Франция XVI- начала ХVII века: королевский галликанизм: церковная политика монархии и формирование официальной идеологии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, доктор исторических наук в форме науч. доклада Плешкова, Софья Леонидовна

  • Плешкова, Софья Леонидовна
  • доктор исторических наук в форме науч. доклададоктор исторических наук в форме науч. доклада
  • 2005, Москва: Изд-во Моск. ун-та
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 464
Плешкова, Софья Леонидовна. Франция XVI- начала ХVII века: королевский галликанизм: церковная политика монархии и формирование официальной идеологии: дис. доктор исторических наук в форме науч. доклада: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Москва: Изд-во Моск. ун-та. 2005. 464 с.

Оглавление диссертации доктор исторических наук в форме науч. доклада Плешкова, Софья Леонидовна

Вступление. Историография. Источники 3

Монархия и Галликанская церковь: законодательное оформление отношений

§ 1. Болонский конкордат

§ 2. Формирование епископата

§ 3. Оформление и реализация права монарха на церковный патримоний

§ 4. Разделение сфер юрисдикции

Монархия и Святой Престол

§ 1. Патримониальные отношения 120

§ 2. Столкновения на Латеранском и Тридентском Вселенских соборах 148

Укрепление идейных позиций монархии: защита национальных государственных интересов и католицизма

§ 1. Религиозная нетерпимость и гражданская толерантность: протестанты в политике монархии

§ 2. Оценка протестантами действий короля

§ 3- Введение ордена иезуитов

§ 4. Создание ордена Святого Духа и санкция на деятельность капуцинов и фельянов

§ 5. Новообращение протестанта и коронование монарха

Апология власти монарха и оценка государственно-церковных отношений в роялистской политико-правовой мысли

§ 1. Монархия и церковь в представлении

К. де Сейселя 302

27

46

73 107

180 254

274

284

Научное издание

ПЛЕШКОВА Софья Леонидовна

Франция XVI—начала ХУП в.: королевский галликанизм церковная политика монархии и формирование официальной идеологии)

Текст печатается в авторской редакции

Макет и оформление В. В. Пономаревой

Ордена «Знак Почета» Издательство Московского университета 125009, Москва, ул. Б. Никитская, 5/7

Напечатано с готового оригинал-макета в издательстве ООО "МАКС Пресс" Лицензия ИД N 00510 от 01.12.99 г. Подписано к печати 14.07.2005 г. Формат 60x90 1/16. Усл.печ.л.29,0.Тираж экз. Заказ 452. Тел. 939-3890. Тел./факс 939-3891. 119992, ГСП-2, Москва, Ленинские горы, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2-й учебный корпус, к.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Плешкова, Софья Леонидовна

Заключение

Решение церковного вопроса во Франции XVI в. было подчинено главной социально-политической задаче — внутренней консолидации государства, стоявшей перед короной после завершения территориального объединения. В осуществлении этой задачи важное место отводилось католицизму—идеологическому фундаменту монархии. Католическая монархия небезуспешно проводила политику государственного интереса, сумев подчинить себе галликанскую церковь и с максимальной выгодой использовать отношения с церковной метрополией.

В начале XVI в. было законодательно оформлено право монарха пополнять церковные кафедры. В известной мере это решение было подготовлено в XV в. участием монарха в утверждении и законодательном оформлении статуса автономии церкви от Рима: монарх выступал гарантом этой автономии, получив право на вмешательство в церковные дела. В XVI в. отказ монарха поддержать церковную автономию лишал духовенство двух основных, составляющих самоуправление, прав на выборы иерархов и на согласование аннат в пользу папства. Болонский конкордат 1516 г. положил начало дальнейшему вмешательству короны в церковные дела. Вилье-Коттрейский ордонанс 1539 г. расширял сферу королевской юрисдикции за счет ущемления прав церковного суда. В 1561 г. были оформлены патримониальные отношения. Финансовый контракт между монархом и духовенством не был законодательным актом, но представлял добровольное со стороны клира финансовое обязательство, позволившее привлечь духовенство к налоговой системе и даже провести частичную секуляризацию церковных земель.

Однако решительное наступление монархии на права галликанской церкви в XVI в. было ограничено сохранением сеньориального права в ряде церковных земель Франции. Регальное право монарха не распространялось на все земли. Кроме того, действие Болонского конкордата было законом только на той территории, которая в XV в. (1438) подчинялась Прагматической санкции, оставляя вне нового порядка земли, присоединенные к королевскому домену после 1438 г.

В итоге политика в отношении галликанской церкви способствовала решению социальной проблемы — материальному обеспечению дворянства и в тоже время создавала опору в церкви в лице назначенных иерархов.

Для галликанской церкви действия монархии имели негативные последствия, ибо у нее отобрали права на выборы иерархов и на согласование аннат, сократили сферу юрисдикции и навязали финансовое обязательство. Фактически галликанская церковь оказалась в подчинении у короны. Своей политикой монархия вызывала недовольство у духовенства, которое выплескивалось в выступлениях на соборах, ассамблеях Генеральных штатов и на ассамблеях духовенства. Последний орган — ассамблеи духовенства был данью монархии за принятие финансового обязательства, умножив количество представительных органов клира, которые оказывались бессильными перед наступлением короны. Требования духовенства сводились к восстановлению статуса самоуправления — к праву выборов иерархов и к обнародованию и реализации решений Тридентского собора о католической реформе. Духовенство стремилось к сокращению своеволия монархов восстановлением своего участия в рекрутировании верхнего эшелона церкви. Показательно, что в это время требования об автономии от Рима уходят на второй план, идея автономиии не популярна среди духовенства, хотя теологи её вынашивают и по-новому обосновывают.

Церковная политика побуждает галликанскую церковь к маневрированию между короной и Римом. Манера поведения наихристианнейших королей, старших сыновей церкви по отношению к Святому Престолу (королевский галликанизм) в значительной степени была проявлением притязаний, без законодательно оформленных прав, на основании по-французски истолкованных исторических фактов в пользу якобы особого положения короны в лоне католицизма. Привязанность монархии к Риму проявлялась прежде всего в патримониальных отношениях. Церковные земли были неотчуждаемой собственностью, и все операции с ними требовали санкции палы. Неслучайно монархия прибегла к навязыванию духовенству финансового обязательства, который ограждал власть от необходимости всякий раз обращаться в Рим и давал возможность скрыть незаконные операции с землей. Кроме того, согласия папы требовало рекрутирование иерархов. Разделение права инвеституры между короной и Святым Престолом оставляло за папой решающее действие — введение в сан королевского назначенца. Хотя практика соучастия монарха и папы в этом действии допускала нарушение интересов церкви в пользу межгосударственных отношений Франции и Рима.

Вместе с тем, политика монархии ущемляла интересы Святого Престола. Болонский конкордат лишил папу бенефициального резерва во Франции, правда, ценой восстановления права на сбор аннат. Насколько равновеликими были эти взаимные уступки, трудно сказать. Однако важно другое, что право папы на использование церковных земель на территории Франции ограничивалось только консисторианскими владениями, а попытки законодательного оформления права короны на контроль за консисторианскими землями было стремлением (периодически реализованным) посягнуть и на этот анклав папы.

Большую самостоятельность монархи проявляли в отношении соборной детельности. Они инициировали созыв не нашедшего поддержку антипапского собора в Пизе и препятствовали созыву Тридентского собора, а приняв в нем участие, отказались от обнародования соборных решений. Дерзостью со стороны монарха был временной разрыв с папой в 1551 г., в который вылились межгосударственные отношения Франции и Рима из-за навязывания папе действий в интересах внешней политики короны.

В ходе разрыва впервые при дворе даже обсуждался вопрос о патриархе галликанской церкви. Наконец коронование бывшего протестанта Генриха Бурбона без снятия папского отлучения и без покаяния перед папой, а спустя время после коронования, — заочное снятие отлучения без монарха в присутствии его послов в Риме было показателем формирования нового представления о достоинстве государя.

Тем не менее, именно в периоды кризиса в отношениях монархия и Святой Престол ощущали взаимную необходимость и неразрывность связей и спешили к восстановлению отношений.

Церковная политика монархии была важным фактором в укреплении идейных позиций короны — в формировании официальной идеологии. В законодательных актах католицизм признается идеологчиеским фундаментом монархии. В интересах укрепления католической традиции и воспитания верного монархии католика корона расширяет сеть католических учебных заведений, разрешает натурализацию ордена иезуитов и санкционирует деятельность новых орденов, при этом не выпуская их из-под своего контроля и заставляя служить монархии.

С санкции короны в официальной идеологии, носителями которой выступали правоведы, видное место заняла идея абсолютной власти государя. Распространение этой ццеи было призвано восполнить, имевший место в XVI в., дефицит всевластия монарха: несоответствие притязаний законодательно оформленным правам. Монарх объявлялся императором в своем королевстве. Его власть признавалась Божественной по природе и кроме того несущей национальное начало. Это последнее особенно будировалось, что находило отражение в утверждении идеи древнего происхождения и избранности галлов и галльских королей, имевших якобы право на приоритет перед остальными по праву старшинства и Божественного избрания. Апологеты власти создавали культ национального государства и монарха, выразителя национальных государственных интересов. Важным элементом этого культа было возвышение Салического закона о престолонаследии, которому придавалось большее значение, чем сакрализации личности монарха при короновании. Вершиной роялистской мысли стало обожествление государя, признание монарха земным Богом, равным Богу небесному. Остроту проблеме абсолютизации власти в конце XVI — начале XVII вв. придавали цареубийства и оправдание этих актов идеологами Святого Престола. Роялисты брали под защиту, оспориваемую их противниками в оправдание цареубийства, Библейскую истину о Божественной природе власти монарха.

В концепции абсолютной власти главе Святого Престола полагалась сыновняя привязанность государя, а галликанской церкви — подчиненное положение под патронатом монарха.

Абсолюстские идеи были направлены на формирование сознания подданных, на позитивное восприятие государственного порядка, при котором епископов назначает государь, а престол занимают монархи, допускающие временный компромисс с протестантами, и даже бывший еретик, не получивший от папы ни снятия отлучения, ни благословения. Решение церковного вопроса в государ

448 С.Л. Плешкова ственной политике, начатое в 1516 г., опережало разрешение остальных проблем новой монархии в XVI в., абсолютной по определению королевских правоведов. Королевский галликанизм стал французским решением проблемы дуализма власти Государства и Церкви в эпоху Реформации.

Список литературы диссертационного исследования доктор исторических наук в форме науч. доклада Плешкова, Софья Леонидовна, 2005 год

1. Законодательные ацты и документальные материалы

2. Fontanon A. Les édicts et ordonnances des roys de France. 41. 1585.

3. Recueil général des anciennes lois françaises depuis l'au 420 jusqu' à la Révolution de 1789 . par Jourdan, Decrusy, Isambert 29 v. P., 1821-1833.

4. Ordonnances des rois de France. Regne de François 1-er. P., 1902-1910.

5. Picot G. Histoire des États Généraux au point de vue de leur influence sur le gouvernement de la France de 1355 à 1614. 5 v. P., 1888.

6. Collection de documentes inédits sur l'histoire de France publiés par ordre du roi et par les soins du ministre de l'instruction publique. Procès-verbaux des États Généraux de 1593. Recuellis et publiés par M. Auguste Bernard (de Montbrison). P., 1842.

7. Massellin /. Journal des États généraux de France à Tours en 1484 sous le règne de Charles VIII. Publ. par A. Bernier. P., 1835.

8. Maximes d'État, ou testamentpolitique du cardinale de Richelieu / Éd. publ. L. André. P., 1947.

9. Arrêst de la cour de parlement contre Jean Chatel, éscolier, étudiant au coïïege des Jesuites, pour le paricide par luy attenté sur la personne du Roy. MDXCV.

10. Mansi G.D. Sacrorum Consiliorum nova et amplissima 19011902.

11. Fleuri/ Cl. Histoire ecclésiastique. 36 v. P., 1713-1738.

12. Bertier G. Histoire de ï église gallicane. 13 v. Toulouse, 1783.

13. Dupin L.E. Nouvelle bibliothèque auteurs ecclésiastiques. 16 v. S. L, 1690-1710.

14. Sanctiss D.N. Sixti Papae V.

15. Bulle de N.S. Pape Sixte V contre Henry de Valois. Paris MDLXXXIX (1589).

16. Recueil de Remonstrances, l'edicts, contracts et autres choses concernons le clergé de France. P., 1606.

17. Abreigé des actes, titres et mémoires concernons les affaires du clergé de France tout ce qui s'est fait contre les Hérétique depuis le Règne de S. Louis jusques à présent par M. Borjon. P., 1680.

18. Correspondance du cardinal François de Tournon. 1521-1562. P., 1946.

19. Correspondance du cardinal Jean du Bellay. P., 1963.

20. Du Peyrat G. L'origine des cardinaux du Saint-Siège et particulièrement des françois. 1670.

21. Journal d'un curé liguer de Paris sous les derniers Valois. Publ. par M. Barthélémy. P., 1865.

22. Belloy P. de. Apoligie contre les libelles déclarations, advis et consultations faites, escrites et publiées par les Liguez pertubateurs du repos du Royaume de France: qui se sont es-levez depuis le decés de feu Monseigneur, frère unique du Roy. 1585.

23. Bellarmino Roberto. Résponse aux principaux articles et chapitres de l'Apologia du Belloy, faulsement et a faux titre inscrite Apologie Catholique, pour la succession de Henry Roy de Navarre à la couronne de France. 1588.

24. Bèze Th., de. Histoire ecclésiastiques des Églises Réformées au royaume de France. Éd.par G. Baum et Ed. Cunitz. 2 v. Nieu-wkoop, 1974.

25. Bignon G. La grandeur de nos roys et de leur souveraine puissance. Au roy. A Paris, 1615.

26. Choses horribles, contennes en une lettre envoyée à Henry de Valois, par un enfant de Paris, le 28 janvier 1589.

27. Coquille G. Discours des droits ecclésiastiques et libertés de l'Église gallicane // Traité des droits ecclésiastiques de l'Église gallicane 1731. V. 1.

28. Correspondance des réformateurs dans les pays de langue française recuelle et publiée avec d'autres lettres relatives à la Réforme et des notes historiques et biographiques par A.-Z. Herminjard. V. 1. Genève; P., 1866.

29. Du Boys H. De l'origine et autorité des roys. P., 1604.

30. Fauchét Cl. Traité des libertés ecclésiastiques de l'Église gallicane // Traités des droits et libertés de l'Église gallicane. 1731. V. 1.

31. Faux-visage descouvert du fin Renard de la France. A tous catholiques unis et sainctement liguez pour la defence, ettuition de l'Église Apostolique et Romaine, contre l'ennemy de Dieu ouvert et couvert Paris, 1589.

32. Guillaume Briçonnet. Marguerite D'Angoulême. Correspondance (1521-1524) / Éd. par Ch. Martineau et M. Vaissière avec le concours de H. Heller. Genève, 1975.

33. Histoire des neuf roys Charles de France: contentante la fortune, vertu et heur fatal des Roys, qui sous ce nom de Charles ont mis à fin des choses merveilleuses. Par François de Belle-Forest Comingeois. P., 1568.

34. Histoire générale des roys de France. Escrite par Bernard de Girard seugneur de Haillan. P., 1628.

35. Home David. L'assassinat du roy, ou maximes du vieil de la Montagne Vaticane, et de ses assassins, practiques en la personne de deffunct Henry Le Grand. 1615

36. Hotman A. Traité des droits ecclésiastiques de l'Église gallicane // Traitéz des droits et libertés de l'Église gallicane 1731. V. 1.

37. Satyre Ménippée de la vertu du Catholicon d'Espagne et de la tenue des éstatz de Paris. P., s. t. 1594.1.Étoile P.de. Journal du Regne de Henry IV. 41. La Haye. 1761. T. 2.

38. Hospital M. de. Le oeuvres inédits. P., 1825.

39. Maillard A. Le Francophil, le pour très-grand, très-chrestien, très magnanisme et très-belliqueceu Prince Henry Auguste IV Roy de France et de Navarre. P., 1606.

40. Mariana . De rege et Régis rnstitutione. Toledo, 1599.

41. Pasquier Et. Le Catechisme des jésuites ou examen de leur doctrine. 1602.

42. Pithou P. Commentaire sur le traité de libertés de de l'Église gallicane / / Traités des droits et libertés de l'Église gallicane. P., 1715.

43. Postel G. De ce qui est premier pour réforme de monde. 1566. / / Dubois C.-G. Celtes et Gaulois au XVI siècle. Le développement littéraire d'un mythe nationaliste. P., 1972.

44. Pelletier Th. De l'inviolable et sacrée personne de Lois, Contre tous Assasins et Parricides qui ozent attenter sur leurs Majestez. P., 1610.

45. Richer Ed. De ecclesiastica et politica potestate Liber unus. A. Caen, 1612.

46. Tillet J. du. Mémoire et advis sur les libertés de l'Église Gallicane / / Ecclesiae Gallicanae in schismate statys: État de l'Église gallicane durant de schisme. 1594.1. ЛИТЕРАТУРА

47. Anquez L. Histoire des assemblées politique des réformées de France (1573-1622). P., 1859.

48. Baumgartner F.J. Change and continuity in the French episcopate: The Bishops and the wars of religione 1547-1610. Dyrham, 1986.

49. Варфоломеевская ночь: событие и споры. M., 2001.

50. Blet P. Le clergé de France et la monarchie. Étude sur les assemblées générales du clergé de 1615 à 1666.21. Rome, 1959.

51. Bedouelle G. L' Histoire de l'Église. P., 1996.

52. Block M. Les rois thaumaturges. P., 1983; Короли-чудотворцы. M., 1998.

53. Bonney R. L'absolutisme. P., 1989.

54. Bourgeon J.-L. Charles IX etlaSaint-Barthélemy. Genève, 1995.

55. Bourea.uA. La royauté sacrée dans le Monde Chrétien. Coll. de Royaumont, mars 1989. P., 1992.

56. Boureau A. Le simple corps du roi: L'impossible sacralité des souveraines françaises XV-XVIII. P., 1988.

57. Chaunu P. Église, culture et société. Essais sur Réforme et contre-Réforme (1517-1620). P., 1981.

58. Chaunu P. La temps de la Réforme. Histoire religieuse et système de civilisation. II. La Réforme protestante. P., 1975.

59. Coexister dans l'intolérance. L'édit de Nantes (1598). Études rassamblées par M. Grandjean et B. Roussel. Genève, 1998.

60. Contamine Ph. Des Pouvoires en France. 1200-1500. P., 1992.

61. Crouzet D. Les guerriers de Dieu. La violence au temps des troubles de religion vers 1525-1610.2 v. 1990.

62. Crouzet D. La nuit de la Saint-Barthélemy. Un rêve de la renaissance. P., 1995.

63. David M. La souveraineté et les limites juridique de pouvoire monarchique du IX-e au XV-e siècle. P., 1954.

64. Delumeau . Des Religions et des hommes. P., 1996.

65. Delumeau . Naissance et affirmation de la Réforme. P., 1988.

66. Delumeau /. Rassurer et protéger: Le sentiment de sécurité dans l'Occident d'autrefois. P., 1989.

67. Dictionnaire critique de théologie, pubLsous la directions de Jean-Ives Lacoste. P., 1998.

68. Doucet R. Les Institutions de la France en XVI-e siècle. P., 1948.

69. Drion Ch. Histoire chronologique de l'Église Protestante de France jusqu'à la révocation de l'Edit de Nantes. 2. V. St., 1855. V. 1.

70. Du-pinA.M. Manuel du droit public ecclésiastique François. P., 1845.

71. Emmanuelli F.-X. État et pouvoires dans la France de XVI-XVIII siècles. La métamorphose inachevée. P., 1992.

72. EsmeinA. Cours élémentaire d'histoire du droitFrançois. P., 1895.

73. Paye de Brys Ed. Trois Magistrats François au XVI-e siècle. P., 1844.

74. Felice G. Histoire des protestantes de France depuis l'origine de la réformation jusqu'au temps présent. P., 1851.

75. Fogel M. L'état dans la France moderne de la fin du XV-e au milieu du XVIII siècle. P., 1992.

76. Fouc¡ueray Henry Le P. Histoire de la compagnie de Jésus en France des origines à la suppression (1528-1762). T. 1,2. P., 1910.

77. François M. Le cardinal François de Tournon. L'État. Diplomat. Mécénat et Humaniste. P., 1951.

78. Garrisson G. LaSaint-Barthélemy. Brussells, 1987.

79. Garrísson J. Les Protestantes au XVI siècle. P., 1988.

80. Goubert P., Roche D. Les Françaises et l'Ancien Regime. 2 T. P., 1984.

81. Guenée B. Espase et État dans la France dubas Moyen Âge (XIV-XV). P./1968.1.bar de La Tour. Les origines de la Réforme. 4 v. P., 19021935.

82. Карееб Н.И. История Западной Европы в Новое время. T. I. Переход от средних веков к Новому времени. Ч. 1. Политические и социальные отношения в конце средних веков. СПб., 1898.

83. Карееб НИ. История Западной Европы в Новое время. T. II. История XVI и XVII веков. Ч. 1. Реформационное движение и католическая реакция. СПб., 1898.

84. Kantorowiez Е. The King's two bodies. Princeton, 1957.

85. Клячин В.П. Политические собрания и политическая организация кальвинистов во Франции в XVI в. Киев, 1888.

86. Копосов Н.Е. Абсолютная монархия во Франции XVI-XVÏÏ веков (государственный строй). Спецкурс. Л., 1984.

87. Royauté sacreé dans le monde chretien (colloque de Roy-aumont, mars 1989) publ. sous le direction de A. Boureau et Cl. Sergio Ingerflam.1.cler . Histoire de la tolérance au siècle de la Réforme. 21. P., 1955.

88. GoffJ. Reims, ville du sacré / Les lieux de mémoire. Sous la dir. de Pierre Nora. V. II: La nation. P., 1986.

89. Лелетр H. Католики и протестанты: религиозный раскол XVI века в новом освещении // Вопросы истории. 1997. № 10.1.stocquoy . Les évêques François au milieu du XVI-e siècle / / Revue d'histoire de l'église de France. V. 45. № 142. P., 1959.

90. Roy Ladurie E. L'État royal de Louis XI à Henry IV. 14601610. P., 1987.1.s Pouvoir monarchique et ses supports idéologiques aux XIV-XVII-e siècles / Éd. J. Dufournet P., 1992.

91. Лучицкий И.В. Гугенотская аристократия и буржуазия на юге после Варфоломеевской ночи. СПб., 1870.

92. Лучицкий И. В. Католическая лига и кальвинисты во Франции. Т. 1. Киев, 1877.

93. Лучицкий И. В. Феодальная аристократия и кальвинисты во Франции. Киев, 1871.

94. Лучицкий И.В. Проповедник религиозной терпимости в XVI веке. М., 1895

95. Люблинская А. Д. К вопросу о классовой природе французского абсолютизма (конец XV — середина XVII вв.) // Новая и новейшая история. 1979- № 4.

96. Люблинская А.Л Франция в начале XVII в. (1610-1620). Д., 1959.

97. Малов В. Н. Ж.-Б. Кольбер. Абсолютистская бюрократия и французское общество. М., 1991.

98. Mandrou R. Histoire de la civilisation française. 21. P., 1958.

99. Mandrou R. Histoire sociale, sensibilités collectives et mentalités. P., 1985.

100. Mandrou R. Introduction à la France moderne 1500-1640: essai de psychologie historique. P., 1989.

101. Mandrou R. Des humanistes aux hommes de science (XVI et XVII s.). P., 1973.

102. Martin V. Les origines du gallicanisme. 2 v. P., 1939.

103. Methivier H. V Ancien regime. P., 1968.

104. Michaud Cl. L'Église etl'Argent sous l'Ancien Regime. Les receveurs générales du clergé de France aux XVI et XVIII siècles. P., 1991.

105. MousnierR. L'assassinat d'Henry IV. P., 1964

106. Mousnier R. Les institutions de la France sous la monarchie absolue. 1598-1789. 2 T. P., 1974.

107. Mousnier R. État et société sous François 1-er. P., 1967.

108. Mousnier R. Les hierarchies sociales de 1450 à nos jours. P., 1969.

109. Olivier Ch. La paix de religion. L'Autonomisation de la raison politique au XVI siècle. P., 1997.

110. Perrens F.-T. L'Église et l'État en France sous Henry IV et Marie Médicis. 2 V. P., 1872.

111. PeronnetM. Les évêques de Г Ancienne France. 21. Lille, 1977.

112. Плешкова C.JI. Екатерина Медичи — черная королева. M., 1995.

113. ПлешкоВа С.Л. Проблема происхождения галлов во французской публицистике XVI в. / Вестн. Моск. ун-та. Серия 8. История. № 4. М., 1985.

114. ПлешкоВа С.Л. Реальности и мифы Варфоломеевской ночи // Вопросы истории. 1998, № 8.

115. Плешкова С.Л. Французская монархия и церковь (XV -середина XVI вв.). М., 1992.

116. Плешкова С.Л. Французская реформация (Спецкурс и переводы источников). Уч.-метод. пособие. М., 1993

117. Поршнев Б.Ф. Сущность феодального государства / Известия АН СССР. Серия истории и философии. М., 1950. T. VII. №5.

118. Поршнев Б.Ф. Феодализм и народные массы. М., 1964.

119. Ricket D. La France moderne: l'esprit des institutions. P., 1973.

120. Санжаров В. В. Государство и церковь во Франции в последней трети XIV-XV вв. Автореферат кандидатской диссертации. М., 1992.

121. Saulnier С. La Rôle politique du cardinal de Bourbon: 1529-1590. P., 1912.

122. Saupin G. Naissance de la tolérance en Europe au Temps modernes XVIe XVIIIe siècles. P., 1997.

123. Sérbat L. Assemblées du clergé de France. P., 1906.

124. Simon P. Le mythe royale. Lille, 1987.

125. Сказкин С.Д. Проблема абсолютизма в Западной Европе (время и условия возникновения) / Из истории средневековой Европы. М., 1957; Избранные труды по истории. М., 1973.

126. Thomas J. Concordat de 1516, ses origines, son histoire au XVI-e siècle. P., 1910.

127. Touchard /. Histoire des idées politiques. P., 1959.

128. Трофимова O.B. Галликанская церковь в государственной системе Франции в период гугенотских войн / Проблемы западноевропейского феодализма XII-XVÏÏ веков: Межвузовский сборник научных трудов. Иваново, 1989.

129. Уваров П.Ю. Французы XVI века-. Взгляд из Латинского квартала. М., 1993

130. Уваров П.Ю. Смерть тирана угодна Господу (Убийство королей Генриха III и Генриха IV) // Цареубийства. Гибель земных богов. М., 1998. С. 205-232.

131. Харизма королевской власти: миф и реальность. Круглый стол. Публикация материалов конференции 1995 г. // Средние века. Вып. 58.1995.

132. Хачатурян НА. Возникновение Генеральных штатов во Франции. М., 1976.

133. Хачатурян Н.А. Сословная монархия во Франции в ХШ-XV вв. М., 1989.1. Библиография 461

134. Цатурова С.К. Офицеры власти. М., 2002. Чистозвонов А.Н. Проблемы генезиса капитализма в европейских странах. М., 1966.

135. ЭльфондИ.Я. Тираноборцы. Саратов, 1991. Weill G. Les théories sur le pouvoir royal en France pendant les guerre de religion. P., 1892.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.