Эстетика повседневности в современной культуре: мода и стиль жизни тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.04, кандидат наук Гужа, Екатерина Алексеевна

  • Гужа, Екатерина Алексеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.04
  • Количество страниц 146
Гужа, Екатерина Алексеевна. Эстетика повседневности в современной культуре: мода и стиль жизни: дис. кандидат наук: 09.00.04 - Эстетика. Москва. 2017. 146 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Гужа, Екатерина Алексеевна

Оглавление

Введение

Глава 1. Эстетика повседневности в современной культуре

§ 1. Современность и эстетика повседневности

§ 2. Эстетика повседневности: характерные черты в контексте современной культуры

Глава 2. Мода как феномен эстетики повседневности

§ 1. Феномен моды: философско-эстетическая проблематика

§ 2. Классические и современные концепции моды

§ 3. Вербальная и визуальная эстетическая коммуникация в теории моды

Глава 3. Стиль жизни и конструирование повседневности

§ 1. Философско-эстетический аспект стилей жизни

§ 2. Эстетические аспекты социального в рамках социально-философских

концепций стилей жизни

§ 3. Зеркало моды: характерные черты современных стилей

жизни

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эстетика повседневности в современной культуре: мода и стиль жизни»

Введение

Актуальность темы исследования

Актуальность темы диссертационного исследования связана с особенностями развития современной эстетической культуры, затрагивающей конец XX и начало XXI вв. Речь идет о культурных трансформациях в условиях детрадиционализации общества, расширения информационной реальности, изменения субъективности, разрастания приватной сферы, феминизации и психологизации социальных институтов. Повседневность выступает своеобразным зеркалом, отражающим многообразие уровней современной действительности. Она также является той культурно-символической средой, которую формируют сами индивиды. Современная культура привнесла значительные перемены в сферу эстетического, границы которого уходят далеко за пространство искусства. Кризис эссенциализма коснулся нравственного сознания. Нравственным измерением в условиях новой культуры становится максимизация впечатлений и удовольствий, что приводит к размытию границ между сферой этического и эстетического. В условиях подобного рода трансформаций повседневность попадает под пристальное внимания, поскольку транслирует кардинальный переворот в культурной и антропологической сферах. Сложность и многоаспектность эстетического измерения повседневности связана с многообразием набирающих влияние социальных, экономических, философских тенденций.

Мода задает принципиально новые способы жизнетворчества. Современность становится синонимом модности, которая вытесняет традиционные ценности культуры. Указанные тенденции приводят к преображению эстетического восприятия реальности, а также эстетических способов освоения действительности. Человек в современной культуре становится частью информационных эстетических потоков, которые направляют и формируют его повседневную жизнь. Научно-философским

фоном актуальных трансформаций повседневности выступает постмодернистская традиция, которая размывает границы субъективного и объективного, духовного и телесного, реального и виртуального, должного и запретного. Разрушение бинарных оппозиций имеет глубокие и серьезные последствия для эстетического пространства повседневности. Многие ученые в настоящее время говорят о кардинальных переменах человеческой субъективности. Проблемой выступает, с одной стороны, сложность выявления ее границ в условиях снятия демаркации «сознание-тело». С другой стороны, научным дискуссиям подвергнуты вопросы о соотношении личного(приватного) и социального (публичного). В условиях нестабильности и диффузии культуры сфера эстетического несет на себе дополнительный груз ответственности за упорядочивание и гармонизацию не только потребности в прекрасном, но и формирует стабильность внутреннего мира человека за счет эстетического освоения действительности.

Эстетика повседневности, рассмотренная с позиции двух явлений жизни людей, таких как мода и жизненный стиль, раскрывает новые пути и способы развития исключительно человеческого начала, преображенного информационной революцией, компьютерными технологиями, глобализацией, давлением потребительского массового сознания, отрывом от традиционных ценностей и норм и др. Мода как современный тип социокультурной организации помогает понять исследователю то, какие структуры эстетической, поведенческой, психологической опоры возможны, что скрывается за циклическим обновлением культурного капитала. Трансформация моды в культуре явилась лишь опосредованной вестью о новых форматах общественного развития, основанного не на принципе сохранения, а на принципе новизны и актуальности. Исследование повседневных жизненных практик весьма важно не только для научного сообщества, но и для каждого человека, поскольку современный мир находится в условиях переходного состояния, отличается непрочностью

социальных институтов, психических паттернов, национальных культур, а также нестабильностью в сфере понимания человеком самого себя, своего смысла жизни, целей собственной активности и связей с другими людьми. Рассмотрение стилей жизни в пространстве моды может приоткрыть завесу над сложными жизненными задачами, которые необходимо решать современному человеку в условиях бесконечного информационного потока и рыночных отношений.

Мода и стиль жизни как ракурсы эстетики повседневности часто не находят отклика среди философского научного сообщества. Их исследуют преимущественно в сфере исторической и культурологической науки, экономики и социологии, однако философский модус изучения указанных явлений создает принципиально новый пласт междисциплинарных исследований, объединяя практическую философию и реальное современное функционирование культуры, из которой нельзя в нынешних условиях исключить потребительский культурный фактор, фактор единства информационной среды и «беспочвенности» в отношении традиционных социальных регуляторов.

Степень разработанности проблемы

Разрабатываемые на сегодняшний день исследования в области эстетики повседневности, моды и стилей жизни акцентируют внимание на социологическом направлении вплоть до отказа указанным явлениям в ценностно-эстетическом измерении. Понятия эстетического вкуса, эстетики существования, выразительности, эстетической коммуникации сводятся часто к таким идеям, как социологические концепции суггестивного влияния на сознание потребителей с целью повышения продаж (Ю. Кавамура , М. Тангейт и др), концепции классовой борьбы за лидирующие позиции(Г. Зиммель, П. Бурдье). Также исследования ведутся в области психологии (М. Килошенко), уделяющие внимание процессу формирования идентификации.

Говоря о существующих теоретических источниках, литература по исследуемой проблеме довольно обширная, однако философский уровень исследования в большинстве работ либо затронут вскользь, либо недостаточно концептуализирован.

Теоретической основой первой главы диссертационного исследования

можно назвать труды по эстетике повседневности и тенденциях современной

1 2

культуры, к ним относятся работы Лелеко В.Д. , Вельша В. , Ваттимо Дж.3,Лефевра A.4, Гидденса Э.5, Шустермана Р.6, Берлеанта А.7, Хюбнера Б.8, Свендсена Л.9, Хабермаса Ю.10, Бергера П. и Лукмана Т.11, Капустина Б. Г.12,

13

Лолы Г.Н. . В указанной главе эстетика повседневности рассматривается в рамках современной культуры. Научно-философский анализ в данном случае

I Лелеко В.Д. Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: перспективы нового века. //Материалы научной конференции 10 октября 2001 г. Серия "Symposium", выпуск 16. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. C. 34-36.

Welsch W. Aesthetics beyond Aesthetics // Proceedings of the XHIth International Congress of Aesthetics, Lahti 1995, Vol. Ill: Practical Aesthetics in Practice and Theory, ed. Martti Honkanen, Helsinki, 1997. P. 18-37.

Ваттимо Дж. Прозрачное общество. Пер. с ит./ Перевод Дм. Новикова. М.: Издательство "Логос". 2002. - 128 c.

4 Lefebvre H. Everyday life in the Modern World.L./ Transaction books,-L. 1971.- 206 p.

5 Giddens Anthony. The Constitution of Society. Outline of the Theory of Structuration. Cambridge: Polity Press. 1984. - 402 p.

6 Shusterman Richard. Rethinking Aesthetics: The Role of Body in Design, Ritu Bhatt (ed.), New York: Routledge. 2013. - 239 p.

n

Berleant Arnold, and Allen Carlson (eds.). The Aesthetics of Human Environments/ Peterborough: Broadview Press. 2007. - 312 p.

8

Хюбнер Б. Произвольный этос и принудительность эстетики./Пер.с нем. Мн.: Пропилеи, 2000. - 152 c.

9 Свендсен Л. Философия моды ( пер. с норв. А. Шипунова).- М.: Прогресс-Традиция, 2007.- 256 c.

10 Хабермас Ю. Модерн — незавершенный проект // Вопросы философии. 1992. № 4. С. 40-42.

II Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии

знания. — М.: Медиум, 1995. - 323 с.

12

Капустин Б. Г. Монография. Современность как предмет политической теории. - М.: РОССПЭН, 1998. - 308 с.

13

Лола Г.Н. Дизайн-код: культура креатива. - Спб.: «Элмор», 2011.- 140 с.

неотделим от рассмотрения тенденций становления информационного и глобального социального пространства.

Информационные источники второй главы можно разделить на следующие направления исследований: это социально-философское направление ( Зиммель Г.14, Веблен Т.15, Зомбард В16, Блумер Г17, Бурдье П.18, Кавамура Ю.19, Гофман Л.Б.20, Крэйн Д.21 Липовецки Ж.22, Толстых В.И.23), непосредственно философские исследования моды (Бодрийяр Ж.24, Барт Р.25, Свендсен Л.), философско-эстетическое направление (Шаров К.С.26, Кузнецова Т.В.27, Григорьева И.В.28, Вайнштейн О.29), околофилософские

14 Зиммель Г. Мода // Избранное. Том 2. Созерцание жизни. М., 1996. С. 266-291.

15 Веблен Т. Теория праздного класса. Изд. 3-е. М.: Книжный дом «Либроком», 2001. -368c.

16 Зомбарт В. Народное хозяйство и мода. // Избранные работы. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. - 343 c.

17

Блумер Г. Мода: от классовой дифференциации к коллективному отбору // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11, Социология: РЖ/РАН ИНИОН. Центр. социал. науч. — информ. исслед. Отдел социологии и

социальной психологии. М., 2008, № 2. C. 134-135.

18

Бурдье П. Рынок символической продукции. — Вопросы социологии. № 1993, М.: Socio-Logos. C. 49-62.

19 Kawamura Y. Fashionology. An introduction in fashion studies. Oxford: Berg, 2005.- 134 p.

20

Гофман Л. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. СПб.: Питер,

2004. - 208 с.

21

Crane D. Fashion and its social agendas: class, gender, and identity in clothing. Chicago:

Univ. of Chicago press, 2000. - 294 p.

22

Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. СПб.: «Владимир Даль», 2001. - 331 c.

23

Толстых В. И. Мода как социальный феномен. // Мода: за и против./ Под ред. Толстых В. И. М., 1973. C. 7-39.

24

Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет. 2000. - 387 c.

25 Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. - 512.

26 Шаров К.С. Мода от античности до XIX в.: игра и противостояние гендерных стратегий. - М.: Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. №3, 2006. C. 107-128.

27

Кузнецова Т.В. Феномен моды: эстетические аспекты // ОМЭК I. Эстетика: прошлое, настоящее и будущее. - М.: МГУ, 2005. С. 177-178.

28 Григорьева И.В. Эстетические проблемы моды. Дисс. на соиск. учен. степ. канд. философ. наук:09.00.04/ Григорьева Ирина Витальевна/МГУ им. М. В. Ломоносова, М., 1988. -185 с.

29

29 Вайнштейн О. Одежда как смысл : идеологемы современной моды // Иностр. лит. -1993. - № 7. С. 224-232.

труды, посвященный проблемам дизайна и художественного

Л 1

проектирования (Козлова Т.В., Ильичева Е.В. , Васильев А.А. ), работы по

32

психологии моды (Килошенко М. ).

Теоретические источники третьей главы, посвященной стилю жизни, также можно разделить на две большие группы: философско-эстетическое измерение, в рамках которого стиль жизни анализируется исходя из

ЛИ 1Г

эстетической реальности личности ( Рорти Р. , Шустерман Р. , Фуко М. ); а также социально-философское направление, в котором в качестве основы эстетического конструирования стиля жизни утверждается социальное

Л/Г Л'У 10

измерение ( Веблен Т., Вебер М. , Бодрийяр Ж. , Бурдье П. , Гидденс Э., Кларк Д.39, Майлс С.40, Сеннет Р.41, Фридан Б. 42и др.). Следует отметить, что за последние десятилетия интерес к стилю жизни возрос, особенно среди западно-европейских и американских исследователей, поэтому в данной работе основной акцент будет сделан на их разработках.

30

Козлова Т.В., Ильичева Е.В. Стиль в костюме XX века. Учебное пособие для ВУЗов.-М.: МГТУ им. А Н. Косыгина,2003. - 160 с.

31

Васильев А.А. Этюды о моде и стиле / А.А. Васильев. - 2-е изд. - М. : Альпина нон-фикшн : Глагол, 2009. - 560 с.

32

Килошенко Мая. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. - СПб.: СПГУТ, 2006. - 192 с.

33

Richard Rorty. Contingency, irony, and solidarity// Cambridge University Press, 1989. - 201

p.

34 Шустерман Р. Прагматическая эстетика: живая красота, переосмысление искусства. Научная монография/ Р. Шустерман: пер. с англ. М. Кукарцевой, Н. Соколовой, В. Волкова; науч. Ред. М. Кукарцевой, А. Мегилла; Вступ. статья В. Савчук. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012.- 407 c.

35

Фуко М. История сексуальности-III: Забота о себе.- Киев: Дух и литера; Грунт; М.: Рефл-бук, 1998. - 288 c.

36 Вебер М. Основные понятия стратификации // Социол. исслед. 1994. № 5. C. 147-156.

37 Бодрийяр Жан. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция; Республика, 2006.- 269 c.

Бурдье П. Социология политики : пер. с фр. / сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко. М. : Socio-Logos, 1993. - 336 с.

39

39 Кларк Д. Потребление и город, современность и постсовременность. / Дэвид Кларк // Логос. 2003. -№ 3-4. С.39-54.

40 Miles S. Consumerism as a Way of Life Text. / S. Miles. L. et al. : Sage Publications, 1998.174 p.

41 Сеннет Р. Падение публичного человека. Изд-во: М.: Логос, 2002. - 424 c.

42

Бетти Фридан. Загадка женственности: группа "Прогресс" "Литера", Москва, 1994. -318с.

Данный небольшой обзор литературы, посвященной разнообразным аспектам повседневности, отражает огромный научный интерес к исследуемой проблематике, однако ученым предстоит еще многое осмыслить, поскольку существенные тенденции развития современной культуры динамичны и не всегда поддаются анализу с помощью стандартных разработанных методик.

Цели и задачи диссертационного исследования

Цель диссертационного исследования - выявить особенности научно -философской составляющей эстетики повседневности в контексте современной культуры, опираясь на феномены моды и стилей жизни.

Для достижения указанной цели необходимо поставить и решить ряд следующих задач:

- дать определения объекту и предмету исследования;

- дать научно-философскую характеристику объекта изучения;

-определить методологические основы изучения современной эстетики повседневности;

- выявить сущность, причины, направления развития современной эстетики повседневности на основе указанных явлений культуры;

- проанализировать существующие противоречия и дискуссионные моменты в концепциях моды и стилей жизни;

- рассмотреть философско - эстетическую составляющую феномена моды;

- раскрыть философско-эстетический аспект жизненных стилей;

- выявить взаимосвязь моды и стилей жизни, оценить их влияние на формирование эстетики повседневности.

Объект и предмет исследования

Объектом диссертационного исследования является современная эстетика повседневности.

Предметом диссертационного исследования выступает выявление и научно-философский анализ противоречий эстетического измерения повседневности, место моды и стилей жизни в современной культуре.

Теоретическая и методологическая основа исследования

Необходимо рассмотреть теоретическую и методологическую основу исследования. Под повседневностью в исследовании понимается субъективная цельная реальность отдельного человека, охватывающая всю сферу обыденного опыта, житейских и профессиональных практик индивидов. Эстетическое содержание повседневности опирается на проявления эстетической рефлексии, которые весьма разнообразны. За основу представлений о природе эстетических явлений вообще берется теория эстетической коммуникации, опирающаяся на идею неопределенности смыслового содержания структуры эстетического сообщения, которая обуславливается историческим контекстом и культурной идеологией. Среди основных форм эстетического познания можно выделить следующие: эстетический опыт, эстетика существования, эстетическая вербальная и визуальная коммуникация.

Понятие моды в общественных науках трактуется вариативно, однако существуют два основных главенствующих понятия в научно-исследовательской литературе: мода в узком смысле слова - это определенные актуальные тенденции в дизайне одежды, меняющиеся каждый сезон (цвета, фасоны, силуэт и т п), и, в широком смысле, это некая логика, характеризующаяся исключительно принципом новизны ради самой

этой новизны и регулирующая все сферы общественной жизни (например, мода на литературу, на образ жизни).

В современном эстетическом знании стиль жизни также трактуется в узком и широком смыслах. В узком смысле он тесно связан с модой, и подразумевает модный образ жизни человека или социальной группы, который характеризуется высокой потребительской активностью. Стиль жизни в широком смысле, о котором мы будем говорить в указанной работе, представляет собой образ жизни и бытовых практик индивида, определенный модус его существования в повседневности, что включает в себя поведение, мысли, отношение к действительности, к самому себе, переживание реальности, как внутренней, так и внешней и т.п. Мода и стиль жизни могут быть исследованы с разных сторон. В данном исследовании внимание уделяется философско-эстетическому анализу. Философско-эстетический анализ опирается на раскрытие исследуемых феноменов с использованием указанных модусов эстетического познания. В работе также анализируется эстетический аспект социального в социально-философских концепциях моды и стилей жизни, которые дают характеристику изучаемых феноменов в структуре социального опыта. Также в работе используется структурно -семиотический метод, позволяющий раскрыть генетические основы смысловых содержаний в феномене эстетики повседневности.

Положения, выносимые на защиту

- эстетическое измерение повседневности расширяет границы в условиях современной культурной трансформации и является основным образующим звеном жизненных бытовых практик;

- мода рассматривается как эстетический и социальный регулятор жизни потребителей, восполняющий утрату традиционных ценностей;

- мода, являясь философско-эстетическим и социальным явлением, обладает разнообразными способами изменения человеческого бытия посредством вербальной и визуальной эстетической коммуникации;

- трансформации стилей жизни связаны с размыванием границ между этическим и эстетическим пространствами, в жизненных практиках выявляется эстетика нового восприятия и эстетика переживаний;

- повседневность индивида обладает двойственной природой, являясь одновременно рефлексивной, психологизированной и открытой для преобразований, и, в то же время, обладает чертами историчности и социально-культурной предзаданности;

- современная эстетика повседневности конституируется под влиянием моды и транслируемых средствами массовой информации стилей жизни.

Научная новизна работы

В диссертационном исследовании следует выделить научную новизну. В данной диссертации в рамках философско-эстетического дискурса проводится рассмотрение явлений моды и жизненных стилей как форм эстетического жизнетворчества в пространстве повседневности. Данная модель исследования расширяет проблематику эстетики повседневности в условиях современных культурных трансформаций, выводит ее в междисциплинарную сферу изучения. Новизна диссертационного исследования заключается в раскрытии научно-философского потенциала эстетики повседневности, в использовании эстетического терминологического аппарата при изучении широкого культурно -исторического эмпирического материала. Многие идеи являются полностью новаторскими, в частности, эстетическое переосмысление коммуникативного характера моды и стилей жизни. Философско-эстетический анализ стилей жизни позволяет проследить антропологические основания формирования жизненного стиля.

Научно-практическая значимость диссертации

Результаты исследования могут быть использованы в качестве источников экзистенциального осознания места человека в современном мире. Эстетика моды и стилей жизни имеют предпосылки вооружить современного человека способами самореализации и жизнетворчества. Социально-философское осмысление эстетики повседневности отражает портрет человечества XXI столетия. Также привлекается внимание к феноменам моды и стилей жизни, которые не должны исключаться современной наукой, а наоборот, возможно, дополняться более детально, для воссоздания полной картины возможных жизненных эстетических стратегий. Материалы диссертации могут быть использованы для подготовки учебных пособий и специальных курсов в ВУЗах по предметам «Культура повседневности», «Теория моды», «Эстетика повседневности» и др. Диссертация может быть рекомендована для изучения эстетикам, искусствоведам, психологам и специалистам по гуманитарным исследованиям повседневности, поскольку затрагивает широкий круг проблем в данной области: философию повседневности, теорию дизайна, историю и эстетику моды, эстетическую коммуникацию, философию стилей жизни. Результаты исследования могут быть полезными для изучения других феноменов повседневности посредством целостного осмысления философско-эстетической функции моды и стилей жизни.

Апробация исследования

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры эстетики философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Результаты исследования были опубликованы в научных журналах, рекомендованных ВАК. Отдельные положения и выводы диссертации нашли свое отражение в докладах автора на конференциях.

Глава 1. Эстетика повседневности в современной культуре § 1. Современность и эстетика повседневности

Если писать о каком-либо феномене современной культуры, невольно возникает вопрос о том, что представляет собой сама современность, кто является современным в настоящий момент, как стать современными и т д.

Эти вопросы уводят нас от представления о современности как некоего существующего континуума в данный период времени, в концептуальное поле, не останавливающегося на условии «сейчас», а затрагивающего и антропологические, и социальные процессы.

Современен тот, кто увидел положение дел совершенно по-новому и смог предвидеть культурные изменения, для которых свежая идея станет настоящим мэйн-стримом, увлекающим и дающим новые смыслы устаревшим и надоевшим вещам, начиная от отношений в быту, и заканчивая внедрением научных теорий и способом их изложения. Само слово «современность» (modern) зародилось в V веке н.э. как средство очерчивания границ между новой эпохой христианства и языческим миром. В широком смысле «современность» понималась как переходный период от старого к новому. «Модерными", "новыми" поколениями осознавали себя и во времена Карла Великого, и в XII веке, и в эпоху Просвещения, - всегда, когда в Европе формировалось сознание новой эпохи <...> Модерным, современным с того времени называют то, что способствует объективному выражению спонтанно обновляющейся актуальности духа времени»43.

Современность невозможно представить, как однонаправленный процесс, тем более, как процесс исключительно положительный, однако, единственное, что с точностью характеризует современность - это постоянное движение к зарождающемуся новому.

43 Хабермас Юрген. Политические работы/ Сост. А.В. Денежкина; пер. с нем. Б.М. Скуратова.-М.: Праксис, 2005. С. 8, 9.

Ключ к пониманию современности - актуальное. Отличительная особенность человечества XXI столетия заключается в особом чутье на нововведения в повседневной жизни, инновации в научной области, модное в бытовых практиках. Именно последнее, модное, следует рассматривать как один из способов к пониманию современного типа мышления, оторванного от традиционных установок, ориентированного на прорыв в любой сфере, причем «модерный», оригинальный прорыв. «Начиная с XVIII века мы живем в цивилизации новшеств; Валери называл это неоманией, манией новизны; иными словами, начиная с XVIII века, во всяком случае, начиная с

44

романтизма, оригинальность является у нас ценностью» , а апогеем новшеств становится именно конец XX-начало XXI столетия, окончательно порвавшие с традиционным типом социальной и культурной регуляции. Таким образом, одной из характеристик современности выступает ощутимая потребность «нового». Эта потребность может быть удовлетворена за счет ориентира общества на «омоднение», которое выступает неутилитарной движущей силой его развития, ведь «без понимания моды невозможно понимание современного мира»45. Феномен современности является весьма сложным и неуловимый процессом. С одной стороны, было бы ограниченным рассматривать его в таких терминах, как капитализм, представительная демократия, секуляризация, постмодерн, постсовременность и др. Эти термины ограничивают видение современности, которая представляется более гетерогенной формой, хотя указанные явления не отрицаются в качестве возможных полемических областей. С другой же стороны, идея современности не ограничена временными и территориальными рамками, скажем Европой XXI столетия, поскольку охватывает все человечество в целом со всеми его географическими и культурными особенностями. Наконец, в-третьих, современность связана не

44 Барт Р. Мифологии/ Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. - М.: Академический Проект, 2008. С. 341.

45 Свендсен Л. Философия моды. С. 10.

исключительно с научными достижениями и политическими технологиями, а также с повседневным ее отображением в сознании людей; это не научная, а жизненная проблема, «вытекающая из повседневного опыта, которым обладает любой, находящийся в ситуации Современности»46.

Предпосылкой современности обычно считают процесс «расколдовывания мира» (М. Вебер), который окончательно утвердился в ницшеанской «смерти бога», выражающейся в отрицании абсолютной надчеловеческой истины. Это отрицание означало возможность существования множества истин, ценностей, идеалов, характерных для разнообразных культурных миров. Однако в современном мире реальный плюрализм разрушается нарастающей вестернизацией всех сфер жизни, что, вероятно, может привести к появлению псевдомногообразия национальных культур потребления. С другой стороны, антитезой веры в Абсолют явилась предельная рационализация понимания природы и общества, которая «грозит обеднением жизненного мира, чья

Похожие диссертационные работы по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гужа, Екатерина Алексеевна, 2017 год

Библиография

1. Ажимова Л. В. Жан Бодрийяр о феномене массовых коммуникаций в обществе потребления//Журнал Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2012.-№ 3. С. 101- 110.

2. Азарова Ю. Лакан и дискурс желания: desidero ergo sum// Сборник научных статей и рабочих материалов к докладам участников II Международной конференции «Философия и психотерапия».Научное издание. СПБ: издательство «Анатолия», -2014. - С. 232.

3. Баранов Г.С., Родионова Г.Д. Мода и гендер в эпоху постмодерна. -Кемерово: гос. ун-т культуры и искусств, 2006. - 204 с.

4. Баркова Е. В. Динамика эстетического вкуса в культуре повседневности ХХ века: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.04 / Баркова Екатерина Валериевна/Санкт-Петербургский государственный университет.- Санкт-Петербург, 2014.- 199 с.

5. Барт Р. Мифологии/ Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. - М.: Академический Проект, 2010.- 351 с.

6. Барт Ролан. Система Моды. Статьи по семиотике культуры (пер. с фр., вступ. ст. и сост. С.Н. Зенкина). - М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003.

- 511 с.

7. Башляр Г. Новый рационализм: сборник. - М., «Прогресс», 1987. -374с.

8. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. — Изд. 2-ое, испр. и доп.- Москва: Академия, 2004. - 788 с.

9. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: Медиум, 1995. - 323 с.

10. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / В. Беньямин. Избранные эссе. - М.: Медиум, 1996. С. 66 - 91.

11. Бодрийяр Жан. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция; Республика, 2006.- 269 с.

12. Бодрийяр Ж. О соблазне //Иностранная литература. 1994. №1. С. 59-66.

13. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть.- 2-е издание- М.: Добросвет, КДУ, 2006. - 387 с.

14. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция / пер. с фр. А. Качалова. — М.: Издательский дом «Постум», 2015. - 240 с.

15. Бодрийяр Ж. Система вещей. издательство 'Рудомино' . - Москва, 2001.

- 224 с.

16. Бурдьё П. Исторический генезис чистой эстетики (пер. с фр. Ю.В. Марковой) // «НЛО», №60, 2003. С. 17-29.

17. Бурдье П. Социология социального пространства / Пер. с франц. ; отв. ред. перевода Н. А. Шматко. — М. : Институт экспериментальной социологии ;СПб. : Алетейя, 2007. - 288 с.

18. Бурдье П. Практический смысл / Пер. с фр.: А. Т. Бикбов, К. Д. Вознесенская, С. Н. Зенкин, Н. А. Шматко; Отв. ред. пер. и Послесл. Н. А. Шматко. — СПб.: Алетейя, 2001. - 562 с.

19. Бурдье П. Различение: социальная критика суждения (перевод О.И.Кирчик)// Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 3. - 680 с.

20. Бурдье П. Рынок символической продукции. — Вопросы социологии. № 1/2, -М.: Socio-Logos, 1993. С. 49-62.

21. Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр./Сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко./ — М.: Socio-Logos, 1993. - 336 с.

22. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. — М.: Гардарики, 2004. - 556 с.

23. Брандт Г. А. Природа женщины/ Екатеринбург: гуманит. Ун-т, 2000. -204 с.

24. Васильев А. А. Искусство и мода (творчество русских эмигрантов первой волны)// вестник Московского университета сер. 7, Философия.- М., 2008. С. 116-123.

25. Васильев А. А. Красота в изгнании: королевы подиума. - изд. 8-е, в 2-х тт. Т.1. - М.: СЛОВО, 2008. - 352 с.

26. Васильев А.А. Этюды о моде и стиле / - 2-е изд. - М. : Альпина нон-фикшн : Глагол, 2015. - 560 с.

27. Ваттимо Дж. Прозрачное общество. Пер. с ит./ Перевод Дм. Новикова. М.: Издательство "Логос". 2002. - 128 с.

28. Вайнштейн О. Б. Денди: мода, литература, стиль жизни. 2-е изд., испр., доп. - М.: Новое литературное обозрение, 2006. - 409 с.

29. Вайнштейн О. Одежда как смысл : идеологемы современной моды // Иностр. лит. - 1993. - № 7. С. 224-232.

30. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социол. исслед. 1994. № 5. С. 147-156.

31. Веблен Т. Теория праздного класса. Изд. 3-е. М.: Книжный дом «Либроком», 2011. - 368 с.

32. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. Т. 1. СПб., 1995. - 672 с.

33. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. 3-е изд. — М.: Наука, 1994. 3-е издание - СПб: Питер, 2004. - 208 с.

34. Гофман А.Б. Мода и обычай //Рубеж: альманах социальных исследований, вып. 3,1992. С. 123-142.

35. Григорьева И.В. Эстетические проблемы моды. Дисс. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук: 09.00.04/ МГУ им. М. В. Ломоносова, М., 1989. -185 с.

36. Гурова О.Ю. Социология моды: обзор классических концепций/Социологические исследования. 2011. № 8. С. 72-82.

37. Делез Ж. Складка. Лейбниц и барокко. М.: Логос, 1998. - 264 с.

38. Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления // Логос. — 2000. — № 4. С. 63-77.

39. Дзикевич С.А. Эстетика Рекламы: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2004. - 232 с.

40. Ермилова Д.Ю. История домов моды: учеб. Пособие для высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.

41. Жижек Славой. Возвышенный объект идеологии. - М.: Издательство «Художественный журнал», 1999. - 234 с.

42. Зиммель Г. Мода // Г. Зиммель. Избранное. Т.2. Созерцание жизни, М.: Юристъ, 1996. С. 266-291.

43. Зомбарт В. Народное хозяйство и мода. // Избранные работы. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. -343 с.

44. Ильин И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. - М.: Интрада, 1996. - 256 с.

45. Инишев И. Н. Философская эстетика сегодня // Топос. Философско-культурологический журнал. 2007. С. 5-15.

46. Юнийа Кавамура. Теория и практика создания моды. - М.: Изд-во ООО «Гревцов Паблишер», 2009. - 177 с.

47. Камю Альбер. Бунтующий человек. - М.: Политиздат, 1990. - 415 с.

48. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. - М.: издательство «Архимед», 1992. - 107 с.

49. Капустин Б. Г. Монография. Современность как предмет политической теории. - М.: РОССПЭН, 1998. - 308 с.

50. Килошенко Мая. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. - СПб.: СПГУТ, 2001. - 192 с.

51. Кларк Д. Потребление и город, современность и постсовременность Текст. / Дэвид Кларк // Логос. 2003. -№ 3-4. С. 39-54.

52. Козлова Т.В., Ильичева Е.В. Стиль в костюме XX века. Учебное пособие для ВУЗов.-М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина,2003. - 160 с.

53. Козьякова М. И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от Античности до XX века.- М.: Согласие, 2013. - 528 с.

54. Козьякова М. И. Исторический этикет.- М.: ООО «Издательство «Согласие», 2016. - 280 с.

55. Коммуникативные проекты в контексте современной теории моды: материалы межвузовского семинара в рамках проекта «Коммуникация. Культура. Мода»/ М.: РГГУ, 2005. - 139 с.

56. Краснухина Е.К. Нарциссизм желания или метафора зеркала в философии. // Философия желания. / Посвящается Е.К. Краснухиной. Сборник статей. Под ред. И.В. Кузина Санкт-Петербург : Издательство СПбГУ, 2005. С. 5-17.

57. Кузубова Т. С. Русские вариации на тему ницшеанского проекта культуры / Т. С. Кузубова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. — 2012. — № 3 (106). С. 127-137.

58. Кузнецова Т.В. Жест / Философско-энциклопедический словарь. -М.: Наука, 2000. С. 119-120.

59. Кузнецова Т.В. Зрелища / Философско-энциклопедический словарь. -М.: Наука, 2000. С. 134-135.

60. Кузнецова Т.В. Маргинальность между гламуром и гранжем в современной моде/ Сборник «Странный художник». - Москва., 2015. С. 220224.

61. Кузнецова Т.В. Мода/ Философско-энциклопедический словарь. -М.: Наука, 2000. С. 200-202.

62. Кузнецова Т.В. Феномен моды: эстетические аспекты // ОМЭК I. Эстетика: прошлое, настоящее и будущее. - М.: МГУ, 2005. С. 177-178.

63. Кузнецова Т.В. Эстетика универсального и эстетика своеобразия: Учебное пособие для студентов философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений. -М.: ИПО «У Никитских ворот», 2017. - 136 с.

64. Левин Дж. Harper's Bazaar. Великолепный стиль. - М., Изд-во ЭКСМО, 2008. - 232 с.

65. Лелеко В.Д. Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: перспективы нового века. Материалы научной конференции 10 октября 2001 г. Серия "Symposium", выпуск 16. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С. 34-36.

66. Лейбин В. М. Психоанализ. Учебное пособие. 2-изд. — СПб.: Питер, 2008. - 592 с.

67. Липовецки Ж. Эра пустоты: эссе о современном индивидуализме. перевод с французского В.В.Кузнецова.— СПб.: Владимир Даль, 2001. -331с.

68. Литвинцева Г. Ю. Гиперреальность в эпоху постмодерна// Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, № 2, -2011. С. 43-53.

69. Лола Г.Н. Дизайн-код: культура креатива. - Спб.: «Элмор», 2011. -140с.

70. Лэнг Рональд. Расколотое Я (пер. с англ.). - СПб.: Белый Кролик, 1995. - 352 с.

71. Лев Манович. Визуализация медиа: техники изучения больших медиаколлекций//Логос. Т. 25 N 2/ Издательство института Гайдара, Москва, 2015. С. 66-91.

72. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000. -347с.

73. Маньковская Н.Б. «Париж со змеями» (Введение в эстетику постмодернизма). М.: ИФ РАН, 1995.- 222 с.

74. Мигунов А. С. Ерохин С. В. Алгоритмическая эстетика.- М., Издательство: Алетейя , 2010. - 280 с.

75. Михалкович В.И., Стигнеев В.Т. Поэтика фотографии.- М., изд-во «Искусство», 1990. - 296.

76. Млодик И.Ю.Пока ты пытался стать богом ... Мучительный путь нарц исса. - М.: Генезис, 2009. - 224 с.

77. Молхо Рената. Быть Армани ( пер. с ит. Ж. Трабукки. - СПб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2008. - 348 с.

78. Фридрих Ницше. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм/ пер. Г.А. Рачинского / Сочинения в 2-х томах, том 1/ Издательство "Мысль", Москва 1990. - 830 с.

79. Ортега-и-Гассет Х. Что такое фиософия?/ Издательство. Наука, 1991. -94 с.

80. Полях Е.А. Постмодернизм и дизайн// Вестник московского университета. Серия 7. Философия. №5. 1998. С. 85-97.

81. Рансьер Ж. Эстетическое бессознательное / Пер. и сост. В. Лапицкого. — СПб.: Machina, 2004. - 128 с.

82. Розенсон, И. Основы теории дизайна. — СПб. : Питер, 2006. - 219 с.

83. Ричард Рорти. Американская философия сегодня // Аналитическая философия: Становление и развитие. Антология. М., 1998. С. 433-453.

84. Ричард Рорти. Случайность, ирония и солидарность/ Русское феноменологическое общество. М., 1996. - 282 с.

85. Ричард Рорти. Философия и зеркало природы. Новосибирск, 1997. -320с.

86. Саме Ж. Высокая мода/ пер. с фр. -СПб.: Издательская группа «Азбука-классика», 2010. - 352 с.

87. Сартр Ж.-П. Бодлер / Пер. с фр. Г. К. Косикова. М.: УРСС, 2004. - 184

с.

88. Свендсен Л. Философия моды ( пер. с норв. А. Шипунова).- М.: Прогресс-Традиция, 2007. - 256 с.

89. Сеннет Р. Падение публичного человека. Изд-во: М.: Логос, 2002. -424с.

90. Современная западно-европейская и американская эстетика: Сб. переводов, под ред. Е. Г. Яковлева. - М.: Книжный Дом "Университет". -2002. - 224 с.

91. Соколов С.Е., Шамшикова О.А. Общество перемен: культура нарциссизма / Материалы Международной научно-практической конференции. 18 - 22 апреля 2007 г. Часть 1. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. С. 159 - 167.

92. Тангейт М. Построение бренда в сфере моды: от Armani до Zara (пер. с англ.) - М.: Альпина Бизнем Букс, 2007. - 292 с.

93. Толстых В. И. Мода как социальный феномен. // Мода: за и против./ Под ред. Толстых В. И. М., 1973. С. 7 - 39.

94. Тюпа В. И. Место моды в истории ментальности. К постановке проблемы // Коммуникативные проекты в контексте современной теории моды.- М.: РГГУ, 2005. С. 61-69.

95. Уорхол Э. Философия Энди Уорхола (от А к Б и наоборот) (Пер. с англ. Г. Северской). — М.: Аронов, 2001. 256 с.

96. Федорова А. В. Проблема ритма в эстетической теории // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №1, 2002. С. 88 - 96.

97. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е.Ф. Губский и др., 2003 . - 489 с.

98. Бетти Фридан. Загадка женственности: группа "Прогресс" "Литера", Москва, 1994. - 318 с.

99. Фуко М. История сексуальности-Ш: Забота о себе.- Киев: Дух и литера; Грунт; М.: Рефл-бук, 1998.(Ав1шт 8ар1еп1:1а1е). - 288 с.

100. Фуко М. Использование удовольствий. История сексуальности. Т. 2 /Пер. с франц. В. Каплуна — СПб.: Академический проект, 2004. - 432 с.

101. Фуко М. Что такое просвещение? - М.: Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. № 2, 1999. С. 132- 149.

102. Фурс В.Н. Критическая теория позднего модерна Э.Гидденса. — Москва: Социологический журнал, 2001. С. 44 - 73.

103. Хабермас Юрген. Политические работы/ Сост. А.В. Денежкина; пер. с нем. Б.М. Скуратова.-М.: Праксис, 2005. - 368 с.

104. Хюбнер Б. Смысл в бессмысленное время: метафизические расчеты, просчеты и сведение счетов / Пер. с нем. А.Б. Демидов. -Мн.:Экономпресс, 2006. - 384 с.

105. Хюбнер Б. Произвольный этос н принудительность эстетики/ Пер. с нем. - Мн.: Пропилеи, 2000. - 152 с.

106. Шаров К.С. Мода от античности до XIX в.: игра и противостояние гендерных стратегий. - М.: Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. №3, 2006. С. 107-128.

107. Шпенглер О. Закат Европы. Образ и действительность. Т1. Пер. Н.Ф. Гарелина/ ВО Наука. Сибирская издательская, Новосибирск. 1993. -309с.

108. Шустерман Р. Прагматическая эстетика: живая красота, переосмысление искусства. Научная монография/ Р. Шустерман: пер. с англ. М. Кукарцевой, Н. Соколовой, В. Волкова; науч. Ред. М. Кукарцевой, А. Мегилла; Вступ. статья В. Савчук. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация, 2012. - 407 с.

109. Эко У. «Отсутствующая структура. Введение в семиологию». — ТОО ТК «Петрополис», 1998. - 432 с.

110. Элиас Н. О процессе цивилизации: Социогенетические и психогенетические исследования. - М., 2001. - 382 с.

111. Якимова Е.В. Гидденс Э. Модерн и самоидентичность. Stanford (Cal.) Stanford univ. press, 1991. С. 95-113.

112. Berleant, Arnold, and Allen Carlson (eds.). The Aesthetics of Human Environments, Peterborough: Broadview Press. 2007. - 312 p.

113. Crane D. Fashion and its social agendas: class, gender, and identity in clothing. Chicago: Univ. of Chicago press, 2000. - 294 p.

114. Eco U. Travels in Hyperreality (London: Picador, 1987). - 288 p.

115. Giddens, Anthony. The Constitution of Society. Outline of the Theory of Structuration. Cambridge: Polity Press. 1984. - 402 p.

116. Kawamura Y. Fashionology. An introduction in fashion studies. Oxford: Berg, 2005. - 134 p.

117. Lefebvre H. Everyday life in the Modern World.L., 1971. - 206 p.

118. Miles. S. Consumerism as a Way of Life Text. / S. Miles. L. et al. : Sage Publications, 1998. - 174 p.

119. Richard Rorty. Contingency, irony, and solidarity// Cambridge University Press, 1989. - 201 p.

120. Shusterman R., A. Tomlin. Aesthetic Experience/ Routledge: New York, 2008. — 206 p.

121. Shusterman, Richard. Rethinking Aesthetics: The Role of Body in Design, Ritu Bhatt (ed.), New York: Routledge. 2013. - 239 p.

122. Welsch W. Aesthetics beyond Aesthetics // Proceedings of the XHIth International Congress of Aesthetics, Lahti 1995, Vol. Ill: Practical Aesthetics in Practice and Theory, ed. Martti Honkanen, Helsinki 1997. P. 18-37.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.