Государственная власть, православная церковь и духовенство в царствование Елизаветы Петровны (1741 – 1761 гг.) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат наук Чикова Виктория Александровна

  • Чикова Виктория Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 280
Чикова Виктория Александровна. Государственная власть, православная церковь и духовенство в царствование Елизаветы Петровны (1741 – 1761 гг.): дис. кандидат наук: 07.00.02 - Отечественная история. ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». 2018. 280 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Чикова Виктория Александровна

Введение

ГЛАВА 1. Особенности системы управления Православной церковью и взаимодействие светских и церковных институтов в 1741 - 1761 гг

§ 1. Отношение императрицы Елизаветы Петровны к вере и духовенству.

Украинское влияние при дворе

§ 2. Институт обер-прокуратуры Святейшего Синода в царствование

Елизаветы Петровны

§ 3. Взаимодействие светского и церковного начал в общественной

жизни России в середине XVIII века

ГЛАВА 2. Экономические взаимоотношения Церкви и государства

в царствование Елизаветы Петровны

§ 1. Финансовая деятельность Синода. Экономическая отчётность

церковных органов власти

§ 2. Финансовые вопросы деятельности монастырей (по материалам

Александро-Невского монастыря)

§ 3. Повинности монастырских крестьян в середине XVIII века (по

материалам Александро-Невского монастыря)

§ 4. Церковные имущества и их влияние на церковно-государственные

отношения

ГЛАВА 3. Деятельность Церкви и духовенства по укреплению и

расширению влияния православия в 1741-1761 гг

§ 1. Правовое положение и нравственный авторитет духовенства

§ 2. Духовно-нравственный контроль Церкви и духовенства над жизнью

общества

§ 3. Духовная цензура и перевод Библии

§ 4. Проблема веротерпимости и миссионерская деятельность в годы

царствования Елизаветы Петровны

Заключение

Список источников и литературы

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Государственная власть, православная церковь и духовенство в царствование Елизаветы Петровны (1741 – 1761 гг.)»

ВВЕДЕНИЕ.

В 1741 г. на престол вступила дочь Петра I - императрица Елизавета Петровна, царствование которой современными историками оценивается неоднозначно. Историки зачастую обвиняют Елизавету в несерьёзном отношении к государственным делам и попытках переложить решение сложных вопросов на плечи своих приближённых, чиновников и фаворитов. Однако не всегда эти обвинения имеют под собой реальное основание. Существовали направления внутренней политики, которыми императрица живо интересовалась, принимала непосредственное участие в решении разных вопросов и контролировала общий ход деятельности. Одним из таких направлений является политика по отношению к Церкви и духовенству.

Характер отношений между светской и церковной властью после преобразований Петра Великого резко изменился. Упразднение патриаршества и создание Синода ознаменовало важный этап в подчинении духовной власти светской и включении управления православной Церковью в общегосударственный аппарат управления. В Синоде, как и в других государственных учреждениях, появляется светский чиновник - обер-прокурор, который должен был стать «оком государевым» в духовных делах.

Занявшая престол в 1741 г., императрица Елизавета Петровна была известна своим благочестием, уважением к духовенству и любовью ко всему церковному, поэтому принято считать, что все её действия, связанные с Церковью и духовенством, были направлены исключительно на пользу духовенства. Первые указы императрицы по отношению к Церкви и духовенству, подписанные в 1742-1744 гг., позволили говорить о Елизавете как о защитнице православия и интересов Православной церкви в ущерб другим конфессиям. Распоряжения императрицы показывали её заботу о православном духовенстве. Кроме того, Елизавета Петровна передала Синоду контроль над населенными церковными землями.

Однако, в противовес устоявшемуся мнению, представляется, что в отношениях государства и Церкви на протяжении елизаветинского царствования действовали противоречивые тенденции, перелом во взаимоотношениях наметился в начале 1750-х гг. Во второй половине 1750-х гг. появляется Конференция, обсуждавшая, в том числе, вопросы церковного землевладения и переход к политике секуляризации монастырских и церковных земель.

Актуальность темы. История взаимоотношений государства с Церковью и духовенством, как научная проблема, в течение долгого времени испытывала идеологическое и цензурное давление. В настоящее время появилась возможность приступить к объективному изучению взаимоотношений церковного и государственного институтов, попытаться беспристрастно оценить роль каждого из них в этом сложном тандеме.

Тема диссертационного исследования недостаточно разработана в исторической науке. Часть исследований представляет собой обобщающие труды по истории Православной церкви в России, другая часть - монографии, посвященные жизни и деятельности Елизаветы Петровны, но они не дают чёткого представления о положении православного духовенства, особенностях взаимоотношений светской и церковной власти. Труды по истории Церкви изучают её в определенном отрыве от исторического контекста, а в исследованиях, посвященных царствованию Елизаветы Петровны, проблемам, связанным с Церковью и духовенством, уделяется незначительное внимание.

В наши дни активно развиваются отношения между государством и Церковью. Пришло понимание необходимости позитивного диалога между светской и церковной властью, так как возникает множество конфликтных ситуаций между Церковью и священнослужителями с одной стороны, общественностью с другой. В тоже время, существует масса точек соприкосновения, Церковь и государство могут сотрудничать, совместно добиваться общих целей, например, при решении вопросов нравственного и

патриотического воспитания, борьбе с острыми социальными проблемами, такими, как наркомания, алкоголизм. В связи с этим история отношений Православной церкви и государства в России, в том числе, и в царствование Елизаветы Петровны, представляет особый интерес.

В представленном исследовании не освещается проблема взаимоотношений официальной Православной церкви и старообрядцев. В годы правления Елизаветы Петровны гонения на старообрядцев усилились, по отношению к старообрядцам принимались особые законы. История старообрядчества составляет предмет специального исследования. Особенности взаимодействия духовных властей официальной Православной церкви и старообрядцев на протяжении XVII - XX вв. раскрываются в ряде исторических трудов1.

Объектом исследования являются взаимоотношения Православной церкви и духовенства с государственной властью в России в царствование Елизаветы Петровны.

Предмет исследования составляет развитие отношений Церкви, как института, со светской властью, экономическое взаимодействие между Церковью и государством, а также положение православного духовенства в социальной структуре российского общества середины XVIII в. и виды его деятельности.

1 Покровский Н.Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в./Отв. ред. С.О. Шмидт. Новосибирск, 1974.; Покровский Н.Н. Урало-сибирская крестьянская община XVIII в. и проблемы старообрядчества // Крестьянская община в Сибири XVII — начала XX в. Новосибирск, 1977. С. 179-198; Покровский Н.Н. Правовое регулирование крестьянского общественного сознания русским абсолютистским государством // Социально-политическое и правовое положение крестьянства в дореволюционной России. Воронеж, 1983. С.85-95; Покровский Н.Н, Александров В.А. Власть и общество. Сибирь в XVII веке. Новосибирск, 1991.; Покровский Н.Н. Духовная литература староверов Востока России XVIII—XX вв. Новосибирск, 1999. (История Сибири. Первоисточники. Вып. 9) и др.

Цель исследования: анализ форм и способов взаимодействия светской и церковной власти в царствование Елизаветы Петровны, а также положения православного духовенства в этот период.

Для достижения целей предполагается выполнить следующие задачи:

- проанализировать и охарактеризовать религиозную политику Елизаветы Петровны;

- проанализировать полномочия Синода;

- выявить роль и значение института обер-прокуратуры Синода;

- определить степень малороссийского влияния на великорусскую Церковь в изучаемый период;

- рассмотреть механизмы финансовой деятельности Синода и православных монастырей;

- проанализировать экономическое положение Церкви и духовенства;

- определить особенности правового положения и морально -нравственного состояния православного духовенства;

- рассмотреть основные направления деятельности Церкви и православного духовенства в царствование Елизаветы Петровны.

Хронологические рамки работы охватывают период царствования Елизаветы Петровны с 1741 по 1761 гг. Эти хронологические рамки позволят оценить тенденции в религиозной политике елизаветинского царствования, определить, как изменялись взаимоотношения светской и церковной власти в течение этого периода.

Территориальные рамки исследования определяются границами территории Российской империи в середине XVIII в.

Историография. В историографии проблемы можно выделить следующие этапы: дореволюционный (до 1917 г.), советский и современный.

Дореволюционные работы представлены общими трудами по истории изучаемого периода, то есть теми, в которых освещены основные факты

биографии, проблемы внутренней и внешней политики Елизаветы, а также специальными сочинениями по истории русской Церкви и по отдельным проблемам церковной истории (правовое и материальное положение духовенства, малороссийское влияние на Православную церковь, издание Библии).

Среди дореволюционных работ общего характера отдельную группу составляют обобщающие исследования по русской истории С.М. Соловьёва, В.О. Ключевского, С.В. Ешевского. Однако великие русские историки, авторы масштабных трудов, не делали акцента на религиозной политике Елизаветы или на деятельности духовенства. «Курс русской истории» В.О. Ключевского , блестящего лектора, создателя собственной схемы русской истории, ярко и красочно даёт оценку религиозности Елизаветы и её отношения к Церкви и духовенству.

Уже в XIX в. оценки личности и царствования Елизаветы Петровны были различными. «История России с древнейших времен» С.М. Соловьёва, опубликованная впервые во второй половине XIX в.3, а также работы его ученика С.В. Ешевского4 дают представление о событиях, происходивших в период правления Елизаветы Петровны, а также об их последствиях и результатах. Западники по своим взглядам, С.М. Соловьёв и С.В. Ешевский были убеждены, что изучать историю России необходимо в тесной связи с историей других стран и народов. Подобная позиция, отраженная в их трудах, позволяет включить историю Православной церкви в общий исторический контекст истории не только России, но и других стран Европы. Изменения в

2

Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч. 4. Сочинения. Том IV. М., 1958. Соловьев С.М. История России с древнейших времён. Т. 21-22. Сочинение в 18 книгах. Книга 11. М., 1993; Соловьев С.М. История России с древнейших времён. Т. 23-24. Сочинение в 18 книгах. Книга 12. М., 1993.

4 Ешевский С.В. Очерк царствования Елизаветы Петровны // Отечественные записки. 1868. № 5. С. 7-58, № 6. С. 337-419, № 7. С.6-62; Ешевский С.В. Сочинения по русской истории. М., 1900.

положении Православной церкви и духовенства, особенности религиозной

жизни остались за пределами внимания этих специалистов.

Н.Я. Данилевский же, напротив, отмечает религиозность императрицы, и

именно этот факт способствовал тому, что он дал Елизавете положительную

характеристику5. Философ и историк считал, что Россия должна развиваться

путём, отличным от европейской цивилизации, на основе приверженности к

православию, а в деятельности Елизаветы он видел исконно русские мотивы.

Ряд работ по истории царствования Елизаветы Петровны помогают

создать общеисторический контекст работы, например, сочинения А.

Романович-Славинского6 и В.А. Гольцева7 по истории сословий в XVIII в., а

также обобщающая работа П.П. Пекарского посвященная истории Академии

наук8. Сочинение А.А. Васильчикова9, историографа семьи Разумовских,

позволяет составить представление о ближайшем окружении Елизаветы

Петровны и степени его влияния на императрицу, но автор не ставил перед

собой задачи изучить религиозную составляющую придворной жизни или

церковную политику Елизаветы.

Специальные труды представлены, в первую очередь, исследованиями

10

Т.В. Барсова, А. Титова и Ф.В. Благовидова . Эти авторы рассматривали работу главного церковного учреждения - Синода и его обер-прокуроров, изучили законодательные акты, определявшие положение и деятельность Церкви и духовенства. Однако авторы этих трудов не пытались понять, чем

5 Данилевский Н.Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. СПб., 1995.

6 Романович-Славинский А. Дворянство в России от начала XVIII до отмены крепостного права. СПб., 1870.

п

ГольцевВ.А. Законодательство и нравы в России XVIII века. СПб., 1896.

о

Пекарский П. История Императорской Академии наук. Т. 1. СПб., 1870, Т. 2. СПб., 1873.

9 Васильчиков А.А. Семейство Разумовских. М., 1868.

10 Барсов Т.В. Святейший Синод в его прошлом. СПб., 1895; Барсов Т.В. Синодальные учреждения настоящего времени. СПб., 1899; Благовидов Ф.В. Обер-прокуроры Святейшего Синода в XVIII и в первой половине XIX столетия. Казань, 1900; Титов А. Святейший Синод в первой половине восемнадцатого века в описании документов и дел хранящихся в Архиве Святейшего Синода. Ярославль, 1908.

именно было вызвано появление новых императорских указов относительно Церкви и духовенства. Т.В. Барсов и Ф.В. Благовидов зачастую приводят одни и те же данные, но не дают ссылок на источники или на работы предшественников, поэтому сказать, кто впервые использовал ту или иную информацию, можно только предположительно.

Вопросы истории законодательства в целом и церковного законодательства в частности изучали специалисты по истории права. Работа В.Н. Латкина11 представляет собой обобщающий труд по истории российского законодательства в XVIII в., его работа помогает оценить правовой статус разных сословий в XVIII в., в том числе, косвенно и духовенства, о котором автор упоминает всего один раз. Специалисты по истории церковного права М.

12 13

Красножен и А. Проволович , как и многие другие исследователи, основными вехами, изменившими основы церковного права Российской империи, считали эпоху петровских преобразований и правление Екатерины II, а середине XVIII в. не уделили особого внимания.

14

В статье П.Г. Веденяпина рассматривается законодательство Елизаветы Петровны относительно православного духовенства. Это статья интересна тем, что отражает взгляд историка XIX века на политику предшествующего столетия в публицистическом виде, в публикации, помещенной в православном журнале. Это косвенно подтверждает, что отраженный в ней взгляд разделяли и церковные иерархи того времени. Интерес представляет и статья без указания автора из журнала «Русский архив»15, посвященная незаконным бракам и нарушениям со стороны духовенства, она дополняет

11 Латкин В.Н. Законодательные Комиссии в России в XVIII столетии. СПб.,1887.

12

Красножен М. Краткий очерк церковного права. Юрьев, 1900.

13 Проволович А. Сборник законов о монашествующем духовенстве. Свято-Троицкая Сергеева лавра собственная типография, 1902.

14 Веденяпин П.Г. Законодательство императрицы Елизаветы Петровны относительно православного духовенства // Православное обозрение. 1865. № 5-7. С. 113-134.

15 Русский архив. Т. 6. 1909. С.161-182.

сведения архивных источников, а также показывает отношение общества к этой проблеме.

Некоторые дореволюционные работы представляют собой исследования по отдельным вопросам церковной истории XVIII - XIX вв. Их авторы, как правило, не вписывали предмет своего исследования в общеисторический контекст.

Проблемой деятельности комиссии по исправлению Библии на церковно-славянском языке занимались христианский писатель и историк Н.А. Астафьев16, доктор богословия И.А. Чистович17 и библеист П.А. Юнгеров18.

Отдельные исследования нацелены на изучение вопросов истории повседневности в контексте религии и веры. С. Трегубов19 предпринял попытку изучить религиозную составляющую повседневной жизни российских подданных, а также осветить представления иностранцев о русском духовенстве, но его сведения крайне фрагментарны, кроме того, значительную часть информации автора нельзя проверить, так как издание не имеет сносок. А. Попов рассматривал особенности повседневной жизни архиереев XVII - XVIII вв. и других представителей русского духовенства на материалах Холмогорской и Архангельской епархии20. Профессор Киевского университета М.Ф. Владимирский-Буданов обращает вниманием на роль церковного начала в системе народного образования21.

Многие исследования были написаны церковными историками, специалистами, связанными с Церковью, высокопоставленными чиновниками

16 Астафьев Н.А. Опыт истории Библии в России в связи с просвещением и нравами.СПб., 1899.

17

Чистович И.А. История перевода Библии на русский язык. М., 1997.

18

Юнгеров П.А. Общее историко-критическое введение в священные ветхозаветные книги. Казань, 1902.

19 Трегубов С. Религиозный быт русских и состояние духовенства в XVIII веке. По

мемуарам иностранцев. Киев, 1884.

20

Попов А. Мелочи архиерейской жизни XVII-XVШ вв. (Из прошлого архангельской

епархии). Архангельск, 1914.

21

Владимирский-Буданов М. Государство и народное образование в России в XVIII веке. Ярославль, 1874.

духовного ведомства, архиереями или священнослужителями. Все церковные

историки, естественно, были лояльными по отношению к Церкви и

духовенству, многие из них активно выступали в защиту Церкви, при этом они

старались охарактеризовать экономическое или правовое положение

духовенства, оценить его статус и значение в обществе. Профессор Казанской

22

духовной академии П.В. Знаменский22 внимательно проанализировал статус приходского духовенства, его экономическое положение, а также уровень развития духовного образования в России в XVIII в. Богослов А.П. Доброклонский, а также архиепископ, богослов и библеист Филарет (Гумилевский)23 обобщили накопленные к началу XX в. знания по истории Церкви.

Протоиерей В. Колачёв24 посвятил свою работу положению придворного духовенства, выделив его в отдельную обособленную группу хорошо обеспеченных духовных лиц. В то же время, автор подчеркивал, что многое в улучшавшемся положении духовенства юридически закреплено не было. Ряд трудов юриста, историка церкви и священника П.В. Верховского освещают вопросы церковной истории. Среди его работ есть сочинения по экономическим25 и правовым26 проблемам положения православной Церкви и

27

духовенства, также очерки по истории Церкви XVIII - XIX вв. Важными

22

Знаменский П.В. Приходское духовенство в России со времен реформ Петра. СПб., 1873; Знаменский П.В. Руководство по истории русской церкви. СПб., 1896; Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 года. Казань, 1881.

23

Филарет (Гумилёвский). История русской церкви. СПб., 1895; Доброклонский А.П. Руководство по истории русской церкви. Вып. 4 (синодальный период 1700-1890). М., 1893.

24

Колачёв В. О положении придворного духовенства в XVIII веке. Петроград, 1914.

25

Верховской П.В. Населенные недвижимые имения священного Синода, архиерейских домов и монастырей при ближайших приемниках Петра Великого. Коллегия экономии и канцелярия синодального экономического правления (15 июля 1726 г. - 12мая 1763 г.). Исследование в области истории русского церковного права. СПб., 1909.

26 Верховской П.В. Политика и право в делах церковных отдельные оттиски из Церковной правды. Берлин, 1913.

27

Верховской П.В. Очерки по истории Русской Церкви в XVIII и XIX столетии. Варшава, 1912.

представляются выводы автора, анализирующего экономическое положение синодальных, монастырских и архиерейских крестьян. Являясь собственностью Церкви, они должны были платить подати и выполнять работы не только в пользу своих церковных хозяев, но и в пользу государства. Кроме того П.В. Верховской подчёркивает большое значение перехода от одной системы управления церковными имениями к другой и появление Канцелярии синодального экономического правления.

Особняком стоит небольшая работа Н.И. Барсова28, автор которой задался вопросом о том, не было ли в истории Православной церкви явления, похожего на инквизицию, и пришёл к выводу, что ничего подобного в России не было. Правда, историк анализировал материалы петровской эпохи, а середину XVIII в. не захватывал.

На рубеже XIX - XX вв. активно изучалась история христианизации присоединенных территорий и миссионерской деятельности на окраинах империи. Церковные историки подробно изучили проблемы миссионерской деятельности и крещения «инородцев», но, в основном, на материалах XIX века, о событиях середины XVIII в. они только упоминали29. Наиболее подробно вопросы, связанные с христианизацией елизаветинской эпохи изучили и осветили в своих работах Е.А. Малов и К.В. Харлампович. Профессор Казанской Духовной академии Е.А. Малов30 детально изучал процесс проводившейся в России христианизации и деятельность Новокрещенской конторы, а К.В. Харлампович - деятельность

28

Барсов Н.И. Существовала ли в России инквизиция? СПб., 1892.

29

Рыбаков С. Духовенство среди крещеных инородцев. СПб., 1900; Корсаков Д.А. Об историческом значении поступательного движения великорусского племени на восток. Казань, 1889; Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей. Ч. 1. СПб., 1799; Ч. 2. СПб., 1799; Миллер Г.Ф. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и вотяков. СПб., 1791.

30

Малов Е.А. О Новокрещенской конторе. Казань, 1878.

новокрещенских школ31. Они отмечали активизацию миссионерской деятельности и использование различных форм и методов её проведения. К.В. Харлампович отстаивал идеи самоидентичности украинского и белорусского народов, подчёркивал отличия западных русских земель от остальной территории империи. Другая работа этого же автора - «Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь»32 - была посвящена анализу украинского влияния и расстановки сил между русскими и украинскими церковными иерархами в разные периоды истории России. В этом же исследовании отмечается, что царствование Елизаветы Петровны является весьма важным и даже переломным с точки зрения влияния украинского духовенства на Православную церковь в России.

Т.В. Барсов33 и Г.А. Цитович34 в своих исследованиях обращаются к деятельности военного духовенства, эти работы имеют широкие хронологические рамки, они захватывают XVIII - XIX вв., особого значения елизаветинской эпохе авторы не придают, но отдельные факты по этому периоду приводят.

В работе были также использованы исследования по истории Малороссии Н.А. Маркевича35 и Д.Н. Бантыш-Каменского36, которые раскрывают влияние Православной церкви великорусских губерний на церковные институты в южнорусских районах и дают оценку правления императрицы Елизаветы и её роли в развитии украинских земель, при этом авторы явно симпатизируют выходцам из Малороссии и преувеличивают их

31

Харлампович К.В. Казанские новокрещенские школы (к истории христианизации инородцев Казанской епархии в XVIII в.). Казань, 1905.

32 Харлампович К.В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Т. 1. Казань, 1914.

33

Барсов Т.В. Об управлении русским военным духовенством. СПб., 1879.

34 Цитович Г.А. Храмы армии и флота. Историко-статистическое описание. Пятигорск, 1913.

35

Маркевич Н.А. История Малороссии (в пяти томах). М., 1842-1843.

36 Бантыш-Каменский Д.Н. История Малой России (в трёх частях). М., 1830.

роль. Труды монархиста Н.Д. Тальберга37 отличает философский характер изложения материала по истории русской Церкви и рассуждений о её судьбе.

В советский период специальных исследований, посвященных царствованию Елизаветы Петровны, не выходило. Это объясняется идеологической направленностью исторической науки советского периода. Сложившуюся ситуацию образно объясняет Е.В. Анисимов в предисловии к своей книге «Елизавета Петровна»: «В одном страшном для рядового академического автора учреждении под названием «РИСО» ему, несмышленому, объяснили, что тема эта неприлична для занятий советского историка, что имя Елизаветы Петровны не может стоять на обложке советской

38

книги» .

О Елизавете Петровне и её политике, в работах советских историков 1920 - 1930-х гг., конечно, упоминается, но эти упоминания чаще всего фрагментарны, субъективны и очень идеологизированы. Ярким примером является работа М.Н. Покровского «История России в самом сжатом очерке»39. Автор не освещал религиозную политику Елизаветы Петровны и давал резкие негативные оценки её царствованию.

Историко-церковная тематика также не являлась популярной, но отдельные работы всё же появлялись. Одним из первых стало сочинение К. Троицкого «Церковь и государство в России»40, более напоминающее брошюру. Автор, очевидно, использовал информацию дореволюционных исследователей, но при этом она подавалась исключительно с негативной точки зрения, отсылки к первоисточникам отсутствовали.

В этот период времени, утверждения советской власти и закрепления достижений революции, на первый план для возможного исторического

37

Тальберг Н.Д. История русской церкви. Т. 2. 1994; Тальберг Н.Д. Святая Русь. СПб., 1992 (репринт).

38

Анисимов Е.В. Елизавета Петровна. М., 1999. С.3.

39

Покровский М.Н. Русская История в самом сжатом очерке (от древнейших времён до конца XIX столетия). М-Пг., 1923-1925.

40 Троицкий К. Церковь и государство в России. М., 1923.

изучения выходят такие проблемы, как подчинение Церкви государству и использование Церкви самодержавием для сдерживания народных масс, Церковь и духовенство рассматриваются как пособники и прислужники императорской власти. Историей взаимоотношений Церкви и государства занимались Б.В. Титлинов, Г. Рыбкин, Е.Ф. Грекулов, М.С. Корзун.

Труд деятеля церковного обновленчества Б.В. Титлинова41 посвящён взаимоотношениям церковных иерархов и светской власти. Автор подчёркивал постоянное взаимодействие церковных властей со светскими, показывал, как светская власть использовала Церковь в интересах престола. На этой же

42

проблеме делали акцент Е.Ф. Грекулов и Г. Рыбкин . По их мнению, Церковь являлась приспешницей и слугой самодержавия, священнослужители становились чиновниками в рясах и помогали государству эксплуатировать народные массы. Работа Е.Ф. Грекулова «Православная инквизиция в России»43 освещает процесс христианизации на протяжении всего существования русского государства, но и в ней мало внимания уделяется царствованию Елизаветы Петровны. В других сочинениях Е.Ф. Грекулов также обращал внимание только на негативные стороны религии, деятельности Церкви и царской власти44.

Название книги М.С. Корзуна «Русская православная церковь на службе эксплуататорских классов (X век - 1917 г.)»45 не полностью отражает содержание. При общей относительной поверхностности суждений автор обращает более пристальное внимание на вопросы христианизации населения Российской империи.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Чикова Виктория Александровна, 2018 год

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Источники Архивные материалы 1. Российский государственный исторический архив (РГИА) Фонд 796 (Канцелярия Синода)

Оп. 23. Д. 467, 1108.

Оп. 25. Д. 31, 44, 60, 78, 107, 111, 260.

Оп. 26. Д. 21, 169, 172, 237.

Оп. 27. Д. 114, 220, 292.

Оп. 28. Д. 261, 262.

Оп. 31. Д. 7, 8, 12, 13, 14, 17, 19, 22, 23, 24, 35, 36, 48, 76, 85, 97, 98, 118, 123, 127, 129.

Оп. 34. Д. 4, 6, 11, 15, 18, 20, 21, 33, 154. Оп. 36. Д. 99, 116.

Оп. 39. Д. 10, 33, 83, 87, 90, 91, 98, 99, 100, 103, 105, 138, 157, 162, 165, 185, 190, 193, 197, 200, 205, 206 , 210, 222, 333, 340.

Оп.41. Д. 9, 12, 24, 26, 32, 33, 34, 36, 49, 54, 93, 123, 129, 136, 138, 140. Оп. 42. Д. 12, 29, 37.

Оп. 205. Д. 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45.

Оп. 209. Д. 120.

Оп. 443. Д. 18, 19, 20.

Оп. 449. Д. 18.

Фонд 815 (Александро-Невская лавра)

Оп.5.

1742 г. - Д. 2, 8, 72, 73, 86, 88, 90, 103, 109, 131, 132, 141, 144б, 148, 197,

210.

1743 г. - Д. 53, 361.

1744 г. - Д. 3, 4, 185, 194, 199, 284, 293, 297, 302.

1745 г. - Д. 2, 8, 41, 50, 61, 62, 65, 66, 67, 114, 119, 181, 253, 255, 260, 276, 294.

1746 г. - Д. 10, 16, 24, 29, 34, 42, 57, 58, 60, 65, 73, 95, 103, 111, 113, 114, 120, 128, 129, 240.

1747 г. - Д. 27, 38, 71, 72, 83, 85, 96, 118, 125, 133, 138, 152, 181, 182,

245.

1748 г. - Д. 19, 68, 175, 176.

2. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб)

Фонд 19 (Петроградская консистория)

Оп.1. Д. 2304, 2316, 2342, 2360, 2433, 2445, 2462, 2488, 2501, 2739, 2905, 2917, 3129, 3152, 3213, 3247, 3323, 3566, 3573, 3603, 3629, 3643, 3646, 3649, 3749, 3751, 3804, 3840, 4007, 4015, 4021, 4043, 4076, 4078, 4198, 4215, 4244, 4258, 4312, 4353, 4409, 4423, 4475, 4541, 4569.

3. «Указ Её Императорского Величества самодержицы всероссийской из духовного управления Емецкой трети Ратоноволоцкой волости попу Дмитрию с причетниками и прихожанами». Из личного архива Т.Г. Фруменковой.

Законодательные источники 1. Полное собрание законов Российской Империи. - СПб, 1830.

Т.6. № 3718, 4001. Т.8. № 5518. Т.10. № 7424.

Т.11. № 8236, 8579, 8673, 8664, 8688, 8726, 8735, 8739, 8793, 8836, 8848. Т.12. № 8867, 8875, 8905, 8929, 8978, 8993, 9079, 9166, 9360, 9379, 9556. Т.13. № 9631, 9791, 9825, 9828, 9861, 9901, 9920. Т.14. № 10216, 10597, 10665. Т.15. № 11068.

Опубликованные делопроизводственные источники

1. Журналы походные и церемониально банкетные. 1744 г. - СПб, типография Департамента Уделов. Б.г. - 123 с.

2. Журнал «Троицкого» походу 1742-го году. - СПб, типография Департамента Уделов. Б.г. - 49 с.

3. Камер-фурьерские журналы. Церемониальные, походные и банкетные. 1748 г. - СПб, типография Департамента Уделов. Б.г. - 155 с.

4. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. - СПб.-М.-Пг., 1907-1915.

Т. XXI. - СПб, 1913. - 745 с.

Т. XXII. - М., 1914. - 650 с.

Т. XXVI. - СПб, 1907. - 437 с.

Т. XXXI. - СПб, 1909. - 903 с.

Т. XXXII. - Пг., 1915. - 656 с.

5. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного вероисповедания Российской империи за 25 ноября 1741 года - 28 июня 1762 года. - СПб., 1899-1912.

Т. 1. - СПб, 1899. - 536 с.

Т. 2. - СПб, 1907. - 476 с.

Т. 3. - СПб, 1912. - 542 с.

6. Руководственные для православного духовенства указы Святейшего Правительствующего Синода 1721-1878 гг. - М.,1879. - 502 с.

7. Сборник законоположений и распоряжений по духовной цензуре Ведомства православного исповедания с 1720 по 1870 гг. - СПб., 1870. - 234 с.

Источники личного происхождения

1. Гелъбиг Г. Русские избранники и случайные люди. - СПб.: Б.и., 1887. - 332 с.

2. Неплюев И.И. Записки Ивана Ивановича Неплюева (1693-1773). -СПб.: Типография А.С. Суворина, 1893. - 197 с.

3. Ханенко Н.Д. Дневник Николая Ханенко. - Киева: тип. Корчак-Новицкого, 1896. - 46 с.

4. Ханенко Н.Д. Дневник генерального хорунжего Николая Ханенко 1727-1753 гг. - Киев: Киевская старина, 1887. - 554 с.

5. Ханенко Н.Д. Письма генерального хорунжего Николая Даниловича Ханенко к сыну. - Чернигов: Б.и. - 35 с.

6. Шаховской Я.П. Записки князя Якова Петровича Шаховского, полицмейстера при Бироне, обер-прокурора Святейшего Синода, генерал-кригс-комиссара, затем генерального прокурора и конференц-министра в царствование Елизаветы и сенатора при Екатерине II. - СПб.: Русская старина, 1872. - 325 с.

7. Шетарди Жан-Иохим Тротти. Маркиз де ла Шетарди в России 1740-1742 гг. - СПб.: типография И. Огризко, 1862. - 638 с.

Публицистика

1. Амвросий (Юшкевич). Слово в высочайший день рождения благочестивейшая самодержавнейшая великия государыни нашей императрицы Елисаветы Петровны всея России декабря 18 дня, 1741 г. проповеданное Амвросием архиепископом новгородским в Санкт-Петербургской церкви Ея Императорского величества. - СПб., при императорской Академии Наук. 1741. - 16 с.

2. Гедеон (Криновский). Собрание поучительных слов при высочайшем дворе сказанных придворным проповедником бывшим попом епископом Псковским и святейшего правительствующего Синода членом Гедеоном. (В 6 частях) - М., 1882. - Ч. 1. - 235 с., Ч. 2. - 247 с., Ч. 3. - 252 с., Ч. 4. - 236 с., Ч. 5. - 253 с., Ч.6. - 232 с.

3. Пётр (Гребневский). Слово в высокоторжественный день коронации Ея Императорского Величества благочестивейшая самодержавнийшая великия государыни нашей Елисаветы Первыя императрицы всея России проповеданное в придворной церкви Ея Императорского Величества Петропавловского собора священником Петром Гребневским в Санкт-Петербурге 1742 г., апреля 25 дня. - СПб: при императорской Академии Наук. 1742. - 15 с.

4. Щербатов М.М. О повреждении нравов в России. - СПб.: издание В. Врублевского, 1906. - 84 с.

Периодическая печать

1. Московские ведомости 1756-1761 гг.

2. Санкт-Петербургские ведомости 1741-1761 гг.

Исследования Монографии

1. Агеева О.Г. Дипломатический церемониал императорской России. XVIII век. - М.: Новый хронограф, 2012. - 936 с.

2. Агеева О.Г. Императорский двор России, 1700-1796 годы. - М.: Наука, 2008. - 380 с.

3. Анисимов Е.В. Дыба и кнут. Политический сыск и русское общество в XVIII веке. - М.: Новое литературное обозрение, 1999. - 720 с.

4. Анисимов Е.В. Елизавета Петровна. - М.: Молодая гвардия, 1999. - 426 с.

5. Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII в.: борьба за наследие Петра. - М.: Мысль, 1986. - 239 с.

6. Астафьев Н.А. Опыт истории Библии в России в связи с просвещением и нравами. - СПб.: Типография В.С. Балашова, 1899. - 232 с.

7. Бантыш-Каменский Д.Н. История Малой России (в трёх частях). Ч. 3. - М.: тип. С. Селивановского, 1830. - 264 с.

8. Барсов Н.И. Существовала ли в России инквизиция? - СПб.: Типография А.С. Суворина, 1892. - 20 с.

9. Барсов Т.В. Об управлении русским военным духовенством. -СПб.: Типография Ф.Г. Елеонскаго и Ко, 1879. - 168 с.

10. Барсов Т.В. Святейший Синод в его прошлом. - СПб.: Печатня С.П. Яковлева, 1895. - 235 с.

11. Благовидов Ф.В. Обер-прокуроры Святейшего Синода в XVIII и в первой половине XIX столетия. - Казань: типо-лит. Имп. Ун-та, 1900. - 450 с.

12. Булыгин И.А. Монастырские крестьяне России в первой четверти

XVIII века. - М., Наука. 1977. - 326 с.

13. Бычков С.С. Русская церковь и императорская власть. Очерки по истории Русской православной церкви. 1700-1917 гг. - М.: Русское рекламное издательство, 1998. - 317 с.

14. Василъчиков А.А. Семейство Разумовских. - М.: Типография Т. Рис, 1868. - 254 с.

15. Веретенников В.И. История Тайной канцелярии петровского времени. - Харьков: Типография «Печатное дело», 1910. - 297 с.

16. Верховской П.В. Населенные недвижимые имения священного Синода, архиерейских домов и монастырей при ближайших приемниках Петра Великого. Коллегия экономии и канцелярия синодального экономического правления (15 июля 1726г. - 12мая 1763г.). Исследование в области истории русского церковного права. - СПб.: Типография училища глухонемых Мойка 54. 1909. - 345 с +185 с. приложения.

17. Верховской П.В. Очерки по истории Русской Церкви в XVIII и

XIX столетии. - Варшава: Типография варшавского учебного округа Краковское предместье №3, 1912. - 148 с.

18. Верховской П.В. Политика и право в делах церковных. - Берлин: Отдельные оттиски из Церковной правды, 1913. - 14 с.

19. Владимирский-Буданов М. Государство и народное образование в России в XVIII веке. Ярославль: тип. Г.В. Фальк, 1874. - 325 с.

20. Голъцев В.А. Законодательство и нравы в России XVIII века. -СПб.: Типография А. Якобсона, 1896. - 164 с. + 32 с. приложения.

21. Гринберг Ф.И. Династия Романовых. Загадки. Версии. Проблемы. - М.: Изд. НЦ+ЭНАС, 2006. - 224 с.

22. Грекулов Е.Ф. Из истории святой инквизиции в России. - М.: Атеист, 1929. - 92 с.

23. Грекулов Е.Ф. Нравы русского духовенства. - Пенза: Атеист, 1929. - 50 с.

24. Грекулов Е.Ф. Православная инквизиция в России. - М., Наука. 1964. - 168 с.

25. Грекулов Е.Ф. Православная церковь - враг просвещения. - М., изд. Академии наук СССР, 1962. - 190с.

26. Грекулов Е.Ф. Русская церковь в роли помещика и капиталиста. -Пенза: Атеист, Б.г. - 153 с.

27. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. - СПб.: Глаголъ, 1995. - 552 с.

28. Доброклонский А.П. Руководство по истории русской церкви. Вып.4 (синодальный период 1700-1890). - М.: Унив. Тип., 1893. - 441 с.

29. Ешевский С.В. Сочинения по русской истории. - М.: М. и С. Сабашниковы, 1900. - 403 с.

30. Здравомыслов К.Я. Архив и библиотека Святейшего Синода и консисторские архивы. - СПб.: Синодальная типография, 1906. - 61 с.

31. Знаменский П.В. Приходское духовенство в России со времен реформ Петра. - Казань: Унив.тип., 1873. - 810 с.

32. Знаменский П.В. Руководство по истории русской церкви. - СПб.: Синодальная типография, 1896. - 484 с.

33. Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 года. - Казань: тип. Имп. ун-та. 1881. - 807 с.

34. Карташёв А.В. Очерки по истории русской церкви. - М.: Изд. центр «Терра», 1992. - 569 с.

35. Киркевич В.Г. Время Романовых. Киев в империи. - Киев: Издательский дом Киевлянин, 2004. - 263 с.

36. Ключевский В.О. Курс русской истории, Ч. 4. // Сочинения. Том IV. - М.: Соцэкгиз, 1958. - 423 с.

37. Книга о должностях пресвитеров городских. - СПб., 1776.

38. Коган Ю.Я. Очерки по истории русской атеистической мысли XVIII в. - М.: Изд. Академии Наук, 1962. - 343 с.

39. Колачев В. О положении придворного духовенства в XVIII веке. -Петроград: Типография Меркушева, 1914. - 22 с.

40. Комисаренко А.И. Русский абсолютизм и духовенство в XVIII в. (очерки истории секуляризационной реформы 1764г.). - М.: Издательство ВЗПИ, 1990. - 203 с.

41. Корзун М.С. Русская православная церковь на службе эксплуататорских классов (X век - 1917г.). - Минск: Беларусь. 1984. - 255 с.

42. Красножен М. Краткий очерк церковного права. - Юрьев: Типография К. Маттисена, 1900. - 160 с.

43. Курукин И.В. Эпоха «дворцовых бурь»: очерки политической истории послепетровской России, 1725-1762 гг. - Рязань, Частый издатель П.А. Трибунский. 2003. - 570 с.

44. Лавров А.С. Колдовство и религия в России 1700-1740 гг. - М.: Древлехранилище, 2000. - 572 с.

45. Лапин В.В. Петербург. Запахи и звуки. - СПб., Европейский дом. 2007. - 282 с.

46. Латкин В.Н. Законодательные Комиссии в России в XVIII столетии. - СПб.: Л.Ф. Пантелеев, 1887. - 595 с.

47. Малов Е.А. О Новокрещенской конторе. - Казань: тип. Имп. ун-та, 1878. - 208 с.

48. Маркевич Н.А. История Малороссии. Т. 2. - М.: О.И. Хрусталев, 1842. - 674 с.

49. Маркевич Н.А. История Малороссии. Т. 3. - М.: О.И. Хрусталев,

1842. - 484 с.

50. Маркевич Н.А. История Малороссии. Т. 5. - М.: О.И. Хрусталев,

1843. - 346 с.

51. Миллер А. Империя Романовых и национализм: Эссе по методологии исторического исследования. - М.: Новое литературное обозрение, 2006. - 248 с.

52. Никольский М.Н. История русской церкви. - М.: Политиздат, 1983. - 448 с.

53. Павленко Н.И. Елизавета Петровна. В кругу муз и фаворитов. -М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. - 311 с.

54. Пекарский П.П. История императорской академии наук. Т. 1. -СПб.: Типография императорской Академии наук, 1870. - 774 с.

55. Пекарский П.П. История императорской академии наук. Т. 2. -СПб.: Типография императорской Академии наук, 1873. - 1041 с.

56. Писаренко К.А. Елизавета Петровна. - М.: Молодая гвардия, 2014. - 462 с.

57. Писаренко К.А. Повседневная жизнь русского двора в царствование Елизаветы Петровны. - М.: Молодая гвардия, 2003. - 873 с.

58. Покровский М.Н. Русская История в самом сжатом очерке (от древнейших времён до конца XIX столетия). - М-Пг., 1923-1925. - 251 с.

59. Покровский Н.Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1974.

- 394 с.

60. Покровский Н.Н. Духовная литература староверов Востока России XVIII-XX вв. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999. - 800 с. (История Сибири. Первоисточники. Вып. 9).

61. Покровский Н.Н., Александров В.А. Власть и общество. Сибирь в XVII веке. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. - 400 с.

62. Полянский Т. Путешествие в историю русских монастырей. - М.: Русское Слово, 2007. - 288 с.

63. Попов А. Мелочи архиерейской жизни XVII-XVIII вв. (Из прошлого архангельской епархии). - Архангельск: Губернская типография, 1914. - 14 с.

64. Поспеловский Д.В. Православная церковь в истории Руси, России, СССР. - М.: Библейс.-богосл. ин-т св. апостола Андрея, 1995. - 408 с.

65. Проволович А. Сборник законов о монашествующем духовенстве.

- Свято-Троицкая Сергеева лавра собственная типография, 1902. - 104 с.

66. Рижский М.И. Русская Библия: история переводов Библии в России. - СПб.: Авалон Азбука-классика, 2007. - 256 с.

67. Романович-Славинский А. Дворянство в России от начала XVIII века до отмены крепостного права. - СПб.: Типография Министерства Внутренних дел, 1870. - 563 с.

68. Русское православие: вехи истории / [Я.Н.Щапов, А.М. Сахаров, А.А. Зимин и др.; Науч. ред., глава авт. коллектива, авт. вступ. ст. и послесл. А.И. Клибанов]. - М.: Политиздат, 1989. - 719 с.

69. Рыбкин Г. Православие на службе самодержавия в России. - М.: Безбожник, тип. «Гудок», 1930. - 56 с.

70. Сверлов М.Б. М.В. Ломоносов и становление исторической науки в России. - СПб.: Нестор-история, 2011. - 916 с.

71. Семёнова Л.Н. Быт и население Санкт-Петербурга (XVIII в.). -М., 1998. - 227 с.

72. Семёнова Л.Н. Очерки истории быта и культурной жизни России первой половины XVIII в. - Л.: Наука, 1982. - 277 с.

73. Смилянская Е.Б. Волшебники. Богохульники. Еретики. Народная религиозность и «духовные преступления» в России в XVIII в. - М.: Индрик, 2003. - 464 с.

74. Смолич И.К. История русской церкви 1700 - 1917 гг. Ч. 1. - М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря 1996. - 799 с.

75. Смолич И.К. История русской церкви 1700 - 1917гг. Ч. 2. - М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря 1997. - 799 с.

76. Соловьев С.М. История России с древнейших времён. Т. 21-22. Сочинение в 18 книгах. Книга 11. - М.: Мысль, 1993. - 620 с.

77. Соловьев С.М. История России с древнейших времён. Т. 23-24. Сочинение в 18 книгах. Книга 12. - М.: Мысль, 1993. - 687 с.

78. Тальберг Н.Д. История русской церкви. Т. 2. - М.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь , 1994. - 924 с.

79. Тальберг Н.Д. Святая Русь. - СПб.: Изд-во им. А.С. Суворина, 1992 (репринт) - 104 с.

80. Титлинов Б.В. Православие на службе самодержавия в русском государстве. - Л.: Гос. изд., 1924. - 210 с.

81. Титов А. Святейший Синод В первой половине восемнадцатого века в описании документов и дел хранящихся в Архиве Святейшего Синода. - Ярославль: тип. «Яросл. Отголосков», 1908. - 21 с.

82. Трегубов С. Религиозный быт русских и состояние духовенства в XVIII веке. По мемуарам иностранцев. - Киев: Типография Г.Т. Горцак-Новицкого, 1884. - 207 с.

83. Троицкий К. Церковь и государство в России. - М.: Красная новь, 1923. - 60 с.

84. Фёдоров В.А. Русская Православная церковь и государство. Синодальный период. 1700 - 1917 гг. - М.: Рус. панорама, 2003. - 480 с.

85. Филарет (Гумилёвский). История русской церкви. - СПб.: И.Л. Тузов, 1895. - 840 с.

86. Фруменков Г.Г. Узники Соловецкого монастыря. - Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1970. - 198 с.

87. Харлампович К.В. Казанские новокрещенские школы (к истории христианизации инородцев Казанской епархии в XVIII в.). - Казань: типо-лит. Имп. ун-та, 1905. - 91 с.

88. Харлампович К.В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Т.1. - Казань: М.А. Голубев, 1914. - 878 с.

89. Цитович Г.А. Храмы армии и флота. Историко-статистическое описание. - Пятигорск: Типо-литография А.П. Нагорного, 1913. - 520+38 с.

90. Цыпин В. История русской православной церкви. Учебное пособие. - М.: Изд. Сретенского монастыря, 2004. - 815 с.

91. Чистович И.А. История перевода Библии на русский язык. - М: Российское Библейское общество, 1997 (репринт). - 368 с.

92. Шмеман А. Исторический путь православия. - М., 1993 (репринт). - 338 с.

93. Юнгеров П.А. Общее историко-критическое введение в священные ветхозаветные книги. - Казань: типо-лит. Имп. Ун-та, 1902. - 592 с.

94. Freeze G.L. The Parish Clergy in Nineteenth-Century Russia: Crisis, Reform, Counter-reform. - Princeton: Princeton. University Press, 1983. - 507 p.

95. Lievend D. The Cambridge History of Russia. Imperial Russia 16891917. - Cambridge, Cambridge Univ. press, 2006 - 765 p.

96. Лиштенан Ф.-Д. Елизавета Петровна. Императрица не похожая на других. - М.: Астрель, 2012. - 635 с.

97. Лиштенан Ф.-Д. Россия выходит в Европу: императрица Елизавета Петровна и война за австрийское наследство, 1740 - 1750. - М.: ОГИ, 2000. - 407 с.

Сборники статей

1. Европейское Просвещение и цивилизация России. - М.: Наука. 2004. - 356 с.

2. Монашество и монастыри в России. IX-XX века: исторические очерки. Ответ. ред. Н.В. Синицына, институт Российской истории. - М., Наука. 2002. - 346 с.

3. Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран. Сб. ст. - М.: Издательство восточной литературы, 1963. -484 с.

4. Религия и церковь в истории России (советские историки о православной церкви в России). - М.: Мысль. 1975. - 255 с.

5. Русское православие и атеизм в отечественной историографии. Сб. научных трудов. - Л.: Издание ГМИРиА, 1988. - 154 с.

6. Церковь в истории России (IX век - 1917 г.) Критические очерки. - М., Наука. 1967. - 336 с.

Статьи

1. Веденяпин П.Г. Законодательство императрицы Елизаветы Петровны относительно православного духовенства // Православное обозрение. 1865. № 5-7. С. 113-134.

2. Дело о тридцати шести незаконных браках, эпизод из жизни смоленской шляхты в XVIII в. // Русский архив. 1909. Т. 6. С. 161-182.

3. Ешевский С.В. Очерк царствования Елизаветы Петровны // Отечественные записки. 1868. № 5. С. 17-58.

4. Ешевский С.В. Очерк царствования Елизаветы Петровны // Отечественные записки. 1868. № 6. С. 337-419.

5. Ешевский С.В. Очерк царствования Елизаветы Петровны // Отечественные записки. 1868. № 7. С. 6-62.

6. Закржевский А.Г. Взаимоотношения епархиального архиерея и местного дворянства в первой половине XVIII в. // Герценовские чтения 1999. Актуальные проблемы социальных наук. - СПб., 1999. - С. 23-24.

7. Закржевский А.Г. К вопросу о причинах жестокого обращения архиереев с духовенством и светскими служителями в 20-е - 50-е гг. XVIII в. // Герценовские чтения 2001. Актуальные проблемы социальных наук. - СПб., 2001. - С. 21-24.

8. Закржевский А.Г. О некоторых особенностях замещения архиерейских вакансий в первой половине XVIII века: на примере Сибирской митрополии // Герценовские чтения 1998. Актуальные проблемы социальных наук. - СПб., 1998. - С. 14-16.

9. Лиштенан Ф.-Д. Русская церковь XVIII в. глазами западных наблюдателей: политические и философские аспекты. // Европейское Просвещение и цивилизация России. - М., 2004. - С. 65-76.

10. Покровский Н.Н. Правовое регулирование крестьянского общественного сознания русским абсолютистским государством // Социально-политическое и правовое положение крестьянства в дореволюционной России. - Воронеж, 1983. - С. 85-95.

11. Покровский Н.Н. Урало-сибирская крестьянская община XVIII в. и проблемы старообрядчества // Крестьянская община в Сибири XVII -начала XX вв. Новосибирск, 1977. - С. 179-198.

12. Рычаловский Е.Е. Представления иностранцев о русских политических реалиях и практика процессов по государственным преступлениям в елизаветинское время // «Вводя нравы и обычаи

Европейские в Европейском народе»: к проблеме адаптации западных идей и практик в Российской империи. - М., 2008. - С. 88-98.

13. Смилянская Е.Б. «Суеверия» и рационализм властей и подданных в России XVIII в. // Европейское Просвещение и цивилизация России. - М., 2004. - С. 204-211.

14. Смилянская Е.Б. Поругание святых и святынь в России первой половины XVIII в. // Одиссей. Человек в истории. - СПб., 1999. - С. 123-138.

15. Трегубов И.В. Сектанты и военная служба. // Вестник Европы. 1913. № 12. - С. 194-211.

16. Фруменкова Т.Г. Обер-прокуроры Святейшего Синода (17221917) // Из глубины времен. - СПб., 1994. - С. 20-29.

17. Фруменкова Т.Г. Цифирные и архиерейские школы первой трети XVIII века // Вопросы истории. 2003. № 7. С. 136-143.

18. Цапина О.А. Православное Просвещение - оксюморон или историческая реальность? // Европейское Просвещение и цивилизация России. - М., 2004. - С. 301-313.

19. Чикова В.А. Взаимодействие светского и церковного начал в общественной жизни России в середине XVIII века // Научный диалог. № 12(48). 2015. - С. 400-413.

20. Чикова В.А. Забота духовенства о религиозно-нравственном состоянии представителей разных сословий в царствование Елизаветы Петровны // Научный вестник Белгородского университета. История. Политология. №8 (229). Вып. 38. Июнь 2016. - С. 88-94.

21. Чикова В.А. К вопросу об управлении церковными имениями в царствование Елизаветы Петровны // Клио Журнал для ученых. 2015. № 5 (101) май. - С. 55-59.

22. Чикова В.А. Обер-полевые священники в русской армии в 1740-х гг. // Петербургские военно-исторические чтения. Межвузовская научная

конференция. С.-Петербург, 20 марта 2015 г. Сб. научн. ст. СПб., 2016. - С. 33-37.

23. Чикова В.А. Экономические взаимоотношения Церкви и государства в царствование Елизаветы Петровны // Вестник Орловского Государственного Университета. Серия: новые гуманитарные исследования. № 6 (41), 2014. - С. 385-389.

Диссертации и авторефераты диссертаций

1. Закржевский А.Г. Архиерейская власть в системе церковно-государственных отношений в первой половине XVIII века: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Закржевский Александр Геннадьевич. - СПб., 2000. - 24 с.

2. Макурина В.В. Миссионерская деятельность Русской православной церкви в Удмуртии во второй половине XIX - начале XX века: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Макурина Вера Владимировна. - СПб., 2002. - 323 с.

Справочная литература

1. Алфавитный указатель действующих и руководственных канонических постановлений, указов, определений и распоряжений Святейшего правительственного Синода (1721-1895 гг. включительно) и гражданских законов относящихся к Духовному ведомству православного вероисповедания. - Харьков, 1896. - 368 с.

2. Бантыш-Каменский Д.Н. Словарь достопамятных людей русской земли, содержащий в себе жизнь и деяния знаменитых полководцев, министров и мужей государственных, великих иерархов православной церкви, отличных литераторов и учёных, известных по участию в событиях отечественной истории (в пяти частях). - М., 1836. Ч. 1. - 388 с., Ч. 2. - 459 с., Ч. 3 - 389 с., Ч. 4 - 395 с., Ч. 5 - 395 с.

3. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» XVIII века. Указатели к содержанию. 1741-1745 гг. - Л.: Издательство отд. Библиотеки АН СССР, 1991.

4. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» XVIII века. Указатели к содержанию 1746-1750 гг. - Л.: Издательство отд. Библиотеки АН СССР, 1991.

5. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» XVIII века. Указатели к содержанию. 1751-1755 гг. - СПб.: Издательство отд. Библиотеки РАН, 1992.

6. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» XVIII века. Указатели к содержанию. 1756-1760гг. - СПб.: Издательство отд. Библиотеки РАН, 1994.

7. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» XVIII века. Указатели к содержанию. 1761-1770 гг. в двух частях. СПб.: Издательство отд. Библиотеки РАН, 2005.

8. Здравомыслов К.Я. Сведения о консисторских архивах и церковно-археологических учреждениях в епархиях с проектом «правил высочайше утверждённой архивно-археологической комиссии при Святейшем Синоде» и «положение о церковно-археологических комитетах». - СПб.: Синодская тип., 1908. - 36 с.

9. Знаменитые россияне XVIII - XIX вв. Биографии и портреты. По изданию великого князя Николая Михайловича «Русские портреты XVIII и XIX столетий». - СПб.: Лениздат, 1996. - 956 с.

10. Ивановский Я. Обозрение церковно-гражданских узаконений по духовному ведомству (применительно к уставу духовных консисторий и своду законов с историческими примечаниями и приложениями) справочная книга. - СПб., 1883. - 365 с.

11. Сводный каталог русской книги гражданской печати 1725-1800. Т. 4. Периодическая печать и продолжающиеся издания. - М.: Книга, 1966 - 287 с.

12. Соболевский С.А. Юрналы и камер-фурьерские журналы 1695 - 1774 гг. - М., 1867. - 16 с.

13. Филиппов А.Н. Каталог членов и обер-прокуроров Святейшего Правительственного Синода за XVII в. - М.,1916. - 27 с.

Электронные ресурсы

Биографическая энциклопедия Биография.ру. Режим доступа: http://www.biografiia.ru/show bio.aspx?id=80101 (дата обращения: 10.05.2016).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Перечень праздничных дней и побед русского оружия, которые должны были отмечаться духовными властями, составленный в 1741 г.

(таблица составлена по материалам РГИА. Ф. 796. Оп. 209. Д. 120. Л. 23.)

Дата Наименование Предусмотренная церковная

праздничного дня церемония

5 сентября день тезоименинства всенощное бдение и по литургии

императрицы молебен со звоном

25 ноября восшествие на престол всенощное бдение того дневным

императрицы святым и по литургии благодарственный молебен со звоном во весь день

18 декабря рождение императрицы всенощное бдение того дневным святым мученикам с дополнением по уставу и по литургии благодарственный молебен со звоном

1 января начало нового лета всенощное бдение и по литургии молебен со звоном

27 июня славная виктория под всенощное бдение и по литургии

Полтавой над шведами молебен со звоном

10 июля 772 турецкая акция по литургии молебное пение

27 июня взятие фрегатов при Гангуте и Гренгаме по литургии молебен со звоном

9 августа взятие Нарвы по литургии молебен со звоном

30 августа торжество святого Александра Невског по литургии о здравии императорского величества молебен со звоном

28 сентября виктория на генерала Левенгаупта [битва при Лесной 1708г. - В.Ч.] по литургии молебен со звоном

11 октября взятие Шлотельбурга [крепость Орешек - В.Ч.] молебен со звоном

30 ноября торжество святого апостола Андрея [Первозванного - первозванного по литургии о здравии императорского величества молебен

В.Ч.] со звоном

772

Предположительно, так мог быть назван Прутский поход Петра I, состоявшийся в июле 1711 г.

Перечень праздничных дней и побед русского оружия, которые должны были отмечаться духовными властями, составленный в 1745 г.

(таблица составлена по материалам РГИА. Ф. 815. Оп. 5.1745. Д.240. Л.23-24.)

Дата Наименование Предусмотренная церковная

праздничного дня церемония

10 февраля рождение наследника всенощное бдение и по литургии

престола молебен со звоном

25 апреля коронование (день коронации) ночное бдение и плач, по литургии благодарсвенный молебен по напечатанной в 1742 г. особливой книжице со звоном во весь день

29 июня день тезоименинства всенощное бдение и по литургии

наследника молебен со звоном

5 сентября день тезоименинства всенощное бдение и по литургии

императрицы молебен со звоном

25 ноября восшествие на престол всенощное бдение того дневным

императрицы святым и по литургии благодарственный молебен со звоном во весь день

18 декабря рождение императрицы всенощное бдение того дневным святым мученикам с дополнением по уставу и по литургии благодарственный молебен со звоном

1 января начало нового лета всенощное бдение и по литургии молебен со звоном

27 июня славная виктория под всенощное бдение и по литургии

Полтавой над шведами молебен со звоном

10 июля 773 турецкая акция по литургии молебное пение

27 июля взятие фрегатов при Гангуте и Гренгаме по литургии молебен со звоном

9 августа взятие Нарвы по литургии молебен со звоном

30 августа торжество святого Александра Невского по литургии о здравии императорского величества молебен со звоном

28 сентября виктория на генерала Левенгаупта [битва при Лесной 1708г. - В.Ч.] по литургии молебен со звоном

11 октября взятие Шлотельбурга [крепость Орешек - В.Ч.] молебен со звоном

30 ноября торжество святого апостола Андрея [Первозванного - первозванного по литургии о здравии императорского величества молебен со

В.Ч.] звоном

773

Предположительно, так мог быть назван Прутский поход Петра I, состоявшийся в июле 1711 г.

Форма упоминания имен особ императорской фамилии при богослужениях

(таблица составлена на основании указа императрицы РГИА Ф. 815. Оп. 5. 1745. Д. 181. Л. 2)

Виды богослужения/ часть богослужения Формы упоминания имен высочайших особ

в великих ектениях на вечерни, утрени и литургии благочистивейшей, самодержавнейшей великой государыни нашей императрицы Елисавете Петровны всея России и о наследнике ея внуке Петра Первого благоверном государе великом князе Петре Федоровиче и супруге его благоверной государыне великой княгине Екатерине Алексеевна, о всех палатах и воинствах их господу помолимся

в сугубых ектениах на вечерни и на литургии, на утрени и на литургии це молимся о благочестивейшей самодержавнийшей великой государыне нашей императрице Елисавете Петровне всея России, о державе, о победе и прочие. ещё молимся о наследнике ея внуке Петра Первого, благоверном государе князе Петре Федоровиче и о супруге его благоверной государыне великой княгине Екатерине Алексеевне ещё молимся о святейшем правительствующем Синоде и проч. ещё молимся о всем их христолюбивом воинстве

на великом выходе в литургии благочествийшею самодержавнийшей великой государыне нашей императрице Елисавете Петровны всея России, да помянет господь бог во царствии своём и проч. наследника ея внуке Петра Первого, благоверном государе князе Петре Федоровиче и о супруге его благоверной государыне великой княгине Екатерине Алексеевне, да помянет Господь Бог в царствии своем

во время архиерейского служения в возглашении многолетия святейший правительствующий Синод на многие лета благочестивейшую самодержавнийшей великой государыне нашей императрице Елисавете Петровне всея России на многие лета наследника ея внуке Петра Первого, благоверном государе князе Петре Фёдоровиче и о супруге его благоверной государыне великой княгине Екатерине Алексеевне на многие лета а потом и прочих по чиноположению церковному

по окончанию всякой службы на многолетии вспомнить упоминать имя императрицы, наследника, его супруги и прочия по ряду

Монастыри, являющиеся в середине XVIII в. крупнейшими вотчинниками (с указанием числа крестьян).

(таблица приводится по сведениям Лисовой Н.Н. Восемнадцатый век в истории русского монашества // Монашество и монастыри в России. IX-XX века: исторические очерки. ответ ред. Н.В.Синицына, институт Российской

истории. М., 2002. С.195.)

Название монастыря Число душ

Троице-Сергиева лавра (с 12 приписными) 105 961

Троицкий Александро-Невский монастырь (с 1 приписным) 25 464

Саввин-Старожевский монастырь 16 047

Московский Новосспаский 14 145

Новое-Иерусалимский Воскресенский 13 660

Московский Симонов 12 146

Московский Донской 6 957

Московский Петровский 5 998

Бизюков монастырь 3 219

Итого 203 597

Ведомость численности монастырских крестьян (сведения на 1748 г.)

(таблица приводится по сведениям Лисовой Н.Н. Восемнадцатый век в истории русского монашества // Монашество и монастыри в России. IX-XX века: исторические очерки. ответ ред. Н.В. Синицына, институт Российской

истории. М., 2002. С.194.)

Епархия Число душ, состоявших за архиерейским домом Число душ, состоящих за другими монастырями Всего

Московская 18 681 70 520 89 201

Новгородская 21 282 51 654 72 936

Ростовская 16 340 38 387 54 727

Вологодская 6 356 41 212 47 568

Вятская 8 064 33 948 41 012

Тверская 11 980 19 697 31 677

Рязанская 8 502 22 639 31 141

Переяславская 4 901 23 978 28 879

Костромская 11 266 17 332 28 598

Казанская 10 009 14 424 24 433

Суздальская 3 523 20 674 24 197

Псковская 7 947 13 192 21 139

Нижегородская 2 815 17 541 20 439

Крутицкая 7 740 11 140 18 880

Владимирская 7 899 9 659 17 558

Тобольская 3 961 9 159 13 120

Архангельская 1 339 10 731 12 070

Смоленская 5 169 3 964 9 093

Коломенская 2 796 5 553 8 349

Белгородская 1 512 6 281 7 793

Устюжская 682 6 936 7 618

Воронежская 1 357 982 2 339

Иркутская - 2 241 2 241

Итого 647 481

Данные из отчёта о количестве обращённых за 1740 - 1745 гг., находящегося в архиве Синода

(Таблица составлена по материалам табелей о новокрещёных РГИА Ф. 796 Оп. 26. Д. 169. Л. 8-9.)

Звание городов и уездов 1740 г. 1741г. 1742г. 1743г. 1744г. 1745г.

Казанская губерния

Казанский уезд 126 1972 1349 909 364 191

Свияжский уезд 11 121 161 233 266 66

Симбирский уезд 21 202 587 1018 492 180

Вятский уезд - 792 4 3 273 3

Пензенский уезд 8 46 749 363 378 66

Уфимский уезд 13 57 21 11 25 8

Расачминский уезд774 14 39 43 308 128 14

Самарский уезд - 4 1 5 19 -

Чебокарский уезд 9 131 282 634 362 776

Козьмодемьянский уезд 2 62 79 146 387 42

Цывильский уезд 11 143 457 783 741 1

Бранинский уезд775 - 2 - 7 - -

Царевококшайский уезд 2 2122 3910 7 147 1

Кокшайский уезд 2 21 74 86 25 -

Царевосанчурский уезд 110 1536 22 3 2 13

Петровский уезд - - 27 - - -

Саранский уезд - 2 181 20 34 -

Слободского уезд - - - - 2 4264

Итого 329 7252 7947 4536 3645 5625

Нижегородская губерния

Нижегородский уезд - - 1 2 2 -

Алаторский уезд - 1029 1556 293 756 22

Арзамазский уезд - 1 82 2 15 2

Ядринский уезд - 34 9 4 27 1

Курмышский уезд 7 9 34 22 65 7

Итого 7 1073 1682 323 865 32

Всего 336 8325 9629 5162 4510 5675

774 Точное название уезда пока не установлено

775 Точное название уезда пока не установлено

Количество крещёных иноверцев в Казанской и Нижегородской епархиях в конце 1740-х - начале 1750-х гг.

(Данные приводятся по: Смолич И.К. История русской церкви 1700 - 1917 гг. Ч. 2. - С. 215.)

Год Мужчины Женщины Всего

1747 19 769 17 553 37 322

1748 17 081 12 516 29 597

1750 (6 месяцев) 6 981 4 077 11 058

1751 (6 месяцев) 2 013 4 404 6 417

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.