X. Рэсем ясаган кулым белэн // Мэдэни ж;омга. — 1999. — 11 июнь.

283. Яхина Р. Шагыйрь дэ, рэссам да ул // ШэЬри Казан.— 1997. — 11 апрель.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.