Визуальное изображение (картина) в прозе немецких романтиков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Иноземцева, Екатерина Владимировна

  • Иноземцева, Екатерина Владимировна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 233
Иноземцева, Екатерина Владимировна. Визуальное изображение (картина) в прозе немецких романтиков: дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Москва. 2007. 233 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Иноземцева, Екатерина Владимировна

Введение.

Глава I. Сущность понятия картины в контексте становления эстетического сознания романтизма.

1.Вопрос об источнике художественного творения: И.И. Винкельман и В.Г. Вакенродер.

2. Эволюция понятия «подражание».

3. Сущность произведения искусства. Требования к художественному воплощению.

4. Проблемы восприятия художественного произведения: новый тип зрителя и критика.

Глава II. Реальная и фиктивная картина в прозе раннего романтизма.

I. Реальная картина в прозе раннего романтизма

1. В.Г. Вакенродер. JI. Тик. «Сердечные излияния отшельника, любителя искусств».

1.1 «Примечательная смерть известного в свое время художника Франческо Франча, первого из Ломбардской школы».

1.2 «Образец высокоодаренного в искусстве и притом весьма ученого художника, представленный в жизни Леонардо да Винчи, прославленного родоначальника флорентийской школы».

1.3 «Хроника художников».

2. Л.Тик. В.Г. Вакенродер.

Фантазии об искусстве, для друзей искусства».

2.1 «Страшный суд Микеланджело».

2.2 «Картины Ватто».

3. Л.Тик «Странствия Франца Штернбальда».

3.1 Средневековое искусство и его романтическая интерпретация.

3.2 Картина итальянского Ренессанса в «Странствиях Франца Штернбальда».

II. Фиктивная картина в прозе раннего романтизма.

1. Л. Тик. В.Г. Вакенродер. «Фантазии об искусстве». «История, переведенная из одной итальянской книги».

2. Л. Тик. «Странствия Франца Штернбальда».

2.1 Ландшафт и пейзажная живопись в «Странствиях Франца Штернбальда».

3. Ф. Шлегель «Люцинда».

Глава III. Живописное произведение в прозе позднего романтизма (Э.Т.А. Гофман).

1.Принцип картины: абрис и колорит.

2.Принцип картины: «картина как окно» и живописное зрение.

3. Арабески.

4.Процесс творчества и его результаты в позднеромантическом осмыслении.

5. От позднего романтизма к бидермайеру.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Визуальное изображение (картина) в прозе немецких романтиков»

Актуальность выбранной темы определяется несколькими важными факторами. Во-первых, в современной культуре всесторонне осваивается и исследуется феномен визуального; в сущности, сегодня мы имеем дело с визуальноцентричной системой, где все процессы и явления подчинены общему стремлению явить читателю/зрителю убедительный образ, поддающийся мгновенному и максимально полному восприятию. Очевидное преимущество визуального начала в культуре побуждает исследователя обратиться к истокам возникновения тех явлений, которые определили генезис нового типа духовной деятельности человека. Во-вторых, анализируя способы и формы присутствия картины в литературном тексте, мы поднимаем один из ключевых вопросов, актуальный не столько собственно для романтиков, сколько для их «преемников» в искусстве конца 19-20 вв. Здесь мы имеем в виду проблему соотношения, взаимодействия слова и изображения как универсальных эстетических категорий. Романтический опыт в утверждении внутренней связи между вербальным и визуальным, исследование возможностей их синтеза, обоюдного использования средств закладывает необходимую базу, дает «онотологическое оправдание» многочисленным экспериментам в культуре 20 века: литературное и художественное творчество дадаистов, сюрреалистов, концептуалистов настойчиво возвращает нас к романтической эпохе, когда впервые произошло всестороннее осмысление возможностей эффективного соединения слова и визуального образа.

Научная новизна исследования заключается в попытке целостного анализа сущности и функций визуального изображения в романтической прозе от йенцев до Гофмана и позднего Тика, тем более что эта тематика не получила достаточного освещения в отечественной и даже зарубежной германистике. Подробное исследование отдельных жанров - роман об искусстве, роман о художнике1, новелла о художнике - не затрагивает, как правило, собственно картины как базового элемента эстетической теории романтизма. Особый интерес ученых (Питера Фэзи, Катарины Вайсрок, Кэте Гарниш и др.) сосредоточен на фигуре художника, его специфическом статусе в романтическом мироустройстве. С другой стороны, ряд современных работ, опубликованных в таких сборниках, как «Слово и изображение в романтическую эпоху», «Романтизм и Ренессанс. Рецепция итальянского Ренессанса в немецком романтизме», обладают известными приметами постмодернистской критики, которая игнорирует объективную целостность

1 См., например, Н. Marcuse. Der deutsche Kiinstlerroman. Leipzig, 2004; S. Hausdorfer. Rebellion im Kunstschein. Heidelberg, 1987; Die Kunst als Spiegel des Lebens: Romantik und Realismus. Greifswald, 1999; M. Bollacher. Wackenroder und die Kunstauffassung der friihen deutschen Romantik. Darmstadt, 1983 и др. 5 литературного произведения, его «включенность» в определенный культурно-исторический контекст и эволюцию авторского движения. В отечественной германистике попытки осмыслить феномен эстетического сознания романтизма исчерпываются всего лишь несколькими фундаментальными исследованиями и отдельными статьями (Д.Л. Чавчанидзе «Феномен искусства в немецкой романтической прозе: средневековая модель и ее разрушение», М., 1997; А.В. Михайлов «Вакенродер и романтический культ Рафаэля», «Проблемы анализа перехода к реализму» и др. в сборнике «Языки культуры», М., 1997). Искусствоведческие работы, посвященные романтической эпохе, вполне закономерным образом не тематизируют особого положения картины в литературном романтизме, ограничиваясь общими замечаниями о синтетическом характере творчества в этот период. Однако подобное положение не исключает наличия отдельных трудов, которые претендуют на всеохватность представления романтической культуры, оказавшей влияние на практически все области творческой деятельности человека, и здесь можно назвать, например, книгу Т. Жолковски «Немецкий романтизм и его институции» (Princeton, 1990).2

Объектом изучения в диссертации являются теоретические и литературные тексты немецкого романтизма. Подробному анализу подвергаются сочинения братьев Шлегелей, опубликованные в журналах «Лицеум» и «Атенеум», Ф. Шлегеля, собранные в «Воззрениях и идеях о христианском искусстве», «Философия искусства» Ф. Шеллинга, «Речи о религии» Ф. Шлейермахера. Отдельным образом рассматриваются теоретические труды предшествующего классического периода, непосредственно повлиявшие на формирование романтической эстетики (И.И. Винкельман «Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре», Г.Э. Лессинг «Лаокоон», К.Ф. Мориц «О творческом подражании прекрасному», «Метафизическая линия

2 Более подробный обзор важнейших критических исследований см. в тексте диссертации 6 прекрасного» И.Д. Фьорилло «История изобразительного искусства», В.Г. Гейнзе «Ардингелло и блаженные острова», «Письма о выдающихся картинах Дюссельдорфской галереи»). Особое внимание в диссертации уделяется целостному представлению воззрений романтических художников таких, как л

К.Д. Фридрих, Ф.О. Рунге, К.Г. Карус , зафиксированных в различных комментариях, сборниках афоризмов, письмах, относительно сущности искусства и значения визуального изображения. В тексте диссертации содержится детальный анализ литературных произведений раннего и позднего немецкого романтизма (В.Г. Вакенродера, Л.Тика, Ф.Шлегеля, Э.Т.А. Гофмана).

Цель данного диссертационного исследования - определить специфику категории картины в теоретических и литературных произведениях немецкого романтизма, а также представить в необходимой целостности эволюцию эстетических взглядов, которые знаменуют собой новую эпоху в европейском культурном сознании. Для этого необходимо выполнить следующие задачи:

- проследить развитие теоретических позиций романтиков относительно сущности и искусства и функций картины, выявить точки сближения и расхождения с классической традицией;

- проанализировать на примере конкретных художественных текстов раннего романтизма формы и способы реализации новых теоретических убеждений; систематизировать основные приемы освоения визуального материала в литературных произведениях йенцев;

- выявить различия между ранними романтиками и Э.Т.А. Гофманом; наглядно продемонстрировать причины и способы, как картина из объекта описания становится внутренним принципом организации повествования;

- наметить пути трансформации романтических убеждений в последующую эпоху бидермайера; дать общую характеристику сущностных расхождений в перспективе особого значения категории картины в эстетике романтизма;

3 К.Г. Карус, врач по профессии, был виднейшим теоретиком романтизма, сам практиковал занятия живописью. 7

Методологическая основой данной работы являются исследования российских и зарубежных ученых по следующим проблемам: формирование романтической эстетики (Э. Ауэрбах, А.В. Михайлов, В.М. Жирмунский, М. Ямпольский, М. Тальман, С. Вьетта, Р. Литтлджонс, Г. Ноймайер, Р. Богардс, Г. Остерле, Г. Нойман и др.), творчество ранних романтиков в контексте нового понимания искусства (В. Кольшмидт, П. Фэзи, С. Хаусдерфер, Э.В. Шульц), значение искусства в творчестве Э.Т.А. Гофмана (А.Б. Ботникова, Д.Л. Чавчанидзе, Ф. Киттлер, Г. Мюллер, М. Фрей, Д. Кремер, П. Матт и др.), понятие пространства картины и эволюция визуального восприятия (Б. Раушенбах, Э. Панофски, Г. Вельфлин, Г. Гаснер, каталоги различных выставок). Основные методы, использованные в данной работе, - историко-культурный и детальный анализ текстов романтической эпохи.

Научно-практическое значение результатов диссертации заключается в возможности их использования для разработки курсов, посвященных романтической прозе об искусстве и художнике, а также введенному романтиками новому пониманию возможностей синтеза визуального и вербального начала, что кажется особенно актуальным в контексте культуры модернизма.

Структура диссертации определяется ходом исследования. Работа состоит из введения, трех глав (Сущность понятия картины в контексте становления эстетического сознания романтизма; Реальная и фиктивная картина в прозе раннего романтизма; Живописное произведение в прозе позднего романтизма), заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Иноземцева, Екатерина Владимировна

Заключение

Опыт романтической эпохи, не только утвердившей совершенно особенный статус визуального изображения, картины в общекультурном, эстетическом контексте, но и сделавший ее действенным инструментом в организации повествования, как это убедительно доказывают произведения Э.Т.А. Гофмана, открывает возможности для последующей литературы. Исключительное значение достижений романтиков состоит в том, что они, во-первых, благодаря обширным теоретическим разработкам ввели иное понимание, иную систему внутренних мотивировок творческой деятельности художника. Во-вторых, романтики завершили процесс постепенного вытеснения активного языкового начала из литературы, окончательно утвердив «право» визуального на исчерпывающее представление действительности. Многообразие форм присутствия картины в литературе немецкого романтизма - реальные и фиктивные изображения, картина как внутренний принцип организации новелл, имитация живописной техники от создания абриса и колорита до использования арабесок - свидетельствуют о тотальном стремлении литературы преодолеть самое себя, обратиться к «слову, которое не говорит, оно есть», по выражению М. Бланшо.413 Предвосхищая многие эксперименты искусства модернизма (в самом широком смысле слова), романтики открыли и освоили новое измерение бытования как слова, так и визуального образа, осуществляя плодотворный синтез между ними.

Эстетическое сознание немецкого романтизма выделило картину как базовый принцип, в соответствии с которым познается видимая и духовная действительность. Обретение целостного визуального образа приравнивается акту прозрения истины, художник становится не исполнителем и продолжателем традиции, верно отображающим реальность, но носителем духовной мудрости. Автономия творящего субъекта простирается так широко,

413 Бланшо M. Выход в пространство литературы// Пространство литературы. М., Логос, 2002. С. 29.

215 что ему оказывается доступным преображение мира, нарушение естественных, воспринимаемых глазом форм ради воссоздания единственно объективного внутреннего образа. Опыт йенских романтиков, переосмысливших основные постулаты классической эстетики и воплотивших новые представления об искусстве и художнике в литературной практике, органически усваивается позднеромантическим поколением, прежде всего Э.Т.А. Гофманом. Будучи всесторонне талантливой личностью, Гофман глубоко переживает визуальное, постигает, так сказать, изнутри природу живописного творчества и открывает во всей полноте и убедительности в своих прозаических произведениях потенциал использования картины. От раннеромантической непоследовательности, известной случайности в представлении полотен реальных и фиктивных художников литература переходит к визуальному изображению как основе всего повествования. Для йенцев Вакенродера, Тика, Ф. Шлегеля было особенно важным утвердить новое понимание живописи и доказать его подлинность и эффективность действия через описания картин и творческой эволюции художника, позволяя новым воззрениям свободно «циркулировать» в пространстве литературного текста. Гофман же скорее отстраняется от избыточной конкретики в размышлениях о сущности искусства живописи, он сознательно не претендует на всеохватность, исчерпывающее представление истории искусства в парадигме новых эстетических воззрений. В его писательском сознании визуальный образ изначально присутствует, является «импульсом» творческого движения и одновременно базовым, организующим элементом многих новелл, как это было показано в 3 главе диссертации. Тексты Гофмана обретают дополнительное измерение внутренней глубины, предельной осмысленности каждого писательского жеста. Картина в такой ситуации раскрывается не только и не столько как результат деятельности художника и этап в истории искусства, свидетельствующий о «божественности» живописи, но как онтологическая основа литературы, предоставляя читателю возможность более полного и объективного познания мира.

Романтизм, сформировавшийся в эпоху исторического слома, зафиксировавший радикальные перемены в культуре и индивидуальном человеческом сознании, вполне закономерным образом сменяется более «беспроблемной», успокоенной эпохой бидермайера. Постепенно исчезает драматизм противоречия между действительной и идеальной сферой, высокое творчество, связанное с категорией божественного, растворяется в материальном и насущном, нивелируя особенный романтический статус искусства и художника. Характерная в этом отношении новелла позднего Л.Тика «Картины» являет нам полотно живописца как атрибут повседневной человеческой жизни, оно становится средством обретения материального благополучия и вполне органично существует в бытовой реальности, как будто ему и не было присвоено уникального значения в произведениях Вакенродера, Шлегеля, самого Тика. Только в конце 19 века - и особенно в начале 20 -литература и культура в целом вновь обратятся к романтическому наследию, обнаружив несоответствие между действительностью и той художественной системой, что сложилась в постромантический период. Вновь для художника и писателя искусство приобретет черты идеального пространства, где воплощаются абсолютные идеи, принципиально несовместимые с обыденностью. Возродится интерес к идее синтеза различных видов искусств, и визуальное в его различных проявлениях станет неотъемлемой, соприродной частью литературы. Поколение модернистов будет снова и снова черпать вдохновение в романтической эстетике, ощущая неиссякаемость духовного источника, и освещать «божественным светом» романтической истины собственные литературные и художественные эксперименты.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Иноземцева, Екатерина Владимировна, 2007 год

1. Литературная теория немецкого романтизма. JI. 1934

2. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980

3. Эстетика немецких романтиков. Сост. и комментарии А.В. Михайлова. СпбГУ. 2006

4. Вакенродер, В.Г., Тик, Л. Фантазии об искусстве. М., 1983

5. Шлегель, Фридрих. Эстетика. Философия. Критика. В 2 т. М., 1983

6. Шлейермахер В. Речи о религии. Спб., 1994

7. Фихте, И.Г. Сочинения в 2 т. Спб., 1993

8. Винкельман, И.И. Избранные произведения и письма. М-Л., 1935

9. Гердер, И.Г. Избранные сочинения. Сост. и комментарии В.М. Жирмунского. М.-Л., 1959

10. Ю.Шеллинг, Ф.В.И. Философия искусства. М., 1966 1 ЬГейнзе, В.Г. Ардингелло и блаженные острова. М.-Л., 1935

11. Новалис. Гимны к ночи. М., 1996

12. Тик, Л. Странствия Франца Штернбальда. М., 1987 М.Избранная проза немецких романтиков в 2 т. М., 1979 15.Э.Т.А. Гофман. Собрание сочинений в 6 т. М., 1991-2000

13. Goethe, J.W. Goethes Werke in 12 Bd. Berlin-Weimar, 1963-1966

14. Wackenroder, W.H. Samtliche Werke und Briefe. Hrgs. von Silvio Vietta und Richard Littlejohns. Heidelberg, 1991

15. Lessing, G.E. Laokoon // Gesammelte Werke in 10 Bd. Berlin-Weimar, 1968

16. Wackenroder, W.H. Herzenergieflungen eines kunstliebenden Klosterbruders. Reclam, Stuttgart, 1997

17. Athenaum. Hrgs. von Gerda Heinrich, Leipzig, 1984

18. Novalis. Schriften. In 2 Bd. Stuttgart, 1960

19. Bodmer, J.J. Critische Abhandlung von dem Wunderbaren in der Poesie. Stuttgart, 1974

20. Hamann, J.G. Schriften. Leipzig, 1931

21. Moritz, K. P. Gesammelte Werke in 2 Bd. Berlin-Weimar, 1973

22. Novalis' Werke. Munchen, 1981

23. Carus, Carl Gustav. Werke in 4 Bd. Berlin, 1942-1943

24. Carus, Carl Gustav. Briefe und Aufsatze uber die Landschaftsmalerei. Leipzig, Weimar, 1982

25. Meine siiBe Augenweide. Dichter uber Maler und Malerei. Berlin, 1978

26. Athenaum. Fragmente. Leipzig, 1984

27. Tieck, L., Wackenroder, W.H. Phantasien uber die Kunst. Stuttgart, 2000

28. Heinse, W.H. Briefe aus der Dusseldorfer Gemaldegalerie. Leipzig-Wien, 1914

29. Schlegel, Friedrich. Kritische Ausgabe. Munchen u.a., 1959 33.Schlegel, A.W. Kritische Ausgabe. Bonn u. Leipzig, 1923

30. E.T.A. Hoffmann in Aufzeichnungen seiner Freunde und Bekannten. Eine Sammlung von F. Schnapp. Munchen, 1974

31. Hoffmann, E.T.A. Schriften zur Musik. Hrgs. von F. Schnapp. Darmstadt, 1978

32. E.T.A. Hoffmanns Briefwechsel in 2 Bd. Gesammelt und erlautert von Hans vonMiiller. Munchen, 1971

33. Ludwig Tiecks Werke in 2 Bd. Aufbau-Verlag, Berlin-Weimar, 1985

34. Lavater, J.K. Physiognomische Fragmente, zur Beforderung der Menschenkenntnis und Menschenliebe. Zurich, 19681. Исследования

35. Чавчанидзе Д.Л. Феномен искусства в немецкой романтической прозе: средневековая модель и ее разрушение. Изд-во МГУ, М., 1997

36. Тураев С.В. Вакенродер и Тик. Близость и расхождения // Philologica. Исследования по языку и литературе. Л., 1973. С. 316-327

37. Тураев С.В. От Просвещения к романтизму. М., 1983

38. Бахтин М.М. Эпос и роман. Спб., 2000

39. Изер, Вольфганг. Акты вымысла, или что фиктивно в фикциональном тексте // Немецкое философское литературоведение наших дней. Изд-во СпбГУ, 2001

40. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Спб., 2001

41. Михайлов А.В. Языки культуры. М., 1997

42. Михайлов А.В. Эстетический мир Шефтсбери // Шефтсбери. Эстетические опыты. М., 1975

43. Габитова P.M. Философия немецкого романтизма. М., 1978 Ю.Ямпольский М. Ткач и визионер. Очерки истории репрезентации, или Оматериальном в идеальной культуре. М., 2007

44. Бланшо, Морис. Пространство литературы. М., 2002

45. Карельский А.В. От героя к человеку. Два века западноевропейской литературы. М., 1990

46. Жирмунский В.М. Религиозное отречение в истории романтизма. СПб., 1914

47. М.Жирмунский, В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб., 1996

48. Жирмунская Н.А. От барокко к романтизму. СПб., 2001

49. Грешных В.И. Мистерия духа. Калининград, 2001

50. Мир романтизма / Под ред. И.В. Карташовой. Тверь, 2002

51. Бент М. Художественный мир Гофмана. М., 1982

52. Гайм, Рудольф. Романтическая школа. Спб., 2006

53. Ботникова А.Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм. Воронеж, 2004

54. Ауэрбах, Э. Мимесис. М., 1986

55. Мисюров Н.Н. «Фантазии об искусстве» В.Г. Вакенродера и идея национального своеобразия искусства в литературе немецкого романтизма. Л., 1987

56. Brown, Marshall. The shape of German romanticism. London, Cornell Univ. press, 1979

57. Man, Paul de. Aesthetic ideology. Minneapolis, Minnesota Univ. Press, 1996

58. Grundy, J.B.C. Tieck and Runge. A study in the relationship of literature and art in the romantic period. Strasburg, 1930.

59. Wittkower, Rudolf. Allegory and migration of symbols. London, 1977

60. Ziolkowski, Theodore. German romanticism and its institutions. Princeton Univ. Press, 1990

61. Studies in romanticism, (12), 1973; (17), 1978

62. Romanticism and Enlightment. The Cambridge companion to British Romanticism, ed. S. Curran. Cambridge Univ. Press, 1993

63. Leone Battista Alberti. Trattati d'arte, ludi rerummathematicarium, grammatica della lingua toscana, lettere. Bari, Laterza, 1973

64. Frey, Marianne. Der Kunstler und sein Werk bei W.H. Wackenroder und E.T.A. Hoffmann. Vergleichende Studien zur romantischen Kunstanschauung. Bern, 1970

65. Kittler, Friedrich. Eine Mathematik der Endlichkeit. E.T.A. Hoffmanns „Jesuitenkirche in G.". Berlin, 1996

66. Kohlschmidt, Werner. Dichter, Tradition und Zeitgeist. Bern, Munchen, 1965

67. Jehle, Mimi Ida. Das deutsche Kunstmarchen von der Romantik zum Naturalismus. /Urbana/ Univ. of 111., 1935

68. Pongs, Hermann. Das Bild in der Dichtung. Bern, 1967

69. Kastinger, Riley; Helene, M. Das Bild der Antike in der deutschen Romantik. Amsterdam, 1981

70. Laserstein, Kate. Die Gestalt des bildenden Kunstlers in der romantischen Dichtung. Berlin und Leipzig, 1931

71. Muller, Andreas. Landschaftserlebnis und Landschaftsbild. Studien zur deutschen Dichtung des 18. Jahrhunderts und der Romantik. Stuttgart, 1955

72. Europaische Hochschulschrifiten. 1. Deutsche Literatur und Germanistik. Bd. 278. Frankfurt a. M., 1979

73. Thalmann, Marianne. Romantiker entdecken die Stadt. Munchen, 1965

74. Thalmann, Marianne. Zeichensprache der Romantik, Heidelberg, 1967

75. Thalmann, Marianne. Romantik in kritischer Perspektive. Heidelberg, 1976

76. Thalmann, Marianne. Romantik und Manierismus. Stuttgart, 1963

77. Utz, Peter. Das Auge und das Ohr im Text: literarische Sinneswahrnehmung in der Goethezeit. Munchen, 1990

78. Vietta, Silvio. Literarische Phantasie: Theorie und Geschichte: Barock und Aufklarung. Stuttgart, 1986

79. Studien zur Asthetik und Literaturgeschichte der Kunstperiode. Hrgs. von Dirk Grathoff. Frankfurt a.M., 1985

80. E.T.A. Hoffmann. Hrgs. von Helmut Prang. Darmstadt, 1976

81. Janssen, Brunhilde. Spuk und Wahnsinn: zur Genese und Charakteristik phantastischer Literatur in der Romantik, aufgezeigt an den "Nachtstucken" von E.T.A. Hoffmann. Frankfurt a. M., 1986

82. Miihler, Robert. Die Einheit der Kiinste und das Orphische bei E.T.A. Hoffmann // Stoffe, Formen, Strukturen. Munchen, 1962

83. Nipperdey, Otto. Wahnsinnfiguren bei E.T.A. Hoffmann. Koln, 1957

84. Schneider, Karl Ludwig. Kiinstlerliebe und Philistertum im Werk E.T.A. Hoffmanns // Die deutsche Romantik. Gottingen, 1967

85. Momberger, Manfred. Sonne und Punsch: die Dissemination des romantischen Kunstbegriffs bei E.T.A. Hoffmann. Munchen, 1986

86. Piana, Theo. E.T.A. Hoffmann als bildender Kiinstler. Berlin, 1954

87. Chelin, Henri. Friedrich Schlegels "Europa". Frankfurt a.M., 1981

88. Friedrich Schlegel und die Kunsttheorie seiner Zeit. Hrgs. von Helmut Schanze. Darmstadt, 1985

89. Garmann, Gerburg. Die Traumlandschaften L. Tiecks: Traumreise und Individuationsprozess aus romantischer Perspektive. Opladen, 1989

90. Hinger, Jorg. Romantik und Realismus im Spatwerk Ludwig Tiecks. Koln, 1955

91. K6nig der Romantik. Das Leben des Dichters L. Tiecks in Briefen, Selbstbezeugnissen und Berichten. Berlin, 1981

92. Schulz, Eberhard Wilhelm. Der mittelalterlicher Kiinstler in Tiecks Roman "Franz Sternbalds Wanderungen" // Wort und Zeit. Neumiinster, 1968. S. 35-48

93. Athenaum. Jahrbuch fur Romantik (1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2001). Padeborn, Munchen, Wien, Zurich

94. Neumann, Michael. Unterwegs zu den Inseln des Scheins. Frankfurt a.M., 1991

95. Beda, Allemann. Ironie und Dichtung. Pfullingen, 1969

96. Apel, Friedmar. Die Zaubergarten der Phantasie. Zur Theorie und Geschichte des Kunstmarchens. Heidelberg, 1978.

97. Auerbach, Erich. Mimesis. Dargestellte Wirklichkeit in der abendlandischen Literatur. Bern, Munchen, 1971

98. Benz, Ernst. Die Vision. Erfahrungsformen und Bilderwelt. Stuttgart, 1969

99. Bollacher, Martin. Wackenroders Kunstreligion. Uberlegungen zur Genesis der fruhromantischen Kunstanschauung // Germanisch-Romanische Monatsschrift 80,1980. S. 377-394

100. Frank, Manfred. Das Problem der "Zeit" in der deutschen Romantik. Zeitbewusstsein und Bewusstsein von Zeitlichkeit in der fruhromantischen Philosophie und Tiecks Dichtung.

101. Grassi, Ernesto. Macht des Bildes: Ohnmacht der rationalen Sprache. Zur Rettung des Rhetorischen. Koln, 1970

102. Heftrich, Eckhard. Das asthetische Bewusstsein und die Philosophie der Kunst // Beitrage zur Theorie der Kiinste im 19. Jahrhundert. Bd.l. Frankfurt a.M., 1971. S. 30-43

103. HilImann, Heinz. Bildlichkeit der deutschen Romantik. Frankfurt a.M., 1971

104. H6risch, Jochen. Die frohliche Wissenschaft der Poesie. Der Universalitatsanspruch von Dichtung in der fruhromantischen Poetologie. Frankfurt a.M., 1976

105. L6hmann, Otto. Die Rahmenerzahlung des Decameron. Ihre Quellen und Nachwirkungen. Halle, 1935

106. Nowak, Kurt. Schleiermacher und die Friihromantik. Eine literaturgeschichtliche Studie zum romantischen Religionsverstandnis und Menschenbild am Ende des 18. Jahrhunderts in Deutschland. Weimar, 1986

107. Pikulik, Lothar. E.T.A. Hoffmann als Erzahler. Ein Kommentar zu den „Serapionsbriidern". Gottingen, 1987

108. Pikulik, Lothar. Romantik als Unvergniigen an der Normalitat. Frankfurt a.M., 1979

109. Rosenfeld, Hans. Das deutsche Bildgedicht. Seine antiken Vorbilder und seine Entwicklung bis zur Gegenwart. Aus dem Grenzgebiet zwischen bildender Kunst und Dichtung. Leipzig, 1935

110. B6ckmann, Paul. Dichterische Wege der Subjektivierung. Studien zur deutschen Literatur im 19. und 20. Jahrhundert. Tubingen, 1999

111. Striedter, Jurij. Die Fragmente des Novalis als „Prafigurationen" seiner Dichtung. Heidelberg, 1954

112. Marcuse, Herbert. Der deutsche Kiinstlerroman. Leipzig, 2004

113. Die Kunst als Spiegel des Lebens: Romantik und Realismus. Greifswald, 1999

114. Bild und Schrift in der Romantik. Hrgs. von G. Neumann und G. Oesterle. Wurzburg, 1999

115. Romantik und Renaissance. Die Rezeption der italienischen Renaissance in der deutschen Romantik. Hrgs. von Silvio Vietta. Stuttgart-Weimar, 1999

116. Benz, Richard Die Botschaft der Kunst: Wilhelm Heinrich Wackenroder. Jena, 1938

117. Begriffsbestimmung der Klassik und des Klassischen. Hrgs. von H. 0. Burger. Darmstadt, 1972

118. Ederheimer, Edgar. Jacob Bohmes Einfluss auf Tieck und Novalis. Heidelberg, 1904

119. Harnisch, Kate. Deutsche Malererzahlungen. Die Art des Sehens bei Heinse, Tieck, Hoffmann, Stifter und Keller. Berlin, 193887Jessen, Karl Detlev. Heinses Stellung zur bildenden Kunst und ihrer Asthetik. NY, 1967

120. Neumeyer, Alfred. Der Blick aus dem Bilde. Berlin, 1964 89.0esterle, Giinter. Arabeske und Roman. Eine poetikgeschichtliche Rekonstruktion von Friedrich Schlegels „Brief iiber den Roman". Frankfurt a.M. u.a., 1985

121. Hammer, Dorothea. Die Bedeutung der vergangenen Zeit im Werk Wackenroders, Frankfurt a.M., 1960

122. Benjamin, Walter. Der Begriff der Kunstkritik in der deutschen Romantik. Frankfurt a. Main, 1973

123. Osterkamp, Ernst. Im Buchsatbenbilde: Studien zum Verhalten Goethescher Bildbeschreibungen. Stuttgart, 1991

124. Requardt, Peter. Der Aphorismus. Zur Geschichte, zu den Formen einer literarischen Gattung. Darmstadt, 1976

125. Neumann, Gerhard. Ideenparadiese. Aphoristik bei Lichtenberg, Novalis, Friedrich Schlegel und Goethe. Munchen, 1976

126. Hubert, Ulrich. Karl Philipp Moritz und die Anfange der Romantik. Frankfurt a.M., 1971

127. Apfelstedt, Hartmut. Selbsterziehung und Selbstbildung in der deutschen Fruhromantik : Friedrich Schlegel-Novalis-Wackenroder-Tieck. Munchen, 1957

128. Hartmann, Hans. Kunst und Religion in der Fruhromantik. Solingen, 1916

129. Rudiger, Wolfgang. Musik und Wirklichkeit bei E.T.A. Hoffman: zur Entstehung einer Musikanschauung der Romantik. Pfaffenweiler, 1989

130. Nahrebecky, R. Wackenroder, Tieck, E. T. A. Hoffmann, Bettina von Arnim : ihre Beziehung zur Musik u. zum musikalischen Erlebnis. Bonn, 1979

131. Matt, Peter von. Die Augen der Automaten. E.T.A. Hoffmanns Imaginationslehre als Prinzip seiner Erzahlkunst. Tubingen, 1971

132. Kremer, Detlef. E.T.A. Hoffmann. Zur Einftihrung. Hamburg, 1998

133. Kremer, Detlef. Prosa der Romantik. Stuttgart, 1997

134. Daiber, Jiirgen. Die Autofaszination des Blicks//E.T.A. Hoffmann. Reader. Humboldt Universitat zu Berlin, 2002

135. Miiller, Hans von. Gesammelte Aufsatze uber E.T.A. Hoffmann. Hrgs. von F. Schnapp. Hildesheim, 1974

136. Gneuss, Christian. Der spate Ludwig Tieck als Zeitkritiker. Diisseldorf, 1971

137. Asthetische Erfindung der Moderne? Perspektiven und Modelle 17501850. Hrgs. von B. Herrmann und B. Thums. Wurzburg, 2003

138. Antal, Frederick. Zwischen Renaissance und Romantik. Dresden, 1975

139. Erlauterungen zur deutschen Literatur. Klassik (1964), Zwischen Klassik und Romantik (1964-1965), Romantik (1966). Leipzig

140. Weisrock, Katharina. Gotterblick und Zaubermacht. Auge, Blick und Wahmehmung in Aufklarung und Romantik. Opladen, 1990

141. Schrapel, Claudia. Johann Dominicus Fiorillo : Grundlagen zur wissenschaftsgeschichtlichen Beurteilung der "Geschichte der zeichnenden Kiinste in Deutschland und den vereinigten Niederlanden". Hildesheim, 2004

142. Graczyk, Annette. Das literarische Tableau zwischen Kunst und Wissenschaft. Munchen, 2004

143. Romantik und Asthetismus. Hrgs. von B. Gruber und G. Plumpe. Wiirzburg, 1999

144. Ideal und Wirklichkeit. Berlin, 1984lH.Buch, Hans Christoph. Ut pictura poesis. Die Beschreibungsliteratur und ihre Kritiker von Lessing bis Lukacs. Munchen, 1972

145. Литература по изобразительному искусству

146. Вазари, Джорджио. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих, в 5 т. М., 1993-94

147. Вельфлин, Генрих. Основные понятия истории искусств. М., 2002

148. Головин В. Мир художника раннего итальянского Возрождения. М.,2003

149. Панофски, Эрвин. Ренессанс и ренессансы в искусстве Запада. М., 2006

150. Рескин, Джон. Лекции об искусстве. Москва, 2006

151. Проблемы пейзажа в европейском искусстве 19 века (Материалы научной конференции). М., Советский художник, 1978

152. Ходаковский Е.В. К.Д. Фридрих и архитектура. Спб., 2003

153. Вольф, Норберт. Фридрих. М., 2006

154. Раушенбах, Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. Спб., 2002

155. Ю.Стоикита В. Краткая история тени. Спб., 2004ll.Ohly, Friedrich. Schriften zur mittelalterlichen Bedeutungsforschung. Darmstadt, 1977

156. Panofsky, Erwin. Das Leben und die Kunst Albrecht Diirers, Munchen, 1977

157. Panofsky, Erwin. IDEA. Ein Beitrag zur Begriffsgeschichte der alteren Kunsttheorie. Berlin, 1982

158. H.Malerei der Romantik in Deutschland, Koln, 1985

159. Busch, Werner; Beyrodt, Wolfgang. Die notwendige Arabeske. Wirklichkeitsaneignung und Stilisierung in der deutschen Kunst des 19. Jahrhunderts. Berlin, 1985

160. Baur, Christian. Landschaftsmalerei der Romantik. Munchen, 1979

161. Phlippot, Paul. Die Wandmalerei. Wien-Mtinchen, 1972

162. Sedlmayr, Hans. Verlust der Mitte. Die bildende Kunst des 19. und 20. Jahrhunderts als Symptom und Symbol der Zeit. Frankfurt a.M., 1973

163. Meisterwerke der romantischen Malerei. Berlin, 2007

164. Die Nacht. Katalog der Ausstellung. Munchen, 1998

165. Wild, Adolf. Jacques Callot 1592-1635. Kupferstriche und Radierungen. Katalog der Ausstellung im Gutenberg Museum. Mainz, 1982

166. Goethe und die Kunst. Katalog der Ausstellung. Stuttgart, 2004

167. Antal, Frederick. Hogarth und seine Stellung in der europaischen Kunst. Dresden, 1966

168. Antoine Watteau. Berlin, 1973

169. Altdeutsche Tafelmalerei. Berlin, 1978

170. Begegnung mit dem Prado. Hrgs. von J. Rogelio Buendia. Madrid, 1979

171. Alte Pinakothek. Erlauterungen zu den ausgestellten Gemalden. Munchen, 1983

172. Die Uffizien. Hrgs. von Luciano Berti. Florenz, 1984

173. Marburger Jahrbuch fur Kunstwissenschaft (1928,1929)301 capolavori della pittura italiana. Firenze, 1997

174. The genius of Venice 1500-1600. Ed. by J. Martineau/C. Hope. London, 1983

175. Rosenblum, Robert. Modern painting and the Northern romantic tradition: Friedrich to Rothko. London, 1988

176. Murray, Linda. Michelangelo. London, 19801. Интернет-ресурсыhttp://gutenberg.spiegel.dehttp://www.romantikforschung.de/http://www.wikipedia.org/de

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.