Этноконфессиональные конфликты в Северной Ирландии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Шуралев, Алексей Васильевич
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 128
Оглавление диссертации кандидат философских наук Шуралев, Алексей Васильевич
Введение.
Глава I. Социально - исторические предпосылки этноконфессионалъных конфликтов в Северной Ирландии.
1.1. Распространение христианства на британских островах.
1.2.Реформация в Англии и ее влияние на развитие конфессиональных процессов в Ирландии.
1.3.Возникновение и эволюция эшоконфессиональных противостояний в Северной Ирландии до начала XX века.
Глава 2. Этнокоифессиоиальные конфликты в Северной Ирландии в современных условиях.
1. Особенности эшоконфессиональных конфликтов.
2.2.Социально-политические условия возникновения этноконфессиональных конфликтов в Северной Ирландии.
2.3. Основные действующие силы этноконфессиональных конфликтов в Северной Ирландии и возможности их разрешения в XXI веке.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Национальный аспект североирландской проблемы 1921-1968 гг.2002 год, кандидат исторических наук Маркина, Оксана Викторовна
Эволюция политики британского правительства в североирландском конфликте (1968-1998 гг.). Переговорный процесс2010 год, кандидат исторических наук Буйновский, Максим Сергеевич
Этнополитический конфликт в Северной Ирландии: Теоретические и практические аспекты2003 год, кандидат политических наук Новиков, Ярослав Юрьевич
Британская политика в Северной Ирландии в период правления кабинетов М. Тэтчер и Дж. Мейджора2000 год, кандидат исторических наук Бодякина, Татьяна Павловна
Североирландская политика неолейбористских правительств Великобритании: стратегические подходы и опыт урегулирования этноконфессионального конфликта: 1997-2010 гг.2012 год, кандидат исторических наук Напалкова, Ирина Евгеньевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этноконфессиональные конфликты в Северной Ирландии»
Актуальность выбранной темы связана как с определенными социально-политическими процессами, гак и состоянием разработки проблемы. В настоящее время наша страна столкнулась с массой национальных и религиозных противоречий, вызванных коренной ломкой сложившихся отношений в ходе реформ. Приоритетным направлением российской политики сегодня в области безопасности является, наряду с борьбой с международным терроризмом, также и урегулирование внутренних напряженных этноконфессиональных ситуаций.
Исследование этноконфессионального конфликта является одним из самых сложных и интересных тем в современном религиоведении. Религиоведческое исследование конфликта осуществляется на «стыке» с решением соответствующих проблем в философии, в исторических науках, в социологии, политологии, юриспруденции, конфликтологии психологии.
В настоящее время в современном мире, несмотря на все стремления мировой общественности к урегулированию конфликтов, приведению мира в порядок, существует около 30 этноконфессиональных конфликтов, в том числе конфликты в Испании, на Балканах, арабо-израильский конфликт.
Одним из этноконфессиональных конфликтов является конфликт в Северной Ирландии. Это - один из самых старейших конфликтов, он имеет уже почти 900-летшою историю. За время противостояния между католиками и протестантами в шести из девяти графств исторической провинции Ольстер погибла масса людей и со стороны католиков и со стороны протестантов.
Обострение конфликтов в Северной Ирландии в 1968 - 1969 годах часто преподносится средствами масс-медиа в качестве религиозной войны между католиками и протестантами, хотя в основе его долгий путь колонизации Ирландии Англией. Поскольку англичане - колонизаторы были протестантами (англиканами или пресвитерианами), а коренное ирландское население католиками, политические и социальные конфликты приняли в этой стране этноконфессиональное содержание. Острота современных ольстерских событий делает все более очевидным тот факт, что религиозные противоречия являются лишь внешним выражением глубокого социально - экономического и общественно - политического конфликта, пронизывающего всю историю "Зеленого острова", что под религиозной оболочкой скрывается множество проблем - и территориальных, и религиозных, и экономических, и этнических, и политических и др.
Данная тема разрабатывается сегодня специалистами в области философии, истории, социологии, политологии, юриспруденции, конфликтологии, психологии под углом зрения предмета соответствующей дисциплины.
В философии изучаются1: методологические проблемы этнических конфликтов; моральные конфликты в современном обществе -нравственные конфликты и их причины в педагогическом процессе, в трудовых коллективах, в воинских коллективах, а также профессионально-этические и эстетические конфликты. См. Максимов Л.В Аналитическая эгика // Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 1. М., 2000.; Руткевич М.Н. Диалектика и социология. М.: Мысль, 1980; Горбунова Е Н. Идеи. Конфликты. Характеры - М., 1960
В исторических науках1 изучение конфликта осуществляется по следующим направлениям: международные конфликты, региональные конфликты, конфликты на Ближнем Востоке, конфликты в развитых странах и в странах третьего мира, исторические аспекты конфликтных отношений царской России СССР с соседними государствами, роль ООН и других международных организаций в урегулировании международных конфликтов, этнические конфликты в разных странах и степень их влияния на политику государства и т. д.
В социологии2 рассматриваются: этнические конфликты; социологические аспекты международных конфликтов; управление конфликтами в организациях и на производстве; роль конфликта в семейио-брачных отношениях; конфликты и преступность в обществе и пр.
Политология3 исследует: военно-политические аспекты международных1 конфликтов; роль сверхдержав в конфликтах; пути урегулирования политических конфликтов; конфликты в межнациональных отношениях, их влияние на политическую стабильность в странах; изучение последствия социально-политических конфликтов различного уровня, их прогнозирование и технологии разрешения; связь религий и поли гики и др. Супрунов А.И Начало ноьой Кавказской воины. Основные события накануне и в период боевых действий 1994-19% и 1999 тдов - М., 2008, Бард М. Д. Мифы и факты. Путеводитель по арабо-израильскому конфлиму М, 2007.; Муратов С.А. ТВ - эволюция нетерпимости: (История и конфликты этических представлений). - М„ 2000; Черняк Е.Б. Вековые Конфликты. М.: 1988.
См.: Алисова Л.Н., Голенкова З.Т. Политическая социология. Социально-политические конфликты. Понятие конфликта М.: 2000; Толсюва 10.11. Анализ социологи ческих данных. М., 2000.
См.: Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. М., 1997; Фельдман Д.М. Конфликты в мировой политике. М., 1997; Запрудский Ю.Г. Традиции российской конфликтности // Политические процессы в России: история и современность - СПб, 1993; Международные конфликты современноеги / В Л.Аваков, Н.К.Арбатова, В.Я.Гантман и др. - М.: 1983. - с. 25,
В юриспруденции1 проблема конфликта представлена следующими направлениями исследований: международно-правовые аспекты конфликтов, проблемы мирного разрешения международных споров; анализ конфликтных ситуаций в деятельности правоохранительных органов; правонарушения в ходе конфликтов - в семейно-бытовых конфликтах, в конфликтах в молодежной среде и др.
В конфликтологии" различают: социальный, политический, межэтнический, религиозный, этноконфессиональпый конфликты. В 6070 годы XX века происходит формирование самостоятельного направления в изучении теории и практики переговорного процесса, который выступает частью конфликта. Это направление ведет исследования по следующим проблемам: выявление совокупности условий, которые способствуют принятию участниками конфликта решения о начале переговоров; изучение самого процесса переговоров, в случае если участниками конфликта уже было принято решение о переговорах.
В психологии3 существует ряд подходов к сущности, эволюции, структуре, динамике и предупреждению конфликтов. Разрабатываются психологические теории конфликтов такие, как теория трансактного анализа Э. Берна. Э. Берн считает что, конфликт возникает в результате так называемых пересекающихся трансакций, которые появляются в
См/ Данельян A.A. Корпорация и корпоративные конфликты. - М„ 2007. Юридическая конфликтология Под ред. В Н.К)дрявцева М„ 1995. с. 5.
3См. Степанов Е. И. Современная конфликтология. Общие подходы к моделированию, мониторишу и менеджменту социальных конфликюв - М., 2008; Дмитриев A.B., Авксентьева В.А., Гриценко Г.Д Региональная конфликюлогия: экспертное мнение - М., 2007; Аннупов А.Л , Шигшлов А.И. Конфликтология М.: 2004, Цой Л.Н. Практическая конфликтология. Книга первая. М., 2001.
3См: Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоо¡ношений. - M., 2009; Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - М., 2008; Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М„ 2006.; Дойч М„ Разрешение конфликта (Конструктивные и деструктивные процессы). // Конфликтолог ия. Хрестоматия. - М„ 2002. ходе взаимодействия людей друг с другом. Берн выделяет три субъекта взаимодействия: «родитель», «ребенок», «взрослый», которые составляют основу личности и определяют поведение. В теоретико-игровом направлении, основатель которого М. Дойч, основной задачей является создание универсальной схемы взаимодействия в ситуации конфликта и успешное его разрешение. В рамках психологического подхода рассматриваются два основных стиля поведения - кооперативное и конкурентное. Другая психологическая теория - организационных систем - предлагаемая Р. Блейком, Дж. Мутоном и К. Томасом, основана, на исследовании стилей конфликтного поведения людей в реальных жизненных условиях. Авторами определяются пять стратегий поведения, основанных на сочетании стереотипа отношения к сопернику и установки на достижение личных целей. Таким образом, возможными стратегиями поведения являются у них конкуренция, приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество. Эта теория ориентирована в первую очередь на изучение поведения людей.
Роль религии в этнической структуре общества и ее влияние на образование различных конфессиональных форм л рассматривали Ю. В. Бромлей , С. И. Брук", Г. Е. Глезерман1, А. Н. Ипатов4, А. Н. Красников3, А. Н. Мешков6, Я. В. Минкявичус7, В. С, Семенов8, М. М. Скибицкий9, С. А.
Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973.; Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии: Очерки теории и истрии. М., 1981.; Бромлей Ю.В. Эшосошшльные процессы: теория, история и современность. М.: Наука. 1987.
2Брук С.И. Население мира: Эпюдемографический справочник. М„198б.
3Глезерман Г. Е. Классы и нации. М., 1974.
4Ипатов А.Н. Православие и русская культура. М. Советская Россия 1985.
5Красников А.Н. Методологические проблемы религиоведения. М., 2007.
6 Мешков А.Н. Сибиров М.Н. Европейский Союз: религия и политика. Сергиев Посад. 2008.
7Минкявичус Я.В. Современный католицизм и его философия. Вильнюс. 1965.
8Ссмсион B.C. Уроки XX пекл и пуп, к XXI пек: (Социально-философский анализ и прогноз). Монография 2003.
Скибицкий М.М. О вере и неверии. Мысли о религии и атеизме. М., 1982.
Токарев1, Д. М. Угринович2, И. Н. Яблоков3 и др. Над проблемами проявления религиозной нетерпимости и религиозных конфликтов работали Г. М. Андреева4, А. В. Брушлинский5, А. О. Бухановский6, Ф. Е. Василюк7, П. А. Грязневич8, В. И. Гараджа9, Н. С. Гордиенко10, А. Я. Гуревич11, И. Р. Григулевич12 и др.
Для написания данной работы были привлечены материалы как отечественных, так и зарубежных историков и публицистов. В рассмотрении эгноконфессиоиальных конфликтов в Северной Ирландии можно выделить две тенденции. Одна точка зрения представлена отечественными (в большей степени советскими) историками, стоящими на позициях марксизма и рассматривающих эти конфликты через призму классового подхода. Это, прежде всего, Я. Я. Вейт13, Д. П. Зеркин14, Б. 3. Ерасов15, С. Г. Лозинский16, М. П. Мчедлов17, Е. 10. Полякова18, Т. К. Пожегин19, ' В. А. Попов20, Ю. М. Сапрыкин21,
11 окареи С Л Релш ия с истории народов мира. М„ 2005
2У|рш1сшич Д М Псичоло! ия рслш ии М,- 1986
Яочоков И Н Религия: сущность и явления. М„ 1985.; его же Яблоков И.И Социолошя религии М„ 1979.
Андреева ГМ Социальная психология. Москна: Аспект-Пресс, 1999.
5Ьрущпинекий А В. «Культурно-историческая теория мышления» М., 1968 г.
60бщая психопатология. Пособие для врачей /А. О Бухановский, Ю. А Кутявин, M. Е Литвак,- 2-е изд., иерераб. и дои. - Ростов н/Д.: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 1998.
7Васнлюк Ф. С Переживание и молигва Опыт обшепсихоло! ического исследования.- М.: Смысл, 2005.; Василюк Ф Е Методологический анализ в исихоло! ии (>чебное пособие) - М.- МГЛПУ, Смысл, 2003.
8Испам. Религия, общеспю, государство Сборник статей Отв. ред.' Грязневич П.А, Прозоров С.М. М.: Наука, 1984
Гараджа В И Протестантизм - М : 1971.; Гараджа В.И Социология религии. - М.: 1996.
10 Гордиенко Н С. Новые православные святые Из-во: Украина. 1991 г
Гуревич А Я Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: 1990.; Гуревич А Я. Инпшвид и социум па средневековом Западе М ■ 2005
Гршулевич И. Р История инквизиции. М 1970
Вейг Я Я. Релшия и церковь в Англии. М„ 1976.
Зеркин. Д.П. Полигический конфликт и оппозиция //Социадыю-полт ический журнал.-1998.-№ 5. |5Ерасо» Б.З Одномерная логика российских модернизаторов // Общественные науки и современность - 1995. -№2. с. 68-78.
Лозинский С. Г. История папства - М. 1986.
17Мчедлов М И Политика и религия - М., 1987.: Мчедлов М.П Религиоведческие очерки. Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России - М. 2005.
18Полякова Е. IO. «Ольстер: истки трагедии» М. 1982.
1911оже1 ив. Г К. Ольстерский конфликт: противостояние ИРА и правительства Великобритании. М. 1996.
П()1К)в В Маргарет Т>тчер человек и политик Взгляд российского дипломата -М 2000
Санрыкнп Ю М Английское завоевание Ирландии XI1-XVII вв - М 1982
А. И. Чанышев1, В. С. Шанин2, О. Л. Шахназаров3, В. В. Штокмар4 и др.
Другая позиция присуща зарубежным авторам, таким как А. дех Любак5, А. Мортон6, А. Лейхарт7, Д. Гривз8, Л. де' Пеа9, Дж. М. Тревельяп10, П. Кальвокоресси1которые в рассмотрении ирландского вопроса отказываются от комплексного рассмотрения проблемы, объясняют предпосылки конфликта либо религиозными, либо этническими противоречиями. Особую позицию по данному вопросу занимают ирландские и английские историки и публицисты. Отметим, что до сих пор в среде зарубежных историков нет единства в оценке Ольстерской проблемы.
Основной целью данной диссертационной работы является изучение этноконфессиональных конфликтов в Северной Ирландии. Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
-охарактеризовать позиции христианских конфессий на Британских островах до начала Реформации;
-показать особенности протекания Реформации в Англии и в Ирландии;
-выяснить особенности объединения Англии и Северной Ирландии; -выявить этноконфессиональпый состав населения Ирландской республики и особенности ее отношений с Англией и с Северной Ирландией;
Чанышеп А И. Протестантизм. - M.1969.
2Шаиин B.C. Европа для всех. М. 2005.
Шахназаров О Л. «Ирландия нерешенные проблемы» M.: «Знание», 1986.
4Шгокмар В.В. История Англии в средние века. Л., 1973.
Любак, де А. Католичество. Социальные аспекты догмата. Милан - 1992.
Мортон А А Ииория Англии М. 1950.
7Лсйхарт А Демократия и многосоставных обществах. - М. 1997.
Ч1 ривз Д Ирландский кризис / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1974.
9Де Пеа J1. Расколотый Ольстер / Пер. с англ. М : Прогресс, 1974.
101ревельян Дж М. Социальная история Англии. - М. 1959. "КальБОкоресси П. Мировая политика после 1945 года. Т. 1. - M. 2000.
- проанализировать развитие англо-ирландских противоречий в Новое время (17-20 века) и проблему Северной Ирландии в Новейшее время (после I Мировой Войны и до наших дней);
-рассмотреть историю североирландского этноконфессионального конфликта с его зарождения и раскрыть позиции основных участников конфликт на всех уровнях;
-показать направленность деятельности экстремистских организаций Северной Ирландии и Ирландской республики;
-раскрыть взаимосвязь конфликтов в мире с этноконфессиональными конфликтами.
Объектом диссертаг^ионного исследования являются современные отношения в Северной Ирландии между протестантским большинством и католическим меньшинством, принципы решения проблем властями Великобритании и Северной Ирландии как социально-экономическими так и политическими средствами.
Предметом диссертационного исследования являются этноконфессиональные конфликты в Северной Ирландии, которые мы посчитали целесообразным рассмотреть в диахроническом аспекте.
Исходными методологическими установками данного диссертационного исследования являются следующие принципы: диалектики, историзма, единства исторического и логического, объективности, системности, междисциплинарности. По мере развития темы исследования, акцент переносится с историко-сравнительного анализа исследуемого конкретного материала, на теоретическое осмысление и интерпретацию основных подходов к разрешению англоирландского конфликта, и к современным региональным эт ноконфессиональным проблемам.
Автор опирался на источники на русском и английском языках в печатном и электронном виде. К их числу относятся:
- статистические ежегодники «Британия»;
- документы министерства по делам Северной Ирландии такие, как: Договоренности Страстной Пятницы ("Стормонтскпе соглашения") 1998 года; Лкг о Северной Ирландии 2000 года; программы политических партий Северной Ирландии: Демократической юнионистской партии; Шинн фейн; Юнионистской партии Ольстера; Социал-демократической и лейбористской партии; Партии Альянса; материалы на интернет-сайтах партий: Демократической юнионистской партии (DUP) - http://www.dup.org.uk/.; Шинн фейн (SF) -http://sinnfein.ie/.; Юнионистской партии Ольстера (UUP) http://www.uup.org/.; Партии Альянса Северной Ирландии http://www.allianceparty.org/.;
- тексты межпартийных и межправительственных соглашений;
- доклад независимой комиссии по полиции в Северной Ирландии -(Ежегодная статистика безопасности и терроризма в Северной Ирландии - 2008/09 -Полицейской службы Северной Ирландии);
-тексты дебатов в Палате Общин Великобритании.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
Раскрыты основные причины возникновения этноконфессиональных конфликтов в Северной Ирландии в современных условиях: показано, что участников конфликта разделяют различные конфессиональные принадлежности (протестанты и католики), история заселения (переселенцы и местное население), различные политические пристрастия (юнионисты и националисты), сложившаяся культура британская и ирландская), система образования (государственные школы и католические школы);
Проанализированы позиции основных действующих сил этноконфессиональных конфликтов - католической партии «Шин Фейн» и протестантской Ольстерской Юнионистской партии; раскрыта социально-политическая природа ИРА (Ирландской Республиканской Армии), её практическая деятельность и место террористических актов, какое она отводит им в современных условиях;
- Обосновано положение о том, что социально-экономическая суть конфликтов в Северной Ирландии, до сих пор оттеснена на второй план и завуалирована политическими и религиозными лозунгами;
- Показано, что марши ордена оранжистов - сторонников британского правления в Северной Ирландии, традиционно проходящие в июле и оскорбляющие религиозные чувства католиков, являются главным фактором, стимулирующим дальнейшую эскалацию этноконфессионнальных противоречий в Северной Ирландии; выявлено, что противостояние постоянно "подогревается" террором с обеих сторон;
- Установлено, что расклад политических сил в Ольстере, долгое время дававший перевес именно радикально-экстремистскому течению в обеих общинах, изменился в последнее время в пользу склонных к компромиссу сил.
По результатам осуществленного диссертационного исследования на защиту выносятся следующие теоретические положения:
1. В сложившейся этноконфессиональной ситуации в Северной Ирландии важно различать понятия «этнический конфликт» и «религиозный конфликт». Если под этническим конфликтом понимается социальное противостояние, обусловленное несовпадением интересов и целей отдельных этнических групп и выражающееся в стремлении изменить положение данной этнической группы в отношениях с другими этническими группами, то религиозный конфликт - это столкновение религиозных индивидов и групп по поводу различных позиций в вопросах вероучения, религиозной деятельности и правил построения религиозной организации. Религиозный конфликт в Северной Ирландии может протекает в форме разногласий и споров, конкуренции и борьбы, конфронтации и религиозной вражды, которая связана с религиозным фанатизмом и может выливаться в религиозные войны. Религиозный конфликт в этом регионе отмечен конфронтацией внутри объединения, конфессии, направления, религии и между различными конфессиями, направлениями, религиями. При определенных условиях он становится формой выражения классовых, сословных, межэтнических противоречий и противоборства государств. В этноконфессиональиом конфликте этнический и религиозный конфликты теснейшим образом связаны.
2. Политические лидеры Великобритании в последнее время предпринимаю! усилия для снятия напряженности. Но Стормонтское соглашение (1998 г.), как и предыдущие планы урегулирования, не содержат четких гарантий недопустимости дискриминации по отношению к католическому меньшинству. Социально-экономическая суть конфликта до сих пор оттеснена на второй план и завуалирована чисто политическими и религиозными лозунгами. Социально-экономические причины коренятся в доминировании протестантов-выходцев из Великобритании в экономике Северной Ирландии и проявляются в дискриминации католиков при проведении жилищной политики, трудоустройстве и т.д.
3. Важную роль в сохранении этноконфессионального конфликта шрают интересы боевиков ИРА в бизнесе, приносящем большие доходы. в последнее время установление мира или хотя бы перемирия представляется все более и экономически выгодным ввиду роста инвестиций, разработки специальных программ, создающих рабочие места, и других мер способствующих некоторой разрядке экономической напряженности в Северной Ирландии, и осознание этого растет;
4. Расклад политических сил в Северной Ирландии, долгое время дававший перевес именно радикально-экстремистскому течению в обеих общинах, изменился в последнее время в пользу склонных к компромиссу сил. Даже при нерешенности всех спорных вопросов, компромиссное урегулирование конфликта реально при условии предоставления гарантий гражданских, социальных и политических прав католическому меньшинству без ущерба для прав протестантского большинства.
Полученные результаты способствуют решению актуальных религиоведческих проблем; углублению понимания теорий, исследующих социально-политические феномены в контексте религиоведческого анализа. Материалы и обобщения, предложенные в диссертации, позволяют правильно оценивать и интерпретировать современные этнические конфликты, выступающие в религиозной форме; они могут быть использованы в преподавании различных спецкурсов по философии, социологии, политологии, конфликтологии, правоведению. Полученные результаты исследования современных этноконфессиональных конфликтов в Северной Ирландии могут быть востребованы при разработке конкретных программ для решения подобных конфликтов в мире.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Проблема мирного урегулирования в Северной Ирландии: 1988-2010 гг.2010 год, кандидат исторических наук Гуреев, Михаил Сергеевич
Феномен насилия в международно-политических конфликтах современности2004 год, кандидат политических наук Шевченко, Оксана Вадимовна
Национальный вопрос в политической мысли Великобритании во второй половине XX века2003 год, кандидат политических наук Купряшкин, Юрий Витальевич
Политика консервативной партии Великобритании в Северной Ирландии (1951–1990 гг.)2018 год, кандидат наук Надолинская Анастасия Игоревна
Участие Ирландской Республики в процессах европейской интеграции: взаимосвязь внешней и внутренней политики2009 год, кандидат исторических наук Чуприков, Петр Борисович
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Шуралев, Алексей Васильевич
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследуя взаимоотношения Англии и Ирландии, длящиеся на протяжении многих столетий, мы пришли к выводу, что проблема, остается нерешенной, и по сей день. Несмотря на проводимые переговоры, не видно их завершения. За длительный период существования, эта проблема пустила глубокие корни. Сегодня учас1 пиков конфликта разделяют не только религия (протестанты и католики), но и политические пристрастия (юнионисты и националисты), сложившаяся культура (британская и ирландская), система образования (государственные школы и католические школы), история заселения (поселенцы и местное население). До тех пор пока не исчезнут все выше перечисленные грани, нельзя будет говорить о решении этой проблемы, да и, по всей видимости, это произойдет не скоро, если учитывать психологический характер ирландского этноса. События последних лет в регионе наглядно и убедительно показывают, что политическое урегулирование конфликтов возможно на базе принципов, зафиксированных в «Итоговом документе Венской встречи ОБСЕ (январь 1986 г.)» и других международных актах: а) безусловное признание права народа на самоопределение, в противном случае народ будет продолжать борьбу всеми средствами, в том числе путем террора; б) взаимное прекращение огня и других враждебных действий под наблюдением совместной комиссии; в) проведение переговоров с теми организациями и деятелями, которые действительно представляют интересы борющегося народа, а не с марионе 1ками, навязываемыми народу путем подтасованных выборов; г) пунктуальное соблюдение сторонами взятых па себя в ходе переговоров обязательств1.
Очевидно, что только такой подход может, в конечном счете, привести к прекращению войны в Северной Ирландии. Из всего этого можно сделать следующий вывод:
1) британское государство не желает больше быть втянутым непосредственно в конфликт и быть объектом террора ИРА;
2) С гормон I скос соглашение, как и предыдущие планы урегулирования, не содержит четких гарантий недопустимости дискриминации по отношению к католическому меньшинству, т. е. суть конфликта почти не затрагивается;
3) противостояние постоянно "подогревается" террором с обеих сторон, следовательно, нельзя однозначно обвинять в продолжении конфликта ни одну из них;
4) социально-экономическая суть конфликта до сих пор оттеснена на второй план и завуалирована чисто политическими и религиозными лозунгами;
5) в последнее время установление мира или хотя бы перемирия представляется все более и экономически выгодным, ввиду роста инвестиции, разработки специальных программ, создающих рабочие места и другими мерами способствующих некоторой разрядке экономической напряженности в Северной Ирландии, и осознание этого расте г;
6) расклад политических сил в Ольстере, долгое время дававший перевес именно радикально-экстремистскому течению в обеих общинах, изменился в последнее время в пользу склонных к компромиссу сил;
От Хельсинки до Будапешта История СБСЕ/ОБСЕ в документах. 1973-1994: в 3-томах. М., 1996 с. 322
7) компромиссное урегулирование конфликта даже при нерешенности абсолютно всех спорных вопросов в целом реально при условии предоставления гарантий гражданских, социальных и политических прав католическому меньшинству без ущерба для прав протестантского большинства.
В совокупности все эги факторы все же не способствуют коренному решению проблемы, несмотря на все обнадеживающие события и тенденции последних лет. Данную проблему необходимо рассматривать в развитии, учитывая, политические и социально-экономические изменения. При всей своей специфике данный конфликт имеет общие черты, присущие многим другим конфликтам. В первую очередь, это религиозная форма противостояния достаточно близких в других отношениях общин. В связи с этим можно вспомнить конфликты в Югославии, где противостояние также шло и идет внешне по религиозному признаку. Затем, это затяжной характер конфликта, и его интернационализация (участие в поиске путей решения конфликта мировой общественности и стран, не входящих в регион, например США) и такая исключительно важная черта, как первостепенная роль террора в развитии ситуации. Именно террор приобретает все более важную роль в этических, религиозных и других конфликтах последних лет. В Северной Ирландии же террор стал наиболее характерной особенностью проблемы еще 30 лет назад.
Анализ требований различных политических сил и их интересов показывает, что религиозная оболочка противостояния, кажущаяся столь важной, на самом деле призвана скрывать социально-экономическую его сущность, хотя и сама по себе является очень важным фактором. С этим связана и осторожная позиция католической церкви, безусловно, поддерживающей католическую общину, но в тоже время воздерживающейся от одобрения радикалов и ухудшения отношений с Великобританией. На протяжении веков католичество, ущемленное в правах, но не утратившее авторитета, было знаменем ирландского национального движения. Именно поэтому религиозная принадлежность, синоним, по сути, принадлежности социальной и национальной, и поныне является столь важной. Кроме всего прочего, религиозное противостояние, порождающее экстремизм и насилие, до сих пор остается оправданием для сохранения британского управления и удобным предлогом для любых жестких мер.
Внутри обеих общин, как и в рамках британской и ирландской политики, выделяю 1ся два течения - радикальное, отличающееся непримиримой позицией и склонностью к силовым решениям, и умеренное, выступающее за достижение компромисса. Первое, подпитываегся :еррором с обеих сторон, тогда как второе -прагматическим осознанием выгод мира и взаимных уступок как, обяза1Сльного условия решения проблемы. В настоящее время баланс сил преде 1 авлястся изменившимся в пользу второго, но эта тенденция еще не уизердилась в значительной степени. Наметившийся в 1990-е годы поворот в сторону компромисса между противоборствующими сторонами не означает быстрых и существенных перемен, не говорит о скором урегулировании конфликта. Слишком глубоки его корни, слишком выгодно противостояние для радикальных группировок, доминирующих и сейчас в обеих общинах Северной Ирландии.
Однако, ряд моментов, появившихся в результате отхода британского правительства от поддержки протестантских экстремистов, в частности, улучшение экономической ситуации в Северной Ирландии, растущее осуждение террора, как в самой Северной Ирландии, так и в Великобритании, прагматическое осознание выгод от мирного урегулирования проблемы, коюрое все более представляется реалистичным, говорит в пользу того, что в принципе компромисс возможен. К этому добавляется и благоприятная для католического меньшинства демографическая тенденция. Согласно исследованию, проведенному группой специалпсюв в области демографического положения национальных меньшинств Совета Европы в 1996 году, на основе анализа статистических данных за каждое десятилетие, начиная с середины XIX века и до 1991 года, в Ольстере наблюдается усюйчивое изменение соотношения протестантского большинства и католического меньшинства при незначительном приросте населения. При такой тенденции к 2021 года численность католиков может достичь 47 % при сохранении темпов миграции и 49 % при падении темпов миграции. В таком случае (при любом повороте событий в дальнейшем) превращение каюлпческой общины из меньшинства в большинство будет лишь делом времени. Соотношение протестантов и католиков, составлявшее примерно 66 : 33 в начале XX века достигло 63 : 35 к 1961 году, и 55 : 40 к 1991 году. При этом интересно о ¡метить появление в середине XX века категории лиц, не относящих себя ни к одной из двух общин, а также медленный, но устойчивый рост их числа. В целом при анализе этих тенденций исследователи делаю х вывод о сохранении стабильной численности протестантской общины и росте численности католиков в Северной Ирландии. Подобная 1енденция сохрани 1ся, по их мнению, даже в случае падения уровня рождаемости в католической общине (как это произошло в Ирландской Республике в последние десятилетия) и умеренном росте эмиграции католиков (резкий рост эмиграции может приостановить, но не ликвидировать эту тенденцию).
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Шуралев, Алексей Васильевич, 2009 год
1.Абдулатипов Р.Г. Этнополитология: Учебное пособие. - СПб., 2004. С. 313.
2. Аманжолова Д.А. Из истории межэтнических конфликтов в России (1905-1916 гг.) М.: Международный исторический журнал. № 20, 2002. С. 17.
3. Альтерматт Урс. Этнопационалпзм в Европе. Пер. с нем.- М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2000. С. 367.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. Москва: Аспект-Пресс, 1999. С. 376.
5. Английская Реформация: Документы и материалы / Под ред. Ю. М. Сапрыкина. М.: Изд-во Моск. уп-та, 1990. С. 249.
6. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология М., 2004. С. 188.
7. Алексеев, А. В. Посреднические технологии регулирования социальных конфликтов: Дис. канд. социол. наук: 22.00.08 Орел, 2005 192 с. РГБ ОД, 61:05-22/618.
8. Алисова JT.H., Голенкова З.Т. Политическая социология. Социально-политические конфликты. Понятие конфликта М.: 2000. С. 59.
9. Апсельм Кентерберийский. Сочинения. М., Канон .- 1995. С. 400. Ю.Асланов Л. А. Культура и власть, Философские заметки. Кн. 1.
10. М.: Изд-во ИТРК, 2001. С. 109.
11. Балагушкин Е.Г. Религия как социокультурный феномен // Введение в культурологию. М., 1993. С 248.
12. Ьиркбек У. И. Русская и английская церкви за последние пятьдесят лет. С.-Пет., 1995. С. 198.
13. Бжезипский 3. План игры: геостратег, структура ведения борьбы между США и СССР / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. С. 205.
14. М.Бжезинский 3. Большой провал: Рождение и смерть коммунизма в двадцатом веке / Transi, by Larissa Gershtein. New York : Liberty, 1989. C. 242.
15. Бжезинский 3. Великая шахматная доска: (Господство Америки и его гсостратегичесвкие императивы) / Пер. с англ. О. Ю. Уральской. -М.: Международные отношения, 1998. С. 106.
16. Бжезинский 3. Выбор. Мировое господство, или глобальное лидерство The choice: global domination or global leadership / Пер. с англ. E. А. Нарочшщкой, IO. H. Кобякова. - M.: Международные отношения, 2004. С. 111.
17. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973. С.264
18. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. С. 412
19. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии: Очерки теории и истории. М., 1981. С. 391.
20. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история и современность. М.: Наука, 1987. С. 162.
21. Брук С.И. Население мира: этнодемографический справочник.1. M., 1986. С. 829.
22. Бурова И.И. Две тысячи лет истории Англии. «Бельведер» -2001. С. 616.
23. Бушмелсв, А. А. Конфликт как фактор самоорганизации общества: Дис. канд. филос. наук: 09.00.11 Йошкар-Ола, 2004 220 с. РГБ ОД, 61:04-9/366.
24. Валиулина, Г. Р. Проблемы моделирования и экспертизы региональных конфликтов: Дис. канд. социол. наук: 23.00.02 Москва, 2002 172 с. РГБ ОД, 61:03-22/105-8.
25. Васильев К.Б. История Великобритании М., 2004. С. 128
26. Васильев Г.А. Введение в общее религиоведение М., 2004. С.
27. Вебер М. Работы М. Вебера по социологии, религии и культуре / АН СССР, ИНИОН, Всссоюз. межвед. центр наук о человеке при президиуме. Вып. 2. М.: ИНИОН, 1991.
28. Вебер М. Избранное. Образ общества / Пер. с нем. М.: Юрист, 1994. С. 704.
29. ВейтЯ.Я. Религия и церковь в Англии. М., 1976. С. 250.
30. Вендт А. Анархия это то, что из нее делают государства: социальное конструирование политики с позиции силы журнал «Международная организация» 1992. С.37-39.
31. Всемирная история. Киндер Г., Хильгеман В., «Рыбари», 2003. С.638.
32. Галкин A.A. Обновление и стабильность в современном обществе. М.: Весь мир, 2000. С. 368.
33. Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах: М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2006. С. 216.
34. Гараджа В.И, Протестантизм. М.: Политиздат, 1971. С. 200.
35. Гараджа В.И. Социология религии. М.: Наука, 1996. С. 348
36. Гиффан Жан «Северная Ирландия: Стены говорят» статья в бретонском журнале "Ar Men" (Камень) №76 1996.
37. Глезерман Г. Е. Классы и нации. М., 1974. С. 347.
38. Гривз Д. Ирландский кризис / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1974. С.
39. Григулевич И. Р. История инквизиции. М.: Наука 1970. С. 447.
40. Гулиев М.А., Коротец И.Д., Чернобровкин И.П. Этнокопфликтология. М.: 2007. С. 227.
41. Гуревич АЛ. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990. С. 395.
42. Гуревич А.Я. Индивид и социум на средневековом Западе. М.: РОССПЭН, 2005. С. 422.
43. Гордиенко Н С. Новые православные св>пые Из-во:Украина,1991 г. С . 334.
44. Горбунова Е. Идеи. Конфликты. Характеры. М., 1960. С. 250.
45. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования, 1994, № 5. С. 142-147.
46. Дмитриев А. В., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев С. В. Введение в общую теорию конфликта. М.: Изд. РАН, 1993. С. 304.
47. Дойч М. Разрешение конфликта (конструктивные и деструктивные процессы) // Социально-политический журнал. 1997. №1. С. 202-212.
48. Реале, Д. Д. Аитисери. Западная философия от истоков до наших дней: Средневековье (от Библейского послания до Макиавели). Соб. Соч. в 4 -томах. Т. 2 -. в изд-во "Пневма", 2001. С. 345.
49. Ерасов Б.С. -Одномерная логика российских модернизаторов // Общественные науки и современность. 1995. - № 2. с. 68-78.
50. Ипагов А.Н. Православие и русская культура. М. Советская Россия 1985. С. 128.
51. Исайкпп И. В. Социально-философский анализ гражданских конфликтов: Дне. канд. филос. наук: 09.00.11 Москва, 2006 178 с. РГБ ОД, 61:06-9/324.
52. История религии. В 1 г. Учебник под ред. И.Н. Яблокова. М.: Высш. шк„ 2007. С. 464.
53. История религии. В 2 l\ Учебник под ред. И.Н. Яблокова. М.: Высш. шк., 2007. С. 676.
54. История Великобритании. М.: МГИМО(У)МИД России, 2003. С.130.
55. История Ирландии. М., 1984. С. 276.
56. Пстория средних веков Карев В.В. М.: ПСТБИ. 1999. С. 385.
57. Кальвокоресси, П. Мировая политика после 1945 года: В 2 кн.: Пер. с англ. М.: Междунар. отношения, 2000. С. 461.
58. Капитонова Н.К. Приоритеты внешней политики Великобритании (1990-1997 гг.) / МГИМО (У) МИД РФ. М.: РОССПЭН, 1999. С. 144.бЗ.Кертман Л. Е. География, история и культура Англии. М.: Высшая школа, 1979. С. 384.
59. Конфликты на Востоке. Этнические и этноконфессиональные. Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. А.Д. Воскресенского. М.: Аспект Пресс 2008. С. 512.
60. Коку ш А. В. Информационный фактор урегулирования внутреннего вооруженного конфликта (Социально-философский анализ): Дис. канд. филос. наук: 09.00.11 Москва, 2005 165 с. РГБ ОД, 61:05-9/585.
61. Костюк И. А. Философско-антропологическая сущность конфликта и формы его преодоления: Дис. канд. филос. наук: 09.00.13 Омск, 2004 137 с. РГБ ОД, 61:05-9/115.
62. Красников А.Н. Методологические проблемы религиоведения. -М.: Академический проект, 2007. С. 239.
63. Крывелев И.А. История религий: очерки в 2 т. / Институт этнографии им. М.И. Миклухо-Маклая АН СССР, М.: Мысль, 1988. С. 422.
64. Купряшкин Ю. В. Национальный вопрос в политической мысли Великобритании во второй половине XX века: Дис. канд. полит, наук: 23.00.01 Москва, 2003 166 с. РГБ ОД, 61:04-23/38-5.
65. Культура и этнос. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов / Сост. Л. В. Щеглова, Н. Б. Шипулина, Н. Р. Суродина. -Волгоград: Перемена, 2002. С. 152.
66. Лейхарт А. Демократия в многосоставных обществах. М., 1997. С. 287.
67. Лейн Т. Христианские мыслители: Пер. с англ. СПб.: Мирт, 1997. С. 349.
68. Лихачёва Ж.А. Религия и социально-политические конфликты в современных капиталистических странах (на материалах Северной Ирландии). Автореферат дис. соиск. канд. филос. наук. МГУ, 1979. С. 23.
69. Лозинский С.Г. История папства. М., 1986. С. 382.
70. Любак, де А. Католичество. Социальные аспекты догмата. Милан, 1992. С. 397.
71. Максимов Л.В. Аналитическая этика // Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 1. М., 2000. С. 100.
72. Марченко Г.И. Этнос как объект и субъект политики: социальные основы национальной политики// Вестник МГУ. Сер. 12, Политические науки. 1997. № 5. с. 52-60.
73. Меланхтон Ф. Аугсбургское вероисповедание. Пер. с нем. // Мартин Лютер: 95 тезисов. СПб.: Роза мира, 2002. С. 720.
74. Мешков А.Н. Сибиров М.Н. Европейский Союз: религия и политика. Сергиев Посад. 2008. С. 328.
75. Мпфы народов мира//Энциклопедия. М., 1992. Т. 1-2.
76. Мор юн А.А История Англии. Памятники истории Англии / Пер. Д. М. Пе-фушевского. М., 1950. С.462.
77. Мольтман. М.: Библейско-Богословский Ин-т св. апостола Андрея, - (Богословие и наука). - Библиогр. в ссылках. 2005. С. 196.
78. Мухарямов Н.М. Вопросы теории этпополитического анализа. -Казань, 1996, глава 3. С. 162-164.
79. Мчедлов М.П. Политика и религия,- М., 1987. С. 251.
80. Мчедлов М.П. Религиоведческие очерки. Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России. М. - 2005. С.447.
81. Народы и религии мира: Энциклопедия. М., 1998. С. 928.
82. Основы религиоведения: Учеб./ под ред.И.Н. Яблокова. М.: Высш. шк., 2008. С. 567.92.0т Хельсинки до Будапешта. История СБСЕ/ОБСЕ в документах. 1973-1994: в 3-томах. М., 1996.
83. Полякова Е. Ю. «Ольстер: истоки трагедии» М.: Наука, 1982. С.167.
84. Попов В. И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. Взгляд российского дипломата. М., 2000. С. 467.
85. Пожепш Т. К. Ольстерский конфликт: противостояние ИРА и правительства Великобритании. М.: Бек, 1996. С. 200.96.11реображенский П. Ф. Тертуллиан и Рим. Едиториал УРСС -2004. С. 240.
86. Потапейко П.О. «Современное состояние Североирландского конфликта (1997-1999 гг.)» Белорусский журнал международного права и международных отношений 1999 - № 4
87. Религии народов современной России: Словарь / Отв. ред. М. П. Мчедлов. 2-е изд., испр, и доп. М.: Республика, 2002. С. 624.
88. Решетникова К. В. Конфликты и изменения в организационных системах (Методол. и метод, аспекты исслед.): Дис. канд. экон. наук: 22.00.03 Москва, 1998 134 с. РГБ ОД, 61:99-8/297-9.
89. ЮО.Рупсевич М.Н. Диалектика и социология. М.: Мысль, 1980, С. 356.
90. Самошонков К. Н. Религиозный конфликт как объект социально-философского анализа: Дис. канд. филос. наук: 09.00.13 Москва, 2004 140 с. РГБ ОД, 61:04-9/516.
91. Сапрыкин Ю. М. Английское завоевание Ирландии XII-XVII вв. М.: «Высшая школа», 1982. С. 176.
92. Семенов B.C. Уроки XX века и путь в XXI век: (Социально-философский анализ и прогноз). Монография 2003. С. 411.
93. Скибицкий М.М. О вере и неверии. Мысли о религии и атеизме 1982. С. 239.
94. Сорокин П. Социальная и культурная мобильность в 4-х юмах М., 2005.
95. Юб.Табухова Ж. X. Этносоциальные конфликты в синергетическом и конфликтологическом измерениях: Дис. канд. филос. наук: 09.00.11 Нальчик, 2004 150 с. РГБ ОД, 61:04-9/677.
96. Тишков В. А. Забыть о нации. (Пост-националистическое понимание национализма) // Вопросы философии, 1998. С. 3-29.
97. Тезисы по национальному и колониальному вопросам (для Второго съезда Коммунистического Интернационала), журнал "Коммунистический Интернационал" № 11 14 июля 1920 г.
98. Ю9.Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1986. С. 576.
99. Ю.Тревельян Дж. М. Социальная история Англии. М., 1959. С. 608.111 .Угринович Д.М. Психология религии. М., 2003. С. 352.112, Угрииович Д.М. Введение в религиоведение М., 1985. С. 270.
100. З.Федосова Е. В. Конфликтогенные факторы межэтнического взаимодействия в трансформирующемся обществе: социологический анализ: Дис. канд. социол. наук: 22.00.04 Владикавказ, 2004 143 с. РГБ ОД, 61:05-22/277.
101. М.Христианство: словарь / под общ. Ред. Л.Н. Митрохина и др. -М.: Республика, 1994. С. 559.
102. Хулио Каро Бароха Баски, йз-во. - Едиториал УРС. 2004. С. 320.
103. Чанышев А.И. Протестантизм. М.: Наука, 1969. С. 240.
104. Черняк Е.Б. Вековые конфликты. М.: Междунар. Отношения.-1988. С. 400.121 .Шахназаров О. Л. «Ирландия: нерешенные проблемы» М., 1986. С. 250.
105. Штокмар В.В. История Англии в средние века. Л., 1973. С. 218.
106. Шанин B.C. Европа для всех. М.- Аякс, 2005. С. 416.
107. Шипулина Н. Б., Суродина Н. Р. Культура и этнос. -Волгоград: Перемена, 2002. С. 152.
108. Элиаде М. Избранные сочинения. Очерки сравнительного религиоведения. М., 1990. С. 488.
109. Энциклоиедия: Кельтская мифология. Перевод с английского С. Головой и А. Голова. Изд-во: Эксмо. М., 2002. С. 640.
110. Юридическая конфликтология Под ред. В.Н.Кудрявцева М., 1995. С. 316.
111. Яблоков И.Н. Социология религии. М.: Мысль, 1979. С. 65.
112. Яблоков И.Н. Введение в общее религиоведение. М., 2008. С.472.
113. Список источников и литературы на иностранном языке
114. Arnold В. What Kind of a Country: Modern Irish Politics, 19681983. -L., 1984.
115. Bede's Ecclesiastical History of the English Peaple. Ed. by B. Colgrave, R.A. B. Mynors. Oxford, 1969.
116. Encyclopaedia Britannica, Northern Ireland 2004.
117. McAllister R. Religious identity and the future of Northern Ireland. // Policy Studies Journal. 2000. - Vol. 28 Issue 4.
118. Mr. Adams regrets. // The Economist. 2002. - № 8270.
119. McAulcy, James W. (2003) 'Unionism?s Last Stand? Contemporary Unionist Politics and Identity in Northern Ireland', Global Review of Ethnopolitics, Vol.Ill, No. 1, pp.60-74, September 2003.
120. Onus on British and Irish governments in Talks Adams Opinion-editorial for the Belfast Telegraph: "Why the Good Friday Agreement is working?" - Weekly Compilation of Presidential Documents. - 2000. - 30th of October.
121. Shirlow, Peter. (2003) That Fears to Speak? Fear, Mobility, and Ethno-sectarianism in the Two ?Ardoynes?' Global Review of Ethnopolitics, Vol.Ill, No. 1, pp.76-91, September 2003.
122. Statement on Northern Ireland July 24, 2002, // Weekly Compilation of Presidential Documents. 2002. - 29th of July
123. Sinn Fein rising. Hayden T. //Nation. 2002. - № 24.
124. Sinn Fein's hopes for Irish election increase. // The Times. 2002. -18th of May.
125. Storm over Stormont. // The Economist. 2002. - № 8294.
126. The IRA says sorry (sort of). // The Economist. 2002. - № 8282
127. The question that won't go away.// The Economist.-2002.-№ 8278.
128. Thornton C. Looking for a fight. // Time. 2002. - № 17.
129. Tonge, Jonathan. (2003) 'Victims of Their Own Success? PostAgreement Dilemmas of Political Moderates in Northern Ireland', Global Review of Ethnopolitics, Vol.Ill, No.l, pp.39-59, September 2003.
130. UK 2002. The official yearbook of Great Britain and Northern Ireland. UUP history.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.