Гражданское образование как проблема социальной философии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Михалина, Оксана Александровна

  • Михалина, Оксана Александровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2004, Новосибирск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 172
Михалина, Оксана Александровна. Гражданское образование как проблема социальной философии: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Новосибирск. 2004. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Михалина, Оксана Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ.

§1. Социокультурная обусловленность проблем гражданского образования.

§2. Поиск философских оснований гражданского образования: от классики к современности.

§3. Ценностно-целевые характеристики гражданского образования.

ГЛАВА II. ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

ПРАКСИОЛОИГЧЕСКИЙ АСПЕКТ.

§1. Гражданское образование как элемент современного гражданского общества.

§2. Философские основания современной образовательной политики и гражданское образование.

§3. Гражданское образование для социализации личности в условиях современной школы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гражданское образование как проблема социальной философии»

Актуальность философского осмысления гражданского образования обусловлена социальным развитием современной России, кардинальными изменениями в, социально-экономической - и общественной жизни страны. Процесс системной трансформации российского общества сопровождается сложными и противоречивыми тенденциями, что, в свою очередь, обуславливает необходимость поиска путей выхода из кризиса. В сложившейся ситуации необходимы философские обоснования приоритетных практико-ориентированных концепций в сфере образования. Они (эти концепции) должны быть адекватны объективному развитию российского социума, который конституционно закрепил курс на построение демократического, гражданского общества и экономически самостоятельного правового государства, где правам и; свободам человека и гражданина отведено первостепенное значение. В диссертации подчеркивается, что сегодня гражданское образование все более становится фактором, обеспечивающим, духовно-нравственное развитие российского социума и играющим важную роль в построении гражданского общества и правового государства. Образование аккумулирует новые приоритеты и установки с лучшими отечественными традициями > в формирующуюся социальную ценностную систему - открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, обеспечивающую становление гражданственности и патриотизма. Образование, направленное на воспитание демократической гражданственности, включает в себя плюрализм культур, идеи прав» человека, ответственность граждан, поддержку ненасилия, терпимое отношение к культурным различиям, глобальные проблемы и др. С этой- позиции гражданское образование формирует свой потенциал для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, для преодоления этнонациональной напряженности: и социальных конфликтов.

Актуальность философского исследования гражданского образования обусловлена не только причинами социального порядка, но и запросами развития самой философии. Понятия и представления гражданского образования, как образования для жизни в гражданском обществе, возникли в последние годы. Для их глубокого осмысления: необходимы серьезные социально-философские исследования. Речь идет не об экстраполяции философских идеи на сферу образования, а такую философскую рефлексию над• ней, которая в итоге приводит' к категориям, понятиям, идеям и концепциям, рождающим новое социально-философское видением социальной- реальности.-. Системный^ анализ разнообразных факторов; развития образования,, углубление их понимания; позволяют выявить единые основания, общие структуры, и взаимосвязи между ними. Как отмечает академик B.C. Степин, такое видение проблемного поля философии»ведет «к конкретизации исходных философских идей, их уточнению,. возникновению новых категориальных смыслов, которые после вторичной* рефлексии эксплицируются как новое содержание философских категорий» [155]. Это подтверждается рядом? философско-образовательных исследований Б.С. Гершунского [30, 31], В.П. Зинченко [59], О.В. Долженко [51], Н.В. Наливайко [103, 104, 105], В.В. Платонова [123], В.М. Розина [132], Н.С. Розова [133, 134, 135], Л.А. Степашко [153, . 154], И.С. Утробина [167] и других отечественных ученых.

В последние годы интенсивно развивается такое направление социальной философии; как философия образования. В ней с качественно иных позиций» исследуется методологическая, функция философии в теории' и практике образовательного процесса, при этом делается акцент на общественно-значимые,, ценностно-целевые, личностно-ориентированные, идейно-нравственные компоненты образования. Философия образования рассматривает гражданское образование как одно из перспективных направлений развития современного отечественного образования, как системообразующую составляющую в формировании научно обоснованной> концепции воспитания будущего гражданина России. В рамках философии образования могут быть осмыслены и выработаны такие понятия, как «гражданственность», «патриотизм», «гражданское образование», «гражданские ценности» и др.

Гражданское образование» - достаточно широкое междисциплинарное понятие. Современные исследования в области образования невозможны без привлечения ряда дисциплин: философии, психологии, педагогики, социологии и др. Категории и понятия теории и практики гражданского образования могут быть с достаточной полнотойосмыслены лишь на междисциплинарном, интегративном уровне, поэтому необходим философский, системный подход к образованию, позволяющий осуществить- концептуальный синтез знаний о данном объекте исследования; в онтологическом, аксиологическом,, праксиологическом; и др. аспектах. Интегративность в: данном: случае- должна* исходить также из кросскультурного аспекта. Россия входит в мировое образовательное пространство, активно интегрируется; с другими образовательными' системами. Как отмечал в своем выступлении на VII съезде ректоров вузов в декабре 2002 года академик В.В: Садовничий, «противников! интеграции системы образования России в международное образовательное пространство нет. Но есть разница в подходах к ее. осуществлению. Это процесс двусторонний. Мы можем не менее- настойчиво предлагать партнерам брать, на вооружение наш опыт. Мы. должны защищать интересы системы образования России» [137, с.24].

Россия вступила- в XXI век; в условиях кризиса в сфере образования, являющегося следствием; системного кризиса всего общества, резкого ослабления государственной; поддержки науки ; и образования. Мы не можем еще достаточно * адекватно• оценить масштаб» таких явлений в сфере образования; как Болонское соглашение, ЕГЭ, введение новых образовательных стандартов и др. Очевидно одно, развивающемуся i обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди,, которые могут самостоятельно принимать решения? в ситуации, выбора, способны; к; сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному, взаимодействию, обладают чувством > ответственности, за судьбу страны. Стране нужны реформы, которые идут в образовании. Они. нацелены на вхождение России в мировое образовательное пространство. Вместе с тем, в силу достаточно слабых внутренних духовно-нравственных, идейных, национальных, культурных и; идеолого-политических резервов современной российской действительности s в переходный период растет и степень, влияния западного- культурного фактора. В образовательный? процесс порой; слепо внедряются зарубежные модели образования; мы наблюдаем также внедрение американской системы. ценностей и жизненных установок в российскую действительность. Речь идет о гуманитарных, нравственных аспектах образования; конвергенции1 философско-образовательных, аксиологических идей; В' современной; ситуации постоянной культурной интеракции должен происходить интенсивный межкультурный диалог, который поможет выработать новую содержательную цель, помогающую сформировать, современное мировоззрение, опирающееся1 на культурное ядро, сущностные составные российского менталитета.

Роль школьного образования на современном этапе его существенно изменилась. Школа понимается нами как активная часть общества, как самостоятельный открытый социокультурный институт, который не только» приспосабливается к социальным условиям жизни сообщества, а сам активно» влияет и преобразует соседнюю'с ним социальную; среду. Модели гражданского образования, на практике реализуются в виде модели общественно-активной школы, основанной на принципах демократизации, партнерства и добровольчества, позволяющих получить новое содержание образования, качественно иной уровень сознания и новый тип отношений между людьми в местном сообществе. Речь идет о новых образовательных и воспитательных технологиях, базирующихся на теории управления человеческими ресурсами и идеологии лидерства, критическом мышлении, идеях корпоративной культуры, теории принятия решений, сегодня заимствованных, как правило, из западной системы гражданского образования.

Вместе с тем, обобщенный современный и исторический опыт гражданского образования и.воспитания за рубежом можно с большой, осторожностью с учетом критического анализа экстраполировать на отечественную систему образования, так как исторические ■ условия развития России; отличаются самобытностью, а порой и исключительностью, по отношению к другим' странам. В статье «О необходимости сделать русские школы русскими» К.Д. Ушинский:писал: «.нам не мешало бы занять вместо всех прочих одну черту из западного образования — черту уважения к своему отечеству; а мы ее-то именно, ее единственно годную для заимствования во всей полноте, И! пропустили. Не мешало бы нам занять ее не затем, чтоб быть иностранцами, а лишь затем^ чтобы не быть ими посреди своей родины» [169, с. 209]. В этих условиях, несмотря на последовательное проведение политики в области гражданского образования и воспитания, актуальной остается разработка и построение его концепции, в полной мере рефлексирующей радикальную трансформацию российского социума с учетом российских культурных традиций и ментальности и мировой практики построения гражданского общества.

Степень разработанности проблемы

Многоаспектность проблем гражданского - образования- и осмысление их с позиции философии образования охватывает широкий круг литературы по данному вопросу. В начале XXI века в российских и зарубежных изданиях интерес к проблемам гражданского образования-воспитания, возрос. Это не случайно. В России идет процесс становления гражданского общества. Для современной отечественной науки данная проблематика представляется сравнительной; новой. Перспективы гражданского общества; затрагивают в своих работах А.И. Аринин, А.Г. Володин, Г.Г Дилигенский, В;Б. Пастухов, Ю.М: Резник, Н.М. Чуринов и др. Гражданское демократическое общество формирует особый тип образования -практико-ориентированного на создание соответствующих социальных условий развития свободной личности. Становление гражданского общества = в России на данном этапе ее развития имеет свои глубокие особенности и необходима вдумчивая адаптация заимствованных идей. Ряд авторов: F.F. Дилигенский,

A.Б. Зубов, Р.И; Иванова Б.Г.Капустин и др. дают позитивный прогноз возможности становления гражданского общества- в России. Они считают, что гражданское: общество возможно формировать, синтезируя опыт западноевропейских стран (в том числе и североамериканского ареала) и особенности собственного культурно-исторического пространства.

В образовании, как известно, как в, «зеркале» отражаются социальные проблемы. По-новому звучит идея, гражданского образования^ в свете модернизации современного отечественного' образования, приоритетов государственной образовательной политики в работах О.Н. Смолина,

B.В! Боброва, М.Е. Жихаревича, В.И. Кудашова, Н.В. Наливайко, А.К. Черненко и др.

По нашему глубокому убеждению, концепция гражданского образования может быть исследована только в контексте философии! образования. В настоящее время вопросами философии образования занимается целый ряд отечественных и зарубежных ученых. Мыслители,, анализирующие различные аспекты сферы образования, доказывают ее особую восприимчивость к социокультурным факторам (А.П. Валицкая, А.С. Гаязов, A.M. Гендин, Б.С. Гершунский, В:А. Дмитриенко, О.В. Долженко,.Г.А. Комиссарова, А.Ж. Кусжанова, Н.С. Розов, JI.A. Степашко, В.Н. Турченко, B.C. Шевырев и др., среди западных авторов -Е. Адлер, В. Беннет, Э.Гутман,- У^ Джемс, Дж. Дьюи, А. Каунтс, Ч. Квигли, Т. Ликона, Дж. Патрик, К. Раэн и др.)

Гражданское образование как философско-образовательная проблема активно разрабатывается в зарубежной литературе (Б. Барбер, Ч. Бахмюллер, Э. Бойер, Р.Вельдхис,. К. Гликман; Р. Даль, Дж. Патрик, Д. Мэтьюз, Р. Мошер, С. Хантингтон , А. Шэнкер, Дж. Элиггейн, Р. Фриман Бутс, С. Финн, С. Франзоса, Ф. Ньюмен и др.) По мнению зарубежных исследователей Дж. Патрика, Л. Нкейк, Ч; Квигли, гражданское образование представляет собой новую философию образования, цели которой выступают в качестве ценностных оснований для развития образования, поддерживающих демократические идеалы воспитания (гражданская роль на всех ступенях образовательного процесса).

Гражданское образование - сложное социокультурное явление. Философия образования; позволяет увидеть уровни его понимания, которые включают: онтологический аспект (работы. А. Субетго, Р. Питерса, Дж.Дьюи и др.), гносеологический аспект (работа Б.П. Битинаса, С.Н. Еремина, Е.В. Ушаковой и др.), аксиологический аспект (работы В.В. Боброва Э.Н. Гусинского, Н.С. Розова, М. Рокича, и др.) Предложенные теоретические подходы в своей; реализации опираются на< широко понимаемую образовательную практику. Поэтому специальное внимание будет уделено нами праксиологическому аспекту проблемы. Правовой аспект; гражданского образования выделяется в работах А. Гутникова, О.В. Мушинского, А.Ф. Никитина, В. Пронышна, О.Н. Смолина, Я.В: Соколова, А.К.Черненко. Гражданское образование справедливо понимается ими как средство разрешения проблем общественной жизни. Фактор правового воспитания рассматривается' в работах В.В.Бермана, Г.П.Давыдова, А.Ф.Никитина, Я.В. Соколова. Сторонники системного подхода в гражданском образовании считают, что содержание гражданского образования, в отличие от обществоведческого, не может быть нейтральным к процессу восприятия, а призвано активно и целенаправленно воздействовать на сознание личности, на его умения критически мыслить, творить, оценивать и т.п. (Т.В. Болотина, Г.Т. Суколенова, И.Д. Фрумин, А.Н Тубельский, Т.А. Шингерей и др.)

Гражданское образование поднимает проблемы \ гуманитаризации образования- на. основе личностно-ориентированного- подхода,- воспитания^ патриотического сознания,' раскрывающиеся в, работах В.Н: Колесникова, Р.С.Михайловой, О.Д.Олейниковой, В.Н.Турченко и др., что позволяет нам определить и аксиологические приоритеты (раскрыть гуманисщческие и духовно-нравственные) как составную часть национальных ценностей в процессе формирования гражданина России.

Психологический аспект> рассматриваемого вопроса отражен' в теории осознания личностью целесообразности ■ и необходимости нормативной регуляции поведения как условия формирования гражданственности. Для нас важны» психологическая модель «самоактуализирующейся» личности- (А. Маслоу), концепция обучения «ценностному процессу как механизму формирования: гражданских навыков» (Л. Ратс, М. Харли), труды Р. Пека и Р. Хэвигхерста о психологических механизмах формирования характера. В свою очередь концепция воспитания характера, нацеленная на формирование нравственных и гражданских качеств,, базируется на теоретических работах В. Беннета, В. Килпатрика Т. Ликоны, К. Раэна.

Следует отметить, что данная проблема широко обсуждается в современной западной философской , и; педагогической литературе. Ряд совместных изданий ученых двух стран, представляют теоретические и; прикладные исследования по проблемам социально-образовательной практики в США [40, 41], где актуальные проблемы образования поднимают такие авторы, как ЭЛ. Бойер, В.А. Клейнот, Ричард Д. Шейреман, С.Шехтер, Артур < К. Эллис и: др. Кросскулыпурные перспективы развития* гражданского образования в аспектах глобализации, демократизации посткоммунистического пространства затрагиваются в зарубежных исследованиях С. Лэпейроуза, Г. Орфилда, Р. Рэми, А. Бенавота, А. Олденквиста, И. Джонсон, Н. МакГина, М. Пендлбери, И; Янг и др., в сравнительных исследованиях отечественных ученых: Т.В. Болотиной, Б.С. Гершунского, F.B. Игониной, M.Hi Ковалевой, 3IA. Мальковой, И.Д; Фрумина, М.М. Якобсон, и др.

Проблемы гражданского образования! в контексте идей глобального распространения демократии, ее устойчивого развития и влияния американского культурно-политического фактора в условиях современного мира остро звучали на XXI Всемирном философском конгрессе- «Философия- лицом- к глобальным проблемам» в Стамбуле (Турция) в августе 2003 года в докладах отечественных и зарубежных ученых Н.В. Наливайко (Россия), Ирис Мэрион Янг (США), В.И. Кудашова (Россия), Майкла Пендлбери (Йоханнесбург, ЮАР), И.С. Утробина (Россия), Ю. Хабермаса (Германия).

В настоящее время существуют самые различные направления» и точки зрения на роль гражданского образования, как в отечественной, так и зарубежной литературе, что не позволяет четко определить цели, задачи,* направления развития, содержание, методы, организационные формы гражданского образования. Уровень разработанности отдельных философских, методологических, социальных и педагогических аспектов, темы, необходимость ее развития вступают во все более очевидное противоречие: между объективной потребностью в разработке теоретических основ; развития отечественного гражданского образования и сложившимися подходами в практике функционирования последнего. Многомерность феномена гражданского образования; как. следствие, множественность его интерпретаций и толкований,, многосторонность его приложения; в образовательно-воспитательной сфере обуславливают необходимость обращения к данному понятию с принципиально новых позиций в контексте социально-философского знания. Этот важный аспект определил цель и задачи настоящей диссертационной работы.

Цель данного исследования. - дать всесторонний анализ концепции гражданского образования в контексте современной философии образования.

Задачи исследования. В связи с поставленной целью в диссертации ставятся следующие задачи:

- показать социокультурную обусловленность гражданского' образования и обосновать его социально-практическую значимость и социокультурную ценность, опираясь на философию образования;

- выявить, какие теоретические и методологические подходы к проблемам- гражданского образования сложились и - существуют в современной отечественной и западной социально-философской, педагогической и политологической литературе; провести кросскультурный анализ гражданского образования в научных традициях России и США в последнее десятилетие;

- осуществить- философскийг анализ ценностных оснований современного гражданского образования и его целевых характеристик;

- обосновать, что гражданское образование является необходимым элементом гражданского общества;:

- выявить, и обосновать с позиции философии образования приоритетные направления» государственной образовательной политики; к процессу образования и воспитания будущих граждан России;

- разработать рекомендации применительно к роли школы как социокультурного института в формировании и развитии гражданского общества.

Проблемная ситуация заключается в следующем: трансформация социума и идущая модернизация отечественного образования требуют: во-первых,, адекватного понимания концепции гражданского образования; во-вторых, изучения позитивного опыта других стран; в-третьих, развития философии образования как: самостоятельного направления социальной философии' для анализа проблем гражданского образования.

Такое видение проблемной ситуации и цель, поставленная в данной работе, определили объект и предмет исследования.

Объектом исследования является образование в условиях формирования гражданского общества в России.

Предметом > исследования - гражданское образование как проблема социальной философии в онтологическом, аксиологическом, праксиологическом аспектах; с учетом межкультурного анализа систем образования России и США.

Основной причиной, по которой нами были выбраны для сравнения Россия и США, является тот факт, что в структуре систем образования обеих стран в последнее десятилетие XX века насущной необходимостью явилось создание новой концепции воспитания, формирующей; комплекс гуманистических ценностей, адекватной потребностям изменяющегося социума. Сегодня становится все более очевидным; что классическая адаптивная: модель образования практически исчерпала себя. Она уже не отвечает требованиям, предъявляемым к образованию современным обществом. По мнению многих ученых, нужно искать новый комплекс педагогических и философских идей, создающих основу для системы, образования:, открытой, диалогичной^ демократичной, устойчивой- в современных цивилизационных условиях. Именно поэтому сейчас возникают самые различные подходы к вопросу реформирования системы образования; Как российскими, так и зарубежными^ исследователями формулируются новые концепции образования, разрабатываются программы, осуществляется поиск новых форм организации научного знания, направленных на; обновление системы* образования.

Методологической основой' диссертационного исследования послужили труды классиков мировой и отечественной! философии, работы, современных русских и зарубежных философов, в которых философия представлена учением о всеобщих законах развития» природы, общества,.мышления, об общих принципах; бытия и познания; учением об отношении человека к миру. Философия образования в диссертации выступает формой философской концептуализации? знаний об образовании. Философия образования ассимилирует все знания, так или-иначе соприкасающиеся; с образованием; в концептуальном, обобщенном виде. Философия образования как междисциплинарная; область позволяет осуществить комплексный анализ гражданского образования,- в котором мы выделяем онтологический, аксиологический и праксиологический аспекты. Анализ гражданского образования в онтологическом? аспекте определяет постановку вопросов о том, каким должно быть гражданское образование,, каковы его функции, как оно должно быть выстроено и пр. Аксиологический аспект проблемы гражданского образования связан < с обоснованием приоритетных ценностно-целевых ориентиров образовательной деятельности. Аксиология, как известно, представляет собой учение о природе ценностей, их месте в реальности, о связи; различных ценностей между собой, с культурными, социальными факторами и др. Анализ ценностей исключительно важен для современного гражданского образования. При обращении к: праксиологическому аспекту акцентировалось внимание на взаимодействии образования и общества, конкретизируя его уровнем государственного регулирования отечественного образования.

Особенность предмета; исследования поставила проблему комплексного исследования взаимосвязи «сущего» и «должного» в образовательной сфере, обращая внимание на, объективные процессы качественных изменений ее ценностно-целевых,- нормативно-нравственных,, и: конъюнктурно-политических-характеристик.

Поскольку в диссертации рассматривается' круг вопросов, находящихся на: стыке социальной и политической философии, педагогики, философии1 образования и др., в* качестве наиболее эффективного инструмента для решения1 исследуемой проблемы применяются междисциплинарный подход; компаративный* анализ; исторический метод; диалектический метод; аналитический обзор проведенных различными исследователями социологических опросов и экспертных оценок, в рассматриваемых культурных и образовательных моделях;

Из обозначенного общеметодологического подхода вытекает новизна; научного поиска, теоретическая и практическая, значимость настоящего диссертационного исследования.

Новизна диссертационного исследования заключается в следующем: показано, что в постсоветской России в результате реформ (посткоммунистическая модернизация и вестернизация) возникло глубоко поляризованное общество, пораженное кризисом идеологии и ценностей, что находит свое проявление в несоответствии; между традиционными для России гуманистическими ценностями и новыми ценностными приоритетами молодежи, связанными с усилением индивидуализма и прагматизма, ориентацией влиятельной части российского общества на западные образцы;

- доказано, что гражданское образование является генерализующей ценностью демократии; так как позволяет ее культивировать, воспроизводить и совершенствовать в каждом новом поколении; образование в той же мере воспроизводит демократию, как и демократия! конструирует качественно новый уровень образования с точки зрения принятия решений, ответственности неспособности сделать выбор;

- обосновано, что в современной: образовательной; сфере России; практика, строит свою деятельность с оглядкой на Запад, уделяя приоритетное внимание прежде всего американской культурной модели;

- при исследовании, философских оснований гражданского образования^ в западной и отечественной научной традициях выявлено, что западноевропейская мысль последовательно ставила вопрос о возможности формирования человека как индивидуализированной личности не в порядке исключения, а в, массовых масштабах; в отечественной философской мысли существовала двойственность русских культурных традиций (западники и славянофилы, «консерваторы» и «прогрессисты»); М.В. Ломонсовым, А.Н; Радищевым, Н.И. Новиковым и др. впервые были поставлены и прозвучали идеи гражданственности, патриотизма, которые нельзя не учитывать в сегодняшней социокультурной ситуации, с ее ориентированностью на «чужой» опыт в воспитании; исследована ценностно-целевая характеристика современного отечественного гражданского образования на трех условно выделенных аксиологических уровнях: гражданское образование как ценность государственная; гражданское образование; как ценность общественная; гражданское образование как ценность личностная; при анализе выдвигаемых целей образования по отношению к человеку и рассмотрении антропоцентричекой и социоцентрической концептуальных позиций (социо-ориентрованное и личностно-ориентированное образование) предложен синтетический подход;

- установлены социальные факторы, детерминирующие образовательные ценности в российской и американской традициях воспитания и образования; специфика проявления проблем гражданского образования в отечественном образовании^ связана с переломным состоянием общества, рефлексией новых жизненных смыслов и ценностей, где образование играет ведущую роль, выступая глубинным отражением; культуры; в западном обществе она связана; с переосмыслением идей и* ценностей демократии, общества, вступившего в фазу постиндустриального, информационного общества;

- обосновано, что в современных условиях в полемике становления гражданского общества, провозглашения его воспитательных и образовательных парадигм, происходит поляризация отечественной научной и философской мысли в рамках «своего» и «чужого» опыта;

- показано, что построение гражданского общества в России на данном этапе ее развития имеет свои особенности и специфику, обусловленную соответствующей культурно-исторической традицией России и «паттерналистской» ролью государства в жизни общества; государство выступает как интегрирующая' сила в современной реальности; роль» современного государства в становлении гражданского общества, заключается в, выработке соответствующей образовательной политики в отношении образования и воспитания будущих граждан, в воспитании их гражданской и правовой культуры;

- установлено, что элементы > гражданского общества в • России эффективнее формируются на уровне местного сообщества; в котором гражданское образование (на уровне различных видов образовательных учреждений) выполняет интегрирующую функцию;

- проведенный всесторонний анализ понятия «гражданственность» показал, что гражданственность не только задает меру социальной, правовой и духовно-нравственной сопричастности человека государству, обществу, локальному социуму и воспроизводит определенный тип социальности в конкретном обществе, но и является- интегративным качеством личности, выражающимся в ее нравственной! и правовой культуре, чувстве собственного достоинства, дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам; и: к государственной власти, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств;

- установлено, что в современной образовательной политике проявились два направления: англо-американская (западная) ориентация (образование рассматривается- как личное дело каждого человека, а сама система образования рассматривается как индустрия образовательных услуг) и российская (немецко-русская, основанная на государственной ответственности за сферу образования); культурно-идеологический фактор современной, образовательной политики является определяющим по сравнению- с другими' факторами, так как воспроизводит установки и ориентации общественного сознания, которые влияют как на содержание гражданского образования (воспитания), так и на выбор решений, в осуществлении образовательной политики; выявлены и обоснованы приоритетные направления отечественной образовательной политики в сфере гражданского образования в соответствии с потребностью в устойчивом развитии гражданского общества и самого образования;

- применен: междисциплинарный анализ, осуществлена интеграция философии, социологии, психологии, права, теории педагогики и других дисциплин с целью всестороннего философского рассмотрения концепции гражданского образования в условиях становлениям гражданского общества в России; доказана роль философии образования в исследовании теории и практики гражданского образования;, проведен системный философский анализ гражданского образования в онтологическом, аксиологическом и праксиологическом: аспектах; выявлены научные подходы к разработке; отечественной концепции; гражданского образования с позиции философии образования в современных условиях России;

- разработана ш обоснована авторская; позиция по вопросу о социальной сущности и социокультурной i ценности гражданского образования; показано, что гражданское образование в современных условиях становится важнейшим: средством социализации личности, что представляет собой эффективный процесс перестройки общественного сознания, социальных настроений; в обществе; определена социально-значимая роль школы как социокультурного института в процессе формирования гражданского общества в России.,

Научно-практическая значимость диссертационного исследования:

Полученные в диссертации результаты могут быть использованы: при разработке курсов «Гражданское образование», «Философиям и история образования» для студентов заочного отделения; факультета начальных классов Новосибирского государственного педагогического университета; при подготовке образовательных программ по гуманитарным дисциплинам; на курсах повышения < квалификации работников сферы образования; при разработке совместных научно-исследовательских образовательных программ России и США; при проведении-межкультурного анализа, актуального в современной социокультурной ситуации.

Апробация работы

Основные положения и результаты диссертационного исследования опубликованы в статьях, препринте. Выводы и результаты исследования были доложены: на заседании секции «Философия образования» Всемирного философского конгресса «Философия: лицом? к глобальным проблемам», 1017 августа 2003г., Стамбул, Турция; на Международном конгрессе «Образование и наука в XXI веке: проблемы интеграции и правового регулирования» 21-25 ноября 2003 года, Новосибирск; на семинарах «Проблемы взаимодействия власти и общества», организованном Администрацией Новосибирской области, Сибирской Академией- политических™ наук,- 2003- 2004 гг.,. Новосибирск;- на XXIV Всероссийской научно-практической конференции «Семейное воспитание: история и современность», Санкт-Петербург 17 апреля 2003;. на секции «Философия» XLI Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс», 14-20 апреля 2003 года, Новосибирск; на, конференции ОИФФИИ СО РАН по;правовым технологиям 24 апреля 2003г., Новосибирск; на Всероссийской; научной конференции «Образование в культуре и культура образования» 20-21 ноября 2002 года, Новосибирск; на научном круглом столе «Патриотическое и гражданское воспитание молодежи в современной России» 26 ноября 2002 г., Новосибирск; на Международном семинаре «Национальная идея образования как основа современной образовательной политики» 21 июня 2002 года, Новосибирск; на Международном семинаре «Междисциплинарность в философии образования» 15 марта 2002 г., Новосибирск ; на заседании кафедры философии и социальных наук. Сибирского государственного аэрокосмического университета им. акад. М. Ф. Решетнева.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 242 наименования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Михалина, Оксана Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, гражданское^ образование: - сложное- социокультурное- явление, сущность которого может быть понята с точки зрения его системных характеристик: субъект-объектных, процессных, функциональных, ценностных и т.д. Образование и социум тесно взаимосвязаны, и системно взаимодействуют между собой. Обращение к проблемам гражданского образования (воспитания) позволяет исследовать проблемы специфики социальной реальности и ее основных конституент, проблемы смысла и направленности общественного развития. Речь идет о социальном содержании проблем и социальной направленности развития гражданского образования.

Поиск собственной самоидентификации в новых экономических, политических и культурных формах актуален не только для стран с устоявшейся формой общественной жизни, но и для стран, находящихся в стадии транзитивного социума. Каждая страна в подходе и решении данных проблем имеет свои особенности, методы, и возможности. Выделяются общие проблемы» социокультурного порядка, возникшие- на рубеже веков в обеих странах (переоценка ценностей, поиск новых идеалов и т.д.) в последнее десятилетие XX века для обеих стран, России и США.

В постсоветской5 России в результате реформ; (посткоммунистическая модернизация и вестернизация) возникло глубоко поляризованное общество, пораженное кризисом идеологии и ценностей, сочетающее в себе как явно выраженные признаки демократической системы, так и черты, присущие автократическим режимам. Российские социально-экономические и политические реформы» открыли новые возможности, но и сопровождаются нарастанием негативных явлений в общественной среде (усиление криминогенное™* общества; рост преступности, насилия, открытая пропаганда распущенности? нравов). Это находит свое проявление в несоответствии между традиционными для России гуманистическими ценностями и новыми ценностными приоритетами молодежи, связанными с усилением индивидуализма и прагматизма; ориентацией влиятельной- части российского общества Haj западные образцы, высокий материальный уровень и традиционной российской ментальностью, направленной на реализацию высших, духовных ценностей. В: связи с этим ощущается необходимость усиления внимания со стороны государства и общества к проблемам образования (воспитания)

В последние годы Россия активно интегрируется в мировое образовательное пространство. Подписано Болонское соглашение, приняты новые образовательные стандарты, идет работа по подготовке «плавающего» базисного учебного плана. Все эти шаги не что иное, как слепое копирование западных образцов в образовании. Мы не против привлечения опыта других стран, но для этого нужна не только соответствующая, финансовая, материальная, но и социальная база. В России) и в Западной Европе, особенно в: последние несколько десятилетий, национальные системы образование выполняли: не одинаковые социальные, функции. В Болонском соглашении говорится, что «Европа знаний» теперь уже широко признана как незаменимый фактор социального и гуманитарного развития, а также как необходимый компонент объединения и обогащения; европейского гражданства, способного к предоставлению его гражданам необходимых сведений; для противостояния - вызовам нового тысячелетия одновременно с пониманием, общности ценностей и принадлежности к общему социальному и культурному пространству. Культурное и ценностное пространство для нас - это наша самобытность, наша национальная идея, наши русские корни и менталитет, который не может стать унифицированным, единым с другой, иной культурной формой. Речь идет прежде всего о содержательном наполнении: российской ценностной и культурной; парадигмы. Унификация образования, принципов и приоритетов снижает значимость национальной образовательной традиции.

Мы ушли от старого,- но не создали нового и даже не знаем, каким оно должно быть. Страна потеряла стратегические приоритеты; Самое важное сегодня -воспитать профессионалов: с другим типом мышления, которые могут вывести Россию из тупиковой экономической ситуации.

Одним из средств разрешения социальных противоречий мы видим в развитии системы гражданского образования. Гражданское образование может выступать мощным фактором социального; культурного, политического обновления; общественной системы. Так как этот процесс затрагивает не только сферу деятельности отдельного индивида или группы индивидов, но и собственно культурно-мировоззренческие, ментальные сферы человеческого бытия и общественного сознания.

Как известно, формальное копирование демократических структур западного образца, без учета духовных, национально-исторических и других факторов, обречено на1 провал. Любой инородный опыт хорош лишь тогда, когда он служит во благо нации, национальной культуры и укрепления духовных сил общества. Обращение к опыту других стран невозможно без активной и творческой его переработки. Опыт последних десятилетий показывает: в основе принципов, форм и методов гражданского образования порой закладываются западные образовательные и воспитательные модели отношений общества и образования, личности и общества, личности и образования. В этих условиях стоит задача -сформировать научно обоснованную концепцию, в основе которой были бы заложены национальные, менталеобразующие факторы образования (воспитания), сочетающие в себе традиционные ценности и одновременно высокоэффективное прагматическое деятельностное поведение, направленное на более высокий статус общественного ресурса.

Современное российское образование, как и общество, находится в ситуации поиска новых ориентиров, как в содержательном, так и в организационном отношении. Кроме экономических преобразований постсоветская образовательная система нуждается в осознании значения ценностей общечеловеческого характера и собственных национальных, отечественных. При этом процесс интеграции ценностей является непростым и противоречивым и может быть структурирован лишь условно. Общая ситуация в России, отсутствие единой цементирующей идеологии содействует все большему распространению среди молодежи западноевропейского и американского образа жизни. Негативность данного явления выражается в угрозе потери многих национальных ценностей и традиций, в возникающих трудностях в области: образования и воспитания, нравственном,-патриотическом и гражданском самосознании подрастающего поколения. В связи с проводимым сравнением с западным (американским) обществом этим делается вывод, что процесс демократических преобразований возможен при условии взаимной^ адаптации ценностей отечественной культуры и современной цивилизации.

Опыт США показывает, что в данном обществе в последние годы усугубляется ситуация бездуховности, гедонизма. При этом человек там все более превращается;в самодовольного конформиста, «человека организации», о котором в свое время писал Д. Белл [198, р. 288]. Ценности западной цивилизации, тесно связанные с идеями протестантизма, рациональностью познания сущего, актуализирующие потребности к обогащению, получению прибыли, расходятся с ценностно-ментальными установками россиян, которые изначально тяготеют к справедливости, правде и т.д. Усиление идеологических противоречий между странами, экономическая, политическая и культурная вестернизация мира требуют постоянного межкультурного диалога. Но слабая развитость гражданской культуры, нелегкий выбор между верностью своим отечественным ценностями одновременное стремление к самостоятельному поиску и порыву к материальному благополучию, усложняет решение воспитательных и образовательных задач в нашем обществе. Опыт других стран не может быть механически заимствован. Однако, исследуя особенности другой политической и гражданской < культуры, мы учимся лучше понимать и оценивать события, происходящие в собственном государстве.

Анализ аксиологической природы гражданского образования показал, что отправными пунктами формирования гражданственности в России должны стать исконно русские духовные ценности: служение отечеству, высокое чувство общественного долга, ответственность, гражданский патриотизм. Каждое новое поколение - новый народ со своей системой ценностей, своим мировоззрением, своим отношением к жизни, обусловленными характером развития общества. Задача гражданского образования - не только воспроизвести тот или иной тип социальности и способ развития общества, но и являться своеобразным прогнозом» и проектом будущего общества. Образование готовит потенциал не только для жизни в настоящем, но и в будущем.

Образование является генерализующей ценностью демократии, так как: позволяет культивировать, воспроизводить и совершенствовать демократию в каждом новом поколении. Демократическое гражданское образование - это процесс поиска и усвоения демократических гражданских знаний; умений и ценностей. Результатом* демократического образования; является с воплощение в жизни демократических принципов и ценностей. Это означает проверку базовых структур образовательных институтов на соответствие этим ценностям и перестраивание их в случае обнаруженного несоответствия. Демократизация образования! понимается; как процесс становления демократических отношений: между всеми участниками образовательного процесса. Отсутствие единства мнений относительно той или иной модели демократического устройства связано' не столько со слабостью теоретической проработки, сколько с «текучестью» и невыстроенностью социальной реальности начала двадцать первого века. Чем больше требований к человеческим и гражданским качествам людей предъявляет то или иное общественное устройство, тем более оно нуждается в образовании. Гражданское образование необходимо для демократии, в первую очередь потому, что* оно является важнейшим институтом поддержки и укрепления моральных ценностей в обществе.

Россия стремится войти в мировое демократическое пространство и обрести демократическое пространство внутри себя. Демократический вектор в потенциале для нас обозначен: переход от ранее одномерного, закрытого, монокультурного мира, монокультурной социальной реальности, скрепленной, прежде всего, идеологическим единством, к социокультурному измерению, основанному на многомерности или поликультурности. Новый общественный контекст скрепляется новым единством (пока в идеале), основанным на многообразии индивидуального. Культура диалога, терпимость, уважение Другого, признание равноправного существования инаковости - все это составляет новую реальность. По нашему мнению,, дальнейшими перспективами исследования могут стать вопросы философского осмысления? поликультурности (мультикультурности): в концепции гражданского образования, соотношения таких понятий, как толерантность и гражданское образование, соотношение теории и практики гражданского образования в гносеологическом аспекте.

Для всестороннего анализа гражданского образования нам необходимо было обратиться в диссертации к философии образования, позволяющей с позиции междисциплинарной: методологии оперировать, широким набором понятий, категорий и в рамках философско-образовательного знания устанавливать связи и отношения между данными понятиями. Проведенный анализ ставит необходимость рассмотрения гражданского образования как элемента современного гражданского общества, как приоритета образовательной политики и в качестве механизма гражданской социализации современного подрастающего поколения в условиях современной школы. Философия образования способна раскрыть особенности мира образования, его отличия от других существующих форм социальной действительности, объяснить обществу и государству, как могут строиться отношения между государством, обществом и образованием. Перспективным направлением для дальнейшего изучения проблем гражданского образования считаем гносеологический аспект.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Михалина, Оксана Александровна, 2004 год

1. Аванесов С.С. Аксиологические основания образования // Философия образования. - 2004. - № 1 (9). - С. 134-137.

2. Адлер Ева Классическое образование и судьбы либерализма // Философия образования для XXI века. Новосибирск, 2001. - №1. - С. 23-26.

3. Азаров А.Я. Права человека. Новое знание. М.: Общество «Знание» России, 1995.-255 с.

4. Алмонд Г.А., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. 1992. - №4. - С. 122-134.

5. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. -М., 1987.-206с.

6. Аринин А.И. Государство для человека: новая стратегия развития России //Общественные науки и современность. 2000. - №6. - С. 48-61.

7. Аристотель Политика. М.: ACT, 2002. - 393 с.

8. Артюхов М.В., Ракитных М.Б., Цукер А.А. Выпускник среднего общеобразовательного учреждения конца XX века: Социальный портрет. — Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2000. 138с.

9. Барулин B.C. Социальная философия: Учебник. Изд. 2-е. - М.: ФАНР-ПРЕСС, 1999. - 560с.

10. Ю.Бердяев Н.А. А.С. Хомяков. Томск, 1996.

11. Н.Берман В.В. Формирование социально-правовой активности старших подростков. М., 1990.

12. Битинас Б.П. Введение в философию воспитания. М.: Фонд духовного и нравственного образования, 1996. - 141с.

13. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М, 1973. 270с.

14. Н.Бобров В.В. Введение в философию. М., 2002. - 221с.

15. Бобров В.В. Гражданское образование: содержание понятия в свете потребностей общества И Просвещение и гражданское образование: структура и содержание. Новосибирск, Л 997.

16. Бобров В.В., Черненко А.К. Целевая составляющая и аксиологические основания правовой технологии: социально-философский аспект. -Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2003. 232с.

17. Бойер Э. Школы Америки: В чем их призвание, их предназначение // суд над системой образования: Стратегия на будущее / Под ред. У.Д. Джонстона: Пер. с англ. М., 1991. - С. 231-261.

18. Болотина Т.В. Гражданское образование: методология, содержание и методы обучения. М.: АПК и ПРО, 2002. - 166с.

19. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. - №5.

20. Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования. // Педагогика. 1997. -№3. - С. 3-7.

21. Веселова В.В. Американская школа: ценности образования (1960-е-1990-е гг.). Монография-М.: Изд-во «Витязь», 1999. 144с.

22. Винограй Э.Г. Российская философия в поисках новой методологии // Наука, коммуникативно-информационные процессы в образовательном пространстве. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999. - С. 38-47.

23. Витюк В.В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. М.: Институт социологии РАН, 1995.

24. Володин А.Г. Гражданское общество и модернизация в России. Истоки и современная проблематика // Полис. 2000. - №3. - С. 104-116.

25. Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. М., 1991. -№ 7. - С. 2122.

26. Газман О.С., Никитин А.Ф., Соколов Я.В. Гражданское воспитание // Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1 .- М., 1993. С. 224-225.

27. Гаязов А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире. М.: Наука, 2003. - 256с.

28. Гегель Г.Ф.В. Философия права. // Философское наследие. М.: Мысль, 1990.

29. Гендин A.M., Сергеев М.И. Эволюция ценностных ориентации выпускников педвуза в условиях рыночных реформ // Образование в культуре икультура образования: Материалы Всероссийской научной конференции: В 2-х ч.-Новосибирск, 2002.-Ч. 1.-С. 189-197.

30. Гершунский Б.С. Философия образования. — М.: Флинта, 1998.

31. Гершунский- Б.С.- Философия, образования, для. XXI. века- М.:~ Педагогическое общество, 2003.

32. Гессен С.И. Основы педагогики или Введение в прикладную философию. М., 1995.33;Гессен С.И. Судьба коммунистического идеала образования //Хрестоматия. Педагогика Русского Зарубежья. М.: Институт практической психологии, 1996. - С.454-464.

33. Гиралделли П. Теория образования: Гербарт, Дьюи, Фрейре и постмодернисты: взгляд со стороны философии образования //Реферативный журнал. Философия. -2002. №2. - С. 158-163.

34. Гоббс Т. Сочинения. В 2-х т. М.: Мысль, 1964.

35. Голенкова З.Т., Витюк В.В., Гридчин Ю. В., Черных А. И., Романенко Л. М. Становление гражданского общества и социальная стратификация// СОЦИС. 1995. -№ 5.

36. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 гг. // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001. -№9.-С. 2208.

37. Гражданская культура в современной России. — М., 1999.

38. Гражданское образование, материалы международного семинара. -СПб, 1997.

39. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под ред. С. Шехтера и Н. Воскресенской. При участии А. Иоффе и Ч. Уайта. -М.: ЗАО «Учительская газета», 1997. 190с.

40. Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и в США / Под ред. М.В. Кларина, И.Н. Семенова. М.: ИТП и МИО РАО, 1994.- 189 с.

41. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. М.: Логос, 2001. - 224с.

42. Гутников А., Пронькин В. Энциклопедия практического права. Спб.,1999.

43. Давыдов Г.П. Формирование правосознания и поведения учащихся. -М.,Л981.

44. Даль Р. О демократии. М.: Аспект-Пресс, 2000.

45. Данилова М.И. Индивидуализм: история и современность (философско-культурологический анализ). — Ростов н/Дону, 2001.

46. Дарендорф Р. Дорога к свободе: демократизация и ее проблемы в Европе // Вопросы философии. — 1990. №9. - С. 69-76.

47. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - 200с.

48. Дилигенский Г.Г. В защиту человеческой индивидуальности // Вопросы философии. 1990. - №3. - С. 31-45.

49. Дмитриенко В.А. Методологические проблемы науковедения. -Томск: Изд-во ТГУ, 1977.

50. Долженко О.В. Очерки по философии образования. -М.: Проио-Медиа, 1995.-240с.

51. Дьюи Дж. Демократия и образование: Пер с англ. М.: Педагогика-Пресс, 2000.-384с.

52. Еремин С.Н. Философия образования как предмет рефлексии // Философия образования для XXI века. Философия образования для XXI века. - Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2001. - №1. - С. 13-22.

53. Ефимов Е. Два идеала гражданского воспитания. М., 1915. - С. 111113.

54. Иванова Р.И. Философия как фактор формирования мировоззрения личности //Личность, творчество и современностьl Сб- науч.- тр.- Вып.- 4 -Красноярск, 2001. С. 37-47.

55. Игонина Г.В. Ценностные ориентации учительства как феномен разных политических культур. Межкультурный анализ. Автореф. .дисс. канд. филос. наук. Новосибирск, 2000. - 18с.

56. Ильенков Э.В. Маркс и западный мир // Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.

57. Ильин И.А. Национальное воспитание путь духовного обновления // Хрестоматия. Педагогика Российского Зарубежья. — М.: Институт практической психологии, 1996.

58. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Путь к очевидности. М:: Республика, 1993. - С. 133-288.

59. Ильин И.А. Русский учитель. //Опыты православной педагогики. М.: Литературная учеба, 1993.

60. Ильин М.В. Гражданское общество //Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий. — М., 1997.

61. Исакова Н.В. Культура, и человек в этническом пространстве: этонокультурологический подход к исследованию социальных процессов. -Новосибирск: Изд-во МОУ ГЦРО, 2001. -344с.

62. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / Под ред. Академика РАО А.И. Пискунова. -М.: ТЦ Сфера, 2001. 512с.

63. Каган М.С. О принципах разработки философской теории ценностей // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 1997. -№13.

64. Каган М.С. Философская теория ценности. Спб., 1997.

65. Казначеев В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. М.,1996.

66. Кант И. О педагогике // Кант И. Трактаты и письма. М.: Изд-во «Наука», 1980. - С. 445-504.

67. Карамзин Н.М. Предание веков. М., 1990.

68. Киреевский И.В. Девятнадцатый век // Киреевский И.В. Избранные статьи. М., 1984. - С. 71-72.

69. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и его отношения к просвещению России (письмо к гр. Е.Е, Комаровскому) // Киреевский И.В. Избранные статьи. М., 1984. - С. 236.

70. Ковалева М.И. Воспитание гражданской ответственности в системе образования России // Философия образования. Новосибирск, 2002. - №5. - С. 204-207.

71. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. -М.: Издательский центр «Академия», 2000.

72. Колесников В.Н., Турченко В.Н. Введение в современную социологию образования. Новосибирск: Институт философии образования НГПУ, 2003. -192с.

73. Комиссарова Г .А. Образование как социокультурная ценность: философский анализ. Автореф.дисс. докт. филос. наук. М., 1999. -41с.

74. Круглый стол «Реформирование образования в России». -Педагогика 1997.- №5. -С. 17-41.

75. Круглый стол «Философия образования» //Вопросы философии М., 1995.-№11.-С. 3-34.82:Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. 272с.

76. Кудашов В.И. Кризис системы образования и проблемы информационной культуры // Философия образования. Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2003. - №6. - С. 52-58.

77. Кузнецова А.Я. Гуманизация образования и интеллект. Новосибирск,1999.

78. Кулюткин Ю.Н. Ценностно-смысловые ориентиры современного образования. СПб., 2002.

79. Кусжанова А.Ж. Взаимодействие общества, личности и государства в сфере образования. Автореф. . дис. док. филос. наук. М., 1996. -39с.

80. Локк Д. Сочинения: в 3 т. Т. 1-2. М., 1985. Т.З М., 1988.

81. Ломоносов М. Избранная проза. -М., 1986.

82. Лугинина Т. А. Гражданская адаптация молодежи в сфере общественных объединений: Автореф. .дисс. канд. социолог, наук. -Екатеринбург, 2002. 20с.

83. Мадатов А.С. Демократия: сущность и методологические проблемы исследования. Учебное пособие. М.: Изд-во «Уникум-Центр», 2000. - 108с.

84. Макиавелли Н. Государь. М.: Современный литератор, 1999. - 704с.

85. Малькова З.А. Образование в мире на пороге XXI века. М., 1991.

86. Милюков П.Н. Школа на службе политики в СССР // Хрестоматия. Педагогика Русского Зарубежья. М.: Институт практической психологии, 1996.- С.

87. Маслоу А. Мотивация и личность. Спб: Питер, 2003. - 352с.

88. Михайлов Ф.Т. Философия образования: ее реальность и перспективы //Вопросы философии. 1999. - №8. - С. 92-119.

89. Михайлова Р.С. Социально-философские основы патриотизма как духовной ценности общества: Автореф. .дисс. канд.филос.наук. Тверь, 2002. 181с.

90. Моисеев Н.Н. Время определять национальные цели. М.: Изд-во МНЭПУ, 1997.

91. Монтескье Ш. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1955.799с.

92. Мошер Р., Кении Р., Гаррад Э. Воспитание гражданина демократической школы /Пер с англ. /Под общ. Ред. Т.Э. Балули, Е.Я. Мигунова, Е.Н. Яковлева. М.: Народное образование, 1996. - 323с.

93. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.:~Издательский центр «Академия», 2000. - 192с.

94. Мушинский О.В. Азбука гражданина. М., 1992.

95. Мяло К.Г. О русском идеале // Евразия. -М., 1996. №1/4. - С.77.85.

96. Наливайко Н.В. Специфика праксиологического осмысления системы образования: к вопросу о системном кризисе современногообразования // Философия образования XXI века. Новосибирск, 2003. - №6. -С. 33-41.

97. Наливайко Н.В. Философия образования: некоторые проблемы формирования концепции. Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2000. — 141с—

98. Наливайко Н.В., Паршиков В.И. Философия образования комплксный анализ. Новосибирск, 2002. -191с.

99. Нанзадцоржийн Лундэндорж Гражданственность: социально-философский анализ. Автореф. . .дисс. канд. филос. наук. М., 1993. - 20с.

100. Национальная идея: образование и воспитание (философско-методологические и региональные аспекты). Материалы научно-практической конференции. -Чита 15-17 апреля 1997. Вып. 1, Чита: читГТУ, 1998. -224с.

101. Нерсесянц B.C. Философия права Гегеля: история и современность // Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990. - С. 30-31.

102. Никитин А.Ф. О гражданском образовании // Преподавание истории в школе. 1995. - №1. - С. 23-26.

103. Никитин А.Ф., Соколов Я.В. Граждановедение. Уч. материалы для эксперимантальной проверки в средней школе. -М.Д990.-Ч.1-3. 344 с.

104. Нилл А. Саммерхилл воспитание свободой. - М.: Педагогика-Пресс, 2000.

105. Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания. Введение //Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1995.

106. Новгородцев П.И. О своеобразных элементах русской философии права // Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1995.

107. Новиков Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1959.

108. О гражданском образовании и изучении Конституции РФ. Письмо Министерства образования РФ органам управления образованием субъектов Российской Федерации (6 февраля 1995г., № 151/11) // Преподавание истории в школе. -№3 1995. С. 51-52.

109. О гражданственности и патриотизме // Новые знания. 2001. -№4.-С. 22-25.

110. Олейникова О.Д. Патриотическое воспитание в свете задач модернизации образования // Философия образования. Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2002. - №3. - С. 175-180.

111. Панарин А.С. Философия политики. М., 1994.

112. Пастухов В .Б. Власть и общество на поле выборов, или Игры с нулевой суммой // Полис. 1999. - № 5.

113. Пендлбери Майкл На пути к глобальной демократии // Вестник Российского философского общества. 4(28). -М., 2003. С. 29-37.

114. Платон Законы . 643д-644а // Платон. Законы. М.: Мысль, 1999.-832с.

115. Платонов В.В. Философия образования как поле межсистемного взаимодействия // Философия образования для XXI века (Сборник статей) /Ред.-сост. Н.Н. Пахомов, Ю.Б. Тупалов.-М., 1995. С. 23-27.

116. Попкевиц Томас Политическая социология образовательных реформ: Власть, знание в образовании, подготовка учителей и исследовании. Пер с англ. М.: Центр социологии образования РАО, 1998. 366с.

117. Права человека и гражданское воспитание в средней школе //Философия. РЖ. 1996. - №4. -С. 184.

118. Проблема ценности в философии. М; Л., 1966.

119. Проблемы формирования гражданского общества. М.: Институт социологии РАН, 1993.

120. Радищев А.Н. Беседа о том, что есть сын отечества (или истинный патриот) //Радищев А.Н. Избранное. — М., 1988.

121. Радищев А.Н. Избранное. М., 1988.

122. Резник Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. Идея гражданского общества в социальной мысли. М.: Союз, 1993.

123. Резник Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. Теоретико-методологичексие аспекты исследования. -М.: Союз, 1998.

124. Розин В.М. Философия образования: предмет, концепция, основные темы и направления изучения //Философия образования для XXI века (Сборник статей) /Ред.- сост. Н.Н. Пахомов, Ю.Б. Тупалов. М., 1995. - С. 3149.

125. Розов Н.С. Основания образования в современной зарубежной мысли. Философия образования. - Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2002. — №5-С. 93-99.

126. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования. М., 1993.193с;;

127. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: Философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. -Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1998. 292с.;

128. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре или принципы политического права // Руссо Ж.Ж. Трактаты. М., 1969.

129. Сборник материалов Всероссийской и межрегиональных конференций, докладов и выступлений участников 1-го Гражданского Форума России «На пути к гражданскому обществу». Новосибирск, 2002. - 220с.

130. Сидоров И.Н. Философия действия в США: от Эмерсона до Дьюи. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1989. 148с.

131. Синельников И.Ю. Теоретические основы гражданского воспитания в российской педагогике конца 19- начала 20 вв. Автореф. .дисс. канд. пед. наук. М., 2001. - 25с.

132. Сорока-Росинский В.Н. Путь русской национальной школы // Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1991. - С. 65-123.

133. Соина О.С. «Пушкинская речь» Ф.М. Достоевского. Опыт современного прочтения // Человек. 2001. -№3. - С. 157.

134. Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности. -СПб: СПбГУП, 2003. 204с.

135. Соколов Я.В. Граждановедение. Пособие для учащихся 7-9 классов, их родителей и учителей. Права человека. М., 1992. - 95 с.

136. Соколов Я.В. и др. Граждановедение. "Российская Конституция". -М., НВЦ, 1994.

137. Сорокин П. А. Социокультурная динамика //Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. - С. 427-504.

138. Сорокин П.А Причины войны и условия мира (1944) // Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М., 1994. - С. 491-501.

139. Состояние гражданского мировоззрения молодежи: современные тенденции и противоречия // Образование и общество. 2000. -№4.

140. Стандартная демократия: Американские национальные стандарты по граждановедению в старш. Кл. (IX-XII кл.): Пер. с англ. Е. Воскресенской //Граждановедение: Ежеденед. Прил.к «Учительской газете». -1996.- №13-25. -С.6-7.

141. Степашко Л.А. К вопросу о статусе философии образования //Философия образования. — Новосибирск, 2003. №7. - С. 20-26.

142. Степашко JI.A. Философия и история образования. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. - 272с.

143. Степин B.C. Научное познание и ценности техногенной цивилизации//Вопросы философии. 1989. -№10156. Степин B.C. Философия и универсалии культуры. // Кулюткин

144. Ю.Н. Ценностно-смысловые ориентиры современного образования. СПб., 2002.

145. Субетго А.И. Предисловие // Казначеев BJL Здоровье нации. Просвещение. Образование. М., Кострома, 1996.

146. Суд над системой образования: Стратегия на будущее / Под ред. У.Д. Джонстона: Пер. с англ. — М., 1991. 264с.

147. Суколенова Г.Т. Исторические условия развития современного гражданского образования в Российской федерации. Автореф. .дисс. канд. пед. наук. М., 1997.- 19с.

148. Супрун В.И. Ценности и социальная динамика // Наука и ценности. Новосибирск: Наука, 1987.-С. 160-168.

149. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина.- Владивосток, 1974.

150. Токвиль А. О демократии в Америке. М.: Прогресс, 1987.

151. Тубельский А.Н. Школа самоопределения. Шаг второй. М.: АО «Политгекст», 1994

152. Турченко В.Н. Философские основы современной образовательной стратегии // Философия образования для XXI века. — Новосибирск; Изд-во ГЦРО, 2001. — № 2 — С.245-260;

153. Турченко В.Н. Парадоксы российского образования // Образовательная выставка: ресурс развития системы образования. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2001. —С.219-229

154. Уайтхед А. Избранные работы по философии: Пер с англ. -М.: Прогресс, 1990.

155. Утробин И.С. Еще раз о проблеме современных философских оснований интеграции науки и образования //Философия образования. -Новосибирск: Изд-во «Наука-Центр», 2004. -№1 (9). С. 3-5.

156. Уледов А.К. Русская идея как феномен национального самосознания // Вестник высшей школы. 1992. - №7-9.

157. Ушинский К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими // Избранные произведения: В 2 т. М: Педагогика, 1974.-Т.2.- С. 209.

158. Фаутс Джеффри Реформа образования и нравственное воспитание //Мораль и образование /Под ред. М. Мацковского, А. Эллиса. М.: Международный центр общечеловеческих ценностей, 1993.

159. Филиппов В.Н., Гончаров В.Н., Колтаков К.Г. Школа и общество в современной России (концептуально-аналитический диалог). Под общей редакцией проф. В.Н. Филиппова. Барнаул, ГИПП «Алтай», 2003. 376с.

160. Филонов С.В. Социально-философские основаниямодернизационных процессов в России. Автореф дисс. канд.филос.наук. 1. Томск, 2003.-20с.173; Философия. Краткий тематический словарь. — Ростов н/Д: «Феникс», 2001. 416с.

161. Френе С. Избранные произведения. М., 1988.

162. Фрумин И.Д. Введение в теорию и практику демократического образования. Красноярск, 1998.

163. Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность. М., 1995.

164. Хрестоматия. Педагогика Русского Зарубежья. М.: Институт практической психологии, 1996. - 528с.

165. Чаадаев ПЛ. Философические письма. Письмо первое //Чаадаев П.Я. Сочинения. М., 1989. - С. 21.

166. Чепрасова Н.А. Социально-философский анализ становления гражданского общества в России. Автореф. .дисс. канд.филос.наук. Томск, 2003.18с.

167. Черненко А.К. Правовая составляющая в сфере науки и образования. Новосибирск, 1997.

168. Черненко А.К. Правовые технологии как система методов обучения гражданственности // Философия образования. — Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2002. №6. - С.41-45.

169. Чуринов Н.М. Совершенство и свобода: Философские очерки. -Красноярск, 2001. -432с.

170. Чуринов Н.М. Философия образования и стандарты теоретического мировоззрения // философия образования. Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2002. - №5: - С. 48-51.

171. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. М.: Гуманит, изд. Центр ВЛАДОС, 2001. -320с.

172. Шварцман К.А. Философия и воспитание: Критический анализ немарксистских концепций. М.: Политиздат, 1989. - 208с.

173. Шингерей Т.А. Осознание старшеклассниками гражданских прав и обязанностей как условие нравственного формирования личности. Автореф. .дисс. канд. педнаук.-М., 1980. 19с.

174. Шлезингер A.M. Циклы американской истории. М., 1992.

175. Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. / Под ред. С.Я. Батышева. М.: АПО, 1998. - Т. 1. - 568с.

176. Якобсон М.М. Теория и практика нравственно-гражданского воспитания старшеклассников России и США в 80-90 гг. XX века. Автореф. дисс . канд. пед. наук. Ставрополь, 1997. - 18с.

177. Янг Ирис Мэрион Некоторые соображения о гегемонии и глобальной демократии // Вестник Российского философского общества. 4(28). -М., 2003.-С. 19-29.

178. A Nation at Risk: The Imperatives for Education Reform. Commission on excellence in education. Wash., 1983. 59p.

179. A Passion for Democracy: American Essays by Benjamin R. Barber. Princeton University Press, 1999. 293p.

180. America 2000: An Education Strategy. Wash. D.C., 1991.

181. Bahmueller, Charles F., general editor. CIVITAS: A FRAMEWORK FOR CIVIC EDUCATION. Calabasas, С A: Center for Civic Education, 1991. P. 3.

182. Banks J.A. (1993) Multicultural Education: Characteristics and Goals. II Banks J.A. & Banks С.A. M. (Eds) Multicultural Education: Issues and Perspectives (2nd ed., pp. 3-28). Boston: Allyn and Bacon.

183. Barber R. Benjamin Participatory Democracy // Encyclopedia of Democracy. Vol. 3 New York, 1995. P 923.

184. Basic Readings in U.S. Democracy. Ed. Melvin I. Urofsky. United States Information Agency. Washington, D.C., 1994. P. 102-113.

185. Bell D. The coming of Post-Industrial Society. N.Y., 1976.

186. Benavot Aaron Education and Political Democratization: Cross-national and Longitudinal Findings // Comparative Education on Review. Vol. 40. n.4. p. 377-403.

187. Birzea C. Strategie pour une education civique dans une perspective interculturelle, aux niveaux de T'enseignnement prmaire et secondaire. Strasbourg: Conseil de ГЕигоре, 1994. -36p.

188. Bloom A. The closing of the American Mind. N.Y. 1987.

189. Butts, R. Freeman National Standarts and Civic Education in the United States //International Journal of Social Education (Winter 1993) p. 86-94.

190. Counts A. Dare the School Build a New Social Order? N.Y., 1932.

191. Drucker P. The age of social transformation W quality digest. -Seattle, 1995. April. - p. 34-40.

192. Education and Society Today / Ed. By Harnett and Naish. N.Y., 1986. P.6.

193. Encyclopaedia Britanica 15th Edition (Volume 11) p. 454.

194. Franzosa Susan Douglas, ed. Civic Education: Its Limits and Conditions. Ann Arbor, Mich.: Prakhen Publications, 1988.

195. Glickman C.D. Democracy as Education. Presentation, the University of Georgia, May, 17,1996.

196. Gutman A. Democratic Education. Princeton University Press, 1987.321p.

197. Heater Drek The History of the Concept of Citizenship. Curriculum? 1990.-Spring-P.149-165.

198. Hirsch E.D. Jr. Cultural Literacy New York: Vintage Books, 1987.

199. Ichilov O. Political Socialization, Citizenship Education and Democracy New York: Teachers Colledge Press, 1990.

200. Kilpatrick William Why Johnny Can't Tell Right from wrong: and What We Can do About It. New York:Touchstone, 1993.

201. Lapeyrose S. Towards the Spiritual Convergence of America and Russia: American-Mind: and Russian Soul, American Individuality and Russian Community. Cal.: Santa Cruz, 1990. - 166p.

202. Notterman J.M. & Drewry N.M. Psychology and education. Parallel and Interactive Approaches. NY and London: Plenum Press, 1993.

203. O.Neil William Educational ideologies: Contemporary expressions of educational philosophy. Santa Monica (Calif.): Goodyear, Cop. 1981. 410p.

204. O'Brien Edward L.> Eleanor Greene and David McQuoid-Mason Human Rights for All. Minneapolis/St. Paul, Minn.: West Publishing Company, 1996.

205. Oldenquist A. Ed. Can democracy Be Taught? // Phi delta Kappa Educational Foundation, Bloomington, IN, 1996. 225p.

206. Patnam R. Making democracy work: Civic Traditions in Modern Italy. Pinceton, New Jersey: Princeton University Press, 1993.

207. Patrick J.J. Principles of Democracy for the Education of Citizens // Pinhey L.A. and Boyer C.L., Editors. .Resources on Civic Education for Democracy: International Perspectives. Yearbook No 1, Bloomington IN, 1996. p. 6-8.

208. Peters R.S., J. Woods, and W.H. Dray Aims of Education a Conceptual Inquiry //The Philosophy of Education, editedby R.S. Peters. Oxford: Oxford University Press, 1973.

209. Philosophy of Education: An encyclopedia,/ Ed. J.J. Chambliss. — New York; London: Galand, 1996. 720p.

210. Pitts Mark Nationanality and Values Preferences: Pleminary Report of Differences in Rankings by Russian and American Secondary Students. Seatle: Center For Curriculum Studies, SPU, 1995.

211. The- Constitution- of the- United- States- and- the. Declaration, of.tV»1.dependence (13 ed.) Washington, D.C.: The Commission of the Bicentennial о f the United States Constitution, 1991.

212. Quigley Charles and others, eds National Standarts for Civics and Government. Calabasas, CA: Center for Civic Education, 1994.

213. Quigley Charles The Role of Civic Education. Task Force on Civic Education Paper. Communitarian Network, Washington, DC, 1995. 18p.

214. Reboul O. La philosophie de l'education. Paris: PUF, 1989.127p.

215. Blacker D. The institutional autonomy of education// Journar of philosophy of education. Oxford, 2000. - Vol.34. - №2. - p. 229-246.

216. Rokeach M. Beliefs, Attitudes and Values. San Francisco, 1972.

217. Sander Michael J. Democracy's Discontent: America in Search of Public Philosophy. Cambridge, Mass.: Belknap Press of Harvard University Press. 1996.

218. Schukar Ron, Jackie Johnson and others Service Learning in the Middle School Curriculum: A resourse Book. Boulder, Colo: Social Science Education consortium, 1996.

219. Stahl Robert and Ronald L. VanSickle, eds Cooperative Learning in the Social Studies Classroom: An Introduction to Social Study. Bulletin 87. Washigton D.C.: National Council for the Social Studies, 1992.

220. Stahl Robert, ed. Cooperative Learning: A Handbook for Teachers in the Social Studies. Menlo Park, Calif.: Addison-Wesley, 1992.

221. The Spirit of American Philosophy.-N.Y., 1976;

222. XXIst World Congress of Philosophy "Philosophy Facing World Problems". Abstracts. Ed. by Zeynep Davran. August 10-17, 2003 Istanbul Convention and Exhibition Center. TURKEY, 2003. 444p.

223. Civic Education // Philosophy of Education: An encyclopedia / Ed. J.J. Chambliss. New York; London: Oaland, 1996. P. 79-81.240. www.cikrf.ru/rcoit/inf zap .htm241. www.economv.gov.ru/fed celprog/ext/52/content.htm

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.