Феномен пограничья в современной мексикано-американской культуре: на материале литературного творчества Л.А. Урреа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Сокольских, Николай Николаевич
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 158
Оглавление диссертации кандидат культурологии Сокольских, Николай Николаевич
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПОГРАНИЧЬЯ В СОВРЕМЕННОЙ ГУМАНИТАРНОЙ МЫСЛИ
1.1 Место пограничья в диалоге культур.
1.2 Пробуждение «немых культур» как культурный феномен постколониального мира.
1.3 Мексикано-американский пограничный дискурс в контексте постколониальных исследований.
ГЛАВА 2. ФЕНОМЕН ПОГРАНИЧЬЯ В ТВОРЧЕСТВЕ Л.А. УРРЕА
2.1 «Ничейность» и метафора моста как бытийные полюсы пограничья в романе «Ничей сын: Заметки из американской жизни».
2.2 Роль глобализации в социокультурной трансформации пограничья (на примера романа «По ту сторону: Жизнь и трудные времена на мексиканской границе».
2.3 Особенности личностной рефлексии над пограничьем на примере поэтического сборника «Синдром приведения»).
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Модель этнической идентичности в творчестве Дагоберто Гилба2002 год, кандидат культурологии Мальцева, Марина Дмитриевна
Русско-бурятское литературное пограничье: теоретический и эстетический аспекты2004 год, кандидат филологических наук Баранова, Олеся Юрьевна
Синтез культур в творчестве Рудольфо Анайи: Трилогия о людях Ацтлана2003 год, кандидат культурологии Гонгадзе, Анна Александровна
Конфликт поколений в романах Максин Хонг Кингстон и Эми Тэн: к проблеме поиска идентичности в азиато-американской литературе США последней трети XX века2009 год, кандидат филологических наук Караваева, Екатерина Михайловна
Британский постколониальный роман последней трети XX века в контексте литературы Великобритании2005 год, доктор филологических наук Сидорова, Ольга Григорьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен пограничья в современной мексикано-американской культуре: на материале литературного творчества Л.А. Урреа»
Актуальность темы исследования. Исчезновение и возникновение границ (культурных, социальных, политических) является неизбежным следствием развития человеческой цивилизации. Особое значение изменение границ имеет для народов, проживающих в пограничье — области особого культурного, политического и экономического взаимодействия. Особый статус пограничья определяется тем, что резиденты пограничья в первую очередь становятся субъектами различных социокультурных процессов в силу своего положения — на границе, то есть в состоянии постоянной готовности к переходу (от старого к новому, от «своего» к «чужому»). Одним из таких народов являются мексикано-американцы (чикано)1 - носители уникальной пограничной культуры - фундаментальную основу которой составляет перманентное смешение/столкновение культур, выступающее одновременно источником формирования национальной культурной идентичности данного народа.
Феномен пограничья неразрывно связан с историей мексикано-американской культуры. Опираясь на предшествующие работы отечественных и зарубежных исследователей, анализ произведений художественной литературы и фольклора чикано правомерно полагать, что пограничье — это ведущая метафора, символ, коллективный образ культуры мексикано-американцев . Необходимость исследования пограничья как феномена культуры чикано актуализируется рядом факторов.
1 Мексикано-американцами называют граждан США мексиканского происхождения, проживающих преимущественно в юго-западных американских штатах вдоль мексикано-американской государственной границы. В отношении мексикано-американцев также употребляется политически окрашенное определение «чикано», получившее распространение в период политического и гражданского движения мексикано-американцев 1960-х гг. Simmen E.R., Bauerle R.F. Chicano: Origin and Meaning. — American Speech, 1969. - c. 225-230. URL: http:// www.questia.com (дата обращения 02.12.2006)
2 См. работы А. Паредеса, Г. Ансальдуа, Х.Д. Сальдивара, А.П. Торреса, Ф. Ломели, T.B. Воронченко, А.В. Ващенко, M.B. Тлостановой, С.В. Плотникова, М.Д. Мальцевой.
Мексикано-американское пограничье представляет интерес для культурологических исследований с точки зрения наличия по обе стороны границы, как минимум, четырех различных культур - англо-американской (мейнстрим), мексиканской (культура Латинской Америки), индейской (этническая культура коренных народов Америки), афро-американской (этническая культура черных американцев), что предоставляет возможность на примере культуры чикано изучить особенности взаимодействия различных культурных традиций в полиэтнических регионах.
Граница Мексики и США является местом встречи двух цивилизаций -Западной и Латиноамериканской — что позволяет рассматривать культурные процессы, происходящие в пограничье, не только в локальном, но и глобальном аспектах4, выходя по итогам исследования на уровень широких теоретических обобщений, актуальных и для иных пограничных культур, в том числе в России. Изучение феномена пограничья приобретает дополнительную значимость в условиях глобализации, сопровождающейся постепенным размыванием национальных культурных границ, что в первую очередь сказывается на культурах пограничья, в наибольшей степени испытывающих на себе веяния времени. Однако, несмотря на значительный интерес, проявляемый к пограничью как культурному феномену в зарубежных странах, в России это явление все еще остается недостаточно изученным.
Актуальность исследования культурологической проблемы на материале произведений художественной литературы объясняется с одной стороны литературоцентричностыо культуры чикано, то есть средоточием
3 Понимание латиноамериканской цивилизации, как уникальной и культурно независимой от Запада цивилизации, содержится в работах как западных ученых (С. Хантингтона, позднего А. Тойнби), так и общественных и культурных деятелей Латинской Америки (Д. Сармьенто, X. Марти, X. Рода, X. Васконселос, О. Пас, Л. Сеа). Ерасов Б.С. Сравнительное изучение цивилизаций. - М.: Аспект пресс, 1998. -556 с.
4 В подтверждение этого тезиса стоит сослаться на материалы изучения культуры Латинской Америки в контексте ее взаимоотношений с Западной культурой, выполненные отечественным исследователем А.Ф. Кофманом и другими латиноамериканистами (В.М. Давыдов, Б.И. Коваль, С.И. Семенов, Я.Г. Шемякин, Н.С. Константинова, П.А. Пичугин). духовного наследия культуры именно в творчестве писателей и поэтов, а с другой - функцией самой литературы, которая, будучи репрезентатором национальной культуры, традиционно несет в себе глубокую смысловую нагрузку, отражая политический и философский взгляды на мир, преобразуя авторские идеи в тексты национальной культуры5.
Использование творчества JI.A. Урреа в качестве эмпирического материала для изучения заявленной проблемы определяется тем, что большинство художественных произведений автора посвящены интерпретации темы пограничья. В контексте исследования феномена пограничья творчество JI.A. Урреа рассматривается нами как пример культурной рефлексии над процессами, происходящими в настоящее время в мексикано-американской культуре, а также как культурный артефакт, содержащий в себе элементы культурной матрицы пограничья6. JI.A. Урреа -лауреат Всеамериканской книжной премии (1998), номинант Пулитцеровской премии (2005), лауреат книжной премии Западных штатов (1997). Произведения автора опубликованы в престижных американских издательствах: Anchor Books (подразделение издательской группы Random House), Little, Brown and Company.
Степень научной разработанности проблемы. Русским философом и литературоведом М.М. Бахтиным был сформулирован и доказан тезис, имеющий для исследований пограничья первостепенное значение: наиболее динамичное и продуктивное взаимодействие культур происходит в пограничье, где рождается новое знание о себе и о другом. Теория диалога получила развитие в рамках философии, культурологии, семиотики,
5 Ю.М. Лотман отмечал, что литературный текст, уподобляясь культурному макрокосму, способен становиться значительнее самого себя и приобретать черты модели культуры, выступая в роли хранителя и транслятора коллективной культурной памяти. Лотман /О М. Семиотика культуры и понятие текста: Избранные статьи Т. 1.-Таллинн, 1992.-е. 129-132.
6 Под культурной матрицей пограничья понимаются ключевые этнокультурные и философские координаты, образующие единое смысловое поле пограничья. Ledesma A. Narratives of undocumented Mexican immigration as Chicana/o acts of intellectual and political responsibility I I Decolonial Voices. Chicana/o Cultural Studies in the 21st century / Ed. Arturo J. Adama and Naomi II. Quinonez. - Indiana University Press, 2002. - c. 130 литературоведения в трудах отечественных ученых: Ю.М. Лотмана, B.C. Библера, Д.С. Лихачева, Г.С. Померанца, Вяч.В. Иванова, В.А. Лекторского, А.С. Колесникова, A.M. Ахутина, С.Н. Артановского, Б.С. Ерасова, Л.Г. Ионина. В западной философии проблемами диалога занимались М. Бубер, Ф. Гогартен, Ф. Розенцвейг, О. Розеншток-Хюсси, Г. Коэн, Ф. Эбнер и другие.
Теоретиками постмодернизма и постструктурализма Ж. Дерридой, Р. Бартом, Ю. Кристевой, Ф. Джеймисоном, М. Фуко, Ж. Делезом был сформулирован ряд важнейших теоретических положений, позднее воспринятых постколониальными критиками, и исследователями пограничья в качестве теоретико-методологических основ своих трудов. В частности,
7 Я речь идет о таких понятиях как децентрация (Ж. Деррида), различение (Ж. Деррида), интертекстуальность9 (Ю. Кристева), культурный код и текст10 (Р. Барт).
Разработка У. Дю Буа концепции двойственного сознания подавленного субъекта в условиях колониализма заложила основы постколониального переосмысления взаимоотношений метрополий и колоний, актуализировав проблему культурного пограничья. Вопросы психологии колониализма и антиколониального противостояния с позиции роли языка-колонизатора в формировании культурной идентичности субъекта колониализма были подняты в трудах Ф. Фанона.
7 Предполагает критику логоцентризма и его культурной формы — европоцентризма, превращенного европейской культурной практикой и типом мышления в критерий для «суда» над всеми прочими формами культуры. Деррида Ж. Работы по философии культуры: в 4 т. - М., 2002
8 В основе понятия лежит теория бинаризма. Ж. Деррида трактовал «различение» как не просто уничтожение или примирение противоположностей, а как их одновременное сосуществование в подвижных рамках дифференциации. Деррида Ж. Письмо и различие. — СПб., 2000.
Термин в 1967 г. введенный Ю. Кристевой на основе переосмысления работы М. Бахтина «Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве» (1924). Бахтинская идея диалога культур и эпох была воспринята Ю. Кристевой как диалог между литературными текстами. Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики / Сост., отв. ред. Г.К. Косиков; пер. с фр. Г.К. Косикова и Б.П. Нарумова. - М.: РОССПЭН, 2004.
10 Р. Барт соединял культурный код как организацию значений, сообщающих представление об определенной структуре и текст (с точки зрения семиотики) как семантический выразитель и транслятор этого кода. Барт P. S/Z. - М., 2001.
Исследованию характера межкультурных взаимодействий в условиях нивелирования культурных границ, теоретико-идеологическому оформлению программ культурной деколонизации, преодолению эпистемологического кризиса колонизированных народов после разрушения мировой колониальной системы посвящены работы Э. Сайда, X. Бхабхи, Г. Спивак, Б. Эшкрофта, X. Тиффин, Э. Бёмер, К. Аппайа, Г. Канклини. В 1980-1990-е годы Р. Инохосой, Р. Росальдо, Г. Ансальдуа, Г. Пенья была комплексно исследована морфология пограничной культуры чикано, предложены универсальные модели формирования пограничной идентичности (ассимиляция, культурное самоопределение, гибридность), предпринята попытка осмысления места и роли пограничной культуры мексикано-американцев в культурном поле США.
Результаты изучения культурных практик мексикано-американского пограничья в межнациональном и межцивилизационном контекстах отражены в работах А. Алдамы, А. Артеги, Н. Аларкон, Н. Киньонес, Р. Переса-Торреса, Ф. Ломели, Х.Д. Сальдивара, в которых, в частности, фиксируются изменения, происходящие в пограничье в эпоху глобализации. Пограничье определяется авторами как трансграничная контактная зона, где материализуются процессы пересечения культурных границ, межкультурных взаимодействий, противостояния и вялотекущего военного конфликта.
В отечественной американистике проблемам пограничья, этнических литератур, мультикультурализма в культуре и литературе США и стран Латинской Америки посвящены работы А.Ф. Кофмана, А.В. Ващенко, Т.В. Воронченко, Ю.В. Стулова, М.В. Тлостановой и других. Осмыслению знаковых культурологических и исторических процессов в мексикано-американском пограничье, определению ведущих тенденций развития современной литературы чикано посвящены работы Т.В. Воронченко. Различные аспекты изучения этнических литератур США (пограничье, мифология, мультикультурализм, поэтика) представлены в работах А.В. Ващенко. Ученым исследовано актуальное для понимания сущности пограничья творчество ведущего автора литературы чикано Р. Анайи. Вопросами мультикультурализма в этнических литературах и литературе «основного потока» США посвящены работы Ю.В. Стулова, в которых отмечается такое значительное изменение, происходящее в американской литературе конца XX века, как пересмотр литературного канона, что выражается в появлении в последние десятилетия целого ряда новых этнических, пограничных, авторов во многом определяющих лицо современной американской литературы (Э. Тань, Е. Косинский, Д. Хванг, Д. Ричи и др.).
Многоаспектное исследование проблематики произведений постколониальных авторов США представлено в работах М.В. Тлостановой. Изучению перспектив взаимовлияния новой, мультикультурной литературы на господствующую литературную традицию с позиции понятий «центра» и «периферии», «доминирующего» и «маргинального» посвящены работы С.П. Толкачева.
Отечественные исследования пограничья значительно обогатились, ч благодаря работам представителей Забайкальской школы американистики (руководитель Т.В. Воронченко). Ими были защищены диссертации по различным аспектам культурного пограничья, проблемам этнической идентичности чикано, взаимодействия латиноамериканской и западной традиций в художественной литературе чикано (Е.В. Наказная, М.Д. Мальцева, О.Ю. Баранова, С.В. Плотников). Более полному раскрытию темы настоящего исследования также способствовало знакомство автора с публикациями и диссертационными исследованиями Е.Ю. Подвальной, А.А. Гонгадзе, Я.В. Сорокиной, посвященными проблемам синтеза культур и особенностям этнокультурного сознания мексикано-американцев.
Настоящая работа продолжает исследования мексикано-американской культуры, ведущиеся в центре американских исследований ЗабГГПУ.
Объект исследования - литературное творчество JI.A. Урреа как часть семиосферы мексикано-американской культуры.
Предмет исследования — пограничье как феномен мексикано-американской культуры, актуализированный в художественных произведениях JI.A. Урреа.
Цель работы - выявить специфику культурной рефлексии над пограничьем в литературном творчестве JI.A. Урреа.
Достижение заявленной цели предполагает решение следующих задач:
• определить место пограничья как предмета научного исследования в современной гуманитарной мысли;
• выявить теоретико-методологические подходы к исследованию пограничья;
• выделить основные тенденции в отражении проблематики пограничья в литературном и критическом дискурсах чикано второй половины XX века.
На основе анализа художественных произведений JI.A. Урреа:
• установить характер индивидуальной и коллективной рефлексии над пограничьем в аспекте проблемы гибридной идентичности чикано;
• исследовать влияние глобализации на особенности отражения феномена пограничья в культурных текстах чикано 1990-х годов;
• выявить отличительные черты личностного восприятия пограничья JI.A. Урреа как носителя культуры чикано.
Теоретико-методологические основы исследования.
Теоретическую основу исследования составляет синтез культурологических и философских концепций диалога культур (М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, B.C. Библер, Д.С. Лихачев, Г.С. Померанц и др.), постмодернизма (Ж. Деррида, Ж. Делез, М. Фуко), постколониализма (Э. Сайд, X. Бхабха, Г. Спивак, Б. Эшкрофт, X. Тиффин, Э. Бёмер, К. Аппайа, Г. Канклини), семиотических концепций культуры в постструктурализме (Р. Барт, Ю. Кристева), в совокупности отражающий единство и преемственность научных взглядов, что позволяет комплексно проанализировать актуализацию феномена пограничья в современной мексикано-американской культуре.
Методологически исследование построено на основе принципа системности с опорой на культурологический и междисциплинарный подходы, предполагающие использование следующих методов: сравнительно-исторического - для изучения процесса становления пограничных исследований в исторической перспективе; структурно-функционального - для выявления соотношений между составными элементами пограничного дискурса; семиотического - для анализа художественных текстов (знаков) как трансляторов культурного кода, отражающего систему ценностей мексикано-американской культуры; диахронического - для установления хронологической последовательности возникновения и развития пограничья как культурного явления; синхронического — для анализа эволюции феномена пограничья на разных этапах развития культуры чикано.
Научная новизна исследования:
• выявлена теоретико-методологическая основа исследования пограничья, представляющая синтез культурологических и философских концепций диалога культур, постмодернизма, постструктурализма и постколониализма;
• определены ведущие тенденции в отражении социокультурной и философской проблематики пограничья в литературном и критическом дискурсах чикано второй половины XX века;
• установлен вариант культурной рефлексии над пограничьем, выраженный посредством метафоры «ничейности» носителя пограничной культуры (по результатам исследования художественных произведений JI.A. Урреа);
• определены особенности культурно-ценностного восприятия глобализации в пограничье, установлены художественные особенности изображения глобализации в культурных текстах чикано 1990-х годов (по итогам анализа публицистических произведений JI.A. Урреа);
• выявлены сущностные черты личностного (экзистенциального) восприятия пограничья JI.A. Урреа как носителя культуры чикано;
• введен в предметное поле отечественной культурологии опыт рефлексии над феноменом пограничья, представленный в произведениях JI.A. Урреа.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты вносят определенный вклад в развитие культурологии, литературоведения, межкультурной коммуникации. В результате сравнительно-исторического анализа культурологических концепций пограничья, разработанных в процессе развития пограничного дискурса, установлены подходы к пограничыо как предмету научного исследования, определены теоретико-методологические основы исследования пограничья. Семиотическое исследование феномена пограничья на материале литературного творчества JI.A. Урреа и других писателей и поэтов (А. Паредес, Алуриста, Р. Анайя, Р. Гонсалес, Р. Родригес.) позволило определить ведущие тенденции в репрезентации проблематики пограничья в культуре чикано второй половины XX века, выявить ранее не исследовавшийся вариант рефлексии над пограничьем через метафору «ничейности», установить характер экзистенциальной сферы носителя пограничной культуры.
Практическая значимость исследования. Диссертация может быть полезна в практике межкультурного общения, поскольку представленные материалы способствуют лучшему пониманию специфики мексикано-американской культуры, особенностей ее отношений с культурой основного потока США. Работа окажется полезной при разработке учебных программ по подготовке бакалавров и магистров по профилям «Культурология», «Филология» по проблемам теории и истории культуры, межкультурной коммуникации, постколониальной литературы, этнических литератур США.
Положения, выносимые на защиту:
• Пограничный характер культуры чикано проявляется в том, что восприятие мира с точки зрения его гармоничного и естественного развития, наличествующее в традиционной культуре Латинской Америки, тесно граничит с развитой культурной традицией Запада, ориентированной на динамизм, рациональность, ценность разума, иерархичность. В культуре чикано эти противоположные тенденции сталкиваются, порождая бытийный конфликт и проблему личной и коллективной этнокультурной идентичности, разрешить которые возможном только в результате реализации процессов рефлексии (внутреннего диалога чикано - чикано) и диалога (Чикано - США, Чикано - Мексика).
• Теоретико-методологическую основу исследований пограничья составляет синтез теоретических положений диалога культур, постмодернизма и постколониализма. Для пограничных исследований чикано характерно обращение к следующим положениям вышеуказанных теорий: признание диалога единственной формой бытия культуры и способом взаимодействия личности с объектами различных культур (М. Бахтин); нивелирование значения антиномий первичности/вторичности, цивилизованного/варварского в межкультурных отношениях (категории децентрации и различения в постмодернизме, предоставившие культуре чикано возможность репрезентации); «обратный разговор» колонизированных народов с Западом, критика логоцентризма и его культурной формы — европоцентризма.
• Основные тенденции отражения проблематики пограничья в литературном и критическом дискурсах чикано второй половины XX века характеризуются: переосмыслением в соответствии с постколониальной идеологией культурно-исторических и социально-экономических форм активности США на приграничных и окраинных территориях; разработкой и отражением в культурных текстах трех ведущих теорий этнокультурной идентичности (ассимиляция, национализм, гибрид); позиционированием феномена пограничья в качестве ведущей смысловой координаты, вокруг которой центрируется культура чикано.
• JI.A. Урреа является выразителем гибридной модели пограничной идентичности, предполагающей существование личности в рамках двух и более культур. Автор характеризует свое личное нахождение в пограничье как «ничейность», подразумевая под этим определением невозможность полной самоидентификации ни с американской, ни с мексиканской культурами. «Ничейность» на культурологическом уровне отражает сложный и развивающийся процесс культурного самоопределения чикано.
• Социокультурный облик мексикано-американского пограничья разительно меняется под влиянием глобализации. В культурных текстах чикано образ границы как разделительной полосы уступает место образу подвижного «тортилья» занавеса, «растягивающего» границу на север и на юг и превращающего пограничье в трансграничную зону межнациональных взаимодействий. Произведения JI.A. Урреа, посвященные роли глобализации в пограничье, отражают тенденцию выхода пограничного дискурса в иную плоскость, где в процессе рефлексии над пограничьем доминируют уже не только культурно-ценностные различия, как это было свойственно литературному и критическому дискурсу чикано в 1960-1970 годы, а социально-экономические факторы.
• Конфликт, с которым сталкивается лирический герой JI.A. Урреа, строится на глубоком разрыве между духовной потребностью личности в психологическом комфорте и социокультурным климатом пограничья, который достижению эмоциональной стабильности не способствует. Результаты личностной рефлексии над пограничьем свидетельствуют, что противоречивость пограничья напрямую отражается в сознании мексикано-американцев; судьбу человека в пограничье формируют непреодолимые социокультурные обстоятельства, довлеющие над ним с рождения и до смерти; проживая в пограничье, невозможно укорениться в культурное пространство по причине его постоянного перемещения, прежде всего, в сознании человека. Выходу из состояния психологического дискомфорта способствует творческий акт, как способ выражения своего внутреннего переживания.
Апробация работы. Основные положения диссертации представлены в выступлениях автора работы с докладами на научно-практических конференциях и участии в работе научных школ: Открытый мир: мультикультурный дискурс и межкультурные коммуникации (Чита, 2006), Филологическое образование и современный мир (Чита, 2007), Летняя гуманитарная школа Фулбрайта (МГУ, 2007), Американские и европейские исследования (Минск, 2007), Молодая наука Забайкалья (Чита, 2008). Ключевые положения научной работы изложены в российских и зарубежных ч журналах, сборниках научных статей (Москва, Санкт-Петербург, Киров, Волгоград, Минск, Чита, Измир (Турция).
Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и включает 158 страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Культурное пограничье в поэзии и прозе пуэрто-риканских авторов США: 1980-е - 1990-е годы2005 год, кандидат филологических наук Наказная, Елена Викторовна
Образ Плакальщицы (Ла Йороны) как фактор становления этнокультурного самосознания мексикано-американцев2009 год, кандидат культурологии Сорокина, Яна Валентиновна
Художественная модель мира как элемент мексикано-американской культуры: на материале тетралогии о Сонни Бака Р.А. Анайи2007 год, кандидат культурологии Плотников, Сергей Владимирович
Транскультурная модель якутской русскоязычной литературы: художественно-эстетические особенности2008 год, кандидат филологических наук Бурцева, Жанна Валерьевна
Проблема самоопределения личности в женской прозе этнических меньшинств США 1980-2000-х гг.2008 год, кандидат филологических наук Левченко, Екатерина Валериевна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Сокольских, Николай Николаевич
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование, включавшее в себя отбор и систематизацию материалов посвященных феномену пограничья в мексикано-американской культуре, анализ художественной литературы и критики чикано, компаративистский анализ позиций отечественных и зарубежных исследователей, показало, что, несмотря на обилие научной литературы и озвученных в ней многосторонних культурологических, философских, исторических и литературоведческих характеристик, феномен пограничья требует дальнейшего изучения и описания. По итогам проведенного культуралогической исследования можно сделать следующие выводы.
Пограничье как культурная проблема занимает важное место в системе современного гуманитарного знания, являясь предметом разностороннего изучения таких гуманитарных направлений, как пограничные, постколониальные и культурные исследования. В рамках данных исследований под разными углами зрения пограничье позиционируется как одна из ключевых культурных категорий, оказывающих заметное влияние на принципы и формы межкультурного взаимодействия в постколониальном мире.
Мексикано-американское пограничье - территория компактного проживания этнической группы чикано — выступает местом непосредственной встречи североамериканской и мексиканской культур, представляющих в совокупности более широкие культурные пространства латиноамериканской и западной цивилизаций. В результате активного диалога культур на данной территории сформировалась особая -пограничная - культура чикано, основу которой составляет аккумулированный в течение полутора столетий культурно-исторический и социальный опыт народов по обе стороны границы.
Как было показано в исследовании, синтез культурологических концепций диалога культур, постмодернизма и постколониализма составляет теоретико-методологическую базу исследований пограничья, для которых, в частности, характерно активное обращение к интеллектуальному наследию русского литературоведа и философа М.М. Бахтина и его идее диалога культур как единственно возможной форме бытия самой культуры и бытия личности в культуре, а также реализации межкультурного диалога на границах культур.
Кроме того, исследования пограничья как научная дисциплина, будучи на начальном этапе своего развития неотъемлемой частью постколониальных штудий, значительно обогатились за счет включения в свой методологический арсенал таких теоретических разработок постмодернистов и постструктуралистов (авторы Ж. Деррида, Р. Барт, Ю. Кристева, М. Фуко и другие), как децентрация, различение, интертекстуальность, культурная борьба «центра» и «окраины», критика западного логоцентризма.
По итогам исследования этапов эволюции пограничного дискурса чикано представляется возможным сформулировать тезис о том, что антагонизм пограничных критиков в отношении Запада, в первую очередь, реализуется при помощи методологического инструментария, разработанного в недрах самой западной культуры, и теорий, развитых и осмысленных представителями западной гуманитарной науки. Из этого следует вывод, что пограничный дискурс справедливее будет рассматривать как логическое продолжение западного дискурса и не противопоставлять их друг другу, как это нередко делается критиками чикано.
В результате проведенного исследования удалось установить, что к основным тенденциям в отражении проблематики пограничья в литературном и критическом дискурсах чикано второй половины XX века относятся: ведение активной дискуссии с господствующими нарративами американской культурной политики; стремление к децентрации американских исследований как дисциплины, обращенной преимущественно в сторону культурного ядра — мейнстрима за счет включения в проблемное поле американистики гетерогенных этнокультурных дискурсов; переосмысление в соответствии с постколониальной идеологией культурно-исторических и социально-экономических форм активности США на своих приграничных и окраинных территориях; разработка и отражение в культурных текстах трех ведущих теорий этнокультурной идентичности чикано (ассимиляция, национализм, гибрид); культурно-идеологическое оформление собственной идентичности чикано, опирающейся на тезис о легитимном сосуществовании культур в пограничье, выступающим непосредственным условием генезиса культуры чикано; позиционирование феномена пограничья как ведущей смысловой координаты, вокруг которой центрируется вся культура чикано.
Анализ современного мексикано-американского пограничного дискурса свидетельствует об утверждении в культуре чикано гибридной модели пограничной идентичности, выдвигающей в качестве главной ценности принцип культурного плюрализма и равноправия культур в пограничье, где ничто не отвергается, а, напротив, имеет полное право на существование. Осознание необходимости ведения диалога для достижения баланса интересов всех тех, кто относит себя к пограничью, стало возможным в результате длительного и не всегда бесконфликтного опыта культурной рефлексии. Такие культурные критики чикано нового поколения, как Г. Ансальдуа, Х.Д. Сальдивар, Р. Росальдо, Г.Г. Пенья, под влиянием своих духовных лидеров (Р. Анайя, А. Паредес) на осколках идеи «культурного экстремизма» Алуристы и Р. Гонсалеса сформировали новую культурную идеологию чикано, где отчетливо прослеживаются основы, позволяющие чикано с новой силой заявлять о себе.
Вместе с тем исследование показало, что в современной культуре чикано сохраняется достаточно сильное влияние идеологических установок постколониализма, в результате чего как критические исследования пограничья, так и художественные тексты часто помещаются в политический контекст. Политизированность подхода к осмыслению пограничной проблематики отличает пограничные исследования на протяжении всего периода их развития с той небольшой разницей, что в 1960-1970 годах культура выступала главным инструментом политики чикано, а в 1990-2000 годах политические взгляды авторов чикано аккуратно помещаются в культурный контекст, что, тем не менее, не всегда избавляет исследования пограничья от опасности ухода из сферы исключительно культуры в область культурно-политических размышлений.
Современный мексикано-американский пограничный дискурс характеризуется наличием, как минимум, двух вариантов реализации модели гибридной идентичности. С одной стороны, это восприятие пограничья глазами «новой метиски» Г. Ансальдуа, способной жонглировать культурами, свободно пересекать границы культурных миров, приспосабливаясь к условиям любого культурного окружения. Другим -противоположным - взглядом на проблему пограничной идентичности является позиция, выраженная Л.А. Урреа в автобиографическом романе «Ничей сын: Заметки из американской жизни».
Роман отражает субъективный культурный и социальный опыт автора, весьма многообразный и амбивалентный, полученный под влиянием как внешних социальных, так и внутренних психологических факторов. Л.А. Урреа отмечает, что вхождение индивида в иную культуру происходит сложно и болезненно, что отражается в некоторой «потерянности» героя, его психологической замкнутости. Метафора «ничейности» иллюстрирует полярность восприятия пограничья (по сравнению с позицией Г. Ансальдуа), характеризуемого перманентной культурной и духовной неопределенностью и одиночеством жителя пограничья.
Вместе с тем, на примере творчества Л.А. Урреа мы можем констатировать, что для части представителей культуры чикано свойственно восприятие пограничья сквозь призму диалога культур и поиска компромисса независимо от оценочных характеристик культурного гибрида. Культурное совмещение, несмотря на нередко болезненную сущность гибрида, выглядит предпочтительнее культурного противостояния.
Как показывает анализ публицистических произведений Л.А. Урреа (роман «По ту сторону»), процесс глобализации отражается на особенностях изображения пограничья в культурных текстах чикано. Социокультурный облик мексикано-американского пограничья разительно меняется под влиянием глобализации, и пограничье трансформируется в трансграничье. Превращение за пятьдесят лет Тихуаны из захудалого городка в мегаполис, рост миграции и ощущение реального приближения когда-то далекого для большинства американцев пограничья к их домам, их работе, их образу жизни - все это показывает, что мексикано-американское пограничье сегодня правильнее будет определять как трансграничную зону миграции, культурных и экономических взаимодействий.
В произведениях Л.А. Урреа отчетливо видно, что образ границы как разделительной полосы под колючей проволокой уступает место образу подвижного «тортилья» занавеса, героями произведений становятся более широкие социальные слои уже не только Мексики, но и многих других стран Латинской Америки, меняется ценностное восприятие границы героями произведений. Переход границы - это уже не трагедия, связанная с потерей родной культуры, а прежде всего шанс, дающий возможность обеспечить себе достойное будущее.
Произведения автора, посвященные роли глобализации в пограничье, также отразили начало тенденции выхода пограничной дискуссии в иную проблемную плоскость, где в процессе рефлексии над пограничьем доминируют уже не культурно-ценностные различия, как это было свойственно литературному и критическому дискурсу чикано 1960-1970 годов, а социально-экономические факторы, как ключевые в формировании социокультурного климата мексикано-американского пограничья.
Для восприятия пограничья в аспекте глобализации также характерно сильное влияние постколониальной идеологии, выразителем которой, несомненно, является JI.A. Урреа. Это выражается, прежде всего, в идее презумпции виновности США, которые, как следует из анализа текстов автора, способствуют закреплению мирового экономического неравенства, от которого страдают, в первую очередь, слабые в экономическом отношении страны. Бедность толкает жителей Латинской Америки на поиски лучшей жизни. В результате они оказываются на мексикано-американской границе. Думается, что подобная - односторонняя - трактовка проблемы глобализации и ее влияния на пограничье свидетельствует не только об исключительно авторской позиции, но в большей мере свидетельствует об уровне рефлексии над пограничными проблемами среди части мексикано-американской культурной элиты - выразителей постколониальной идеологии.
На основе проведенного анализа поэтических форм репрезентации пограничья удалось выявить отличительные черты личностного восприятия данного феномена автором как носителем культуры чикано. Исследование показало, что свойственное для многих мексикано-американцев состояние социального и культурно-ценностного конфликта, обусловленного спецификой жизни в пограничье, на психологическом уровне способно актуализироваться в ощущении эмоционального дискомфорта и фрустрации личности. При том, что внешне (социально) человек может выглядеть абсолютно благополучным, его внутреннее мироощущение может характеризоваться как нестабильное, противоречивое, сопряженное с чувством тревоги и переживания.
Все выше сказанное применимо к личности Л.А. Урреа, воспитанного в бикультурной семье и впитавшего ценности и идеалы как мексиканской, так и американской культур, и его поэтическим произведениям, в которых отражается авторская попытка привести свои внутренние ощущения в соответствие с социокультурной реальностью пограничья. Несмотря на то, что личностная рефлексия над пограничьем рассмотрена нами сквозь призму авторского мировоззрения, его биографии, представляется, что благодаря такому исследованию субъективный опыт индивида, отраженного в художественном слове, может трактоваться как культурный опыт всего этноса или, по крайней мере, его части.
Что конфликт, с которым сталкивается лирический герой Л.А. Урреа, строится на глубоком и непреодолимом разрыве духовной потребности личности в психологическом комфорте и социокультурным климатом пограничья, который достижению состояния покоя и эмоциональной стабильности не способствует. Ощущение душевной дисгармонии, диссонанса между своим видением мира, пониманием того, каким он должен быть, и его реальным воплощением отражено в лирике Л.А. Урреа, пожалуй, наиболее ярко и отчетливо чем в других произведениях автора.
Процесс изучения и осмысления пограничья как культурного феномена, инициированный в 1960-е гг. в культуре чикано, за последние полвека позволил сформировать новые формы репрезентации культурных текстов пограничья, пересмотреть ряд основополагающих принципов во взаимоотношениях культуры американского мейнстрима с остальными этнокультурными дискурсами. В настоящее время пограничье характеризуется стремлением к культурному разнообразию и, что крайне важно, культурному равноправию, а активные миграционные процессы, реализующиеся в пограничье, непрерывно питают процесс культурных слияний и рождения новых культурных форм.
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Сокольских, Николай Николаевич, 2010 год
1. Американские исследования: Ежегодник, 2004-2005 / Под ред. Ю.В. Стулова. -Мн.: Пропилеи, 2006. 538 с.
2. Ананьев А. Призвание Рюриковичей или тысячелетняя загадка России. -М., 2003.
3. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. СПб, 1994.4. Барт P. S/Z.-M., 2001
4. Барт Р. Империя знаков. М., 2004
5. Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 томах. М.: Русские словари. -Т.1.- 1996-2003
6. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975. - с. 234 - 407
7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979
8. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990
9. Ю.Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл Творчества. — М.: Правда, 1989.
10. И.Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин или поэтика культуры. М., 1991
11. М.Библер B.C. Культура. Диалог культур (опыт определения) // Вопросыфилософии. 1989. - № 6 ХЪ.Библер B.C. Цивилизация и культура. - М., 1993
12. Бобков И.М. Постколониальные исследования: Социология/ Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Мн.: Книжный Дом, 2003. - с. 62
13. Борее Ю.Б. Эстетика. Теория литературы. М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. - с. 2191 в.Брэй Уорвик. Ацтеки. Быт, религия, культура / пер. с англ. Т.Е. Любовской. М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. - 240 с.
14. Волкова Э.Н. Категории культуры // Гуманитарные науки и новые информационные технологии: Сб. науч. тр., вып. 2. — М., 2002
15. Воронченко Т. В. На перекрестке миров: Мексикано-американский феномен в литературе США. М.: МГУ, 1992. - с. 225.
16. Гайденко 77.77. Экзистенциализм и проблемы и культуры: Критика философии М. Хайдеггера. -М., 196323 .Гвардини Р. Конец нового времени Феномен человека: Антология. — М., 1993
17. Гуревич А.Я. Проблема ментальностей в современной историографии // Всеобщая история: дискуссии, новые подходы. Вып. 1. - М., 1989. -с. 75
18. Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и современная социология. -М., 1998 ЪХДелез Ж, Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Академическийпроект, 2009. — 261 с.
19. Деррида Ж. Письмо и различие. СПб., 2000.
20. ДерридаЖ. Работы по философии культуры: в 4 т. М., 2002 ЗА.Драч Г.В. Культурология. - Ростов-на-Дону: Ростовское книжноеиздательство, 1999. с. 217-222. ЪЪ.Ерасов Б.С. Сравнительное изучение цивилизаций. - М.: Аспект пресс, 1998.-556 с.
21. Ерофеев Виктор. В лабиринте проклятых вопросов // Советский писатель. М. - 1990
22. Есин А.Б. Литературоведение. Культурология. Избранные труды. -Издательство «Флинта», 2002 г.
23. Жбанков М.Р. Диалог культур: Социология / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003. с. 62
24. Зарубежная литература второго тысячелетия: 1000-2000 / под ред. Л.Г. Андреева. -М.: Высшая школа, 2001. 335 с.
25. Зверев А. XX век как литературная эпоха // Вопросы литературы. -1992. выпуск 11.
26. Иноземцев B.JI. Глобализация и неравенство: что причина, что следствие // Россия в глобальной политике. 2003. - № 1.-е. 159.
27. Ионии Л.Г. Социология культуры. М., 199643 .Каграманов Ю.М. Метаморфозы нигилизма: О «новых философах» и «новых правых». — М.: Политиздат, 1986. 160 с.
28. Кармин А. С. Основы культурологии. Морфология культуры. СПб, 1997
29. Кондрашова Л.И. Железные кордоны на американо-мексиканской границе // МЭМО. 1995 - №4.
30. Косиков Г.К. Ролан Барт — семиолог, литературовед: Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. - с. 45
31. Кофман А.Ф. Латиноамериканский художественный образ мира. М.: Наследие, 1997. - 320 с.
32. КравецА. С. Методология науки. Воронеж, 1991.
33. Красноглазое А.Б. Функционирование артефакта в культурно-семантическом пространстве: автореф. дис. д-ра наук. -М., 1995.
34. Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. -М., 1980.
35. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. — М., 2001
36. Лихачев Д. С. Избранные работы. — JL: Художественная литература, 1987
37. Лотман Ю. М. Память в культурологическом освещении: Избранные статьи. Т. 1. Таллинн, 1992. - с. 200
38. Лотман Ю. Современность между Востоком и Западом // Знамя. — М. 1997-№9.
39. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992
40. Лотман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста: Избранные статьи. Т. 1. Таллинн, 1992. - с. 129- 132
41. Лотман Ю.М. Феномен культуры. Труды по знаковым системам. -Тарту, 1978
42. Мальцева М.Д. Модель этнической идентичности в творчестве Дагоберто Гилба: автореф.дис.канд.культурологии. Чита, 2002вЪ.Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. — М., 1983
43. Молчанов В.В. Миражи массовой культуры. — JL, 1984
44. Ортега-и-Гассет Хосе. Дегуманизация искусства и другие работы. -М, 1991
45. Ортега-и-Гассет Хосе. Философия. Эстетика. Культура. — М., 199361 .Плотников С.В. Художественная картина мира как элемент мексикано-американской культуры: Автореф.дис.канд.культурологии. Чита, 2008
46. Подвальная Е. Ю. Лингвистическое функционирование этнической группы чикано: диссертация кандидата филологических наук: 10.02.19. -Санкт-Петербург, 2000. 146 е.: ил. РГБ ОД, 61 00-10/422-6
47. Померанц Г.С. Диалог культурных миров // Общественные науки и современность. 1994. - № 5. - с. 170-174
48. Померанц Г.С. Опыты философии и культурологии. — М., 199571 .Поппер К. Логика и рост научного знания: Избранные работы. М.: Прогресс, 1983
49. И.Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. - Т. 1-2
50. Постмодернизм. -Мн.: Интерпрессервис: Книжный Дом, 2001. 1040 с.
51. А.Проскурин С. А. Глобализация как фактор поляризации мира // Социально-гуманитарные знания. 2001. - № 4.
52. Сагатовский В.Н. Диалог культур и «русская идея» // Возрождение культуры России. Диалог культур и межнациональные отношения. -СПб. 1996.-Вып. 4.
53. Садовский В.Н. Карл Поппер, гегелевская диалектика и формальная логика // Вопросы философии. 1995. — №1. - с. 139-148
54. Сартр Жан-Поль. Экзистенциализм это гуманизм. -М., 1953
55. Тавризян Г.М. О. Шпенглер, Й. Хейзинга: две концепции кризиса культуры. М., 1989
56. Таубе К. Мифы ацтеков и майя / пер. с англ. К. Ткаченко. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.- 112 е.: ил.ч
57. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989
58. Тлостанова М.В. Проблема мультикультурализма и литература США конца XX века. М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2000. - 400 стр.
59. Тлостанова М.В. Постколониальные исследования // Западное литературоведение XX века / под ред. Е.А. Цургановой. Москва: Intrada, 2004. - с.32091 .Тойнби А.Д. Постижение истории / Пер. с англ. Е.Д. Жаркова; сост.
60. А.П. Огурцов; вступ. ст. В.ИУколовой. -М.: Прогресс. Культура, 1996 92. Толкачев С. П. Мультикультурный контекст современного английского романа. СПб., 2000.
61. Тынянов Ю.Н. История литературы. Поэтика. Кино. — М., 1990.
62. Тынянов Ю.Н Литературная эволюция: Избранные труды. М.: Аграф, 2002. - 496 с.
63. Уайтхед А. Избранные работы по философии. М., 1990.
64. Унамуно Мигель де. Назидательные новеллы. — М. — Л., 1962.
65. Феноменологическая онтология Мартина Хайдеггера: Истоки, смысл, значение. Вып. 20. - М., 1986
66. Фетисова Т.А. Культура города // Человек: образ и сущность. М.: ИНИОН, 2000.
67. Флиер А.Я. Культура как фактор национальной безопасности // Общественные науки и современность. 1998. — № 3.
68. Флиер А.Я. Культурогенез. М., 1995.
69. Фуко М. Надзирать и наказывать / пер. с фр. В. Наумова; под ред. И. Борисовой. -М.: Ad Marginem, 1999.
70. Хайдеггер М. Исток художественного творения // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX веков: Трактаты, статьи, эссе. -М., 1987
71. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / пер. с англ. Ю. Новикова, Е. Кривцовой, Т. Велимеева. М.: ООО «Издательство ACT», 2003.-603 с.
72. Цапенко И. Ренессанс экономической миграции на Западе // Вопросы экономики. 2002. - №11
73. Ценности, каноны, цены: Текст как средство культурного обмена // Материалы VII Фулбрайтовской гуманитарной летеней школы / под. ред. Т.Д. Бенедиктовой. -М.: Изд-во МГУ, 2005. 176 с.
74. Цурганова Е.А. Ильин И.П., Николюкин А.Н. и др. Западное литературоведение XX века. Москва: Intrada, 2004. - 560 с.
75. Шендрик А.И. Глобализация в системе культурологических координат // Глобализация и гуманитарное знание. 2004. - №1.
76. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. М.: Мысль, 1993
77. Эпштейн М.Н. На перекрестке образа и понятия (эссеизм в культуре Нового времени). М., 1988.1. На английском языке:
78. Abbad Joseph. Desiring Arabs. Chicago: University of Chicago Press, 2007
79. Acuna R. Occupied America: A History of Chicanos. Longman. - 6 edition, 2006
80. Alarcon N. Anzaldua's Frontera: Inscribing Gynetics. Durham: Duke UP, 1996
81. Alurista. Literatura fronteriza: antologi'a del Primer Festival San Diego-Tijuana. San Diego: Maize Press, 1982
82. American reader. A Nineteenth century / Edited by M. Thomas Inge. The United States Department of State Press. - Washington D.C., 2001
83. American reader. A Twentienth century / Edited by Jack Lane and Maurice O'Sullivan. The United States Department of State Press. -Washington D.C., 2001
84. An outline of American History / Edited by Howard Cincotta. The United States Information Agency Press, 1999.
85. Anzaldua G. Borderlands / La Frontera. The New Mestiza. San Francisco: Spinsters / Aunt Lute, 1987
86. Appiah, Kwane Anthony. Race // Critical Terms for Literary Study / Ed. by Frank Lentricchia and Thomas McLaughlin. Chicago & London: The Univ. of Chicago Press, 1995
87. Arteaga Alfred. Chicano Poetics: Heterotexts and Hybridities (Cambridge Studies in American Literature and Culture). Cambridge University Press, 1997
88. Beltran-Hernandez, Irene. Across the Great River. — Houston: Arte Publico Press, 1989
89. Benjamin, Roger. Orientalist Aethetics, Art, Colonialism and French North Africa: 1880-1930. California UP, 2003
90. Bhabha Homi K. The Location of Culture. Routledge, 2004.
91. Bhabha Homi K. Postcolonial Authority and postmodern Guilt.— N.Y: Rouledge, 1992
92. Boehmer Elleke. Colonial and Postcolonial Literature: Migrant
93. Metaphors. Oxford University Press, 1995 4
94. Border Theory: The Limits of Cultural Politics / Ed. by Scott Michaelsen and David E. Johnson. University of Minnesota Press, 1997
95. Brodey K., Malgarett Fi. Focus on English and American literature. -Moscow: Айрис-пресс, 2003
96. Bruce Novoa, Juan. The U.S.-Mexican Border in Chicano Testimonial Writing: A Topological Approach to Four Hundred and Fifty Years of Writing the Border // Theoretical Studies in Media and Culture. 1995-96/ -c. 32-53.
97. Canclini N.G. Culturas hibridas. University of California Press, 1990
98. Cantu, Norma Elia. Canicula: Snapshots of a Girlhood en la Frontera. Albuquerque: University of New Mexico Press, 1995.
99. Castro Rafaela G. Chicano Folklore: A Guide to the Folktales, Traditions, Rituals and Religious Practices of Mexican Americans. Oxford University Press, USA, 2001
100. Chavez John R. The Lost Land: A Chicano Image of the American Southwest. New Mexico University Publications, 2002.
101. Chavez Leo R. Shadowed Lives: Undocumented Immigrants in American Society. Wadsworth Publishing. - 2 edition, 1997
102. Chester, Charles C. Review of The Borderlands of the American and Canadian Wests: Essays on Regional History of the Forty-Ninth Parallel. -Oregon Historical Quarterly, 2007
103. Citrin Jack, Lerman Amy, Murakami Michael and Pearson Kathryn. Testing Huntington: Is Hispanic Immigration a Threat to American Identity? // Perspectives on Politics. 2007. - Volume 5. - Issue 01. - c. 31-48
104. De la Garza, Rodolfo O. Latino Voices: Mexican, Puerto Rican, and Cuban Perspectives on American Politics // Ethnic Ironies: Latino Politics. -1992
105. De Leon Arnoldo. Mexican Americans in Texas: A Brief History. -Harlan Davidson. 2 Sub edition, 1999
106. Decolonial Voices. Chicana/o Cultural Studies in the 21st century / Ed. by Arturo J. Adama and Naomi H. Quinonez. — Indiana University Press, 2002
107. Erikson, E. Identity and the life cycle // Psychological Issues. 1959. -7(1).
108. Fanon Frantz. The Wretched of the Earth. Grove Press, 2005
109. Fleming, K.E. Orientalism, the Balkans, and Balkan Historiography // The American Historical Review. 2000. - Vol. 105. - No. 4. - c. 1218 -1233.
110. Global Culture. Nationalism, Globalization and Modernity / Ed. by Mike Featherstone. SAGE Publications Ltd, London, 1997
111. Gomez-Pena, Guillermo. Codex Espangliensis: From Columbus to the Border Patrol. City Lights Publishers, 2001
112. Gomez-Pena, Guillermo. The New World Border. University of California, Santa Cruz, 1993
113. Gomez-Pena, Guillermo. Warrior From Gringostroika: Essays, Performance Texts, and Poetry. — St. Paul, Minnesota: Graywolf Press, 1993.
114. Gramsci, Antonio. War of Position and war of Manoeuvre // The Antonio Gramsci Reader: Selected Writings, 1916-1935 / ed. David Forgacs. New York: New York University Press, 2000
115. Greenblatt Stephen. Racial Memory and Literary History // PMLA Journal. 2001. - Vol.ll6 No 1
116. Gutierrez David. Nation and Migration: Past and Future. — The Johns Hopkins University Press, 2009
117. Huntington Samuel P. Who Are We: The Challenges to America's National Identity. Simon & Schuster, 2004
118. Ibn Warraq. Defending the West: a Critique of Edward Said's Orientalism. Prometheus Books, 2007
119. In Search of new Definitions and Designs: American Literature in the 1980-90's / Edited by Yuri Stulov. Minsk, 2001.
120. Kelly Kathryn H. Across the Wire: Life and Hard Times on the Mexican Border by Luis Alberto Urrea // The English Journal. — Vol. 85. -No. 1. — Jan., 1996.-c. 94-95.
121. Lewis D. L. E. B. Du Bois, 1919-1963: The Fight for Equality and the American Century. — Holt Paperbacks, 2001
122. Lomeli Francisco A. Literature Along the U.S.-Mexican Border: Origins, Definition and Development // The Greenwood encyclopedia of Latino literature / Edited by Nicolas Kanellos. Greenwood Press (Westport, Connecticut). - vol. 1. - c. 147-154.
123. Macgregor, G. Warriors without weapons. — Chicago: University of Chicago Press, 1975 (Original work published 1946)
124. Montejano David. Anglos and Mexicans in the Making of Texas, 1836-1986. University of Texas Press, 1987
125. Nericcio William A. Tex(t)-Mex: Seductive Hallucination of the 'Mexican' in America. University of Texas Press, 2006
126. Pachon, Harry, Louis Desipio. New Americans by Choice. Political Perspectives of Latino Immigrants, 1994
127. Paredes Americo. Folklore and Culture on the Texas-Mexican Border / ed. Richard Bauman. Austin: Center for Mexican American Studies, 1993
128. Paredes Americo. The Folklore of Groups of Mexican Origin in the United States. University of Texas at Austin, 1993
129. Poddar Prem, Johnson D. A Historical Companion to Postcolonial Liteartures in English. Edinburgh University Press, 2008
130. Publications of the Modern Language Association of America. -Volume 124. Number 1. - January, 2009
131. Ramirez P. Aztlan and the Politics of Storytelling in Anaya's Heart of Aztlan and Arias's The Road to Tamazunchale II Journal of American Study of Turkey / ed. Maria Herrera-Sobek. Ege University Printing House, Izmir, 2006
132. Robinson William. Globalization: Nine Theses of our Epoch. -London, 1996
133. Rosaldo R. Culture and Truth: The Remaking of Social Analysis. -Boston: Beacon Press, 1989
134. Rosales, Francisco A. Chicano!: The history of the Mexican American civil rights movement. Arte Publico Press, 1996
135. Said Edward W. Culture and Imperialism. N.Y., 1993
136. Saldivar J. D. Border Matters: Remapping American Cultural Studies. University of California Press, 1997
137. Saldivar Ramon. The Borderlands of Culture. Americo Paredes and the Transnational Imaginery. Duke University Press, 2006
138. Spivak G.Ch. Can the Subaltern Speak? I I Marxism and the Interpretation of Culture; edited by Cary Nelson and Lawrence Grossberg. -Urbana, IL: University of Illinois Press, 1988. c. 271-313.
139. Spivak G.Ch. The Post-Colonial Critic: Interviews, Strategies, Dialogues. Routledge, 1990
140. Suarez-Orozco, Marcelo M, Mariela M. Paez. Latinos: Remaking America. University of California Press, 2002
141. Trimmer J., Warnock T. Understanding Others: Cultural and Cross-Cultural Studies and the Teaching of Literature. Urbana, IL: National Council of Teachers of English, 1992.
142. VanSpanckeren Kathryn. Outline of American Literature. Published by the United States Department of State. - Revised Edition, 1994
143. Vigil James Diego. From Indians to Chicanos: The Dynamics of Mexican-American Culture. Waveland Press. - 2 edition, 1997
144. Winant Howard. Racial Conditions: Politics, Theory, Comparisons. -Minneapolis: University of Minnesota Press, 1994
145. Zimmerman M. U.S. Latino Literature: An Essay and Annotated Bibliography. Abrazo, 1992
146. Художественные произведения:
147. Маркес Г. Г. Сто лет одиночества: ро ман / пер. с исп. Н.Бутыриной, В. Столбова. М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НЛП «Ермак», 2003. - 382, 2. с. - Классическая и современная проза.
148. Фэнтези, мистика, магический реализм: Антология современной зарубежной прозы. — Азбука-классика, 2005
149. Anaya R. Heart of Aztlan. — University of New Mexico Press, 1986
150. Gonzalez R., Message to Aztlan: Selected Writings (Hispanic Civil Rights). Arte Publico press, 2001. - c. 42
151. Paredes A. The Hammon and the Beans and Other Stories / Americo Paredes. Houston: Arte Publico Press, 1994
152. Rodriguez R. Days of obligation: An Argument with My Mexican father. New York: Viking Press, 1992
153. Rodriguez, R. Hunger of Memory: The Education of Richard Rodriguez. -R. Boston, 1982
154. Urrea, L. A. Six kindes of sky: a collection of short fiction. Cinco Puntos Press, 2002.
155. Urrea, L.A. Across the wire: Life and hard times on the Mexican Border. Anchor Books, 1993
156. Urrea, L.A. By the lake of sleeping children. The Secret life of the Mexican border. — Anchor Books, 1996
157. Urrea, L.A. Ghost Sickness Louisville: Cinco Puntos Press., 1997
158. Urrea, L.A. Nobody's Son. Notes from an American Life. The University of Arizona Press, 2002
159. Urrea, L.A. The Devil's Highway. — Little, Brown and Company, 2004.
160. Valdez L. Zoot Suit and Other Plays. — Arte Publico press: Houston, Texas, 19921. Электронные ресурсы:
161. Абушенко B.JI. Философия латиноамериканской сущности. URL: http://culture.niv.ru (дата обращения 15.08.2009)
162. Авторы чикано: Беседы с Брюсом Новоа. URL: http://www.lib.utexas.edu (дата обращения 8.02.2007)
163. Ахутин A.M. Поворотные времена URL: http://www.bibler.ru (дата обращения 24.09.2009)
164. Бахтин М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве. URL: http://www.gumer.info/bibliotekBuks/bahtin
165. Давыдов В.М. Траектория и перспектива отечественной латиноамериканистики. URL: http://www.ilaran.ru (дата обращения 02.12.2006)
166. Дэ/сеймиссон Ф. Постмодернизм и общество потребления. URL: http://www.ruthenia.ru/logos/number/20004/10.htm (дата обращения 24.03.2008)
167. Иванов Вяч. Вс. Курс лекций (апрель май 2005 г.). URL: http://kogni.narod.ru (дата обращения 19.07.2007)
168. Кокшаров Н.В. Взаимодействие культур: диалог культур. URL: http://library.by/portalus/modules/philosophy (дата обращения 05.01.2007)
169. Ортега-и-Гассет X. Две великие метафоры. URL: http://www.gumer.info /Philos/gasset/dvegl. (дата обращения 21.05.2009)
170. Померанц Г.С. Стадии глобализации. URL: http://www.igpi.ru/center/seminars/ pomerants.html (дата обращения 14.02.2008)
171. Порус В. Метафора и рациональность. URL: http://kogni.narod.ru/porus (дат аобращения 16.02.2009)
172. Сартр Жан-Поль. Что такое литература? URL: http://lib.ru/SARTR/sliteratura.txt (дата обращения 30.11.2007)
173. Флиер А.Я. Культурный опыт, его накопление и межпоколенная трансляция URL: http://yanko.lib.ru/ann/fliercult-f cult-a.htm (дата обращения 29.07.2008)
174. Шпарага О. В поисках рабочих метафор: Беларусь как пограничье. URL: http://www.nmnby.org/pub/030105/border.html (дата обращения 18.11.2006)
175. ЩербицкийК. На других языках. URL: http://spintongues.msk.ru (дата обращения 01.04.2007)
176. Эпштейн М. Новый вид свободы транскультура. URL: www.veer.info/59/epsttra.html (дата обращения 10.06.2008)
177. Alurista. Poetry. URL: http://xroads.virginia.edu/alurista (дата обращения 12.10.2007)
178. Arnold, Matthew. Culture and Anarchy: An essay in Political and social Criticism. URL: http://www.gutenberg.org (дата обращения 20.07.2007)
179. Brokaw, John W. Mexican American Drama in Essays on Contemporary American Drama / Ed. Hedwig Bock and Albert Wertheim. Hueber Verlag: Munchen, 1984. URL: www.questia.com (дата обращения 03.02.2007)
180. El Plan Espiritual de Aztlan. URL: http://carbon.cudenver.edu/MEChA/plan-aztlan (дата обращения2306.2007)
181. Hashmi A. Commonwealth Literature: An Essay Towards the Redefinition of a Popular / Counter Culture. URL: http://www.alamgirhashmi.com (дата обращения 01.03.2008)
182. Herrera J.F. Personal web page. URL: http://www.amazon.com/Juan-Felipe-Herrera (дата обращения 30.08.2007)
183. Navarro A. Ethnic Studies. URL: http://www.americanpatrol.com/ArmandoNavarro (дата обращения2411.2008)
184. Navarro G. El peor presidente. URL: http://www. deauno.com. (дата обращения 20.11.2008)
185. Paz О. The Labyrinth of Solitude. URL: http://en.wikiquote.org/wiki/The Labyrinth of Solitude (дата обращения 22.03.2008)
186. Rechy John. Personal web-page. URL: www.johnrechy.com (дата обращения 08.06.2007)
187. Renan Ernest. What is Nation? Lecture at Sorbonne, 11 march 1882 / Ed. Geoff Eley and Ronald Grigor Suny. Becoming National: A Reader, 1996. URL: www.fulbright.ru (дата обращения 12.11.2006)
188. Simmen E.R., Bauerle R.F. Chicano: Origin and Meaning. American Speech, 1969. c. 225-230. URL: http://www.questia.com (дата обращения 02.12.2006)
189. Tijuana. Official city web-site. URL: http://www.tijuana.gob.rnx (дата обращения 28.02.2008)
190. Torres A. Personal web-page. URL: http://www.oac.cdlib.org (дата обращения 12.08.2008)
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.