Философия Эриха Фромма: социокультурный анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Суздалева, Елена Алексеевна

  • Суздалева, Елена Алексеевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2004, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 183
Суздалева, Елена Алексеевна. Философия Эриха Фромма: социокультурный анализ: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Ростов-на-Дону. 2004. 183 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Суздалева, Елена Алексеевна

Введение

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Социокультурный анализ проблемы взаимоотношения личности и общества в работах Э. Фромма.

§1. Творчество Э. Фромма в зеркале культурологического анализа.

§2. Анализ Э. Фроммом процесса детерминации характера человека социокультурными факторами.

§3. Социокультурный анализ осмысления Э. Фроммом места и роли индивида в индустриальном обществе.

Глава 2. Гуманизм как теоретико-содержательный принцип социокультурных исследований Э. Фромма.

§1. Идея духовности общества как альтернатива его деструктивности.

§2. Созидательность как определяющая предпосылка преодоления человеком своей деструктивности в современном обществе.

§3. Гуманизм как социокультурный принцип исследования Э. Фроммом технологического общества

Глава 3. Методологические проблемы социокультурного уровня исследования проблемы будущего.

§1. Проблема будущего в современном социокультурном анализе

П. Сорокин, К. Ясперс, К.Р. Поппер).

§2. Гуманизм и проблема будущего в социокультурном анализе Э. Фромма.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философия Эриха Фромма: социокультурный анализ»

Актуальность темы исследования.

Глубокие и быстрые перемены, произошедшие в обществе, в тот момент, когда основой жизнеобеспечения человека стало промышленное производство, породили целый ряд проблем, как технического, так и гуманитарного характера, первые из которых появились по времени раньше вторых. Гуманитарные проблемы развития и функционирования индустриального общества выступили на первый план в период открытого господства технократизма современного общества, когда решение практически любых задач технического характера было достижимо благодаря уже имеющемуся алгоритму их решения. Именно в этот период стало ясно, что человек представляет собой такое существо, которое нельзя превратить в простую функцию технологического общества. Приставленный к машинному производству в качестве придатка этого производства, он вдруг начинает давать «сбои», выражающиеся в деформированном отношении к миру: к обществу и к себе. Апогеем этой деформации стала реальная угроза физическому существованию общества и человека, которая появилась с возникновением оружия массового поражения. Человечество остро осознало свою историчность и конечность.

В этом контексте тотальной технократизации и модернизации * общества и стала изучаться одна из актуальных тем социальной философии XX века — тема «человеческой деструктивности». Изучению причин ее возникновения и выработке способов ее преодоления посвящали свои исследования многие мыслители и ученые. Связующим звеном в их исследованиях человеческой деструктивности в системе индустриального общества было то, что она связывалась обычно с деструктивностью общества. Осмысление 'Л проблемы личности в технократическом обществе в составе футурологической тематики также имеет определенную традицию.

Социокультурные разработки исследования постиндустриального социума американского социолога Д. Белла основаны на выявлении фундаментального принципа интерпретации социальных явлений, который позволял бы в соответствии с поставленной научной задачей строить модели сосуществующих социальных систем. В выявлении закономерности общественного развития допустимы различные критерии для периодизации, однако, сам ученый считал наиболее оптимальным из таких критериев «технологию» и «знание», в соответствии с которыми и делил историю на три периода: доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный. Д. Белл считал, что развитие всякого социума основано на борьбе противоположностей и поэтому любое общество по своей сути антагонистично, как и общество постиндустриальное. Внутренняя логика развития различных сфер социума, в том числе и культуры, влечет их в определенной мере неизбежное противостояние друг другу, что порождает, стимулирует и развивает внутренний конфликт личности в постиндустриальном обществе.

Решение проблемы требует выхода на социокультурный уровень анализа. И в этом плане обращение к творческому наследию Э. Фромма позволяет сделать этот шаг.

Самозначимость, самостоятельность социального и культурного в их тождестве определяется основой, в которой они гармонично сосуществуют - человеческой личностью. Человеческой личностью измеряется степень правильности направления движения истории.

Степень разработанности проблемы.

Культурологическое и историко-философское освещение творческого наследия Э. Фромма - мало исследованная научная область. Так, анализируя степень научной разработанности проблемы взаимосвязи в его творчестве метода психоанализа и гуманистической философской традиции, надо подчеркнуть, что в отечественной литературе последних лет нет исследования, которое исчерпывающе охватывало бы данную проблему. Французский философ Р. Арон связывал, поступательное движение социума с развитием научно-технического прогресса, который, однако, по мнению ученого, не способен обеспечить осуществление социальной справедливости. Р. Арон утверждал, что именно в стадии техногенного общества уровень развития научно-технического прогресса делает идеологические концепции ненужными для достижения социального урегулирования, которое, однако, никогда не снимет полностью социальных противоречий.

В противоположность двум выше приведенным авторам американский социолог О. Тофлер был убежден в возможности создания справедливого, неантагонистического сообщества, построенного путем радикальных демократических реформ капитализма. Движущей силой осуществления этих реформ должна стать, по мнению ученого, демократически настроенная творческая интеллигенция. Кризис современного техногенного общества есть неизбежный этап достижения социального благоденствия. Пройдя через эту кризисную ситуацию, человечество придет к созданию сверхиндустриальной цивилизации. Помочь выйти из кризиса должна «предвосхищающая демократия», опирающаяся на силу научной мысли. Социальное благоденствие может быть достижимым в той или иной мере, но никогда полностью, поэтому невозможно полное снятие деструктивности человеческого характера, сформированного в таком обществе. Однако, допустимо сведение этой деструктивности на минимальный уровень.

К числу ученых, исследующих особенности человеческого характера в условиях индустриального и постиндустриального общества, принадлежал и Э. Фромм. Вопросы жизни будущего общества, его качества и перспектив были основными в его философском творчестве. Особенностью философских исследований Э. Фромма было то, что в процессе изучения специфики общества будущего он использовал метод психоанализа. Применение этого метода давало возможность более детально рассмотреть механизм и причину деструктивности человеческого характера. В основе социокультурных разработок Э. Фромма лежит изучение современного техногенного социума и его влияние на характер отдельного индивида. Исследовав особенности функционирования и развития современного индустриального общества, Э. Фромм пришел к выводу, что именно качество этого общества привело к возникновению разрушительности в характере человека, которое, в свою очередь, грозит разрушением всему миру. Видя эту перспективу, ученый дает свои рекомендации по ее преодолению. Глубоко личностный подход к изучаемой проблеме и применение нетрадиционного в социальной философии метода психоанализа выразилось в творчестве Э. Фромма в использовании формы культурфилософского размышления о будущем. Подходя к решению этой проблемы, он опирался на гуманистический принцип, который позволял увязывать историко-культурное движение прошлого, настоящего и будущего в аспекте развития человеческой личности. Наличие метода психоанализа в философском изучении общества будущего дало возможность американскому мыслителю заострить внимание на глубинных, сущностных изменениях человеческого общества в период модернизации и, доказав взаимосвязь человеческого характера и качества социума, сделать вывод о первичности интересов души, индивидуально-личностного первоначала по отношению к интересам общества. Будущее современного общества Э. Фромм поставил в прямую зависимость от того, насколько это индустриальное и технизированное общество способно заботиться о душе человека, сделав ее своей целью, но не средством.

Начало научного интереса к творчеству Э. Фромма (в нашей стране) приходится на 70-е гг. XX века. Посвящая свои исследования проблемам современного индустриального и постиндустриального общества, американский ученый ставил, тем самым, свое творчество в оппозицию советской идеологии, утверждавшей, что в обществе развитого социализма нет пороков, присущих буржуазному индустриальному обществу. Поэтому отношение советских исследователей к творчеству Э. Фромма было в основном критическим. Это был первый этап изучения его творчества. Второй начался с середины 80-х гг. и достиг своего апогея в начале 90-х гг. XX века. Для первого этапа характерны разработки В.И. Добренькова, В.А. Куркина; для второго - Б.Л. Вульфсона, П.С.Гуревича, Б.Ф.Сикорского, Э.М. Телятниковой, Г.А. Титаренко.

Конкретный материал, который позволяет понять взаимосвязь неофрейдистской традиции в психологии и философской позиции Э. Фромма, содержится в работах В.И. Добренькова и Г.А. Титаренко.

В книгах «Неофрейдизм в поисках «истины» (Иллюзии и заблуждения Э. Фромма)» и «Критика неофрейдистской концепции Эриха Фромма» В.И. Добренькова осуществляется анализ социальной философии Э.Фромма с идеологических позиций так называемого «развитого социализма». Этот анализ носит исключительно критический характер, призванный соблюсти «чистоту марксизма». Вместе с тем впервые в советской литературе, посвященной творчеству Э. Фромма, звучит тезис о связи его социальной философии с гуманистической традицией, косвенно доказывая, что марксизм привлекал Э. Фромма только до тех пор, пока это учение следовало принципам гуманизма[20,21].

В исследовании Г.А. Титаренко, посвященном «гуманистической диалектике» Э. Фромма, основное внимание уделялось изучению генезиса гуманистической традиции в творчестве американского мыслителя. Анализируя научные взгляды Э. Фромма и его предшественников, автор видит исток гуманизма в творчестве Э. Фромма в его связи с философской традицией экзистенциализма и идеализма[50].

В социофилософских наработках публицистики и научной периодики рассматривается связь психоаналитического метода и социального аспекта академических интересов ученого[ 13,42,44,45].

Развитие в ходе истории понятия «культура» выявило ее гуманистический аспект, ее соотнесенность с развитием человека, с особенностями его сознания в различные исторические периоды.

В работах П. С. Гуревича анализируется взаимосвязь гуманистической традиции исследований Э. Фромма, особенностей его социальных разработок и психоаналитического метода. Обращается внимание на утопичность социальных взглядов мыслителя, но эта оценка носит больше описательный, чем критический характер[15].

В работах В. А. Куркина раскрывается гуманистический характер социальных исследований Э. Фромма. Хотя в работе просматривается чисто идеологический, в духе времени написания статьи, подход к изучению социальных взглядов американского ученого, в ней раскрывается связь методологической основы исследования Э. Фромма и его гуманистических установок в рассмотрении проблем развития общества и построения его будущего[27].

В исследовательских разработках Э.М. Телятниковой рассматривается научная деятельность Э. Фромма с точки зрения гуманистического характера его творчества, главными особенностями которого автор считала:

1) синтетический, социологический и психологический аспекты;

2) гуманистическую направленность научных интересов Э.Фромма, которая привела его к созданию собственной концепции личности, названную им «радикальным гуманизмом»[49].

Гуманистический подтекст исследований Э. Фромма, наиболее ярко проявившийся в культурологическом аспекте его творчества, составил основу всех социофилософских разработок ученого. Поэтому вычленение и осмысление в работах Э. Фромма социиокультурного уровня изучения им общественно-исторических явлений, понятие и методология изучения которого достаточно полно анализируется в монографии О.М.Штомпеля [65], вполне оправдано и закономерно. Именно в контексте его подхода к анализу понятия социокультурного возможен выход на новый социокультурный уровень в изучении Э. Фромма.

Принцип связи методологии изучения конкретной проблемы с заинтересованностью конкретной аудитории, рассмотренный в статье А.Н. Ерыгина[24], позволяет выделить в творчестве американского теоретика связь проблематики его исследований с гносеологической потребностью общественного сознания второй половины XX века. Научные исследования творчества Э.Фромма проявляются в двух подходах к изучению философского наследия ученого:

1) теоретико-исторический подход, изучающий влияние исследований американского мыслителя на развитие теоретического осмысления истории человечества;

2) сравнительно-генетический подход, раскрывающий связь проблематики исследований ученого с историей философской мысли.

Цель и задачи исследования.

Цель диссертационной работы состоит в осуществлении социокультурного анализа философского творчества Э.Фромма, предполагающего вычленение и исследование культурфилософского аспекта анализа Э.Фроммом проблем индустриального общества, гуманистического содержания и значения осмысления им на основе неофрейдистской психоаналитической парадигмы тенденций развития индустриального и постиндустриального общества в будущем.

Реализация данной цели предполагает постановку и решение таких задач, как:

1) Выявить характерологические особенности социокультурного содержания и смысла исследования Э.Фроммом противоречий развития индустриального общества на основе избранного им психоаналитического метода.

2) Проанализировать осмысление Э.Фроммом последствий господства технократизма для жизненно-экзистенциальных дихотомий индивидов, спецификаций их характера в контексте I гуманистической традиции, осмысления им места и роли индивидуально-личностнного начала в жизнедеятельности человеческого сообщества.

3) Показать неизбежность использования формы культурфилософского размышления о будущем, основанного на применении психоаналитического метода при анализе социокультурной действительности.

4) Выявить принципиальные особенности социокультурного анализа Э.Фроммом тенденций развития постиндустриального общества в истории футурологических исследований будущего.

Методологическая и теоретическая основа исследования,

В общеметодологическом плане нами активно использовался набор средств современных культурологических и социокультурных исследований, также такие наиболее важные методы гуманитарных дисциплин как конкретный историзм, единство исторического и логического, системного и структурно-функционального анализа. Использование этих средств позволяет выявить определеную закономерность построения социокультурных исследований, проведенных Э. Фроммом, выявить их особенности и отличия от аналогичных исследований других авторов. Также использовался метод сравнительного анализа, позволивший определить взаимосвязь философского и социокультурного оснований в творчестве Э.Фромма.

Новизна диссертационного исследования состоит в том, что:

1) Выявлены характерологические особенности социокультурного содержания и смысла исследования Э.Фроммом противоречий развития индустриального общества, самым непосредственным образом проявившихся в социокультурных детерминантах свойств характера человека.

2) Проведенный анализ исследований Э.Фромма изменения сущностных характеристик человека в соответствии с особенностями индустриального общества показал неразрывную взаимосвязь качества техногенного социума и характера человека.

3) Выявлена закономерная взаимодополняемость и взаимозависимость применения культурфилософского по своему содержанию размышления о будущем и метода психоанализа в исследовании Э.Фроммом социокультурной действительности.

4) В качестве принципиальных особенностей социокультурных разработок Э.Фромма в истории футурологических исследований будущего определено применение ученым синтеза психоаналитического и гуманистического подходов при рассмотрении им исторической динамики.

Тезисы, выносимые на защиту.

1. Основа формирования свойств характера человека заключается в зависимости качества личности от качества общества. Степень несовершенства социума проявляется в степени невротичности индивида, так как он вынужден приспосабливаться к стереотипам определенного общества. A-prior-ная зависимость развития человека от развития социума и a-prior-ная способность социума к саморазвитию и самосовершенствованию в ходе исторического движения обеспечивают возможность человеку выйти из психической замкнутости своего «Я» на уровень его социальной сущности. Преодоление обществом своего несовершенства, выражающееся в смене культурно-социальных форм, создает соответствующие условия человеку для преодоления его несовершенств, конституируемых в чертах его характера.

2. Качество истории рассматривалось Э. Фроммом относительно результата ее воздействия на личность человека. Обеспокоенность Э. Фромма за судьбу общества будущего объясняется тем, что он понял возможность осуществления закономерности саморазрушающей тенденции общественной динамики, вытекающей из негативных аспектов предшествующего исторического развития.

3. Применение Э. Фроммом психоаналитического метода в исследовании закономерностей развития культуры адекватно выражалось в форме культурфилософского размышления о будущем. Выбор психоаналитического метода исследования человеческого характера в условиях перспективного взаимодействия человека с социумом был обусловлен концентрацией внимания исследователя на конкретных свойствах человеческой личности, выражением сущности которой является культура.

4. Выявление Э. Фроммом особенности связи и взаимодействия психического состояния личности и качественной характеристики общества в различные периоды истории позволило ему внести существенный вклад в утвердившийся в исследованиях XX века конкретно-личностный подход в осмыслении проблем социальной жизни человека. Интерес Э. Фромма к изучению личности имел своим истоком желание ученого найти пути выхода из кризисного состояния индустриального общества. Анализ качества общественного состояния выявил наличие соответствия состояния социума состоянию личности. Проблемы человека в современном обществе Э. Фромм рассматривал не в качестве беспристрастного наблюдателя, а в качестве соучастника и сопереживателя, болеющего за судьбу человечества. Поэтому его эмоционально-экспрессивный интерес к сущности индивида связывает его творчество, с одной стороны, с гуманистической традицией европейской философии, с другой - обосновывает применение психоаналитического метода при изучении связи индивида и социума.

Научно-практическая значимость.

Результаты исследования могут быть практически использованы в управленческой деятельности для обеспечения продуктивного руководства массовыми производственными процессами; в социологических исследованиях для достижения наиболее точных результатов прогнозирования развития социальных процессов и наиболее полного их моделирования; в преподавании дисциплин, изучающих социокультурную сферу человеческой жизнедеятельности; в сфере планирования обеспечения культурно-бытовых потребностей населения.

Апробация работы.

Материалы диссертационного исследования были доложены на научной сессии философского факультета РГУ(апрель 1997 года); на Третьем Российском Философском конгрессе «Рационализм и культура на пороге Третьего тысячелетия» (Ростов-на-Дону, 16-20 сентября 2002 г.); содержатся в пяти опубликованных автором работах общим объемом 2,8 п. л.

Структура диссертации.

Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, из которых первая и вторая включают в себя по три параграфа, третья - два, заключения и библиографии. Общий объем текста составляет 183 страницы, список литературы 72 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Суздалева, Елена Алексеевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На протяжении всей работы мы последовательно изучили специфику социокультурных исследований Э. Фромма и заложенную в них гуманистическую тенденцию. С помощью сравнительного анализа методов научной работы Э. Фромма и его ближайших современников, также изучавших общество будущего (П. Сорокин, К. Ясперс, К.Р. Поппер), мы установили специфику методологии Э. Фромма, заключающуюся в применении метода психоанализа при изучении проблемы взаимодействия человека, и социума в будущем.

Заметив, что в основе творчества, ученого лежит социокультурный анализ, мы, с помощью изучения этого анализа, рассмотрели специфику исследований Э. Фроммом взаимодействия индивида и общества. Раскрытие неявной прогнозной модели в социальных разработках ученого по вопросам будущего позволило сделать вывод о научном (в отличие от популярного или научно-популярного) подходе Э. Фромма к изучению данных вопросов, выразившихся в форме культурфилософского размышления о будущем.

Рассмотрев основные произведения Э. Фромма, посвященные изучению общества, будущего, мы отметили, что главной его задачей была разработка путей и способов такого взаимодействия человека, и общества, которое способствовало бы максимально полной реализации сущности человека. Эта особенность исследований ученого выражала гуманистическую направленность его взглядов и объединяло его со всей гуманистической культурфило-софской традицией.

Вся предшествующая исследованиям Э. Фромма история развития философии шла по пути абстрагирования от личностных характеристик, свойственных конкретному человеку. В результате черты характера отдельной личности, его видовые особенности заняли в системах рассмотрения истории второстепенное место, превратив человека из субъекта истории в ее объект. Психоаналитический подход к изучению взаимовлияния индивида и социума, примененный Э. Фроммом, позволил вернуться к рассмотрению человека с точки зрения его целостности и неповторимости, основу которых составляет его трансцендентное начало. Такой подход способствовал исследованию человека в контексте окружающей его среды, естественной, и созданной самим человеком, в условиях взаимоизменения и взаимосовершенствования и человека и среды. Именно благодаря специфике психоаналитического метода изучения социокультурной сферы жизни индивида гуманистика XX века кроме абстрактно-всеобщего принципа исследования была дополнена принципом конкретно-личностным.

Сознание человека индустриального социума вытеснило из себя культурологический контекст в понимании социального развития. Гуманистический аспект изучения движения истории позволил Э. Фромму исследовать отдельное социальное явление с точки зрения его актуальности в жизни человеческой личности. Метод психоанализа, примененный ученым, в изучении социальных явлений, позволил ему констатировать степень их соответствия возможности человеческой самореализации. Совокупность социальных явлений Э.Фромм рассматривал в их связи с той культурной традицией, внутри и на основе которой они существуют. Поэтому социофилософский аспект рассмотрения проблем индустриального общества в творчестве Э. Фромма вышел на социокультурный уровень исследования.

Таким образом, в научно-теоретическом аспекте разработка данной темы позволила обнаружить: а) закономерность соответствия использования Э. Фроммом формы культурфилософского размышления о будущем и метода психоанализа; б) связь творчества Э. Фромма с культурфилософской гуманистической традицией.

Методологическое значение разработки темы заключается в том, что рассмотрены принципы и способы организации и построения теоретических социальных моделей, сделанных Э. Фроммом при изучении проблем развития индустриального общества.

Основная проблема, рассматриваемая в данной работе, состоит в выявлении и комплексном анализе применения Э. Фроммом гуманистической парадигмы в социокультурном аспекте осмысления проблемы будущего.

Изучение Э. Фроммом особенностей человека, общества и будущего имело ситуативную мотивацию: развитие международной обстановки во второй половине XX века подвело человечество к реальной возможности самоистребления цивилизации. Необходимость выхода из этого положения требовала переосмысления оценки качества общества в сфере его отношения к человеку. В силу того, что свойства личности, по мнению Э.Фромма, определяют собой свойства социума, личность в ее конкретном выражении рассматривалась ученым как главная составляющая общества и культуры. Поэтому интерес к изучению конкретного человека определялся возможностью изменения качества социума посредством изменения черт характера отдельного индивида. Воздействие друг на друга социума и индивида рассматривалось ученым в их взаимовлиянии, при котором индивид, определяя собою конкретную культурно-историческую традицию, посредством нее задает парадигму социального развития всего человечества. В силу этого основу возможности изменения общества Э.Фромм видел в возможности изменения человека с помощью целенаправленной коррекции свойств человеческой личности, максимальную продуктивность в изучении которой мог дать, по мнению ученого, метод углубленного психоанализа на конкретно-личностном уровне. Изменение характера человека должно повлечь неизбежное изменение социокультурной среды человеческой жизни.

В данной диссертации на основе сравнительного анализа классической модели социального прогноза и неявной прогнозной модели, содержащейся в работах Э. Фромма, мы выявили, что главной отличительной особенностью исследований Э. Фромма в ряду аналогичных разработок философов XX века было наличие в них психоаналитического метода социального исследования, оказавшего определяющее влияние на форму его философского размышления о будущем.

Среди успехов Э. Фромма в его кулътурфилософском анализе будущего нами выделены следующие:

1. Э. Фромм первый рассмотрел негативные последствия, которые принцип материального обладания несет психике и нравственности индивида.

2. Первый обратил внимание на то, что деструктивная тенденция человеческого характера дегуманизированным обществом рационализируется.

3. Вывел закономерность утраты человеком конструктивных тенденций своего характера в случае принятия индивидом условий существования современного общества.

4. Первый отметил, что духовное развитие индивида может входить в непримиримое противоречие с качеством ориентации общества, потому что последнее ниже первого и несет патологию.

5. Открыл наличие в обществе продуктивного и непродуктивного типов ориентации характера человека.

6. Применил в своих исследованиях традиционный психоанализ и этику в их взаимовлиянии.

7. Отрыл феномен «всеобщей отчужденности» в современном индустриальном обществе.

8. Ввел понятие «патологии нормальности» и раскрыв его содержание, показал его значимость в объяснении механизма социокультурного зомбирования.

Будущее общества, по мнению Э. Фромма, представляет интерес настолько, насколько оно определяет будущее человека. Социальное будущее является закономерной частью единого исторического процесса, источником движения которого ученый считал необходимость удовлетворения главных потребностей человека — реализации его духовной сути, выраженной в определенных культурно-исторических типах. Поэтому все социокультурные исследования Э. Фромма построены на основе изучения истории в рамках гуманистической традиции.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Суздалева, Елена Алексеевна, 2004 год

1. Абеляр П. История моих бедствий // Августин Аврелий. Исповедь: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Д. М. Носов. - М.; Республика, 1992.- 335 с.

2. Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М.: Наука, 1993. - 232 с.

3. Волков Ю.Г. Личность и гуманизм. Челябинск, 1995.- С. 31.

4. Вульфсон Б.Л. Эрих Фромм о воспитании // Советская педагогика 1991. -№ 11 - С. 114 - 121.

5. Гальцева Р.А. Западноевропейская культурфилософия между мифом и игрой // Самосознание европейской культуры XX века: мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе: Сб. науч. тр. /Сост. Р. А. Гальцева. М.: Политиздат 1991.- 366 с.

6. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. — Санкт-Петербург: Наука, 1993. 340 с.

7. Гельвеций К.А. Сочинения /Сост. Х.Н. Моледжян. М.: Мысль, 1973. - Т. 1. - 647 с.

8. Гельвеций К. А. Сочинения /Сост. Х.Н. Моледжян. — М.: Мысль, 1974. Т.2. - 687 с.

9. Гольбах П.А. Избранные произведения / Сост.Х.Н. Моледжян. М.: Соцэкгиз, 1963. Т.1. - 715 с.

10. Гольбах П.А. Избранные произведения/Сост. X Н. Моледжян. М.: Соцэкгиз, 1963. — Т.2. - 563 с.

11. Гуманизм // Философский энциклопедический словарь. -М.: 1989. С. 139.

12. Гуревич П.С. Послесловие / Фромм Э. Бегство от свободы. -М.: Прогресс, 1990. -С. 248-267.

13. Гуревич П.С. Разрушительное в человеке как тайна./ Э.Фромм Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994.- С. 3-14.

14. Гуревич П.С. Видный мыслитель XX столетия // Фромм Э. Душа человека/ Сост. П.С. Гуревич. М.: Республика, 1992.- С. 5-12.

15. Гуревич П.С. Человек в авантюре саморазвития // Фромм Э. Психоанализ и этика / Сост. П.С. Гуревич, С.Я. Левит.- М.: Республика, 1993.- С. 5-16.

16. Гуревич П.С. Философская антропология Э. Фромма // Философские науки.- 1990. №8. - С. 85-87.

17. Давидович В.Е. Онтология культуры // Культурология: Сб. науч. тр./ отв. ред. И. Жиляков. Ростов н/Д: Феникс, 2000. -608с.

18. Дидро Д. Сочинения / Сост. В. Н. Кузнецов. М.: Мысль, 1986. -Т. 1. - 592 с.

19. Дидро Д. Сочинения / Сост. В.Н. Кузнецов. М.: Мысль, 1991. - Т.2. - 606 с.

20. Добреньков В.И. Критика неофрейдистской концепции Эриха Фромма. М.: Знание, 1972. - 48 с.

21. Добреньков В.И. Неофрейдизм в поисках «истины» (Иллюзии и заблуждения Эриха Фромма). М.: Мысль, 1974. - 144с.

22. Добреньков В.И. Предисловие / Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1986. - С. 5-28.

23. Драч Г.В. Культурология как система знания // Культурология: Сб. науч. тр. / Отв. ред. И. Жиляков. -Ростов к/Д: Феникс, 2000. 608с.

24. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. / Сост. A.M. Руткевич. М.: Политиздат, 1990. - 415 с.

25. Кант И. Критика чистого разума. М.: Наука, 1998. - 655с.

26. Куркин В.А. Гуманистические утопии Э. Фромма // Вопросы философии. 1983. - №2.- С.17-20.

27. Лебон Г. Психология толп // Психология толп: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Боковиков А.К. М.: Институт психологии РАН, Издательство «КСП+», 1998. - 416 с.

28. Маркс К. Капитал. М.: Политиздат, 1983. - Т. 1. КН. 1. -905с.

29. Маркс К. Капитал. М.: Политиздат, 1984. - Т. 2. КН.2. -650с.

30. Маркс К. Капитал. М., Политиздат, 1985. - Т. 3. КН.З.-4.1.- 508с.

31. Маркс К. Капитал. М.: Политиздат, 1986. - Т. 3. КН. 3.- 4. 2.- 1080с.

32. Мелье Ж. Завещание. М.: Изд. АН СССР, 1954. - Т. 1. -440с.

33. Мелье Ж. Завещание. М.: Изд. АН СССР, 1954. - Т. 2. -452с.

34. Мелье Ж. Завещание. М.: изд. АН СССР, 1954. - Т. 3. -468с.

35. Мор Т. Утопия. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1947. 266с.

36. Ортега-и-Гассет X. Этика. Философия культуры / Сост. В. Е. Вагно.- М.: Искусство, 1991.- 588с.

37. Оуэн Р. Об образовании человеческого характера: новый взгляд на общество. СПб.: Изд. И.И. Билибина, 1881. -182 с.

38. Поппер К.Р.Открытое общество и его враги. М.: Культурная инициатива, 1992. - Т. 1. - 446 с.

39. Пророков М., Одесский М. Массовая культура существовала уже в гомеровские времена // Общественные науки. -1990. №5.- С.11-14.

40. Руткевич А.М Послесловие / Фром Э. Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии. -М.: Высшая школа, 1992. С.136-139.

41. Руткевич А. М. «Анатомия деструктивности» // Вопросы философии. 1991. - №9. - С. 161-170.

42. Сартр Ж. П. Стена / Сост. А.А. Лаврова. М.: Политиздат, 1992.- 480 с.

43. Сикорский В. Ф. Э. Фромм о роли социального характера // Социально-политический журнал. 1994. - №7-8. - С. 126134.

44. Сикорский В.Ф. Э. Фромм о роли социального характера // Социально-политический журнал. 1994. - №9-10. — С. 190198.

45. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1962. - 684 с.

46. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество/ Сост. А.Ю.Согомонов. М. Политиздат, 1992. - 543 с.

47. Телятникова Э.М. Предисловие / Фромм Э. Искусство любви. М.: Знание, 1990. - С. 5-9.

48. Телятникова Э.М. Радикальный гуманизм Э.Фромма // Социологические исследования. 1992. - №6 - С.113-120.50

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.