Эволюционные формы христианской государственности: политико-правовой анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат юридических наук Богданов, Андрей Николаевич

  • Богданов, Андрей Николаевич
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2005, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 169
Богданов, Андрей Николаевич. Эволюционные формы христианской государственности: политико-правовой анализ: дис. кандидат юридических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Ростов-на-Дону. 2005. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Богданов, Андрей Николаевич

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. Христианская государственность как политико-правовой феномен (теоретико-методологический анализ).

§ 1. Понятие христианской государственности.

§2. Теократические принципы организации верховной власти: альтернативные основания.

§3. Правовое христианское государство: концептуальные версии институционализации.

Глава 2. Эволюция христианской государственности как правовой формы.

§1. Процессы становления христианского политико-правового режима: институциональные императивы.

§2. Формирование государственно-конфессиональных отношений в

России: правовой аспект.

§3. Православная христианская государственность как вариант политико-правовой трансформации современной России.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюционные формы христианской государственности: политико-правовой анализ»

Актуальность темы диссертационного исследования. Роль и место христианских государств в мировой истории трудно переоценить. По существу закладка основ современной западноевропейской цивилизации и культуры проходила под непосредственным влиянием христианства. В определенные исторические периоды христианство как глобальная мировая религиозная система пронизывало все формы существования государства и общества.

Актуальность и значимость христианской государственной идеи вполне реально обозначены в современных политических процессах столкновения цивилизаций, утверждающих таким образом свою конфессиональную идентичность.

Другой актуальный аспект возрождения интереса к трансформации христианской государственности продиктован ситуацией востребованности целостных духовных элементов в государственно-правовой идеологии современной России, где христианство может сыграть роль интеграционной ценностной системы, в определенной степени задающей цели и средства реализации национальной и государственной политики.

Необходимость изучения христианской государственности обусловлена также ее огромным реальным и потенциальным социокультурным легитимационным ресурсом, предметной направленностью нормативно-ценностной системы, политико-правовым авторитетом христианской церкви в мировом и российском масштабах.

Степень научной разработанности проблемы.

Многие аспекты политического взаимодействия христианского государства и общества детально описаны в философской, религиоведческой и политологической литературе.

Наиболее изученным представляется вопрос соотношения государства и христианской церкви в реализации общественной политики, представленный еще в трудах евангелистов Луки, Марка, Матфея, апостолов Павла и Петра.

Институциональное оформление государственно-правовой идеологии христианства, детерминированное фактором утраты полноты и вселенскости христианской церкви, внутренним католическим и православным разделением, обобщенно концептуализировано в рамках папоцезаристского (теократического), цезарепаписткого (имперского), симфонического (дуалистического) направлений.

Развернутое католическое обоснование религиозной составляющей в различных формах государственности представлено в трудах Оригена, Тертулиана, Августина, Ф. Аквинского. Католическое определение государственного строения дает катехизис католической церкви, в котором сущность и содержание совместной государственно-религиозной политики осмысливаются в теократическом ключе.

Протестантские цезарепапистские воззрения на христианскую государственность характерны для М. Лютера, Кальвина и других.

Православный аспект христианской государственности подробно разработан в трудах И. Дамаскина, Иоанна Златоуста, Иоанна Кронштадского, В. Зеньковского, К. Победоносцева, Л. Тихомирова, П. Казанского, Ф. Степуна, Н. Черняева, И. Ильина, Н. Алексеева, Б. Савицкого и других.

Разделение религиозной и государственно-правовой системы — существенный признак многих современных государств, получивший свое обоснование на теологическом и правовом уровне еще в трудах Вольтера, К. Маркса, Ф. Энгельса, Н. Бердяева, современных российских и зарубежных либерально-ориентированных ученых.

Укрепление современной российской государственности в рамках ее взаимодействия с православием и традиционными конфессиями стало предметом рассмотрения современными российскими мыслителями (А.Г. Дугиным, А.С. Панариным и др.) с консервативных позиций.

Поискам оптимальных и перспективных форм взаимоотношений христианства и государства были посвящены творческие методологические усилия A.M. Величко, В.Ю. Верещагина, А. Кураева, Н.С. Капустина, Т.П. Матяш, В.Е. Давидовича, Е.Е. Несмеянова, А.И. Овчинникова и др.

Однако обзор литературы, в которой рассматриваются модели взаимосвязи христианства и государства, эволюции их оптимального взаимодействия в условиях современной глобализации и унификации, свидетельствует об отсутствии политико-правовых работ, специально посвященных анализу правовой трансформации христианской государственности.

Поэтому необходимы пионерские исследования, призванные интерпретировать наличные и возможные политико-правовые формы христианского государства в контексте современных представлений о роли и значении религиозного фактора в политико-правовой системе, а также за их методологическими пределами.

Объектом исследования является феномен самобытной государственности, представленный особой организацией верховной власти, специфическим механизмом легитимации, характерными технологиями воспроизводства правовой системы.

Предмет исследования — процессы политико-правовой институционализации христианской государственности в пространственно-временном интервале ее существования и развития.

Целью диссертационного исследования является политико-правовой анализ эволюции форм христианской государственности в контексте современной глобализации.

Реализация поставленной цели осуществляется решением следующих задач:

- интерпретировать христианскую государственность как политико-правовой феномен;

- выявить альтернативные основания теократических принципов организации верховной власти в христианской государственности;

- систематизировать концептуальные проекты правового христианского государства;

- определить закономерности эволюции христианского государства в процессе его исторического развития как правовой формы;

- концептуализировать институциональные императивы становления христианского политико-правового режима России в имперский и постимперский периоды;

- обосновать возможность православной христианской государственности как перспективного варианта политико-правовой трансформации современной России.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- с интегративных политико-правовых позиций дана комплексная характеристика христианскому государству, выделены его типы и формы;

- выявлены и проанализированы в институционально-компаративном ключе концептуальные различия между теократическими принципами христианской государственности;

- установлены правовые закономерности развития формы правления и политического режима христианского государства; дана критическая оценка основным проектам правовой христианской государственности;

- определены перспективные направления политико-правовой институционализации православной государственности в современной России.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Христианская государственность представляет собой конкретное воплощение системы духовных регуляторов, ограничивающей верховную власть посредством институционализации религиозных норм, закрепленных в Ветхом и Новом заветах, что приводит к формированию правового порядка, основанного не только на законе, но и на нравственных началах, имеющих доминирующее значение.

Основополагающий элемент христианской государственности — правовая неограниченность верховной власти, которая базируется на теократических принципах, поэтому ее пределы находятся в плоскости духовных ценностей, задающих соответствующие императивы правового сознания и правовой культуры ее граждан.

2. Христианская государственность характеризуется определенной формой организации верховной власти, механизм воспроизводства которой реализуется в процессе политико-правовой экстернализации социально значимого образца нормативного поведения, закрепленного канонами христианской религии в институциональной системе государственной преемственности.

Результат религиозно-правового синтеза легитимируется с помощью государственно-правовых механизмов в системе общественно-политических институтов, фиксируется в национальном самосознании, становится общепризнанным и нормативным, что позволяет не только осуществлять трансляцию образа единовластия в рамках социальноправового наследования, но и модифицировать его в зависимости от интересов политической элиты.

3. Христианская государственность исторически концептуализируется в двух основных измерениях: христианско-эсхатологическом и религиозно-правовом, каждое из которых опирается на собственную систему политико-правовых и духовных ценностей. Эсхатологическое измерение христианской государственности предполагает наличие особой сакральной миссии государства, служащего инструментом реализации Божественной воли.

Религиозно-правовая интерпретация христианской государственности основывается на придании особого сакрального смысла принципу правообязанности, регламентирующему границы прав и свобод во взаимоотношениях человека, государства, общества на основе приоритета церковных институтов. В православной христианской государственности правообязанность рассматривается как почетный долг, государственная власть признается особого рода служением.

4. Христианско-правовой монистической идеал, являясь абсолютным по своей природе, включает в себя интерпретацию содержания верховной власти, теократических принципов взаимоотношения между обществом, государством и личностью в русле принципиально неразрешимого юридического конфликта между реальным содержанием права и его высшим предназначением. Преодоление такого дуализма возможно при соблюдении, по крайней мере, трех важнейших условий:

- максимального воцерковления общества и государственного аппарата; последовательной законотворческой и исполнительской деятельности государственной власти по улучшению нравственно-духовного климата в обществе;

- формирования политико-правовой системы, максимально приближенной в своей основе к нравственному идеалу христианства.

5. В системе государственно-конфессиональных отношений современной России присутствует несколько концептуальных версий, реально влияющих на содержание политико-правового режима и форму организации верховной власти. Каждая из них признает возможность прямого и косвенного влияния религиозных институтов на политико-правовую систему общества, включая государство, в единстве мировоззренческой, регулятивной, коммуникативной и некоторых других функций, что трансформирует российскую государственность в направлении ее теократической формы, близкой к православной. Вместе с тем современная религиозная ситуация в России реально обусловлена формированием многовекторных государственно-конфессиональных отношений, обладающих многовариантным потенциалом развития: от христианской государственности до атеистической.

Теоретико-методологической основой исследования стали классические и современные политико-правовые теории государствоустроения, теологические концепции верховной власти, системный и диалектический подходы. В работе были использованы положения теории социокультурной динамики, акцентирующие значение религиозных ценностей в выборе стратегии государственно-правовой эволюции.

При анализе форм соотношения государственной и христианской верховной власти были использованы труды известных российских и зарубежных ученых, мыслителей, богословов, посвященные доктринальным интерпретациям статуса личности в христианском государстве.

Сравнительная направленность исследования функционирования христианских и светских политико-правовых институтов потребовала использования соответствующих компаративистских, аксиологических, институциональных, формально-логических методов.

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в ходе преподавания теории государственного строительства, теории государства и права, политологии, культурологии, органами государственной власти и управления в целях разработки адекватной государственно-правовой идеологии современной России и форм ее институционализации.

Кроме того, содержание работы может быть использовано в курсах гуманитарного цикла высших учебных заведений.

Апробация результатов исследования.

Основные положения работы представлены диссертантом в выступлениях на следующих международных и всероссийских научных конференциях: «Ценности советской культуры в контексте глобальных тенденций XXI века» (Санкт-Петербург, 2003); «Государство и право славянских народов: состояние и перспективы развития» (Ростов-на-Дону, 2004); «Политическое и правовое взаимодействие» (Ростов-на-Дону, 2004); «Перспективы государственно-правового развития России в XXI веке» (Ростов-на-Дону, 2004).

Диссертация обсуждалась на кафедре государственно-правовых и политико-философских дисциплин Ростовского юридического института МВД России.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Богданов, Андрей Николаевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования были получены и могут быть предложены следующие выводы:

Специфика христианской государственности состоит в создании особой символики государственной власти, выраженной в конструировании единой сверхцели, сверхсмысла существования государства и общества — религиозной сакральной миссии.

Выполнение этой миссии наполняет смыслом функционирование всей политико-правовой системы, автоматически включая в их структуру институты Церкви.

В этом контексте Церковь как структура, основанная на иррациональных, духовных началах, имеет не только внутреннюю «таинственную» сущность, но и историческую составляющую, входящую в соприкосновение и взаимодействие с внешним миром, совместно с государством.

Однако в отличие от светского, христианское государство делает усиленный акцент на ключевые моменты взаимосвязи с обществом, составляющие в совокупности духовные основы христианской государственности.

Специфичный элемент духовных основ теократической государственности - правовая неограниченность верховной власти. Однако правовая неограниченность верховной власти не означает её абсолютного характера. Верховная власть конституируется в данном случае не на правовых, а на религиозных принципах, соответственно её ограничение лежит в сфере духовно-нравственных ценностей, задающих соответствующие императивы.

Христианская государственность представляет собой конкретное воплощение системы духовных регуляторов, ограничивающей верховную власть, требованиями религиозных норм, закрепленных в Ветхом и Новом заветах. В этом смысле деятельность верховной власти носит идеократический характер.

Российский вариант верховной власти, структурно выраженной в существовании института православной государственности, может привести к формированию «лучшего правового порядка, основанного не только на законе, но и на нравственных и христианских началах правды и справедливости.

Необходимо отметить вытекающий из этого положения принцип абсолютности, догматичности религиозных принципов ограничения верховной власти. Могут изменяться формы христианской государственности, трансформироваться её модели, но внутреннее содержание изначально закрепленных принципов остается неизменным при любых обстоятельствах.

Христианская государственность предполагает создание особой правовой системы, базирующейся на принципе правообязанности. Правообязанность в христианской государственности рассматривается как почетный долг, государственная власть признается особого рода служением, высоким и ответственным бременем.

Христианская государственность предполагает институционализацию на политическом уровне особой взаимосвязи государства и Церкви, взаимопереплетение, взаимопроникновение, иногда сращивание их институтов. Историческая эволюция христианской государственности демонстрирует ряд различных моделей организации государственно-церковных отношений, упрощенно сводимых к трех основным: папоцезаризм, цезарепапизм (концепция двух мечей), симфония властей.

Установление симфонических государственно-церковных отношений выступало приоритетной целью идеалом православной государственности, ,в котором религиозно-нравственное содержание жизни становится важнейшим несущим элементом всей державной структуры общества. Соответственно церковь, как власть духовная, наряду с властью светской служит одной из главных опор национальной государственности: не смешиваясь и не подчиняясь ей.

На наш взгляд, необходимым элементом христианской государственности является усиление государственного регулирования в области воспроизведения традиционных ценностей семьи, как первичной ячейки всего религиозного сообщества.

Церкви оно должно обеспечивать полную свободу во внутрицерковной жизни и давать возможность осуществлять ее цели, и при этом активно поддерживать ее своим авторитетом, своим законодательством и предоставляя материальные средства, как это происходит по отношению ко всем другим созидательным культурным силам нации.

По отношению к отдельному человеку христианское государство должно обеспечивать наибольшую личную свободу и защищать свободу совести всех граждан, т.е. даже такие вероисповедания, которые конкурируют с церковью.

В своем отношении к другим государствам христианское государство должно постоянно думать о том, чтобы заглушить свой беспрецедентный эгоизм и ограничить до минимума свое применение силы, вооружение и ведение войн (христианский пацифизм).

Перспективы становления российской государственности будут определяться ходом становления и взаимодействия институтов государственной и духовной власти в изменяющемся демократическом российском обществе на пороге XXI века.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Богданов, Андрей Николаевич, 2005 год

1. Августин Блаженный. О граде Божьем. М., 2001.

2. Аверинцев С. С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988. №7.

3. Аквинский Ф. Сочинения. М., 2001.

4. Аксаков И.С. Сочинения. М., 1887. Т.5.

5. Алексеев А.С. Начала современного правового государства и русский административный строй накануне 6 августа 1905 г. М., 1905.

6. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М., 1998.

7. Алексеев Н.Н. Современное положение науки о государстве и её ближайшие задачи. М., 2000.

8. Алексеева Т.А. Политический процесс в социокультурном измерении. М., 1997.

9. Алексюк Р.П. Аппарат управления и власти как общесоциологическая категория. Воронеж, 1974.

10. Ю.Амелин В.Н. Власть как общественное явление // Социально-политические науки. 1991. № 2.

11. П.Андрей Рублев и его эпоха. М., 1971.

12. Аникевич А.Г. Политическая власть: вопросы методологии исследования. Красноярск, 1986.

13. З.Аристотель. Политика. Афинская политика. М., 1997.

14. Архиепископ Серафим (Соболев) Русская идеология. СПб. 1993.

15. Асмолов А.К. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1996.

16. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. М.,1991.

17. Ахмедов P.M. Государство и церковь в российском обществе XX столетия: историко-правовое исследование. Казань. 2001

18. Ашин Г.К. Правящая элита и общество // Свободная мысль, 1993.№7

19. Бабурин С. Н. Территория государства. Правовые и геополитическиепроблемы. М., 1977.

20. Байлов А.А. От «Вех» к сменовеховству (Из истории идейно-политических исканий российской интеллигенции). Дисс. канд. ист. наук. Ростов-на-Дону, 1996.

21. Байтин М.И. Государство и политическая власть. Саратов. 1990.

22. Бакунин М.А. Философия. Социология, Политика. М., 1989.

23. Барбаро и Контарини о России. JL, 1971.

24. Баскин Ю.А. Святоотеческая литература о власти и государстве // История политических и правовых учений: сборник статей. СПб., 1999.

25. Баталов Э.Я. Диалектика развития американского общества и проблемы исследования политического сознания США \\ Современное политическое сознание США. М., 1980.

26. Белов Г.А. Легальность и легитимность власти. М.,1993.

27. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

28. Бердяев Н. Душа России. М., 1990.

29. Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

30. Берман Г. Кризис западной традиции права // Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998.

31. Бессонов Б.Н., Гончаров П.К., Жовтун Д.Т. и др. Философия политики. Книга III. Властные факторы в политической системе общества. М., 1993.

32. Бондаренко О.В. Социальные ценности в современном российском обществе: анализ системных изменений. Автореф. дисс., д.соц.н. Ростов-на-Дону, 1998.

33. Бороноев А.О. Смирнов П.И. Россия и русские: характер народа и судьба страны. СПб., 1992.

34. Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса.1964-1994. М., 1996.

35. Бранский В.П. Социальная синергетика как постмодернистская философия истории // Общественные науки и современность, 1999, № 6.

36. Булгаков С. Апокалипсис Иоанна (Опыт догматического истолкования). М., 1991.

37. Булгаков С. Н. Христианский социализм. Новосибирск, 1991.

38. Булдаков В. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. М., 1997.

39. Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан. М., 1985.

40. Вебер М. Избранные произведения. М., 1996.

41. Величко A.M. Философия русской государственности. СПб., 2001

42. Верховский А.И. На трудном перевале. М., 1959.

43. Веселов В.Р. Русская интеллигенция на исходе века: некоторые уроки пройденного пути // Тезисы докладов X международной научно-теоретической конференции. Иваново, 1999.

44. Виппер Р.Ю. Иван Грозный. М., 1992.

45. Волков Н.Е. Очерки законодательной деятельности в царствование императора Александра III. 1881-1894 гг. СПб., 1910.

46. Волков Ю.Г. Новые парадигмы общества и человека \\ Инновационные подходы в науке. Ростов-на-Дону, 1995.

47. Воронов Ю.М. Идеократия. Историко-политические контексты. СПб., 1998.

48. Вылцан М.А. Приказ и проповедь/Ютечественная история. 1995. № 3.

49. Вятр Е. Власть и сила: формы соотношения. М., 1999.

50. Гаджиев К.С. Политическая культура: концептуальный аспект // Политические исследования. 1991. № 6.

51. Газицки А. Политическая власть как социальный феномен (социально-психологический аспект): Дис. . канд. социол. наук. М.,1992.

52. Гачев Г.Д. Национальный мир и национальный ум // Путь. 1994, №6

53. Гвоздкова Т. А. Политическая власть как объект социально-философского анализа: Дис. канд. филос. наук. М., 1990.

54. Гегель Г.В.Х. Философия права. М., 1990.5 5.Гер дер Иоган Готфрид. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

55. Герт Спенсер. Развитие политических учреждений. М., 1994.

56. Гессен Ю. История еврейского народа в России. Москва-Иерусалим,1993.

57. Глинский Б. Константин Петрович Победоносцев // Исторический вестник. 1997, № 4.

58. Гоббс Т. Левиафан // Избранные произведения в 2-х томах. Т. 2. М., 1991.

59. Головаха Е.И. Ценностные ориентации и массовое сознание \\ Познание в социально-культурной системе. Новосибирск, 1993.

60. Горский А.А. Пушкарев Л.Н. Предисловие // Мировосприятие и самосозание русского общества (Х-ХХвв.). М.,1994.

61. Готт B.C., Землянский Ф.М. Диалектика развития понятийной формы мышления. М., 1981.63 .Графский В. Г. Проблема взаимоотношений власти и знания в истории политической мысли: Дис. д-ра юрид. наук. М., 1992.

62. Грязнов А.Ф. Феномен аналитической философии в западной культуре XX века // Вопросы философии. 1996. № 4.

63. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период Л., 1990.

64. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1996.

65. Гуревич А.Я. Изучение ментальностей — социальная история и поиски исторического синтеза. // Советская этнография. 1988. № 6. С.18.

66. Гусев В.А. К.П. Победоносцев русский консерватор-государственник. // Социально-политический журнал, 1993, № 11-12.

67. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

68. Дегтярев А.А. Основы политической теории: М., 1998.

69. Дегтярев А.А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения // Политические исследования. 1996. № 3.

70. Деникин А. И. Очерки русской смуты // Вопросы истории. 1990. №8.

71. Дневники императора Николая II. М., 1991.

72. Доган М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология. М., 1994.

73. Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ. М., 2000.

74. Дугин А.Г. Абсолютная Родина. М., 1999.

75. Дугин А.Г. Основы геополитики. М., 1997.

76. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений в дореволюционной России. М., 1968.

77. Ерыгин А. Н. Философия истории русского либерализма второй половины XIX века (К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин). -Диссертация . доктора философских наук. Ростов-на-Дону, 1992.

78. Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980.81.3айончковский П. А. Российское самодержавие в конце XIX столетия. М., 1970.

79. Зиновьев А.А. Посткоммунистическая Россия. Публицистика 19911995 гг. М., 1996.

80. Золотухина Н.М., Исаев И.А. История политических и правовых учений России XI-XX веков. М., 1995.

81. Зорин A.JL Идеология "православия самодержавия - народности" и ее немецкие источники // В раздумьях о России (XIX век). М., 1996.

82. Иван Грозный. Второе послание Курбскому // Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века. М., 1986.

83. Иван Грозный. Послание польскому королю Стефану Баторию 1581 года // Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века. М., 1986.

84. Иванников И. А. Проблема государственного устройства в русской политико-правовой мысли (М. А. Бакунин, К. Д. Кавелин, К. П. Победоносцев). Автореферат диссертации . кандидата юридических наук. Ростов-на-Дону., 1995.

85. Иванников И.А. Учение К.Д. Кавелина об идеальной форме государственного устройства России // Северо-Кавказский юридический вестник, 1998, №1

86. Из произведений патриарха Фотия. Вып. 1. М., 1985.

87. Ильин В.В. Понятие власти // Философия власти. М., 1993.

88. Ильин И.А. О грядущей России // Избранные статьи. М., 1991.

89. Ильин И.А. О сущности правосознания // Соч., т.4. М.,1994.

90. Ильин И.А. Русская церковь и государство. М., 1998.

91. Ильин М.В. Политический дискурс: слова и смыслы // Политические исследования. 1994. № 1-6,

92. Ильин М.В. Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий. М., Российская политическая энциклопедия. 1997.

93. Иоффе Г.З. Крах российской монархической контрреволюции. М., 1977.

94. Исаев И.А. История России. Традиция государственности. М.,1995.

95. Нерсесянца B.C. История политических и правовых учений. М., 1995.

96. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. М., 1989.

97. Казанский П.Е. Власть Всероссийского Императора. М., 2000.

98. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М., 1991.

99. Карлетти Т. Современная Россия. СПб., 1995. ТI. С. 101.

100. Карсавин Л.П. Философия истории. СПб. 1993.

101. Кассирер Э. Техника современных политических мифов // Вестник Московского Университета. Серия 7. Философия. 1990.

102. Катков В.Д. Нравственная и религиозная санкция русского самодержавия. Харьков, 1999.

103. Кейзеров Н.М. Власть и авторитет: критика буржуазных теорий. М., 1973.

104. Ключевский В.О. Русская история. М., Мысль, 1993.

105. Клямкин И.М., Лапкин В.В., Пантин В.И. Между авторитаризмом и демократией // Политические исследования. 1995. № 2.

106. Кожинов В. История Руси и русского слова. Современный взгляд. М., 1997.

107. Коротких М. Г. Самодержавие и судебная реформа 1864 года в России. Воронеж. 1989.

108. Косолапов Р. России нужна сверхидея. М., 1996.

109. Кравченко И.И. Введение в исследование политики (философские аспекты). М., 1998.

110. Крамник В.В. Технология власти: политико-психологические механизмы: Дис. д-ра полит, наук. СПб., 1995.

111. Краснов Б.И. Власть как явление политической жизни //

112. Социально-политические науки. 1991. № 11.

113. Кураев А. Традиция. Догмат. Обряд. Москва-Клин. 1995.

114. Курдюкова 3. Н. Проблемы современного развития политической формы российского государства. Автореферат диссертации . кандидата юридических наук. Саратов, 1992.

115. Кьеза Дж. Прощай Россия. М., 1997.

116. Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ. М., 2001.

117. Леонов С. В. Рождение советской империи: Государство и идеология. 1917-1922 гг. М., 1997.

118. Леонтьев К.Н. Записки отшельника. М., 1992.

119. Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство Русь. 1988. № 6.

120. Лихачев Д.С. Троица Андрея Рублева. Антология. М., 1989.

121. Локк Д. Сочинения. М., 1999.

122. Лубский А.В. Государственная власть в России (исторические реалии и проблемы легитимности). Ростов-на-Дону. 1998.

123. Лузан А.А. Управление, власть, организация // Философские науки. 1976. № 6.

124. Лузин В. В. Форма правления в России в начале XX века. Автореферат диссертации . кандидата юридических наук. М., 1994.

125. Луковская Д. И. Политические и правовые учения: историко-теоретический аспект. Л., 1985.

126. Любашиц В. Я. Гражданское общество как исторический тип социальной организации // Северо-Кавказский юридический вестник, 1998, №2.

127. Макаренко В.П. Бюрократия и сталинизм. Ростов-на-Дону, 1989.

128. Макаров Б.М. Понятие общественной власти и ее системы // Вестник МГУ. Сер. 12. Право, 1971. № 1.

129. Макиавелли Н. Государь М., 1990.

130. Манхейм Карл. Консервативная мысль // Диагноз нашего времени.1. М., 1994.

131. Марков Б.В. Разум и сердце: история и теория менталитета. СПб., 1993.

132. Мейнеке М. Принцип государства во всемирной истории. М., 1890.

133. Мельвиль А.Ю., Никитин А.И. Ростки новой гражданской культуры //Политические исследования. 1991. № 2.

134. Меньшиков В.В. Власть и самоуправление (теоретико-методологический анализ). Ростов-на-Дону. 1991.

135. Милюков П. Н. Воспоминания. М., 1991.

136. Назаренко А. Русское самосознание: между царством и церковью. М., 2000. № 12.

137. Назаров М.Н. Миссия русской эмиграции. Ставрополь, 1992.

138. Нарежный А.И. Либерализм в России: история, политика, опыт (XIX начало XX века). Ростов-на-Дону. 1996.

139. Никодим Епископ Далматинский. Православное церковное право. СПб., 1997.

140. Николин А. Церковь и государство (история правовых отношений). М., 1997.

141. Новгородцев П.Н. Об общественном идеале. М., 1993.

142. О. Родион. Кому мешает православная вера // Литературная Россия. №11.

143. О. Сергий Гордун. Русская Православная Церковь в период с 1943 по 1970 год // Журнал Московской Патриархии. 1993, № 1-3.

144. Ольденбург С.С. Царствование Императора Николая II. М., 1999.

145. Отречение Николая II. Воспоминания очевидцев, документы. Л., 1997.

146. Палеолог М. Царская Россия накануне революции. М.,2003.

147. Панарин А.С. Онтология власти // Философия власти. М., 1993.

148. Панарин А.С. Русская православная церковь в пространстве глобализации. М., 2002.

149. Петражицкий Л.И. Психологическая теория права. М., 1999.

150. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985

151. Пивоваров Ю. С. Может ли спасти Россию самодержавная монархия? //Вопросы философии, 1991, № 6.

152. Пилон. Р. Легитимация государства как легитимация власти. М., 1999.159. Платон. Законы. М., 1999.

153. Платонов О.А. Почему погибнет Америка. М., 1998

154. Платонов С. После коммунизма. М., 1989.

155. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М., 1993.

156. Подберезкин А. Русский путь: сделай шаг. М., 1998.

157. Политическая история России в партиях и лицах. М., 1993.

158. Поляков А.В. Либеральный консерватизм Б.Н. Чичерина // Правоведение. 1993. №5.

159. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.2. М., 1992.

160. Послания Святителя Тихона. М., 1990.

161. Право и власть: проблемы соотношения. М., 1999.

162. Православие и государственность. 1997. №2.

163. Протодьякон Владимир Степанов (Русак). Свидетельство обвинения. В 3 томах. Т. 1. М., 1993.

164. Протоиерей Иоанн Восторгов' Монархический катехизис М., 1999.

165. Романович-Славатинский А.В. Система русского государственного права. Киев, 1999.

166. Российская историческая политология. Курс лекций. Под ред. С. А. Кислицына. Ростов-на-Дону, 1998.

167. Савицкий П. Континент Евразия. М., 1997.

168. Священник Александр (Захаров) О монархии и народоправстве.1. СПб., 1999.

169. Священномученик Иоанн (Восторгов). Суд земной // Сочинения. М., 1995.

170. Семенов П. Н. Самодержавие как государственный строй. СПб., 1996. С.56.

171. Сенцов А. А. Развитие формы российского государства в начале XX века // Правоведение. 1990, № 4.

172. Синюков В. Н. Российская правовая система. Введение в теорию. Саратов, 1994.

173. Сироткин В.Г. Вехи отечественной истории. М., 1991.

174. Собрание пророчеств о будущем России. Православная Русь. 1991, №9.

175. Собственноручное всеподданнейшее письмо действительного статского советника Магницкого, с поднесением записки о народном воспитании //Исторические памятники права. СПб., 2003. Вып.1.

176. Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М., 1989.

177. Солоневич И.JI. Народная монархия. М., 1991.

178. Сперанский М.М. Руководство к познанию законов. СПб., 1845.

179. Старцев В.И. Русская буржуазия и самодержавие в 1905-1917 гг. Л., 1977.

180. Степанов С.А. Черная сотня в России (1905-1914 гг.). М., 1992.

181. Сукисян М.А. Власть и управление в России: история традиций и новаций в теории и практике государственного строительства. М., 1996.

182. Сурский И.К. Россия перед вторым пришествием. Сергиев Посад, 1993.

183. Тихомиров Л А. Государственность и религия // Апология Веры и Монархии. М., 1999.

184. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 1995.

185. Тихонравов Н.С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1992.

186. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.

187. Токвиль А. Старый порядок и Революция. М., 1995.

188. Тощенко Ж.Г. Три особенных лика власти. М., 2002.

189. Троцкий Е. Русский народ в поисках правды и справедливости (988- 1996). М., 1996.

190. Трубецкой Н.С. Идеократия и армия. М., 2000.

191. Устрялов Н. В. Политическая доктрина славянофилов. Харбин, 1925.

192. Федотов А.А. Церковная интеллигенция конца XX века. На примере архимандрита Зосимы (Шевчука) Тезисы докладов X международной научно практической конференции. Иваново, 1999.

193. Федотов Г. П. Империя и свобода. М., 1999.

194. Феннел Джон. Кризис средневековой Руси. 1200-1304. М., 1989.

195. Филофей. Послание Великому князю Василию об исправлении крестного знамени и о содомовом блуде // Памятники литературы Древней Руси. Конец XV первая половина XVI века. - М., 1984.

196. Франк С.Л. Религиозные основы общественности // Путь. 1925. №1.

197. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. №3. 1990.

198. Халипов В.Ф. Власть. Основы кратологии. М., 1995.

199. Харитонов Е.М. Власть в современном обществе: микросоциологический анализ: Дис. д-ра социол. наук. Ростов-на-Дону, 1997.

200. Хомелева Р.А. Природа политической власти. СПб., 1996.

201. Хомяков Д.А. Православие. Самодержавие. Народность. Минск, 1997.

202. Хомяков П. М. Национал-прогрессизм. Теория и идеологиянационального выживания и развития России. М., 1994.

203. Хрусталев М.А. Политический режим. М., 2000.

204. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М., 1995.

205. Цыпин В. М. Церковное право. М., 1994.

206. Черняев Н. И. Мистика, идеалы и поэзия русского самодержавия М.,1998.

207. Честнов И.Л. Природа и этапы развития государственности. М., 2003.

208. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. М., 1997.

209. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Часть I. Общее государственное право. М., 2003.

210. Шафаревич И. Р. Сочинения в трех томах. М., 1994.

211. Шейнис В.Л. Историческое место XX съезда КПСС и современность // Политические исследования. 1996, № 3.

212. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т. 1. М., 1911.

213. Шипунов Ф. Я. Идея и идеал государства. М., 2001.

214. Шмитт К. Политическая теология. М., 2001.

215. Эллис Дж. Русская Православная Церковь: согласие и инакомыслие. Лондон, 1990.1. О)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.