Феномен карнавализации российского телевизионного контента тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Третьяков Виталий Товиевич

  • Третьяков Виталий Товиевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2024, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 158
Третьяков Виталий Товиевич. Феномен карнавализации российского телевизионного контента: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». 2024. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Третьяков Виталий Товиевич

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ПРОЯВЛЕНИЯ КАРНАВАЛИЗАЦИИ В МЕДИАСФЕРЕ

1.1 Элементы карнавала в массовой и элитарной культуре

1.1.1 Карнавальные элементы в массовой культуре

1.1.2 Карнавальные элементы в элитарной культуре

1.2 Особенности карнавализации экранного произведения

1.2.1 Карнавальные элементы на уровне содержания экранного произведения

1.2.2 Карнавальные элементы на уровне формы экранного произведения

Выводы к Главе

ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА КАРНАВАЛИЗАЦИИ ТЕЛЕВИЗИОННОГО КОНТЕНТА

2.1. Карнавальная природа современного телевидения

2.2. Карнавализация информационного сектора телевизионной журналистики

2.3. Карнавализация аналитического и публицистического секторов телевизионной журналистики

2.4. Карнавализация развлекательного сектора телевизионной журналистики

Выводы к Главе

ГЛАВА 3 ФЕНОМЕН КАРНАВАЛИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ВИДЕОКОНТЕНТА

3.1. Карнавализация сетевого видеоконтента традиционных медиа

3.2. Карнавальные элементы современного видеоблогинга

3.3. Карнавальные элементы видеоконтента в мультимедийных форматах

Выводы к Главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен карнавализации российского телевизионного контента»

ВВЕДЕНИЕ

Современное телевидение подвергается активной и, зачастую, обоснованной критике. В первую очередь это связано с искажением объективной реальности и формированием медиареальности. Многочисленные исследования эффектов, создаваемых телевизионным контентом, фиксируют процессы значимого воздействия последнего на жизнь каждого отдельного зрителя и на направление развития социума в целом. Существует немало работ, содержащих предостережение относительно опасности подобного рода процессов вообще1 и в области телеиндустрии в частности2. В ряде исследований (в том числе в нашей работе «Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики»3) речь идет о сущностной трансформации медиаконтента, связанной с его функциональными особенностями. Последние же тесно связаны с таким явлением, как карнавализация медиасферы. Активизация этого процесса на современном этапе медиа вообще и их аудиовизуального сектора в частности очевидна. Так, если на заре формирования телевидения элементы карнавализации прослеживались преимущественно в развлекательном секторе аудиовизуальных медиа, то сегодня они проникли и в информационное, и в аналитическое вещание,

1 Аронсон Э. Эпоха пропаганды. Механизмы убеждения / Э. Аронсон, Э. Пратканис. - СПб., М.: Еврознак, 2003. - 257 с.; Бергер П. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: Медиум, 1995.

- 323 с.; Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения / Н. Богомолова. - М.: Издательство Московского университета, 1991. - 127 с.; Брайант Д. Основы воздействия СМИ / Д. Брайант, С. Томпсон. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. - 432 с.; Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты / Г.С. Мельник. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1996. - 159 с.; Олешко В.Ф. Психология журналистики. - М.: Флинта, 2018. - 476 с.; Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества / Е.Е. Пронина. - М.: Издательство Московского университета, 2003. - 320 с.; Свитич Л.Г. Феномен журнализма / Л.Г. Свитич. - М.: Икар, 2000. - 252 с.; Шестерина А.М. Психология журналистики . В 2-х ч. / А.М. Шестерина. - Воронеж: Изд-во ф-та журналистики ВГУ, 2011. - Ч. 1. - 190 с.

2 Бергер А. Видеть - значит верить. Введение в зрительную коммуникацию / А. Бергер. - М., СПб., Киев: Вильямс, 2005. - 288 с.; Матвеева Л.В. Психология телевизионной коммуникации / Л.В. Матвеева, Т.Я. Аникеева, Ю.В. Мочалова. - М.: РИП-холдинг, 2004. - 316 с.; Особенности функционирования современных аудиовизуальных медиа / Зверева Е.А., Пинчук О.Н., Сапунов В.И., Шестерина А.М. - Воронеж: Кварта, 2018.

- 312 с.

3 Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики. Учебное пособие для студентов, аспирантов / В.Т. Третьяков. — М.: Ладомир, 2004. - 623 с.

изменили его сущность. Этой проблеме автор диссертации посвятил свою работу «Теория телевидения. ТВ как неоязычество и как карнавал», в частности — в рамках раздела «Телевидение как карнавал. Золотой узел теории»4.

Есть ряд ключевых моментов, которые требуют пристального внимания и скрупулезного исследования. Во-первых, изменение медиаполя в целом на технико-технологическом и социокультурном уровне в сочетании с содержательной и формальной трансформацией аудиовизуальных медиа в сторону интенсификации проявления карнавальных элементов в телевизионном медиаконтенте нуждается в скорейшем научном осмыслении. Глобальность этих процессов, отражающаяся не только в развлекательном, но и в информационном, аналитическом и художественно-публицистическом сегменте медиапроизведений, оказывает влияние не только на медиасферу, но и на жизнь социума в целом.

Во-вторых, подобные процессы затрагивают и аудиовизуальный сектор новых медиа, который, по мере его профессионализации, начал активно соприкасаться с традиционными медийными форматами5. Так, интенсивное проникновение в традиционные средства массовой информации пользовательского контента, активизация видеоблогинга делают актуальным вопрос о развитии форм народного творчества в медиасфере и о развитии карнавального кода на уровне создания потребительского конктента, который, в свою очередь, оказывает сильнейшее влияние на процессы трансформации медиасистемы в целом. В связи с вышесказанным, изучение процесса карнавализации современных экранных средств массовой информации

4 Третьяков В.Т. Теория телевидения. ТВ как неоязычество и как карнавал / В.Т. Третьяков. - М.: Ладомир, 2016. - 664 с.

5 Круглова Л.А., Чобанян К.В., Щепилова Г.Г. Онлайн-видео: Структура, контент, монетизация /Л.А. Круглова, К.В. Чобанян, Г.Г. Щепилова. - М.: Издательство «Аспект Пресс», 2020 - 112 с.; Макеенко М.И., Шацкая А.Д. Телеконтент новых медиа. Работа телевизионных каналов с эфирным контентом в Интернете / М.И. Макеенко, А.Д. Шацкая. - М.: Издательсвто «Аспект Пресс», 2022. - 144 с.; Шестерина А.М. Тенденции влияния видеоблогинга на современный телевизионный контент / А.М. Шестерина // Знак. Проблемное поле медиаобразования. - 2021. - Т 41., № 3. - С. 118-123.

представляется актуальным как с медийной, так и с социокультурной точки зрения.

Степень научной разработанности проблемы невелика. Карнавализация экранных медиа изучена весьма поверхностно. В современной науке практически отсутствуют исследования, посвящённые всестороннему анализу карнавальной природы аудиовизуальных медиа. Лишь незначительное число авторов затрагивает вопросы присутствия карнавального кода на экране. Ряд ценных замечаний в этом отношении содержат исследования Е.В. Васильевой6, Р.Э. Лильеберг7, А.А. Синицына8. Исследователи также обращают внимание на проявление карнавального начала в телевизионной рекламе (Ю.А. Агунова9, Д.А. Давыдова10, А.С. Демидова11, М.А. Чихирева12), иногда отыскивают элементы карнавала в кинематографе (Б.С. Батрак13, Е.А. Морева14), отмечают присутствие элементов карнавальной культуры в новых медиа (А.В. Зезюлевич15, Е.Н.

6 Васильева Е.В. Кинематограф, сакральное и культура карнавала / Е.В. Васильева // КиШТ/Камера: Искусство кино и межкультурный диалог. - СПб: Издательство СПбГУ, 2016. - С. 19-20.

7 Лильеберг Р.Э. Феноменология карнавала в новейшем отечественном кинематографе / Р.Э. Лильеберг // Философская школа. - 2018. - № 4. - С. 42-50.

8 Синицын А.А. Дискуссия о Феллини / А.А. Синицын // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2021. - Т. 22. № 1. - С. 318-347.

9 Агунова Ю.А. Фольклор в современной отечественной рекламе / Ю.А. Агунова // Актуальные проблемы современной гуманитарной науки. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета им. Академика И.Г. Петровского, 2020. - С.20-22.

10 Давыдова Д.А. Использование приемов мифологизации в современной рекламе / Д.А. Давыдова // Актуальные проблемы и современные тенденции развития социально-экономических наук в XXI веке. -Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2021. - С. 117-122.

11 Демидова А.С. Фольклор в японской телерекламе как средство формирования и укрепления культурной идентичности / А.С. Демидова // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. - 2023. - № 62. - С. 28-40.

12 Чихирева М.А. Фольклор в телевизионной рекламе / М.А. Чихирева // Современные технрологии государственного управления: экономика, политика, право. - Саратов: Изд-во Поволжского института управления им. П.А. Столыпина, 2015. - С. 61-62.

13 Батрак Б.С. Шесть архетипов кинематографа / Б.С. Батрак // Наука и знание: инновационные подходы к решению практических профессиональных задач по формированию конкурентоспособных специалистов. -Новороссийск: Издательство Новороссийского филиала Московского гуманитарно-экономического института, 2014. - С. 145-148.

14 Морева Е.А. Смыслообразующая функция фольклора в кинематографе / Е.А. Морева // Культура и цивилизация. - 2016. - Т. 6. № 58. - С. 428-437.

15 Зезюлевич А.В. Вечные сюжеты в пространстве массмедиа: специфика бытования А.В. Зезюлевич // Славянский мир и национальная речевая культура в современной коммуникации. - Гродно, 2022. - С. 214219.

Ильина16, А.М. Шестерина17) и анимации (Н.Г. Кривуля18). Однако применительно к телевидению рассмотрение этого вопроса практически не осуществляется. Между тем, развитие карнавального начала именно на телевидении должно изучаться наиболее пристально, поскольку аудиовизуальная форма трансляции информации сегодня является ключевой для современной аудитории. Мы в нашем исследовании предпринимаем попытку восполнить этот пробел.

Научная новизна диссертационной работы обеспечивается тем, что в работе на основе наших многолетних исследований впервые современные аудиовизуальные медиа вообще и телевидение в частности изучены с точки зрения присутствия в них элементов карнавализации как на уровне формы, так и на уровне содержания. Изучение специфики проявления элементов карнавала в современном медийном видеоконтенте ведется как в ретроспективе, так и с позиций современности. Конкретизируются формы проявления карнавального кода в произведениях новостного, аналитического, художественно-публицистического и развлекательного сектора современных аудиовизуальных медиа. Исследуются особенности проявления элементов карнавализации в новейших аудиовизуальных медиа. Наконец, исследование всех этих процессов осуществляется не изолированно, а с учетом широкого социокультурного контекста, в котором функционирует современное телевидение.

Гипотеза, подлежащая проверке в данной диссертационной работе, заключается в том, что элементы карнавала сегодня проявляются на всех уровнях функционирования аудиовизуальных медиа - от формального до содержательного. Они затрагивают как новостной, так и аналитический и

16 Ильина Е.Н. «Осторожно: злая собака!» в контексте лингвистики постфольклора /Е.Н. Ильина // Научный диалог. - 2022. - Т. 11. № 5. - С. 226-242.

17 Шестерина А.М. Видеоблогинг как платформа популяризации ценностей культуры А.М. Шестерина // Этнопсихолингвистика. - 2022. - № 3 (10). - С. 41-50; Шестерина А.М. Модификация архетипических сюжетов в современных аудиовизуальных медиа / А.М. Шестерина // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. - 2020. - № 2. - С. 169-177.

18 Кривуля Н.Г. Анимация и проза: возможности диалога / Н.Г. Кривуля. - М.: Издательство ВШТ МГУ, 2023. - 520 с.

художественно-публицистический секторы телевидения и активно реализуются в развлекательном видеоконтенте. Новые аудиовизуальные медиа (видеоблоги, видеокомпонент мультимедийных форматов) также охвачены процессом карнавализации контента.

Объект исследования - информационный, аналитический, документально-художественный и развлекательный контент современного российского телевидения в его традиционной и сетевой форме.

Предмет исследования - элементы карнавализации в современном медийном аудиовизуальном контенте.

Цель исследования - конкретизировать формы проявления карнавальных элементов на современном телевидении и в новых аудиовизуальных медиа.

Для достижения поставленной цели в диссертации сформулирован ряд

задач:

1. Конкретизировать понятие карнавала применительно к культуре вообще и медиасфере в частности;

2. Определить особенности проявления карнавальных элементов в массовой и элитарной культуре;

3. Выявить карнавальные элементы на уровне содержания и формы экранного произведения;

4. Конкретизировать выразительные средства экрана, использующиеся для реализации карнавального начала в новостном секторе телевизионного вещания;

5. Установить особенности проявления элементов карнавала в аналитическом и документально-художественном телевизионном видеоконтенте;

6. Выявить специфику проявления карнавала в развлекательном секторе современного телевидения;

7. Установить особенности карнавализации телевидения при переходе в сетевое пространство;

8. Определить специфику проявления элементов карнавала в новых аудиовизуальных медиа.

Теоретико-методологическая база исследования основана на использовании междисциплинарного подхода, сформированного на основе трудов ведущих исследователей в области медиакоммуникации и журналистики.

Так, в конкретизации такого явления, как карнавал, применительно к современным медийным практикам мы опирались на фундаментальные работы таких авторов, как М.М. Бахтин19, Ю.М. Лотман20, В.Я. Пропп21, Й. Хёйзинга22, К.Г. Юнг23. Бесспорно, ключевой для понимания природы карнавала как явления, далеко выходящего за пределы смеховой культуры. Стала работа М.М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренесанса». Позже исследователи обратили внимание на процесс проявления карнавальных элементов на различных уровнях человеческого бытия - антропологическом24, философско-культурологическом25, искусствоведческом26, историческом27,

психологическом28, политологическом29. Эти концепции мы учитывали в ходе анализа особенностей функционирования элементов карнавала не только на экране, но и в широком социокультурном контексте.

19 Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренесанса / М.М. Бахтин. -М.: Азбука, 2021. - 640 с.

20 Лотман М. Ю. Культура и взрыв / М.Ю. Лотман. - М.: Гнозис, 1992. - 272 с.

21 Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки / В.Я. Пропп. - СПб.: Питер, 2021. - 256 с.

22 Хёйзинга Й. Homo Ludens: Статьи по истории культуры / Й. Хёйзинга. - М.: Прогресс - Традиция, 1997. -416 с.

23 Юнг К.Г. Архетипы и коллективное бессознательное /К.Г. Юнг. - М.: АСТ, 2023 - 224 с.

24 Mannia S. Masks and Carnivals in Contemporary Sardinia / S.Mannia // Herald of Antropology. - 2020. - № 4(52). - Р. 29-44.

25 Ляшок А.С. Карнавал какформапраздничнойкультуры: философско-культурологический анализ / А.С. Ляшок. - Краснодар: Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств, 2004. - 27 с.

26 Bronich M.K., Baranova M.I. The Bakhtinian Carnival in Chicano Novels By Rolando Hinohosa/ M.K. Bronich, M.I. Baranova // Studia Litterarum. - 2021. -№ 1. - P. 152-169; Кожевников С.Б., Ермоленко Г.А. Эстетика городского пространства: от карнавала до стрит-арта / С.Б. Кожевников, Г.А. Ермоленко // Вестник МГПУ. Серия: Философские науки. - 2019. - № 2 (30). - С. 64-72.

27 Викторино Л. История карнавала / Л. Викторино // Studia Culturae. - 2020. - № 43. - С. 195-207.

28 Асмолов А. Личность в эпоху карнавала / А. Асмолов // Образовательная политика. - 2012. - № 6 (62). - С. 2-5.; Улыбина Е.В. Карнавали психоанализ - наложение пространств / Е.В. Улыбина // Мир психологии. -2001. - № 4 (28). - С. 20-32.

29 Карабущенко П.Л., Подвойский Л.Я. Кризис современной политической культуры (деструкция элит политического карнавала) / П.Л. Карабущенко, Л.Я. Подвойский // Век глобализации. - 2022. - № 1 (41). -С. 86-99.

Важно подчеркнуть, что потребность в экстраполяции черт карнавала на особенности современной массовой культуры расположила нас к учету результатов исследований в области коммуникативистики. Здесь важно отметить, что мы рассматриваем проявление элементов карнавала в современных медиа через призму их функциональных особенностей, стремясь определить не только механизмы, но и потенциальные эффекты карнавализации. Обращение к категории «функции» для определения журналистики предпринимали многие исследователи, чьи работы сегодня признаются как классические. Так, теория прессы, сформулированная Ф. Сибертом, Т. Питерсоном и У. Шраммом, в определении журналистики и конкретизации ее типов прежде всего учитывает те функции, которые медиа выполняют в определенным образом организованном социуме30. М. Маклюэн, рассматривая особенности развития электронных медиа, также в основу своей концепции положил функции, которые эти медиа выполняют по отношению к обществу31. Причем, в своих изысканиях он обратил внимание на те качества медиа, которые объединяют их с другими формами проявления человеческой природы - например, с мифом. Позже мы развили эту концепцию применительно к элементам карнавала на телевидении в работе «Теория телевидения. ТВ как неоязычество и как карнавал»32.

Особенности функционирования СМИ лежат и в основе теории П. Бурдье, который размышлял о власти СМИ, об их способности влиять на различные стороны жизни общества33. К функциональной специфике медиа обращались К. Лазарсфельд34, Р. Мертон35, Э. Ноэль-Нойман36, К. Левин37,

30 Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы / Ф. Сиберт, У.Шрамм, Т. Питерсон. - М.: Вагриус, 1998. - 221 с.

31 Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего / М. Маклюэн. - М.: Академический Проект, 2020. - 443 с.

32 Третьяков В.Т. Теория телевидения. ТВ как неоязычество и как карнавал / В.Т. Третьяков. -М.: Ладомир, 2015. - 664 с.

33 Бурдьё П. Социология политики. - М.: Socio-Logos, 1993. - 336 с.

34 Лазарсфельд П. Выбор народа: как избиратель принимает решение в президентской кампании / П. Лазарсфельд. - Ульяновск: УлГУ, 2018. - 151 с.

35 Мертон Р. Социальная теория и социальная структура / Р. Мертон. - М.: Хранитель, 2006. - 873 с.

36 Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания / Э. Ноэль-Нойман. - М.: Прогресс-Академия, Весь Мир, 1996. - 352 с.

37 Левин К. Теория поля в социальных науках / К. Левин. - М.: Академический проект, 2019. - 402 с.

У. Эко38, Р. Якобсон39. Современные российские ученые также предпринимали активные попытки интерпретации функций журналистики, но при этом расходились в оценке значимости каждой из них. Так, С.Г. Корконосенко40, Е.Е. Прохоров41, В.Л. Цвик42 скрупулезно анализировали просветительскую, социальную и коммуникативную функции СМИ. При этом (что важно в рамках нашего исследования) С.Г. Корконосенко особое внимание уделял коммуникативной функции, определяя ее как во-многом первичную, поскольку именно СМИ нередко обеспечивают горизонтальную и вертикальную коммуникацию между членами общества. А В.Л. Цвик акцентировал значимость информационной функции, по крайней мере - по отношению к телевидению. Е.Е. Пронин уделял внимание психологическим основам реализации функций журналистики - причем как на уровне психологии личности, так и в аспекте социальной психологии43. Значительное число российских ученых обращается к анализу отдельных функций СМИ: просветительской (С.Н. Десяев44, С.А. Колбасов45), организационной (В.А. Бейненсон, В.О. Кузьминова46), культуроформирующей (С. Хоссейнзаде47) и других. Некоторые исследователи предлагают развести понятия «функции журналистики» и «функции СМИ» (Т.В. Науменко48). Ведется речь о трансформации функций (М.И. Бабюк49), об их кризисе

38 Эко У. Пять эссе на темы этики / У. Эко. - СПб.: Симпозиум, 2005. - 160 с.

39 Якобсон Р. Работы по поэтике / Р. Якобсон. — М.: Прогресс, 1987. - 464 с.

40 Корконосенко С. Г. Основы журналистики / С.Г. Корконосенко. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 287 с.

41 Прохоров Е.П. Эффективность деятельности СМИ / Е.П. Прохоров. - М.: Факультет журналистики МГУ, 2008. - 46 с.

42 Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика / В.Л. Цвик. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 382 с.

43 Пронин Е.Е. Печать и общественное мнение / Е.Е, Пронин. - М.: МГУ, 1971. - 132 с.

44 Десяев С.Н. Музейные ресурсы как средство реализации просветительской функции журналистики / С.Н. Десяев // Известия института педагогики и психологии образования. - 2019. - №1. - С. 5-9.

45 Колбасов С.А. Историческая журналистика как способ реализации просветительской функции на современном российском телевидении / С.А. Колбасов // Молодой ученый - 2020. - № 50 (392). - С. 120-122.

46 Бейненсон В.А., Кузьминова В.О. «Журналистика действия» как реализация организационной функции СМИ в нижегородской телепрограмме «Кстати» / В.А. Бейненсон, В.О. Кузьминова // Журналистика в 2020 году: творчество, профессия, индустрия. - М.: Изд-во факультета журналистики МГУ, 2021. - С.16-17.

47 Хоссейнзаде С. Основные принципы реализации культуроформирующей функции журналистики / С. Хоссейнзаде // Журналистика и общество. - М., 2012. - С. 174-182.

48 Науменко Т.В. Функции журналистики и функции СМИ /Т.В. Науменко. - Credo. - 2000. - № 6. - С. 46-50.

49 Бабюк М.И. Отечественная журналистика в период перестройки: трансформация политических и социокультурных функций / М.И. Бабюк // История отечественных СМИ. 2013. - № 1. - С. 5-10.

(А.С. Колоев50) и даже об их подмене (Н.Л. Павлова, Н.А. Аргылов51). Такое обилие подходов и дискуссий относительно функционирования медиа укрепляет нас в уверенности в том, что современная медиасистема в значительной степени трансформируется и выявление форм и эффектов карнавализации телевидения не может быть осуществлено без учета его функциональных особенностей. О последних мы подробно писали в работе «Как стать знаменитым журналистом»52, где ввели в научный оборот авторскую функциональную теорию журналистики. При анализе процесса карнавализации в современных медиа целесообразно обратиться к сумме этих теорий и рассмотреть феномен усиления карнавальных черт на телевидении не только с позиций анализа медиатекста, но и в ракурсе эффектор, создаваемых анализируемыми процессами.

Последнее позволяет нам включить в теоретическую базу исследования работы, посвященные выявлению особенностей функционирования телевидения. Это, прежде всего, произведения таких авторов, как Э.Г. Багиров53, В.М. Березин, И.И. Волкова, А.А. Грабельников54,

50 Колоев А.С. Кризис научно-просветительской функции журналистики / А.С. Колоев // Наука на рубеже тысячелетий. - 2011. - № 10. - С. 58-62.

51 Павлова Н.Л., Аргылов Н.А. Новостная журналистика: практика подмены функций / Н.Л. Павлова, Н.А. Аргылов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика, 2021. - № 1. - С. 132-141.

52 Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики. Учебное пособие для студентов, аспирантов / В.Т. Третьяков. — М.: Ладомир, 2004. - 623 с.

53 Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения / Э.Г. Багиров. - М. : Искусство, 1978. - 151 с.

54 Березин В.М., Волкова И.И., Грабельников А.А. Экранная коммуникация в современном информационном обществе: учеб. Пособие / В.М.Березин, И.И. Волкова, А.А.Грабельников. - М. : РУДН, 2008. - 347 с.

А.С. Вартанов55, Н.С. Гегелова56, Ю.И. Долгова57, С.Н. Ильченко58, Г.В. Кузнецов59, В.Т. Саппак60, В.Л. Цвик61, А.Я. Юровский62.

Современные же формы бытования аудиовизуальных медиа (видеоблоги, аудиовизуальные компоненты мультимедийных текстов) изучаются нами с опорой на работы таких авторов, как Е.А. Баранова63, Е.Л. Вартанова64, О.Е. Видная, Е.А. Зверева, А.И. Иванов, С.А. Серова, А.М. Шестерина65, Т.Л. Каминская, В.В. Кафтан66, В.И. Сапунов67, И.А. Текутьева68, А.Д. Шацкая69.

Достоверность результатов исследования обеспечена большим массивом эмпирических данных и широким комплексом методов его изучения. При решении поставленных задач использовались

текстологический, историко-функциональный, сравнительно-типологический и структурный методы с опорой на филологический и культурологический подход. Поскольку исследуемые в работе процессы карнавализации

55 Вартанов А. С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: На телевизионных подмостках: учебное пособие / А.С. Вартанов. - М. : КДУ; Высшая школа, 2003. - 320 с.

56 Грабельников А.А., Волкова И.И., Гегелова Н.С. Организация информационного производства на телевидении: учеб. пособие / А.А. Грабельников, И.И. Волкова, Н.С. Гегелова. - М. : РУДН, 2008.

57 Долгова Ю.И. Телевизионная журналистика: учеб. пособие / Ю.И. Долгова. - М. : Аспект Пресс, 2019. -208 с.

58 Ильченко С.Н. Отечественное телевидение на рубеже столетий / С.Н. Ильченко. - СПб. : Из-во С.-Петербургского университета, 2009. - 466 с.

59 Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ / Г.В. Кузнецов. - М. : Изд-во Московского ун-та, 2004. - 395 с.

60 Саппак В. Телевидение и мы. Четыре беседы / В. Саппак. - М. : Аспект Пресс, 2007. - 168 с.

61 Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: учебное пособие для студентов вузов / В.Л. Цвик. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 495 с.; Цвик В.Л. Телевизионная служба новостей: учеб. пособие / В.Л. Цвик. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

62 Телевизионная журналистика: учеб. пособие / под ред. Г.В. Кузнецова, В.Л. Цвика, А.Я. Юровского. - 4-е изд., исп. и доп. - М. : Высшая школа, 2008.

63 Баранова Е. А. Конвергентная журналистика. Теория и практика. / Е. А. Баранова. - Москва: ЮРАЙТ, 2014. - 269 с.

64 Вартанова Е.Л. Теория медиа: отечественный дискурс / Е.Л. Вартанова. - М.: Изд-во Московского ун-та, 2019. - 224 с.

65 Зверева Е.А., Иванов А.И., Шестерина А.М. и др. Медиакультура цифровой эпохи: состояние, проблемы, перспективы / А.И. Иванов. - Тамбов, 2022. - 258 с.; Шестерина А.М. Интерактивная журналистика / А.М. Шестерина. - Воронеж: Изд-во ф-та журналистики ВГУ, 2007. - 50 с.

66 Кафтан В.В., Каминская Т.Л., Шестерина А.М. Коммуникации в условиях цифровой трансформации современного российского общества. - М.: Кнорус, 2022. - 202 с.

67 Сапунов В.И. Мультимедийное телевидение: технологии, политическая экономия и социокультурный аспект / В.И. Сапунов. - Воронеж: Изд-во ф-та журналистики ВГУ, 2017. - 81 с.

68 Текутьева И. А. Жанрово-тематическая классификация видеоблогинга / И. А. Текутьева // Медиасреда. -2016. - №11. - С. 107-113.

69 Шацкая А. Д. Технология работы ведущих российских телеканалов с эфирным контентом в интернете / А. Д. Шацкая. - М., 2020. -160 с.

аудиовизуальных медиа исследовались впервые, то они потребовали обращения к описательному методу, включающему наблюдение, сравнение, интерпретацию, обобщение, классификацию. Для анализа медиатекстов использовался филологический подход, а также метод анализа контента и метод компаративного анализа (в случае, когда сопоставлялись процессы карнавализации, протекающие в традиционных и новых аудиовизуальных медиа). А методы экстраполяции, антиципации и аналогии, позволили осуществить прогнозирование относительно развития сложившихся тенденций в аспекте карнавализации медиасферы.

Эмпирическая база исследования включает контент современных телевизионных каналов «Первого канала», «Россия 1», «Телекомпания НТВ», «Россия К», «Россия 24», представленный как в системе эфирного вещания, так и на сетевых ресурсах соответствующих каналов, а также наиболее популярные каналы русскоязычного сектора новых медиа. Хронологические рамки исследования - 2020-2023 год. Совокупность эмпирических материалов была сформирована по структурно-функциональному признаку. В нее были включены передачи различных жанров и форматов, представляющих, как информациюонный, так и аналитический, документально-художественный и развлекательный сектор аудиовизуальных медиа, а также сетевой видеоконтент. Методом случайной выборки сформирована база медиапроизведений за период 2016-2023 гг., которая включила более 5000 единиц. В компаративном аспекте в ходе исследования мы обращаемся и к ранним периодам функционирования телевидения (в том числе, телевидения СССР).

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Третьяков Виталий Товиевич, 2024 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агамаян Е.Ю. Фейковая новость в информационной программе: стыд и страхи/ Е.Ю. Агамаян // Фактчекинг как инструмент развития медиа и современного медиаобразования. - Новосибирск: НГПУ, 2020, - С. 36-48

2. Агунова Ю.А. Фольклор в современной отечественной рекламе / Ю.А. Агунова // Актуальные проблемы современной гуманитарной науки. -Брянск: Изд-во Брянского государственного университета им. Академика И.Г.Петровского, 2020. - С.20-22.

3. Амзин А. А. Особенности медиапотребления / А.А. Амзин. - URL: http://newmedia2016.digital-books.ru/kniga/osobennosti-mediapotrebleniya / (дата обращения: 05.03.2023).

4. Аронсон Э. Эпоха пропаганды. Механизмы убеждения / Э. Аронсон, Э. Пратканис. - СПб., М.: Еврознак, 2003. - 257 с.

5. Асмолов А. Личность в эпоху карнавала / А. Асмолов // Образовательная политика. - 2012. - № 6 (62). - С. 2-5.

6. Бабюк М.И. Отечественная журналистика в период перестройки: трансформация политических и социокультурных функций / М.И. Бабюк // История отечественных СМИ. - 2013. - № 1. - С. 5-10.

7. Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения / Э.Г. Багиров. - М.: Искусство, 1978. - 151 с.

8. Батрак Б.С. Шесть архетипов кинематографа / Б.С. Батрак // Наука и знание: инновационные подходы к решению практических профессиональных задач по формированию конкурентоспособных специалистов. - Новороссийск: Издательство Новороссийского филиала Московского гуманитарно-экономического института, 2014. - С. 145-148.

9. Баранова Е. А. Конвергентная журналистика. Теория и практика. / Е. А. Баранова. - Москва: ЮРАЙТ, 2014. - 269 с.

10. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренесанса / М.М. Бахтин. - М.: Азбука, 2021. - 640 с.

11. Бейненсон В.А., Кузьминова В.О. «Журналистика действия» как реализация организационной функции СМИ в нижегородской телепрограмме «Кстати» / В.А. Бейненсон, В.О. Кузьминова // Журналистика в 2020 году: творчество, профессия, индустрия. - М.: Издательство факультета журналистики МГУ, 2021. - С.16-17.

12. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д. Белл. - М.: Академия, 1999. - 783 с.

13. Бергер П. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.

14. Березин В.М., Волкова И.И., Грабельников А.А. Экранная коммуникация в современном информационном обществе: учеб. Пособие / В.М. Березин, И.И. Волкова, А.А. Грабельников. - М.: РУДН, 2008. - 347 с.

15. Берман В.Л. Театральная реальность и ее трансформация в эпоху постмодерна (на материале театра кукол) / В.Л. Берман. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Омск: Омский государственный университет путей сообщения, 2009. - 128 с.

16. Богданова Е.М. Феномен инфотеймента на телевидении / Е.М. Богданова // Наука телевидения. - 2019. - Т.9. - 219-223.

17. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения / Н. Богомолова. - М.: Издательство Московского университета, 1991. - 127 с.

18. Болотнов А. Информационные волны и их типы в современном медиадискурсе: к постановке проблемы / А. Болотнов // Вестник ТГПУ. - 2015. - № 6 (159). - С. 102-106.

19. Брайант Д. Основы воздействия СМИ / Д. Брайант, С. Томпсон. -М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. - 432 с.

20. Бурдьё П. Социология политики / П. Бурдьё. - М.: Socio-Logos, 1993. - 336 с.

21. Вартанов А. С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: На телевизионных подмостках: учебное пособие / А.С. Вартанов. - М. : КДУ;

Высшая школа, 2003. - 320 с.

22. Вартанова Е.Л. Теория медиа: отечественный дискурс / Е.Л. Вартанова. - М.: Изд-во Московского ун-та, 2019. - 224 с.

23. Васильева Е.В. Кинематограф, сакральное и культура карнавала / Е.В. Васильева // KUNST/Камера: Искусство кино и межкультурный диалог. -СПб: Издательство СПбГУ, 2016. - С. 19-20.

24. Вержаковская М.А. Массовая и элитарная культура: проблемы взаимодействия / М.А. Вержаковская // Актуальные проблемы высшего образования в области инфокоммуникационных технологий. Материалы XII Российской научно-методической конференции. - Самара, 2024. - С. 185-186.

25. Викторино Л. История карнавала / Л. Викторино // Studia Culturae.

- 2020. - № 43. - С. 195-207.

26. Ворошилов В.Я. Феномен игры / В.Я. Ворошилов. - М.: Советская Россия, 1982. - 124 с.

27. Гапутина В.А. Развлекательные приемы в медиадискурсе моды (на

примере телепередач «Модный приговор» и «Снимите это немедленно») / В.А. Гапутина // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - №9 (75). - Ч. 2. - С. 115-117.

28. Герасюкова М. «Деликатная тема»: YouTube уже не платит за ролики о коронавирусе / М. Герасюкова // Газета.ру. - 2022. - 6 марта. - URL: https://www.gazeta.ru/tech/2020/03/06/12991927/sensitive_topic.shtml (дата обращения: 29.03.2022).

29. Гимельштейн А. В., Демина И. Н. Региональная медиасистема в условиях цифровизации: технико-технологический и экономический аспекты / А.В. Гимельштейн, И.Н. Демина // Социально-гуманитарные знания. - 2020.

- № 4. - С. 76-86.

30. Грабельников А.А., Волкова И.И., Гегелова Н.С. Организация информационного производства на телевидении: учеб. пособие / А.А. Грабельников, И.И. Волкова, Н.С. Гегелова. - М. : РУДН, 2008.

31. Гребенник А.В. Венецианский карнавал в произведениях искусства / А.В. Гребенник // Культурные тренды современной России: от национальных

истоков к культурным инновациям. Сборник докладов VIII Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных. В четырех томах. - Белгород, 2020. - С. 142-148.

32. Грибоедов А.С. Горе от ума / А.С. Грибоедов. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1952, - 136 с.

33. Давыдова Д.А. Использование приемов мифологизации в современной рекламе / Д.А. Давыдова // Актуальные проблемы и современные тенденции развития социально-экономических наук в XXI веке. - Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2021. -С. 117-122.

34. Демидова А.С. Фольклор в японской телерекламе как средство формирования и укрепления культурной идентичности / А.С. Демидова // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. - 2023. - № 62. - С. 28-40.

35. Долгова Ю.И. Телевизионная журналистика: учеб. пособие / Ю.И. Долгова. - М.: Аспект Пресс, 2019. - 208 с.

36. Дондурей Д. Цензура реальности / Д. Дондурей // Телевидение: режиссура реальности. - М.: Искусство кино, 2007. - С. 11.

37. Доронина Ю.Г. Видеоблоги как новые медиа // Альманах мировой науки. - 2018. - № 6 (26). - С. 97-99.

38. Драгун Е.М. Инфотейнмент как явление современной медиакультуры: дисс....канд. культур. наук / Е.М. Драгун. - Москва, 2015. -175 с

39. Друкер М.М., Яновская Г.В. Медиамемы как способ репрезентации семейных ценностей в социальных медиа / М.М. Друкер, Г.В. Яновская // Известия Уральского государственного университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2021. - № 1. - С. 74-82.

40. Дуков Е.В. Концерт в истории западноевропейской культуры / Е. В. Дуков. - М.: Классика-ХХ!, 2003 (ПИК ВИНИТИ), 2017. - 254 с.

41. Жабский М.И., Тарасов К.А. Культура народная, массовая, популярная и элитарная / М.И. Жабский, К.А. Тарасов // Феномен массовости кино. - Москва: Научно-исследовательский институт киноискусства, 2004. -С. 12-35.

42. Загибалова М.А. Смеховое начало как «Стержневая» категория карнавальности в концепции М.М. Бахтина / М.А. Загибалова // Научные ведомости. - 2008. - № 12 (52). - С. 180-186.

43. Зверева Е.А., Иванов А.И., Шестерина А.М. и др. Медиакультура цифровой эпохи: состояние, проблемы, перспективы / А.И. Иванов. - Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2022. - 258 с.

44. Зезюлевич А.В. Вечные сюжеты в пространстве массмедиа: специфика бытования А.В. Зезюлевич // Славянский мир и национальная речевая культура в современной коммуникации. - Гродно, 2022. - С. 214-219.

45. Ильина Е.Н. «Осторожно: злая собака!» в контексте лингвистики постфольклора / Е.Н. Ильина // Научный диалог. - 2022. - Т. 11. № 5. - С. 226-242.

46. Ильченко С.Н. Отечественное телевидение на рубеже столетий / С.Н. Ильченко. - СПб. : Из-во С.-Петербургского университета, 2009. - 466 с.

47. Ильченко С.Н., Разина О.А. Трансформация культурно-просветительных программ в телевизионном эфире в условиях пандемического контекста (на примере проекта «Русский музей. 125 лет») / С.Н. Ильченко, О.А. Разина // Неофилология. - 2022. - Том 8. № 1. - С. 144 -153.

48. Ильченко С.Н. Экранная реальность как автовоспроизводство самоидентичности С.Н. Ильченко // Журналистика-2021: творчество, профессия, индустрия: Сб. мат. междунар. науч.-практ. конф. - М.: Фак. Журн. МГУ, 2022. - С 180 -182

49. Искаков Д. З. Реклама в игровых продуктах российских телекомпаний / Д.З. Искаков // МедиаАльманах. - 2018. - № 1. - С. 58-68.

50. Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика.

Теоретические основы / А.А. Калмыков, Л.А. Коханова. - М.: Академия медиаиндустрии, 2018. - 370 с.

51. Кантор В. К. Карнавал и бесовщина (роман Достоевского «Бесы») / В.К. Кантор // Вопросы философии. - 1997 - № 5. — С. 44-57.

52. Карабущенко П.Л., Подвойский Л.Я. Кризис современной политической культуры (деструкция элит политического карнавала) / П.Л. Карабущенко, Л.Я. Подвойский // Век глобализации. - 2022. - № 1 (41). - С. 86-99.

53. Карпова Г.Г. Трансформация праздничной культуры: карнавальное начало и потребительские практики / Г.Г. Карпова // Карнавальный код в искусстве и на телевидении. — М: ВШТ МГУ, 2024. — С. 12.

54. Каткова Я.А., Пятилетова Л.В. Массовое и элитарное: к вопросу о «незаметном убийстве элитарной культуры» / Я.А. Каткова, Л.В. Пятилетова // Гуманитарные научные исследования. - 2018. - № 5 (81). - С. 7.

55. Кафтан В.В., Каминская Т.Л., Шестерина А.М. Коммуникации в условиях цифровой трансформации современного российского общества / В.В. Кафтан, Т.Л. Каминская, А.М.Шестерина. - М.: Кнорус, 2022. - 202 с.

56. Киташова О.А. История практик перформанса и бахтинский карнавал. / О.А. Киташова // Артикульт. - 2012. - № 2 (6). - С. 11-24.

57. Клочан А.Н. Заголовок современного медиатекста: прецедентный аспект / А.Н. Клочан // Слово и текст в свете современных исследований филологических наук. - Тамбов: Грамота. 2016. - С. 5-9.

58. Кожевников С.Б., Ермоленко Г.А. Эстетика городского пространства: от карнавала до стрит-арта / С.Б. Кожевников, Г.А. Ермоленко // Вестник МГПУ. Серия: Философские науки. - 2019. - № 2 (30). - С. 64-72.

59. Кожемякин Е.А. Концептуально-методологическое обоснование дискурсной формы бытия культуры. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук / Е.А. Кожемякин. - Белгород: Белгородский государственный университет, 2009. - 39 с.

60. Кожемякин Е.А., Манохин Д.К. Семиотические аспекты массовой

культуры / Е.А. Кожемякин, Д.К. Манохин // Культура и текст. - 2013. -№ 1 (14). - С. 115-132.

61. Колоев А.С. Кризис научно-просветительской функции журналистики / А.С. Колоев // Наука на рубеже тысячелетий. - 2011. - № 10.

- С. 58-62.

62. Колбасов С.А. Историческая журналистика как способ реализации просветительской функции на современном российском телевидении / С.А. Колбасов // Молодой ученый - 2020. - № 50 (392). - С. 120-122.

63. Корконосенко С. Г. Основы журналистики / С.Г. Корконосенко. -М.: Аспект Пресс, 2004. - 287 с.

64. Костина А.В. Соотношение и взаимодействие традиционной, элитарной и массовой культур в социальном пространстве современности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора культурологии / А.В. Костина. - Москва: МГУКИ, 2009. - 38 с.

65. Кривенко Б.В. Фразеология и газетная речь / Б.В. Кривенко // Русская речь. - 1993. - № 3. - С. 44

66. Кривуля Н.Г. Анимация и проза: возможности диалога / Н.Г. Кривуля. - М.: Издательство ВШТ МГУ, 2023. - 520 с.

67. Кривуля Н.Г. Элементы карнавализации в кинематографе А. Хржановского / Н.Г. Кривуля // Карнавальный код в искусстве и на телевидении. — М: ВШТ МГУ, 2024. — С. 45.

68. Круглова Л.А., Чобанян К.В., Щепилова Г.Г. Онлайн-видео: Структура, контент, монетизация /Л.А. Круглова, К.В. Чобанян, Г.Г. Щепилова. - М.: Издательство «Аспект Пресс», 2020 - 112 с.

69. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ / Г.В. Кузнецов. - М. : Изд-во Московского ун-та, 2004. - 395 с.

70. Куклинская М.Я. Карнавальная поэтика романтизма / М.Я. Куклинская // Вестник Челябинского государственного университета. - 1996.

- Т. 2. - № 1. - С. 17-24.

71. Купина Н.А. Карнавализация русского языка в эпоху пандемии

коронавируса / Н.А. Купина // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. — 2021. — Т. 23. № 1 (204). — С. 280-292.

72. Лазарсфельд П. Выбор народа: как избиратель принимает решение в президентской кампании / П. Лазарсфельд. - Ульяновск: УлГУ, 2018. - 151 с.

73. Левин К. Теория поля в социальных науках / К. Левин. - М.: Академический проект, 2019. - 402 с.

74. Легойда В.Р., Малыгина Л.Е., Павлова Е.С., Шестерина А.М. Интерпретация концептов веры и прощения в телепередаче религиозной направленности «Парсуна / В.Р. Легойда, Л.Г. Малыгина, Е.С. Павлова, А.М. Шестерина // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. -2022. - № 5. - С. 82-102, 2022.

75. Лейни Р.Н. Новая сакральность иронии: осцилляция метамодерна и карнавальная относительность в массмедийной культуре / Р. Н. Лейни // Карнавальный код в искусстве и на телевидении. — М: ВШТ МГУ, 2024. — С. 19.

76. Ли Ю.В. Взаимосвязь и конфликт между массовой, элитарной и традиционной культурами / Ю.В. Ли // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. - 2020. - Т. 20. № 10. - С. 56-60.

77. Лильеберг Р.Э. Феноменология карнавала в новейшем отечественном кинематографе / Р.Э. Лильеберг // Философская школа. -2018. - № 4. - С. 42-50.

78. Лотман М. Ю. Культура и взрыв / М.Ю. Лотман. - М.: Гнозис, 1992. - 272 с.

79. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики /М.Ю. Лотман. - Таллин: Ээсти раамат, 1973. - 140 с.

80. Луначарский А.В. О народных празднествах / А.В.Луначарский // Луначарский А.В. Почему нельзя верить в бога?: Избранные атеистические произведения. М., 1965. С. 359—362.

81. Ляшок А.С. Карнавал какформапраздничнойкультуры: философско-культурологический анализ / А.С. Ляшок. - Краснодар: Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств, 2004. - 27 с.

82. Макеенко М.И., Шацкая А.Д. Телеконтент новых медиа. Работа телевизионных каналов с эфирным контентом в Интернете / М.И. Макеенко, А.Д. Шацкая. - М.: Издательсвто «Аспект Пресс», 2022. - 144 с.

83. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего / М. Маклюэн. М.: Академический Проект, 2020. - 443 с.

84. Малышева С. Ю. Советская праздничная культура в провинции: пространство, символы, исторические мифы (1917 — 1927) / С.Ю. Малышева.

— Казань: Рутен, 2005. 400 с.

85. Масленникова Н.А. Научпоп в новых медиа: от науки к фольклору / Н.А. Масленникова // Журналистика в 2018 году: творчество, профессия, индустрия. - М.: Издательство МГУ им. М.В. Ломоносова, 2019. - С. 552-553.

86. Матвеева Л.В. Психология телевизионной коммуникации / Л.В. Матвеева, Т.Я. Аникеева, Ю.В. Мочалова. - М.: РИП-холдинг, 2004. - 316 с.

87. Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты / Г.С. Мельник. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1996. - 159 с.

88. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура / Р. Мертон. -М.: Хранитель, 2006. - 873 с.

89. Морева Е.А. Смыслообразующая функция фольклора в кинематографе / Е.А. Морева // Культура и цивилизация. - 2016. - Т. 6. № 58.

- С. 428-437.

90. Мясникова Л.А. Дроздова А.В., Архипова Ю.В. Визуальная репрезентация повседневности в современном медмаобществе / Л.А. Мясникова, А.В. Дроздова, Ю.В. Архипова// Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 19. - С. 168-173.

91. Назарычева А.И. «Элитарное-массовое» в современной культуре / А.И. Назарычева // Традиционные национально-культурные и духовные

ценности как фундамент инновационного развития России. - 2023. - № 1 (23).

- С. 32-35.

92. Науменко Т.В. Функции журналистики и функции СМИ /Т.В. Науменко. - Credo. - 2000. - № 6. - С. 46-50.

93. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания / Э. Ноэль-Нойман. - М.: Прогресс-Академия, Весь Мир, 1996. - 352 с.

94. Олешко В.Ф. Психология журналистики / В.Ф. Олешко. - М.: Флинта, 2018. - 476 с.

95. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет. - М.: АСТ, 2016. - 256 с.

96. Особенности функционирования современных аудиовизуальных медиа. / Под ред. А. М. Шестериной. - Воронеж: Кварта, 2018. - 328 c.

97. Остер Е.В., Роменская Л.А. Художественный принцип карнавальности в вокальном цикле «Чудесный рог мальчика» Г. Малера / Е.А. Остер, Л.А. Роменская // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики. - М., 2018. - С. 283-288.

98. Павлова Н.Л., Аргылов Н.А. Новостная журналистика: практика подмены функций / Н.Л. Павлова, Н.А. Аргылов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика.

- 2021. - № 1. - С. 132-141.

99. Пашигорева Л. Праздник и карнавал в изобразительном искусстве /Л. Пашигорева // Искусство в школе. - 2007. - № 3. - С. 20-21.

100. Перспективы платных и рекламных моделей для VOD и OTT // Конференция Connected Future. 23 марта 2016 г. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=HoK-McVehXA (дата обращения: 15.08.2022).

101. Попов А.И. Блоги. Новая сфера влияния / А.И. Попов. - М.: Изд. «Фербер, Иванов, Манн», 2009. - 336 с.

102. Пронин Е.Е. Печать и общественное мнение / Е.Е. Пронин. - М.:

МГУ, 1971. - 132 с.

103. Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества / Е.Е. Пронина. - М.: Издательство Московского университета, 2003. - 320 с.

104. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки / В.Я. Пропп. - СПб.: Питер, 2021. - 256 с.

105. Прохоров Е.П. Эффективность деятельности СМИ / Е.П. Прохоров.

- М.: Факультет журналистики МГУ, 2008. - 46 с.

106. Редько Т.С. Мотив безумия в карнавальном пространстве комиксов о Бэтмене / Т.С. Редько // Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - № 1 (3). - С. 8689.

107. Реформатский А.А. Введение в языковедение / А.А. Реформатский.

- М., 2002. - С.3.

108. Роменская Л.А., Остер Е.В.Карнавальность как принцип смыслообразования музыки на рубеже Х1Х-ХХ столетий / Л.А. Роменская, Е.В. Остер // Музыкальное искусство и образование в современном социокультурном пространстве - 2017. - М., 2018. - С. 136-140.

109. Руднев В.П. Словарь культуры XX века: ключевые понятия и тексты / В.П. Руднев. - М.: Аграф, 1999. - 381 с.

110. Рукша Г.Л. Ремейк в современной культурнодосуговой деятельности: практика применения / Г.Л. Рукша // Обсерватория культуры. -2013. - № 4. - С. 96-101.

111. Рюмина М. Т. Эстетика смеха. Смех как виртуальная реальность / М.Т. Рюмина. — М.:Едиториал. УРСС. 2003. — С. 214.

112. Сазонова Е.В. Режиссура карнавала в театрализованном празднике / Е.В. Сазонова . - Бернаул: АлтГАКИ, 2015. - 199 с.

113. Санаи Наргес Сцены «карнавала» в романе «Мастер м Маргарита» как иллюстрация теоретических построений М. Бахтина / Санаи Наргес // Преподаватель XX ВЕК . - 2017. - № 1. - С. 455-463.

114. Саппак В. Телевидение и мы. Четыре беседы / В. Саппак. - М. :

Аспект Пресс, 2007. - 168 с.

115. Сапунов В.И. Мультимедийное телевидение: технологии, политическая экономия и социокультурный аспект / В.И. Сапунов. -Воронеж: Издательство факультета журналистики ВГУ, 2017. - 81 с.

116. Свитич Л.Г. Феномен журнализма / Л.Г. Свитич. - М.: Икар, 2000. - 252 с.

117. Севастьянов А.Н. Паблик-арт как искусство больших площадей. Включение массового зрителя в художественное действо как технология арт-дизайна. / А.Н. Севастьянов // Ученый совет.- 2020. - № 10. - С. 56-63.

118. Семенова Е.А. Актуализация карнавальных процессов в период кризиса культуры (на примере субкультуры студенчества) / Е.А. Семенова // Проблемы современного образования. - 2013. - № 5. - С. 150-159.

119. Семенова Е.А. Уличный театр в контексте зарубежных концепций карнавальной культуры / Е.А. Семенова // Национальный психологический журнал. - 2023. - Т. 18. № 3 (51). - С. 25-34.

120. Семилет Т.М., Фотиева И.В., Лукашевич Е.А., Витвинчук В.В., Кирилин К.А. Искажение реальности в новостной журналистики: детерминирующие факторы и социокультурные следствия / Т.М. Семилет, И.В. Фотиева, Е.В. Лукашевич, В.В. Витвинчук, К.А. Кирилин // Вестник Костромского государственного университета. - 2022. - Т. 28, № 1. - С. 7-14.

121. Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы / Ф. Сиберт, У.Шрамм, Т. Питерсон. - М.: Вагриус, 1998. - 221 с.

122. Сидорова Г.П. Диалог элитарной и массовой культур в массовом киноискусств и индивидуальном гендерном измерении зрителя / Г.П. идорова // Вестник культурологии. - 2022. - № 3 (102). - С. 256-274.

123. Синицын А.А. Дискуссия о Феллини / А.А. Синицын // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2021. - Т. 22. № 1. - С. 318347.

124. Степанянц В.В. Нестандартные способы получения информации в развлекательной телепередаче «Ревизорро» / В.В. Степанянц // Право:

история. Теория, практика. - СПб.: Свое издательство, 2017. - С. 17-20.

125. Текутьева И. А. Жанрово-тематическая классификация видеоблогинга / И. А. Текутьева // Медиасреда. - 2016. - №11. - С. 107-113.

126. Телевизионная журналистика: учеб. пособие / под ред. Г.В. Кузнецова, В.Л. Цвика, А.Я. Юровского. - 4-е изд., исп. и доп. - М. : Высшая школа, 2008.

127. Тунцова А.В. Семиотика маски в балетном искусстве / А.В. Тунцова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2023. -№ 3 (113). - С. 76-83.

128. Улыбина Е.В. Карнавал и психоанализ - наложение пространств / Е.А. Улыбина // Мир психологии. - 2001. - № 4 (28). - С. 20-32.

129. Уразова С.Л. Реальное телевидение как имитация культуры повседневности. / С.Л. Уразова // Экранная культура в XXI веке. - М.: Академия медиаиндустрии, 2010. - С. 172-261.

130. Уразова С.Л. Homo Informaticus как тип личности. Конфликт зрелищного и реального на экране / С.Л. Уразова // Вестник ВГИК. - 2011. -№ 9. - С. 131-139.

131. Файль Ю.А. Элитарная и массовая культура / Ю.А. Файль // Bulletin of Medical Internet Conferences. - 2014. - Volume 4. - Issue 5. - P. 454.

132. Федоров И.А. Имидж как способ программирования поведения людей / И.А. Федоров. - Рязань, 1997. - 312 с.

133. Федоров, И.А. Основы социального поведения / И.А. Федоров. -Тамбов, 1999. - 189 с.

134. Хёйзинга Й. Homo Ludens: Статьи по истории культуры / Й. Хёйзинга. - М.: Прогресс - Традиция, 1997. - 416 с.

135. Хоссейнзаде С. Основные принципы реализации культуроформирующей функции журналистики / С. Хоссейнзаде // Журналистика и общество. - М., 2012. - С. 174-182.

136. Цветков К.В., Шигабетдинова Г.М. Феномен утренних информационно-развлекательных телепередач / К.В. Цветков,

Г.М. Шигабетдинова // Экономика и социум. - 2014. - № 2-4(11). - С. 10341027.

137. Цвик В.Л. Виртуальные новости реального мира / В.Л. Цвик // Экранная культура в XXI веке. - М.: Академия медиаиндустрии, 2010. - С. 84171.

138. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика / В.Л. Цвик. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 382 с.

139. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: учебное пособие для студентов вузов / В.Л. Цвик. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 495 с.

140. Цвик В.Л. Телевизионная служба новостей: учеб. пособие /

B.Л. Цвик. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

141. Чемоданова А.А. Инфотеймент как телевизионное направление / А.А. Чемоданова // Слово в науке. - 2022. - № 4. - С. 24-27.

142. Чернышева А.В. Снятие проблемы элитарного и массового в постмодернистской концепции культуры / А.В. Чернышева // Альманах современной науки и образования. - 2009. - № 1-1. - С. 168-169.

143. Чихирева М.А. Фольклор в телевизионной рекламе / М.А. Чихирева // Современные технологии государственного управления: экономика, политика, право. - Саратов: Изд-во Поволжского института управления им. П.А. Столыпина, 2015. - С. 61-62.

144. Чжао Ю. Карнавализация театрального мира В. Маяковского. / Ю. Чжао // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2023. - Т. 17. - № 4. - С. 21-28.

145. Шандина О.В. Бахтинская теория карнавала на примере античных и христианских сюжетов (в курсе «История мировой культуры и искусства») / О.В. Шандина // Межрегиональные Пименовские чтения. - 2010. - № 7-2. -

C. 253-260.

146. Шацкая А. Д., Макеенко И.М. Технология работы ведущих российских телеканалов с эфирным контентом в интернете / А. Д. Шацкая,

И.М. Макеенко. - М., 2020. -160 с.

147. Шестерина А.М. Видеоблогинг как платформа популяризации ценностей культуры / А.М. Шестерина // Этнопсихолингвистика. - 2022. -№ 3 (10). - С. 41-50.

148. Шестерина А.М. Интерактивная журналистика / А.М. Шестерина. -Воронеж: Издательство факультета журналистики ВГУ, 2007. - 50 с.

149. Шестерина А.М. Модификация архетипических сюжетов в современных аудиовизуальных медиа / А.М. Шестерина // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. - 2020. - № 2. - С. 169-177.

150. Шестерина А.М. Психология журналистики. В 2-х ч. / А.М. Шестерина. - Воронеж: Изд-во ф-та журналистики ВГУ, 2011. - Ч. 1. - 190 с.

151. Шестерина А.М. Тенденции влияния видеоблогинга на современный телевизионный контент / А.М. Шестерина // Знак. Проблемное поле медиаобразования. - 2021. - Т 41., № 3. - С. 118-123.

152. Шкловский В. Искусство как прием / В. Шкловский. // О теории прозы. - М.: Издательство «Федерация», 1929. - С. 7-23.

153. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.1. Образ и действительность / О. Шпенглер. - М.: Попурри, 2019. - 656 с.

154. Эко У. Пять эссе на темы этики / У. Эко. - СПб.: Симпозиум, 2005. - 160 с.

155. Юнг К.Г. Архетипы и коллективное бессознательное / К.Г. Юнг. -М.: АСТ, 2023 - 224 с.

156. Якобсон Р. Работы по поэтике / Р. Якобсон. - М.: Прогресс, 1987. -

464 с.

157. Bronich M.K., Baranova M.I. The Bakhtinian Carnival in Chicano Novels By Rolando Hinohosa/ M.K. Bronich, M.I. Baranova // Studia Litterarum. -2021. -№ 1. - P. 152-169

158. Castle T. Eros and liberty at the English masquerade, 1710-1790 // Eighteenth-Century Studies. - 1984. - Vol. 17, № 2. - P. 156-176.

159. Forster K., Rohn U. Is Small the New Big? Size Effects on TV Stations' Social Network Communication / K. Förster, U. Rohn // Journal of Media Business Studies. - 2013. - № 10(4). - С. 21-39.

160. Mannia S. Masks and Carnivals in Contemporary Sardinia / S.Mannia // Herald of Antropology. - 2020. - № 4(52). - Р. 29-44.

161. Zaretski R. Return of the grotesque. URL: https:// aeon.co/essays/the-grotesque-is-back-but-this-time-noone-is-laughing (дата обращения: 11.11.22)

162. Gorvett Z. How the news changes the way we think and behave / Z/ Gorvett/ - URL: https://www.bbc.com/future/ article/20200512-how-the-news-changes-the-way-wethink-and-behave (дата обращения: 15.01.2023).з

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.