Идея "дионисийства" Вяч. И. Иванова в контексте движения богоискательства рубежа XIX - XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Трифонова, Людмила Леонидовна

  • Трифонова, Людмила Леонидовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 255
Трифонова, Людмила Леонидовна. Идея "дионисийства" Вяч. И. Иванова в контексте движения богоискательства рубежа XIX - XX вв.: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2001. 255 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Трифонова, Людмила Леонидовна

Введение.

Глава 1. Идея «дионисийства» Вяч. Иванова в контексте движения богоискательства рубежа XIX-XX веков.

1.1. Движение богоискательства в России рубежа XIX-XX веков.

1.2. Вяч.И. Иванов как участник богоискательского движения.

Глава 2. Дионис и «дионисийство»: историко-культурный анализ.

2.1 Культ Диониса в античности.

2.2.Ницшеанский миф о Дионисе в интерпретации Вяч.И. Иванова.

2.3.Культ Диониса: исследование мифа в творчестве Вяч.И. Иванова.

2.4.Дионис-«Эрос соборности»: философия любви Вяч. Иванова.

2.5. «Дионисийство» как основа русского национального характера: социально-философские идеи Вяч. Иванова.

Глава 3. «Дионисийство» - творческий метод и универсальная эстетическая категория в творчестве Вяч. Иванова.

3.1. .«Символическая мистерия» проект театрального искусства.

3.2. «Дионисическое существо» символической поэзии».

ЗЗЩионисический дух» музыки».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идея "дионисийства" Вяч. И. Иванова в контексте движения богоискательства рубежа XIX - XX вв.»

Вяч. Иванов - талантливый поэт и неординарная личность - зачастую вызывал прямо противоположные чувства у одних и тех же людей. Давший самое колоритное и меткое определение этому человеку - «Вячеслав Великолепный» - Лев Шестов [207,С.3], тем не менее, считал, что, несмотря на все «великолепие» самого Иванова, его идеи не имеют ничего общего с действительностью. Анна Ахматова, уважавшая и ценившая эстетическое чутье Иванова, причисляла его к тем духовным вождям своей молодости, которые на поверку оказались «лжепророками».

Деятельность Иванова была столь многообразна и разнонаправлена, что весьма сложно дать ей однозначное определение. Большинство авторов, пишущих о нем, начинают свои работы именно с перечисления его разнообразных талантов и независимо друг от друга приходят к сходным выводам о необъятности и неуловимости его натуры, одинаково подчеркивают его неизменную силу воздействия на окружающих. Философские позиции Иванова эклектичны, своей философской системы он не создал. Поиски в области религиозного реформирования общества и церкви не сделали его ни пророком, ни реформатором, хотя пафос, с которым он убеждал слушателей в возможности новой синтетической религии, соединяющей в себе Диониса и Христа, впечатлял многих. Поэтическое поприще, о котором мечтала мать поэта, явилось для Иванова скорее поэтической формой изложения философских идей, исторических находок и религиозных взглядов. Его художественные произведения, названные И. Анненским - его идейным оппонентом, «криптограммами», требует для полного понимания глубокого знания античной мифологии и древней истории. Собственно ученым -филологом Иванов так же не стал, в силу характерной для всех людей, занимающихся художественным творчеством, субъективности. Научные изыскания для него не были систематически м занятием наукой, в них Иванов п дает оценку позиций других ученых, следуя больше интуиции. По нашему мнению, оптимальным определением, в отношении личности Вяч. Иванова, можно считать понятие «мыслитель», включающее в себя всю широту его интеллектуальной и литературной деятельности.

В свое время Т. Момзен, немецкий историк, в семинаре которого занимался Вяч. Иванов^ сказал, что «вскоре должен наступить период варварства, что надо спешить с завершением огромных работ, предпринятых гуманизмом ХЕХ века» (Цит. по ст. В.В. Мусатова «Вячеслав Великолепный» Жизнь и творчество Вячеслава Иванова» [161, С.38]), и это, несомненно, оказало огромное влияние на формирование мировоззрения русского мыслителя. Он пытался все соединить, логически связать, продлить во времени, и даже перезнакомить между собой своих знакомых, что нашло отражение в воспоминаниях большинства современников. Много позже Иванов писал: «Как только я очутился за рубежом, забродили во мне искания мистические, и пробудилась потребность сознать Россию в ее идеи. Я принялся изучать В. Соловьева и Хомякова» [4, С.313], обозначив так свои начальные ориентиры. Позднее в их число, по его собственному признанию, вошли Ф.И. Тютчев и Ф.М. Достоевский. Соборное начало русской культуры, переживание соборности стало одной из ведущих тем в трудах Иванова. По - особенному соединились в творчестве Иванова вера во вселенскую миссию России, унаследованная от славянофилов, и своеобразное преклонение перед католической церковью и Римом, сумевшим сплотить разные народы Европы в лоне единой Церкви. Идея духовного синтеза Востока и Запада, православия и католичества возникла под влиянием взглядов Вл. Соловьева, с которым Иванов был знаком лично. Пытавшийся соединить вся и всех, Иванов уже в эмиграции в 1926 году принял католичество, но по разрешению Ватикана ему было позволено не произносить формулу отречения от православной веры. Таким образом, Иванов стал одновременно и католиком, и православным, воплотив в себе саму мечту о единой Церкви, и «испытал великую радость покоя и свободы действия» (Цит. по ст. В.В. Мусатова «Вячеслав

Великолепный» Жизнь и творчество Вячеслава Иванова» [161, С.38]). Весь жизненный и творческий путь Иванова - это беспрерывный поиск себя в Боге и узнавание ликов Бога, запечатленных мире. Многие Его имена и образы Иванов видел в Едином Беи«, знакомом и античным грекам, и дикарям Америки, и христианам нового времени. В отдаленных эпохах и погибших культурах он находил предвестия христианства, провозгласившего жертвенную смерть Сына во имя любви Бога к человечеству. Дионис-Христос соединил в себе «сердечные чаяния» людей прошлого и идеал грядущего человечества.

Актуальность выбранной нами темы обусловлена во многом необходимостью возвращения утраченного культурного наследия в лице тех выдающихся деятелей русской культуры и философской мысли, которые в силу обстоятельств оказались в эмиграции. Возвращение к трудам наших соотечественников спустя многие годы позволяет по достоинству оценить творчество мыслителей рубежа Х1Х-ХХ веков. Современникам, зачастую, бывает сложно вынести объективную оценку идеям того или иного философа или писателя, в силу излишней критической предвзятости, продиктованной политической конъюнктурой, личной гражданской позицией или соперничеством в творчестве. Вяч. Иванову, человеку весьма далекому не только от большой политики, но и от обыденной жизни, довелось пережить три революции и две мировые войны. Если современники видели в его образе ^ жизни прихоть чудака, а в увлечении дионисийством - причуду исследователя, то в более позднее время его взгляды однозначно оценивались как консервативные, ретроградные и процерковные. Иванов, став эмигрантом, с . \ одновременно стал врагом советской власти в сознании критиков. Только в семидесятые годы появилось первое собрание его сочинений в России, и началось более пристальное и объективное изучение его работ. Но в отношении Иванова часто срабатывали исследовательские стереотипы, которые сводили его творческое наследие к поэзии и теории символического искусства. В трудах, посвященных Вяч. Иванову, мало уделялось внимания мно! оаспектности его творчества, хотя и отмечались разносторонние качества его личности. В работах большинства исследователей Иванов изображался как богемный художник Серебряного века, или же, напротив, как сухой академический ученый, чья «сухость» распространялась даже на самые интимные «лирические признания». На наш взгляд, место Иванова в истории русской культуры еще не нашло справедливой оценки, практически не раскрыта глубина и научная значимость его статей и книг. С другой стороны, представляется интересным проследить, как в одном человеке соединились столь разные дарования, и насколько Иванов может считаться человеком своей эпохи, насколько достоверны были его прогнозы относительно будущих исторических событий и развития новых направлений в искусстве и литературе. Вызывает интерес и проблема соотношения декларированных Ивановым принципов творчества и тех конкретных форм, которые они обрели в жизни и произведениях изучаемого нами автора. По-новому актуально звучал позиции Иванова в отношении совершенствования духовной сферы жизни человека и общества, о месте и роли Церкви в этом процессе. Провозглашенный Ивановым «дионисический дух» русского народа, разрушительная и созидательная сила, таящаяся в обществе, заставляют обратиться к его работам в поиске «противоядия» и «узды», которые могли бы направить эту «дионисическую мощь» нации во благо каждому. Обращение к этой теме позволяет по-другому взглянуть на место мифа в истории человеческой культуры и на его своеобразные проявления в русском народе и русском искусстве. Актуальным представляется изучение опыта, хотя и не вполне удачного, реформирования церкви, предполагающего воссоединение православия и католичества, немыслимое в настоящее время для большинства верующих, но воплотившееся в жизни и вере Вяч. Иванова. Обращение к идее «дионисийства» Вяч. Иванова заставляет по-новому посмотреть на проблемы современной культуры, по-другому оценить их причины, увидеть прежде мало значимые духовные приоритеты и определить будущее культуры оптимистически, как это делает исследуемый нами русский мыслитель и поэт.

В связи с выше изложенным, возникает проблема определения места Вяч. Иванова среди других сторонников нового религиозного сознания, что позволяет установить особенности непосредственного влияния его идеи «дионисийства» на мировоззрение и философские позиции современников. Кроме того, проблематично и само содержание идеи «дионисийства», ставшей универсальным понятием философии Вяч. Иванова. / Целью нашей работы является всесторонней изучение идеи дионисийства» Вяч. И. Иванова в контексте движения богоискательства рубежа Х1Х-ХХ веков. В своей работе мы попытались максимально осветить специфику понимания Ивановым идеи «дионисийства», глубину и разработанность ее у русского мыслителя, сделали попытку описать содержание этого термина и обнаружить истоки этой идеи, проследив ее развитие в трудах Иванова под влиянием взглядов современников и предшественников, исторических событий и научных изысканий исследуемого нами автора.

Объектом нашего исследования является движение богоискательства в России, которое приобрело наибольший размах на рубеже Х1Х-ХХ веков и нашло отражение в трудах русских философов и церковных деятелей, вызвав большой общественный резонанс. Предметом нашего исследования является идея «дионисийства», выдвинутая одним из активных участников этого движения, членом Петербургского религиозного общества Вяч. Ивановым. Своеобразно переосмысленная идея «дионисийства» приобрела в его творчестве богоискательский характер. Иванов «оторвал» Диониса от античности, перенеся заложенные в нем идеи и психологические свойства на современную автору культуру и ситуацию духовного поиска в России начала XX века.

На основании изученного нами материала, мы считаем возможным утверждать, что идея «дионисийства» Вяч. Иванова, являясь определяющей в творчестве данного автора, стала той универсальной мировоззренческой категорией, которая определяет цельность личности во все эпохи. В сознании

Иванова дионисийетво обеспечивает преемственность общечеловеческой и национальной культурных традиций, способствует «безболезненному» развитию религиозных идей, на основе сходства человеческой природы и «духовной памяти». Дионисийетво выступает «гарантом» преодоления культурных и социальных проблем и является попыткой создания универсальной формы мышления, разрушающего религиозные, национальные и другие стереотипы, обусловленные историческим развитием. Перенося Диониса в «вечность», Иванов тем самым обращает человека к непреходящему, примиряет его с «временной обыденностью» и призывает избавиться от предрассудков, которые несёт в себе всякое ограничение: в способах познания, в содержании идеи Бога, в смысле творчества и принадлежности к той или иной эстетической школе.

Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили комплекс подлежащих решению задач:

1 .Изучить истоки и специфику развития идеи «диониси йства» Вяч. Иванова, выделив проявления преемственности мысли и своеобразие подхода изучаемого нами автора к этой проблеме.

2 .Охарактеризовать многогранность значения, заложенного в идее «дионисийства» Вяч. Ивановым и отметить в каждом отдельном случае актуальность поднимаемой проблемы (творческий метод, будущее искусства, смысл любви, специфика русского менталитета) и особенности её разрешения. 3.Определить место Вяч. И. Иванова в контексте движения богоискательства в России рубежа Х1Х-ХХ веков и обозначить значимость и оригинальность идеи «дионисийства» среди других «духовных проектов».

4 .Установить степень влияния идеи «дионисийства» Вяч. Иванова на взгляды, стзшстику, идеи и тематику творчества его современников. Основу нашего исследования составили работы, в которых используется исторический метод, определяющий как эволюцию образа Диониса в греческой культуре, так и преемственность дионисийства и христианства (в трудах А. Донини, И.М. Дьяконова, А.И. Зайцева, А.Ф. Лосева, Е.М. Мелетинского и ряда других). Исторический метод стал определяющим и в работах, посвященных творчеству Вяч. Иванова, актуальности его взглядов в ситуации духовно-обновленческого движения в обществе (С.С. Аверинцев, А.Б. Шишкин, H.A. Богомолов и другие). Нами использованы статьи AB. Внсловой, определяющей творчество и деятельность Иванова в духе близком игровой концепции культуры, а так же работы, в которых применительно к творчеству Иванова используется терминология юншанского психоанализа (В.В. Мусатов, частично С.С. Аверинцев).

Методы предпринятого научного поиска ориентированы на его исходные теоретические позиции и общий исследовательский замысел соискателя. Нами были использованы общие методы научного познания, такие как наблюдение, используемое для анализа специфики эволюции идеи «дионисийства»; сравнение, для определения особенностей подхода Иванова к проблеме реформирования церкви, а так же для выяснения новизны его научных исследований и степени самостоятельности в определении «существа Диониса» и преемственности дионисийства и христианства. Среди теоретических методов наиболее продуктивными оказались: анализ, синтез и обобщение, используемые преимущественно при исследовании отдельных аспектов идеи «дионисийства» у Вяч. Иванова.

Научная новизна и теоретическая ценность исследования определяются: широким охватом разнопланового творческого наследия Иванова (поэзия, драматургия, комментарии к переводам, публицистика, философские эссе, научно-исследовательские работы) и подробным рассмотрением оригинальности понимания идеи «дионисийства» исследуемым нами автором \у по сравнению с античной традицией и работой Ф. Ницше; многосторонним анализом идеи «дионисийства» в трудах Вяч. Иванова, отразившейся на его понимании перспектив развития театрального искусства, музыки и литературы, принципов «истинного» творческого метода, через осознание идеи «дионисийства» как универсальной эстетической категории; рассмотрением идеи «дионисийства» в контексте попыток определения «русской идеи» и особенностей русского национального характера;

- выявлением степени популярности идеи «дионисийства» в творческой среде рубежа Х1Х-ХХ веков и ее влияния на философские взгляды других сторонников Не®ого религиозного сознания.

Практическая значимость результатов проведенного поиска состоит в подготовке диссертантом отдельного раздела в программе спецкурса «Мифология и культура», посвященного специфике понимания и истолкования отдельных персонажей античной мифологии в европейской культурной традиции, в частности в работах Вяч. Иванова. Кроме того, в программу курса «История культурологических учений» (для студентов - филологов), введены лекции, посвященные анализу идеи «дионисийства» Вяч. Иванова. Информация, добытая в ходе осуществляемых изысканий, может являться основой для чтения спецкурсов но истории русской философии на гуманитарных факультетах, в институтах повышения квалификации и переподготовки работников образования.

На защиту вынесены следующие положения:

- утверждение преимущественной самостоятельности и оригинальности идеи «дионисийства» Вяч. Иванова, несмотря на обширный характер первоначальных заимствований, послуживших предпосылкой для создания авторской идеи; определение идеи «дионисийства» в философии творчества Иванова как универсальной эсгетнческой категории;

- характеристика «дионисийского аспекта» любви в творчестве Иванова как попытки соединения «сферы духа» и «сферы пола»;

- рассмотрение идеи «дионисийства» Вяч. Иванова как попытки дать адекватную оценку актуальным проблемам современной ему жизни ;

- подтверждение влияния идеи дионисийства Вяч. Иванова на других представителей движения богоискательства, выраженное через восприятие образа Диониса в непосредственной интерпретации исследуемого нами автора.

Диссертационная работа включает введение, основную часть, состоящую из 3 глав, освещающих основные аспекты проявления изучаемой нами проблемы, заключения и списка использованной литературы. Работ составила 254 машинописных страницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Трифонова, Людмила Леонидовна

Заключение

Идеей «дионисийства» пронизано все творчество Вяч. И. Иванова. «Открытие» Диониса совпало с началом активного поиска своего места жизни и литературе, но и спустя многие годы он остался верен своему «вдохновителю». В своей работе мы попытались выяснить, как изменяется понимание идеи «дионисийства» в трудах Иванова, и определить содержание понятия «идея дионисийства».

Особенное внимание мы уделили исследованиям дионисического культа, проведенным Вяч. Ивановым. Опираясь на Ницше, он начал кропотливую работу по восстановлению элементов религии Диониса, разглядев в оргиастическом божестве одну из первоначальных форм проявления идеи Бога в человеческом сознании, через сакрализацию страдания. Обратившись к образу Диониса, Иванов нашел в нем первопамять культуры, её созидательную направленность и глубокую религиозность. В культе Диониса Иванов обнаружил те непреходящие свойства человеческой души, которые обеспечивают преемственность поколений и сохранение культурной традиции. Дионис, каким его видели греки классической эпохи, не сумел вместить в себя те значения, которые были в нем первоначально заложены, но на основании античных первоисточников и различных вариантов мифа Иванову удается восстановить первоначальную глубину этого образа. Работа, проведенная Ивановым, во многом предваряет фундаментальное исследование этой проблемы А.Ф. Лосевым. Делая упор на идейное содержание дионисийства, Иванов пришел к выводу о изначальном сходстве религий Диониса и Христа. Дионис у Иванова - это всего лишь условное имя, за которым стоит вечная религиозная идея о жертвенной смерти Бога, спасающего человека. Проанализировав труды Иванова мы пришли к выводу, что правы были те исследователи его творчества, что утверждали близость данного автора к ортодоксальному христианству, не смотря на его увлечение языческим божеством. Мы выяснили, что сближение идеи «дионисийства» и учения Вл.

Соловьева в сознании Иванова связано с интерпретацией мистериальности религии как основы для создания «богочеловеческого» идеала. Именно в интерпретации Иванова образ Диониса был воспринят творческой интеллигенцией в России. Влияние идеи дионисийства Вяч. Иванова на общественную мысль было очень значительным. Это влияние проявляется как в оригинальных работах русских мыслителей, так и отмечается в критических замечаниях на них.

Популяризации идеи «дионисийства», несомненно, способствовали вечера на Башне - «ивановские среды» и литературное творчество самого Вяч. Иванова. В своей работе мы уделяем внимание рассмотрению идеи «дионисийства» в его поэтических и драматических произведениях. Проанализировав ряд теоретических работ, сборники стихотворений и тексты пьес, мы пришли к выводу о непосредственном влиянии идеи «дионисийства» на творчество Вяч. Иванова. Это влияние проявилось в тематическом, образном и идейном содержании его произведений. Обращение к античному «зачинателю драмы» - Дионису заставило Иванова по-новому оценить перспективы развития театра, символической поэзии, место мифа в сознании обычного человека и его роль в искусстве, прежде всего в драматургии, на протяжении всей человеческой истории. Мы отметили нетрадиционную интерпретацию истории развития драмы, предложенную Ивановым, и выявили причины его негативного отношения к эксперементам современников. Мы также дали оценку драматическому творчеству самого Вяч. Иванова, ориентируясь на предложенные им самим критерии. Кроме того, мы указали на те особенности понимания сущности и задач символического искусства, которые позволили увидеть в современной ему поэзии «дионисическое начало». Отдельно нами рассмотрены взгляды Иванова на искусство музыки, в частности, особенности интерпретации её «духа» в опере и поиски перспектив развития новых лиро-музыкальных жанров. Мы попытались объснить пристрастие Иванова к творчеству отдельных композиторов через его понимание творчества как близкого изначальному виду искусства, из которого вышли все остальные, подобно тому, как представления о Боге родились из дионисийства. Бог плодородия приобрел у Иванова свойства одухотворенной плоти, живущей среди людей и мечтающей о всеобщей любви, которая способна не только преодолеть индивидуализм, но и достигнуть духовных высот. Дионисийство, применительно к теории символического искусства, превратилось в своеобразный «вневременной» стиль и универсальную эстетическую категорию. Дионис Иванова не принадлежит античной Греции, он воплощает актуальные проблемы современной жизни и культуры и несет в себе потенцию их разрешения.

В по язычески чувственном облике бога веселых пиров Иванов обнаружил глубокую и исконную духовную силу, которая позволила ему определить Диониса как «Эрос соборности». Осознание двойственной природы Диониса позволило Иванову создать, на наш взгляд, оригинальную концепцию любви в русской философии, где гармонично соединяются «сфера духа» и «сфера пола». Образ Диониса определил и его понимание «мужественного» и «женственного», в частности, смысл идеи Вечной Женственности, а так же представил эротическое начало культуры и общества через соборное единство, где Любовь и Вера тождественны.

Огромное влияние оказала идея «дионисийства» Вяч. Иванова на его осмысление истории и традиций русской культуры. Дионис оказался для Иванова тем свойством национального характера, через которое познается специфика культуры, языка нации и каждого русского человека. Многие современники считали Иванова человеком далеким от русской культуры. Подтверждение этому они видели в увлечении античностью, в его многочисленных путешествиях и в своеобразном отношении к социальным проблемам современной ему России. Но, даже говоря о далекой Элладе, Иванов не забывает о родной стране. Преоритеты России в международном сотрудничестве также имеют в своей основе сходство «национальных душ», объединенных дионисийством. Работы Вяч. Иванова переполнены разного рода сравнительными характеристиками культур, классиков литературы. творческих идей, выдвигаемых художниками, но русская культура всегда рассматривается как неотъемлемая часть общемировой. Идея «дионисийства», разработанная Вяч. И. Ивановым, оказала большое влияние на религиозные, эстетические и мировоззренческие позиции многих участников богоискательского движения в России рубежа XIX- XX веков, таких как H.A. Бердяев, Д.С. Мережковский, В.Ф. Эрн, A.A. Блок, В.Я. Брюсов и многих других. Дионис Иванова вместил в себя и Бога, мир, Им созданный, и человека в этом мире, став основой проекта Третьего Завета.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Трифонова, Людмила Леонидовна, 2001 год

1. Абрамов А.И. К вопросу о преемственности филофских идей Вл. Соловьва в русском религиозном ренессансе конца 19 века. / Религиозная философия в России конца 19-го начала 20-го века. -М.: Наука. -1989.- 135 с.

2. Аверинцев С.С. Вступит, статья к книге Вяч. Иванова «Стихотворения и поэмы».-Л.: Советский писатель, 1976.-С.З-48.

3. Аверинцев С.С. Поэзия Вяч. ИвановаУ/Вопросы литературы.-1975.-№8.-С.145-192.

4. Автобиографическое письмо Вяч. Иванова С.А. Венгерову/ Иванова Л. В. Воспоминания об отце. М.: Культура, 1992.-С.311-320.

5. Альтман М. С. Разговоры с В. Ивановым. Под ред. В. А. Дыминца. -СПб: Оры, 1905.-53с.

6. Андреев В.А. Либерально обновленческое движение в русском православии начала 20-го века и его идеология: Автореф. дис. канд. филос. наук.-Л., 1971.-18с.

7. Анненский И.Ф. Книги отражений. М.: Наука, 1979. -679с.

8. Анненский И.Ф. Стихотворения и трагедии. Вст. ст A.B. Фёдорова.-Л.: Сов. Писатель, 1990. -638с.

9. Античная лирика. Переводы с древнегреч. и лат. Вст. Ст. С. Шервинского. -М.: Худ. литература, 1968. -623с.

10. Ю.Античные гимны/ Сост. A.A. Тахо-Годи. М.: МГУ, 1988. -359с. 11 .Аристотель Об искусстве поэзии. - М.: Гостлитиздат, 1957. -183с.

11. Безносов В.Г. Путь к духовному синтезу: О религиозно-философских собраниях в Санкт-Петербурге. Начало XX века. // Звезда. 1993. -№ 3. -С. 164-170.

12. Белый А. Между двух революций. М.: Худ. литература, 1990.-669с.

13. Белый А. На рубеже двух столетий Вст. ст. Лаврова A.B. М.: Художественная литература, 1989.-542с.

14. Белый А. Начало века. Предисловие Каменева. JI.-M.: -В/О «Союзтеатр», 1990.-526с.

15. Белый А. Проблемы творчества: Статьи. Воспоминания. Публикации. М.: Советский писатель, 1988. -830с.

16. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. -525с

17. Берд Р. Вяч. Иванов и Советская Власть (1919-1929). Неизвестные материалы// Новое литературное обозрение.-1999. -№6.-С.305-331.

18. Бердяев H.A. Ивановские среды / Иванова JI.B. Воспоминания об отце. М.: Культура, 1992. -С.320-323

19. Бердяев H.A. Очарование отраженных культур//Буржуазные ведомости.-1916.-30 сентября.

20. Бердяев H.A. О Вячеславе Иванове / Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства.- Т.2.-М.: ИЧП «Лига», 1994.-С.328-332, 389-399.

21. Богомолов H.A. Вячеслав Иванов и Кузмин: К истории отношение//Вопросы литературы 1998 .-№1.с.226-242.

22. Блок A.A. Записные книжки 1901-1920 /Под ред. В.Орлова. М.: Худ. Литература, 1965.-663с.

23. Блок A.A. Об искусстве/ Сост. Долгополова Л.А. М.: Искусство, 1980.-503с.

24. Блок A.A. О литературе/ Вступ. ст. Максимова Д.Е. -М.: Худ. Литература, 1989.-478с.

25. Блок A.A. Собрание сочинений в 8 томах/ Под ред. В. Орлова.-Т5.- М.-Л.: Гослитиздат, 1962. -642с.

26. Блок A.A. Театр.-Л.: Советский писатель, 1981.-496с.

27. Брюсов В.Я. Среди стихов, 1894-1924. Манифесты. Статьи. Рецензии.-М.: Сов. Писатель, 1990.-714с.

28. Брюсов В.Я. Собрание сочинений. Т. 5. Статьи. Рецензии. Письма.-М: Худ. Литература, 1976.-С. 195-310.

29. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество/ Сост. С.М. Половинкин. М.: Русская книга, 1992-525с.

30. Васильев A.B. Сущность и эволюция богоискательства H.A. Бердяева: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1992.-18с.

31. Вехи сборник статей о русской интеллигенции .-М.: Междунар. Ассоциация деят. Культуры «Новое время», 1990 .-210с.

32. Вислова A.B. На грани игры и жизни (игра и театральность в художественной жизни России «серебряного века )//Вопросы философии. -1997 .-№12.-С.28-38.

33. Воспоминания о «серебряном веке»/Сост. В.Крейд. М.: Республика, 1993.-558с.

34. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М.: Республика, 1994. -367с.

35. Гальцева P.A. Очерки русской утопической мысли 20 века. М.: Рос АН ИНИОН, 1992.-204с.

36. Герасимов Ю.К. Неоконченная трагедия Вяч. Иванова «Ниобея» /Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома за 1980 год. Л., 1984. -С. 178-203.

37. Гиппиус З.Н. Живые лица: дневники. В 2 кн. Т. -Тбилиси, 1991. -397с.

38. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М.: Прогресс, 1994. -620с.

39. Григорьев А.Л. Русский модернизм в зарубежном литературоведении //Русская литература.- 1968.-№3.-С. 199-214.

40. Городецкий С.М. Жизнь неукротимая: Статьи, очерки, воспоминания / Сост. В.П. Енишерова. М.: Современник, 1984.-256с.

41. Городецкий С.М. Стихотворения и поэмы /Вст. ст. С.И. Мащинского. Л.: Советский писатель, 1974.-638с.

42. Давыдов Ю.Н. Две бездны два лица России. (О филос. сб. «Вехи» 1909 и «Из глубины» 1917) // Вопросы философии. - 1991. -№ 8. -С. 75-88.

43. Дешарт О. Введение /Вяч. Иванов собрание сочинений. Брюссель, 1971.-Т.1.-С.75-76.

44. Дологополов JI.K. На рубеже веков. О русской литературе конца 19 начала 20 века. -Л.: Сов. Писатель, 1977.-365с.

45. Донини А. Люди, идолы, боги. М.: Политиздат, 1966.-С. 149-154.

46. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений .Т.28.-кн.1 .-М.-Л.: Наука Ленинградское отд., 1986. -С.174-179.

47. Дуденков В.И. Критика буржуазного гуманизма и эстетизма в России рубежа 19-20 веков: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1985.-20с.

48. Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма / Отв. ред. С.Г. Бочаров. М.: Наука, 1989.-174с.

49. Жуков В.Н. Русская религиозная мысль конца 19 начала 20 века: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1992.-21с.

50. Зайцев Б. Литературные портреты: Вяч. Иванов //Знамя.-1989. -№10. -С.195-199.

51. Зелинский Ф.Ф. Сказочная древность Эллады / Сост. Г. Гусейнова. М.: Московский рабочий, 1993.-381с.

52. Зубарев Л.Д. Вячеслав Иванов в Театральном отделе Наркомпроса// Русская филология.8. Сборник научных трудов молодых филологов. -Тарту.: Изд. Тартусского универ., 1997.-С.127-133.

53. Зубарев Л.Д. Вячеслав Иванов и театральная реформа первых послевоенных лет//Начало. Сборник работ молодых ученых. Вып. IV. М.: Изд. МГУ, 1998. -С.184-216.

54. Иванов Вяч. И. Байронизм как событие русского духа / Вяч. И. Иванов. Родное и Вселенское. М.: Республика, 1994.-С.269-273.

55. Иванов Вяч. И. Борозды и межи. Опыты эстетические и критические. М.: Мусагет, 1916.-359с.

56. Иванов Вяч. И. Вагнер и диониеово действо / Вяч. И. Иванов. Родное и Вселенское. М.: Республика, 1994.-С.35-37.

57. Иванов Вяч. И. «В блистаньях студеных» Неизвестные стихотворения. Предисловие Г.В. Обатнина// Наше наследие.- 1992. -№25. -С. 79-81.

58. Иванов Вяч. И. Гете на рубеже двух столетий / Вяч. И. Иванов. Родное и Вселенское. М.: Республика, 1994.-С.236-269.63 .Иванов Вяч. И. «Голубой зверь»: воспоминания. Мемуары XX века // Звезда. 1995. -№ 2. -С. 192-207.

59. Иванов Вяч. И. Два лада русской души/ Вяч. И. Иванов. Родное и Вселенское. М.: Республика, 1994.-С. 373-377.

60. Иванов Вяч. И. Две стихии в современном символизме/ Вяч. И. Иванов. Родное и Вселенское. М.: Республика, 1994.-С. 143-170.

61. Иванов Вяч. И. Дионис и прадионисийство. СПб.: Алейтейя, 1994. -342с

62. Иванов Вяч. И. Достоевский и роман трагедия// Борозды и межи. - М.: Мусагет, 1916.-C.3-72.

63. Иванов Вяч. И. Живое придание/ Вяч. И. Иванов. Родное и Вселенское. -М.: Республика, 1994. -С.346-353.

64. Иванов Вяч. И. Заветы символизма/ Вяч. И. Иванов. Родное и Вселенское. -М.: Республика, 1994.-С. 180-191.

65. Иванов Вяч. И. Идея неприятия мира/ Родное и Вселенское. М.: Республика, 1994.-С.-51-60.

66. Иванов Вяч. И. Из книги «Кормчие звезды» Предисловие В. Рабиновича// Человек. 1992.-№2. -С. 185-189.

67. Иванов Вяч. И. Из римского дневника 1944 года. Стихи. Предисловие Н.В. Банникова. Антология поэзии «Серебряного века»// Русская речь.-1996.- №4. -С.24-34.

68. Иванов Вяч. И. Кризис индивидуализма/ Вяч. И. Иванов. Родное и Вселенское. М.: Республика, 1994. -С.18-26.

69. Иванов Вяч. И. Кручи/ Вяч. И. Иванов. Родное и Вселенское. М.: Республика, 1994.-С. 102-113.

70. Иванов Вяч. И. Кручи. Раздумье первое: о кризисе гуманизма. К морфологии современной культуры и психологии современности //Записки мечтателей. -1910. -№1 -С.114-120.

71. Иванов Вяч. И. Лев Толстой и культура/ Вяч. И. Иванов. Родное и Вселенское. М.: Республика, 1994. -С.273-282.

72. Иванов Вяч. И. Легион и соборность/ Вяч. И. Иванов. Родное и Вселенское. М.: Республика, 1994. -С.96-102.

73. Иванов Вяч. И. Лик и личины России. К исследованию идеологии Достоевского / Вяч. И. Иванов. Родное и Вселенское. М.: Республика, 1994. -С.312-337.

74. Иванов Вяч. И. Макиавеллизм и мазохизм/ Вяч. И. Иванов. Родное и Вселенское. М.: Республика, 1994. -С.381-384.

75. Иванов Вяч. И. Мысли о поэзии/ Вяч. И. Иванов. Родное и Вселенское.- М.: Республика? 1994. -С.218-236.

76. Иванов Вяч. И. Мысли о символизме/ Вяч. И. Иванов. Родное и Вселенское. -М.: Республика, 1994. -С.191-199.

77. Иванов Вяч. И. Наш язык / Вяч. И. Иванов. Родное и Вселенское. М.: Республика, 1994. -С.396-402.83 .Иванов Вяч. И. Ницше и Дионис/ Вяч. И. Иванов. Родное и Вселенское. -М.: Республика, 1994.-С.26-35.

78. Иванов Вяч. И. Новые маски//Весы.-1904.-№7.-С.2-5.

79. Иванов Вяч. И. О веселом ремесле и умном веселии/ Вяч. И. Иванов. Родное и Вселенское. М.: Республика, 1994.-С.60-73.

80. Иванов Вяч. И. О границах искусства/ Вяч. И. Иванов. Родное и Вселенское. -М.: Республика, 1994.-С.199-218.

81. Иванов Вяч. И. О русской идее / Вяч. И. Иванов. Родное и Вселенское. М.: Республика, 1994.-С.360-373.

82. Иванов Вяч. И. О русской идее//Дальний Восток. -1999. -№1. -С.227-242.

83. Вяч. Иванов. О многобожии (Из философского наследия поэта/ Предисловие к публикации Г. Карни// Новое литературное обозрение. -1994. -№10. -С.27-29.

84. Иванов Вяч. И. О поэзии Иннокентия Анненекого/ Вяч. И. Иванов. Родное и Вселенское. -М.: Республика, 1994.-С.170-180.

85. Иванов Вяч. И. Переписка из двух углов. Вячеслав Иванов и Михаил Гершезон / Вяч. И. Иванов. Родное и Вселенское. М.: Республика, 1994.-С.113-138.

86. Иванов Вяч. И. По звездам. Статьи и афоризмы. СПб.: Оры, 1909. -447с.

87. Иванов Вяч. И. Поэт и чернь/ Вяч. И. Иванов. Родное и Вселенское. М.: Республика, 1994. -С.138-143.

88. Иванов Вяч. И. Предчувствия и предвестия. Новая органическая эпоха и театр будущего/ Вяч. И. Иванов. Родное и Вселенское. М.: Республика, 1994.-С.37-51.

89. Иванов Вяч. И. Революция и народное самоопределение/ Вяч. И. Иванов. Родное и Вселенское. М.: Республика, 1994.-С.388-396.

90. Иванов Вяч. И. Религиозное дело Владимира Соловьева/ Вяч. И. Иванов. Родное и Вселенское. М.: Республика, 1994.-С.337-346.

91. Иванов Вяч. И. Речь на дипуте «Будущее поэзии» 27апреля 1920 года в Политехническом музее. Стенограмма//РГАЛИ.-Ф.225.-ОП. 1 .-№41.

92. Иванов Вяч. И. Родное и вселенское. Статьи (1914-1916). М.: Изд-во Г.А. Леман и С.И. Сахаров, 1917.-208с.

93. Иванов Вяч. И. Россия, Англия и Азия/ Вяч. И. Иванов. Родное и Вселенское. М.: Республика, 1994. -С.377-381.

94. ЮО.Иванов Вяч. И. Скрябин и дух революции/ Вяч. И. Иванов. Родное и Вселенское. М.: Республика, 1994. -С.384-388.

95. Иванов Вяч. И. Собрание сочинений/Под ред. Д.В. Иванова и О. Дешарт. Т1. -Брюссель: Жизнь с Богом, 1974. -420с.

96. Иванов Вяч. И. Собрание сочинений/Под ред. Д.В. Иванова и О. Дешарт. Т2. -Брюссель: Жизнь с Богом, 1974. -450с.

97. Иванов Вяч. И. Собрание сочинений/Под ред. Д.В. Иванова и О. Дешарт. Т3.-Брюссель: Жизнь с Богом, 1979.-429с.

98. Иванов Вяч. И. Собрание сочинений/Под ред. Д.В. Иванова и О. Дешарт. Т 4. -Брюссель: Жизнь с Богом, 1986. -430с.

99. Иванов Вяч. И. Старая или новая вера?/ Вяч. И. Иванов. Родное и Вселенское. М.: Республика, 1994. -С.353-360.

100. Иванов Вяч. И. Стихотворение и поэмы/ Предисл. С.С. Аверинцева Л.: Сов. Писатель, 1976.-558с.

101. Иванов Вяч. И. Ты еси/ Вяч. И. Иванов. Родное и Вселенское. М.: Республика, 1994. -С.91-96.

102. Иванов Вяч. И. Эллинская религия страдающего Бога / Эсхил. Трагедии в переводе Иванова Вяч. И. -М.: Наука, 1989. -С.307-350.

103. Иванов Вяч. И. Эллинство и мы/ Дионис и прадионисийство. СПб.: Алетейя, 1994. -С.341-342.

104. Иванов Вяч. И. Эпос Гомера. Вступительный очерк /Гомер. Иллиада. Одиссея. М., 1912.-е. 1-67.

105. Ю.Иванов Вяч. И. Эрос. СПб.: Оры, 1907. -86с.111 .Иванов Вяч. И. «Эрос» Из книги: Стихи. Предисловие и подготовка текста В. Петрова// Наше наследие. 1992. -№25. -С.82-83.

106. Иванов Вяч. И. и Э.К. Метнер. Переписка из двух миров// Вопросы литературы. -1994. -Вып.2. -С.307-346.

107. Иванова Л. В. Воспоминания об отце. М.: Культура, 1992. -С.311-320.

108. Из глубины: сборник статей о русской революции. М.: Изд. МГУ, 1990. -297с.

109. Исаев С.Г. Литературные маски серебряного века: На материале творческих исканий «старших» символистов//Филологические науки. -1997. -№1. -С.3-13.

110. История и культура античного мира: Сб. статей. АН СССР. Институт Археологии/ Отв. ред. М.М. Кобылина. М.: Наука, 1977. -231с.

111. История русского драматического театра: В 7 томах. Т. 7./Глав. Редактор Е.Г. Холодов. М. Искусство, 1987. -585с.

112. История русской драматургии второй половины 19 начала 20века (до 1917 года)/ Под ред. М.Ю. Лотман. Л.: Наука, 1987. -658с.

113. История русской литературы. В 4-х томах. Т. 4. Литература конца 19-начала 20 века/ Ред Н.И. Пруцков. Л.: Наука, 1983. -783с.

114. История русской музыки. В 10 томах. Т. 10: 1890-1917-е годы/ Редкол. Ю.В. Келдыш и др. М.: Музыка, 1997. -542с.

115. Каждан А.П. Религия и атеизм в древнем мире. М.: Изд. АН СССР, 1957. -С. 149-299.

116. Карпов H.A. В литературном болоте: Очерки нравов литературной богемы Петербурга начала века/ Публикация и примечания С. Шумихина// Независимая газета. -1999. -11 января.

117. Козырев А.П. Смысл любви в философии Владимира Соловьёва и гностические параллели// Вопросы философии. -1995. -№7. -С.59-78.

118. Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М.: Изобраз. Искусство, 1988. -160с.

119. Кондаков И.В., Корж Ю.В. «Дух музыки» в философии русского символизма// Общественные науки и современность. -1996. -№4. -С. 152-162.

120. Корецкая И.В. Русская литература и журналистика начала XX века: 19051917. Буржуазно-либеральные и модернистские издания. М.: Наука, 1984. -С. 15-87.

121. Корецкая И. В. Вяч. Иванов: метафора «арки»//Известия Рос. АН. Сер. Литературы и языка. -Т. 51,1992. -№2. -С.60-65.

122. Котрелев Н.В. Вяч. Иванов профессор Бакинского университета//Ученые записки Тартусского государственного университета. -1968. -Вып. 209. -С.326-339.

123. Кошелев В. Парадоксы мифологизации// Москва. -1993. -№7. -С.122-128.

124. Кружков Гр. «Мы двух теней скорбящая чета». Лондонский эпизод 1899 года по письмам Вяч. Иванова и Лидии Зиновьевой - Аннибал// Новое литературное обозрение. -2000. -№3 (43). -С.235-260.

125. Крылов Д.А. Эволюция философских взглядов С.Н. Булгакова: Автореф. дис. канд. филос. наук. Екатеринбург, 1995. -20с.

126. Кувакин В.А. Религиозная философия в России начала XX века. М.: Мысль, 1980. -309с.

127. Кузнецова O.A. Дискуссия о состоянии русского символизма в «Обществе ревнителей художественного слова». (Обсуждение доклада Вяч. Иванова)// Русская литература. -1990. -№l. -С.200-207.

128. Кутлунин А.Г., Малышев М.А. Эстетизм как способ понимания жизни в философии Ницше// Философские науки. -1990. -№9. -С.67-76.

129. Лавлинский Л. «Золотой список» и серебряный век: Опыт субъективного жанра// Литературное обозрение. -1994. -№9-10. -С.23-32.

130. Лаврова A.A. Критика разума как критика языка: философско-лингвистические аспекты творчества Ф. Ницше// Вестник Московского университета. Сер.7, Философия. -1997. -№2. -С.58-72.

131. Ласковая М.П. Богоискательство и богостроительство прежде и теперь. -М.: Московский рабочий, 1976. -136с.

132. Литературно-эстетические концепции России конца XIX начала XX века. -М.: Наука, 1975. -414с.

133. Лосев А.Ф.Античная мифология в её историческом развитии. М.: Учпедгиз, 1957. -620с.

134. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Наука, 1993. -С.8-99.

135. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура/Вступит, ст. A.A. Тахо-Годи -М.: Политиздат, 1991.-524с.

136. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991. -480с.

137. Лукач Й. Пути богов. К типологии религий, предшествовавших христианству. М.: Политиздат, 1984. -248с.

138. Максимов Д.Е. Русские поэты начала века: Очерки. Л.: Сов. Писатель, 1986. -408с.

139. Мандельштам О.Э. Скрябин и христианство. Вступительная ст. А.Г. Меца// Русская литература. -1991. -№1. -С.64-78.

140. Мануйлов В. О Вячеславе Иванове// Иванова JI. В. Воспоминания об отце. -М.: Культура, 1992. -С.331-352.

141. Медынский Г.А. Религиозные влияния в русской литературе. М.: Воинственный безбожник, 1933. -С.85-127.

142. Мейер A.A. Религиозный смысл мессианизма: Петербургское Религиозно-философское общество: (Из философского наследия)/ Публикация и примечания Е.С. ПолищукаУ/Вопрсы философии. -1992. -№7. -С. 102-115.

143. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. -С.221-222.

144. Менталинский В. Осколки Серебряного века// Новый мир. -1998. -№5. -402 с.

145. Мережковский Д.С. Атлантида Европа: тайна Запада. - М.: Русская книга, 1992.-411с.

146. Мережковский Д.С. Избранные литературно-критические статьи/Сост. С.Н. Поварцов. М.: Книжная палата, 1991. -351с.

147. Мережковский Д.С. Больная Россия: Избранное. Л.: ЛГУ, 1991. -267с.

148. Мережковский Д.С. В тихом омуте.: Статьи и исследования разных лет. -М.: Сов. Писатель, 1991. -489с.

149. Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Уроки античной культуры. Обнинск.: Титул, 1996.-335С.

150. Мифология древнего мира: Сб. статей. Перев. с англ. /Отв. ред. В.А. Якобсон. М. Наука, 1977. -455с.

151. Мифы Древней Греции/ Сост. И.С. Яворская. Л.: Лениздат, 1990. -365с.

152. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. Гл. ред. С.А. Токарев. 3-е изд. -М.: Энциклопедия, 1998. Т. 1. -671с.

153. Муронов A.A. Русская идея: Проблемы, суждения// Вестник Московского Университета. Серия 18. Социология и политология. 1998. -№3. -С.104-111.

154. Москвина И.Н. Критика философско этетических взглядов деятелей «нового религиозного сознания» - Д.С. Мережковский, H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков: Автореф. дис. канд. филос. наук. - JL, 1989. -17с.

155. Мусатов В.В. «Вячеслав Великолепный» Жизнь и творчество Вячеслава Иванова// Литература в школе. -1998. -№7. С.36-47.

156. Найман А. Рассказы об Анне Ахматове. Из кн. «конец первой половины XX века». М.: Худ. Литература, 1989. -С.91-93.

157. Нейхард А. Происхождение креста. М.: Советская Россия, 1975. -56с.

158. Неосуществленный замысел Вяч.Иванова. (Публикация М.Д. Эльзона)// Русская литература. -1993. -№2. -С.193-195.

159. Ницше Ф. Рождение трагедии или эллинство и варварство/ Ницше Ф. Соч. в 2-х томах.- Т.1. Сост. и вступ. ст. К.А. Свасьяна.-М. Мысль, 1990. -С.57-157.

160. Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Повесть. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999.-384с.

161. Носов A.A. От «Соловьевских обедов» к религиозно-философскому обществу// Вопросы философии. -1999. -№6. -С. 85-98.

162. Памяти Вячеслава Иванова: Статьи из парижского журнала «Возрождение», 1949.-№5//Литературная газета. -1991. -№34. -С.11.

163. Патрушев А.И. Жизнь и драма Фридриха Ницше// Новая и новейшая история. -1993. -№5. -С. 120-152.

164. Письма Вяч.Иванова В.А. Меркурьевой (вступительная заметка, публикация и прим. К.Г. Петросова)// Русская литература. -1991. -№1. -С. 176180.

165. Плеханов Г.В. Искусство: Сборник статей /Вступ. ст. JI. Аксельрод-Ортодокс, В. Фриче. -М.: Новая Москва, 1922. -215с.

166. Попкова J1. Хроника звездной дружбы: Ф. Ницше и Р. Вагнер// Философские науки. -1990. -№20. -С. 19-20.

167. Поспеловский Д.В. Православная церковь в истории Руси, России и СССР. М.: ВЛАДОС, 1996. -408с.

168. Проблемы античной истории и культуры. Доклады XIV Международной конференции античников. Ереван: Изд. АН АрмССР, 1979. -507с.

169. Проблемы античной культуры. Сб. статей/ Отв. ред.Г.А.Кошеленко. М.: Наука. АН СССР Инст-т археологии, 1981. -287с.

170. Религия и атеизм Древней Греции. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1956. -41с.

171. Римшнейдер М. От Олимпии до Ниневии во времена Гомера/ Послесл. А. Нейхардта. М.: Наука, 1977. -165с.181 .Родина Т.М. О драматургии символистов// Театральная жизнь. -1992. -№2. -С.26-31.

172. Розанов В.В. Люди лунного света: Метафизика христианства. М.: Дружба народов, 1990. -297с.

173. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. — М.: Республика, 1992. -399с.

174. Розенталь Л.В. Свидетельские показания любителя стихов начала XX века./ Послесловие А. Новосова.// Новый мир. -1999. -№1. -С.137-165.

175. Роцинский C.B. Истоки, расцвет и трагедия философии «серебряного века».// Социально-политический журнал. -1997. -№6. -С.80-97.

176. Русская идея. Сб. статей./ Сост. А. Маслин. М.: Республика, 1992. -494с.

177. Русская литература конца XIX начала XX века (девяностые годы)/ Ред. коллег. Б.А. Бялик и др. М.: Наука, 1968. -С.189-212.

178. Русская литература конца XIX начала XX века (1901-1907)/ Ред. коллег. Б.А. Бялик и др. М.: Наука, 1971. -С.229-547.

179. Русская литература конца XIX начала XX века (1908-1917)/ Ред. коллег. Б.А. Бялик и др. М.: Наука, 1972. -С.288-291с.

180. Русская народная драма XVII-XX веков. Тексты пьес и описание представлений. /Вступ. ст. П.Н. Беркова. М.: Искусство, 1953. -355с.

181. Русская поэзия «серебряного века», 1890-1917. Антология./ Сост. И. Богдасарян и др. М.: Наука, 1993. -782с.

182. Русский театр и драматургия начала XX века. Сб. научных трудов./ Редкол.

183. A.A. Нинов и др. Л.: ЛГИТМИК, 1984. -154с.

184. Русский эрос, или Философия любви в России. М.: Прогресс, 1991. -443с.

185. Савельев С.Н. Идейное банкротство богоискательства в России в начале XX века. Л.: Изд. ЛГУ, 1987. -184с.

186. Свинцов В. Вера и неверие: Достоевский, Толстой, Чехов и другие// Вопросы литературы. -1998. -№5. -С. 176-207.

187. Символисты о символизме: Стенограмма публичного выступления на «Диспуте о современной литературе» в конце января 1914 года// Заветы. -1914. -№2. -С81-82.

188. Скворцов A.A. Достоевский и Ницше о Боге и безбожии / Предисловие

189. B.Н. Шердакова// Октябрь. -1996. -№11. -С.142-154.

190. Сорокин П. А. Таинственная энергия любви// Социологические исследования. -1991. -№9. -С. 144-158.

191. Стахорский C.B. Вяч. Иванов и русская театральная культура начала XX века. Лекции. М.: ГИТИС, 1991. -102с.

192. Степун Ф. Вячеслав Иванов/Иванова Л.В. Воспоминания об отце. М.: Культура, 1992.-С.371-389.

193. Стучевский И. А. Восточные корни мифа о Христе.- М.: Восточная литература, 1958.-61с.

194. Тарланов Е.З. Социальный тип дилетанта в литературной жизни рубежа веков и зарождения русского модернизма//Русская литература. -1998. -№3.1. C.43-56.

195. Тибанова A.M. Критика религиозно-идеалистической эстетики веховцев: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1971. -21с.

196. Тихолаз А.Г. Жизненная драма русской идеи// Философская и социологическая мысль. -1991. №3. -С.116-122.

197. Токарев С. А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. -620с.

198. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1986. -575с.

199. Толмачев В.М. Саламандра в огне. Вступ. статья к кн. Вяч. И. Иванов. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. -С.3-14.

200. Фирсов С.Л. Православная церковь и Российское государство в 1907-1917 годах: социальные и политические проблемы: Автореф. дис. канд. филос. наук. -М., 1997. -47с.

201. Флоренский П.А. Собрание сочинений. Т.2. У водораздела мысли. /Вступ. ст. С.С. Хоружего. М.: Правда, 1990. -446с.

202. О.Фоминых Е.В. Проекты церковных преобразований в России в начале XX века: Автореф. дис. канд. филос. наук. Л., 1987.-20с.

203. Фрезер Дж. Дж. Золотая ветвь. Исследования магии и религии. М.: Политиздат, 1986.-С.362-368.

204. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Наука, 1978. -С.96-98.

205. Фридлендер Г.М. «Шестое чувство»: Из истории литературно-общественных настроений 1910-х годов.// Русская литература. -1992. -№2. -С.28-41.

206. Харджиев Н.И. Две эпиграммы Вяч. Иванова// Русская речь. -1989. -№5. -С.27-29.

207. Ходоров А. Между религией и революцией: духовные искания русской интеллигенции Серебряного века// Общественные науки и современность. -2000. -№1. -С. 151-162.

208. Хрестоматия по истории философии (русская философия): Учебное пособие для вузов. В 3-х частях. Ч.З. М.: ВЛАДОС. -1997. -612с.

209. Цвик И.Я. Религия и декадентство в России. Кишинёв: Штиинца, 1985. -190с.

210. Церен Э. Лунный бог. /Предисл. А. Нейхардта. М.: Наука, 1976. -381с.

211. Цибукидис Д. И. Древняя Греция и Восток. М.: Наука, 1981. -253с. 220.Чарный М. Неожиданная встреча (Вячеслав Иванов в Риме)// Вопросы литературы. -1966. -№3. -С. 194-199.

212. Чулков Г. Покрывало Изиды. /Послесл. Вяч. Иванова.- М.: Факелы, 1909,-209с.

213. Чужов Г. Судьба России. Пг.: Золотое руно. -1916. -45с.

214. Шапошников JI.E. Критика апологии православия в «философии всеединства» : Автореф. дис. канд. филос. наук. Киев, 1987.-21с.

215. Шестов JI. Вячеслав Великолепный. К характеристике русского упадничества// Русская мысль. -1916. -№10. -С.80-110.

216. Шиманская О.Н. Социальная проблематика в Петербургских религиозно-философских собраниях 1901-1903 годы и современное им православное богословие: Автореф. дис. канд. филос. наук. СПб., 1995.-16с.

217. Шишкин А.Б. К истории поэмы «Человек»// Изв. Рос. АН. Сер. литература и язык. -1992. -Т.51. -№2. -С.47-59.

218. Штаерман Е.М. Кризис античной культуры. М.: Наука, 1975. -182с. 228.Эли аде М. Космос и история. - М.: Прогресс, 1987. -312с.

219. Эрн В.Ф. Сочинения/ Сост. Н.В. Котрелева, Е.В. Антонова. М.: Правда, 1991.-С. 124-523.

220. Эсхил. Трагедии в переводе Вяч. Иванова. М.: Наука, 1989. -589с.231 .Эткинд А. Единство «серебряного века»: (о русской литературе конца XIXначала XX веков)// Звезда. -1989. -№12. -С.185-194.

221. Юнг К.Г. Душа и миф: Шесть архетипов. Киев: Гос. Библиотека. -1996. -С 38-202.

222. Юрьева З.О. Андрей Белый: преображение жизни и теургия// Русская литература. -1993. -С. 193-195.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.