Идея социальной справедливости в свете русской этико-антропологической философской традиции: на материале русской философии конца XIX - начала XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Кожемяченко, Наталья Родионовна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 180
Оглавление диссертации кандидат философских наук Кожемяченко, Наталья Родионовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Теоретические истоки идеи справедливости в русской философии.
1.1 Проблема философско-теоретического определения идеи справедливости.
1.2 Этико-идеалистическое понимание сущности справедливости.
1.3 «Договорная» концепция справедливости.
ГЛАВА 2. Концептуальные основания понимания идеи справедливости в отечественной философии.
2.1 Идея справедливости в духовно-академической философии.
2.2 Идея «вечной справедливости» в философии всеединства.
2.3 Идея справедливости в философии русских либералов
2.4 Идея «космической справедливости» в космизме.
2.5 Соотношение справедливости и равенства в марксизме.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Проблема справедливости в русской социально-философской мысли конца XIX-начала XX веков2003 год, кандидат философских наук Бурова, Мария Леонидовна
Социальная справедливость в контексте русской традиции: социально-философский анализ2008 год, кандидат философских наук Козлов, Михаил Иванович
Концепция смысла жизни в русской религиозной философии (конец XIX - первая половина ХХ века)2012 год, доктор философских наук Алёхина, Евгения Викторовна
Проблема справедливости в свете концепции устойчивого развития2000 год, кандидат философских наук Дамшаева, Вера Анатольевна
Принцип целостности в русской философии и его развитие в социально-антропологической концепции С. Л. Франка2007 год, кандидат философских наук Потапчук, Владимир Иосифович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идея социальной справедливости в свете русской этико-антропологической философской традиции: на материале русской философии конца XIX - начала XX вв.»
Вопрос о социальной справедливости находится в центре внимания столько же времени, сколько насчитывает цивилизованное человечество, а спор о ее природе начинается с самого зарождения философии. При этом каждая историческая эпоха порождает свой разворот этой темы. В истории философии нет единодушия в отношении к справедливости, амплитуда колебаний в ее оценке очень широка: от понимания как фундаментальной ценности человеческого бытия до сведения к функции нейтрализации дефектов социальной жизни. Продолжается дискуссия и о самих критериях справедливого и несправедливого. Понятно, что опора на одну из существующих теорий методологически несостоятельна, т.к. все они страдают неполнотой, принимая следствие действий по реализации справедливости за её основание, что в свою очередь актуализирует вопрос об ее источниках.
В истории общественной мысли философско-онтологические, антропологические измерения справедливости почти всегда остаются в тени. Между тем, метафизический, собственно философский подход очень важен, т. к. именно с его помощью появляется возможность высветить не только «темные углы», скрытые параметры прикладных (экономических, социальных, политических и др.) аспектов проблемы, но и - что главное - ее исходные принципы, конечные причины, предельные основания. При этом теоретическая актуальность изучения сущности справедливости особенно ярко вырисовывается на фоне повышенного внимания к этическим основаниям человека, обнаружения потребности современного человека к осознанию этико-антропологических ценностей.
Идея справедливости, характеризуя многомерное бытие человека в его тотальности, является «сквозной» для всех форм бытия и неявно содержит в себе их генетическую последовательность. При этом выявление генезиса справедливости приводит, как правило, лишь к осознанию её социального значения. Недооценка многослойности экзистенциального понятия справедливости становится фундаментальным препятствием для всей процедуры согласования смысла. Именно реструкция смысла понятия «справедливость» генерирует сегодня понимание ее исходных принципов, конечных причин и предельных оснований.
Будучи базовым компонентом духовного опыта личности, отношение к справедливости во многом определяет стратегию жизненного пути, осознание смысловых и целевых установок. С другой стороны, массовое сознание, тяготея к конкретно-историческому пониманию социальной справедливости, воспринимает её наличие как главное достоинство общества. В современных условиях активизации процесса самосознания культуры эти два фактора существенно актуализируют любое теоретическое обращение к проблемам справедливости.
Идея справедливости является одной из центральных составляющих политических идеологий. Не случайно, представители различных партий, обращаясь к проблемам тех или иных социальных групп, указывают путь их решения именно через установление социальной справедливости.
Практическая актуальность избранной темы обусловлена такими социально политическими проблемами развития современной России, как нормативный раскол общества, процедурная несправедливость, сосуществование эгалитарной и иерархической справедливости как его фундаментальных ценностей бытия, что лишает общество системности и последовательности развития.
Степень разработанности проблемы. Справедливость как сложное, многоплановое явление социальной жизни изучалась в советское время представителями различных общественных наук: философией, этикой, политической экономией, правоведением, научным коммунизмом. В результате в отечественной теоретической мысли второй половины XX в. сложилось несколько направлений в изучении справедливости.
1. Справедливость как норма морали, как оценочная категория плодотворно разрабатывалась в трудах З.А. Бербешкиной, О.Г. Дробницкого,
JI.H. Когана, Л.Д. Ерохиной, A.A. Гусейнова, В.Е. Давидовича, Р.Г. Апресян, E.JI. Дубко, В.А. Титова, В.А. Печенева и др. Наиболее полно содержание справедливости раскрыто в работе З.А. Бербешкиной «Справедливость как социально-философская категория». Анализируя отношение справедливости к равенству, праву и нравственному идеалу, автор опирается на позиции марксизма-ленинизма, критикует идею «вечной справедливости» и не выходит за пределы справедливости социальной.
2. Справедливость как категория права отражена в исследованиях В.В. Степанян, Б.И. Коваль, B.C. Нерсесянц, Д.А. Акопян, М.Э. Морозова, P.M. Айдинян, Т.В. Шипуновой и др.
3. Справедливость как принцип распределения по труду изучалась в контексте ее влияния на социальное управление Т.И. Заславской, В.З. Роговиным, Г.В. Мальцевым, Е.Х. Абдухоликовым, А.П. Бутенко и др.
4. Социальная справедливость, ее сущность и пути реализации разрабатывалась J1.M. Архангельским, B.C. Пазенком, P.A. Бабахановой, О.Г. Дробницким и др.
5. Справедливость как социальное равенство рассматривалась Т.И. Заславской, JI.C. Дегтярь, В.П. Киселевым и др. Итог этой работе был подведен в коллективной монографии «Социализм: социальная справедливость и равенство» (отв. редактор А.П. Бутенко), в которой преодолевались крайности во взглядах на справедливость через введение концепции исторически обусловленной, социально оправданной меры равенства и неравенства, с помощью анализа негативных искажений общества застойного времени в результате нарушения справедливости.
Все вышеприведенные исследователи исходили из конкретного анализа практики социалистического строительства, не углубляясь в историю изучения проблемы и никак не комментируя разработку проблемы справедливости русскими религиозными философами.
В настоящее время есть множество историко-философских исследований теоретического наследия русских религиозных философов. К ним относятся труды В.Ф. Асмуса, Е.М. Амелиной, В.Н. Акулинина, П.П. Гайденко, A.B. Гулыги, И.И. Евлампиева, И.И. Ивановой, А.Ф. Лосева, Е.Б. Рашковского, A.A. Ермичева, C.B. Пишуна, М.А. Маслина, И.В. Цвык, П.А. Рачкова, Г.Е. Аляева, А.Т. Павлова, Т.Н. Резвых, Ю.Н. Давыдова, А. Кожева, H.A. Куценко, P.A. Гальцевой, Я.Б. Головина, E.H. Некрасовой, С.Б. Роцинского, С.С. Хоружего и др. Весьма значимой является критика религиозных философов представителями русского зарубежья: В. Зеньковского, Г. Флоровского, Н. Лосского, Г. Федотова. Однако проблему справедливости и те, и другие упоминают лишь вскользь, не делая ее самодостаточным объектом исследования.
Большая заслуга в разработке идей философии космизма принадлежит современным исследователям: А.Г. Гачевой, С.Г. Семеновой, Вл. Меденице, Н.К. Гаврюшину, Н.В. Башковой, H.H. Моисееву и др., но идею справедливости при этом они не высвечивают.
Современные западные философы Ю. Хабермас, М. Сэндел, Ч. Тейлор, А. Макинтайр, Р. Рорти, М. Уолцер и др. касались идеи справедливости лишь при анализе работ Дж. Роулса в области социальной философии.
В нашей стране теория «справедливости как честности» Дж. Роулса рассматривалась в работах Т.А. Алексеевой, Л.Б. Макеева, Н.В. Печерской, H.A. Бусовой, A.A. Гусейнова и др.
Предметной областью исследования является рассмотрение идеи социальной справедливости через призму этико-антропологических ориентиров русской философии к. XIX - н. XX века как пространства формирования идеи справедливости.
Объектом исследования является справедливость как регулятивный принцип социальной жизни.
Целью данной работы является актуализация этико-антропологических принципов понимания социальной справедливости, представленных в русской философии на рубеже XIX - XX вв. и до сих пор составляющих важную особенность духовной жизни российского общества.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
• провести социально-философский анализ идеи «справедливость»;
• проанализировать основные философские концепции решения вопроса о происхождении справедливости;
• выявить своеобразие подходов к решению проблемы справедливости разных направлений русской религиозной философии к. XIX - н. XX вв.;
• проанализировать соотношение равенства и справедливости в марксистско-ленинской философии;
• определить теоретико-методологические основания теории справедливости Дж. Роулса, как наиболее значимой для современной западной социальной философии;
• обосновать необходимость целостного подхода к изучению сущности социальной справедливости.
Теоретическая и методологическая основа исследования.
Методологической основой диссертации являются принципы системности исследования общественных процессов, взаимосвязи экономических и духовных факторов общественной жизни, принцип единства логического и исторического, а также принцип исторической объективности, предполагающий отказ от следования политической конъюнктуре и необходимость анализа трудов философа с учетом его места в историко-философском процессе.
Все работы философов рассматривались в определенном историческом и социокультурном контексте. В диссертации используется исходный пункт философской герменевтики и одно из основных ее понятий, которое отражает особенность процесса понимания - герменевтический круг: чтобы понять целое, следует понять его часть, но для адекватного понимания частей необходимо понять смысл целого. Использован метод последовательного расслаивания (реструкции) смысла понятия справедливость на экзистенциальный, культурно-символический и институциональный план. Для раскрытия основополагающих для русской религиозной философии идей о развитии общества, концепции «Богочеловечества», традиционных для них взглядов на сущность человека, Божественное Провидение, связь человека и общества используется метод, к которому прибегали сами философы: метод интуитивного и созерцательного проникновения в существо осмысливаемых явлений.
Научная новизна исследования. Новизна исследования определяется тем, что в нем
• утверждается, что справедливость является базовым понятием русского менталитета и регулятивным принципом всех сфер жизни;
• показано, что понимание справедливости русскими религиозными философами обусловлено их ориентацией на христианские ценности;
• впервые показана роль представителей русского теизма в разработке идеи справедливости в их профессиональных работах;
• предлагается единая структура учения о справедливости. Положения, выносимые на защиту:
• социально-философский анализ показал, что каждое общество стремится к справедливости как к имманентной черте объективного порядка - «вечной справедливости», которая не может быть установлена ни лидером, ни партией, ни народом;
• идея справедливости имманентна сознанию как уже заданная определенность (отражение «вечной справедливости»);
• при анализе идеи справедливости необходимо учитывать три смысловых уровня этого понятия: экзистенциальный, символический, институциональный;
• на экзистенциальном уровне понимание справедливости проявляется в сознании, как эйдос, зовущий человека к преображению бытия;
• выявлены два основных подхода к решению вопроса о происхождении справедливости: этико-идеалистический и социально-договорной;
• марксизм сводит справедливость к социальной, а последнюю к равенству как конечной цели. Диссертант разделяет точку зрения либералов, считавших, что осуществление справедливости - это процесс, который в пределах земной, эмпирической жизни может быть не виден; а социальная справедливость его частичное проявление;
• общим местом для русской религиозной философии является заключение, что «вечная справедливость» онтологична, стремление к ней преобразует бытие, а юридическая - функциональна, она лишь стабилизирует жизнь.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что углубляются представления о социальной справедливости за счет расширения методологии исследования. Справедливость рассматривается не только в онтологическом, социальном, но и в экзистенциальном срезе. Практическая значимость исследования.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы диссертации могут быть использованы в проведении дискуссий, диспутов, круглых столов по вопросам свободы, равенства и справедливости; в лекционных курсах по истории философии, социологии, культурологи, этики, религиоведении и других философских дисциплинах; в научно-исследовательской работе со студентами; при написании учебных пособий.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Социальная справедливость как основа консолидации и развития современного российского общества2005 год, доктор социологических наук Дыльнова, Татьяна Владимировна
Философско-антропологические идеи русского космизма ХХ века: Историко-философский анализ1999 год, кандидат философских наук Ионова, Татьяна Анатольевна
Справедливость как принцип гармонизации социальных отношений2010 год, кандидат философских наук Исанбаева, София Давлетбаевна
Феномен социальной этики: на материалах русской философии XIX-XX вв.2009 год, кандидат философских наук Попов, Борис Анатольевич
Коммуникативный дискурс справедливости2009 год, кандидат философских наук Слоян, Геворг Гагикович
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Кожемяченко, Наталья Родионовна
Таковы основные выводы диссертации, к которым мы пришли, целенаправленно изучая проблему справедливости.
Заключение
Современное состояние человечества дает нам основание считать ее эпохой кризисов и неразрешенных противоречий между природой и социумом, обществом и человечеством, материальным и духовным, справедливым и несправедливым и т. д.
Несправедливость порождает социальные конфликты, которые часто приобретают характер непримиримого противостояния по линии террор-антитеррор. Ясно, что разрешение этих противоречий находится в прямой и непосредственной связи с решением проблемы справедливости. До тех пор пока на планете не будет устранена несправедливость, будут обездоленные и эксплуатируемые, униженные и оскорбленные. В их среде постоянно будут возникать протестные настроения и действия, а их лидеры, прикрываясь заботой о справедливости, вновь и вновь призывать к революциям и войнам, заливая лик земли кровью. Справедливость - главный рычаг социальных революций.
Справедливости сегодня хотят все, но не всегда понимают, что есть справедливость, какая справедливость нужна, что справедливо, а что нет. Люди остро чувствуют несправедливость, но задумываются о причинах ее и следствиях немногие. Существует реальная опасность того, что слабостями общественного сознания воспользуются недобросовестные политики. Тем более это относится к России, где как показало наше исследование чувство справедливости и жажда ее - онтологическая черта.
В диссертации была сделана попытка проанализировать сущность справедливости как социально-философской категории в контексте русской философии к. XIX - н. XX века. По нашему мнению, в работах мыслителей этого периода прослеживается два основных взгляда на вопрос о происхождении, сущности и природе справедливости.
Марксисты выводят понятие справедливости из общественно-экономического бытия, понимаемого конкретно-исторически. Для них, справедливость - идеологизированное выражение существующих экономических отношений, соответствующее базису общества и существенно различающееся от формации к формации. Она призвана поддерживать соответствующий ей способ производства и сдерживать бесконечные конфликты в условиях классового общества. Пролетариат совершает экспроприацию средств производства потому, что стремиться к собственному материальному интересу, а не к справедливости. С точки зрения Маркса, развитие производительных сил нуждается в изменении характера потребностей. С победой коммунизма элементарные материальные потребности будут полностью удовлетворены. На первый план выйдут другие потребности - потребности во всестороннем развитии личности через творческий труд. Именно с установлением коммунизма марксизм связывает осуществление справедливости, которую сводит лишь к социальной.
Как показал опыт нашей страны, экономика не может быть первореальностью, примат принадлежит духовному началу, и только затем следует экономика как реальный базис жизни.
Историческая практика доказала утопичность мировоззрения марксистов, пытающихся растворить личность в обществе, сущность человека свести к материальному фактору, а справедливость осуществить только как социальную. При этом не перестают тревожить вечные вопросы: о смысле жизни, о существовании Бога, о справедливости мироздания. Их не осмысленность, не проговоренность приводит человека к чувству растерянности, одиночеству, затерянности в бытии.
Предпринятый нами экскурс в историю религиозной философии позволил сделать вывод, что предложенная русскими метафизиками трактовка человека как существа дихотомического, сочетающего в себе имманентное и трансцендентное, ставит перед современными антропологами задачу исследования человека, прежде всего как существа духовного. Форма христианской антропологии, содержанием которой является диалектика абсолютного и относительного человека, позволяет выйти за пределы внутри научной рефлексии и по-новому взглянуть на многие социальные процессы, в том числе и на справедливость.
Дальнейшее исследование христианской антропологии, на наш взгляд, может стать одним из перспективных направлений отечественной социальной философии. Это позволит расширить базу методических средств, дополняя те, которые использовали советские философы.
В современном российском обществе наблюдается тенденция перехода к личностно ориентированному обществу. В этих условиях возрастает значимость персоналистического понимания смысла человеческой судьбы и справедливости. Перед социальной философией стоит серьезная задача осмысления возможных моделей взаимоотношений между людьми в контексте справедливости.
Общеизвестно, что самое распространенное понимание справедливости - равенство. Сторонники равенства (эгалитаристы) принимают его за «священный догмат», утверждая, что равенство - творческая идея будущего, т. к. природа и справедливость требуют уравнивания людей. Теоретические работы русских метафизиков убедительно показали, что равенство не является гарантией справедливости, а напротив, может привести к тоталитарному подавлению человеческих прав, к восприятию человека «винтиком» социальной системы.
Единственный путь к справедливости - свободное внутреннее обновление людей, самовоспитание, осознание личной ответственности друг за друга и мир, все пронизывающая солидарность. Проблема личной ответственности в русской культуре имеет «сакральное» измерение. Она составляет основу разрабатываемой проблемы коллективного спасения (Достоевский, Соловьев, Бердяев, Федоров, Флоренский и др). Речь идет о соборном мировоззрении, которое только одно и может быть справедливо. Русские мыслители понимали соборность как интуитивную очевидность, веками воспитанную православием в народе. Главный признак соборного единства: целое не только неразрывно объединяет части, но присутствует налично в каждой из них (Франк). Личность и целое, отдельные люди связаны между собой отношениями любви. Человечество «может в пределе стать объектом любви и, следовательно, подлинно конкретным соборным единством либо для того, кто в состоянии конкретно воспринять и любить все народы - каждый в отдельности, - его составляющие, либо же в том религиозном плане всеединства, для которого «несть ни эллина, ни иудея», а есть единый соборный организм Богочеловечества» [198,62]. Любовь русскими метафизиками понимается не как психологическое состояние, а как «онтологический акт», переход в новую действительность, всеобъемлющая способность преодолеть эгоизм как жизненный принцип, устранить вражду и установить справедливость в отношениях между людьми. На пути к совершенству человечеству предстоит преодолеть опасный рубеж, чреватый возможностью самоуничтожения цивилизации (ядерная катастрофа). Пройти этот путь человечество сможет, только изменив свою нравственную природу, сделав любовь, всеобщим принципом бытия, осознав ее онтологический статус.
Тяга к обществу не стадный инстинкт, будущее человечества в соборности, которое отличается от всех видов общества открытостью, общедоступностью и справедливостью. Русское мировоззрение всегда отличалось тем, что руководствовалось «мы», а не «я» [198] в отличие от индивидуалистического западного мировоззрения.
В русском космизме идея соборности воплотилось в конкретную программу: человечество должно объединиться против своего извечного врага - смерти, отодвинуть ее границы в бесконечность. Причина недолговечности человека - зависимость от природы, небрежное отношение к физическому и духовному здоровью. Природа противостоит человеку как враждебная сила, а он в своей слепоте надеется подчинить ее, но попадает еще в большую зависимость. Необходима «регуляция» природы, а не ее подчинение. Научно-техническая мысль нужно направить по правильному пути для блага людей, из средства уничтожения и разрушения она должна стать силой созидания. Этот правильный путь будет возможен только тогда, когда научное мировоззрение и качественно, и количественно вернет утерянный основной масштаб, которым определяется все: самого человека. Подлинная справедливость начнет осуществляться, когда люди поймут, что их главный враг - смерть [59;121-123,249,286].
Техника диктует свои законы человеку, сегодня он зависит не только от природы, но и от машин. Все более расширяется разрыв между мощью техники и слабостью человека, ведь люди оставляют свою собственную природу без изменений, человек оставляет себя самого как есть, ограниченным и умственно, и физически. Нельзя отрицать значение техники в жизни человечества, необходимо только все поставить на свои места: технизация должна быть временной, боковой ветвью развития, а весь свой ум, расчет, озарение человек должен перевести на улучшение и развитие своих органов.
Смерть - явление внешнее, воскрешение - естественный ответ на чуждое нам явление. Имманентное воскрешение, согласно Федорову, человек осуществляет имеющимися у него средствами, в отличие от трансцендентного воскресения, которое нужно только пассивно ждать. Человек должен расширять жизнь, оживлять природу, это мир может стать справедливым не только посредством чуда, но и через человеческий труд. Защита и расширение жизни, как частичное ее воскрешение и составляют содержание хозяйственной деятельности человека.
Пассивному ожиданию «конца света» Бердяев противопоставил «активный эсхатологизм» как «оправдание» творчества человека. Конец мира это не только его разрушение и суд, но и просветление, и преображение с помощью человека.
Вся русская религиозная философия к.Х1Х-н.ХХ века космична, взаимная связь микро- и макрокосмоса пронизана отношениями справедливости. Мыслители призывают к справедливому подходу к мирозданию, к ответственности за созданную культуру, за будущую ноосферу. Человек - космическое существо, фактор развития Вселенной и потому должен нести ответственность за судьбу мироздания и осуществления справедливости, как онтологически заданного порядка.
Предпринятый нами анализ проблемы справедливости позволил понять, что справедливость онтологическая черта бытия, ее устанавливает не лидер, не партия, не народ, а объективный порядок. Понятие справедливости присуще человеческому сознанию, как идеал, способный увлечь человека к преображению бытия. Для перехода в действительное сознание она нуждается в особых впечатлениях и восприятиях, которые человек получает, наблюдая нравственную, политическую и физическую, именно смерть, неправду. Осуществление справедливости это процесс, который в пределах земной, эмпирической жизни не виден; справедливость существует, несмотря на то, что она не всегда проявляется в каждой человеческой жизни. Справедливость является средством оценки социальных явлений и отношений.
Мы пришли к выводу, что современный интерес к отечественной философии кроется в ее духовных установках, исходящих из общенациональных особенностей русского способа философствования, анализ социальной справедливости в контексте этико-антропологической ориентации русской философии убедительно показал, что социальная справедливость является лишь частью «вечной справедливости».
Философы сказали свое слово, теперь дело за политиками, чтобы государства не истребляли друг друга, за военными, чтобы исчезло смертоносное оружие, за всеми людьми, чтобы в отношениях царили справедливость и любовь. И тогда, не только Россия, но и весь мир окажется способным выйти из той кризисной ситуации, в которой он оказался сегодня.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Кожемяченко, Наталья Родионовна, 2009 год
1. Абдухоликов, Е.Х. Социальная справедливость как общественное отношение и пути её утверждения при социализме: Автореф. дис. канд. фил ос. наук. -М.: Моск. гос. пед. инст-т, 1989. - 16 с.
2. Августин, Аврелий. О Граде Божием / Аврелий Августин. -Мн.:Харвест, М.: ACT, 2000. 1296 с.
3. Айдинян, P.M. Социальная справедливость и девиантность / P.M. Айдинян, Т.В. Шипунова // Рубеж (альманах социальных исследований). 1999. - №13-14. - С. 142-155.
4. Айтен Лахути Алиева кызы. Вопросы нравственности и права в религиозной философии Вл. Соловьёва // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.7, Философия. 1999. - №5. - С.70-86.
5. Акулинин, В.Н. Философия всеединства: от B.C. Соловьева к П.А. Флоренскому / В.Н. Акулинин. Новосибирск: Наука, 1990. - 131с.
6. Алексеев, H.H. Идея справедливости // Русская философия права (антология) / H.H. Алексеев; сост. А.П.Альбов, Д.В.Масленников, М.В.Сальников. 2-е изд. - СПб.: Алетейя, 1999. - С.406-414.
7. Алексеева, Т.А. Справедливость. Морально-политическая философия Джона Роулса / Т.А.Алексеева. М.: Наука, 1992. - 112 с.
8. Аляев, Г.Е. Метафизика прав человека в трактовке С.Л. Франка // Историко-философский ежегодник '98. М, 2000. - С.242-259.
9. Амелина, Е.М. Гуманизм и проблема общественного идеала в русской философии XX века // Общественные науки и современность. 1997. -№3. - С. 65-74.
10. Ю.Амелина, Е.М. П.А. Флоренский: проблема общественного идеала // Социально-политический журнал. 1994. - №9/10. - С. 176-189.
11. П.Амелина, Е.М. Проблема общественного идеала в творчестве Е.Н.Трубецкого // Социально-политический журнал. 1995. - № 5. С.172-193.
12. Амелина, Е.М. Социально-политические взгляды С.Л. Франка // Социально-политический журнал. 1997. - №5. - С.156-175.
13. Англо-русский словарь // составил проф. В.К. Мюллер М., Гос. изд. иностр. и нац. словарей, 1955. - 5-е изд. - 699 с.
14. Н.Апресян, Р.Г. Талион и золотое правило: критический анализ сопряжённых контекстов // Вопросы философии. 2001. - № 3. - С.72-84.
15. Аристотель. Большая этика // Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т.4 / Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А.И. Доватура. М.: Мысль, 1983. -С.295-374.
16. Аристотель. Категории // Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 2 / ред. З.Н. Микеладзе. М.: Мысль, 1978. - С.51-90.
17. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т.1 / ред. В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1976. - С.63-506.
18. Аристотель. Топика // Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т.2 / ред. З.Н.
19. Микеладзе -М.: Мысль, 1978.-С.347-531.
20. Бандуровский, К.В. Проблемы этики в «Сумме теологии» Фомы Аквинского // Вопросы философии. 1997. - №9. - С. 156-162.
21. Башкова, Н.В. Преображение человека в философии русского космизма: монография / Н.В. Башкова. — М.: Комкнига, 2007. 224 с.
22. Бербешкина, З.А. Справедливость как социально-философская категория / З.А. Бербешкина. М.: Мысль, 1983. - 204 с.
23. Бердяев, H.A. Опыт философского оправдания христианства (о книге
24. B.Несмелова «Наука о человеке») // Духовный кризис интеллигенции / H.A. Бердяев; сост. и коммент. В.В. Сапова М.: Канон+, 19981. C.269-292.
25. Бердяев, H.A. Царство Духа и Царство Кесаря // Дух и реальность / H.A. Бердяев; вступ. статья и сост. В.Н. Калюжного. М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: «Фолио», 2003. - С.565-671.
26. Бердяев, H.A. Больная Россия //Духовный кризис интеллигенции / H.A. Бердяев; сост. и коммент. В.В. Сапова М.: Канон+, 1998 - С. 89-99.
27. Бердяев, H.A. Народническое и национальное сознание // Падение священного русского царства: Публицистика 1914-1922 / H.A. Бердяев; вступ. статья, сост. и примеч. В.В. Сапова. М.: Астрель, 2007. -С.585-592.
28. Бердяев, H.A. О назначении человека // Опыт парадоксальной этики / H.A. Бердяев; сост. и вступ. статья В.Н.Калюжного. М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: «Фолио», 2003. - С.23-422.
29. Бердяев, H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья / H.A. Бердяев; сост., М.А. Маслин. М.: Наука, 1990. - С.43-271.
30. Бердяев, H.A. Судьба России // Философия свободы / H.A. Бердяев; сост., вступ. статья, коммент. В.В. Шкоды. М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: «Фолио», 2004. - С.263-474.
31. Бердяев, H.A. Философия неравенства // Философия свободы / H.A. Бердяев; сост. и вступ. статья В.Н.Калюжного. М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: «Фолио», 2004. - С.477-728.
32. Бердяев, H.A. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи; Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909-1910 / H.A. Бердяев; сост., коммент. Н.Казаковой; предисл. В. Шелохаева. М.: Молодая гвардия, 1991. - С.24-42.
33. Бердяев, H.A. Истоки и смысл русского коммунизма / H.A. Бердяев. -М.: Наука, 1990.-224 с.
34. Бердяев, H.A. О рабстве и свободе человека: Опыт персоналистической философии // Опыт парадоксальной этики / H.A. Бердяев; сост. и вступ. статья В.Н.Калюжного. М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: «Фолио», 2003. - С. 425-696.
35. Бердяев, H.A. Самопознание: Опыт философской автобиографии / H.A.
36. Бердяев;сост., вступ. статья A.A. Ермичева- JL: Лениздат,1991. 338 с.
37. Булгаков, С.Н. Героизм и подвижничество // Вехи; Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909-1910 / С.Н. Булгаков; сост., коммент. Н.Казаковой; предисл. В. Шелохаева. М.: Молодая гвардия, 1991. - С.43-84.
38. Булгаков, С.Н. Загадочный мыслитель // Сочинения: В 2-х т. Т.2. Избранные статьи / С.Н. Булгаков; сост., подготовка текста, вступ. статья и примеч. И.Б. Роднянской. М.: Наука, 1993- С.286-301.
39. Булгаков, С.Н. О социальном идеале // Труды по социологии и теологии: В 2-х т. Т.1. От марксизма к идеализму / С.Н.Булгаков; сост., коммент. В.В.Сапова. М.: Наука, 1999. - С.251-274.
40. Булгаков, С.Н. Православие и социализм // Труды по социологии и теологии: В 2-х т. Т. 2. Статьи и работы разных лет. 1902-1942 / С.Н.Булгаков; сост., коммент. В.В.Сапова. М.: Наука, 1999. - С.566-568.
41. Булгаков, С.Н. Философия хозяйства // Сочинения: В 2-х т. Т.1 / С.Н. Булгаков; сост., вступ. статья, примеч. С.С. Хоружего. М.: Наука, 1993.-С. 49-297.
42. Булгаков, С.Н. Христианский социализм: Споры о судьбах России / С.Н. Булгаков; ред.-сост., автор предисл. и коммент. В.А. Акулинин. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. 350 с.
43. Булгаков, С.Н. Христианство и социализм // Труды по социологии и теологии: В 2-х т. Т.2. Статьи и работы разных лет. 1902-1942 / С.Н.Булгаков; сост., коммент. В.В.Сапова. М.: Наука, 1999. - С.264-285.
44. Булгаков, С.Н. Что дает современному сознанию философия Владимира Соловьева? // Труды по социологии и теологии: В 2-х т. Т.1. От марксизма к идеализму / С.Н.Булгаков; сост., коммент. В.В.Сапова. -М.: Наука, 1999. С. 175-230.
45. Бусова, H.A. Этика блага и мораль справедливости // Человек. 2002. -№3. - С.21-28.
46. Бытие // Пятикнижие Моисея / Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Юбилейное издание, посвященное тысячелетию Крещения Руси. М.: Изд. Московской Патриархии, 1988.-С.5-54.
47. Бэкон, Ф. О достоинстве и приумножении наук // Сочинения: В 2-х т. Т.1 / Ф. Бэкон; сост., общая ред. и вступ. статья А.Л. Субботина. М.: Мысль, 1971. - С.87-546.
48. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетарное явление // Начало и вечность жизни / В.И. Вернадский; сост., вступ. статья, коммент. М.С. Бастраковой, И.И. Мочалова, B.C. Неаполитанской. М.: Советская Россия, 1989. - С.131-155.
49. Вернадский, В.И. Несколько слов о ноосфере // Начало и вечность жизни / В.И. Вернадский; сост., вступ. статья, коммент. М.С. Бастраковой, И.И. Мочалова, B.C. Неаполитанской. М.: Советская Россия, 1989.-С. 166-188.
50. Вернадский, В.И. Общее понятие о биосфере // Начало и вечность жизни / В.И. Вернадский; сост., вступ. статья, коммент. М.С. Бастраковой, И.И. Мочалова, B.C. Неаполитанской. М.: Советская Россия, 1989. - С.155-166.
51. Вышеславцев, Б.П. Два пути социального движения // Путь. Орган русской религиозной мысли. Париж, 1926. - №4. - С. 480-489.
52. Вышеславцев, Б.П. Этика преображённого Эроса / Б.П. Вышеславцев; вступ. статья, сост. и коммент. В.В. Сапова. М.: Республика, - 1994. -368 с.
53. Гайденко, П.П. Владимир Соловьёв и философия Серебряного века / П.П. Гайденко. М.: Прогресс - Традиция, 2001. - 472 с.
54. Гайденко, П.П. Человек и человечество в учении B.C. Соловьёва // Вопросы философии. 1994. - №6. - С.47-54.
55. Гальцева, P.A. Очерки русской утопической мысли XX века: монография / P.A. Гальцева. М.: Наука, 1991 - 208 с.
56. Гельвеций, К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании / К.А. Гельвеций. М.: Соцэкгиз , 1938. - 482 с.
57. Гиренок, Ф.И. Русские космисты: монография / Ф.И. Гиренок. М.: Знание, 1990.-61с.
58. Гоббс, Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Т. Гоббс. Сочинения: В 2-х т. Т.2 / ред., вступ. статья, примеч. Е.М. Вейцмана. М.: Мысль, 1964. - 748 с.
59. Головин, Я.Б. Философские и социальные воззрения П.Б.Струве: Автореф. дис. канд. филос. наук. М.: МГУ, 2001. - 22 с.
60. Голубинский, Ф.А. Лекции философии // Ф.А. Голубинский / Цит. по кн.: Пишун C.B. Православная персонология и духовно-академическая философия XIX века. М.: Прометей, 1996 - 431 с.
61. Гулыга, A.B. Творцы русской идеи / A.B. Гулыга. М.: Молодая гвардия, 2006. - 3164. с.
62. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. -М.: Искусство, 1984. 2-е изд.- 350 с.
63. Гусейнов, A.A. Справедливость // Новая философская энциклопедия. В 4-х т. Т.З: Н-С / Институт философии РАН, Нац.общ. науч. Фонд; науч.- ред. совет B.C. Степин, A.A. Гусейнов, Г.Ю. Семичин, А.П. Огурцов. - М.: Мысль, 2001. - Т.З. - 693 с.
64. Давидович, В.Е. Социальная справедливость: идеал и принцип деятельности / В.Е. Давидович. М.: Политиздат, 1989. - 255 с.
65. Давыдов, Ю.Н. Социальная философия о. Сергия Булгакова // Человек. 2000. - №5. - С.68-80; - №6 - С. 41-50; - 2001.-№1- С. 26-35.
66. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка // В.И.
67. Даль. Сочинения: В 4-х т. Т.4: P-V / Репринт, изд. Вых. дан. ориг.: СПб.; М.; Изд. книгопродавца типографа М.О. Вольфа, 1882. - М.: Терра, 1955. - 683 с.
68. Деяния святых апостолов // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Юбилейное издание, посвященное тысячелетию Крещения Руси. М.: Изд. Московской Патриархии, 1988. -С.1161-1204.
69. Дробницкий, О.Г. Структура морального сознания // Вопросы философии. 1972. - №6. С.51-58.
70. Дубко, Е.Л. Идеал, справедливость, счастье / Е.Л. Дубко, В.А. Титов. -М.: Изд-во МГУ, 1989. 191с.
71. Евлампиев, И.И. История русской философии / И.И. Евлампиев. М.: Высш. шк., 2002. - 584 с.
72. Евлампиев, И.И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина: / монография И.И. Евлампиев. СПб.: Наука, 1998. - 511 с.
73. Иванова, И.И. О православном характере русской религиозной философии // Вест. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. 2003. - №1. -С.44-54.
74. Игумен Вениамин, (Новик). Актуальные проблемы российского православного церковного сознания // Вопросы философии. 1999. -№2. - С.128-141.
75. Ильин, И.А Справедливость или равенство? // Собрание сочинений: Справедливость или равенство? / И.А. Ильин; сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы; имен. указ. О.В. Лисицы. М.: ПСТГУ, 2006. - С.444-479.
76. Ильин, И.А. Поющее сердце // Религиозный смысл философии / И.А. Ильин. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - С.529-689.
77. Ильин, И.А. Путь духовного обновления // Религиозный смысл философии / И.А. Ильин. М.ЮОО «Издательство ACT», 2003. - С.85-340.
78. Исход // Пятикнижие Моисея / Библия. Книги Священного Писания
79. Ветхого и Нового Завета. Юбилейное издание, посвященное тысячелетию Крещения Руси. М.: Изд. Московской Патриархии, 1988. - С.54-96.
80. Кант, И. Критика практического разума // И. Кант. Сочинения: В 6-ти т., Т. 4. ч. 1 / под общ. ред. В.Ф. Асмуса, А.Г. Гулыги, Т.И. Ойзермана. -М.: Мысль, 1965.-С.311-501.
81. Кант, И. Метафизика нравов в двух частях // И. Кант. Сочинения: В 6-ти т., Т. 4. ч. 2 / под общ. ред. В.Ф. Асмуса, А.Г. Гулыги, Т.И. Ойзермана. М.: Мысль, 1965. - С. 107-438.
82. Кант, И. О поговорке «Может быть, это и верно в теории, но не годится для практики» // И. Кант. Сочинения: В 6-ти т., Т. 4. ч. 2 / под общ. ред. В.Ф. Асмуса, А.Г. Гулыги, Т.И. Ойзермана. М.: Мысль, 1965. - С.59-106.
83. Кант, И. Приложение к «Наблюдениям над чувством прекрасного и возвышенного» (из посмертно изд. рукописей 1764 г.) // И. Кант. Сочинения: В 6-ти т., Т. 2 / под общ. ред. В.Ф. Асмуса, А.Г. Гулыги, Т.И. Ойзермана. М.: Мысль, 1964. - С. 185-225.
84. Кацапова, И.А. Русская школа права: П.И. Новгородцев о необходимости этико-нормативного анализа права // Вопросы философии. 2003. - №4. - С. 152-162.
85. Кашников, Б.Н. Исторический дискурс российской справедливости // Вопросы философии. 2004. - №2. - С.29-42.
86. Кашников, В.Н. Марксизм как радикальная критика либеральной справедливости // Вопросы философии. 2005. - №6. - С.37-49.
87. Кентерберийский, Ансельм. Об истине // Историко-философский ежегодник '95. М.: Мартис, 1996. - С. 283-307.
88. Кимлика, Уил. Либеральное равенство // Современный либерализм: Роулс, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон / У. Кимлика; перев. с англ. Л.Б. Макеевой. М.: Дом интеллектуальной книги, Прогресс-Традиция, 1998. - С.138-190.
89. Кистяковский, Б.А. Категории необходимости и справедливости при исследовании социальных явлений // Философия и социология права / Б.А. Кистяковский; сост, примеч., указ. В.В. Сапова. СПб.: РХГИ, 1999.-800 с.
90. Коваль, Б.И. Справедливость высшая цель и добродетель закона / Б.И. Коваль // Личность и мир: философско-публицистический альманах. Выпуск 11: Справедливость и закон. - М.: ООО «Северо-Принт», 2002.-С.6-13.
91. Коваль, Т.Б. Справедливый Государь: между Законом и Милостью /
92. Т.Б. Коваль // Личность и мир: философско-публицистический альманах. Выпуск 11: Справедливость и закон. М.: ООО «Северо-Принт», 2002. - С.22-32.
93. Коган, Л.Н. Жить по справедливости / Л.Н. Коган. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1988. — 176 с.
94. Кожев, А. Религиозная метафизика Владимира Соловьёва // Вопросы философии. 2000. - №3. - С.104-135.
95. Константин (Горянов), епископ Тихвинский. Жизнь и религиозно-философская антропология Виктора Несмелова Электронный ресурс. / Режим доступа: http:// www/spbda.ru/chrreaadings/chrrd 16/01.html
96. Кравченко, И.И. Политические и другие социальные ценности // Вопросы философии. 2005. - №2 . С.3-16.
97. Куляскина, И.Ю. Проблема социализма в русской религиозной философии конца XIX- первой половины XX вв. (H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк): монография / И.Ю. Куляскина. Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2001. — 192 с.
98. Кучуради, И. Справедливость социальная и глобальная // Вопросы философии. - 2003. - №9. - С.17-29.
99. Левит // Пятикнижие Моисея. Лев. 24,22 / Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Юбилейное издание, посвященное тысячелетию Крещения Руси. М.: Изд. Московской Патриархии, 1988. -С.96-126.
100. Лекторский, В.А. Христианские ценности, либерализм, тоталитаризм, постмодернизм // Вопросы философии. 2001. -№4. - С.3-9.
101. Ленин, В.И Государство и революция // Поли. собр. соч. в 55-ти т. Т. 33 / М.: Изд. пол. лит., 1974. 5-е изд. - С.1-120.
102. Ленин, В.И. I всероссийский съезд по внешкольному образованию // Полн. собр. соч. в 55-ти т. Т. 38 / М.: Изд. пол. лит., 1974. 5-е изд. - С. 327-372.
103. Ленин, В.И. Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905-1907 годов // В.И. Ленин. Полн. собр. соч. в 55-ти т. Т. 16 / М.: Изд. пол. лит., 1973. 5-е изд. - С.193-411.
104. Ленин, В.И. Либеральный профессор о равенстве // В.И. Ленин. Полн. собр. соч. в 55-ти т. Т.24 / М.: Изд. пол. лит., 1973. 5-е изд. - С. 361364.
105. Ленин, В.И. Об отношении рабочей партии к религии // В.И. Ленин. Полн. собр. соч. в 55-ти т. Т. 17 / М.: Изд. пол. лит., 1976. 5-е изд. - С. 415-426.
106. Ленин, В.И. Проект и объяснение программы социал-демократической партии // В.И. Ленин. Полн. собр. соч. в 55-ти т. Т. 2 / М.: Изд. пол. лит., 1971. 5-е изд. - С.81-110.
107. Ленин, В.И. Удержат ли большевики государственную власть? / В.И. Ленин. М.: Политиздат, 1983. - 47 с. С.38-39.
108. Ленин, В.И.Социализм и религия // Полн. собр. соч. в 55-ти т. Т. 12 / М.: Изд. пол. лит., 1972. 5-е изд. - С.142-147.
109. Ю.Лившиц, Ю. Парадоксы справедливости / Ю. Лившиц, Г. Соотла. -Таллин: Периодика, 1989. 176 с.
110. Ш.Локк, Дж. Опыт о человеческом разумении // Дж. Локк. Сочинения: В 3-х т. Т.1 / ред.: И.С. Нарский, А.Л. Субботин; ред. 1 т., авт. вступит, статьи и примеч. И.С. Нарский; пер. с англ. А.Н. Савина. М.: Мысль, 1985. - С.78-582.
111. Лосский, Н.О. Бог и мировое зло // Ценность и бытие: Бог и Царство Божие как основа ценностей / Н.О. Лосский. Харьков: Фолио; М.: ООО «Фирма «Издательство АТС», 2000. - С. 105-214 .
112. Лосский, Н.О. Вл. Соловьёв и его преемники в русской религиозной философии // Путь. Орган русской религиозной мысли. Париж, 1926. - №2. - С. 152-160; - №3. - С.277-287.
113. Лосский, Н.О. Характер русского народа // Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа / Н.О. Лосский М.: Политиздат, 1991.- С.238-360.
114. Лосский, Н.О. Ценность и Бытие: Бог и царство Божие как основа ценностей / Н.О. Лосский. Харьков: Фолио; М.: ООО «Фирма «Издательство АТС», 2000. - 864 с.
115. Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии. Том 3. Книга III: Процесс капиталистического производства, взятый в целом // К. Маркс, Ф. Энгельс Сочинения: В 50-ти т. Т.25, ч. 1. / М.: Гос. изд. пол. лит., 1961.-2-е изд.-С.29-505.
116. Маркс, К. Критика Готской программы // К. Маркс, Ф. Энгельс Сочинения: В 50-ти т. Т. 19 / М.: Гос. изд. пол. лит., 1961. 2-е изд. -С.9-32.
117. Маслин, М.А. Университетская и духовно-академическая философия в России // Вестник РГНФ. 2006. - №3. - С. 107-116.
118. Материалисты древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М.: Госполитиздат, 1955. - 238 с.
119. Меденица, Владимир. Тени забытых предков // Вопросы философии. -2001. №3. - С. 151-158.
120. Мискавейх. Трактат о природе справедливости // Историко-фил. Ежегодник 98. М., 2000. - С.286-300.
121. Михайловский, Н.К. // Н.К. Михайловский / Цит. По: Н.О. Лосский. -История русской философии. Пер. с англ. М.: Советский писатель, 1991.-480 с.123 .Моисеев, H.H. Человек и ноосфера / H.H. Моисеев. М.: Молодая гвардия, 1990.-351 1. с.
122. Мор Т. Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства / Т. Мор. М.: Наука, 1971. - 148 с.
123. Муздыбаев, К. Идея справедливости // Социс. 1992. - №11. - С.94-101.
124. Назаров, М.М. Социальная справедливость: современный российский контекст // Социс. 1999. - №11. - С.41-49.
125. Некрасова, E.H. Живая истина. Метафизика человеческого бытия врусской религиозной философии XX века: монография / E.H. Некрасова. М.: Мартис, 1997. - 160 с.
126. Нерсесянц, B.C. Ценность права как триединства свободы, равенства и справедливости // Философия и социология. 1997. - №6. - С.4-11.
127. Несмелов, В.И. Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения / В.И. Несмелов Казань, 1895. - 39 с.
128. Несмелов, В.И. Наука о человеке // В.И. Несмелов. Сочинения: В 2-х т. Т 1 / Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни 3-е изд., исправл. и дополн. - Казань, 1905. - 382 с.
129. Новгородцев, П.И. Идея права в философии Вл. Соловьева // Об общественном идеале / П.И. Новгородцев; сост., подготовка текста, вступ.статья A.B. Соболева-М.: Пресса, 1991. С.525-539.
130. Новгородцев, П.И. О своеобразных элементах русской философии права // Русская философия права (антология) / П.И. Новгородцев; сост. А.П.Альбов, Д.В.Масленников, М.В.Сальников. 2-е изд. - СПб.: Алетейя, 1999.- С.231-246.
131. Новгородцев, П.И. Об общественном идеале / П.И. Новгородцев; сост., подготовка текста, вступ. статья A.B. Соболева М.: Пресса, 1991- С.13-522.
132. Новгородцев, П.И. Справедливость без чудес // Новое время. -1993. -№11. С.58-59.
133. От Матфея святое благовествование // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Юбилейное издание, посвященное тысячелетию Крещения Руси. М.: Изд. Московской Патриархии, 1988. -С.1011-1053.
134. Павлов, А.Т. К вопросу о своеобразии русской философии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. 1992. - №6. - С.27-35.
135. Первое послание к Фессолоникайцам (Солунянам) святого апостола
136. Павла // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Юбилейное издание, посвященное тысячелетию Крещения Руси. М.: Изд. Московской Патриархии, 1988. - С. 1293-1297.
137. Переписка В.И.Вернадского и П.А.Флоренского // Новый мир. -1989. -№ 2. -С.192-201.
138. Печенев, В. А. Истина и справедливость: ( Размышления о нравственно-философских аспектах проблемы) / В.А. Печенев. М.: Политиздат, 1989. - 256 с.
139. Печерская, Н.В. Метаморфозы справедливости: историко-этимологический анализ понятия справедливости в русской культуре // Политические исследования. 2001. - №2. - С. 132-146.
140. Печерская, Н.В. Современный дискурс справедливости: Джон Ролз или Майкл Уолзер? // Общественные науки и современность. 2001. -№2. - С.77-88.
141. Пишун, C.B. Православная персонология и духовно-академическая философия XIX века. М.: «Прометей», 1996 - С. 125-180.
142. Платон. Государство // Диалоги / Платон; пер. с древнегреч. М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: Фолио, 2003. - С.35-383.
143. Платон. О справедливости // Диалоги / Платон; пер. с древнегреч.; сост., ред. и авт. вступит, статьи А.Ф. Лосев; авт. примеч. A.A. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1986. - С.359-365.
144. Послание к Римлянам святого апастола Павла // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Юбилейное издание, посвященное тысячелетию Крещения Руси. М.: Изд. Московской Патриархии, 1988. - С.1226-1244.
145. Прудон, П.-Ж. // П.-Ж. Прудон / Цит. по Г. Шпренгер. Взаимодействие: соображение по поводу антропологического понимания масштабов справедливости. Государство и право. - 2004. -№5. - С.16-23.
146. Пул, Р.Э. Русская диалектика между неоидеализмом и утопизмом (Ответы Вл. С. Соловьёву) // Вопросы философии. — №1. С.70-94.
147. Рачков, П.А. Правда-справедливость // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.7, Философия,-2006.-№l.- С.83-107.
148. Резвых, Т.Н. Реальность и человек в метафизике С.Франка // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7, Философия. 1992. - №5. - С.46-55.
149. Роулс, Дж. Идеи блага и приоритет права // Современный либерализм: Роулс, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон / Дж Роулс; перев. с англ. Л.Б. Макеевой. М.: Дом интеллектуальной книги, Прогресс-Традиция, 1998. - С.76-107.
150. Роулс, Дж. Теория справедливости / Дж. Роулс. Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1995. - 535 с.
151. Роулс, Дж. Теория справедливости // Вопросы философии. 1994. -№10. - С.38-67.
152. Роцинский, С.Б. Истоки, расцвет и трагедия философии «Серебряного века» // Соц.-пол. журнал. 1997. - №6. - С.80-97.
153. Светлов, П.Я. Идея Царства Божия в ее значении для христианского миросезерцания: Богословско-апологетическое исследование / П.Я. Светлов. Киев., 1904. - 476 с.
154. Семенова, С.Г. Н.Ф.Федоров и его философское наследие // Федоров Н.Ф. Сочинения. -М., Мысль,1982. С.5-27.
155. Семенова, С.Г. Философия воскрешения Н. Федорова // Н.Ф.Федоров. Сочинения: В 4-х т. Т.1 / Н.Ф. Федоров; сост., подгот. текста и коммент. А.Г. Гачевой, С.Г. Семеновой; вступ. ст. С.Г. Семеновой. -М.: Прогресс, 1995. С.5-33.
156. Словарь русского языка. В 4-х томах. Т. 4 С-Я // редакторы: Л.Л.Кутина, В.В. Замкова М., 1961. - 1088 с.
157. Соколов, A.B. Национальная философия и взаимодействие философских традиций / А.Я. Соколов, Л.Е. Яковлева // Вест. Моск. унта. Сер. 7. Философия. 2003. - №6. - С.34-52.
158. Соловьёв, B.C. Вера, разум, опыт // Вопросы философии. 1994. -№1.-С.113-128.
159. Соловьев, B.C. Конец спора о справедливости / B.C. Соловьев. -Вестник Европы. Кн.7. 1894,- С.292-301.
160. Соловьев, B.C. Об упадке средневекового миросозерцания // B.C. Соловьев. Сочинения: В 2-х т. Т.2 / Общ. ред. и сост. A.B. Гулыги, А.Ф. Лосева, примеч. С.Л. Кравца и др. М.: Мысль, 1988. - С.339-350.
161. Соловьев, B.C. Оправдание добра // B.C. Соловьев. Сочинения: В 2-х т. Т.1 / Сост., общ. ред. и вступ.ст. А.Ф. Лосева и A.B. Гулыги, примеч. С.Л. Кравца и др. М.: Мысль, 1988. - С.47-580.
162. Соловьев, B.C. Смысл любви // B.C. Соловьев. Сочинения: В 2-х т. Т.2 / Общ. ред. и сост. A.B. Гулыги, А.Ф. Лосева, примеч. С.Л. Кравца и др. -М.: Мысль, 1988. С.493-547.
163. Соловьёв, B.C. Спор о справедливости: Сочинения / B.C. Соловьев; сост., вступ.ст. В.В. Шкоды. -М.:ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во Фолио, 1999. С.650-662.
164. Соловьев, B.C. Философические начала цельного знания // B.C.
165. Соловьев. Сочинения: В 2-х т. Т.2 / Общ. ред. и сост. A.B. Гулыги, А.Ф. Лосева, примеч. С.Л. Кравца и др. М.: Мысль, 1988. - С. 139-288.
166. Соловьев, B.C. Чтения о Богочеловечестве // Спор о справедливости: Сочинения / B.C. Соловьев; сост., вступ.ст. В.В. Шкоды. М.:ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во Фолио, 1999. - С.25-196.
167. Соловьёв, Э.Г. С.Л. Франк От тьмы к свету // Социс. - 1994. -№1. -С.123-125.
168. Социализм: социальная справедливость и равенство/ А.П.Бутенко, Л.С. Дегтярь, В.П. Киселёв и др. М.: Наука, 1988. - 224 с.
169. Степанянц, М.Т. Справедливость и демократия в контексте диалога культур // Вопросы философии. 1996. - С.143-150.
170. Струве, П. Б. Интеллигенция и революция // Вехи; Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909-1910 / П. Б. Струве; сост., коммент. Н.Казаковой; предисл. В. Шелохаева. М.: Молодая гвардия, 1991. - С. 136-152.
171. Тареев, М.М. Основы христианства // М.М. Тареев. Т.5(доп). -Сергиев Посад, 1908.-382 с.
172. Трубецкой, Е. Н. Свобода и бессмертие // Смысл жизни / E.H. Трубецкой. М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: Фолио, 2000. -С.443-452.
173. Трубецкой, Е.Н Лекции по энциклопедии права // Труды по философии права / E.H. Трубецкой; вступ.ст., сост. и примеч. И.И. Евлампиева. СПб.: Издательство РХГИ, 2001. - С.287-420.
174. Трубецкой, E.H. Миросозерцание B.C. Соловьёва / E.H. Трубецкой. -М.: Медиум, 1995.-Т.1.-604 с.
175. Трубецкой, E.H. Смысл жизни // Смысл жизни / E.H. Трубецкой. М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: Фолио, 2000. - С.7-334.
176. Трубецкой, E.H. Умозрение в красках // Смысл жизни / E.H. Трубецкой. М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: Фолио, 2000. -С.338-370.
177. Тульчинский, Г.Л. Проблема либерализма и эффективная социальная технология // Вопросы философии. 2002. - №7. - С. 17-25.
178. Умов, H.A. Роль человека в познаваемом им мире // Русский космизм: Антология философской мысли / H.A. Умов; сост. С.Г. Семеновой, А.Г. Гачевой; вступ. статья С.Г. Семеновой; предисл. к текстам С.Г.
179. Семеновой, А.Г. Гачевой; прим. А.Г. Гачевой. М.: Педогогика -Пресс, 1993.- С. 114-128.
180. Федоров, Н.Ф. Философия общего дела // Сочинения / Н.Ф. Федоров; общ. ред.: A.B. Гулыга, вступ. статья, примеч. и сост. С.Г. Семеновой. -М.:Мысль, 1982. С.53-604.
181. Федотов, Г.П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стиам) / Г.П. Федотов. -М.: Прогресс, Гносис, 1991. 134 с.
182. Флоренский сегодня: три точки зрения / Игумен Андроник, P.A. Гальцева, Н.К. Бонецкая // Вопросы философии. 1997. - №5. - с. 125156.
183. Флоренский, П.А. Православие // Христианство и культура / П.А. Флоренский; вступ. статья и примеч. A.C. Филоненко. М.ЮОО «Издательство ACT», Харьков: Фолио, 2001. - С.465-489.
184. Флоренский, П.А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи / П.А. Флоренский. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. -640 с.
185. Флоровский, Г.В. Метафизические предпосылки утопизма // Из прошлого русской мысли / Г.В. Флоровский; вступ. статья, примеч. и сост. Ю.П. Сенокосова. -М.: Мысль, 1998. С.265-292.
186. Флоровский, Г.В. Памяти проф. П.И.Новгородцева // Из прошлого русской мысли / Г.В. Флоровский; вступ. статья, примеч. и сост. Ю.П. Сенокосова. М.: Мысль, 1998. - С.210-222.
187. Флоровский, Г.В. Пути русского богословия / Г.В. Флоровский. Изд. Белорусского Экзархата, 2006. - 608 с.
188. Флоровский, Г.В. Человеческая премудрость и Премудрость Божия // Из прошлого русской мысли / Г.В. Флоровский; вступ. статья, примеч. и сост. Ю.П. Сенокосова. М.: Мысль, 1998. - С.74-86.
189. Франк, C.JI. Духовные основы общества / C.JI. Франк; сост., предисл., библиогр., примеч. П.В. Алексеева. -М.: Республика, 1992. С. 13-146.
190. Франк, C.JI. Ересь утопизма // Русское мировоззрение / C.JI. Франк. -С.-Пб.: Наука, 1996. 738 с.
191. Франк, C.JI. Непостижимое // Сочинения / C.JI. Франк Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000.- С.245-796.
192. Франк, C.JI. Реальность и человек / C.JI. Франк; сост. A.A. Ермичева. -СПб.: РХГИ, 1997. 448 с.
193. Франк, C.JI. Религиозно-исторический смысл русской революции // Русская идея / Сост. и авт. вступ. статьи М.А. Маслин. М.: Республика, 1992. - С.324-340.
194. Франк, C.JI. Религиозные основы общественности // Путь. Орган русской религиозной мысли. Париж, 1926. - №2. - С. 14-29 ( 8-23).
195. Франк, C.JI. С нами Бог / C.JI. Франк; сост. и предисл. A.C. Филоненко. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - С.439-744.
196. Франк, C.JI. Смысл жизни // С нами Бог / C.JI. Франк; сост. и предисл. A.C. Филоненко. -М.: ООО «Издательство ACT», 2003. С.19-130.
197. Хоружий, С.С. После перерыва. Пути русской философии / С.С. Хоружий. СПб.: Алетейя, 1994. - 447 с.
198. Хоружий, С.С. Путём зерна: русская религиозная философия сегодня // Вопросы философии. 1999. - №9. - С. 139-147.
199. Хоружий, С.С. Философский процесс в России как встреча философии и православия // Вопросы философии 1991. - №5. - С.26-57.
200. Чанышев, A.A. «Град земной» в эсхатологической перспективе: переосмысление опыта античной культуры в историософии Августина // Вопросы философии. 1999. - № 1. - С. 124-135.
201. Числа // Пятикнижие Моисея / Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Юбилейное издание, посвященное тысячелетию Крещения Руси. М.: Изд. Московской Патриархии, 1988.- С.126-167.
202. Чичерин, Б. Н. Нравственный мир // Русская философия права (антология) / Б.Н. Чичерин; сост. А.П.Альбов, Д.В.Масленников, М.В.Сальников. 2-е изд. - СПб.: Алетейя, 1999. - С.83-109.
203. Шафаревич, И.Р. Социализм как явление мировой истории //Есть ли у России будущее?: Публицистика / И.Р. Шафаревич. М.: Советский писатель, 1991. - С.5-388.
204. Шопенгауэр, А. Две основные проблемы этики / А. Шопенгауэр; пер. с нем. Ю.И. Айхенвальд. М.: ACT, Мн.: Харвест, 2005. С.5-424.
205. Шпренгер, Г. Взаимодействие: соображения по поводу антропологического понимания масштабов справедливости // Государство и право. 2004. - №5. - С. 16-23.
206. Энгельс, Ф. Анти-Дюринг // К. Маркс, Ф.Энгельс. Сочинения: К. Маркс, Ф.Энгельс. Сочинения: В 50-ти т. Т. 20 / М.: Гос. изд. пол. лит., 1961.-2-е изд.-С.5-338.
207. Энгельс, Ф. Диалектика природы // К. Маркс, Ф.Энгельс. Сочинения:
208. В 50-ти т. Т. 20 / М.: Гос. изд. пол. лит., 1961. 2-е изд. - С.343-626.
209. Энгельс, Ф. К жилищному вопросу // К. Маркс, Ф. Энгельс Сочинения: В 50-ти т. Т. 18 / М.: Гос. изд. пол. лит., 1961. 2-е изд. -С.203-284.
210. Энгельс, Ф. Справедливая заработная плата за справедливый рабочий день К. Маркс, Ф. Энгельс Сочинения: В 50-ти т. Т. 19 / М.: Гос. изд. пол. лит., 1961. 2-е изд. - С.255-258.
211. Ячин, С.Е. Человек в последовательности событий жертвы, дара и обмена / С.Е. Ячин. Владивосток: Дальнаука, 2001. - 279 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.