Феномен экоразумной цивилизации в контексте глобальных процессов современности: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Лю Чжэн

  • Лю Чжэн
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 160
Лю Чжэн. Феномен экоразумной цивилизации в контексте глобальных процессов современности: социально-философский анализ: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. Краснодар. 2014. 160 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Лю Чжэн

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Становление концепций экоразумной цивилизации в социально-философской мысли: история и современность

1.1. Исторический дискурс теории экоразумной цивилизации

1.2. Применение теорий постиндустриального общества в современной экологической проблематике

2. Сущность и специфика формирования и развития аксиологии экоразумной цивилизации в условиях глобализации

2.1. Проблемы взаимодействия человека и природы в глобализующемся мире

2.2. Экологическая ответственность человека в контексте глобальных вызовов современности

3. Ценности экоразумной цивилизации и опыт современного глобального общества: сравнительный анализ

3.1. Отражение экологических ценностей в государственной политике и общественном сознании США, России и Китая как представителей западной, «срединной» и восточной цивилизаций

3.2. Экологическое представление природной среды в мировом сообществе

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен экоразумной цивилизации в контексте глобальных процессов современности: социально-философский анализ»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В настоящее время проблема взаимодействия природы и человека приобретает особую актуальность. Разрешение вопросов экологии - одна из самых насущных глобальных проблем современности. По существу, от скорейшего успешного ее разрешения зависит само выживание человечества на Земле.

Развитие нового экологического мышления связано с осознанием бес-персцективности и, более того, гибельности ориентации на господство преобразовательного типа, технократического стиля мышления, основанного на агрессивном отношении к природе, на вере в беспредельность ее ресурсов, на непонимании, что биосфера истощена многовековой ее эксплуатацией, что она нуждается в восстановлении и что человек ответствен за нее ровно также, как и за самого себя.

Экологическое мышление требует отказа от эгоистических потребительских установок, ориентированных на узколичностные либо узкогрупповые интересы, на достижение сиюминутных целей и материальных выгод, когда не принимаются во внимание не только качество природной среды и благополучие будущих поколений, но и элементарная обеспеченность ближнего. Напротив, современное экологическое мышление должно быть «демократичным», основываться на общечеловеческих ценностях, ориентированных на историческую перспективу, а не на сегодняшний корыстный интерес.

Важной составляющей экоразумной цивилизации в условиях глобализации является ее обращение к глубокому, серьезному осмыслению экологической ситуации в мире, необходимости привлечения для экологических нужд достижении научно-технической революции, в том числе наивысших технологий.

В то же время, наверное, нельзя не замечать того обстоятельства, что массовому сознанию все еще не хватает обостренного восприятия кризисного состояния как природной, так и социальной среды обитания человека. Эти процессы особенно ярко проявляют себя на уровне национальных государств, представляющих различные цивилизационно-культурные общности. В диссертационном исследовании они представлены США, Китаем и Россией, т.е. западной, восточной и «серединной» цивилизациями.

Наконец, говоря об экологическом поведении, необходимо сказать о соответствующем ему мировоззрении. Проблема «человек-общество-природа» уже по самому определению столь значительна и объемна, что не только ее грамотное решение, но и даже исходная ее постановка невозможна без развитого и зрелого мировоззрения. Еще мыслители Древней Греции хорошо понимали, что нельзя понять данную систему вне обращения к законам более общей системы, ее надсистемы. Наверное, надо согласиться с тем, что в данном отношении экологические ценности в значительной мере нивелированы. Похоже, мировоззренческий уровень понимания экологических проблем, каким он был во времена B.C. Соловьева, Н.Ф. Федорова, В.И. Вернадского, Тейяра де Шардена, Э. Леруа, А. Швейцера, сегодня плохо просматривается. Исправление такого положения - серьезная задача современных исследователей.

Обеспокоенные существующим положением многие видные экологи, правоведы, экономисты, политики и др. начиная со второй половины 70-х годов XX столетия объединили свои усилия с целью выработки нового подхода к построению взаимоотношений между человеком и средой его обитания. Результатом проделанной работы стала формулировка концепции устойчивого развития. Согласно определению Международной комиссии по окружающей среде и развитию под устойчивым должно пониматься такое развитие, при котором удовлетворение потребностей современного человечества не ставит под угрозу благополучие последующих поколений и их способность удовле-

творять собственные насущные потребности. Это подразумевает, что некоторые параметры, такие, как ключевые физические константы (состав воздуха, воды, почвы, механические свойства земной поверхности, гравитация и др.), генофонд, участки основных экосистем в их первозданном виде, здоровье населения, должны с течением времени сохранять постоянное значение. Важнейшей задачей в этой связи становится утверждение ценностей экоразумной цивилизации, цель которой в конечном счете сводится к тому, чтобы, с одной стороны, обеспечить сохранность таких качеств окружающей среды, которые не должны быть подвергнуты изменениям, а с другой - обеспечить непрерывный урожай полезных растений, животных и других необходимых человеку ресурсов путем сбалансированных циклов изъятия и обновления.

Концепция устойчивого развития получила мощную поддержку не только со стороны специалистов в области социальной экологии и экологии человека, но и правительств и руководителей государств большинства стран мира, что нашло свое выражение в решениях Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. На ней была заявлена необходимость перехода всего мирового сообщества на рельсы устойчивого развития. Конференция приняла решение об образовании организации Международный Зеленый Крест, главными задачами которой были объявлены экологическое образование и воспитание как основа устойчивого развития и изменения системы ценностей, а также ликвидация последствий «холодной войны» для окружающей среды.

Степень разработанности проблемы. Для постановки и исследования избранной темы основополагающее значение имели работы, посвященные:

- философско-методологическим вопросам экологических проблем;

- рассмотрению предпосылок и условий становления и эволюции ценностей экоразумной цивилизации в аспекте глобализации;

- реализации ценностей экоразумной цивилизации в глобализаци-онных процессах.

От Античности до современности целый ряд исследований таких авторов, как Аристотель, Платон, Р. Декарт, И. Кант, Г. Гегель, Т. Мор, Т. Кампа-нелла, К. Сен-Симон, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, К. Маркс и др. посвящен тем или иным проблемам гармонии между человеческим обществом и окружающей средой, изучению их специфики и сущности. В осмысление взаимодействия общества и природы немалый вклад внесли зарубежные мыслители: А. Тойнби, Ю. Хабермас, Б. Коммонер, Д. Гэлбрейт, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, К. Ясперс1. В России с XIX века в работах B.C. Соловьева, Н.Ф. Федорова, H.A. Бердяева и др. развивалась общая концепция природы и человека в ней, имеющая яркую религиозную направленность. Переосмыслившими ее В.И. Вернадским и К.Э. Циолковским было положено начало современной ноо-сферной концепции русского космизма.

Крупные экологические катастрофы второй половины XX века способствовали возникновению более узких, специфических направлений изучения данной проблемы: охраны окружающей среды, социальной экологии, философии сохранения природы. Их развитию способствовали исследования Р.И. Гиренка, A.M. Гилярова, А.Г. Гулыги, Г.А. Новикова, Ю.П. Одума, Н.Ф. Рей-мерса, А. Печчеи, В.И. Данилов-Данильяна, H.H. Моисеева, А.Д. Урсула и

1 См.: Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1996; Хабермас Ю. Техника и наука как «идеология». М.: Праксис, 2007; Коммонер Б. Замыкающийся круг. Природа. Человек. Технология. Пер. с англ. Л., 1974; Гэлбрейт Д.К. Экономические теории и цели общества. М.: «Прогресс», 1979.

др.)1. Для осмысления темы диссертационного исследования большое значение имеют работы B.C. Голубева, Э.В. Гирусова, В.Г. Горшкова, В.И. Каши-рина, O.K. Дрейера, А.О. Лагутина, К.С. Лосева, В.А. Лося, Н.М. Мамедова,

л

И.Н. Ремизова, А.К. Уледова, Д.Х. Медоуза и др. , в которых содержится теоретическое осмысление проблем устойчивого развития человеческого общества, одним из факторов которого выступает экологически безопасное развитие.

В трудах В.И. Арнольда, В. Каганского, М.А. Соломкиной, А.К. Рычкова, E.H. Константинова, Д.Р. Миннекаевой, Урсула и др. рассмат-

1 См.: Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. М., 1992; Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985; Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. М., 1992; Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М., 1990; Реймерс Н.Ф. Экология. Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М., 1994; Данилов- Данильян В.И. Устойчивое развитие: утопия или императив? М., 2002; Данилов-Данильян В.И. Экологические фонды и финансирование природоохранной отрасли // Зеленый мир. 1996. 27 нояб.; Данилов-Данильян В.И. Экологический вызов и устойчивое развитие. М., 2000; Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С., Рейф И.Е. Перед главным вызовом цивилизации. Взгляд из России. М., 2005; Моисеев H.H. Быть или не быть... человечеству? М., 1999. С. 15; Моисеев H.H. Думая о будущем // Экология и жизнь. 2002. № 1; Моисеев H.H. Современный антропогенез. Цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ // Вопросы философии. 1995. № 1; Урсул А.Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. М., 1993; Урсул Т.А. Социоприродное развитие в универсальной эволюции (философско-методологический анализ). М., 2005; Урсул А.Д. Глобальные процессы, безопасность и устойчивое развитие // Век глобализации. 2008. № 1. С. 17-22.

2 См.: Гирусов Э.В. Экология и экономика природопользования. M., 2003; Гирусов Э.В. Культура и гармонизация социоприродных систем. М., 2004; Горшков В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни. М., 1995; Горшков В.Г., Кондратьев К.Я., Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Окружающая среда: от новых технологий к новому мышлению // Зеленый мир. 1994. № 19; Лосев К.С. Экологические проблемы и перспективы устойчивого развития России в XXI веке. М., 2001; Мамедов Н.М. Введение в теорию устойчивого развития. М., 2003; Мамедов Н.М. Глобализация как современное состояние общественного развития // Эпоха глобальных перемен (опыт философского осмысления). М., 2004. С. 41-57; Мамедов Н.М. Исторический процесс и концепция устойчивого развития // Век глобализации. 2010. № 2; Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й. За пределами роста. М., 1994; Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й., Беренс Ш.У. Пределы роста. М., 1991.

3 Каганский В. Экологический кризис: феномен и миф культуры // Неприкосновенный запас. 1999. № 4; Со-ломкина М.А. Экологическое сознание: Понятие, типология, интерпретация // Экология человека. 2000. №2. С. 49-50; Миннекаева Д.Р. Экологическая политика Российской Федерации: Курс на устойчивое развитие // Вестник ТИСБИ. 2005. № 3; Урсул А.Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития ци-

риваются методологические проблемы в таких сферах деятельности человека, как наука, техника, экономика, образование, основанные на критериях экологического императива. Проблемы формирования экологической культуры и экологического сознания в своих исследованиях освещают Л.И. Григорьева, А.Н. Кочергин, Н.М. Мамедов, С.Е. Мансурова, Е.В. Никонорова, Ю.П. Ожегов, А.П. Скрипка и др.1

Для системного рассмотрения экологических проблем сегодня широко применяются методы математического моделирования, системного анализа и теории вероятности, статистические и стохастические научные методы. Так, H.H. Моисеевым они используются в разработках «системной экологии», обратной экологической связи и экологического императива; Н.Ф. Реймерсом - для систематизации экосоциальных и экологических законов. Значительный вклад в становление социологии «зеленых» движений внесен О.Н. Яницким2.

Вопросам становления научной картины мира в рамках натурфилософии посвящены работы античных материалистов Левкиппа, Демокрита, Герклита, Парменида. Эпоха Ренессанса и начало Нового времени характеризуются сменой геоцентрической системы мира Птолемея на гелиоцентрическую, теоретически подтвержденную Д. Бруно, Н. Коперником и И. Кеплером. Свойства и природы и существующая система ми-

вилизации. М., 1993; Урсул Т.А. Социоприродное развитие в универсальной эволюции (философско-методологический анализ). М., 2005; Урсул А.Д. Глобальные процессы, безопасность и устойчивое развитие // Век глобализации. 2008. № 1. С. 17-22.

1 Мамедов Н.М. Введение в теорию устойчивого развития. М., 2003; Мамедов Н.М. Глобализация как современное состояние общественного развития // Эпоха глобальных перемен (опыт философского осмысления). М., 2004. С. 41-57; Мамедов Н.М. Исторический процесс и концепция устойчивого развития // Век глобализации. 2010. № 2; Никонорова Е.В. Экологическая культура и факторы ее формирования: философско-социологический аспект проблемы. Диссертация на соискание степени доктора философских наук. M., 1994.

2 Яницкий О.Н. Транснациональные экологические солидарности в России // Куда идет Россия...? Социальная трансформация постсоветского пространства/ Отв. редактор Т. Заславская. M.: Аспект Пресс, 2005.

ра активно изучаются Галилеем и Ньютоном, которые обосновывают первую научную картину мира, основанную на классической механике.

Проблема взаимоотношений человека и природы так или иначе присутствует и в немецкой классической философии. Так, философия права Гегеля является одним из вариантов естественно-правового мышления, основанного на идеалистическом мировоззрении. Во многом продолжая линию Канта, он стремился реализовать принцип субъективности. Он сравнивает законы природы с законами права, отмечая при этом, что законы права исходят от людей, тогда как мерило природы лежит вне сферы их возможностей. Ставя в своем учении на одно из центральных мест человека, Гегель не мог не признавать и право человека на окружающую среду.

Начиная с конца XIX - начала XX века начинает формироваться новый взгляд на научную картину мира. Специфика и сущность социогуманитарного знания находилась в сфере пристального внимания представителей баденской школы неокантианства Г. Риккерта и В. Виндельбанда. Разработанный марксизмом диалектический материализм не только дал обоснование научную картины мира с позиций материализма, но и способствовал реализации идей и принципов гуманизма. Представителями позитивизма О. Контом, Э. Махом и Г. Спенсером значение научного знания в человеческой культуре возводилось в абсолют, что привело к дисбалансу научного и человеческого, а значит, к нарушению равновесия научной картины мира. Тем не менее, уже позитивисты П. Фейрабенд, Т. Кун, И. Лакатос и К. Поппер, предприняли попытку определить общенаучный метод познания, рассматривая философию в виде рациональной деятельности, не сводящейся исключительно к эмпирическим критериям.

Благодаря антисциентической ориентации философских позиций В. Дильтея и Ф. Ницше сформировалась методология социокультурных наук.

Философская антропология, в центре которой находится непосредственно человек со своими способностями, выступает одним из важных направлений в изучении проблемы человека как части научной картины мира у К. Леви-Строса, Х.Ортега-и-Гассета, П. Тейяра де Шардена, М. Шелера. Предметом глубокого анализа в исследованиях М. Хайдеггера, К. Ясперса, Н.Я. Бердяева, Н.Ф. Федорова, В. Вернадского и многих других является проблема техноге-неза. В работах Б.Н. Бессонова, И.В. Бестужева-Лады, В.Л. Иноземцева, Ф. Фукуямы, Э. Тоффлера анализируются перспективы и методология прогнозирования цивилизационного и государственного развития. Проблемам глобалистики посвящены труды М.Г. Делягина, А.Б. Вебера, А.Н. Чумакова, М. Кастельса и др.

Социологические концепции информационного общества насчитывают уже около полувека, и сегодня имеется обширный материал для изучения их генезиса. Терминология и описания различных сторон нового общества появились с начала 1960-х гг. в Японии и США (Ю. Хаяши, Т. Умесао, Й. Масу-да, М. Маклуэн, Дж. Стиглер1); становление концепций приходится на 1970-е и начало 1980-х гг. (Д. Белл, П. Дракер, Й. Масуда, Р. Лэйн, У.И. Мартин, А. Минк, Г. Маркузе, М. Постер, У. Приест, У. Ростоу, П. Страссман, А. Турен, Э. Тоффлер, X. Эванс и др. ).

Оценивая степень научной разработанности проблемы в целом, диссертант пришел к выводу, что в философско-методологической литературе роль экоразумного мировоззрения, как важнейшей предпосылки решения экологи-

1 См.: Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society. - Wash., 1981; McLuhan M. The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. - Toronto, 1962; Stigler G.J. Essays in the History of Economics. - 1965.

2 См.: Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. М. REFL - book, 1994; Bell D. The End of Ideology. - Glenon, 1964; Bell D. The Coming of Post-industrial Society. A Venture in Social Forecasting. - N.Y.: Basic Books, Inc., 1973; Drucker P. Post-capitalist Society. - Oxford: Butterworth-Heinemann, 1993; Lane R. The Decline of Politics and Ideology in a Knowledgeable Society // American sociological review, 1966, Vol. 21, № 5; Martin W.I. The Information Society. - L., 1988; Poster M. The Mode of Information: Poststructural ism and Social Context. - Cambridge: Polity Press, 1990; Toffler A. Future Shock. -N.Y., 1970; Toffler A. The Third Wave. -N.Y., 1983; Touraine A. La Société post-industrielle. Naissance d'une société. - Paris: Denoël Gonthier, 1969; Touraine A. Pourrons-nous vivre ensemble? Egaux et defférents. -Paris: Fayard, 1997.

ческих проблем в условиях гражданского общества, еще не получила должного освещения.

Теоретико-методологические основания диссертации.

Теоретико-методологической основой диссертации выступает системный социально-философский подход к анализу духовных явлений и процессов, важнейшим положением которого является осознание экологической картины мира как одной из составляющих всеобщей культурной ценности в современном обществе. Благодаря системному подходу объект может быть рассмотрен как целостный организм с точки зрения его структуры, целей, функций и составляющих.

В решении поставленной задачи существенная значимость отводится логико-историческому подходу, дающему возможность отслеживать динамику трансформирования отношений и взаимосвязей в системе «человек - общество - природа». С позиций социально-экологического подхода выявляется качественно новый тип взаимоотношений человека с природой в их соразви-тии (коэволюции), предполагающий возможность, использования человеческим обществом рациональной осознанной стратегии взаимодействия с природными экологическими системами. В ходе рассмотрении ряда вопросов были использованы методологические принципы экологии человека и культурологии.

Теоретико-методологическим ориентиром диссертационного исследования стали произведения классиков российской и западной социально-философской мысли, а также исследования современных ученых, изучающих проблемы познания, социально-экологические и глобальные проблемы, вопросы интеграции современного знания. В процессе работы привлекались источники по проблемам социальной и политической экологии, теоретической социологии, теории устойчивого развития, социального партнерства, глобалистики, а также материалы Конференций ООН по окружающей среде и развитию (Стокгольм, 1972 г.; Рио-де -Жанейро, 1992 г.), Всемирного Саммита по

устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 г.), доклады Римского Клуба и другая научная литература. Все это дало возможность реализовать исследование избранной темы на основе теорий и концепций, имеющихся в различных областях научного знания

Научная новизна работы состоит в том, что на основе целостного социально-философского подхода к освещению экологических проблем, учитывающего их объективные и субъективные предпосылки, рассматривающего сущность экологических проблем как производной от природы человека и его духовной культуры:

1) определено социально-философское содержание понятия экоразум-ной цивилизации как целостной системы, на которой в методологическом аспекте основывается стиль экологического мышления, идеология, программа и стратегия в области управления и организации взаимоотношений человека с природными системами;

2) определена роль экоразумной цивилизации в создании адекватных условий и организационных механизмов, преодолевающих социально-политические, экономические, коммуникативные, информационные и другие субъективные ограничения в решении экологических проблем различного уровня;

3) обосновано, что для прекращения глобального экологического кризиса, необходимо в первую очередь совершенствование системы взаимодействия человека с природой на такой основе, чтобы нормы его жизнедеятельности в различных сферах определялись установками экологического сознания;

5) показано возрастание экологической ответственности человека в контексте глобальных вызовов современности;

6) определено, что в современной экологической картине мира место человека обусловливается не только естественнонаучным подходом к природе, но и содержит в себе философские идеи и социокультурные аспекты;

7) рассмотрена специфика аксиологии экоразумной цивилизации, определены ее духовно-нравственные основания и показано значение в оптимизации отношений внутри системы «человек - природа - общество»;

8) выявлена взаимозависимость между тенденциями мирового развития и существующим способом организации национальных стратегий в экологической сфере современного общества.

Основные тезисы, выносимые на защиту:

1. Анализ современных реалий в мире, процессов глобализации и информатизации, экологизации, стремление преодолеть глобальный кризис, приводит к осмыслению взаимозависимости, согласованности и взаимосвязи всего сущего, выявляет тенденции к интеграции социокультурных общностей и становлению общечеловеческих экологических ценностей.

2. Процесс формирования экологического сознания сегодня представляется как закономерный процесс эволюции общественного сознания, которое в свою очередь определяется не только логикой его саморазвития, но и экстремальностью реалий современности. Экологическое сознание является отражением современной экологической обстановки и имеет определяющую значимость в ее преодолении, способствуя утверждению экологического императива в сфере взаимоотношений человека и природы, несет особый мировоззренческий и методологический смысл, являясь основой выстраивания системной экологической картины мира.

3. В современном глобализирующемся обществе возрастает значение экологического знания и экологической информации как важных компонентов в формировании экологической картины мира, в которой расширяются, синтезируются знания о взаимодействии общества и природы на всех уровнях, от индивидуального до глобального. Это помогает сформировать общее миропонимание, выработать и принять коллективные решения, призванные решить

проблему преодоления экологического кризиса, исполняя тем самым координирующую роль.

4. Причины экологического кризиса характеризуются не только экономическими, политическими, техническими аспектами; они лежат в самой сущности человека, имея основания в глубинных ценностях, исповедуемых современным человечеством.

5. Экологическая картина мира является отражением человеческой конструкции мира науки, целостной и относительно непротиворечивой. В современной экологической картине мира проблема человека реализована через включение природы в значимый мир человеческой реальности, духовности, которые несут в себе принципиально новые понятия взаимосвязей природы и общества, основанные на равноценности всего живого как фактора, влияющего на разрешение глобальных противоречий современности, будущего цивилизации.

6. Проблемы перехода к устойчивому развитию на уровне национального государства приобретают новое содержание благодаря неоднородности воздействия на них индустриальной цивилизации.

7. Становление экоразумной цивилизации, имеющей в своем основании эколого-гуманистические ценности, позволит утвердиться принципиально новой системе ценностных приоритетов, базирующихся на экологическом и нравственном императивах. Реализация данных императивов невозможна без развития и расширения межкультурных коммуникаций, понимания эволюции целостного информационного пространства и новой личности.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Философ-ско-методологический и социально-экологический анализ глобализма вносит существенный вклад в разработку социальной философии и глобалистики. Приведенные в работе материалы свидетельствуют о необходимости выработки новой экологической парадигмы мирового развития, создания социально-экологической концептуальной базы в ответ на вызовы глобализма. Нрав-

14

ственно-правовой подход к экологическим проблемам раскрывает новые грани природы человека, общественных отношений, взаимосвязь морали, права, экономики, культуры, он предстает как особая методология, ориентированная на консолидацию усилий различных структур на локальном, региональном и глобальном уровнях для решения сложных, разнокачественных проблем. Роль нравственно-правовых аспектов в решении экологических проблем имеет существенное практическое значение. Опыт в данной сфере должен стать достоянием всех стран независимо от их политической системы.

Материалы диссертации можно использовать при чтении курса социальной философии, специальных курсов по философии экологии, политической экологии и др.

Апробация исследования произведена, в ряде статей, опубликованных в российской научно-периодической печати, в выступлениях на нескольких вузовских и межрегиональных научных конференциях, среди которых следует выделить «Адлерские чтения» (г. Сочи, 2012, 2013 гг.), научном семинаре Краснодарского краевого отделения Российского философского общества «Наука философии: история и система» (г. Краснодар, 2014 г.), а также в практике чтения лекций и проведения семинарских занятий (в рамках доцентской аспирантской практики) по следующим курсам: «Философия», «Социальная философия». Выводы и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры философии КубГУ.

Основные положения диссертационного исследования отражены в шести научных публикациях автора общим объемом 2,2 п.л., опубликованных в изданиях, включенных в список ВАК РФ: «Нравственно-правовые аспекты формирования экологического мышления в условиях глобализации», «Разработка и реализация государственной экологической политики в Китае», «Состояние природной среды и экологическая политика Китая», «Триада «природа - человек - общество» в контексте глобальных вызовов современности»,

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Лю Чжэн, 2014 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Апухтина Н.Г. Отечественные истоки глобально-экологического мышления. Челябинск, 1999.

2. Арский Ю.М. и др. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? М., 1997.

3. Баженова Е.С. Демографическая ситуация в КНР и проблемы экологии // Охрана окружающей среды и проблемы народонаселения КНР 2001. Вып. 2. С. 7-27.

4. Барлыбаев Х.А. Общая теория глобализации и устойчивого развития. М., 2003.

5. Барлыбаев Х.А. Путь человечества: самоуничтожение или устойчивое развитие Монография. М., 2001.

6. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000.

7. Бек У. Общество риска: на пути к другому модерну. М., 2000.

8. Бек У. Что такое глобализация? М.: Прогресс-Традиция, 2001.

9. Белая книга («Охрана окружающей среды в Китае», «Народонаселение, окружающая среда и развитие Китая в XXI в») // http :// china, org. сп

10. Белая книга. О национальной обороне Китая в 2000 году. Beijing: Information Office of the PRC State Council, 2000.

11. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. М.: Академия, 1999.

12. Белл Д., Иноземцев B.JI. Эпоха разобщенности: Размышления о мире XXI века. М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2007.

13. Бергер Я.М. Экономическая стратегия Китая. М., 2009.

14. Биосфера: загрязнение, деградация, охрана: Крат, толковый словарь / Под ред. Д.С. Орлова. М., 2003.

15.Бирюлин Е.В. О некоторых концептуальных особенностях охраны окружающей среды в КНР // КНР проблемы политической стабильности: (К оценке современного внутриполитического положения). 1991. № 12. С. 106-109.

16.Бирюлин Е.В. Экологические проблемы КНР: опыт правового регулирования. М., 2005.

17. Боголюбов С.А. Правотворчество в сфере экологии. М., 2010.

18. Боголюбов С.А. Роль права и государства в реализации экологической политики // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. 2012. № 1. С. 19-27.

19. Боголюбов С.А., Хлуденева Н.И. Об охране окружающей среды. Постатейный комментарий в Федеральному закону. М., 2009.

20.Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция; Республика, 2006.

21.Бодрийяр Ж. Пароли. От фрагмента к фрагменту. Екатеринбург: У-Фактория, 2006.

22. Бойко П.Е. Становление понятия всемирной истории: историко-философский очерк. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2006.

23.Бринчук М.М. Экологическое право (Право окружающей среды). М., 1998.

24. В поисках равновесия. Экология в системе социальных и политических приоритетов / Отв. ред. Б.М. Маклярский. М., 1992.

25. Ван Жуфэй. Экологические проблемы в мире и экологическая дипломатия Китая в XXI веке //Магистерская диссертация. Дипломатический институт Китая, 2007. 56 с.

26. Ван Яньюань. Исследование современной экологической политики Китая // Магистерская диссертация. Хэбэйский педагогический университет, 2003. 41 с.

27. Вернадский В.И. О науке. Т.1. Научное знание. Творчество. Научная мысль. Дубна, 1997.

28. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. М., 1977.

29. Весь Китай // http://china.kulichki.net

30. Всемирный доклад ЮНЕСКО «К обществам знания», 2005 // http://www.ifap.ru/library/book042.pdf

31. Вэнь Цзябао подтвердил готовность Китая к усилению международного сотрудничества в области охраны окружающей среды Электронный ресурс // http://www.russian.xinhuanet.com

32.Ганыпина Е.А. Экологическая политика и экологическое сознание // Экологическая политика: основания, уровни, методология, реализации. М., 2005. С. 225-230.

33. Географический портал «Весь мир» // http://allworld.wallst.ru

34.Гизатуллин Х.Н. Концепция устойчивого развития: новая социально-экономическая парадигма Электронный ресурс // http://ons.gfns.net/! 998/5/12.html

35.Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. М., 1992.

36. Гирусов Э.В. Экология и экономика природопользования. М., 2003.

37.Гирусов Э.В. Культура и гармонизация социоприродных систем. М., 2004.

38. Глобалистика: энциклопедия / Гл. ред. и сост.: И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. М.: ЦН1111 «Диалог»: ОАО Изд-во «Радуга», 2003.

39. Глобальная экологическая проблема / Отв. ред. Г.И. Морозов, P.A. Новиков). М., 1988,

40. Глобальные проблемы и человеческие ценности. М., 1990.

41.Глушенкова Е.И. Основные участники экологической политики России переходного периода // Вестник Московского ун-та. Серия 12. 1998. № 2.

42. Горшков В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни. М., 1995.

43. Горшков В.Г., Кондратьев К .Я., Данилов- Данильян В.И., Лосев К.С. Окружающая среда: от новых технологий к новому мышлению // Зеленый мир. 1994. № 19.

44. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2012 году» // http://www.mIlr■gov.ru/regulatory/detail.php?ID=l 28153

45.Гэлбрейт Д.К. Экономические теории и цели общества. М.: «Прогресс», 1979.

46. Данилов-Данильян В.И. Устойчивое развитие: утопия или императив? М., 2002.

47. Данилов-Данильян В.И. Экологические фонды и финансирование природоохранной отрасли // Зеленый мир. 1996. 27 нояб.

48. Дани лов-Данильян В.И. Экологический вызов и устойчивое развитие. М., 2000.

49. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С., Рейф И.Е. Перед главным вызовом цивилизации. Взгляд из России. М., 2005.

50. Деларю В.В. Социальная экология и массовое сознание. Волгоград, 2000.

51. Десять важных мероприятий по решению экологических проблем в Китае Электронный ресурс // http://russian.xits.cn

52. Дикарева Т.В. Заповедное дело в Китае - состояние и перспективы // Вопросы географии. Вып. 133. Актуальная биогеография. М., 2010.

53. Дин Цзиньгуан. Экологическая дипломатия Китая: достижение и проблемы // Социальная наука Ганьсу. Циндаоский университет. 2007. №7. с. 168-170.

54. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между КНР и РФ (16/07/2001) Электронный ресурс. // http://ru.chma-embassy.org/rus/zegx/ygwi/t69716.html

55. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее». М., 1989.

56. Доклад о состоянии природопользования и об охране окружающей среды Краснодарского края в 2012 году. Краснодар, 2013.

57. Доклады о состоянии окружающей среды в Китае // http://www.allchina.ru

58. Документы по устойчивому развитию населенных пунктов и городской инфраструктуры. Сайт ООН // www.un.org/russian/documen/gadocs/25spec:www.unchs.org

59. Дуглас Уильям О. Трехсотлетняя война. Хроника экологического бедствия. М., 1975.

60. Забровская JI.B. Проблемы охраны окружающей среды СевероВосточного Китая // Общество и государство в Китае. 2012. № 42-52.

61. Загрязнение реки Хуанхэ // http://rian.ru/

62. Закон о предотвращении эрозии почвы Китайской Народной Республики 7-й созыв Всекитайского собрания народных представителей постоянного комитета (ПК ВСНП) (20-я сессия), 29.06.1991 (перевод Ю Хань).

63.Защита окружающей среды и бедность: китайская практика и международный опыт. Пекин, 2005.

64. Иванов Д.В. Императив виртуализации: современные теории общественных изменений. СПб.: Изд. С.-Петербург, ун-та, 2002.

65.Инглегарт Р. Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999.

66. Институты экологического права / Под ред. С.А. Боголюбова. М., 2010.

67. Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию 2002 г. Электронный ресурс // http://www.un.org/russian/conferen/wssd.html

68.Каганский В. Экологический кризис: феномен и миф культуры // Неприкосновенный запас. 1999. № 4.

69. Каменнов П.Б. Экономическая реформа в КНР: на рубеже веков. Сб. статей. М., 2008.

70. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУВШЭ, 2000.

71. Керженцев A.C. Вся надежда на просвещенный разум созидателей // Экология и жизнь. 2012. № 10.

72. Китай активно участвует в решение проблем глобальной экологии электронный ресурс // http://www.russian.xinhuanet.eom/russian/2006/l 1/15content796776.html

73.Китай в XXI веке: глобализация интересов безопасности //под. ред. Г.И. Чуфрин; Ин-т мировой экономики и междунар. отношений РАН. М., 2007.

74. Китайская Народная Республика в 2007 году. Политика, экономика, культура. М., 2008.

75.Китайская Народная Республика в 2012 году. Политика, экономика, культура. М., 2013.

76.Кланцов В.М. Интенсивное экономическое развитие Китая: экологические последствия для России // Россия в Азии: проблемы взаимодействия. М., 2006.

77. Ковальчук Н.И. Социальная функция права собственности на землю // Право и правовое регулирование в системе устойчивого социального развития: Материалы конференции. Новосибирск, 2004.

78. Ковда В.А. Очерки природы и почв Китая. М., 1959.

79. Козлов Б.И. Философия хозяйства и экологическая политика // Экологическая политика: основания, уровни, методология, реализации. М., 2005. С. 56-62.

80.Коммонер Б. Замыкающийся круг. Природа. Человек. Технология. Пер. с англ. Д., 1974.

81. Конференция ООН по торговле и развитию. Энергоуслуги и экологические услуги: цели переговоров и приоритетов в области развития // Под ред. С. Царриллели. ООН. Нью-Йорк; Женева, 2008.

82. Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова. М., 2010.

83.Коптюг В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 года). Информационный обзор. Новосибирск, 1992.

84.Коптюг В.А. На пороге XXI века: Статьи и выступления по проблемам устойчивого развития. Новосибирск, 1995.

85.Кранина Е.И. Проблемы охраны окружающей среды и устойчивого развития экономики Китая // XVII съезд КПК и проблемы социально-экономического развития КНР на современном этапе. М., 2009.

86. Кричевский C.B. Основы экологической политики. М., 2009.

87. Кузнецов O.JI. Система природа — общество — человек: устойчивое развитие. М.-Дубна, 2000.

88. Лапердина В.В. Экологическая статистика. Опыт Китая // Проблемы Дальнего Востока. 2007. № 4. С. 137-139.

89. Леса и почвы Китая. Пер. с кит. М., 1955.

90. Лесное право Китайской Народной Республики, 9-й созыв Всекитайского собрания народных представителей постоянного комитета (ПК ВСНП) (2-я сессия), 29.04.1998 (перевод Ю Хань).

91. Ли Лукан. Размышления о разрушительных наводнениях в бассейне Янцзы в 1998 г. // Материалы международного форума «Великие реки». Нижний Новгород, 1999.

92.Лисеев И.К. Экологическое мышление в осознании глобальности мира // Философские науки. 2011. № 8.

93. Лосев К.С. Экологические проблемы и перспективы устойчивого развития России в XXI веке. М., 2001.

94. Лю Хунянь. Развитие экологического права Китая и России. М., 2008.

95.Макнотен Ф., Урри Дж. Социология природы //Теория общества. М., 1999.

96. Максаковский В.П. Экологические проблемы Китая // http://geo. 1 september.ru/articlef.php

97. Малевич И.А. Внимание, Китай. М., 2001.

98. Мальцева Н.Л. Экологические императивы современной культуры // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2008. № 2.

99. Мамедов Н.М. Введение в теорию устойчивого развития. М., 2003.

100. Мамедов Н.М. Глобализация как современное состояние общественного развития // Эпоха глобальных перемен (опыт философского осмысления). М., 2004. С. 41-57.

101. Мамедов Н.М. Исторический процесс и концепция устойчивого развития // Век глобализации. 2010. № 2.

102. Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. М.: REFL - book, 1994.

103. Мастушкин М.Ю. Правовые механизмы управления экологическими процессами // Экологическая политика: основания, уровни, методология, реализации. М., 2005. С. 38-50.

104. Махновский Д.Е. Особенности социально-экономического и экологического положения национальных районов Китая // Известия русского географического общества. 1992. Т. 124. Вып. 2. С. 191-195.

105. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й. За пределами роста. М., 1994.

106. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й., Беренс Ш.У. Пределы роста. М., 1991.

107. Минеев В.И. Экологическая политика, ее место и роль в системе правовой политики российского государства // Экологическая политика и гражданское общество (региональный опыт) / Отв. ред. В.М. Захаров. М., 2008.

108. Миннекаева Д.Р. Экологическая политика Российской Федерации: Курс на устойчивое развитие // Вестник ТИСБИ. 2005. № 3.

109. Миттель А. Дилемма глобализации. Социум и цивилизации: иллюзии и риски // Вопросы философии. 2003 № 9.

110. Михеев В.И. Северо-восточная Азия: энергетические стратегии безопасности // Московский центр Карнеги. Рабочие материалы. 2004. №6.С. 11.

111. Мозиас П.М. Экологическая политика в КНР: проблемы и противоречия - XXX научная конференция «Общество и Государство в Китае». М., 2000.

112. Моисеев H.H. Быть или не быть... человечеству? М., 1999. С. 15.

113. Моисеев H.H. Думая о будущем // Экология и жизнь. 2002. № 1.

114. Моисеев H.H. Современный антропогенез. Цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ // Вопросы философии. 1995. № 1.

115. Морозова В.Н. Мировая экологическая политика и международное экологическое сотрудничество. Воронеж, 2007.

116. Муравых А.И. Государственная экологическая политика. М., 2003.

117. Назаретян А. П. Универсальная история и синдром «предкризисного человека» // Цивилизации. Вып. 5: Проблемы глобалистики и глобальной истории. М., 2002.

118. Никонорова Е.В. Экологическая культура и факторы ее формирования: философско-социологический аспект проблемы. Диссертация на соискание степени доктора философских наук. М., 1994.

119. Опасное дыхание дракона // www.strana.ru

120. Основы тектоники Китая. Пер. с кит. М., 1962.

121. Охрана окружающей природной среды. Постатейный комментарий к Закону России / Под ред. В.П. Ворфоломеева, В.П. Петрова. М., 1993.

122. Панов В.И., Лидская Э.В. Концепция устойчивого развития: экологическое мышление, сознание, ответственность // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. 2012. № 1. С. 38-50.

123. Петров В.В. Экологическое право. М., 1995.

124. Петров М.П. Пустыни Центральной Азии. Т. 1. М.; Л., 1966-1967.

125. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985.

126. Постановление Правительства РФ от 09.03.2006 № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 25. Ст. 2725.

127. Проблемы национальной безопасности во внешней политике Китая / Отв. ред. чл. корр. РАН Г.И. Чуфрин. М.; ИМЭМО РАН, 2005.

128. Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009-2018 гг.) Электронный ресурс. // http://www.kp.ru

129. Пугачев A.B. Экологическая политика на современном этапе: содержание, цели и задачи // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2009. № 2. С. 81-85.

130. Распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р «Об экологической доктрине Российской Федерации» // СЗ РФ 2002 №36. Ст. 3510.

131. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. М., 1992.

132. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М., 1990.

133. Реймерс Н.Ф. Экология. Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М., 1994.

134. Россия в окружающем мире. Аналитический ежегодник. М., 2005.

135. Северный Китай. Пер. с кит. М., 1958.

136. Сергеев В.М. Физическая география Китая, М.; 1964. 314 с.

137. Синицын В.М. Восточный Китай. М.; 2010. 358 с.

138. Соловьев B.C. Сочинения. В 2 т. Т. 2. М., 1988.

139. Соломкина М.А. Экологическое сознание: Понятие, типология, интерпретация // Экология человека. 2000. №2. С. 49-50.

140. Справочник по охране природы. М., 1980.

141. Степин B.C. Устойчивое развитие и проблема ценностей // Техника, общество и окружающая среда. М., 1998.

142. Стратегия и политика экономического возрождения северовосточных районов Китая. Пекин, 2005.

143. Сы-гуан. Геология Китая. Пер. с кит. М., 1952.

144. Сюй Дисинь. Экологические проблемы Китая. М., 1990.

145. Титаренко M.JI. Китай: цивилизация и реформы. М., 1999.

146. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1996.

147. Указ Президента РФ от 01.04.1996 № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 15. Ст. 1572.

148. Урсул А.Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. М., 1993.

149. Урсул Т.А. Социоприродное развитие в универсальной эволюции (философско-методологический анализ). М., 2005.

150. Урсул А.Д. Глобальные процессы, безопасность и устойчивое развитие // Век глобализации. 2008. № 1. С. 17-22.

151. Ушаков И.В. Китай: экологический вызов // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 12. С. 76 - 82.

152. Ушаков И.В. Экологический лабиринт. Социально-экономические аспекты природопользования в Китае. М., 2008.

153. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004.

154. Федоров Н. Сочинения. М., 1982.

155. Федотов А.П. Глобалистика: Начало науки о современном мире: курс лекций. М., 2002.

156. Федотов JI.H. Экология: от общества риска к экологическому обществу // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 3.

157. Физико-географическое районирование Китая. Пер. с кит. Сб. ст. Т. 1.М., 1957.

158. Хабермас Ю. Техника и наука как «идеология». М.: Праксис, 2007.

159. Хильчевская, Р. И. Проблемы экологической экономики в свете концепции устойчивого развития // Экономика и математические методы. 1996. Т. 32. Вып. 3. С. 85-95.

160. Ху Цзиньтао о проблеме климатических изменений на неформальной встрече лидеров АТЭС// Жэньминь жибао. 24.11.2008 // http://attachment:/l 01/6539353 .html

161. Цукерман M. Не бойтесь дракона // http://inosmi.ru

162. Чернышева В.В. Состояние природной среды, техносфера и экологическая политика Китая // Вестник Тихоокеанского государственного экономического университета. 2008. № 2.

163. Чжан Сюймин. Охрана чернозёмных почв в Северо-Восточной Азии // Экологическая культура современного общества. Т. 2. Чита, 2004. С. 147-150.

164. Чжунго тунцзи чжайяо-2006. Пекин, 2006.

165. Чжунго хуаньцзин бао, 25.10.2007.

166. Чжунхуа жэньминь гунхэго гоминь цзинцзи хэ шехуи фачжань дишии вунянь гуйхуа ганяо (11 пятилетний план социально-экономического развития КНР) Электронный ресурс // http://www.cnr.cn/newstop/t200603175041811001 .html

167. Чжунхуа жэньминь гунхэго хайянг хуаньцзинг баохуфа (Закон КНР об охране окружающей среды морей и океанов) электронный ресурс // http://www.law-lib.com/law/lawview.asp?id=95129

168. Чжэнь Цин. Использование водных ресурсов бассейна Янцзы, неравномерность экономического развития и меры ее преодоления // www.caresd.net

169. Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. М., 1994.

170. Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. Монография. М., 2005.

171. Шесть угроз загрязнения реки Янцзы // www.china.org.cn

172. Экологическая доктрина российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2002. № 36. Ст. 3510.

173. Экологическая политика: основания, уровни, методология, реализации / Под. ред. Н.М. Мамедова. М., 2005.

174. Экологические проблемы прибрежных морских вод Китая // http://china.kulichki.com/news/2003/02/00Q 15 .shtml

175. Экология / Институт актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД РФ. Март 2007 г. // http://www.Polpred.com

176. Экономическое развитие северо-восточных районов Китая в 2012 г. Пекин, 2013. 513 с.

177. Этциони А. От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям / Пер. с англ. под ред. B.JI. Иноземцева. М.: Ла-домир, 2004.

178. Ю Вэйхай. Изучение сотрудничества Китая и Японии в области экологии // Изучение Японии. Пекин, 2006. № 3. С. 45-48.

179. Яницкий О.Н. Транснациональные экологические солидарности в России // Куда идет Россия...? Социальная трансформация постсоветского пространства / Отв. редактор Т. Заславская. М.: Аспект Пресс, 2005.

180. Bell D. The End of Ideology. - Glenon, 1964.

181. «China Daily», 2.07.2007.

182. China's Environment 2008.

183. Drucker P. Post-capitalist Society. - Oxford: Butterworth-Heinemann, 1993.

184. Lane R. The Decline of Politics and Ideology in a Knowledgeable Society // American sociological review, 1966, Vol. 21, № 5.

185. Martin W.I. The Information Society. - L., 1988.

186. Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society. -Wash., 1981.

187. McLuhan M. The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. - Toronto, 1962.

188. Poster M. The Mode of Information: Poststructuralism and Social Context. - Cambridge: Polity Press, 1990.

189. Stigler G.J. Essays in the History of Economics. - 1965.

190. Toffler A. Future Shock. - N.Y., 1970.

191. Toffler A. The Third Wave. -N.Y., 1983.

192. Touraine A. La Société post-industrielle. Naissance d'une société. -Paris: Denoël Gonthier, 1969.

193. Touraine A. Pourrons-nous vivre ensemble? Egaux et defférents. -Paris: Fayard, 1997.

194. Wen Bo. Japan's Nuclear Crisis Sparks Concerns over Nuclear Power in China // http://nautilus.org/publications/essays/napsnet/foium/npower in china WenBo

195. Williams R. Keywords: A Vocabulary of Culture and Society. London, 1976.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.