Этно-демографические процессы в Южной Италии периода средневековья: греческое население XI - XII вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Курышева, Марина Александровна

  • Курышева, Марина Александровна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 271
Курышева, Марина Александровна. Этно-демографические процессы в Южной Италии периода средневековья: греческое население XI - XII вв.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Москва. 2004. 271 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Курышева, Марина Александровна

ВВЕДЕНИЕ

Обзор историографии.

Источники

1. История изучения южноитальянского актового материала

2. Особенности греческих актов южноитальянского происхождения

3. Традиция и эволюция в составлении частноправовых актов Южной Италии

ГЛАВА 1. ВИЗАНТИЙСКОЕ ГОСПОДСТВО В ЮЖНОЙ ИТАЛИИ

Раздел I. Геополитическая структура византийской Италии.

Раздел П. Греческая церковь в Сицилии и Южной Италии УП-Х1 вв.

§ 1. Изолированные греческие монастыри в латинских областях.

A). Экзархат и Пентаполь

Б). Сардиния.

B). Неаполь и Кампания

Г). Рим.

§ 2. Регионы с греко-говорящим населением

1. Греческое население и эллинизация Сицилии и континентальной Южной Италии

А). Сицилия.

Б). Калабрия и Саленто

2. Диоцезы и церковная организация

А). Сицилия.

Б). Континентальная Италия.

3. Монахи и монастыри.

§ 3. Церковная политика норманнских герцогов после завоевания Южной Италии.

Раздел III. Греки и византийское присутствие в Южной Италии (VI-XIII вв.).

§ 1. Южноитальянский эллинизм

§ 2. Византийское господство и его последствия

ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

§ 1. Историческая география.

§ 2. Демография и жители.

§ 3. Сельский ландшафт

§ 4. Земли и обитатели.

§ 5. Доходы и потребление.

ГЛАВА 3. ГРЕКИ И НОРМАННЫ:

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ

§ 1. Административные структуры провинции.

§ 2. Южноитальянские греки.

§ 3. Норманнское завоевание.

§ 4. Семьи византийских чиновников в норманнской Италии.

§ 5. Византийцы и норманны. Проблемы интеграции.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этно-демографические процессы в Южной Италии периода средневековья: греческое население XI - XII вв.»

Южно-итальянский регион всегда привлекал внимание исследователей, представляя исключительный исследовательский интерес как зона межцивилизационных контактов. В период средневековья в Южной Италии взаимодействовали друг с другом различные цивилизации: восходящая к античности романская, латинизированная «варварская» (позднелангобардская), арабо-мусульманская, греко-византийская и норманнская. Юг Италии может считаться своеобразной лабораторией, где протекали процессы, позволяющие историку составить мнение о самом механизме цивилизационного симбиоза. В Х1-ХП вв., во время установления норманнского господства, в южно-итальянском регионе происходит взаимодействие и взаимовлияние греческой и латинской (а на Сицилии - и арабской) этнокультурных общностей.

Греческое присутствие в южной Италии и Сицилии в исторической перспективе явилось подлинным мостом между Востоком и Западом. Для судеб мира именно новая культура итальянского Меи.о%югпо, истоки которой следует искать прежде всего в южноитальянском «эллинизме», способствовала обмену и движению тенденций и идей, которые приуготовили гуманизм (итальянские ученые-гуманисты XIV в. учили греческий язык у калабрийских греков).

В настоящее время достаточно хорошо изучена военно-политическая история региона, однако сравнительно мало уделялось внимания мирным формам взаимоотношений между этносами. Блистательная и яркая история завоеваний и смен правлений не должна, однако, заслонять для современного историка все остальные проявления разнообразной сложной реальности той эпохи. Слишком мало известно об отношениях в мирное время между местным греческим населением (с определенной долей условности мы имеем в виду греков) и латинянами (в первую очередь, норманнами) на землях Южной Италии. До сих пор нельзя однозначно ответить на вопрос, был ли этот регион открыт для чужаков, селились ли они на землях империи, интегрируясь в местное сообщество, а также каковы были условия их сосуществования, или же так и оставались чуждыми обществу и культуре Византийской империи.

Отчасти восполнить этот пробел может анализ антропонимов, встречающихся при исследовании актового материала. Антропоними-ческие исследования не новы в византинистике. Можно, например, вспомнить антропонимические штудии историков Равеннского экзархата (А. Гийу, Т. Брауна, О.Р. Бородина1) или же некоторые просопо-графические исследования по средневизантийскому периоду в отечественной византинистике (я имею в виду, в первую очередь, А.П. Кажда-на2), а также по поздневизантийскому периоду (монография Д. Морав-чика3, работы P.M. Шукурова4).

Заявленная проблематика особенно актуальна в русле современных византиноведческих исследований, когда наблюдается специальный интерес к просопографическим штудиям разных периодов истории Византийской империи5 и отдельно южноитальянской провинции Империи более раннего времени6, позволяющим более детально и по-новому взглянуть на этническую историю региона.

1 Guillou A. Régionalisme et indépendance dans l'Empire byzantine au Vile siècle. L'exemple de l'Exarchat et de la Pentapole d'Italie (Instituto storico italiano per alto medioevo. Studi storici, facs. 75-76). Roma, 1972; Brown T. S. Gentlemen and Officers. Imperial Administration and Aristocratie Power in Byzantine Italy. Ad 554-800. Rome, 1984; Бородин О. P. Византийская Италия в VI-VIII вв. Барнаул, 1991.

2 Каждая А. П. Характер, состав и эволюция господствующего класса в Византии XI-XII вв. Предварительные выводы // BZ. 1973. 66. S. 47-60; Он же. Социальный состав господствующего класса Византии XI-XII вв. М., 1974; Он же. Армяне в составе господствующего класса Византийской империи в XI-XII вв. Ереван, 1975.

3 MoravcsikGy. Byzantinoturcica. Leiden, 1983. Bd. 1-2.

4 Шукуров P. M. Тюрки на православном Понте в XIII-XV вв.: начальный этап тюркизации? // Причерноморье в средние века. Вып. II. М., 1995. С. 68103; Shukurov R. The Byzantine Turks of the Pontos // Mésogeos. 6. 1999. P. 7^7.

5 Издание «Просопографического словаря Палеологовского времени» -труда австрийских медиевистов, вобравшего почти всю антропонимику поздне-византийского времени (Prosopographisches Lexicon der Palaiologenzeit. Wien, Fase. 112. 1976-1996); а также немецкого просопографикона средне-византийского периода (Prosopographie der mittelbyzantinischen Zeit. Erste Abteilung (641-867). Bd. 1-4. Nach Vorarbeiten F. Winkelmanns erstellt von Lilie R.-J., Ludwig Cl., Pratsch Th., Rochow I. unter Mitarbeit von Brandes W., Martindale J. R., Zielke B. Berlin, 1999-2001).

6 Cosentino S. Prosopografia dell'Italia bizantina (493-804), I-П. [Collana Medievistica diretta da Antonio Carile]. Bologna, 2000-2002.

Подобные изыскания значительно облегчаются сегодня в связи с появлением «Просопографического словаря Палеологовского времени» -труда австрийских медиевистов, вобравшего почти всю антропонимику поздневизантийского времени7, а также немецкого просопографикона средневизантийского периода8.

Итоги этих и подобных исследований показали, что антропони-мический материал является достаточно надежным (а во многих случаях и единственным) источником для реконструкции этнического состава исследуемых обществ, с его помощью вполне могут быть выявлены личности и даже прослежены пути проникновения и приспособления варваров в греческом обществе.

Фактически, предметом настоящего исследования является «греческое наследие» в Южной Италии - то есть то греческое население, которое осталось на завоеванных норманнами территориях, о котором так мало сведений в источниках, - в определенном смысле оно представляло собой именно то, что Н. Йорга назвал «Byzance après Byzance».

При изучении этой проблемы основными задачами настоящего исследования являются: анализ всего комплекса источников по рассматриваемой проблеме, базовыми из которых явились частноправовые акты, составленные в среде греческого населения Южной Италии, впервые детально рассмотренные и сопоставленные с формуляром актов Империи с выявлением их характерных особенностей; выявление и рассмотрение различных аспектов исследуемой тематики, последовательное и взаимосвязанное их рассмотрение с учетом общеисторического и социокультурного контекста по следующим направлениям: 1) политическая история региона Южной Италии и Сицилии - греко-язычных областей итальянского Юга, а именно Апулии, Калабрии и Лукании, а также территорий, населенных греками на острове Сицилия, захваченном арабами в IX в.; 2) история греческой церкви на бывших византийских территориях, а именно, проблема выживаемости греческой церкви в условиях иного политического господства и иных конфессиональных ориентиров новой норманнской власти; 3) история

7 Prosopographisches Lexicon der Palaiologenzeit. Wien, Fase. 1-12. 1976-1996.

8 Prosopographie der mittelbyzantinischen Zeit. Erste Abteilung (641-867). Bd. 1-4. Nach Vorarbeiten F. Winkelmanns erstellt von Lilie R.-J., Ludwig Cl., Pratsch Th., Rochow I. unter Mitarbeit von Brandes W, Martindale J. R., Zielke B. Berlin, 1999-2001. утраты Византией политического, культурного, в какой-то мере социального и экономического влияния в южноитальянском регионе в то время, когда Империя предоставила своих бывших подданных, местное греческое население, своей собственной судьбе.

Таким образом хронологические рамки диссертационного исследования: середина XI в. - конец XII в. Верхняя временная граница совпадает с норманнским завоеванием Юга Италии и Сицилии, начиная с середины XI в., и это есть эпоха коренной трансформации южно-итальянского общества, связанная с падением византийского господства и приходом норманнов; нижняя - с падением норманнского господства и приходом на земли Италии Фридриха II Штауфена (короля Сицилии и Неаполя 1212-1250) и основанием им Сицилийского королевства. Этот период обусловлен также состоянием базовых для настоящего исследования источников - сохранившихся частноправовых актов, составленных в среде греческого населения Южной Италии и Сицилии.

Обзор историографии

Правомерность выделения региона Южной Италии в качестве особого объекта исследования обуславливается, главным образом, тем обстоятельством, что для изучения его истории существует сравнительно многочисленный документальный материал (о нем речь пойдет в разделе Источники), с которым сопоставимы, пожалуй, лишь материалы архивов афонских монастырей.

Ниже предполагается кратко охарактеризовать общие тенденции в истории изучения проблем греческого населения рассматриваемого региона в эпоху падения византийского господства и в период норманнского завоевания византийских провинций в Южной Италии и на Сицилии в XI-XII вв.

Начало изучению этой проблемы положили итальянские историки ХУШ в. Наиболее традиционным для итальянской историографии был в то время вопрос о влиянии тех или иных традиций на политическое, социальное, экономическое и культурное развитие этих областей, впервые поставленный в 1722 г. издателем документов из церковных архивов острова Сицилия Р. Пирро9. Он полагал, что особенное значение в

9 Pirro R. Sicilia sacra disquisitionibus et notitiis illustrata. 2 vol. Palermo, 1733. преобразовании Сицилии играло последовавшее за норманнским завоеванием проникновение на остров католической церкви. Главным итогом исследований этой эпохи явилось признание того, что важное значение для острова имели также политические преобразования норманнов; проводились аналогии с норманнскими институтами в Англии.

Для последующего периода историографии наиболее важна деятельность выдающегося итальянского востоковеда Микеле Амари, издателя и переводчика документов, в том числе и греческих, по истории Сицилии. Основная его работа «История мусульман Сицилии»10 - стала первой попыткой обнаружить местные корни в истории развития острова, совершив таким образом переворот в представлениях об основных факторах, влияющих на общий ход исторического развития этого региона. М. Амари затрагивал сюжеты, связанные с норманнской Сицилией и развивал идеи о продолжении в эту эпоху тенденций, имеющих место еще в мусульманский период. Однако он не рассматривал культурную жизнь сицилийских мусульман в их отношениях с христианским населением, в частности, с греческим клиром на острове. Продолжил издание сицилийского исторического архива, начатое М. Амари, крупный ученый Гаруфи11, которому принадлежит также исследование сицилийских монет12. Однако, стремление этого автора «подчинить» данные источника своей общей концепции умаляет ценность его трудов13.

История Калабрии и Пулии - наиболее густо заселенных греками областей - отдельно не изучалась. Этому региону, вернее, истории греческого монашества в этих областях, впервые было уделено внимание в обширной монографии эрудита П. Родотты и, гораздо позднее, Е. Бенедетти и Д.-Л. Раскеллы - исследованиях, перегруженных мелкими подробностями и на современном этапе уже устаревших14. i0Amari V. Storia dei Musulmani in Sicilia. Catania, 1933.

11 Garufi СЛ. I documenti inediti dell'epoca normanna in Sicilia. Bd. I, Palermo, 1899

12 Garufi СЛ. Monete e conii nella storia dei diritto siculo.// Archivio storico siciliano. N.S., 23. 1898.

13 К примеру, его утверждение о том, что до 30-х годов XII в. в Сицилии не существовало феодальных владений (Garufi СЛ. Per la storia dei secoli XI e XII // Archivio storico per la Sicilia orientale. IX. Catania, 1912. P. 190-191).

14 Rodotta P.P. Dell'origine, progresso, e stato presente del rito greco in Italia osservato dai Greci, monaci basiliani, e Albanesi. Libri tre. Roma,1760; Raschella D.-L Saggio storico sul monachismo italo-greco in Calabria. Messina, 1925; Benedetti E. И rito greco in italia. Note di segreteria. Roma, 1917.

Серьезной заслугой историков XIX в. стали первые публикации источников по истории средневековой Италии. В начале XIX в. были изданы «История лангобардов» Павла Диакона, «Liber Pontificalis ecclesiae Ravennatis» Агнелла, переписка папы Григория Великого, «Liber Pontificalis ecclesiae Romanae», Дж. Марини опубликовал равеннские папирусы V-X вв15. И что является особенно важным для данного исследования - во второй половине XIX в. итальянцами Ф. Тринкерой16, С. Кузой17 иДж. Спатой18 были предприняты публикации документов, сохранившихся в архивах южноитальянских монастырей.

Во второй половине XIX в. появились фундаментальные труды П.Н. Кудрявцева, Ш. Диля, JI.-M. Гартманна, Ф.Грегоровиуса, посвященные как истории Италии в целом, так и отдельным регионам19. Рассматривалась не только политическая история, но и вопросы административного управления на византийских территориях и связи с Константинополем, проблемы истории церковной и военной структур, формирования нового господствующего класса, взаимоотношений различных групп населения. В монографиях крупнейшего русского византиниста, а впоследствии основателя американского византиноведения A.A. Васильева с опорой на византийские, латинские и арабские источники были подробно освещены вопросы истории Сицилии и фемы Сицилия в IX-X вв.20.

15 Pauli Diaconi Historia gentis langobardorum // Scriptores rerum langobardorum et italicarum. Ed. O. Holder-Egger. Hannoverae, 1878. P. 12-187; Agnelli Liber Pontificalis Ecclesiae Ravennatis // Scriptores rerum langobardorum et italicarum. Ed. O. Holder-Egger. Hannoverae, 1878. P. 265-391; Gregorii Magni registrum epistolarum. Ed. P. Ewald. T. I—II. Berolini, 1891-1899; Marini G. Papyri diplomatici raccolti ed illustrati dall'abate Caetano Marini. Roma, 1805 (переиздано в 1955 г.).

16 Syllabus.

17 Cusa S. I diplomi greci ed arabi di Sicilia pubblicati nel testo originale, tradotti ed illustrati. Palermo, 1868-1882 (Далее -1 diplomi greci ed arabi di Sicilia).

18 Spata G. Diplomi greci inediti ricavati da alcuni manoscritti délia Biblioteca Comunale di Palermo. Torino, 1870 (Далее - Diplomi greci inediti).

19 Кудрявцев П.Н. Судьбы Италии от падения Западной Римской империи до ее восстановления Карлом Великим. М., 1860; Diehl Ch. Etudes sur l'administration byzantine dans l'exarchat de Ravenne. Paris, 1888; Hartmann L.-M. Untersuchungen zur Geschichte der byzantinischen Verwaltung in Italien (540-751 ). Leipzig, 1889; Грегоровиус Ф. История города Рима в средние века (от Удо XVI столетия). М., 1903.

20 Васильев A.A. Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Аморийской династии. СПб., 1900; Он же. Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Македонской династии. СПб., 1902.

В блестящем общем курсе по истории Византийской империи Ф.И. Успенского, работах В.Г. Васильевского содержится тщательный анализ внешней политики Византии в Сицилии и Южной Италии21. По проблемам истории греческой церкви, восточного и римского влияния в церковной и общественной среде населения Южной Италии существует исследование И.В-. Старицкого в Трудах Киевской Духовной Академии22. Что же касается жизни монастырей и церковной культуры греков, была издана прекрасная работа М.И. Бруна, вплотную подступившего к изучению южноитальянских греков23 (увы, не имевшая никакого продолжения), а также глубокое исследование монашества, основанное на прочной источник овой базе и археологических изысканиях, Н.Д. Протасова24. К сожалению, возрождение интереса к исследованию этого региона в отечественной историографии происходит значительно позднее.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. новым этапом явилось появление исследований общего характера, посвященных южноитальянскому региону. Среди них следует отметить работы Ф. Шаландона25 и Ж. Гэ26, дающие в совокупности почти полную картину происходивших событий политической истории по интересующему нас периоду истории Южной Италии. Ж. Гэ описывает эпоху византийского господства до 1071 г. с привлечением массы разнообразных источников, анализируя взаимоотношение византийской власти с местным греческим населением, о котором он писал как об имеющем устойчивое оседлое положение в этом регионе. Много внимания он уделяет истории греческих монастырей и их окружения. Труд Ф. Шаландона помимо детально исследованной в нем по

21 Успенский Ф.А. История Византийской империи. Т. 1-3. М., 1996-1997; Васильевский В.Г. Труды. Т. 1-4. СПб., 1908-1930.

22 Старицкий И. В. Византийские епархии в Южной Италии // Труды Киевской Духовной Академии. Вып. 1 (январь). Киев, 1907. С. 17-37.

23 Брун М.И. Византийцы в Южной Италии в IV и X веках. Очерк из истории византийской культуры. Одесса, 1883.

24 Протасов Н.Д. Греческое монашество Южной Италии и его церковное искусство. Сергиев Посад, 1915.

25 Chalandon F. Histoire de la domination normande en Italie et en Sicile. 2 vol. Paris, 1907.

26 GayJ. L'Italie méridionale et l'Empire byzantin depuis l'avènement de Basile I jusqu'à la prise de Bari par les Normands (867-1071). 2 vol. Paris, 1904. литической истории норманнского периода, ценен первым описанием административных учреждений Италии, в частности института стратегов и королевских судей.

Интересно отметить, что после исследований Ж. Гэя начала XX в. и В. Клевица27 между двумя мировыми войнами, в XX столетии историческое изучение византийской Южной Италии на долгое время стало доменом иностранных ученых - особенно французов и немцев (В. Холь-цман, JI.-P. Менаже, А. Гийу, В. ф. Фалькенхаузен).

Среди прочих следует назвать монографию К. Казна о феодальной системе в норманнской Италии, в которой он приходит к важному выводу о том, что именно с приходом норманнов произошла эволюция феодальной системы на юге Италии28. Крупнейшие события калабрий-ской и сицилийской истории конца XI - начала XII в. способствовали тому, что внимание исследователей было почти исключительно сосредоточено на проблемах власти и государственного права, что приводило к преувеличению роли тех, кто обладал властью и устанавливал законы.

В это время выходят блестящие работы по истории греческого монашества на основе агиографических и документальных источников К. Лэй-ка29, Л.Т. Уайта30, М. Скадуто31, С. Борсари32 содержащих богатейший фактический материал об основаниях латинских и греческих монастырей и церквей, их владениях, и имеющих ценные наблюдения, касающиеся королевских пожалований и светских ленов, редко упоминаемых в источниках , как подметил еще М. Амари. Эти наблюдения дополнили и развили в своих исследованиях Ф. Шаландон и К. Казн, что позволило английскому ученому Л.Т. Уайту, опираясь на них, сделать вывод о преобладании на Сицилии церковных владений над светскими.

27 Klewitz Я. W. Zur Geschichte der Bistumsorganisation Campaniens und Apuliens im 10. Und 11. Jahrhundert// Quellen und Forschungen aus Italienischen Archiven und Bibliotheken. 24.1932/1933. P. 1-61.

28 Cahen C. Le régime féodal de l'Italie normande. Paris, 1940.

29 Lake К. The Greek Monasteries in South Italy // The Journal of Theological Studies.

4. 1903.

30 White L.T. Latin monasticism in Norman Sicily. Cambridge, 1938.

31 Scaduto M. Il monachismo basiliano nella Sicilia medievale. Rinascina e decadenza, sec. XI-XIV. Roma, 1947.

32 Bor sari S. II monachesimo bizantino nella Sicilia e nell'Italia méridionale prenormanne. Napoli, 1953.

Наиболее важным для итальянской историографии первой половины XX в. является стремление к классификации и анализу накопленного к этому времени фактологического материала в юридическом ключе. Классическим примером подобного исследования является большое исследование Дж. Феррари, оценившего важность южноитальянского актового материала для истории этого региона и его самостоятельного источниковедческого изучения в сравнении с восточной традицией33.

В итальянской историографии 40-х - первой половины 60-х гг. XX в. возрождается точка зрения, высказанная еще историками XVIII в., наиболее ясно выраженная итальянским медиевистом Дж. Галассо: «движущей силой истории Южной Италии в целом были вооруженные силы норманнов»34. Прочим этническим группам историки отводили роль объекта норманнских преобразований, начавшихся уже с середины XI в.

Вопрос о средневековой «эллинизации» областей Сицилии и Южной Италии в течение долгого времени остается одним из самых дискуссионных в историографии. Проблеме, когда и при каких обстоятельствах они стали греческими по языку и культуре, посвящены многочисленные исследования. Впервые религиозной «византинизации» Южной Италии IX-XII в. и внутренней политике первых норманнских герцогов, которые на первом этапе восстанавливали греческие монастыри, было посвящено большое исследование французского ученого и издателя сицилийских латинских актов JI.-P. Менаже35. Однако, наиболее убедительной представляется точка зрения А. Гийу, согласно которой в Южной Италии и Сицилии (особенно восточной), всегда жило много греков, оказывающих культурное влияние на местное население. По мнению исследователя, имеются веские доводы в пользу широкомасштабной эмиграции войск, чиновников и переселенцев во время славянских вторжений и религиозных преследований византийского периода в Апулию и Калабрию, но прямых доказательств для периода VII-VIII вв. не существует36.

33 Ferrari G. I documenti greci medievali di diritto private dell'Italia méridionale e loro attinenze con quelli d'Oriente e coi papiri greco-egizi. [Byz. Archiv. H. 4] Leipzig, 1910.

34 Galasso G. Mezzogiorno medievale e moderno. Torino,1965. P. 40.

35 Ménager L-R. La «Byzantinization» religieuse de l'Italie meridionale(IX-Xn siècles) et la politique monastique des Normands d'Italie // Revue d'Histoire Ecclésiastique. 53. 1958. P. 747-774; 54. 1959. p. 5^0; Idem. Les actes latins di S. Maria di Messina. Palermo, 1964.

36 Однако, он не учитывает такой материал, как указания в Монемвасийской хронике и сведения Константина Багрянородного.

К проблемам управления этими территориями и их отношениям с Византией обращался авторитетный итальянский ученый А. Пертузи, разрешивший ряд проблем политической истории фемного устройства региона в составе Византийской империи37.

Современный этап изучения круга проблем, связанных со средневековой историей этносов и хозяйства Южной Италии и Сицилии начинается после Второй мировой войны. Новым шагом в изучении проблем истории Южной Италии явились многолетние исследования крупнейшего французского византиниста А. Гийу. В первую очередь ему удалось опубликовать ряд новых памятников - Корпус греческих актов Южной Италии и Сицилии38. Исследования А. Гийу вообще во многом изменили традиционные подходы к византийской истории как к истории Константинополя и константинопольского двора, показав провинциальную жизнь в Южной Италии - одной из удаленных от центра областей Империи. В вводных статьях, в отличие от большинства предшествующих ему издателей греческих актов, он уделяет пристальное внимание социально-экономическим отношениям в Южной Италии XI в. Интересны его наблюдения над этническим составом населения этого района, где явно преобладали греки. В то же время имеет место и подмеченная А.П. Кажданом39 некоторая избыточность комментариев изда

37 PertusiA. Contributi alla storia dei terni bizantini dell'Italia méridionale // Atti del III Congresso intemazionale di studi sull'alto mediœvo, Spoleto, 1959. P. 495-517; Idem. П «thema» di Calabria: sua formazione, lotte per la sopravvivenza. Societa e clero di fronte a Bisanzio e a Roma // Byzantino-Sicula II. Miscellanea di scritti in memoria di Giuseppe Rossi Taibbi. Palermo, 1975. P. 425-443.

38 GuillouA. Saint-Nicolas de Donnoso (1031-1060/1061). Cittàdel Vaticano, 1967. (Corpus des actes grecs d'Italie du Sud et de Sicile, 1) (Далее - Actes de Donnoso); Idem. Saint-Nicodème de Kellarana (1023/1024-1232). Città del Vaticano, 1968 (Corpus des actes grecs d'Italie du Sud et de Sicile. 2) (Далее - Actes de Kellarana); Idem. La Théotokos de Hagia-Agathè (Oppido) (1050-1064/1065). Città del Vaticano, 1972 (Corpus des actes grecs d'Italie du Sud et de Sicile. Recherches d'histoire et de géographie, 3) (Далее - Actes de Hagia-Agathè (Oppido)); Idem. Le brébion de la métropole byzantine de Région (vers 1050). Città del Vaticano, 1974 (Corpus des actes grecs d'Italie du Sud et de Sicile. Recherches d'histoire et de géographie, 4) (Далее - Actes de Région); Idem. Saint-Jean Théristès (10541264). Città del Vaticano, 1980 (Corpus des actes grecs d'Italie du Sud et de Sicile. Recherches d'histoire et de géographie, 5) (Далее - Actes de Saint-Jean Théristès).

39 Каждан А.П. [Рец.]: Corpus des actes grecs d'Italia du Sud et de Sicile. Recherches d'histoire et de géographie: 1. Guillou A. Saint-Nicolas de Donnoso (1030-1060/61). Città del Vaticano, 1967// BB. T. 32. M., 1971. C. 257. теля, зачастую приводящая к домысливанию источника с помощью смелых построений, не имеющих оснований в тексте.

При этом следует отметить одно обстоятельство: история византийской Италии, когда она затрагивалась предшественниками А. Гийу, изучались в следующих аспектах: внешняя политика, административная история, монашество и изобразительное искусство. Значение трудов Гийу состоит в том, что, хотя основной его интерес - социально-экономическая история византийской провинции, он стремится восстановить социо-культурный облик византийской Италии и изучает общественные отношения в византийской провинции. В ранних работах ученый касается истории Южной Италии ранневизантийского периода: «Экзархат и Пентаполь, психологический очерк византийской Италии» и «Демография и культура в Равеннском экзархате». Однако большинство его исследований касается Южной Италии в 1Х-Х1 вв. Среди них значительная группа носит источниковедческий характер, что обусловлено характером изысканий А. Гийу: «Греческие документальные источники для Италии византийского и норманского периодов»40, «Греческие архивы монастыря св. Марии делла Матина»41, «Архивы монастыря св. Марии ди Бордонаро»42, «Две грамоты катепанов из Трикари-ко» (совместно с В. Хольцманом)43 и, наконец, «Памятник, касающийся провинциального управления. Метрическая надпись из Бари исторического содержания (1011 г.)»44. Специальное внимание уделено исторической географии и этнографии Южной Италии: «К вопросу о грече

40 Guillou A. Le fonti diplomatiche greche nel periodo bizantino e normanno in Italia // Congresso storico calabrese, 4-o. Napoli, 1968. Napoli, 1969. P. 85-115 (= Idem. Studies on Byzantine Italy. L., 1970. IV).

41 Guillou A. Les archives grecques de S. Maria délia Matina// Byzantion, 36. Bruxelles, 1966. P. 304-310. (= Idem. Studies on Byzantine Italy. L., 1970. V) (Далее - Actes de S. Maria délia Matina).

42 Idem. Les archives de S. Maria di Bordonaro (Sicile) // ЗРВИ. кн. VIÜr Бео-град, 1963. С. 135-148 (= Idem. Studies on Byzantine Italy. L., 1970. VI).

43 Guillou A. -Holtzmann W. Zwei katepansurkunden aus Tricarico// Quellen und Forschungen. 41. 1961. S. 1-28 (= Guillou A. Studies on Byzantine Italy. L., 1970. VII) (Далее - Tricarico).

44 Guillou A. Un document sur le governement de la province. L'inscription historique en vers Bari (1011)// Studies on Byzantine Italy. London, 1970. VIII. P. 1-22 (Далее -Un document de Bari). ском населении Сицилии и Калабрии в средние века»45, «Византийская Лукания. Историко-географический очерк»46, «Округ Лао в XI в. К вопросу о византийской микрогеографии»47. Уже в этих статьях поставлен ряд проблем социальной истории. Более широко они трактуются в других исследованиях, а именно: «Заметки об общественном устройстве в Италийском катепанате XI в.»48, «Византийская Италия. ÀouA-eia к<х1 oIkêIûxkç»49 , «Греки в Южной Италии и Сицилии в средние века. Монашество»50, «Агония греческой провинции. Южная Италия в XI в.»51. В своих статьях он затрагивает вопрос о преемственности в развитии византийских и норманнских институтов в Южной Италии и Сицилии и об экономическом развитии региона. Занимаясь изданием греческих актов, ученый сопровождал их статьями, связанными с историей архивов монастырей, посвященными проблемам источниковедения, палеографии, филологии и истории, некоторым аспектам жизни греческого населения Сицилии и Калабрии52. Французский историк фактически зано

45 Idem. Inchiesta sulla popolazione greca délia Sicilia e délia Calabria nel Medio Evo // Rivista Storica Italiana. LXXV, I. Napoli, 1963. P. 53-68 (= Idem. Studies on Byzantine Italy. L., 1970. IX).

46 Idem. La Lucanie Byzantine. Etude de géographie historique // Byzantion, 35,1965. P. 119-149 (= Idem. Studies on Byzantine Italy. L., 1970. X).

47 Idem. Studi e Ricerche. Sulle sponde del Lao nell'XI secolo. Inshiesta di microgeografia bizantina // Rivista Storica Italiana. LXXIX, II. Napoli, 1967. P. 481-^89 (= Idem. Studies on Byzantine Italy. L., 1970. XI).

48 Idem. Notes sur la société dans le katépanat d'Italie au Xle siècle //Mélanges d'Archéologie et d'Histoire. 78.1966. P. 439-465 (= Idem. Studies on Byzantine Italy. L., 1970. ХШ).

49 Idem. L'Italia byzantina. AodAsCcc kccI oiKefaxriç II Bulletino dell'Istituto Storico Italiano per il Medio Evo e Archivio Muratoriano. № 78. Roma, 1967. P. 1-20 (-Idem. Studies on Byzantine Italy. L., 1970.1).

50 Idem. Les populations grecques de Calabre et de Sicile au Moyen Age II Actes du XIIe Congrès International des Études Byzantines. T. П. Beograd, 1964. P. 139-148.

51 Idem. L'agonie d'une province grecque: L'Italie méridionale au XVe siècle II L'Hellénism contemporain. X. Athènes, 1956. P. 213-222 (=Idem. Studies on Byzantine Italy. L., 1970. XIV).

52 Idem. Les sources documentaires gieques en Italie méridionale //Byzantion. 24 (1954). Bruxelles, 1955. P. 63-69; Actes de S. Maria délia Matina; Idem. Le fonti diplomatiche greche nel periodo Bizantino e Normanno in Italia II Congresso storico calabrese, 4-o, Napoli 1968. Napoli, 1969. P. 85-115; Idem. Grecs d'Italie du Sud et de Sicile au Moyen Âge: les moines II Mélangés d'Archeologie d'Histoire. 1. 1963. P. 89-114. во ввел этот вид источников в научный оборот, тем самым доказав уже бесспорно присутствие греческого населения в Южной Италии XI-XII вв.

После его исследований современная зарубежная историография изучает не только политические вопросы, но и вопросы, связанные с торговлей и ремеслом, городским населением, характером землевладения53 -то есть касающиеся социальной и экономической сфер жизни общества. Одной из самых значительных работ по аграрной истории средневековой Италии в целом является большая статья Р.Дж. Джонса54. Проблемы сельского хозяйства острова Сицилия конца Xl-cep. XIII вв. исследуются в монографии И. Пери, построенной на основе широкого круга источников55 . Однако, она носит скорее научно-популярный характер, отсутствие ссылок на источник затрудняет критический анализ ряда выводов автора, к примеру, по демографии. Несмотря на различие взглядов вышеназванных историков, оба они не выходят за рамки общепринятого в западной историографии подхода к истории южно-итальянского региона.

Следующая группа проблем связана с сохранением преемственности в развитии региона в византийский и норманнский периоды. Этот вопрос обычно рассматривался в связи с изучением различных этнических групп, в основном, на примере условий их существования56, что можно расценивать как реакцию на долгое господство политической и юридической тематики в южноитальянской медиевистике. Особенно следует отметить работу итальянского исследователя С. Трамонтаны, главная идея которой состоит в том, что приход норманнов отразился на экономическом развитии острова только в начальный период их господ

53Toubert P. La terre et les hommes dans 1'Italia normande au temps de Roger II // Societa, potere, e popolo nell'eta di Ruggero. Relazioni e comunicazioni; nelle Terze Giornate normanno-svevo (Bari, maggio, 1977). Bari, 1988. P. 55-72; Tramontana S. Città, ceti urbani e connessione fra possesso fondiario e potere nella monarchia di Rugero II // Ibid. P. 157-172; Fasoli G. Citta e ceti urbani nell'eta dei due Guglielmi // Potere, societa e popolo nell'eta dei due Guglielmi (Bari, novem., 1979). Bari, 1980.

54 Jones P.J. Per la storia agraria italiana nel Medioevo: linamenti e problemi // Rivista Storia Italiana. LXXVI. 1964. P. 284-348.

55 Peri I. Città, uomini et campania in Sicilia dell'XI al XIII sec. Bari, 1978.

56 Falkenhausen V. von. I ceti dirigenti prenormanni nel tempo d'insediamento dei stati normanni nel'Italia Méridionale et in Sicilia // Forme di potere e struttura sociale in Italia nel Medioevo. Bologna, 1977. P. 321-371. ства, и лишь позднее, считает С. Трамонтана, первостепенное влияние на город и деревню Сицилии оказала феодальная сеньория57.

Впервые изучением истории Южной Италии Х-Х1 вв. в приоритетном для отечественной науки того времени социально-экономическом аспекте занялась в 50-е гг. XX в. М.Л. Абрамсон. Ей был опубликован ряд статей по аграрным вопросам о положении крестьянства, о развитии феодальных отношений, о состоянии производительных сил58 и другие. В своих работах исследовательница на основе по большей части латинских документов подробно изучает социально-экономическую историю региона59, которая как раз почти совсем не исследовалась в то время другими историками, к примеру, В. фон Фалькенхаузен. Кроме того, социально-экономическое развитие острова Сицилия в норманнский период изучала Г.А. Ртищева, рассматривая характерные черты монастырских хозяйств на острове60, подробно разбирая ход образования норманнского феода, состав церковного землевладения, останавливаясь на изучении аппарата управления, и впоследствии, феномена сицилийской культуры, который она анализирует как особую субкультуру норманнов61.

57 Tramontana S. Aspetti е problemi dell'insediamento normanno in Sicilia. Palermo, 1972. P. 4.

58 Абрамсон M.JI. Крестьянство в византийских областях Южной Италии (IX-XÜ вв.) // ВВ. Т. VII. 1953. С. 161-193; Она же. О роли арендных отношений в социально-экономическом развитии Южной Италии (IX-XI вв.) // Из истории трудящихся масс Италии. М., 1959. С. 3-46; Она же. Вотчина в Южной Италии IX-XI вв. // ВО. М., 1961. С. 137-173; Она же. О состоянии производительных сил в сельском хозяйстве Южной Италии // СВ. 28. 1965. С. 18-37; Она же. История общинных угодий в Южной Италии (1Х-ХШ вв.) // Социально-экономические проблемы истории древнего мира и средних веков. Красноярск, 1977. С. 58-74; Она же. Социальная структура крупного южно-итальянского города (Х1-ХП) // Классы и сословия средневекового общества. М., 1988. С. 116-120.

59 Абрамсон М.Л. Крестьянские сообщества в Южной Италии в Х-ХШ вв. // Европа в средние века: экономика, политика, культура. М., 1972. С. 47-61.

60 Ртищева Г.А. Монастырские земледельческие хозяйства в норманнской Сицилии// Аграрная история эпохи феодализма. Ижевск, 1982. С. 146-155.

61 Ртищева Г.А. Официальная субкультура норманнской Сицилии // Средневековая городская культура. Тверь, 1991. С. 4-9.

Если ранее объектом исследования все же чаще выступала Сицилия, вероятно, по причине достаточно большого числа изданных источников, то с конца 70-х гг. ученые начинают обращаться к истории византийской Южной Италии 1Х-Х1 вв., периода, связанного с приходом на историческую сцену норманнских завоевателей. Признанным специалистом в этой области является В. фон Фалькенхаузен, в исследованиях которой главным образом разрабатываются проблемы административного устройства византийской Италии с использованием данных печатей, помимо провинциального управления, затрагиваются вопросы церковной администрации, связанные с сохранением прежних титулов и владений местной знати, рассматриваются отношения норманнов к институтам, существовавшим до них в византийское время62. Греческой культуре в Южной Италии ХП-ХШ в., а именно итало-византийским поэтам в византийском грекоязычном историко-культурном контексте, были посвящены публикации памятников и исследования М. Джиганте63.

Изучение административного устройства этой византийской провинции получило новый импульс с увеличением количества публикаций византийских сфрагистических памятников, которые были начаты еще в конце XIX в. А. Салинасом, продолжены в XX в. Н.П. Лихачевым, С. Бор-сари, В. Лораном, Г. Закосом - А. Веглери64, Дж. Несбитом и Н. Иконо-мидисом65, что стимулировало исследования в области собственно

62 Falkenhausen V. von. Untersuchungen über die byzantinische Herrschaft in Süditalien von 9. bus ins 11. Jahrhundert. Wiesbaden, 1967; Idem. La dominazione bizantina nell'Italia meridionale dal IX all'XI secolo. Bari, 1978.

63 Poeti bizantini di Terra d'Otranto del secolo XIII. A cura di M. Gigante. Napoli, 1979; Gigante M. Scritti sulla civiltá letteraria byzantina. Napoli, 1981; об исследованиях M. Джиганте см.: Бибиков М.В. Историческая литература в Византии. СПб., 1998. С. 230-235.

64Salinas A. Sigilli diplomatici italo-greci //Periodico du numismática e sfragistica per la storia d'Italia. Firenze, 1872. Vol. 4; 1874, Vol. 6; Borsari S. L'administrazione del tema di Sicilia // Rivista storica italiana. Napoli, 1954; Laurent V. Une source peu étude de l'histoire de la Sicile au haut Moyen Age: La sigillographie Byzantine //Byzantino-Sicula. Palermo, 1966. Vol. 2. P. 22-50; Zocos G., Veglery A. Byzantine Lead Seals. Basel, 1972. Vol. 1; Лихачев Н.П. Моливдовулы греческого Востока. М., 1991. Табл. LIX, LXVII, LXXII.

65 Catalog of Byzantine Seals at Dumbarton Oaks and in the Fogg Museum of Art. Ed. by J. Nesbitt and N. Oikonomides. Vol. 1: Italy, North of the Balkans, North of the Black Sea. Wash., 1991. южноитальянской сфрагистики в исследованиях Е.В. Степановой66. По своей численности, к примеру, печати Сицилии стоят наравне в печатями Константинополя, Фессалоники, Эллады, что свидетельствует как о большой политической активности этого региона, так и о важном значении Сицилии в системе византийской государственности67.

В целом, для изучения Южной Италии и Сицилии в рамках историографического периода, продолжающегося до настоящего времени, характерен поворот к исследованию этнического аспекта в истории южноитальянского региона, причем в сочетании с междисциплинарным комплексным подходом. И здесь первостепенное значение имеют последние исследования французского ученого Ж.-М. Мартэна, посвященные роли лангобардов, арабских мусульман и отчасти греков в социальной жизни южноитальянского региона68, а также его работы по истории южноитальянской деревни и городов на основе данных археологии, выполненные им в соавторстве в Ж. Нойэ69. Не менее блестящим исследователем южноитальянского региона является А. Жакоб - не только тонкий исследователь исторических реалий, но и

66 Stepanova Е. Seals with Latin inscriptions in the Hermitage Collection // Studies in Byzantine Sigillography. Wash., 1993. Vol. 3. P. 29-40; Степанова Е.В. Печати экзархов Италии // Византия и Ближний Восток. СПб., 1994. С. 57-70; Она же. Печати Сицилии VIII-XI вв. из собрания Эрмитажа // АДСВ. Екатеринбург, 1998. С. 290299, 335-336; Она же. Образы восточнохристианских святых на печатях Италии XI-XIII вв. // Пилигримы. Историко-культурная роль паломничества. СПб., 2001. С. 60-69.

67 Степанова Е.В. Печати Сицилии VIII-XI вв. из собрания Эрмитажа// АДСВ. Екатеринбург, 1998. С. 291.

68 Martin J.-M. L'ambiente longobardo, greco, islámico e normanno nel Mezzogiorno // Storia dell'Italia religiosa. I. L'Antichità e il Medioevo. Roma-Bari, 1993. P. 193-242; Martin J.-M. Les habitats groupes en Italie méridionale (Хе-ХПе siècles) // Morphogénèse du village médiéval (IXe-XIIe siècles), sous la dir. de G. Fabre, M. Bourin, J. Caille, A. Debord. Montpellier, 1996 [Cahiers du Patrimoine, 46]. P. 83-89; Idem. La vita quotidiana nell'Italia méridionale al tempo deiNormanni. Milano, 1997.

69 Martin J.-M., Noyé G. Les campagnes de l'Italie méridionale byzantine (Xe-XIe siècles)// Mélanges de l'École française de Rome. Moyen Age 101. 1989. P. 559-596; Martin J.-M., Noyé G. Les villes de l'Italie byzantine (IXe-Xle siècles) // Hommes et richesses dans l'empire byzantin. II. VIIIe-XVe siècle. Sous la dir. de V. Kravari, J. Lefort et C. Morrisson. Paris, 1991. P. 27-62; Martin J.-M., Noyé G. La Capitanata nella storia del Mezzogiorno medievale. Bari, 1991. филолог, палеограф, литургист, специалист не только по греческим рукописям, но и эпиграфике, археологии70.

В целом же следует отметить, что почти полное отсутствие в историографии работ по проблемам истории греческого населения Южной Италии и Сицилии в Х1-ХП вв. (а в существующих затрагиваются преимущественно социально-экономические вопросы) и обусловило появление данного исследования.

Источники

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Курышева, Марина Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные итоги исследования могут быть сформулированы следующим образом. Южная Италия является уникальным регионом, в котором имели место - нередко в концентрированной форме - сложные явления этнической и политической трансформации, характерные не только для этого региона, но здесь предопределившие все его дальнейшее развитие.

Само наличие греческого населения в Южной Италии было обусловлено многочисленными факторами. Существование в Италии греческой церкви поддерживалось и питалось притоком клириков и монахов в VII в. в связи с персидскими войнами, арабским завоеванием и монофелизмом, в VIII и IX в. в связи с иконоборчеством, но еще сильнее было влияние Рима и престола св. Петра, первенство которого еще не оспаривалось в Церкви. В восточной Сицилии, на юге Калабрии и Саленто, напротив, присутствие греческой церкви - в особенности епис-копств - привело к существованию греко-говорящего большинства среди людей, населявших эти районы. Распространение греческого элемента была поддержано византийской властью, которая подчинила эти территории в VIII в. патриархату Константинополя. Важные монастырские колонии существовали даже за пределами этой зоны. Однако, большая часть византийской Южной Италии, особенно романо-лангобардского населения была включена в рамки латинского клира и епископств, которых Империя не могла изменить и изжить. Впоследствии к концу XI в. в греко-говорящей зоне подобное осуществили норманнские завоеватели, когда поставили во главе многочисленных диоцезов латинских епископов. Включение этих районов в состав латинского Запада в связи с норманнским завоеванием сумело постепенно погасить жизнь этих церквей, которые имели лишь отдаленные отношения с Востоком.

Политическая история Южной Италии, наконец, обусловила жизнь греческой церкви.

Кажущиеся на первый взгляд скудость и небольшое количество сведений, содержащихся в греческих нотариальных актах из итальянских и сицилийских монастырских архивов, все же позволяют сделать ряд интересных наблюдений. В первую очередь - это важный вывод о том, где и как существовало греческое население в Калабрии и на Сицилии, вплоть до конца XII в., сохранявшее свой язык, культуру и традиции. Греки проживали в Калабрии - в районе Реджо между Пальми и Семинарой, в области Салины, долине Сила, в районе Месиано к югу от Бриатико и в горной местности Меркурио в верхнем течении реки Лао; на Сицилии - в окрестностях Мессины и, позднее, на территории между Рометтой и морем, что подтверждается данными ономастики.

Если в середине XI в. греческие общины, живущие близ монастырей и пользующиеся их покровительством, были закрытыми для контактов и оказывали лишь поверхностное влияние на демографическую обстановку в регионе, то к концу XI - началу XII в. они уже взаимодействовали с латинским населением, которое частично было греко-говорящим. Греки-собственники продавали свои владения латинянам. Наблюдаются также некоторые изменения в самосознании греков, некий кризис их самоидентификации, особенно в конце XII в., когда они начинают давать детям имена норманнского происхождения, причем - норманнских сеньоров и королей, хотя в большинстве имена еще остаются греческими, но наиболее характерные из них (например, Константин) исчезают, тогда как в период византийского господства мужские имена почти все были византийскими. Встречаются также упоминания о браках между греками и латинянами. Следует, однако, отметить, что подобные явления наблюдались в среде правящего слоя, как при византийском управлении, так и в норманнском королевстве. В среде же простого населения сельской округи, описанные процессы проявлялись по-другому и не так скоро, как в высших административных структурах. Что же касается высших официалов - греков и арабов, то они, оказавшись в новых условиях, оторванные от своих этноконфессиональных групп и объединенные задачами одной государственной политики нового норманнского королевства, сравнительно быстро меняли свое мироощущение.

Этот процесс слома традиционных моделей особенно заметен при исследовании административной структуры норманнского королевства. Название титулов и должностей были заимствованы из разных административных представлений греков, арабов и латинян.

Актовый материал позволяет уточнить состав местного суда в византийский период. В норманнскую эпоху он находился в претории, который обозначал место или здание и собрание, и состоял из стратига, архонтов, нотария и судей, которые были латинские и греческие и вызывались в зависимости от греческого или латинского языка участвующих в сделке жителей. Частные акты фигурируют в судебном процессе, причем их рассмотрение ведется в комплексе с другими видами доказательств, в частности, со свидетельскими показаниями, нередко с выездом на места или к местонахождению свидетелей, с целью подтвердить подлинность документов.

Со второй половины XI в. церковные владения являются одними из самых значительных в регионе и размещались лишь в нескольких районах острова, где равнинная местность позволяла создавать за счет королевских дарений и покупки земель у городских собственников крупные земледельческие хозяйства, состоящие из разбросанных в округе участков. Им покровительствовали норманнские завоеватели, чтобы облегчить себе контроль над итальянскими территориями. В Южной Италии и на Сицилии существовала монастырская собственность, особенности которой были обусловлены политической ситуацией, сложившейся в этом регионе. Владения мирян раздроблены - их участки находятся в разных сельских административных округах. Их территория включала укрепленные селения, вокруг которых шел пояс мелких хозяйств-агридиев, и более значительные поместья, составляющие проастиев.

В Х1-ХП вв. во время установления норманнского господства в южно-итальянском регионе происходит взаимодействие греческого и латинского (а на Сицилии - арабского) населения Южной Италии и вследствие этого - постепенная латинизация греков и арабов.

Латинизация греческого населения в Южной Италии и на Сицилии с середины XI до конца XII в. совершалась постепенно. В первую очередь норманнскому влиянию подверглись административные структуры, сформированные еще в византийский период, потом под воздействием норманнов стал меняться характер аграрных отношений. Одновременно менялось и мировосприятие греческого населения, выражавшееся в медленном вытеснении греческой культуры латинской, изменениями в языке. Важным показателем латинизации общества являлось падение авторитета восточной церкви и упадок греческого монашества Южной Италии.

Греческое население в норманнский период постепенно ассимилировалось. В атмосфере нестабильности и перманентной войны греки испытывали на себе гонения со стороны властей. В последующие годы, такая же судьба постигла и греческое монашество. Увеличение числа монахов за счет из притока из Константинополя стало невозможным, а дисциплине уже плохо следовали. Римская курия стремилась реформировать греческие монастыри, которых осталось очень мало и доходы с которых были невелики. Существует уникальное свидетельство, относящееся к 1457-1458 гг., то есть почти сразу после падения Константинополя. Двум монахам - Афанасию Халкеопулу и Макарию было поручено провести ревизию монастырей Калабрии. Их доклад сохранился, но был неутешителен - многие монастыри лежали в руинах, монахи были латиняне, а их имущество было разграблено1.

1 Laurent L-H., Giullou A. Le Liber visitationis de'Athanase Halkeopoulos (1457-1458). Contribution al'histoire de monachisme grec en Italie Méridionale [Studi e Testi, 206]. Città del Vaticano, 1960. P. XXIV-XLV.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Курышева, Марина Александровна, 2004 год

1. Actes de Dionysiou Oikonomidès N. Actes de Dionysiou Archives de l'Athos, 4. Paris, 1968.

2. Actes de Donnoso GuillouA. Saint-Nicolas de Donnoso (10311060/1061). Città del Vaticano, 1967 Corpus des actes grecs d'Italie du Sud et de Sicile, 1.

3. Actes de Kellarana GuillouA. Saint-Nicodème de Kellarana (1023/10241232). Città del Vaticano, 1968 Corpus des actes grecs d'Italie du Sud et de Sicile. 2.

4. Actes de Hagia-Agathè (Oppido) Guillou A. La Théotokos de Hagia-Agathè (Oppido) (1050-1064/1065). Città del Vaticano, 1972 Corpus des actes grecs d'Italie du Sud et de Sicile. Recherches d'histoire et de géographie, 3.

5. Actes de Région Guillou A. Le brébion de la métropole byzantine de Région (vers 1050). Città del Vaticano, 1974 Corpus des actes grecs d'Italie du Sud et de Sicile. Recherches d'histoire et de géographie, 4.

6. Actes de Saint-Jean Théristès Mercati S.G. (t), Gianelli C. (t). Guillou A. Saint-Jean Théristès (1054-1264). Città del Vaticano, 1980 Corpus des actes grecs d'Italie du Sud et de Sicile. Recherches d'histoire et de géographie, 5.

7. Actes latins de S. Maria di Messina Ménager L.-R. Les actes latins di S. Maria di Messina (1103-1250) Instituto Siciliano di studi bizantini e neoellenici. Testi e monumenti pubblicati da B. Lavagnini. Testi, 9. Palermo, 1964.

8. Actes de S. Maria délia Matina GuillouA. Les archives grecques de S. Maria délia Matina// Byzantion, 36. Bruxelles, 1966. P. 304-310. (= Idem. Studies on Byzantine Italy. L., 1970. V).

9. Actes de Xéropotamou Actes de Xéropotamou / Ed. dipl. J. Bompaire. Archives de l'Athos, III. P., 1964.

10. Albert. Hist. Hierosol. exp. Historia Hierosolimitanae expeditionis.// Recueil des Historiens des Croisades, Historiens Occidentaux. IV. Paris, 1879. (=PL CLXVI).

11. Amato Amato di Montecassino. Storia dei Normanni / Ed.

12. V. de Bartholomaeis. Fonti per la storia d'Italia. Istituto storico italiano per medio evo. 76. Roma, 1935.14.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.