Глобализация и Тенденции Развития Культуры в Турецкой Республике: Социологический Анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат наук Шахин Кюбра
- Специальность ВАК РФ22.00.06
- Количество страниц 148
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Глобализация и Тенденции Развития Культуры в Турецкой Республике: Социологический Анализ»
Введение
Актуальность темы исследования. Глобализация как масштабный феномен современного этапа развития мирового сообщества охватывает все сферы человеческого существования. Это - процесс, воздействующий на разные стороны жизни современных стран и народов, непосредственно касающийся их коренных национальных интересов. Изучая процесс глобализации, исследователи сосредоточивают внимание в основном на том, как этот феномен влияет на общемировую ситуацию в политическом и экономическом аспектах. Воздействие же глобализации на социокультурные явления и процессы в отдельных странах и регионах, как правило, рассматривается лишь в связи с изменениями в политической и экономической сферах общества.
Вместе с тем следует признать, что по сути объективное экономическое развитие и решение политических задач ведущими державами мира не могут не затрагивать исторического наследия отдельных национальных культур и религиозных традиций. Экономические и политические реалии вторгаются в традиционную сферу культурной и религиозной жизнедеятельности людей, где действуют законы другого характера и природы. Вот почему анализ воздействия процессов глобализации на развитие культуры отдельных стран представляется весьма актуальным.
Актуальность настоящего диссертационного исследования обусловлена несколькими обстоятельствами, важными как в теоретическом, так и в практическом отношениях.
Во-первых, события на Ближнем Востоке (например, возникновение ДАИШ), волны эмиграции в европейские страны, а также крах концепции мультикультурализма актуализируют важность теоретического исследования взаимозависимости стран и народов в современном глобализирующемся мире. В этой связи представляется необходимым изучение процесса глобализации на трех взаимосвязанных уровнях: общемировом, региональном (в нашем случае - исламского мира), а также на уровне отдельных стран.
Во-вторых, глобализация в ее современных формах зачастую ведет к негативным явлениям, связанным с потерей элементов национальной культуры, ослаблением суверенитета государств, с утратой традиционных ценностей и потерей уникальности, независимости и самостоятельности. В этой связи оказывается актуальным изучение влияния глобализации на развитие культуры отдельных стран.
В-третьих, актуальность данного диссертационного исследования диктуется обстоятельствами протекания процессов глобализации в социокультурной сфере Турецкой Республики, где они существенно влияют на формирование современной культуры страны. Характер и формы влияния глобализации на традиционную культуру Турции до сих пор недостаточно исследованы как в российской, так и в турецкой теоретической литературе.
Следует также иметь в виду, что процесс глобализации в настоящее время не воспринимается научным сообществом однозначно - только положительно или только отрицательно. Очевидно, что на такого рода оценки влияет наблюдение реальных социокультурных процессов, которые в отдельных странах также не выглядят однозначными. Некоторые ученые обращают внимание на то, что глобализация не обязательно предполагает принятие единых, универсальных норм и правил функционирования общества. Само понятие глобализации претерпевает в современной научной литературе определенную трансформацию. Возникает целый ряд концепций, позволяющих точнее и разностороннее осветить грани процесса глобализации, в частности, в сфере культуры. Это обстоятельство также актуализирует рассматриваемую проблематику.
Все это диктует необходимость продолжения исследования данного феномена, особенно на региональном уровне, а также на уровне отдельных стран.
Степень научной разработанности проблемы. Глобализация представляет собой многогранный феномен, поэтому она стала объектом междисциплинарного знания: она изучается представителями разных научных дисциплин - истории, философии, экономической науки, политологии, социологии, культурологии. Несмотря на чрезвычайно высокий объем уже
созданных научных работ по данной тематике, анализ связанных с нею проблем продолжает расширяться.
В мировой научной мысли рассматриваются как собственно феномен глобализации, так и его многообразные влияния на современность, связи с макро-и микроструктурами социальной и социокультурной реальности. В том числе, все больший интерес проявляется к явлениям глобализации в социокультурном пространстве ислама с его глубокими традициями и возрастающим влиянием.
Анализ обозначенного круга проблем идет в науке по нескольким фундаментальным направлениям.
Проблема формирования глобализационных процессов в исторической ретроспективе выступает предметом анализа в работах российского ученого
1 2 3
А.И. Уткина , а также зарубежных исследователей А. Тойнби , П. Бергера , С. Хантингтона4.
Соотношение понятий «интернационализация» и «глобализация» находится в поле внимания представителей европейской и американской (А. Буш, М. Уотерс, П. Диккен, Р. Робертсон, У. Бек, Э. Гидденс), а также российской (А.П. Бутенко, Г.Х. Шахназаров) и турецкой (Я. Оздек) социальной мысли.
Особенности антиглобализма, выступающего против мондиализации по американскому и европейскому сценарию, раскрываются в работах российского ученого А.Г. Дугина5, а также зарубежных исследователей Н. Хомского6, П. Бурдье7.
1 Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М.: Логос, 2000. 254 с.
2 Toynbee, A.J. Civilization on Trial: The World And The West. London: Oxford University Press, 1948. 348 p.
3 Бергер П.Л. Культурная динамика глобализации. // Многоликая глобализация / под ред. П. Бергера и С. Хантингтона; пер. с англ. В.В. Сапова / под ред. М.М. Лебедевой. М.: Аспект Пресс, 2004. С. 10.
4 Там же.
5 Дугин А.Г. Теория многополярного мира: плюриверсум. М.: Академический Проект, 2015. 360 с.
6 Chomsky N. Power in the Global Arena // New Left Review. 1998. No. 230. Pp. 3-27.
7 '
Bourdieu P. Le mythe de la mondialisation et l'Etat social européen / P. Bourdieu // Conférence à Athènes, 10/1996, in Contre-Feux, Liber, Raisons d'Agir, [Электронный ресурс]: URL.: http://www.homme-moderne.org/societe/socio/bourdieu/contrefe/mythe.html (дата обращения на сайт 28.04.2016).
Феномен глобализации во многих взаимосвязанных аспектах рассматривается такими российскими исследователями, как А.Г. Дугин, А.С. Запесоцкий, А.Ю. Хабаров, Г.Ф. Фейгин, Д. В. Иванов, И.А. Мальковская, М.Г. Делягин, О.Т. Богомолов. Наука Турецкой Республики представлена по этому направлению такими именами, как А. Инсель, Г. Шайлан, И. Джанболат, М. Талас, М. Эркал, Р. Ф. Гэбэшоглу, У. Акты, Ф. Эроглу, Х. Садоглу, Х.Н. Эркызан. Таким образом, в российской и турецкой науке накоплен значительный опыт в исследовании проблематики глобализации.
Как правило, специалисты, работающие в данной области, сосредоточивают внимание на отдельных ее сторонах и составляющих (социально-экономической, политико-правовой либо культурно-цивилизационной). Таковы в частности, труды Д. Хелда, И. Валлерстайна, П. Катценштейна, которые изучали вопросы политической экономии и внесли значительный вклад в формирование концепции глобализации. Такие ученые, как Дж. Ритцер, Н. Глейзер, Р. Робертсон, занимались изучением соотношения феномена глобализации с явлением вестернизации, а А. Тоффлер, К. Денчев, М. Кастельс, Р. Инглхарт, Р. Мертон, С. Хантингтон, У. Бек, Ф. Бетто исследовали процесс глобализации как социокультурный феномен. Остро ставит проблемы децивилизации и морали в глобализационных процессах Хейко Шрадер.
Диссертантом выделены следующие теоретические подходы к проблематике глобализации:
- теория глобальных систем И. Валлерстайна8, Л. Склэра9 и Э. Гидденса10,
11 19 1 ^
- теория глобальной социальности Г. Терборна , Р. Робертсона и У. Бека ,
o
Cm.: Wallerstein I. Globalization or Age of Transition? // International Sociology, 2000. Vol. 15, No. 2. Pp. 249-285.
9 Sklair I. Sociology of the Global System. 2nd ed. Hemel Hempstead: The Johns Hopkins University Press, 1995. P. 7.
10 Giddens A. The Consequences of Modernity. Cornwall: Polity Press, 1990. P. 64.
11 Therborn G. Globalizations: Dimensions, Historical Waves, Regional Effects, Normative
Governance // International Sociology , 2000. Vol. 15, No. 2. P. 154.
12
Cm.: Robertson R. Globalization: Time-Space and Homogeneity- Heterogeneity // Global Modernities. 2nd ed. / edited by M. Featherstone, S. Lash, R. Robertson. London: Theory, Culture & Society. 1995. Pp. 25-45.
- теория глобализации как детерриториализации социального А. Аппадураи14 и М. Уотерса15,
- теории модернизма и постмодернизма, представленные в работах М. Уотерса16, Н. Лумана17, Э. Гидденса18;
- теории капитализма, представленные в работах Г. Шайлана19, И. Валлерстайна20, М. Коча21, М. Эркала22, Н. Хомский23, Т. Тимура24,
9 ^
Х. Акдэниза ,
- мир-системный подход, предложенный И. Валлерстайном26,
- синергетический подход, обсуждающийся в исследованиях
97 оо
А.С. Панарина , К. Х. Делокарова .
13
Бек У. Что такое глобализация? Ошибка глобализма - ответы на глобализацию / пер. с нем. А. Григорьева В. Седельника; общ. ред. и послесл. А. Филиппова - М.: Прогресс-Традиция, 2001. C. 40.
14 См.: Appadurai A. Disjuncture and Difference in the Global Cultural Economy // Theory, Culture & Society. - 1990. - Vol. 7, No. 2. Pp. 295-310; Appadurai, A. Modernity at Large: Cultural Dimensions of Globalization. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1996. 248 p.
15 Waters M. Globalization. 2nd ed. London: Routledge, 2001. 272 p.
16 Ibid.
17
Luhman N. The World Society as a Social System // Essays on Self-Reference. NY.: Columbia
University Press,1990. Pp. 175-190.
18
Giddens A. The Consequences of Modernity. P. 64.
19 §aylan G. Degi§im Kureselle§me ve Devletin Yeni i§levi [Изменение глобализации и новая функция государства]. Ank.: imge Kitabevi yayinlari, 1995. S. 208.
0 Wallerstein I. The Modern World-System, Vol. I: Capitalist Agriculture and the Origins of the European World-Economy in the Sixteenth Century. New York / London: Academic Press, 1974. 440 p.
21 Ramp W., Koc M. Global Investment and Local Politics: The Case of Lethbridge. Writing Off the Rural West: Globalization, Governments and the Transformation of Rural Communities; edited by R.
Epp, D. Whitson. Edmonton: The University of Alberta Press and Parkland Institute, Pp. 53-71.
22
Erkal M.F. Etniklik ve Etnik Grup Kavramlari Uzerine [Основные понятия по признакам этнического происхождения и этнических групп] // Turkiye ve Siyaset, 2001. No. 3. Ss. 33-40.
23 Chomsky N. Power in the Global Arena. Pp. 3-27.
24 Timur T. Turkiye Nasil Kureselle§ti [Как глобализировалась Турция]. Ank.: imge Kitabevi, 2004. Ss. 11-18.
25
Akdeniz H. Jeopolitik Ve Jeostratejik Teoriler Kapsaminda Kureselle§menin Gelecegi Ve Turkiye [Сфера геостатических и геостратегических теорий глобализаций и будущее Турции] // Stratejik Ara§tirmalar Dergisi. 2003. No. 2. Ss. 81-109.
26 Wallerstein I. The Modern World-System, Vol. I: Capitalist Agriculture and the Origins of the European World-Economy in the Sixteenth Century. 440 p.
27
Панарин А.С. Искушение глобализмом. М.:Эксмо, 2003. С. 3.
28
Делокаров, К.Х. Глобализация и проблемы нелинейности цивилизационного развития // Глобализация и перспективы современной цивилизации. М.: КМК, 2005. 156 с.
Д.В. Иванов в своей работе подчеркивает, что разработанные Р. Робетсоном, У. Беком и Г. Терборном концепции глобализации как социокультурного феномена «репрезентируют ныне наиболее распространенный в социологии тип теорий глобализации»29.
Наибольшим авторитетом в международной культурологической и социологической дискуссии о культурных судьбах глобализации пользуется концепция «культурной динамики глобализации», предложенная П. Бергером и С. Хантингтоном.
Российская социология с ее высоким интересом к проблемам культуры также держит в фокусе внимания данную проблематику. Проводятся представительные конференции, издаются монографии и сборники трудов, в обсуждение проблемы вовлечены широкие круги специалистов. В этих формах идет осмысление содержания и тенденций процесса глобализации. Все больше внимания уделяется проблеме изменения культурной идентичности стран, подвергаются рассмотрению такие практико-ориентированные аспекты проблемы, как деятельность национальных неправительственных организаций, социальных движений, проблемы миграции, туризма, межэтнических и межкультурных контактов, в целом социокультурной динамики складывания образа глобальной культуры.
Изучают эти вопросы с точки зрения истории мировых цивилизаций и культурологических теорий, в том числе в аспекте культурной идентичности А.П. Валицкая, В.П. Большаков, С.Н. Иконникова и другие; как формирование новой социокультурной среды рассматривают их А.Я. Флиер и О.Н. Астафьева, Социокультурные проблемы глобализации с теоретической и практической точек зрения, как область межкультурных коммуникаций в условиях мультикультурной трансформации европейских обществ глубоко, на уровне экспертного знания, анализируют А.И. Куропятник, А.Ю. Согомонов и В.С. Малахов, а также
29
Иванов Д.В. Эволюция концепции глобализации // Телескоп. 2002. № 4. С. 2-7.
А.И. Липкин, В.А. Самкова, Д.В. Иванов, И.Ф. Кефели, Л.Г. Ионин, Ф.И. Минюшев, и другие.
И.Ф. Кефели в своей работе отмечает, что западная философия глобализма опирается на ряд теоретических концепций: к ним относятся теория открытого общества К. Поппера, мир-системный подход И. Валлерстайна, концепция «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона, концепция «конца истории»
30
Ф. Фукуямы, геополитический вариант глобализации З. Бжезинского и др .
Однако таких многосторонних попыток рассмотрения феномена глобализации в ключе сочетания глобального и локального, как это предпринято в сборнике «Многоликая глобализация», написанном межнациональным коллективом специалистов и изданным под редакцией П. Бергера и
31
С. Хантингтона, все еще в большой степени недостает .
В связи со всем вышесказанным определяются цели и задачи данного диссертационного исследования.
Цель диссертационного исследования - выявить и раскрыть особенности проявления глобализации в исламском мире и в Турецкой Республике.
Достижение поставленной цели предполагает реализацию следующих задач:
1) уточнить содержание понятия «глобализация», определить сущность глобализации как нового этапа развития мирового сообщества;
2) провести систематизацию научных представлений об основных смыслах процессов глобализации, обозначить методологические подходы к изучению данного явления;
3) выделить ключевые признаки глобализации в сфере культуры и описать основные характеристики глобализационных процессов в мусульманских странах и регионах;
30
Кефели И.Ф. Социальная природа глобализма // Перспективы человека в глобализирующемся мире: сборник статей / под ред. В.В. Парцвания. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 88-147.
31 Многоликая глобализация / под ред. П. Бергера и С. Хантингтона; пер. с англ. В.В. Сапова / под ред. М.М. Лебедевой. М.: Аспект Пресс, 2004. 379 с.
4) выявить позитивные и негативные проявления глобализации в мусульманских странах и регионах;
5) раскрыть место ислама в процессах глобализации и оценить его способности к рецепции глобальных явлений культуры;
6) определить характер и формы влияния глобализации на традиционную культуру Турции в контексте многостороннего процесса взаимодействия современных ценностей с традициями ислама.
Объект исследования: процессы принятия, освоения или отторжения новых ценностей в условиях глобализации, а также их совмещение с традиционными ценностями в мусульманских странах.
Предмет исследования: характер и формы влияния глобализации на традиционную культуру Турции.
Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования. В основу работы положена теория глобализации как детерриториализации социального (А. Аппадураи и М. Уотерса). В работе используется апробированный западной, турецкой и российской наукой принцип историзма, позволяющий проследить эволюцию социально-культурных явлений в их причинно-следственной взаимосвязи. В работе применяется метод историко-социологического анализа, а также логический метод, которые предполагают изучение социальных процессов в их исторической последовательности и в логически обобщенном виде; методы анализа и синтеза при изучении культурных аспектов глобализации, как по частям, так и в целом.
Научная новизна заключается в том, что в данном диссертационном исследовании впервые
• анализируется проблема социальной динамики культуры в контексте глобализации в трех существенно разных дисциплинарных ракурсах (социально -философском, социологическом и социокультурном); раскрываются особенности и различия указанных подходов, а также специфика социологического анализа рассматриваемой проблематики;
• уточняются теоретические посылки и анализируются практические проявления социокультурной динамики исламского мира и традиционной турецкой культуры под влиянием процессов глобализации, выявляются общие тенденции этих процессов в Турецкой Республике;
• раскрываются особенности глобализации в сфере культуры, характерные для мусульманских стран, уточняются условия рецепции, адаптации, принятия и отторжения традиционной культурой Турции образцов так называемой «глобальной культуры».
Положения, выносимые на защиту:
1. Между социально-философскими концепциями глобализации, с одной стороны, и социологическим, а также социокультурным анализом этих явлений, с другой, имеют место существенные различия в трактовке и оценке феномена глобализации как такового и изменений в культуре, которые он за собой влечет.
2. Для социологического и социокультурного ракурсов анализа чаще характерна оценка феномена глобализации как объективного явления, а хода ее реальных процессов и последствий - как зависящего не только от глобальных надгосударственных сил и политики доминирующих стран, но и от ценностно -мотивационного потенциала локальной культуры, общественного мнения и общественной активности тех стран, которые вовлекаются в эти процессы.
3. Культурная динамика глобализации неоднозначна. Она дает основания как для опасений за судьбу самобытных культур, многомиллионных по численности носителей, так и для оптимизма по отношению к ним. С одной стороны, наблюдаются тенденции унификации, т.е. потери элементов национальной культуры, уменьшение культурного разнообразия и движение к «общемировому стандарту» во многих сферах человеческой жизнедеятельности. С другой стороны, укрепляется диверсификация, т.е. сохранение элементов национальной культуры и культурного многообразия. В этих случаях глобализация создает и укрепляет стимулы для активизации жизненных сил аутентичных культур, для осмысленного синтеза тенденций глобализации и локализации.
4. Созданное развитием технологической и информационно -технологической цивилизации массовое производство товаров и услуг делает неизбежным появление и внедрение в практику массовых видов социального поведения. На примере социодинамики культуры в Турции можно утверждать, что в структурах цивилизации они оказываются высоко востребованными, при этом укорененные средства аутентичной культуры продолжают свою селективную работу в области символов и смыслов. Они осуществляют отбор по принципам эффективности, имплементации и ассимиляции новых элементов.
5. Отличительными чертами мусульманской культуры являются активное взаимодействие с западной культурой и открытость диалогу. Вместе с тем, с другой стороны, стирание национальных, культурных и государственных границ обусловливают усиление религиозного фундаментализма и роли религии как института, помогающего сохранить или реконструировать собственную идентичность.
6. По отношению к единообразным, глобальным паттернам происходит сегментация образа жизни и спектра практик разных социальных групп. Данная сегментация находит свое выражение в двух взаимосвязанных процессах:
- унификация в сегменте городской цивилизации и профессиональных функций, в экономических и организационно-управленческих структурах, а также отчасти в сфере массовой культуры, досуга и развлечений;
- утверждение самобытности, укорененной в истории, опора на этническое начало - в сегментах религии, обрядов, языка, литературы, искусства, домашнего быта, гендерных отношений, воспитания детей и т.д.
6. Противоречия глобализации в области культуры могут активизировать практики сохранения традиций - как в виде новых видов культурной деятельности и взаимодействия, так и в виде противостояния, сопротивления и отторжения единообразных глобальных паттернов.
Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что материалы работы открывают возможность концептуально обоснованного перехода к эмпирическому этапу исследований в области локально-глобальных
тенденций в культуре ислама и Турции, на их основе можно строить научную программу исследований, выдвигать гипотезы и т.д. Выводы, сделанные автором, могут представлять интерес для тех, кто осуществляет непосредственную научную деятельность, для широкого круга историков, социологов, политологов, востоковедов.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что результаты исследования могут использоваться для разработки спецкурсов, а также учебных пособий по глобализации. Они также дают возможность прогнозировать дальнейшее развитие влияния глобализации в сфере культуры.
Степень достоверности и апробация результатов исследования.
Достоверность полученных результатов обеспечивается их согласованностью с результатами, достигнутыми в мировых, российских и турецких исследованиях по рассматриваемой проблематике. Они опираются на теоретико-методологические основания, признанные в общей социологии (теория глобализации как детерриториализации социального - А. Аппадураи и М. Уотерса).
Основные положения диссертационного исследования апробированы в работах автора, опубликованных в изданиях, рекомендованных ВАК, в выступлениях на международной конференции.
1. Динамика глобализации в сфере культуры // Политика и общество. М., 2015. № 6. С. 696-701.
2. Разработка проблематики глобализации в современной теоретической литературе // Клио, СПб., 2015. № 7. С. 24-29.
3. Особенности процесса глобализации в мусульманских странах и регионах // Клио, СПб., 2015. № 8. С. 155-158.
4. Процесс глобализация в сфере культуры: проблемы и противоречия // Alma mater (Вестник высшей школы), М., 2016. № 4. С. 99-103.
5. Турция в условиях глобализации // Сборник публикаций научного журнала ''Globus'' по материалам I международной научно-практической конференции: «Общественные науки в современном мире» г. Санкт-
Петербурга: сборник со статьями. - С-П.: Научный журнал ''Globus'', 2015. C. 37-43.
6. Турецкая Республика и ислам: исторические особенности развития в процессах евроазиатской интеграции // Герценовские чтения 2015. Социологическое образование в России. Сб. материалов конференции / отв. ред. А. В. Воронцов. - СПБ., 2015. С. 110-116.
Ряд положений и результаты диссертации были обсуждены на заседаниях кафедры социологии факультета социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена. Структура и объем диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав, 5-и параграфов, заключения, списка использованной литературы из 196 наименований, в том числе 101 на иностранных языках. Каждая глава завершается итоговыми выводами. Основной текст диссертации изложен на 148 страницах.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК
Традиции культуры управления в исламе и их современное значение2009 год, доктор исторических наук Барковская, Елена Юрьевна
Евроинтеграция Турции: проблемы и перспективы: 1963 - 2009 гг.2013 год, кандидат исторических наук Гаджиев, Амур Гаджибабаевич
Глобализация как фактор трансформации политических процессов в ближневосточном регионе2011 год, кандидат политических наук Миргород, Денис Александрович
Этнокультурная дисперсия ассирийцев в глобализирующемся мире2009 год, доктор философских наук Лаво, Роза Сулеймановна
Религиозный фактор в мировой политике: роль исламских международных организаций в глобализирующемся мире: на примере организации Исламская Конференция2008 год, кандидат политических наук Мамаладзе, Марина Сулхановна
Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Шахин Кюбра
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать ряд теоретических и практических выводов.
Термином «глобализация» в современной социальной науке обозначается сложная совокупность исторических явлений усиливающейся интеграции экономических, культурных и политических процессов разных стран и обществ, имеющих тенденцию к превращению мира в единую систему. Благодаря глобализации в результате обмена товарами, продуктами, информацией, знаниями и культурными ценностями мир становится все более взаимосвязанным.
Взгляды представителей разных сфер знания на протекание и результаты глобализации зачастую являются дискуссионными. В академических кругах и теоретической литературе термин «глобализация» нередко соотносится с понятиями «либерализация», «вестернизация», «европеизация» и т.д. В социологических подходах создаются теории, приближенные к реальности исторически достоверных международных и межкультурных контактов, в том числе в контексте сдвигов современность/постсовременность (modernity/ postmodern). На этом фоне наблюдается постоянный рост внимания, уделяемого значению культурных проявлений глобализации, взаимодействию в ее поле глобальных и локальных тенденций. Именно в системе культурных, социокультурных, а также конфессиональных координат острее всего проявляется противоречивый, двойственный характер глобализации.
Наиболее очевидными выглядят здесь факты так называемой «глобальной культуры», то есть формирования и распространения в глобальных масштабах единообразных, унифицированных и универсальных образцов материальной среды, идей и социальных практик. Чаще всего это проявляется в практиках, связанных с экономическим и политическим взаимодействием, а также в мышлении, поведении и деятельности, построенных на использовании технологических средств цивилизации.
Однако по мере нарастания унифицирующих процессов глобализации люди и культуры начинают восставать против утраты своего неповторимого лица и суверенитета. Повсеместно наблюдается всплеск этнического самосознания, что зачастую ведет к росту напряженности, почти повсеместно процессы глобализации сопровождаются ростом конфликтности.
Одна из линий напряжения проходит по границам глобализирующегося прозападного мира и мира ислама. В условиях стремительно глобализирующегося мира, в котором степень размывания этнических, национальных, культурных границ всё увеличивается, ведущие мировые религии, такие как христианство, ислам, индуизм стараются сохранить своё влияние, но вместе с этим возникают и реакционные формы религиозного фундаментализма. Многое из того, что сегодня происходит в исламском мире, есть его ответ, спланированный или стихийный, на вызовы глобализации.
Однако исламский мир не отрицает глобализацию как таковую. Мусульманская цивилизация, впитавшая в себя мудрость и опыт таких древних стран, как Греция и Персия, многие сотни лет была открыта диалогу с другими культурами. Политико-правовой и религиозный плюрализм позволил более чем десятку народов также стать частью мусульманской цивилизации.
Такие отличительные черты мусульманской культуры, как активное взаимодействие с западной культурой и открытость диалогу, появились благодаря колоссальному влиянию средиземноморской и античной цивилизации на формирование обеих культур. Именно она заложила базовые принципы мировоззрения на основе античных представлений и традиции авраамических религий. Вместе с тем традиционный ислам продолжает влиять на структуру и форму социальных и политических институтов, даже не являясь государственной религией, так как он влияет на образ поведения членов мусульманской общины. Базовые ценности ислама являются фундаментом данной солидарности.
Турция, по сравнению с другими странами, вовлеченными в процесс глобализации, испытывает наиболее сильное ее влияние, особенно Мраморноморский регион с центром в Стамбуле, который в ходе истории
получил роль главного мультикультурного города страны. Здесь происходит культурный обмен, обмен ценностями, диалог культур. Если в ХУ1-ХУШ веках такой диалог был больше похож на обмен опытом, когда в Османскую империю приезжали иностранные дипломаты, ученые, художники, чтобы научится новому и перенять традиции и достижения великой империи (что сказалось, например, в моде на стиль «ориенталь» на Западе в XVIII веке), то уже в конце ХУШ-ХХ века происходят совершенно противоположные процессы, когда Турция начинает перенимать западную культуру и подражать ей. В это время вестернизация начала приобретать большое значение в интеллектуальных и властвующих кругах.
Турецкая культура пережила несколько этапов воздействия глобализации. Этот процесс начинался с «западной волны» во времена Османской империи, когда перенимались образовательная, военная и политическая системы. После Второй мировой войны получила распространение американская культура. В последние десятилетия речь идет о целях и ценностях, связанных с демократией и модернизацией.
Так, в 1980-е годы, актуализировался так называемый «общественный интерес». Согласно неолиберальной политике (связанной с уменьшением влияния государства на экономику) сделан акцент на развитии частного предпринимательства, на увеличении свободы индивида. Ослабление репрессивной государственной структуры и соответствующего ей умонастроения стало, по мнению турецких социологов, положительным моментом, связанным с воздействием глобализации на ситуацию в Турецкой Республике. Этот процесс помог и исламистам, которые ранее жаловались на наличие государственных репрессий, стать более свободными, дал им возможность расширять свою деятельность, создавать коммерческие и образовательные институты, а также СМИ. Наряду с этим для традиционных исламских культур расширение глобализации на пространство мусульманских стран ощущалось как своеобразная угроза. Иными словами, однозначную оценку процессам влияния глобализации на традиционную культуру Турции дать весьма сложно.
В процессах глобализации формируется новое лицо культуры человечества. Этой новой культуре свойственны оба типа организации культурных образцов - и унификация, то есть приведение чего-либо к единообразию (с аспектами универсальности как повсеместной распространенности) и самобытность. Процессы унификации могут вытеснять традиционные нормы, могут встраиваться в культуру по принципу дополнительности, а также могут приобретать смешанную, гибридную форму.
Обобщая, можно утверждать, что глобализация представляет собой, кроме других ее аспектов, также и социокультурный процесс, который позволяет мыслить мир более сложным, чем это было до сих пор, и утверждает приоритет культуры в оценке этого явления.
Культура больше не может рассматриваться как нечто второстепенное по сравнению с политикой и экономикой, поскольку именно культура обеспечивает возможность появления новых действующих сил. Превратившись в один из главных факторов изменений и в один из основных предметов изучения, культура и культурная глобализация способствуют как универсализации западных ценностей и культурных образцов, так и реактуализации местных ценностей и традиций. Форма взаимодействия глобального и локального, таким образом, является - и должна быть - скорее сосуществованием, нежели столкновением.
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Шахин Кюбра, 2016 год
Список литературы
1. Абалкин, Л. Смена тысячелетий и социальные альтернативы / На рубеже веков / Л. Абалкин // Вопросы экономики. - 2000. - № 12. - С. 27-40.
2. Али-заде, А.А. Исламский энциклопедический словарь / А.А. Али-заде. - М.: Ансар, 2007. - 400 с.
3. Аль-Кардави, Ю. Современные фетвы / Ю. Аль-Кардави. - М., 2004. -C. 202-205.
4. Асгар, А. Современная культурная глобализация: Динамика и политические последствия(на примере исламской республики Иран): автореф. дисс. ... канд. полит. наук: 23.00.04 / Асгар Абди. - Минск, 2016. - 26 с.
5. Асламова, Д. Марин Ле Пен: «Евросоюз - это СССР в европейском масштабе! И так же потерпел крах» // КП KP.RU. Комсомольская Правда [Электронный ресурс]: URL.: http://www.kp.ru/daily/25848/2818241/ (дата обращения на сайт 26.04.2016).
6. Астафьева, О.Н. Глобализация как социокультурный процесс / О.Н. Астафьева // Глобализация: синергетический подход [Электронный ресурс]: URL.: http://spkurdyumov.ru/globalization/globalizaciya-kak-sociokulturnyj-process/ (дата обращения на сайт 26.04.2016).
7. Астафьева, О.Н. Динамика социокультурных процессов / О.Н. Астафьева // Культура устойчивого развития: от идеи к реальности. - Баку: Элм, 2013. - С. 53-66.
8. Астафьева, О.Н. Россия на пути к информационному обществу: перспективы открытого правительства в контексте идей модернизации / О.Н. Астафьева, В.И. Савинков // Евразийская интеграция. Экономика. Право. Политика. - 2013. - № 13. - C. 234-243.
9. Баксанский, О.Е. Глобальные измерения взаимодействия культур / О.Е. Баксанский // Взаимодейтвие культур в условиях глобализации: материалы международной научной конференции. - М., 2010. - C. 129-136.
10. Бек, У. Что такое глобализация? Ошибка глобализма - ответы на глобализацию / У. Бек / пер. с нем. А. Григорьева, В. Седельника; общ. ред. и послесл. А. Филиппова - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 304 с.
11. Бергер, П.Л. Культурная динамика глобализации / П.Л. Бергер // Многоликая глобализация / под ред. П. Бергера и С. Хантингтона; пер. с англ.
B.В. Сапова / под ред. М.М. Лебедевой. — М.: Аспект Пресс, 2004. - С. 8-27.
12. Бжезинский, З. Выбор: мировое господство или глобальное лидерство. / З. Бжезинский. - М., 2005. - 264 с.
13. Биктимирова, 3.3. Безопасность в концепции развития человека / 3.3. Биктимирова // Общественные науки и современность. - 2002. - № 6. - С. 135-142.
14. Богомолов, О.Т. Мировая экономика в век глобализации / О.Т. Богомолов. - М.: Экономика, 2007. - 368 с.
15. Бондырева, С.К., Колесов, Д.В. Миграция / Сущность и Явление /
C.К. Бондырева, Д.В. Колесов. - М.: Воронеж, 2004. - 296 с.
16. Бутенко, А.П. Глобализация: сущность и современные проблемы / А. П. Бутенко // Социально-гуманитарные знания. - 2002. - № 3. - С. 3-18.
17. Буянов, Н.Н. Политический ислам в Турции (70-н гг. XX — начало XXI вв.): автореф. дисс. ... канд. ист. наук: 07.00.03 / Буянов Николай Николаевич. - Краснодар, 2005. - 26 с.
18. Вагабов, Н.М. Ислам и глобализация современного мира: дисс. ... д-ра фил. наук: 09.00.13 / Вагабов Нариман Михайлович. - Махачкала, 2005. - 433 с.
19. Васильева, В.В. Проблемы этнокультурной глобализации в развитии современного мира: автореф. дисс. ... канд. ист. наук: 07.00.07 / Васильева Варвара Викторовна - Ижевск, 2011. - 21 с.
20. Гайнутдин, Р. Миссия религии - открытие и познание Бога в сердце современного человека / Р. Гайнутдин: сборник выступлений на X Международном мусульманском форуме. - М., 201. - С. 1-4.
21. Гидденс, Э. Постмодернизм / Э. Гидденс // Философия истории. - М., 1995. - С. 340-348.
22. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс / отв. ред. В. Д. Мазо.- 2-е изд., полностью перераб. и доп. - М.: Едиториал УРСС, 2005. — 632 с.
23. Глобалистика: Энциклопедия / глав. ред. И.И. Мазур, А. Н. Чумаков. -М.: Радуга, 2003. 1328 с.
24. Гобозов, И.А. Глобализация, стандартизация и шоу / И.А. Гобозов // Философия и общество. - 2002. - № 3. - С. 116-135.
25. Гранин, Ю.Д. Другой Маркс / Ю.Д. Гранин // Свободная мысль. -1993. - № 6. - С. 100.
26. Даниялов, Г.М. Турецкая модель демократии: идейно-политический аспект: автореф. дисс. ... канд. полит. наук: 23.00.02 / Даниялов Гамзат Махачевич. - М., 2002. - 26 с.
27. Декларация X Международного мусульманского форума: сборник выступлений на X Международном мусульманском форуме. - М., 2015.
28. Делокаров, К.Х. Глобализация и проблемы нелинейности цивилизационного развития / К.Х. Делокаров, Ф.Д. Демидов // Глобализация и перспективы современной цивилизации. - М.: КМК, 2005. - 156 с.
29. Делягин, М.Г. Мировой кризис: общая теория глобализации / М.Г. Делягин - М.: Инфра-М, 2003. - 768 с.
30. Дружиловский, С.Б. О пределах воздействия процесса глобализации на развитие Исламской Республики Иран. Феномен глобализации в контексте диалога культур / С.Б. Дружиловский; отв. редакторы И.К. Лисеев, Р.С. Сейфуллаев, А.А. Гезалов. - М.: Изд-во «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. - С. 114-127.
31. Дугин, А.Г. Теория многополярного мира: плюриверсум / А.Г. Дугин. - М.: Академический Проект, 2015. - 360 с.
32. Ерасов, B.C. Социальная культурология / B.C. Ерасов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с.
33. Жданов, Н.В. Исламская концепция миропорядка / Н.В. Жданов. - М.: Междунар. Отношения, 2003. - 568 с.
34. Жирков, К.А. Между религией и политикой: истоки антиамериканизма среди мусульман / К.А. Жирков // Третий Международный семинар ЛССИ - СПб., - 2013.
35. Залесский, С.В. Культурное многообразие человечества в условиях глобализации: дисс. ... канд. культур. наук: 24.00.01 / Залесский Станислав Владимирович. - М., 2006. - 165 с.
36. Запесоцкий, А.С. Диалог культур и партнерство цивилизаций / А.С. Запесоцкий. Международные Лихачевские научные чтения, 22-23 мая 2008 г. // Вестник РАН. 2009. -Т. 79, № 8. -С. 744-747
37. Зыгарь, М.А. Взаимодействие и взаимовлияние западных и арабских СМИ / М. А. Зыгарь // Ислам - религия мира: материалы международной конференции. - М., 2005. - С. 25-29.
38. Хишам, И. Жизнеописание пророка Мухаммада, рассказанное со слов аль-Баккаи, со слов Ибн Исхака аль-Мутталиба (первая половина VIII века) / И. Хишам; пер. с араб. Н. А. Гайнуллина. - М.: Умма, 2007. - 656 с.
39. Иванов, Д.В. Виртуализация общества: версия 2.0. / Д.В. Иванов. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002 - 224 с.
40. Иванов, В. Д. Теоретические модели глобализации / Д. В. Иванов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6, Философия, политология, социология, психология и право. - 2007. - № 4. - С. 52-60.
41. Иванов, Д.В. Эволюция концепции глобализации / Д.В. Иванов // Телескоп. - 2002. - № 4. С. 2-7.
42. Иконникова, С.Н. История культурологических теорий: серия учебное пособие / С.Н. Иконникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2005. - 474с.
43. Иконникова, С.Н. Мировые цивилизации: столкновение или сотрудничество / С.Н. Иконникова // Труды СПбГУКИ: современные проблемы межкультурных коммуникаций: сборник статей. СПб.: Изд-во. Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, 2003. - Том 58. - С. 26-34.
44. Иноземцев, В.Л. Современная глобализация и ее восприятие в мире /
B. Л Иноземцев // Век глобализации. - 2008. - № 1. - C. 31-44.
45. Ионин, Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: учебное пособие для студентов вузов / Л.Г. Ионин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2000. - 431 с.
46. Кастельс, М. Могущество самобытности / М. Кастельс // Новая постиндустриальная волна на Западе: антология / под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Academia, 1999. - С. 292-308.
47. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс; пер. с англ. О. Шкаратан, Б. Верпаховский, Д. Тищенко, А. Субочев, С. Творогова / под ред. О.И. Шкаратана. - М.: ГУ-ВШЭ, 2000. - 608 с.
48. Кефели, И.Ф. Социальная природа глобализма / И.Ф. Кефели // Перспективы человека в глобализирующемся мире: сборник статей / под ред. В.В. Парцвания. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургское философское общество, 2003. -
C. 88-147.
49. Кефели, И.Ф. Диалектика познания глобального мира: между неолиберализмом и «постсоветским марксизмом» / И.Ф. Кефели // Актуальные проблемы современного социогуманитарного знания: сборник статей / под ред. Ч.С. Кирвеля. - Гродно: Изд-во ГрГУ, 2015. - С. 150-160.
50. Киммель, Н.В. Особенности формирования культурной идентичности представителей русскоязычной диаспоры в мусульманских странах: дисс. ... канд. соц. наук: 22.00.06 / Киммель Надежда Викторовна. - Екатеринбург, 2011. - 187 с.
51. Кирьянова, Л.Г. Общество в контексте глобально-локальных отношений / Л.Г. Кирьянова. - Томск: Изд-во Дельтаплан, 2007. - 151 с.
52. Коран: пер. с арабского и комментарий М.-Н. О. Османова / под ред. Х. А. Мадраимова, А. Г. Кудряшовой. - СПб.: Диля, - 576 с.
53. Кулиев, Э.Р. Глобализация и Коран: автореф. дисс. ... канд. фил. наук: 09.00.11 / Кулиев Эльмир Рафаэль-оглы. - Баку, 2006. - 28 с.
54. Култыгин, В.П. Незападные концепции глобализации / В.П. Култыгин // Личность. Культура. Общество. - 2002. - Т.4, вып.1-2 (11-12). - С. 80-103.
55. Культура на рубеже ХХ-ХХ1 веков: глобализационные процессы. -СПб.: Нестор-История, 2009. - 632 с.
56. Куропятник, А.И. Мультикультурализм: опыт Европы и выбор России / А.И. Куропятник // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: сборник статей, материалы ХУ Международной конференции / под ред. Е.В. Грунт, Г.Б. Кораблева и др. -Екатеринбур: Изд-во УрФУ, 2012. - С. 48-64.
57. Куропятник, А.И. Мультикультурализм: идеология и политика социальной стабильности полиэтнических обществ / А.И. Куропятник // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2000. - Т. III. - №2. - С. 53-66.
58. Лукашук И.И. Глобализация, государство, право. XXI век / И.И. Лукашук. - М.: Спарк, 2000. - 279 с.
59. Мальковская, И.А. Многоликий Янус открытого общества: опыт критического осмысления ликов общества в эпоху глобализации / И.А. Мальковская. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ЛКИ, 2008. - 280 с.
60. Минюшев, Ф.И. Социология культуры: учебное пособие для вузов по специальностям "Социология" и "Социальная антропология" / Ф. И. Минюшев, Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова (МГУ) . - М.: Академический проект, 2004. - 272 с.
61. Многоликая глобализация / под ред. П. Бергера и С. Хантингтона; пер. с англ. В.В. Сапова / под ред. М.М. Лебедевой. — М.: Аспект Пресс, 2004. - 379 с.
62. Мусульмане в публичном пространстве Америки: надежды, опасения и устремления / пер. с англ. И.И. Мюрберг. - М.: Идея-Пресс, 2005. - 480 с.
63. Мухаметов, Р.М. Политическое самоопределение исламского мира в условиях глобализации: доктрины и практики / Р.М. Мухаметов. - М.: Медина, 2008. - 164 с.
64. Мэхэн, А.Т. Влияние морской силы на историю 1660-1783 / А.Т. Мэхэн. - СПб.: Terra Fantastica, 2002. - 557 c.
65. Накиб, М. Введение в метафизику ислама: изложение основополагающих элементов мусульманского мировоззрения / М. Накиб. - М.: Куала Лумпур, 2001. - 410 с.
66. Наумкин, В.В. Ислам и мусульмане: культура и политика: статьи, очерки, доклады разных лет / Наумкин В.В. - М.: Медина, 2008. - 768 с.
67. Новейший социологический словарь / под ред. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко. - Минск: Книжный дом, 2010. - 1312 с.
68. Озбудун, Э., Кейман, Ф.Е. Культурная глобализация в Турции: акторы, дискуссии, стратегии / Э. Озбудун, Ф.Е. Кейман // Многоликая глобализация / под ред. П. Бергера и С. Хантингтона; пер. с англ. В.В. Сапова / под ред. М.М. Лебедевой. — М.: Аспект Пресс, 2004. - С. 314-341.
69. Панарин, А.С. Искушение глобализмом / А.С. Панарин. - М.:Эксмо, 2003. - 416 с.
70. Ражбадинов, М.З. Умеренный исламизм в Египте: на примере организации «Братьев-мусульмане» / М.З. Ражбадинов. - М.: Русский язык, 2006. - 430 с.
71. Сардар, З., Дэвис, М. Почему люди ненавидят Америку / З. Сардар, М. Дэвис. - М.: Проспект, 2003. - 240 с.
72. Саркози признал провал мультикультурализма [Электронный ресурс]: URL.: http://lenta.ru/news/2011/02/11/fail/ (дата обращения 28.04.2016).
73. Сеидова, Г.Н. Ислам и глобализация: за и против / Г.Н. Сеидова // Век глобализации. - 2014. - № 1. - С. 67-79.
74. Современные глобальные вызовы и национальные интересы // XV Международные Лихачевские научные чтения, 14-15 мая 2015 г. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2015. - 660 с.
75. Соколов, К.Б. Глобализация: история, современность и искусство / К.Б Соколов. - М.: Изд-во Государственный институт искусствознания, 2012. -444 с.
76. Соловьев, В.С. Сочинения: В 2 т. Т. 2: Чтения о Богочеловечестве; Философская публицистика / В.С. Соловьев. - М.: Правда, 1989. - 738 с.
77. Социокультурные процессы и глобализация: материалы международной конференции // Глобальный мир: гуманитарный кризис или момент развития. - Спб., 2008. - 428 с.
78. Социологическая энциклопедия: В 2 т. Национальный общественно -научный фонд / Руководитель научного проекта Г.Ю. Семигин; Главный редактор В.Н. Иванов. - М.: Мысль, 2003. - 863 с.
79. Суслова, Т.И. Глобализация: к вопросу идентичности русской культуры / Т.И Суслова // Век глобализации. - 2010. - № 2. - С. 154-162.
80. Терборн, Г. Мультикультурные общества / Г. Терборн // Социологическое обозрение. - 2001. - Том 1. - № 1. - С. 50-67.
81. Трофимова, О.Е. Мусульмане и ислам в Западной Европе / О.Е. Трофимова // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 10. С. 52-62.
82. Тульский, М.О. Изменение религиозной принадлежности населения мира за прошедшие 100 лет // Россия и мусульманский мир. Бюл. реф.-аналит. информ. / М.О. Тульский. РАН. ИНИОН. М., - 2001. - №3. - С. 105-113.
83. Устав Организации Объединенных наций по вопросам / Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии [Электронный ресурс]: URL.: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/cultural_diversity.shtml
84. Устав Организации Объединенных наций по вопросам/ Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс]: URL.: http: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml
85. Уткин, А.И. Глобализация: процесс и осмысление / А.И. Уткин. - М.: Логос, 2000. - 254 с.
86. Фадеева, И.Л. Расколотое общество: представление о демократии политических лидеров стран Ближнего и Среднего Востока (80-90 гг.) / И.Л. Фадеева // Мусульманские страны у границ СНГ / под ред. В.Я. Белокриницкого, А.З. Егорина. - М., 2002 - 116-141 с.
87. Фейгин, Г.Ф. Менеджмент в условиях глобализации / Г.Ф. Фейгин. -СПб.: СПбГУП, 2012 . - 168 с.
88. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов: учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии / А.Я. Флиер. - М.: Академический Проект, 2000. - С. - 496 с.
89. Хелд, Д., Гольдблатт, Д., Макгрю, Э., Перратон, Дж. Глобальные трансформации: политика, экономика, культура; пер. с англ. В.В. Сапова и др. -М.: Праксис, 2004. - 576 с.
90. Хишам, Айди. Хип-хоп как рычаг внешней политики США. [Электронный ресурс]: URL.: http://wordyou.ru/vo-mne/xip-xop-kak-rychag-vneshnej-politiki-ssha (дата обращения: 29.04.2016).
91. Хушанг, Ф. Семья в Иране (Ханаванда) / Ф. Хушанг. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2009. - 200 с.
92. Шахназаров, Г.Х. Глобализация и глобалистика - феномен и теория / Г.Х. Шахназаров // Pro et Contra. М., 2000. - T.5. - №4. - C. 11-24.
93. Шрадер, Х. Глобализация, цивилизация и мораль / Х. Шрадер // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. - Т. 1. - № 2. - С. 71-84.
94. Шумилин, А.И. Исламский фактор после войны в Ираке: новые тенденции для России и Запада / А.И. Шумилин. Сборник: США на Ближнем Востоке: «доктрина Буша» в действии. - М.: ИСКРАН, 2004. - С. 53-66.
95. Шутов, Д.А. Концепции глобализации: социально-философский анализ: автореф. дисс. ... канд. фил. наук: 09.00.11 / Шутов Дмитрий Александрович. - М., 2007. - 16 с.
96. Akdeniz, H. Jeopolitik Ve Jeostratejik Teoriler Kapsaminda Küreselle§menin Gelecegi Ve Türkiye [Сфера геостатических и геостратегических теорий глобализаций и будущее Турции] / H. Akdeniz // Stratejik Ara§tirmalar Dergisi. 2003. No. 2. Ss. 81-109.
97. Akola§, A. Bilim Sistemleri Ve Bili§im Teknolojisinin Küreselle§me Olgusu Ve Giri§imcilik Üzerine Yansimalari [Отражение Науки и Информационных Технологий в Глобализации и Предпринимательстве] / A. Akola§ // Sosyal Enstitü Dergisi. 2004. No. 12. Ss. 29-43
98. Akti, U. Sosyolojik Afidan Kureselle§me ve Din [Глобализация и религия в контексте социологии] / Akti Umit. DEU, the State University of Izmir. Dissertation. 2008. 167 s.
99. Aleksandr Dugin ile roportaj. 29.12.2012. TRTTurk [Интервью с Александром Дугиным] // [Электронный ресурс]: URL.: http: //www. turkistangundemi. tv/konul ar (дата обращения: 29.04.2016).
100. Amiel, B. Is France on the Way to Becoming an Islamic State? / B. Amiel // The Telegraph [Электронный ресурс]: URL.: http://www.telegraph.co.uk/comment/personal-view/3601901/Is-France-on-the-way-to-becoming-an-Islamic-state.html (дата обращения на сайт 29.04.2016).
101. Appadurai, A. Disjuncture and Difference in the Global Cultural Economy / A. Appadurai // Theory, Culture & Society. 1990. Vol. 7, No. 2. Pp. 295-310.
102. Appadurai, A. Modernity at Large: Cultural Dimensions of Globalization / A. Appadurai. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1996. 248 p.
103. Aslanoglu, R.A. Kent, Kimlik, Kureselle§me [Город, идентичность, глобализация] / R.A. Aslanoglu. Bursa: Asa yay, 1998. 254 s.
104. Barbarosoglu, F.K. Moda ve zihniyet [Образ моды в мире мыслей] / F.K. Barbarosoglu. 1st.: iz yay, 2009. 215 s.
105. Bauman, Z. Kureselle§me-Toplumsal Sonuflari [Globalization The Human Consequences] / Z. Bauman; yay. haz. A. Onacak, fev. A. Yilmaz. ist.: Ayrinti yay, 2014. 147 s.
106. Bayar, F. Kureselle§me kavrami ve kureselle§me surecinde Turkiye [Понятие глобализации, Турция в процессе глобализации] / F. Bayar // Uluslararasi Ekonomik Sorunlar Dergisi. 2004. No. XXXII. Ss. 25-34.
107. Berger, P.L. Four Faces of Global Culture / P.L. Berger // Globalization and the Challenges of a New Century / edited by P. O'meara, H.D. Mehlinger, M. Krain. Bloomington: indiana University Press, 2000. Pp. 419-427.
108. Bisht, S.S., Mishra, V., Fuloria, S. Measuring Accessibility for Inclusive Development: A Census Based Index / S.S. Bisht, V. Mishra, S. Fuloria // Social Indicators Research, 2010. Vol. 98, No. 1. Pp. 167-181.
109. Bora, T. Türk Saginin Ûç Hali: Milliyetçilik, Muhafazakârlik, îslâmcilik, [Три идеологии турецкого права: национализм, консерватизм, исламизм] / T. Bora. îst.: Birikim, 2014. 154 s.
110. Bora, T. Milliyetçi, Muhafazakâr ve îslâmci Dü§ünü§te Négatif Bati îmgesi [Консервативное и исламистское негативное изображение в западной мысли] / T. Bora // Modern Türkiye'de Siyasi Dü§ünce: Modernleçme ve Baticilik [Политическая идея современной Турции и Европеизация] / der. U. Kocabaçoglu îst.: Iletiçim yay, 2002. Ss. 251-268.
111. Bourdieu, P. Le mythe de la mondialisation et l'État social européen / P. Bourdieu // Conférence à Athènes, 10/1996, in Contre-Feux, Liber, Raisons d'Agir, [Электронный ресурс]: URL.: http://www.homme-moderne.org/societe/socio/bourdieu/contrefe/mythe.html (дата обращения на сайт 28.04.2016).
112. Brown, J. The Turkish Imbroglio: Its Kurds / J. Brown // Annals of the American Academy of Political and Social Science. 1995. Vol. 541, Рр. 116-117.
113. Bush, A. Unpacking Globalization Debate: Approaches, Evidence and Data / A. Bush // Demystifying Globalization / edited by C. Hay, D. Marsh. UK: Palgrave Macmillan UK Press, 2000. - Pp. 21-48.
114. Canbolat, Î.S. Küreselle§en Dünya ve Türkiye / Î.S. Canbolat. Bursa: Vipa§ yay, 2002. 294 s.
115. Castells, M. The Rise of the Network Society, The Information Age: Economy, Society and Culture / M. Castells. Cambridge, MA; Oxford, UK: Blackwell, 1996. Vol. I, 623 p.
116. Castells, M. The Power of Identity, The Information Age: Economy, Society and Culture / M. Castells, Cambridge, MA; Oxford, UK: Blackwell, 1997. Vol. II, 584 p.
117. Castells, M. End of Millennium, The Information Age: Economy, Society and Culture / M. Castells, Cambridge, MA; Oxford, UK: Blackwell, 1998. Vol. III, 488 p.
118. Chanda, N. Bound Together: How Traders, Preachers, Adventurers, and Warriors Shaped Globalization / N. Chanda. London: Yale Univ. Press, 2007. Pp. 245254.
119. Chomsky, N. Power in the Global Arena / N. Chomsky // New Left Review. 1998. No. 230. Pp. 3-27.
120. Qokbakar, Z. Küreselle§me ve sanat [Глобализация и Искусство] / Zülküf Qokbakar. YYÜ, , the State University of Van, Dissertation. 2010. 121 s.
121. David, L. Ag, Benlik ve Gelecek insan [Сеть, личность и будущее] / L. David // Küresel Ku§atma Kar§ismda insan [Человек перед лицом глобальной осады] / edited by M. Armagan, cev. S. Yalcin. ist.: Ufuk Kitaplari, 2004. 182 s.
122. Demirarslan, D. Batilila§ma sürecinde Türk barinma kültüründeki Degi§im ve konuttaki yansimalari / D. Demirarslan [Электронный ресурс]: URL.: http://www.ayk.gov.tr/wp-content/uploads/2015/01/DEM%C4%B0RARSLAN-Deniz-BATILILA%C5%9EMA S%C3%9CREC%C4%B0NDE-T%C3%9CRK-BARINMA-K%C3%9CLT%C3%9CR%C3%9CNDEK%C4%B0-DE%C4%9E%C4%B0%C5%9E%C4%B0M-VE-K0NUTTAK%C4%B0-YANSIMALARI.pdf (дата обращения на сайт 28.04.2016).
гЛ
123. Dicken, P. Global Shift: Transforming the World Economy. 3 ed. / P. Dicken. NewYork; London: The Guilford Press, 1998. 648 p.
124. Er, i. Sosyal geli§me ve islam [Общественное Развитие и Ислам] / i. Er. Furkan yay, ist.: 1994. 167 s.
125. Erkal, M.F. Etniklik ve Etnik Grup Kavramlari Üzerine [Основные понятия по признакам этнического происхождения и этнических групп] / M.F. Erkal // Türkiye ve Siyaset, 2001. No. 3. Ss. 33-40.
126. Erkizan, H.N. Küreselle§menin Tarihsel ve Dü§ünsel Temelleri Üzerine [Исторические и философские истоки глобализации] / H.N. Erkizan // Dogu Bati Dergisi. 2002. No. 18. Ss. 65-79.
127. Eroglu, F. Küreselle§me Süreci ve Kimlik Krizi [Процесс глобализации и кризис иденточности] / F. Eroglu // Türk Yurdu Dergisi. 1999. No. 19. Ss. 139-141.
128. Esposito, J., Mogahed, D. Who Speaks For Islam?: What a Billion Muslims Really Think / J. Esposito, D. Mogahed. NY.: Gallup Press, 2008. 34 p.
129. Geertz, C. The Uses of Diversity / C. Geertz // Tanner Lectures on Human Values / Ed. Sterling M. McMurrin. Cambridge and Salt Lake City: Cambridge University Press and University of Utah Pres, 1986. Vol. 7, Pp. 251-275.
130. Giddens, A. The Consequences of Modernity / A. Giddens. Cornwall: Polity Press, 1990. 188 p.
131. Global Culture: Nationalism, Globalization and Modernity / edited by M. Featherstone. London: Theory, Culture & Society, 1990. 416 p.
132. Gole, N. islam ve Modernlik Uzerine Melez Desenler / N. Gole. 1st.: Metis Yaymlan, 2000. 175 s.
133. Gole, N. islamin Yeni Kamusal Yuzleri / N. Gole. ist.: Metis Yayinlari, 2013. 264 s.
134. Gozen, R. Kureselle§me, islam Dunyasi ve Turkiye [Глобализация, мусульманский мир и Турция] / R. Gozen // Muzakere, Kureselle§me islam Dunyasi ve Turkiye [Дискутирование о глобализации исламского мира и Турции] / ed. i. Kurt, S.A. Tuz. ist.: Ensar Ne§riyat yay, 2002. S. 145-162.
135. Held D., Mcgrew A. Kuresel Donu§umler: Buyuk Kureselle§me Tarti§masi. Ank.: Phoenix yay, 2008. 698 s.
136. Huntington, S.P. Medeniyetler Qati§masi ve Dunya Duzeninin Yeniden Kurulmasi [Столкновение цивилизаций и воссоздание мирового порядка] / S.P. Huntington; fev. C. Soydemir, M. Turhan. Ist.: Okuyan us yay, 2008. 536 s.
137. International Forum for Islamic Dialogue [Электронный ресурс]: URL.: http://www.ifidonline.net/home/4583086761 (дата обращения: 04.05.2016).
138. Ipsos research. [Электронный ресурс]: URL.: http://www. arastirmakutuphanesi.com/wp-content/uploads/2014/11 /Ipsos-MORI-Food-Trends-in-Context-0ctober-2014. pdf (дата обращения на сайт 28.04.2016).
139. inalcik, H. Kultur etkile§imi, Kureselle§me [Культурное взаимодействие. Глобализация] / H. inalcik // Dogu bati der, ikinci baski, 2004. No. 18. Ss. 35-42.
140. insel, A. Sosyalizm // Bir son mu, yeniden dogu§ mu? [Электронный ресурс]: URL.:http://www.birikimdergisi.com/sayi/165/sosyalizm-bir-son-mu-yeniden-dogus-mu(дата обращения: 04.04.2016).
141. Jones, A. Dictionary of Globalization / A. Jones. Cambridge: Polity, 2006.
258 p.
142. Jordan B., Duvell F. Migration: the Boundaries of Equality and Justice / B. Jordan, F. Duvell. Cambridge: Polity Press, 2003. 200 p.
143. Karakaya, S. Küreselle§me, Kültürel Yayilmacilik ve Ulusal Sinemalar [Глобализация, Культурный экспансионизм и национальный кинематограф] / S. Karakaya. SBE Dergisi. 2004 No. 12. Ss. 64-68.
144. Kellner, D. Globalisation and Postmodern Turn [Электронный ресурс]:
URL.:
http://pages.gseis.ucla.edu/faculty/kellner/essays/globalizationpostmodernturn.pdf (дата обращения: 04.05.2016).
145. Ko?, M. Küreselle§menin Sosyolojik Boyutlari [Социологические аспекты глобализации] / M. Ko? // Küreselle§me ve Psikiyatri. Ank.: Türk Tabipler Birligi yay, 2003. Ss. 52-54.
146. Koray, M. Küreselle§me ilerlerken Gerileyenler: Ekonomi Kar§isinda Sosyal, Sermaye Kar§isinda Emek, Piyasa Kar§isinda Siyaset [Упадок прогрессирующей глобализации: экономика против общества, капитал против труда, рынок против политики] / M. Koray // iktisat Dergisi. 1997. No. 368. Ss. 1727.
147. Leoussi, A.S. Encyclopaedia of Nationalism / A.S. Leoussi. London: Transaction Publishers, 2001. 314 p.
148. Luhman. N. The World Society as a Social System / N. Luhmann // Essays on Self-Reference. NY.: Columbia University Press,1990. Pp. 175-190.
149. Maalouf, A. Ölümcül Kimlikler [Les Identites Meurtrieres] / A. Maalouf / ?ev. A. Bora. 29. Baski. ist.: Yapi kredi yayinlari, 2008. 136 s.
150. Mahirogullari, A. Kureselle§menin Kulturel Degerler Uzerine Etkisi [Влияние Глобализации на Культурные Ценности] / A. Mahirogullari // Sosyal Siyaset Konferanslari Dergisi. 2005. No. 50. 1275-1288 s.
151. Mardin, §. Din ve ideolojisi [Религия и Идеология] / §. Mardin. ist.: ileti§im yay. 2000. 182 s.
152. Merkel says German multicultural society has failed [Электронный ресурс]: URL.: http://www.bbc.com/news/world-europe-11559451 (дата обращения : 15.04.2016).
153. Most Muslims Want Democracy, Personal Freedoms, and Islam in Political Life. [Электронный ресурс]: URL.: http://www.pewglobal.org/2012/07/10/most-muslims-want-democracy-personal-freedoms-and-islam-in-political-life/ (дата обращения: (03.04.2016).
154. Naisbitt, J. Global Paradox: The Bigger the World Economy, the More Powerful Its Smallest Players / J. Naisbitt. William Morrow & Company, 1994. 304 p.
155. Oncu, A., Weyland, P. Mekan, Kultur, iktidar: Kureselle§en Kentlerde Yeni Kimlikler [Городская жизнь и социальная идентичность как вызов глобализации: место культуры в процессе глобализации новых идентичностей в городе] / A. Oncu, P. Weyland. ist.: ileti§im Yayinlari, 2005. 270 s.
156. Ozdek, Y. Globalizmin ideolojik Hegemonyasi: Yanilsamalar [Идеологическая гегемония глобализации: заблуждение] / Y. Ozdek // Amme idaresi Dergisi. 1999. Cilt. 32. No. 3. Ss. 25-47.
157. Ozer, i. Osmanli'dan Cumhuriyet'e Ya§am ve Moda [Жизнь и Мода в период от Османского времени до Республики] / Ozer i. ist.: Truva Yayinlari. 2006. 496 s.
158. Ramp, W., Koc, M. Global Investment and Local Politics: The Case of Lethbridge / W. Ramp, M. Koc // Writing Off the Rural West: Globalization, Governments and the Transformation of Rural Communities; edited by R. Epp, D. Whitson. Edmonton: The University of Alberta Press and Parkland Institute, Pp. 53-71.
159. Ritzer, G. McDonaldization of Society. 2nd ed. / G. Ritzer. London: SAGE Publications, 1993. 320 p.
160. Robertson, R. Kureselle§me: Toplum Kurami ve Kuresel Kultur [Globalkization Social Theory and Global Culture] / R. Robertson / fev. U.H. Yolsal. Ank.: Bilim ve Sanat yay, 1998. 341 s.
161. Robertson, R. Interpreting Globality / R. Robertson // World Realities and International Studies Today. Glenside, Pa.: Pennsylvania Council on International Education, 1983. Pp. 7-19.
162. Robertson, R. The Relativization of Societies: Modern Religion and Globalization / R. Robertson // Cults, Culture, and the Law / edited by T. Robbins, W.C. Shepherd, J. McBride. Chicago, CA: Scholars Press, 1985. Pp. 31-42.
163. Robertson, R. Globalization: Time-Space and Homogeneity- Heterogeneity / R. Robertson // Global Modernities. 2nd ed. / edited by M. Featherstone, S. Lash, R. Robertson. London: Theory, Culture & Society. 1995. Pp. 25-45.
164. Robertson, R. Globalization: Social Theory and Global Culture / R. Robertson. London: Theory, Culture & Society, 1992. 224 p.
165. Roy, O. Kureselle§en islam [Глобализированный Ислам] / O. Roy / fev. H. Bayri. ist.: Metis yay, 2013. 200 s.
166. Rоy, O. Globilized islam: The search for a new ummah / O. Roy. NY: Columbia University Press, 2004. 320 p.
167. Sadoglu, H. Batilila§ma ve Kureselle§me Arasinda Turkiye'de Kultur ve Medeniyet Tarti§malari [Анализ Вестернизации и глобализации культуры и цивилизаций Турции] / H. Sadoglu // Kureselle§me ve Turkiye'ye Etkileri [Глобализация и ее влияние на Турцию] / der. ve yay. haz. M. Ercan. Ank.: Nobel yay, 2010. Ss. 39-58.
168. Saleh, S.M., Baqutayan, S.M. What is the Islamic Society? //International revew of Social Siences and Humanities [Электронный ресурс]: URL: http://irssh.com/yahoo site admin/assets/docs/13 IRSSH-164-V2N2.9011708.pdf (дата обращения на сайт 23.04. 2016)).
169. Sancar, M. Degi§en Egemenlik Surecinde Me§ruyet Sorunu ve Anayasal Duzen [Электронный ресурс]: URL.:
http://www.anayasa.gov.tr/files/pdf/anayasa yargisi/anyarg20/msancar. (датаобращения: 04.04.2016).
170. Saribay, A.Y. Küreselle§me, Postmodern Ulusla§ma ve islam [Глобализация, постмодерн, национализм и Ислам] / A.Y. Saribay // Küreselle§me Sivil Toplum ve islam / der. E.F. Keyman ve A.Y. Saribay. Ank.: Vadi Yayinlari, 1998. Ss. 14-33.
171. Saribay, A. Y. Modernitenin ironisi Olarak Globalle§me [Глобализация как парадокс современности] / A.Y. Saribay. ist.: Everest, 2004. 137 s.
172. Scholte, J. A., Robertson, R. Encyclopedia of Globalization / J. A. Scholte, R. Robertson. London: Routledge Press, 2006. 1728 p.
173. Sekulow J., Sekulow J., Ash R. W., French D. A Rise of ISIS: A threat we can't ignore / J. Sekulow. NY.: Howard Books, 2014. 176 p.
174. Sklair, I. Sociology of the Global System. 2nd ed. / I. Sklair. Hemel Hempstead: The Johns Hopkins University Press, 1995. 352 p.
175. Steger, M.B. Küreselle§me [Глобализация] / M.B. Steger. Ank.: Dost Kitabevi yay, 2006. 184 s.
176. Sunay, C. Türk Siyasetinde Merkez Qevre ili§kilerinin Gizli Kronolojisi-1 [Скрытая хронология центральной власти и отношений в Турецкой политике] / C. Sunay // Yerel siyaset der, 2008.No. 28. Ss. 52-59.
177. §aylan, G. Degi§im Küreselle§me ve Devletin Yeni i§levi [Изменение глобализации и новая функция государства] / G. §aylan. Ank.: imge Kitabevi yayinlari, 1995. 221 s.
178. Talas, M. Küreselle§menin Kültürel Sonu?lari [Последствие глобализации в сфере культуры] / M. Talas // TÜBAR-XXII, 2007. No. 22. Ss. 149162.
179. Talas, M. Küreselle§menin Sonucu olarak Türkiye'de Kimlik Krizi [Кризис Идентичности в Турции Как Результат Глобализации] / M. Talas // Tabula Rasa Felsefe-Teoloji Dergisi. 2005. No. 14. Ss. 99-101.
180. Tasam // Kureselle§menin Boyutlari Ve Etkileri [Электронныйресурс]: URL.:http://www.tasam.org/tr-TR/Icerik/211/kuresellesmenin boyutlari ve etkileri (датаобращения: 04.04.2016).
181. Tekinalp, §. Kureselle§en Dunyanin Bunalimi: Qok kulturluluk [Глобализация мира в условиях кризиса: мультикультурализм] / §. Tekinalp // Journal of istanbul Kultur University, 2005. No. 1. Ss. 75-87.
182. The Future of World Religions: Population Growth Projections, 2010-2050 April 2, 2015 [Электронный ресурс]: URL.: http: //www.pewforum.org/2015/04/02/religious-proj ections. (дата обращения: 09.04.2016).
183. Therborn, G. Globalizations: Dimensions, Historical Waves, Regional Effects, Normative Governance / G. Therborn // International Sociology , 2000. Vol. 15, No. 2. Pp. 151-179.
184. Webster's Third New International Dictionary of the English Language. London: Merriam-Webster, 1961. 2662 p.
185. Timur, T. Turkiye Nasil Kureselle§ti [Как глобализировалась Турция] / T. Timur. Ank.: imge Kitabevi, 2004. 231 s.
186. Toynbee, A.J. Civilization on Trial: The World And The West / A.J. Toynbee. London: Oxford University Press, 1948. 348 p.
187. Turkiye ifin Muzakere Qerfeve Belgesi ve ilgili Diger Belgeler. . [Электронный ресурс]: URL.: http://www.abgs.gov.tr/files/AB_Iliskileri/ AdaylikSureci/MuzakereCercevesi/ Muzakere_Cercevesi_2005.pdf (дата обращения: 11.04.2016).
188. Turkiye istatistik kurumu [Статистическое агентство Турции] [Электронный ресурс]: URL.: http://www.tuik.gov.tr/PreTablo.do?tb id=12&ust id=4, (дата обращения: 11.04.2016).
189. Turkiye istatistik Kurumu [Статистическое агентство Турции] 2011 Guvenlik birimine gelen veya getirilen focuk istatistikleri. [Электронный ресурс]: URL.:http://rapor.tuik.gov.tr/reports/rwservlet?adaletdb2=&report=cocuk_toplam_tr.R
DF&p_yil 1 =2010&p_satir=gelisnedeni&p_tablo_kod= 1 &p_dil=1 &desformat=html&E NVID=adaletEnv, 27 §ubat 2012. (дата обращения: 29.02.2016).
190. Türkiye istatistik Kurumu. [Статистическое агентство Турции]. 2010 Yili Hanehalki Bili§im Teknolojileri Kullanim Ara§tirmasi Sonu?lari. 25 Ekim 2011, [Электронный ресурс] URL.:http://www.tuik.gov.tr/PreHaberBultenleri.do?id=6308 (дата обращения: 29.02.2016).
191. Türköne, M. Siyasi Kültür. Siyaset [Политическая Культура и Политика] / M. Türköne. Ank.: Lotus Yayinevi, 8. Baski. 2008. 768 s.
192. Ulusoy, M. Türkiye'de Küreselle§menin Sanata Etkisi [Влияние глобализации на искусство в Турции] / M. Ulusoy. YYÜ, the State University of Van. Dissertation. 2008. 168 s.
193. UNICEF (2011). Türkiye'de Qocuklarin Durumu Raporu. [Электронный ресурс]: URL.: http://panel.unicef.org.tr/vera/app/var/files/s/i/sitan-tur.pdf, 14 Kasim 2011. (дата обращения: 29.02.2015).
194. Wallerstein, I. Globalization or Age of Transition? / I. Wallerstein // International Sociology, 2000. Vol. 15, No. 2. Pp. 249-285.
195. Wallerstein, I. The Modern World-System, Vol. I: Capitalist Agriculture and the Origins of the European World-Economy in the Sixteenth Century / I. Wallerstein. New York / London: Academic Press, 1974. 440 p.
196. Waters, M. Globalization. 2nd ed. / M. Waters. London: Routledge, 2001.