Формирование эстетической культуры у будущих актеров в учреждениях среднего профессионального образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат наук Московцев, Сергей Гаврилович

  • Московцев, Сергей Гаврилович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Йошкар-Ола
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 162
Московцев, Сергей Гаврилович. Формирование эстетической культуры у будущих актеров в учреждениях среднего профессионального образования: дис. кандидат наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Йошкар-Ола. 2014. 162 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Московцев, Сергей Гаврилович

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ АКТЕРОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Сущностно-содержательная характеристика эстетической культуры будущих актеров

1.2. Критерии, показатели и уровни сформированности эстетической культуры будущих актеров

1.3. Ретроспективный анализ проблемы формирования эстетической культуры у будущих актеров в системе профессиональной подготовки

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ АКТЕРОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1. Теоретическое обоснование педагогических условий формирования эстетической культуры у будущих актеров

2.2. Организация и содержание экспериментальной работы по формированию эстетической культуры у будущих актеров

2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию

эстетической культуры у будущих актеров

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование эстетической культуры у будущих актеров в учреждениях среднего профессионального образования»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современный этап развития российского общества характеризуется изменением системы ценностей, снижением уровня культуры населения. В таких условиях возрастает роль искусства как сферы общественного сознания, обладающей особыми средствами воздействия на формирование культуры личности. Наибольшими возможностями в этом располагает театр, так как он аккумулирует в себе выразительные средства литературы, музыки и изобразительного искусства. Особенность театрального искусства состоит в его способности передавать духовно-нравственный и эстетический потенциал произведений литературы, живописи и музыки через исполнительскую деятельность актера. Театральное действо обладает способностью стирать грань между искусством и жизнью и восприниматься зрителями как реальность.

Театр играет большую роль в эстетическом воспитании зрителей всех возрастов. Эффективность такого воспитания зависит, в значительной степени, от того, какие задачи будут поставлены перед зрителями режиссером и актерами. Чем сложнее философские, этические и эстетические проблемы, которые поднимаются в пьесе, тем сильнее будет ее воздействие на формирование у зрителей эстетических переживаний и воспитание их эстетического вкуса.

Театр является одним из видов искусства, эффективно влияющим на творческое развитие личности, ее самовыражение и самореализацию. Значительность миссии, которую выполняет театр в воспитании зрителя, требует высокой эстетической культуры актеров, формирование которой должно происходить в процессе их профессиональной подготовки.

Российская театральная школа внесла большой вклад в развитие мирового театрального искусства, воспитав целую плеяду блестящих актеров и режиссеров. Ею накоплен богатый опыт профессиональной подготовки

будущих актеров театра и кино. Однако в условиях социокультурных трансформаций, происходящих в современной России, этот опыт оказывается недостаточным для решения стоящих перед театральным искусством задач духовного и эстетического возрождения общества. Особенно остро стоит эта проблема перед учреждениями профессионального образования, осуществляющими подготовку актеров как к творческо-исполнительской, так и педагогической деятельности в детских школах искусств, театральных школах, учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях.-

Система театрального образования глубоко специфична и не может быть построена по общим стандартам, нормам и схемам, приемлемым для иных сфер образования. Решение новых педагогических задач, поставленных перед современным театральным процессом, должно решаться с учетом общих тенденций совершенствования образования и особенностей профессиональной деятельности будущих деятелей театрального искусства.

Степень разработанности проблемы. Проблемы общекультурного и эстетического воспитания, нравственного развития будущих актеров в процессе их профессиональной подготовки были и продолжают находиться в центре внимания исследователей и педагогов-практиков. Базисом для ее решения служат труды К.Д. Ушинского, раскрывшего сущность эстетического воспитания и развития личности. Отдельные аспекты проблемы формирования эстетического вкуса, развития музыкально-эстетического кругозора личности были изучены В.В. Краевским, Н.Б. Крыловой, В.Д. Пуриным, Е.А. Романюк, Л.А. Тарасовой и др.

Основные подходы к обучению будущих актеров были разработаны выдающимися деятелями отечественного театрального искусства конца XIX - начала XX века Е.Б. Вахтанговым, М.О. Кнебель, К.С. Станиславским, В.И. Немировичем-Данченко и др. Их идеи были развиты в деятельности

О.П. Табакова, O.B. Егошиной, Б.Е. Захавы, М.Б. Фишман-Борисова, П.Е. Любимцева, A.M. Смелянского и др.

Вопросы театральной педагогики, содержание и методы профессиональной подготовки будущих актеров получили освещение в трудах JI.A. Волкова, Е.Р. Ганелина, A.JI. Гройсмана, Б.В. Зона, A.C. Кузина, Л.Ф. Макарова, К.А. Полянского, А.И. Савостьянова, Л.В. Цуккасовой и др. Теоретические и практические разработки перечисленных ученых послужили основой для анализа личностно-профессионального становления будущих актеров.

Театральная педагогика разрабатывалась в исследованиях К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко, П.В. Гиппиус, М.И. Кнебель, Г.А. Товстоногова, A.B. Эфроса и др.

Таким образом, можно констатировать, что в театральной педагогике разработаны различные подходы к профессиональной подготовке будущих актеров, сложились традиции их профессионального воспитания, однако до настоящего времени не найдено однозначного решения проблемы формирования эстетической культуры у будущих актеров в учреждениях среднего профессионального образования. Анализ педагогической практики свидетельствует о необходимости разработки научно-практических рекомендаций и программ, направленных на разрешение противоречий изучаемого процесса.

Таким образом, существуют противоречия, определяющие направление нашего исследования:

- между возрастающей в современном мире ценностью театрального искусства как эффективного фактора решения проблем культурного, духовного, эстетического развития общества и уровнем эстетической культуры актеров, не соответствующим возложенной на них миссии;

- между стоящей перед учреждением профессионального образования задачей повышения эффективности процесса эстетического воспитания

будущих актеров и недостаточной разработанностью педагогических условий решения этой задачи.

На основании данных противоречий сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование эстетической культуры у будущих актеров в учреждениях среднего профессионального образования?

Актуальность, недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы определили выбор темы исследования: «Формирование эстетической культуры у будущих актеров в учреяздениях среднего профессионального образования».

Цель исследования - выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование эстетической культуры у будущих актеров в учреждениях среднего профессионального образования.

Объект исследования - процесс профессиональной подготовки будущих актеров в учреждениях среднего профессионального образования.

Предмет исследования - педагогические условия формирования эстетической культуры у будущих актеров в процессе их профессиональной подготовки в учреждениях среднего профессионального образования.

Гипотеза исследования. Формирование эстетической культуры у будущих актеров в учреждениях среднего профессионального образования будет эффективным, если:

- раскрыты сущность, содержание, структура эстетической культуры будущего актера;

- разработаны критерии, показатели, охарактеризованы уровни сформированности эстетической культуры будущего актера;

- на основе изучения традиций профессиональной подготовки будущих актеров выявлены и реализованы педагогические условия:

• разработка и внедрение модели исследуемого процесса, содержание компонентов которой разработано на основе положений культурологического, личностно-ориентированного и деятельностного подходов;

• актуализация эстетического аспекта дисциплин профессионального блока («Мастерство актера», «Сценическая речь» и др.) на основе взаимодействия и сотворчества преподавателей и студентов;

• организация диагностики сформированности эстетической культуры будущих актеров.

В соответствии с целью, предметом и выдвинутой гипотезой были сформулированы задачи исследования:

1. На основе междисциплинарного анализа философской, культурологической, социологической, психолого-педагогической литературы раскрыть сущность, содержание и структуру эстетической культуры будущего актера.

2. Разработать критерии, показатели, охарактеризовать уровни сформированности эстетической культуры будущих актеров.

3. Изучить сложившиеся традиции формирования эстетической культуры у будущих актеров в процессе становления и развития театрального образования.

4. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия формирования эстетической культуры у будущих актеров в учреждениях среднего профессионального образования.

5. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования эстетической культуры у будущих актеров в учреждениях среднего профессионального образования.

Методологическую основу исследования составили:

- философские идеи культурологического подхода, представленные в трудах отечественных (М.М. Бахтин, H.A. Бердяев, Н.О. Лосский,

Э.В. Ильенков, А.Ф. Лосев, М.С. Каган и др.) и зарубежных (В. Франкл, Э. Фромм, Ю.М. Шор и др.) ученых;

- теории деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, Н.А. Бернштейн, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Г.П. Щедровицкий и др.);

- идеи А. Арто, Р. Барта, П. Брука, А.Л. Гройсмана, Вс. Мейерхольда, И.И. Силантьева, М.А. Чехова, Г.Г. Шпет; К. Johnstone, V. Spolin, R. Vlcek и др.), обосновывающие философский смысл искусства театра.

Теоретическую основу исследования составили:

- исследования в области актерского мастерства и его формирования у будущих актеров (М.Б. Фишман-Борисов, Е.Н. Мадонова и др.);

- исследования в области психологии актерского творчества (Б.Г. Ананьев, Г. Вильсон, Л.С. Выготский. В.И. Кочнев, Б.Ф. Ломов, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и др.);

- труды, в которых раскрываются сущность и содержание художественно-творческих способностей (А.А. Мелик-Пашаев), актерских способностей (Н.В. Рождественская), особенности мотивационно-потребностной сферы личности студента-актера (А.Ф. Росляков);

- основы театральной педагогики (Л.А. Волков, Е.Р. Ганелин, Б.В. Зон, А.С. Кузин, Л.Ф. Макаров, К.А. Полянский, Л.В. Цуккасова и др.);

- положения психологии творчества (Д.Б. Богоявленская, В.Г. Зазыкин, Я.А. Пономарев, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов и др.) и психологии искусства (Е.Я. Басин, Л.С. Выготский, Г.Л. Ержемский, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов, С.М. Эйзенштейн и др.);

- исследования в области театральной педагогики (Е.Б. Вахтангов, Ю.А. Завадский, В.Э. Мейерхольд, В.И. Немирович-Данченко, К.С. Станиславский, А.Я. Таиров, М.С. Щепкин, А.Д. Попов, Б.Е. Захава, М.А. Захаров и др.);

- труды, посвященные проблемам формирования актерского мастерства (C.B. Гиппиус, И.М. Смоктуновский, M.JI. Соснова, A.B. Толшин, М.Б. Фишман-Борисов и др.).

Методы исследования. В процессе решения проблемы формирования у будущих актеров эстетической культуры применялись такие методы, как анализ трудов в области театральной и общей педагогики, психологии искусства и творчества, эстетики и эстетического воспитания, синтез полученной информации и ее систематизация, моделирование процесса формирования эстетической культуры у будущих актеров в учреждениях среднего профессионального образования, классификация полученных экспериментальных данных, их сравнение и обобщение; анализ практики подготовки актеров, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий), прямое, косвенное и включённое наблюдение, опрос, тестирование, изучение продуктов творческой деятельности обучающихся, самооценка и оценка экспертов, метод обобщения независимых характеристик; индивидуальные и групповые беседы. Кроме того, мы использовали такие специфические, необходимые в исследовании, проводимом на стыке педагогики и искусства, методы, как метод исторических параллелей, метод монографического исследования творческого пути отдельных педагогов.

При обработке материалов экспериментальной работы использованы методы математической обработки данных.

Экспериментальной базой для проведения экспериментальной работы стало Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Марий Эл «Марийский республиканский колледж культуры и искусств имени И.С. Палантая». На констатирующем этапе экспериментальной работы приняли участие 53 студента выпускных курсов, 12 преподавателей колледжа, в формирующем эксперименте участвовали 32 студента, обучающихся по направлению «актер

драматического театра и кино» (специальность 070301 - актерское искусство).

Этапы исследования.

I этап (2008 - 2009 гг.) - теоретико-аналитический', изучение степени теоретической и практической разработанности проблемы формирования эстетической культуры у будущих актеров путем изучения научной литературы; анализ опыта профессиональной подготовки и профессионального воспитания будущих актеров театра и кино; обоснование целей, задач и гипотезы исследования.

II этап (2010 - 2013 гг.) - экспериментальный: выявление, разработка диагностического и инструментально-преобразующего аппарата экспериментальной работы; проведение констатирующего эксперимента и обработка его результатов; апробация педагогических условий формирования эстетической культуры у будущих актеров в образовательном процессе колледжа культуры и искусств.

III этап (2014 гг.) - заключительно-обобщающий: анализ, оценка и подведение итогов экспериментальной работы; обобщение и выводы исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- раскрыта сущность эстетической культуры будущего актера как интегративного личностного образования, проявляющегося в способности эмоционально воспринимать, осознавать и оценивать явления жизни и искусства, занимать активную позицию в отношении прекрасного и безобразного, транслировать эстетическую культуру через исполнительскую профессиональную деятельность;

- определено содержание эстетической культуры будущих актеров, в котором выделены эмоционально-ценностный, мотивационно-потребностный, когнитивный и деятельностный компоненты;

- разработаны критерии и показатели уровня сформированное™ эстетической культуры будущего актера: мотивационно-потребностиый (мотивация эстетического саморазвития, потребность в освоении эстетических идеалов и эстетических ценностей, потребность в восприятии и освоении прекрасного, мотивация ее эстетической позиции по отношению к ним); эмоционально-ценностный (наличие сформированных эстетических отношений, сформированного эстетического вкуса, интересов; ориентация личности в многообразной системе эстетических и художественных ценностей, наличие эстетического идеала); когнитивный (знания в области эстетики, истории мировой художественной культуры, знание и понимание сущности эстетического в искусстве и окружающей действительности и др.); деятелъностный (сформированные умения: переживать, анализировать и оценивать явления действительности и искусства с позиции гуманистического эстетического идеала, различать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное в природе, человеческих отношениях, всём разнообразии действительности и искусства, транслировать эстетическую культуру через исполнительскую профессиональную деятельность); с учетом данных критериев охарактеризованы уровни сформированности эстетической культуры (высокий, средний, низкий) у будущих актеров;

- выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование эстетической культуры у будущих актеров в учреждениях среднего профессионального образования: разработка и внедрение модели исследуемого процесса, содержание компонентов которой разработано на основе положений культурологического, личностно-ориентированного и деятельностного подходов; актуализация эстетического аспекта дисциплин профессионального блока («Мастерство актера», «Сценическая речь» и др.) на основе взаимодействия и сотворчества преподавателей и студентов; организация диагностики сформированности эстетической культуры у будущих актеров.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что оно вносит определенный вклад в теорию и методику профессионального образования, дополняя ее представлениями о сущности и содержании эстетической культуры будущего актера, о критериях и показателях ее сформированности, о педагогических условиях, обеспечивающих эффективное формирование эстетической культуры у будущих актеров в процессе профессиональной подготовки в учреждениях среднего профессионального образования.

Результаты исследования могут служить теоретической основой для дальнейшей разработки данной проблемы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что применение в образовательном процессе учреждения профессионального образования содержащихся в диссертационном исследовании теоретических положений и выводов, а также программы спецкурса «Эстетика театральной деятельности» позволяют совершенствовать процесс формирования эстетической культуры у будущих актеров в учреждениях среднего профессионального образования; могут быть использованы в системе театрального образования, в учреждениях культуры и дополнительного образования, в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Личный вклад соискателя состоит во включенном участии на всех этапах исследования: в получении исходных теоретических и экспериментальных данных; организации и проведении экспериментальной работы, анализе и обобщении ее результатов; оформлении текста диссертационного исследования, автореферата и публикаций, 3 из которых - в научных изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.

Обоснованность и достоверность исследования обеспечены четкостью исходных методологических позиций, включающих комплекс подходов: системного - к изучению процесса формирования эстетической

культуры у будущих актеров в контексте их профессиональной подготовки; культурологического - к исследованию эстетической культуры, её сущности, структуры и функций; личностно-ориентированного - к изучению и выбору технологии её формирования в образовательной практике учреждений театрального образования и др.; репрезентативностью выборки, необходимой для получения объективных и адекватных данных, подтверждающих теоретические положения диссертации в экспериментальной работе; многолетним педагогическим опытом работы исследователя в качестве преподавателя колледжа культуры и искусств; использованием комплекса взаимосвязанных количественных и качественных методов обработки полученных результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы в Марийском республиканском колледже культуры и искусств имени И.С. Палантая.

Основные положения исследования докладывались на заседаниях научных сессий аспирантов и соискателей ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», научно-практических конференциях разного уровня: международных «Новые педагогические технологии в художественном образовании» (Москва-Чебоксары, 2010), «Современное художественное образование: традиции и перспективы» (Москва-Чебоксары, 2012), всероссийской «Общество, культура, личность: актуальные вопросы художественного образования» (Чебоксары, 2011), региональных «Современные тенденции профессионально - педагогического образования» (Йошкар-Ола, 2012) и «Педагогическое образование и профессиональное обучение: опыт, проблемы и перспективы» (Йошкар-Ола, 2014).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Эстетическая культура будущего актера представляет собой интегративное личностное образование, проявляющееся в способности эмоционально воспринимать, осознавать и оценивать явления жизни и

искусства, занимать активную позицию в отношении прекрасного и безобразного, транслировать эстетическую культуру через исполнительскую профессиональную деятельность.

Содержание эстетической культуры будущего актера включает эмоционально-ценностный, мотивационно-потребностный, когнитивный и деятельностный компоненты.

2. Уровень сформированности эстетической культуры у будущего актера (высокий, средний, низкий) позволяют определить критерии, соответствующие компонентам ее структуры: мотивационно-потребностный (мотивация эстетического саморазвития, потребность в освоении эстетических идеалов и эстетических ценностей, потребность в восприятии и освоении прекрасного, мотивация ее эстетической позиции по отношению к ним); эмоционально-ценностный (наличие сформированных эстетических отношений, сформированного эстетического вкуса, интересов; ориентация личности в многообразной системе эстетических и художественных ценностей, наличие эстетического идеала); когнитивный (знания в области эстетики, истории мировой художественной культуры, знание и понимание сущности эстетического в искусстве и окружающей действительности и др.); деятельностный (сформированные умения: переживать, анализировать и оценивать явления действительности и искусства с позиции гуманистического эстетического идеала, различать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное в природе, человеческих отношениях, всём разнообразии действительности и искусства, транслировать эстетическую культуру через исполнительскую профессиональную деятельность).

3. Эффективное формирование эстетической культуры у будущих актеров обеспечивает реализация совокупности следующих педагогических условий:

• разработка и внедрение модели исследуемого процесса, содержание компонентов которой разработано на основе положений культурологического, личностно-ориентированного и деятельностного подходов;

• актуализация эстетического аспекта дисциплин профессионального блока («Мастерство актера», «Сценическая речь» и др.) на основе взаимодействия и сотворчества преподавателей и студентов;

• организация диагностики сформированности эстетической культуры у будущих актеров.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (190 источников, 10 - на иностранном языке), 8 приложений; содержит 14 таблиц, 9 рисунков. Объем основного текста - 127 стр.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ АКТЕРОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Сущностно-содержательные характеристики эстетической

культуры будущего актера

Проблема формирования эстетической культуры человека достаточно широка и многогранна. Данная проблема была рассмотрена значительным числом ученых, в разное время изучавших и исследовавших ее применительно к различным областям эстетической деятельности и её субъектам. В истории становления и развития проблемы формирования эстетической культуры личности можно выделить несколько этапов.

1 этап. Исследование проблем эстетического воспитания и формирования эстетической культуры личности началось в середине XX века. В этот период философами, культурологами, психологами, педагогами, искусствоведами были разработаны теоретические основы формирования эстетической культуры личности. Интерес к данной проблеме в СССР был связан созданием государственной системы эстетического воспитания: детский сад - школа - внешкольные учреждения - вуз - предприятие.

2 этап. В 80-е гг. XX века проблема формирования эстетической культуры личности рассматривалась не как самостоятельная, а в контексте проблем духовно-нравственного и эстетического воспитания личности, развития творческих способностей у детей. Учеными и педагогами-практиками были исследованы воспитательные возможности различных видов искусства, разработаны критерии эстетической воспитанности личности школьника, формы и методы активизации эстетической деятельности личности. Была обоснована теория и практика нравственного и эстетического воспитания, сформулированы методические рекомендации по эстетическому воспитанию школьников с учётом конкретного возраста.

3 этап. Начиная с 90-х гг. XX в. в России проблема воспитания уходит на второй план, уступая место проблемам модернизации национальных образовательных систем, созданию нового содержания школьного образования, апробации инновационных технологий обучения, внедрения новой формы оценивания учебных достижений учащихся, ставших приоритетными. Эти изменения коснулись и проблемы эстетического воспитания и формирования эстетической культуры учащейся молодежи.

4 этап. Современное состояние проблемы формирования эстетической культуры личности характеризуется многообразием подходов как к рассмотрению сущности самого феномена «эстетическая культура», так и к определению содержания и технологий ее формирования. Она входит в поле исследования различных наук.

В рамках психологии были обоснованы особенности эстетического сознания личности, выявлены механизмы формирования эстетических ценностей и эстетических идеалов (А. А. Бодалев [22], JI. С. Выготский [35], А.Г. Ковалёв [71], Б.Д. Парыгин [104] и др.), что послужило основанием для учета особенностей формирования структурных образований личности, условий и мотивов поведения в процессе эстетического воспитания.

Ученые-педагоги (Ш.А. Амонашвили [5], A.A. Мелик - Пашаев [97], Л.Ю. Сироткин [131]) разработали логику воспитательного процесса, уточнили сущность и значение отдельных педагогических явлений, обосновали закономерности и противоречия, возникающие в процессе эстетического воспитания и развития личности.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Московцев, Сергей Гаврилович, 2014 год

Литература

1. Абдуллин, Э. Б. Методология педагогики музыкального образования : учебник для студ. вузов / Э. Б. Абдуллин. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : ГНОМ, 2010.-416 с.

2. Адорно, Т. Эстетическая теория / Теодор В. Адорно. - М. : Республика, 2001.-527 с.

3. Айбазова, М. Ю. Проблема эстетического воспитания в народной педагогике Карачая : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. Ю. Айбазова. - Майкоп, 1997.-21 с.

4. Актерский тренинг : Мастерство актера в терминах Станиславского. -Москва : ACT, 2010. - 512 с.

5. Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогии процесса / Ш. А. Амонашвили. - Минск : БГУ, 1990. - 560 с.

6. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — СПб. : Питер, 2010.-288 с.

7. Андреев, В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс : учеб. пособие для вузов / В. И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2008. - 499 с.

8. Арто, А. Театр и его двойник: Манифесты. Драматургия. Лекции. Философия театра / А. Арто. - СПб.; М.: Симпозиум, 2000. - 443 с.

9. Архангельский, С. И. Вопросы измерения, анализа и оценки результатов в практике педагогических исследований / С. И. Архангельский и др. -М.: Знание, 1975.-43 с.

Ю.Асенин, С. В. Познавательная и воспитательная роль искусства / С. В. Асенин, И. Б. Немцов. -М. : Высш. школа, 1967. - 144 с.

11.Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. - М. : Просвещение, 1982. - 192 с.

12.Бажанова, Р. К. Феномен артистизма и его театральные разновидности / Р. К. Бажанова // Обсерватория культуры. - 2010. - № 4. - С. 42-49.

13.Барбой, Ю. М. К теории театра / Ю. М. Барбой. - Санкт-Петербург : Изд-во СПбГАТИ, 2009. - 240 с.

И.Барт, Р. Бальзаковский текст: опыт прочтения / Р. Барт ; пер. Г. К. Ко-сикова, В. П. Мурат ; общ. ред., вступит, ст. Г. К. Косикова. - 3-е изд. - М. : Акад. проект, 2009. - 232 с.

15.Басин, Е. Я. Искусство и коммуникация (очерки из истории философ-ско-эстетической мысли) / Е. Я. Басин. - М. : Моск. обществ, науч. фонд : Изд. центр науч. и учеб. программ, 1999. - 240 с.

16.Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. / Сост. С.Г. Бочаров. - М.: Искусство, 1979. - 423 с.

17.Белинская, Е. П. Социальная психология личности : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Е. П. Белинская, О. А. Ти-хомандрицкая. - М. : Академия, 2009. - 475 с.

18.Бердяев, Н. А. Самопознание (опыт философской автобиографии) / Н. А. Бердяев. - М.: Книга, 1991. - 446 с.

19.Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспал ько. - М. : Педагогика, 1989. - 192 с.

20.Библер, В. С. Школа диалога культур / В. С. Библер. - М. : Терра, 2000. - 625 с.

21 .Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. - Самара : Изд. дом «Федосов», 2009. - 416 с.

22.Бодалев, А. А. Акмеология. Настоящий человек. Каков он и как им становятся? / А. А. Бодалев, Н. В. Васина. - СПб. : Речь, 2010. - 224 с.

23.Божович, Л. И. Проблемы формирования личности : избр. психол. труды / Л. И. Божович. - М.: Воронеж, 1995. - 382 с.

24.Бондаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 1997. -№ 4. - С. 11-17.

25.Борев, Ю. Б. Эстетика : учеб. для вузов / Ю. Б. Борев. - М. : Высшая

школа, 2002.-511 с.

26.Бочкарева, Н. В. От упражнения - к спектаклю : учеб. пособие / Н. В. Бочкарева, Е. Р. Генелин. - Санкт-Петербург : Изд-во СПбГАТИ, 2007. - 85 с.

27.Брук, П. Блуждающая точка. Статьи. Выступления. Интервью / пер. с англ. М.Ф. Стронина. - М. : Малый драматический театр : Артист. Режиссер. Театр, 1996.-270 с.

28.Васильченко, О. А. Формирование эстетического вкуса подростков в процессе школьной музыкально-хоровой деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. А. Васильченко. - Ташкент, 1991. - 17 с.

29.Вахтангов, Е. Б. Записки, письма, статьи / Е. Б. Вахтангов. — М., 1939.-405 с.

30.Введение в культурологию : учеб. пособие для вузов / Е. В. Попов. -М.: Владос, 1996. - 336 с.

31.Верб, М. А. Эстетическое воспитание старшеклассников: метод, пособие / М. А. Верб - Л. : ЛГПИ, 1970. - 152 с.

32.Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / A.A. Вербицкий. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.

33.Вильсон, Г. Психология артистической деятельности: Таланты и поклонники / Г. Вильсон. - М. : Когито-Центр, 2001. - 384 с.

34.Волович, Л. А. Система эстетического воспитания подрастающего поколения / Л. А. Волович. - Казань : Изд-во Казан, ун-та, 1976. - 223 с.

35.Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - М: Педагогика, 1997. - 342 с.

36.Выжлецов, В. Г. Ценностные основы формирования личности в современной системе образования / Г. П. Выжлецов // Инновационное образование и экономика : науч.-практ. журн. ОмЭИ / гл. ред. А. И. Барановский. -Омск : Изд-во Омского эконом, ин-та, 2008. - С. 26-33.

37.Ганелин, Е. Р. Проблемы современной театральной педагогики и любительский театр : автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - Санкт-Петербург, 2000. - 22 с.

38. Гессен, С. И. Педагогические сочинения / С. И. Гессен. - Саранск, 2001.-566 с.

39.Гиппиус, С. В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств / С. В. Гиппиус. - Москва : ACT, 2010. - 384 с.

40.Гительман, Л. И. Зарубежное актерское искусство XIX века. Франция, Англия, Италия, США : хрестоматия / Л. И. Гительман. - Санкт-Петербург : СПб ГУЭФ и др., 2002. - 408 с.

41.Говорун, Д. И. Творческое воображение и эстетические чувства / Д. И. Говорун. - Киев : Вища школа, 1990. - 141 с.

42.Григорьян, Б. Т. Буржуазная философская антропология XX века / Б. Т. Григорьян. - Москва : Наука, 1986. - 296 с.

43.Гройсман, А. Л. Гештальт-коррекция психологических проблем в личностном и профессиональном развитии актера / А. Л. Гройсман, М. Л. Евсеева // Прикладная психология и психоанализ. - 2000. - № 3. - С. 45-51.

44.Гуревич, П. С. Эстетика : учеб. для студентов высш. заведений / П. С. Гуревич. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 303 с.

45.Давыдова, Г. Е. Музыкально-эстетический кругозор будущего драматического актера (вопросы терминологии) / Г. Е. Давыдова // Вестник ТвГУ. -2011.-Вып. 1.-С. 113-119.

46.Ержемский, Г. Л. Психология дирижирования / Г. Л. Ержемский. - М. : Музыка, 1998.-80 с.

47.Ефремов, О. Н. Настоящий строитель театра / Л. Богова. - М. : Зебра Е, 2011. -480 с.

48.Журавлёв, В. В. Мир художественной культуры / В. В. Журавлев. -М.: Мысль, 1987.-237 с.

49.Завадский, Ю. А. Об искусстве театра / Ю. А. Завадский ; предисл. П.

A. Маркова. - М. : ВТО, 1965. - 347 с.

50.3агвязинский, В. И. Методология и методика педагогического исследования / В. И. Загвязинский. - М. : Педагогика, 1982. - 160 с.

51.3агузов, Н. И. Подготовка и защита диссертации по педагогике / Н.И. Загузов. - М.: Издательский дом Ореол-Лайн, 1998. - 192 с.

52. Зазыкин, В. Г. Акмеология : учеб. пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. -СПб. : Питер, 2003. - 256 с.

53.3ахава, Б. Е. Мастерство актера и режиссера : учеб. пособие / Б. Е. За-хава. - 5-е изд. - Москва : РАТИ-ГИТИС, 2008. - 432 с.

54.Захаров, М. А. Суперпрофессия / М. А. Захаров. - М. : Вагриус, 2000. -284 с.

55.Зверева, Н. А. Создание актерского образа: словарь театральных терминов / Н. А. Зверева, Д. Г. Ливнев. — Москва : РАТИ - ГИТИС, 2008. — 105 с.

56.3еленов, Л. А. Философия культуры / Л. А. Зеленов. - Нижний Новгород : Изд-во ВГАВТ, 2012. - 482 с.

57.3инченко, В. П. Человек развивающийся : очерки рос. психологии /

B.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов. - М.: Тривола, 1994. - 304 с.

58.Зон, Б. В. Воспитание актера/ Зон Б. В. // Искусство и жизнь. 1940. -№ 3. - С. 11-17.

59.Иллюстрированная история мирового театра / под ред. Джона Рассела Брауна. - Москва : ЗАО "БММ", 2003. - 592 с.

60.Ильенков, Э. В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. -М., Политиздат; 1992.-464 с.

61.Италия, США : хрестоматия / Л. И. Гительман. - Санкт-Петербург : СПб ГУЭФ и др., 2002. - 408 с.

62. Каган, М. С. К вопросу о понимании культуры / М. С. Каган // Философские науки. - 1985. -№ 5. - С. 78-91.

63.Каган, М. С. Системный подход и гуманитарное знание : избр. статьи / М. С. Каган. - Л.: Лениздат, 1991. - 384 с.

64.Каган, М. С. Эстетика как философская наука : университетский курс лекций / М. С. Каган. - СПб. : Петрополис, 1997. - 542 с.

65.Кан-Калик, В. А. Грамматика общения / В. А. Кан-Калик. - М. : Рос-педагентство, 1995. - 108 с.

66.Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. Карелин. - М. : Эксмо, 2007. - 416 с.

67.Киященко, Н. И. От опыта к эстетической культуре / Н. И. Киященко // Эстетическая культура. - М. : Искусство, 1996. - 164 с.

68.Киященко, Н. И. Эстетический вкус / Н. И. Киященко, И. Я. Лейзеров // Эстетическое сознание и процесс его формирования. - М. : Искусство, 1981.- 123 с.

69.Кнебель, М. О. Слово в творчестве актера / М. О. Кнебель. - Москва : РАТИ-ГИТИС, 2009. - 160 с.

70.Книга по эстетике для музыкантов / И.А. Константинов. - М.: Музыка, 1983.-272 с.

71.Ковалев, А. Г. Личность воспитывает себя / А. Г. Ковалёв. - М. : Политиздат, 1983. - 256 с.

72.Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М. : Академия, 2003. - 175 с.

73.Колесникова, И. А. Основы андрагогики / И. А. Колесникова. -Москва : Academia, 2007. - 187 с.

74.Комарова, А. И. Эстетическая культура личности / А. И. Комарова. -Киев : Вища школа, 1988. - 152 с.

75.Краевский, В. В. Общие основы педагогики / В. В. Краевский. - М. : Академия, 2003. - 256 с.

76.Кратинова, В. А. Формирование нравственно-эстетического идеала у подростков средствами искусства : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. А.

Кратинова. - М., 1988. - 17 с.

77.Кривцун, О. А. Эстетика : учебник / ред. совет: В. И. Бахмин и др. : О. А. Кривцун. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 430 с.

78.Крылова, Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова // Новые ценности образования. - М.: Народное образование, 2000. - Вып. 10. - 272 с.

79.Крылова, Н. Б. Формирование эстетической культуры личности: Школа, трудовой коллектив, вуз / Н. Б. Крылова, Л. П. Печко. - М. : Знание, 1986.-64 с.

80. Кузин, А. С. Социально-профессиональное становление актера в театральном вузе : дис. ... канд. пед. наук / А. С. Кузин. — Ярославль, 2002. -218 с.

81.Кукушин, В. С. Теория и методика обучения : учеб. пособие для вузов / В. С. Кукушин. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 474 с.

82.Кэррол, И. Психология эмоций / И. Кэррол. - СПб. : Питер, 2000. -464 с.

83.Ладыгина, А. Б. Искусство в системе духовных ценностей общества / А. Б. Ладыгина, В. В. Гринин. - М. : Знание, 1986. - 64 с.

84.Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М. : Политиздат, 1975. - 302 с.

85.Лихачёв, Б. Т. Педагогика : учеб. пособие / Б. Т. Лихачев. - М. : Юрайт-М, 2001.-607 с.

86. Лихачёв, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б. Т. Лихачев. - М. : Просвещение, 1985. - 176 с.

87. Лобанов, А. М. Документы. Статьи. Воспоминания / А. М. Лобанов ; сост. Г. Г. Зорина. - М. : Искусство, 1980. — 407 с.

88. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. - М. : Наука, 1999. - 350 с.

89. Лосев, А. Ф. История эстетических категорий / А. Ф. Лосев, В. П. Шестаков. - М. : Искусство, 1965. - 374 с.

90. Лосский, Н. О. Ценность и Бытие / Н. О. Лосский - М. : ACT, 2000. -864 с.

91. Лотман, Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. - СПб., 1998. - 290 с.

92. Любимцев, П. Е. Очерки по истории чтецкого искусства. - М. : Арсис-Дизайн, 2008.-132 с.

93.Мадонова, Е. Н. Социально-психологические особенности театральных конфликтов и их профилактика : дис. ... канд. психол. наук / Е. Н. Мадо-нова.-М., 2008.-172 с.

94.Максимов, В. Г. Технология формирования профессионально-творческой направленности личности учителя / В. Г. Максимов. - Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ин-т, 1996.-288 с.

95.Матонис, В. П. Музыкально-эстетическое воспитание личности / В. П. Матонис. - Л. : Музыка, 1988. - 88 с.

96.Мейерхольд, В. Э. Наследие. Т. 2 / В. Э. Мейерхольд. — М. : Новое изд-во, 2006. - 666 с.

97.Мелик-Пашаев, А. А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников / А. А. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии. - 1989. - № 1. - С. 4 - 8.

98.Мустафина, Г. А. Эстетическое воспитание младших школьников средствами домашней предметно-пространственной среды : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г. А. Мустафина. - Казань, 2001. - 28 с.

99.Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. - М. : МПСИ : МОДЭК, 2011. - 400 с.

100. Найн, А. Я. Педагогические инновации и научный эксперимент : Педагог, эксперимент как метод науч. познания / А. Я. Найн // Педагогика. -1996.-№5.-С. 10-15.

101. Немирович-Данченко, В. И. Рождение театра / В. И. Немирович-Данченко. - Москва : ACT и др., 2009. - 672 с. - (Актерская книга).

102. Омельченко, Е. Л. Молодёжные культуры и субкультуры / Е. Л.

Омельченко. - М.: Ин-т социологии РАН, 2000. - 264 с.

103. Павлова, И. Ю. Формирование музыкально-эстетической культуры студентов педвуза на основе использования национального фольклора : авто-реф. дис.... канд. пед . наук / И. Ю. Павлова. - Казань, 2001. - 26 с.

104. Парыгин, Б. Д. Социальная психология / Б. Д. Парыгин. - СПб. : СПбШУП, 2005.-616 с.

105. Педагогика профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев и др. ; под ред. В. А. Сла-стенина. - М. : Академия, 2004. - 368 с.

106. Петрова, Г. А. Вопросы эстетической педагогики будущего учителя / Г. А. Петрова. - Казань : Изд-во Казанск. ун-та, 1976. - 200 с.

107. Петрова, Т. В. Основы художественно-эстетического воспитания / Т. В. Петрова. - Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ун-т, 2008. - 60 с.

108. Печко, JI. П. Эстетическая культура и воспитание человека / JI. П. Печко.-М.:ИЦЭВ РАО, 1991 - 175 с.

109. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс : учеб. для студентов педвузов : в 2 кн. / И. П. Подласый. - М. : ВЛАДОС, 2000. -432 с.

110. Полищук, В. Актерский тренинг. Книга актерского мастерства. Всеволод Мейерхольд / В. Полищук. - Москва : ACT, 2010. - 224 с.

111. Полянский, К. А. Личностно ориентированная профессиональная подготовка преподавателя актерского мастерства : автореф. дис. ... канд. пед. наук / К. А. Полянский. - М., 2008. - 24 с.

112. Пономарев, Я. А. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Я. А. Пономарев и др. - М. : Наука, 1990.

113. Попов, А. Д. Воспоминания и размышления о театре / А. Д. Попов. — М.:ВТО, 1979.-519 с.

114. Поселягина, Л. В. Педагогические факторы и критерии развития эстетической культуры студентов филологических факультетов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. В. Поселягина. - Казань, 2002. - 20 с.

115. Посталюк, Н. Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект / Н. Ю. Посталюк. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1989. - 205 с.

116. Раппопорт, С. X. От художника к зрителю: как построено и как функционирует произведение искусства / Раппопорт С. X. - М.: Советский художник, 1978. - 240 с.

117. Реморенко, И. М. Формирование ценности эстетического отношения школьников в открытом образовательном пространстве : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. М. Реморенко. - Красноярск, 2001. - 22 с.

118. Рождественская, Н. В. «Быть или казаться»: Истоки современного театра и психотехника актера. - СПб. : Изд-во СПб ГАТИ, 2009. - 96 с.

119. Рождественская, Н. В., Креативность: Пути развития и тренинги / Н. В. Рождественская, А. В. Толшин. - М. : Речь, 2006. — 320 с.

120. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. - М. : Прогресс : Универс, 1994. - 480 с.

121. Росляков, А. Ф. Типы мотивационных профилей и тактика профессионального воспитания актеров / А.Ф. Росляков. - М.: ГИТИС, 1991. - 260 с.

122. Рубинштейн, С. JI. Основы общей психологии. - СПб. : Питер, 1999. —720 с.

123. Румянцева, Н. Н. Формирование эстетической культуры учащихся педагогических училищ во внеучебной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. Н. Румянцева. - Казань, 1994. - 16 с.

124. Русский театр. 1824-1941. Иллюстрированная хроника российской театральной жизни. - Москва : Интеррос, 2006. - 472 с.

125. Русская театральная школа. - Москва : ПанЪинтер, 2004. - 544 с.

126. Савостьянов, А. И. Общая и театральная психология / А. И. Савостьянов. — СПб. : КАРО, 2007. - 256 с.

127. Самохвалова, В. И. Эстетическая культура как комплексный феномен утверждения и реализации человека в мире / В. И. Самохвалова // Эстетическая культура. -М. : РАН : Ин-т философии, 1996. - 201 с.

128. Сафронов, Б. В. Эстетическое сознание и духовный мир личности / Б. В. Сафронов. - М.: Знание, 1984. - 96 с.

129. Семенов, И. Н. Проектно-исследовательский подход в рефлексивной психологии инновационного образования / И. Н. Семенов и др.; под ред. И. Н. Семенова, Т. Г. Болдиной. - М. : Аналитика Родис. 2011. - 401 с.

130. Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. - М. : Логос, 1999. - 272 с.

131. Сироткин, Л. Ю. Школьник, его развитие и воспитание : учеб. пособие / Л. Ю. Сироткин. - Самара, 1991. - 243 с.

132. Силантьева, И. И. Актер и его Alter Ego / И. И. Силантьева, Ю. Г. Клименко. - М. : Грааль, 2005. - 564 с.

133. Симонов, П. В. Темперамент. Характер. Личность / П. В. Симонов, П. М. Ершов. - М. : Наука, 1984. - 125 с.

134. Симонов, Е. Воспитание театром / Е. Симонов // Первые уроки театра. Мочалов Ю. - М. : Просвещение, 1986. - 208 с.

135. Смелкова, Е. В. Развитие творческих способностей студентов на основе взаимосвязи физического и эстетического воспитания : автореф. дис. ... канд. пед . наук / Е. В. Смелкова. - Казань, 2002. - 23 с.

136. Смелянский, А. М. Уходящая натура. Голос из нулевых. —М. : ACT, 2013. —750 с.

137. Смоктуновский, И. М. Быть! / И. Смоктуновский. - М. : Алгоритм, 1998. —336 с.

138. Сокольников, Ю. П. Системный подход к воспитанию школьников / Ю. П. Сокольников. - М.: Педагогика, 1990. - 90 с.

139. Соснова, М. Л. Искусство актера : учеб. пособие для вузов / М. Л. Соснова. - М. : Акад. проект : Трикста, 2007. - 432 с.

140. Станиславский, К. С. Моя жизнь в искусстве / К. С. Станиславский. - М.: Искусство, 1962. - 575 с.

141. Станиславский, К. С. Актерский тренинг. Работа актера над ролыо / К. С. Станиславский. - Москва : ACT, 2009. - 480 с.

142. Станиславский, К. С. Актерский тренинг. Работа актера над собой в творческом процессе переживания: Дневник ученика / К. С. Станиславский. -Москва : ACT, 2009. - 478 с.

143. Станиславский, К. С. Актерский тренинг. Учебник актерского мастерства / К. С. Станиславский. - Москва : ACT, 2009. - 448 с.

144. Степанов, С. Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций / С. Ю. Степанов. — М. : Наука, 2000. — 174 с.

145. Суна, У. Ф. Уровень эстетической культуры студентов и некоторые вопросы ее повышения / У. Ф. Суна // Эстетическое воспитание студентов : сб. трудов ученых соц. стран. - М. : Высшая школа, 1980. - 248 с.

146. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения : в 3 т. Т. 1 / В. А. Сухомлинский. - М. : Педагогика, 1979. - 560 с.

147. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения : в 3 т. Т. 2 / В. А. Сухомлинский. - М. : Педагогика, 1980. - 384 с.

148. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения : в 3 т. Т. 3 / В. А. Сухомлинский. - М. : Педагогика, 1981. - 640с.

149. Сысоева, JI. С. Эстетическая деятельность и эстетическое воспитание / JI. С. Сысоева. - Томск : Изд-во Томск, ун-та, 1989. - 226 с.

150. Табаков, О. П. Студийность / О. П. Табаков. - М., 1982.

151. Творческое наследие В. Э. Мейерхольда / ред.-сост. JT. Д. Вендров-ская, А. В. Февральский. - М., 1978.

152. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей. Т. 1 / Б. М. Теплов.-М., 1985.

153. Товстоногов, Г. А. Зеркало сцены : в 2 т. /Г. А. Товстоногов ; сост. Ю. С. Рыбаков. — Л.: Искусство, 1980. - 311 с.

154. Толшин, А. В. Импровизация в процессе воспитания актера : авто-реф. дис.... канд. искусствоведения. - СПб, 2001. - 23 с.

155. Топорков, В. О. Импровизация в творчестве актёра / В. О. Топорков // Театр. — 1964. — № 7. - С. 24 - 29.

156. Ушинский, К. Д. Эстетические чувства / К. Д. Ушинский // Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Т. 2. - М. : Дрофа, 2005. - С. 328-343.

157. Фишман-Борисов, М. Б. Становление Я-концепции в системе профессионального мастерства будущего актера : дис. . канд. психол. наук / М. Б. Фишман-Борисов. - М., 2005. - 217 с.

158. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М. : Прогресс, 1990.-С. 135.

159. Фромм, Э.Иметь или быть = То Have or to Be? / Э. Фромм ; перевод Э. М. Телятниковой. — М.: Аст : Астрель, 2010. — 320 с.

160. Хмельницкий, Ю. О. Из записок актера таировского театра / Ю. О. Хмельницкий. - Москва : ГИТИС, 2004. - 212 с.

161. Хрестоматия по истории зарубежного театра : учеб. пособие / под ред. JL И. Гительмана. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургская академия театрального искусства, 2005. - 640 с.

162. Хрестоматия по истории русского актерского искусства конца XVIII - первой половины XIX веков : учеб. пособие. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская академия театрального искусства, 2005. - 600 с.

163. Цукасова, JI. В. Театральная педагогика : принципы, заповеди, советы / Л. В. Цукасова, Л. А. Волков. - М. : ЛИБРОКОМ, 2009. - 192 с.

164. Чехов, М. А. О технике актера: антология / М. А. Чехов. - Москва : APT, 2008. - 496 с.

165. Чехов, М. А. Тайны актерского мастерства. Путь актера / М. А. Чехов. - Москва: ACT, 2009. - 560 с.

166. Широкоград, Т. В. 'формирование эстетической культуры старшеклассников в учебной деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. В. Широкоград. - Мурманск, 2007 - 189 с.

167. Шор, Ю. М. . Личность художника в контексте теории художественной культуры / Ю. М. Шор // Искусство в системе культуры: социологические аспекты. - Л. : ЛГИТМиК, 1981. - С. 20-26.

168. Шпет, Д. Г. Театр как искусство / Д. Г. Шпет // Психология социального бытия. - Москва ; Воронеж, 1996. - С. 413-438.

169. Шуберт А.П. Михаил Семенович Щепкин / А.П. Шуберт // Русская старина, 1988. - Т. 60. - № 11. - С. 435-444.

170. Щедровицкий, Г. П. Процессы и структуры в мышлении : курс лекций. - Г. П. Щедровицкий - М. : Путь, 2003. - 201 с.

171. Эйзенштейн, С. М. Психологические вопросы искусства / С. М. Эйзенштейн. - М. : Смысл, 2002. - 335 с.

172. Эстетика : учеб. пособие для вузов / под ред. А. А. Радугина. - М. : Центр, 2000. - 240 с.

173. Эстетическая культура / И. А. Коников. - М. : РАН, Ин-т философии, 1996.-201 с.

174. Эфрос, А. В. Репетиция любовь моя / А. В. Эфрос. - М.: Фонд «Рус. театр», Изд-во «Панас», 1993. - 267 с.

175. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. - Москва : Сентябрь, 2000. - 87 с.

176. Якобсон, П. М. Психология чувств и мотивации / П. М. Якобсон. -М.; Воронеж : Ин-т практ. психол. : МОДЭК, 1998. - 304 с.

177. Яковлев, Е. Г. Эстетика : учеб. пособие / Е. Г. Яковлев. - М. : Гар-дарики, 2002. - 464 с.

178. Яковлева, Н. М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности / Н. М. Яковлева. - Челябинск : ЧГПИ, 1991. - 140 с.

179. Якушева, С. Д. Формирование эстетической культуры студентов колледжа / С. Д. Якушева. - Оренбург : РИК ГОУ ОГУ, 2004. - 170с.

180. Яруллина, А. А. Подготовка к выбору художественных цеш во внеучебной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. А. Яруллина.

-Казань, 1994.-24 с.

181. Dewey, J. Art as Experience. N. Y., 1934.P.192.

182. EisnerA E. The Relationship of Theory and Practice in Art Educa-tionAAn Education, У 35, Nol,1982.

183. Johnstone, K. Acoustic and Auditory Phonetics / K. Johnstone. - 2nd edition. - Oxford: Blackwell, 2002.

184. Lalo, Ch. Nootions d' estetikus / Ch. Lalo. - Paris, 1925. - P. 83.

185. Madenfort, W. Aesthetic education //Art Education, vol. 25, No. 5, 1972. P. 13.

186. Munro Jh. Art Education Its Philosophy and Psychology-HX, 1956.P 36.

187. Robertson, S. Creative crafts in education. London: Rooutlede and Kegan limited, 1957.-280p.

188. Rogers, K. Freedom to learn for the 80's. - Columbus etc.: Ch. E. Merrill Publ. Company : A Bell & Howell Company, 1983.

189. Saurian, E. Les categories estetikues / E. Saurian. - Paris, 1960. - P. 3.

190. Stenberg, D. G. From Stanislavsky to Gorbachev / D. G. Stenberg. -New York., 1995.

Тест "Каков Ваш творческий потенциал"

Выберите один из предложенных вариантов ответов.

1. Считаете ли Вы, что окружающий Вас мир можно улучшить:

а) да;

б) нет, он и так достаточно хорош;

в) да, но только кое в чем.

2. Возможно ли Ваше личное участие в изменении окружающего мира:

а) да, в большинстве случаев;

б) нет;

в) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли Вы, что некоторые из Ваших идей внесли бы значительный вклад в ту сферу деятельности, в которой Вы заняты:

а) да;

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли Вы, что в будущем сможете занять положение, позволяющее что-то принципиально изменить:

а) да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

5. Когда Вы решаете предпринять то или иное действие, уверены ли Вы, что осуществите свое начинание:

а) да;

б) часто думаете, что не сумеете;

в) да, часто.

6. Испытываете ли Вы желание заняться делом, которого абсолютно не знаете:

а) да, неизвестное Вас привлекает;

б) неизвестное Вас не интересует;

в) все зависит от характера этого дела.

7. Если Вам приходится заниматься незнакомым делом, испытываете ли Вы желание добиться в нем совершенства:

а) да;

б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;

в) да, если только Вам это нравится.

8. Если дело, которого Вы не знаете, Вам нравится, хотите ли Вы знать о нем все:

а) да;

б) нет, Вы хотите научиться только самому основному;

в) нет, Вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

9. Когда Вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;

б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;

в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится, очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;

в) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы Вы легко ориентироваться на уже однажды пройденном маршруте:

а) да;

б) нет, боитесь сбиться с пути;

в) да, но только там, где местность Вам понравилась и запомнилась.

12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли Вы вспомнить все, что говорилось:

а) да, без труда;

б) всего вспомнить не можете;

в) запоминаете только то, что Вас интересует.

13. Когда Вы слышите слово на незнакомом Вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не догадываясь о его значении:

а) да, без затруднений;

б) да, если это слово легко запомнить;

в) повторите, но не совсем правильно.

14. В свободное время Вы предпочитаете:

а) оставаться наедине с самим собой, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) Вам безразлично, будете Вы один или в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:

а) дело закончено и кажется Вам отлично выполненным;

б) Вы более-менее довольны;

в) Вам еще не все удалось сделать.

16. Когда Вы один:

а) любите мечтать о каких-то, даже, может быть, абстрактных вещах;

б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с Вашей работой.

17. Когда какая-то идея захватывает Вас, Вы станете думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем Вы находитесь;

б) только наедине с самим собой;

в) только там, где не будет слишком шумно.

18. Когда Вы отстаиваете какую-то идею:

а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;

б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;

в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Подсчитайте очки, которые Вы набрали. За ответ "а" — 3 очка; за ответ "б" — 1; за ответ "в" — 2.

Эти способности и составляют определенный уровень вашего творческого потенциала.

49 и более очков. Ваш творческий потенциал высокого уровня. Вы обладаете большими возможностями. Если их правильно использовать, Вы сумеете достичь хороших результатов в творческой деятельности.

От 24 до 48 очков. Вы обладаете средним уровнем творческого потенциала, т.е. теми качествами, которые позволяют заниматься творчеством. Но у Вас есть и проблемы, которые тормозят этот процесс. Во всяком случае, Вы способны творчески проявить себя, если, конечно, этого пожелаете.

23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, низкий. Но, быть может, Вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести к мысли, что Вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

Тестирование на знание мирового классического наследия музыкального и изобразительного искусства

Вниманию студентов предлагаются пятьдесят слайдов картин выдающихся мастеров изобразительного искусства и слушание пятнадцати музыкальных фрагментов из сокровищницы мировой музыкальной культуры. Они должны определить название картин, музыкальных фрагментов и их авторов. Слайды:

1. Голова царицы Нефертити;

2. Мирон. Дискобол;

3. Леохар. Аполлон Бельведерский;

4. Агесандр. Венера Милосская;

5. С. Боттичелли. Рождение Венеры;

6. Леонардо да Винчи. Портрет Моны Лизы (Джоконда);

7. Леонардо да Винчи. Тайная вечеря;

8. Рафаэль. Сикстинская Мадонна;

9. Микеланджело. Давид;

10. Тициан. Кающаяся Мария Магдалина;

11. Караваджо. Юноша с лютней;

12. Рембрандт. Даная;

13. Рембрандт. Возвращение блудного сына;

14. Э.Делакруа. Свобода на баррикадах;

15. Ф.Гойя. Махи на балконе;

16. О.Ренуар. Обнаженная;

17. Э.Дега. Голубые танцовщицы;

18. П.Сезанн. Пьеро и Арлекин;

19. О.Роден. Мыслитель;

20. П.Пикассо. Девочка на шаре;

21. А. Рублев. Троица;

22. Св. Георгий Икона XV в.;

23. Ф.С. Рокотов. Портрет А.П. Струйской;

24. В.Боровиковский. Портрет М.И. Лопухиной;

25. В.Тропинин. Кружевница;

26. К.Брюллов. Последний день Помпеи;

27. П.Федотов. Сватовство майора;

28. А.Саврасов. Грачи прилетели;

29. И.Крамской. Неизвестная;

30. В.Суриков. Утро стрелецкой казни;

31. В.Суриков. Боярыня Морозова;

32. И.Айвазовский. Девятый вал;

33. В.Пукирев. Неравный брак;

34. В. Поленов. Московский дворик;

35. И.Шишкин. Рожь;

36. И.Репин. Бурлаки на Волге;

37. И.Репин. Не ждали;

38. И.Левитан. Весна-большая вода;

39. В.Васнецов. Аленушка;

40. В.Васнецов. Богатыри;

41. М.Врубель. Демон (сидящий);

42. М.Врубель. Царевна-Лебедь;

43. К.Малевич. Черный квадрат;

44. Б.Кустодиев. Купчиха за чаем;

45. Н.Рерих. Заморские гости;

46. А.Пластов. Сенокос;

47. А.Лактионов. Письмо с фронта;

48. Кукрыниксы. Таня;

49. П.Корин. Александр Невский;

50. А.Дейнека. Оборона Севастополя.

Музыкальные фрагменты:

1. Ф. да Милана. Сюита для лютни: канцона и танец (Канцона);

2. А.Вивальди. «Времена года» («Лето», «Гроза»);

3. И.С.Бах. Токката и фуга d-moll (Токката);

4. В.А.Моцарт. Соната №11, 3 ч. «Alla turka» (Турецкий марш);

5. Л. ван Бетховен. Соната «Лунная»;

6. Л. ван Бетховен. К Элизе;

7. М.Огиньский - Полонез;

8. Э.Григ. «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт».

9. М.Глинка. Хор "Славься" из оперы «Иван Сусанин»;

10. П.Чайковский. Вальс цветов из балета «Щелкунчик»;

11. П.Чайковский. Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро»;

12. А.Хачатурян. Вальс из музыки к драме М.Лермонтова «Маскарад»;

13. А.Хачатурян. Танец с саблями из балета «Гаяне»;

14. Г.Свиридов. «Время, вперед!»;

15. Д.Шостакович. Вальс из музыки к кинофильму «Овод».

Диагностика уровня художественно-эстетического развития

1. Имеете ли Вы художественно-эстетическое образование

а) музыкальная школа (студия);

б) художественная школа (студия, кружок);

в) школа искусств;

г) театральная школа (студия, кружок);

д) школа литературного чтения (кружок);

е) хореографическая школа (студия, кружок)

2. Были ли Вы участником самодеятельных коллективов

а) школы;

б) города;

в) района;

г) области

3. В каком качестве вы принимали участие

а) певца-солиста (сольное пение);

б) участника вокально-инструментального ансамбля;

в) участника хора;

г) участника вокального ансамбля

д) участника духового оркестра;

е) участника оркестра народных инструментов;

ж) участника команды КВН;

з) участника театральной студии;

к) участника танцевального коллектива:

• народного танца;

• бального танца;

• эстрадного танца

4. Какими музыкальными инструментами Вы владеете

а) фортепиано;

б) баяном,

в) аккордеоном;

г) гитарой;

д) духовыми инструментами (труба, тромбон, флейта, гобой, кларнет);

е) народными инструментами (балалайка, домра);

ж) ударными инструментами;

з) др. музыкальными инструментами_

5. Каким видом спорта Вы хотели бы заниматься

а) волейболом;

б) баскетболом;

в) настольным теннисом;

г) лыжами;

д) легкой атлетикой;

е) тяжелой атлетикой;

ж) др. видами

Анкета «Эстетика быта» (эстетика образовательного пространства колледжа)

1. Как вы понимаете красоту быта: бытовые удобства; богатый интерьер;

функционально-оправданная организация рабочего места; декоративность; благоприятный психологический климат; территория, прилегающая к колледжу

2. Соответствует ли учебные помещения, бытовая среда колледжа вашим

представлениям о красоте.

3. Хочется ли Вам что-либо изменить в интерьере колледжа и что именно.

4. От кого, по вашему мнению, зависит эстетизация внутреннего и окружаю-

щего пространства колледжа (администрация, коллектив преподавателей, студенты, финансирование).

5. Как Вы думаете, что могли бы сделать студенты колледжа для повышения

эстетического уровня учебной и бытовой среды колледжа.

Продолжите предложение

1. Современный человек должен стремиться к идеалу, чтобы

2.Я хотел (ла) бы быть образцом для тех, кто_

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.