Философские взгляды Д.С. Мережковского в контексте мировоззренческих поисков рубежа XIX-XX веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Пчелина, Ольга Викторовна

  • Пчелина, Ольга Викторовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 348
Пчелина, Ольга Викторовна. Философские взгляды Д.С. Мережковского в контексте мировоззренческих поисков рубежа XIX-XX веков: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2013. 348 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Пчелина, Ольга Викторовна

стианству

шюция взглядов Д.С. Мережковского в периоды «между дв; ий» (1905 - 1917 гг.), послереволюционный и эмигрантский (1918

Философское осмысление символизма Д.С. Мережковским

епция символа Д.С. Мережковского

юлистская эстетика Д.С. Мережковского

шмосвязь эстетической концепции и этических воззреш эежковского

Заключение

Список литературы

313

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философские взгляды Д.С. Мережковского в контексте мировоззренческих поисков рубежа XIX-XX веков»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

В наши дни, когда в России происходит трансформация всех общественных процессов и социокультурной сферы, наблюдается обострение экономических, политических, межнациональных противоречий, рост социальной напряженности и кризисных явлений в духовной жизни, особую актуальность приобретает обращение к творческому наследию представителей русской философско-культурологической мысли.

Новое прочтение и переосмысление трудов отечественных мыслителей конца XIX - начала XX веков может способствовать продуцированию идей, которые позволят уточнить понимание современной общественной ситуации, окажутся значимыми для интерпретации настоящего России, для поиска нравственных ориентиров и мировоззренческих установок.

Характерной чертой отечественной философской мысли можно считать обращение ее представителей к вопросам как «национального», так и «вселенского» масштаба. Именно с этой позиции можно объяснить неподдельный интерес к личности и творческому наследию Дмитрия Сергеевича Мережковского (1865 - 1941) - знаковой фигуры русского религиозного ренессанса, творчество которого представляет собой культурный феномен, порождающий все новые интерпретации. Значимость проведения систематического исследования философских взглядов Д.С. Мережковского определяется как важностью, выдвигаемых им идей, так и тем, что мыслитель - критик, публицист, символист, религиозный философ и один из инициаторов Санкт-Петербургских Религиозно-философских собраний - оказывал существенное влияние на своих современников.

Отношение к идеям Д.С. Мережковского всегда было неоднозначным, а его творчество не укладывалось в традиционное понимание деятельности литератора, философа или историка. Нелицеприятная, жесткая критика

трудов мыслителя свидетельствовала о настороженном, а порой и крайне негативном отношении не столько к самому автору, сколько к его новым и неординарным идеям. В то же время современники Д.С. Мережковского подчеркивали его способность создавать новые течения, «творить культуру», «освещать своим миросозерцанием все - науку, жизнь, искусство» (Андрей Белый). Вполне возможно, что именно творческая «многожанровость» Д.С. Мережковского обусловила разночтения в трактовке его идей, затруднила понимание их философского значения.

Между тем, анализ осмысления Д.С. Мережковским вопросов о положении человека в мире, его свободе и предназначении, исследование разработанной мыслителем интерпретации символа и концепция культуры в ее взаимосвязи с религией, цивилизацией и революцией дают основания для утверждения тезиса о значимости его философских идей и многоплановости мировоззренческих исканий. В силу этого, необходимым и своевременным представляется осуществление системной реконструкции философских взглядов Д.С. Мережковского.

Далее, участие Д.С. Мережковского в культурной и общественно-политической жизни, его способность преломления общественно-исторического опыта российской действительности в художественных сочинениях и философской публицистике обусловливают то обстоятельство, что анализ наследия мыслителя позволяет по-новому осмыслить историю развития представлений о социальных и культурных процессах в отечественной философской мысли. Важной представляется также возможность становления современного видения содержания дискуссий, связанных с философским обоснованием отечественного символизма, а также определения роли данного течения в формировании общественных настроений в России начала XX века. Кроме того, анализ эволюции взглядов Д.С. Мережковского в послереволюционный период может способствовать уточнению представлений об истории философии русского зарубежья.

Неоднозначное отношение к Д.С. Мережковскому и ангажированность оценок наблюдается и в современных исследованиях. При этом до сих пор недостаточно внимания уделяется историко-философскому аспекту творчества мыслителя. Анализу подвергаются, прежде всего, литературоведческие проблемы либо же трактовки мыслителем отдельных религиозно-философских вопросов, задача же целостного исследования мировоззрения Д.С. Мережковского по-прежнему остается нерешенной.

Названными обстоятельствами и определяется актуальность темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы.

Личность и творческое наследие Д.С. Мережковского были объектом пристального внимания на протяжении всего творческого пути мыслителя, причем внимания серьезных и авторитетных критиков и философов-современников Д.С. Мережковского, а позднее - отечественных и зарубежных исследователей.

Тем не менее, на сегодняшний день творчество Д.С. Мережковского нельзя считать полностью открытым и изученным, а исследования -исчерпывающими. Данное обстоятельство обусловлено рядом причин: многолетним запретом на изучение наследия мыслителя в России, связанным с его идеологическими взглядами, с ограниченной по содержанию публикацией трудов, с общей атмосферой, касающейся отношения к наследию русского символизма и русской религиозной философии. В практике научного исследования символизма сложилась традиция изучения «младосимволистов» в связи с негласным запретом на «старших», творчество которых интерпретировалось в зависимости от их политических воззрений на октябрьские революционные события.

Кроме того, рассредоточение материалов по различным государственным и частным архивам, в том числе зарубежным, и их малодоступность также затрудняли исследовательский и издательский процессы.

Первое Полное собрание сочинений (т.1 - 24. М., 1914) можно считать таковым исключительно на период издания, поскольку Д.С. Мережковский никогда не делал перерывов в своем творчестве; на момент выхода собрания сочинений им были уже написаны новые работы. Труды Д.С. Мережковского продолжали переводиться и издаваться отдельными тиражами и в разных странах.

В конце 1970-х - начале 1980-х годов начинают публиковаться работы символистов «старшего» крыла: книга И.М. Машбиц-Верова стала одной из немногих в данный период, когда наряду с поэзией A.A. Блока, упоминалось имя Д.С. Мережковского. Крупным событием стало издание «Ежегодника Рукописного отдела Пушкинского Дома» (JI. (СПб), 1971 — 1995) - собрания неопубликованных материалов символистов, в том числе, и наследия Д.С. Мережковского.

Символично, что рубеж XX - XXI вв. ознаменован активным изданием в России книг Д.С. Мережковского, введением в научный оборот новых архивных материалов, писем, публикацией статей 1880 - 1890-х годов, оказавших определенное влияние на становление русской мысли начала XX века, стенограмм Религиозно-философских собраний в Санкт-Петербурге 1901 - 1903 гг., рецензий на книги Д.С. Мережковского. Все вышеперечисленные издания снабжены обстоятельными научными комментариями (Е.А. Андрущенко, О.Н. Михайлова, O.A. Коростелева, А.Н. Николюкина и др.).

Отдельного внимания заслуживает издание воспоминаний и критических очерков современников Д.С. Мережковского (серия «Pro et contra», 2001). В издании собраны статьи, письма, дневниковые записи, воспоминания, литературно-критические работы современников мыслителя, однако представляется, что личное отношение и эмоциональная оценка стали определяющими факторами при интерпретации творческого наследия Д.С. Мережковского.

В 2003 году впервые подготовлено полное энциклопедическое собрание сочинений «крупнейшего русского и европейского писателя, философа, публициста и поэта XX века» Д.С. Мережковского в электронном формате. В собрание вошли проза писателя, его философские и литературно-критические работы, поэзия, драматургия, письма, биографии великих исторических личностей, публицистика, автобиографическая поэма «Старинные октавы». Кроме произведений Д.С. Мережковского, электронная книга содержит более 50 критических работ и воспоминаний его современников, что дает возможность изучить атмосферу, глубже понять его творчество и оценить место писателя в отечественном и мировом культурфилософском наследии.

Необходимо упомянуть книгу Ю.В. Зобнина «Дмитрий Мережковский: жизнь и деяния» (серия «ЖЗЛ», 2008), в которой автор, основываясь на многочисленных архивных материалах, периодике русского зарубежья, монографиях и малоизвестных изданиях представил подробное жизнеописание Д.С. Мережковского. Автор продемонстрировал тесную взаимосвязь трех аспектов - биографического, творческого и идеологического. Первый аспект проблемы предполагает изучение биографии и затрагивает детство, юность, зрелые годы, а также характер взаимоотношений с окружением мыслителя. Второй и третий связаны с изучением становления и эволюции мировоззрения, творческой и общественной деятельности Д.С. Мережковского. Несмотря на то, что в книге представлена обширная библиография, отсутствие цитат и ссылок является, на наш взгляд, существенным недостатком данного издания.

Обзор и анализ исследовательской литературы о Д.С. Мережковском выявил следующее:

- творчество Д.С. Мережковского рассмотрено в достаточной степени подробно, исследования в основном затрагивают отдельные грани жизни или творчества и не носят целостный или системный характер;

- жизнь и творческое наследие Д.С. Мережковского традиционно разделяется на два периода - до эмиграции (до революции) и эмигрантский (после революционных событий) и в большинстве своем анализируется именно под таким углом зрения;

- одной из главных целей анализа мировоззрения и осмысления творческих идей Д.С. Мережковского стало выяснение роли, статуса (писатель или философ, литературный критик или религиозный мыслитель), заслуг и влияния мыслителя в эпоху русского религиозного ренессанса (русской культуры и философской мысли рубежа XIX - XX вв.). При этом спектр исследовательских оценок в определении статуса Д.С. Мережковского отличается противоречивостью и крайностями - от «"игрока запойного" в символы» (В.В. Розанов) и «великого мертвеца русской литературы» (Р.В. Иванов-Разумник) до «философствующего литератора» (Л.И. Шестов) и «пророка будущей культуры» (Г.П. Струве, С.Л. Левицкий);

- обилие мнений свидетельствует о масштабе личности Д.С. Мережковского, при этом отзывы зачастую лишены беспристрастности и адекватного осмысления личности Д.С. Мережковского как явления в русской культуры;

- с точки зрения изучения концепций символизма, культуры и идейных мировоззренческих установок сквозь призму общих идей и направлений русской религиозной философии, исследовательскую литературу о Д.С. Мережковском можно условно разделить на дореволюционную, эмигрантскую, советскую и современную (отечественную и зарубежную).

Предваряя анализ критических исследований, необходимо отметить, что неординарность личности и творчества Д.С. Мережковского была практически сразу отмечена символистами и мыслителями религиозно -философского круга. Этим обстоятельством объясняется субъективность целого ряда мнений, полярность оценок в обозначении места Д.С. Мережковского в том или ином творческом направлении, чрезмерная

эмоциональность критики как следствие личной неприязни, творческих разногласий или несогласия с его политическими взглядами.

Творчество Д.С. Мережковского стало предметом многочисленных дискуссий таких представителей рубежа XIX - XX вв., как Ю.И. Айхенвальд, Г.В. Адамович, Андрей Белый, H.A. Бердяев, А.И. Богданович, A.A. Блок, Г. Брандес, В.Я. Брюсов, С.Н. Булгаков, Е.К. Герцык, А.Г. Горнфельд, Б.А. Грифцов, A.C. Долинин, Вяч. Иванов, Р.В. Иванов-Разумник, Е.Г. Лундберг, С.Я. Лурье, Евг. Ляцкий, Н.М. Минский, Н.К. Михайловский, Б.В. Никольский, П.П. Перцов, В.В. Розанов, A.M. Скабичевский, Вл. Соловьев, ВД. Спасович, С.Л. Франк, Л.И. Шестов, К.И. Чуковский, Б.М. Эйхенбаум, Л.Л. Эллис-Кобылинский и др.

Наряду с «бранной» традицией (Р.В. Иванов-Разумник, И.А. Ильин,

B.В. Розанов), современники неизменно отмечали смелость, неординарность и новизну идей Д.С. Мережковского, его уникальную ораторскую способность, дар убеждения, высокий интеллектуальный уровень и образованность, страстную заинтересованностью разрабатываемых тем, философскую направленность литературного творчества. Так, A.C. Долинин подчеркивал, что все самые значительные направления в русской критике начала XX так или иначе связаны с именем Д.С. Мережковского. «Коллеги по цеху» (В.Я. Брюсов, Андрей Белый, A.A. Блок) признавали влияние идей Д.С. Мережковского на формирование и коррекцию своих творческих взглядов и культурфилософских концепций, выбор творческих жанров, мировоззренческих позиций. В трудах литературоведов и критиков

C.А. Венгерова, А.Л. Волынского, М.Л. Гофмана, Н.К. Михайловского и

A.M. Скабичевского наряду с анализом поэзии, литературной критики и исторических романов, рассматривалась жизнь и роль писателя в русской культуре.

В среде эмигрантской критики значительное место занимают статьи и отзывы Ю.К. Терапиано, М.О. Цетлин, Т.П. Струве, И.В. Одоевцевой,

B.Ф. Ходасевича, дневниковые записи И.А. Бунина и В.Н. Буниной,

дневники и воспоминания З.Н. Гиппиус, В.А. Злобина - секретаря Д.С. Мережковского. В основном работы посвящены отдельным произведениям Д.С. Мережковского или описанию духовной атмосферы и значимых событий из жизни русской диаспоры. Представляется, однако, что большинство отзывов свидетельствуют о недооценке значения творчества Д.С. Мережковского периода эмиграции, при этом основательные исследования общей концепции этого периода творчества отсутствуют.

Существенного внимания заслуживают обстоятельные исследования взглядов Д.С. Мережковского историков русской философской мысли, в частности, H.A. Бердяева, Б.П. Вышеславцева, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, С.А. Левицкого, Н.О. Лосского, П.Б. Струве, В.В. Розанова, Г.В. Флоровского, Л.И. Шестова, рассматривающих эволюцию мировоззрения и философские идеи Д.С. Мережковского в контексте Серебряного века, анализирующих эмиграционный период его творчества.

В советский период творчество Д.С. Мережковского рассматривалось весьма ограниченно, исследовательская работа была минимальной. В основном анализировались теоретические основы творчества «вождя символизма», становление мировоззрения, проблема взаимосвязи культуры и религии.

В современных исследованиях наблюдается актуализация интереса к личности Д.С. Мережковского и его философскому мировоззрению. Так, 5 -9 марта 1991 г. в Москве состоялась международная конференция, посвященная жизни и творчеству Д.С. Мережковского, тематика которой продемонстрировала всесторонний интерес отечественных и зарубежных ученых к творческому наследию русского религиозного философа.

Междисциплинарные исследования, появившиеся в последнее десятилетие, позволяют выйти на новый, более продуктивный уровень анализа и интерпретации творчества Д.С. Мережковского, включить их в широкий культурный контекст эпохи, а также обнаружить новые стороны в

художественном и философском мышлении, глубже постичь специфику его творческого наследия.

Современные исследователи стремятся реконструировать взгляды Д.С. Мережковского, определить его место и роль в эпоху Серебряного века. Изучением биографического материала и творческой эволюции Д.С. Мережковского, введением в научный оборот новых источников, страниц биографии, обоснованием значения мыслителя в зарождении и развитии основополагающих идей русского символизма занимаются А.Г. Бойчук, М.А. Воскресенская, Р.Ю. Данилевский, Ю.В. Зобнин, М.Ю. Коренева, O.A. Коростелев, З.Г. Минц, О.Н. Михайлов, А.Н. Николюкин, В.В. Полонский и др.

Символистские и религиозно-философские взгляды

Д.С. Мережковского в контексте религиозно-философских поисков рубежа XIX - XX вв. рассматривают историки русской философии И.И. Евлампиев, М.А. Маслин, JI.H. Столович.

Вопросы специфики романного мышления с точки зрения историософии анализируются в трудах отечественных авторов A.M. Ваховской, О.В. Дефье, A.B. Дехтяренок, Л.А. Колобаевой, О.Ю. Круглова, Д.М. Магомедовой, З.Г. Минц, В.О. Михеева, А.Н. Михина, А.Л. Соболева, Е.К. Созиной.

Обращают на себя внимание работы, в которых наблюдается интерес к отдельным вопросам историко-философской проблематики русского мыслителя. Истоки концепции культуры Д.С. Мережковского, идея Третьего Завета, социальная позиция философа, предвидение духовной деградации общества при дальнейшем развитии материальной цивилизации отражены в исследованиях П.П. Гайденко, И.В. Корецкой, И.В. Кондакова, Е.К. Созиной, Я.Л. Сарычева, О.В. Кулешовой, Е.А. Осмининой и др. Представляется интересной работа Я.Л. Сарычева, в которой автор исследует художественное и философское мировоззрения мыслителя, прослеживает

взаимосвязь философских идей и художественной формы в творчестве Д.С. Мережковского.

Исследователи Ф.Т. Ахунзянова, С.П. Бельчевичен, В.Н. Быстров, Е.В. Васильева, О.В. Дефье, Н.П. Дворцова, О.В. Десяткова, Е.В. Кардаш, О.В. Кулешова, Е.А. Осминина, B.JI. Семигин, В.В. Стебляк, A.A. Холиков и др. внесли заметный вклад в постижение специфики «нового религиозного сознания». Статьи о Д.С. Мережковском с оценками его философских идей и определения места мыслителя в истории русской философии вошли в последние словари, посвященные русской философии.

Исследуя специфику русской философии Серебряного века, в частности, вопрос о связи собственно «философии» и «литературной критики», Н.К. Бонецкая использует понятие герменевтики для анализа творчества Д.С. Мережковского как интерпретатора текстов. Заслуживают внимания исследования С.Г. Алленова о влиянии работ Д.С. Мережковского на восприятие творчества Ф.М. Достоевского и интерпретацию идей писателя идеологом консервативной революции А. Мёллером.

О влиянии на Д.С. Мережковского идей европейской культуры, в целом, и немецкой, в частности, писали Э. Клюс, М.Ю. Коренева, Б. Розенталь. Образы итальянской культуры в творчестве Мережковского обсуждались в статьях Дм. Панченко, Э. Бацарелли, М-Д. Додеро Коста, Ю. Фридман. Испанские источники творчества Д.С. Мережковского исследует В.Е. Багно, В.В. Полонский - французские источники биографии «Наполеон».

Как видим, издание и переиздание трудов Д.С. Мережковского, возможность использования архивных и других малоизвестных материалов придали идеям мыслителя новое звучание.

Об уровне европейского и мирового признания Д.С. Мережковского свидетельствуют отзывы Т. Манна, 3. Фрейда (который высказывался о глубоком влиянии Д.С. Мережковского на свое учение в книге «Леонардо да

Винчи и память его детства») и других авторов, свидетельствующие об уровне европейской известности идей Д.С. Мережковского.

Зарубежные ученые посвятили Д.С. Мережковскому научно-популярные работы на основе архивно-исторического материала. В современной западной исследовательской литературе исследования мировоззрения Д.С. Мережковского связаны с именами Э. Бацарелли, М-Д. Додеро Коста, М. Задражиловой, П. Карден, Т. Николеску, Б. Розенталь, А. Пайман, О. Матич, Ю. Фридман, Ж. Жюзевиля, X. Бедфорд, П. Харт, Ю. Шерер и др. Наиболее интересными представляются труды Дж.П. Скенлен и американской исследовательницы Т. Пахмусс.

Влияние ницшеанства на творчество Д.С. Мережковского рассматривают Э. Клюс и Б. Розенталь, проблемами религиозных утопических идей занята О. Матич, хранительнице архивов Д.С. Мережковского исследовательнице - Т. Пахмусс - принадлежит заслуга в их опубликовании, а также подготовки к печати развернутых комментариев к романам, написанных мыслителем в период эмиграции. А. Ханзен-Леве и А. Пайман анализируют специфику творчества Д.С. Мережковского в контексте русского и европейского символизма.

Анализ источников по теме диссертационного исследования позволяет утверждать, что вышеперечисленные материалы станут ключом к анализу философских взглядов мыслителя, будут способствовать адекватному определению роли Мережковского - философа и художника, приведению в единую систему различных аспектов его философско-мировоззренческого творчества.

Несмотря на имеющийся достаточно внушительный корпус работ, остается не до конца исследованным вопрос философского содержания творческого наследия Д.С. Мережковского, а также системного анализа его философских взглядов через максимально репрезентативное сопоставление с другими авторами.

Изучение мировоззрения и философского наследия Д.С. Мережковского требует систематизации путем проведения компаративного анализа, который сможет решить поставленные в диссертации задачи и достигнуть цели исследования.

Объект диссертационного исследования - творческое наследие Д.С. Мережковского в контексте русской философии и культуры рубежа XIX и XX вв.

Предмет диссертационного исследования - философские представления Д.С. Мережковского о творчестве, культуре, обществе и эволюция его мировоззрения.

Цель диссертационного исследования состоит в системной реконструкции философских взглядов Д.С. Мережковского, в выявлении их места и значения в контексте развития русской философии рубежа XIX - XX веков.

Поставленная цель предполагает решение следующих основных задач:

- выделить основные этапы эволюции мировоззрения Д.С. Мережковского и определить основные философские темы и идеи, разрабатывавшиеся им на этих этапах;

- раскрыть философское содержание символистской концепции Д.С. Мережковского и ее значение для разработки мировоззренческих оснований отечественного символизма; проанализировать предложенные мыслителем трактовки категории «символ»;

- выявить основные положения эстетики Д.С. Мережковского и проследить ее влияние на формирование представлений мыслителя о творчестве и культуре;

- определить базовые этические идеи Д.С. Мережковского и раскрыть их взаимосвязь с эстетическими воззрениями мыслителя;

- на основании компаративного анализа философско-эстетических взглядов отечественных символистов (Д.С. Мережковского и В.Я. Брюсова,

Вяч. Иванова, Андрея Белого, A.A. Блока и др.) раскрыть специфику и значение позиции Д.С. Мережковского;

- реконструировать основные положения философского понимания культуры Д.С. Мережковским, сосредоточив внимание на предложенных им трактовках соотношения культуры и религии, культуры и цивилизации. Выявить особенности позиции Д.С. Мережковского сравнительно с идеями отечественных (П.Я. Чаадаев, B.C. Печерин, А.И. Герцен, H.A. Бердяев и др.) и зарубежных (Р. Вагнер и др.) авторов;

- провести компаративный анализ интерпретации проблемы «культура и революция» Д.С. Мережковским и В.Я. Брюсовым, а также A.B. Луначарским, показать значение этих разработок для обоснования альтернативных разных версий развития культуры; исследовать эволюцию взглядов Д.С. Мережковского по вопросу о трансформации культуры в условиях революционных и тоталитарных режимов;

- выявить логику формирования концепции «Третьего Завета» в контексте «богоискательства» Д.С. Мережковского, определить идейные источники и раскрыть философский смысл ее основных положений.

Теоретико-методологическая основа диссертационного

исследования. При проведении исследования применялся комплекс подходов и методов, в первую очередь, исторический и системный, историко-философский и культурно-исторический подходы, а также методы исторической и логической реконструкции, компаративного, текстологического и герменевтического анализа.

Существенное значение для исследования имело проведение реконструктивного анализа - изучение и интерпретация первоисточников, их теоретическое осмысление, герменевтическая интерпретация текстов, биографическая реконструкция, сравнительная характеристика идей и философских поисков мыслителей с учетом мировоззренческого и социокультурного контекста рубежа XIX - XX вв.

Применение компаративного анализа позволило выявить общее и уникальное в концепциях Д.С. Мережковского и его современников, проследить идейное влияние Д.С. Мережковского на представителей русской религиозно-философской мысли, раскрыть значимые тенденции ее развития в России на переломе столетий.

Текстологический анализ произведений Д.С. Мережковского позволил выявить логику развития его мысли, определить особенности мировоззренческой позиции, показать особенности репрезентации философских идей мыслителя в его художественных и литературно-критических сочинениях.

Проведение исследования потребовало обращения к трудам отечественных философов (прежде всего, H.A. Бердяева, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, Н.О. Лосского и др.), к работам символистов (В.Я. Брюсова, Андрея Белого, A.A. Блока и др.), современных историков философии.

Источниковой базой диссертационного исследования являются:

- творческое наследие Д.С. Мережковского - историко-художественные сочинения и литературно-критические труды, публицистические статьи, письма;

- материалы Петербургских Религиозно-философских собраний (1901 - 1903 гг.), архивные документы;

- философские труды отечественных философов-предшественников и современников Д.С. Мережковского.

Научная новизна диссертационного исследования:

- определены четыре основных этапа философско-мировоззренческой эволюции Д.С. Мережковского. Установлено, что на всех этапах в центре его внимания были темы: религиозного обоснования культуры, примата духовной культуры в условиях социальных кризисов, насилия в истории, взаимосвязи эстетических и этических оснований творчества, а также поиск пути преобразования общества и обоснование мессианской роли России. Раскрыта динамика разработки этих тем;

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Пчелина, Ольга Викторовна, 2013 год

Список литературы

1. Августин А. Исповедь. История моих бедствий. - М.: Республика, 1992. - 198 с.

2. Аверинцев С.С. Славянское слово и эллинизм. Вопросы литературы. -1976. -№ 11.-С. 152- 162.

3. Адамович Г. Мережковский // Современные записки. 1934. № 56. - С. 284 - 297.

4. Адамович Г. Одиночество и свобода. - М.: Знание, 1996. - 447 с.

5. Адамович, Г. В. Мережковский // Мережковский: pro et contra. - СПб, РХГИ, 2001.-С. 389-401.

6. Адмони В.Г. Ибсен: Очерк творчества. - М.: Знание, 1956. - 167 с.

7. Алданов М. Д.С. Мережковский // Литературное обозрение. 1994. № 7-8. -С. 66.

8. Алленов С.Г. «Консервативная революция» в Германии 1920-х - начала 1930-х годов: проблема интерпретации // Политические исследования. -2003. №4.-С. 94- 107.

9. Андрущенко Е. Одинокий странник: Трилогия Дмитрия Мережковского // Мережковский Д. Иисус Неизвестный. - М.: Эксмо, 2007. - С. 728 - 736.

10. Антихрист: Антология. - М.: Высш. школа, 1995. - 415 с.

11. Асмус В.Ф. Философия и эстетика русского символизма // Литературное наследство. Т.27. - М.: Жургазобъединение, 1937. - С. 1 - 53.

12. Асмус В.Ф. Эстетика русского символизма // Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М.: Искусство, 1968. - С. 531 - 609.

13. Багно В. Е. Русская поэзия Серебряного века и романский мир. - Санкт-Петербург: Гиперион, 2005. - 228 с.

14. Бальмонт К. Зовы древности. Гимны, песни и замыслы древних. - СПб.: Пантеонъ, 1900. - С. 10-11.

15. Басинский П. Хам уходящий. «Грядущий Хам» Д.С. Мережковского в свете нашего опыта // Новый мир. - 1996. №11. - С. 212 - 228.

16. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Художественная литература. 1979. - 341 с.

17. Белинский В. Г. Полное собрание соч. В 13 - т. - М.: Изд - во Акад. наук СССР, 1953 - 59. Т.7.-260 с.

18. Белый А. Мережковский. Силуэт // Белый А. Арабески. Книга статей. -М.: «Мусагет», 1911. - С. 34 - 47.

19. Белый А. Начало века. - М.: Худож. лит - ра, 1990. - 687 с.

20. Белый А. Революция и культура. Издание Г.А. Лемана и С.И. Сахарова. -Москва, 1917 г.-30 с.

21. Белый А. Символизм как миропонимание. - М.: Республика, 1994. -528 с.

22. Бердяев H.A. Царство духа и царство кесаря // Бердяев Н. А. Дух и реальность. - М. - Харьков: ACT; Фолио, 2003. - С. 567 - 672.

23. Бердяев Н. Русская идея. СПб.: Азбука - классика, 2008. - 300 с.

24. Бердяев Н.А Революция и культура // Бердяев H.A. О русских классиках.

- М.: «Высшая школа», 1993. - С. 253 - 259.

25. Бердяев Н.А О новом религиозном сознании // Бердяев H.A. О русских классиках. - М.: «Высшая школа», 1993. - С. 324 - 253.

26. Бердяев Н.А Русские богоискатели // Бердяев H.A. О русских классиках.

- М.: «Высшая школа», 1993. - С. 259 - 267.

27. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. -223 с.

28. Бердяев H.A. Константин Леонтьев. Очерк из истории русской религиозной мысли. - Париж, 1926. - 268 с.

29. Бердяев H.A. Новое Средневековье: Размышление о судьбе России и Европы. - Берлин: Обелиск, 1924. - 142 с.

30. Бердяев H.A. Новое христианство (Д.С. Мережковский) // Бердяев H.A. Диалектика божественного и человеческого. - М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: «Фолио», 2003. - С. 521 - 546.

31. Бердяев H.A. О рабстве и свободе человека: Опыт персоналистической философии. - Париж, 1939. - 222 с.

32. Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. М.: ЗАО «Сварог и К», 1997. - 541 с.

33. Бердяев H.A. Смысл истории. - М.: «Мысль», 1990. - 176 с.

34. Бердяев H.A. Смысл творчества. - М.: «Мысль», 2004. - 679 с.

35. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. - М.: Изд - во «Правда», 1989. - 608 с.

36. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 - х т. Т.2. - М.: Искусство: ИЧП «Лига», 1994. - 510 с.

37. Бицилли П.М. «Франциск Ассизский» // Русские записки. 1938. № 11. -С. 199-200.

38. Бицилли П.М. Св. Франциск Ассизский и проблема Ренессанса (1182 -1226) // Современные записки. - Париж, 1927. №30. - С.536.

39. Блок А. Избранное. Стихотворения и поэмы. - М.: «Детская литература», 1976. - 191 с.

40. Блок А. Собр. соч.: В 8 т. Т.5. - М. - Л: Гослитиздат, 1962. - 799 с.

41. Блок А. А. Интеллигенция и революция // Собр. соч.: В 8 т. Т. 6. М.-Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1962. - С. 19-20.

42. Бодрийяр Ж. Общество потребления. - М.: Книжный дом, 2006. - 256 с.

43. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. - М.: ДОБРОСВЕТ, 2009. -387 с.

44. Бойчук А. Г. Дмитрий Мережковский [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://philology.ruslibrary.ru

45. Бонецкая H.K. Д.С. Мережковский: герменевтика и экзегетика // Вопросы философии 2012 (№ 12). - С. 97-113.

46. Бродель Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV - XVIII в.в. в трех томах. Т.З. - М.: Прогресс, 1986. - 679 с.

47. Брюсов В. Дневники. 1891 - 1910. М.: М. и С. Сабашниковы, 1927.

48. Брюсов В. Я. Ключи тайн // Собр. соч.: В 7 т. Т. 6. - С. 78 - 93.

49. Булгаков М.А. Грядущие перспективы. Эссе // Булгаков М.А. «И судимы были мертвые...»: Романы. Повесть. Пьесы, Эссе. - М.: Школа-Пресс, 1994. -С. 627-630.

50. Булгаков С.Н. Сочинения в двух томах. Т.2. - М.: Голос, 1993. - 638 с.

51. Булгаков С. Н. Душевная драма Герцена. - Киев: С.И. Иванов и К, 1905. -43 с.

52. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994.-415 с.

53. Бунин, И. А. Окаянные дни. - СПб.: Изд. группа «Азбука-классика», 2009. - 320 с.

54. Бычков В. В. Русская теургическая эстетика. М.: Ладомир, 2007. - 743 с.

55. Бычков, В. В. Эстетические пророчества русского символизма. Полигнозис, №1. М., 1999. С.83 - 104.

56. Вагнер Р. Искусство и революция. - Спб.: «Горизонт», 1906. - 36 с.

57. Вагнер Рихард. Произведение искусства будущего: Пер.с нем. Изд. 2-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012.- 128 с.

58. Вагнер Рихард. Кольцо Нибелунга: Избранные работы. М.: ЭКСМО-Пресс; СПб.: Terra Fantastica, 2011. - 797 с.

59. Валентинов, Н. В. Два года с символистами. - М.: ИД «XXI век -Согласие», 2000. - 384 с.

60. Василевский, А. Разорение III. // Новый мир. - 1990. № 2. - С. 264.

61. Вебер, А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб.: Универсальная книга, 1998. - 565 с.

62. Венгеров, С. А. Этапы неоромантического движения: Статья первая // Русская литература XX века: 1890- 1910. М.: Мир, 1914. Кн. 1. С. 1 -54.

63. Вишняк, М. В. «Современные записки»: Воспоминания редактора. Bloomington: Indiana University Press, 1957. - 333 с.

64. Волынский А. Декадентство и символизм // Северный вестник. 1896. № 12.- С. 247.

65. Воскресенская М.А. Символизм как мировидение Серебряного века: Социокультурные факторы формирования общественного сознания российской культурной элиты рубежа XIX - XX вв. - Томск: Изд-во Том. унта, 2003.-226 с.

66. Вступительная речь Преосвященного Сергия, епископа Ямбургского / Записки Петербургских Религиозно - философских собраний (1901-1903 гг.) - М.: Республика, 2005. - С. 4.

67. Гайденко П.П. Д.С. Мережковский: апокалипсис «всесокрушимой религиозной революции» // Вопросы литературы, 2000. № 5. - С.98 - 126.

68. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. В 2 - х т.т. Т.П. - СПб.: Наука, 1999. -603 с.

69. Генон Р. Царство количества и знаки времени. - М., 1994.

70. Герцен А. И. Письма издалека: (Избранные лит. - критич. статьи и заметки). -М.: Современник, 1981. - 463 с.

71. Герцен А. И. Собр. соч. в 8 т. Т. 5. - М.: Правда, 1975.-384 с.

72. Герцен А. И. Собр. соч. в 8 т. Т. 7. - М.: Правда, 1975. - 607 с.

73. Гесиод Труды и дни [Электронный ресурс] // http//www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/gesiod/rab_dni.php

74. Гиппиус З.Н. Дмитрий Мережковский // Гиппиус З.Н. Живые лица: В 2-х т. Тбилиси: Мерани, 1991. Т. 2. С. 185.

75. Гоголь Н.В. Собр. соч. В 4 - х т. Т.2. - М.: Правда, 1968. - 543 с.

76. Гоголь, Н. В. Собрание сочинений в восьми томах. Т.З. - М: Правда, 1984.-335 с.

77. Гофман М. Романтизм, символизм и декадентство // Книга о русских поэтах последнего десятилетия. СПб.: Изд-во М.О. Вольф, 1908. С. 12, 23.

78. Грифцов Б.А. Три мыслителя. В. Розанов, Д. Мережковский, JI. Шестов. - М.: Издание В.М. Саблина, 1911.- 117 с.

79. Д.С. Мережковский: pro et contra: Личность и творчество Дмитрия Мережковского в оценке современников: Антология. - СПб.: РХГИ, 2001. -568 с.

80. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 Т. Т.2. -М.: Русский язык, 1999. - 780 с.

81. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.: Книга, 1991. - 573 с.

82. Денисов Л. (Гиппиус 3.) Письмо в редакцию // Там же. С. 250.

83. Долинин А. Дмитрий Мережковский // Русская литература XX века. 1890- 1910.-М., 1914.-299 с.

84. Долинин А. Русская литература XX века (1890-1910): В 2 кн. / Под ред. проф. С А Венгерова - М.: ИД «XXI век - Согласие», 2000. - Т. 1. - С. 311.

85. Дуденков В.Н. Философия веховства и модернизм. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.- 159 с.

86. Дягилев С. В час итогов // Весы. 1905. № 4. - С. 46 - 48.

87. Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. М.: Наука, 1989.- 176 с.

88. Жаба С.П. Русские мыслители о России и человечества. Антология русской общественной мысли. - Париж, 1954. - 286 с.

89. 3. Гиппиус - Мережковская. Дмитрий Мережковский. - Париж: YMKA -PRESS, 2000.-308 с.

90. Зайцев, Б. Памяти Д. С. Мережковского. 100 лет // Русская мысль. Париж. 1965. 30 ноября и 2 декабря.

91. Замалеев А.Ф. Идея ценности в русской философии // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 1997. Вып. 2. № 13. - С. 33.

92. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Т.2. ч.2. - Л.: ЭГО, 1991.-270 с.

93. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. - М.: Республика, 1997. -368 с.

94. Зеньковский С.А. Д.С. Мережковский //«Русская религиозно-философская мысль XX века. Сборник статей под редакцией Н.П. Полторацкого. Питтсбург, 1975.

95. Злобин, В. А. О «Тайне Трех» Д. Мережковского // Новый Дом (Париж), 1926. №1.-С.32-35.

96. Зобнин, Ю. В. Дмитрий Мережковский: жизнь и деяния. - Москва: Молодая гвардия, 2008. - 435 с.

97. Золотое Руно. 1906. №4. - С. 103 - 104.

98. Иванов - Разумник. Заветное. О культурной традиции. - Пб.: «Эпоха», 1922.- 171 с.

99. Иванов В.И. Стихотворения. Поэмы. Трагедия: В 2 кн. - Спб.: Акрополь, 1995.-Кн 1.-476 с.

100. Иванов Вяч. Родное и вселенское. - М.: Республика, 1994. - 428 с.

101. Иванова Е.В. Самоопределение раннего символизма // Литературно-эстетические концепции в России конца XIX - начала XX века. М.: Наука, 1975. С. 172.

102. Иванов-Разумник Р. В. Заветное. Пб., 1922. С. 23.

103. Игорь Северянин Сонет «Брюсов» // Русский сонет конца XIX- начала XX века. - М.: Правда, 1990. - 768 с.

104. Измайлов А. Пророк безблагодатных дней // Измайлов А. Пестрые знамена: Литературные портреты безвременья. M., 1913. - С. 123.

105. Ильин В.Н. Эссе о русской культуре. - СПб.: Акрополь, 1997. - 464 с.

106. Ильин И.А. «О грядущей России. Зависть как источник бедствий» (1952) [Электронный ресурс] //

107. Ильин И.А. О сопротивлении злу силой. М.: ДАРЪ, 2005. - 480 с.

108. Ильин И.А. Русская литература в эмиграции: Собрание статей. Питтсбург, 1972.-С. 177- 190.

109. Ильин И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. - М.: ДАРЪ, 2008. - 320 с.

110.

111. Исупов К. Русская эстетика истории. СПб.: РХГИ, 1992. - 155 с.

112. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. -205 с.

ПЗ.Казин А.Л. Неоромантическая философия художественной культуры(к характеристике мировоззрения русского символизма) // Вопросы философии. 1980. № 7.-С. 143 - 154.

114. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. - М.: Политиздат, 1990.-415 с.

115. Кант, И. Сочинения в шести томах. Т.5. - М.: Мысль, 1966. - 564 с.

116. Кассирер, Э. Жизнь и учение Канта. Санкт - Петербург, Книга света, 1997.-447 с.

117. Кацис Л. Русская эсхатология и русская литература. - М.: О.Г.И., 2000. -656 с.

118. Климентов, А. Романтизм и декадентство: Философия и психология романтизма как основа декадентства (символизма). Одесса: Тип. Л. Нитче, 1913.-С.10.

119. Колобаева, Jl. А. Русский символизм. - М.: Изд - во Московского ун -та, 2000. - 294 с.

120. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры (теоретический очерк.). - М.: Наука, 1994. - 378 с.

121. Корецкая И.В. Над страницами русской поэзии и прозы начала века. -М.: «ВЛАДОС», 1995.-380 с.

122. Краткая философская энциклопедия. - М.: Прогресс, 1994. - 574 с.

123. Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве: Франция и Бельгия, 1870- 1900. М.: Изобраз. искусство, 1994.

124. Кувакин В.А. Религиозная философия в России: Нач. XX века. - М.: Мысль, 1980.-309 с.

125. Кулешова О.В. Притчи Дмитрия Мережковского: единство философского и художественного. - Москва: Наука, 2007. - 212 е.;

126. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

127. Латышев М.Т. Пути и перепутья Валерия Брюсова // Брюсов В.Я. Час воспоминаний: Избранное. - М.: ЯУЗА, 1996. С. 155 - 170.

128. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. - М.: Канон, 1996.-495 с.

129. Леонтьев К.Н. Письма отшельника (Восток, 1879 год) // Леонтьев К.Н. Записки отшельника. - М., 1992.

130. Леонтьев К.Н. Записки отшельника. - М.: Рус. кн., 1992. - 538 с.

131. Лобковиц Н. Иоахим Флорский и Миллениум // Вопросы философии, 2002, №3.-С. 55-68.

132. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Последние века (III века - VI века). В 2-х кн. Книга I. М.: Искусство, 1988. - 266 с.

133. Лосский Н.О. История русской философии: - М.: Высшая школа, 1991. -559 с.

134. Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах.- T.I. Статьи по семиотике и топологии культуры. - Таллин, «Александра», 1992. - С. 191 - 199.

135. Лотман Ю.М. О семиосфере// Лотман Ю. М. Избр. статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т. 1. - С. 19 - 20.

136. Лотман Юрий. Споры о языке в начале XIX в. как факт русской культуры // Труды по русской и славянской филологии, 24 (1975). - С.168 -245.

137. Лукьянов, В. Г. О понятии «русская религиозная аксиология» // Герценовские чтения. - СПб., 2002. - С. 80-87.

138. Луначарский A.B. Искусство и его новейшие формы // Там же. - 1967. Т. 7. С. 341 -371.

139.Луначарский, А. В. Леонид Андреев: Социальная характеристика // Собр. соч.: В 8 т. М.: Худож. лит., 1963. Т. 1. - С. 418 - 424.

140. Луначарский А. В. Задачи социал-демократического художественного творчества [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lunacharsky.newgod.su/lib/ss-tom-7/zadaci-social-demokraticeskogo-hudozestvennogo-tvorcestva

141.Лундберг Е.Г. Мережковский и его новое христианство. - Спб.: тип. Г.А. Шумахера и Б.Д. Брукера, 1914. - 192 с.

142. Мазаев А.И. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма. -М.: Наука, 1992. -324 с.

143. Маковский С.К. Портреты современников. - М., 2000. - С.91

144. Максимов Д.Е. «Новый Путь» // Евгеньев-Максимов В., Максимов Д. Из прошлого русской журналистики. Л., 1930.

145. Мандельштам О. Сочинения в двух томах. Т. 2. -М., 1990. - 143 с.

146. Манн Т. Художник и общество: Статьи и письма. - М.: Радуга, 1986. -438 с.

147. Манторов Г.В. Философские основы русского символизма (к постановке вопроса) // Учен. зап. МГПИ им. Ленина. 1970. Вып. 372. - С. 58 - 76.

148. Маркузе Г. Одномерный человек. - М., 2003.

149. Мережковский Д. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. - М.: Республика, 1995. - 622 с.

150. Мережковский Д.С. «Акрополь». Избр. лит.- критич. статьи. - М.: Кн. палата, 1991. - 352 с.

151. Мережковский Д.С. Акрополь // Мережковский Д. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. - М.: Республика, 1995. - С.354 - 358.

152. Мережковский Д.С. Атлантида - Европа: Тайна Запада. - М.: Русская книга, 1992.-411 с.

153. Мережковский Д.С. Балаган и трагедия // Мережковский Д.С. «Акрополь». Избр. лит. - критич. статьи. - М.: Кн. палата, 1991. - С.252 -260.

154. Мережковский Д.С. Больная Россия. - Л.: Изд - во Ленинградского университета, 1991. - 272 с.

155. Мережковский Д.С. Было и будет. Дневник 1910 - 1914; Невоенный дневник. 1914- 1916.-М.: Аграф, 2001.-510 с.

156. Мережковский Д.С. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет. -М.: Советский писатель, 1991. - 496 с.

157. Мережковский Д.С. Гоголь и черт (Исследование) // Мережковский Д.С. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет. - М.: Советский писатель, 1991. - С. 213 - 309.

158. Мережковский Д.С. Гончаров // Мережковский Д. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. - М.: Республика, 1995. - С.464 - 474.

159. Мережковский Д.С. Грядущий Хам // Мережковский Д.С. Больная Россия. - Л.: Изд - во Ленинградского университета, 1991. - С. 13 - 45.

160. Мережковский Д.С. Данте. - Томск, «Водолей», 1997. - 287 с.

161. Мережковский Д.С. Дважды два - четыре // Мережковский Д.С. Царство Антихриста: Статьи периода эмиграции. - СПб.: Изд. Русск. Христ. Гуманит. ин-та, 2001. - С.88 - 91.

162. Мережковский Д.С. Еще шаг Грядущего Хама // Мережковский Д.С. Было и будет. Дневник. 1910 - 1914; Невоенный дневник. 1914 - 1916. - М.: Аграф, 2001.-С.344-353.

163. Мережковский Д.С. Записная книжка. 1919 - 1920.// Мережковский Д.С. Царство Антихриста: Статьи периода эмиграции. - СПб.: Изд. Русск. Христ. Гуманит. ин - та, 2001. - С.53 - 81.

164. Мережковский Д.С. Записные книжки и письма // Русская речь. 1993. №5.-С 33.

165. Мережковский Д.С. Зачем воскрес? Религиозная личность и общественность. Пг., 1916.-С. 17.

166. Мережковский Д.С. Зимние радуги // Мережковский Д.С. Больная Россия. - Д.: Изд - во Ленинградского университета, 1991. - С. 113 - 121.

167. Мережковский Д.С. Иисус Неизвестный // Мережковский Д.С. Собрание сочинений. Т.1. - М.: Республика, 1996. - 572 с.

168. Мережковский Д.С. Испанские мистики. - Томск, «Водолей», 1998. -288 с.

169. Мережковский Д.С. «Как бы мне хотелось с вами много и много поговорить...» // Мережковский Д.С. Письма М.Н. Ермоловой // Театр. -1995. № 7. - С.96.

170. Мережковский Д.С. «Конец века» // Мережковский Д.С. - СПб.: Фолио -Пресс, 2000.-С. 455.

171. Мережковский Д.С. Леонардо да Винчи и мы. Духовный кризис Европы // Мережковский Д.С. Царство Антихриста: Статьи периода эмиграции. -СПб.: Изд. Русск. Христ. Гуманит. ин - та, 2001. - С.384 - 403.

172. Мережковский Д.С. Лица Святых от Иисуса к нам. - М.: Фолио, 2000. -496 с.

173. Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы // Мережковский Д. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. - М.: Республика, 1995. - С.522 - 560.

174. Мережковский Д.С. Павел I: Драма для чтения; Александр I: Роман; Больная Россия: Эссе. - М.: Моск. рабочий, 1989. - 768 с.

175. Мережковский, Д.С. Автобиографическая заметка // Полное собрание сочинений Дмитрия Сергеевича Мережковского. Т. 1 - 24. - М.: И.Д. Сытин, 1914. 1883 - 1910. - Т.24. - 294 с.

176. Мережковский, Д. С. Майков // Мережковский Д. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. - М.: Республика, 1995. -С. 479 - 487.

177. Мережковский, Д. С. Мессия. - СПб.: Изд. - во Ивана Лимбаха, 2000. -391 с.

178. Мережковский Д.С. Мистические хулиганы // Мережковский Д.С. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет. - М.: Советский писатель, 1991.-С. 109- 115.

179. Мережковский Д.С. Мистическое движение нашего века // Мережковский Д.С. «Акрополь». Избр. лит.- критич. статьи. - М.: Кн. палата, 1991.-С. 172- 179.

180. Мережковский Д.С. На пути в Эмманус. // Мережковский Д.С. Было и будет. Дневник. 1910 - 1914; Невоенный дневник. 1914- 1916. - М.: Аграф, 2001.-С. 23 -29.

181. Мережковский Д.С. Наполеон. - М.: Терра - Книжный клуб, 1998. -409 с.

182. Мережковский Д.С. Наш путь в Россию: Непримиримость или соглашательство? // Мережковский Д.С. Царство Антихриста: Статьи

периода эмиграции. - СПб.: Изд. Русск. Христ. Гуманит. ин - та, 2001. С.315 -316. С. 270-311.

183. Мережковский Д.С. Немой пророк // В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет. - М.: Советский писатель, 1991. - С. 116 - 126.

184. Мережковский Д.С. О мудром жале. // Мережковский Д.С. Акрополь. Избр. лит. - критич. статьи. - М.: Кн. палата, 1991. - С.315 - 316.

185. Мережковский Д.С. О религиозной лжи национализма. // Мережковский Д. С. Было и будет. Дневник. 1910- 1914; Невоенный дневник. 1914 - 1916. — М.: Аграф, 2001. - С.379 - 389.

186. Мережковский Д.С. О свободе и России. // Мережковский Д.С. Царство Антихриста: Статьи периода эмиграции. - СПб.: Изд. Русск. Христ. Гуманит. ин-та, 2001.-С.245 -248.

187. Мережковский Д.С. Памяти Тургенева // Мережковский Д.С. Эстетика и критика. В 2 - х т. Т. 1 - М.: Искусство; Харьков: СП «Фолио», 1994. - С. 130 -134.

188. Мережковский Д.С. Письма O.J1. Костецкой от 5 июня 1916 г. // Лица. Биографический альманах. - М.; СПб.: Феникс: Atheneum, 1992. - С. 180.

189. Мережковский, Д. С. Письмо Суворину A.C. (1903 г.) // Записные книжки и письма. // Русская речь. - 1993. № 5. - С.30.

190. Мережковский Д.С. Плиний Младший // Мережковский Д. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. - М.: Республика, 1995. - С.370 - 384.

191. Мережковский Д.С. Пророк русской революции // Мережковский Д.С. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет. - М.: Советский писатель, 1991.-С.310- 349.

192. Мережковский Д.С. Пушкин // Мережковский Д. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. -М.: Республика, 1995. - С.487 - 521.

193. Мережковский Д.С. Реформаторы. Лютер. Кальвин. Паскаль. - Томск, «Водолей», 1999. - 447 с.

194. Мережковский Д.С. «Россия будет (Интеллигенция и народ)» // Дружба народов, 1991. № 4. - С.209 - 215.

195. Мережковский Д.С. Савинков и Врангель // Мережковский Д.С. Царство Антихриста: Статьи периода эмиграции. - СПб.: Изд. Русск. Христ. Гуманит. ин-та, 2001.-С.119.

196. Мережковский, Д. С. Сервантес // Мережковский Д. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. - М.: Республика, 1995. - С.393 - 407.

197. Мережковский Д.С. Сердце человеческое и сердце звериное // Мережковский Д. С. Больная Россия. - Л.: Изд - во Ленинградского университета, 1991.- С.148 - 157.

198. Мережковский Д.С. Собр. соч. Данте. Наполеон. - М.: Республика, 2000. - 542 с.

199. Мережковский Д.С. Старая и новая непримиримость // Мережковский Д.С. Царство Антихриста: Статьи периода эмиграции. - СПб.: Изд. Русск. Христ. Гуманит. ин - та, 2001. - С.437 - 439.

200. Мережковский Д.С. Старый вопрос по поводу нового таланта // Мережковский Д.С. «Акрополь». Избр. лит.- критич. статьи. - М.: Кн. палата, 1991.-С.25 -47.

201. Мережковский Д.С. Стихотворения и поэмы. - Спб.: Фолио - Пресс, 2000. - 736 с.

202. Мережковский Д.С. Страшный суд над русской интеллигенцией // Мережковский Д.С. Больная Россия. - Л.: Изд - во Ленинградского университета, 1991. - С.73 - 78.

203. Мережковский Д.С. Тайна Трех. Египет - Вавилон. - М.: «ЭКСМО -Пресс», 2001.-560 с.

204. Мережковский Д.С. Теперь или никогда // Мережковский Д.С Больная Россия. - Л.: Изд - во Ленинградского университета, 1991. - С.46 - 72.

205. Мережковский Д.С. Тройная ложь. // Мережковский Д.С. Царство Антихриста: Статьи периода эмиграции. - СПб.: Изд. Русск. Христ. Туманит, ин-та, 2001.- С. 101 - 106.

206. Мережковский Д.С. Тургенев // Мережковский Д. JI. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. - М.: Республика, 1995. - С.475 -479.

207. Мережковский Д. С. Франциск Ассизский // Мережковский Д.С. Лица святых от Иисуса к нам. - С.171 - 215.

208. Мережковский Д.С. Христос и Антихрист. - М.: Книга, 1989. - 415 с.

209. Мережковский Д.С. Христос и Антихрист. Трилогия. Антихрист (Петр и Алексей) // Мережковский Д.С. Собрание сочинений в 4 томах. Т.2. -Москва: «Правда», 1990. - 764 с.

210. Мережковский Д.С. Царство Антихриста: Статьи периода эмиграции. -СПб.: Изд. Русск. Христ. Гуманит. ин - та, 2001. - 656 с.

211. Мережковский Д.С. Цветы мещанства // Мережковский Д.С. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет. - М.: Советский писатель, 1991. -С.70 - 77.

212. Мережковский Д.С. Чаадаев // Мережковский Д.С. Было и будет. Дневник. 1910-1914; Невоенный дневник. 1914 - 1916. - М.: Аграф, 2001. -С.399 - 414.

213. Мережковский Д.С. Чем это кончится? // Мережковский Д.С. Царство Антихриста: Статьи периода эмиграции. - СПб.: Изд. Русск. Христ. Гуманит. ин-та, 2001.- С.154 - 158.

214. Мережковский Д.С. Эстетика и критика: В 2 Т. Т. 1. - М.: Искусство; Харьков: СП «Фолио», 1994. - 670 с.

215. Мёллер ван ден Брук, А. Третья империя // А. Мёллер ван ден Брук, А. Васильченко. Миф о вечной империи и Третий рейх. М.: Вече, - 2009.

216. Милюков П.Н. Очерки истории русской культуры В 3 т. - М., 1993.

217. Минский Н.М. Предисловие к переводу драмы М. Метерлинка «Слепые» // Северный вестник. 1894. № 5. - С. 229.

218. Минский, Н.М. Религия будущего (философские разговоры). - СПб.: 1905.-С.126.

219. Минц, 3. Г. О трилогии Д.С. Мережковского «Христос и Антихрист» // Мережковский Д.С. Христос и Антихрист. - М.: Книга, 1989. - С. 5 - 26.

220. Минц, 3. Г. Блок и русский символизм: Избранные труды: В 3 кн. СПб.: Искусство - СПб, 2004.

221. Минц, 3. Г. Статья Н. Минского «Старинный спор» и ее место в становлении русского символизма // Минц 3. Г. Блок и русский символизм: Избранные труды: В 3 кн. СПб.: Искусство- СПб, 2004. Кн. 3: Поэтика русского символизма. - С. 150-161.

222. Михайлов, О. «Окаянные дни» Бунина: Литературная критика // Москва. - 1989. №3,- С. 187.

223. Можайскова, И. В. Духовный опыт русской цивилизации и судьба России (Опыт метаисторического исследования). В 4 частях. Ч.И. Русский космизм в контексте противоречий мирового развития, обусловленных господством западной цивилизации. - М.: ООО Студия «Вече», 2001. - 479 с.

224. Молодяков, В. Э. Валерий Брюсов. Биография. СПб.: Вита Нова, 2010. 672 с. (С. 540).

225. Мочульский, К. В. Александр Блок, Андрей Белый, Валерий Брюсов. -М.: Республика, 1997. - 477 с.

226. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. - М.: Политиздат, 1990. - 528 с.

227. На рубеже XIX и XX веков (из истории международных связей русской литературы). - Л.: 1991. - 325 с.

228. Нива, Ж. Русский символизм // История русской литературы: XX век: Серебряный век. М.: Прогресс - Литера, 1995. - С. 73.

229. Ницше, Ф. Соч. в 2 - х т., Т. 1. - М.: Мысль, 1996. - 831 с.

230. Ожегов, С. И. Словарь русского языка. - М.: 1990. - 915 с.

231. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс. Вопросы философии. 1989. № 3, С.150.

232. Освальд Шпенглер и «Закат Европы». - М.: «Берег», 1922. - 95 с.

233. Пайпс Р. Русская революция: В 3 кн. Кн. 3. Россия под большевиками. 1918-1924.- М., Захаров, 2005. - 704 с.

234. Пахмусс Т. «Зеленая лампа» в Париже: (О литературном и философско -религиозном обществе русских писателей и поэтов первой волны эмиграции) // Литературное обозрение, 1996. №2. - С.70 - 72.

235. Пахмусс Т. Вст ст., предисловия // Мережковский Д.С. Испанские мистики. - Томск, «Водолей», 1998. - С.5 - 20; С.209 -221.

236. Пахмусс Т. Метафизические концепции Мережковских // Мережковский Д.С. Маленькая Тереза / Ред., вступ. ст. и коммент. Т. Пахмусс. Ann Arbor, Michigan, 1984.-С. 41-42.

237. Письма В. Я.Брюсова к П.П. Перцову. 1894 - 1896 гг.: (К истории раннего символизма). М.: ГАХН, 1927. - С.48.

238. Письмо Мережковского к Перцову от 6 апреля 1894 г. // Русская литература. 1991. №2. С. 161.

239. Плеханов Г.В. Евангелие от декаданса // Соколов А.Г., Михайлова М.В. Русская литературная критика конца XIX - начала XX века: Хрестоматия. М.: Высш. шк., 1982. - С. 74 - 79.

240. Погорелова Б. Воспоминания о Валерии Брюсове. [Электронный ресурс] // http://gumilev.lit-info.ru/gumilev/vospominaniya/bryusov-i-ego-okruzhenie-pogorelova.htm

241. Полярная Звезда. 1905. Кн. III. - С. 190 - 194.

242. Пути искусства: Символизм и европейская культура XX века. Материалы конференции (Иерусалим, 2003). - М.: Водолей Publishers, 2008.

- 472 с.

243. Пчелина О.В. Д.С. Мережковский: цивилизация и культура: монография. - М.: АПКиППРО, 2006.-150 с.

244. Пчелина О.В. Философский символизм Д.С. Мережковского: монография. - М.: Изд-во «Спецкнига», 2012. - 152 с.

245. Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции. 1919

- 1939. - М.: Изд - во «Прогресс - Академия», 1994. - 296 с.

246. Рауниг Геральд Искусство и революция: художественный активизм в долгом двадцатом веке. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2012.- 266с.

247. Ревякина И.А. Мережковский о Горьком: против и за // Д.С.Мережковский: мысль и слово. - С. 252-255.

248. Рихард Вагнер и Россия. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2001.

249. Рицци Д. Рихард Вагнер в русском символизме // Серебряный век в России: Избр. страницы. - М.: Радикс, 1993. - С. 117 - 137.

250. Родина: Ежемесячный Российский историко - публицистический журнал. ЦК КПСС. - М., Зима 1995. №1.

251. Розамунд Бартлетт «Вагнер и серебряный век русской литературы», «Вагнер и Россия» (Rosamund Bartlett «Wagner end Russia», 1995). Кембриджский университет.

252. Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени. М.: Республика, 2000. - 429 с.

253. Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития: Лит. - эстет. Работы разных лет. - М.: Искусство, 1990. - 604 с.

254. Розанов В.В. Собр. соч. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского; Литерат. очерки; О писательстве и писателях. - М.: Республика, 1996. - 702 с.

255. Розанов В.В. Собр. соч. Мимолетное. - М.: Республика, 1994. - 540 с.

256. Розанов В.В. Среди иноязычных (Д.С. Мережковский)

257. Розенталь Бернис Г. Мережковский и Ницше (к истории заимствований) // Д.С. Мережковский: мысль и слово. - М., 1999. - С. 119 - 135.

258. Ронен О. Декаданс. «Звезда», 2007. №5. -

259. Рудич Василий. Дмитрий Мережковский // История русской литературы XIX века: Серебряный век. - М., 1991. -

260. Русское общество 30-х годов XIX в. Люди и цели: (Мемуары современников). - М.: Изд - во МГУ, 1989. - 445 с.

261. Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. М.: Сов. художник, 1980. - 262 с.

262. Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма: Проблема «жизнетворчества». Воронеж: Изд-во Воронеж.ун-та, 1991. - 320 с.

263. Седых А. У Д.С. Мережковского // Звено. Париж, 1925, 16 мар.

264. Сербиненко В.В. Образ «постисторического» будущего в «Трех разговорах» Вл. Соловьёва // История философии. Вып. 6. М.: ИФ РАН, 2000.

265. Серебряный век. Поэзия. - М.: ACT ОЛИМП, 1996. - 672 с.

266. Сидорина, Т. Ю. Кризис XX века: прогнозы русских мыслителей. - М.: ГУ-ВШЭ, 2001.- 182 с.

267. Смирин М.М. Народная реформация Томаса Мюнцера и великая крестьянская война. - М. - Л.: Акад. Наук СССР, 1947. - 532 с.

268. Смысл жизни: Антология. - М.: «Прогресс Культура», 1994. - 592 с.

269. Соболев А.Л. Мережковские в Париже (1906-1908) // Лица: Биогр. альманах. М.; СПб., 1992. Вып. 1. - С. 362.

270. Солженицын А.И. Образованщина // Новый мир. - 1991 г. № 5. - С.28 -46.

271. Соловьев B.C. Красота в природе //Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. - М.: Мысль, 1990.-С. 204 -351.

272. Солнцева Н. «Третий Завет Д. Мережковского» // Мережковский Д.С. Вечные спутники. Роман. Стихотворения. Литературные портреты. Дневник. -М., 1996.-736 с.

273. Старо дум Н.Я. Журнальное и литературное обозрение. - «Русский вестник», 1906, №3.

274. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. - М.: Академический Проект, 2001. - 990 с.

275. Степун Ф. Бывшее и несбывшееся. - СПб.: Алетейя, 2000. -

276. Степун Ф. Россия накануне 1914 года // Вопросы философии. 1992. №9.

- С.104 - 106.

277. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900 - 1910-х годов. М.: Искусство, 1988.-285 с.

278. Столович Л.Н. Эстетическая и художественная ценность: сущность, специфика, соотношение. М.: Знание, 1983. - С.26.

279. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстет. Аксиологии. - М., Республика, 1994. - 464 с.

280. Струве Г. Мережковский // Струве Г. Русская литература в изгнании. Париж, 1956. - С.85 - 93; С.253 - 256.

281. Струве П.Б. На разные темы: борьба за веру и борьба за догмат (несколько слов о Д.С. Мережковском). // «Русская мысль», 1909, кн. 1, 2 - я пагинация. - С.210.

282. Тагер Е.Б. Возникновение модернизма // Русская литература конца XIX

- начала XX века. Девяностые годы. - М., 1968. -

283. Терапиано Ю. Дмитрий Мережковский: Взгляд в прошлое. - Конец Мережковских // Терапиано Ю. Литературная жизнь русского Парижа за полвека (1924 - 1974): Эссе, воспоминания, статьи. Париж; Нью - Йорк, 1987. -С. 22-32; С.93 -97.

284. Тиллих П. Что помогает ослабить чувство тревоги в нашей культуре // Человек и социокультурная среда. М., 1992. Вып. II. М., 1992. С. 191-204.

285. Трубецкой Н.С. Европа и человечество. - София, 1920. - 82 с. Ф. И. Тютчев. Полное собрание сочинений и письма в 6-ти томах. Том 3. Публицистические произведения. М., Издательский центр «Классика», 2003.

286. Тютчев Ф.И. Письмо П. А. Вяземскому (март 1850 г.) (Полн. собр. соч., т. 5, М., 2003 с. 16-17).

287. Тютчев Ф.И. Римский вопрос (Полн. собр. соч., т. 3, с. 161).

288. Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений в стихах и прозе. - М.: Вече, 2000. - 494 с.

289. Успенская A.B. Д.С. Мережковский // Собрание стихотворений. - СПб.: Фолио-пресс, - 2000. С.6-7.

290. Устами Буниных. Дневники Ивана Алексеевича и Веры Николаевны и другие архивные материалы, под редакцией Милицы Грин. В трех томах. Том II. Посев. Posev-Verlag, V. Gorachek K.G., 1981. Grankfurt am Main. -318 c.

291. Тютчев, Ф. И. Полное собрание сочинений и письма в 6-ти томах. Том 3. Публицистические произведения. М., Издательский центр «Классика», 2003.

292. Федотов Г.П. Лицо России: Сборник статей (1918 - 1931). - Paris, YMKA - PRESS, 1967. - 328 с.

293. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Избранные статьи по философии русской истории и культуры: В 2 - х т. - СПб.: София, 1991. Т. 1. - 350 с.

294. Философия культуры: становление и развитие. СПб.: Лань, 1998. -С.369.

295. Флоровский,Г. В мире исканий и блужданий. // Из прошлого русской мысли. - М.: Аграф, 1998. - 431 с.

296. Флоровский Г. Тютчев и Владимир Соловьев (Таинник Ночи. Зарубежная Россия и Тютчев, М., 2008.

297. Франк C.JT. Крушение гуманизма.

298. Франк C.JI. О так называемом «новом религиозном сознании». // «Критическое обозрение», 1909, вып. 1. - С. 18 - 21.

299. Франк С. Л. Философия и жизнь: Этюды и наброски по философии культуры. - Пг., 1910.-213 с.

300. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Кльтура. - М.: Ренессанс, 1992. - 289 с.

301. Хансен-Леве О. Концепции «жизнетворчества» в русском символизме начала века // Блоковский сборник. Тарту: Изд-во Тарт. ун-та, 1998. Т. 14. С. 57-85.

302. Хейзинга И. Homo Ludens Статьи по истории культуры. - М.: Прогресс -Традиция, 1997. - 416 с.

303. Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня // Хейзинга Й. Homo Ludens Статьи по истории культуры. - М.: Прогресс - Традиция, 1997.

304. Ходасевич В. Колеблемый треножник: Избранное. - М.: Сов. писатель, 1991.-683 с.

305. Холиков А. Дмитрий Мережковский: из жизни до эмиграции: 1865-1919. - Санкт-Петербург : Алетейя : Историческая книга, 2010. - 150 с.

306. Цвик И.Я. Религия и декадентство в России. Кишинев: Штиинца, 1985. 191 с.

307. Чаадаев П.Я. Сочинения, - М.: Правда, 1989. - 655 с.

308. Чертков C.B. «Валентин Павлович Свенцицкий и его эпигоны (Д.С. Мережковский, Н. А. Бердяев, И. А. Ильин)» (2009 г.).

309. Чехов А.П. Полное собр. соч. и писем: В 30 т. Т.5. Письма. - М.: Наука, 1977.-326 с.

310. Шеллинг В.Ф.Й. Сочинения в 2 - х т. Т.1. - М.: Мысль, 1987. - 637 с.

311. Шерер Ю. Об одной теологии революции (Д. Мережковский и русский символизм) // Ступени. - СПб., 1992. - № 1(4). - С. 70-93

312. Шестаков В.П. Эсхатология и утопия. - М.: «ВЛАДОС», 1995. - 208 с.

313. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности: Опыт догматического мышления. -Л.: Изд - во Ленингр. ун-та, 1991.-214 с.

314. Шиллер Ф.П. История западно-европейской литературы нового времени. T.III. Изд. 2-е. М., 1938.

315. Шпенглер Освальд. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. - М.: Мысль, 1993. - 666 с.

316. ШпетГ. Г. Эстетические фрагменты // Сочинения. М.: Правда, 1989. -С. 348 - 351.

317. Эллис. Русские символисты: Константин Бальмонт. Валерий Брюсов. Андрей Белый. Омск, 1996. С. 273

318. Энциклопедический словарь // Брокгауз и Ефрон. В 82 - х т. Т. 33. -СПб.: Типо - Литогр. И.А. Ефрона, 1896. - 482 с.

319. Эрлих В. Русский формализм: история и теория. СПб.: Академический проект, 1996.

320. Юнг К. Г. Архетип и символ. Издательство «Ренессанс», 1991.

321. Яроциньский Ст. Дебюсси, импрессионизм и символизм. М.: Прогресс, 1978.

322. Bedford С.Н. The Seeker: D.S. Merezhkovsky. Lawrence, University of Kansas Press, 1975.- 187 c.

323. Courtney W. L. The Development of Maurice Maeterlink and Other Sketches of Foreign Writers. London, 1904. P. 144.

324. Mann Th. Gesammelte Werke. Vol. X. 1960. - P.59 - 61.

325. Pachmuss T. Merezhkovsky in Exile: The Vaster of the Genre of Biographieromancer. New - York, 1990. - 216 p.

326. Patham L.F. Russian alternatives to Marxism; Christian socialism and ideatistic liberalism in twentieth centure Russia Knoxvalle, XII, 233 p. // Социальные идеи христианства в XX в. - М., 1989. - Р.70 - 94.

327. Pchelina, O.V. D.S. Merezhkovsky: between Culture and Civilisation / О. V. Pchelina // Science, Technology and Higher Education. - Westwood, Canada, 2013.-P. 542-546.

328. Pchelina, O.V. Culture and Revolution: «Coming huns» and «Coming Ham» / О. V. Pchelina // European Science and Technology. - Munich, Germany, 2013. -P. 88-91.

329. Pchelina, O.V. Russian emigration: exile or mission? / О. V. Pchelina // 3rd International Scientific and Practical Conference «Science and Society», London, UK, 2013.-P. 284-290.

330. Pyman Avril. A History of Russian symbolism / Avril Pyman. Cambridge University Press, 1994. - 482 p.

331.Rosental B.G. Dmitri Sergeevich Merezhkovsky and the Silver Age: The Development of a revolutionary Mentality. — The Hague, Martinus Nijhoff, 1975.

332. Rosental B.G. Nietzsche in Russia. Princeton: Princeton University, 1986; Rosental B. G. Nietzsche in Russia: The Case of Merezhkovsky // Slavic Review, 33, №3 (September 1974). - P.429 -452.

333. Scanlan J.P. The New Religious Consciousness: Merezhkovsky and Berdiaev // Canadian Slavic Studies, vol. IV, №1. (Spring, 1970). P. 38-41.

334. The Transfiguration of the Everyday. Cambridge: Cambridge University Press, 1996.-220 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.