Ф. М. Достоевский как предтеча европейского экзистенциализма: Опыт проблемного исследования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Николаевская, Татьяна Евгеньевна

  • Николаевская, Татьяна Евгеньевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 163
Николаевская, Татьяна Евгеньевна. Ф. М. Достоевский как предтеча европейского экзистенциализма: Опыт проблемного исследования: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 1999. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Николаевская, Татьяна Евгеньевна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

Глава 1. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ В РОССИИ: ИСТОКИ И

1.2. Достоевский и Бердяев: «проклятые вопросы»

Достоевского в европейском экзистенциализме

Глава 2. ФИЛОСОФСКИЕ ИСКАНИЯ ДОСТОЕВСКОГО И ЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ XX ВЕКА.

2.1. Формирование экзистенциалистской проблематики

в творчест&е Достойного

2.2. Значение философских идей и художественных образов Достоевского в истории европейского

ОСОБЕННОСТИ

14

1.1. Достоевский и Шестов: к вопросу о происхождении экзистенциальной философии

14

экзистенциализма

91

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

142

ЛИТЕРАТУРА

150

Глава 1.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ В РОССИИ: ИСТОКИ И ОСОБЕННОСТИ

1.1. ДОСТОЕВСКИЙ И ШЕСТОВ: К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Одним из первых в России термин «экзистенциальная философия» употребил Лев Шестов - русский мыслитель, на которого ведущий представитель французского экзистенциализма Альбер Камю указывает как на одного из наиболее важных для нового человека - «человека абсурда» - философов1.

Экзистенциализм - одно из наиболее сложных и противоречивых явлений в истории европейской культур». Творческая история экзистенциализма отразила кризисные проблемы европейской культуры перелома веков, одна и важнейшая из которых кризис рационалистической философии и поиск новых методологических принципов, способных противостоять «самоочевидностям» классического идеализма. Одним из первых мыслителей, осознавших потребность человека в новой философии, является отечественный философ Лев Шестов - виднейший представитель европейского экзистенциализма и зачинатель экзистенциалистской интерпретации творчества другого отечественного мыслителя и писателя Ф.М.Достоевского. Шестов

1 См. Камю А. Мнф о снзяфе, //Творчество и слобода. -М.; Радуга,

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ф. М. Достоевский как предтеча европейского экзистенциализма: Опыт проблемного исследования»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы диссертационного исследования

Войны и экономические катаклизмы, фантастические научные открытия и экологические катастрофы захлестнули современную цивилизацию и поставили человека перед проблемой сохранения себя как биологического вида. Казалось бы, наступило время, когда духовные потребности, эстетические запросы и гуманистические идеалы должны были отступить на второй план, но напротив, именно они становятся наиболее насущными и побуждают человечество искать новые способы, новые формы утверждения своего права на творческую реализацию, на свободу выбора индивидуального личностного духовного пути, на интеллектуальную и нравственную независимость от навязываемых массовой культурой продуктов современного невежества и варварства. Проблема личности становится все более злободневной и занимает не только философов, но и историков, психологов, правоведов, художников, искусствоведов и литераторов. В конце нынешнего столетия вновь поднимаются и осмысливаются так называемые индивидуальные смысложизненные вопросы, поставленные в «философии кризисного сознания» -экзистенциализме.

Вопросы о смысле бытия, жизни и смерти, вере и неверии, разуме и Боге, свободе и выборе, страхе и отчаянии, страдании и творчестве не раз вставали перед философами разных времен. Поднимались эти вопросы и в русской философско-эстетическоЙ мысли. Но никто не обращался к ним с такой страстью, с такой неистовой потребностью в истине, с таким глубоким пониманием

человеческой природы, как Ф.М.Достоевский. Великий русский писатель решал в своих произведениях вечные вопросы бытия в тесной связи с повседневной жизнью человека, предвосхищая таким образом постановку проблемы личности в западноевропейской экзистенциальной философии и экзистенциалистской художественной практике.

Современная философия уделяет все больше внимания методологии исследования и стилистике философского изложения, неповторимости философского метода мыслителей прошлого и современности. Это объясняется прежде всего тем, что многие философы являлись также и писателями, драматургами, критиками. Взаимодействие философского и художественного характерно для творческого метода мыслителей экзистенциально-

феноменологической направленности XX века и для русской философии и литературы в целом.

За последнее столетие немало сказано о художественных и философских открытиях Достоевского, о значении его творчества в истории российской и мировой культуры. Но вопрос о его месте и значении в истории такого влиятельного направления европейской философско-эстетической мысли Х1Х-ХХ века, как экзистенциализм, остался практически не освещенным в отечественной науке.

Экзистенциализм, несмотря на сложное взаимодействие с традициями европейской культуры, был и остается значительным ее явлением, что позволяет его представителям и исследователям включать в историю этого философского течения самые разнообразные завоевания духовного опыта человечества и формировать собственный взгляд на проблему поиска его предтеч.

Философско-эстетические идеи Достоевского - также достояние мировой культуры, которое не может рассматриваться только в рамках традиционных отечественных эстетических и литературоведческих парадигм, принадлежать истории только одного какого-либо философского или литературного метода. Идейный мир Достоевского - необычайно масштабное явление, включающее множество аспектов. Один из них - влияние на развитие европейской философско-художественной практики, среди современных направлений которой важное место занимает экзистенциализм.

В настоящее время, когда с одной стороны, не ослабевает интерес к творчеству мыслителей экзистенциально-феноменологической ориентации, а с другой, становится все шире поле функционирования и объективизации философских идей и образов Достоевского в современной культуре, очевидна необходимость историко-философского и теоретического осмысления экзистенциального уровня мировоззрения Достоевского с привлечением философско-художественного материала XX века. Основы для такого исследования были заложены отечественными мыслителями Шестовым и Бердяевым, которые первыми поставили проблему экзистенциальных мотивов в творчестве Достоевского.

Так как тема «Ф.М.Достоевский как предтеча европейского

. У

экзистенциализма» является недостаточно изученной в отечественной и зарубежной науке, автору диссертации наиболее актуальной для исследования представляется проблема возникновения и взаимодействия экзистенциальных образов и идей в творчестве отечественных мыслителей - Достоевского, Шестова и Бердяева - и ведущих представителей, основоположников и зачинателей

европейского экзистенциализма в философии и литературе -Киркегора, Хайдеггера, Ясперса, Сартра, Камю и Кафки.

Цель и задачи исследования

Целью данного исследования является реконструкция экзистенциальных идей в мировоззрении Достоевского, а также их анализ в проблемном поле европейского экзистенциализма.

Диссертант, подвергая анализу художественные образы и философские идеи Достоевского, развивает идею Льва Шестова о самостоятельном возникновении экзистенциальных мотивов в творчестве великого русского писателя и философа вне влияния взглядов Серена Киркегора, получивших широкое распространение в Европе только к началу XX века. Диссертант рассматривает экзистенциальную философию не только как философию страха и отчаянья, страдания и разрушения, но и как философию спасения уникальной человеческой личности, индивидуальной внутренней природы человека в условиях духовного кризиса, смены ценностных критериев и идеалов.

Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать развитие экзистенциальных образов и идей Достоевского в контексте интерпретации его творчества Л.Шестовым и Н.А.Бердяевым;

- исследовать проблему влияния религиозных традиций отечественной культуры на формирование экзистенциальных образов и идей Достоевского;

- охарактеризовать аспекты культурно исторической ситуации Х1Х-ХХвв., определяющие источники развития экзистенциалистской проблематики в творчестве Достоевского и европейских писателей экзистенциалистов;

- определить и проанализировать соответствия и противоречия философско-художественных образов Достоевского философско-эстетическим принципам европейского экзистенциализма.

Степень разработанности темы

Современная наука располагает множеством работ, посвященных анализу конкретных произведений Достоевского, особенностей его философского мировоззрения и творческого метода, закономерностей существования и развития его художественной системы, а также осмыслению наследия великого русского писателя в системе духовных ценностей мировой культуры. В то же время проблема значения его творчества в истории европейского экзистенциализма остается недостаточно исследованной. Среди отечественных работ, поев- щенных творчеству Достоевского исследование А.Н.Латыниной «Достоевский и экзистенциализм»1 является едва ли не единственным специальным исследованием, в котором разрабатывается проблема взаимодействия и противоречий противоречий художественного метода Достоевского и западноевропейских экзистенциалистов. Несмотря на критическое отношение к субъективистскому экзистенциалистскому толкованию творчества Достоевского, автор, обращаясь к идеям Льва Шестова,

1 Латынина А.Н. Достоевский и экзистенциализм. //Достоевский - художник и мыслитель. - М.: Художественная литература, 1972.

приходит к выводу, что «тут можно найти точки соприкосновения и не меньше - отталкивания».

Критический анализ художественных образов Достоевского, в которых воплощено «подпольное сознание», индивидуальное личностное начало, отражено переживание одиночества и отчаянья и проявлены другие признаки, характерные для экзистенциального «подлинного существования», представлен также в работах П.П.Гайденко, Н.Г.Назирова, С.Финкелстайна,

Г.Н.Фридлендера2.Кроме того, значение Достоевского в истории европейской экзистенциально-феноменологической мысли, его влияние на виднейшего эстетика и писателя XX века Альбера Камю, подчеркнуто К.М.Долговым3.

Последнее десятилетие отмечено нарастанием научного интереса к наследию отечественных философов. Современные исследователи обращаются и к экзистенциалистским проблемам российской философской мысли. Об этом свидетельствует появление новых книг и диссертационных исследований по философии, например: Романенко Л.М. «Конфликты гражданского общества: экзистенциальная дилемма в современной России» (Москва, 1996),

Захарова Т.Н. «Л.Шестов и э кз истен ци а льная___философия»

(Екатеринбург, 1997), Титаренко С.А. «Николай Бердяев: антропология как основание постижения культуры» (Ростов-на-Дону, 1997). Но несмотря на обилие научных работ по различным направлениям отечественной и западной философии XX века, а также

г См.: Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. - М: Искусство, 1970; Назиров Н.Г. Об этической проблематике повести «Записки из подполья» И Достоевский и его время. - Л: Наука, 1971; Финкелстайн С. Экзистенциализм в американской литературе - М. :Искусство, 1967; Фридлендер Г.Н.-Наука о Достоевском сегодня // Русская литература, 1971, №3 ~

3 См.: Долгов K.M. От Киркегора до Камю - М.: Искусство, 1994

литературы о Достоевском, монографий и диссертаций, посвященных теме «Ф.М.Достоевский как предтеча европейского экзистенциализма (опыт проблемного исследования)», обнаружить не удалось.

Изучение вышеуказанных и других исследований, отразивших основные тенденции развития современных философии, эстетики и литературоведения, обусловило выбор автором темы диссертации и оказало определяющее влияние на методологические аспекты ее разработки.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Николаевская, Татьяна Евгеньевна, 1999 год

ЛИТЕРАТУРА

1. Аббаньяно Н. Мудрость философии и проблемы нашей жизни. -СПб.: Алетейя, 1998

2. Аббаньяно Н. Структура экзистенции; Введение в экзистенциализм; Позитивный экзистенциализм и др. работы. -СПб.: Алетейя, 1998

3. Алов A.A., Галахтин М.Г., Егоров Ю.Л. Основные проблемы философской мысли России XIX начала XX века. - М.: Изд-во МИЭТа. 1994

4. Андреев Л.Г. Ж.-П. Сартр. Свободное сознание и XX век. - М.: Знание, 1994

5. Архангельский А. С. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев. - СПб, 1882.

6. Афасижев М.Н. Западные концепции художественного творчества. - М.: Искусство, 1990

7. Афасижев М.Н. Фрейдизм и буржуазное искусство. - М.: Искусство, 1975

8. Бакунин М.А. Собр. соч. В б-и т. - Париж: YMCA-Press, 1907-1913

9. Баранова-Шестова Н.Л. Жизнь Льва Шестова. По переписке и воспоминаниям современников. - Paris: La Press Libre, 1983

Ю.Бахтин M.M. Проблема творчества Достоевского. - Л.: Наука, 1929

П.Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 3-е изд. - М,: Худож. лит., 1972

12.Бахтин M.M. Философия поступка // Философия и социология науки. Ежегодник, 1984-! 985

13.Бегиашвили А.Ф. Неопозитивизм и экзистенциализм. - Тбилиси.: Мецниереба, 1975

Н.Бегиашвили А.Ф. Проблема начала познания у Б.Рассела и Э.Гуссерля. - Тбилиси: Мецниереба, 1969

15.Белов С В. Вокруг Достоевского // Новый мир №1, 1985

16.Белов C.B. Достоевский и театр, 1846-1977. - Л.: Наука, 1980

17.Белый А. Символизм как миропонимание. - М.: Республика, 1994

18.Бердяев Н. A. Sub specie acternitatis. - СПб., 1907

19.Бердяев H.A. Опыт эсхатологической метафизики (Творчество и объективация). - Paris: YMCA-Press, 1947

20.Бердяев H.A. Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994

21.Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. Соч.. в 2-х т. - М.: Искусство, 1994

22.Библер B.C. Мышление как творчество. - М.: Политиздат, 1975

23.Блаженный Августин. Творения. В 4 т. - СПб.: Алетейя ; Киев: УЦИММ-Пресс ', 1998.

24.Борев Ю.Б. Эстетика. В 2-х т. 5-ое изд., дополн. - Смоленск: Русич,1997

25.Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцание и умозрение. - М.: Республика, 1994

26.Быховский Б.Е. Кьёркегор (1813-1855). - М.: Мысль, 1972

27.Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. - М.: Искусство, 1984

28.Бэлнеп Р.Л. Структура "Братьев Карамазовых". - СПб.: Академический проект, 1997.

29.Великовский С И. Грани «несчастного сознания» (Театр, проза, философская эстетика А.Камю). - М.: Искусство, 1973

30.Ветловская В.Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». - Л.: Наука, 1977

31.Виногер Б.Р. Введение в историческое изучене искусства. - М.: Наука, 1985

32.Виноградов В.В. Сюжет и стиль. Сравнительно-исторические исследования. - М.: Наука, 1963

33.ВыготскийЛ.С. Психология искусства. - М.: Просвещение, 1988

34.Гайденко П. П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса.// Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Республика, 1994

35.Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. - М.: Республика, 1997

36.Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. К характеристике миросозерцания С.Киркегора. -М.: Искусство, 1970

37.Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблема культуры. - М.: Высшая школа, 1963

38.Гарин И.В. Воскрешение духа. - М.: Терра, 1992

39.Гегель Г. Философия религии // Избр. соч. в 3-х т. - М.: Мысль, 1977

40. Гегель Г. Эстетика. В 4-х т. - М.: Наука, 1973.

41. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. - Л.: Советский писатель, 1971.

42. Голосовкер Я.Э. Достоевский и Кант. Размышления читателя над романом «Братья Карамазовы» и трактата «Критика чистого разума». - М.: Изд-во АН СССР, 1963

43. Григорьев A.A. Русская литература в зарубежном литературоведении. - Л.: Изд. ЛГУ, 1977.

44. Гроссман Л. П. Достоевский художник // Творчество Достоевского. - М.: Наука, 1959.

45. Гроссман Л.П. Поэтика Достоевского. - М.: Наука, 1925.

46. Губин В.Д. Культура и творческая деятельность. - М.: Изд-во Университета дружбы народов, 1987.

47. Губин В.Д. Проблема человека в современной философии. - М.: Изд-во Университета дружбы народов, 1990.

48. Гулыга A.B. Немецкая классическая философия. - М: Высшая школа, 1986.

49. Гуссерль Э. Картезианские размышления. - СПб.: Наука, Ювента, 1998.

50. Гуссерль Э. Собр. соч. T l. - М : РИГ «Логос»: Гнозис, 1994. Издание продолжается.

51. Давыдов Ю Н. Этика любви и метафизика своеволия. - М: Молодая гвардия, 1987.

52. Данэм Б. Экзистенциализм // «Вопросы философии», 1965, № 3.

53.Декарт Р. Собр. соч. в 2-х тт. - М.: Мысль, 1989.

54. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. - М.: Изд-во МГУ, 1986.

55.Долгов K.M. Восхождение на Афон: Жизнь и миросозерцание Константина Леонтьева. - М.: Раритет, 1997.

56.Долгов K.M. От Киркегора до Камю. - М.: Искусство, 1991.

57.Долгов K.M. Эстетика Жана-Поля Сартра. - М.: Знание, 1990.

58.Долинин А. С. В творческой лаборатории Достоевского (История создания романа «Подросток»). - Л. Наука, 1947.

59.Долинин А. С. Последние романы Достоевского. Как создавались «Подросток» и «Братья Карамазовы». - М.- Л.: Наука, 1963.

60.Достоевская А.Г. Воспоминания. - М.: Правда, 1987.

61.Достоевский Ф.М. Полное собр. соч. в 30-ти т. - Л.: Наука, 1972-1990.

62.Достоевский Ф.М. Собр. соч. в 12-ти т. - М.: Правда, 1982.

63.Достоевский Ф.М. Библиография произведений Ф.М.Достоевского и литературы о нем. 1917-1965. - М.: Книга, 1968.

64. Достоевский Ф.М. О русской литературе. - М.: Современник, 1997.

65.Достоевский Ф.М. Полное собр. соч. в 30-ти т. - Л.: Наука, 1972-1990.

66. Достоевский Ф.М., 1881-1981 / Сергей Аскольдов, Сергей Булгаков, Борис Вышеславцев и др. - London: Overseas publications interchange ltd, 1981.

66.Достоевский. Материалы и исследования. Т.1 - Т.13 - Л.: Наука, 1974-1996. Издание продолжается.

67,Дюмон Л. Эссе об индивидуализме. - Дубна: Изд. центр "Феникс", 1997.

6 8. Ев ангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков // Сб. научных трудов. - Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1994

69.Европейская поэзия XVII в. - М.: Искусство, 1977

70.Записные тетради Ф. М. Достоевского. - М. - Л.: Наука, 1935

71.3атонский Д. В. Ф. Кафка и проблемы модернизма. - М.: Политиздат, 1965

72.Зелинский В.А. Критичесюе разборы романа ©.М.Достоевского «Братья Карамазовы». - СПб., 1894

73.Иванов А. И. Литературное наследие Максима Грека. - Л.: Наука, 1969

74.Из архива Достоевского. Идиот. Неизданные материалы / Под ред. П. Н. Сакулина и Н. Ф. Бельчикова. - М.; Л.: Наука, 1931.

75.Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. - М.- Л.: Наука, 1960

76.Казакова H.A. Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI в. - Л.: Наука, 1970

77.Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. - М.: Изд-во Рос. гос. гуманит. ун-та, 1997.

78.Камю А. Бунтующий человек. - М.: Политиздат, 1990

79.Камю А. Избр. произв. - М.: Панорама, 1993.

80.Камю А. Избранное. - Минск: Нарасвета, 1989.

81.Камю А. Счастливая смерть. - М.: Радуга, 1993.

82.Камю А. Творчество и свобода. - М.: Радуга, 1990.

83.Кант И. Критика практического разума // Собр. соч. в 6-ти тт. Т.4. -М.: Мысль, 1988.

84.Карякин Ю. Самообман Раскольникова. - М.: Изд-во МГУ, 1976.

85.Кафка Ф. Дневники . - М.: Аграф, 1998.

86.Кафка Ф. Замок. - СПб..: Азбука, 1997.

87.Кафка Ф. Собр. соч. В 5-и т. - СПб.: Северо-Запад, 1994.

88.Кейзер Р. Тайны жрецов майя и ацтеков: Предсказания на тысячелетия. -М.: Вече, 1997.

89.Киркегор С. Наслаждение и долг. - СПб., 1894.

90.Киркегор С. Несчастнейший. - СПб., 1908.

91.Кирпотин В. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова -М.: Сов. писатель, 1970.

92.Кирпотин В.Я. Мир Достоевского. Этюды и исследования. - М.: Сов. писатель, 1980.

93.Клерв<5Ький Б. О благодати и свободе воли // Средние века. - М., 1982, Вып. 45.

94.Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе. - М. Изд-во полит, лит-ры, 1980.

95.Крылова Л.А., Мосолова Л.Н. К критике философско-эстетический концепции англо-американского экзистенциализма. - М.: Знание,

1970

96.Кузнецов В.Н. Жан-Поль Сартр и экзистенциализм. - М.: Искусство, 1969

97.Кузнецов В.Н. Французская буржуазная философия XX века. - М.: Мысль, 1970

9В.Кусков В. В. История древнерусской литературы. - М.: Высшая школа, 1982

99.Кьеркегор С. Или-или. - Печатается по изд. 1894 г. - М.: Историко-религ. общ-во "Арктогея", 1993

100.Лейбниц Г. Собр. соч. в 4-х тт. - М.: Мысль, 1983

101.Леонтьев К.Н. Цветущая сложность. Избранные статьи. - М.: Республика, 1992

102.Линицкий П. Вера и знание // Труды Киевской Духовной академии, 1889. № 6

ЮЗ.Линицкий П. Как возможно единство веры и знания // Там же. № 12

104.Лихачев Д. С. Литература - реальность - литература . - Л.: Наука, 1970

105.Лосев А.Ф. Дерзание духа. - М.: Политиздат, 1988 Юб.Лосский Н. История русской философии. - М.: Изд-во МГУ, 1991

107.Лотман Ю. Структура художественного текста. - М.: Искусствво,

1971

Ю8.Лотман Ю.М. О русской литературе: Ст. и исслед. (1958-1993). -СПб.: Искусство-СПБ, 1997

109.Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV - нач. XVI в. - М.- Л.: Наука, 1960

1 Ю.Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV - начала XVI века. - М. - Л.: Наука, 1960

Ш.Мальро А. Бренный человек и литература. // Всемирная литература, 1979, №1

112.Мамардашвили М.К. К пространственно-временной феноменологии событий сознания // Вопросы философии, 1994. № 1

ПЗ.Мамардашвили М.К. Категория социального бытия и метод его анализа в экзистенциализме Сартра // Сб. «Современный экзистенциализм». - М.: Изд-во МГУ, 1966

114.Маньковская Н.Б, Методология буржуазной эстетики. - М.: Наука, 1988

115.Маньковская Н.Б. Современная эстетика западной европы. - М.: Наука, 1990

Пб.Маргвелашвили Т.П. Сюжетное время и экзистенции. - Тбилиси: Мецниереба, 1969

117.Маркс К. Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х т. - М.: Политиздат, 1957

118.Марсель Г, Быть и иметь. - Новочеркасск: САГУНА, 1994

119.Мартынов A.B. Влияние философии экзистенциализма на творчество Г.Газданова. // Человек - Философия - Гуманизм. Тезисы докладов и выступлений Первого Российского философского конгресса. В 7-и т. Т.1. Философия в духовной жизни общества. - СПб.: Изд. Санкт-Петербургского Государственного университета, 1997

120.Медведев П. Н. В лаборатории писателя. К вопросу об изучении художественного творчества. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1993

121.Мережковский Д. Л.Толстой и Достоевский. Вечные спутники. -М.: Республика, 1995

122.Мерло-Понти М. В защиту философии. - М.: Издательство гуманитарной литературы, 1997.

123.Мигунов A.C. ХудоженственныЙ образ. Эстетический анализ. -М.: Изд-во МГУ, 1980

124.Миртов Д. Нравственная автономия по Канту и Ницше. - СПб., 1905

125.Михайлов A.B. Мартин Хайдеггер: человек в мире. - М.: Московский рабочий, 1990

126.Нарский И. С. Артур Шопенгауэр - теоретик вселенского пессимезма // Шопенгауэр А. Избр. произв. - М.: Просвещение, 1993

127.Нарский И.С. Артур Шопенгауэр - теоретик вселенского пессимизма. // Шопенгауэр А. Избр. произв. - М.: Просвещение, 1993

128.Николаевская Т. Е. Экзистенциализм в России. Достоевский и Лев Шестов // Философия. Образование. Управление / Сб. научн. ст. Вып. 1.-М.: ЗелО, 1998.

12 9 .Николаевская Т.Е. Достоевский - предтеча европейского экзистенциализма // Человек - Философия - Гуманизм. Тезисы докладов и выступлений Первого Российского философского конгресса. В 7-и т. Т.1. Философия в духовной жизни общества. -СПб.: Изд. Санкт-Петербургского Государственного университета, 1997.

130.Нила Сорского Предание и Устав. - СПб, 1912.

131.Ницше Ф. Песни Заратустры. Веселая наука. - СПб .: Азбука, 1997.

132.Ницше Ф. Собр. соч. в 2-х тт. - М.: Мысль, 1990.

133.0 Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 гг. - М.: Книга, 1990.

134.Овсянников М.Ф. Истрия эстетической мысли. - М.: Высшая школа, 1984.

135.Овсянников М.Ф. Лекции по истории эстетики. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.

136.П.Я.Чаадаев: pro et contra: Личность и творчество Петра Чаадаева в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. -СПб.: Изд-во Рус. Христ. гуманит. ин-та, 1998.

13 7.Подорога В .А. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии: Серен Киркегор, Фридрих Ницше, Мартин Хайдеггер, Марсель Пруст, Франц Кафка. - М.: Ad marginem, 1995

138.Поршнев Б.В. Социальная психология и история. - М.: Прогресс, 1979.

139.Рильке P.M. Собрание стихотворений. - СПб.: Виант, 1995.

140.Рильке P.M. Часослов. - СПб..: Азбука, 1998.

141.Розанов В.В. О писательстве и писателях. - М.: Республика, 1995

142.Савченко Н.К, Проблемы художественного метода и стиля Достоевского. - М.: Изд-во МГУ, 1975.

143.Савченко Н.К. Сюжетосложение романов Достоевского. - М.: Изд-во МГУ, 1982.

144.Сакулин П. Н. Русская литература. Социолого-синтетический обзор литературных стилей: - М. Наука, 1928.

145.Сартр Ж.-П. Бодлер // Бодлер Ш. Цветы зла. - М.: Знание, 1990.

146.Сартр Ж.-П. Идиот в семье: Гюстав Флобер от 1821 до 1857 -СПб.: Алетейя, 1998.

147.Сартр Ж.-П. Избр. произв. - М.: Республика, 1994.

148.Сартр Ж.-П. Ситуации: Антол. лит.-эстет, мысли. - М.: Ладомир, 1997.

149.Сартр Ж.-П. Слова. - М.: Худож. лит., 1966.

150.Сартр Ж.-П. Тошнота. - СПб.: Азбука, 1997.

151.Сартр Ж.-П. Фрейд. - М.: Новости, 1992.

152.Селезнев Ю.И. Мысль семейная - мысль народная // Достоевский Ф. М. Подросток. - М.: Худож. лит., 1972.

153.Семенов Е. И. Роман Достоевского «Подросток». Проблематика и жанр. - Л.: Наука, 1979.

154.Современный экзистенциализм. Сборник научных трудов. - М.: Высшая школа, 1966.

155.Соловьев B.C. Красота в природе. Смысл искусства. В 2-х т. -М.: Наука, 1988.

156.Соловьев Э.Ю. Философия марксизма и экзистенциализм // Сб. статей. - М.: Изд-во МГУ, 1971.

157.Соловьев Э.Ю. Экзистенциализм и научное познание. - М.: Высш. школа, 1966.

158.Степанов Г.П. Взаимодействие искусств. - М.: Знание. 1982

159.Тавризян Г.М. Проблема человека во французском экзистенциализме. -М.: Наука, 1977.

160.Таврязян Г.М. Религиозный подтекст экзистенциалистской морали // Вопросы философии, 1965. №3.

161.Творческий путь Достоевского: Сб. статей / Под ред. Н.Л.Бродского. - Л.: Наука, 1924.

162.Толстых В.И. Искусство и мораль. - М.: Мысль, 1976.

163.Ф.М.Достоевский и Православие. Сборник научных статей. - М.: Отчий дом, 1997.

164.Федоров Н.Ф. Сочинения. - М.: Наука, 1982.

165.Федоров, Философия общего дела. - М.: Мысль, 1982

166.Флоровский Г.В. Религиозные темы Достоевского // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 гг. -М.: Книга, 1990

167.Фрейд 3. Психология бессознательного. - М.: Наука, 1989

168.Фринкелстайн С. Экзистенциализм и проблема отчуждения в американской литературе. - М.: Прогресс, 1967

169.Хайдеггер М. Время и бытие. - М.: Республика, 1993

170.Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. - Томск.

Водолей , 1998

171.Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. - М.: Гнозис, 1993 -------------------------- " "

172.Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. - М.: Высш. школа, 1991

173.Хайдеггер М. Тождество и различие. - М.: Гнозис, 1337

174.Хайдеггер М. Что это такое философия? Избранные статьи позднего периода творчества. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та

175.Чаадаев П.Я. Сочинения. -М.: Худож. лит., 1989

176.Чалин М.Л. В плену идеализма. - М.: Мысль, 1966

177.Чернышевский Н.Г. Эстетическое отношение .искусства к действительности. Соч. В 2-х т. - М.: Искусство, 1987

178.Чертков Л. Серен Киркегор в русской литературе // Вестник Русского Христианского Движения. Париж; Нью-Йорк; - Москва, 1986. № 148. III.

179.Чирков H. М. О стиле Достоевского. Проблематика, идеи, образы. - М,: Наука, 1967

180.Чулков Г. И. Как работал Достоевский. - М.: Наука, 1939

181.Шеллинг Ф. Философия искусства. - М.: Искусство, 1966

182.Шеллинг Ф. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах // Собр. соч. в 2-х тт. Т.2. - М.: Мысль, 1989

183.Шеллинг Ф.В.Й. Идеи к философии природы как введение в изучение этой науки. - СПб.: Наука , 1998.

184.Шестов Л. Potestas clavium - Власть Ключей. - Берлин: Скифы, 1929

185.Шестов Л. Sine effusione sanguinis. О философской честности // Путь, №54

18 6. Шестов Л. Автобиография //Сб. «первые литературные шаги». -М.: Изд-во Сытина, 1911

187.Шестов Л. Достоевский и Ницше (философия трагедии). - СПб., 1903

188.Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия. - М.: Прогресс-Гнозис, 1992

189.Шестов Л. На весах Иова. Странствования по душам. Изд. 2. -Paris: YMCA-Press, 1973

190.Шестов Л. Умозрение и откровение (Религиозная философия Владимира Соловьева и другие статьи). Изд. 1. - Paris: YMCA-Press, 1964

191.Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории // Собр. соч. - М.: Мысль, Т. 2. 1998

192.Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии. - Петроград: Колос, 1922

193.Штейгервальд Р. Третий путь Герберта Маркузе. - М.: Международные отношения, 1971

194.Юровская Э. П. Философия - творчество - жизнь // Сартр Ж. П. Философские пьесы. - М.: Канон, 1996

195.Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. - М.: Искусство, 1985

196.Яковлев Е.Г. Эстетическое как совершенное. - М.: Фин. науки, 1987

197.Ян Гус. Лютер. Кальвин. Цвингли, Патриарх Никон: Биогр. - 2-е изд. - Челябинск: Урал LTD , 1998

198.Ясперс К. Духовная ситуация времени. - М.: Изд-во АН СССР, 1990

199.Ясперс К. Истоки истории и ее цель. - M : Изд-во АН СССР, 1991

200.Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Республика, 1994

201.Camus A. Essais. - Paris: Callimard, 1965

202.Das Kafka Buch. ~ Berlin: Fischer-Bücherei, 1965;

203.Freud. Z. Die Urgestalt des Bruders Karamazov. Leipzig, 1927

204.Heidegger M. Sein und Zeit. Max Niemeyer Verlaag . - Tübingen, 1960

205.Jaspers K. Die geistige Situation der Zeit. - Berlin; Leipzig, 1932

206.Jaspers K. Verminft and Existens. - Groningen, 1935

207.Kierkegaard S. Der Begriff der Angst // Gesammelte Werke. Bd. V, 1912

208.Kierkegaard S. Die Krankheit zum Tode // Gesammelte Werke. Bd. 8, 1911

209.Kierkegaard S. Pilosopishe Broken // Gesammelte Weke in 12 Bd. -Jena: E.Diedrichs Verlag, 1907-1922. Bd. 6-7, 1910

210.Marsel G. Journal metaphisque (1913-1923). - Paris: Gallimard, 1935

211.Marsel G. Le mystère de létre. - Paris: Gallimard, 1951

212.Parsons E. M., Notes on the metaphysical poets. - London, 1979

213.Sartr J.-P. L'imagion. - Paris: Gallimard, 1961

214.Sartr J.-P. La criticque la reason dialectiqu que. - Paris: Gallimard, 1960

215.Sartr J.-P. Situations II. Paris: Gallimard, 1964

216.Sartr J.-P.L'Etre et le Néant. Essai d ontologie phenomenologique. -Paris: Gallimard, 1943

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.