Музыка как фактор духовного развития личности сельского школьника тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Калачева, Лидия Архиповна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 218
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Калачева, Лидия Архиповна
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические предпосылки исследования музыки как фактора духовного развития личности сельского школьника.
1.1 Специфика и функции музыки в духовном становлении и развитии личности.
1.2 Психологические механизмы влияния музыки на личностную структуру школьника.
1.3 Характеристика музыкальной воспитанности сельского школьника.
Выводы по главе I
Глава II.Методика приобщения сельских школьников к музыке.
2.1 Содержание опытно-экспериментальной работы.
2.2 Организация приобщения учащихся к музыке в системе воспитательной работы.
2.3 Диагностика эффективности опытно-экспериментальной работы.
Выводы но главе II
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формирование у школьников-подростков опыта освоения духовной культуры на внеурочных занятиях2000 год, кандидат педагогических наук Смирнова, Ирина Эдуардовна
Педагогические основы духовного развития школьника на уроках музыки и истории искусств1997 год, кандидат педагогических наук Романова, Людмила Сергеевна
Формирование художественных интересов подростков в процессе изобразительно-творческой деятельности2007 год, кандидат педагогических наук Дарчиева, Алена Тимофеевна
Теория и методика изучения готовности школьников к оценке идейно-нравственного содержания музыки в образовательном процессе2002 год, кандидат педагогических наук Дынько, Ольга Николаевна
Гуманизация личности подростка в процессе обучения музыке2006 год, кандидат педагогических наук Глезер, Марина Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыка как фактор духовного развития личности сельского школьника»
Актуальность исследования. Проблема, избранная для исследования, выдвинута временем, которое характеризуется, в первую очередь, вхождением нашего общества в контекст мировой культуры.
Качественные преобразования жизни российского общества, вызванные радикальной сменой политико-экономических и ценностно-смысловых ориt ентиров, неизбежно меняют личную направленность, содержание и духовно-нравственный климат Ж10ни подрастающего поколения.
Во всем мире за последние 50 лет осуществляется и прогрессирующе нарастает значительное падение духовности, сопровождаемое некоторыми процессами, имеющие негативные последствия для развития человека. Это -технократизм, практицизм, приоритет материальных ценностей над духовными, коммерциализация искусства, приведшая к изменению приоритетов в культурных ценностях и, в итоге, утилитаризм нравственности.
По замечанию X. Ортеги, в массу вдохнули силу современного прогресса, но забыли о духе. «Массовый человек, ощутив свою победу, ощутив свое большинство, ощущает себя совершенным. Человеку незаурядному для этого требуется незаурядное самомнение. Если вся предыдущая культура старалась преодолеть архаические черты, заложенные в природе человека, возвысить и одухотворить их, то в XX веке вся архаика выступила без маски. Архаические черты, живущие в глубине человека, празднуют свою победу в феномене массового искусства. Что ждет этого человека, какой жизныо ему суждено жить? — задавал вопрос испанский философ и отвечал: «Да никакой. Он обречен представлять собой другого, то есть не быть ни собой, ни другим. Жшнь его неумолимо теряет достоверность и становиться видимостью, игрой в жшнь, н притом чужую» [198. С.335].
В последние годы со всей остротой встает задача возвращения человеку его духовного потенциала, повышения его общекультурного уровня. Сейчас очевидно, что без обращения к духовной культуре дальнейшее развитие общества просто немыслимо. Культура создается человеком в той же мерс, в какой человек формируется культурой: одно неразрывно связано с другим. «Воспитание и образование являются центром духовности и приобщения к национальным и общекультурным ценностям»[42. C.9J
Духовная культура — есть способ хранения и передачи от поколения к поколению общезначимых ценностей. В процессе восприятия этих ценностей через культурный аккумулятор искусства происходит творческое и нравственное развитие внутреннего мира человека. Воспринимающий искусство проделывает путь от прекрасной формы через сопереживание к постижению идеала.
Искусство представляет ценности, открытые культурой, в виде художественного образа и утверждает их. Безупречен, "чист и богат источник классического искусства, прошедшего испытание временем, которое беспощадно к моде, конъюнктуре, идеологическим спекуляциям. Вечность таких произведении обусловлена вечными проблемами человеческой жизни, которые ставят и решают классики. К художественному достоянию великих можно обращаться в поисках ответов на все вопросы сегодняшней жизни и своей индивидуальной жизни.
Умелое использование педагогом художественных произведений па уроках и во внеклассной деятельности - важнейший источник духовности, гуманизации учебно-воспитательного процесса. На формирование ценностного отношения к музыке оказывает сильное воздействие та звуковая среда, в которой ученик живет и развивается.
Современное положение в молодежной музыкальной культуре ставит общество и образование перед необходимостью обратить внимание на художественный уровень развития школьников, личностные особенности, которые формируются в процессе воздействия преобладающей сегодня музыкальной культуры, качество которой оставляет желать лучшего.
Но приобщение школьников к музыкальному искусству сопряжено сегодня с некоторыми трудностями. Во-первых, в обществе не сложились траднции повседневного общсння с искусством, а сложилось, напротив, странное представление о том, что минуты общения с искусством — это строгая серьезная работа, связанная с «пониманием» художественного произведения - нечто вроде разгадки ребуса, «что хотел сказать художник?». Во-вторых, в школе мало и плохо используются технические средства (диапроектор, вн-део-аудио-магнитофон, телешпор, эпидиаскоп), а без обращения к ним невозможно представить себе широкого поля произведении искусства, доступных общению. В-третьих, повсеместная художествсштя непросвещенность окружающих люден порождает у педагога ложное мнение, будто общение с искусством есть роскошь, допускаемая после решения насущных воспитательных задач.
Что можно противопоставить такой однобокости восшггателыюго воздействия звуковой среды? Ответ, похоже, ясен всем: разумное регулирование, нормализация, т.е. ликвидация однобокости как в средствах массовой информации, так и в программах воспитания школьников.
В этих условиях актуализируется необходимость исследования проблем эстетического воспитания, суть которого в сохранении духовной целостности человека, в формировании его ценностных ориентиров, опирающихся на духовные потребности; в восстановлении духовной связи между поколениями.
Рационалистическое познание мира ведет к нарушению .его всестороннего восприятия, ограничивает возможности человека в создании целостной картины мира и принятии решений в широком спектре жюненных ситуаций. Постижение мира в художественной форме позволяет человеку использовать в качестве источника информации образы, отношения, переживания. Обращение же к специфике художественного постижения мира не только расширяет возможности его познания, но и «дополняет» содержание образования опытом человеческих состояний.
Искусство, в частности музыкальное, несет в себе устойчивое представление о духовных идеалах и ценностях, обладает огромным потенциалом для формирования высоких нравственно-эстетических вкусов и потребностей. этого общения будут максимально реализованы лишь при правильно наиденном месте музыки в системе воспитательной работы.
Педагогическое и методическое решение проблемы приобщения учащихся к высокохудожественным музыкальным произведениям представляет особый интерес для сельской школы. На это есть ряд серьезных причин.
В первую очередь, к ним относятся социально-экономические причины, препятствующие созданию в сельской школе соответствующего технического оснащения, наличия диатек, аудио и видеотек, пакета репродукций, эстетической литературы. Они дополняются социально-психологическими причинами: это отдаленность от города, отсутствие культурных центров, способствующих рождению культурно-эстетических традиций, являющихся социальным фоном для подрастающего поколения в усвоении ими культурного опыта Но существует и третья группа причин — педагогического плана. К ней относится низкая квалифицированность педагогических кадров, неподготовленность учителей как классных руководителей к организованному общению детей с искусством и общий низкий культурный уровень педагогов, которые сами далеки от искусства.
Школа в селе является центром культуры. Деятельность сельской общеобразовательной школы формирует культурный климат сельского социума. Школа-универсум, школа, дающая возможность петь в хоре, играть в оркестре, заниматься танцами, рисовать и т. д. — такая школа является обязательной частью культурной жшни села. Поэтому приобщение сельских школьников к классической музыке является фактором их духовного развития, становления личности.
В.А. Сластенин рассматривает воспитательную работу как педагогическую деятельность, направленную на органшацшо восшггателыюи среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармонического развития личности. И в сельской школе необходимо создать такую среду, в которой будет уделяться большое внимание музыкальному воспитанию школьника с целыо его духовного становлешш.
Идея активно-преобразующей ролн музыкального искусства в утверждении человеческого начала была выдвинута в трудах Б.В. Асафьева, М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, М.Ф. Гнесина, Д.Б. Кабалевского, Д.С. Лихачева, Л.М. Предтече! 1Ской, В.В. Розанова, М.М. Рубинштейна, В.А. Сухомлннско-го, Б.М. Тсплова, В.Н. Шацкой и др.
Проблемы музыкального воспитания и музыкального восприятия изучали Э.Б. Абдулнн, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, В.К. Белобородова, Е.А. Бо-днна, Н.А. Ветлугина, Л.В. Горюнова, Н.А. Гродзенская, В.В. Давыдов, Е.Д. Критская, А.Л. Маслов, В.В. Медушевскнй, В.И. Муцмахер, Е.В. Назайкин-ский, В.Д. Остроменскнй, В.И. Петрушшг, М.Г. Плохова, О.П. Радынова, В.Г. Ражннков, В.А. Разумный М.А. Румер, Г.П. Сергеева, Г.П. Стул о па, Г.С. Тарасов, К.В. Тарасова, Р.А. Тельчарова, В.О. Усачева, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Б.Л. Яворский и др.
Продвижению научного поннмання роли искусства, в том числе музыкального искусства в жизни и общества и личности много содействовали исследования С.А. Аничкина, А.А. Баян, Ю.Б. Борева, А.И. Бурова, Н.И. Кня-щенко, О.А. Кривцуи, B.C. Кузина, А.А. Леонтьева, Б.Т. Лихачева, Р.С. Нс-мова, М.Ф. Овсянникова, В.А. Разумного, В.К. Скатерщнкова и др.
Развитие музыкальной культуры школьников — фундаментальная цель музыкального восшггания. Важные стороны феномена культуры рассматриваются в трудах В.А. Гонтарева, А.Н. Джуринского, МС. Кагана, Л.Н. Когана, Э.В. Соколова и др. Они рассматривали культуру личности как многоплановое явление, оказывающее существенное влияние на экономические, политспеские, социальные и духовные процессы общественной жизни.
Проблемы о ролн искусства в формировании м1гровоззренческнх представлений школьника исследует В.В. Демидснко, о музыке, как социальной среде - Л.П. Дуганова; один из путей музыкального воспитания школьников через фольклорное творчество разработан Л.Л. Куприяновой и др.
Проблему становления личности школьников исследовали Ю.К. Бабан-скнн, Г.П. Волков, И.Н. Лернер, А.В. Мудрнк, П.И. Пндкаснстый, В.А. Разумнын, М.Н. Скэткин, В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова и другие.
Современная психология исследует наиболее важную для художественной деятельности проблему - проблему эмоций (А.В. Запорожец, Я.3. Нсве-ровпч н другие).
Между тем, становится все более очевидной потребность в улучшении музыкального воспитания школьников и недостаточной разработанности путей оптимизации этого процесса в педагогической науке, что является неразрешенным противоречием в современных условиях общественного развития. По мнению А.А. Мелик-Пашаева, в условиях преобладающего сегодня отношения к художественной культуре, соответствующий цикл школьных дисциплин оказывается на третьем плане: и по статусу учителей, и по отводимому на него времени, и с точки уровня его оснащенности, и действительном, а не номинальном присутствии в конкретной школе, н по отношению к нему всех участников н руководителей образовательного процесса. Прагматики считают искусство «бесполезным» и «необязательным». Это касается и уроков музыки.
С учетом этого противоречия сделан выбор темы исследования «Музыка как фактор духовного развития личности сельского школьника», проблема которой сформулирована следующим образом: при каких педагогических условиях музыка становится фактором духовного разв1ггия личности сельского школьника?
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования является музыка как социально-психологический феномен и фактор духовного разв1ггия личности.
Предметом исследовании выступал процесс приобщения сельских школьников к музыке как фактору их духовного личностного развития.
Задачи исследования:
1. Выявить воспитательные потенции и функции музыкального искусства в системе духовного становления и развития человека.
- 102. Создать рабочую модель приобщения сельских школьников к музыке . как фактору их духовного развития.
3. Определить педагогические условия, методику и тсхиолоппо внедрения музыки в жизнь и образование сельского школьника.
4. Разработать научно-практические рекомендации по использованию музыки как средства духовного развития сельского школьника.
Гипотеза исследования:
• воспитательный потенциал музыки как фактора личностного развития реализуется только: при условии педагогического перевода учебного изучения школьником музыкальных произведений в свободное общение школьника с музыкой, который совершается при педагогической инструментовке восприятия музыкального проюведения как общения композитора со слушателем: «Я» композитора — <сЯ» школьника. Методическим решением данного перевода выступает художественная творческая деятельность школьника, организуемая педагогом как общение «Я» школьника с «Я» другого человека. Ключевым элементом этого перевода является овладение школьником художественно-образного языка искусства как специфического языка человеческого общения;
• педагогическими условиями организации свободного общения с музыкой являются: накопление интонационного опыта восприятия музыки разных эпох и стилей, музыкально-эстетических знаний и умений в разнообразных формах организации музыкальной деятельности, поэтапное применение методов и приемов, побуждающих к проявлению музыкально-творческой и художсственио-эстеггаческой деятельности.
Ведущей идеен исследования служило восхождение сельского школьника к свободному общению с музыкой как механизму обретения в личностной структуре духовно-ценностного отношения к искусству.
Теоретико-методологическими основаниями исследования явились важнейшие философские положения о человеке как высшей ценности гуманистической культуры; о сущности гуманистической природы искусства; о роли искусства в формировании духовно богатой личности; о специфике музыкального творчества и художественного познания мира; о художественной деятельности как синкретической деятельности и общения «Я» и «Другого» (М.М. Бахтин, Д.Б. Кабалевский, М.С. Каган и другие).
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений применялись следующие методы исследования:
• теоретический анализ философской, психологической, искусствоведческой и педагогической литературы;
• длительные педагогические наблюдения по специально разработанным программам;
• анкетирование, интервьюирование, беседа и др.;
• проективные методики (недописанный тезис, недопнеанный диалог, фантастический выбор и др.);
• опытно-экспериментальная работа;
• математические методы.
Опытно-экспериментальной базой была избрана МОУ «Середейская средняя общеобразовательная школа» Сухиничского района Калужской области. К исследованию были привлечены учащиеся первых — восьмых классов (120 человек).
Исследование выполнялось в несколько этапов.
Первый этап (2001-2003) — подготовительный: изучение н анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой и методической литературы. Оценка современного состояния проблемы. Определение цел11, задач, гипотезы, методологии и методики исследования.
Второй этап (2003-2005) — опытно-экспериментальный: разработка содержания и определение методики констатирующего и формирующего в аришггов организации эксперимента общения сельских школьников с музыкой и изучения ее влияния на личностное развитие учащихся.
Третий этап (2005-2006) — обобщающий: систематизация, уточнение и корректировка результатов исследования, положений и выводов, литературное оформление диссертации.
Научная новизна исследования:
• выявлен дополнительный фактор усиления воспитательных потенции музыки в се влиянии на духовное развитие лшнюсти сельского школьника;
• введено понятие «свободное общение с музыкой» как педагогический инструментарий организации процесса духовного развития личности;
• осуществлено педагогическое моделирование перевода учебного изучения сельскими школьниками музыки через художественно-творческую деятельность в свободное и систематическое общение с музыкой;
• определены и обоснованы педагогические условия, методики и технологии приобщения школьников к свободному общению с музыкой в условиях сельской школы.
Теоретическая значимость исследования:
• расширены функциональные возможности музыки в духовном становлении и развитии личности;
• раскрыт психологический принцип «перевода изучения музыки в свободное общение с музыкой» в педагогическом влияшш музыки на личностную структуру школьника;
• выделены содержательные и процессуальные характеристики приобщения сельских школьников к свободному общению с музыкой.
Практическая значимость исследования:
• разработаны программа и методики организации общения сельских школьников с музыкой;
• подготовлены научно-методические рекомендации по использованию музыки в системе духовного развития личности сельского школьника.
Достоверность и надежность полученных: научных результатов обеспечены четкостью методологических позиций, связанных с культурологическим и личностно - деятсльностным подходами, использованием комплекса методов исследования, адекватных его проблеме, объекту, предмету, задачам и логике, непротиворечивостью и сравнимостью опытно-экспериментальных данных с массовой практикой.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Музыка обладает особо тонким и чрезвычайно сильным воспитательным влиянием на детей, реализация се развивающего потенциала требует педагогически целесообразной организации в освоении сельскими школьниками художественно-образного языка н восприятии музыкального прошведения.
2. Педагогически инструментованное восприятие музыкального произведения открывает школьнику путь к свободному общению с музыкой и к выходу на общение «мое Я» — «Я композитора».
3. Процесс перевода сельских школьников на свободное и снстсмаппе-ское общение с музыкой состоит из трех основных элсме1ггов: «инди-вндуапыюс восприятие» - художественно-творческая деятельность — самостоятельно избранное музыкальное произведение для свободного общения с ним.
4. Переход от «учебного прослушивания» к «свободному общению с музыкой» обеспечивает продуктивное влияние музыкального искусства на духовное развитие сельского школьника, обретешю им ее личностного смысла при условии соответствующей профессиональной подготовки педагога.
Апробация н внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы исследования апробированы путем публикаций. Oiut обсуждались на заседании кафедры педагогики высшей школы МПГУ; па научно-практических конференциях в г. Калуге (1997, 2001), г. Барнауле (2003), на научном семинаре в г. Архангельске (2006) на методических семинарах заместителей директоров по воспитательной работе Сухиничского, Думнннч-ского и Мещевского районов Калужской область Ведущие идеи исследования внедрены в учебио-воепптательиый процесс МОУ «Середенская средняя общеобразовательная школа» Сухиничского района Калужской области.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка Л1ггературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Музыкальное воспитание в системе развития духовного потенциала учащейся молодежи: состояние, тенденции, рекомендации: На материалах Республики Татарстан2006 год, кандидат социологических наук Миннегулов, Раис Мотигуллович
Символическое использование цвета как средства музыкально-эстетического развития младших школьников2002 год, кандидат педагогических наук Арзыбова, Лариса Владимировна
Формирование слушательской музыкальной культуры школьников-подростков2006 год, кандидат педагогических наук Ломакина, Наталья Сергеевна
Формирование основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора2004 год, кандидат педагогических наук Яковлюк, Светлана Михайловна
Эстетическое восприятие музыки в процессе становления духовного мира школьников2003 год, кандидат педагогических наук Лифинцева, Светлана Николаевна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Калачева, Лидия Архиповна
Выводы по главе II
Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов эксперимента выявил положительное влияние проведенной опытпо-экспернменталыюй работы и показал эффективность разработанной модели «Циклично-этапного восхождения школьника к свободному общению с музыкой», разработанной методике, направленной на развитие ценностного отношения к музыке у сельских школьников.
- 197
Сопоставлсние особенностей музыкальных предпочтений учащихся экспериментальных групп в начале и конце формирующего этапа исследования также свидетельствуют о качественных изменениях в отношснчсских проявлениях школьников к классической музыке. Число учащихся экспериментальных групп, предпочитающих классические музыкальные произведения, увеличилось до 48%. В контрольных группах подобные музыкальные предпочтения наблюдались только у 13% учащихся.
Полученные данные подтверждают предположение о необходимости духовного развития сельского школьника средствами музыкального искусства. Результаты эксперимента свидетельствуют об эффективности предлагаемой содержательной программы, составленной на основе лучших образцов музыкальной культуры.
Исследование подтвердило эффективность выявленных педагогических условий, необходимых для развития ценностного отношения к музыке у сельских школьников. Активное положительное отношение к музыке формируется при накоплении интонационного опыта восприятия музыки разных эпох и стилей, музыкально-эстетнчесикх знаний, которыми учащиеся способны овладеть в разнообразных формах музыкальной деятельности. Путем непроизвольного накопления музыкальных впечатлений осуществляется постепенное восхождение школьников к свободному общению с музыкой, которое ведет за собой развитие ясных, устойчивых представлений и переживаний. Поэтапное применение методов и приемов стимулирует активность учащихся и побуждает их к музыкально-творческой деятельности.
Разработанная в ходе экспериментального исследования методика дала возможность заинтересовать каждого школьника произведениями музыкальной классики; помогла в осознании личностного отношения к воспринимаемой музыке; позволила развить у учащихся избирательные музыкальные предпочтения.
Система методов, построенная с учетом усложнения музыкального репертуара и нарастания и самостоятельности и инициативы при осознании му
- 198 зыкальных впечатлений, повлияла на эмоционально-образное развитие школьников, необходимое для выражения отношения к музыке.
Наиболее ярко позитивные изменения выразились в развитии суждений учащихся о произведениях музыкальной классики: от немотивированных интуитивно-эмоциональных высказываний через оценку -констатацию, к оценке-рассуждению и оценке-обобщению.
Школьники экспериментальных групп показали не только качественно новый уровень отношения к музыкальной культуре, они стали проявлять восприимчивость к произведениям других видов искусств и к прекрасному в окружающей жизни.
В ходе исследования была также определена роль семьи в развитии ценностного отношения учащихся к музыке, которая не только выступает предпосылкой становления основ музыкальной культуры школьника, но и влияет на формирование ценностных приоритетов личности.
- 199 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, обращение к музыке как социально-психологичеекому и педагогическому феномену позволяет обнаружить в ней огромные потенциальные педагогические силы, способные значительно повысить результативность воспитательного процесса.
Выявление в художественном образе как социально-психологическом феномене таких особенностей как общедоступность восприятия, отраженной жизненной реальности и ценностное содержание, позволяет рассматривать художественное проговедение как педагогический феномен, обладающий высочайшими воспитательными потенциями.
Реапшация данных воспитательных потенций обеспечивается двумя направлениями воспитательного процесса: первое — изменение структуры воспитания в школе, куда должен быть внедрен элемент художественного воздействия широкого жизненного плана; второе - изменением содержания профессиональной педагогической подготовки.
Проведенные экспериментальные занятия положительно повлияли на ценностные ориентации и вкусы школьников, способствовали развитию у них эстетических суждений, чувств, творческих способностей, ценностного отношения к музыке, Другому человеку, своему «Я». Эти изменения в духовно-ценностных ориетациях школьников подтверждают необходимость выбора в качестве эффективного средства развития лшшости школьников специально организованной деятельности по приобщению их к миру музыки.
Исследование подтвердило, что музыка является фактором общего развития личности. Организация процесса художественно-творческой деятельности школьника основана на психологическом механизме педагогически инструментованного восприятия музыкального произведения.
Эффективное восприятие музыки школьником определяется мерой познания художественно-образного языка и овладения этим языком. Ключевым моментом данного процесса является перевод ученика от учебной деятельности ознакомления с музыкой к свободному общению с музыкой через фор
- 200 мировшше личностного смысла музыки.
Самостоятельное владение художественно-образным языком открывает возможности выхода на позиции общения с Другим «я» посредством этого художественного языка. Таким образом, создаются условия перевода учебной музыкальной деятельности к деятельности свободного общения.
Перевод к свободному общению с музыкой становится решающим фактором развития духовного мира школьника. Но этот процесс должен быть обеспечен благоприятным социально-психологическим климатом в группе:
• личностным ценностным отношением к музыке педагога, создающего поле эмоционального заражения;
• свободным диалогическим взаимодействием учителя и учеников как «человек — человек»;
• проецированием будущей художественно-творческой деятельности в пространстве свободного времени и перспективы свободного общения в будущей жизни;
• педагогической поддержкой ребенка в его первых самостоятельных шагах к свободному общению с музыкой.
Музыкальное искусство — яркое и незаменимое средство формирования целостной личности ребенка. Музыка и связанная с нею деятельность вызывают у детей особую потребность, желание общаться с нею, а по мере возможности и «рассуждать» в ней. Лишь в условиях создания эстетической атмосферы успешно осуществляется всестороннее развитие личности школьника.
Формирование музыкальной культуры, как одной га составляющих духовной культуры личности, во многом детерминировано наличием реальных движущих сил, среди которых:
• интерес к общению с музыкой как к событию в жизни школьника, подпитываемый от занятия к занятию;
• глубокое эмоциональное переживание и эстетическое наслаждение, полученное от встречи с прекрасной музыкой;
- 201
• духовно-ценностное ощущение личностной значимости музыкального образа для жшни развивающейся личности ученика;
• возможность общения и эмоционального раскрепощения учащихся на доверительном уровне «общения» с прекрасным музыкальным произведением;
• некоторая недосказанность, тайна художественного проговедения, столь долгое время волнующее людей не одного поколения;
• учитель - как интереснейшая личность, которая по-новому раскрывается учащимся, приносящий своим появлением множество интересов и увлечении;
• интересное для всех художественно-творческое дело, в которое каждый го школьников вкладывает частицу своей индивидуальной ценности.
Система ценностных отношений, включающая в себя способность к сопереживанию, проявление активности и инициативы, готовности к художественной деятельности, ответственности и самостоятельности в се выполнении, способствуют формированию социально-значимых качеств личности.
Формирование духовной направленности школьника подтверждают наличие в этом периоде значительного потенциала для становления личности. В процессе приобщения школьников к миру музыки формируется позитивное отношение учащихся к окружающему миру, формируется способность к разрешению противоречий мира, способность преодолевать их без ущерба для характера взаимоотношений с ним, способность к преобразующей деятельности. Процесс духовно-эстетического становления личности школьников может быть успешным при реализации следующих педагогических условий:
• учет психолого-возрастных особенностей школьников;
• построение деятельности музыкального восприятия на основе психолого-педагогических закономерностей;
• организация общения школьников с музыкой ценностно-ориентирующего содержания и его эмоциональной природы в качестве целенаправленного воспитательного воздействия на личность школьников.
В результате меняется отношение к Человеку, смещение объекта внимания на познание души Другого.
Процесс развития личности школьников, заключающийся в формировании духовных ценностей иногда, вопреки негативному влиянию окружающей социальной среды, зависит от того, насколько ценности стили личност-но-значнмыми для школьников. Наличие ценностно-значимых ценностей обеспечивает способность человека твердо отличать нравственное от безнравственного в окружающем мире, формировать характер отношений личности к тем или иным явлениям мира.
Выполненное исследование не только решило, но и выявило новые проблемы, связанные с проблемой личностного развития школьника средствами музыки. К ним, в частности относится развитие нрофессионалыю-музыкальной компетентности учителей.
При завершении исследования выявились новые проблемы, связанные с проблемой личностного развития школьника под влиянием фактора музыки.
В первую очередь, выявилась необходимость корректировки образовательной программы педагогов в вузе: следует ввести новую учебную дисциплину но ознакомлению будущего педагога с произведениями музыкального искусства.
Так же, как показывает исследование, управленческая структура школы должна содействовать широкому внедрению музыкального искусства в жизнедеятельность школьника.
Как подтверждает исследование, школьному педагогу надо рекомендовать широко и интенсивно использовать музыкальное искусство в системе духовного воспитания школьника.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Калачева, Лидия Архиповна, 2008 год
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980. -336с.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М., 1991. —299с.
3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. -М: ВЛАДОС, 2003. 335с.
4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. /Конспекты уроков. Репертуар. Методика. М.: ВЛАДОС, 2005. 430с.
5. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — Минск: БГУ, 1990. — 560с.
6. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. - 221с.
7. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Ки.2. Л., 1971.-221с.
8. Асафьев Б.В. Избранные труды. Т.2. -М., 1954. 319с.
9. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. -М., 1973. -218с.
10. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -М.: Искусство, 1979.-424с.
11. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. -М., 1964. —218с.
12. Белинский В.Г. ПСС. т.4 -М., 1954. 486 с.
13. Белобородова В.К., Ригина Г.С., Алиев Ю.Б. Музыкальное восприятие школьников. —М.: Педагогика, 1975. — 184с.
14. Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства -М., 1981,-319с.
15. Берхин Н.Б. Специфика искусства (психологический аспект). -М., 1984.-243с.- 20416. Библер B.C. От наукоучешш — к логике культуры: два философских введения в XXI век. — М: Политиздат, 1991. —413с.
16. Борев Ю.Б. Эстетика. -М.: Высшая школа, 2002. — 496с.
17. Борев Ю.Б. Основные эстетические категории. — М.: Высшая школа, 1960.-448с.
18. Васина-Гроссман В.А. Первая книжка о музыке. —М., 1979. —176 с.
19. Васина-Гроссман В.А. Книга о музыке и великих музыкантах. -М.: Современник, 1998.-286с.
20. Великович Э.И. Великие музыкальные имена. — СПб.: Лань, 2002.-373с.
21. Ветлупша Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1983. —270с.
22. Ветлугина Н.А. Художественный образ и детское творчество. Художественное творчество и ребенок. М., 1972. — с.22-36.
23. Вила-Лобос Э. О музыке и музыкальном образовашш. //Музыка стран Латинской Америки. -М., 1983. — 254с.
24. Воспитание как педагогический процесс. /Под редакцией Н.Е. Щурковой. М.: Прометей, 2004. — 351с.
25. Восприятие музыки. Сборник статей. М.: Музыка, 1980. —237с.
26. Воспитать человека. /Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания. М.: «Вентана -Граф», 2002. — 382с.- 205
27. Выготский J1.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1988. -576с.
28. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. Кн. Для учителя — 3-е шд. М.: Просвещение, 1991.-93с.
29. Выготский JI.C. Педагогическая психология. /Под ред. В.В. Давыдова М.: Педагогика, 1991. - 480с.
30. Вюнш В. Формирование человека посредством музыки. Преподавание музыки в вальдорфской школе. /Пер. Н.Т. Григорьевой. — М.: Парсифаль: Издательстъво московского центра вальдорфской педагогики, 1998.-160с.
31. Гегель Г.В. Эстетика: в 4-х т. Т.4, 4.1: Феноменология духа. -М., 1968.-437с.
32. Герцман Е.В. Античная музыкальная педагогика: учебное пособие для вузов. — СПб., 1996. — 96с.
33. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. ML: Педагогика, 1986. — 128с.
34. Горюнова JI.B. Музыка язык общения. // Искусство в школе. 2004. № 4. С. 55-58.
35. Готсдинер A.JL, Мясшцев В.Н. Влияние музыки на человека по данным электоэнцефалографических и психологических показателей. — Вопросы психологин. № 1, 1975. —78с.
36. Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. — JL: Искусство, 1990.-221с.
37. Джидарьян И. А. Эстетическая потребность. —М: Наука, 1981.-191с.
38. Джуринский А.Н. История педагогики. — М.: ВЛАДОС, 2000. -231с.
39. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современ- 206ном мире. —М.: Прометей, 2002.- 71с.
40. Днепров В. Идеи, страсти, поступки. -М., 1978. -297с.
41. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. -ML, 1978. — 194с.
42. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве. -М: Смысл, 1993
43. Драйден Г., Вое Д. Революция в обучении. М.: Парвинэ, 2003. -388с.
44. Дуганова Л.П. Искусство как среда воспитания. Восгпгтать человека. /Сб. материалов по проблемам воспитания. —М.: «Вентана -Граф», 2002. -С. 201-211.
45. Ежеленко В.Б. Новая педагогика. Теория и методика педагогического процесса: Учебное пособие. СПб.: РГПУ имени А.И. Герцена, 1999.-246с.
46. Еремеев А.Ф. Границы искусства. — М., 1987. — 316с.
47. Журавлев В.В. Мир художественной культуры. — М.: Мысль, 1987.-237с.
48. Зись А.Я. Искусство и эстетика: Введение в искусствознание. 2-е изд. - М.: Искусство, 1975. - 440с.
49. Из истории музыкального воспитания. / Хрестоматия. Составитель О.А. Апраскина. М.: Просвещение, 1990. -207с.
50. Изобразительное искусство в сфере человеческого общения. /Сб. Критерии и суждения в искусствознании. Вып. 1. -М., 1983- 1986.
51. Искусствознание и психология художественного творчества. -М.: Наука, 1988.-352с.
52. Искусство и педагогика: Из культурного наследия России XIX-XX вв.: Хрестоматия / Автор-сост. М. А. Верб. — 2-е изд., доп. — Псков: Поинкро, 2002. 220 с.
53. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? -М.: Советский композитор, 1977.—245с.
54. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. М.: Детская литература, 1970. 223с.- 207
55. Кабалевский Д.Б. Дорогие мои друзья. М.: Молодая гвардия, 1979.-191с.
56. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1981. 192с.
57. Каган М.С. Мир общения. /Проблема межсубъектных отношений М.: Политиздат, 1988. - 316с.
58. Каган М.С. Искусство и общение. /Сб. научных трудов. —Л., 1984.- 139с.
59. Каган М.С. О месте искусства в жизни школы. // Искусство в школе. 1992. № 1.-С. 13-17.
60. Каган М.С. Музыка в мире искусств. // Советская музыка. 1987. № 1. С.32-35.
61. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996.416с.
62. Каган М. С. Человеческая деятельность. -М., 1974. — 223с.
63. Каган М.С. Эстетика как философская наука. — Спб., 1997. —406с.
64. Каган М.С. Философская теория ценностей. — СПб.: Петрополис, 1997.-205с.
65. Кадобнова И. Искусство слышать. — М.: Радуница, 1994. —106с.
66. Кап-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный. 1976. — 54с,
67. Каптерев П.Ф. Об эстетическом развитии и воспитании. О детских играх и развлечениях: Избранные педагогические сочинения. /Под ред. A.M. Арсеньева/. — М.: Педагогика, 1982. 704с.
68. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1993.-80с.
69. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспита- 208 ние? Воспитание. Воспитание! /Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа. 1996. 156с.
70. Кривцун О. А. Эстетика. -М.: Аспект-Пресс, 1998. 430с.
71. Кудина Г.Н., Мелик-Пашаев А.А. Как развивать художественное восприятие у школьников. — М.: Знание, 1988. — 173с.
72. Куприянова JI.JI. Русский фольклор. /Учебн. для 1кл. четырехлетней начальной школы. — М.: Мнемозина, 2002. —78с.
73. Куприянова JI.JI. Русский фольклор. Уроки в 1 классе. /Учебно-методическое пособие для учителя музыки. — М.: Мнемозина, 2002. -30с.
74. Леванова Е.А. Подросток: концепция психопластики личности. М.: Омега - Л., 2002. - 35с.
75. Леванова Е.А. Технология конструктивного взаимодействия педагога с подростком: Методическое пособие. М., 2002. —222с.
76. Леванова Е.А. Мастерская вожатого: Руководство для начинающих и опытных. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 171с.
77. Левина М.М. Основы технологии педагогического образования. Московский пед. госуд. ун-т. и др. — Минск, 1998. — 343с:, ил., табл.
78. Левина М.М. Технология профессионального педагогического образования. Учебное пособие для высших педагогических учебных заведений. М: Academia, 2001. — 270с. 1с.: табл.
79. Леонтьев А.А. Психология общения. /Издание второе, исправленное и дополненное/. М.: Смысл, 1997. -365с.
80. Леонтьев А.Н. Избранные психологические прошведения. — В 2-х т. М.: Педагогика, 1983. - 489с.
81. Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства. —М: МГУ, 1998. -105 с.
82. Лист Ф. Ф. Шопен. М., 1958. 232с.
83. Лихачев Д.С. Об актуальности проблемы общения в современном искусствознании. Искусство и общение. /Сб. научных трудов. — Л.: 1984.-С. 5.1984.-С. 5.
84. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. Изд. 2-е, доп. — М.: Детская литература, 1988. —238с.
85. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1985. 175с.
86. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — М: Юрайт, 1998.-464с.
87. Лосев А. Античная музыкальная эстетика. /Вступительный очерк и собрание текстов профессора А. Лосева. -М.: 1960. -С. 92.
88. Лукьянов Б.Г. По законам красоты. — М.: Современник, 1988. -475с.
89. Мазель Л.А. О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки. Сб. «Интонация и музыкальный образ». -М: Музыка, 1965. — 311с.
90. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. М., 1978. - 218с.
91. Макаренко А.С. Сочинения в 7-ми т., т.5. М., 1958. — 231с.
92. Максакова В.И. Педагогическая антропология: Учебное пособие по спец. 031000 — Педагогика и психология. — М.: Academia, 2001. -205с.
93. Максакова В.И. Организащш воспитания младших школьников: Методическое пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2003. -253с., 1с.: ил.
94. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. — М: Педагогическое общество России. Издательский Дом «Ноосфера)), 1999. — 300с.
95. Малюков А.Н. Теоретические основы формирования художественной культуры у подростков: Учебное пособие. — М.: Прометей, 1993. -14с.
96. Марков М. Искусство как процесс. М.: Искусство, 1970. —228с.
97. Марков М. Об эстетической деятельность Некоторые закономерности процесса восприятия искусства и художественного творчества. -М., 1957.
98. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.42. -М.: 1975. 395с.
99. Маслова Л.П. Педагогика искусства. -Новосибирск: 1997. —163с.
100. Мастера искусства об искусстве: в 7т. / Под редакцией А.А. Губера. М.: Искусство, 1969-1970.-Т.7. -276с.
101. Материалы к биографии Б. Асафьева. Л., 1982. —78с.
102. Мегрелидзе К.Р. Основные проблемы социологии мышления. Тбилиси: 1973. - 38с.
103. Медушевский В.В. Строение музыкального произведения в связи с его направленностью на слушателя. Дисс. канд. пед наук. М., 1970.
104. Медушевский В.В. Восприятие музыки. — М., 1980. — 345с.
105. Me ил ах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы. / Предисл. Б. Кедрова. М.: Искусство, 1985. - 318с.
106. Мелик-Пашасв А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. — 96с.
107. Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников. // Вопросы психологии. 1989. №1. -С. 15-23.
108. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступени к творчеству: (художественное развитие ребенка в семье). — М.: Педагогика, 1987. — 126с., ил.
109. Морозова С.Н. Музыкально-творческое развитие детей в педагогическом наследии Б.Л. Яворского. М., 1981. —116с.
110. Морозова С.Н. Из истории музыкального востггания. Б.Л.- 211
111. Яворский /Музыкальное воспитание в школе. -М., 1977, вып. 12. —112с.
112. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников: Книга для классных руководителей. — 2-е год. — М.: Просвещение, 1981. — 176с.
113. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. — М: Просвещение, 1986. 160с.
114. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. -М, 2001. —320 с.
115. Музыкальное воспитание в СССР. Выпуск 1. М.: Советский композитор, 1978.-486с.
116. Музыкальная энциклопедия. Главный редактор Ю.В. Келдыш. Т.З. М.: Советская энциклопедия, 1976. - 1102с.
117. Музыка: Что о ней должен знать современный человек. — М.: Рипол Классик, 2002. 605с.
118. Музыка: Энциклопедия. -М.: OJ1MA ПРЕСС. 2002. -287с.
119. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания. Восприятие музыки. — М., 1980. — 234с.
120. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. -М.: Музыка, 1972. -381с.
121. Нарский И.С. Ценность и полезность. // Философские науки, №3,1969. -С. 36-38.
122. Нарский И.С. Диалектическое противоречие и логика познания. // Философские науки, № 3, 1969. -С. 44 45.
123. Немов Р.С. Психология. Ч. 2. -М.: Владос Пресс, 2003.352с.
124. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987. — 255с., 32л. ил.
125. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. -М.: Academja, 2001. — 365с.
126. Основы эстетического воспитания: Учебное пособие /Под ред. А.К. Дремова. -М.: Высшая школа, 1975. 327с.- 212
127. Основы эстетического воспитания. /Под ред. Н.А. Кушаева. — М.: Просвещение, 1986. -238с.
128. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема.-Киев: 1975.
129. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогич. учеб. завед. /В.А. Сластепин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. — 4-е изд. -М.: Школьная пресса, 2002. -512с.
130. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: ПАССИМ, 1994.-303с.
131. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. Теория и практика. М.: ВЛАДОС, 2000. 174с.
132. Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. М. 1991.-101с.
133. Пидкасистый П.И. Педагогика. УГретьс годание, дополненное и переработанное/. М.: Педагогическое общество России, 2000. 638с.
134. Подласый И.П. Педагогика. В двух книгах. Книга 2. Процесс воспитания. М.: Владос, 2000. — 256с.
135. Прасолова Е.Л. В союзе с красотой: (эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе): Кн. для учителя: из опыта работы. — М.: Просвещение, 1987.-240с.
136. Проблемы эстетического развития личности школьника. МСвятковский Е.В., Буров А.И., Печко Л.П. и др.: Под ред. А.И. Бурова и Е.В. Квятковского. — М.: Педагогика, 1987. —96с.
137. Программы. Музыка. —М.: Просвещение, 1994. -157с.
138. Программа по музыке для общеобразовательной школы (с поурочной методической разработкой для общеобразовательной школы). 1-3 классы. -М., 1982. 259с.
139. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания. Петербургская концепция. — СПб., 1994. —55с.
140. Психологический словарь. /Под. ред. Неймера ЮЛ. — Ростов- 213 на-Дону: шд. «Феникс», 2003. — 640с.
141. Психология воспитания. / Под ред. В.А. Петровского. — М., 1995.- 152с.
142. Пути и средства эстетического воспитания. /Н.И. Киященко, Н.Л.Лейзеров, В.Н. Абросимов и др. М.: Наука, 1989. - 192с.
143. Радьшова О.П. Музыкальное развитие детей: в 2-х ч. 4.1: Учебное пособие для вузов. -М.: ВЛАДОС, 1997. 606с.
144. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. — М.: Музыка, 1989.-141с.
145. Райков В.Л. Бноэволюция и совершенствование человека. /Очерки, гипотезы, теория, практика. -М., 1998. -648с.
146. Райков В.Л. Искусство и сознание. Разум — зерно вселенной. /Философские и психологические аспекты /. М., 2000. — 294с.
147. Раппопорт С.Х. Семиотика и язык искусства. /В кн.: Музыкальное искусство и наука. Вып.2 -М., 1973.
148. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. /В кн.: Музыкальное искусство и наука. Вып.2 -М., 1978.
149. Рачина Б.С. Путешествие в страну музыки /Учебно-методическое пособие. СПб.: «МиМ-Экспресс». 1997. 125с
150. Римский-Корсаков Н. А. Музыкальные статьи и заметки. -СПб., 1911.-216с.
151. Романова Л.С. Педагогические основы духовного развития школьника на уроках музыки и истории искусств. — М., 1997. — 22с.
152. Российская педагогическая энциклопедия. Т.2. Москва.: Большая Российская энциклопедия, 1999. —608с.
153. Россихина В.П. Беседы о классической музыке: Для детей. — М.: Просвещение, 1980. 1 Юс.
154. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии, — М. 1973.
155. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. /Методическое пособие. М.: Просвещение, 2005. — 205с.- 214
156. Симонов П.В. Информационная теория эмоций и психология искусства. / Искусствознание и психология художественного творчества. М.: Наука, 1988.-352с.
157. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учебное пособие. М.: Академия, 2000.-216с.
158. Сластенин В.А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя //Психология труда и личности учителя / Под ред. А.И. Щербакова. JT., 1976.
159. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. В сб. Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогическис науки. — М.: Прометей, 1994,- 196с.
160. Сластенин В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. — М., 1997.
161. Сластенин В.А. Учитель в воспитательной системе. /Моделирование воспитательных систем: теория — практике: Сб. научи, ст. /Под. ред. Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. -М: Изд-во РОУ, 1995. — С.23-31.
162. Сластенин В.А. Психология и педагогика: Учебное пособие по непед. специальн. -М.: Academia, 2001. -477с, 1с.: ил.
163. Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию: Учебное пособие для вузов по специальн. 031000 Педагогика и психология. — М: Academia, 2003. - 185с.
164. Сластенин В.А. Методика воспитательной работы. Учебное- 215пособис для вузов по спсциальн. 033400. — М.: Academia, 2004. — 143с, 1с.: табл.
165. Сластеннн В.А. Профессионалтм учителя как явление педагогической культуры. // Педагогическое образование и наука. — 2004. № 5. — С.4-15.
166. Сластенин В.А., Перевалов С.Г. Педагогическая деятельность как творческий процесс. // Педагогика образования и наука. — 2005. № 1. -С.25-34.
167. Сластеннн В.А. Слово об учителе. //Педагогическое образование и наука — 2005. №. 1. — С.64-65.
168. Сластешш В.А. Рефлексивная культура и профессионализм учителя. //Педагогическое образование и наука — 2005. № 3. — С.37-42.
169. Сластенин В.А. Качество образования как социально-педагогический феномен.// Педагогическое образование и наука — 2005. -ЖЗ.-С.65-69.
170. Соколов-Микитов И.С. Давние встречи. — JL, 1976. — 310с.
171. Сохор А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия. /В кн.: Проблемы музыкального мышления. -М., 1974.
172. Сухомлинский В.О. О воспитании. //Неделя, № 3, 1972. -С. 34.
173. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х томах. Т.З.-М., 1981, 361с.
174. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие. / Сост. О.В Сухомлинская. М.: Педагогика, 1990. -288с.
175. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). — М.: Наука, 1979. — 191с.
176. Тельчарова Р.А. Музыкально-эстетическая культура и концепция личности. -М.: 1989. —131с.- 216
177. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания. /Известия Академии педагогических наук РСФСР. Вып. 11.-М., 1947.-186с.
178. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: .Наука, 2003.-379с.
179. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. — В кн.: Проблемы индивидуальных различий. -М., 1961. —208с.
180. Титаренко А.И. Нравственные основы общения. М., 1979.237с.
181. Толстой J1.H. Полное собрание сочинений. Т.81-82. М., 1956.-466с.
182. Толстой JI.H. Дневники. //Музыка и революция. №9, 1928.1. С. 14.
183. Толстая С.А. Моя жгонь // Новый мир. 1978. № 8. — 348с.
184. Туманина Н. В. Чайковский. Путь к мастерству. М„: 1962.179с.
185. Узнадзе Д.Н. Психология установки. — СПб: Питер, 2001. —416с.
186. Усачева В.О., Школяр J1.B., Школяр В.А. Музыкальное искусство. /Методическое пособие. 3 класс. М.: ВЕНТАНА — ГРАФ, 2005. — 165с.
187. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. Т.2. — М.: Педагогика, 1988.-493с.
188. Файер Ю. О себе. О музыке. О балете. М.: 1974. - 168с.
189. Федь A.M. Воспитание прекрасным. — М.: Молодая гвардия, 1984.-191с.
190. Филипьев Ю.А. Искусство в системе человеческих ценностей. /Отв. ред. Н.К. Гей. М.: Наследие, 1996. -288с.
191. Философский энциклопедический словарь. /Ред. колл. С.С Аверинцев и др. — 2-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — 815с.- 217
192. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. /Учебное пособие -СПб., 2000.-319 с.
193. Хомяков А.С. Сочинения. Т. 1. -М., 1911. 187с.
194. Хосе Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. — М.: Искусство, 1991. 630с.
195. Художественное творчество и психология. — М: Наука, 1991. 190с.
196. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе. /Составитель докт. пед. наук, профессор О.А. Апраскина — М: Просвещение, 1983.-221с.
197. Цукерман B.C. Музыка и слушатель. -М: Музыка, 1972.
198. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. / В кн.: Культура в свете философии. -Тбилиси: 1974. -С. 41-52.
199. Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи. М., 1953. - 209с.
200. Человек в мире художественной культуры. — М: Наука, 1982.
201. Черноиваненко Н.М. Формирование музыкального восприятия школьников. /Сб. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 15. -М.: Музыка, 1982.-С. 111-130.
202. Шаляпин Ф.И. Маска и душа М., 1989. - 159с.
203. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества М.: Педагогика, 1975. -200с.
204. Школяр Л.В. Проблемы становления урока музыки как урока искусства \\ Теория и методика музыкального образования детей: Научно-педагогическое пособие / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др. -М., 1988. 158с.
205. Щербакова А.А. Восприятие музыкального произведения как форма общения. Искусство и общение. /Сб. научных трудов. —Л., 1984. — С. 127-135.
206. Шостакович Д. О времени и о себе. —М.: Советский композитор, 1980.-С. 154.
207. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. -Смоленск. 1998. —174с.
208. Щуркова Н.Е. Востггание детей в школе. /Новые подходы и новые технологии. -М.: Новая школа, 1998. С. 126 — 128.
209. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. -М.: Педагогическое общество России, 1998. 45с.
210. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. — М.: Педагогическое общество России, 2000. —256с.
211. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. — М., 2000.
212. Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни. — М., 2000.
213. Щуркова Н.Е. Программа воспитшшя школьника. М., 2001.
214. Щуркова Н.Е. Классное руководство: Рабочие диагностики. М.: Педагогическое общество России. 2001. — 93с.
215. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. — М., 2002.
216. Щуркова Н.Е. Формирование жизненного опыта у учащихся. -М.: Педагогическое общество России, 2002, -160с.
217. Щуркова Н.Е., Павлова Е.П. Воспитание счастья. Счастье воспитания. М., - 2003.
218. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика восшггання. -Питер.: 2005.-365с.
219. Щуркова Н.Е. Нежная педагогика. М., 2005. —160с.
220. Щуркова Н.Е. Классный час: Поговорим о жгонн. Материалы для воспитателей и классных руководителей. — М., 2005. —163с.
221. Щуркова Н.Е. Профессиональное мастерство классного руководителя. -М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007. -160с.
222. Эррио Э. Жизнь Бетховена. М., 1968. - 355с.
223. Эстетика: Словарь. /Под ред. А.А. Беляева и др. М.: Издательство политической литературы, 1989. — 447с.
224. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. / Книга для учителя. /Составитель Г.С. Лабковская. М.: Просвещение, 1983.
225. Якобсон П.М. Психология сценических чувств актёра Этюд по психологии творчества. М., 1936. — 85с.
226. Якобсон П.М. Психология чувств. 2-ое доп. изд. — М.: изд. АПН РСФСР, 1958. - 384с.
227. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. — М.: Наука, 1986.-352с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.