Гражданско-правовое положение религиозных организаций тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.03, кандидат юридических наук Аюшеева, Ирина Зориктуевна
- Специальность ВАК РФ12.00.03
- Количество страниц 205
Оглавление диссертации кандидат юридических наук Аюшеева, Ирина Зориктуевна
Введение.
Глава I. Понятие и сущность религиозных организаций как субъектов гражданского права.
1.1. История развития религиозных организаций как субъектов гражданского права.
1.2. Понятие и признаки религиозной организации как юридического лица в гражданском праве Российской Федерации. Виды религиозной организации.
1.3. Образование, реорганизация и ликвидация религиозных организаций.
Глава II. Гражданско-правовая характеристика имущественного положения и деятельности религиозных организаций.
2.1. Особенности осуществления имущественных прав религиозной организации.
2.2. Гражданско-правовое регулирование деятельности религиозных организаций;
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право», 12.00.03 шифр ВАК
Религиозные организации как субъекты гражданского права2004 год, кандидат юридических наук Садков, Андрей Николаевич
Правовые формы отношений советского государства и Русской православной церкви в 1917-1945 годах2011 год, доктор юридических наук Петюкова, Оксана Николаевна
Вещные права религиозных организаций Русской Православной Церкви в Российской Федерации2002 год, кандидат юридических наук Овчинникова, Юлия Сергеевна
Проблемы развития конституционно-правового статуса религиозных объединений в России2004 год, кандидат юридических наук Терехов, Олег Николаевич
Религиозная организация как субъект гражданского права2004 год, кандидат юридических наук Валявина, Елена Юрьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гражданско-правовое положение религиозных организаций»
Актуальность темы исследования.
Произошедшие за последние десятилетия преобразования в нашем обществе проявились в целом ряде факторов. Важное место в качественном обновлении России принадлежит изменениям в духовной жизни общества. Очевидно повысилась значимость религии, что находит отражение в следующих моментах, которыми и обусловлено избрание темы настоящей работы.
1. Изменения в социально-политической жизни общества привели к переоценке ценностных ориентиров, росту значимости проблемы духовного развития человека и общества в целом. Традиционно именно в рамках религиозных институтов происходило воспитание духа, в связи с чем сейчас наблюдается повышенный интерес к религии и религиозным ценностям, религиозная жизнь отделяется от других форм жизнедеятельности, возникают особые виды социальных общностей - религиозные, членство в которых не ограничивается этнической, государственной или территориальной принадлежностью1.
Следует также отметить тенденцию увеличения числа общностей нетрадиционной конфессиональной направленности, проявления представителями различных социальных слоев интереса к религиозным течениям, имеющим сравнительно недавнюю историю.
Обращает на себя внимание контртенденция «возвращения» религии в светскую жизнь, что проявляется в политической активизации ряда конфессиональных общностей. Так, увеличившаяся угроза международного терроризма с религиозной окраской вызывает повышенное подозрение к
1 Костина Н. Б. Религиозная общность: институционально-доктринальный аспект социологического исследования: Автореф. дисд-ра. социол. наук. Уфа, 2001. С. 3. религиозным группам, к введению ограничений в их деятельности, что в свою очередь сталкивает интересы безопасности и свободу религии там, где раньше конфликты не наблюдались.
Религиозные организации в значительной мере определяют общую внутриполитическую, идеологическую и этическую обстановку в обществе. Так, религиозные духовные ценности составной частью вошли в западную и восточную цивилизации, влияют на общественное сознание и государственную политику. Во многих странах партийные и политические программы, не учитывающие постулатов государственной религии, в том числе в области социального обеспечения, наследования и раздела имущества, отношений бедных и богатых, просто немыслимы. Религиозные организации оказывают влияние на политические и социально-экономические взгляды огромных масс населения, на их отношение к идеям, политическим лидерам. Они могут вызывать массовые выступления в поддержку или против государственной экономической политики.
Наряду с важнейшими правами и свободами в Конституции Российской Федерации закреплена свобода совести и свобода вероисповедания. Статья 28 Конституции России гласит: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Именно путем объединения граждан в целях совместного исповедания и распространения веры чаще всего и реализуется одна из основных конституционных свобод. Религиозные организации играют значительную роль в механизме реализации свободы совести и свободы вероисповедания в Российской Федерации. Право на создание религиозных объединений является составной частью системы основных прав и свобод человека. Эффективное правовое регулирование отношений с участием религиозных организаций, наличие правовых гарантий защиты основных прав и свобод человека имеют важное значение для социальной и политической жизни общества (социально-политический аспект).
2. Религиозные организации до недавних пор не признавались субъектами гражданско-правовых отношений, были лишены прав юридических лиц, практически не имели каких-либо самостоятельных имущественных прав.
В настоящее время они как некоммерческие юридические лица становятся активными участниками регулируемых гражданским правом имущественных отношений. Участие религиозных организаций не только в духовно-нравственной, но и в экономической жизни общества неизбежно, поскольку служит материальному обеспечению религиозной деятельности, религиозные организации вправе осуществлять наряду с религиозной и иную не запрещенную законом деятельность. Основой этого являются их права на имущество - право собственности и иные имущественные права. После длительного перерыва ч. религиозные организации вновь становятся собственниками; государство, признавая особую роль и значимость религии, передает им изъятое когда-то имущество. Регулирование имущественных отношений религиозных организаций требует дальнейшего самостоятельного изучения. При этом их оптимальное правовое опосредование должно способствовать приданию юридической определенности имущественному положению религиозных организаций как субъектов-носителей права собственности или иных имущественных прав (экономический аспект).
3. Преобразования в религиозной жизни общества немыслимы без соответствующих изменений в законодательстве, регламентирующем отношения в этой сфере. Исследование вопросов, связанных с совершенствованием действующего регулирования гражданско-правовых отношений, определяющих положение религиозных организаций, научное осмысление накопленного мирового опыта является одной из важнейших задач ученых-правоведов.
До недавних пор специальное законодательство регулировало деятельность религиозных объединений, допуская существование лишь тех из них, что доказали свою лояльность активным сотрудничеством с государством, доходящим до отказа от права на самостоятельное решение вопросов внутренней жизни объединения. Религиозная деятельность за рамками «законных» религиозных объединений жестоко преследовалась. Хотя демократические преобразования 90-х гг. существенно сократили число таких ограничений, историческое наследие в той или иной мере отражается на законодательстве и правоприменительной практике.
Так, нормативное регулирование деятельности религиозных организаций долгое время носило несистемный, локальный характер. Впервые норма о религиозных организациях как юридических лицах была закреплена в ст. 13 Закона СССР от 1 октября 1990 г.
О свободе совести и религиозных организациях»1, аналогичная норма была включена и в принятые в 1991 г. Основы гражданского законодательства СССР и республик (ст. 11).
В настоящее время положения о религиозных организациях содержатся в различных нормативных правовых актах, среди которых значительное место занимает ФЗ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» . Указанные положения, имея сравнительно недавнюю историю, по-разному трактуются в литературе. Особые расхождения вызывают вопросы статуса религиозных организаций как юридических лиц. Есть расхождения по многим аспектам функционирования религиозных организаций, что отражается на правоприменительной практике. В связи с этим большую значимость приобретает исследование действующей нормативно-правовой основы гражданско-правового регулирования отношений, в которых участвуют религиозные организации, определяющего специфику их гражданско-правового положения, в целях обеспечения его дальнейшего развития и совершенствования (правотворческий и правоприменительный аспекты). Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 41. Ст. 813.
2 СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.
4. В последнее время влияние церкви, религиозности, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в постсоциалистических государствах заметно увеличилось, роль религии не рассматривается больше как негативная. В результате внимание ученых было привлечено к изучению вопросов религии, отношений между различными конфессиями и государством. Необходимо отметить, что в основном работы в этой области посвящены такой глобальной теме, как государственно-конфессиональные отношения. При этом в Российской Федерации действует принцип светскости государства. Принцип отделения церкви от государства, провозглашенный в ст. 14 Конституции Российской Федерации, является важнейшим, о чем свидетельствует признание и закрепление его в конституциях многих стран.
В этой связи можно согласиться с религиозным философом, правоведом, публицистом прошлого века И. А. Ильиным в том, что «церковь и государство взаимно инородны - по установлению, по духу, по достоинству, по цели и способу действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему назначению.»1.
Таким образом, большое значение приобрело изучение религиозных организаций не только в качестве участников государственно-конфессиональных отношений, в которых государство является носителем власти, но и в качестве участников отношений с государством, иными субъектами гражданского права как юридически равными лицами. Юридическое равенство сторон есть основа метода правового регулирования гражданско-правовых отношений. Оно выражается в том, что гражданская правоспособность приобретает однопорядковый характер, исключающий начала власти и подчинения в общем правовом положении субъектов, обеспечивающий «равную возможность для субъектов гражданского права в выражении волеизъявления, направленного на установление
1 Ильин И. А. Одинокий художник. Статьи, речи, лекции. М., 1993. С. 326. правоотношений, а также в определении прав и обязанностей»1, что обусловливает исследование религиозных организаций как самостоятельных субъектов гражданского права, а также необходимость формирования соответствующих понятий, неразрывно связанных с теми, которые уже выработаны в цивилистической науке (доктринальный аспект).
Степень научной разработанности проблемы.
О церковных учреждениях как юридических лицах упоминалось еще в римском частном праве. В период средневековья, в дореволюционном праве России церковные учреждения рассматривались в курсе канонического (церковного) права. В связи с этим для исследования избранной темы большой научный интерес приобретают работы таких дореволюционных авторов, как А. С. Павлов, В. В. Болотов и др.
В советское время политическая обстановка не способствовала исследованию данной темы. В связи с лишением церковных и религиозных обществ прав юридических лиц изыскания в этой области учеными-цивилистами не проводились. Вопросы религии и церкви освещались лишь в рамках атеистической пропаганды такими авторами, как М. М. Персиц, А. И. Иванов, П. К. Лобазов.
Исследование религиозных организаций проводилось в основном с точки зрения социологии, психологии, религиоведения и других отраслей знаний, в том числе идеологии, политики, но не с точки зрения юридической науки, в частности гражданского права. В связи с этим для выявления специфики и сущности религиозной организации весьма значимыми стали труды социологов, историков, философов, ученых-религиоведов, таких как В. Вундт, Р. Грассери, Р. Давид, Э. Дюркгейм, П. М. Ершов, В. В. Залесский, А. Г. Здравомыслов, И. Б. Ильин, Р. П. Каллистратова, Н. Б. Костина, А. Ф. Лосев, И. А. Малахова, В. В. Павлюк, М. Рейснер, К. В. Сергеев, М. А. Сиверцев, Н. Смелзер, Д. М. Угринович, Дж. Д. Фрэзер, Н. Хлебников, И. Н. Яблоков и др.
1 Яковлев В. Ф. К проблеме гражданско-правового метода регулирования общественных отношений // Теоретические проблемы гражданского права: Сб. учен. тр. Свердловского юридического института. Свердловск, 1970. Вып. 13.С. 22-15.
Исследования религиозных организаций как субъектов права появляются лишь в конце прошлого века. Их осуществляли Г. П. Лупарев, И. А. Куницын, Р. А. Подопригора и некоторые другие.
В настоящее время есть работы, посвященные регулированию различных аспектов гражданско-правового положения религиозных организаций: С. А. Боголюбова, Е. Ю. Валявиной, В. Жбанкова, Н. В. Кичигина, Е. В. Латыновой, А. Н. Садкова, А. В. Стадникова, В. Н. Якунина. В нескольких работах освещаются юридические аспекты функционирования религиозных организаций и действующая нормативно-правовая база, регулирующая их деятельность (М. В. Ильичев, А. В. Пчелинцев, В. В. Ряховский и др.). Тем не менее работы, посвященные исследованию в целом гражданско-правового положения религиозных организаций, практически отсутствуют. Теоретические основы исследования.
Теоретической основой диссертационного исследования явились труды ученых в области отечественного и зарубежного гражданского права: М. И. Брагинского, С. Н. Братуся, С. И. Вильнянского, С. Вильямса, В. В. Витрянского, Д. М. Генкина, В. П. Грибанова, Э. Дженкса, Л. Жюллио де ла Морандьера, О. С. Иоффе, О. А. Красавчикова, И. В. Костенко, М. И. Кулагина, К. К. Лебедева, И. Б. Новицкого, П. Е. Орловского, И. С. Перетерского, Г. В. Полковникова, В. К. Райхера, А. П. Сергеева, Н. С. Суворова, Е. А. Суханова, Ю. К. Толстого, М. Ю. Тихомирова, Г. Ф. Шершеневича, Л. В. Щенниковой, Л. Эннекцеруса, К. К. Яичкова, В. Ф. Яковлева и многих других.
Определяющими для исследования темы стали труды ученых по общей теории права С. С. Алексеева, В. С. Нерсесянца и др.
Эмпирическую основу исследования составили нормативные правовые акты СССР, РСФСР, Российской Федерации, некоторых зарубежных стран, а также судебная практика применения правовых актов в Российской Федерации в сфере регулирования отношений с участием религиозных организаций. При анализе выбранной темы использовались также некоторые статистические данные и данные о деятельности государственных органов, в частности
Министерства юстиции Российской Федерации (в настоящее время Федеральной регистрационной службы), связанные с различными аспектами правового положения исследуемых субъектов права.
Методология исследования основана на использовании как общенаучных, так и частнонаучных методов. К общенаучным относятся: метод системно-структурного анализа, формально-логический, диалектический методы; логические методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, выдвижение гипотезы); эмпирические методы (наблюдение, описание, сравнение). Из числа специальных юридических методов исследования использованы формально-юридический метод и метод сравнительного правоведения.
Целью настоящего исследования стали изучение гражданско-правового положения религиозных организаций, выработка предложений и новых подходов к его правовому опосредованию.
Задачами настоящего исследования в соответствии с его целью являются: анализ гражданско-правового регулирования создания и деятельности религиозных организаций как субъектов гражданско-правовых отношений; конструирование понятия религиозной организации и определение ее признаков; анализ особенностей приобретения религиозной организацией прав юридического лица; определение круга имущественных прав, принадлежащих религиозной организации; определение видов деятельности, которые вправе осуществлять религиозная организация.
Объектом диссертационного исследования стали религиозные организации, а именно особенности их положения как субъектов гражданско-правовых отношений и участия в гражданских правоотношениях. Для выявления указанных особенностей были изучены соответствующая законодательная база, юридическая и социальная практика их деятельности.
Научная новизна и теоретическая значимость работы.
Диссертация представляет собой комплексное теоретическое исследование положения религиозных организаций как субъектов гражданских правоотношений. В работе системно освещаются его особенности и обусловленные этим различные аспекты деятельности юридических лиц указанной организационно-правовой формы.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Существующее в настоящее время определение религиозной организации как юридического лица не отражает особенностей указанной организационно-правовой формы, в связи с чем в работе конструируется новое понятие данного субъекта гражданского права:
Религиозная организация - это некоммерческая организация, созданная гражданами либо юридическими лицами (местными религиозными организациями), для удовлетворения религиозных потребностей, в том числе совершения культовых и иных действий, соответствующих религиозным интересам, образованная в установленном законом порядке, от своего имени участвующая в гражданских правоотношениях, обладающая обособленным имуществом, несущая самостоятельную имущественную ответственность.
Религиозная организация, созданная объединенными в религиозную группу гражданами, признается местной религиозной организацией; религиозная организация, созданная юридическими лицами (местными религиозными организациями), признается централизованной религиозной организацией».
2. Религиозное объединение - это добровольное объединение граждан либо юридических лиц (местных религиозных организаций), созданное в целях удовлетворения религиозных потребностей, в том числе совершения культовых и иных действий, соответствующих религиозным интересам, не противоречащих закону и не нарушающих прав граждан, которое в случаях, предусмотренных законом, может быть признано юридическим лицом. Религиозное объединение, не приобретающее прав юридического лица, признается религиозной группой; религиозное объединение, являющееся юридическим лицом, признается религиозной организацией. Отсюда следует, что нормы гражданского права не могут регулировать деятельность религиозных объединений в целом, в связи с чем предлагается устранить упоминание о них из ст. 117 Гражданского кодекса Российской Федерации, посвященной правовому регулированию деятельности религиозных организаций - юридических лиц, являющихся разновидностью религиозных объединений.
3. Религиозные организации - самостоятельная организационно-правовая форма юридических лиц. Им присущи значительные юридические особенности, обусловленные специальной целью их создания - удовлетворение религиозной потребности, для достижения которой они вправе осуществлять религиозную деятельность. Правовая специфика религиозных организаций проявляется в следующем.
Во-первых, их учредителями могут быть лишь объединенные в религиозную группу граждане либо только такие юридические лица, как местные религиозные организации.
Во-вторых, специфичен порядок приобретения религиозными организациями прав юридического лица, который выражается в необходимости юридического признания организации в качестве именно религиозной, для чего уполномоченным государственным органом проверяются основы ее вероучения, которые не должны противоречить нормам действующего законодательства, основам правопорядка и нравственности.
В-третьих, в своей деятельности религиозные организации руководствуются не только нормами действующего законодательства, но и положениями основ своего вероучения, не противоречащими закону и не нарушающими прав граждан.
В-четвертых, религиозные организации для осуществления своей деятельности используют имущество религиозного, в том числе богослужебного, назначения, при этом на последнее не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов.
Таким образом, в законодательстве формируется такая совокупность юридических особенностей религиозных организаций, которая позволяет отграничить их от иных организационно-правовых форм юридических лиц, что обусловливает необходимость самостоятельного правового регулирования отношений с их участием. В связи с этим предлагается внести изменения в ст. 117 ГК РФ, разделив нормы о религиозных и общественных организациях, поскольку их регламентацию в рамках одной статьи и единое правовое регулирование нельзя назвать оправданными.
4. Учреждения, созданные централизованной религиозной организацией для координации деятельности, а также учреждения профессионального религиозного образования по своей организационно-правовой форме не могут быть религиозными организациями, поскольку их признаки совпадают с признаками учреждения как самостоятельной организационно-правовой формы юридических лиц. В связи с этим предлагается внести изменения в п. 6 ст. 8 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и признать учреждения, созданные централизованной религиозной организацией, а также учреждения профессионального религиозного образования учреждениями, обладающими правом на осуществление религиозной деятельности, но не являющимися религиозной организацией. Данная норма может иметь такую редакцию: «Правом на осуществление религиозной деятельности обладают также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона».
5. Отличительная особенность реорганизации религиозных организаций в форме слияния, выделения, разделения состоит в том, что в установленных законом случаях предусмотрено уменьшение объема их правоспособности (абз.
4 п. 3 ст. 27 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»). Это связано с осуществлением религиозной деятельности на основе принадлежности к определенной конфессии, в результате чего если ранее существовавшая зарегистрированная в качестве юридического лица религиозная организация реорганизуется и при этом строится на иных основах вероучения и религиозной деятельности, отличных от прежних, то такая религиозная организация хотя и признается юридическим лицом, но обязуется проходить ежегодную перерегистрацию и в связи с этим не имеет возможности реализовать ряд прав, предоставленных религиозным организациям. Преобразование религиозной организации в иные организационно-правовые формы юридических лиц с сохранением цели деятельности невозможно в силу ее специфики. Реорганизация в форме присоединения возможна только в случае, если религиозная организация, прекращающая свою деятельность, полностью принимает основы вероучения той религиозной организации, к которой она присоединяется.
6. Право пользования религиозных организаций имуществом религиозного назначения, находящимся в государственной или муниципальной собственности, является ограниченным вещным правом. Это подтверждается совокупностью следующих признаков. Во-первых, указанное право носит постоянный (по сути, бессрочный) характер - вещь передается на то время, пока существует соответствующая религиозная организация. Во-вторых, его объектом служит вещь, имеющая религиозное назначение. В-третьих, переход права собственности на вещь не предусмотрен в качестве основания прекращения права пользования религиозной организации этой вещью (право следования). В-четвертых, указанное право в силу ст. 305 ГК РФ имеет вещно-правовую (абсолютную) защиту.
О том, что указанное право можно отнести к вещным, свидетельствуют также его особенности, связанные со спецификой субъекта и назначением имущества: установлена обязанность для собственника (государства) передать имущество религиозного назначения в безвозмездное пользование религиозных организаций. Иначе говоря, возникновение права зависит от характеристик самой вещи (ее религиозное назначение) и субъекта права — им может быть только религиозная организация соответствующего вероисповедания, которой и предоставлена возможность получения данного права на вещь безвозмездно.
7. Религиозные организации как особые субъекты гражданского права наделяются правом осуществлять религиозную деятельность, понятие которой в настоящее время нормативно не определено, в связи с чем представляется необходимым ввести его в законодательство, регулирующее правовое положение религиозных организаций, в следующей редакции:
Религиозной признается деятельность, осуществляемая в целях удовлетворения религиозной потребности человека посредством совершения культовых действий в религиозно-обрядовой сфере, а также действий, направленных на их обеспечение и осуществляемых в сфере распространения веры, воспитания последователей, укрепления духовно-нравственных основ в обществе. В указанных целях для обеспечения религиозно-обрядовой сферы религиозные организации осуществляют культурно-просветительскую и образовательную деятельность».
Действия, направленные на материальное обеспечение религиозной деятельности, должны охватываться понятием иной деятельности, которую вправе осуществлять религиозные организации.
8. Исходя из буквального толкования ч. 3 п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ в качестве предпринимательской деятельности нельзя рассматривать участие религиозных организаций в иных юридических лицах. Указанная деятельность подпадает под понятие иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции России), не имеющей признаков предпринимательской деятельности и направленной на материальное обеспечение религиозной деятельности. При этом в случае учреждения религиозной организацией коммерческого юридического лица правоспособность последнего должна быть ограничена в его уставе несмотря на то, что коммерческие организации обладают общей правоспособностью.
Специальная правоспособность религиозной организации влияет в рассматриваемом случае на правоспособность коммерческой организации, поскольку религиозная организация не может стать участником юридического лица, род деятельности которого противоречит основам ее вероучения. В противном случае религиозная организация получает возможность опосредованно осуществлять любой вид деятельности, что недопустимо в связи с наделением религиозных организаций специальной правоспособностью.
Практическая значимость работы.
Выводы и предложения, содержащиеся в настоящем исследовании, могут быть использованы при внесении изменений в правовые акты, регулирующие деятельность религиозных организаций, в правоприменительной практике, а также в процессе преподавания соответствующих разделов курса гражданского права.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных литературы и нормативных правовых актов.
Похожие диссертационные работы по специальности «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право», 12.00.03 шифр ВАК
Конституционно-правовые основы свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений в России: на примере субъектов Российской Федерации Северо-Западного федерального округа2010 год, кандидат юридических наук Со, Андрей Александрович
Реализация конституционного права на свободу совести в Российской Федерации: На примере Волгоградской области2005 год, кандидат юридических наук Брянцева, Ольга Владимировна
Трансформация государственно-конфессиональных отношений и пути их оптимизации в современной России: Политико-правовой анализ2005 год, кандидат юридических наук Тараско, Роман Александрович
Правовое регулирование и прокурорский надзор в сфере отношений государства и религиозных объединений: Теория. Законодательство. Обеспечение законности2005 год, доктор юридических наук Залужный, Александр Гаврилович
Правовой статус религиозных объединений в современной России: Особенности и актуальные проблемы2000 год, кандидат юридических наук Куницын, Игорь Алексеевич
Заключение диссертации по теме «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право», Аюшеева, Ирина Зориктуевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Закрепление за религиозными организациями статуса юридических лиц является значимым проявлением развития государственно-конфессиональных отношений в стране, их гуманизации.
Складывающиеся отношения по поводу регулирования деятельности религиозных организаций обладают определенной спецификой, связанной с целью их создания для удовлетворения религиозной потребности. В настоящее время нормы, определяющие их гражданско-правовое положение, содержатся в Конституции Российской Федерации (ст.ст. 14, 28 и др.), в Гражданском Кодексе Российской Федерации (ст. 117), в ФЗ «О некоммерческих организациях» (ст. 6); в ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в иных нормативно-правовых актах. Таким образом, в рамках гражданско-правового института юридических лиц выделяется* самостоятельный субинститут, который условно можно назвать «церковное» право - это совокупность норм, закрепляющих организационно-структурное; имущественное, функциональное единство религиозных организаций, устанавливающих границы их правосубъектности, формы и порядок ее осуществления, порядок образования, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, а также ряд иных предписаний, определяющих их гражданско-правовое положение.
Определив основные положения о религиозных организациях, Гражданский Кодекс Российской Федерации и изданный в соответствии с ним Закон о свободе совести, однако, оставили нерешенными ряд вопросов, которые и были рассмотрены в настоящей работе, а именно: что представляет собой религиозная организация, каково ее отграничение от иных организационно-правовых форм юридических лиц и т.п. В связи с тем, что в основном посредством создания религиозных организаций реализуется одна из важнейших конституционных свобод - свобода совести и вероисповедания, а также ввиду отсутствия завершенности гражданско-правового регулирования в этой сфере, особую значимость приобретает дальнейшее развитие положений о религиозных организациях как субъектах гражданского права.
Религиозная организация как добровольное объединение граждан, либо юридических лиц (местных религиозных организаций), образованное в установленном законом порядке, правовой статус которого определен в его уставе, от своего имени участвующее в гражданских правоотношениях, несущее самостоятельную имущественную ответственность, обладающее внутренним организационным единством и внешней автономией, обособленным имуществом, созданное для удовлетворения религиозных потребностей, в том числе совершения культовых и иных действий, соответствующих религиозным интересам, является самостоятельной организационно-правовой формой юридических лиц, которая, обладая существенными особенностями, во многом отличается от иных субъектов гражданских правоотношений.
Действующий порядок создания религиозных организаций далеко не в полной мере учитывает интересы участников религиозных объединений, которые могут быть образованы в форме религиозных групп, религиозных организаций. Осуществление религиозными организациями своих имущественных, личных неимущественных прав не всегда проходит гладко. Все это обусловливается значительной молодостью в современном российском праве субинститута «церковного» права, быстрое развитие и совершенствование которого будет способствовать созданию адекватного правового регулирования отношений в столь деликатной сфере жизни российского общества.
Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Аюшеева, Ирина Зориктуевна, 2005 год
1. Список использованной литературы
2. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство НОРМА, 2002. - 748 с.
3. Бабкина А. Раздел по-русски // Российская газета. 2004.-16 августа.
4. Беляев К.П. Некоммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности // Юридический вестник. 1998. № 10.-С. 14-16.
5. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. М.: Спасо-Преображен. Валаам. Ставропигиал. Монастырь, 1994. Т. 1-234 с.
6. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. М.: Спасо-Преображен. Валаам. Ставропигиал. Монастырь, 1994. Т. 2 - 474 с.
7. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. — М.: Спасо-Преображен. Валаам. Ставропигиал. Монастырь, 1994. Т. 3 340 с.
8. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. Изд. 4-е, стереотипное. М.: «Статут», 2002. - 800 с.
9. Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. — М.: Юридическое издательство Министерства юстиции СССР, 1947. 362 с.
10. Булгаков С.Н. Народное хозяйство и религиозная личность // Булгаков С.Н. Соч.: В 2 т. М.: Искусство СПб: Инапресс, 1993. Т. 2. - 438 с.
11. Ю.Вагацума С., Ариидзуми Т. Гражданское право Японии (в двух книгах). Книга 1. М.: «Прогресс», 1983. - 351 с.
12. Валявина Е.Ю. Наименование религиозной организации // Юрист. 2003. №8.-С. 10-14.
13. Валявина Е.Ю. Религиозная организация как субъект гражданского права: Автореф. дис. канд. юрид. наук. СПб., 2004. 23 с.
14. Вильнянский С.И. Лекции по советскому гражданскому праву. Ч. 1. -Харьков: Изд-во Харьк. Ун-та, 1958. 339 с.
15. Власов П.В. История благотворительности в России // Помоги ближнему! Благотворительность вчера и сегодня / Под. ред. В.В. Меньшикова. М.: ИПО «Полигран», 1994. - 200 с.
16. Вознесенский Н. Христианская благотворительность в условиях нашего времени. — Харьков, 1909.
17. Вундт В. О развитии этических воззрений / Сост.: В.Ф. Чиж. М.: Унив. Тип. (М. Катков), 1886.
18. Гегель Г.В.Ф. Философия религии: В 2 т. М.: «Мысль», 1975; Т. 1. - 532 с.
19. Генкин Д.М. Юридические лица в советском гражданском праве // Проблемы социалистического права. 1939. № 1. - С. 86-105.
20. Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние). М., 1996.
21. Гражданский кодекс Нидерландов. Новая кодификация. Издание второе. / Перевод Ферштман М. / Отв. ред. Ф.И.М. Фельдбрюге. Лейден: Институт восточно-европейского права и россиеведения. Лейденский университет, юридический факультет, 2000. — 374 с.
22. Гражданское и торговое право капиталистических государств. / Отв. ред. К.К. Яичков. М.: «Международные отношения», 1966. — 552 с.
23. Гражданское право. Учебник. Часть I. Издание третье, переработанное и дополненное. /Под. ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. М.: «ПРОСПЕКТ», 1998. - 600 с.
24. Грассери де ла Р. Психология религий / пер. с фр. В.И. Писаревой. СПб: Издательство Ф. Павленкова, 1901. - 330 с.
25. Грибанов В.П. Юридические лица. М.: Изд-во Московского Университета, 1961. — 115 с.
26. Давид Р. Основные правовые системы современности: Сравнительное право. М.: Прогресс, 1967. - 496 с.
27. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах. Т. 4. М.: «Русский язык», 1978. - 683 с.
28. Де ла Морандьер Л. Жюллио. Гражданское право Франции. Т. 2. М.: Изд-во иностранной литературы, 1960. - 726 с.
29. Дженкс Э. Английское право: (Источники права. Судоустройство. Судопроизводство. Уголовное право. Гражданское право). — М.: Юридическое издательство Министерства юстиции СССР, 1947. 378 с.
30. Дигесты Юстиниана / Перевод с латинского / Отв. ред. Л.Л.Кофанов. Т. I. М.: «Статут», 2002. - 584 с.
31. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995.-352 с.
32. EpniOB П.М. Потребности человека. М.: Мысль, 1990. - 364 с.
33. Жбанков В. Вредные мифы: государство и религиозные организации // Человек и закон. 2002. № 4. С. 48-52.
34. Зб.Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М.: Политиздат, 1986.-221 с.
35. Иванов А.И., Лобазов П.К. Политика Советского государства по вопросам религии и церкви. -М., «Знание», 1973. 64 с.
36. Ильин И.А. Одинокий художник: статьи, речи, лекции. М.: Искусство, 1993.-347 с.
37. Иоффе О.С. Правоотношение по советскому гражданскому праву. JL: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1949. - 144 с.
38. Иоффе О.С. Советское гражданское право. (Курс лекций). Ч. 1. Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1958. - 511 с.
39. Каневский К. Религиозный ренессанс в России. Проблемы государственно-конфессиональных отношений // Российская юстиция. -2002. № 11.-С. 62-65.
40. Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории: Учебное пособие. — М.: «Статут», 2003. 318 с.
41. Козлова Н.В. Создание юридических лиц: взгляд в будущее // Хозяйство и право.-2002. № 1.-С. 106-116.
42. Коновалов В. Бог им судья // Труд-7. — 2004.-12 августа.
43. Костенко Н.В. Гражданско-правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2004. 21. с.
44. Костина Н.Б. Религиозная общность: институционально-доктринальный аспект социологического исследования: Автореф. дис. . д-ра социол. наук. Уфа, 2001. 47 с.
45. Красавчиков О.А. Сущность юридического лица // Советское государство и право. 1976. № 1. - С. 47-55.
46. Кузнецов М.Н., Понкин И.В. Конституционно-правовой анализ содержания принципа светского характера государства в Российской Федерации, закрепленного в части 1 статьи 14 Конституции Российской Федерации. www.state-religion.ru.
47. Кулагин М.И. Государственно-монополистический капитализм и юридическое лицо // Избранные труды. М.: Статут, 1997. - 329 с.
48. Куницын И.А. Ввод в законодательство России понятия «традиционная религиозная организация» // Закон и право. 2002. № 6. — С. 47-49.
49. Куницын И.А. Правовое регулирование религиозных объединений в России. www.state-religion.ru.
50. Куницын И. А. Юридические проблемы социальной адаптации религиозных объединений в России // Закон и право. 2000. № 1. - С. 2024.
51. Латынова Е.В. Общественные и религиозные организации // Юридический мир. 2000. № 2. - G. 51-54.
52. Лебедев К.К. О целях и правовых формах предпринимательской деятельности // Гражданское законодательство: Статьи. Комментарии. Практика. Вып. 21. Алматы: ЮРИСТ, 2004. - С. 66 - 80.
53. Лейбо Ю.И., Толстопятенко Г.П., Экштайн К.А. Научно-практический комментарий к главе 2 Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражаднина» // Под ред. К.А.Экштайна М.: «Издательство ЭКОМ», 2000. - 448 с.
54. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 12. Изд 5-е. М.: Госполитиздат, 1960. - 575 с.
55. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Учпедгиз, 1957. - 620 с.
56. Лупарев Г.П. Социальное назначение религиозных организаций как основа их правового статуса //Государство и право. 1995. № 11. — С. 2230.
57. Малахова И.А. Религиозная потребность: понятие и сущность. В.сб.: Вопросы научного атеизма / Отв. ред. П.К. Курочкин. - Вып. 26. - М.: Мысль, 1980.-С. 297-308.
58. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. (В 30-ти т). Т. 1. Изд. 2-е. М.: Госполитиздат, 1954. - 699 с.
59. Мархгейм М.В., Смоленский М.Б., Яценко И.С. Конституция Российской Федерации. Научно-практический словарь / Под науч. ред. И.С.Яценко. -М.: Изд-во РАГС, 2001.
60. Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательская группа «НОРМА-ИНФРА-М», 2000. - 784 с.
61. Мирошникова Н.И. Юридические лица в российском гражданском праве. -Ярославль. 1994.
62. Морозова JI.А. Государство и церковь: особенности взаимоотношений // Государство и право. 1995. № 3. - С. 86-95.
63. Назаренко О.В. «Организация паломнических туров». www.wsu.ru
64. Настольная книга пресвитера. Вып. 2. - М.: Изд-во ВСЕХБ, 1987. - 240 с.
65. Никодим Далматинский, Епископ. Православное церковное право. СПб., 1897.
66. Павлов А.С. Курс церковного права, читанный в Московском Университете в 1900-1902 гг. СПб.: Издательство «Лань», 2002. - 384 с.
67. Павлюк В.В. Психология современных верующих и атеистическое воспитание. (Социально-психологическое исследование.) Львов: Вища школа, 1976. - 220 с.
68. Персиц М.М. Отделение церкви от государства и школы от церкви в СССР (1917-1919гг.). М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958. - 198 с.
69. Подопригора Р.А. Гражданско-правовой статус религиозных организаций // Правоведение. 1992. № 3. - С. 100-103.
70. Полковников Г.В. Английское право о компаниях: закон и практика. М.: «НИМП», 2000.-240 с.
71. Правоторов В. Церковь и демократия // Наука и религия. 1995. № 7. - С. 2-3.
72. Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов. Под общ. ред. члена-корр. РАН, доктора юрид. наук, проф. В.С.Нерсесянца. -М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. 832 с.
73. Психолингвист поддержал обвинение против религиозной организации «Свидетели Иеговы» www.synergia.itn.ru/iegova/.
74. Пугинский Б.И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М.: Юридическая литература, 1984. - 224 с.
75. Райхер В.К. Абсолютные и относительные права // Известия экономического факультета Ленинградского политического института. — 1928.-Вып. 1 XXV. -С. 273-306.
76. Рейснер М.А. Идеологии Востока: Очерки восточной теократии. М.-Л., Госиздат, 1927. - 344 с.
77. Религиозные объединения в современной России / Иваненко С.И., Гефтер В.М., Зуев С.В. и др.; Отв. ред. Беляева Л.А. М.: ЦКСИиМ, 1996. - 97 с.
78. Религизные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика / Сост. к.ю.н. А.В.Пчелинцев, В.В.Ряховский. М.: Юриспруденция, 2001. - 448 с.
79. Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь минимум по религиоведению. / Под. ред. проф. И.Н.Яблокова. — М.: Гардарики, 2004. — 536 с.
80. Римское частное право: Учебник/ Под ред. проф. И.Б.Новицкого и проф. И.С.Перетерского. -М.: Юристь, 1997. — 544 с.
81. Рудинский Ф.М. Закон, религия, правонарушения. Волгоград, 1971.
82. Рудник Б., Шишкин С., Якобсон Л. Без дивидендов, но с пользой // Экономика и жизнь. 1996. Сентябрь. № 36.
83. Русская Православная Церковь и право: комментарий.//Отв. ред. М.В.Ильичев. М.: Издательсво БЕК, 1999. - 449 с.
84. Садков А.Н. Религиозные организации как субъекты гражданского права: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Волгоград, 2004. 30 с.
85. Самонд Д., Вильяме Д. Основы договорного права: пер. с англ. / Под. ред. Е.А. Флейшиц. -М.: Издательство иностранной литературы, 1955. 704 с.
86. Сиверцев М.А. Межрелигиозный диалог в эпоху глобализации // Человек. -2002. №5.-С. 76-87.
87. Славин В. Власть валаамская // Родная газета. 2003. 12 сентября. № 20 (20).
88. Смелзер Н. Социология. М., 1994.
89. Советское гражданское право: Учебник для юридических вузов. Т. 1. / Под. ред. проф. И.Б.Новицкого и П.Е.Орловского. М., 1959.
90. Сократ Схоластик. Церковная история: Перевод. СПб.:Тип. Фишера, 1850.-31 с.
91. Стадников А.В. Актуальные вопросы передачи федерального имущества религиозным организациям // Право и экономика (документы, комментарии, практика). 2002. № 3. - С. 40-45.
92. Степанов Д.И. Правовая природа устава юридического лица // Хозяйство и право. 2000. № 6. - С. 41-50.
93. Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. М.: Статут, 2000.-299 с.
94. Суханов Е.А. Некоммерческие организации как юридические лица // Хозяйство и право. 1998. №№ 4-5. - С. 3-13.
95. Суханов Е.А. Общие положения о праве собственности и других вещных правах // Хозяйство и право. 1995. № 6. - С. 29-46.
96. Суханов Е.А. Система юридических лиц // Государство и право. -1991. № 11.-С. 42-50.
97. Суханов Е.А. Юридические лица как участники гражданских правоотношений. // Гражданское право: в 2-х тт. Том 1: Учебник/Отв. ред. проф. Е.А.Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 2000.-816 с.
98. Угринович Д.М. Психология религии. М.: Политиздат, 1986. - 350 с.
99. Франковски С., Гольдман Р., Лентовска Э. Верховный Суд США: права и свободы граждан. Б.м.: OSCE, б.г. - 249 с.
100. Фрэзер Дж. Д. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1980. - 831 с.
101. Хлебников Н. Право и государство в их обоюдных отношениях. -Варшава: Б.и., 1874. 484 с.
102. Ходов Л. Источники финансирования западных христианских церквей // Вопросы экономики. 2002. № 1. - С. 152-157.
103. Холинер Д.П. Границы права на свободу совести и религии в практике Европейского Суда по правам человека // Российская юстиция. -2003. №8.-С. 53-55.
104. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М.: Спарк, 1995.-556 с.
105. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. М.: Спарк, 1994. -335 с.
106. Щенникова Л.В. Вещные права в гражданском праве России. — М.: Издательство БЕК, 1996.-200 с.
107. Эннекцерус Л. Курс Германского гражданского права. Т. 1. Полутом
108. Введение и общая часть. М.: Изд-во иностранной литературы, 1949. -436 с.
109. Эннекцерус Л. Курс Германского гражданского права. Т. 1. Полутом
110. Введение и общая часть (§ 137, 4). М.: Изд-во иностранной литературы, 1950. - 436 с.
111. Яблоков И.Н. Социология религии. М.: Мысль, 1979. - 182 с.
112. Яковлев В.Ф. К проблеме гражданско-правового метода регулирования общественных отношений // Теоретические проблемы гражданского права (Сборник ученых трудов Свердловского юридического института). Вып. 13. Свердловск, 1970. - С. 22-45.
113. Якунин В.Н. Правовое положение Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. // История государства и права. 2003, № 1. - С. 17-19.
114. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под. общ. ред. В.Д. Карповича. М.: Юрайт-М, Новая правовая культура, 2002. -http://constitution.garant.ru
115. Комментарий к Конституции Российской Федерации по состоянию на 1 мая 2003 года / Под. ред. В.В. Лазарева. http://constitution.garant.ru
116. Комментарий к ФЗ «О некоммерческих организациях». Второе издание, дополненное и переработанное / Под ред. М.Ю.Тихомирова. -М.: Издание Тихомирова М.Ю., 2004. 371 с.
117. Конституционное право: энциклопедический словарь / Отв. ред. д.ю.н., проф. С.А.Авакьян. М.: Изд-во НОРМА (Изд. группа НОРМА-ИНФРА-М), 2001. - 676 с.
118. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под. ред. Л.А. Окунькова. http://constitution.garant.ru
119. Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под. ред. О.Е. Кутафина. -http://constitution.garant.ru
120. Философский словарь // Под общ. ред. проф., докт. философ, наук Ярещенко А.П. Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 560 с.
121. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1983.
122. Юридическая энциклопедия // Под ред. Б.Н.Топорнина. М.: Юрист, 2001. - 1267 с.1. Нормативно-правовые акты.
123. Конституция Российской Федерации, принята 12 декабря 1993 г.
124. Распоряжение Минкультуры России и Госкомимущества России от 26 июня 1997 г. № 104/509-р.
125. Распоряжение Минкультуры России и Госкомимущества России от 30 ноября 1998 г. № 189/1565-р.
126. Распоряжение Минкультуры России и Госкомимущества России от 19 мая 2000 г. № 376/371-р.
127. Распоряжение Минкультуры России и Госкомимущества России от 19 мая 2000 г. № 392/714-р.
128. Закон СССР от 1 октября 1990 г. «О свободе совести и религиозных организациях». Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 41. Ст. 813.
129. Положение об управлении Русской православной церковью, утв. Постановлением СНК СССР № 162. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 29. Л. 2.
130. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях». Известия ЦИК СССР и ВЦИК от 26, 27, 28 апреля 1929 г. (№ 96, 97, 98).
131. Декрет СНК от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Декреты Советской власти, т. I. М., 1957.350 веротерпимости: Закон 17 апреля 1905 г. Изд. неофиц. - М.: И.Д.Сытин, 1905. С. 3.
132. Свод законов Российской Империи 1899 г. Статьи 446, 450 т. IX.
133. Свод законов Российской империи, т. I, ч. I. СПб, 1906.
134. Материалы судебной практики.
135. Постановление Конституционного суда РФ от 15 декабря 2004г. № 18-П по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 9 ФЗ «О политических партиях». СЗ РФ. 2004. № 51. Ст. 5260.
136. Определение Конституционного суда Российской Федерации от 8 апреля 2004 года. Справочная правовая система «Консультант-плюс». Текст документа официально опубликован не был.
137. Москва, Георгиевский пер., д. 3/3, стр. 1. Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. 2002. № 12.
138. Дело № 2-283/04. Архив Серовского городского суда Свердловской области.
139. Дело Святые монастыри против Греции (HOLY MONASTERIES V GREECE). Решение Европейского Суда по правам человека от 12 сентября 1994 г. // Российское издание бюллетеня ИНТЕРАЙТС. 2003. № 8. Юриспруденция международных органов. - С. 28-30.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.