Идея автономии Корнелиуса Касториадиса как проект альтернативного развития современного общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.01, кандидат наук Нежельская, Ирина Владимировна
- Специальность ВАК РФ23.00.01
- Количество страниц 138
Оглавление диссертации кандидат наук Нежельская, Ирина Владимировна
Содержание
Введение
Глава 1: Теоретические и практические источники и основания проекта автономии
1.1. Идея революции и революционной справедливости
1.2. Идея альтернативности (критика Маркса и марксизма)
1.3. Новые основания левого движения
1.4. Критика практического основания реального капитализма и
социализма
Глава 2: Основные концепции и идеи альтернативного развития общества
2.1. Этические основания выбора левой идеи и теория автономии
2.2. Человек и идея освобождения
2.3. Praxis
2.4. Революционный проект и политическое действие
Глава 3: Автономия как проект
3.1. Автономии как проект: истоки
3.2. Автономия versus гетерономия
3.3. Образ автономного человека
3.4. Автономное общество
3.5. Проект автономии и система демократии
3.6. Оценки и трансформации проекта автономии
3.7. Альтернативная природа проекта автономии
Заключение
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК
Жан-Поль Сартр и леворадикальное движение во Франции 1950 - 1970-х гг.2003 год, кандидат исторических наук Сидоров, Андрей Николаевич
Теория и практика в философии Даниэля Бенсаида2016 год, кандидат наук Артемьева, Мария Александровна
Понятие «революционная практика» в философии неомарксизма2019 год, кандидат наук Шулико Георгий Андреевич
Эволюция социально-философских концепций М. Фуко и К. Касториадиса2009 год, кандидат философских наук Гашков, Сергей Александрович
Понятие «революционная практика» в философии неомарксизма2021 год, кандидат наук Шулико Георгий Андреевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идея автономии Корнелиуса Касториадиса как проект альтернативного развития современного общества»
Введение:
Актуальность работы.
Научный интерес к политическим аспектам проблемы альтернативности исторического развития обусловлен прежде всего современной политической ситуацией: распад биполярного мира, экономические и политические последствия глобализации и роста идентификационных требований, выход на политическую арену новых акторов, поиск путей и форм политического действия в этих условиях. Социалистический путь не оправдал возлагавшихся на него ожиданий, но и развитие общества по капиталистическому типу также исполнено проблем и разрывов. При этом разрушение противоборства капиталистической и социалистической моделей развития привело к появлению нового мира, пребывающего в иллюзии справедливого превосходства победившей системы, но не сняло с повестки дня идею перспективы «другого мира».
Современный интерес к изучаемым в диссертационном исследовании вопросам вызван потребностью в осмыслении и выработке подходов к оценке многофакторной политической динамики нашего времени, требующей отказа от линейно-прогрессистских представлений. Именно этими факторами и обусловлена актуализация проблемы, поставленной несколько десятилетий назад, когда проявились первые нарушения социальной структуры классического капитализма. В 50-60-е годы прошлого столетия расширяется поле поиска форм радикальной трансформации общественных структур. Это происходит не только в результате критики буржуазного общества, но и вследствие широкого доступа к информации о мировом разнообразии форм и специфик общественного развития, перехода к научному и политическому плюрализму. В этот период соединение идеи альтернативности общественного развития и концепции плюрализма истории позволило заново поставить проблему эмансипации человека,
осуществить поиск новых схем организации общества. Идея альтернативности общественного развития объединила в себе критику истории, стремление к эмансипации, проблему выбора путей развития, свободы воли и действия отдельного человека.
Исследование проблемы альтернативности общественного развития и ее политических следствий дает возможность по-новому взглянуть на значение и пути развития современного демократического проекта, дать обстоятельную оценку состоянию демократических институтов, пересмотреть систему отношений между индивидом и властью, роль и значение государства, пределы власти, статус меньшинств и т.п.. Проект автономии К. Касториадиса представляет собой яркий пример попытки ответа на эти вопросы, будучи не только реакцией на вызовы своего времени, но также и на вопросы, актуальные и по сей день, такие, как возможность и реальность подлинной трансформации общественных структур; изменение отношения между обществом и его институтами; роль и облик левой мысли и движения; субъектность и эмансипация; политическое участие и апатия; проблемы развития демократии. Ведь вопросы, столь остро поставленные в середине прошлого века, остаются неразрешенными и сегодня. Поэтому сегодня, как никогда, актуальной является центральная идея политико-философской мысли К. Касториадиса, заключающаяся в том, что мир не надо интерпретировать, его необходимо изменить.
Степень разработанности темы исследования.
Несмотря на то, что уровень интереса к французской послевоенной философии крайне высок, а ее тематика стала объектом многих исследований, в отечественной политической философии по-прежнему остаются мыслители и темы, освещение которых следует признать недостаточным. К ним в особенности можно отнести творчество Корнелиуса Касториадиса, чей проект автономии является фактически не изученным в отечественной политической науке.
Для западных исследователей фигура Касториадиса заметна и значима, он хорошо известен как политический философ и один из основателей группы и журнала «Социализм или варварство». Сфера интересов Касториадиса была весьма широка, поэтому и исследование его творчества проходит в самых разных областях научного знания от экономики до социальной и политической философии, истории политических учений. Нас прежде всего будут интересовать работы, связанные с анализом проекта автономии Касториадиса и истоков этого проекта. Среди западных исследований, на которые опирается данная диссертация, следует указать работы Ж. Бусино, Ж. Давида, В. Декомба, Б. Канези, Ф. Комьера, Ж.-Л. Пра, Н. Пуарье, Ю. Хабермаса1. Необходимо также отметить публикации белорусских исследователей О.Ф. Оришевой и В. Фурса .
В отечественной науке попыток исследования проекта автономии Касториадиса как самостоятельного политического проекта не предпринималось, по нашему мнению, в силу господства «единственно верной» идеологии марксизма-ленинизма. Интерес к Касториадису, как правило, ограничивается рамками изучения движения «новых левых», как, это сделано в работах С.Г. Айвазовой, Э.Я. Баталова, С.И. Великовского, Ю.Н. Давыдова, Ю.А. Замошкина, Н.В. Мотрошиловой, К.Г. Мяло, Е.А.
-а
Самарской, А.Л. Семенова, М.А. Хевеши . Отдельного внимания
1 «Autonomie et autotransformation de la sosiété. La philosophie militante de Cornélius Castoriadis» (G.Busino éd.), Genève, Droz, 1989; Gérard David «Cornélius Castoriadis, le projet d'autonomie», éd. Michalon, 2000; Декомб В. «Современная французская философия». М.:2000; Кенези Б. «Идеология «новых левых». М.:1977; Comiére Ph. «Castoriadis: Le projet d'autonomie». Paris, 2007; J.-L. Prat «Introduction à Castoriadis», Paris, 2007; Nicolas Poirier «L'ontologie politique de Castoriadis», Parution, 2011; Nicolas Poirier «L'Imaginaire Radical», Paris, 2007; Хабермас Ю. «Философский дискурс о модерне». M., 2003.
2 Оришева О.Ф. «Политическое измерение социальной теории в постмарксизме». - Минск, 2007; Фуре В. «Динамическая концепция социального в философии К. Касториадиса» // «Докса», Вып. 8. Греческая традиция в современной культуре. - Одесса, 2005.
3 Айвазова С.Г. «Левый радикализм в идейно-политической жизни Франции». - М., 1986; Баталов Э.Я. «Философия бунта. Критика идеологии левого радикализма». - M., 1973; Баталов Э.Я. «Воображение и революция» // Журнал «Вопросы философии». - M., 1972,- №1. - С.68-80; Баталов Э.Я. «Новые левые» и Герберт Маркузе». - M., 1970; Давыдов Ю.Н. «Эстетика нигилизма (искусство и "новые левые")». - М., 1985; Замошкин Ю.А., Мотрошилова Н.В. «"Новые левые", их мысли и настроения» // Вопросы философии. - М., 1971. - №4; Мяло К.Г. «Под знаменем бунта». - M., 1985; Самарская Е.А. «Подъем и упадок индустриального социализма». - М.: ИФ РАН, 2007; Самарская Е.А. «Современные левые в поисках субъекта освободительного движения» // «Актуальная социал-демократия в XXI веке»: сб. науч. тр. - М.: Ключ-С, 2009; Самарская Е.А. «Социализм в перспективе постиндустриализма». - М.: УРСС, 1999; Семенов А.Л. «Левое студенческое движение во Франции (1956-1968)». - М., 1974; Хевеши М.А.
заслуживают современные изыскания A.C. Сидорова и С.А. Гашкова4. После выхода на русском языке книги Касториадиса «Воображаемое установление общества»5 в Интернете появился ряд рецензий (С. Земляной, В. Мазин, И. Нилов).
Нацеленность на радикальные преобразования и собственно проект автономии изучает Ж. Бусино путем рассмотрения представлений Касториадиса о роли бюрократии и его критики марксизма. Подробнейший анализ проекта автономии и оценка его значения в творчестве Касториадиса дается в работе Ж. Давида, чье отношение к проекту крайне благожелательно, и особое внимание уделяется антропологическим изменениям, выявленным Касториадисом. Исходя из справедливого заключения о воспитательном потенциале проекта и его важности в рамках развития идеи свободы, автор исследования делает вывод о высокой значимости творчества Касториадиса для развития демократии, но при этом его роль в развитии левого движения, к сожалению, опущена. О.Ф. Оришева осуществляет компаративный анализ проектов Касториадиса, Ш. Муфф и Э. Лаклау, справедливо отмечая и оценивая их значение для возобновления антисистемного движения, подчеркивая, что они являются постмарксистскими. В обстоятельной работе венгерского исследователя Белы Кенези представлен широкий описательный материал о движении «новых левых». Н. Пуарье исследует политическую мысль Касториадиса, его концепцию новой онтологии, а также сопоставляет творчество Касториадиса и К. Лефора. Ф. Комьера анализирует теорию автономии как альтернативу системе властных отношений, обращая внимание на ее особое значение для возможности построения более открытой жизни. Ж.-Л. Пра, как и другие, описывает интеллектуальную биографию Касториадиса, разбирает его представления о трансформации общественных структур и современной
«Антикапиталистический бунт «новых левых» // «От Абсолюта свободы к романтике равенства (из истории политической философии)». - М., 1994.
4 Сидоров A.C. «Жан-Поль Сартр и либертарный социализм во Франции (50-60-е гг. XX в.)». - Иркутск: 2006; Гашков С.А. «Эволюция социально-философских концепций М. Фуко и К. Касториадиса». Дисс. раб. -СПб., 2009.
5 Касториадис К. «Воображаемое установление общества». - М., 2003.
демократии, отмечает его значительное влияние на французских интеллектуалов и дает интересную интерпретацию развития его представлений о демократии, но аргументированно подчеркивает необоснованность самого проекта.
В отечественной науке начало интенсивному изучению «новых левых» положили работы С.Г. Айвазовой, Э.Я. Баталова, С.И. Великовского, Ю.Н. Давыдова, Ю.А. Замошкина, Н.В. Мотрошиловой, К.Г. Мяло, А.Л. Семенова. Большинство этих исследований были проведены в советское время, поэтому при всей значимости их выводов относительно прояснения истоков, методов, основных направлений развития движения «новых левых» они имеют и определенную идеологическую окраску. Авторы этих исследований видели в «новых левых» современное антииндустриальное движение, имеющее в своей основе искажение марксизма, но, тем не менее, оказавшее большое влияние на студенческие бунты 1968 г. Отдельно необходимо отметить серию работ Э.Я. Баталова, последовательно изучавшего «новых левых» и обозначившего соотношение революции и утопии в современных трактовках. Е.А. Самарская обращается к постиндустриальным левым в серии работ, проясняющих эволюцию левого движения и новый образ организации производства, исследует интерпретацию рациональности Касториадиса, показывает развитие понимания им общественной структуры и ее творца субъекта. Работы М.А. Хевеши посвящены изучению социальных и экономических предпосылок происхождения «новых левых». А.Н. Сидоров в исследовании группы и журнала «Социализм или варварство» представляет подробный анализ как истории группы, так и эволюции идеи, а также сопоставляет идеи Касториадиса и К. Лефора. С.А. Гашков дает компаративный анализ социальной философии М. Фуко и Касториадиса, представляя философию Касториадиса как часть наследия постструктурализма.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования данной работы является проблема альтернативного развития современного общества
в связи с идеей автономии Касториадиса, выявление отправных точек концепции автономии как политического проекта, а также путей ее трансформации.
Предметом нашего исследования является политическая концепция автономии Корнелиуса Касториадиса, взятая в контексте осмысления поля альтернативности общественного развития с учетом трансформации современных общественных структур.
Цель настоящего исследования заключается в развитии и конкретизации идеи автономии как проекта альтернативного развития современных общественных структур на основании текстологического и контекстуального анализа творчества Касториадиса.
Поставленная цель определяет следующие исследовательские задачи:
- проследить истоки и генезис концепции автономии, проанализировать различные ее интерпретации и дать им критическую оценку;
- показать взаимосвязь проекта автономии с идеей альтернативности исторического развития;
- рассмотреть смысловые модификации центральной политической категории - категории свободы - в контексте проекта автономии Касториадиса;
- определить место теории автономии Касториадиса в политической концепции французских «новых левых» и — шире - современной французской политической мысли.
Для решения поставленных задач был применен ряд теоретико-методологических приемов. Метод исторической реконструкции концепции Касториадиса стал методологической основой работы. Используется метод идеологической герменевтики, позволяющий рассматривать творчество французского исследователя как принадлежащее обширному движению «новых левых» и постмарксистам. Кроме того, историко-логическая реконструкция материала дала возможность уделить особое внимание историческому контексту, что позволило выявить
предпосылки создания и прояснить специфику появления идей. Использование этих методов дало возможность из разрозненного объяснения сложить целостное представление об истоках создания и путях трансформации идеи автономии, а также в целом о генезисе мировоззрения Касториадиса.
Теоретические источники. Ключевым и представляющим наибольший интерес для данного диссертационного исследования произведением Касториадиса является его программное сочинение «Воображаемое установление общества». Также безусловную значимость для диссертации имеет его труд «Перекрестки лабиринта». Кроме того, серьезную исследовательскую ценность представляет собрание разного рода статей и программных выступлений Касториадиса на конференциях.
Важным материалом для исследования послужили также труды, освещающие исторический и философский контекст появления тех или иных представлений. Это исследования по истории французской послевоенной философии (Р. Арон, М.А. Грецкий, В. Декомб), а также широкий круг работ послевоенных французских философов, пытавшихся в схожих условиях ответить на одни и те же вопросы (Р. Арон, Л. Альтюссер, Э. Балибар, Р. Гароди, А. Камю, А. Лефевр, К. Лефор, М. Мерло-Понти, А. Рено, А. Реймон, Н. Пулантзас, Ж.-П. Сартр и др.). Кроме того, рассматривались работы исследователей движения «новых левых», о которых было сказано выше. Особый интерес и значимость представляют труды «властителей дум» Касториадиса, таких как Т. Адорно, А. Грамши, Д. Лукач, К. Маркс, Г. Маркузе, Л. Троцкий, 3. Фрейд, Э. Фромм.
Научная новизна работы. В данном текстологическом, контекстуальном и компаративном исследовании делается попытка осветить историю, предпосылки и основные положения проекта автономии, проанализировать теоретические и практические основы всей политико-философской мысли Касториадиса с учетом влияния исторического контекста и в развитии идей. В этой связи:
- дается анализ теоретических предпосылок проекта автономии в контексте влияния на него идей Маркса и его последователей, JI. Троцкого, Д. Лукача, А. Грамши, а также «новых левых».
- обстоятельно рассматривается влияние исторического момента, личной судьбы Касториадиса, движения «новых левых» и интеллектуального окружения на политические воззрения Касториадиса. Возникновение проекта автономии выводится из анализа феномена революции, революционного действия и praxis'а.
- определены структура и смысл проекта автономии, его место и значение в теории и истории политической мысли, местоположение в идеологическом поле.
- выделена и прояснена роль утопии и антиутопии в рамках представлений об автономной альтернативе.
Положения, выносимые на защиту.
• Концепция автономии Касториадиса опирается на идущее от «Капитала» Маркса представление о том, что автономия должна способствовать преодолению негативных законов и тенденций капиталистической системы, а также учитывает представления А. Грамши, для которого идея автономии является центральной в анализе ступеней эволюции рабочего класса, его организации и идеологии, также он применяет ее в анализе современных революций. Специфику подхода Касториадиса, автор диссертации усматривает в том, что идея автономии - это возможность ответственного и свободного законотворчества, самовыражения, а также множественности вариантов и перспектив.
• Анализ текстов Касториадиса показывает тематическую взаимосвязь проекта автономии с идеей альтернативы. Она заключается в том, что формирование проекта автономии возможно только на основе новой политической онтологии, в центре которой представление о
поливариантности процесса общественного развития. Кроме того переход от принципа каузального объяснения к герменевтическому принципу понимания в познании дает возможность не только понять и исследовать целый пласт проблем, связанных с функционированием наличествующих общественных структур, но и намечает нетривиальные пути разрешения объективно сложившихся конфликтов на основе развития общественного участия и понимания необходимости самоограничения;
• В политической науке второй половины XX в. категории автономии, свободы и альтернативности являются взаимоконституирующими, что свидетельствует об отказе от статичных характеристик этих политических категорий. Дискурс автономии пересекается с дискурсом свободы, где альтернативность является возможностью реализации как одной категории, так и другой. Мотив освобождения человека в проекте автономии становится идеей реализации стремления к господству человека над самим собой без постоянной оглядки на власть авторитета.
• Автономный проект Касториадиса - это классический образец политической мысли «новых левых», поскольку он нацелен на радикальную трансформацию реальности на базе преодоления отчуждения в мире и на широкую эмансипацию человека. Ставя во главу угла своей концепции раскрытие значения автономного субъекта и радикальной демократии для революционного проекта, он переосмысливает появление социалистической революции и социалистического вектора развития. Проект автономии - это возможность развития для нового антисистемного движения, имеющего социалистические корни, но одновременно опирающегося на демократические принципы. Нам представляется, что в процессе развития и трансформации мысли Касториадиса его проект стал постмарксистским. В целом политическая теория Касториадиса -
нацелена на формирование нового левого радикального дискурса, который признает марксизм только из-за его преобразовательного потенциала, но не принимает его ни в качестве теории, ни в качестве метода.
Глава 1:
Теоретические и практические источники и основания проекта
автономии
Одной из основных идей политической науки является возможность трансформации общественных структур и изменение роли человека в их развитии. На пути продвижения этой идеи в настоящее время особенно важным оказывается изучение проектов альтернативного развития общества и эмансипации человека. На этом фоне Касториадис предстает одной из наиболее ярких и значимых фигур, поскольку центральная проблема его творчества - рассмотрение возможных способов реализации проекта автономии. Если не брать во внимание Аристотеля, в политической и философской мысли категория автономии имеет две отправные точки. Первая - этические представления Канта, давшие начало практике правого исследования автономии, и вторая - творчество Маркса как основа левых представлений о ней, определяющих для Касториадиса, а следовательно, ключевых для нашего исследования.
В этой главе мы попытаемся проследить истоки возникновения проекта автономии и его основания у Касториадиса и то, каким образом в его методологическом и идейном инструментарии оказались тесно переплетены теоретические разработки таких разнородных авторов, как Платон, Маркс, Троцкий, Фрейд, а также различные интерпретации этих разработок у представителей движения «новых левых» и фрейдомарксистов. Необходимо показать, как на базе политических теорий, имеющих целью освобождение человека и радикальное преобразование социальных структур, Касториадис постепенно разрабатывает проект автономии, и на основании критики «реально-рационального» в истории, обществе и человеке он приходит не только к созданию своего проекта, но и к осмыслению моральной и исторической необходимости его реализации.
Под влиянием общемировой волны эмансипации и увлечения левой идеей Касториадис обращается к коммунизму, но вскоре переходит от него к троцкизму, который становится определяющим воззрением в более поздний период. В дальнейшем, разочаровавшись в троцкизме, в рамках его критики Касториадис приходит к изучению и анализу наследия Маркса, - работе, которая его захватывает и которой он занимается до конца жизни. Среди множества трудов по исследованию творчества Маркса наиболее близкими Касториадису оказываются работы Лукача и Грамши, с которыми его исследования объединяет как общий вектор их изысканий, так и само отношение к марксизму. Особо следует отметить значительное влияние идей Фрейда на творчество Касториадиса, метода психоанализа и особенно фрейдомарксизма, давших толчок для нового витка его исследований. Касториадис был философом-одиночкой и не участвовал в работе политических движений (за исключением сотрудничества в группе «Социализм или варварство»), тем не менее его анализ в 50-60-е гг. впоследствии окажется вписанным в рамки движения «новых левых» (анализ именно этого периода и станет предметом нашего рассмотрения, т.к. тогда был сформирован проект автономии), в дальнейшем его идеи трансформировались и стали близки постмарксизму.
Касториадис имел весьма широкий круг интересов - от философии до экономики, но в любой сфере в своих рассуждениях он делал упор на политические проблемы и именно их пытался решить, видя свою главную задачу в разоблачении функционирующей системы общественной иерархии с отчуждением социальных слоев и критики ее идейных оснований.
1.1. Идея революции и революционной справедливости
Первым шагом на пути становления Касториадиса как независимого и неповторимого политического мыслителя явилось восприятие им идей, почерпнутых в троцкистских группировках того времени. Троцкисты представляли собой сильную организацию, противостоящую советским
коммунистам и ведущую независимую политическую борьбу, нацеленную на революцию по всему миру, но оказавшуюся после окончания войны на перепутье. Касториадис, увлеченный коммунизмом, еще в юности в Афинах понял, что при бюрократической организации деятельность коммунистической партии носит не революционный, а шовинистический характер. После неудачной попытки реформирования своей ячейки он порывает с молодыми коммунистами и присоединяется к радикальной троцкистской группе под руководством Спироса Стиноса. Касториадис, как и множество марксистов по всему миру, обретает в идеях Троцкого альтернативу большевизму коммунистической партии.
Троцкизм многое дал Касториадису, открыв ему для начала возможность организации коммунистической партии, не похожей на партии стран реального социализма, т.е. нацеленной на перспективу реализации марксизма в отличие от бюрократизации социалистических стран. Касториадис заимствует из троцкизма позицию критики бюрократизации; представление о политике как о классовой борьбе, ставшее одним из объединяющих оснований левой мысли; представление о русской революции как о бесспорно передовом и положительном событии, но чьи завоевания были искажены и уничтожены; критику большевистской партии как тоталитарной, а также псевдосоциалистического общества СССР, идею рабочего контроля на предприятии, трансформировавшуюся в обширную критику иерархии и развитие представлений о самоуправлении на предприятии.
Троцкизм был для Касториадиса сложным, многокомпонентным политическим движением с большой историей, берущим начало во внутрипартийной борьбе за власть в среде большевиков после революции в России. Троцкизм базировался на вере в справедливость теории Маркса, в возможность построения нового общества (создание системы Советов, проведение аграрной реформы, установление скользящей шкалы зарплат) посредством мировой социалистической революции, которая станет
реальностью благодаря работе демократической революционной партии. Положение вещей, сложившееся после октябрьского переворота в СССР, рассматривалось троцкистами не как противоречащее представлениям Маркса о мире после свершения революции, но как личные преступления людей, узурпировавших власть.
В революционной марксистской мысли троцкисты видели ключ к пониманию и изменению капиталистического мира. Это представление стало отправной точкой для теории Касториадиса. Ведь вывод многих исследователей о тяжелых политических последствиях русской революции ставит под сомнение в первую очередь теорию и идеологию: «не предрешает ли судьба марксизма судьбу всякой революционной теории?»6. С позиции троцкизма Касториадис дает объяснение, почему понятие социалистической революции нельзя свести только к цепочке исторических событий октября 1917 г. в Петрограде.
Отталкиваясь от представлений о революции и бюрократии у троцкистов, Касториадис обращается к идее социалистической революции в
п
марксизме . Он пытается ответить на ряд вопросов, возникших в ходе анализа теории и практики революционного проекта в целом и позволивших раскрыть идею революции и социализма Маркса8, очистив ее от позднейших интерпретаций и наслоений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК
Принципы Просвещения в политической философии Франции эпохи буржуазных революций2005 год, доктор политических наук Федорова, Мария Михайловна
Развитие институтов гражданского общества в условиях социальных трансформаций1998 год, доктор политических наук Ярулин, Илдус Файзрахманович
Проблемы либерального социализма в российской общественно-политической мысли: 1890-е - 1917 гг.2003 год, доктор исторических наук Кисельникова, Татьяна Валентиновна
Роль троцкизма в национально-освободительной борьбе вьетнамского народа в конце 1920 - х - 1930 - е гг.2010 год, кандидат исторических наук Усов, Илья Викторович
Антиэтатизм в российской леворадикальной идеологии (1840-е - 1917 г.)2002 год, кандидат исторических наук Сапон, Владимир Петрович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Нежельская, Ирина Владимировна, 2012 год
Список литературы:
1. «Левое студенческое движение в странах капитала». - М., 1976.
2. «Марксистская философия во Франции» Глава 2 // «Современная марксистско-ленинская философия в зарубежных странах» Под ред. Мысливченко А.Г.. - М., 1984, - С. 340-404.
3. «О политической «аномии» движения «новых левых» // «Борьба классов и современный мир». - М., 1971.
4. «Политическое как проблема. Очерки политической философии ХХв.». -М., 2009.
5. «Трудовая Франция против власти монополий. Майско-июньские события 1968 г. и дальнейшее развитие классовой борьбы». Отв. ред. Ю. Н. Панков. —М., 1973.
6. «Философия политического действия. Из истории левой политической мысли XX века». - М., 2010.
7. «Французская философия и эстетика в XX в.» Выпуск первый. - М., 1995.
8. Айвазова С.Г. «Левый радикализм в идейно-политической жизни Франции». - М.,1986.
9. Аинса Ф. «Реконструкция утопии». - М., 1999.
Ю.Алексеева Т.А. «Современные политические теории». - М., 2000.
11. Альтюссер Л. «За Маркса». - М., 2006.
12. Андерсон П. «Размышления о западном марксизме: на путях исторического материализма». - М., 1991.
13. Арон Р. «Демократия и тоталитаризм». - М., 1993.
14. Баллаев А.Б. «Философия истории Маркса: реконструкция и надежды» // Журнал «Логос». - М., 2011. - №2. - С. 62-80
15. Баллаев А.Б. «Читая Маркса». - М., 2002.
16. Баталов Э.Я. «В мире утопии: Пять диалог об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах». - М., 1989.
17. Баталов Э.Я. «Воображение и революция» // Журнал «Вопросы философии». - М., 1972. - №1. - С.68-80.
18. Баталов Э.Я. «Новые левые» и Герберт Маркузе». - М., 1970.
19. Баталов Э.Я. «Философия бунта. Критика идеологии левого радикализма». - М., 1973.
20. Бестужев-Лада И.В. «Альтернативная цивилизация». - М., 1988.
21.Бовуар Симона де. «Воспоминания благовоспитанной девицы». - М., 2004.
22. Бодрийяр Ж. «Общество потребления». - М., 2006.
23. Бодрийяр Ж. «Система вещей». - М., 1995.
24. Бурдье П. «За рационалистический историзм» // Социо-Логос 97. - М., 1996.
25. Вдовина И.С. «Феноменология во Франции». - М., 2009.
26. Вдовиченко Л.Н. «Альтернативные движения в поисках альтернатив». -М., 1988.
27. Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.
28. Вольфсон Л.Ф. «Крах идеологии индустриализма и «альтернативное движение» // «Современные буржуазные теории общественного развития». - М., 1984. - С. 125-136
29. Гашкова С.А. «Эволюция социально-философских концепций М.Фуко и К.Касториадиса»: Дисс. раб. канд. филос. наук. - СПб., 2009.
30. Гобозов М.А. «Современная французская буржуазная философия истории». - М., 1987.
31. Грецкий М.Н. «Марксистская философия в современной Франции». - М., 1977.
32. Грецкий М.Н. «Французский структурализм». -М., 1971.
33. Давыдов Ю.Н. «Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы». -М., 1977.
34. Давыдов Ю.Н. «Эстетика нигилизма (искусство и «новые левые»)». - М., 1985.
35. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. «Социология контркультуры». - М., 1980.
36. Дебор Ги «Общество спектакля». - М., 2000.
37. Декомб В. «Современная французская философия». - М., 2000.
38. Длугач Т.Б. «Жан Жак Руссо и его теория гражданского общества» // Длугач Т.Б. «Три портрета эпохи Просвещения. Монтескье. Вольтер. Руссо (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества)». — М., 2006. - С. 171 - 240.
39. Замошкин Ю.А., Мотрошилова Н.В. «Новые левые» - их мысли и настроения» // Журнал «Вопросы философии». - М., 1971, - №4.
40. Зарубина Т.А. «Философский дискурс французского постмодерна: нелинейная онтология». - Екатеринбург., 2006.
41. Камю А. «Рабство и бунт» // Камю А. «Изнанка и лицо: Сочинения». -М., 1998.
42. Капустин Б.Г. «Современность как предмет политической теории». - М., 1998.
43. Касториадис К. «Маркс сегодня». http://www.avtonom.org/lib/theory/castoriadis/marx_today.html
44. Касториадис К. «Воображаемое установление общества». - М., 2003.
45. Касториадис К. «Мир, который придет». http://www.angelfire.com/iaЯOKAS/biblioteka/Castoriadis.html
46. Касториадис К. «Рациональность» капитализма» // «Политико-философский ежегодник». - М., 2010. - Выпуск третий. - С. 21-53.
47. Касториадис К. «Самоуправление и иерархия». Ьйр://Ье1агаз.а^опот.о^/?р=93
48. Кельнер М.С. «Фрейдо-марксизм о человеке». -М., 1989.
49. Кенези Б. «Идеология «новых левых». -М., 1977.
50. Коттро Ж. «Хроника одного поколения: как психоанализ захватил власть во Франции» // Журнал «Логос». - М., 2010. - №3. - С.76-93
51. Кузнецов В.Н. «Французская буржуазная философия XX века». - М., 1978.
52. Ласки М. «Утопия и революция» // «Утопия и утопическое мышление» Под ред. В.А. Чаликовой. - М., 1991. - С. 170-210.
53. Лейбин В.М. «Фрейд, психоанализ и современная западная философия». -М., 1990.
54. Лефор К. «Политические очерки». - М., 2000.
55. Лиотар Ж.Ф. «Заметки о смыслах «пост» // Журнал «Иностранная литература». - М.,1994. - №5. - С.57-59.
56. Мазин В. «Проект «Автономии» Корнелиуса Касториадиса: против «магмы тендера».
http://www.intelros.ru/pdf/gender_issledovaniya/2010_20-21/22.pdf
57. Мамардашвили М.К. «Лекции по античной философии». -М.,1998.
58. Маркс К. и Энгельс Ф. «Избранные произведения». - М., 1983, -Т.1.
59. Маркс К. и Энгельс Ф. «Собрание сочинений». - М., 1960. - Т 23, Второе издание.
60. Маркузе Г. «Конец утопии» // Журнал «Логос». - М., 2004. - №6.
61. Маркузе Г. «Одномерный человек». -М., 1994.
62. Маркузе Г. «Разум и революция». - СПб., 2000.
63. Межуев В.М. «Маркс против марксизма. Статьи на непопулярную тему». -М., 2007.
64. Мерло-Понти М. «В защиту философии». М., 1996.
65. Муфф Ш. «К агонистической модели демократии» // Журнал «Логос». -М, 2004. - №42. - С. 180-197.
66. Мяло К.Г. «Идеология «тотальной свободы»: историческая традиция и современная модификация» // Журнал «Вопросы философии». - М., 1973. -№2.
67. Мяло К.Г. «Под знаменем бунта: очерки по истории и психологии молодежного протеста 1950-70-х гг.». - М., 1985.
68. Наринский М.М. «Борьба классов и партий во Франции1944-1958». - М., 1983.
69. Оришева О.Ф. «Политическое измерение социальной теории в постмарксизме». - Минск, 2007.
70. Пантин И.К. «Русская революция как проблема политической философии» // Журнал «Полис. Политические исследования». - М., 2011. -№5. - С. 48-69.
71. Попова Н.Г. «Французский постфрейдизм». - М., 1996.
72. Посконин В.С. «Французская публицистика и историография «Красного мая» 1968г.».-М., 1982.
73. Рено А. «Эра индивида. К истории субъективности». - СПб., 2002.
74. Руссо Ж.-Ж. «Об общественном договоре»// Руссо Ж.-Ж. «Трактаты». -М., 1989.
75. Савельева И.М. «Альтернативный мир: модели и идеалы». - М., 1990.
76. Самарская Е.А. «Подъем и упадок индустриального социализма». - М., 2007.
77. Самарская Е.А. «Современные левые в поисках субъекта освободительного движения» // «Актуальная социал-демократия в XXI веке»: сб. науч. тр. - М., 2009.
78. Самарская Е.А. «Социализм в перспективе постиндустриализма». - М., 1999.
79. Сартр Ж.-П. «Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии». -М., 2000.
80.Сартр Ж.-П. «Воображаемое. Феноменологическая психология воображения». - СПб., 2001.
81. Сахарова Т.А. «От философии существования к структурализму. Критические очерки современных течений буржуазной французской философии». М., 1974.
82.Семенов А.Л. «Левое студенческое движение во Франции (1956-1968)». -М., 1975.
83. Сидоров А.Н. «Историография движения «новых левых» на западе и политическая деятельность Ж.-П. Сартра» // «Проблемы развития социально-экономических систем: сб. науч. тр., ИрГТУ. - Иркутск, 2001. -С.138-140.
84. Сидоров А.С. «Жан-Поль Сартр и либертарный социализм во Франции (50-60-е гг. XX в.)». - Иркутск, 2006.
85. Соловьев Э.Ю. «Теория «общественного договора» и кантовское моральное обоснование права» // «Философия Канта и современность» Под ред. Ойзермана Т.И.. - М.,1974. - С. 184-235.
86. Соловьева Г. «Современная западная философия (от Серена Кьеркегора до Жака Даррида). - Алматы., 2002.
87. Сэв Л. «Марксизм и теория личности». - М., 1972.
88. Сэв Л. «Современная французская Философия». - М., 1968.
89. Троцкий Л.Д. «К истории русской революции». - М., 1990.
90. Турен А. «Возвращение человека действующего. Очерки Социологии». -М., 1998.
91. Федорова М.М. «Классическая политическая философия». -М., 2001.
92. Федорова М.М. «Политическая рациональность: к становлению новых эпистемологических оснований политической науки». - М., 2009.
93. Федье Ф. «Воображаемое. Власть». - М., 2002.
94. Фромм Э. «Бегство от свободы». -М., 1990.
95.Фуко М. «Герменевтика субъекта. Курс лекций, прочитанных в Колледже де Франс в 1981—1982 уч. г.». - СПб., 2007.
96. Фу ко М. «Нужно защищать общество: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1975—1976 уч.г.». - СПб., 2005 г.
97.Фуко М. «Субъект и власть» // Фуко М. «Интеллектуалы и власть: статьи и интервью, 1970—1984» Ч. 3. -М., 2006. - С. 161- 190.
98. Фуре В. «Динамическая концепция социального в философии К. Касториадиса»// «Докса». - Одесса., 2005. - Вып. 8. Греческая традиция в современной культуре.
99. Хабермас Ю. «Теория коммуникативного действия» // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. -М.,1993. - №4. - С.43-63.
100. Хабермас Ю. «Философский дискурс о модерне». - М., 2003.
101. Хайдеггер М. «Время и бытие». - М., 1993.
102. Хевеши М.А. «Альтернативность и процесс исторического развития» // «Пути социального прогресса. Опыт зарубежных стран». Отв. ред. Мысливченко А.Г.. -М., 1991. - С. 21-39.
103. Хевеши М.А. «Антикапиталистический бунт «новых левых» // «От Абсолюта свободы к романтике равенства (из истории политической философии)». - М., 1994.
104. Хофман Дж. «Марксизм и теория «праксиса». - М., 1978.
105. Чанышев A.A. «История политических учений». - М., 2005.
106. Шацкий Ежи «Утопия и традиция». - М., 1990.
107. Ansart-Dourlen M. «Castoriadis. Autonomie et hétéronomie individuelles et collectives. Les fonctions de la vie imaginaire».
http://lodel.irevues.inist.fr/cahierspsychologiepolitique/index.php?id=l 111
108. «Autonomie et autotransformation de la sosiété. La philosophie militante de
Cornelius Castoriadis». éd. G.Busino, Genève, 1989;
109. Barbier R. «Un grand penseur contemporain: Cornelius Castoriadis».
http://www.barbier-rd.nom.fr/j ournal/article.php3 ?id_article=5 53
110. Castoriadis C. «Complexité, magma, histoire, 1993» // «Les Carrefours du Labyrinthe,Y», éd. Seuil Paris, 1997
111. Castoriadis C. « Domaine de l'homme» // «Les carrefours du labyrinthe, II». rééd. Seuil, Paris, 1999
112. Castoriadis C. «Fait et à faire, 1989» // «Les carrefours du labyrinthe, V», éd. Seuil, Paris, 1997
113. Castoriadis C. «Histoire et création. Textes philosophiques inédits (19451967)». éd. Seuil, Paris, 2009.
114. Castoriadis C. «Individu, société, rationalité, histoire, 1988» // «Les carrefours du labyrinthe, III», rééd. Seuil, Paris, 2000
115. Castoriadis C. «Institution de la société et religion» // «Esptit», 1982, №65
116. Castoriadis C. «La démocratie comme procédure et comme régime, 1996» // «Les carrefours du labyrinthe, IV», éd. Seuil, Paris, 1996
117. Castoriadis C. «La prochaine guerre. Devant la guerre. Tom: I. Les réalités» Paris, 1981
118. Castoriadis C. «La sosiéte bureaucratique». Paris, 1973
119. Castoriadis C. «La source hongroise» 1976 // «Le contenu du socialism», éd. 10/18, Paris, 1979
120. Castoriadis C. «Le mouvement révolutionnaire sous le capitalisme modem» // «Capitalisme moderne et révolution», collection 10/18, éd. Union générale, Paris, 1979
121. Castoriadis C. «Le régime social de la Russie», 1978 // «Les Carrefours du Labyrinthe, II», rééd. Seuil, Paris, 1999
122. Castoriadis C. «Le rôle de l'ideologie bolchvique dans la naissance de la bureaucratie» // «L'Expérience de movement ouvrier». 1974
123. Castoriadis C. «Les ouvriers face à la bureaucratie» // «Socialisme ou
Barbarie» №18 (janvier-mars 1956).
http ://www.marxists. org/francais/general/castoriadis/works/1956/chaulieu_195601
00.htm
124. Castoriadis C. «Quelle démocratie? 1990» // «Les Carrefours du Labyrinthe, VI», éd. Seuil, Paris, 1999
125. Castoriadis C. «Psychanalyse et politique»
http://www.passant-ordinaire.com/revue/34-228.asp
126. Castoriadis C.«Pouvoir, politique, autonomie» // « Les carrefours du labyrinthe, III», rééd. Seuil, Paris, 2000
127. Castoriadis C. «Socialisme et société autonome», 1979 // «Le contenu du socialism», éd. 10/18, Paris, 1979
128. Castoriadis C. «Sur le contenu du socialisme, II» // «Socialisme ou Barbarie» №22, 1957
129. Castoriadis C., D. Conh-Bendit et le public de Louvain-la-Neuve «De l'ecologie à l'autonomie», P. 1981
130. Cornière Ph. «Castoriadis, Cornélius» // DicoPo, Dictionnaire de théorie politique, Paris, 2007
131. Cornière Ph. «Castoriadis: Le projet d'autonomie». Paris, 2007;
132. Cornière Ph., Klimis S., van Eynde L. «Imaginaire et création historique», Cahiers Castoriadis 2. Bruxelles, 2006;
133. Corallo J.-F. «Autonomie» // «Dictionnaire critique du marxisme». P. PUF. 1982. P. 77-79
134. David G. «Cornélius Castoriadis, le projet d'autonomie», éd. Michalon, Paris, 2000;
135. Giust-Desprairies F. «Cornélius Castoriadis». http://www.barbier-rd.nom.fr/journal/article.php3 ?id_article=41
136. Gorz A. «Socialisme thème pour demain» // «Temps modems». 1985, №471 C. 431-435.
137. Guillouche Y. «Création des lois, lois dans la Création, Loi(s) de la création». // Revue électronique «Implications philosophiques».
http://www.implications-philosophiques.org/actualite/une/creation-des-lois-lois-dans-la-creation-lois-de-la-creation/
138. Klimis S., van Eynde L. «Psyché de la monade psychique au sujet autonome», Cahiers Castoriadis 3. Bruxelles, 2006;
139. «La renaissance démocratique devra passer par la création de nouvelles formes d'organisation politique». Entretien de C. Castoriadis avec R. Pol Droit paru sous ce titre dans le journal Le Monde le mardi 10 décembre 1991, p. 2 http://www.magmaweb.fr/spip/spip.php7article443
140. «L'exigence révolutionnaire». Entretien avec Olivier Mongin, Paul Thibaud et Pierre Rosanvallon enregistré le 6 juillet 1976, et publié dans Esprit février 1977. Repris dans "Le contenu du socialisme", UGE, 10 / 18, 1979.
http ://www.magmaweb .fr/spip/spip .php?article48 5
141. Lévy B.H. «Les aventures de la liberté. Une histiore subjective des intellectuels». Paris, 1991
142. Mai 1968. Temps modems. 1968. №266-267
143. Mayaux P-L. «Figures de l'autonomie: hommage à Cornélius Castoriadis».
http ://www.lassaut.org/index.php?option=com_content&view=article&id= 161 %3
Afigures-de-lautonomie-hommage-a-coraelius-castoriadis&Itemid=:63
144. Morin E., Castoriadis C. «Mai 68: la Brèche» éd. Fayard, Paris, 2008
145. Morin E., Lefort C., Castoriadis C. «Mai 68: la Brèche, suivi de Vingt ans après», éd. Complex, Bruxelles, 1988
146. Poirier N. «L'Imaginaire Radical», Paris, 2007.;
147. Poirier N. «L'ontologie politique de Castoriadis», Parution, 2011 ;
148. Prat J.-L. «Introduction à Castoriadis», Paris, 2007
149. Redeker R. «Fait et à faire» // «Le monde diplomatique», août 1997
150. Rossanvallon P. «Sur autogestion, l'experimentation, les mouvements sociaux» // «Esptit», 1979, №9/10
151. Serniclay C. «Castoriadis - Habermas : Le projet de la modernité».
http://nomadant.wordpress.com/biblioteca/textos/castoriadis-habermas-modernite/
152. Tosel A. «Praxis: vers une réfondation de la philosophie marxiste» éd. Socials. Paris, 1984.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.