Философский анализ понятия неявной деятельности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Пушкарева, Марина Алексеевна
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 127
Оглавление диссертации кандидат философских наук Пушкарева, Марина Алексеевна
Содержание
Введение
Глава 1. Обоснование понятия неявной деятельности в философии 12-54
§ 1. Ретроспективный анализ понятия деятельности в
древнегреческой и немецкой классической философии
§ 2. Неявная деятельность как "опосредствующая
деятельность"
§ 3. Содержание понятий неявной и духовной деятельности 41-54 Глава 2. Неявная деятельность : содержательный аспект
§ 1. Проблема концептуализации понятия неявной
деятельности
§ 2. Роль неявного знания и скрытой деятельности в
человеческой жизни
§ 3. Неявный содержательный аспект языковой
деятельности
Заключение
Библиография
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Феномен мыслителя: Гносеологический анализ трансцендентальной субъективности2000 год, доктор философских наук Вильданов, Урал Салимович
Идея свободы в её трансцендентально-системном представлении2005 год, доктор философских наук Пушкарёва, Марина Алексеевна
Концепции неявного знания в современной философии науки2009 год, кандидат философских наук Котомина, Елена Вадимовна
Социально-философский анализ неявного знания профессионала: на примере сотрудника оперативных подразделений МВД2011 год, кандидат философских наук Елисеева, Людмила Афанасьевна
Мир повседневности в философском контексте проблематики духовного бытия2010 год, кандидат философских наук Албаева, Ирина Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философский анализ понятия неявной деятельности»
Введение.
Актуальность диссертационного исследования обусловлена потребностью методологического анализа неявной или скрытой стороны деятельности человека, которая не есть какая-то дополнительная или вторичная характеристика его деятельности, а определенная грань, показывающая ее специфику и многомерность.
Уже в различных формах предметно- материальной деятельности человек по сути дела взаимодействует с другим лицом, с человеческими силами, свернутыми или преобразованными в предмете. Если взять реальный исторический процесс, то с течением времени здесь также выявляются скрытые силы и обстоятельства, действие которых в будущем трудно было предвидеть.
Общение людей, как пишет В.Е. Кемеров, "может быть прямым или неявным, опосредствованным"1. Через средства жизни и деятельности человек в своем предметном бытии оказывается связанным с целым множеством людей, в прямые контакты с которыми он никогда не вступал. Следует учесть и то обстоятельство, что тяга человека к предмету детерминирована неявным, скрытым или же, напротив, выявленными качествами.
Мы далеки от того, чтобы сводить понимание неявной деятельности к сознанию существования только неосознанного как в самой деятельности, так и в знании. Гегелевская мистификация неявной или "опосредствующей деятельности"мирового разума привела к тому, что, так называемая, скрытая сторона деятельности (как материальной,
1 См.: Кемеров В.Е. Социальное бытие как деятельность людей//Двенадцать лекций по философии. Текст лекций. Екатеринбург, 1996. - С. 123.
так и духовной) стала рассматриваться чуть-ли не в качестве ведущей, хотя и действующей как бы за спиной людей. Однако исторический опыт показывает, что ни идеальные, ни материальные факторы не следует абсолютизировать. Человеческая деятельность, как единство неосознанного и осознанного, весьма противоречива. Например, человеческая духовная деятельность, в основе которой лежит принцип будущего, чаще всего заканчивается тем, что рождается нечто, к чему человек даже и не стремится. Факты бездействия при желании действовать, затем факт несовпадения цели и результата говорят о наличии скрытых или неявных детерминант в осуществлении сознательной деятельности. Между тем, что человек мыслит о себе и думает о том, что делает и действительным содержанием действия существует разница. Возникают и ситуации, когда человек не осознает причин, находящихся в нем самом (так, творческая личность часто не осознает всего своего значения; для нее самой ее деятельность остается скрытой, и даже, когда другие обращают внимание на последствия ее деяний, она все же продолжает действовать в избранном направлении).
Бывает и так, что человек, мечтая о благородном поступке и руководствуясь сознательным желанием, так и не доходит до действительного поступка. Размеры этой дистанции, как пишет С.С. Абрамов, - "зависят не столько от самого этого желания или материальных обстоятельств, сколько от той области субъективности, посредством которой осуществляется перевод сознания в материальные действия"1.
Надо подчеркнуть, что акты жизнедеятельности человека опосредованы действием субъективного фактора. Многое зависит от
1 См.: Абрамов С.С. Неявная субъективность: (Опыт философского исследования). - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991. - С.7.
уровня сознания, умения мыслить и чувствовать. Но если учесть возможную структурированность субъекта (не только его разновидности, но и сущностные уровни), то человек выступает и в качестве носителя неявного для него самого слоя субъективной реальности ("душа", "дух", "Абсолют"). Дух, как иногда говорят, любит скрываться и сразу же ускользает, как только его пытаются облечь в какую-либо чувственно-понятийную форму.
Человеческая деятельность полна противоречий. Она рациональна и нерациональна, сознательна и бессознательна, "поскольку, - как верно замечает А.Ф. Кудряшев, - всегда целесообразна, но не настолько, чтобы человек, будучи ее субъектом, знал заранее все ее результаты и сверхцель. Характерные для процесса деятельности динамичность и противоречивость объективно обуславливают существование ее различных схематизаций"1.
В определенном смысле можно, на наш взгляд, вести речь о неявной деятельности, подразумевая под этим неявную или скрытую сторону не только творческой деятельности, но и латентный,
о о о /
имплицитныи, потенциальный слои человеческой деятельности вообще.
Актуальность исследования определяется как раз задачей, вырастающей из осознания проблемы достижения в ходе деятельности общественно-значимых результатов. "Для того, чтобы их получить необходимы подготовительные действия, осмысленные и целенаправленные; кроме того, надо уметь использовать полученные результаты. Все это тоже деятельность, результативность которой может ощущаться не сразу (т.е. эта результативность может оставаться
о и \
скрытой, неявной), поскольку результат опосредован промежуточными,
'Кудряшев А.Ф. Деятельность, основание, мировоззрение // Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века. - Уфа, 1997. - С.5-6.
вроде бы безрезультатными, действиями, каждое из которых все же должно быть соответствующим образом мотивировано"1.
По всей вероятности, в деятельности человека следует различать две стороны. Первая из них - неявная деятельность, имеющая как позитивное, так и негативное влияние на человека. Например, сознательно-скрываемая деятельность. Ее раскрытие во многих случаях весьма затруднительно. Проникновение во внутренний мир субъекта составляет необходимое, но еще не достаточное условие для того, чтобы открылись истинные цели. Требуется высокий уровень общественного самосознания, чтобы имитационная неявная деятельность была сведена к минимуму.
В условиях, когда наука стала мощным социальным институтом, одинаково важным является не только то, что общество должно учитывать и уметь по достоинству оценить творческую результативность, которая действительно не сразу может проявиться в явном виде, но и то, что общество должно учиться ставить заслоны именно тем видам активности, результаты которой не могут быть соответствующим образом мотивированы, если не опираются на общечеловеческие ценности.
Вторая из них - это явная или сознательная деятельность. В принципе, в человеческой деятельности все элементы выделяются явно. Но когда деятельность осуществляется, каких-то элементов не достает. Это и есть то неявное, которое затем начинает о себе заявлять.
Бывает и так, что существуют виды деятельности, о которых общество информировано слабо или не имеет информации вообще.
Сознание актуальности анализа этой неявной стороны деятельности людей и определило содержание настоящего исследования.
1 Кудряшев А.Ф. Указ. соч. - С.6-7.
Степень разработанности проблемы. Введение в научный обиход понятий "неявного знания", "неявной субъективности" и т.д. связано с концепцией личностного знания М. По лани. Неявное означает собою такие факторы в познавательной и практической деятельности, которые оказываются скрытыми, периферийными, потенциальными прежде всего по отношению к субъекту - носителю этой деятельности. Следует заметить, что обоснование понятия неявного субъекта упирается в трудность его сравнительного анализа с другими философскими понятиями, описывающими его субъективное бытие. Так, понятия "неявное" и "бессознательное" обладают различной степенью смысловой нагруженности. Например, это лучше всего проявляется в их отношении к категории "деятельность" (неявная сторона человеческой деятельности включает в себя наряду с неосознаваемой и осознаваемую деятельность). Субъект осознанно может завуалировать свою деятельность, сделать ее "тихой", "невидимой", в то время как неосознаваемая деятельность не сознается субъектом, хотя и производится им.
Значительные результаты в осмыслении понятия неявного знания достигнуты в трудах С. С. Абрамова, Н.Т. Абрамовой, Н.С. Автономовой, И.В. Ватина, А.Н. Дмитриева, Д.И. Дубровского, В.А. Лекторского, Л.А. Микешиной, Л.Е. Моториной, К.С. Пигрова, Л.Б. Султановой. Различные стороны понятия неявного (в том числе деятельностный аспект) проанализированы в исследованиях Анисимова С.Ф., Андрусенко В.А., Арефьевой Г.С., Белякова Б.Н., Гайденко П.П., Галимова Б.С., Демина М.В., Кагана М.С., Кемерова В.Е., Кудряшева А.Ф., Лекторского В.А., Лощилина А.Н., Любутина К.Н., Нуриева Д.А., Портнова А.Н., Федотовой В.Г., Швырева B.C.
Согласно В.А. Лекторскому, "неявное знание" есть первоначальная форма взаимосвязи сознания внешнего объекта и самосознания субъекта. Л.А. Микешина, подчеркивая актуальность анализа
ценностно-мировоззренческого предпосылочного знания, рассматривает неявное знание как феномен сознания и познания.
Отметим прежде всего трудности гносеологического характера, возникающие в процессе анализа термина "неявное". Попытки учесть неявные элементы в познавательном процессе на основе исключительно принципа активности сознания приводят к такой модели познания, которая подобна замкнутому кругу. Поэтому многие авторы исходят из той мысли, что связь сознания с материальной деятельностью, как объектом познания, должна быть опосредована различного рода факторами, в том числе и такими, которые не осознаются субъектом. Такие исследователи, как А.Н. Бойко, Ю. Борисов, Г.Н. Велиев, А.Н. Дмитриев, М.С. Кунафин к числу подобного рода факторов относят неосознаваемые ощущения, восприятия, представления, понятия, установку, интуицию. Однако это требует, в свою очередь, знания онтологических оснований неявного субъекта. В работах Д. И. Дубровского и С.С. Абрамова этот вопрос еще только ставится.
В настоящем диссертационном исследовании мы отходим от сведения всей глубины проблемы неявной деятельности к анализу понятия "неявная субъективность". На наш взгляд, точка зрения на неявную субъективность, как на "особый способ субъективного бытия человека, качественно отличный от сознания как такового"1, не исчерпывает всего содержания термина "неявное". Требуется сущностный анализ "неявного", учитывающий не только субъект-субъектные, но и субъект-объектные отношения.
Объектом диссертационного исследования является неявная сторона человеческой деятельности.
Предмет исследования: содержательный аспект понятия
' Абрамов С.С. Указ. соч. - С.24.
неявной деятельности.
В работе ставятся и решаются следующие задачи:
1. Дать историко-философское обоснование понятия скрытой или неявной деятельности, подключая для этого творческий потенциал древнегреческой и немецкой классической философии.
2. Обосновать понятие "неявной деятельности" путем сравнительного анализа философских понятий, отображающих диалектику субъективного и объективного бытия ("неявное знание", "неявный субъект", неосознанная и бессознательная деятельность и т.д.).
3. Исследовать методологическое значение термина "неявное" и на этой основе раскрыть позитивный смысл существования "неявного знания" и деятельности, стремящейся данный вид знания увековечить.
4. Проанализировать содержательный аспект понятия неявной деятельности.
Методологической основой диссертации выступает идея структурированности субъекта, предполагающая выявление инвариантных смыслов, сформированных исторически, опираясь на которые можно оценить характер человеческого вмешательства не только во внешний мир, но и в свою внутреннюю природу, его содержание и глубину. При этом автор отталкивается от единства исторического и логического и других принципов диалектической логики, от системно-структурного подхода к деятельности человека как сложному многоуровневому образованию.
Источники исследования в основном следующие: труды Платона и Аристотеля, Фихте и Гегеля, Шеллинга и Фейербаха. В диссертации использованы сочинения И.В. Гете, В. Гумбольдта, С. Кьеркегора, Ф. Шлейермахера, а также работы относящиеся к русской общественно-политической и философской мысли.
Проанализировано наследие как наших отечественных, так и современных зарубежных мыслителей - М. Полани, Л. Вайсгербера, М. Вебера.
Научная новизна диссертации обусловлена целостным, системным подходом к изучаемой проблеме и может быть сформулирована в виде следующих результатов:
- впервые в философский обиход введено понятие "неявной деятельности", как действия такого остаточного элемента, который образуется путем вычитания из системы деятельности ее предмета, целей, средств и результата;
- обосновано, что сознательная деятельность человека не может претендовать на статус инстанции, охватывающей субъективное бытие. Она - лишь фрагмент более обширной духовной деятельности, предполагающей наличие неявной компоненты;
установлено, что исследование содержательной стороны понятия "неявной деятельности" предотвращает опасную для общества результативность каких-либо явно выраженных действий, вытекающих из абсолютизации принципа будущего;
обнаружено, что язык, выступая в качестве неявного содержательно-смыслового основания мыслительной деятельности, детерминирован духовной деятельностью, не выступающей в явном виде.
Научно-теоретическая и практическая ценность исследования состоит в том, что философский анализ понятия неявной деятельности позволяет активно противостоять той форме мифологического сознания, которая рассматривает предметно-материальную духовную деятельность исключительно с позиции принципа долженствования.
Осмысление данного понятия заставляет задуматься над тем, что не все существующее знание, как и не вся деятельность являются
доступными для человека. К пользованию материальными вещами, как и предметами духовного мира человека необходимо готовить заранее.
Результаты диссертации найдут свое применение как в составлении различного рода комплексных программ духовного развития человека, так и могут быть использованы в лекциях и на семинарских занятиях по КУРСУ "Философия", в соответствующих спецкурсах по проблемам онтологии и теории познания, а также в ходе дальнейших исследовании в области философии деятельности.
Апробация_исследования. Теоретические положения
диссертационного исследования изложены в шести научных публикациях и апробированы на следующих конференциях: на межвузовской научной конференции "Философия Ричарда Рорти и постмодернизм конца XX века (Санкт-Петербург, 28-29 октября 1997); на Российской научно-практической конференции "Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века (Уфа, октябрь 1997); на Всероссийской теоретической конференции "Духовность и культура философствования на рубеже ХХ-ХХ1 веков" (Стерлитамак, 24-26 марта 1998); на Российской конференции "Философия ценностей" (Курган, 26-27 марта 1998); на научно-практической конференции "От П. А. Столыпина до Б.Н. Ельцина: аграрный вопрос в России и Башкортостане" (Уфа, 6 февраля 1998).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (по три параграфа в каждой), заключения и библиографии в количестве 256 наименований.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии Башкирского государственного университета.
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Проблема бессознательного в основных системах философского теоретизирования2006 год, доктор философских наук Бармашова, Татьяна Ивановна
Менталитет: онто-этнологическое измерение (на примере бурятского этноса)2003 год, доктор философских наук Васильева, Клавдия Кирилловна
Менталитет, онто-этнологическое измерение: На примере бурятского этноса2003 год, доктор философских наук Васильева, Клавдия Кирилловна
Декарт и Гуссерль: концептуальные основания рационального сознания и самосознания2010 год, доктор философских наук Куров, Игорь Геннадьевич
Эпистемологические аспекты философии образования2005 год, доктор философских наук Майер, Борис Олегович
Заключение диссертации по теме «История философии», Пушкарева, Марина Алексеевна
Заключение
Bit «-» II настоящем исследовании понятия неявной деятельности мы исходили из представления об интегральной сущности человека, что означает анализ влияния не только социальных, но и биологических, психологических и духовных факторов на его деятельность. Последняя, как атрибутивная характеристика человека, представляет собой важнейшее условие его саморазвития и самораскрытия на разных уровнях его субъектного бытия, его активной творческой роли в реализации отношений между людьми. Эта мера самораскрытия, саморазвертывания человека часто остается от него самого скрытой, поскольку, контактируя с предметами материального и духовного космоса, он по сути дела общается с человеческими силами, свернутыми, т.е. преобразованными в предмете.
В настоящей диссертации мы исходили из системного понимания деятельности, элементами которой являются цель, характер выполняемых операций, предмет, средства и результат. При этом цели и результаты деятельности совпадают далеко не всегда. Люди явно перед собой ставят цели, но неявно, т.е. помимо их желаний, возникает нечто такое, к чему они даже не стремились. Бывает и так, что результативность действий обнаруживается не сразу, а спустя определенное время.
В работе мы пришли к выводу о том, что эта неявная составляющая деятельности обнаруживается в том характере операций, которые выполняет человек. Характер того или иного вида труда часто остается скрытым от того, кто трудится. Деятельность не исчерпывается ни целью, ни своим предметом. Например, философская деятельность не сводится к построению философской теории. Философ должен обладать определенным характером, т.е. определенной склонностью к философскому мышлению, которого зачастую и не достает, несмотря на явно выраженные цели, имеющиеся средства и результаты предшествующей умственной работы.
В любом виде деятельности все ее элементы, в принципе, представлены явно. Но при осуществлении деятельности каких-то элементов не хватает. Так, при стремлении человека к свободе ощущается отсутствие культуры, состоящей в умении ограничить исполнение всех желаний. Исторический опыт революций XIX и XX веков показал, что их "дух" исходил прежде всего из того, что кровь тысяч есть ничто в сравнении со страданием миллионов (fiat justitia -pereat mundus)1, что "любовь к дальнему" важнее "любви к ближнему". Но итог каждый раз оказывался таким, что проливалась кровь именно миллионов. Грубый или казарменный коммунизм представлял собой лишь видимость упразднения частной собственности. На самом же деле этот коммунизм являлся олицетворением всеобщей частной собственности. Отрицая повсюду личность человека, он утверждал у власти только зависть, представляющая "собой ту скрытую форму, которую принимает стяжательство и в которой оно себя лишь иным способом удовлетворяет"1.
Вступая в историю, пытаясь оказать хоть какое-то влияние на ее ход, люди менее всего интересуются тем, что происходит на самом деле. Они оказываются подверженными своим чувствам и представлениям, творя, так называемую, эмпирическую историю. В результате человек не узнает своих деяний и, вступая в борьбу с непредвиденным, сваливает вину за незнание последствий своих действий на человеческую волю, которой приписывается злая природа. В действительности же, стремясь к лучшему будущему, человек придает
1 Да свершится правосудие, хотя погибнет мир. - лат.
2 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 - е изд. Т.42. С.114. своим поступкам лишь трансцендентный, а не трансцендентальный характер.
Многие религии и мифологии живут как раз сознанием этого трансцендентного. Мифологическое сознание не различает бытия от представления. Мифологический человек, человек - миф, существует именно в сфере своего представления, которое может быть далеко не адекватным действительности. Поэтому, чтобы разомкнуть мифологический круг, человек должен отнестись к своим поступкам трансцендентально, т.е. соотнести свою способность вмешательства в исторический процесс с тем, что происходит на самом деле. Другими словами, человек должен подумать о границах своего образа действования, не столько о совершенстве последнего, сколько о своем собственном несовершенстве как действующего лица.
Учитывая все вышесказанное, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, живой индивид, творящий историю, представляет собой совокупность разнообразных "Я" или "самосознаний" ("эмпирическое", "телесное", "индивидуальное", "теоретическое", "трансцендентальное", "космическое", "абсолютное" и т.д.), выступающих по отношению друг к другу в самых различных связях, включая "явные" и "неявные".
Во-вторых, данные "самосознания" соотносятся с определенным образом действования; т.е. деятельность человека должна быть не только ограничена в соответствии с ее природой и природой того объекта, на который направлено действие, но и на нее должно быть распространено право собственности. Например, если исходить из того тезиса, что земля не продается и не покупается, а человеку предоставляется лишь возможность целесообразно ее обрабатывать и использовать, то земледельческая деятельность становится искусством и, как всякое высшее искусство, оно должно препятствовать заниматься им всем людям.
В-третьих, анализ понятия неявной деятельности позволяет глубже обосновать идею разграничения духовной и эмпирической истории. Так называемая "постистория" ("справедливое общество", "коммунизм", "царство свободы") и вся действительная история - это не жесткая последовательность "мировых эпох" во времени, а параллельное сосуществование двух миров - духовного (общечеловеческого) и эмпирического (т.е. того, что служит определенным "классам", "слоям", "группам", отдельным индивидам и т.д.). Это положение дает основание сделать вывод о том, что нельзя абсолютизировать ни роль духовного (неявного), ни значение материального (явного) факторов.
В-четвертых, явная и неявная составляющие деятельности людей обладают равносильной степенью актуальности. Абсолютное сведение неявного к явному не только невозможно, но и опасно. Но в некоторых случаях (например, при ликвидации неврозов) неявное следует делать явным. Уникальность народной традиции, ее целостность и жизнеспособность, сохраняются во времени благодаря наличию вписанного в нее сакрального начала. Случайное и неопределенное, многозначное и загадочное скрашивают жизнь человека, стимулируют его творческую активность. Вместе с тем признание всеобщности и универсальности неявного, его абсолютного значения, приводит к ситуации, когда человек оказывается лишь марионеткой в игре неявных сил.
Однако истинное устремление философии не зависит от желаний отдельных умов. Философская деятельность направлена, прежде всего, на постижение внутреннего мира человека, который остается не просто неявным, но существует в форме потенциального бытия.
Итак, в ходе исследования мы пришли к следующим результатам:
- неявная деятельность есть скрытая форма отношения к действительности. Следует различать сознательно-скрываемую деятельность и неосознаваемую неявную деятельность;
- исследование понятия неявной деятельности позволяет выявить некий сущностный уровень в человеческой деятельности, заключающийся в ее характере, т.е. в ее "самости", остающейся после вычитания того, что не есть она сама (в производительной или научно-исследовательской деятельности - это характер выполняемых операций);
- установлено, что неявная или неосознаваемая деятельность (т.е. деятельность, которая производится нами, не всегда осознается) отличается от бессознательной деятельности, характеризующейся отсутствием всякого умысла (согласно Фихте, это деятельность "Я", не производимая самим "Я", т.е. деятельность, положенная в таком высшем синтезе, в котором неосознаваемая деятельность и взаимосмена "действие - страдание" определяют друг друга);
- обнаружен позитивный смысл неявного знания и деятельности по его сохранению, который заключается в предотвращении опасной для общества результативности действий, связанных с абсолютизацией возможностей человеческого духа.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Пушкарева, Марина Алексеевна, 1999 год
Библиография
1.1 Аристотель. Соч. в 4-х т. - М.: Мысль, 1976-1984.
1.2. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. - М.: Мысль, 1975-1977.
1.3. Гегель Г.В.Ф. Соч. T.VIII. М.-Л., 1935.
1.4. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. - М.:Мысль, 1971-1972. - Т.1-2.
1.5. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн.З. М.-Л., 1935.
1.6. Гёте И.В. Собр. соч. в 10-ти т.: Т.8. - М.: Худож. лит-ра., 1979.
1.7. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. - М., 1984.
1.8. Державин Г.Р. Сочинения. T.VI. СПб., 1871.
1.9. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. Изд-е в 3-х т.: Т.2. - М., 1951.
1.10. Киркегор С. Дневник обольстителя: Роман. - Калуга: Золотая аллея, 1993.
1.11. Кант И. Трактаты и письма. - М., 1980. - 709 с.
1.12. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки. - М.: Издательская группа "Прогресс" - "VIA", 1993. - 237 с.
1.13. Лейбниц Г.В. Соч. в 4-х т.: Т.З. - М.: Мысль, 1984.
1.14. Ломоносов М.В. Избранные произведения. В 2-х т.: Т.2. - М., 1986.
1.15. Мишель Монтень. Опыты. В трех книгах. Книга третья. - М.: "Рипол классик", 1997. - 670 с.
1.16. Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. Логическое введение в исторические науки. - Санкт-Петербург, "Наука", 1997. - 532 с.
1.17. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. - М.:
Госполитиздат, 1956. - 689 с.
1.18. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1955-1981. - Т. 1-50.
1.19. Платон. Собр. соч. в 4-х т.: Т.З. - М.: Мысль, 1990-1994.
1.20. Уайтхед А. Избранные работы по философии: Пер. с англ. - М.: "Прогресс", 1990. - 717 с.
1.21. Фихте И.Г. Сочинения в двух томах. - СПб.: Мифрил, 1993.
1.22. Фихте И.Г. Избранные сочинения. Т.1. - М., 1916.
1.23. Фейербах Л. Избр. филос. произведения: в 2-х т. - М.: Госполитиздат, 1955. - Т. 1-2.
1.24. Фейербах Л. Основы философии будущего. - М.: Госуд. соц.-эконом. изд-во, 1937. - 151 с.
1.25. Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения в двух томах. - М.: Мысль, 1987-1989
1.26. Шлейермахер Ф. Речи о религии. Монологи. - М., 1911.
Монографии
2.1. Алексеев И.С. Концепция дополнительности. Историко-методологический анализ. - М.: Наука, 1978. - 276 с.
2.2. Андрусенко В.А. Социальный страх (опыт философского анализа). - Свердловск, 1991. - 212 с.
2.3. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: Мысль, 1988. - 255 с.
2.4. Абрамов С.С. Неявная субъективность: (Опыт философского исследования). - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991. - 208 с.
2.5. Арефьева Г.С. Социальная активность. - М., 1974. - 312 с.
2.6. Бойко А.Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках. Киев. 1988. - 135 с.
2.7. Булыгин A.B. К истокам идеального: естественнонаучный анализ проблемы. Л., 1988. - 108 с.
2.8. Бабушкин В.У. Философия духа (опыт интенционального анализа). - М., 1995. - 103 с.
2.9. Библер B.C. Мышление как творчество. - М., 1975. -
2.10. Ватин И.В. Человеческая субъективность. - М., 1984. - 200 с.
2.11. Велиев Г.Н. Проблема бессознательного в философии и психологии. Баку, 1984. - 99 с.
2.12. Выгодский Л.С. Психология искусства. - М., 1968. - 576 с.
2.13. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. - М.: Прогресс, 1988. - 700 с.
2.14. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и национальность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. - М.: Политиздат, 1991.- 367 с.
2.15. Габитова P.M. Философия немецкого романтизма: Гельдерлин, Шлейермахер. - М.: Наука, 1989. - 160 с.
2.16. Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии. - М., 1987. - 215 с.
2.17. Гартман Э. Современная психология. - М., 1902. - 387 с.
2.18. Гартман Э. Сущность мирового процесса или философия бессознательного. Т.1. 1873. - 322 с.
2.19. Голдстейн М., Голдстейн И.Ф. Как мы познаем. - М., 1984.
- 256 с.
2.20. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М., 1984.
- 350 с.
2.21. Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы. - Саратов, 1981. - 256 с.
2.22. Демин М.В. Природа деятельности. - М., 1984. -
2.23. Дмитриев А.Н. Философский анализ проблемы бессознательного.
- Саратов, 1985. - 186 с.
2.24. Дубровский Д.И. Проблема идеального. - М., 1983. - 228 с.
2.25. Долгов K.M. От Киркегора до Камю: Очерки европейской философско-эстетической мысли XX века. - М.: Искусство, 1990.
- 399 с.
2.26. Ерахтин A.B. Диалектика становления мышления и сознания.
- Свердловск, 1989. - 151 с.
2.27. Жуков Н.И. Проблема сознания. - Минск, 1987. - 207 с.
2.28. Завьялова М.П., Расторгуев В.Н. Единство и преемственность сознания. - Томск, 1988. - 205 с.
2.29. Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания. - М., 1973. - 324 с.
2.30. Колшанский Г.В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке. - М.: Наука, 1975. - 230 с.
2.31. Кудряшев А.Ф. Единство наук: основания и перспективы. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1988. - 184 с.
2.32. Кузнецова Т.Ф. Философия и проблема гуманитаризации образования. - М., 1990. - 117 с.
2.33. Критика немарксистских концепций диалектики XX века. Диалектика и проблема иррационального. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 478 с.
2.34. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. - М.: Наука, 1980. -
2.35. Лой А.Н. Сознание как предмет теории познания. Киев, 1988.
- 248 с.
2.36. Лекторский В.А. Проблема субъекта и объекта в классической и современной философии. - М., 1965. -
2.37. Лукьянов A.B. Философия Иоганна Готлиба Фихте. - Оренбург,
Издательский Центр ОГАУ, 1997. - 252 с.
2.38. Лукьянов A.B. Философия. Предвидение. Духовность. - Уфа, 1993. - 108 с.
2.39. Лукьянов A.B. Проблема духовного "Я" в философии И.Г. Фихте.
- Уфа: Изд-е Башк. ун-та, 1993. - 190 с.
2.40. Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. - М., 1977. - 246 с.
2.41. Логический анализ языка. Модели действия. - М.: Наука, 1992.
- 166 с.
2.42. Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности.
- Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1997. - 152 с.
2.43. Любутин К.Н., Пивоваров Д.В. Диалектика субъекта и объекта.
- Екатеринбург, 1993. - 420 с.
2.44. Микешина Л.А. Детерминация естественнонаучного познания.
- Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1977. - 104 с.
2.45. Малинин В.А. Диалектика Гегеля и антигегельянство. - М.: Мысль, 1983. - 240 с.
2.46. Малинин В.А., Шинкарук В.И. К. Маркс, Ф. Энгельс и левое гегельянство. - Киев: Наукова думка, 1986. - 320 с.
2.47. Матяш Т.П. Сознание как целостность и рефлексия. Ростов-на-Дону. 1988.- 180 с.
2.48. Мет лов В. И. Основания научного знания как проблема философии и методологии науки. - М., 1987. -
2.49. Нуриев Д.А. Историческое, логическое и мировоззренческое основания категории "материя". - Уфа: Изд. Башкирск. ун-та, 1996. - 164 с.
2.50. Нуриев Д.А. Гносеологическое и методологическое основания категории "материя". - Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 1995. - 186 с.
2.51. Никифоров А.Л. Деятельность и свобода. - М., 1990. -
2.52. Овчинников В.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека. - М., 1984. -
2.53. Орлов В.Н. Духовное производство. - М., 1986. -
2.54. Онтологическая проблематика языка в современной западной философии. 4.1,2. - М., 1975. - 176 с.
2.55. Пивоваров Д.В. Проблема носителя идеального образа. Операционный аспект. - Свердловск. 1986. - 130 с.
2.56. Поздяева С.М., Фролова И.В. Социальная утопия: тип сознания, идеал и эксперимент. - Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 1997. - 150 с.
2.57. Полани М. Личностное знание. - М., 1985. - 344 с.
2.58. Проблема сознания в современной западной философии. - М., 1989. - 252 с.
2.59. Проблема человека в западной философии. - М., 1988. - 552 с.
2.60. Рассел Б. Человеческое познание. - М., 1957. - 555 с.
2.61. Рассел Б. Мудрость Запада: Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами. - М.: Республика, 1998. - 479 с.
2.62. Свасьян К.А. Проблема символа в современной философии.
- Ереван, 1980. - 226 с.
2.63. Соловьев В. Духовные основы жизни. - М., 1902.
2.64. Соссюр Ф. Труды по языкознанию. - М., 1977. - 696 с.
2.65. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М., 1972. - 303 с.
2.66. Сиземская И.Н. Духовное производство. Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности. - М., 1981.
2.67. Тугаринов В.П. Философия сознания. - М., 1971. - 199 с.
2.68. Федотов Т.П. О святости, интеллигенции и большевизме: Избранные статьи. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1994.
- 152 с.
2.69. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение
действительности. - М.: Наука, 1992. - 136 с.
2.70. Французова Н.П. Общественно-историческая сущность и творческая активность сознания. - М., 1983. - 242 с.
2.71. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989. - 448 с.
2.72. Фрейд 3. "Я" и "Оно". Труды разных лет. Кн.1. Тбилиси, "Мерани", 1991. - 397 с.
2.73. Фрейд 3. "Я" и "Оно". Труды разных лет. Кн.2. Тбилиси, "Мерани", 1991. - 427 с.
2.74. Швырев B.C. Научное познание как деятельность. - М., 1984.
2.75. Шерток Л. Непознанное в психике человека. - М., 1982. - 311 с.
2.76. Якобсон Р. Работы по поэтике. - М., 1987. - 464 с.
2.77. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. - М.: Высш. шк., 1985. - 287 с.
Статьи
3.1. Абрамян Л.А. Идеально ли идеальное?//Вопросы философии. 1987. № 10. - С.70-79.
3.2. Абрамова Н.Т. Ценности образования, новые технологии и неявные формы знания//Вопросы философии. 1998. № 6. - С.58-65
3.3. Абрамова Н.Т. Природа и статус перцептивного строя сознания//Философия науки. М., 1996; Вып. 2.
3.4. Абрамова Н.Т. Невербальные мыслительные акты в зеркале рационального сознания//Вопросы философии. 1997. № 7. -
3.5. Автономова Н.С. Концепция бессознательного: гносеологический статус//Философские науки. 1985. № 5. - С. 81-90.
3.6. Батищев Г.С. Неисчерпаемые возможности и границы применимости категории деятельности. Деятельностный подход в плену субстанциализма//Деятельность: теория, методология, проблемы. - М., 1990.
3.7. Борисов В.Н. Взаимосвязь структуры и метода познавательной деятельности//Философские науки. 1969. № 3.
3.8. Брушлинский A.B. Творческий процесс как предмет исследования //Вопросы философии. 1965. № 7.
3.9. Бретано Ф. О внутреннем сознании//Новые идеи в философии. Сб. № 15. Бессознательное. 1914. - С.26-58.
3.10. Булычев H.H. О взаимосвязи природы человека с общественными отношениями и деятельностью//Вестник МГУ. Сер. Философия. 1992. № 6.
3.11. Волынская Л.М. Динамика картин мира и типов деятельности// Диалектика социальных процессов. Хабаровск, 1991.
3.12. Велихов Е.П., Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание: метод междисциплинарного подхода//Вопросы философии. 1988.
№ 11. - С.3-30.
3.13. Гамкрелидзе Т.В. Бессознательное и проблема структурного изоморфизма между генетическими и лингвистическими кодами/ / Бессознательное: природа, функции, методы исследования.
- Тбилиси. 1985. Т.4. С.261-264.
3.14. Гартман Э. К понятию бессознательного//Новые идеи в философии. Сб. № 15. 1914. - С.2-22.
3.15. Демин М.В. Деятельность//Общество как целостное образование. - М., 1989.
3.16. Дмитриенко В.А. Соотношение системного и деятельностного подходов в научном познании//Вопросы методологии науки. Томск,1974.
3.17. Дмитриев А.Н. Взаимосвязь осознанного и неосознанного в процессе отражения действительности//Современные проблемы теории познания диалектического материализма. - М., 1970.
- С.308-343.
3.18. Дубровский Д.И. Феномен бессознательного и познавательные процессы //Философские науки. 1986. № 1.
3.19. Дукачев A.A. Идеально ли отношение представленности по своей природе//Философские науки. 1988. № 1. - С. 98-105.
3.20. Зиневич Ю.А. Деятельностные аспекты гносеологии// Философские науки. 1993. № 1-3.
3.21. Зиневич Ю.А. Эволюция принципа деятельности в познании// Философские науки. 1994. № 1-3.
3.22. Иванов В.В. Бессознательное, функциональная асимметрия, язык и творчество. (К постановке вопроса)//Бессознательное: природа, функции и методы исследования. Тбилиси. 1985. Т.4.
- С.254-260.
3.23. Ильенков Э.В. Проблема идеального//Вопросы философии. 1979. № 6. - С.128-140.
3.24. Каган М.С. О духовном. (Опыт категориального анализа)// Вопросы философии. 1985. № 9.
3.25. Каратеев В.П. Научная деятельность и духовная
культура//Культура. Деятельность. Человек. Усть-Каменогорск, 1990.
3.26. Ковальзон М.Я. Философский анализ человеческой деятельности//Вестник МГУ. Сер. Философия. 1978. № 2.
3.27. Коршунова Л.С. Деятельность и марксистская концепция творчества//Диалектика и теория творчества. - М., 1987.
3.28. Корявко Г.Е. Философское сознание как рефлексия//Вестник МГУ. Сер. Философия. 1992. № 3.
3.29. Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема// Философские науки. 1991. № 12.
3.30. Кудряшев А.Ф. Деятельность, основание, мировоззрение// Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века: материалы научно-практической конференции/ Изд-е Башкирск. ун-та. - Уфа, 1997. - С.5-8.
3.31. Кашин В. В. Генезис понимания в структуре деятельности//Там же. - С.46-48.
3.32. Кудряшев А.Ф. О романтическом начале декабризма//Движение декабристов в историческом самосознании: Сборник научных статей/Изд-е Башкирск. ун-та. - Уфа, 1998. - 168 с.
3.33. Культура и деятельность/Под ред. Т.П. Фокиной - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1978. - 75 с.
3.34. Лифшиц М.А. Об идеальном и реальном//Вопросы философии. 1984. № 10. - С.120-145.
3.35. Логунова Л.Б. Деятельность как объяснительный принцип в исследовании форм познания//Методологические проблемы взаимодействия наук. Элиста, 1984.
3.36. Лукьянов A.B. Фихте как историк общественной мысли// Общественная мысль. Исследования и публикации. Вып.4. - М.: Наука, 1993. - С. 88-102.
3.37. Лукьянов A.B. Декабризм как разглашенная тайна мистерий: надежда на лучшие времена//Движение декабристов в историческом самосознании. - С.93-98.
3.38. Лукьянов A.B. Декарт и Фихте: проблема существования// Декарт в канун XXI столетия. Материалы Международной конференции 16-17 апреля 1996 г. Тверь, Россия. - М., 1998. - С. 58-78.
3.39. Любутин К.Н., Пивоваров Д.В. Идеальное как взаимоотражение
субъекта и объекта//Философские науки. 1988. № 10. - С.22-32.
3.40. Лукьянов A.B. Фихте и Кант: проблема здравого смысла// Научное обоснование и здравый смысл: Сб. науч. ст. / Изд-е Башкирск. ун-та. - Уфа, 1996. - С. 59-63.
3.41. Мамардашвили М.К. Сознание - это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть//Вопросы философии. 1989. № 7.
- С.112-118.
3.42. Моторина Л.Е. Гносеологический анализ проблемы бессознательного//Философские науки. 1978. № 3. - С. 159-161.
3.43. Лукманова Р.Х. Природа как сфера смыслополагания человеческого духа//Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века. - С. 126-127.
3.44. Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. Как возможно построение модели бессознательного//Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси. 1985. Т.4. - С. 185-198.
3.45. Нуриев Д.А. Мировоззренческие основания познавательной деятельности//Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века. - С.23-27.
3.46. Перминов В.Я. Деятельность и тренсцендентное знание//Там же. -С.8-11.
3.47. Симонов П.В. О двух разновидностях неосознаваемого психического: под - и сверхсознания//Бессознательное: природа, функции, методы исследования. - Тбилиси. 1985. Т.4. - С.149-159.
3.48. Соколов A.B. Идеальное: проблемы и гипотезы//Вопросы философии. 1987. № 9. - С.93-102.
3.49. Степин B.C. О прогностической природе философского знания//Вопросы философии. 1986. № 4. - С.40-53.
3.50. Пигров К.С. Открытая сокрытость личности (к становлению социальной криптософии) //Человек - Философия - Гуманизм:
Тезисы докладов и выступлений Первого Российского философского конгресса. В 7 томах. Т.4. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1997. - С. 172-175.
3.51. Султанова Л.Б. Взаимосвязь неявного знания и эвристической интуиции//Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1995. № 3.
- С.30-36.
3.52. Пушкарева М.А. Образование как духовная система//Фундаментализация образования в современном обществе: Материалы Российской научно-практической конференции. 4.1. - Уфа: "Восточный университет", 1998.
- С.87-88.
3.53. Пушкарева М.А. Неявная природа абсолютных ценностей// Философия ценностей: Тезисы Российской конференции (Курган, 26-27 марта 1998 г.). Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 1998.
- С.75-77.
3.54. Пушкарева М.А. Неявный субъект религиозной деятельности// Христианство и ислам на рубеже веков. - Оренбург: Печатный Дом "ДИМУР", 1998. - С.79-81.
3.55. Пушкарева М.А. О неявной стороне деятельности декабристов// Движение декабристов в историческом самосознании: Сборник научных статей/Изд-е Башкирск. ун-та. - Уфа, 1998. - С.29-32.
3.56. Садыков Ф.Б. О соотношении объективного и субъективного в развитии общества// Научное управление обществом. М., 1976.
3.57. Садыков Ф.Б. О сущности философии и философствования// Фихте и конец XX века. - Уфа, 1992. - С. 151-165.
3.58. Степин B.C. Деятельностная концепция знания (дискуссия с Игорем Алексеевым)// Вопросы философии. 1991. № 8.
3.59. Тюхтин B.C. Проблемы идеального: методологический анализ// Вопросы философии. 1987. № 9. - С.80-92.
3.60. Федотова В.Г. Душевное и духовное//Философские науки. 1988. № 7. - С.50-58.
3.61. Французова Н.П. Принцип историзма и современное научное творчество// Человек: деятельность, творчество, стиль мышления. - Симферополь, 1987.
3.62. Французова Н.П. Историческое сознание и философия// Историзм и творчество. 4.1. М., 1990.
3.63. Французова Н.П. Историческое сознание и его структура // Историзм и творчество. 4.1. М., 1990.
3.64. Французова Н.П. Декабристы и проблемы исторического сознания//Движение декабристов в историческом самосознании: сборник научных статей / Изд-е Башкирск. ун-та, 1998. - С.4-15.
3.65. Шошин П.Б. Пути концептуализации бессознательного// Бессознательное: природа, функции, методы исследования. - Тбилиси. 1985. - Т.4. - С. 170-184.
3.66. Щедровицкий Г.П. К характеристике категориального определения деятельности //Проблема деятельности в современной психологии. 4.1. - М., 1977.
3.67. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности. (В соавт.)//Нововведения в организациях. Труды семинаров ВНИИСИ. М., 1983. - С.
3.68. Щедровицкий Г. П. Рефлексия в деятельности//Вопросы философии. 1994. № 3-4.
Учебники. Курсы лекций.
4.1. Алексеев П.В., Панин A.B. Философия: Учебник для ВУЗов.
- М.: ТЕИС, 1996. - 504 с.
4.2. Двенадцать лекций по философии. Текст лекций. Екатеринбург, 1996. - 228 с.
4.3. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии: В 2 ч. Ч.1.: XI - начало XX в. Учебное пособие. - СПб.: Издательство С.-Петербургского ун-та. 1994. - 172 с.
4.4. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX века: учеб. пособие для ун-тов.
- М.: Высш. шк., 1989. - 480 с.
4.5. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. Учебное пособие для гуманитарных ВУЗов. - М.: Аспект Пресс, 1996.
- 215 с.
4.6. Лукьянов A.B. Основы истории и философии религий (курс лекций). В 3 - х т.: Т. 1. Дохристианский период/ В ЭТУ. - Уфа, 1995. - 121 с.
4.7. История философии: Запад - Россия - Восток (книга вторая: Философия XV - XIX вв.). - М.: "Греко-латинский кабинет" Ю.А. Шичалина, 1996. - 557 с.
4.8. Нуриев Д.А. Логические отношения понятий: Учебное пособие/ Изд-е Башкирск. ун-та. - Уфа, 1997. - 64 с.
4.9. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.4. От романтизма до наших дней. - ТОО ТК "Петрополис", Санкт-Петербург, 1997. - 880 с.
4.10. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. - М.: Высш. школа, 1981.
- 374 с.
4.11. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учеб. пособие для ВУЗов. - М.: Высш. шк., 1991.
- 512 с.
Авторефераты диссертаций
5.1. Бармашова Т.И. Бессознательное в механизмах человеческой активности: Автореф. дисс. канд. филос. наук. Томск, 1987. - 17 с.
5.2. Гостищев А.К. Проблема деятельной стороны у Канта и Фихте (в разрезе онтологического аспекта их учений). Авт-т дисс. канд. филос. наук. - М., 1971. - 21 с.
5.3. Лукьянов A.B. Идея духовного в философии И.Г. Фихте. - Авт-т дисс. докт. филос. наук. - Уфа, 1994. - 32 с.
5.4. Неганов Ф.М. Рациональное и иррациональное в человеческой деятельности. Авт-т дисс. докт. филос. наук. - Уфа, 1996. - 36 с.
5.5. Петров В.М. Власть духа, классический и неклассический образы духовной реальности. Авт-т дисс. докт. филос. наук.
- Екатеринбург, 1994. - 45 с.
5.6. Рыкун А.Ю. Неявные духовные основания научного творчества.
- Авт-т дисс. канд. филос. наук. Томск, 1994. - 18 с.
5.7. Подорога В.А. Выражение и смысл. Авт-т дисс. докт. филос. наук.
- М., 1991. - 42 с.
5.8. Суркова H.A. Феномен классического философствования (на материале ретроспективного анализа немецкого идеализма конца XVIII века). Авт-т дисс. канд. филос. наук. - Уфа, 1997. - 22 с.
5.9. Исаев A.A. Бытие и существование как философские понятия.
- Авт-т дисс. канд. филос. наук. - Уфа, 1997. - 19 с.
5.10. Мячин Ю.Н. Проблема развития в философии и науке (интегративный аспект). - Авт-т дисс. доктора филос. наук. - Уфа, 1995. - 37 с.
5.11. Рассолова И.Ю. Духовная картина мира: социально-философский аспект. - Авт-т канд. филос. наук. - Уфа, 1997. - 24 с.
5.12. Васильев Б.В. Философско-методологический анализ комплексности научной деятельности. - Авт-т дисс. канд. филос. наук. - Новосибирск, 1998. - 16 с.
5.13. Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы (методологические проблемы). Авт-т дисс. доктора филос. наук. - Свердловск, 1998. - 41 с.
5.14. Бондаренко В.Н. Гносеологическая концепция классического марксизма (философский анализ). Авт-т дисс. доктора филос. наук. - Уфа, 1995. - 38 с.
Литература на иностранных языках
6.1. Сгосе В. Logic als Wissenschaft von reinen Begriff. - Berlin, 1930.
6.2. Fichte J.G. Werke. Auswahl in sechs Bänden, hrsg. von F.Medicus. Leipzig, 1908-1911. - Bd. 1.
6.3. Hegel G.W.F. Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse (1830). Neu herausgegeben von F. Nicolin und O. Pöggeler. Akademie - Verlag. Berlin, 1966. - 506 s.
6.4. Liebrucks B. Sprache und Bewußtsein. Bd.2. "Wilhelm von Humboldt". Frankfurt am Main, 1965.
6.5. Reinhold K.L. Versuch einer neuen Theorie des menschlichen Vorstellungsvermogens. Prag.; Jena, 1789.
6.6. Schelling F.W.J. Werke. Stuttgart; Augsburg, 1858. Abt. 1. Bd. 3.
6.7. Schelling F.W.J. Philosophie der Offenbarung. Frankfurt а. M. 1993. - 585 s.
6.8. Weisgerber L. Das Gesetz der Sprache als Grundlage des Sprachstudiums. - Heidelberg, 1951.
6.9. Weisgerber L. Die geistige Seite der Sprache und ihre Erforschung.
- Düsseldorf, 1971.
6.10. Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Religionssoziologie. Bde. 1-3. Tübingen, 1986. - Bd.l.
6.11. Ricoeur P. Le conflit des interpretations. Paris, 1969. - 506 p.
Дополнительный список литературы
7.1. Бердяев H.A. Самопознание (Опыт философской автобиографии).
- М.: Книга, 1991. - 446 с.
7.2. Бертран М. Бессознательное в работе мысли//Вопросы философии. - 1993. - № 12. - с. 35-41.
7.3. Беляков Б.Н. Структура человеческой мыследеятельности и формы ее отражения. - Челябинск, 1990. - 181 с.
7.4. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М.: Мысль, 1978.
- 216 с.
7.5. Брутян Г.А. Принцип лингвистической дополнительности// Философские науки, № 3. 1969.
7.6. Брудный A.A. Психологическая герменевтика. Учебное пособие.
- Издательство "Лабиринт". М., 1998. - 336 с.
7.7. Бондаренко В.Н. Марксистская светская религия. - Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 1994. - 149 с.
7.8. Валеев Д.Ж. Введение в этику. О нравственном потенциале культуры/ Изд-е Башкирск. ун-та. - Уфа, 1998. - 148 с.
7.9. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. - М.: Мысль, 1979. - 288 с.
7.10. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики:
Пер с нем. - М.: Прогресс, 1988. - 704 с.
7.11. Гачев Г.Д. Образы Индии (Опыт экзистенциальной культурологии). - М.: Наука, 1993. - 390 с.
7.12. Диалектика творческой деятельности. Межвузовский сборник научных трудов. Воронеж. Изд-во Воронежск. ун-та, 1989. - 142 с.
7.13. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. В двух томах. - Санкт-Петербург, "Наука", 1994. - 542 с.
7.14. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). - М.: Политиздат, 1974. - 328 с.
7.15. Кунафин М.С. Эволюция принципа объективности / Изд-е Башкирск. ун-та. - Уфа, 1998. - 316 с.
7.16. Козловский В.В., Уткин А.И., Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к свободе. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1995. - 280 с.
7.17. Лощилин А.Н. Теория творчества и принцип деятельности // Искусство, наука, техника: пути сопряжения. Тез. докл. к IV Всемирному научно-практическому семинару. - Уфа, 1989.
- С. 29-30.
7.18. Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении.
- М: Республика, 1996. - 447 с.
7.19. Лукач Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. - М.: Наука, 1987. - 616 с.
7.20. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. -3-е изд.
- М.: Наука, 1979. - 360 с.
7.21. Маркарян Э.С. Системное исследование человеческой деятельности//Вопросы философии. № 10. 1972.
7.22. Микешина Л.А. Неявное знание как феномен сознания и познания//Теория познания. Т.2. - М., 1991.
7.23. Нарский И.С. Философские проблемы языка//Философские
науки, № 4, 1968.
7.24. Несмелов В.И. Загадка о человеке//Человек. - 1992. - № 3. -С. 104-117.
7.25. Огурцов А.П. Альтернативные модели анализа сознания: рефлексия и понимание//Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования. - Новосибирск, 1987.
7.26. Пушкарева М.А. Неявная сфера философской деятельности // Культура философствования: проблемы и перспективы. - Уфа, 1998. - С.56-59.
7.27. Пушкарева М.А. Неявное или духовное "Я" в истории: основания предвидения будущего//Человек в истории: теория, методология, практика. 4.2. - Челябинск, 1998. - С. 16-17.
7.28. Пушкарева М.А. Земледельческая деятельность в свете принципа свободы //От П. А. Столыпина до Б.Н. Ельцина: аграрный вопрос в России и Башкортостане. - Уфа: "Восточный университет", 1998. - С. 97-99.
7.29. Портнов А.Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии Х1Х-ХХ в.в. - Иваново, 1994. - 370 с.
7.30. Паскаль Б лез. Мысли. - М.: Изд-во имени Сабашниковых, 1995.
- 480 с.
7.31. Плутарх. Избранные жизнеописания. В двух томах. Том 1. Пер. с древнегреч. - М.: Правда, 1986. - 592 с.
7.32. Руденко Д.И. Имя в парадигмах "философии языка". - Харьков, 1990.
7.33. Селиванов А.И. Бытие и постижение развивающихся миров.
- Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 1998. - 360 с.
7.34. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. - М., 1985.
7.35. Селиванов А.И. Мозаичная философия развивающегося мира /
Изд-е Башкирск. ун-та. - Уфа, 1997. - 156 с.
7.36. Суркова H.A. Классическое философствование (между Кантом и Гегелем). - Уфа: Изд-во Башкирск. ун-та, 1997. - 146 с.
7.37. Тенишев В.Н. Деятельность человека. СПб., 1897.
7.38. Тулмин Ст. Человеческое понимание: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1984. - 327 с.
7.39. Фофанов В.П. Социальная деятельность и теоретическое отражение. - Новосибирск: Наука, 1986. - 189 с.
7.40. Федотова В.Г. Модернизация "другой" Европы. - М., 1997.
- 255 с.
7.41. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. - М.: Наука, 1991.
- 456 с.
7.42. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: Перевод. - М.: Республика, 1994. - 447 с.
7.43. Фромм Э. Душа человека: Перевод. - М.: Республика, 1992.
- 430 с.
7.44. Хазиев B.C. Философские эссе. - Уфа: 1995. - 45 с.
7.45. Чанышев А.Н. Трактат о небытии//Вопросы философии. - 1990. -№ 10. - С. 158-165.
7.46. Штейнер Р. Тайноведение. - М.: ТОО Агенст. "Десот", 1993.
- 128 с.
7.47. Штейнер Р. Мистерии древности и христианство. Изд-во "духовное знание". - М. МСМХН. СП "Интербук", 1990. - 256 с.
7.48. Юнг К.Г. и др. Человек и его символы. - М.: Серебряные нити, 1997.- 368 с.
7.49. Юдин Э.Г. Системный подход к принципам деятельности. - М.: Наука, 1978. - 217 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.