Философский анализ мировоззрения Муборака Вахани тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Гулхасан, Мирхасан

  • Гулхасан, Мирхасан
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 159
Гулхасан, Мирхасан. Философский анализ мировоззрения Муборака Вахани: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. Душанбе. 2015. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Гулхасан, Мирхасан

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ МУБОРАКА ВАХАНИ

1.1. Политические, социально - экономические предпосылки формирования философского мировоззрения Муборака Вахани

1.2. Культурно-идеологические предпосылки формирования мировоззрения Муборака Вахани

1.3. Жизнь и наследие Муборака Вахани

ГЛАВА 2. ЭТИКО-ФИЛОСОФСКАЯ ДОКТРИНА МУБОРАКА ВАХАНИ

2.1. Онтологическое воззрение Муборака Вахани

2.2. Проблемы познания в философском мировоззрении Муборака Вахани

2.3. Место человека в мировозрении Муборака Вахани

2.4. Вопросы морали в философском мировоззрении Муборака Вахани

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

I. ПЕРВОИСТОЧНИКИ

II. Исследования и справочные издания

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философский анализ мировоззрения Муборака Вахани»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В работе анализируются философские взгляды таджикского поэта и мыслителя конца XIX начала XX вв. Муборака Вахани. Поставленные в ней проблемы, являются особенно актуальными в связи с мало изученностью наследия данного мыслителя, оказавшего большое влияние на жизнь ваханских таджиков, живущих в горных регионах Памира и Гиндукуша, а также с тем особым положением, которое занимает этико-гностическая философия в истории мировой философской мысли в целом.

В VIII в. появилась суфийская литература, как своеобразная эзотерическая интерпретация Корана и ислама. Изложенные в ней идеи в последующие века были оформлены в особое мистико-философское учение, отличавшееся своей онтологией, гносеологией, антропологией и этикой, заимствованными у древних народов Персии, Греции и Индии. Эти философские взгляды, выраженные в эзотерической форме и поныне оказывают сильное влияние на умонастроения отдельных личностей и общества нашего региона. Уже одно — это обстоятельство делает изучение философских проблем гностического и эзотерического характера весьма актуальным и востребованным.

Необходимость такого исследования диктуется также тем, что в Таджикистане в настоящее время проводятся кардинальные политические, экономические, социальные и культурные реформы, ориентированные на развитие национальной идентичности, и наследие Муборака Вахани здесь может сыграть свою роль. Его философско - этические идеи, изложенные на персидском языке, созвучны общим принципам хорасанской эзотерической литературы, и они позволяют выявить глубинные корни этой культурной идентичности в современных процессах национального строительства Таджикистана. Это очень важно также для создания оптимальной концепции межконфессиональных отношений и ее реализации в таджикской геополитической и социально - политической реальности.

Таким образом, эзотерическая философия Муборака Вахани, в основе своей носящая гуманистический характер, конечно, вполне актуально для изучения ее с позиций современной жизни. Человек в его учении является высшим выражением всего бытия и достоин всяческих почестей, жизнь человека - самоценна. В нынешних условиях, когда человеку угрожают различные риски социально - политического, психологического и даже онтологического характера, идеи Муборака Вахани о человечности, о вечной ценности добра приобретают новое качество.

Известно, что современная философия, в отличие от философских учений прежних эпох, является открытой системой в рамках которого обсуждаются и признаются равнозначными научные, ненаучные, вне научные, рациональные и иррациональные формы знания. С этой точки зрения, анализ онтологического, гносеологического и этического учений Муборака Вахани и определение их места в контексте других гносеологических и социально -этических концепций - вполне актуальная задача.

Следует отметить, что таджикская персоязычная литература процветала в прошлом не только в центральных городах Ирана, Индии и Центральной Азии (в Ширазе, Дехли, Бухаре, Самарканде), но и в периферийных областях и провинциях. Ее богатые просветительские традиции развивались также в трансграничных территориях, таких как Горный Бадахшан.

Творчество Муборака Вахани, в свою очередь подтверждает и тот факт, что литературная традиция имела не только назидательно - этический и эстетический характер, она также несла в себе огромный философско - мировоззренческий потенциал, который по достоинству еще не оценён и не стал предметом серьёзного историко - философского анализа.

Примечательно, что в XIX в. в Вахане и Шугнане, весьма отдалённых от культурных центров местностей, были люди, которые могли серьезно размышлять о проблемах бытия (вселенной и человека) и излагать свои идеи в литературной, а иногда и в гностической форме. Муборак Вахани был пер-

вым в ряду таких мыслителей и его творчество заслуживает самого пристального внимания и изучения.

Степень разработанности темы. Несмотря на то, что упоминания и сведения о творчестве Муборака Вахани появились еще в начале XX в., ни одно из его литературных произведений до сих пор не было опубликовано. Литературное наследие Муборака Вахани исследовалось лишь фрагментарно.

Краткие сведения научного характера о произведениях Муборака Вахани были представлены в 1961 г. известным русским исследователем А. Е. Бертельсом в его журнальной публикации, посвященной рукописям Памира1. Позже таджикский ученый М. Бакоев и русские ученые А. 3. Розенфельд и

о

А. И. Колесников также упоминали имя поэта в своих работах.

Особенно значимыми в рамках анализируемых автором проблем, являются исследования известного таджикского литературоведа А. Абибова -«Ганчи Бадахшон»4 («Сокровище Бадахшана») и «Аз таърихи адабиёти точик дар Бадахшон» («Из истории таджикской литературы в Бадахшане»), в которых дается первая подробная научная характеристика творчества Муборака Вахани5.

В 2008 г. в Нью-Йорке вышла книга молодого таджикского ученого А. Илолиева6, который основываясь на творчестве Муборака Вахани, впервые попытался проанализировать его суфийские идеи. Более подробное описание жизни и творчества этого мыслителя приведено в биографической работе

п

научно-популярного характера С. Матробова .

1 См.: Бертельс А.Е. Находка рукописей в Таджикистане // Проблемы востоковедения.1959. №6. С.222-223.

2См.: Бакоев М. В поисках восточных рукописей // Народы Азии и Африки.1962. №3. С.238-239.

3См.: Розенфельд А. 3, Колесников А. И. Краткие сообщения и заметки // Эпиграфика Востока. М., 1963.T.16. С.130-131.

4См.: Абибов. А. Гашъи Бадахшон. Душанбе: Ирфон, 1972. С. 140.

5См.: Абибов А. Аз таърихи адабиёти точик дар Бадахшон. Душанбе: Ирфон, 1971. С.47.

6См.: Iloliev A. The Ismaili - Sufi Sage of Pamir: Muborak-i Wakhani and the esoteric Tradition of the Pamiri Muslims. New York, 2008. P.231.

7См.: Матробов C.K. Мубораки ВахонО. Душанбе, 2010. C.l 16.

Все перечисленные работы заслуживают внимания, но скорее с филологической точки зрения, поскольку творчество Муборака Вахани рассматривалось в них в основном в литературоведческом ракурсе. Философского же изучения его мировоззренческих взглядов до сих пор не проводилось. Это обстоятельство и определило цели и задачи диссертационной работы.

Цель и задачи исследования. Основной целью представленной диссертации является общефилософский анализ мировоззрения Муборака Вахани на основе его рукописных произведений, важнейшей составной частью которых является его учение о морали, пронизанное идеями гуманизма, толерантности, необходимости совершенствования нравственности человека и общества, устранения злонравия и укоренения добронравия. В нынешних условиях, когда в мире усилилось влияние различных крайне радикальных идеологий и обострился фанатизм, вышеперечисленные качества и идеи свободомыслия, отраженные в трудах Муборака Вахани, приобретают особую познавательную общественно - политическую значимость. С целью выявления и изучения таких прогрессивных идей и их пропаганды, которые могут способствовать установлению общественного порядка, укреплению в общественном сознании добродетельных моральных устоев, когда люди начнут следовать идеалам справедливости, добра, любви к своему отечеству и др., автором были поставлены следующие задачи:

-изучить политическую, экономическую и социальную ситуацию в Ба-дахшане в период жизни Муборака Вахани, повлиявшую на формирование личности мыслителя и его этико - философских взглядов;

- охарактеризовать духовную и культурную жизнь Бадахшана эпохи жизни и деятельности мыслителя, которая нашла отражение в его творчестве и способствовала его становлению как философа-мистика;

- реконструировать биографию, основные вехи жизненного пути Муборака Вахани на основе автобиографических данных, приведенных в его произведениях, а также информации, предоставленной автору его потомками;

- глубоко и тщательно проанализировать произведения Муборака Вахани, охарактеризовать их особенности, структуру и содержание, а также определить их роль и значение в последующем развитии религиозно-философской мысли в Бадахшане;

-выявить наиболее важные аспекты онтологических и гносеологических воззрений мыслителя и сопоставить их со взглядами его предшественников (Санои, Носири Хусрава, Аттора, Руми и др.), последователем которых он являлся, и обосновать их особенности;

- исследовать антропологические взгляды Муборака Вахани, в частности, его взгляды на происхождение, сущность и существование человека;

- рассмотреть учение Муборака Вахани о морали и нравственности, обосновать возможности его преемственности.

Источники исследования. Главными источниками для исследования послужили оригинальные произведения мыслителя. Автор опирался на такие его поэтические произведения, как «Девони ашъор» («Сборник стихов»), «Куллиёт» («Полное собрание стихов»), «Толиб-ул - матлуб» («Ищущий же-лаеммого»), «Кдтрат-ул-бахр» («Капля моря»), «Кашф-ул-салавот» («Раскрытие благословений»), «Х,очот ва муноШот» ( («Нужды и молитвы»), «Тугрои султош» («Монограмма»), «Саодати куллиёти бунёди Умм-ул-китоб» («Матерь книг»), «Тафсири калом дар муШодалаи Иблис ва Одам» («Интерпретация аята Калама об истинности спора между Дьяволом и Человеком») «Чи-хил дунё» («Сорок миров») «Пандномаи Рисолат», («Назидание о пророческой миссии»), «Маснави ТарШимат-ул-баён» («Переложение оправданий»).

Предмет исследования - философские идеи Муборака Вахани, его мировоззренческие взгляды, анализируемое с философских позиций.

Методологические и теоретические основы исследования. В работе использованы исторический, объективный, логический, диалектический, филологический и сравнительный методы анализа первоисточников и изложенных в них идей мыслителя. Общетеоретической основой исследования послужили труды ученых - востоковедов советского и постсоветского времени,

мусульманских философов, исследования историков таджикской философии и религии.

Филологический метод анализа, использованного на первом этапе исследования, позволил дать толкование ряду поэтических конструкций, таких, как: «толиб» («взыскующий [«Бог»], «матлуб» («высекаемый») [«Бог»], «ицщ», («любовь к Богу»), «маърифат», («познание Бога»), «факри», («аскет, отказывающийся от материальных благ»), «мукошифа», («поиск Бога»), «хак», («истина»), с помощью которых Муборака Вахани раскрывает содержание концепций суфийской философии.

Основным же методом анализа философского наследия стала историко -философская реконструкция взглядов мыслителя на основе изучения его работ.

Научная новизна диссертационного исследования. Настоящая работа является первым философским исследованием творчество Муборака Вахани, в котором этико - гностическая философская концепция мыслителя анализируется на основе непосредственного изучения его рукописных сочинений. В диссертации впервые:

- вводятся в научной оборот новые оригинальные рукописные источники (на фарси) по истории таджикской философии XIX в;

-раскрывается новый ареал философских идей, сформировав-шихся на почве синкретизма западной (греческой) и восточной (древнеиранской, исламской и др.) культур. Географически он находился на стыке Центральной Азии и Индийского субконти-нента;

- даётся характеристика творческого наследия мыслителя, приводится перечень его трудов, анализируются их структура и содержание; выявляются роль и значимость произведений Муборака Вахани в духовно -культурной жизни Бадахшана;

- реконструируется научная биография мыслителя на основе его автобиографических сведений и информации, предоставленной его потомками;

- систематизируются его религиозно - философские взгляды, основу которых составляет этико - гностическая традиция. Мыслитель в своем творчестве обращался к философским идеям древней Греции, Персии и Индии, а также рационалистическим и эзотерическим традициям исма-илизма и суфизма;

- анализируются и обосновываются его онтологические, гносеологические, антропологические и этические взгляды;

- определяются сущность и особенности этико - философской значимости произведений и гностико - эзотерической фило-софии Муборака Ваха-ни;

-осуществлен сравнительный анализ идей Муборака Вахани с рациональными идеями Санои, Аттора, Джалалуддина Руми, посредством чего определяются общность и различие их взглядов. Основные положения, выносимые на защиту:

1. современным историкам философское наследие Муборака Вахани неизвестно, между тем его по праву можно считать одним из ярких представителей персидско-таджикской философской и литературной традиции позднего средневековья. Он является преемником и продолжателем идей Насира Хусрава, Санои, Аттора, Джалолуддина Руми, Абдуллои Ансори, Абдулкодира Бедиля и др.;

2. появление мистических идей в поэзии Муборака Вахани было обусловлено социальными и культурно-политическими условиями, сложившимися в конце XIX начале XX вв. в Бадахшане, и сильным влиянием суфийской философии на общественную жизнь того времени;

3. в произведениях Муборака Вахани изложены философские взгляды о мире, вселенной, жизни и смерти, о вечности и др. При этом онтологические и гносеологические идеи творчества Муборака Вахани являются образцом синкретизма идей исмаилизма и суфизма;

4. онтологические воззрения Муборака Вахани имеют идеалистический характер. Мыслитель считает Бога («Абсолюте») единственной причи-

9

ной бытия. Будучи последователем «Ихван-ус-сафо» и эзотеризма, Муборак верит в конечное единение человека с Богом. Бытие, по его мнению, является отражением божественного света. Однако мыслитель, следуя теории отрицательной теологии, считает, что познать Бога, и его пребывание во всем сущим невозможно. Настоящее бытие - это Бог, а все остальное - тень, луч, метафора Бога. По его мнению, мир есть реализация божественного света, и поэтому он и имеет ценность;

5. гносеология Муборака Вахани вполне соотносится с суфийской теорией познания (эзотерической философией). В последней главной проблемой было определение пути к Богу. Известные образы мистической поэзии: «взыскующий», «чилла» (сорокадневное уединение для поста и молитв), «сайру сулук» (подвижническая аскетическая жизнь суфия), помогают мыслителю выразить мистические идеи о процессе познания, дающего надежду на познание мира и его основы;

6. центральное место в мистическом учении поэта - мыслителя занимает проблема места человека в мироздании. Человек- высшее создание Бога и часть Его идентичностной говорящей сущности. Человек, по Мубора-ку, - часть, которая дополняется целостностью Бога - Абсолюта. Человек есть цель творения и центр вселенной;

7. следуя синкретической традиции эзотерических школ, Муборак Вахани создает мистико-дидактические произведения с целью просвещения масс. При этом вопросы морали и этики выдвигаются им на передний план. Для познания бытия и сущности Бога человек должен духовно вознестись, воспитывая в себе такие важные ценности, как добро, справедливость и праведность, моральные качества, он должен достичь морального совершенства. Добродетельный человек создаёт рай прежде всего в собственной душе.

Теоретическая значимость диссертационной работы определяется ее новизной и выдвинутыми на защиту положениями. Поставленные в ней проблемы могут послужить основанием для дальнейшего исследования синкре-

10

тической традиции персоязычного суфизма, интегрированного с исмаилиз-мом в целом и основными этическими и философскими положениями исма-илизма в Горном Бадахшане Таджикистана и сопредельной территории -Афганского Бадахшана, в частности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при чтении учебных курсов по истории отечественной и зарубежной персидско-таджикской литературы, философии религии, религиоведению и этике.

Апробация работы. Основные положения диссертации неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры философии Хорогского государственного университета (ХГУ) им. М. Назаршоева. Результаты исследования изложены автором в виде докладов на ежегодных научно-практических конференциях Института философии, политологии и права им. акад. А. М. Бахо-ваддинова Академии наук Республики Таджикистан (Душанбе, 2004-2015 гг.), опубликованы в виде научных статей в периодической печати, в журналах, рецензируемых ВАК РФ, других изданиях.

Диссертация была обсуждена на заседаниях кафедры философии ХГУ (протокол № 3 от 5 сентября 2014 г.) и отдела истории философии Института философии, политологии и права им. А. М. Баховаддинова АН РТ (протокол № 6 от 6 марта 2015г.) и рекомендована к защите.

Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ МУБОРАКА

ВАХАНИ

1.1. Политические, социально - экономические предпосылки формирования философского мировоззрения Муборака Вахани

Муборак Вахани жил в тревожное и неспокойное время, без экскурса в которое невозможно понять и исследовать его творчество, и оценить значимость реальных им проблем. Как справедливо утверждает большинство философов, личность человека формируется в рамках объективных социокультурных условий, и процесс познания им самого себя и окружающего мира ограничен этими же рамками. Следовательно, творчество каждого мыслителя есть отражение всего того, чем жила и отличалась его эпоха, его время. Этим и обусловлена необходимость постоянного обращения к предыдущему пространственно-временному измерению исследователей истории философии. Без такого обращения изучение философско - богословского наследия выдающихся деятелей этого сферы знания вряд ли возможно, если возможно вообще. С учетом этого факта анализ философских и суфийских идей Муборака Вахани приобретет наибольшую значимость и глубину.

Бадахшан расположенный в верховьях Амударьи является древним горным краем, таинственная, загадочная богатая история которого оставалась почти неведомой миру вплоть до конца эпохи средневековья. Его более поздняя история, было подробно изложена в одной из статей1. В этой работе собраны важнейшие географические сведения о Бадахшане, Шугнане, Ва-хане, Дарвазе, Рушане, Каратегине, Гиссаре и Кулябе.

Академик В. В. Бартольд также считал Бадахшан древнейшим краем. Основиваеться на сведениях из «Энциклопедию Ислама», писал, что дочь

'Мппаев И. Сведения о странах по верховьям Аму-Дарьи. СПб., 1897. С.255.

последнего правителя Бадахшана утверждала, что их царской династии более чем три тысячи лет1.

Первым посетившим Памир в середине XIX в., был А.П. Федченко. В его опубликованных работах содержатся некоторые исторические сведения о Бадахшане. Так, он отмечает, что «Шугнан с древних времен имел родственные и дружеские связи с правителями Коканда» . Согласно же утверждениям, еще одного из исследователей истории Бадахшана академика Б. И. Ис-кандарова, «Памир (Бадахшан - М.Г.). считается колыбелью арийских народов, и именно отсюда они разделились на восточную и западную ветви»3.

На основе приведенной информации, можно говорить о том, что Бадахшан и его правители имели весьма древнюю историю, при этом на протяжении дастаточно длительного периода времени они обладали независимостью. Эта независимость была обусловлена, с одной стороны, труднодоступным месторасположением Бадахшана, свободолюбием его народа, не желавшего подчиняться завоевателям, а с другой, необходимостью защиты вековых традиций и древней культуры сложившейся здесь социальной общности (языка, истории, искусства, музыки, способов правления и др.). Выражение почитания и уважения к исторически правящей династии было в крови бадахшан-цев. Но

Но в XV в. внук Тимура - Абусаид, средством ожесточенных битв, низверг династию местных правителей. Великий поэт этого времени Алишер Навои в своем произведении «Маджолис-ун-нафоис» («Полезные (изяияные) собрания») по этому поводу писал, что «Лаъли являлся одним из бадахшан-ских правителей XV в. Мирзоалибек, сын (валад) Шокули (согласно сведениям Давлатшоха Самарканди, его звали Султонмухаммад) относился к династии древних правителей Бадахшана, и они правили, несколько столетий, но Султан Абусаид погубил этот дом (династию)»4. С этого времени Бадахшан

1 Бартольд В. В. Энциклопедия Ислама // Сочинения. М.,1965 Т.З. С.345.

2 Федченко А. П. Путешествие в Туркестан. М., 1950.

3 Искандаров Б. И. Восточная Бухара и Памир во второй половине 19 в. Душанбе, 1962. Ч.1.-С.128.

4 Навои А. Маджолис-ун-нафоис. Алиасгари Хикмат. Тегеран, 1323. С.209.

оказывается втянутым в длительные, разрушительные войны. В начале XV в. Бадахшаном начинают править Тимуриды. С восхождением же Шейбанидов в Средней Азии между названными династиями начинается соперничество меж за владение Бадахшаном, которое длится до правления династии Аштар-ханидов. Авторы «Истории Бадахшана» приводят ряд сведений о захватах и притеснениях агрессоров1. В итоге народ Бадахшана в 1657-1658 гг. избрал своим правителем Ербека Самарканди, во время правления которого наблюдалось относительное спокойствие, способствавявшее развитию культуры и литературы в последующие 50 лет. Ёрбек поставил главной целью изгнать из Бадахшана аштарханидских захватчиков и стал' возводить в Чавзакане укрепления и крепости. В конце концов ему удалось изгнать армию Аштарханидов из Бадахшана. Но, несмотря на это, внутреннее противостояние и борьба местных мелких правителей вынудили ведения его перебраться в Индию. После этого Аштарханиды, точнее Махмудби Атолик, вторично направили войско из Балха в Бадахшан .

В «Истории Бадахшана» говорится о том, что одной из причин нападения Махмудби Атолика на Бадахшан было его желание использовать рубиновые рудники в пользу Бухарского хана, чему воспротивился тамошний

*" 3

правитель Ербек, выдворив из Бадахшана людей Атолика .

Народ Бадахшана изнывал от притеснений Аштарханидов, и Ёрбек вторично был востребован из Индии. После его прибытия захватчики покинули Бадахшан, Махмудби Атолик, в конце концов, был вынужден заключить договор с Ёрбеком, согласно которому последний обязался выдать ему двухлетнюю добычу с рубиновых рудников и формально признать власть Аштарханидов. Но в реальности Ёрбек остался независимым правителем Бадахшана и некоторое время удерживал в своих руках бразды правления. О правлении династии Ёрбека краткие сведения сохранились в единственном достоверном

1 Элчибеков К. Геналогия шугнанских правителей XVII - XIX // Памироведение. 1984.ВыпЛ .С.23.

2Сангинмухаммада Бадахши, Фазлалибеки Сурхафсар. История Бадахшана. Л.: Ленинградский гос.ун-т, 1959.-С.93.

3 Бурханудцин Кушкаки. Каттаган и Бадахшан. Ташкент, 1926.

источнике «Истории Бадахшана», согласно которой представители этой династии Сангмухаммад Бадахши и Фазлалибек Сурхафсара, правили в Бадах-шане до 1884 г. Во время правления его сына Сулайманшаха и потомков Султаншаха, особенно Миршаха, Бадахшан укрепился и расширился за счет соседних турков. По этому поводу Бурхониддин Кушкеки в своей работе, написанной по приказу министра обороны Афганистана, отмечал, что границы Бадахшана расширились до Ханабада, Варсуджа, Фархада, Гулфана и То-линкана1.

Правители земель, лежащих вдоль реки Пяндж имели родственные связи с наследниками Ёрбека, особенно с Миршахом, наблюдалась языковая близость, и они признавали власть друг друга, хотя и оставались самостоятельными и независимыми.

Во время правления Шералихана в Афганистане, (1856-1869) политическая обстановка в Бадахшане обострилась. Объяснялось это тем, что в 1861 при поддержке это Кабульского эмира в Бадахшане к власти пришёл Ма-хмудшах. Он увеличил подать (налог) до 80 тысяч рупий и 500 голов коней. Поскольку все это легло на плечи народа, то правление Махмудшаха, естественно, вызвало огромное недовольство. После него к власти пришел Джахондоршох, являвшийся близким другом и зятем эмира Афганистана Абдурахманхана, который еще более увеличил налоги и подати. До этого времени правители Бадахшана никому налоги, не платили и до правления Миршаха, как пишет историк К.Эльчибеков, Бадахшан, благадаря своей многолетней независимости, от набегов соседних государств, вплоть до второй половины XIX в. находился в состоянии социально-экономического равновесия2.

Историк Мирзо Мунши приводит интересные сведения о политическом и экономическом положении Западного Памира, в том числе Вахана, и указывает, что правитель Вахана Алишах имел в своем распоряжении 200 вои-

1 Бурханудцин Кушкакп. Каттаган и Бадахшан. Ташкент, 1926.С.88.

2 Элчибеков К. Генеология шугнанских правителей Х\/1И-Х1Х вв. // Памироведение. 1984. Вып. 1.С.24.

нов на левом побережья реки Пяндж. Его доход состоял из поземельного налога, торговли рабами, подати приезжих и др. Вахан, как и многие долины Бадахшана, окружен высокими горами. Его население в основном было занято животноводством, выращивало коров, баранов, лошадей, яков. Шерсть производилась как для нужд местного населения, так и для продажи и торговли. Дома, здесь чаще всего строились из камня. Как и большинство населения Бадахшана, ваханцы были последователями исмаилизма.

Мирзо Мунши путешествуя по Восточному Памиру, на и, как он пишет, встречал на ваханской дороге разрушенные племенами. Вахана и Кунджута дома киргизов. Путешественники, дойдя до Лангара - последней населенной деревни Вахана, - следовали далее до озера Баракат Яшон, находящегося в пределах Малого Памира. Здесь начинались горы Центральной Азии/отл?!-чавшисся прекрасной дикой природой, в таком холоде не могли жить ни звери, ни птицы. Всё было покрыто снегом и льдом. В итоге Мунши дошёл "'до Сарикула, население которого, по приказу Атолика Гози, оставило это место и переселилось в Кошкар или Ёрканд, а их земли заняли кочевники - киргизы. Согласно сведениям Мунши, население Сарикул было арийской расы, и он встречал их по дороге в Кошкар. По его наблюдениям, они были истощены и считали себя подданными Алифбека - правителя Сарикула, убившего свою мать, жену и детей перед тем, как покинуть родину, дабы они не стали добычей врага.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гулхасан, Мирхасан, 2015 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

I. ПЕРВОИСТОЧНИКИ а) на таджикском и персидском языках:

1. Ансори, А.Илохинома / Абдуллах Ансори// Расоили джомеъ - Тегеран, 1349.-С.165-172- Сказание о Боге.-На пер.яз.

2. Ансори, А. Муноджот ва маколот/ Абдуллах Ансори. -Тегеран, 1320.

3. Аристотель. Этика / Аристотель; пер. Э. Радлова. -СПб.: Изд. Философ. о-ва при Император.СПб. Ун-те, 1908.-25с.

4. Аристотель. Мораль / Аристотель; пер.Сайид Абулкосима Пурхусанни. -Тегеран: Изд-во Тегеран, ун-та, 2003. -522 с.

5. Аттор,Ф. Мантик;-ут-тайр / Фаридуддин Мухаммад Аттор.-Душанбе, 2006.-356 с. - Логика птиц.

6. Аттор, Ф. Мусибатнома / Фаридуддин Мухаммад Аттор; под ред. Мухаммадризо Шафеи Кадкани. -Тегеран: Сухан, 1990. -957 е.- Книга о го-ре.-На пер.яз.

7. Аттор,Ф. Девон /Фаридуддин Аттор;под ред. Алии Мухаммадии Хуросони.-Душанбе:Дониш,2012.-542 с. - Диван.

8. Афлотун. Чумхур / Афлотун;подгот. к изд. Сухроб Ваххоб. -Душанбе, 2011.-295 с.-Республика.

9. Бадахши, С. Таърихи Бадахшон / Сангмухаммади Бадахши, Фазлалибеки Сурхафсар.-Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1959. - 198. История Ба-дахшана.-На пер.яз.

10. Бедил, А.Сочинения. Т.1:Сборник газелей / Абдулкадир Бедил; Подгот. к изд. Сахобиддин Сидиков.- Душанбе, 1990.-704 с.-На тадж.яз.яз.

11. Бедил, А. Сочинения. Т.2:Сборник газелей / Абдулкадир Бе-дил;подгот. к изд. Сахобиддин Сидиков. -Душанбе, 1991.-352 с.-На тадж.яз.

12. Бедил, А. Сочинения Т.З: Сборник газелей / Абдулкадир Бедил; подгот. к изд. Сахобиддин Сидиков. -Душанбе, 1991.- 432 с.-На тадж.яз.

13. Бедил, А. Сочинения. Т.4: Сборник газелей / Абдулкадир Бе-дил;подгот. к изд. Сахобиддин Сидиков. -Душанбе, 1991.- 438 с.-На тадж.яз.

14. Бедил, А. Сочинения. Т.5:Месневи / Абдулкадир Бедил;сост. текста, введ. и коммент. Бобобек Рахими.-Душанбе, 1993. -672 с.-На тадж.яз.

15. Джами, А.Сочинения. Т.1. / Абдурахман Джами.—Душанбе: Ир-фон, 1985.-560 с.-На тадж.яз.

16. Джами, А.Сочинения. Т.1. / Абдурахман Джами.—Душанбе: Ирфон, 1985.-560 с.

17. Газоли, М.Кимиёи cao дат (Эликсир счастья) / Мухаммад Газоли. -Тегеран, 1367.-C.220.-Ha пер.яз.

18. Гегель, Г. Философия религии/ Г. Гегель // Гегель Г.Сочинения.-М.,1977. - Т.2-С.140.

19. Гёте, И.В. Девони Гарби-Шарки / Иоганн Вольфганн фон Гёте. -Душанбе: Адиб, 2011. -383 с. -Западно-восточный диван.

20. Ибн -ал-Араби, М.Мекканские откровения. (Ал-Футухат-улмакийя) / Мухиддин Ибн ал-Араби.-СПб.: Петербург, востоковедение, 1975. -250 с.

21. Идрис, Шах. Суфизм / Идрис Шах.-М.: Клышников, Комаров и Ко, 1994. -448 с.

б) на персидском и арабском языка Y Y j <-£j Ua jjÁ^ ú'já"5 uUaluu» _

o-lli jjlÁ ^ Vui //1902/1320 / / C,!jt¿Üj| t uSjU»

43 íjiaui ¿гц j>u fjlc- ¿uluíliü já

cSjlaa /(jljjJ t<_Sjl¿4 И Я • Y Y ó cr^J Цл jjía. (jljjJ ulh'inin I ¿A Y1*

^LLijjli »ILÍAJJJ .LIjjí jjlu Ja*. // 1892 / 1310.^J

1559 ftjLui-.

^wliijjIâ jjj (¿IfttluiJ ИДИЛГЬ JÎI lSjUaJ jlx¿! ¿jljjj _Yf

^ л v fáj t ^jb ¿Luti^jA jà t tij^j jjjjj сЛш

1900 /1314 . /J* ùljUiûSI iù^n ^J2 û

(o-jjj 1893' t^iij uSjU./ li-aii ^ _ Y ?

-t v 166 .o* 1897/ 1317 . U^J ^jW j ClUU t uSjU.

ôl^iAjJj ^ ¿uú <Uju¿ //1902/1320 . t^J ^jb- / UÎJ A]L«,jt uSjU. -Y Л

181 Ôjbui .¿l'u M< J~>tj ^jîfr (jHuilûAjâ j^lluijjLà.

•Itifcjjj ylai 1896/1314. ^J ^Sjb» ttiljLall ti-ASi uSjU. _ТЯ

.188 ejUà . f

£u-J)1900 /1318.^j ^JW (^J Ù^ Ь) ^Ualu. jijis «JÉJU«-?. jj j yiUuû fJlfi. jJ ¿I jjaxjj b (jéi¿L\ jl5ol сАхЬь. Jj ¿Ы1 illAabjj" ^ jü» k-SjUa - ^ . (o-JJJ

ell^jJj ^ ¿MÛ // oa304-.1900-1899/1317 .^j / "j! >

.166 ejbui j>Ui ^jb ¿liuíLiAjá

(O^ 0^318-.1900/1315. ^ ' ^jU* _r i

/ j (jmjLI AJjL^J ("tná-v jj ûU jji ntl _VY

.ùLu-SL^U ¿tii^jâ ^LLi jjU ilLiAjjj ^ guu .L>al40.1892./1310.Lr¡^

.165 ftjbui

ôl^iAjjj Jai. //.1902/1320. / j^JI S>â t uSjU» -ГГ

182 »jUA .ù^u^Ui ^jb ô^ jâ ^ujLLÍIJJIÂ

.1895/ 1313^j /ùIL-j <L»U ¿L

CímíJ) -Vf

(o-ijj du-j) 1892/1310 (û»jS) _rô

36. Навои, A. Мачолис-ун-нафоис / Алишер Навои; подгот. к изд.Алиасгари Хикмат. -Тегеран, 1323. (Собрание избранных ).

37. Носири Хусрав . Диван. Сост., сопоставление и сверка Джахангира Мансура. -Тегеран: Нигах, 1375.(на персидском.яз).

38. Носири Хусрав. Диван.Тегеран.1380. 360 с.

39. Носири Хусрав. Пер. Олисода. -Карачи, 1998. 240.

40. Носири Хусрав. Диван/ сост. Махди Сухайли. Иур: Гелон, 1960. 368 с.

41. Носири Хусрав и его «Зод-ул-мусофирин». Перевод с тадж (перс.) вступительная комментарий М.Диноршоева. -Душанбе, 2005. (Пропаси путников).

42. Носири Хисрав. Х,афт боб (Семь глав). Под ред. А.М.Карим Ши-рази. Бомбей, 1934.На персид. яз.

43. Розенфельд, А.З. Краткие сообщения и заметки / А.З. Розенфельд, А.И. Колесников. / / Эпиграфика Востока - T.XVI. -М.: Наука, 1963. - Т.:Я6 -130 с.

44. Румй. Ч. Диван / Шамс Табрези; под ред. Али Дашти. -Тегеран, 1362. -478 с.

45. Румй .4. Куллиёти Шамси Табрези. Сайре дар девони Шамс -Тегеран: Пагох,1362. Путешествие по Дивана Шамса).

46. Саади, Ш.Гулистон (Сад роз) / Саади Шерози. -Душанбе, 1983.-54с.

47. Санои, Г. Диван, подгот. к изд. Мусаффо М. / Санои Гезнави. подгот. к изд. Мусаффо М -Тегеран.-1336. 340 с.

48. Санои, Г. Диван. Девони ашъор. / Санои Тегеран, 1341 -1240 с.

49. Санои, Г.Хдкикат-ул-хдкика / Санои Гезнави.-Тегеран: Изд-во Мударриса Разави, 1950.

50. Семёнов, А. А.История Шугнана / A.A. Семёнов. -Ташкент: Полиграфия концелярии генерал губернатора , 1916. -138 с.

51. Семёнов, A.A. Из области воззрения шугнанских исмаилитов / A.A. Семёнов //- Мир ислама, -1912. Т,1 №1. 103 с.

52. Сохиб-ал-Замонй, Н. Шамс Табрези / Насриддин Сохиб ал-Замони.-Тегеран: Хдйдарй, 1469. -487 с.

53. Степанянц, М.Т. Философские аспекты суфизма / М.Т. Степа-нянц. -М.: Наука, 1987. - 191 с.

54. Туси, Н. Ахлоци Носирй / Насириддин Туси. -Тегеран, 1380.380.- Этика Носира.

55. Туси, Н. Равзат-ул-таслим / Насириддин Туси. -Бомбей. 1950.-45.

- Сад смиренности.

56. Туси, Н. Авсоф-ал-суф / НасириддинТуси.-Тегеран, 1375.- 28 с. Описание суфа.

57. Туси, Н. Авсоф-ул-ашроф / Насириддин Туси. -Тегеран, 1304. Описание знати

58. Фейербах, Л. Избранные философские произведения / Л.Фейербах:В 2-хт-М.,1955.-Т. 1-390 с. -Т.2.- 440 с.

59. Хафиз, Ш. Диван стихов / Хафиз Шерази. С комментариями Му-хаммадризо Джалолии Ноини и Назир Ахмад. 6-е изд - Тегеран: Амири Ка-бир, 1989. -783 с.

II. Исследования и справочные издания в) на таджикском и персидском языках:

60. Абибов, А. Аз таърихи адабиёти точик дар Бадахшон / А.Абибов. -Душанбе:Ирфон, 1971.-195 с. - Из истории таджикской.

61. Абибов, А. Ганчи Бадахшон / А. Абибов. -Душанбе: Ирфон, 1972. -320 е.- Кладезь Бадахшана.

62. Абибов, А. Мубораки Вахони ки буд? / А.Абибов //Чархи гардун.

- 1998. - № 38-39. - 8- Кто был Мубарак Вахани?

63. Андреев, М.С. Таджики долины Хуфа / М.С. Андреев. -Сталинабад: Изд-во АН ТаджССР, 1953. -521 с.

64. Абаева,Т. Г. Очерки истории Бадахшана / Т. Г. Абаев. -Ташкент: Наука, 1964. -163 с.

65. Абдуллозода, Ш. Фалсафаи одамият / Ш.Абдуллозода. -Душанбе: ЭР-граф, 2003. -162 с. - Философия гуманизма.

66. Абибов, А. Аз таърихи адабиёти точик дар Бадахшон / А.Абибов. -Душанбе:Ирфон, 1971.-195 с. - Из истории таджикской.

67. Абибов, А. Ганчи Бадахшон / А. Абибов. -Душанбе: Ирфон, 1972. -320 е.- Кладезь Бадахшана.

68. Абибов, А. Мубораки Вахони ки буд? / А.Абибов //Чархи гардун. - 1998. - № 38-39. - 8- Кто был Мубарак Вахани?

69. Ансори, А.Илохинома / Абдуллах Ансори// Расоили джомеъ -Тегеран, 1349.-С. 165-172-Сказание о Боге.-На иер.яз. о

70. Ансори, А. Муноджот ва маколот/ Абдуллах Ансори. -Тегеран, 1320. - 101с.-На пер.яз. Обращение к Богу и изречения

71. Аттор, Ф. Мантик;-ут-тайр / Фаридуддин Мухаммад Аттор.-Душанбе,2006.-356 с. - Логика птиц.

72. Агтор, Ф. Мусибатнома / Фаридуддин Мухаммад Аттор; под ред. Мухаммадризо Шафеи Кадкани. -Тегеран: Сухан, 1990. -957 е.- Книга о го-ре.-На пер.яз.

73. Аттор,Ф. Девон /Фаридуддин Аттор;под ред. Алии Мухаммадии Хуросони.-Душанбе:Дониш,2012.-542 с. - Диван.

74. Афлотун. Чумхур / Афлотун;подгот. к изд. Сухроб Ваххоб. -Душанбе, 2011.-295 с.-Республика.

75. Бартольд, В.В. Сочинения / В.В. Бартольд. -Т.З. -М.: Изд-во вост. лит., 1965. - 345с.

76. Бартольд, В. В. Статьи из Энциклопедии Ислама / В.В. Бартольд//Бартольд В. В. Сочинения.-М.,1965-Т.З. -С.345.

77. Бартольд, В.В. Мистицизм в исламе /В.В. Бартольд. //Бартольд В. В.Сочинения.- Т.6. -С. 117.

78. Бсдил, А.Сочинения. Т.1:Сборник газелей / Абдулкадир Бедил; Подгот. к изд. Сахобиддин Сидиков.- Душанбе, 1990.-704 с.-На тадж.яз.яз.

79. Бедил, А. Сочинения. Т.2:Сборник газелей / Абдулкадир Бе-дил;подгот. к изд. Сахобиддин Сидиков. -Душанбе, 1991.-352 с.-На тадж.яз.

80. Бедил, А. Сочинения Т.З: Сборник газелей / Абдулкадир Бедил; нодгот. к изд. Сахобиддин Сидиков. -Душанбе, 1991.- 432 с.-На тадж.яз.

81. Бедил, А. Сочинения. Т.4: Сборник газелей / Абдулкадир Бе-дил;подгот. к изд. Сахобиддин Сидиков. -Душанбе, 1991.-438 с.-На тадж.яз.

82. Бедил, А. Сочинения. Т.5:Месневи / Абдулкадир Бедил;сост. текста, введ. и коммент. Бобобек Рахими.-Душанбе, 1993. -672 с.-На тадж.яз.

83. Бертельс, Е. Э. Находка рукописей на Памире. «Народы Африки и Азии», / Е.Э.Бертельс // «Народы Африки и Азии».- 1956. - № 2.-С.234-236.

84. Бертельс,Е.Э. Находка рукописей в Таджикистане/ Е.Э.Бертельс // Проблемы востоковедения.- 1959.- № 6.-С. 222-223.

85. Бертельс Е.Э. Суфизм и суфийская литература/ Е.Э. Бертельс //Бертельс Е.Э. Избранные труды. - М.: Наука, 1965.-С.?

86. Бобринский, А.А. Секта исмаилья в русских и Бухарских пределах Средней Азии / А.А.Бобринский. -М., 1902. -26 с.

87. Бобринский.А.А. Горцы верховьев Пянджа (ваханцы и ишка-шимцы). - М., 1908.-125-142.

88. Богоутдинов, A.M. Очерки по истории таджикской философии / A.M. Богоутдинов. -Сталинабад: Таджикгосиздат, 1961.-332 с.

89. Болдырев, А.Н. Бадахшанский фольклор / А.Н.Болдырев // Сов.востоковедение.- JI.,1948.- Т.5.- С. 223

90. Быховский, Б. Людвиг Фейербах / Б.Быховский. -М.: Мысль, 1967.-238 с.

91. Джами, А.Сочинения. Т.1. / Абдурахман Джами.—Душанбе: Ир-фон, 1985.-560 с.-На тадж.яз.

92. Гавхарин С. Шарх,и истилох,оти тасаввуф /С. Гавхарин.- Тегеран, 1367.-674 е.- Интерпретация суфийских терминов.-На пер.яз.

93-. Гафуров, Б. Таджики / Б.Гафуров. -Душанбе, 1970.-С.384.

94. Гафуров, Б. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая ис-тория./Б. Гафуров.- М.,1972. -С.398.

95. Газоли, М.Кимиёи саодат (Эликсир счастья) / Мухаммад Газоли. -Тегеран, 1367.-C.220.-Ha пер.яз.

96. Гёте И.В. Девони Гарби-Шарки / Иоганн Вольфганн фон Гёте. -Душанбе: Адиб, 2011. -383 с. -Западно-восточный диван.

97. Дафтари, Ф. Исмаилит'ы, их история и доктрины / Ф. Дафтари.-М., 2009. - 847с.

98. Дафтари Ф. Краткая история исмаилизма / Ф. Дафтари. -М.,2003. - 273 с.

99. Дафтари,Ф. Леганда об ассасинах. Мифы об исмаилитах/Ф. Дафтари.- М.,2009. - 310 с. ,.

100. Диноршоев, М. Философская онтология Ибн Сино^- / М.Диноршоев //Изв. АН Тадж ССР. Отд.-ние обществ.наук. - 1979. - №4 -5968

101. Диноршоев, М. Вопросы философии Ибн Сино / М.Диноршоев. -Душанбе, 2011. -407 с.

102. Диноршоев, М. Философия НасируддинаТуси / М.Диноршоев-Душанбе, 2012. -190 с.

103. Диноршоева, З.М. Мухаммад ал-Газали и его отношение к философии / З.М. Диноршоева; ред.К.О.Олимов - Душанбе, 2002. -159с.

104. Додихудоев, X. Очерк философия исмаилизма / X. Додихудоев. -Душанбе,1976.-144 с.

105. Додихудоев, X. Философия крестьянского бунта / Х.Додихудоев. -Душанбе, 1987. -429с.

106. Додихудоев, X. Исмаилизм и свободомыслие Востока /Х.Додихудоев. -Душанбе, 1989. -288с.

107. Додихудоев, X . Философский исмаилизм / Х.Додихудоев.-Душанбе, 2014.-495 с.

108. Додихудоев, X. Истории философской мысли / Х.Додихудоев//Изв. АН РТ. Сер. философии и правоведения. - 2002. - №1-2. -С.3-18.

109. Додихудоев, X. Культура и цивилизация истины и парадоксы традиций.Т. 1. Кн. 1. - Душанбе, 2006.-354с.

110. Додихудоев, X. Культура и цивилизация истины и парадоксы традиций. Т. 1 Кн. 2. -Душанбе, 2006. -393с.

111. Додихудоев, P. X. Материалы по исторической фонетике шугнанского языка / Р.Х.Додихудоев. -Душанбе, 1962.-52 с.

112. Додихудоев, P. X. Памирскаямикротопонимия. (Исследования и материалы). Ч. I/Р.Х.Додихудоев. - Душанбе, 1975.-145 с.

113. Додихудоева, JI. От ислама к скуляризму и обратно в ислам. 4.1/ Л.Додихудоева. -Душанбе, 2013.-272 с.

114. Зарринкуб, Абдулхусайн. Исламская цивилизация/ Абдулхусайн Зарринкуб. - М.,2004.-289 с.

115. Зиёев, Х.М. Суфийский орден мавлавия / Х.М. Зиёев. -Душанбе, 2007. -276 с.

116. Додихудоев, X. Исмаилизм и свободомыслие Востока /X.Додихудоев. -Душанбе, 1989. -288с.

117. Зарринкуб, А. Арзиши мероси суфия / Абдулхусейн Зарринкуб. -Тегеран: Амири Кабир, 1342. -393 е.- Ценности суфийского наследия.

118. Зарринкуб, Абдулхусайн. Поиски суфизма в Иране. Т.1 /Абдулхусайн Зарринкуб.- Тегеран: Амири Кабир, 1984. - 412 с.-На пер.яз. Зарринкуб, Абдулхусайн. Поиск суфизма в Иране. Т.2/ Абдулхусайн Зарринкуб.- Тегеран: Амири Кабир, 1984. - 446 с.-На пер.яз.

119. Зарринкуб, Абдулхусайн. Ч,устучух,о дар тасаввуф / Поиский в суфизме. Абдулхусайн Зарринкуб. Душанбе, 1992.-158 с.

120. Зиёев, X. М.Мавлавия ва тахдввули он.Учение Мавлави и его трансформация-Душанбе, Ирфон.2004.- 276 с.

121. Зиёев. И. Г. Мак;оми инсон дар фалсафаи Идбол. - Душанбе, 2006 Место человека в философы Икбал.-230 с.

122. Зуробек, Н. Шарофати аз даст рафта / его трансформа-ция.Ноёбшо Зуробек //Зиндаги. - 1994. - №6- С. 2. Потерянное благородство.

123. Иванов, В.А. Очерки по истории исмаилизма /В.А.Иванов // Заметки об исмаилитах Персии. - СПб., 2011.-174.

124. Назариев, Р. Социальная философия «Ихван-ус-сафа» и Носира Хусрава / Р.Назариев. -Душанбе.- 2011. -348 с.

125. Назариев, Р. Социальная философия «Ихван-ус-сафа» и Носира Хусрава / Р.Назариев. -Душанбе.- 2011. -348 с.

126. Иршоди соликин (Наставление суфиев): Рукопись // Фонд рукописей Ленингр. отд-ния Ин-та востоковедения РАН.- Инв. №1700. -На пер.яз.

127. Искандаров, Б.И. Восточная Бухара и Памир во второй половине ~Х1Х в. Ч.1./ Б.И. Искандаров. —Душанбе: Изд-во АН Тадж ССР,1962. -546 с.

128. Искандаров, Б.И. Социально-экономические аспекты истории памирских княжеств (X в. - первая половина XIX в.) / Б.И.Искандаров. -Душанбе: Дониш, 1983. -160 с.

129. Искандаров, Б.И. История Памира / Б.И. Искандаров.-Хорог: Мерос, 1995-185с .

130. История таджикской философии. Т. 2. /под общ.ред.А.Шамолова. -Душанбе, 2012.-786 с.

131. История таджикской философии. Т.З. /под общ. ред. А.А.Шамолова и А.Мухаммадходжаева. -Душанбе,2013.-966 с.

132. Касымжанов, А.Х. Абу-Наср аль -Фараби / А.Х. Касымджанов. -М: Мысль, 1982.-197с.

133. Кныш, А.Д. Мусульманский мистицизм / А.Д.Кныш. -М.;СПб, 2004. -453с.

134. Кныш, А.Д. Некоторые проблемы изучения суфизма/ А.Д.Кныш //Ислам: религия, общество,государство.- М.,1972.- 184.

135. Коран/пер.с араб.И.Ю.Крачковского. -М.: Раритет, 1990. -528 с.

136. Кулматов, Н. Этические взгляды Саади / Н. Кулматов. -Душанбе, 1968.-223.

137. Китоби Инчили Лукмон (Евангелие Лукмана). Глава 16, аяты 25 и 26. -Ватикан, М., 2009.

138. Кулайни, М. Усули кофй: [рукопись] / М.Кулайни.-Т. 1.Предание 1.-На пер яз.

139. Кулматов, Н. Этические взгляды Саади / Н. Кулматов. -Душанбе, 1968.-223.- На тадж.яз.

140. Коран. -Тегеран, 1380X1997.

141. Курбоншо, А.Пешгузаштагони Мубораккадам / Аловати Кур-боншо //Зиндаги, 1996, №12.-С.3. Предшественники Мубараккадама.

142. Кушкаки, Б.Каттаган и Бадахшан / Бурхануддин Кушкаки. -Ташкент,1926. 228 с.

143. Маршал-Г.С.-Фир^аи исмоилия (Секта исмаилитов) / Перевод с англиский. Фаридун Бадраи. 2-ое изд. Г.С. Маршал -Тегеран: 1369. - 425 с.-Секта исмаилитов.

144. Масов Р.М, Пиромшоев Х.П, Юсуфбеков Ш.П. История Горно-Бадахшанской Автономной Области. Душанбе, 2005.-c.494.

145. Матробов, С. К. Муборак Вахони / С.К. Матробов. -Душанбе, 2010.-216 е.- На тадж.яз.

146. Махмаджонова, М.Т. Этические воззрение Джаллуддина Руми/ М.Т. Махмаджанова.-Душанбе.-178 с.

147. Махмаджонова, М.Т. Философия Джалолуддина Руми / М.Т. Махмаджонова.-Душанбе, 2007. -300 с.

148. Миклухо-Миклай Н.Д, Акимушкин. Ш.Ф, Кушев. М. А, Салохидинова. Некагорые редкие и уникальные персидские и таджикские рукописи в собрании Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР. М.,1960.- С.13.

149. Минаев, И. Сведения о странах по верховьям Аму-Дарьи / И. Минаев. -СПб., 1897. -255 с.

150. Мирхасан, Г. Литературная и культурная жизнь народов Бадах-шана во второй половине XIX и начале XX в. / М.Гулхасан // Языки и этнография крыши мирагсб. СПб. гос. ун-та. -СПб., 2005. -С. 73-79.-На рус.яз.

151. Мирхасан, Г. Философия суфизма и исмоилизма в творчестве Мубораки Вахони / М.Гулхасан // Вестник пед. ун-та. Душанбе, 2014. - №1 (56-2). -С.8-13.

152. Мирхасан, Г. Суфийские оттенки в «Талиб-ул-матлубе»)/ М.Гулхасан// Изв.АН Республики Таджикистан. Сер. философии .-Душанбе, 2006. -№1.-С. 65-74.

153. Мирхасан, Г. Значение человека в философии бытия с точки зрения Муборака Вахани/ М.Гулхасан// Вестник Тадж. нац.ун-та. - Душанбе,2014.- №3\8( 150).-С. 180-184.

154. Мирхасан, Г. Вопросы морали в поэзии Муборака. Вахони / М.Гулхасан// Вестник пед. ун-та. -Душанбе,2014.- №4 (57-2). -С.33-37.

155. Мирхасан, Г. Место человека в философской поэзии Муборака Вахони / М.Гулхасан // Вестник пед. ун-та. -Душанбе, 2014.-№6 (56-2).

156. Мирхасан, Г. К проблеме отражения суфийских воззрений в творчестве Муборака Вахони / М.Гулхасан // Экономика и науки Горно-Бадахшанский Автономной Области: вчера, сегодня и завтра:респ. симпоз. Сер.философии,25-27 мая 2005г. - Хорог, 2005. -С. 119-123.

157. Мирхасан, Г. Влияние мысли Насира Хусрава на мышление Муборака Вахони / М.Гулхасан // Таджикистан.-Душанбе,2004.-№ 6.- 8-9.

158. Мирхасан, Г. Несколько слов о содержании «Мустатоби калб-ус-сафа фи тафсири Умм-ул-китаб» Муборака Вахани / М.Гулхасан //Вестник Хорог, гос. ун-та. -2005. - № 6.-С. 15-21.

159. Мирхасан, Г. Политическое и экономическое состояние Бадах-шана в конце XIX и начале XX вв. / М.Гулхасан // Хорог, гос. ун-та. -2005. -№6. -С. 12-16.

160. Миршакар, М. Тошбек ва Гулкурбон (Тошбек и Гулкурбан) / Мирсаид Миршакар. -Душанбе, 1967. 53 с.

161. Муборак, В. Толиб-ул-матлуб. Сост. Мирхасан. Г. Душанбе, 2014.-265 с.

162. Мухаммадходжаев, А. Накшбандия и Ходжа Ахрор / А. Мухам-мадходжаев. -Душанбе, 2007.

163. Мухаммадходжаев, А. Андешахо перомуни ирфон (Мысли о мистицизме) / А.Мухаммадходжаев. Душанбе. 2012.

164. Мухаммедходжаев, А. Гносеология суфизма. -Душанбе: Дониш, 1990. 112 с.

165. Маршал Г.С. Фир^аи исмоилия (Секта исмаилитов) / Перевод с англиский. Фаридун Бадраи. 2-ое изд. Г.С. Маршал -Тегеран: 1369. - 425 с.-Секта исмаилитов.-На пер.яз.

166. Матробов, С. К. Муборак Вахони / С.К. Матробов. -Душанбе, 2010.-216 с.На тадж.яз.

167. Муборак, В. Толиб-ул-матлуб. Сост. Мирхасан. Г. Душанбе, 2014.-265 с.-На тадж.яз.

168. Мухаммадходжаев, А. Андешахо перомуни ирфон (Мысли о мистицизме) / А.Мухаммадходжаев. Душанбе. 2012.

169. Назариев.Р. Социальная философия «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава. Душанбе.2011.348 с.

170. Навои, А. Мачолис-ун-нафоис / Алишер Навои; подгот. к изд.Алиасгари Хикмат. -Тегеран, 1323. (Собрание избранных ).-На тадж.яз.

171. Нодия , А. Чамол. Бакои баъд аз мугул / Жизнь после Монгольского нашествия.-Техрон, 1382.-206 с.На персид. яз.

- 222 с.

172. Одинаев, Я.К. Абдурахман Джами. Мистико-философские воззрения / Я.К. Одинаев. -Душанбе, 2009. 232 с.

173. Олимов, К. Мировоззрение Санои / К. Олимов.-Душанбе: Дониш, 1973.-136 с.

174. Олимов,К.Баррасих,о дар тасаввуф / К. Олимов. -Душанбе: Шарк;и озод, 1999. (Исследование мистицизма)

175. Олимов, К. Ибн Сина и суфизм// АН Тадж. ССР, Отд-ние обществ. Наук, — 1997.-№2.-с 59-66.

176. Пригарина, Н.И. Суфизм в контексте мусульманской культуры / Н.И. Пригарина. -М.: Наука, 1989. -341 с.

177. Пулоди, Т. Шоирони халкии Бадахшон / Тилло Пулоди. -Душанбе, 1999. Народные поэты Бадахшана.

178. Раджабов, М. Абдурахман Джами и таджикская философия XV века / М. Раджабов. -Душанбе: Ирфон, 1968.- 128 с.

179. Русские ученые об исмоилизме / под ред. Прозорова. С.М. Элъназарова. X. - СПб., 2014.-310 с.

180. Нафиси Саъид. Истоки суфизма. Тегеран: «Нашри порей» 2000. 200 с. - На пер.яз.

181. Олимов, К.Баррасих,о дар тасаввуф / К. Олимов. -Душанбе: Шарк;и озод, 1999. (Исследование мистицизма).-На тадж.яз.

182. Пулоди, Т. Шоирони халкии Бадахшон / Тилло Пулоди. -Душанбе, 1999. Народные поэты Бадахшана.

183. Румй. Ч. Диван / Шамс Табрези; под ред. Али Дашти. -Тегеран, 1362. -478 с.На пер.яз.

184. Румй Ч.Куллиёти Шамси Табрези . Сайре дар девони Шамс -Тегеран: Пагох,1362.( Путешествие по Дивана Шамса).-На пер.яз.

185. Русские ученые об исмоилизме / под ред. Прозорова. С.М. Элъназарова. X. - СПб., 2014.-310 с.

186. Рохи, К. История литературы / Киёмиддин Рохи. -Кабул: Институт литературы и гуманитарной науки, 1356.- 380 с.

187. Саади, Ш.Гулистон (Сад роз) / Саади Шерози. -Душанбе, 1983.-54с.

188. Сагадеев, А. В. Ибн ал-Рушд. -М.: Мысль, 1993. -С.220.

189. Саджори, С. Дж. Толковый словарь слов, терминологии и мистических выражений / Сайд Джафар Саджори. -Тегеран, 1380.-670

190. Садыкова. H. Н. Антропология Бедила. Душанбе. 2001.

191. Сайд Фаррухшох,.Таърихи мулки Шугнон (История владение Шугнаном) / Сайд Фаррухшах, 1946. [рукопись].-На пер.яз.

192. Санои, Г. Диван, подгот. к изд. Мусаффо М. / Санои Гезнави. подгот. к изд. Мусаффо М -Тегеран.-1336. 340 с.-На пер.яз.

193. Санои, Г. Диван. Девони ашъор. / Санои Тегеран, 1341 -1240 с.-На пер.яз.

194. Санои, Г.Х,акикат-ул-хдк;ика / СаноиГезнави.-Тегеран: Изд-во Мударриса Разави, 1950. - Сад истины.-На пер.яз.

195. Степанянц.М.Т.Проблемы познания в суфизме. Вопросы фило-софии.-1988, №4, С 118-128.

196. Субхан, Дж. А. Суфизм. Его святые и святыни / Джон А.Субхан-М.,СПб: Диля, 2005. -256 с.

197. Сулаймон, 0.,ТаърихиБадахшон / ОхонСулаймон, Сайд Шохфи-тур. -М.:1973.- 195с. История Бадахшана.

198. Суфизм // Большая исламская энциклопедия, Бадахшон/ Бофа-рачи Табрезй-Бармовй.Кобул.-1345.Т.11.номер статьи 4596.

199. Суфизм в Иране и Центральной Азии. Сб.ст -Алма-аты, 2007.

200. Суфии. Собрание притч и афоризмов. Издание подготовлено Лео Яковлевым. -М., 2001.-170 с.

201. Табари, Э. Барраси дар бораи бархе чунбиши ич,тимой дар Эрон (Исследование о некоторых общественных движениях в Иране) / ЭхсонТаба-ри. -Тегеран: Государственный комитет по печати, 1380. 35

202. Туси, Н. Рух, (Душа) / НасириддинТуси. [рукопись].-На пер.яз.

203. Умарзаде, И. Жизнь и мистическое творчество Айнулкузата / Ибрахим Умарзаде. -Душанбе, 2002.- С 50.

204. Урён, Бобо Тохир. Таронахо / Бобо ТохирУрён. -Душанбе, 1992. -80 с.

205. Федченко, А.П. Путешествие в Туркестан / А.П. Федченко. -М.,1950. 244 с.

206. Федченко, А.П. Письма с дороги. (Памир и Шугнан) / А.П. Фед-ченко. -СПб, 1905.- 86 с.

207. Федченко, А.П. Шугнан. Географические и ботанические результаты путешествий в 1901г.и в 1904 г. 4.1/ А.П. Федченко. -СПб,1909. -133 с.

208. Философская энциклопедия. Т.4. -М.,1971. 650.

209. Фролова, Е.А. История арабо-мусульманской философии / Е.А. Фролова. -М., 2006.- 328 с.

210. Хазраткулов, М. Исмоилиён ва олам (Исмаилиты и мир) / М.Хазраткулов // СадоиШарк, 1977, №4,- 12-18.

211. Хазраткулов. М. Философские взгляды Садриддина Шерозй. Душанбе. Дониш, 1985. 144 с.

212. Хазраткулов, М. Исмоилиён ва олам (Исмаилиты и мир) / М.Хазраткулов // Садои Шарк, 1977, №4.- 12-18.

213. Хазраткулов. М. Фмлософские взгляды Садриддина Шерозй. Душанбе. Дониш, 1985. 144 с.

214. Худжвири. Раскрытие скрытого за завесой. Старейший персидский трактат по суфизму / Аль-Худжвири. Пер. с англ. А. Орлова. -М.: Единство,2004. -504 с.

215. Чанышев, А.Н. Аристотель / А.Н. Чанышев.-М.: Мысль, 1981. -196с.

216. Чанышев, А.Н. Аристотель / А.Н. Чанышев.-М.: Мысль, 1987. -221с.

217. Шамолов, А. А. Худжат-ул-ислам Газали: Социально-политические мысли / A.A. Шамолов. -Душанбе, 1996. -329 с.

218. Шамолов. А. А. Каломи Мовароуннахр /Душанбе; Дониш. 2013.320 с.

219. Шабистари, М. Гулшани роз (Цветник тайн) / Махмуд Шабиста-ри.-Тегеран, 1390. 184 с.Напер.яз.

220. Шакармамадов, Н. Рубоиёт ва суруд^ои халкии Бадахшон / Н. Шакармамадов. -Душанбе, 1965. 297 с. Рубаият и народные песни Бадахша-на.

221. Шиммель А. Мир исламского мистицизма /А.Шиммель.-М.,2000.-414 с.

222. Шохуморов, А. Помир кишвари ориён / А. Шохуморов.-Душанбе,1987. -181 с. Памир страна Ариев.

223. Шохкарим ал-Хусайни. Иршоди мубораки Имоми Замон (Благословенное назидание Имама Замана). -М., 1995. 8 с.

224. Эльчибеков, К. Генеалогия шугнанских правителей XVIII-XIX вв. / К. Эльчибеков // Памироведение, 1984.- Вып.1.-22-32.

225. Эльчибеков, К. Новые материалы по истории Шугнана / К. Эльчибеков // Известия АН Тадж. ССР. Отд-ние обществ. Наук-1973- №2 (72). -С.3-11.

226. Энсиклопедияи адабиёт ва санъати точик (Энциклопедия таджикской литературы и искусства). -Т.2. -Душанбе: Науч. Ред. Тадж. сов. энциклопедии, 1987. -559 с.

227. Юсуф, М. Маснавии Маънави / Мирзо Юсуф. -Тегеран: Носири, 1315. 506с .Поэма о скрытом смысле.789 с.На пер.яз.

228. Ясриби, С. Я. Ирфони амали дар Ислом / С.Я. Ясриби // Маориф, январь-февраль, № 23, 1383.-№23 (янв, - февр.) 268 с. Практический мистицизм в Исламе.На пер.яз.

229. Ясриби, С. Я. Ирфони назарй / С.Я. Ясриби. -Тегеран, 1436X2014. 235 с. Теоретический мистицизм. Джафар, С.Диван: рукопись.-На \

пер. яз. г) рукописи:

230. Джафар, С.Диван: рукопись. -На персид. яз.

231. Иршодисоликин (Наставление суфиев): Рукопись// Фонд рукописей Ленингр. отд-ния Ин-та востоковедения РАН.- Инв.№1700.

232. Кулайни, М. Усули кофй: [рукопись] / М.Кулайни.-Т.1.

Предание 1.

233. Насир, Хусрав. Сиву шаш сах,ифа (Тридцать шесть страниц). 1354. [рукопись].

234. Сайд ФаррухшохДаърихи мулки Шугнон (История владение Шугнаном) / Сайд Фаррухшах, 1946. [рукопись].

235. Туси Н. Рух, (Душа) / НасириддинТуси. [рукопись].

д) на английском языке:

236. Aziz, Esmail. Poetics of Religious Experience: The Islamic Context / Esmail Aziz.- London: The Institute of Ismaili Studies, 1998.- 144 p.

237. Corbin, H. Greative imagination in the Sufism of Ibn, Arabi/H. Corbin. -Cairo, 1969.-216p.

238. Robert Frager. Sufi Talks / Frager. R. Publisher: Theosophical Publishing Hause. Illinois , 2012. - 297p.

239. Iloliev, A.The Ismaili Sufi Sage of Pamir: Muboraki Wakhani in the Esoteric Tradition of the Pamiri Muslim / A.Iloliev. -New York: Cambria Press, 2008. -238p.

240. Nanji Azim. Ismailizm / Azim Nanji// Islamic Spirituality: Foundations. - London, 1987,-p

241. Nasr S.N. Sufi essays/S.N.Nasr. -London, 1972. -184p.

242. Smoker, B.Humanizm / B. Smoker. -Bromley, 2005. - 233 c.

/

q

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.