Эстетика державности в прозе А.Н. Толстого тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Лынова, Елена Петровна

  • Лынова, Елена Петровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Армавир
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 214
Лынова, Елена Петровна. Эстетика державности в прозе А.Н. Толстого: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Армавир. 2006. 214 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Лынова, Елена Петровна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. Своеобразие художественного историзма в романе А. Толстого «Петр Первый»: концепт «Русская земля» как феномен преображения.

Глава 2. Духовные основы державного мировидения в трилогии Л. Толстого «Хояедение по мукам». Русский характер в поступательном духовно-нравственном и «государственном измерении».

2.1. Метафизика державности и образ России в эпопее «Хождение по мукам».

2.2. Проблема духовной самоидентификации героев трилогии.

2.3. Апофеоз державности в содержательной структуре поздних повествований («Рассказы Ивана Сударева»).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эстетика державности в прозе А.Н. Толстого»

Творчество А. Толстого в контексте современного литературоведения, как и во времена 50-70-х годов, когда вышли работы А. Алпатова, В. Западова, А. Налдеева, В. Щербины и др., является знаковым, если учесть возросший интерес к проблеме реинтерпретации литературного наследия мастеров слова XX века: М. Горького, М. Шолохова, JI. Леонова, А. Твардовского и др. У каждого писателя существует своя глубина восприятия проблемы имперского жизнеустройства общества. По изменению взглядов писателя на данную проблему можно судить о содержательной стороне его творческой эволюции. В ряду названных имя А. Толстого примечательно тем, что эстетика его творческого поиска выходит за рамки идеологически регламентированной эстетики соцреализма, хотя и являющейся непременной составляющей его творческого метода. Идейно-художественный замысел исторических романов А. Толстого «Петр Первый», «Хождение по мукам» позволяет судить о глубинных процессах творческого созерцания художника, включающих помимо общественно-политических, социально-бытовых, нравственно-психологических коллизий - метафизику духовного восхождения русского народа.

Опыт литературоведческого исследования творчества Алексея Толстого, отображенный в работах В. Баранова, С. Боровикова, Ю. Крестинского, А. Налдеева и др. позволил нам систематизировать проблемно-тематический подход к «прочтению» исторических романов писателя, выявить сущность «научного историзма» (В. Новиков), основанного на учете законов общественно-политического, социально-экономического, культурно-исторического развития, и акцентировать внимание на неизученной стороне художественного творчества А. Толстого: онтологических чертах исторического бытия России, проявленных в эстетике державности как особом качестве национального самосознания россиян, актуализированном особым образом в переломные моменты истории.

В современном литературоведении творчество А.Толстого рассматривается в парадигме новой научной методологии, связанной с переосмыслением категории пространства и времени (Попова И.В., 2000), проблемы гуманистического идеала (Протасова O.JL, 2004), феномена миметического поведения художников начала XX века по отношению к героям Ф.М. Достоевского (Юрьева О.Ю., 2003) и др. Содержательными параметрами эстетики державности, которые вписываются в контекст научных исследований рубежа XX-XXI веков, являются типология исторического сознания в русской литературе первой трети XX века (Трубина JI.A., 2005), философский контекст русской литературы 20-30-х годов (А.Г. Гачева, 2003), мифологические истоки художественного мышления (Петровская Н.Ю., 2003), особенности ментальных сдвигов в межреволюционный период (Протасова O.JL, 2004). Изучение проблемы державности в творчестве А. Толстого является принципиальным, поскольку воссозданные им вопреки неустойчивому характеру революционной эпохи национально-исторические типы, позволяют судить о существовании в живом литературном процессе того времени иных принципов художественного мировидения, использование которых может быть исключительно полезным для современной творческой реальности.

Актуальность работы обусловлена необходимостью возрождения в современном литературоведении и общественном сознании понятий «патриотизм, «державность», «целостность национального сознания», «гражданственность», в акцентировании внимания на духовных основах исторического бытия России в ходе анализа исторической прозы А.Н. Толстого (романов «Петр Первый», «Хождение по мукам»).

Новизна диссертационной работы состоит в том, что впервые предметом научного исследования становятся эстетические свойства «державности», такие как приоритет долга над правом, общественного над личным, сосредоточение внимания на сложной диалектике национального и общечеловеческого, способствующей нацеленности личности на созидание, что делает возможным возведение качеств данной категории к эстетическим категориям «возвышенного», так как «возвышенное в обществе», по Ю. Бореву, предполагает «грандиозное по результатам творческое созидание».

Историософская концепция А. Толстого восходит своими корнями к философско-эстетическим суждениям Платона, согласно которым основополагающей идеей государства выступает идея его целостности, порядка и гармонии, утверждения в нем нравственности, справедливости и духовности. В отличие от либерально-демократических установок Аристотеля, который акцентировал внимание на общечеловеческих ценностях, опору правопорядка видел в гармонии, заложенной в природе, эстетика Платона консервативна, так как сосредоточена более на национально-исторических, религиозных приоритетах жизни.

Цель диссертационного исследования - установить идейно-эстетические параметры державности как исконного свойства русского национального самосознания, проявленного в поэтике исторических романов А. Толстого сквозь призму духовно-нравственного поиска.

Для осуществления поставленной цели в работе решаются следующие з а -дачи:

- определение категориальных свойств державности;

- исследование своеобразия художественного историзма романа А. Толстого «Петр Первый»;

- определение черт державности в осмыслении образа Петра Первого;

- установление духовных основ державного мировидения в трилогии А. Толстого «Хождение по мукам»;

- характеристика эволюции идейно-эстетических взглядов А. Толстого на революцию от момента негативного восприятия до утверждения созидательных ее сторон, выявленных в национально-исторических типах, составляющих образную систему трилогии «Хождение по мукам»;

- установление диалектики соборного (народного) и индивидуалистического (интеллигенции) типов сознания героев романа-эпопеи «Хождение по мукам»;

- обозначение содержательных параметров концептосферы романов А. Толстого «Петр Первый» и «Хождение по мукам».

Предметом исследования является художественное изображение эволюции национально-исторического самосознания россиян в сторону обретения особых качеств державности и отображенное в романах А. Толстого «Петр Первый» и «Хождение по мукам» в эпоху переломных исторических моментов в жизни России XVIII, XX веков.

Объект исследования: исторические романы А. Толстого «Петр Первый» и «Хождение по мукам»; эпистолярное, литературно-критическое наследие писателя.

Методологической базой исследования послужили работы философов, историков, литературоведов, критиков: Алпатова А., Бахтина М. Бердяева Н., Гусева В., Западова В., Ильина И., Ключевского В., Костомарова Н., Крестинского Ю., Литовской М., Лихачева Д.С. Михайлова Н., Палиевского П., Петровской Н., Розанова В., Трубиной Л., Юрьевой О.

Методы исследования: культурно-исторический, сравнительно-типологический, элементы интертекстуального анализа.

Теоретическая значимость работы заключается в описании категориальных свойств ранее не изученного понятия «державность». В академических изданиях («Словарь литературоведческих терминов», «Большой энциклопедический словарь», «Константы: словарь русской культуры» Ю. Степанова, «Эстетика» Ю. Борева и др.) державность как нравственно-эстетическая категория не рассматривается. Уделено внимание понятиям, составляющим содержательную сторону державности: «патриотизм», «гражданственность», «историзм», «прогресс» и пр. Между тем державность понятие более емкое, смысловой объем которого предполагает более широкую палитру значений, качественно характеризующих русское национальное самосознание с момента его самоидентификации.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в возможности использования результатов исследования при чтении лекционного курса «История русской литературы XX века», спецсеминаров и спецкурсов, посвященных творчеству А. Толстого.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Эволюция идейно-эстетических воззрений А. Толстого в осмыслении петровской эпохи, начавшаяся с малых жанровых форм - повестей, рассказов «Первые террористы», «Наваждение», «День Петра», пьесы «На дыбе», осуществлялась в направлении преодоления эстетического соблазна символистского толка (Д. Мережковский «Антихрист «Петр и Алексей»), обозначившего конфликт Петра с народом в качестве стержневого, осознанно направленного на разрушение традиционных устоев жизни. Стремление А. Толстого со всей «духовной очевидностью» прозреть эпические глубины конфликтов, отображенных в романе «Петр Первый», проявило себя в постижении диалектики хаоса как отличительной черты смутного времени на Руси и метафизики созидательных устремлений, направленных на учреждение устойчивого миропорядка, обретение державности.

2. Предполагая здоровое правосознание, духовную волю, приоритет «долга» над «правом», способствуя перерождению расколотого, индивидуалистического сознания в целостное, - эстетика державности в романе «Петр Первый» проявляет себя в моменте отображения эволюции личностного начала Петра в сторону обретения державного правосознания, в выявлении диалектики поступательного развития истории, зафиксированной в образе времени, в динамике преодоления смуты путем энергии созидания, в обозначении проблемы выбора исторического пути развития России.

3. В рамках историософской концепции романа «Петра Первый» проблема противостояния двух цивилизаций - европейской и восточной - решается в традиционном для отечественной литературы ключе сюжетно-композиционных взаимодействий триединых начал «Бога-Царя-Народа», символизирующих в поэтике повествования соборный механизм мироустройства российской действительности. Образы Петра, Александра Меншикова, Алексея Бровкина, Александры Волковой, братьев Демидовых, с одной стороны, и образы бояр Буйносова, Милославского, Нарышкина, Шакловитого, с другой - по замыслу А. Толстого, составляют эмблему времени, в котором европейские нововведения налагались на многовековую православную культуру. В отличие от господствующей в культуре русского барокко эстетики «латинствующих», ниспровергающей ценности древнерусской культуры, эстетика державности как созидательный пафос, пронизывающая образ Петра, проявляет себя в идее имперского жизнеустроения.

4. Своеобразие художественного историзма трилогии «Хождение по мукам» определяется процессом осмысления А. Толстым метафизики русского бунта. Образ Емельяна Пугачева коррелирует в романе «» с идеей бессмысленности кровавых переустройств. Лексико-семантический строй концептов «хаос», «смерть», «конец», «бессмыслица», символизирующих состояние сознания русской интеллигенции в канун революции 1917 года (Телегин, Рощин, Бессонов, Сапожков, Акундин и др.), раскрывается в поэтике художественного повествования трилогии в рамках смыслового поля сюжетообразующего концепта «трагедия».

5. Динамика сюжетного построения композиционных частей трилогии «Хождение по мукам» («Сестры», «Восемнадцатый год», «Хмурое утро») определяется стратегией преодоления трагического начала (хаоса) путем обретения главными героями смысла жизни. Метафизика духовного восхождения Телегина, Рощина, сестер Булавиных проявлена в смещении смыслового акцента в изображении времени с образа революции на образ

Родины. Образ России становится главным в романе-эпопее. Отход от вульгарно-социологизированного подхода в оценке идейно-художественного замысла трилогии позволяет увидеть: каким образом в контексте отображения поиска героями своих жизненных путей происходит трансформация лексико-семантического строя концептов «белые», «красные» - в содержательный смысл концептов «русский», «народный», «созидание».

6. Метафизика духовных перипетий героев трилогии А. Толстого «Хождение по мукам» типологически роднит их с главными героями «Белой гвардии» М. Булгакова, «Тихий Дон» М. Шолохова. Проблема самоидентификации образов Телегина, Рощина, Кати, Даши внутренне, с точки зрения их нравственно-психологического окраса, наделена в эпопее мотивациями того типа героя, который вошел в русскую литературу под названием «лишнего человека». Разрешение традиционной проблемы А. толстой связывает в романе «Хождение по мукам» с обретением главными героями чувства востребованности, призванности, что происходит под влиянием сопричастности их духовных чаяний к чаяниям народа. В результате чего героизм как осознание интеллигенцией своей собственной исключительности перерождается в подвижничество.

7. В поэтике поздних повествований А. Толстого (драматической дилогии «Иван Грозный», «Рассказах Ивана Сударева») эстетика державности являет собой кульминационный момент идейно-творческого прозрения писателя, направленного на осмысление духовно-нравственных основ государственности российской, которые заключаются в осуществлении общественного жизнеустроения, претворяемого волей сильного правителя и волей народа.

Апробация результатов диссертационного исследования осуществлялась в ходе чтения лекционных курсов «История отечественной литературы», «История русской литературы XX века»; выступлений с докладами на региональных научных конференциях, посвященных национальным аспектам развития российской культуры (Краснодар, 2003, 2004); публикации научных статей по теме диссертационной работы.

Структура диссертационного исследовании: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и Библиографического списка.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Лынова, Елена Петровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эстетика державности в творчестве Алексея Толстого нашла свое воплощение в исторических произведениях «Петр Первый», «Иван Грозный», «Хождение по мукам» и «Рассказах Ивана Сударева». Эволюция идейно-эстетических взглядов писателя на петровскую эпоху происходила посредством «вживания» в эпические глубины конфликтов данного времени, постижения диалектики хаоса как отличительной черты смутного времени на Руси. Анализ поэтики художественного содержания исторических повествований А. Толстого «Петр Первый», «Хождение по мукам», «Иван Грозный», «Рассказы Ивана Сударева» показывает, что метафизическая природа созидательных устремлений главных героев направлена на учреждение устойчивого миропорядка.

Из анализа идейно-художественного замысла романа «Петр Первый» очевидно, что эстетическая направленность рассматриваемого явления проявляет себя в моменте отображения эволюции личностного начала Петра в сторону обретения державного правосознания. Алексей Толстой выявляет диалектику поступательного развития истории, зафиксированной в образе времени. В динамике преодоления смуты путем энергии созидания писатель усматривает условия для перерождения расколотого, индивидуалистического сознания в целостное, соборное, что влечет за собой естественное преобладание «долга» над «правом», здоровое правосознание, наличие духовной воли.

Затрагиваемая в романе проблема противостояния двух цивилизаций -европейской и восточной - решается в традиционном для отечественной литературы ключе сюжетно-композиционных взаимодействий понятий «Царя-Народа», символизирующих в поэтике повествования созидательный механизм мироустройства российской действительности. Образы Петра, Александра Меншикова, Алексея Бровкина, Александры Волковой, братьев Демидовых, с одной стороны, и образы бояр Буйносова, Милославского,

Нарышкина, Шакловитого, с другой - по замыслу А. Толстого, составляют эмблему времени, в которой европейские нововведения налагались на многовековую православную культуру. Таким образом, эстетика державности, пронизывающая образ Петра, проявляет себя в идее имперского жизнеустроения, в наличии созидательного пафоса в произведении.

Что касается трилогии «Хождение по мукам», то своеобразие художественного историзма в ней определяется процессом осмысления А. Толстым метафизики русского бунта. Идея бессмысленности кровавых переустройств коррелирует в романе с образом Емельяна Пугачева. Уровень сознания русской интеллигенции в канун революции 1917 года на примере образов Телегина, Рощина, Бессонова, Сапожкова, Акундина и других раскрывается в поэтике художественного повествования трилогии в рамках смыслового поля сюжетообразующего концепта «трагедия».

Обретение главными героями смысла жизни определяется стратегией преодоления трагического начала. Метафизика духовного восхождения Телегина, Рощина, сестер Булавиных проявлена в смещении смыслового акцента в изображении времени с образа революции на образ Родины. Образ России в романе-эпопее определяется в качестве главного.

Таким образом, отход от вульгарно-социологизированного подхода в оценке идейно-художественного замысла трилогии позволяет увидеть: каким образом в контексте отображения поиска героями своих жизненных путей происходит трансформация лексико-семантического строя концептов «белые», «красные» - в содержательный смысл концептов «русский», «народный», «созидание».

Идейно-художественный анализ романа привел к выводу, что метафизика духовных перипетий героев трилогии А. Толстого «Хождение по мукам» типологически роднит их с главными героями «Белой гвардии» М. Булгакова, «Тихий Дон» М. Шолохова. Писателя волнует проблема самоидентификации образов Телегина, Рощина, Кати, Даши внутренне, с точки зрения их нравственно-психологического окраса, наделена в эпопее мотивациями того типа героя, который вошел в русскую литературу под названием «лишнего человека».

Итак, разрешение традиционной проблемы А. Толстой связывает в романе «Хождение по мукам» с обретением главными героями чувства востребованности, призванности, что происходит под влиянием сопричастности их духовных чаяний к чаяниям народа. В результате чего героизм как осознание интеллигенцией своей собственной исключительности перерождается в подвижничество.

Таким образом, актуальность проблем, поднятых А.Н. Толстым в исторических романах, заключается в возрождении эстетических свойств державности, проявленных в понятиях «миропорядок», «долг», «гармония», «любовь», «согласие», и должна обнаружиться в новом качестве творческого сознания современной литературы как перспектива ее восхождения к духовным основам бытия.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Лынова, Елена Петровна, 2006 год

1. Акимов Ю.Л. Алексей Николаевич Толстой. М., 1998.

2. Акчурин И.А. Топология и идентификация личности // Вопросы философии. 1994. №5.

3. Алпатов А.В. Алексей Толстой мастер исторического романа. М., 1972.

4. Андреев Ю. Еще раз о «Петре Первом».// Русская литература. 1990. №2.

5. Анненский Л. Любить фантом?// Литературная газета. №22 от 2-3 июня, 2004.

6. Аристотель. Политика. М., 1997.

7. Балашов Д. Бремя власти. Роман. М., 1997.

8. Баранов В. Революция и судьба художника: А. Толстой и его путь к социалистическому реализму. М., 1983.

9. Баранов В. Талант жизнеутверждения. К 100-летию со дня рождения А. Н. Толстого. Правда, 10 января, 1983.

10. Барабаш Ю.Я. Вопросы эстетики и поэтики. М., 1978.

11. Бахтина О.Н. Старообрядческие дневники и русские летописи (к проблеме традиций) // Шестые Макушинские чтения. Новосибирск, 2003

12. Белинский В.Г. Русские писатели о литературном труде. Т. 1. Л., 1983.

13. Белинский В.Г. Собрание сочинений. В 3-х т. т. 3. М., 1965.

14. Берестов В. Из воспоминаний об Алексее Толстом. Литературная Россия, №2,1979.

15. Бердяев Н. Самопознание. М., 1990.

16. Бердяев Н. Судьба России. Книга очерков. М., 1971.

17. Блок А. Собрание сочинений в 2-х т. Т. 1.М., 1995.

18. Большакова А. Феноменология литературного письма// Литературная газета. №3-4, 2004.

19. Борев Ю. Эстетика. М., 1981.

20. Борисов С.П. Человек. Текст. Культура: очерки по культурной антропологии и истории духовной культуры. Шадринск, 2000

21. Боровиков С. Г. Алексей Толстой. Путь к народу. М., 1980.

22. Боровиков С.Г. Истоки и тернии. Наш современник, № 10, 1986. 23 .Боровиков С.Г. Ясный талант. Саратов, 1986.

23. Борщуков В.И. Принцип историзма в литературоведении и критике// Проблема историзма в русской советской литературе 60-80-х гг. М., 1986.

24. Бочаров А. Требовательная любовь. Концепция личности в советской прозе. М., 1977.

25. Бочаров С.А. О религиозной филологии// Литературоведение как проблема. М., 2001.

26. Бродская Б.А. Портретный характеристики у А.Н. Толстого. М. 1987

27. Булгаков М. Белая гвардия. М., 1988.

28. Булгаков С. Героизм и подвижничество.// Булгаков С. Два града. С.-П., 1997.

29. Бушмин А. Принципы научного историзма.// Наука о литературе. М., 1980

30. Бырдина Г.В. Речевая структура диалога в прозаическом и драматургическом текстах// Текст в лингводидактическом аспекте. Калининград, 2003

31. Быстров В.Н. Документы и правда вымысла: из художественного опыта А. Н. Толстого. Русская речь, №3, 1987.

32. Векслер И. Алексей Толстой. Очерк творчества. М. 1948.

33. Венгеров С. Героический характер русской литературы. М., 1911.

34. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.

35. Вишняков В. Мастер слова, патриот, гуманист: (к 100-летию со дня рождения А. Толстого). Современная торговля, 8 января, 1983.

36. Воздвиженский В. Личность Петра Первого у А. Толстого. М., 1983.

37. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М., 1978.

38. Воронский А. Литературные записи. М., 1926.

39. Воронцова Г.Н. Алексей Николаевич Толстой. // Литература в школе. 2003. № 6

40. Вопросы истории и художественного мастерства. Постоянно действующий межвуз. респуб. тематич. научн. сб. Вып. 1 Л., 1976.

41. Гачева А.Г., Казнина О.А., Семенова С.Г. Философский контекст русской литературы 1920-1930-х годов. М., 2003

42. Гегель. Эстетика. В 4-х тт. Т.1. М., 1968.

43. Горький М. Письма о литературе. М., 1980.

44. Горький М. Собрание сочинений. В 30-ти томах. Т. 25. М., 1987.46." Гройс Б. Россия как подсознание Запада// Архетип. 1995. №2.

45. Гройс Б. Московский романтический концептуализм.// Вестник новой культуры. 1992, №2.

46. Гусев В.И. Конец «периода».// Литературная учеба. 1993. №4.

47. Гусев В.И. Герой и стиль. М., 1983.

48. Гусев В. Литературный стиль: ориентация на местности. Литературная Россия, №23. 2001.

49. Гусев В.И. Многообразие правды. М., 1986.

50. Гусев В.И. Память и стиль. М., 1981.

51. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-романскому. М., 1991.

52. Добролюбов Н.А. Избранное. М., 1986.

53. Драгомирецкая Н.В. Стилевые искания в ранней советской прозе.// Теория литературы: основные проблемы в историческом освещении. В 3-х тт. М., 1989.

54. Дугинова И.Л. Прагматика подтекста: (На материале русской прозы XX века). Автореферат дис.канд. наук. М., 2003

55. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995.

56. Западов В.А. А.Н. Толстой. М., 1981.

57. Ильин В.Н. Эссе о русской культуре. С.-П., 1997.

58. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Париж-М. Т. 1-2. М., 1993.

59. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве. Собр. соч. в 10-ти тт. Т.4. М., 1994.

60. Ильин И.А. Путь к очевидности. Там же. Т.З. М., 1994.

61. Историческая поэтика: итоги и перспективы изучения. Институт мировой литературы им. Горького. М., 1986.

62. Казинцев А.И. Лицом к истории. Литературно-критические статьи. М., 1989.

63. Карасев Л. Вещество литературы. М., 2001.

64. Карсавин Л. Русская философия истории // Ступени. 1992. №2

65. Карсавин Л. О личности. Каунас, 1929.

66. Карсавин Л. Церковь, личность, государство. Париж, 1927.

67. Карташов А.В. Церковь. История, Россия. М., 1996.

68. Категория характера в эстетике и художественном творчестве. М., 1989.

69. Касаткина Т.А. Слово, творящее реальность, и категория художественности // Литературоведение как наука. М., 2001.

70. Киреевский И.В. Критика и эстетика. М., 1979.

71. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России. Т. 1. М., 1852.

72. Клибанов А.И. Духовная культура средневековья. М., 1996.

73. Ключевский В.О. О русской истории. М., 1993.

74. Ключевский В.О. Русская история: полный курс лекций. В 2-х кн. Кн. 1. Минск, 2000.

75. Кожинов В.В. Размышление о русской литературе. М., 1991.

76. Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. М., 1982.

77. Кожинов В.В. Судьба России: вчера, сегодня, завтра. М., 1998.

78. Кожинов В.В. Итоги национального поражения и русская ментальность. // Кубань. 1997. № 1.

79. Концепция человека в русской литературе. Воронеж., 1982.

80. Концепция человека в эстетике социалистического реализма. М., 1976.

81. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1997.

82. Крестинский Ю. Атакующее слово. (О литературной деятельности А.Н. Толстого в годы Великой Отечественной войны). Красная звезда, 5 мая, 1970.

83. Крестинский Ю. Алексей Толстой. Жизнь и творчество. М., 1960.

84. Кудрова И. Старое и новое в изучении творчества А.Н. Толстого. Л., 1993.

85. Куницын Г.И. Общечеловеческое в литературе. М., 1980.

86. Лазарева М.А. Трагическое в литературе. М., 1983.

87. Лежнев А., Горбов Д. Литература революционного десятилетия. 19171927. Харьков. 1929.

88. Леонов Б. Высокий дух патриотизма: к 100-летию со дня рождения А.Н. Толстого. Известия, 8 января, 1983.

89. Леонтьев К. Как надо понимать сближение с народом. М., 1991.

90. Лелевич П. По журнальным окопам. // Молодая гвардия. 1925. № 7-8.

91. Ленин В .И. Сочинения. Т. 20. М., 1982.

92. Литовская М. Аристократия в демократические времена: «Хождение по мукам» А. Толстого и «Унесенные ветром» М. Митчелл // Популярная литература: Опыт культурного мифотворчества в Америке и в России. М., 2003

93. Лихачев Д.С. Принцип историзма в изучении литературы. // Взаимодействие наук при изучении литературы. Л., 1981.

94. Лобанов М.П. Пути преображения. // Молодая гвардия. 1989. № 6.

95. Лобанов М.П. Мужество человечности. Литературно-критические статьи. М., 1969.

96. Ломоносов М.В. Петр Великий. Поэма. М., 1989.

97. Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. М., 1991.

98. Лосев А.Ф. Личность и абсолют. М., 1999.

99. Лукин Ю. Певец русского характера А.Н. Толстой. М., 1983.

100. Манн Ю. Диалектика художественного образа. М., 1987.

101. Манн Ю. Русская философская эстетика. М., 1998.

102. Мартынов Д. Социалистический реализм новая эстетическая система. // Вопросы литературы. 1975. № 2

103. Меньшиков М.О. Выше свободы. М., 1998

104. Мережковский Д. Антихрист. Петр и Алексей. Роман. М. 1998

105. Мережковский Д. Интеллигенция и будущее России. // Иностранная литература. 1991. № 4.

106. Методология анализа литературного произведения. М., 1989.

107. Мит. Иоанн. Русь Соборная. Очерки христианской государственности. С.-П., 1995.

108. Мит. Иоанн. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. Саратов, 1995.

109. Михайлов А.В. Несколько тезисов о теории литературы. // Литературоведение как проблема. М., 2001.

110. Найденов В. Алексей Толстой. Очерк жизни и творчества. М., 1973.

111. Налдеев А.П. Революция и родина в творчестве А.Н. Толстого. М., 1978.

112. Небольсин С. Миф о русском «скифстве» с пушкинской точки зрения // Наш современник. 1999. № 2.

113. Николаев П.А. Историзм в художественном творчестве и в литературоведении. М., 1983.

114. Огнев А.В. Горький о русском национальном характере: монография. Тверь, 1992.

115. Оклянский Ю. Художник и отчизна (о литературно-эстетических взглядах А. Н. Толстого). М., 1989.

116. Осипов Ю. Русский мир и я в нем русский. // Завтра. № 50 от 15 октября 2004 г.

117. Островский Н. Как закалялась сталь. Роман. М., 1978.

118. Палиевский П.В. Литература и теория. М., 1979.

119. Палиевский П.В. Экспериментальная литература. // Вопросы литературы. 1966. № 8.

120. Петелин В. Алексей Толстой. Жизнь замечательных людей. М., 1987.

121. Петров С.М. Проблема человека и литература соцреализма. // Концепция человека в эстетике соцреализма. М., 1976.

122. Петровская Н.Ю. Мифологические истоки художественного мышления А. Н. Толстого // Язык и литература в поликультурном пространстве. Бирск, 2003

123. Пешков И.В., М.М. Бахтин: от «Философии поступка» к риторике поступка. М., 1996.

124. Платон. Диалоги. Государство. Законы. Политика. Ростов-на-Дону, 1998.

125. Победоносцев Г. Церковь и государство. М., 1898.

126. Поляк Л. Алексей Толстой: история и современность. М., 1964.

127. Попова И.В. Космос Хаос - Космос: (Философия пространства и времени в произведениях Е.И. Замятина, А.П. Платонова и М.М. Пришвина) // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Тамбов, 2000

128. Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. М., 1970.

129. Пригожин И. Порядок из хаоса. М., 2003.

130. Проблема исторической поэтики в анализе литературного произведения. Кемерово, 1987.

131. Протасова О.Л. «Русское богатство» в межреволюционный период (1907-1916) // Диалоги со временем: Альманах интеллектуальной истории. М., 2004

132. Пушкин А.С. Исторические заметки. М., 1997.

133. Пушкин А.С. Мысли о литературе. М., 1988.

134. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 3-х т. Т. 2. М., 2001.

135. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974.

136. Розанов В.В. Мысли о литературе. М., 1989.

137. Розанов В.В. Смысл аскетизма. // Розанов В. Приложение к журналу «Вопросы философии». Т.1. Религия и культураМ., 1990.

138. Розанов В. Легенда о великом инквизиторе Ф.М. Достоевского. М. 1996

139. Романов П. Наука зрения. // ЦГАЛИ. Ф. 1281. On. 1. № 63.

140. Российская культура: возрождение или перерождение? Круглый стол «ЛГ» // Литературная газета. № 20-21 от 26 мая 1 июня 2004 г.

141. Селезнев Ю.И. Мысль чувствующая и живая. М., 1982.

142. Селезнев Ю.И. Глазами народа. Размышления о народности русской литературы. М., 1986.

143. Серафимович А.С. Собрание сочинений. Т. X. М., 1958.

144. Скатов Н.Н. Под ногами всемирной колонны? // Литературная газета. № 11 от 20-26 марта, 2002 г.

145. Скатов Н.Н. По высям творения. // Литературная газета. № 43 от 22-28 октября 2003 г.

146. Скобелев В.П. Масса и личность в русской советской прозе 20-х годов. Воронеж, 1975.

147. Скобелев В.П. В поисках гармонии: Художественное развитие А.Н. Толстого 1907-1922 гг. Куйбышев, 1981.

148. Скороспелова Е.Б. Идейно-стилевые течения в русской советской прозе первой половины 20-х годов. М., 1979.

149. Славина В.А. Проблема гуманистического идеала в русской литературе XX века. // Гуманизм как теоретическая и практическая проблема XXI века. М., 2004

150. Словарь русского языка. М., 1983.

151. Солоневич И. Народная монархия. Буэнос-Айрес, 1973.

152. Стебун И. Горьковская концепция человека и социалистический реализм. // Пафос художественной правды. М., 1977.

153. Степанов Ю. Константы: Словарь русской культуры: Опыт исследования. М., 1997.

154. СушилинаИ. Ощущение целей эпохи: А.Н. Толстой. «Хождение по мукам». В мире книг, №4, 1981.

155. Тимофеева В.В. Пути художественного исследования личности. Л., 1975.

156. Ткачев П.Н. Утилитарный принцип нравственной философии. // Ткачев П. Кладези мудрости российских философов. М., 1990.

157. Тойнби А. Исследование истории. Т. 12. Лондон. Оксфордский университет. 1961.

158. Толстой А.Н. День Петра. Рассказ. М., 1978.

159. Толстой А.Н. На дыбе. Пьеса. М., 1967.

160. Толстой А.Н. Наваждение. Рассказ. М., 1975.

161. Толстой А.Н. О литературе и искусстве: очерки, статьи, выступления, беседы, заметки, записные книжки, письма. М., 1984.

162. Толстой А.Н. О литературе. Статьи, выступления, письма. М., 1986

163. Толстой А.Н. Первые террористы. Очерк. М., 1963.

164. Толстой А.Н. Переписка А. Н. Толстого. В 2-х т. М., 1989.

165. Толстой А.Н. Петр Первый. Роман. М., 1963.

166. Толстой А.Н. Повести и рассказы. М., 1983.

167. Толстой А.Н. Полное собрание сочинений. Т. 1-14. М., 1977.

168. Толстой А.Н. Публицистика. М., 1975.

169. Толстой А.Н. Статьи (1942-1943гг). М., 1968.

170. Толстой А.Н. Хождение по мукам. Роман. Т. 1-3. М., 1985.

171. Толстой А.Н. Художественное мышление. М., 1969.

172. Толстой Л. Литература и искусство. М., 1978.

173. Толстой Л.Н. Переписка. М., 1975.

174. Тростников В. Бог в русской истории. // Кубань. 1993, № 7-8.

175. Трубецкой Е. Смысл жизни // Новое время. 1990, № 2.

176. Трубина Л.А. Историческое сознание в русской литературе первой трети XX века: Типология. Поэтика. // Автореферат дис. Д-ра наук; Филологические науки. М., 1999

177. Тургенев И.С. Собрание сочинений. В 5-ти томах. Т.З. М., 1982.

178. Турков А. Талант, окрыленный бурей. (О работе А.Н. Толстого над трилогией «Хождение по мукам»). Комсомольская правда, 22 августа, 1992.

179. Тюпа В.И. Художественность литературного произведения. Вопросы типологии. Красноярск. 1987.

180. Фадеев А. Последний из удэге. Роман. М., 1989.

181. Федин К. Необыкновенное лето. Роман. Волгоград. 1986.

182. Федин К.А. Сочинения: в 6 тт. Т.6. Повести и рассказы; очерки, статьи, литературные воспоминания, речи. М., 1954.

183. Федь Н. Диалектика русской литературы (1922-1995). // Молодая гвардия. 1995. № 9.

184. Флоренский П. О реализме. Собр. соч. в 4-х тт. Т. 2. М., 1996.

185. Флоренский П. О цели и смысле прогресса. Там же. Т. 1. М., 1994.

186. Франк С. Духовные основы общества. М., 1992.

187. Франк С. Реальность и человек. М., 1997.

188. Франк С. Предмет знания. Душа человека. С.-П., 1995.

189. Франк С. Крушение кумиров. // Кубань. 1991. №№ 4, 5, 6.

190. Фролов И. Человек как комплексная проблема. // Вопросы философии. № 10,1983.

191. Фурманов Д. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 4. М., 1961.

192. Хализев В. Интерпретации и литературная критика. // Проблемы теории литературной критики. М., 1984.

193. Хмара А. Эстетический идеал и творчество. М., 1983.

194. Хомяков А.О. О возможностях русской художественной школы. // Русская эстетика и критика 40-50-х гг. XIX века. М., 1982.

195. Хомяков А.О. О старом и новом. М., 1988.

196. Храпченко М. Художественное творчество, действительность, человек. М, 1978.

197. Хрестоматия по древнерусской литературе. М., 2002.

198. Художественный образ и историческое сознание. Межвуз. Сб. Петрозаводск, 1970.

199. Целостность литературного произведения как проблема исторической поэтики. Кемерово, 1986.

200. Чалмаев В.А. Философия патриотизма // Молодая гвардия. 1967. № 10.

201. Челышев Б. Летописец народной жизни: к 100-летию со дня рождения А.Н. Толстого. Учительская газета, 6 января, 1983.

202. Чередниченко В.И. Методы изучения и анализа художественного произведения. Сравнительно-исторический метод // Литературная Грузия. 1991. №4.

203. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. М., 1967.

204. Чуковский К.И. Из воспоминаний об А. Толстом. М., 1969.

205. Шафаревич И.Р. Социализм как явление мировой истории. // Кубань.1990. № 1,2.

206. Шкловский В. О теории прозы. М., 1988.

207. Шолохов М.А. Поднятая целина. Роман. М., 1972.

208. Шолохов М.А. Тихий Дон. Роман. М., 1969.

209. Шульц С.А. К проблеме герменевтики слова у В.В. Розанова // Русская литература. 2004. № 2.

210. Щеглова Е. Миф и реальность патриотизма. // Нева. 1992. № 11-12

211. Щербина В. Личность художника и действительность. // Знамя. № 11. 1961.

212. Щербина В.Р. А.Н. Толстой. Творческий путь. М., 1956.

213. Щербина В. Краткий биографический очерк. М., 1967.

214. Эльяшевич А. Герои истинные и мнимые. Литературно-критические статьи. М.-Л., 1963.

215. Эстетическое самосознание русской культуры: 20-е годы XX века: Антология / Российский Государственный гуманитарный университет. Сост.: Белая Г.А. М., 2003

216. Эпштейн М. После будущего. О новом сознании в литературе. // Знамя.1991. № 1.

217. Эпштейн М. Вера и образ. Религиозное подсознательное в русской культуре XX века. Л. 1994.

218. Юнг К. Психологические типы. М., 1995.

219. Юрьева О.Ю. Феномен миметического поведения художников начала XX века по отношению к героям Ф.М. Достоевского // Вестник Лит. Института им A.M. Горького. М., 2003

220. Яковлев А. Ступени. // А. Яковлев. Избранное. М. 1955.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.