Функция времени в образной структуре телевизионного репортажа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.03, кандидат наук Шабалин, Владимир Васильевич

  • Шабалин, Владимир Васильевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.03
  • Количество страниц 150
Шабалин, Владимир Васильевич. Функция времени в образной структуре телевизионного репортажа: дис. кандидат наук: 17.00.03 - Кино-, теле- и другие экранные искусства. Москва. 2017. 150 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Шабалин, Владимир Васильевич

Введение

Глава 1. Актуализация экранного времени в телерепортаже

1.1. Топологические свойства времени: пластичность, глубина.

Объем художественного времени

1.2. Темпоральная специфика специальных и визуальных художественных эффектов в структуре телевизионного видеоряда,

их звуковое сопровождение

1.3. Временная функция дополнительной визуализированной информации

в образной структуре телерепортажа

Глава 2. Репортаж как сложная временная форма

2.1. Модусы экранного времени и хронологическая логистика

в телеинформации

2.2. Время в «живом» репортаже.

Концепт прямого телевизионного эфира

2.3. Иррадиация телевизионного материала в видеоповторе

Глава 3. Созидательный триумвират модусов

3.1. Функционал времени в телевизионном мультикамерном процессе

3.2. Взаимодействие модусов времени в телерепортаже.

Симультанность источников видеоконтента

3.3. Полиэкран как средство монтажа

Заключение

Перечень терминов и аббревиатур

Список литературы

Список телевизионных материалов

Фильмография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Кино-, теле- и другие экранные искусства», 17.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Функция времени в образной структуре телевизионного репортажа»

ВВЕДЕНИЕ

В ХХ веке печать, радио, телевидение были основными средствам информации, в XXI столетии их дополнили Интернет-ресурсы. В новостных телевыпусках освещение события преимущественно реализуется в форме репортажа. Подобно документальному кинофильму телерепортаж обладает своей системой выразительных средств, направленных на решение взаимосвязанных задач: исследование, познание мира и самовыражение, творческая концепция автора, реализуемые в его замысле.1

При организации системы экранной публицистики выделяются два подхода: информационно-описательный и образный. С. В. Дробашенко уточняет в своей книге «Эстетика документализма» тот факт, что «элементы образного мышления могут присутствовать и в первичной, сравнительно простой фазе описательной экранной информации, равно как информационность, описательность (в качестве содержательного и структурного элемента) участвуют в создании проблемно-концепционной драматической системы» 2 . Из этого проистекает своего рода диффузия внутри жанра «репортаж». Многообразие форм телерепортажа размывает четкость определения этого жанра - образуются гибриды репортажа с элементами реконструкции, расследования, проблемный репортаж, «живой» репортаж и другие новостные временные конструкты, такие как авторский материал ведущего новостного блока или телевизионная рубрика на одну из информационных тем дня.

О движении телерепортажа к освоению новых жанровых структур 3 заговорили еще в начале 1970-х годов, когда происходило активное смешение художественных языков, стилей и жанров4. Пролог современного репортажа нередко содержит анонс его содержания, подобно «шпигелю» в выпуске новостей; в аудиовизуальную структуру репортажа включаются элементы

1 См.: Дробашенко С. В. Пространство экранного документа. М.: Искусство, 1986. С. 131.

2 Там же. С. 262.

3 См.: Ким М. Н. Репортаж: технология жанра. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005. С. 182.

4 См.: Громов Е. С., Маньковская Н. Б. Постмодернизм: теория и практика. М.: ВГИК, 2002. С. 48.

дополненной реальности в виде симулякра. Ссылаясь на слова Льва Гумилева о новой теории, имеющей право противоречить всем остальным теориям, если она не противоречит фактам, В. Т. Третьяков добавляет еще одно положение: если она логично излагает реальное состояние и развитие соответствующего феномена5. Исходя из этого, в диссертации изучены новые поджанровые формы ТВ-репортажа, использующиеся в телевизионных выпусках новостей наравне с классическим «прямым» репортажем, «с помощью которого журналист рассказывает не только о факте произошедшего, но и дает некоторые дополнительные подробности события»6 (см. таблицу 1).

Таблица 1 — Примеры видов телерепортажа как жанра информационного ТВ

7 Репортаж событийный Репортаж организованный8

- репортаж в прямом эфире (трансляция); - репортаж на материале записанного ряда видеокадров (комментированные или без комментария). - расширенный репортаж итогового выпуска новостей; - специальный репортаж; - репортаж-расследование; - репортаж-комментарий; - репортаж-реконструкция и др.

По сравнению с эмпирическим временным потоком время телевизионного новостного материала обладает значительной гибкостью, а также большим спектром функций 9. Именно время, отведенное на показ в программной сетке

5 Приводится по: Третьяков В. Т. Теория телевидения: ТВ как неоязычество и как карнавал. Курс лекций. М.: Ладомир, 2015. С. 19.

6 Третьяков В. Т. Как стать знаменитым журналистом : курс лекций по теории и практике соврем. рус. журналистики. М.: Ладомир, 2004. С. 320.

7 Рассматривая примеры телерепортажа в ракурсе функции времени в информационном материале, стоит учитывать тот факт, что на сегодняшний день практически отсутствует репортаж классической структуры построения, так как событийный репортаж может содержать элемент организованности процесса телесъемки, например, при выборе локализации интервьюируемого на месте события. Или, наоборот, создание организованного репортажа имеет возможность пойти по пути фактора событийности. Репортаж как жанр современного информационного телевидения - это симбиоз различных видов репортажа в зависимости от развития хода события, творческих задач репортера, применения телеоператором тех или иных художественно-выразительных средств. Таким образом, функционал времени будет исследован применительно к рассматриваемому спектру разновидностей телерепортажа, в зависимости от каждого конкретного рассматриваемого случая.

8 Являющийся познавательно-тематическим, проблемным, аналитическим и т. д.

9 См.: Нечай О. Ф. Телевидение как художественная система. Минск: Наука и техника, 1981. С. 60.

телеканала, становится доминирующей категорией, побуждая репортера искать нетривиальные формы подачи новостного контента.

Диссертационная работа посвящена исследованию феномена функции времени в образной структуре телевизионного репортажа как приоритетной форме освещение события на ТВ. В этом ракурсе в работе подробно рассмотрено экранное время телерепортажа, обусловленное знаковыми временными длительностями информационного аудиовизуального потока, проанализированы его топологические свойства. Пластичность времени, продиктованная его изменяющимся объемом, связана с художественными эффектами, участвующими в создании сложных хронологических конструкций и играющими весьма важную роль в формировании современной аудиовизуальной основы новостного материала. При этом применение виртуального изображения (симулякр в дополненной реальности как элемент дополнительной визуализированной информации) влияет на оригинальную стилистику изложения информационной картины в рамках многоуровневости экранного времени репортажа.

Существенное внимание уделено в диссертации взаимодействию объектов телекадра в репортаже, транслируемом в режиме прямого эфира. Подробно проанализирован концепт «живого» событийного телевизионного репортажа, а также репортажа-трансляции, обоснованы значимость и актуальность демонстрации на экране аудиовизуального потока в режиме реального времени. С целью раскрытия симультанного восприятия зрителем одновременно нескольких источников информации, был проведен детальный анализ метода многокамерной съемки события, как одного из способов организации пространственно-временного континуума, раскрыт характер взаимодействия объектов в двухмерной и объемной аудиовизуальной среде телерепортажа.

Актуальность темы научного исследования

Развитие отечественного телерепортажа сопровождалось заимствованием творческих приемов построения монтажной фразы из документального кинематографа. В дальнейшем телевидение закрепило собственные способы

фиксации окружающей действительности. Более того, произошло обратное влияние экранных телевизионных форм на эстетику игрового кино10. А новость как важный медийный образ оперативного сообщения о событии в структуре фильма является инструментом воздействия на зрительскую аудиторию.

Креативные авторские решения демонстрации медиапродукта различными способами на экране телевизионного приемника в свою очередь повлекли за собой резкий сдвиг в массовом восприятии аудиовизуальной структуры 11 . Практические методы дополнялись теоретическими изысканиями в сфере электронной передачи аудиовизуальной информации. На историко-теоретическом семинаре во ВГИКе К. Э. Разлогов заострил внимание на теоретическом

осмыслении культуры, которая творится «здесь и сейчас» и резко отличается от

12

реальных процессов формирования этой самой культуры . В этом контексте новаторские приемы, приемлемые в конце прошлого столетия, в настоящее время стали в работе телерепортеров менее значимыми.

Научно-техническое развитие и изменение восприятия звукозрительного ряда телеаудиторией принципиально изменили экранную стилистику телевизионного новостного контента. Если в начале футбольного матча был забит эффектный гол, то именно этим голом кинодокументалист закончит картину13, пишет в своей книге М. И. Ромм. В современных телевизионных реалиях автор репортажа свой новостной материал чаще начинает со значимого момента события.

В контексте развития новейших тенденций организации композиции телекадра в новостном материале недостаточно изучена функция времени в системном плане, в отечественной научной и методической литературе не описан

10 Например, художественный фильм "Игра на понижение" (The Big Short, 2015), тяготеющий к форме документального повествования с использованием стендапа репортера или применением интервью наподобие структуры информационного телевизионного материала.

11 См.: Маньковская Н. Б. "Париж со змеями" : Введение в эстетику постмодернизма. М.: ИФРАН, 1995. С. 137.

12 См.: Разлогов К. Э. Экранное искусство в эпоху новых технологий // "Close-up" : Историко-теоретический семинар во ВГИКе : лекции 1996-1998 гг. М.: ВГИК. «Эйзенштейновский центр», 1999. С. 270-285.

13 См.: Ромм М. И. Избранные произведения. В 3 т. Т. 1. Теория, критика, публицистика. М.: Искусство, 1980. С. 410.

процесс «прямых включений» стендапа репортера в структуру телевизионного выпуска новостей 14, как и не в полной мере выявлена сущность телевидения15.

Стремительная смена медийных технологий объясняет значительное доминирование эмпирических исследований над общетеоретическими. Вариативность соотношений зримого и физического восприятия влияет на культурные процессы, художественные принципы искусства и атмосферу повседневности. 16 Ситуация обусловлена и возникновением нового коммуникативного пространства. В связи с этим Н. И. Утилова отмечает, что «телевидение не столько сократило ощущение расстояния, сколько

17

сконцентрировало время» . Соответственно изменилась взаимосвязь между

телевидением и зрителем. Сегодня для аудитории не так важны сведения о

18

событиях, как впечатление от иллюзии присутствия при них. Современные телекоммуникативные технологии перестают характеризоваться исключительно как доставляющие информацию, они становятся эстетическими и творческими явлениями, «эстетическими технологиями»19, что относится как к расширенным информационным материалам итоговых выпусков новостей в конце недели, так и к информационному ТВ развлекательного характера.

Актуальность исследования состоит в анализе новейших феноменов, связанных с тем, что зритель, находясь в усиливающемся с каждым днем новостном потоке, предоставляемом в новых экранных формах с использованием цифровых технологий, а также с возрастанием ритма его жизни, воспринимает информацию в едином, сквозном временном континууме, где не требуется

14 См.: Цвик В. Л. Телевизионная служба новостей. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2008. С. 217.

15 См.: Луков М., Луков Вл. Телевидение в современной культуре повседневности: тезаурусный анализ // Наука телевидения : науч. альманах. 2011. Вып. 8. С. 59.

16 См.: Сальникова Е. В. Феномен визуального. От древних истоков к началу XXI века : монография. М.: Прогресс-Традиция, 2012. С. 36.

17

Утилова Н. И. Телевизионное пространство и время. Эстетическая роль монтажа. М.: ФГОУ ДПО "ИПК работников ТВ и РВ", 2000. С. 32.

18 См.: Ажимова Л. В. Жан Бодрийяр о феномене массовых коммуникаций в обществе потребления // Гуманитарные исследования в восточной сибири и на дальнем востоке. 2012. №3. С. 101. URL: http://wwwold.dvfu.ru/documents/41490/2396929/12-03.pdf (дата обращения: 07.09.2016).

19 См.: Кичин В. С. Кино, как свечка, отгорело // Известия. 2002. 11 марта. URL: http://izvestia.ru/news/259240 (дата обращения: 09.03.2017).

«завершенности формы», а визуализация события воспринимается как состоявшийся «факт». Отсюда возникают репортажи без комментариев или рубрики, включающие присланные телезрителями видеоматериалы, отснятые на различные девайсы. С учетом зрительской популярности телетрансляций с повторами интересных эпизодов, титрами и художественными эффектами при включении 3Б-визуализации, выбор аудитории все чаще останавливается на телевизионном просмотре, а не наблюдении за событием воочию.

Современному человеку свойственно перманентное восприятие нескольких источников информации. «Раньше зрителю ничего не оставалось делать, как только следить за "гидом-режиссером", который производил за него

выбор. Здесь же от собственного внимания и воли зрителя "частично зависит

20

смысл изображения"» . Высказывание И. Вайсфельда, как талантливое предчувствие, актуально для использования современных компьютерных технологий визуализации. Одновременное размещение в периметре экрана нескольких изображений, объединенных тематически, свидетельствует об изменении стилистики визуализации видеоматериала в репортаже.

Полиэкран, создавая содержательное уплотнение новостного материала и эмоционально усиливая демонстрируемые видеокадры, позволяет в строго отведенное репортажу время дать значительно больше информации. Экранные построения, характеризующие метамонтаж в сегменте телевизионных СМИ, способствуют обновлению драматургических ходов и художественных решений, их актуализации.

Степень разработанности темы исследования

Феномен времени в телевизионном репортаже как способе выражения и преобразования структуры отображений21 является одним из основополагающих при создании экранного конструкта новостного материала. Теоретические

20 Вайсфельд И. В. Андре Базен и современное киноискусство // Базен А. Что такое кино? : сб. статей. М.: Искусство, 1972. С. 27.

21 См.: Пондопуло Г. К. Фотография. История. Эстетика. Культура. М.: ВГИК, 2008. С. 236.

исследования, связанные с проблематикой хронологической составляющей документального материала, проводились отечественными и зарубежными авторами преимущественно применительно к сфере кинематографа. Однако функция времени в образной структуре телерепортажа не являлась прежде объектом теоретической рефлексии.

Осмысление пространства и времени как основы журналистики, включающей часть общего подхода к эстетике телевидения, проводилось

22 23

А. Я. Юровским и Р. А. Борецким , С. В. Дробашенко и С. Н. Десяевым , а также

24 25 26

Г. В. Кузнецовым , С. Муратовым , М. Магронт и А. В. Колесниченко,

который сделал попытку осмыслить и описать журналистскую работу в целом как

27

набор исключительно практических рекомендаций .

Авторы, оставляя за рамками внимания функцию времени в образной структуре телерепортажа, подходили к анализу обозначенных тем с точки зрения тележурналистики, в частности публицистики, а репортажа как, прежде всего, реализации стремления дать точный «слепок жизни», выраженный в конкретной форме журналистского отражения действительности.28 «Единство реальности и ее творческого отражения не изобретено. Оно возникает из самого материала действительности как единственный результат решенной "математической

29

формулы" отношения бытия и сознания, материи и духа, природы и человека» , -отмечает С. Дробашенко.

22

См.: Борецкий Р. А. . Телевидение на перепутье: статьи 1989-1998. М.: Ин-т истории и соц. пробл. телевидения, 1998. 105 с.; он же: Начало. К истории ТВ: выпавшее звено, или мое забытое телевидение. М.: ВК, 2010. 311 с.

23 См.: Десяев С. Н. Образ времени и время образа : монография. Саранск: тип. "Крас. Окт.", 2003. - 177 с.; он же: Категории пространства и времени в образной структуре телевизионной публицистики : дис. ... д-ра филол. наук. М., 2005. 336 с.

24 См.: Кузнецов Г. В. Так работают журналисты ТВ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. 220 с.; он же: ТВ-журналист. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 251 с.

25 См.: Муратов С. ТВ - эволюция нетерпимости: (История и конфликты этических представлений). М.: Логос, 2000. 238 с.

26 См.: Магронт М. Новости как профессия. М.: Изд-во "Аспект Пресс", 2015. 119 с.

27

См.: Колесниченко А. В. Практическая журналистика: 15 мастер-классов. М.: ЗАО Изд-во

"Аспект Пресс", 2014. 108 с.

28

См.: Юровский А. Я., Борецкий Р. А. Основы телевизионной журналистики. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1966. С. 221.

29 Дробашенко С. В. Пространство экранного документа. С. 63.

Размышления о сущности времени в контексте культуры имеют долгую историю. Еще Блаженный Августин в «Исповеди» трактовал настоящее как «настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего»30. Линии художественного времени уделялось специальное внимание в трудах П. А. Флоренского. «Всякий образец действительности <...> имеет свою линию

31

времени» , - говорил о. Павел. «Мы не можем изменять прошлое, но можем

32

изменять будущее» , - справедливо отмечал в своем труде «Направление времени» Г. Рейхенбах. Вместе с тем, А. Жаров в книге «Проблема времени и неопределенность» формулирует мысль о наличии у времени направления 33.

Проблемой феномена времени в области визуальных искусств занимались многие теоретики кино и телевидения. В книге Г. К. Пондопуло «Фотография. История. Эстетика. Культура» делается акцент на выразительных возможностях функции времени. Синтетическим конструктам экранной культуры уделяется большое внимание в работе Н. Б. Маньковской и В. В. Бычкова «Современное искусство как феномен техногенной цивилизации»34, а также в трудах «Триалог. Живая эстетика и современная философия искусства», «Триалог plus»35 . На примере симулякра показан искусственно созданный образ реального или вымышленного объекта в художественной ткани новостного материала, который при помощи новых способов вовлечения телеаудитории в атмосферу

36 - 37

художественного произведения предлагает зрителю вновь моделируемый мир .

30 Аврелий Августин Исповедь Блаженного Августина, епископа Иппонского. СПб.: Наука, 2013. С. 187.

31 Флоренский П. А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М.: Мысль, 2000. С. 197.

32 См.: Рейхенбах Г. Направление времени : пер. с англ. М.: Едиториал УРСС, 2003. С. 36.

33 См.: Жаров А. М. Проблема времени и неопределенность. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1987. С. 118.

34 См.: Маньковская Н. Б., Бычков В. В. Современное искусство как феномен техногенной цивилизации. М.: ВГИК, 2011. 206 с.

35

См.: Бычков В. В., Маньковская Н. Б., Иванов В. В. Триалог. Живая эстетика и современная философия искусства. М.: Прогресс-Традиция, 2012. 839 с.; они же: Триалог plus. М.: Прогресс-Традиция, 2013. 493 с.

36 См.: Маньковская Н. Б. Виртуальная реальность. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века. М.: РОССПЭН, 2003. С. 115.

37 См.: Огурчиков П. К. Экранная культура как новая мифология: на примере кино : дис. ... д-ра культурологии. М., 2008. С. 222.

Плодотворной для настоящего исследования стала статья «Историческое время в структуре фильма» Н. Е. Мариевской. Говоря об экранном отражении окружающей нас среды, автор уточняет: «Это даже не копия физической реальности. Это новая реальность, обладающая своими особыми, порой

38

трудноопределимыми свойствами, которые иногда лишь угадываются» . О времени в кинематографе, как правило, настоящем, идет речь в ее монографии «Время в кино». Автор констатирует, что само по себе «настоящее» бывает разное. Применительно к киноискусству «настоящее время как таковое, просто

39

настоящее <...> нуждается в самом серьезном рассмотрении». Специфика другого модуса времени - «прошлого» как виртуального элемента, в который мы проникаем с целью поисков «чистого воспоминания» 40 , обсуждается в монографии Ж. Делеза «Кино».

Художественным средствам создания образа события в телерепортаже уделяет существенное внимание Г. С. Прожико в трудах «Время как объект переживания в экранной информации»41 и «Концепция реальности в экранном документе»42. Новостной материал в виде телерепортажа предлагает аудитории прожить с автором каждое мгновение зафиксированного события, особенно в прямом эфире. Художественной составляющей - прямому телеэфиру - отведено в работах особое значение. Этот фактор был выявлен еще А. Базеном, который писал: «Ничто не может сравниться для нас с неповторимым событием, запечатленным в момент его свершения» 43 . В. М. Вильчек, предметно разрабатывая тему «живого» телевидении, видел его отличительную черту в невозможности «перевести действительное время в необходимое»44. В случае

38 Мариевская Н. Е. Историческое время в структуре фильма // Вестник ВГИК. 2010. № 2. С. 20.

39

См.: Мариевская Н. Е. Время в кино. М.: Прогресс-Традиция, 2015. С. 41.

40 См.: Делез Ж. Кино : Кино-1. Образ-движение; Кино-2. Образ-время. М.: Лё Маг§тет, 2004. С. 400.

41 Прожико Г. С. Время как объект переживания в экранной информации : доклад // Международный фестиваль документального кино "Флаэртиана-1998".

ЦКЬ: http://www.flahertiana.ru/program/events.htm?id=173 (дата обращения: 30.11.2016).

42

Прожико Г. С. Концепция реальности в экранном документе : дис. ... д-ра искусствоведения. М., 2004. 422 с.

43 См.: Базен А. Что такое кино? : сб. ст. : пер. с фр. М.: Искусство, 1972. С. 54.

44 Вильчек В. М. Контуры. Наблюдения о природе телеискусства. Ташкент: Фан, 1967. С. 119.

видеозаписи информации на магнитную ленту происходит, как отмечал А. Тарковский, непосредственное запечатление времени45.

При рассмотрении проблематики сопоставления кадров как многозначных иероглифов46 между собой в визуальном ряду и их внутреннего наполнения

47

диссертант опирался на фундаментальный труд С. Эйзенштейна «Монтаж» . Творческий процесс, сопровождаемый выстраиванием фактов в определенной последовательности с приобретением ими черт конструкции того или иного сюжета, описан Н. И. Утиловой в статье «Клиповый монтаж и иллюзорный мир».48 Автор подчеркивает перевод реальности в разряд виртуальной реальности электронного мира49, говоря о «клиповости» как наблюдении жизни в кратких длительностях моментов события. Материалы практического трактата Р. Масбургера «Видеосъемка одной камерой»50, касающиеся базовых способов монтажа, заложены в основу раздела о топологических свойствах и «объеме» экранного времени в одной из глав диссертации. Существенный интерес в ракурсе исследуемой темы представляют художественные эффекты в телевизионном новостном материале, скрупулезно рассмотренные в работе С. В. Хлыстуновой51. Автор связывает их с хронологической составляющей структуры телерепортажа и рассматривает как средство выражения творческого замысла репортера.

Современные новаторы-репортеры, как и журналисты, впервые пришедшие на советское телевидение в 1954 году, на практике задействуют функционал времени. А. Рогаткин, рассказывая о людях из разных регионов нашей страны: мастера по плетению корзин из Костромы или валяльщика валенок

45 См.: Тарковский А. А. Запечатленное время // Вопросы киноискусства. М.: Наука, 1967. № 10. С. 82.

46 См.: Эйзенштейн С. М. Драматургия киноформы : статьи по истории кино. М.: "Эйзенштейн-центр", 2016. С. 108.

47 Эйзенштейн С. М. Монтаж. М.: Музей кино, 2000. 592 с.

48 См.: Утилова Н. И. Клиповый монтаж и иллюзорный мир // Вестник ВГИК. 2012. № 12/13. С. 139.

49 См.: Утилова Н. И. Монтаж. М.: Аспекс пресс, 2004. С. 48.

50 См.: Масбургер Р. Б. Видеосъемка одной камерой. М.: ГИТР, 2006. 223 с.

51 См.: Хлыстунова С. В. Специальные эффекты в художественном пространстве фильма: История, современное состояние, перспективы : дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2005. 171 с.

из Красноярска, создает неподражаемое аудиовизуальное описание их жизнедеятельности на телевизионном экране.

Не меньшую ценность имеет эмпирическая основа творчества кинотелеоператоров Е. Свешникова, Д. Серпухина, А. Морозова, В. Головни при создании документальных фильмов и телевизионных репортажей. Опыт их профессиональной работы, начиная от фиксации изображений на кинопленку и до записи аудиовизуального ряда кадров на жесткий накопитель информации в цифровом телепроизводстве, способствовал верификации методологической базы настоящего исследования.

При всем многообразии научных изысканий в области функций реального и экранного времени новостного материала, необходимо перманентное активное изучение структуры и специфики телерепортажа как видового признака информационного телевидения в рамках темы диссертационной работы.

Объект исследования

Для решения поставленных диссертантом задач определен объект исследования - телевизионный новостной материал и репрезентация телерепортажа как экранной формы предоставления аудиовизуальной информации в режиме записи и прямого эфира в структуре телевизионного выпуска новостей.

Предмет исследования

Предметом настоящего исследования явилось выявление функции времени в телевизионном информационном материале, ее прямая созидательная направленность и второстепенное действие, нацеленные на реализацию творческо-технологического процесса при производстве репортажа и его подготовки к телевизионному эфиру.

Рамки исследования

В ситуации, когда восприятие реципиента все в большей мере определяется глобальной коммуникацией 52 , эволюция отечественного и зарубежного информационного телевидения зависит как от технологий, так и от культурного развития телеаудитории. Поэтому в рамках диссертации поэтапно рассматривается функционал времени в образной структуре телевизионного репортажа, включая репортаж-реконструкцию с элементами игрового кино и репортаж-трансляцию в прямом эфире.

За пределами заявленной темы остались такие форматы аудиовизуальной подачи контента, как телеочерк и фитчер, интервью и блиц-опрос. По причине отличия эфирного ТВ своей прямой поступательностью временного потока от интернет-телевидения, автором не исследовался конструкт телерепортажа при его трансляции в сети Интернет или во время демонстрации на экранах в общественных местах, в том числе и в кинотеатрах. «Сегодня каждая крупная газета, радиостанция и телеканал присутствуют в глобальной сети»53, поэтому некоторые наиболее репрезентативные примеры вышеуказанных способов подачи новостного контента в виде телерепортажа в исследовании приведены.

Похожие диссертационные работы по специальности «Кино-, теле- и другие экранные искусства», 17.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Шабалин, Владимир Васильевич, 2017 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аврелий Августин. Исповедь Блаженного Августина, епископа Иппонского / Августин Аврелий ; пер. М. Е. Сергиенко ; отв. ред. Н. Казанский. - Санкт-Петербург : Наука, 2013. - 371, [1] с.

2. Ажимова Л. В. Жан Бодрийяр о Феномене массовых коммуникаций в обществе потребления [Электронный ресурс] / Л. В. Ажимова // Гуманитарные исследования в восточной сибири и на дальнем востоке. -Владивосток, 2012. - № 3. - С. 101-110. - Режим доступа: http://wwwold.dvfu.ru/documents/41490/2396929/12-03.pdf

(дата обращения: 07.09.2016).

3. Акимов Р. А. Проблема становления во времени // Философские аспекты учения о времени, пространстве, причинности и детерминизме : сб. ст. / АН СССР, Ин-т философии ; отв. ред. Ю. Б. Молчанов. - Москва : ИФАН, 1985. - С. 31-39.

4. Аристотель. Сочинения : в 4 т. / Аристотель ; ред. и авт. вступ. ст. И. Д. Рожанский. - Москва : Мысль. - Т. 3. - 613 с.

5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм ; сокращ. пер. с англ. В. Н. Самохина ; общ. ред. В. П. Шестакова. - Москва : Прогресс, 1974. - 392 с.

6. Аскин Я. Ф. Проблема времени, ее философское истолкование / Я. Ф. Аскин. - Москва : Мысль, 1966. - 200 с.

7. Аскольдов С. А. Время и его преодоление / С. А. Аскольдов // Мысль. -Петербург, 1922. - № 3. - С. 80-97.

8. Афанасьев В. Г. Социальная информация и управление обществом / В. Г. Афанасьев. - Москва : Политиздат, 1975. - 408 с.

9. Багиров Э. Г. Телевидение: XX век: Политика. Искусство. Мораль / Э. Г. Багиров, И. Г. Кацев. - Москва : Искусство, 1968. - 303 с.

10. Базен А. Что такое кино? : сб. ст. : пер. с фр. / А. Базен. - Москва : Искусство, 1972. - 383 с.

11. Бердяев Н. А. Дух и реальность / Н. А. Бердяев ; сост. В. Н. Калюжного. -Москва : АСТ, 2003. - 679 с.

12. Бердяев Н. А. Философия свободного духа : сборник / Н. А. Бердяев. -Москва : Республика, 1994. - 479 с.

13. Богданова Е. Феномен инфотейнмента на телевидении / Е. Богданова // Наука телевидения. - Москва, 2012. - Вып. 9. - С. 217-221.

14. Богомолов Ю. А. Курьезы муз: Диалектика продуктивного и репродуктивного в творчестве на радио и ТВ / Ю. А. Богомолов. -Москва : Искусство, 1986. - 191 с.

15. Богомолов Ю. А. Проблемы времени в художественном телевидении: (Опыт сравнит. анализа) / Ю. А. Богомолов ; Всесоюз. науч.-исслед. ин-т искусствознания. - Москва, 1977. - 127 с.

16. Богомолов Ю. А. Репродуктивная функция телевидения / Ю. А. Богомолов // Музы ХХ века: Художественные проблемы средств массовой коммуникации / ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР ; отв. ред. Н. Зоркая, Ю. Богомолов. - Москва, 1978. - С. 111-126.

17. Божович В. И. Андре Базен и проблема экранного времени / В. И. Божович // Киноведческие записки. - Москва, 1993/1994. - № 20. - С. 169-173.

18. Борецкий Р. А. Начало. К истории ТВ: выпавшее звено, или мое забытое телевидение / Р. А. Борецкий. - Москва : ВК, 2010. - 311 с.

19. Борецкий Р. А. Телевидение на перепутье: статьи 1989-1998 / Р. А. Борецкий. - Москва : Ин-т истории и соц. пробл. телевидения, 1998. -105 с.

20. Борисов С. И. Видеоконтент в Интернете: эффект «вирусной» распространяемости // Социальные аспекты современного вещания в России : сб. ст. / Московский государственный университет ; ред. Л. Ю. Малькова, О. В. Тихонова. - Москва : Факультет журналистики МГУ, 2014. - С. 120-132.

21. Буров А. М. Основные принципы повторения в художественном строе изобразительных и экранных искусств / А. М. Буров. - Москва : Грифон, 2013. - 232 с.

22. Бычков В. В. Триалог: живая эстетика и современная философия искусства / В. В. Бычков, Н. Б. Маньковская, В. В. Иванов ; Рос. акад. наук, Ин-т философии. - Москва : Прогресс-Традиция, 2012. - 839 с.

23. Бычков В. В. Триалог plus / В. В. Бычков, Н. Б. Маньковская, В. В. Иванов ; Рос. акад. наук, Ин-т философии. - Москва : Прогресс-Традиция, 2013. - 493 с., 40 л. ил.

24. Вайсфельд И. В. Андре Базен и современное киноискусство / И. В. Вайсфельд // Базен А. Что такое кино? : сб. ст. : пер. с фр. / А. Базен. - Москва, 1972. - С. 6.

25. Вартанов А. К методологии искусствоведческого исследования средств массовой коммуникации / А. Вартанов // Музы ХХ века: Художественные проблемы средств массовой коммуникации / ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР ; отв. ред. Н. Зоркая, Ю. Богомолов. - Москва : Искусство, 1978. - С. 17-38.

26. Вартанов А. С. От фото до видео / А. С. Вартанов ; Гос. ин-т искусствознания. - Москва : Искусство, 1996. - 220 с. : ил.

27. Вартанов А. С. Росссийское телевидение на рубеже веков : проблемы, программы, лица : учеб. пособие / А. С. Вартанов. - Москва : КДУ, 2009. -480 с.

28. Васильева, Л. А. Делаем новости! : учеб. пособие / Л. А. Васильева. -Москва : Аспект Пресс, 2003. - 188 с.

29. Вильчек В. М. Кинематограф и телевидение / В. М. Вильчек // Кино и время / НИИ теории и истории кино Госкино СССР ; отв. ред. Д. С. Писаревский [и др.]. - Москва, 1979. - Вып. 2. - С. 156-173.

30. Вильчек В. М. Контуры : Наблюдения о природе телеискусства / В. М. Вильчек ; М-во культуры УзССР, Ин-т искусствознания им. Хамзы Хаким-заде Ниязи. - Ташкент : Фан, 1967. - 212 с.

31. Вильчек В. М. Под знаком ТВ / В. М. Вильчек. - Москва : Искусство, 1987.

- 239 с.

32. Гинзбург С. С. Рождение русского документального кино / С. С. Гинзбург // Вопросы киноискусства : сб. ст. / отв. ред. Ю. С. Калашников ; Акад. наук СССР. Ин-т истории искусств. - Москва, 1960. - Вып. 4. - С. 238-275.

33. Горюнова Н. Л. Художественно-выразительные средства экрана. В 3 ч. Ч. 1. Пластическая выразительность кадра / Н. Л. Горюнова. - Москва : Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2000.

- 39 с.

34. Горюнова Н. Л. Художественно-выразительные средства экрана. В 3 ч. Ч. 2. Динамика экрана / Н. Л. Горюнова. - Москва : Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2000. - 41 с.

35. Горюнова Н. Л. Художественно-выразительные средства экрана. В 3 ч. Ч. 3. Изобразительно-звуковой образ / Н. Л. Горюнова. - Москва : Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2000.

- 47 с.

36. Громов Е. С. Постмодернизм: теория и практика : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Киноведение", "Кинооператорство", "Режиссура кино и телевидения", "Звукорежиссура" / Е. С. Громов, Н. Б. Маньковская ; Всерос. гос. ин-т кинематографии им. С. А. Герасимова. - Москва : ВГИК, 2002. - 133 с.

37. Данн Д. У. Эксперимент со временем / Д. У. Данн. - Москва : Аграф, 2000.

- 223 с. : ил.

38. Дауров И. Г. Изобразительно-выразительные средства 3Б-кино и его новые пластические возможности / И. Г. Дауров // Мир техники кино. -Москва, 2013. - № 2 (28). - С. 23-31.

39. Дворко Н. И. Режиссура мультимедиа : Генезис, специфика, эстетические принципы : дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.03 / Дворко Нина Ивановна ; [место защиты: Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания]. - Санкт-Петербург, 2004. - 334 с.

40. Делез Ж. Кино : Кино-1 Образ-движение; Кино-2 Образ-время / Жиль Делез ; пер. с фр. Б. Скуратов. - Москва : Ad Ма^тет, 2004. - 622 с.

41. Десяев С. Н. Категории пространства и времени в образной структуре телевизионной публицистики : дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.10 / Десяев Сергей Николаевич ; [место защиты: Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания]. - Москва, 2005. - 336 с.

42. Десяев С. Н. Образ времени и время образа : монография / С. Н. Десяев ; М-во образования Рос. Федерации. Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева, Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. -Саранск : Тип. "Красный Октябрь", 2003. - 177 с.

43. Дзялошинский И. М. Российское телевидение: противостояние матриц / И. М. Дзялошинский // Вестник ВГИК. - Москва, 2011. - № 9. - С. 122-130.

44. Дробашенко С. В. Пространство экранного документа: Эстетика документализма / С. В. Дробашенко. - Москва : Искусство, 1986. - 320 с., [8] л. ил.

45. Ермилова Г. Виртуальность в формате, или формальный человек / Г. Ермилова // Наука телевидения. - Москва, 2011. - Вып. 8. - С. 77-93.

46. Жаров А. М. Проблема времени и неопределенность / А. М. Жаров ; отв. ред. В. Г. Иванов ; Ленингр. фин.-экон. ин-т им. Н. А. Вознесенского. -Ростов-на-Дону : Изд-во Рост. ун-та, 1987. - 159 с.

47. Иорданиди О. Э. Монтажная выразительность исторического документального фильма : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.03 / Иорданиди Ольга Владимировна ; [место защиты: Ин-т кинематограф]. - Москва, 2004. - 26 с.

48. Иорданиди О. Э. Шуб и монтаж исторической хроники (новаторство Э. Шуб в контексте «Теории факта» ЛЕФа) [Электронный ресурс] / О. Э. Иорданиди // Флаэртиана: Международный фестиваль документального кино. - Москва, 2000. - Режим доступа: http://www.flahertiana.ru/program/events.htm?id=165

(дата обращения: 09.03.2017).

49. Кант И. Сочинения. В 6 т. Т. 3. Философское наследие : ФН [пер. с нем.] / И. Кант ; ред. Т. И. Ойзерман. - Москва : Мысль, 1963. - 798 с.

50. Кармен Р. Л. Искусство кинорепортажа : учеб. пособие / Р. Л. Кармен ; Всесоюз. гос. ин-т кинематографии (ВГИК). Каф. реж. док., науч.-популярн. и учеб. фильма. - Москва : ВГИК, 1974. - 36 с.

51. Карпицкий Н. Н. Критерий времени для определения виртуальной реальности в религиозном сознании и трансцендентальном разуме / Н. Н. Карпицкий // Генезис категории виртуальная реальность : материалы Междунар. науч. конф., 15 февр. 2008 г. / отв. ред. А. В. Захряпин. -Саранск, 2008. - С. 139-143.

52. Кемарская И. Н. Телевизионная драматургия: форматный подход / И. Н. Кемарская // Вестник ВГИК. - Москва, 2015. - № 4 (26). - С. 130-142.

53. Кемниц Я. Ю. Воображение и визуальные эффекты: обострение противоречий на примере использования отраженного действия / Я. Ю. Кемниц // Наука телевидения : науч. альманах / науч. ред. Е. В. Дуков. - Москва, 2014. - Вып. 11. - С. 251-258.

54. Ким М. Н. Репортаж: технология жанра / М. Н. Ким. - Санкт-Петербург : Изд-во Михайлова В. А., 2005. - 224 с.

55. Кичин В. С. Кино, как свечка, отгорело [Электронный ресурс] / В. С. Кичин // Известия. - Москва, 2002. - 11 марта. - Режим доступа: http://izvestia.ru/news/259240 (дата обращения: 09.03.2017).

56. Колесниченко А. В. Практическая журналистика. 15 мастер-классов : учеб. пособие, обучающихся по специальности "Журналистика" / А. В. Колесниченко. - Москва : Аспект Пресс, 2014. - 108 с. : ил., табл.

57. Кракауэр З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности / З. Кракауэр ; сокр. пер. с англ. Д. Ф. Соколовой. - Москва : Искусство, 1974. - 424 с.

58. Кривошеев М. И. Международная стандартизация цифрового телевизионного вещания / М. И. Кривошеев. - Москва : НИИР, 2006. -927 с. : табл.

59. Кузнецов Г. В. Так работают журналисты ТВ / Г. В. Кузнецов ; Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 2000. -220 с.

60. Кузнецов Г. В. ТВ-журналист / Г. В. Кузнецов. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 251 с.

61. Кулешов Л. В. Экран сегодня / Л. В. Кулешов // Новый ЛЕФ. - Москва, 1927. - №4. - С. 31-34.

62. Лазовская Е. Е. Графическое оформление стереоскопических телевизионных трансляций спортивных мероприятий / Е. Е. Лазовская, В. А. Павлов // Запись и воспроизведение объемных изображений в кинематографе и других областях : материалы IV Междунар. науч.-техн. конф. (Москва, 26-27 апр. 2012 г.) / М-во культуры Рос. Федерации, Союз кинематографистов Рос. Федерации, ФГУП "Московское конструкторское бюро киноаппаратуры" (МКБК), Санкт-Петербургский гос. ун-т кино и телевидения (СПбГУКиТ), Московский киновидеоинститут (МКВИ) ; под общ. ред. О. Н. Раева. - Москва, 2013. - С. 204-209.

63. Лебедев В. П. Гносеологический аспект понятия времени / В. П. Лебедев, В. С. Степин // Вопросы философии. - Москва, 1970. - № 10. - С. 49-59.

64. Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики / Ю. М. Лотман. - Таллин : Ээсти раамат, 1973. - 135 с. : ил.

65. Луков М. Телевидение в современной культуре повседневности: тезаурусный анализ / М. Луков, В. Луков // Наука телевидения : науч. альманах. - Москва, 2011. - Вып. 8. - С. 57-75.

66. Любинская Л. Н. Время и информация / Л. Н. Любинская // Философские науки. - Москва, 1979. - № 5. - С. 55-61.

67. Любинская Л. Н. Философские проблемы времени в контексте междисциплинарных исследований / Л. Н. Любинская, С. В. Лепилин. -Москва : Прогресс-Традция, 2002. - 303 с.

68. Магронт М. Новости как профессия : учеб. пособие для студентов вузов / М. Магронт. - Москва : Аспект Пресс, 2015. - 119 с.

69. Маклюэн Г. М. Понимание медиа: внешние расширения человека / Г. М. Маклюэн ; пер. с англ. В. Г. Николаева. - Москва : КАНОН-пресс-Ц ; Жуковский : Кучково поле, 2003. - 462 с.

70. Маньковская Н. Б. Современное искусство как феномен техногенной цивилизации : учеб. пособие для студентов вузов / Н. Б. Маньковская, В. В. Бычков ; М-во культуры Рос. Федерации, Всерос. гос. ун-т кинематографии им. С. А. Герасимова (ВГИК). - Москва : ВГИК, 2011. -206 с.

71. Маньковская Н. Б. Виртуальная реальность в искусстве и эстетике / Н. Б. Маньковская // Кино: методология исследования : сб. науч. тр. / сост. и науч. ред. В. М. Муриан. - Москва, 2001. - С. 7-17.

72. Маньковская Н. Б. Виртуальная реальность. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века. - Москва : РОССПЭН, 2003. - 607 с.

73. Маньковская Н. Б. "Париж со змеями" : (Введение в эстетику постмодернизма) / Н. Б. Маньковская ; Рос. АН, Ин-т философии. -Москва : ИФРАН, 1995. - 220 с.

74. Маньковская Н. Б. Феномен постмодернизма. Художественно-эстетический ракурс / Н. Б. Маньковская ; Рос. акад. наук, Ин-т философии, Ин-т науч. информ. по общественным наукам. - 2-е изд. - Москва : Центр гуманитарных инициатив ; Санкт-Петербург : Университетская книга-СПБ, 2016. - 496 с.

75. Мариевская Н. Е. Время в кино / Н. Е. Мариевская. - Москва : Прогресс-Традиция, 2015. - 336 с. : ил.

76. Мариевская Н. Е. Историческое время в структуре фильма / Н. Е. Мариевская // Вестник ВГИК. - Москва, 2010. - № 2. - С. 12-26.

77. Мариевская Н. Е. Нелинейное время фильма : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Драматургия" и др.

кинематографическим специальностям / Н. Е. Мариевская ; Всерос. гос. ун-т кинематографии им. С. А. Герасимова (ВГИК). - Москва : ВГИК, 2014. - 130 с.

78. Масбургер Р. Б. Видеосъемка одной камерой / Р. Б. Масбургер ; пер. с англ. Е. Г. Шматрикова ; под ред. В. Г. Маковеева ; Гуманитарный ин-т телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина. - 4-е изд. - Москва : ГИТР, 2006. - 223 с.

79. Медынский С. Е. Синхронная киносъемка в документальном фильме : учеб. пособие / С. Е. Медынский. - Москва : ВГИК, 1985. - 63 с. : ил.

80. Миллерсон Д. Телевизионное производство / Д. Миллерсон ; пер. с англ. под ред. В. Г. Маковеева. - Москва : ГИТР : Флинта, 2004. - 566 с. : ил.

81. Михалкович В. И. Очерк теории телевидения / В. И. Михалкович. -Москва : Гос. ин-т искусствознания, 1996. - 254, [1] с.

82. Молчанов Ю. Б. Проблема времени в современной науке / Ю. Б. Молчанов ; отв. ред. С. Ю. Сачков ; АН СССР, Ин-т философии. - Москва : Наука, 1990. - 132 с.

83. Морозов А. В. Справочник телеоператора / А. В. Морозов, Д. В. Серпухин. - Москва : [б. и.], 2008. - 214 с. : ил.

84. Муравьев В. Н. Овладение временем : сборник / В. Н. Муравьев. -Москва : Росспэн, 1998. - 320 с.

85. Муратов С. ТВ - эволюция нетерпимости: (История и конфликты этических представлений) / С. Муратов. - Москва : Логос, 2000. - 238 с.

86. Мухин И. Безочковые устройства воспроизведения стерео 3Б / И. Мухин, А. Путилин // 625 : науч.-техн. журнал. - Москва, 2012. - Вып. 9. - С. 66-69.

87. Некрасов Д. Ю. Классификация произведений изобразительного искусства в зависимости от носителя / Д. Ю. Некрасов // Дизайн. Материалы. Технология. - Санкт-Петербург, 2015. - № 1 (36). - С. 41-47.

88. Нехорошев Л. Н. Драматургия фильма : учебник / Л. Н. Нехорошев. -Москва : ВГИК, 2009. - 342 с. : ил.

89. Нечай О. Ф. Телевидение как художественная система / О. Ф. Нечай ; ред. Р. Н. Ильин. - Минск : Наука и техника, 1981. - 256 с. : ил.

90. Новиков А. В. Эволюция эстетики натурализма : критический анализ : дис. ... д-ра философ. наук : 09.00.04 / Новиков Александр Васильевич ; [место защиты: Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова]. - Москва, 1984. -412 с.

91. Огурчиков П. К. Экранная культура как новая мифология: на примере кино : дис. ... д-ра культурологии : 24.00.01 / Огурчиков Павел Константинович ; [место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств]. -Москва, 2008. - 287 с.

92. Оуэнс Д. Телевизионное спортивное производство : учеб. пособие / Д. Оуэнс ; пер. с англ. И. Симонова, Е. Ковалевой ; под ред. С. Похоменкова. - Москва : ГИТР, 2012. - 276 с. : ил.

93. Оуэнс Д. Телевизионное производство : учеб. пособие / Д. Оуэнс, Д. Миллерсон ; пер. с англ. Ю. Волковой ; под ред. К. Шерговой. -Москва : ГИТР, 2012. - 424 с. : ил.

94. Парсаданова Т. Н. Телепродюсерство. Современные аспекты : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Продюсерство» / Т. Н. Парсаданова. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2016. -231 с.

95. Пастернак Б. Л. Избранное / Б. Л. Пастернак. - Москва : Гудьял-Пресс, 1998. - 744 с.

96. Пимонов В. Катехизис журналиста (основы журналистики) : программа курса с комментариями и рекомендациями / В. Пимонов. - 3-е изд. -Москва : Гуманитар. ин-т телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина (ГИТР), 2009. - 56 с.

97. Пондопуло Г. К. Фотография. История. Эстетика. Культура / Г. К. Пондопуло. - Москва : ВГИК, 2008. - 336 с.

98. Правда кино и "киноправда": по страницам зарубежной прессы : сб. ст. / под ред. С. В. Дробашенко. - Москва : Искусство, 1967. - 332 с., 23 л. ил.

99. Прожико Г. С. Время как объект переживания в экранной информации : доклад [Электронный ресурс] / Г. С. Прожико // Международный фестиваль документального кино «Флаэртиана-1998». - Режим доступа: http://www.flahertiana.ru/program/events.htm?id=173

(дата обращения: 30.11.2016).

100. Прожико Г. С. Концепция реальности в экранном документе : дис. ... д-ра искусствоведения : 17.00.03 / Прожико Галина Семеновна ; [место защиты: Всерос. гос. ин-т кинематографии им. С. А. Герасимова]. - Москва, 2004. -422 с.

101. Прожико Г. С. Художественные амбиции экранного документа на рубеже веков / Г. С. Прожико // Вестник ВГИК. - Москва, 2011. - № 8. - С. 24-44.

102. Прожико Г. С. Экран мировой документалистики : (очерки становления языка зарубежного документального кино) / Г. С. Прожико ; Всерос. гос. ун-т кинематографии им. С. А. Герасимова (ВГИК). - Москва : Всерос. гос. ун-т кинематографии им. С. А. Герасимова, 2011. - 285 с., [16] л. ил.

103. Рабигер М. Режиссура документального кино / М. Рабигер ; пер. с англ. Е. В. Масловой и Д. Л. Караваева ; Гуманитар. ин-т телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина. - 4-е изд. - Москва : ГИТР, 2006. -543 с. : ил., портр., табл., факс.

104. Новые аудиовизуальные технологии : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / О. В. Грановская [и др.] ; отв. ред. К. Э. Разлогов. -Москва : Едиториал УРСС, 2005. - 481 с.

105. Разлогов К. Э. Экранное искусство в эпоху новых технологий // «Close-up» : Историко-теоретический семинар во ВГИКе : лекции 1996-1998 гг. / К. Э. Разлогов ; сост. А. С. Трошин. - Москва : ВГИК. «Эйзенштейновский центр», 1999. - С. 270-285.

106. Рейхенбах Г. Направление времени : пер. с англ. / Г. Рейхенбах. - Изд. 2-е. -Москва : Едиториал УРСС, 2003. - 360 с.

107. Ромм М. И. Беседы о кино / М. И. Ромм. - Москва : Искусство, 1964. -366 с.

108. Ваше слово, товарищ автор / В. Сурин, Е. Габрилович, Ю. Нагибин [и др.]. -Москва : Искусство, 1965. - 262 с., 15 л. ил. - (Мосфильм 5).

109. Ромм М. И. Избранные произведения. В 3 т. Т. 1. Теория, критика, публицистика / М. И. Ромм. - Москва : Искусство, 1980. - 575 с. : ил.

110. Сальникова Е. В. Феномен визуального. От древних истоков к началу XXI века : монография / Е. В. Сальникова ; Гос. ин-т искусствознания. -Москва : Прогресс-Традиция, 2012. - 575 с., [24] ил.

111. Старусева-Першеева А. Д. Видеоарт: знаковое отсутствие монтажа как художественный прием / А. Д. Старусева-Першеева // Вестник ВГИК. -Москва, 2015. - № 3. - С. 82-91.

112. Таггл К. А. Новости в телерадиоэфире: подготовка, продюсирование и презентация новостей в СМИ / К. А. Таггл, Ф. Карр, С. Хаффман ; пер. с англ. Абдуллиной М. В. ; Гуманитар. ин-т телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина. - Москва : ГИТР, 2006. - 430 с. : ил.

113. Андрей Тарковский: Архивы. Документы. Воспоминания / автор-сост. П. Д. Волкова. - Москва : ЭКСМО-Пресс, 2002. - 464 с.

114. Тарковский А. А. Запечатленное время / А. А. Тарковский // Вопросы киноискусства. - Москва, 1967. - № 10. - С. 90-91.

115. Тарковский А. А. Запечатленное время. Глава 5. О времени, ритме и монтаже [Электронный ресурс] / А. А. Тарковский // Медиа-архив «Андрей Тарковский». - Режим доступа: http://www.tarkovskiy.su/texty/vrema/vrema6-3.html

(дата обращения: 13.07.2017).

116. Андрей Тарковский: начало... и пути: (воспоминания, интервью, лекции, ст.) / сост. и ред. М. Ростоцкая. - Москва : ВГИК : ИЦ "Гарант", 1994. -204 с. : ил., факс.

117. Третьяков В. Т. Как стать знаменитым журналистом : курс лекций по теории и практике соврем. рус. журналистики : учеб. пособие для студентов, аспирантов и преподавателей фак. журналистики и политологии ун-тов и вузов России / В. Т. Третьяков ; Рос. акад. гос.

службы при Президенте Рос. Федерации, Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т), М-во иностр. дел Рос. Федерации. - Москва : Ладомир, 2004. - 617, [6] с.

118. Третьяков В. Т. Теория телевидения : ТВ как неоязычество и как карнавал : курс лекций / В. Т. Третьяков ; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Высш. шк. (фак.) телевидения. - Москва : Ладомир, 2015. - 659 с.

119. Уайт Т. Производство эфирных новостей / Т. Уайт ; пер. М. Л. Теракопян и Д. Л. Караваева ; под ред. В. И. Пимонова и Т. Н. Яковлевой-Нельсон. - 4-е изд. - Москва : ГИТР, 2007. - 479 с. : ил.

120. Уилки Б. Создание спецэффектов для ТВ и видео / Б. Уилки : пер. с англ.

A. В. Соколовой, А. М. Фомина ; под ред. А. М. Фомина, Л. П. Волковой. -Москва : Гос. ин-т телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина, 2001. - 188 с. : ил.

121. Уитроу Дж. Естественная философия времени / Дж. Уитроу ; общ. ред. М. Э. Омельяновского ; пер. с англ. Ю. Молчанова, В. Скурлатова, С. Шушурина. - 2-е изд. - Москва : Едиториал УРСС, 2003. - 400 с.

122. Уорд П. Композиция кадра в кино и на телевидении / П. Уорд ; пер. с англ. Д. М. Демуровой, Ю. В. Волковой ; под ред. С. И. Ждановой - Москва : ГИТР, 2005. - 196 с. : ил.

123. Уорф Б. Отношение норм поведения и мышления к языку / Б. Уорф // Новое в лингвистике : сб. статей : пер. с англ. и фр. / сост.

B. А. Звегинцева. - Москва, 1960. - Вып. 1. - С. 136-169.

124. Уразова С. Л. Реалити-шоу: особенности и принципы моделирования /

C. Л. Уразова ; ФГОУ ДПО "Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания". - Москва : ФГОУ ДПО "ИПК работников ТВ и РВ", 2011. - 240 с.

125. Уразова С. Л. Экранная "реальность" в контексте модернизации медийной среды / С. Л. Уразова // Вестник ВГИК. - Москва, 2010. - № 3/4. -С. 180-190.

126. Утилова Н. И. Клиповый монтаж и иллюзорный мир / Н. И. Утилова // Вестник ВГИК. - Москва, 2012. - № 12/13. - С. 131-146.

127. Утилова Н. И. Телевизионное пространство и время. Эстетическая роль монтажа / Н. И. Утилова. - Москва : Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2000. - 32 с.

128. Утилова Н. И. Монтаж : учеб. пособие для студентов вузов / Н. И. Утилова - Москва : Аспект Пресс, 2004. - 167 с. : ил., табл.

129. Флоренский П. А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии / П. А. Флоренский ; ред. Игумен Андроник (А. С. Трубачев). - Москва : Мысль, 2000. - 446 с.

130. Фрейлих С. И. Диалектика жанра / С. И. Фрейлих // Вопросы киноискусства. - Москва, 1967. - № 10. - С. 112.

131. Хлыстунова С. В. Специальные эффекты в зарубежном кинематографе: этапы истории / С. В. Хлыстунова ; М-во культуры Рос. Федерации, Рос. ин-т истории искусств. - Санкт-Петербург : Рос. ин-т истории искусств, 2012. - 286 с., 4 л. цв. ил.

132. Хлыстунова С. В. Специальные эффекты в художественном пространстве фильма: История, современное состояние, перспективы : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.09 / Хлыстунова Светлана Викторовна ; [место защиты: Рос. ин-т истории искусств]. - Санкт-Петербург, 2005. - 171 с.

133. Хренов Н. А. Кино : реабилитация архетипической реальности / Н. А. Хренов. - Москва : Аграф, 2006. - 701 с., 16 л. ил.

134. Цвик В. Л. Телевизионная служба новостей : учеб. пособие / В. Л. Цвик. -Москва : ЮНИТА-ДАНА, 2008. - 319 с.

135. Циолковский К. Э. Путь к звездам / К. Э. Циолковский. - Москва : Книжный Клуб Книговек, Санкт-Петербург : Северо-Запад, 2011. - 320 с.

136. Чалдини Р. Психология влияния [Электронный ресурс] / Р. Чалдини. -Режим доступа: http://lms.hse.ru/content/lessons/51865/-files-data-file-chaldini_robert_psihologiya_vliyaniya.pdf (дата обращения: 17.08.2016).

137. Чернышов А. Музыка и СМИ цифровой эпохи / А. Чернышов // Наука телевидения. - Москва, 2012. - Вып. 9. - С. 222-228.

138. Шабалин В. В. Визуализация объема пространства в телевизионном изображении новостного материала / В. В. Шабалин // Запись и воспроизведение объёмных изображений в кинематографе и других областях : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 25-26 апр. 2016 г.) / М-во культуры Рос. Федерации, Всерос. гос. ун-т кинематографии им. С. А. Герасимова (ВГИК), Союз кинематографистов Рос. Федерации, рос. секция науч. общества инженеров кино и телевидения (БМРТБ) ; под общ. ред. О. Н. Раева. - Москва, 2016. -С. 245-252.

139. Шабалин В. В. Дополнительная визуализированная информация в телевизионном репортаже-трансляции формата 3Б / В. В. Шабалин // Запись и воспроизведение объемных изображений в кинематографе и других областях : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 17-18 апр. 2014 г.) / М-во культуры Рос. Федерации, Всерос. гос. ун-т кинематографии им. С. А. Герасимова, Союз кинематографистов Рос. Федерации, рос. секция науч. общества инженеров кино и телевидения (БМРТБ) ; под общ. ред О. Н. Раева. - Москва, 2014. - С. 192-198.

140. Шабалин В. В. Полиракурсная визуализация реальности / В. В. Шабалин // Пространство культуры. - Москва, 2015. - № 1. - С. 211-118.

141. Шабалин В. В. Полиэкран как средство монтажа / В. В. Шабалин // Вестник ВГИК. - Москва, 2015. - № 1. - С. 128-134.

142. Шабалин В. В. Художественное время в телерепортаже / В. В. Шабалин // Вестник ВятГГУ. - Киров, 2015. - № 3. - С. 15-17.

143. Шабалин В. В. Художественные эффекты в телевизионном репортаже (новостном материале) / В. В. Шабалин // Инновационные технологии в кинематографе и образовании : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 21-25 сент. 2015 г.) / М-во культуры Рос. Федерации, Всерос. гос.

ин-т кинематографии им. С. А. Герасимова ; под. ред. О. Н. Раева. -Москва, 2015. - С. 188-193.

144. Шеметова Т. Картина мира как видеосфера в современной реальности / Т. Шеметова // Наука телевидения. - Москва, 2013. - Вып. № 10. - С. 56-65.

145. Шеметова Т. Клиппинг как маркер времени в современной экранной культуре / Т. Шеметова // Наука телевидения. - Москва, 2012. - Вып. № 9. - С. 149-159.

146. Шергова К. А. Эстетические особенности современного документального телефильма / К. А. Шергова // Вестник ВГИК. - Москва, 2010. - № 2. -С. 51-58.

147. Шульц Б. Спортивные СМИ. Репортаж, продюсирование и планирование / Б. Шульц ; пер. с англ. Е. Панасюка. - Москва : Гуманитар. ин-т телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина. ГИТР, 2013. - 305 с.

148. Шумакова А. Вперед в прошлое. Цифровые технологии и полиэкран / А. Шумакова // Искусство кино. - Москва, 2010. - № 6. - С. 80-86.

149. Шумилова С. Д. Цвет в системе художественных средств современного телевидения : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.03 / Шумилова Светлана Дмитриевна ; [место защиты: Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания]. - Москва, 2006. - 159 с.

150. Эйзенштейн С. М. Драматургия киноформы : статьи по истории кино / С. М. Эйзенштейн. - Москва : Эйзенштейн-центр, 2016. - 334 с.

151. Эйзенштейн С. М. Монтаж : к изучению дисциплины / С. М. Эйзенштейн ; сост., авт. предисл. и ком. Н. И. Клейман ; РГАЛИ, Эйзенштейн. центр ис. кинокультуры. - Москва : Музей кино, 2000. - 592 с. : ил.

152. Эрнст К. О будущем телевизионной индустрии / К. Эрнст // Коммерсант. -Москва, 2011. - 13 окт. (№ 192). - С. 4.

153. Юран А. Пространство и время в психоанализе [Электронный ресурс] / А. Юран. - Режим доступа: http://prev.lacan.ru/articles/space_and_time.html (дата обращения: 14.11.2013).

154. Юровский А. Я. Основы телевизионной журналистики : учеб. пособие для ун-тов / А. Я. Юровский, Р. А. Борецкий. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1966. - 337 с. : ил.

155. Юровский А. Я. Телевидение - поиски и решения : очерки истории и теории советской тележурналистики / А. Я. Юровский. - 2-е изд., доп. -Москва : Искусство, 1983. - 215 с.

156. Якобсон М. Многокамерное производство: от подготовки до монтажа и выпуска / М. Якобсон ; пер. с англ. Ю. Волковой ; под ред. М. Казючица. -Москва : ГИТР, 2012. - 492 с. : ил.

157. Ямпольский М. Б. Видимый мир : очерки ранней кинофеноменологии / М. Б. Ямпольский ; НИИ киноискусства. - Москва : НИИ киноискусства, 1993. - 215 с.

158. Зоны вещания Первого канала (19 февр. 2016 г.) [Электронный ресурс] // Первый канал. - Режим доступа: http://www.1tv.ru/total/pi=5

(дата обращения: 13.03.2017).

159. Колюбакин В. Сколько емкости нужно на «цифру»? : по материалам XIV ежегодной Конференции операторов и пользователей сети спутниковой связи и вещания РФ Satrus 2009 [Электронный ресурс] / В. Колюбакин // Теле-Спутник : журнал о цифровом телевидении. - Санкт-Петербург, 2009.

- № 12(170). -

Режим доступа: http://www.telesputnik.ru/archive/170/article/91.html (дата обращения: 13.03.2017).

160. Interview with Orson Welles / André Bazin and Charles Bitsch; translated and annotated by Sally Shafto [Elektronische Ressource] / O. Welles // Senses of cinema - Режим доступа: http://sensesofcinema.com/2008/46/orson-welles-bazin-bitsch/ (дата обращения: 13.03.2017). - Originally published in «Cahiers du Cinéma». - 1958. - № 84.

161. Poulet G. Études sur le temps humain : in 4 vol. / G. Poulet. - Paris : Plon, 1965.

- Vol. 1. - XLVII, 409 р.

162. Schultz B. Sports Media [Elektronische Ressource] : planning, production, and reporting / Brad Schultz. - Burlington, MA : Focal Press, 2013. - Режим доступа: http://proquest.tech.safaribooksonline.de/9780240807317/09_chapter0 1_xhtml?sessionid= (дата обращения: 13.03.2017).

СПИСОК ТЕЛЕВИЗИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

1. АвтоВести : телевизионная программа [Электронный ресурс] // Россия 24 (телевизионный эфир: 24.03.2012). - Режим доступа: http://auto.vesti.ru/doc.html?id=499034 (дата обращения: 17.11.2013).

2. Артисты Большого театра отметили 80-летие американского композитора Ф. Гласса, выступив в московском ГУМе : телевизионная рубрика [Электронный ресурс] // Euronews. No comment (телевизионный эфир: 31.01.2017). - Режим доступа:

http://ru.euronews.com/2017/02/01/bolshoi-dancers-perform-at-moscow-shopping-center (дата обращения: 06.02.2017).

3. Война за океан. Подводники : телевизионный документальный фильм [Электронный ресурс] / Р. Белякович, М. Ленская, Ю. Мелюшин // Россия 1 (телевизионный эфир: 24.03.2012). - Режим доступа: http://russia.tv/brand/show/brand_id/4784 (дата обращения: 08.05.2015).

4. Горбунова И. Адвокат на дороге : телевизионная рубрика [Электронный ресурс] / И. Горбунова // Россия. Неделя в городе (телевизионный эфир: 13.09.2009). - Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=l3WWmj6abog

(дата обращения: 22.03.2017).

5. Давыдов Д. Я сам : телевизионный репортаж [Электронный ресурс] / Д. Давыдов // Первый канал. Воскресное время (телевизионный эфир: 03.03.2013). - Режим доступа: https://www.1tv.ru/news/issue/2013-03-03/21:00#8 (дата обращения: 06.02.2017).

6. Евстигнеев А. В Италии увековечили память российских моряков : телевизионный репортаж [Электронный ресурс] / А. Евстигнеев // Первый канал. Новости (телевизионный эфир:10.06.2012). - Режим доступа: http://www.1tv.ru/news/world/209252 (дата обращения: 17.11.2013).

7. Зарубин П. Инаугурация мэра Москвы : телевизионный репортаж [Электронный ресурс] / П. Зарубин // Россия 1. Вести (телевизионный эфир: 12.09.2013). - Режим доступа:

http://www.vesti.rU/videos/show/vid/536855/#/video/https%3A%2F%2Fplayer. vgtrk.com%2Fiframe%2Fvideo%2Fid%2F624548%2Fstart_zoom%2Ftrue%2Fs howZoomBtn%2Ffalse%2Fsid%2Fvesti%2FisPlay%2Ftrue%2F%3Facc_video_ id%3D536855 (дата обращения: 03.10.2016).

8. Зарубин П. Командный провал: в российском биатлоне нарушена связь времен : телевизионный репортаж [Электронный ресурс] / П. Зарубин // Россия 1. Вести (телевизионный эфир: 12.03.2012). - Режим доступа: http://www.vesti.ru/doc.html?id=738336&tid=93794

(дата обращения: 17.11.2013).

9. Краснов П. Инаугурация мэра Москвы : телевизионный репортаж [Электронный ресурс] / П. Краснов // Первый канал. Время (телевизионный эфир: 12.09.2013). - Режим доступа:

www.1tv.ru/news/2013/09/12/57842-sergey_sobyanin_ofitsialno_vstupil_v_dol zhnost_mera_moskvy (дата обращения: 06.02.2017).

10. Куликов В. Александр Меньков завоевал золото на чемпионате мира по легкой атлетике : телевизионный репортаж [Электронный ресурс] / В. Куликов // Россия 1. Вести Красноярск (телевизионный эфир: 19.08.2013). -

Режим доступа: http://krasnoyarsk.rfn.ru/archive/index.html?date=19-08-2013 (дата обращения: 01.10.2015).

11. Логинов А. Спортивная гимнастика. Для Алии Мустафиной нет ничего невозможного : телевизионный репортаж [Электронный ресурс] / А. Логинов // Россия 2. Большой спорт (телевизионный эфир: 30.09.2015). - Режим доступа:

http://2.russia.tv/video/show/brand_id/44443/episode_id/1233758/video_id/138 5219/ (дата обращения: 30.09.2015).

12. Лякин А. Погодные аномалии : телевизионный репортаж [Электронный ресурс] / А. Лякин // Первый канал. Воскресное время (телевизионный эфир: 05.07.2015). - Режим доступа: http://www.1tv.ru/newsvideoarchive/pd=04.10.2015

(дата обращения: 17.10.2015).

13. Мобильное приложение "RT 360" : телевизионный новостной материал [Электронный ресурс] // Russia today (телевизионный эфир: 18.12.2015). -Режим доступа: https://russian.rt.com/article/137466

(дата обращения: 27.09.2016).

14. Открытая студия : телевизионная программа [Электронный ресурс] // Пятый канал (телевизионный эфир: 10.11.2015). - Режим доступа: http://www.5-tv.ru/programs/broadcast/508887/

(дата обращения: 11.11.2015).

15. Открытие ледового катка на Красной площади в Москве : титр-анонс очередного телевизионного репортажа [Электронный ресурс] // Первый канал. Время (телевизионный эфир: 28.11.2015). - Режим доступа: http://www.1tv.ru/newsvideoarchive/pd=28.11.2015

(дата обращения: 30.11.2015).

16. Открытие Олимпийских игр в Москве : прямая трансляция [Электронный ресурс] // Центральное телевидение СССР (телевизионный эфир: 19.07.1980). - Режим доступа:

https://yandex.ru/video/search?filmId=12kIXe0m8gE&nomisspell=1&text=тра нсляция%20открытия%20олимпиады%2080%20в%20москве&noreask=1&p ath=wizard (дата обращения: 28.09.2016).

17. Паутова О. И в пир, и деловой мир - все последние модные тенденции представили в Милане : телевизионный репортаж [Электронный ресурс] / О. Паутова // Первый канал. Воскресное время (телевизионный эфир: 04.03.2017). - Режим доступа: http://www.1tv.ru/news/2017-03-04/321026-i_v_pir_i_v_delovoy_mir_vse_poslednie_modnye_tendentsii_predstavili_v_mil ane (дата обращения: 22.03.2017).

18. Познер В. Познер : телевизионная программа [Электронный ресурс] / В. Познер // Первый канал (телевизионный эфир: 28.10.2012). - Режим доступа: http://www.1tv.ru/prj/pozner/vypusk/18881 (дата обращения: 17.11.2013).

19. Привалов А. Реплика Александра Привалова : телевизионная рубрика [Электронный ресурс] / А. Привалов // Россия 24 (телевизионный эфир: 16.03.2016). - Режим доступа:

http://www.vesti.rU/videos/show/vid/673859/cid/1210/# (дата обращения: 18.03.2016).

20. Прогноз погоды : телевизионная рубрика [Электронный ресурс] // Россия 1. Вести Москва (телевизионный эфир: 17.10.2015). - Режим доступа: http://www.vesti.ru/videos/show/vid/659822/cid/3041/#/video/https%3A%2F% 2Fplayer.vgtrk.com%2Fiframe%2Fvideo%2Fid%2F1432255%2Fstart_zoom%2 Ftrue%2FshowZoomBtn%2Ffalse%2Fsid%2Fvesti%2FisPlay%2Ftrue%2F%3F acc_video_id%3D659822 (дата обращения: 18.10.2015).

21. Симахина К. Год без Земли : телевизионный репортаж [Электронный ресурс] / К. Симахина // Россия 24 (телевизионный эфир: 27.09.2014). -Режим доступа:

http://www.vesti.ru/doc.html?id=2000387#/video/http%3A%2F%2Fplayer.rutv. ru%2Fiframe%2Fvideo%2Fid%2F884044%2Fstart_zoom%2Ftrue%2FshowZo omBtn%2Ffalse%2Fsid%2Fvesti%2FisPlay%2Ftrae%2F (дата обращения: 08.05.2015).

22. Снос в Шотландии старой угольной электростанции : телевизионный материал [Электронный ресурс] // Первый канал. Новости (телевизионный эфир: 27.09.2015). - Режим доступа: http://www.1tv.ru/news/world/293016 (дата обращения: 01.10.2015).

23. Телеанонс программ : телевизионный материал [Электронный ресурс] // Россия 24 (телевизионный эфир: 11.05.2012). - Режим доступа: http://yandex.ru/video/search?filmId=UW6P4llaUXI&text=анонс%20програм %20на%20россии%2024&_=1442777577407&safety=1

(дата обращения: 22.09.2015).

24. Федотов М. Четвертая в отечественной истории женщина-космонавт отправилась на орбиту в модернизированном "Союзе" : телевизионный репортаж [Электронный ресурс] / М. Федотов // НТВ. Сегодня (телевизионный эфир: 26.09.2014). - Режим доступа: http://www.ntv.ru/novosti/1221758/ (дата обращения: 08.05.2015).

25. Шишкин О. В бой идут : телевизионный репортаж [Электронный ресурс] / О. Шишкин // Первый канал. Воскресное время (телевизионный эфир: 04.10.2015). - Режим доступа: http://www.1tv.ru/newsvideoarchive/pd=04.10.2015

(дата обращения: 17.10.2015).

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1. Ван Гог = Van Gogh : документальный, короткометражка / реж. Ал. Рене. -1948, Франция.

2. В прошлом году в Мариенбаде = L'année dernière à Marienbad / реж. Ал. Рене. - 1961, Франция, Италия.

3. Война и мир / реж. С. Бондарчук. - 1965, СССР.

4. Выход рабочих с фабрики = Arbeiter verlassen die Fabrik : короткометражка / реж. О. и Л. Люмьер. - 1895, Франция.

5. Гражданин Кейн = Citizen Kane / реж. О. Уэллс. - 1941, США.

6. Жилищные проблемы = Housing Problems : документальный, короткометражка / реж. Э. Энстей, А. Элтон. - 1935, Великобритания.

7. Игра на понижение = The Big Short / реж. А. МакКей. - 2015, США.

8. Космическая одиссея = 2001: A Space Odyssey / реж. С. Кубрик. - 1968, Великобритания, США.

9. Кояанискатси = Koyaanisqatsi : документальный / реж. Г. Реджио. - 1982, США.

10. Молниеносные превращения = L'homme Protée : короткометражка / реж. Ж. Мельес. - 1899, Франция.

11. Монстро = Cloverfield / реж. М. Ривз. - 2008, США.

12. Обыкновенный фашизм / реж. М. Ромм. - 1965, СССР.

13. Парк юрского периода = Jurassic Park / реж. С. Спилберг. - 1993, США.

14. Персона = Persona / реж. И. Бергман. - 1966, Швеция.

15. Последняя фантазия = Final Fantasy : The Spirits Within / реж. Х. Сакагути, М. Сакакибара. - 2001, США, Япония.

16. Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота = L'Arrivée d'un train à la Ciotat : документальный, короткометражка / реж. О. и Л. Люмьер. - 1895, Франция.

17. Про Любовь : короткометражный / реж. А. Меликян. - 2011, Россия.

18. Тайм-код = Timecode / реж. М. Фиггис. - 2000, США.

19. Трон = Tron / реж. С. Лисбергер. - 1982, США.

20. Фокусник, достающий из воздуха за одну минуту десять шляп = Dix chapeaux en 60 secondes : короткометражка / реж. Ж. Мельес. - 1896, Франция.

21. Хроника одного лета = Chronique d'un été : документальный / реж. Ж. Руш и Э. Морен. - 1961, Франция.

22. Элементарно = Elementary : телевизионный, сериал / реж. Д. Коулз, Д. Полсон. - 2012, США.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.