Фольклор как содержательный и формообразующий фактор немецкого романтизма и художественная специфика его использования в "сказочных" произведениях Э.Т.А. Гофмана тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, кандидат филологических наук Тлевцежева, Марият Аслановна

  • Тлевцежева, Марият Аслановна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Майкоп
  • Специальность ВАК РФ10.01.09
  • Количество страниц 149
Тлевцежева, Марият Аслановна. Фольклор как содержательный и формообразующий фактор немецкого романтизма и художественная специфика его использования в "сказочных" произведениях Э.Т.А. Гофмана: дис. кандидат филологических наук: 10.01.09 - Фольклористика. Майкоп. 2006. 149 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Тлевцежева, Марият Аслановна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ВЛИЯНИЕ ФОЛЬКЛОРА НА ЭВОЛЮЦИЮ ЕГО

РОМАНТИЗМА В НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

Глава П. ПОЗДНИЙ НЕМЕЦКИЙ РОМАНТИЗМ

В КОНТЕКСТЕ ФОЛЬКЛОРА.

Глава 3. ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В ДУХОВНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ И СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННОМ СОДЕРЖАНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Э.Т.А. ГОФМАНА.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фольклор как содержательный и формообразующий фактор немецкого романтизма и художественная специфика его использования в "сказочных" произведениях Э.Т.А. Гофмана»

Историческими этапами в развитии немецкого романтизма были следующие: зарождение в 1798 - 1801 гг. йенского кружка, в лоне которого были сформулированы основные философско-эстетические принципы литературного направления; появление после 1805 года гейдельбергской и швабской школ литературного романтизма; публикация книги Ж. де Сталь «О Германии» (1810), с которой начинается европейская слава романтизма; широкое распространение романтизма в рамках западной культуры в 1820 -30-х гг.; кризисное расслоение романтического движения в 1840-х, 1850-х гг. на фракции и их слияние как с консервативными, так и с радикальными течениями «антибюргерской» европейской мысли.

Основателями школы йенского романтизма считаются поселившиеся в 1796. в Йене братья Шлегели - Фридрих и Август Вильгельм. В о

Иенском университете братья Шлегели, Фихте и другие молодые преподаватели ведут борьбу с рутинерской профессурой, а в доме Шлегелей образуется своеобразный центр идеологической оппозиции. Частые посетители этого дома - Новалис (псевдоним Ф. фон Харденберга), физик Риттер, естествоиспытатель Стеффенс, философы Шеллинг и Фихте; из Берлина сюда часто приезжает начинающий молодой литератор Людвиг Тик. С Тиком, в свою очередь, тесной личной дружбой и общностью взглядов на литературу и искусство был связан В.Г. Ваккенродер. Близок был к этому кругу берлинский пастор и теолог Ф.Д. Шлейермахер. Гостем этого дома бывает и Гёте. На первых порах тесные личные и творческие контакты с братьями Шлегелями, особенно со старшим Августом, поддерживает Шиллер.

Романтическая литература ставит своей целью изображение индивидуального, то есть одноразового, неповторимого, того, что выходит за рамки общего, привычного и свойственного всем. Причем индивидуализируется и сам способ изображения, то есть каждый поэт стремится к собственной «манере» выражения. Идея личности - одна из ключевых для всей романтической концепции, но в разных национальных и социальных формациях романтизма она существовала по-разному. Многообразие национальных формаций романтизма, различный характер этих национальных романтизмов на разных ступенях их исторического развития, их различные, порою противоположные политические устремления - все это затруднило поиски общих определений романтического направления. И все же к столь разным явлениям, как немецкий, английский, французский, русский романтизм, современники и потомки прикрепляли одно и то же название.

Знаменитое определение романтизма, сформулированное Марксом -«первая реакция на французскую революцию и связанное с ней Просвещение» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, изд. 2, т. 32, стр. 44), -устанавливает ту грань, за которой возникло новое качество сознания, новое жизнепонимание, потребовавшее для себя нового термина. Термин предложили немецкие романтики. Формулировка Маркса, подчеркивающая в романтизме антипросветительские, иррационалистические моменты, в первую очередь касалась немецкого романтизма, с присущим ему противоречивым соотношением между напряженно-индивидуалистическим самосознанием и утверждением сверхличного, абсолютного начала. В разных формациях романтизма то «я», то «универсум» получают преобладающее значение.

Появление термина - момент всегда важный в истории любого движения. Термин закрепил определенное сочетание признаков культурного сознания и стиля, сложившихся на рубеже XIX века; в то же время он стал действовать ретроспективно, захватывая явления предшествующие. Так возникло впоследствии понятие предромантизма, затемнившее то обстоятельство, что именно позднее Просвещение выдвинуло идею народности (национальной самобытности), заложило основы историзма, боролось за раскрепощение и обновление литературной формы.

Найденный термин работал не только на прошлое, но и на будущее. Новым явлениям со всем их национальным своеобразием, в том числе явлениям, нередко уже связанным с новыми национально-освободительными движениями, присваивается то же название - романтизм. Многими своими чертами позднейшие национальные формации романтизма резко отличаются друг от друга и от своего немецкого предшественника. И все же существовало нечто общее в присущем разным романтизмам понимании личности. Это личность, действующая по законам своей метафизической природы, тогда как предметом реализма станет человек, детерминированный и подвластный общим закономерностям.

Для разных романтизмов существовали разные области высокого. У немецких романтиков это область сверхчувственного, бесконечности, абсолюта. Для байронизма это стихия мощного человеческого духа, метафизическая категория свободы (так, Байрону доступно и совершенно конкретное политическое понимание свободы). Для левого французского романтизма, связанного с утопическим социализмом, существует идеальная сфера христианско-социальной справедливости, религиозно окрашенного гуманизма и утопической гармонии; ей противостоит, в качестве низкой действительности, мир социального зла и несправедливости. Несмотря на свой интерес к людям социальных низов, левый французский романтизм сохранял всю интенсивность индивидуализма, но только в демократическом его варианте. «Отверженные» Гюго при всей запоздалости -монументальный памятник этого романтизма. Герои «Отверженных» - не просто бедные люди, «маленькие люди», но маленькие люди в гигантских масштабах.

В историко-литературных и критических работах ряда буржуазных ученых эстетика романтизма, с одной стороны, противопоставляется эстетике реализма, а с другой - рассматривается как предтеча модернистской эстетики XX века. Герман Гессе оставил после себя и много литературоведческих работ - эссе, рецензий. Он посвящал их как деятельности отдельных поэтов и писателей, так и некоторым литературным направлениям. Одной из таких работ является эссе «Романтика и неоромантика» (1900). В этом эссе двадцатитрехлетний Гессе рассматривает несколько основных проблем романтизма и, прежде всего то, что понимали под понятием «романтический» сами ранние романтики.

Литература, посвященная жанру литературной романтической сказки в Германии, многообразна. Здесь следует упомянуть монографии Р.Бенца «Сказочное творчество романтиков», Г. Штеффена «Сказочное творчество в эпоху Просвещения и романтизма», Г. Тодсена «О развитии романтической литературной сказки». Для данного исследования необходимым является уяснение того, каким образом Э.Т.А.Гофман, учитывая историческую поэтику жанра, связал воедино в осмыслении событий своих сказок романтическую философию, сказочный оригинальный вымысел и мифологические мотивы.

Теме немецкого романтизма посвящено много отечественных исследований и научных работ1. Наиболее известными из них по праву являются работы Н.Я.Берковского «Романтизм в Германии» и В.М.Жирмунского «Немецкий романтизм и современная мистика». Большое внимание немецкому романтизму уделено и в «Истории зарубежной литературы XIX в.» (под редакцией Я.Н.Засурского и С.В.Тураева). Книга Ф.П.Федорова «Романтический художественный мир: пространство и время» (1989) представляет собой фундаментальный труд по изучению

1 См.: Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. - JL: Худож. лит., 1973. - 568 е.; Дмитриев А.С. Проблемы йенского романтизма. - М., 1975; Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы. - JL, 1972; Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. - СПб: Аксиома; Новатор, 1996. - 231 е.; Карельский А.В. Драма немецкого романтизма. - М., 1992; Некрасова Т.Е. Творчество Г.Гессе и традиции немецкого романтизма. - Фрунзе, 1987; Тураев С.В. Немецкая литература // История всемирной литературы. - Т. 6. - М.: Наука, 1989; и др. художественного мира немецкого романтизма. Исследователь отмечает неизбежность теории мифологии в раннеромантическом мироощущении, показывает, что каждый персонаж, каждый предметно-чувственный образ у авторов представляет собой символ, миф.

В статьях А.В.Карельского «Повесть романтической души» (1977) и А.Б. Ботниковой «Сказка немецкого романтизма» (1980) романтическая теория «новой мифологии» исследуется в связи с основополагающими проблемами эволюции романтического творчества, подчеркивается неизбежность обращения романтиков к сказке.

Также К.Г.Шаззо в своей монографии «Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах» (1978) затрагивает эстетику немецкого романтизма, упоминая творчество Э.Т.А.Гофмана.

Из диссертаций следует отметить работу Е.В.Карабеговой «Немецкая романтическая волшебно-фантастическая повесть и ее развитие от йенских романтиков к Э.Т.А.Гофману» (1984). Е.В.Карабегова прослеживает развитие жанра литературной романтической сказки с опорой на миф -основополагающий элемент сказки.

Обзор научной литературы по истории вопроса привел к выводу, что дальнейшего исследования требуют вопросы по проблемам философии раннего немецкого романтизма и образного языка сказки, роли сказки в романтической эстетике, повести и новелле Э.Т.А.Гофмана. Сказочность стала способом раскрытия художественного мира писателя. В сказке сочетаются и особые принципы художественного построения материала, и специфические черты мировоззрения автора. Сравнение сказочных новелл писателя и его современников поможет выявить и подчеркнуть особенности восприятия художественного мира немецкого романтизма. Таким образом, актуальность данного научного исследования очевидна.

Основной целью представляемого к защите исследования является выявление роли немецкого фольклора в композиционной и художественно-изобразительной системе произведений Э.Т.А.Гофмана.

Задачи исследования:

1) определить структурные, жанрово-композиционные и стилистические особенности произведений, относящихся к раннему (йенскому) (Фр.Шлегель, Гессе, Новалис, Л.Тик, В. Ваккенродер) и позднему немецкому романтизму (братья В.Гримм и Я.Гримм, Клейста, Брентано, Арнима и др.) в контексте наличия в них традиционного фольклорного начала;

2) проследить процесс и результаты отображения в теории романтической новеллы Э.Т.А.Гофмана и в его художественной прозе фольклорной основы, своеобразной структуры немецких сказок;

3) выявить, каким образом произведения Э.Т.А.Гофмана могут быть соотнесены с развитием жанра немецкой романтической новеллы, соотнося его произведения с творчеством других немецких романтиков.

Таким образом, научная новизна заключается в том, что до последнего времени в отечественном и зарубежном литературоведении, за исключением некоторых частных работ, не было представлено комплексного решения данных проблем, включающего в себя и художественный, и философский, и мифологический аспекты изучения новелл Э.Т.А.Гофмана. Эти проблемы и являются центральными в данном исследовании.

Объектом исследования, таким образом, выступает личность и литературное творчество немецкого романтика Э.Т.А.Гофмана.

Предметом исследования избран процесс формирования и последовательного развития литературного таланта Э.Т.А.Гофмана, преимущественно в период позднего романтизма.

Материалом для исследования являются прозаические произведения Э.Т.А.Гофмана, в основном, новеллы и повести.

Методы исследования. В работе использованы принципы историко-литературного и сравнительно-типологического анализа в определении границ жанрового комплекса, сюжетных сказочных мотивов.

Теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных фольклористов и литературоведов (Н.Я.Берковский, В.Гримм, Я.Гримм, А.С.Дмитриев, В.М.Жирмунский, А.В.Карельский, Е.М.Меле-тинский, В.Я.Пропп, С.В.Тураев, Д.Чавчанидзе и др.).

Практическое значение работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в лекционных курсах по истории немецкого романтизма, в соответствующих спецкурсах и спецсеминарах по проблемам как раннего, так и позднего немецкого романтизма, при издании и комментировании произведений Э.Т.А.Гофмана.

Материалы диссертации были апробированы на ежегодных региональных конференциях по проблемам взаимодействия фольклора и литературы в Адыгейском государственном университете (Майкоп), Карачаево-Черкесском государственном университете (Карачаевск), Майкопском государственном технологическом университете и др.

По теме диссертации опубликовано две монографические работы объемом 7 п.л.

Объем и структура диссертации. Основной текст диссертации составляет 138 страниц. Список использованной литературы включает 206 наименований. Диссертация состоит из введения, 3 глав и заключения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Фольклористика», Тлевцежева, Марият Аслановна

Заключение

Романтизм составил целую эпоху в истории литературы Европы и Америки. «Художественные завоевания романтиков, открытие и развитие ими новых жанров, пристальное внимание к судьбам человеческой личности, мастерство анализа человеческих страстей, диалектика добра и зла, которую они так настойчиво раскрывали в поведении своих героев - все это не просто принадлежит истории литературы, а вошло в основной фонд современной культуры».1

Мир реальности виделся романтикам одухотворенным божественной идеей, достаточно было пристально вглядеться в окружающую действительность, чтобы в каждом предмете увидеть потаенную жизнь, скрытое движение божественной сущности. Для того, чтобы приблизиться к идеалу, достаточно было перенестись силою творческой фантазии в царство грез.

Эстетика раннего (иенского) романтизма представляет собой хотя и первый, но важный по значению этап в развитии романтической эстетики. Стремление ранних романтиков сделать всеобщим достоянием всю художественную культуру человечества в ее историческом развитии, определялось их крайне расширительным толкованием роли и значения поэзии не только в общественной жизни, но и вообще в жизни природы -универсума. Характерная особенность романтической эстетики заключалась в попытках романтиков эстетизировать всю природу.

Поздний романтизм вступает в этап более конкретного художественного мышления, отражая при этом общую тенденцию романтизма к охвату объективных явлений действительности. Одним из центральных акцентов становится национальная немецкая традиция, связанная с патриотическим подъемом национального самосознания немецкого народа в борьбе с иноземной оккупацией. Именно поздние романтики обогатили немецкую национальную культуру, черпая из

История немецкой литературы.—М,г1975.—С. 54,-----— сокровищницы национальных легенд, сказаний, песен. Опираясь на народную песенную традицию, полное обновление и необычайный расцвет в творчестве Брентано, Мюллера, Эйхендорфа, Гейне, Уланда, Шамиссо переживает немецкая лирика. Блестящее развитие в творчестве получает традиция немецкой новеллистики, восходящая к произведениям раннего Тика.

Э.Т.А. Гофман принадлежит позднему поколению немецких романтиков. К моменту появления первой новеллы Э.Т.А. Гофмана в Германии уже сложилась «романтическая школа» - были заложены философские основы направления, созданы первые литературные манифесты. Главная тема сказок и новелл Э.Т.А.Гофмана традиционна: любовь, способная творить чудеса. В том числе она способна подарить любимому или опекаемому человеку, даже если он отталкивающе некрасив, самую прекрасную внешность («Крошка Цахес»). Сразу же вспоминаются такие сказки, как «Красавица и чудовище», «Рике с хохолком» (Перро). Э.Т.А.Гофман несколько смягчает эту тему, делая главным героем сказки не животное, а человеческое существо, покрытое шерстью, придающей ему сходство с альрауном - традиционным героем немецкого фольклора. Но это далеко не единственная деталь, позволяющая назвать «Крошку Цахеса» сказкой нового образца, граничащей с романом и повестью. Как говорилось в работе, реалистические тенденции выражены в этой сказке наиболее сильно, что проявляется также в образах главных героев.

Итак, Э.Т.А.Гофман действительно ищет вдохновение в народных сказках, темы которых были известны в самые давние времена, когда создавались древнейшие мифы. «Генетически литература связана с мифологией через фольклор» - отмечал в своей работе «Классические формы мифа» Е.М.Мелетинский. На хронологическом отрезке от древнейших времен до наших дней фольклор занимает промежуточное положение, является связующим звеном в культурном пространстве веков.

Мелетинский Е.М. Классическиеформы мифа - М,; РАН, 1QQ5, - Г., 89

Одним из доказательств этой мысли может служить наличие в сказках символов, различных ритуалов, обрядов. Но это не мешает писателю по-своему разрабатывать старинные сюжеты, внося реалистические тенденции и пользуясь своим неповторимым стилем.

Итак, на основе вышесказанного, мы можем сделать заключение о том, что волшебная сказка представляет собой художественный текст и выполняет эстетическую функцию в системе традиционной фольклорной культуры. Ценность сказки для культуры и искусства во многом определяется ее происхождением из мифов и ритуалов и органической связью с ними. Основные сказочные мотивы и сюжеты непременно связаны с важнейшими ритуалами жизненного цикла человека, которые лишь поверхностно видоизменившись, по сути своей остаются теми же, что и на заре человечества. Это позволяет сказке не терять привлекательность и актуальность и в наши дни. Такая преемственность позволяет сказке, вытекая из прошлого, находится в настоящем и перебрасывать мост в будущее. Примером чего служит возникновение в XVII веке литературной сказки, традиции которой успешно развиваются и в нашем веке.

Сказка и сказочность, мистика и мистицизм были для Э.Т.А.Гофмана образным выражением мировоззрения и особым способом организации художественного материала. Сказочность - существо повествования у Э.Т.А.Гофмана, с ее помощью утверждается особое видение мира, открывающее путь к обретению некоего сверхсмысла. Сказка все проецирует на вечное, идеальное. У Э.Т.А.Гофмана сказка вмещает в себя и философию, и поэзию, является формой мышления и моделью для пересоздания мира. Сказка предполагает возможность проникновения бесконечного в конечное. Сказочность становится способом восприятия действительности.

Самое ненавистное для Гофмана понятие - филистерство. Это понятие очень широкое, целое мировоззрение; в нем заключается и самодовольная пошлость, и умственный застой, и эгоизм, и тщеславие (жизнь на показ), и грубый материализм, и все нивелирующий формализм, превращающий человека в машину, и педантизм. Первое условие для того, чтобы освободиться от давящих рамок этой филистерской пошлости и сохранить живую душу, - «по-детски благочестивое поэтическое настроение»; только обладая этим талисманом, можно верить, любить людей и природу и понимать поэзию; а понимать поэзию - значить понимать все, так как «поэзия есть высшее знание». Поэзия есть вместе с тем и высшая нравственность; она может исходить только из чистой, любящей души, и до нее нельзя добраться никакими ухищрениями ума; в поэзии отождествляется прекрасное, истинное и нравственное: вместе с тем она есть и высшее счастье. Это счастье доступно не одним только избранным натурам, а всем не опошленным людям.

И завершить хотелось бы справедливым суждением о двоемирии Гофмана, высказанном профессором К.Г.Шаззо: «. «критический романтизм» Гофмана, порожденный, безусловно, противоречиями реальной действительности, но трансформированный осознанной писателем разорванностью мечты и действительности, оказал принципиальное влияние на последующие литературные школы, в том числе и на критический реализм, особенно русский (Л.Толстой, Ф.Достоевский, Салтыков-Щедрин), в котором принцип раздвоения души и мира человека послужил главнейшим орудием в анализе общественных закономерностей»3.

3 Шаззо К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. - Тбилиси, 1978. - С. 113.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Тлевцежева, Марият Аслановна, 2006 год

1. Hermann Hesse. Gesammelte Werke. Elfter Band. Suhrkamp Verlag Frankfurt am Main, 1987. - S. 372.ф 2. Аветисян B.A. Восприятие Байрона в европейских литературах начала XIX века (Историко-функциональный аспект проблемы) // Филологические науки. 1989. № 5.

2. Адоньева С.Б. Волшебная сказка в контексте традиционной фольклорной культуры. Л.: ЛГУ, 1989. - 242 с.

3. Аникст А. А. Гете и «Фауст». От замысла к свершению. М., 1983.

4. Аникст А. А. Творческий путь Гете. М., 1986.

5. Аникст А. А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. История учений о драме. М, 1967.

6. Антология мировой детской литературы. Т.2. Г-Д .-М.: Аванта+, 2002.-623с.: ил.

7. Арним А. Изабелла Египетская. Томск, Водолей, 1994.

8. Арним А., Брентано К. Волшебный рог мальчика.

9. Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII века. М., 1963.1.. Ахматова А.А. «Адольф» Констана в творчестве Пушкина // Временник пушкинской комиссии № 1. М.; Л., 1936.

10. Балашов Н.И. Фридрих Шлегель и йенские романтики // История немецкой литературы. Т. 3. - М.: Наука, 1966.

11. Белинский В. Г. Собр. соч. в 9 т. М.: Худож. лит., 1976 - 1982.

12. Бент М.И. Немецкая романтическая новелла и проблемы ее изучения // Филологические науки. 1989. N.l. С.27.ф 15. Бент М.И. От философской повести к новелле-сказке: «Необыкновеннаяистория Петера Шлемиля» А. Шамиссо // Филологические науки. 1992. № 1.

13. Бент М.И. Поздняя новеллистика Людвига Тика // Известия АН СССР. 1990. №4.

14. Бердяев Н.А. Философия собственного духа. М.: Наука, 1994. - 223 с.f 18. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Л.: Худож. лит., 1973. 567 с.

15. Берковский Н.Я. Э.Т.А.Гофман //Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л.: Худ.литература, 1973. 568 с. - С 463-538;

16. Берновская Н.М. Об иронии Гофмана // Художественный мир Э.Т.А.Гофмана. М., 1982. - С.218-234.

17. Берне Р. Избранное. М., 1984.

18. Берне Р. Стихотворения. Поэмы. М., 1976.

19. Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе XIX века. М., 1972.

20. Ботникова А. Б. Сказка немецкого романтизма // Немецкая романтическая сказка. М.: Прогресс, 1980. - С. 5-32.

21. Ботникова А.Б. Пушкин и Гофман: (К вопросу о формах литературных взаимосвязей) // Пушкин и его современники. Псков, 1970. С. 148-160;

22. Ботникова А.Б. Э. Т. А. Гофман и русская литература. Воронеж, 1977. -С. 89-106;

23. Брандес Г. Главные течения литературы XIX столетия. М, 1881.

24. Браудо Е. Памяти Э. Т. А. Гофмана, «Лит-ые записки», 1922, III;

25. Браудо Е. Э.Т. А. Гофман, изд. «Парфенон», П., 1922;

26. Браун Ф. М. Немецкий романтизм // История западной литературы», под ред. Батюшкова, т. I, М., 1912

27. Брентано К. Рассказ о честном Касперле и прекрасной Аннерль».

28. Броггауз и Эфрон. Энциклопедический словарь. Биографии. Т. 2. - М.: "Большая Российская Энциклопедия". 1992.

29. Вайнштейн О.Б. Жизнетворчество в культуре европейского романтизма. // Вестник РГГУ, вып.2,1998, с. 161-186.

30. Вайнштейн О.Б. Индивидуальный стиль в романтической поэтике. // Историческая поэтика. М, Наследие, 1994, с. 392-431.

31. Вайнштейн О.Б. Язык романтической мысли. О философском стиле Новалиса и Фридриха Шлегеля. М., изд-во РГГУ, 1994.

32. Ваккенродер В. Г. Фантазии об искусстве. М.: Искусство, 1977. - 263 с.

33. Ветрова Т. Живая вода волшебной сказки/ Т.Ветрова// ИСКУССТВО В ШКОЛЕ.-2004.-№ 5.-С.29-31.

34. Волков И. Ф. «Фауст» Гете и проблема художественного метода. М., 1970.

35. Волков И. Ф. Творческие методы и художественные системы. М.: Искусство, 1978. - 264 с.

36. Вордсворт У. Избранная лирика. М, Радуга, 2001.

37. Встреча: Сб. М, Радуга, 1983, с. 257-435. (новеллы Г.Вольфа о Гельдерлине; К.Вольф о Каролине Гюндероде и Беттине фон Арним; Ф.Фюмана о Гофмане).

38. Габитова P.M. Философия немецкого романтизма (Ф. Шлегель, # Новалис).-М.: Наука, 1978.

39. Гейне Г. Романтическая школа. Книга песен. М.: Наука, 1978. - 189 с.

40. Гердер И. Г. Избранные произведения. М.; JL, 1959.

41. Гессе, Герман. Письма по кругу. М.: Прогресс, 1987. - 400 с.

42. Гете И. В. Об искусстве. М., 1975.

43. Гете И. В. Собр. соч.: В 10 т. М„ 1975- 1980,

44. Гете И. В. Театральное призвание Вильгельма Мейстера. JT, 1981.

45. Гете И. В. Фауст. М., 1969.

46. Гете И. В., Шиллер Ф. Переписка: В 2 т. М., 1988, Т. 1 2.

47. Гинзбург Л. О психологической прозе. Л, 1977, с.103-121 (о романе Б.Констана «Адольф»),

48. Гинзбург Л. О романтизме // Французская романтическая повесть. Л., 1982.

49. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987.

50. Гофман Э. Т. А. Песочный человек // Гофман Э. Т. А. Ночные истории: Новеллы. Киев, 1996. - 251 с. -С .313

51. Гофман Э. Т. А. Песочный человек // Гофман Э. Т. А. Собр. соч.: В 6 т. -М, 1994.-Т. 2.

52. Гофман Э. Т. А. Собр. соч.: В 6 т. М., 1994. - Т. 2.

53. Гофман Э. Т. А. Эликсиры сатаны. Л.: Наука, 1984. - 286 с.

54. Гофман Э. Т. А.: Жизнь и творчество. Письма, высказывания, Ф документы. М., 1987.

55. Гофман Э.Т.А. Библиография русских переводов и критической литературы, сост. 3. В. Житомирская, М., 1964;

56. Гофман Э.Т.А. Двойники, перев. Вяч. Иванова, рис. А. Я. Головина, изд. «Петрополис», П., 1922;

57. Гофман Э.Т.А. Дон-Жуан. Кавалер Глюк, перев. С. С. Игнатова,иллюстрации В. Н. Масютина, изд. «Геликон», М., 1918; 62. Гофман Э.Т.А. Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы. -М., 1987;

58. Гофман Э.Т.А. Житейские воззрения кота Мурра. Повести и рассказы. / Вступительная статья И. Миримского. М., Худ. лит., 1967 (Библиотека всемирной литературы).

59. Гофман Э.Т.А. Золотой горшок и другие истории. / Заключительная статья Д. Чавчанидзе. Романтический мир Эрнста Теодора Амадея Гофмана. -М., 1981.

60. Гофман Э.Т.А. Золотой горшок, перев. и предисл. В лад. Соловьева, изд. «Альциона», М., 1915;

61. Гофман Э.Т.А. Избр. произведения, т. 1-3, М., 1962;

62. Гофман Э.Т.А. Избр. сочин., ч. I, Фантастические повести в манере Калло, перев. П. О. Морозова, под ред., с предисл. и примеч. Е. М. Браудо, Гиз («Всемирная лит-ра»), П., 1923;

63. Гофман Э.Т.А. Избранные произведения в 3-х томах. / Вступительная статья И. Миримского. М., 1975.

64. Гофман Э.Т.А. Кремонская скрипка, с предислов. Иртеньева, рис. Г. Васильева, изд. «Созвездие», М., 1922;

65. Гофман Э.Т.А. Музыкальные новеллы, перев. П. О. Морозова, ред. и предисл. Е. М. Браудо, Гиз («Всемирная лит-ра»), П., 1922 (три новеллы — «Кавалер Глюк», «Крейслериана», «Дон-Жуан»);

66. Гофман Э.Т.А. Новеллы и повести, Л., 1936;

67. Гофман Э.Т.А. Новеллы. М.: Правда, 1991. - 361 с.

68. Гофман Э.Т.А. Новеллы: пер. с нем./ Э.Т.А.Гофман; Сост. Л.С.Калюжная.- М.: Звонница-МГ, 2000.-343 с.-(Библиотека мировой новеллы).

69. Гофман Э.Т.А. Песочный человек. По изданию: Э.Т.А.Гофман. Собрание сочинений в 6 томах. М., Художественная литература, 1994, том 2, с.289-323, комментарии с.435-438.

70. Гофман Э.Т.А. Повелитель блох, сказка в семи приключениях двух друзей, перев. М. Петровского, предисл. П. К. Губера, изд. «Academia», Л., 1929;

71. Гофман Э.Т.А. Рассказы, 2 тт., перев. С. Брильянта и 3. Н. Журавской, изд. Ледерле, СПБ., 1893 - 1894;

72. Гофман Э.Т.А. Фантазии в манере Калло. М.: "Художественная литература". 1991

73. Гофман Э.Т.А. Эликсиры сатаны. С.-П., 1993 г. (Литературные памятники) - /Приложения. А.Г. Левингтон. Роман Э.Т.А. Гофмана "Эликсиры сатаны".

74. Гуляев Н.А., Шибанов И.П. и др. История немецкой литературы. М., 1975.

75. Демченко В.Д. Немецкая романтическая новелла первой четверти XIX в. Днепропетровск, 1975. С.44-54.

76. Дмитриев А.С. Немецкая литература: Романтизм // История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Н. Соловьевой. М.: Высшая школа, 1991. -637 с.

77. Дмитриев А.С. Немецкая поэзия XIX века // Немецкая поэзия XIX века. -М.: Радуга, 1984.

78. Дмитриев А.С. Проблемы йенского романтизма. М., 1975

79. Дмитриева Т. Г., «Повествовательные и описательные стилистические приемы в русской волшебной сказке», М.: МГУ, 1996;

80. Достоевский Ф.М. Полн.собр.соч. В 30 т. - Л., 1979. - Т. 9.

81. Европейская поэзия 19 века. М, Худ.Лит, БВЛ, 1977.

82. Елизарова М.Е. и др. История зарубежной литературы XIX века. М., 1975.

83. Жирмунская Н. Новеллы Э.Т.А. Гофмана в сегодняшнем мире // Гофман Э.Т А. Новеллы. Л., 1990. - С. 2 - 15.

84. Жирмунский В.М. Из истории западноевропейских литератур. Л, Наука, 1981.

85. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб: Аксиома; Новатор, 1996.-231 с.

86. Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы. Л., 1972

87. Жирмунский В.М. Пушкин и западные литературы // П. Врем. Вып. 3. -С. 97 Л., 1978.-С. 389-390);

88. Житомирская З.В. Э.Т.А.Гофман: Библиогр. рус. пер. и крит. лит. на рус. яз.-М.: Книга, 1964. 130 с.;

89. Западноевропейская художественная культура XVIII века. М., 1980.

90. Зарубежная литература XVIII века. Хрестоматия / Сост. Б. И. Пуришев, Б. И. Колесников, Я. он. Засурский. 2-е изд. М., 1988. Т. 1-2.

91. Зарубежная литература XIX века: Романтизм: Хрестоматия историко-литературных материалов / Сост. А.С. Дмитриев, Б.И. Колесников, Н.Н. Новиков. -М., 1990.

92. Зарубежная литература. 19 век. Романтизм. Критический реализм. Хрестоматия / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 1979.

93. Зарубежные писатели о литературе и искусстве. Английская литература / Под общ. ред. он. П. Михальской. М, 1980.

94. Зарубежные писатели: Биографический словарь. М.: Просвещение, Учебная литература, 1997.

95. Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. М., 1997.

96. Иванов В.И. О Новалисе. // журнал Arbor Mundi (Мировое древо) 1994, выпуск 3, с. 169-193.

97. Иванов-Борецкий М. В., Э. Т. А. Гофман 1776- 1822, "Музыкальное образование", 1926, № 3-4;

98. Игнатов С. С., Э. - Т. А. Гофман. Личность и творчество, М., 1914;

99. Игорь Широнин. Поэтика русской романтической повести

100. Избранная проза немецких романтиков / Сост. А. Дмитриев. Том 1-2. М, Худ. Лит., 1979.

101. Ингеборг Древиц. Беттина фон Арним. М, Радуга, 1991.

102. Искусство в системе культуры. Л., 1987

103. Искусство и художник в зарубежной новелле XIX века. Л, ЛГУ, 1985.

104. Историческая поэтика. М, Наследие, 1994, с. 32-38 (общее введение).

105. История всемирной литературы. М., 1988. Т. 5. (Введение; Раздел первый: гл. 1, 3,4,5; Раздел пятый: гл. 1).

106. История западноевропейского театра / Под ред. С. С. Мокульского. М., 1957. Т. 2.

107. История западной литературы (под редакцией Ф.Батюшкова) Кн. 1-11. М, изд-воМир, 1912.

108. История зарубежной литературы XIX века. М.: Просвещение, 1982. -526 с.

109. История зарубежной литературы XVIII века. М., 1967.

110. История зарубежной литературы XVIII века: Страны Европы и США / Под ред. В. он. Неустроева. 2-е изд. М., 1984.

111. История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Н.А. Соловьевой. -М., 2000.

112. История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Я.Н. Засурского, С.В. Тураева. М., 1982.

113. История зарубежной литературы XIX века. В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Н.П. Михальской. М., 1991.

114. История зарубежной литературы XIX века: Уч.пособие по ред. JI.H. Засурского, С.В.Тураева. -М.: Просвещение, 1982. 320 с.

115. История зарубежной литературы: Западноевропейский и американский романтизм: Учебник / Под ред. Г.Н. Храповицкой. М.: Флинта: Наука, 2002.

116. История немецкой литературы. М., 1963. Т. 2.

117. История философии / Под ред. проф. Н. В. Мотрошиловой // «Греко-латинский кабинет». Москва., 1998 г.

118. История эстетики. Памятники эстетической мысли. М., 1964. Т. 2.

119. История эстетической мысли. Становление и развитие эстетики как науки. В 6-ти тт. Т.З. - М.: Искусство, 1986. - С.5-55.

120. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996

121. Калинникова Н.Г. Констан // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь. -М.: Просвещение, 1997.

122. Каменский 3. А. Русская философия начала XIX века и Шеллинг. М.: Наука, 1980. - 328 с.

123. Кант И. Критика способности суждения. М, Искусство, 1994, с.113-150.

124. Карельский А.В. Драма немецкого романтизма. М., 1992

125. Карельский А.В. Констан // История всемирной литературы. Т. 6. - М., 1989.

126. Карельский А.В. Драма немецкого романтизма. М, Медиум, 1993.

127. Кирдан Б. П. Специфика фольклорных жанров», М.: Наука, 1973;

128. Кирпичников А. // Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1978. - С. 174.

129. Клейст Г. Избр. произв. М.: Худож. лит., 1979. - С. 12.

130. Коган П.С. Очерки по истории западноевропейской литературы. М., 1934.

131. Кокорин О. О художественном мастерстве Э.Т.А.Гофмана; Роман «Записки Кота Мурра» // Из истории западноевропейской литературы XVII-XX вв. М., 1957.-С.27-54;

132. Кольридж С.Т. Избранные труды. М, Искусство, 1987.

133. Кольридж С.Т. Сказание о старом мореходе. По изданию: С.Т.Кольридж. Стихи. М, Наука, 1974, с.5-31(пер.В.Левика) или с. 155-178 (пер.Н.Гумилева);

134. Конради К. О. Гете. Жизнь и творчество. М., 1987. Т. 1 2.

135. Корзина Н.А. Стиль прозы Э.Т.А.Гофмана и романтический синтез искусств. АКД.-М., 1985.

136. Ладыгин М.Б. Предромантизм в мировой литературе. М., 2000. (Б-ка журнала «Образование в современной школе». Серия «Литературное образование». Выпуск 2).

137. Лазарев А. И., «Художественный метод фольклора», Иркутск, 1985;

138. Ланштейн П. Жизнь Шиллера. М., 1984.

139. Либинзон 3. Е. «Коварство и любовь» Ф. Шиллера. М., 1969.

140. Лира Новалиса в переложении Вячеслава Иванова. Томск: Изд-во «Водолей», 1997.

141. Литературная теория немецкого романтизма. Л.: ОГИЗ, 1934. - 358 с.

142. Литературные манифесты западноевропейских романтиков / Сост. А. Дмитриев. М.: МГУ, 1980.

143. Лозинская Л. Фридрих Шиллер. М., 1960.

144. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982. - С.502-539.

145. Лупанова Н. «На пороге как бы двойного бытия»: Гофман и его сказки. Урок литературы в 9 классе // Литература (Прил. к газ. «Первое сентября»), -1998.-№7.

146. Махов А.Е. Ранний романтизм в поисках музыки. М, Лабиринт, 1993.

147. Медриш Д. Н. Литература и фольклорная традиция», Киев, 1983;

148. Мелетинский Е.М. Классические формы мифа», М.: РАН, 1995;

149. Миримский И. Романтизм Э. Т. А. Гофмана, «Уч. зап. Московского гос. педагогического института. Кафедра истории всеобщей литературы», 1937, в. 3;

150. Миримский И. Э.Т.А.Гофман / Вступ. ст. // Гофман Э.Т.А. Избранные произведения в 3-х томах. Т.1. - М.: Худож. лит., 1962. - С. 5-42.

151. Миримский И.В. Эрнст Теодор Амадей Гофман //Миримский И.В. Статьи о классиках. М., 1966. - С. 79-132;

152. Мифы народов мира, 1997. Т. 1. - С. 226-227.

153. Мороз С. Серапионовы братья как детские писатели // ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.-1997.-№ 1.

154. Некрасова Т.Е. Творчество Г.Гессе и традиции немецкого романтизма. -Фрунзе, 1987

155. Неустроев В. П. Немецкая литература эпохи Просвещения. М., 1958.

156. Новалис. Генрих фон Офтердинген. М.: Наука, Ладомир, 2003. - С. 211.

157. Новалис. Христианский мир или Европа. // журнал Arbor Mundi (Мировое древо) 1994, выпуск 3, с.151-169.

158. Овсянников М. Ф. Эстетическая концепция Шеллинга и немецкий романтизм. 1966. // Шеллинг Ф. В. Й. Философия искусства: Мысль,Т966. -496с.-С. 19-43.

159. Подковыркин П.Ф. Поэтика романтизма в повести-сказке Э.Т.А.Гофмана «Золотой горшок» // Вопр. лит. 1976. - № 4. - С. 24-33.

160. Проблемы взаимовлияния фольклора и литературы: Сб. ст. М.: МГУ, 1984;

161. Пропп В. Я. Морфология сказки. Л.: Academia, 1928.

162. Пропп В.Я. Поэтика фольклора. М.: Лабиринт, 1998

163. Реизов Б.Г. Из истории европейских литератур. Л., 1970.

164. Романчук Л. Сказки и фэнтези параллели и перпендикуляры // Порог. -2003.-№6.-С. 47-51.

165. Самарин P.M. Зарубежная литература. М., 1987.

166. Самарин P.M. Клейст // История немецкой литературы. Т. 3. - М.: Наука, 1966.

167. Скобелев А.В. Жанровая природа «Фантазий в манере Калло» Э.Т.А.Гофмана //Взаимодействие жанра и метода в зарубежной литературе XVIII-XX вв. Воронеж, 1982. С.14-23;

168. Славгородская J1.B. Романы Э.Т.А.Гофмана. АКД. Л., 1972.

169. Словарь литературоведческих терминов, М.: Просвещение, 1974.

170. Соколов А.Н. К спорам о романтизме // Вопросы литературы. 1963. № 7.

171. Тертерян И.А. Романтизм // История всемирной литературы. Т.6. - М.: Наука, 1989. -С.15-27.

172. Тик Л. Странствия Франца Штернбальда. М.: Наука, 1987. - 360 с.

173. Тройская М. Л. Немецкая сатира эпохи Просвещения. Л., 1962.

174. Тройская М. Л. Немецкий сентиментально-юмористический роман эпохи Просвещения. Л., 1965.

175. Тураев С. В. От Просвещения к романтизму. М.: Наука, 1983. - 256 с.

176. Тураев С. Введение в западноевропейскую литературу XVIII в. М., 1962.

177. Тураев С.В. Немецкая литература // История всемирной литературы. -Т. 6.-М.: Наука, 1989.

178. Тураев С.В., Чавчанидзе Д.Л. Изучение зарубежной литературы в школе. М, 1982.

179. Турчин В. С. Из истории западноевропейской художественной критики XVIII-XIX веков. М., 1987.

180. Федоров Ф.П. О композиции «Серапионовых братьев» Э.Т.А.Гофмана // Вопросы сюжетосложения. Рига. 1974. Вып.З. С.143-172.

181. Федоров Ф.П. Эстетические взгляды Э.Т.А.Гофмана. Рига: Звайгзне, 1972. 63 е.;

182. Фолимонов С.С. Сказка на все времена: новелла Э.Т.А.Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»/ С.С.Фолимонов// ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ.-2003.- №2.-С.40-43.

183. Фомин Д.В. Эрнст Теодор Амадей Гофман в отечественной книжной культуре: К 225-летию со дня рождения./ Д.В.Фомин// БИБЛШТЕКОВЕДЕНИЕ.-2001.- № 1 .-С.52-5 8.

184. Фрейд 3. Жуткое (о новелле Э.Т.А.Гофмана «Песочный человек») // З.Фрейд. Художник и фантазирование. М, Республика, 199. - С. 265-282.

185. Фриче В.М. Очерк развития западно-европейской литературы, М., 1927;

186. Храповицкая Г.Н. Пейзаж в литературе и живописи немецкого романтизма//Филол. науки. 1997. № 4.

187. Художественный мир Э. Т. А. Гофмана. М.: Наука, 1982. - 294 с.

188. Чавчанидзе Д. Романтический мир Эрнста Теодора Амадея Гофмана // Э.Т.А.Гофман. «Золотой горшок и другие истории». М.: Детская литература, 1981. - С. 384

189. Чавчанидзе Д.Л. «Романтическая ирония» в творчестве Гофмана // Уч. зап. МГПИ. М., 1967. N.280. - С.341-355.

190. Чавчанидзе Д.Л. Шекспир в творчестве Гофмана // Филологические науки. 1987. № 4.

191. Чечельницкая Г. Я. Шиллер. М.; Л., 1959.

192. Шаззо К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси: Мецниерба, 1978. - 238 с.

193. Шеллинг Ф.В. Сочинения в 2-х томах. М.: Мысль, 1989. - 637 с.

194. Шиллер Ф. Собр. соч. в 7 т. Т. 6. М.: ГИХЛ, 1958. - 792 с.

195. Шкловский В. Б. О теории прозы. М.: Сов. писатель, 1983. - 384 с.

196. Шлегель Ф. Разговор о поэзии. Речь о мифологии // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980

197. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2 т. М.: Искусство, 1983.

198. Эстетика немецких романтиков. М, Искусство, 1987.

199. Эстетика романтизма о назначении художника // Еврейское слово: 2004. -№15(188).

200. Ядровская Е. Р. Эрнст Гофман. «Щелкунчик и мышиный король». 5 класс // Лит. в шк. — 1998. — №8. — С. 130-136.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.