Философия истории Иммануила Канта и Иоганна Готлиба Фихте тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Лицук, Андрей Артурович

  • Лицук, Андрей Артурович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2000, Нижневартовск
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 134
Лицук, Андрей Артурович. Философия истории Иммануила Канта и Иоганна Готлиба Фихте: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Нижневартовск. 2000. 134 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Лицук, Андрей Артурович

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ

КАК НАУКИ.

§ 1. Античность и Средневековье.

§ 2. Эпоха Возрождения и Новое время.

Глава 2. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ ИММАНУИЛА КАНТА.

§ 1. Учение о человеке и обществе.

§ 2. Учение о движущих силах, цели и смысле общественно-исторического процесса.

Глава 3. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

ИОГАННА ГОТЛИБА ФИХТЕ.

§ 1. Учение о человеке и обществе.

§ 2. Учение о движущих силах, цели и смысле общественно-исторического процесса.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философия истории Иммануила Канта и Иоганна Готлиба Фихте»

Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время проблема человека, его природы и назначения стала центральной проблемой философии. Кризис традиционных ценностей, ухудшение экологической и демографической ситуации, порабощение людей техническими средствами и артефактами, усиливающееся отчуждение личности, возрастание агрессивных тенденций и другие тревожные симптомы поставили под вопрос само существование человека.

На рубеже тысячелетий человечество потеряло ориентиры своего развития. Все это делает актуальным мировоззренческую рефлексию цели и смыслополагания бытия человека. Для создания такой историософской системы, где бы нашли свое отражение глобальные и региональные проблемы исторического развития, необходимо отойти от «общей постмодернистской установки принимать рассогласованность человеческого опыта не как проблему, подлежащую решению, а как «окончательный факт», к которому предстоит приспособить наши мыслительные установки и нашу мораль»1.

На этом фоне обращение к классическим концепциям философии истории Иммануила Канта и Иоганна Готлиба Фихте, выявление и реализация их далеко не исчерпанного гносеологического, методического, нравственно-практического потенциала представляются весьма актуальными задачами.

Степень разработанности проблемы. Все работы, посвященные исследуемой проблематике, можно условно разделить на несколько групп.

Изучению проблем философии истории посвящены труды Аврелия Августина, В.Ф.Асмуса, А.Бергсона (A.Bergson), Н.А.Бердяева,

A.С.Богомолова, С.Н.Булгакова, М.Вебера (M.Weber), Дж.Вико,

B.Виндельбанда (W.Windelband), Вольтера, А.Вуда (A.Wood), П.П.Гайденко, Г.В.Ф.Гегеля, И.Г.Гердера, И.А.Гобозова, Б.Т.Григорьяна, Л.Е.Гринина, Б.Л.Гудмана, А.В.Гулыги, П.С.Гуревича, В.Дильтея (W.Dilthey), Г.Зиммеля (G.Simmel), А.А.Ивина, Ю.А.Кимелева, В.И.Красикова, В.Э.Лебедева, А.Ф.Лосева, Т.И.Ойзермана, А.С.Панарина, К.Поппера (К.Роррег), Л.Ранке (L.Ranke), Г.Риккерта (H.Rickert), В.В.Соколова, В.С.Соловьева, В.Н.Сырова, П.Тиллиха (P.Tillich), Э.Трёльча (E.Troeltsch), М.Хайдеггера (M.Heidegger), Ф.Фукуямы, М.М.Шитикова, М.Элиаде, К.Ясперса (K.Jaspers) и др.

Анализ философско-исторической концепции Канта присутствует в работах И.Г.Айвазова, В.Ф.Асмуса, Ю.А.Баскина, Р.А.Бурханова, Ю.Ф.Воропаева, В.Виндельбанда (W.Windelband), А.Вуда (A.Wood), В.А.Гальстома (W.A.Galstom), А.В.Гулыги, М.Деспленда (M.Despland), Л.А.Калинникова, Э.Кассирера (E.Cassirer), В.П.Кохановского, П.Козловски (P.Koslowski), В.Н.Кузнецова, К.Н.Любутина, М.К.Мамардашвили, М.М.Михайлова, И.С.Нарского, Т.И.Ойзермана, Ю.В.Перова, Г.Риккерта (H.Rickert), Э.Ю.Соловьева, Л.А.Сусловой,

A.Филоненко (A.Philonenko), М.Хайдеггера (M.Heidegger), А.С.Чупрова, К.Ясперса (K.Jaspers) и др.

Философия истории Фихте исследуется в работах В.Ф.Асмуса,

B.Виндельбанда (W.Windelband), П.П.Гайденко, Н.В.Громыко, А.В.Гулыги, Ф.Ф.Гусева, Е.В.Гутова, М.Ивальдо (M.Ivaldo), И.А.Ильина, Г.Ирлитца, А.Кубицкого, В.Н.Кузнецова, Г.Ланца, И.И.Лапшина, Э.Ласка (E.Lask), Р.Лаута (R.Lauth), Г.М.Леонычева, А.В.Лукьянова, К.Н.Любутина, Ф.Медиуса (F.Medieus),

Н.В.Мотрошиловой, Т.И.Ойзермана, А.А.Пионтковского,

А.Д.Попиашвили, С.Рейнгольда (C.L.Reynhold), В.Г.Томилова, А.Филоненко (A.Philonenko) и др.

Вместе с тем, в отечественной литературе очень мало работ, в которых бы исследовалась логическая связь философско-исторических концепций Канта и Фихте.

С учетом актуальности обозначенной проблемы определены цель и задачи диссертационного исследования.

Цель диссертации — рассмотреть концепции философии истории Иммануила Канта и Иоганна Готлиба Фихте с точки зрения их антропологической обусловленности и показать логическую связь между ними.

Для достижения поставленной цели автором решаются следующие задачи: на основе анализа воззрений мыслителей Западной Европы на общественно-исторический процесс от античности до Нового времени прослеживаются формирование и становление философии истории как науки; показываются эвристические возможности трансцендентализма для разработки философско-исторической проблематики; рассматривается концепция философии истории Канта и показывается ее антропологическая направленность; рассматривается концепция философии истории Фихте и показывается ее антропологическая направленность; выявляется логическая связь философско-исторических построений Канта и Фихте.

Теоретико-методологической основой исследования послужили произведения философской классики, в первую очередь работы И.Канта и И.Г.Фихте, сочинения И.Г.Гердера, труды Г.В.Ф.Гегеля. В своих исследованиях диссертант ориентируется на современное понимание диалектико-материалистической философии как наиболее адекватное для разработки философско-исторической проблематики. В работе используется ряд формальных и содержательных методов: традиционный историко-философский метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод сравнительного анализа, герменевтический метод, типологический метод и т.д.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые в отечественной философии на основе выявления антропологической обусловленности показана логическая связь философско-исторических концепций в учениях Канта и Фихте.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования излагались автором в докладах, сделанных на заседаниях кафедры философии и социально-экономических наук Нижневартовского государственного педагогического института. Выводы и положения работы отражены в 6 публикациях общим объемом 2,14 пл., а также сообщались диссертантом в докладе на заседании «Школы-семинара докторантов и аспирантов НГПИ» (апрель 2000 года) и в докладе на региональной научно-практической конференции «Россия XXI века: Мировоззренческие аспекты» (май 2000 года).

Практическая значимость исследования. Материалы диссертационной работы могут быть использованы при разработке и чтении общих курсов по истории философии, специальных курсов, посвященных философии Канта, Фихте и немецкой классической философии в целом. Предложенные выводы представляют интерес для исследовательской практики в области истории философии и философской антропологии.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Содержание работы изложено на 135 страницах машинописного текста. Библиография включает в себя 144 наименования, в том числе источники на иностранных языках.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Лицук, Андрей Артурович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Положения, содержащие элементы новизны и выносимые на защиту:

1. Философия истории представляет собой антропологически ориентированное размышление о судьбе человечества, о цели, пути и смысле его исторического развития. Она предполагает понимание истории как всемирного процесса созидания людьми своей жизни. Поэтому в фило-софско-мировоззренческих системах античности и Средневековья философия истории как наука еще только формируется. Лишь в эпоху ранних буржуазных революций, когда идея прогресса наполняется новым содержанием и понимается как движение человечества к более совершенному началу, а сам человек признается как деятель, возникают все предпосылки для создания целостной историософской концепции.

2. Трансцендентальная антропология позволяет создать философско-историческую теорию, способную охватить мировой общественно-исторический процесс во всем его многообразии и глобальности, показать границы и цель движения в истории. Историческое пространство и историческое время выступают в трансцендентальной философии в качестве таких априорных форм, посредством которых происходит упорядочение природно-чувственных человеческих начал, подчинение их процессу культурно-морального совершенствования людей.

3. Философия истории Канта вытекает из его учения о человеке, с одной стороны, как существа природного, чувственного, а с другой стороны, как трансцендентального субъекта, «вещи в себе» — активного, разумного и морально совершенного представителя рода. В этой связи история понимается как путь человечества к преодолению природного начала и реализации нравственного идеала, как становление разумного и гуманного общественного устройства.

4. Фихте создает свою философско-историческую концепцию исходя из своего понимания человека как исключительно мыслящего существа. Отказ от концепции «вещи в себе» приводит к полному поглощению в его философии объекта субъектом и постулированию бесспорного приоритета практического разума над теоретическим. Таким образом, Фихте представляет историю как поле реализации потенциальных сил практического Я, которое стремится стать Абсолютом.

5. Свобода в философско-исторических концепциях Канта и Фихте понимается по-разному. По Канту, свобода принадлежит трансцендентному миру «вещей в себе», а в мире явлений выступает как трансцендентальная идея, реализующаяся в виде идеала в ходе общественно-исторического развития. Для Фихте свобода выступает лишь как трансцендентальная идея, имеющая в процессе исторической жизни не только «регулятивное», но и «конститутивное» применение.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Лицук, Андрей Артурович, 2000 год

1. Кант И. Всеобщая естественная история и теория неба // Соч.: В 6 т. М., 1963. Т. 1.С. 115—262.

2. Кант И. О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира. 1770 // Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 2. С. 381—425.

3. Кант И. О различных человеческих расах. 1775 // Соч.: В 6 т. М.,1964. Т. 2. С. 443—462.

4. Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3. С. 69—756.

5. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука. 1783 // Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 67—210.

6. Кант И. Основы метафизики нравственности // Соч.: В 6 т. М.,1965. Т. 4. Ч. 1. С. 219—310.

7. Кант И. Критика практического разума // Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 1.С. 311—501.

8. Кант И. Об изначально злом в человеческой природе. 1792 // Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 2. С.5—57.

9. Кант И. Метафизика нравов в двух частях. 1797 // Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4.4. 2. С. 107—438.

10. Кант И. О применении телеологических принципов в философии // Соч.: В 6 т. М., 1966. Т. 5. С. 65—97.

11. Кант И. Первое введение в критику способности суждения. 1789—1790 // Соч.: В 6 т. М., 1966. Т. 5. С. 99—160.

12. Кант И. Критика способности суждения. 1790 // Соч.: В 6 т. М., 1966. Т. 5. С. 161—527.

13. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. 1784 // Соч.: В 6 т. М, 1966. Т. 6. С. 5—23.

14. Кант И. К вечному миру. 1795 // Соч.: В 6 т. М., 1966. Т. 6. С. 257—309.

15. Кант И. Спор факультетов. 1798 // Соч.: В 6 т. М., 1966. Т. 6. С. 311—348.

16. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. 1798 // Соч.: В 6 т. М, 1966. Т. 6. С. 349—588.

17. Кант И. Предполагаемое начало человеческой истории. 1786 // Трактаты и письма. М., 1980. С. 43—59.

18. Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 78—278.

19. Кант И. Конец всего сущего. 1794 // Трактаты и письма. М., 1980. С. 279—291.

20. Кант И. Логика. Пособие к лекциям. 1800 // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 319—444.

21. Кант И. Из «Лекций по этике» (1780—1782 гг.) // Этическая мысль: Науч.-публицист. чтения. М., 1988. С. 297—322.

22. Кант И. Провозглашение близкого заключения о вечном мире в философии // Кант И. Соч.: В 4 т. на нем. и рус. яз. М., 1993. Т. 1. С. 529—557.

23. Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н.Лосского сверен и отредактирован Ц.Г.Арзаканяном и М.И.Иткиным; примеч. Ц.Г.Арза-каняна. М.5 1994. 591, 1. с.

24. Фихте И.Г. О понятии наукоучения, или так называемой философии. Соч.: В 2 т. СПб., 1993. Т. 1. С. 7—64.

25. Фихте И.Г. Основа общего наукоучения. Соч.: В 2.т. СПб., 1993. Т. 1.С. 65—338.

26. Фихте И.Г. Очерк особенностей наукоучения по отношению к теоретической способности. Соч.: В 2.т. СПб., 1993. Т. 1. С. 339—434.

27. Фихте И.Г. О достоинстве человека. Соч.: В 2.т. СПб., 1993. Т. 1. С. 435—443

28. Фихте И.Г. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о сущности новейшей философии. Соч.: В 2.т. СПб., 1993. Т. 1. С. 563—668.

29. Фихте И.Г. Несколько лекций о назначении ученого. Соч.: В 2.т. СПб., 1993. Т. 2. С. 7—64.

30. Фихте И.Г. Назначение человека. Соч.: В 2.т. СПб., 1993. Т. 2. С. 65—225.

31. Фихте И.Г. Замкнутое торговое государство. Соч.: В 2.т. СПб., 1993. Т. 2. С. 225—358.

32. Фихте И.Г. Основные черты современной эпохи. Соч.: В 2. т. СПб., 1993. Т. 2. С. 359—618.

33. Фихте И.Г. Факты сознания. Соч.: В 2.т. СПб., 1993. Т. 2. С. 619—771.

34. Фихте И.Г. Наставления к блаженной жизни, или также учение о религии // Наставления к блаженной жизни. М., 1997. С. 7—166.

35. Фихте И.Г. О сущности ученого и ее явлениях в области свободы // Наставления к блаженной жизни. М., 1997. С. 167—268.

36. Фихте И.Г. Философия масонства. Письма к Констану // Наставления к блаженной жизни. М., 1997. С. 259—322.

37. Литература на русском языке

38. Августин Аврелий. О граде Божием // Августин Аврелий. Творения. СПб., 1998. Т. 3. 595 с.

39. Айвазов И.Г. Проблема свободы в философии Канта. М., 1910.31 с.

40. Алексеев О.А. Философия свободы И.Г.Фихте и феномен несогласия // Фихте и конец XX века. «Я» И «Не-Я». Межвуз. сб. науч. ст. Уфа, 1992. С. 107—111.

41. Аристотель. Политика // Соч.: В 4-х т. М., 1984. Т. 4. С. 375—644.

42. Ареопагит Псевдо-Дионисий. О небесной иерархии. М., 1994.96 с.

43. Асмус В.Ф. Философия И.Канта. М., 1957. 80 с.

44. Асмус В.Ф. Проблема необходимости и свободы в истории. Фихте Старший // Избранные философские труды: В 2 т. М., 1972. Т. 2. С. 237—248.

45. Барт П. Философия истории как социология. М., 1902. С. 7—44.

46. Баскин Ю.А. Кант. М., 1988. 88 с.

47. Баскин Ю.А. Проблема сущности права в философской и юридической мысли Германии XVII—XVIII веков и Иммануил Кант // Кан-товский сборник: Сб. науч. тр. Калининград, 1985. Вып. 10. С. 57—67.

48. Баскин Ю.А. Кант и формирование идеи правового государства в первой половине XIX века в Германии // Кантовский сборник: Межвуз. темат. сб. науч. тр. Калининград, 1993. Вып. 17. С. 61—66.

49. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персонали-стической философии // Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М„ 1995. 383 с.

50. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990. 175 с.

51. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985. 367 с.

52. Бочорошвили А.Т. Эстетика Канта в развитии // Вопросы теоретического наследия Иммануила Канта: Сб. ст. Калининград, 1975. С. 163—166.

53. Бразауска В.О. Мир человека в философии Канта: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1992. 23 с.

54. Бур М. Фихте. М., 1965. 166 с.

55. Бур М., Ирлиц Г. Притязание разума. М., 1978. 327 с.

56. Бурханов Р.А. Из истории политических учений: политическое учение Нового времени // Бурханов Р.А., Коган JI.H., Руденкин В.Н. Очерки политической теории. Нижневартовск, 1994. С. 43—51.

57. Бурханов Р.А. Философская антропология И.Канта // Философская антропология: историко-философский анализ. Екатеринбург, Нижневартовск, 1997. С. 75—104.

58. Бубер М. Проблема человека // Бубер М. Два образа веры. М., 1995. С. 157—232.

59. Вико Дж. Основания Новой науки. М., Киев, 1994. 656 с.

60. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи общей связи с культурами и отдельными науками. От Канта до Ницше. М., 1998. 496 с.

61. Воропаев Ю.Ф. Идея истории в философии Канта // Вестник Санкт-Петербург, ун-та. Сер. 6. СПб., 1994. Вып. 2. С. 43—51.

62. Вуд А. Роль религии в Кантовой философии истории // Кантов-ский сборник: Межвуз. темат. сб. науч. тр. Калининград, 1994. Вып. 18. С. 3—11.

63. Вышеславцев Б. Этика Фихте. М., 1914. 437 с.

64. Гайденко П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте. М., 1990. 128 с.

65. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. М., 1979. 288 с.

66. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. М., 1935. 470 с.

67. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. С. 3—611.

68. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Избр. произв.: В 2-х т. М., 1964. Т. 2. С. 43—678.

69. Гобозов И.А. Введение в философию истории. М., 1999. 363 с.

70. Григорян Б.Т. Философия и философия истории // Философия и ценностные формы сознания. М., 1978. С. 3—67.

71. Гринин JI.E. Философия и социология истории: некоторые закономерности истории человечества: Опыт философско-социологического анализа общественно-исторического процесса: В 3-х ч. Волгоград, 1995—1996. Ч. 1. 128 с.

72. Гришинин Д.М., Михайлов М.М., Прокопьев В.П. Иммануил Кант: Краткий очерк жизни и научной деятельности. JL, 1976. 94 с.

73. Д.М.Гришинин, Л.А.Калинников. И.Кант о сущности человеческого общества и его истории // Вопросы теоретического наследия Иммануила Канта: Межвуз. сб. Калининград, 1977. Вып. 2. С. 18—36.

74. Громыко Н.В. К вопросу об актуальности практического применения и развития трансцендентального метода И.Г.Фихте в современных условиях // Фихте и конец XX века. «Я» И «Не-Я». Межвуз. сб. науч. ст. Уфа, 1992. С. 61—68.

75. Гулыга А.В. Кант. 3-е изд. М., 1994. 304 с.

76. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986. С. 200—211.

77. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. 350с.

78. Гуревич П.С., Фролов И.Т. Философское постижение человека // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения. М., 1991. С. 3—24.

79. Гутов Е.В. Метафизика субъекта Иоганна Готлиба Фихте: разум и безумие в классическую эпоху // Немецкая классическая философия второй половины XVIII—конца XIX веков: Коллективная монография. Екатеринбург, Нижневартовск, 1999. С. 54—69.

80. Донских О.А., Кочергин А.Н. Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии. М., 1993. 239 с.

81. Из книги «О Германии» Генриха Гейне. Библиотека современных писателей и мыслителей, издат. В.В.Чуйко. Фихте. № 12. СПб., 1883.3—57.

82. Калинников JI.A. К полемике между Кантом и Гер дером по вопросам философии истории // Вопросы теоретического наследия Иммануила Канта: Межвуз. сб. Калининград, 1980. Вып. 5. С. 77—91.

83. Калинников JI.A. Вл.Соловьев и И.Кант: этические конвергенции и дивергенции. II. Человекобожие или Богочеловечество? // Кантов-ский сборник: Межвуз. темат. сб. науч. тр. Калининград, 1994. Вып. 18. С. 45—58.

84. Калинников JI.A. Проблемы истории в системе Канта: Автореф. дис. . д-ра филос. наук. JL, 1981. 32 с.

85. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. СПб., 1997. 447 с.

86. Кимелев. Ю.А. Философия истории. Системно-исторический очерк // Философия истории. Антология. М., 1995. С. 3—19.

87. Кимелев Ю.А., Полякова Н.П. Наука и религия: Историко-культурный очерк. М., 1988. 173 с.

88. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII — начала XIX века. М., 1989. С. 11—159.

89. Кузьмина Т.А. Концепция свободы в этике И.Канта // Этика Канта и современность. Рига, 1989. С. 69—90.

90. Лапшин И.И. Иоганн Фихте и его философия // Фихте И.Г. Назначение человека. СПб., 1905. С. 5—29.

91. Лебедев В.Э. Философия истории и метаистории. Екатеринбург, 1997. 180 с.

92. Локк Дж. Два трактата о правлении // Соч.: В 3-х т. М., 1988. Т. 3. С. 135—405.

93. Лосев А.Ф. Античная философия истории. М., 1977. 207 с.

94. Лукьянов А.В. Проблема духовного «Я» в философии И.Г.Фихте. Уфа, 1993. 190 с.

95. Лукьянов А.В. Философия Иоганна Готлиба Фихте. Оренбург, 1997. 236 с.

96. Любутин К.Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии. М., 1981. 364 с.

97. Любутин К.Н., Пивоваров Д.В. Диалектика субъекта и объекта. Екатеринбург, 1993. 416 с.

98. Любутин К.Н., Чупров А.С. Проблема самоопределения человека в классической немецкой философии: истоки и традиции // Философия самоопределения. Оренбург, 1996. С. 77—117.

99. Лютер М. Избранные произведения. СПб., 1994. 427 с.

100. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика). М., 1979. 431 с.

101. Мамардашвили М.К. Кантовские вариации // Этика Канта и современность. Рига, 1989. С. 196—225.

102. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М., 1997. 320 с.

103. Монтескье Ш.Л. О духе законов // Монтескье Ш.Л. Избр. про-из. М., 1955. С. 157—733.

104. Мотрошилова Н.В. Иоган Готлиб Фихте // История философии: Запад— Россия — Восток. 2-е изд. М., 1998. Кн. 2. С. 407—424.

105. Нарский.И.С. И.Кант. М., 1976. 207 с.

106. Нестерова О.Е. Историко-философские предпосылки учения Августина о соотношении времени и вечности // Историко-философский ежегодник. М., 1986. С. 35—48.

107. Ойзерман Т.И. Учение Канта о «вещах в себе» и ноуменах // Вопросы философии. 1974. № 4. С. 117—128. с.

108. Ойзерман Т.И. Философия Фихте. М., 1962. 48 с.

109. Охотников О.В. Историко-философская компаративистика: методологический аспект: Автореф. дис. канд. филос. наук. Екатеринбург. 1995. 24 с.

110. Письма и фрагменты Эпикура // Материалисты Древней Греции: Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М., 1955. С. 179—236.

111. Платон. Государство // Соч.: В 3 т. М., 1971. Т. 3. Ч. 1. С. 89—454.

112. Плотин. Эннеады. VI // Плотин. Избранные трактаты: В 2 т. М., 1994. Т. 2. 144 с.

113. Перов Ю.В. Антропологическое измерение в трансцендентальной философии Канта // Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. СПб., 1999. С. 6—128.

114. Полибий. Всеобщая история. Т. 1. СПб., 1994. 436 с.

115. Korsgaard C.M. Morality as Freedom // Kant's practical philosophy reconsidered: Papers presented at the 7-th Jerusalem Philosophical Encounter, December 1986 / Ed. by Y.Yovel. Dordrecht; Boston; L., 1989. P. 23—48.

116. Lask E. Fichtes Idealismus und die Gesehichte. Tubingen und Leipzig, 1902. 87 S.

117. Markus R. Saeculum: History and society in the theology of St. Augustine. Cambridge, 1970. P. 9—67.

118. Philonenko A. La theorie Kantienne de l'histoire. P., 1986. 253 p.

119. Rickert H. Fichtes Atheismusstreit und die kantische Philosophi. Berlin, 1899. 231 S„fbtVpJ* r'C : |кяжгсф; JvltOlS-L-Ol

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.