Эстетическое восприятие музыки в процессе становления духовного мира школьников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Лифинцева, Светлана Николаевна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 212
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Лифинцева, Светлана Николаевна
Введение
Глава 1. Эстетическое восприятие музыки как воспитательное средство
Духовного становления личности школьников
1.1 .Психолого-педагогические аспекты восприятия музыки
1.2.Возрастные особенности музыкального восприятия и духовно - эстетического становления
1.3. Педагогические условия духовно-эстетического становления и музыкального восприятия в 6-8 классах
Выводы по главе
Глава 11 .Опытно-экспериментальная работа по духовноэстетическому становлению личности школьников 6-8 классов. 107 2.1 .Организация опытно-экспериментальной работы и анализ результатов констатирующего эксперимента
2.2Формирующий этап опытно-экспериментальной работы
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по главе
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Музыка как фактор духовного развития личности сельского школьника2008 год, кандидат педагогических наук Калачева, Лидия Архиповна
Формирование эстетической культуры младших школьников средствами бурятского музыкального искусства2000 год, кандидат педагогических наук Будаева, Туяна Борисовна
Нравственно-эстетический потенциал детской национальной музыки в воспитании младших школьников: На материале башкирского музыкального искусства2002 год, кандидат педагогических наук Зиннурова, Альфия Саитовна
Гуманизация личности подростка в процессе обучения музыке2006 год, кандидат педагогических наук Глезер, Марина Владимировна
Формирование готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника2000 год, кандидат педагогических наук Ланцова, Татьяна Ивановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эстетическое восприятие музыки в процессе становления духовного мира школьников»
Актуальность исследования. Экономический, технологический и социальный прогресс представляет человеку огромные возможности в освоении мира и создания материальных благ, обуславливает переход на информативную стадию развития цивилизации, что влечет за собой преобразование всех сфер жизни общества Но, вместе с определенными благами эти изменения усиливают негативные тенденции в обществе и личности: снижение духовного и нравственного уровня; утерю идеалов, негативную переоценку эстетических ценностей и нссформированность вкусов, социальное отчуждение.
Противоречивая ситуация в общественном сознании актуализирует роль образования, в частности школы, способной возровить нравственный и эстетический потенциал подрастающего поколения. Современное положение в молодежной музыкальной культуре ставит общество и образование перед необходимостью обратить внимание на эстетический, художественный уровень развития подростков, личностные особенности, которые формируются в процессе воздействия преобладающей сегодня музыкальной культуры.
Успешность педагогической деятельности зависит от всей системы учебно-воспитательного процесса. В качестве ее основного звена актуальна гуманизация личности в аспекте духовно-эстетического становления, освоения культурных ценностей искусства.
Проблема становления личности подростка, изучение личностного роста учащихся в условиях учебно-воспитательной системы всегда были центром внимания гуманистической педагогики и психологии. Подрастающий человек необходимо нуждается в определенных духовно-нравственных основах и эстетических ориентирах, которые часто несовместимы с тем, что он встречает в реальной действительности и средствах массовой информации. Изменившиеся общественные условия и условия жизни человека, связанные со сложившейся ситуацией в стране, усугубляют трудности в становлении личности учащихся.
Между тем, искусство, в частности - музыкальное искусство, несет в себе устойчивое представление о духовных идеалах и ценностях, обладает огромным потенциалом в формировании высоких эстетических вкусов и потребностей. Среди педагогов и психологов сформировалось понимание необходимости использования духовно-эстетического содержания музыкального искусства в процессе воспитания, но в практике школьного музыкального образования это не реализуется в полной мере в связи с недостаточной разработанностью вопроса организации деятельности восприятия музыки на уроке.
Так же существует необходимость прогнозировать влияние организованного музыкального восприятия на процесс становления личности школьников, их эстетическое и духовное формирование. Предшествующее развитие изучаемой проблемы отражено в учении Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита. Убежденность, что человек должен воспитываться на идеалах красоты, добра и справедливости проповедовали великие философы и педагоги М.Монтень, Т.Мор, Т.Кампанелла, # А.Коменский, Ж.-Ж. Руссо, Д.Дидро, И. Песталоцци, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев, B.C. Соловьев. Классики отечественной педагогической мысли /В.И.Водовозов, В.Я.Сгоюнин, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий/ указывали на воспитательную роль искусства в духовно - эстетическом становлении молодежи.
Проблемы музыкального воспитания и музыкального восприятия,а также подготовки учителя музыки изучали Э,6 4бдулин, О.А.Апраксина, Ю.Б.Алиев, В.К.Белобородова, Н.А.Ветлугина, Л.В.Горюнова, НА. Гродзенская, Д.Б.Кабалевский, В.И.Муцмахер, Е.В.Назайкинский В.Д.Остроменский, В.И.Петрушин, М.Г.Плохова, В.Г.Ражников, М.А.Румер
Г.С.Тарасов, К.В.Тарасова, Б.М.Теплов, Г.М.Цыпин. и др.
Серьезное внимание, связанное с изучением личности и ее становлением, уделяли в своих исследованиях Б.Г.Ананьев, К.А.Абульханова - Славская, Л.И.Божович, А.А.Бодалев, Д.И.Водзинский, Л.С. Выготский, Т.П.Гурина, В.А.Караковский, А.Г.Ковалев, В.С.Мерлин, Т.Е.Конникова, Б.Ф. Ломов, В.Э.Чудновский, В.А.Ддов.
Педагогическая наука изучала не только формирование знаний, умений и навыков, но и становление личности в целом — В.В.Давыдов, М.А.Данилов, М.Н.Скаткин, Л.В. Занков, И.Т.Огородников. Г.И.Щукина, М.И.Махмутов, И.С. Якиманская и пр.
Проблему становления личности школьников исследовали Ю.К.Бабанский, Г.Н.Волков, И.Н.Лернер, П.И.Пидкасистый, В.А. Разумный, М.Н.Скаткин, В.А.Сластенин, Л.В.Тодоров, Н.Е.Щуркова. и др.
Музыковедческие аспекты исследуемой проблемы отражены в трудах Б.В.Асафьева, М.Ф.Гнесина, В.В.Медушевского, Б.С.Мейлаха, Т.В.Чередниченко, Б.Л.Яворского и других ученых.
Проблема исследования заключается в раскрытии сущности воспитательного воздействия музыкального восприятия как средства оптимизации процесса духовно-эстетического становления личности школьников 6-8 классов.
Цель исследования: теоретически и практически обосновать роль восприятия музыки как эффективного средства духовно — эстетического становления личности школьников 6 — 8 классов.
Объект исследования: учебно — воспитательный процесс в сфере музыкального образования.
Предмет исследования: духовно — эстетическое становление личности школьников 6-8 классов в системе целенаправленного музыкального образования.
Гипотеза исследования заключается в том, что духовно — эстетическое становление личности школьников 6-8 классов в процессе музыкального восприятия будет более успешным:
-если в учебно - воспитательном процессе опираться на современные психолого-педагогические достижения в исследовании восприятия музыки;
-если определены и реализованы педагогические условия духовно-эстетического становления личности подростка, а также возрастные особенности восприятия музыки;
-если в процессе музыкального восприятия сформировано эмоциональное, осознанное отношение подростка к музыкальному искусству, которое в результате становится достоянием личности;
-если в результате специальной подготовки, учитель музыки освоил на высоком теоретическом и практическом уровне психолого - педагогические основы организации музыкального восприятия.
В соответствии с целью, объектом, предметом, и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1 .На основе анализа психолого-педагогической литературы и последних исследований определить содержание и педагогические условия процесса становления личности подростка;
2. Исследовать процесс восприятия музыки с точки зрения педагогики и психологии, изучить и охарактеризовать особенности восприятия музыки в подростковом возрасте (на основе экспериментально-опытной программы);
3.Выявить эстетические интересы, предпочтения и ценностные ориентации учащихся 6-8 классов;
4. На основе программы экспериментально проверить уровень психолого - педагогической подготовки студентов педагогического колледжа к организации музыкального восприятия в школе.
Методологическую основу исследования составили положения о необходимости гуманизации образования, концепции о ведущей роли деятельности как источнике духовного роста человека, положения психолого - педагогической науки о широких возможностях духовно — эстетического развития учащихся.
Исследование опиралось на теоретические концепции:
-системно-деятельностного подхода к становлению личности /Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев. С.Л.Рубинштейн/;
-ценностного восприятия личностью учебного материала /И.Н.Лернер/;
-активизации познавательного интереса /Г.И.Щукина/;
-возрастных особенностей мотивации учения /А.К.Маркова/:
В диссертации использованы методы исследования — теоретический анализ, обобщение научных идей и взглядов, изложенных в трудах по философии, психологии, педагогике, этике, эстетике, теории и методике музыки; анализ программ и опубликованных стандартов учебных курсов; метод наблюдения и опытно - диагностическая работа; анкетирование, тестирование, анализ уроков студентов, анализ творческих работ учащихся, констатирующий и формирующий эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных; анализ собственного педагогического опыта; экспериментальное преподавание по разработанной программе.
Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью исходных методологических и научных психолого-педагогических позиций, применением комплекса теоретических и эмпирических методов, длительностью эксперимента, репрезентативной выборкой учащихся и студентов, целенаправленным анализом и обобщением опытно-экспериментальной работы, личным опытом преподавания. Опытно -экспериментальная база исследования - Московский областной музыкальнопедагогический колледж, средняя школа № 2 и школа с углубленным изучением предметов № 3 г. Егорьевска.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается:
- в выделении ведущих идей и обосновании целостного представления о содержании духовно — эстетического личностного становления подростков;
- -в выявлении принципов и структуры организации музыкального восприятия, с точки зрения психолого-педагогических закономерностей;
- в анализе и определении содержания психолого-педагогической подготовки студентов педагогического колледжа к организации музыкального восприятия;
- в теоретическом и экспериментальном выявлении педагогических условий, обеспечивающих становление личности учащихся 6-8 классов; а) учет психолого-возрастных особенностей подростка; б) построение деятельности музыкального восприятия на основе психолого-педагогических закономерностей, что способствует глубокому освоению музыкального произведения; в) активизация познавательного интереса в процессе учебной деятельности музыкального образования; г) организация применения гуманистического, ценностно-ориентирующего содержания музыкального искусства и его эмоциональный природы в качестве целенаправленного воспитательного воздействия на личность подростка.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе материалов педагогического эксперимента разработаны, апробированы: методические рекомендации о влиянии музыкального восприятия на духовно-эстетическое становление личности школьников 6-8 классов, предложены психологически и педагогически обоснованные условия организации музыкального восприятия в 6-8 классах; разработан курс
Психолого —педагогические основы музыкального восприятия». Материалы исследования могут быть использованы в лекционных и практических курсах, изучаемых в педагогических колледжах, училищах: в системе переподготовки и повышения квалификации учителей музыки.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Эстетическое восприятие музыки - важнейший фактор музыкального образования и его структурированность определяет уровень музыкального формирования личности школьника.
2.Музыкальное восприятие, организуемое учителем на основе психолого-педагогических закономерностей этого процессе, повышает уровень духовно-эстетического становления личности школьников 6-8 классов.
З.Организующе-воспитательная роль музыкального восприятия предопределяет высокую психолого-педагогическую теоретическую подготовку специалиста и совершенное владение технологическими навыками в работе по организации музыкального восприятия.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (1992-1994 гт.) -изучение и анализ психолого-педагогической научно-методической и учебной литературы по проблеме; исследование и обобщение педагогического опыта в аспекте рассматриваемой проблемы: определение цели, гипотезы и задач исследования.
Второй этап (1994-2001 гг.)- определение методологической и теоретической основы исследования; организация и проведение констатирующего и формирующего этапов эксперимента; обоснована и проработана методика подготовки студентов к организации музыкального восприятия в школе.
Третий этап (2001-2003 гг.) — обобщение и анализ результатов педагогического эксперимента; теоретическое осмысление и систематизация результатов исследования: формулировка выводов.
Апробация результатов осуществлялась в ходе экспериментального обучения в период с 1994 по 2002 г. в музыкально- педагогическом колледже и школах № 2 и № 3 г.Егорьевска, Московской области. Теоретические положения исследования и практические результаты эксперимента обсуждались на заседаниях городского методического объединения учителей музыки г.Егорьевска. Материалы диссертации были представлены на областном семинаре средних-специальных педагогических учебных заведений в г.Орехово-Зуеве (февраль 1995 г.); на научно-практической конференции музыкально-педагогического факультета Mill У (1997 г.), в выступлении на конференции по проблемам педагогической психологии Московского социально-гуманитарного института (2002 г.); в лекциях для слушателей курсов повышения квалификации в ИПК и ПРНО МО. Основные положения исследования обсуждались на заседаниях кафедры культуры и гуманизации образования ИПК и ПРНО МО.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Подготовка будущих учителей начальных классов к нравственно-эстетическому воспитанию учащихся средствами народного музыкального творчества1997 год, кандидат педагогических наук Комарова, Галина Николаевна
Формирование слушательской музыкальной культуры школьников-подростков2006 год, кандидат педагогических наук Ломакина, Наталья Сергеевна
Педагогические условия формирования интереса к музыке у учащихся 5-8 классов общеобразовательной школы2007 год, кандидат педагогических наук Черкашина, Юлия Николаевна
Формирование основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора2004 год, кандидат педагогических наук Яковлюк, Светлана Михайловна
Формирование музыкальной культуры школьников средствами национального музыкального искусства: На материале Республики Бурятия2006 год, кандидат педагогических наук Степанова, Светлана Геннадьевна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Лифинцева, Светлана Николаевна
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.
1. Практические материалы исследования позволяют утверждать, что организованное восприятие музыки оказывает положительное влияние на духовно- эстетическое становление школьников 6-8 классов.
2. Изучение психолого — педагогических основ организации музыкального восприятия позволяет повысить уровень личностной и теоретической подготовленности студентов к организации деятельности музыкального восприятия в школе.
3. Технологическая подготовка в курсе « Психолого- педагогические основы организации музыкального восприятия» улучшает качество практических умений и навыков, реализуемых студентами на уроках в школе.
4. Психолого - педагогические знания по организации музыкального восприятия дают возможность будущим учителям значительно улучшить качество музыкального восприятия учащихся, а следовательно, и общий уровень музыкального образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проведенное исследование и результаты экспериментальной работы привели к следующим выводам, подтверждающим основные положения гипотезы:
1. Психолого - педагогические представления о подростковом возрасте как решающем для активизации внутреннего механизма, формирования духовной направленности подтверждают наличие в этом периоде значительного потенциала для становления личности.
2. Процесс духовно — эстетического становления личности школьников может быть успешным при реализации следующих педагогических условий:
- учет психолого - возрастных особенностей подростка;
- построение деятельности музыкального восприятия на основе психолого - педагогических закономерностей;
- организация применения эстетического, ценностно - ориентирующего содержания музыкального искусства и его эмоциональный природы в качестве целенаправленного воспитательного воздействия на личность подростка.
Полученные результаты исследования позволяют утверждать, что предложенные педагогические условия духовно — эстетического становления личности подростка будут способствовать совершенствованию образовательных и воспитательных сторон учебного процесса в практике образовательных учреждений.
3. Процесс становления личности подростка, заключающийся в формировании духовных ценностей и эстетических вкусов, иногда, вопреки негативному влиянию окружающей социальной среды, зависит от того, насколько ценности стали личностно значимыми для школьника.
-1864. Как показало исследование, полученные в процессе экспериментального обучения знания и сформированные практические умения позволили повысить уровень психолого — педагогической подготовки студентов педагогического колледжа к организации деятельности музыкального восприятия учащихся 6-8 класса 5. Проведенные экспериментальные занятия положительно повлияли на ценностные ориентации и вкусы школьников, способствовали развитию у них эстетических суждений, чувств и духовных качеств. Эти изменения в духовно — эстетических ценностных ориентациях подростков подтверждают правильность выбора в качестве эффективного средства становления личности школьников 6-8 классов специально организованной деятельности музыкального восприятия.
6. Экспериментальное обучение подтвердило эффективность % предложенных педагогических условий организации музыкального восприятия для духовно - эстетического становления личности школьников 6 - 8 классов.
7. Результаты эксперимента подтвердили правильность выдвинутой гипотезы.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Лифинцева, Светлана Николаевна, 2003 год
1. Абдуллин Э.&. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М., 1983
2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М„ 1980
3. Авдуевская Е.П.,Баклушинский С. А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений // ценностно-нормативные.
4. Актуальные проблемы современного детства М, 1993
5. Алиев Ю.Б. Подросток музыка-школа / Вопросы методики музыкального воспитания детей. - М., 1975
6. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков,- М., 1987
7. Алыпванг A.A. Проблемы жанрового реализма.- Изб. Соч. Т 1, М., 1964
8. Амонашвили III.А, Размышление о гуманной педагогике. М , 1996
9. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания — М., 1977 Ю.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания — Л., 1968
10. Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе—М., 1983
11. Апраксина O.A. Методика развития музыкального восприятия. М., 1985
12. З.Апраксина O.A. Музыка в школьном учебно-воспитательном процессе / Музыкальное воспитание в школе. Сб.статей М., 1982, вып. 15-18814. Апраксина O.A. Современные задачи музыкального воспитания в школе / Муз. воспитание в школе. -М., 1963, вып. 2
13. Арчажникова J1 .Т. Профессия — учитель музыки М., 1984
14. Арсеньев A.C. Естественнонаучное и гуманитарное знание в педагогическом процессе К Педагогика искусства и школа — М., 1982
15. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании М., 1973
16. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс М., 1930
17. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество М., 1961
18. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. -М., 1981
19. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. — М., 1981
20. Байденко В.И. Стандарты в непрерывном образовании: Современное состояние. -М.,1998
21. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991
22. Бакушинский A.B. Исследования и статьи. М.,1981
23. Белобородова В.К. Музыкальное восприятие школьников. -М., 1975
24. Беляева JLA. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. Екатеринбург, 1993
25. Беляева-Экземплярская С. О психологии восприятия музыки М., 1923
26. Берне Р. Развитие в концепции и воспитании. М.,1981-18929. БерхинН.Б. Психолого педагогическая специфика художественного образования школьников //Педагогика, 1995 № 2, с. 42-45
27. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии — М, 1989
28. Блонский П.П. Избранные пед. произведения М., 1961
29. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические произведения: В 2т. М., 1979
30. Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте — М., 1968
31. БоревЮ.Б. Эстетика.-М., 1988
32. БратусьБ.С. Психологические аспекты нравственного развития личности-М., 1977
33. Буева Л.П. Сакральность духовного пространства человека // Педагогика$95-М -С. 52-53
34. Бурлачук Л.Ф., Морозов С М. Словарь- справочник по психодиагностике. СПб., 2002
35. Варан Д.И. Психолого- педагогические основания подготовки учителя к музыкально-эстетическому воспитанию. Тернополь, 1991
36. Васильченко O.A. Формирование эстетического вкуса подростков в процессе школьной музыкально-хоровой деятельности. Ташкент, 1991
37. Вендрова Т.Е. Музыка в школе и интонационное учение Б. Асафьева. « Сов. Музыка», 1978, № 6
38. ВершининаГ.Б. «. .Вольна о музыке глаголить»: (Музыка на уроках развития речи): Пособие для учителя. М., 1996
39. Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка. М,, 1968
40. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков /под ред. Эльконина Д.Б., Драгуновой T.B. М., 1967-19044. Вопросы музыкального восприятия. Сб. науч. трудов Минский пед. Институт им. Горького Минск, 1980
41. Вульфсон Б.Л. Развитие образования в современном мире (программа спец. курса) // Педагогика- 1995 № 6. с 107-113
42. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии = СПб, 1997
43. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр.соч.& 6 т. М., 1984 т.4
44. Выготский Л.С. Психология искусства/ под.ред. М.Г. Ярошевского -М„ 1987
45. Гегель Г. Философия Духа. Сочинение,- М.-Л., т.З, 1935
46. Гегель Г. Эстетика: В#т. М., 1968., Т. 3
47. Генезис сенсорных способностей / под ред Венгера Л.С. М., 1976
48. Гнесин М.Ф. Мысли и воспоминания о Н.А.Римском-Корсакове. М., 1956
49. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб., 2002
50. Гольденвейзер А.Б. О музыкальном искусстве. М., 1975
51. Гордейчук А.Н. Педагогические условия формирования музыкальной культуры студентов пед. вузов. Киев, 1990
52. Горюнова Л.В. Воспитание музыкального вкуса и развитие музыкального восприятия у школьников / «Музыкальное воспитание в школе». -М., 1971, № 7
53. Горюнова Л.В. Развитие музыкального восприятия подростков. М., 1969
54. Гродзенская Н. А. Школьники слушают музыку. — М., 1969
55. Громов Е.С. Художественное творчество. М., 1972-19160. Гуляева JI.M. Эстетический идеал и формирование личности В кн.: Эстетическое воспитание и творческая активность личности. — М.#83., с. 41
56. Гуманизация воспитания в современных условиях / под ред. О.С. Газмана, И.А. Костенчука. -М., 1995
57. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1977
58. Данилов М.Н., Есипов Б.П. Дидактика. М., 1967
59. Доббе Д. Проблемы, вызванные отношением подростков к музыке как к школьному предмету. — М., 1970
60. Д^донов Б.И. Эмоция как ценность. — М., 1979
61. Егоров А.Г. Проблемы эстетики. М., 1974.
62. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. — М., 1988
63. Замеский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. — М„ 1994
64. Запорожец A.B., Веккер Л.М., Зинченко В. П., Рузская Л.Г., Восприятие и действие — М., 1967
65. Зиммерман М. Результаты последних исследований в области музыкального развития детей, их значения для программ музыкального воспитания. — М., 1970
66. Зубов Ю.С. Библиография и художественное развитие личности. М., 1979
67. Илларионова Л.П. Подготовка будущего учителя музыки к осуществлению нравственного воспитания школьников. — А.-ата, 1991
68. Интонация и музыкальный образ. Сб. статей /под ред. Б.М.Ярустовского. -М., 1965.
69. Искусство в школе. Сб. статей. — М., 1981-19275. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. — М, 1977
70. Калмыкова З.И. Педагогика гуманизма. -М., 1990
71. КампейреГ. Отрочество, его психология и педагогика. СПб, 1910
72. Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. М., 1991
73. Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности -основа учебно-воспитательного процесса М., 1993
74. Кле М. Психология подростка: психосенсуалъное развитие. М., 1991
75. Коган Л. Н. Художественный вкус.-М., 1968
76. Колобаев В.К. Психология восприятия и организация учебного материала // Вопр. Психологии, 1989, № 6. с. 61-69
77. Коннцкова Т.Е. Проблемы воспитания подростков. М., 1972
78. Коссов Б.Б. Проблемы психологии восприятия. -М.#71
79. Костюк А.Г. Некоторые вопросы восприятия музыкального произведения /Вопросы психологии, 1963, № 2
80. Краевский В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики -М., 1977
81. Краковский А.П. О подростках /содержание возрастного, полового и типологического в личности старшего и младшего подростка/ М., 1970
82. Кремлев Ю.А. О роли разума в восприятии произведений искусства. -М., 1970
83. Кремлев Ю.А. Очерки по эстетике музыки. М., 1972
84. Крупник Е.П. Психологические проблемы воспитательного воздействия искусства. // Вопр.психологии, 1989, № 4, с. 102 — 110
85. Куменкович Е.П. Развитие профессионального мышления учителей музыки в процессе его методической подготовки. Минск, 1988
86. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детском возрасте М., 1984
87. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1977
88. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.$81.
89. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980
90. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.$85.
91. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М., - 1972
92. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. М., 1995
93. Луначарский A.B. В мире музыки. М., 1958
94. Луначарский A.B. Избранные статьи по эстетике М., 1975
95. Луначарский A.B. О народном образовании М., 1959.
96. Мазель Л. А. Вопросы анализа музыки. Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. М., 1978.
97. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений -М., 1967
98. Марков М.Е. Искусство как процесс. М., 1972
99. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М., 2002
100. Маслова Л. П. Формирование эстетического отношения к произведениям искусства у подростков на уроке музыке. — М, 1994
101. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1977-194110. Медушевский B.B. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 2000
102. Мелик-Пашаев A.A. Из опыта изучения эстетического отношения к действительности //Вопр. Психологии, 1990 № 5, с. 22-31
103. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности М., 1981
104. Мелик-Пашаев A.A. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно- творческого развития школьников // Вопр.психологии 1989, № 1, с. 15-24
105. Мелик -Пашаев A.A., Новлянская З.И. Ступеньки к творчеству. -М., 1987
106. Мелькумова Э.И. Формирование у подростков потребности в музыкальном самообразовании. Автореферат; канд. дисс. Ташкент, 1988
107. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М„ 1982
108. Методы изучения и диагностики психического развития ребенка /под ред. Н.И. Непомнящей. -М., 1975
109. Мисливец Н. А. Формирование у будущих учителей умений осуществлять организаторскую деятельность в процессе обучения младших школьников. М., 1992
110. Митина J1.M. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопр. Психологии, 1990, № 3, с.58-64
111. Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. Сб.статей. Сост. А.Г. Костюк. Киев, 1986
112. Морозова С.Н. Из истории массового музыкального воспитания. Б.Л.Яворский /Музыкальное воспитание в школе. — М., 1977, вып. 12
113. Мухина B.C. Возрастная психология. М., 2000-195123. Муцмахер В.И. Формирование профессионально-значимых качеств личности будущего учителя музыки. M.J&8
114. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972
115. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. — М., 1981
116. Об образовании: Федеральный Закон Российской Федерации. М., 1997
117. Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства /под ред. Д.Б.Кабалевского. М., 1978.
118. Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства /отв. ред. П.С.Тарасов. М., 1981.
119. Общение и формирование личности школьника / под ред. A.A. Бодалева, P.JI. Кричевского. М., 1987
120. Олифиренко Л.Я. Муниципальная система социально-педагогической поддержки детства // Народное образование. — 2000, № 8, с. 67-74.
121. О положении детей в РФ. М., 1994
122. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М., 1967
123. Основа морали. Хрестоматия. Учеб.пособие для вузов./под ред. О.С. Богдановой и др. М., 1993
124. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. Киев, 1975
125. Педагогика: Учебное пособие /под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1995
126. Педагогика школы /под ред. Г.И. Щукиной М., 1977-196137. Перепелица А.Д. Музыкальная культура и кризис эмоций // Вопр. Психологии, 1990,№ 3, с. 121-126
127. Петровский A.B. Введение в психологию. М., 1998
128. Петрушин В.И. Моделирование эмоций средствами музыки // Вопр. психол. 1988, № 5
129. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 2000
130. Пиличаускас A.A. Познание музыки как воспитательная проблема. Вильнюс, 1991
131. Платонов К.К. Проблемы способностей.-М., 1972
132. Плохова М.Г. Становление и развитие эстетического воспитания в совете кой школе и педагогике. 1917 - 67-М., 1989
133. Плохова М.Г. Совершенствование системы эстетического восприятия -М„ 1987
134. Подкорытова Л.И. Возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста /Учеб. -метод.пособие Свердловск, 1970
135. Поливанова К.Н. Возрастные кризисы глазами психолога и педагога //Вопр. Психологии, 1997, № 3, с. 42-48
136. Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. -М., 1995.
137. Практикум по общей психологии /под ред. А.И.Щербакова. М., 1990
138. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики-М., 1989
139. Проблемы эстетического развития личности школьника // под ред. А.И.Бурова, Е.В.Квятковского-М., 1987
140. Программа по музыке для общеобразовательной школы (с поурочной методической разработкой). 4-7 классы М., 1982-197152. Психологическая диагностика: Учебное пособие. М, 1997.
141. Психология личности. Тексты /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. M., 1982
142. Психологические тесты /под ред. A.A. Карелина М., 2003, т. 1
143. Психологический словарь /под ред. В.В. Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. М., 1983
144. Психология развития: Учебник для студентов высших психологических и педагогических учебных заведений /Т.М.Марютика, Т.Г.Стефаненко, К.Н. Поливанова и др.: под ред. Т.Д.Марцинковской. М., 2001.
145. Психология формирования и развития личности. Сб. статей М., 1981
146. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика/ Под ред. Г.М.Ципина ML, 2003
147. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. — М. 1980
148. Разман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы: Новое педагогическое мышление. -М., 1989
149. Разумный В. А. Художественная педагогика. -М., 1999
150. Разумный В.А. О художественном вкусе. -М., 1969
151. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе /под ред. Л. А. Рапацкой. М., 2003
152. Рапопорт С.Х. Искусство и эмоции Л., 1972
153. Ройтерштейн М.И. Язык музыки. В книге. Книга о музыке. - М., 1975
154. Романова Л.Л. Формирование готовности студентов ВУЗа к профессиональной деятельности учителя музыки. М., 1992-198167. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. т. 1, с.265-300
155. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М., 1975
156. Руминский Л. И. Нравственное воспитание личности — М., 1981
157. Рум гр М.А. Из опыта музыкальной работы со школьниками. М.,52
158. Самакаева М.Ю. Развитие восприятия музыки у старшеклассников (уч. пособие) Свердловск, 1989
159. Самакаева М.Ю. Развитие восприятия музыки у старшеклассников: на материале русской музыки конца XIX -начала XX в. М., 1981
160. Система эстетического воспитания школьников / под ред. С.А. Герасимова-М., 1983
161. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М., 1986
162. Скаткин М.Н., Краевский В.В. Содержание общего образования. Проблемы и перспективы. -М., 1981
163. Сластенин В.А., Исаева И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов E.H. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М., 1997
164. Словарь. Психология /под ред. A.B. Петровского. -М., 1990
165. Собкин B.C., Левин В.А. Художественное образование и эстетическое воспитание // Вопр. Психологии, 1989 № 1, с. 24-32
166. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений /под общ. ред. М.А.Галагузовой. М.,2001
167. Становление гуманистического мироззрения личности: Пособие для студентов пед.вузов. -М., 1994
168. Стасов В.В. Статьи о музыке. Вып. 4 М., 1978
169. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. М., 1972
170. Сухомлинский В.А. О воспитании —М., 1975
171. Сухомлинский В.А. Педагогические сочинения. М., 1980
172. Таранова Т.Н. Подготовка воспитателя в дошкольном педучилище к музыкально-эстетическому воспитанию детей. М., 1992
173. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. — M., 1988
174. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования. Учебное пособие для студентов музыкальных ВУЗов. M., 1986
175. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). -М., 1979
176. Тарасов Г.С. Музыкальное воспитание и развитие личности // Вопр. психологии, 1990 №4, с. 131-134
177. Тарасов Г.С. Проблема «психологической общности» и «уникальности» личности в процессе воспитания // Психология формирования и развития личности/ под ред. Л.И.Анциферовой. М.,1981
178. Тарасов Г.С. О неповторимости человеческой личности // Вопр. психологии 1989, № 3, с. 122-127.-200194. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. В кн. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1985
179. Тодоров J1.B. Понятие культуры и построение содержания образования // Педагогика .- 1999 №8, с.3-10
180. Толстых A.B. Гуманизация образования и эстетические проблемы эстетического воспитания // Педагогика. — 1996 № 4, с. 9-14
181. Тормилова Е.М., Дукаревич М.З. Художественное восприятие и структура личности // Творческий процесс и художественное восприятие. -Л.,1978
182. Уколова Л.И. Самоконтроль в профессиональной подготовке учителя музыки. М., 1991
183. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1974
184. Фарбштейн А. Музыка и эстетика. Л., 1976
185. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М., 1996
186. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту // под ред. И.В.Дубровиной. М., 1987
187. Формирование музыкально-эстегических интересов и предпочтений старшеклассников: метод. рекомендации для студентов муз.-пед. факультетов. Кировоград, 1982
188. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992
189. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука учителю. -М., 1985
190. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников.-М., 1983
191. Фролкин В. Н. Идеи музыкального восприятия Я.А. Коменского \ «Искусство в школе» М.,1993,№1.
192. Художественное восприятие (под ред. B.C. Мейлаха. М., 1971 вып. 1)-201209. Цыпин Г.М. Развитие учащегося музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. Учебное пособие. М., 75.
193. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждение, мнения. Пособие для учащихся музыкальных отделений пед.вузов и консерваторий. М.,1994
194. Челышева Т.В. Теоретические основы музыкально-педагогической подготовки учителя начальных классов в условиях педагогического училища. -М., 1991
195. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры: Курс лекций для студентов-не-ыузыкантов, а также для всех, кто интересуется музыкальным исполнением. Долгопрудный, 1994
196. Черноиваненко Н.М. Формирование музыкального восприятия школьников / Музыкальное воспитание в школе. Сб. статей М., 1982, вып. 15, с. 111-130
197. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности. М., 1981.
198. Шадриков В. Д. Философия образования и образовательная политика. -М., 1993
199. Шацкая В.Н. Музыкально- эстетическое воспитание детей и юношества. М., 1975
200. Швейцер А. Благоговение перед жизнью: пер.с нем. М., 1992
201. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973
202. Шепель В.М. Социально-педагогические проблемы воспитания. -М„ 1987.220» Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды // под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. -М., 1989
203. Эльконин Д.Б. Введению в психологию развития. М.,1994-202222. Эстетическое воспитание школьной молодежи И под ред. Б.Т. Лихачева и Г. Залмона. М., 1981
204. Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка. /Ред.-сост. И.С. Рабинович: общ. Ред. Д.Д.Шостакович. -М.,1972, т.1
205. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М., 1964
206. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Книга для учителя. М., 1986
207. Ястребова H.A. Формирование эстетического идеала и искусства. -М„ 1976
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.