Философские основания концепции консервативного либерализма С.Л. Франка тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Курилов, Сергей Николаевич

  • Курилов, Сергей Николаевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 151
Курилов, Сергей Николаевич. Философские основания концепции консервативного либерализма С.Л. Франка: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2014. 151 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Курилов, Сергей Николаевич

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1.

КОНЦЕПЦИЯ КОНСЕРВАТИВНОГО ЛИБЕРАЛИЗМА

С. Л. ФРАНКА В СТРУКТУРЕ ЕГО ФИЛОСОФСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ.

1Л. Учение СЛ. Франка как философское развитие

консервативно-либеральной традиции в русской мысли

] 2, Метафизические и методологические основы

консервативно-либеральной теории С,Л. Франка

1.3. Философско-антропологические константы

консервативного либерализма СЛ. Франка

Выводы ш главы I—

Глава 11.

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ КОНТЕКСТ КОНСЕРВАТИВНОГО ЛИБЕРАЛИЗМА С. Л. ФРАНКА.

2.1. Философия консервативного либерализма СЛ. Франка как учение о единстве социокультурных традиций

и творчества личности

2.2. Личность, общество и государство в социально-философской концепции консервативного либерализма С. Л. Франка

2.3. Консервативно-либеральный синтез и проблема общественного идеала в социальной философии СЛ. Франка

Выводы из главы П

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философские основания концепции консервативного либерализма С.Л. Франка»

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность темы обусловлена тем, что анализ проблемы консервативно-либерального синтеза в контексте сегодняшних социально-политических процессов имеет как теоретико-методологическое, так и жизненно-практическое значение. В последнее время и наука, и практика пересматривают традиционные взгляды на либерализм и консерватизм как на противоположные модели, не сводимые друг к другу. Исторический опыт XX - XXI вв. показал, что на практике задачи консервативной стабилизации и либеральных реформ успешно дополняют друг друга. Либеральное обновление общества зачастую эффективно осуществляется с помощью консервативных мер и, наоборот, цели консервативно-охранительной политики успешно реализуются путем либерализации социальных институтов. Совмещение двух моделей в виде консервативного либерализма или либерального консерватизма не является совершенной парадигмой общественного устройства, лишенной всех недостатков, однако данная концепция все чаще берется в качестве теоретико-методологической основы реализации тех или иных социальных, политических и культурных стратегий.

Философское понимание преимуществ консервативно-либерального консенсуса в отечественной мысли стало формироваться с середины XIX в. На практике же такое взаимодополнение не сложилось ни до революции 1917 г., ни в советское время. Однако то, что не сумело пробить себе дорогу в действительности, было осуществлено в русской социально-философской мысли, в творчестве П.Б. Струве и С.Л. Франка

В учении Семена Людвиговича Франка (1877-1950) традиция отечественного консервативного либерализма не только была продолжена, но и получила существенное развитие. Концепция консервативно-либерального синтеза у него вышла за рамки чисто политико-правовой теории и стала составной частью его метафизической системы, получила серьезное философское обоснование. При этом С. Л. Франк не был романтиком от философии, его

взгляд всегда направлен на конкретные социальные проблемы, связанные с вопросами духовно-нравственного порядка, но это был взгляд именно философа, никак не политика, или государственного деятеля. Он рассматривал политику преимущественно в метафизическом и этическом контекстах, что позволяло ему встать над сиюминутными проблемами и дать анализ реальных политических процессов с точки зрения вечных ценностей, являющихся основой культуры.

Однако как человек, тонко чувствующий накал общественных проблем, С. Л. Франк не мог окончательно уйти от политики, от ответов на вопросы, поставленных самой жизнью. Он стоял на позициях объективности, придерживаясь в своем творчестве этического принципа Б. Спинозы, отвергал всякую эмоциональность в процессе познания и видел главную задачу философии в непредубежденном и непредвзятом нахождении истины. Такая ментальная установка дала ему возможность методически построить учение, в основе которого лежало осмысление целей человеческого существования в эпоху модерна, когда общественно-политические и культурные процессы ставили перед человеком и человечеством все новые и новые вызовы. «Когда человек уже не знает, что ему начать и куда идти, он должен, забыв на время

0 сегодняшнем дне и его требованиях, задуматься над тем, к чему он, собственно. стремится и, значит, - в чем его истинное существо и назначение»5.

Социально-философская доктрина СЛ. Франка не утратила актуальности в наши дни, ее основные положения и идеи весьма тесно перекликаются с современной российской действительностью, когда происходит поиск оптимальной модели социально-политического устройства и национальной идеологии развития государства. Основные интенции его учения, базирующиеся на серьезном философском фундаменте, позволяют увидеть ряд проблем в социальной, политической и культурной жизни современной России через призму абсолютных ценностей и идеальных целей социокультурного развития, В своем видении пути к наиболее совершенному общественному уст-

ройству Франк предложил компромиссный вариант консервативно-либерального синтеза, в котором органично связаны социокультурные традиции и здоровая инициатива личности, что призвано избавить страну от радикальных потрясений, направляя политический курс в русло умеренных реформ.

Степень разработанности темы. Философские работы С. Л. Франка не остались без внимания со стороны как его собратьев по «перу», так и широкой общественности; каждое новое произведение философа вызывало отклики и служило поводом для обсуждения и дискуссий. Этот интерес вполне объясним, поскольку, как отмечал знаток отечественной философии В. В. Зеньковский, С. Л. Франка можно вполне объективно, без тенденциозности «назвать самым выдающимся русским философом», мировоззренческая система, созданная и выстраданная им в течение долгой и нелегкой жизни, «является высшим достижением, высшей точкой развития русской философии»2.

Творчеству С. Л. Франка посвящены рецензии, отзывы, полемические статьи С. Н. Булгакова3, С. И. Гессена4, Н. А. Бердяева5 и многих других современников философа, которые отмечали гуманистическую и социальную направленность его философии.

Интерес к работам мыс летел я, как и в целом, интерес к религиозно-идеалистической традиции, значительно снизился в советские годы, когда его философская система рассматривалось с точки зрения идеологической критики (работы И. П. Чуевой6, В. А. Кувакина7, В. В. Сухорукова8, Н. Н. Старченко9), Такой подход к идейному наследию С,Л, Франка закономерен, так как данная критика отражала негативное отношение официальной совет-

х Зеньковский В. История русской философии. М.: «Академический проект», «Раритет», 2001. - С. 802.

" Булгаков С. .Христианская типология // Соцвс. - 1993. - Jfe 10,

; Гессен С И. Проблемы правового сошшшзлш И Современные запвскн. - Париж, 1924 - Т. 22.

J Бердяев НА О книге СЛ Франка "Непостижимое". -Режим доступа http://www vehi net/frank/herdvae v.html [Электронный ресурс]

* Чуева И.П Критика идей интуитивизма в Россвн. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1963.

' Кувакии В. А Религиозная философия в России: Начало XX века. - М.: Мысль, 1980.

Сухорукое В В Критический анализ мировоззренческой эволюции С. Л Франка // Актуальные проблемы марксистского историко-философского исследования и современная идеологическая борьба. Тезисы конференции. Вып. 2 - Мг I9S5.

Старчешш НЛ Философское обоснование российского либерализма в интуитивизме // Актуальные проблемы истории философии в СССР - М_, 1981. - Выя. 9.

ской доктрины к постановке проблемы смыслов и ценностей общечеловеческого бытия, тем более в религиозном ключе. Однако на Западе интерес к наследию философа не пропал, и в 1972 г. во Франк фу рте-на-М ай не выходит сборник «Социальная философия С. Л. Франка», составленный Р. Редли-хом!0

Начиная с конца 80-тт. XX столетия и вплоть до недавнего времени, как в России, так и за рубежом, появилось множество работ, посвященных жизни и идейному наследию философа. Первое место в ряду фундаментальных работ о жизни и деятельности русского мыслителя занимает книга британского исследователя Ф. Буббайера «С. Л. Франк. Жизнь и творчество русского философа»11, в которой автор дает не только развернутое описание его биографии, но довольно последовательный и глубокий анализ творчества, уделив должное внимание всем аспектам его творчества - от онтологии до политических взглядов. Среди отечественных изданий следует отметить относительно небольшой труд ЕЛ. Некрасовой «СЛ. Франк»12, представляющий собой, однако, наиболее полное нсторико-биографическое исследование жизни и идей мыслителя.

В последние годы в России подготовлены и изданы сборники статей современных историков русской религиозной, философской и общественно-политической мысли, которые посвящены различным проблемам и аспектам творчества СЛ. Франка. Сборники статей «Идейное наследие Франка в контексте современной культуры»13 и «Семен Людвигович Франк (Философия Россия первой половины XX в,)»14 под редакцией В, Н. Поруса дают возможность читателю познакомиться со всей палитрой взглядов и идей русского философа. В последнем сборнике приводится подробнейшая библиография как оригинальных трудов С.Л. Франка, так и статей, монографий, диссерта-

50 Редлих Р Социальная философия С Л. Франка. - Фрашсфурт-на-Майне: Посев, 1956.

' Буббайер Ф. С Л. Франк: Жизнь в творчество русского философа, 1877 - 1950 // Пер. с англ. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЭЩ 2001.

12 Некрасова Е. Н. С. Л Франк. М., го-во «ЯИЭМП», 2000.

u Идейное наследие С.Л. Франка в контексте современной культуры /7 под ред. Поруса В Н. - М.: Бнбдей-с ко-богосло век ни институт св. апостола Андрея, 2009.

14 Семен Людвигович Франк (Философия Россия первой половины XX а.) //под ред В Л Поруса. - М/ РОССПЭН, 2012.

ций, написанных о нем и его философии на различных языках: польском, украинском, венгерском, немецком, голландском, итальянском, французском. Социально-философский и политико-философский разделы представлены статьями Н. В. Мотроншдовой «Третья часть трилогии С Л. Франка "Духовные основы общества", ее исторические предпосылки и главные идеи» и В. К Кантора «Принцип христианского реализма, или Против утопического своеволия (Свет во тьме - духовное завещание С.Л. Франка)», «Русская революция или Вера в кумиры (Размышления над книгой С.Л. Франка "Крушение кумиров" )»-

Среди работ, посвященных идеям С. Л. Франка в контексте религиозной философии начала XX столетия, необходимо отметить книги П. П. Гайденко «Владимир Соловьев и философия Серебряного века»15 и Н.В. Мотрошило-вой «Мыслители России и философия Запада (В. Соловьев, Н. Бердяев, С.Франк, Л. Шестов)»16.

Отечественные авторы исследуют различные сегменты его философской системы — от метафизики до политики, от психологии до гносеологии. Исследователи, обращающиеся к творчеству мыслителя, отмечают, что его философия глубоко ангропоцентрична по своему внутреннему содержанию, поскольку именно человек со всеми своими проблемами — морально-нравственными. религиозными, социальными, стоит в центре его философской системы. Антропологическое учение является своего рода фундаментом, на котором философ воздвиг свою социально-политическую концепцию. Среди российских ученых данную проблематику в творчестве философа изу-

17

чал и такие исследователи, как П. В. Алексеев В. В, Гавриленко , Н. В.

15 Гайденко П.П Владимир Соловьев и философия Серебряного века - М : Прогресс-Традиция, 2001.

16 Мотрошилова Н. В. Мыслители России и философия Запада (В. Соловьев, Н Бердяев, С. Франк, Л.Шестов). М : Республика, 2006.

17 Алексеев П.В. Философская концепция С.Л. Франка Н Франк С Л. Духовные основы общества. - М.: Республика, 1992.

18 Гавриленко В.В. Проблемы самосознания в философской концепции С. Л. Франка ¡1 Вестник Сев. 1 ТУ. Философия, - 1999. - Выи. 20,

Гаврюшин19, И, И. Евдамттев20, А, А, Ермичев23, Т, Н, Резвых23, СБ, Рощш-ский23, Ю. П. Сенокосов24, А. В. Соболев25, Э. Г. Соловьев26

Работ, посвященных исключительно социально-политическим и нравственно-правовым аспектам в контексте философской системы СЛ. Франка, значительно меньше, чем работ по метафизике и философии религии. Это объясняется тем, что системный анализ социальных воззрений философа весьма проблематичен, так как он не написал работы, в которой концептуально и полно представил свои взгляды. Части социального учения присутствуют в различных работах философа; консервативно-либеральная концепция разрабатывалась им на протяжении всего творческого пути, дополняясь и совершенствуясь.

В последнее десятилетие написан ряд монографий и диссертационных исследований, в которых разработаны подходы к анализу трудов философа в области социальной мысли. Их авторами являются C.B. Акопов27, Г.Е. Аля-ев28, А.И. Архангельская29, Л.С. Дементьева30, В.И. Потапчук31, Г.ГТ. Токмакова32, О.В. Удинкан33, В.Н. Харин34, А.Э. Черноков35.

)а Гаврюшин HJC. «Русская идея» в трактовке С. Франка /;' Общественные науки. -1990. - M б.

20 Евлашшев И. И_ История русской метафизики в XÎX-XX веках. Русская философия в поисках Абсолюта. -

СПб.. АлетеГм, 2000. - Ч. I - И. - 453 с. - Режим доступа: hnp://www.agnuz.info/ti_fiiey1ibrary/ books/

metaphisic/mark.htm#_ftn499 [Элетронный ресурс]; Евлалптаев ИМ. Человек перед липом абсолютного бы-

тия: мистический реализм Семена Франка // Франк С Л. Предмет знания. Душа человека - СПб Наука. 1995.

Ермичев АА С Л. Франк - философ русского мировоззрения // Франк С. Л Русское мировоззрение -

СПб.. Наука. 1996.

Резвых Т. Реальность и человек в метафизике С. Франка // Вестник Моск. ун-та. Сер 7 Философия -

\992 -Й5. т

^ Роцинский С.Б. Семен Людвигович Франк // Франк С.Л. Избранные труды.- М.: РОССГТЭН, 2010. ^ Сенокосов, Ю.П. Семен Людвигович Франк H Франк С.Л. Сочинения. - М.: Правда, 1990.

Соболев АВ. Философ-мудрец (О своеобразии философии С.Л. Франка) ft Франк С.Л. Свет во тьме. - М. Изд-во «Факториал», i998. Соловьев Э.Г. С.Л Франк - «от тьмы к свету» // Социологические исследования. - 1994. -Ml. Акопов C.B. С.Л Франк как политический мыслитель. - СПб., 2001.

Аяяев Г.Е. Метафизика прав человека в трактовке С. Л. Франка // Историко-философский ежегодник -М гНаука, 2000.

Архангельская А И Проблема формирования духовных основ общества в социальной философии С Л Франка -СПб, 20 Í0

Дементьева Л.С. Стиняьно-пояигические идеи С.Л. Франка в контексте его метафизической системы -Хабаровск, 2005.

Потапчук В. И. Принцип целостности в русской философии и его развитие в социально-антропологической концепции С. JL Франка: Автореферат диес. кянд. философ, наук. - Хабаровск, 2007 ^ Токмакова ГЛ. Проблема смысла жизни в социальной философии С.IL Франка. - Хабаровск, 2001

Среди фундаментальных работ, посвященных общетеоретической и исторической проблематике взаимодействия консерватизма и либерализма, консервативно-либеральным и либерально-консервативным учениям, написанных в постсоветские годы, наибольший интерес вызывают исследования

3-7

В.Ф. Пустарнакова' , И.Д. Осипова , A.C. Федотова"', а также сборники статей и материалов конференций: «Консерватизм и реформизм»39, «Либерализм, консерватизм, марксизм: проблемно-тематический сборник»40, «Либеральный консерватизм: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции»41, «Консерватизм и либерализм: история и современные концепции: материалы международной научной конферен-

42

ции» .

Для более целостной библиографической картины заострим внимание на тех работах, в которых анализируются различные аспекты консервативно-либеральной теории, а также историко-философские, социально-философские, политико-философские исследования, наиболее близкой к теме данного исследования. Исторические, идеологические, методологические, гносеологические компоненты теории консервативно-либерального синтеза рассмотрены в исследованиях В. И. Шамшурина43, А.Т. Бердина44, М.Ю.

л;

Чернавского . Нельзя обойти стороной работы, посвященные рассмотрению консервативно-либеральной теории П.Б. Струве, так как сам Франк считал

34 Харин В Н. Со!1иа.пьно-философский анализ категорий «соборность», «служение» и «должное», на материале концепции С. Л. Франка — Пермь, 2004.

5 Черноков А. Э. Учение С. Л. Франка о государстве и праве: автореферат дисс канд. горид. наук 12.00,0}. -СПб.. 2002.

36 Пустарнаков В.Ф. Либерализм в России,- Казань: «Печатный Двор», 2002.

37 Осипов И.Д. Философия русского либерализма (XiX-начадо XX в.) - СПб.. Изд. С. Петербургского университета, 1996.

' Федотов A.C. Либерально-консервативный феномен современной России: монография / под ред. А. Н. Кочешва. - Саратов: СГСЭУ, 2003.

39 Консерватизм и реформизм. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 14 / Отв. ред. И.Д. Парфенов. - Саратов: СарГу, 1993.

40 Либерализм, консерватизм, марксизм проблемно-тематический сборник/Ю С. Пивоваров и др -М, {998

41 Либеральный консерватизм" история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М.: "РОССПЗН", 2001.

42 Консерватизм и либерализм: история и современные концепции: материалы международ, науч. конференции / Авторы: A.C. Карцев и др. - СПб : ид-во С.-Петербург, университета, 2002.

43 Шамшурин В й Эпистемология либерального консерватизма (опыт аналитического подхода). - М., 1995.

44 Бердин AT, Социально-философская концепция либерального консерватизма и ее роль в духовном возрождении России-Уфа, 2004.

45 Чернявский М.Ю. Либерализм и консерватизм; социально-философский анализ. - М.,2009.

его своим учителем и собственные социально-философские идеи позивдони-ровал как логическое продолжение и развитие теоретических построений 1ХБ. Струве. Среди таких работ выделим работы О Л Гнатюк46, ОЖ. Иван-цовой47, Н.А. Руткевич48, Д.Н. Шабалина49

В целом анализ научных трудов, посвященных творчеству С. Л. Франка, свидетельствует: исследователи сходятся во мнении относительно того, что он создал учение, которому мало найдется равных в русской философии с точки зрения универсальности и системности. Это мнение относится и к его социальной концепции: работа С. Л. Франка «Духовные основы общества» (1930) признается многими современными специалистами лучшим, что вышло из-под пера русских мыслителей в области социально-философской мысли. Тем не менее, несмотря на то, что в этой работе мыслитель стремился к систематизации теоретических положений своей социальной философии, ее все же нельзя считать самодостаточной в смысле целостности и последовательности, дающей представление обо всей системе. Социально-философское учение, метафизические основы концепции консервативно-либерального синтеза разрабатывались Франком на протяжении всей жизни, начиная со статьи «Государство и личность» (1904) гг. и заканчивая последней работой - «Свет во тьме» с подзаголовком «опыт христианской этики и социальной философии» (1949), написанной им незадолго до смерти. Элементы концепции присутствуют в работах, посвященных религиозной онтологии, философии религии, различных публицистических статьях. Поэтому идеи, касающиеся философии консервативно-либерального синтеза, нуждаются в реконструкции и комплексном анализе в контексте их теоретико-методологических и ценностно-практических оснований.

46

Гнатюк О.л. Русская политическая мысль начала XX века: Н. И Кареев, П Б Струве И 4. Ильин СПб.: Нева, 1994, *

да" МН12003°'К'ФИЯОСОФИЯ либеральн0го ^«^тоа П Б Струве; Оньгг ►кггориксьфи.тософского анали-

48 Руткевич Н А Философия истории российского либерализма; П. Б. Струве н П. Н. Милюков Сравнитель-

ный анализ. - М., 202.

Концепция консервативного либерализма С.Л. Франка не получила еще должного освещения в философской литературе, поэтому данная диссертационная работа — первое исследование, направленное на экспликацию философских оснований данной концепции.

Объектом исследования является концепция консервативного либерализма С.Л. Франка во всем разнообразии и полноте ее философско-теоретическнх и реально-практических аспектов.

Предметом исследования выступают фундаментальные структурообразующие основания консервативно-либеральной концепции С. Л. Франка,

Целью исследования является анализ окго-гносеологических, теоретико-методологических и ценностных оснований концепции консервативного либерализма С. Л. Франка, выявление ее эвристического и практического потенциала.

Для достижения поставленной цели в работе потребовалось решить следующие задачи:

1. Представить концепцию консервативного либерализма С. Л. Франка в контексте либерально-консервативной традиции русской социально-философской и общественно-политической мысли середины XIX — начала XX вв., показать данное учение как наиболее философски обоснованное и концептуально проработанное.

2. Реконструировать взаимосвязь онтологии всеединства, гносеологии и методологии социального познания С. Л. Франка в концептуальном единстве с его учением консервативного либерализма,

3. Выявить философско-антропологические константы социально-философского учения С. Л. Франка как фундамент этического начала его концепции консервативного либерализма.

4. Обосновать единство социокультурных традиций и творчества личности как основополагающую социально-философскую идею консервативного либерализма

5. Раскрыть и проанализировать философские аспекты проблемы взаимодействия личности, общества и государства в контексте консервативно-либеральной концепции С. Л. Франка.

6. Рассмотреть философию консервативно-либерального синтеза как концептуально-теоретическое основание современной политики в сфере формирования ценностных ориентиров общественного устройства.

Методологической основой исследования является историко-философский анализ, в контексте которого используются принцип единства логического и исторического, принцип рассмотрения идей в их развитии и системной взаимосвязи. Эти методы позволяют, во-первых, исследовать концепцию С. Л. Франка в ее становлении и развитии и, во-вторых, представить ее как систему находящихся во взаимной связи понятий, суждений, фактов, взаимодействие которых приводит к образованию исследуемой концепции либерально-консервативного синтеза. Системный подход потребовал также проводить исследование с учетом того, что философское учение С. Л. Франка является целостным по своему содержанию, и рассматривать его концепцию консервативного либерализма необходимо в связи с общим анализом основных констант его философского учения. В рассмотрении социально-политической концепции С. Л. Франка приоритетным признается антропологический подход, вся система воззрений философа рассматривается через призму смысложизненных проблем бытия личности в социуме. Принципиальным для данной работы является комплексное исследование философских, политических, социальных, нравственных, творческих моментов в архитектонике философских воззрений мыслителя. При интерпретации результатов работы использовались общенаучные методы исследования, требующие всестороннего подхода, сочетания анализа, синтеза, логики.

Научной новизной данного исследования можно считать то, что автором:

1) впервые в отечественной историографии в рамках историко-философского анализа концепция консервативного либерализма С. Л. Фран-

ка представлена в составе его философской системы, проведен концептуальный анализ структуры философии консервативного либерализма С. Л. Франка с характеристикой ключевых категорий: служение, солидарность, свобода в их взаимосвязи и взаимообусловленности;

2) реконструированы и эксплицированы онтологические, гносеологические, методологические, социально-философские основания консервативно-либерального учения С. Л. Франка; тем самым определено «философское ядро» консервативно-либеральной концепции мыслителя: металогическое, сверхвременное единство общественного бытия, что и дает основание считать ее составной частью его философской системы;

3) показана связь социально-философской концепции консервативного либерализма С. Л. Франка с идеями отечественной философской традиции, а также с соответствующими идеями западной философии; доказывается, что учение Франка является наиболее философски обоснованной и целостной концепцией консервативного либерализма в русской социально-философской и общественно-политической мысли, что, в свою очередь, обуславливает как теоретическую, так и прикладную значимость этого учения;

4) выявлены и проанализированы философско-антропологические константы концепции консервативного либерализма С. Л. Франка, определено место в его философской системе человека как связующего звена между миром и Богом, показана взаимосвязь духовно-творческого потенциала человека с развитием культуры и общества;

5) предложен подход к социально-философскому идеалу консервативно-либерального устройства как к компромиссному варианту, в котором органично связаны интересы личности, гражданского общества и государства; обосновывается трактовка консервативного либерализма не в качестве «совершенно-идеального» социально-политического устройства», а как теория формирования наиболее благоприятных условий общественного развития;

6) раскрыта сущность общественного идеала С. Л. Франка, основанного на идее консервативно-либерального синтеза как онтологическом равно-

весии в жизни социума «мы» и «я», следовательно, традиции и творчества; обоснована применимость этой идеи в качестве философско-методологического обеспечения современной идеологии развития общества, формирования его ценностных основ.

В а защиту выносятся следующие положения:

1. Концепцию консервативного либерализма С. Л. Франка необходимо рассматривать как философское завершение соответствующей традиции в русской социально-философской и общественно-политической мысли. Она представляет собой во многом разработанную и целостную систему, хотя и требующую определенной историко-философской реконструкции.

2. Углубленное изучение консервативного либерализма как социокультурного концепта невозможно без анализа его философско-методологических оснований. В ходе такого анализа выявлено, что концепция С. Л. Франка полностью базируется на онтологических, гносеологических, социально-философских, философско-антропологических основоположениях его учения, является органически и логически последовательной составной частью его философской системы.

3. Философия консервативного либерализма С. Л. Франка является реализацией его принципа «монодуализма», или, шире, «моноплюрализма», базирующегося на идее синтеза. В социально-философском контексте консервативный либерализм предполагает, прежде всего, монодуалистический синтез единства и множественности, необходимости и свободы, традиции и творчества. А категории «солидарность», «свобода», «служение», философски обоснованные С. Л. Франком как основополагающие принципы общественных отношений в рамках консервативно-либеральной модели, синтезируют в себе идеи различных теорий: консерватизма, либерализма, отчасти социализма. Этот синтетический подход основан на идее положительного всеединства В. С. Соловьева, предполагающей соединение противоположных начал через преодоление их крайностей.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Курилов, Сергей Николаевич, 2014 год

Литература

34. Акопов C.B. С.Л. Франк как политический мыслитель. - СПб., 2001.-153с.

35. Алексеев П.В. Философская концепция С.Л. Франка // Франк С.Л. Духовные основы общества. - М.: Республика, 1992. - 510 с.

36. Аляев Г.Е. Метафизика личности в философии С. Франка // Философская и социологическая мысль.-1993. - № 3. - С. 43-56.

37. Аляев Г.Е. Творчество как природа человеческого бытия: металогические основы антропологии С. Франка // Философская мысль. - 2002. -№ 4. - С. 48-58.

38. Аляев Г.Е. Философский универсум С. Л. Франка. - К.: Скайтек, 2005. -432 с.

39. Аляев Г.Е. Метафизика прав человека в трактовке С. Л. Франка // Историко-философский ежегодник. - М.: Наука, 2000. - С. 242-259.

40. Амелина Е.М. Общественный идеал в философии всеединства (от С. Соловьева к С. Л. Франку) - М.: Аспект, 2000. - 252 с.

41. Ананьев О.В. Петр Бернгардович Струве: жизнь, борьба, творчество. -СПб.: Изд-во СПбГАВМ, 2009. - 164 с.

42. Антропова Н. К. Становление диалогических концепций М. М. Бахтина и С. Л. Франка: общее и особенное. - Режим доступа: Ы1р://\'11ПЬ eunnct.net/soria/01-2000/text/0101.html [Электронный ресурс].

43. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. - Мн.: Литература, 1998. - 1392 с.

44. Аронсон Г. Русский либерализм и революция // Свободная мысль. -1992.-№7.-С. 72-80.

45. Арсеньев Н. С. Раскрывающиеся глубины // Сборник памяти Семена Людвиговича Франка. - Мюнхен: [б. и.], 1954. - 193 с.

46. Архангельская А.И. Проблема формирования духовных основ общества в социальной философии С.Л. Франка. - СПб., 2010. - 171с.

47. Астафьев П.Е. Национальность и общечеловеческие задачи (к русской национапьной психологии) // Вопросы философии. - 1996. - №12. - С. 84 -102.

48. Барабанов Е. В. Русская философия и кризис идентичности // Вопросы философии, - 1991. №8. -с. 102-116.

49. Баринов Д.Н. Социально-философское учение C.JI. Франка: науч. работа Моск. гос. ннцустр. ун-та. - М.: Инфра-М, 2000.

50. Бердин А.Т. Социально-философская концепция либерального консерватизма и ее роль в духовном возрождении России. - Уфа, 2004. -178 с.

51. Бердяев H.A. Два типа миросозерцания // Вопросы философии и психологии. - М.: Издание Московского психологического общества, 1916. -Кн. 134. - С. 302-315.

52. Бердяев H.A. О книге С.Л.Франка "Непостижимое". - Режим доступа:

http://www.vchi net/frank/berdyaev.html [Электронный ресурс].

53. Бердяев H.A. Христианская совесть и социальный строй (ответ С.Л. Франку) // Путь, № 60, 1939. - с. 33 - 36.

54. Бинсвангер Л. Воспоминания о Семене Людвиговиче Франке» // в кн.: Сборник памяти Семена Людвиговича Франка. - Мюнхен: [б. и.], 1954. -193 с.

55. Бирюков Н.И. Соборность как религиозный и политический идеал / Н.И. Бирюков // Философские науки. - 2005. - № 6. - С. 5-17.

56. Буббайер Ф. С.Л. Франк: Жизнь и творчество русского философа. 1877 -1950 / Пер. с англ. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОС-ПЭН), 2001. - 328 с. Режим доступа - http://www.igrunov.ru/cat/vchk-cat-bibl/articles/vchk-cat-bibl-articles-frank 17.html [Электронный ресурс].

57. Булгаков С. Христианская социология // Социс. - 1993. - № 10. - С. 120149.

58. В ал инки й А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX - начала XX веков // Вопросы философии. - 1991. - №8. - С. 25-40.

59. Вершина В.А. Антропологические аспекты метафизики всеединства С.Л.Франка // Философия и социология в контексте современной культуры: Сб. науч. тр. - Днепропетровск, 1999. - С. 21-28.

60. Вершина В.А. «Душевная жизнь» как особая стихия человеческого бытия: философско-психологические взгляды С. Л. Франка // Вестник Днепропетровского университета. Сер. 2 «Социология. Философия. Политология». - Д., 1998. - Вып. 3. - С. 37- 40.

61. Вершина В.А. Философско-антропологические взгляды И. Канта и С. Л. Франка // Вестник Днепропетровского университета. Сер. 2 «Социология. Философия. Политология». - Д., 2004. - Вып. 10. - С. 134-143.

62. Возможности либерализма в осмыслении современного мира (Обзор коллоквиума) // Полис. - 1994. - № 3. - С. 125-130.

63. Гавриленко В.В. Проблемы самосознания в философской концепции С. Л. Франка // Вестник Сев. ГТУ. Философия. - 1999. - Выи. 20. - С. 35-42.

64. Гаврюшин Н.К. «Русская идея» в трактовке С. Франка // Общественные науки. - 1990. - № 6. - С. 216 - 219.

65. Гаиденко П.П. «Вехи»: неуслышанное предостережение // Вопросы философии. - 1992. - № 2. - С. 103 - 122.

66. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века.- М.: Прогресс-Традиция. 2001. - 472 с.

67. Гессен С.И. Проблемы правового социализма // Современные записки. -Париж, 1924. - Т. 22.

68. Гнатюк О.Л. Русская политическая мысль начала XX века: Н. И. Кареев, П. Б. Струве, И. А. Ильин. - СПб.: Нева, 1994. - С. 80-88.

69. Дементьева Л.С. Социально-политические идеи С.Л. Франка в контексте его метафизической системы. - Хабаровск, 2005. - 175с.

70. Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. - Минск: ЗАО Издатель-скип центр "Экономпресс", 1999. - 180 с. - Режим доступа: http://wvvw.psylib.org.ua/books/demid01/txt22.htm [Электронный ресурс].

71. Дильтей В. Введение в науки о духе // Собр. соч. в 6 тт. / Под ред. A.B. Михайлова и Н.С. Плотникова. Т. 1.- М.: ДИК, 2000.

72. -Достоевский-Ф.М. Поли. собр. соч. в_30_т. - Д.: Наука: Ленинградское отделение, 1974. - Т. 26.

73. Евламппев И. И. История русской метафизики в XIX-XX веках. Русская философия в поисках Абсолюта. - СПб.: Алетейя, 2000. - Ч. I - II. - 453 с. -Режим доступа: http://www.agnuz.info/tl_files/library/books/ metnphisic/mark.htm#_ftn499 [Электронный ресурс].

74. Евлампиев И.И. Человек перед лицом абсолютного бытия: мистический реализм Семена Франка // Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. -СПб.: Наука, 1995. - С. 5-34.

75. Ермичев A.A. С.Л. Франк - философ русского мировоззрения // Франк С.Л. Русское мировоззрение. - СПб.: Наука, 1996. - С. 5 -36.

76. Законодательные проекты и предположения партии народной свободы. 1905-1907 гг. / под ред. Н.И. Астрова, Ф.Ф. Кокошкина, С.А.Муромцева, П.И. Новгородцева, кн. Д.И.Шаховского. - СПб., 1907. - 11 с.

77. Замалеев А. Ф. Курс истории русской философии: Учебник для гуманитарных вузов. - М.: Магистр-пресс, 1996. - 177с.

78. Замалеев А. Ф. Русская политология: обзор основных направлений. -СПб., 1994.

79. Зеньковский В. История русской философии. М.: «Академический проект», «Раритет», 2001.- 880 с.

80. Зеньковский В.В. Учение СЛ. Франка о человеке // Франк СЛ. Реальность и человек. - М., 1997. - С. 432 - 437.

81. Златоуст т. IX - Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского, в русском переводе, т. IX. С.-Петербург: Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1894-1911.

82. Иванцова О. К. Философия либерального консерватизма: П. Б. Струве (Опыт историко-философского анализа): Дис. канд. филос. наук: 09.00.03 / О. К. Иванцова. - Москва, 2004. - 201 с.

83. Идейное наследие С.Л. Франка (политико-правовые аспекты) // Состояние и методология историко-юридической науки. Труды теоретического семинара юридического факультета СПбИВЭСЭП. Выпуск 1. - СПб., 2000. - С. 25 - 32.

84. Идейное наследие С.Л. Франка в контексте современной культуры // под ред. В.Н. Поруса. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2009. - 267 с.

85. Исупов К., Савкин И. Русская философия собственности (ХУП-ХХ вв.). -Спб.: Ганза, 1993.- 512 с.

86. Кавелин К. Д. Крестьянский вопрос // Собрание сочинений КД. Кавелина: Т. 1-4 . - СПб: тип. М.М. Стасюлевича, 1898. - Т. 2. - 1258 с.

87. Кавелин К.Д. Наш умственный строй: статьи по философии русской истории и культуры. - М., Правда, 1989. - 653 с.

88. Кавелин К.Д. Чичерин Б.Н. Письмо к издателю // Голоса из России: Сборники А.И. Герцена и Н.П. Огарева. В 4 выпусках. - М., 1974 - 1976. Вып. 1.

89. Казаков А. Вступительная статья и комментарий к работе С. Л. Франка «По ту сторону «правого» и «левого». - Режим доступа: http://ujazz.ncirod.ru/bookshelf/frank.html [Электронный ресурс].

90. Кант И. Логика. Пособие к лекциям 1800 // Трактаты и письма. - М.: Наука, 1980 -С. 332

91. Капустин Б. Г. Три рассуждения о либерализме и либерализмах // Полис. - 1994 - № 3. - Режим доступа: http://politology2004.narod.ru/kapustin.htm [Электронный ресурс].

92. Кареев Н. Происхождение современного народно-правового государства: Исторический очерк конституционных учреждений и учений до середины XIX века. - С.-Пб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1908 . - 506 с.

93. Кистяковский Б.А. Государство правовое и социалистическое // Вопросы философии. 1990. № 6. - С. 141-159.

94. Кистяковский Б.А. Наши задачи // Юридический вестник. -1913. - Кн.1. -С. 16.

95. Кистяковский Б. Проблема и задача социально-научного познания // Вопросы философии и психологии. - 1912. - кн. 112 (11).

96. Козловский В.В. Социологические альтернативы в дореволюционной России // Вести. С.-Петербург, ун-та. 1993. Сер. 6. Вып. 4. - С. 51.

97. Консерватизм и либерализм: история и современные концепции: материалы между на род. науч. конференции / Авторы: A.C. Карцов и др. -СПб.: ид-во С.-Петербург, университета, 2002. -179 с.

98. Консерватизм и реформизм. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 14 / Отв. ред. И.Д. Парфенов. - Саратов: СарГу, 1993.- 184 с.

99. Кризис культуры и судьбы России (2-я лекция профессора С. JI. Франка) //Эхо, 1928.

100. Кувакин В.А. Религиозная философия в России: Начало XX века. - М.: Мысль, 1980. - 309 с.

101. Николай Кузанский. Компендий / Сочинения, т. 2 //. Общ. ред. и вступит. статья 3. А. Тажуризиной. - М.: Мысль, 1980. - 471 с.

102. Николай Кузанский. О видении Бога / Н. Кузанский // Сочинения в двух томах. Т.2. - М.: Мысль, 1980. - 471 с.

103. Кураев A.B. Критика религиозной антропологии С. Л. Франка // Фило-софско-методологические проблемы социально-гуманитарного познания: В 2 ч. - М., 1983. - Ч. 2. - С. 51-54.

104. Либерализм, консерватизм, марксизм: проблемно-тематический сборник /Ю.С. Пивоваров и др. -М., 1998. - 167 с.

105. Либеральный консерватизм: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М.: РОССПЭН, 2001. -384 с.

106. Лосский Н.О. История русской философии. / Н. О. Лосский; Пер. с англ. -М.: Советский писатель, 1991. - 480 с.

107. Малиновская С. В. Антропологическое наследие С.Л. Франка как ресурс развития современной гуманитарной культурологии: дисс. канд. культу-рол.: 24.00.01. - СПб, 2009. - 185 с.

108. Малиновская C.B. Гуманитарные и гуманистические аспекты концепции С. Л. Франка в контексте современной культуры. - Режим доступа: http://lib.herzcn.spb.ru/text/malinovskaya_99_339_345.pdf [Электронный ресурс].

109. Малыхин К.Г. Либерально-консервативные течения русского зарубежья: оценка второй модернизации в России // Либеральный консерватизм: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М., 2001. - С. 316-321.

110. Масальский С.Л. Философско-антропологическое измерение историософии С. Л. Франка. Режим доступа: http://www.info-library.com.ua/books-text-11574.html [Электронный ресурс].

111. Мирошниченко B.C. Концепция культуры в творческом наследии С. Л. Франка: автореферат дис. канд. культурол. - X., 2010. - 22 с.

112.Мотрошилова П. В. Мыслители России и философия Запада (В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Франк, Л. Шестов). М.: Республика, 2006. - 477 с.

113. Настольный словарь для справок по всем отраслям знания / под ред. Ф. Толля.-СПб, 1864.

114. Некрасова Е. Н. С. Л. Франк. М, из-во «НИЭМП», 2000. - 141 с.

115. Некрасова E.H. С.Л. Франк о русской интеллигенции и русской культуре.

Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/ knp/l34/knpl34_61-62.pdf [Электронный ресурс].

116. Неплюев H.H. Краткие сведения о Православном Кресто-Воздвиженском Трудовом Братстве. Издание Трудового Братства. - Чернигов, 1905. - 80 с.

117. Николаевская Т.Е. В Русская идея как характеристика национального самосознания и культуры (С.Л.Франк и H.A. Бердяев о русской идее). -Режим доступа: http://www.portalus.ru/modules/ philosophy/rus_readme.php?subactionshowfull&id=1159996025&archive=&st art_ from=&ucat=l & [Электронный ресурс].

118. Новгородцев П.И. Введение в философию права // Кризис современного правосознания. - М, Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и Ко, 1909. - 407 с.

119. Новгородцев П.И. Идеалы партии народной свободы и социализм. - М, 1917. - С. 10.

120. Новгородцев П.И. Сочинения. - М.: Раритет, 1995. - 450 с.

121. Новгородцев П.И. Право на достойное человеческое существование // Новгородцев П. И, Покровский И. А. Социально-философские этюды. -СПб.: Вольф, 1911.-48 с.

122. Новиков А.И. Нигилизм и нигилисты. Опыт критической характеристики. - JI.: Лениздат, 1972. - 296 с.

123. Новикова Л, Сиземская И. Либеральные традиции в культурно-историческом опыте России // Свободная мысль. 1993. - № 15.

124. Осипов И.Д. Философия русского либерализма (ХГХв.-начало XX в.).-СПб.: издательство С.- Петербургского университета, 1996. - 192 с.

125. Пантин И.К. К логике теоретического становления современного социализма //Полис. - 1996. -№4.

126. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. - Т.З. - М., 1957.

127. Плотин. Сочинения. Плотин в русских переводах. - СПб.: «Алетейя», 1995. - 672 с.

128. Плотников П. С. С. JT. Франк о М. Хайдеггере. К истории восприятия Хайдеггера в русской мысли // Вопросы философии 1995. - № 9. -http:/Avww.ruihenia.i4i/logos/personalia/plotnikov/articles/03_frank.html [Электронный ресурс].

129. Порус В. Н. C.JI. Франк: антиномии духа как основания культуры // Вопросы философии. М.: 2008. - №1. - С. 51-64.

130. Потапчук В. И. Принцип целостности в русской философии и его развитие в социально-антропологической концепции С. JI. Франка: Автореферат дисс. канд. философ, наук. - Хабаровск, 2007. - 29 с.

131. Приленский В.И. Опыт исследования мировоззрения ранних русских либералов / Приленский В. И. - М.: ИФ РАН, 1995. - 312 с.

132. Пустарнаков В.Ф. Либеральный консерватизм и либерализм в России XIX - начала XX в.: различия и сходств // Либеральный консерватизм: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М., 2001. - С. 11-29.

133. Редлих Р. Социальная философия С.Л. Франка. - Франкфурт-на-Майне: Посев, 1956. -303 с.

134. Резвых Т. Реальность и человек в метафизике С. Франка // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7: Философия. - 1992. - № 5. - С. 46-55.

135. Роцинский С.Б. Семен Людвигович Франк // Франк С.Л. Избранные труды. М.: РОССПЭН, 2010. - С. 5-61.

136. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. - М.: Наука, 1995. - 625 с.

137. Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика // под ред. В. Я Гросул. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 442 с.

138.Рябова Т.И. Российские либералы послереволюционного периода о духовных: ориентирах развития страны // Общественные науки и современность. - 1999.-№ 1.-С. 85-106.

139. Святловский В.В. Коммунистическое государство иезуитов в Парагвае в XVII и XVIII ст. - Петроград, Путь к знанию, 1924. - с. 85.

140. Семен Людвигович Франк (Философия Россия первой половины XX в.) //под ред. В.Н. Поруса. - М.: РОССПЭН, 2012.

141. Семигин Г.Ю. Антология мировой политической мысли. Том 3. Политическая мысль в России. X век - первая половина XIX в. - М.: Мысль, 1997.- 795 с.

142. Сенокосов Ю.П. Семен Людвигович Франк // Франк С.Л. Сочинения. -

М.: Правда, 1990. - С. 3 - 8.

143. Смагина С.М. Проблема революции и власти в работах П.Б. Струве 20-х гг. // Либеральный консерватизм: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М, 2001. - С. 79-94.

144. Смирнов В.А. Логические методы анализа научного познания. - М.: Эди-ториал УРСС, 2002. - 264 с

145. Соболев A.B. Философ-мудрец (О своеобразии философии С.Л. Франка) // Франк С.Л. Свет во тьме. - М: Изд-во «Факториал», 1998.- С. 4-13.

146. Соловьев B.C. Три речи в память Ф.М. Достоевского // Соч. в 2-х т. - Т. 2. -М, 1990.-С. 312.

147. Соловьев Э.Г. С.Л. Франк - «от тьмы к свету» // Социологические исследования. - 1994. - № 1. - С. 123-126.

148. Старченко Н.Н. Философское обоснование российского либерализма в интуитивизме // Актуальные проблемы истории философии в СССР. - М., 1981. - Вып. 9. - С. 64-72.

149. Струве П.Б. Patriótica: Политика, культура, религия, социализм / Философская публицистика. - М.: Республика, 1997. - 528 с.

150. Струве П.Б. Великая Россия. Из размышлений о проблеме русского могущества.- Русская мысль. 1908. Кн. 1 - С. 143-157.

151. Струве П.Б. Великая Россия. Кн. 2. - М., 1911. С. 153-154.

152. Струве П.Б. Дух и Слово. Статьи о русской и западноевропейской литературе,- Париж, 1981. - С. 219.

153. Струве П.Б. На разные темы (1893-1901 гг.). - СПб., 1902. С. 204-205.

154. Струве П.Б. О мере и границах либерального консерватизма // Полис. -1994.-№3,-С. 131-134.

155. Струве П.Б. Отрывки о государстве. - Режим доступа: http://sceptic-ratio.narod.ru/ku/lt-38.htm [Электронный ресурс].

156. Струве П.Б. Платонов о Петре Великом // Записки Русской Академической Группы в США. - 1973.Transactions. Vol. VII. - С. 201 -204.

157. Струве П.Б. Предисловие // Франк С.Л. Пушкин, как политический мыслитель. - Белград, 1937. - С.4.

158. Струве П.Б. Торговая политика России. Лекции доц. П.Б. Струве, читанные на экономическом отделении СПб Политехническ. ин-та. Второе издание. - СПб.: Типо-Литография И. Трофимова, 1913. - С. 59-60.

159. Сухоруков В.В. Вопросы антропологии в социально-философской системе С.Л. Франка // Актуальные проблемы марксистского историко-социологического исследования. - М., 1986. - С. 47 - 49.

160. Сухоруков B.B. Критический анализ мировоззренческой эволюции C.JI. Франка // Актуальные проблемы марксистского историко-философского исследования и современная идеологическая борьба. Тезисы конференции. Вып. 2. - М, 1985. - С. 51-52.

161. Тепии Д. В. Разработка теоретической философии всеединства C.JI. Франком: Автореферат дисс. канд. филос. Наук. - Саратов, 2007. - 20 с.

162. Токмакова Г.П. Проблема смысла жизни в социальной философии C.JI. Франка. - Хабаровск, 2001. -

163. Туган-Барановский М. В поисках нового мира. Социалистические общины нашего времени. - М, 1919. 128 с.

164. Удинкан О.В. Гуманизм как принцип социально-философской рефлексии: напримере философии C.JI. Франка.-Хабаровск, 2001.-153с.

165. Федотов A.C. Либерально-консервативный феномен современной России: монография /под ред. А.Н. Кочетова. - Саратов: СГСЭУ, 2003.- 192 с.

166. Философия XX века. Учебное пособие / Авторский коллектив под руководством д.ф. н Добрынина В. И, М, ЦИНО общества "Знание" России, 1997.- 288 с.

167. Философско-антропологическое измерение историософии С. Л. Франка// Философия и социология в контексте современной культуры. Сб. трудов. - Днепропетровск, ДНУ «Пороги», 2009. - 232 с.

168. Харии В.Н. Социально-философский анализ категорий «соборность», «служение» и «должное»: на материале концепции С.Л. Франка - Пермь, 2004.-215 с.

169. Хоружий С.С. Глобальная динамика Универсума и духовная практика человека // Связь времен (Наука - Традиции - Новое видение мира). Вып. 1.-м, 2001,- С.43.

170. Хоружип С.С. После перерыва. Пути русской философии. - СПб., «Ал-тейя», 1994. - 446 с.

171. Хоружий С.С. Философский процесс в России как встреча философии и православия // Вопросы философии. - 1991. № 5. - С. 26-57.

172. Ципко A.C. Идея социализма. Веха биографии. - М., 1976.

173. Чериавский М.Ю. Либерализм и консерватизм: социально-философский анализ. -М.,2009. -408 с.

174. Черно ков А. Э. Учение С. Л. Франка о государстве и праве: автореферат дисс. канд. юрид. наук 12.00.01. - СПб., 2002.-28 с.

175. Чичерин Б.Н. Различные виды либерализма. 1861 г. hiip://chigward.ru/lihrary/alexandr2/chicherin_vidy_lidberal.html [Электронный ресурс].

176. Чичерин Б.Н. Вопросы политики. 2-е изд. - М., 1905. - С. 16, 28.

177. Чичерин Б.Н. Вопросы философии. - М., 1904. - С. 370.

178. Чичерин Б.Н. Конституционный вопрос в России. Рукопись 1878 г. СПб., 1906. С. 8.

179. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Ч. I, II. Общее государственное право. - М., 1894.

180. Чичерин Б.Н. Несколько современных вопросов. - М.: Изд. К. Солдатен-кова, 1862. - 265 с.

181. Чичерин Б. Н. Опыты по истории русского права. - М., 1858. С. 368-369.

182. Чичерин Б.Н. Общее государственное право. - М.: Зерцало, 2006. - 536 с.

183. Чичерин Б.Н. Философия права. - М., 1900.

184. Чуева И.П. Антикоммунизм и русская религиозная философия. - Л.: «Знание», 1969. - 45 с.

185. Чуева И.П. К критике логических взглядов русских интуитивистов // Ученые записки ЛГУ, сер. философ, наук. - Л, 1959. - № 263. - вып. 14.-С.51-62.

186. Чуева И.П. Критика идей интуитивизма в России. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1963. - 129 с.

187. Шабалин Д.Н. Социально-философские основания консервативного либерализма Ш>. Струве.- Вел.Новгород, 2007. -176 с.

188. Шамшурин В.И. Человек и государство в русской философии естественного нрава // Вопросы философии. - 1990. - № 6. - С. 132-140.

189. Шамшурин В.И. Эпистемология либерального консерватизма (опыт аналитического подхода). -М, 1995.-353 с.

190. Элен П. Семен Франк как политический мыслитель // Вопросы философии. - 2003. -№ И.-С. 135 - 150.

191. Элен П. Философия «мы» у С.Л. Франка // Вопросы философии. - 2000. -№ 2. - С. 57-69.

192. Fischer G. Russian Liberalism from gentry to intelligentsia. Cambridge;

Massachusetts, 1958. 360 p.

193. Frank S. L. Erkenntnis und Sein // Logos. Internationale Zeitschrift in Philosophie der Kultur.Bd.18 (1929). 259 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.