Эстетическое функционирование лексики, обозначающей артефакты, в поэзии Серебряного века: на материале лирики А. Ахматовой, Н. Гумилева, М. Цветаевой, И. Северянина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Шадрина, Анна Александровна

  • Шадрина, Анна Александровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Саратов
  • Специальность ВАК РФ10.02.01
  • Количество страниц 310
Шадрина, Анна Александровна. Эстетическое функционирование лексики, обозначающей артефакты, в поэзии Серебряного века: на материале лирики А. Ахматовой, Н. Гумилева, М. Цветаевой, И. Северянина: дис. кандидат филологических наук: 10.02.01 - Русский язык. Саратов. 2006. 310 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Шадрина, Анна Александровна

Введение

1. Проблема семантического своеобразия слова в поэтическом тексте как отражения идиостиля автора

1.1. Основные подходы к изучению поэтической семантики

1.1.1. Структурный подход к изучению семантики

1.1.2. Функционально-стилистический подход к изучению 14 семантики

1.2. Теория поэтического языка и специфика семантики 19 поэтического слова

1.3. Соотношение понятий смысл и значение как реализация индивидуального и общего в семантике слова

1.4. Поэтический текст как реализации образного словоупотребления

1.5. Основные тенденции словоупотребления в поэтических текстах Серебряного века

1.6. Предметная лексика в поэтическом языке Серебряного

2. Функционирование артефактов как знаков номинации в поэтических текстах Серебряного века

2.1. Номинативное функционирование лексики, обозначающей артефакты, в творчестве поэтов-акмеистов

2.1.1. Функционирование слов-артефактов в творчестве А. Ахматовой

2.1.2. Функционирование слов-артефактов в творчестве Н. Гумилева

2.2. Функционирование слов-артефактов в творчестве М. Цветаевой

2.3. Функционирование слов-артефактов в творчестве И. Северянина

3. Образное употребление предметной лексики, обозначающей артефакты, в текстах поэтов

Серебряного века

3.1. Эстетическое функционирование слов-артефактов в составе метафорических конструкций

3.1.1. Структурные типы метафорических наименований в творчестве А. Ахматовой

3.1.2. Особенности метафорического употребления слов-артефактов в творчестве А.Ахматовой

3.1.3. Соотношение языковых и художественных метафорических сочетаний в творчестве А. Ахматовой

3.1.4. Реализация эстетического значения слов-артефактов в составе метафорических конструкций творчестве А. Ахматовой

3.2. Сравнительные конструкции со словами- артефактами в творчестве А. Ахматовой и II. Гумилева

3.3. Основные образы, реализующиеся в метафорических конструкциях со словами-артефактами, в текстах поэтов

Серебряного века

3.4. Эстетическое функционирование артефактов-символов в текстах поэтов Серебряного века

3.5. Артефакты в функции ключевых слов в идиостилях поэтов Серебряного века

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эстетическое функционирование лексики, обозначающей артефакты, в поэзии Серебряного века: на материале лирики А. Ахматовой, Н. Гумилева, М. Цветаевой, И. Северянина»

В художественной системе писателя одной из составляющих является характер изображения той совокупности предметов, среди которых происходит жизнь человека и вне которых она невозможна. По отношению к вещи оформляются целые литературные направления. Каждая литературная эпоха создает «сколь философско-идеологический, столь и вещный свой облик» [Чудаков 1986:253].

Специфика «индивидуальных стилей поэтов начала XX века» во многом определяется тем, как в их поэзии отражен предметный мир [Кожевникова 1986: 8]. В отечественной науке существует давняя традиция изучения предметной лексики (лексики вещного мира), однако до последнего времени она исследовалась в лексикологическом аспекте. Актуальным и теоретически значимым представляется изучение и анализ данной группы слов в стилистическом плане.

Особую значимость предметная лексика приобрела в пределах эстетики акмеизма. Категория предметности в поэзии акмеистов реализуется, в первую очередь, в употреблении предметной лексики, которая имеет в качестве доминирующего признак «искусственно созданный» и обозначающей предметы, созданные и используемые человеком, или артефакты.

Актуальность работы обусловлена тем, что в исследованиях, посвященных функционированию в художественных текстах отдельных лексем, анализу, в основном, подвергаются многозначные лексемы или традиционно используемые как основы метафор природные наименования. В данной работе исследуются эстетические возможности предметной лексики, обозначающей артефакты, которые, как правило, номинативны в языке, однако, становятся семантически осложненными в поэтическом тексте и оказываются очень важными в реализации художественных идей автора.

Предметом исследования стали семантические изменения лексики, обозначающей артефакты, в художественном тексте.

Объектом исследования является функционирование данного класса лексики в произведениях поэтов-акмеистов на фоне поэзии других представителей Серебряного века.

Цель работы - выявить типы эстетических трансформаций семантики лексических единиц, обозначающих артефакты, определить роль данной лексики в реализации авторского восприятия мира как проявлении идиостилей поэтов Серебряного века.

Материалом исследования послужили поэтические тексты четырех представителей Серебряного века - Л. Ахматовой, II. Гумилева, М. Цветаевой и И. Северянина. Объем анализируемого материала - более 2 тысяч словоупотреблений.

Цель исследования обусловила постановку следующих задач:

1. установить общие и индивидуальные черты функционирования слов-артефактов в их номинативном употреблении в поэтических текстах акмеистов и других поэтов Серебряного века;

2. выявить роль слов-артефактов в создании и реализации поэтических образов в лирике акмеистов и других представителей Серебряного века: а) определить особенности функционирования слов-артефактов в составе метафорических конструкций в текстах изучаемых поэтов; б) установит тенденции символизации слов- артефактов;

3. определить особенности функционирования артефактов в роли ключевых слов в текстах поэтов-акмеистов (Л.Лхматовой и И.Гумилева) и других представителей Серебряного века;

4. выявить в использовании лексики, обозначающей артефакты, как общие особенности поэтического словоупотребления, так и специфику ее эстетической трансформации в пределах литературного течения акмеизма и идиостилей поэтов.

Методы предопределены целью и задачами исследования. В качестве основных выступают семантико-стилистический, описательный и сопоставительный анализы в их сочетании, используются элементы компонентного и статистического анализа.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что в работе представлен комплексный подход к изучению особенностей эстетического функционирования слов-артефактов, учитывающий реализацию как их номинативных и переносных, так и образных употреблений в идиостилях поэтов. Выявлены модели и механизмы реализации метафорических переносов, особенности создания и актуализации символических ассоциаций. Определена специфика функционирования слов-артефактов в творчестве поэтов-акмеистов на фоне особенностей словоупотребления других поэтов Серебряного века: показано общее и индивидуальное в идиостиле поэтов-акмеистов, выявлено своеобразие их творческого метода.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что па примере функционирования лексики, обозначающей артефакты, показано общее, присущее поэтическому языку, и своеобразное, предопределенное спецификой идиостилей поэтов. Полученные выводы позволяют уточнить семантико-стилистическую динамику слова в поэтическом тексте Серебряного века. При этом проблема индивидуального и общего уточняется, таким образом, на уровне художественной семантики не только в пределах общепоэтических закономерностей и их преломления в идиостилях, но и в аспекте закономерностей, связанных со стилем акмеизма как литературного течения.

Практическая ценность работы заключается в возможности применения результатов исследования в спецкурсах и спецсеминарах по стилистике русского языка, лингвистическому и литературоведческому анализу художественных текстов, по проблемам акмеизма как литературного направления Серебряного века. Кроме того, материалы исследования могут быть использоваться при составлении словарей метафор и символов поэзии, а также словарей языка писателя.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Своеобразие функционирования лексики, обозначающей артефакты, в эстетической системе акмеизма заключается в особой активности употребления этого класса лексики, при котором слово-артефакт выступает в своем номинативном значении, осложненном «семантическими приращениями».

2. При реализации метафорических значений привычные ассоциации в произведениях акмеистов выражаются новыми, часто - сложными по структуре и семантике, дистрибутивными структурами со словами-артефактами.

3. Тенденция к символизации в лирике акмеизма имеет свои особенности как в отношении лексического состава символизируемых единиц (употребление наравне с книжными и предметно-бытовых лексем), так и в механизме символизации (реализации не отдельных символических значений, а, преимущественно, осложняющих слово символических ассоциаций).

4. Традиционные поэтические образы в эстетических системах разных представителей Серебряного века реализуются путем актуализации в словах-артефактах индивидуальных эстетических приращений, своеобразие которых составляет специфику идиостилей.

5. В поэзии Серебряного века артефакты активно выступают в роли ключевых слов, претерпевающих эстетическую трансформацию. При этом проявляется органическая связь с характером стиля как литературного направления и с природой идиостиля поэта.

6. Варьирование семантического наполнения слов-артефактов в целостной структуре творчества поэта играет важную роль в идиостиле и свидетельствует о значительном эстетическом потенциале данного класса лексики в поэтическом языке.

Структура диссертационной работы

Поставленные задачи реализуются в структуре диссертации, содержащей введение, три главы и заключение.

Во Введении обосновывается актуальность темы, характеризуется объект и предмет исследования, определяются цель и задачи работы, се научная новизна, теоретическая и практическая значимость, методы и материал исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

В Главе 1, включающей шесть параграфов, содержится анализ научной литературы по проблемам поэтической семантики, формулируются основные теоретические положения диссертации.

Глава 2 состоит из нескольких параграфов. В первом параграфе исследуются семантические возможности слов-артефактов в их номинативных значениях в поэзии акмеистов - А. Ахматовой и Н. Гумилева. В следующих параграфах прослеживаются реализации номинативного значения слов-артефактов в творчестве других представителей Серебряного века - И. Северянина и М. Цветаевой.

Глава 3 посвящена анализу образного словоупотребления артефактов. Глава состоит из нескольких параграфов. В первых трех параграфах прослеживается функционирование метафорических и сравнительных конструкций со словами-артефактами в творчестве поэтов-акмеистов - А. Ахматовой и II. Гумилева, привлекаются поэтические образы, реализующиеся в метафорических конструкциях М. Цветаевой и И. Северянина. В четвертом параграфе артефакты рассматриваются с позиции реализации ими символических ассоциаций и приращений. В пятом параграфе анализируются некоторые артефакты, выступающие в творчестве рассматриваемых поэтов в роли ключевых слов, раскрывается их семантическая динамика, играющая важную роль в реализации идиостилей поэтов.

В Заключении содержатся основные выводы, полученные в ходе исследования.

Список использованной литературы приводится в разделе Библиография.

Диссертация снабжена Приложением, включающим тематически классифицируемый список артефактов с конкретными примерами их употребления в лирических текстах поэтов Серебряного века.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены на ежегодных научных конференциях молодых ученых Саратовского государственного университета и Саратовского государственного технического университета в 2003, 2004 и 2005 годах, а также на международной конференции в Ростовском государственном педагогическом университете в 2004 году. По материалам диссертации опубликовано 5 статей.

10

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русский язык», Шадрина, Анна Александровна

Заключение

Проблема функционирования особой лексической группы, обозначающей предметы созданные и используемые человеком, или артефакты, рассматривается аспекте соотношения индивидуального и общего в системе идиостилей поэтов Серебряного века. На фоне традиционного подхода к исследованию предметной лексики, который предполагает способность развития у данных лексических единиц переносных метафорических значений, нами артефакты рассматриваются с позиции семантической осложненности слова в поэтическом тексте.

Слова-артефакты нашли наиболее активное применение в творчестве поэтов-акмеистов. В основу их поэзии, пришедшей на смену символизму, легло не только идейное разобщение с символистами, но и особое отношение к слову как к конкретному и реальному. Явления окружающей действительности стали играть в произведениях акмеистов такую же важную роль, как и сами переживания героев. По определению О.Манделыитама, не предмет как таковой, а «очеловеченный» предмет, который является «воплощенным равновесием между мистическим и бытовым», стал центром поэтического изображения жизни у акмеистов [Мандельштам 1990:182]. Разница между этими направлениями заключалась не только в структуре образов, но и в различии семантико-стилистической приуроченности лексем - основ образности в связи с разницей эстетических взглядов авторов. Вместе с тем, принадлежность поэтов к одному направлению не означала абсолютного подобия их поэтических систем. Так, с позиции функционирования артефактов, которыми наполнена лирика А. Ахматовой и Н. Гумилева - типичных представителей эстетики акмеизма, их поэзию, при сходстве основных тенденций, нельзя назвать одноплановой. Она отражает личные представления поэтов о мире и потому - индивидуальна. Специфичность образности акмеистов становится более явной при сопоставлении тенденций функционирования артефактов в их лирике с функционированием этого класса лексики в поэзии других представителей

Серебряного века - М. Цветаевой и И. Северянина, творчество которых отражает не меньшую активность артефактов и либо столь своеобразно, что творчество его не укладывается в рамки отдельного литературного направления (М. Цветаева), либо отражают специфику другого литературного течения (И. Северянин). Сравнение особенностей функционирования артефактов в поэзии представителей акмеизма и других направлений Серебряного века позволяет точнее определить своеобразие стиля акмеистов. Исследование расширяет и углубляет представления об эстетических свойствах и возможностях артефактов в поэтических текстах различных представителей Серебряного века и тем самым позволяет утвердить их значительный эстетический потенциал в поэтических идиостилях вообще.

Слова-артефакты в творчестве рассматриваемых поэтов представлены лексическими группами, включающими наименования бытовых предметов, предметов одежды и аксессуаров, морских и военных реалий и др.

Лексемы, составляющие эти группы, реализуют в поэзии акмеистов два типа контекстов - номинативные и образные.

Номинативные контексты с артефактами по-разному проявили себя в творчестве акмеистов и других представителей Серебряного века. Общим для этого типа номинации является способность артефактов - слов, как правило, не имеющих узуальных переносных значений и потому не подвергающихся двуплаповому осмыслению в языковой системе, - занимать активную позицию в реализации художественных идей писателя.

В творчестве А. Ахматовой, Н. Гумилева, М. Цветаевой и И. Северянина артефакты широко представлены в номинативных контекстах, большую часть которых составляют единицы семантических групп «Предметы быта», «Одежда», «Атрибуты словесного искусства», «Военные реалии», соотносящиеся с основными темами творчества авторов - жизнь и смерть, любовь и искусство, вера и патриотизм.

Номинативное значение рассматривается с позиции разной степени семантической осложненности - почти нулевой и реально воспроизводимой, характеризующейся наличием текстовых сигналов, «подсказывающих», «сигнализирующих» о развитии контекстной семантики и эмоциональных коннотаций слова. Для акмеистов наиболее характерно последнее. В творчестве А. Ахматовой наиболее активны артефакты семантических групп «Предметы быта» и «Одежда», не вызывающие в малых контекстах никаких ассоциаций. При восприятии же целостного текста стихотворения выявляется сложная семантика, участвующая в передаче чувств и настроений героев, подчеркивающая черты их характеров, манеру поведения и тем самым причастная к реализации содержательного плана произведения. За перечислением предметов обстановки, описанием природы, внешности, занятий, одежды героев скрываются смыслы, гораздо более сложные, чем те, которые реализуются в прямых номинативных значениях.

Для лирики Н. Гумилева семантическая осложненность номинативных конструкций связана с объединением в одном контексте бытовых реалий с высокими размышлениями поэта и поэтическими образами. Подобная тенденция связана с символическими ассоциациями, которыми осложняется прямое номинативное значение артефактов. В этом проявляется одна из характерных черт поэзии Н. Гумилева, стоящей на стыке акмеизма, с его особым вниманием к предметному миру, и символизма, отразившегося в типе ассоциаций - в их большей отдаленности, абстрактности и неожиданности.

Лирика И. Северянина соотносится с общей идеей эгофутуризма как составной части литературного направления - футуризма - скорее по лозунгам и заявлениям, чем по самой поэтической форме, традиционной в своей основе [Иванюшина 2003:43]. Развиваясь в противовес предшествующим литературным направлениям, футуризм И. Северянина в то же время соотносим с эстетикой символизма (противопоставление рациональному знанию тайны мира и души человека) и акмеизма овеществление абстрактных понятий, внимание к предметам), что выражается, в том числе, и в ряде традиционных образов, тем и мотивов его поэзии. Поэтому номинативное употребление артефактов в его стихах реализуется чередованием нулевого типа номинативности с близкой Н. Гумилеву осложнением слова символическими ассоциациями абстрактного характера.

В лирике М. Цветаевой осложнение прямого значения слов-артефактов связано, прежде всего, с особой активностью прилагательных - цветовых номинаций, имеющих закрепленные символические значения. Цветовые эпитеты участвуют в реализации контекстов, воссоздающих картины детства, родины и вносящих в поэтический текст повышенную эмоциональную тональность. Кроме того, артефакты в лирике М. Цветаевой способны соединять номинативное значение и видоизмененные узуальные метафорические образы.

Слова-артефакты проявляют себя как активные средства реализации и во втором типе эстетической трансформации семантики артефактов -образных контекстах.

Образные контексты, в реализации которых участвуют артефакты, в поэзии акмеизма связаны с активизацией двух разновидностей контекстов -собственно метафорических, переносность значения которых создается индивидуально-авторскими метафорами, и случаев, когда слова-артефакты не образуют переносного значения в малом контексте, но в перспективе художественного целого приобретают образный смысл. В творчестве А. Ахматовой привычные ассоциации, принятые в узусе, реализуются посредством новых лексических единиц. Метафорические конструкции в творчестве А. Ахматовой и Н. Гумилева объединяются общностью формальной и семантической структуры, членами которой становятся три и более компонента. Большая часть таких метафор в лирике А. Ахматовой основана на индивидуальных мироощущениях поэтессы и соответствует ее личным представлениям о важнейших жизненных категориях. Артефакты в данных конструкциях часто реализуют свои эстетические значения (весь ты сыгранный на шарманке; притащится слава - погремушкой над ухом стучать; на чистой белизне страниц я отречение писала). В творчестве Н. Гумилева наиболее продуктивны олицетворения как тип реализации метафорических значений и способ создания образа. Подобные метафорические сочетания отражают представление автора о мире и предназначении человека. Характер переноса в таких конструкциях индивидуальный, модели, на основании которых построен перенос значения, не продуктивны для других поэтов

Как регулярный тип реализации образного словоупотребления артефактов у акмеистов выделяется сравнение. Различие в функционировании сравнительных конструкций в творчестве А. Ахматовой и Н. Гумилева заключается в самом характере объекта и образа сравнения. Если у А. Ахматовой детали внешней обстановки сравниваются чаще всего с внутренними душевными переживаниями героини, то в творчестве Н. Гумилева преобладают контексты, сравнивающие предметы.

В качестве артефактов-символов в творчестве поэтов могут выступать единицы фразеологизмов и устойчивых сочетаний (что в большей степени проявляется в символическом использовании артефактов, связанных с христианскими мотивами) - чаще в измененной, реже - в исконной форме, но обогащенные новыми эстетическими смыслами.

Применительно к употреблению предметных существительных в роли слов-символов в рамках поэзии серебряного века в большинстве случаев следует говорить о реализации традиционных для классической поэзии образов путем актуализации как традиционных, так и новых индивидуально-авторских символических ассоциаций.

Степень традиционности / индивидуальности ассоциаций у разных поэтов различна. Она напрямую связана с выбором конкретной лексемы в качестве основы образа, реализующей свое символическое звучание. Так, среди контекстов, включающих артефакты-символы, выделяются как традиционные, повторяющиеся у всех представленных поэтов, лексемы, так и индивидуальные, характерные только для одного автора (кольцо у Л. Ахматовой, зурна у Н. Гумилева, мяч у М. Цветаевой).

Специфика функционирования артефактов-символов в поэзии А. Ахматовой и Н. Гумилева заключается и в разном отношении к самой категории символа, в разном формальном его воплощении: если в поэзии А. Ахматовой артефакт определяется как символ, связанный с из идейными позициями автора в отношении того или иного понятия и не имеет вербального указания, то в поэзии II. Гумилева часто возникают конструкции, сигнализирующие о символе, - они включают артефакт и определяющую его конструкцию - саму лексему символ и другое, чаще всего, абстрактное существительное в родительном падеже (Крест <.>-символ власти).

Выявлена и общая для акмеистов тенденция символизации слов, отличная от собственно символистской позиции: если символисты в качестве символов использовали абстрактные понятия (любовь, душа, жизнь и т.д.) и соответствующую им абстрактную лексику (тайна, сон, сказка, чара, греза, видение, тень, призрак и др.) или конкретную лексику книжного характера (чаша, посох, кубок и др.), то у акмеистов в качестве слов-символов выступает и лексика более конкретного и бытового характера - названия музыкальных инструментов (барабан, погремушка, зурна, гитара), аксессуары (кольцо, веер), предметы одежды и т.п. Кроме того, если у символистов приемы символизации слов приводят в итоге к формированию символического значения, то у акмеистов (за исключением некоторых символов в поэзии Н. Гумилева последнего периода), процесс символизации, как правило, не проводит к реализации символических значений, а останавливается на стадии актуализации символических ассоциаций.

Как один из способов выражения художественных идей и эстетических взглядов писателя в идиостилях поэтов выделяется функционирование артефактов как ключевых слов, способных наравне с абстрактной лексикой, которая традиционно выступала в этой функции и традиционными образами - артефактами (парус, корабль, чаша и др.), раскрывать авторское понимание мира. В роли ключевых слов в творчестве А. Ахматовой, Н. Гумилева, И. Северянина, М. Цветаевой выступают слова дом и окно. Это общие для поэтов Серебряного века актуальные лексемы в семантико-стилистической системах. Однако характер семантических приращений, которыми осложнены эти артефакты в творчестве каждого из рассматриваемых поэтов, дают основания по-разному оценить их роль в идиостиле писателей.

Широта применения, многоаспектность семантической динамики и экспрессивная нагруженность артефактов в поэтических системах разных направлений, свойственных поэзии Серебряного века, свидетельствуют о продуктивности этой лексической группы в реализации образных контекстов изучаемых поэтов и демонстрируют ее богатый эстетический потенциал в поэтическом языке вообще. Наряду с традиционными образами и концептуальной лексикой артефакты проявляют свои потенциальные возможности служить типологической приметой стиля как литературного направления и выражением индивидуального своеобразия идиостилей поэтов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Шадрина, Анна Александровна, 2006 год

1. Ахматова А.А. Стихотворения и поэмы / А.А. Ахматова / Сост., подгот. текста и примеч. В.М. Жирмунского. - J1., 1976. (Б-ка поэта. Большая серия).

2. Ахматова А.А. Автобиографическая проза. Соч. / А.А. Ахматова. -М., 1990.

3. Ахматова А.А. «Я стала песней и судьбой .»: Стихотворения и поэмы / А.А. Ахматова. Саратов, 1991.

4. Ахматова А.А. Ветер лебединый: Стихотворения и поэмы / А.А. Ахматова. М., 1998. (Ахматова 1998а)

5. Ахматова А.А. Собр. соч .: В 6 т. Т. 1: Стихотворения 1901-1941 гг. / А.А. Ахматова. М., 1998. (Ахматова 19986)

6. Ахматова А.А. Собр. соч .: В 6 т. Т. 2. Кн. 2: Стихотворения 1959 -1966 гг. / А.А. Ахматова. М., 1999.

7. Гумилев Н. Собр. соч.: В 4 т. Т. 1 / Н. Гумилев. Вашингтон, 1962.

8. Гумилев.Н.С. Избранное / Н. Гумилев. М., 1989.

9. Гумилев Н.С. Сочинения: В 3 т. Т. 1 / Н. Гумилев. М., 1990. Ю.Гумилев Н.С. Конквистадор: Стихотворения / Н. Гумилев. - М., 1997.1. Мир поэзии).

10. Северянин И. Стихотворения / И. Северянин. М., 1989.

11. Северянин И. Стихотворения и поэмы. 1918 1941 / И. Северянин / Сост., послесл. и примеч. Ю. Шумакова. - М., 1990. (Феникс. Из поэтического наследия XX века).

12. З.Северянин И. Поэзы и прозы / И. Северянин. Екатеринбург, 2005. М.Цветаева М. Сочинения: В 2 т. / М. Цветаева / Сост., подгот. текста и коммент. А. Саакянц. - М., 1980.

13. Цветаева М. Избранные произведения / М. Цветаева. Минск, 1984.

14. Цветаева М. Собр. соч.: В 7 т. Т. 1 / М. Цветаева. М., 1994.

15. Цветаева М. Поручаю ветру: Стихотворения / М. Цветаева. М., 1998. (Мир поэзии).

16. Список использованной литературы

17. Абрамец И.В. Символ «круг» в лирике Александра Блока / И.В. Абрамец// Филологические науки. 1984.-№6.

18. Аверинцев С.С. Символ / С.С. Аверинцев // Кр. литерат. энц-дия. Т.6. -М., 1971.

19. Адрианова-Перетц В.П. Очерки поэтического стиля Древней Руси / В.П. Адрианова-Перетц. М. - Л, 1947.

20. Азнаурова Э.С. Очерки по стилистике слова / Э.С. Азпаурова. -Ташкент, 1973.

21. Айзенштейн Е.О. Символика «стекла» в творчестве М.Цветаевой / Е.О. Айзенштейн // Научн. докл. высшей школы. Филол. науки. -1990.- №6.

22. Александров В.Ю. Фольклоризм М.Цветаевой: (Стихотворная поэтика, жанровое своеобразие): Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, канд. филолог, наук / В.Ю. александров. М., 1989.

23. Александров В.Ю. О некоторых тенденциях построения «фольклорного» стиха: М.Цветаева / В.Ю. Александров // Литература и фольклор: Вопросы поэтики. Волгоград, 1990.

24. Алефиренко Н.Ф. Спорные проблемы семантики / Н.Ф. Алефиренко. -Волгоград, 1999.

25. Ю.Аникина А.Б. Образное слово в тексте / А.Б. Аникина. М., 1985.

26. П.Аникина А.Б. Значение и смысл художественного слова / А.Б. Аникина // Значение и смысл слова: Художественная речь и публицистика.-М., 1987.

27. Арутюнова Н.Д. Номинация, референция, значение / Н.Д. Арутюнова //Языковая номинация. Общие вопросы.-М., 1977.

28. Арутюнова Н.Д. Языковая метафора: (Синтаксис и лексика) / Н.Д. Арутюнова // Лингвистика и поэтика. М.: Наука, 1979.

29. Н.Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс / Н.Д. Арутюнова // Теория метафоры. М.,1990.

30. Арутюнова Н.Д. Истина: фон и коннотации / Н.Д. Арутюнова // Логический анализ языка: Культурные концепты. М., 1991.

31. Афанасьева Н.А. Традиционные поэтические образы в лирике А.Ахматовой, Н.Гумилева, О.Манделынтама: Дис. на соиск. уч. степени капдид. филол. наук / Н.А. Афанасьева. СПб., 2004.

32. Бабенко Л.Г. Функциональный анализ глаголов говорения, интеллектуальной и эмоциональной деятельности (на материале художественной речи А.Платонова): Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. филол. наук/ Л.Г. Бабенко. Ростов-на-Дону, 1980.

33. Бабенко Н.Г. К вопросу о коммуникативном потенциале слова и его реализации в поэзии и прозе М.И.Цветаевой / Н.Г. Бабенко // Коммуникативные аспекты слова в текстах разной жанровой ориентации.-Томск, 1995.

34. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка / А.П. Бабушкин. Воронеж, 1996.

35. Балашова Л.В. Глаголы и существительные жизни и смерти в истории русского языка / Л.В. Балашова // Актуальные проблемы исторической лексикологии. Днепропетровск, 1988.

36. Балашова Л.В. Военная лексика в русском и польском языках / Л.В. Балашова // Язык и общество Саратов, 1993. Вып. 9.

37. Балашова JI.B. Метафорическая номинация «вещного мира» в истории русского языка / JI.B. Балашова // Филология. Саратов, 1998. Вып 2.

38. Балашова JI.B. Метафора в диахронии / Л.В.Балашова. Саратов, 1998.

39. Балли Ш. Французская стилистика / Ш. Балли / Пер. с франц. К.А.Долинина / Под ред. Е.Г.Эткинда. М, 1961.

40. Баранов А.Н. Очерк когнитивной теории метафоры / А.Н. Баранов // Баранов А.Н., Караулов Ю.И. Русская политическая метафора (материалы к словарю) / А.Н. Баранов. М., 1991.

41. Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. Метафора общественного диалога: война или согласие / А.Н. Баранов // Знание сила. - 1991. - № 10.

42. Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. Русская политическая метафора (материалы к словарю) / А.Н. Баранов. М., 1991.

43. Барашкина Е.А. Об образных моделях языковой характеристики мышления / Е.А. Барашкина // Семантическая системность языковых единиц: Сб. науч. статей. Самара, 1996.

44. Барлас Л.Г. Специфика художественно-речевой семантики и ее анализа / Л.Г. Барлас //Основные понятия и категории лингвистики -Пермь, 1982.

45. Бахмутова Н.И. Лексико-семантическая группа как путь изучения метафоры языка и метафоричности мышления / Н.И. Бахмутова // Язык и общество. Саратов, 1993. Вып 9.

46. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. М., 1975.

47. Бекова С.В. К проблеме идеологического словаря писателя: (Семантико-стилистический анализ слов со значением цвета у М. Горького): Автореф. канд. дис на соиск. уч. степени канд. филол. наук /С.В. Бекова.-Л., 1973.

48. Белодед И.К. Символика контраста в поэтическом языке А.Ахматовой / И.К. Белодед // Поэтика и стилистика русской литературы.-J1., 1971.

49. Белякова И.Ю. Об одном подходе к толкованию слова в индивидуально-авторском поэтическом словаре / И.Ю. Белякова // Русистика на пороге XXI века: проблемы и перспективы: Материалы международной научной конференции (Москва, 8-10 июня 2002). -М., 2003.

50. Бессабарова Н.Д. Метафора как языковое явление / Н.Д. Бессарабова // Значение и смысл слова. М., 1987.

51. Блэк М. Метафора / М. Блэк // Теория метафоры. М., 1990.

52. Блинова О.И. Явление мотивации слов (лексикологический аспект): Учеб. пособие/О.И. Блинова.-Томск, 1984.

53. Богомолов Н.А. Оккультные мотивы в творчестве Н.Гумилева / Н.А. Богомолов // Н.Гумилев и русский Парнас. СПб., 1992.

54. Болкунова Н.С. Мотивы дома и дороги в художественной прозе Н.В.Гоголя: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филолог, наук / Н.С. Болкунова.-Саратов, 1999.

55. Болотнова Н.С. Образная перспектива глагольного слова в рассказах Ю.М. Нагибина (на материале семаптико-стилистической группы языковых единиц, соотносящихся с речью): Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. филол. наук / Н.С. Болотнова. Томск, 1983.

56. Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня / Н.С. Болотнова. -Томск, 1992.

57. Болотнова Н.С. Лексическая структура художественного текста в ассоциативном аспекте / Н.С. Болотнова. Томск, 1994.

58. Борисова М.Б. Индивидуальное в семантике слова и отражение его в Словаре М.Горького: (На материале языка драматургии) / М.Б.

59. Борисова // Очерки по русскому языку и стилистике: Памяти А.Ф.Ефремова. Саратов, 1967.

60. Борисова М.Б. Слово в драматургии М.Горького / М.Б. Борисова. -Саратов, 1970.

61. Борисова М.Б. Еще раз об «общей образности», «упаковочном материале» и их отражении в словаре писателя / М.Б. Борисова // Вопросы стилистики. Вып. 6. Саратов, 1973.

62. Брюсов В.Я. Статьи / В.Я. Брюсов // Брюсов В.Я. Собр. соч.: В 7 т. Т. 6/В.Я. Брюсов.-М., 1975.

63. Бутырин К.М. Проблема поэтического символа в русском литературоведении / К.М. Бутырин // Исследования по поэтике и стилистике. J1., 1972.

64. Вандриес Ж. Язык / Ж. Вандриес. М., 1937.

65. Вартазян С.Р. От знака к образу / С.Р. Вартазян. Ереван, 1973.

66. Варюхина Е.И. Смысловая структура символов растений в польской поэзии: Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. филол. наук / Е.И. Варюхина. СПб., 1977.

67. Васильев J1.M. Семантика русского глагола / JI.M. Васильев. М., 1981.

68. Васильев J1.M. Современная лингвистическая семантика / J1.M. Васильев. М., 1990.

69. Васильченко С.М. Название приспособлений для сидения, лежания и сна в современном русском литературном языке / С.М. Васильченко // Семантика языковых единиц. -М., 1996. Т.1.

70. Вежбицка А. Сравнение градация - метафора / А. Вежбицка // Теория метафоры. - М., 1990.

71. Верли М. Общее литературоведение / М. Верли. М., 1957.

72. Веселовский А.Н. Историческая поэтика / A.II. Веселовский. М.; Л., 1940.

73. Веселовский А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. М., 1989.

74. Винофад Т. К процессуальному пониманию семантики / Т. Виноград //Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 12. М, 1983.

75. Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова / В.В. Виноградов // Вопросы языкознания. 1953. - № 5.

76. Виноградов В.В. О языке художественной литературы / В.В. Виноградов. -М., 1959.

77. Винофадов В.В. К вопросу о слове и образе / В.В. Виноградов // Вопросы литературы 1960. - № 5.

78. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика / В.В, Виноградов. -М., 1963.

79. Виноградов В.В. О теории художественной речи / В.В, Виноградов. -М., 1971.

80. Виноградов В.В. О поэзии Анны Ахматовой (Стилистические наброски) / В.В. Виноградов // Виноградов В.В. Поэтика русской литературы / В.В. Виноградов. М., 1976.

81. Вино1радов В.В. Об основных типах фразеологических единиц / В.В. Виноградов // Виноградов В.В. Лексикология и лексикография / В.В. Виноградов. М., 1977.

82. Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова / В.В. Виноградов // Лексикология и лексикография. Избранные труды. -М., 1977.

83. Виноградов В.В. История слов / В.В. Виноградов. М., 1994.

84. Виноградов B.C. Лексические вопросы перевода художественной прозы: Автореф. дис. на соиск. уч. степени докт. филол. наук / B.C. Виноградов.-М., 1979.

85. Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку / Г.О. Винокур. -М., 1959.

86. Вольф Е.М. Метафора и оценка / Е.М. Вольф // Метафора в языке и тексте.-М., 1988.71 .Воспоминания о Марине Цветаевой: Сб. М., 1992.

87. Гавранек Б. Задачи литературного языка и его культура / Б. Гавранек //Пражский лингвистический кружок.-М., 1967.

88. Гак В.Г. Метафора: универсальное и специфическое / В.Г. Гак // Метафора в языке и тексте. М., 1988.

89. Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка / И.Р. Гальперин.-М., 1958.

90. Гальперин И.Р. Информативность единиц языка: Пособие по курсу общего языкознания / И.Р. Гальперин. М., 1974.

91. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. М., 1981.

92. Гальперин И.Р. Относительно употребления терминов «значение», «смысл», «содержание» в лингвистических работах / И.Р. Гальперин // Филологические науки. 1982. - № 5.

93. Гаспаров M.JI. Марина Цветаева: от поэтики быта к поэтике слова / МЛ. Гаспаров // Гаспаров МЛ. Избранные статьи / МЛ. Гаспаров. -М., 1995.

94. Гаспаров M.J1. Поэт и культура. Три поэтики О.Мандельштама / M.J1. Гаспаров // О.Мандельштам. Полное собрание стихотворений. СПб., 1995.

95. Гаспаров М. О русской поэзии / М. Гаспаров. СПб., 2001.81 .Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4-х т. Т. 2 / Г.В.Ф. Гегель. М., 1969.

96. Гей П.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль / Н.К. Гей. -М., 1975.

97. Герасимова Н.М. Энергетика цвета в цветаевском «Молодце» / П.М. Герасимова // Имя. Сюжет. Миф. СПб., 1995.

98. Гинзбург Л. О лирике / Л. Гинзбург. Л., 1974.

99. Гинзбург Л. О старом и новом / Л. Гинзбург. Л., 1982.

100. Глушкова М.В. Эстетическая актуализации слова в контексте художественного произведения (на материале трилогии А. Толстого «Хождение по мукам») / М.В. Глушкова // Вопросы стилистики. -1975-Вып. 9.

101. Григорьева А.Д. Судьба поэтической фразеологии в русской поэзии 19-начала 20 века / А.Д. Григорьева // Очерки по стилистике художественной речи. М., 1979.

102. Григорьева А.Д. Слово в поэзии Тютчева / А.Д. Григорьева. М., 1980.

103. Григорьева А.Д., Иванова Н.Н. Традиционные и индивидуально-авторские символы / А.Д. Григорьева // Язык поэзии 19-20 века: Фет. Современная лирика. М., 1989.

104. Григорьев В.П. Поэтика и лексикография / В.П. Григорьев // Тезисы докл. межвузовского симпоз. составителей «Словаря М. Горького». -Киев, 1966.

105. Григорьев В.П. Введение / В.П. Григорьев // Поэт и слово: Опыт словаря.-М., 1973.

106. Григорьев В.П. Поэтика слова. На материале русской советской поэзии / В.П. Григорьев. М., 1979.

107. Григорьев В.П. К эстетике неологизма / В.П. Григорьев // Русский язык: Языковые значения в функциональном и эстетических аспектах. -М., 1987.

108. Грицютенко И.Е. Эстетическая функция художественного слова в свете ленинской теории отражения / И.Е. Грицютенко. Львов, 1976.

109. Грякалова Н.Ю. Акмеизм. Мир. Творчество. Культура / Н.Ю. Грякалова // Русские поэты «Серебряного века»: Т.2. 1991. - С.

110. Грякалова Н.Ю. Н.С.Гумилев и проблемы эстетического самоопределения акмеизма / Н.Ю. Грякалова // Николай Гумилев. Исследования и материалы. СПб., 1994.

111. Гудмен Н. Метафора работа по совместительству / Н. Гудмен // Теория метафоры. - М., 1990.

112. Гуковский Г.Л. Русская литература XVIII века / Г.А. Гуковский. -М., 1939.

113. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию / В. Гумбольдт. -М., 1984.

114. Гурьева Т.Н. Концепция творчества в художественном сознании Марины Цветаевой: Автореф. дисс.на соик. уч.степени канд. филол. наук / Т.Н. Гурьева. Саратов, 1998.

115. Денисов ГШ. Лексика русского языка и принципы ее описания / П.Н. Денисов. М., 1993.

116. Долгополов Л.С. На рубеже веков / Л.С. Долгополов. Л., 1985.

117. Донецких Л.И. Условия реализации эстетических возможностей прилагательных в текстах художественных произведений: Автореф. дисс. на соиск. уч. степени д-ра филол. наук / Л.И. Донецких. М, 1981.

118. Донецких Л.И. Эстетические функции слова / Л.И. Донецких. -Кишинев, 1982.

119. Дробин Е.С. Поэзия Анны Ахматовой / Е.С. Дробин. Л., 1966.

120. Дударева А.А. Особенности идиостиля прозы М. Цветаевой: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филолог, наук / А.А. Дударева. Тверь, 2002.

121. Елисеева М.Б. Семантический объем слова сад в культурно-историческом контексте: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филолог, наук / М.Б. Елисеева. СПб., 1991.

122. Емельянова О.Н. Ассоциативное поле существительных с семантикой чувства / О.Н. Емельянова // Русский язык в школе. -1993.-№6.

123. Жирмунский В.М. Творчество А. Ахматовой / В.М. Жирмунский. -Л., 1973.

124. Жирмунский В.М. Поэтика русской поэзии / В.М. Жирмунский. -СПб., 2001.

125. Жоль К.К. Мысль, слово, метафора. Проблемы семантики в философском освещении / К.К. Жоль. Киев, 1984.

126. Загоровская О.В. О семантических различиях образных и экспрессивных единиц языка / О.В. Загоровская // Экспрессивность на разных уровнях текста. Новосибирск, 1987.

127. Залевская А. А. Слово в лексиконе человека: психолингвистичсекое исследование / А.А. Залевская. Воронеж , 1990.

128. Зарицкий Н.С. Составление Словаря М. Горького и проблема соотношения слов, понятия и значения / Н.С. Зарицкий // Великий родоначальник социалистической литературы. Киев, 1968.

129. Зобнин Ю.В. Миропонимание Гумилева-акмеиста и «Письма о русской поэзии» / Ю.В. Зобнин // Писатели как критики. Материалы вторых Варзобских чтений «Проблемы писательской критики». -Душанбе, 1990.

130. Зобнин Ю. Николай Гумилев поэт православия / Ю. Зобнин. -СПб., 2000.

131. Зобнин Ю.В. Странник духа / Ю.В. Зобнин // Н.С.Гумилев : pro et contra. СПб., 2000.

132. Золотова Г.А.Синтаксический словарь. Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса / Г.А. Золотова. М., 1988.

133. Зубова Л.В. Поэзия М. Цветаевой. Лингвистический аспект / Л.В. Зубова.-Л., 1989.

134. Зубова Л.В. Язык поэзии М.Цветаевой (фонетика, словообразование, фразеология) / Л.В. Зубова. СПб., 1999.

135. Иванов Вяч.Вс. Звездная вспышка (Поэтический мир Н.Гумилева) / Вяч.Вс. Иванов // Гумилев Н. Стихи. Письма о русской поэзии / Н. Гумилев. М., 1989.

136. Измайлов P.P. Время и пространство в поэзии И. Бродского: Автореф. дисс. на соиск. уч. стен. канд. филолог, наук / P.P. Измайлов. Саратов, 2004.

137. Илюхина И.А. Образ в лексико-семантическом аспекте / Н.А. Илюхина. Самара, 1998.

138. Илюхина Н.А. Образ как объект и модель семасиологического анализа: Дис. на соиск. уч. степ, д-ра филол. наук / Н.А. Илюхина. -Уфа, 1999.

139. Ингарден Р. Исследования по эстетике / Р. ингарден. М., 1962.

140. Исаева JI.A. О лингвистических и несобственно лингвистических способах представления имплицитной национально-культурной информации в русском художественном тексте конца XIX начала XX века / Л.А. Исаева // Русистика на пороге XXI века. - М., 2003.

141. Исследования по поэтике и стилистике. Л.: Наука, 1972.

142. Кабакова С.В. Образное основание идиом (психолингвлкультурологические аспекты): Автореф. дис на соиск. уч. степ. канд. филол. наук / С.В. Кабакова. М., 1999.

143. Казмирова О.П. Языковые средства в организации смысловой структуры художественного текста (мотивный анализ романа Л.Н.Толстого «Воскресение»): Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, канд. филолог, наук / О.П. Казмирова. СПб., 1996.

144. Карасик В.И. Культурные доминанты в языке / В.И. Карасик // Языковая личность: культурные концепты. Волгоград, Архангельск, 1996.

145. Карташова Ю.А. Функционально-семантическое цвето-световое поле в лирике И. Северянана: Автореф. дисс. на соиск. уч. стен. канд. филолог, наук / Ю.А. Карташова. Барнаул, 2002.

146. Кассирер Э. Сила метафоры / Э. Кассирер // Теория метафоры. -М., 1990.

147. Кацнельсон С.Д. Общее и типологическое языкознание / С.Д. Кацнельсон. М., 1986.

148. Кихней Л.Г. философско-эстетические принципы акмеизма и художественная практика А.Ахматовой и О.Манделыитама: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. д-ра. филол. наук / Л.Г. Кихней. М., 1997.

149. Ковалевская Е.Г. Эстетические возможности слов с коннотативным значением / Е.Г. Ковалевская // Семантические и эстетические модификации слов в тексте. Л., 1988.

150. Коваленко Ю.Д. Когнитивная категория художественного пространства и ее репрезентация в романе М.А.Булгакова «Белая гвардия»: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филолог, наук / Ю.Д. Коваленко. Омск, 2002.

151. Ковтун Л.С. О значении слова / Л.С. Ковтун // Вопросы языкознания. 1955. - № 5.

152. Ковтун Л.С. О специфике словаря писателя / Л.С. Ковтун // Словоупотребление и стиль М. Горького. Л., 1962.

153. Ковтун Л.С. Словарь М. Горького: (Лексикография в университетах страны) / Л.С. Ковтун // Вестник Ленинградского университета. 1966. - № 2.

154. Ковтун Л.С. Словарное описание семантико-стилистической системы писателя: (О словаре М.Горького) / Л.С. Ковтун // Словоупотребление и стиль М. Горького. Л., 1968.

155. Ковтун Л.С. соотношение эстетического и логического компонентов в лексической номинации / Л.С. Ковтун // Языковая номинация: (Общие вопросы). М., 1977.

156. Кожевникова Н.А. Словоупотребление в русской поэзии начала XX века/Н.А. Кожевникова. М., 1986.

157. Кожевникова Н.А. Метафора в поэтическом тексте / Н.А. Кожевникова // Метафора в языке и тексте. М., 1988.

158. Кожина М.Н. Стилистика и некоторые ее категории: (К постановке вопроса)/ М.Н. Кожина.-Пермь, 1961.

159. Кожина М.Н. Стилистика русского языка / М.Н. Кожина. М., 1977.

160. Козловская Н.В. Лексика предметного мира в организации лексической структуры текста произведения В.Набокова «Другие берега»: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филолог, наук / Н.В. Козловская.-СПб., 1995.

161. Колодкина Е.Н. О специфике психолингвистической трактовки параметров конкретности, абстрактности, образности и эмоциональности значения существительных / Е.Н. Колодкина // Психолингвистические проблемы семантики и понимания текста. -Калинин, 1986.

162. Колшанский Г.В. Контекстная семантика / Г.В. Колшанский. -М., 1980.

163. Копнин П.В. Идея как форма мышления / П.В. Копнин. Киев, 1963.

164. Костюк Н.А. Слово в научной и художественной речи: (Функциональный аспект лексического значения): Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филолог, наук / Н.А. Костюк. Л., 1988.

165. Кривченко Е.Л. Классификация предметного мира, отраженная в свойствах лексики / Е.Л. Кривченко. Саратов, 1998.

166. Крючков В.П. Русская поэзия XX века: Очерки поэтики. Анализ текстов: Уч. пособие для старшеклассников и абитуриентов: В 2-х ч. 4.1 / В.П. Крючков. Саратов, 2002.

167. Кузнецова Э.В. О статусах слова / Э.В. Кузнецова // Исследования по семантике. Уфа, 1983.

168. Кузьмина Н.А. Концептуальные метафоры в риторическом поле языка / Н.А. Кузьмина // Фатическое поле языка. Пермь, 1998.

169. Куликова И.С. О соотношении узуального и окказионального в эстетическом значении слова / И.С. Куликова // Узуальное и окказиональное в тексте художественного произведения. JI., 1986.

170. Купина Н.А. Смысл художественного текста и аспекты лингвистического анализа / Н.А. Купина. Красноярск, 1983.

171. Курланд Р., Матус Л. Символическое значение слова в поэзии (На материале слов «черный» и «белый» у М.Цветаевой и слова «зима» у А.Тарковского) / Р. Курланд // Современные проблемы русской филологии. Саратов, 1985.

172. Кухаренко В.А. Интерпретация текста / В.А. Кухаренко. М., 1979.

173. Лакофф Д., Джонс М. Метафоры, которыми мы живем / Д. Лакофф // Теория метафоры. М., 1990.

174. Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя / Б.А. Ларин. Л., 1974.

175. Лебедева Н.В. К вопросу о семантических полях (на материале стилистических явлений) / Н.В. Лебедева // Вопросы стилистики. -Саратов, 1976.

176. Левин Ю.И. Структура русской метафоры / Ю.И. Левин // Труды по знаковым системам. Кн. 2. Тарту, 1965.

177. Лекманов О.А. Книга об акмеизме и другие работы / О.А. Лекманов. Томск, 2000.

178. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М., 1975.

179. Леонтьев А.А. Психолингвистический аспект языкового значения / А.А. Леонтьев // Принципы и методы семантических исследований. -М., 1976.

180. Линник Ю. Предисловие / Ю. Линник // Владимир Марков. О свободе в поэзии. СПб., 1994.

181. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка / Д.С. Лихачев // Изв. РАН. Сер. лит. и яз. 1993. - Т. 52. - № 1.

182. Ломов Б.Ф. Когнитивные процессы как процессы психического отражения / Б.Ф. Ломов // Когнитивная психология: Материалы финско-советского симпозиума. М., 1986.

183. Лосев А.Ф. Диалектика символа и его познавательное значение / А.Ф. Лосев // Изв. АН СССР: Серия лит-ры и языка. Т. XXXI. -1972.-Вып. 3.

184. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А.Ф. Лосев.-М., 1976.

185. Лосев А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф. Лосев // Миф. Число. Сущность. М., 1994.

186. Лотман М.Ю. О разграничении лингвистического и литературоведческого понятия структуры / М.Ю. Лотман // Вопросы языкознания. 1963.-№3.

187. Лотман Ю.М. Стихотворения раннего Пастернака и некоторые вопросы структурного изучения текста / Ю.М. Лотман // Труды по знаковым системам. Уч. зап. Тартуского ун-та. 1969. - IV. - Вып.

188. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста. Статьи и исследования. Рецензии. Выступления / Ю.М. Лотман. -СПб., 1999.

189. Лукьянова Н.А. О соотношении понятий экспрессивность, эмоциональность, оценочность / Н.А. Лукьянова // Актуальные проблемы лексикологии и словообразования. Вып. 5. Новосибирск, 1976.

190. Лукьянова Н.А. Экспрессивная лексика разговорного употребления / Н.А. Лукьянова. Новосибирск, 1986.

191. Лукьянова Н.А. Экспрессивность в системе, языке и речи / Н.А. Лукьянова // Человеческий фактор в языке. Языковые механизмы экспрессивности. М., 1991.

192. Лурия А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. М., 1979.

193. Ляпон В.М. Судьба метафоры и национально-культурный контекст / В.М. Ляпон // Филологический сборник (к 100-летию со дня рождения академика В.В.Виноградова). М., 1995.

194. МакКормак Э. Когнитивная теория метафоры / Э. МакКормак // Теория метафоры. М., 1990.

195. Маковский М.М. Удивительный мир слов и значений / М.М. Маковский.-М., 1989.

196. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и образы миров / М.М. Маковский. М., 1996.

197. Мамалыга А.И. Лексика труда и профессий в языке М.Горького: Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. филол. наук / А.И. Мамалыга. Киев, 1969.

198. Мамардашвили М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание: Метафизические размышления о сознании, символике и языке / М.К. Мамардашвили. М., 1997.

199. Масленникова А.А. Скрытые смыслы и их лингвистическая интерпретация: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. д-ра. филолог, наук /А.А. Масленникова. СПб, 1999.

200. Мезенин С.М. Образность как лингвистическая категория / С.М. Мезенин // Вопросы языкознания. 1983. -№ 6.

201. Миллер Дж. Образы и модели, уподобления и метафоры / Дж. Миллер // Теория метафоры. М., 1990.

202. Мокиенко В.М. Образы русской речи / В.М. Мокиенко. Л., 1986.

203. Москвин В.П. Классификация русских метафор / В.П. Москвин // Языковая личность: культурные аспекты. Волгоград; Архангельск, 1996.

204. Москвин В.П. Русская метафора: Семантическая, структурная, функциональная классификация / В.П. Москвин. Волгоград, 1997.

205. Мукаржовский Я. Литературный язык и поэтический язык / Я. Мукаржовский // Пражский лингвистический кружок. М., 1967.

206. Н.Н. Найман А.Г. Рассказы об Анне Ахматовой / А.Г. Найман. -М., 1989.

207. Невская Л.Г. Балто-славянское причитание: Реконструкция семантической структуры / Л.Г. Невская.-М., 1993.

208. Нерлер П. «За гремучую доблесть грядущих веков» / П. Нерлер // О. Мандельштам. Избранное. М., 1991.

209. Новиков Л.А. Значение как эстетическая категория / Л.А. Новиков // Русский язык: языковые значения в функциональном и эстетическом аспектах. М.,1987.

210. Ныпадымка А.С. Ключевые слова «боль», «любовь», «юность» в идиолекте Ю.В. Друнинной: Дисс. на соиск. уч. степени канд. филолог, наук / А.С. 11ыпадымка. Ижевск, 2002.

211. Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. -М., 1970.

212. Огольцев В.М. Устойчивые сравнения в системе русской фразеологии / В.М. Огольцев.-Л., 1978.

213. Опарина Е.О. Концептуальная метафора / Е.О. Опарина // Метафора в языке и тексте. М., 1988.

214. Ортони Э. Роль сходства в уподоблении и метафоре / Э. Ортони // Теория метафоры. М., 1990.

215. Осипов Б.И. Метафора и символ: (Терминологический аспект) / Б.И. Осипов // Человек. Культура. Слово: Мифопоэтика древняя и современная. Омск, 1994.

216. Очерки истории языка русской поэзии XX века. Поэтический язык и идиостиль: Общие вопросы. Звуковая организация текста. -М., 1990

217. Очерки истории языка русской поэзии 20 века: Тропы в индивидуальном стиле и поэтическом языке. -М., 1994.

218. Ощепкова В.В. Образность в семантической системе языка (опыт исследования национальных вариантов английского языка): Учеб. пособие по спецкурсу / В.В. Ощепкова. М., 1989.

219. Панова Л.Г. Герменевтика на пороге XXI века: Разбор стихотворения М. Кузмина «Базилид» / Л.Г. Панова // Русистика на пороге XXI века: проблемы и перспективы: Материалы международной научной конференции (Москва, 8-10 июня 2002). -М., 2003.

220. Пешковский A.M. Принципы и приемы стилистического анализа и оценки художественной прозы / A.M. Пешковский // Пешковский A.M. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики / A.M. Пешковский. М.; Л., 1930.

221. Пищальникова В.А. Проблема идиостиля. Психолингвистический аспект / В.А. Пищальникова. Барнаул, 1992.

222. Платонова О.В. Механизмы смыслообразования в метафоре / О.В. Платонова // Системные семантические связи языковых единиц. -М., 1992.

223. Погодина Е.В. Специфика речевого функционирования категорий «пространство» и «время» в автобиографической прозе (на материале произведений М.Осоргина и И.Бунина): Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филолог, наук / Е.В. Погодина. СПб., 2002.

224. Попова З.Д. Фразеология и символике вещей / З.Д. Попова // Проблемы русской фразеологии. Тула, 1979.

225. Попова З.Д. Лексическое значение слова в аспекте знаковой теории языка / З.Д. Попова // Аспекты лексического значения. -Воронеж, 1982.

226. Потебня А.А. Из записок по теории словесности / А.А. Потебня. -Харьков, 1905.

227. Потебня А.А.Эстетика и поэтика. / А.А. Потебня М., 1976.

228. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике / А.А. Потебня. -Харьков, 1988.

229. Потебня А.А. Полное собрание трудов: Мысль и язык, 1999.

230. Поцепня Д.М. Проза А. Блока: Стилистические проблемы / Д.М. Поцепня.-Л., 1976.

231. Поцепня Д.М. Образ мира в слове писателя / Д.М. Поцепня. -СПб., 1997.

232. Радбиль Т.Б. Языковая аномалия как принцип организации идиостиля (Платонов, Введенский, Хармс) / Т.Б. Радбиль // Русистика на пороге XXI века: проблемы и перспективы: Материалы международной научной конференции (Москва, 8-10 июня 2002). -М., 2003.

233. Рахилина Е.В. Когнитивный анализ предметных имен: семантика и сочетаемость / Е.В. Рахилина. М., 2000.

234. Резанова З.И. Метафорическое моделирование концептосферы русского языка / З.И. Резанова // Язык в пол и культурном пространстве: теоретические и прикладные аспекты. Томск, 2001.

235. Резанова З.И., Мишанкина Н.А., Катунин Д.А. Метафорический фрагмент русской языковой картины мира: ключевые концепты. Часть 1 / З.И. Резанова. Воронеж, 2003.

236. Рикер П. Живая метафора / П. Рикер // Теория метафоры. М., 1990.

237. Рикср П. Метафорический процесс как познание, воображение и ощущение / П. Рикер // Теория метафоры. М., 1990.

238. Рослый Л.С. Данте в эстетике и поэзии акмеизма: система концептов (на материале творчества А.Ахматовой, Н.Гумилева, О.Мандельштама): Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филолог, наук / А.С. Рослый. Ростов-на-Дону, 2006.

239. Рут М.Э. Образная номинация в русском языке / М.Э. Рут. -Екатеринбург, 1992.

240. Рыньков JI.H. Метафорические сочетания в языке художественной литературы XIX века: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. филолог, наук / JI.I I. Рыньков. Л., 1981.

241. Рябцева Н.К. «Вопрос»: Прототигшческое значение концепта / Н.К. Рябцева // Логический анализ языка: Культурные концепты. -М., 1991.

242. Сарабьянов Д. Русская живопись конца 1900-х начала 1910-х годов / Д. Сарабьянова. - М., 1971.

243. Свасьян К.А. Проблема символа в современной философии / К.А. Свасьян. Ереван, 1980.

244. Серебренников Б.А. О материалистическом подходе к явлениям языка / Б.А. Серебренников. М., 1983.

245. Серебренников Б.А. Как происходит отражение мира в языке? / Б.А. Серебренников // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М., 1988.

246. Серль Дж. Метафора / Дж. Серль // Теория метафоры. М., 1990.

247. Сидоров Е.В. Проблемы речевой системности / Е.В. Сидоров. -М., 1987.

248. Сиротинина В.А. О видах семантической двуплановости в сатирических произведениях М.Горького и приемах ее отражения в словаре писателя / В.А. Сиротинина // Словоупотребление и стиль М. Горького. Л., 1968.

249. Скляревская Г.Н. Языковая метафора в словаре. Опыт системного описания / Г.Н. Скляревская // Вопросы языкознания. 1987. -№ 2.

250. Скляревская Г.Н. Категория образности и толковый словарь литературного языка / Г.Н. Скляревская // Советская лексикография. -М., 1988.

251. Скляревская Г.Н. Метафора в системе языка / Г.Н. Скляревская. -М., 1993.

252. Славин Л.В. Наглядный образ в структуре познания / А.В. Славин. -М., 1971.

253. Смирнов И.П.К изучению символики А.Ахматовой (раннее творчество) / И.П. Смирнов // Поэтика и стилистика русской литературы. -J1., 1971.

254. Смирнов И.П. Художественный смысл и эволюция поэтических систем / И.П. Смирнов. М., 1977.

255. Соколова Н.К. Слово в русской лирике начала 20 века / Н.К. Соколова. Воронеж, 1980.

256. Солганик Г.Я. К проблеме классификации функциональных стилей на интралигвистической основе / Г.Я. Солганик // Основные понятия и категории лингвостилистики. Пермь, 1982.

257. Соссюр Ф. Труды по языкознанию / Ф. Соссюр. М., 1977.

258. Степанов Ю.С. Французская стилистика / Ю.С. Степанов. М., 1965.

259. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства / Ю.С. Степанов. М., 1985.

260. Стернин И.А. Проблемы анализа структуры значения слова / И.А. Стернин. Воронеж, 1979.

261. Стернин И.А. Системное значение слова и его реализация в речи / И.А. Стернин // Экспрессивность на разных уровнях языка. -Новосибирск, 1984.

262. Стернин И.А. Лексическое значение слова в речи / И.А. Стернин. Воронеж, 1985.

263. Столович Л. Философия. Эстетика. Смех / Л. Столович. СПб.; Тарту, 2001.

264. Сулименко Н.Е. О соотношении и эстетических качеств слова в тексте / Н.Е. Сулименко //Семантические и эстетические модификации слов в тексте. Л., 1988.

265. Сухоцкая Е.Б. Метафора и лексическая организация поэтического текста (на материале поэзии метафористов) / Е.Б. Сухоцкая // Человек. Культура. Слово: Мифопоэтика древняя и современная. -Омск, 1994.

266. Телия В.Н. Вторичная номинация и ее виды / В.Н. Телия // Языковая номинация. Виды наименований. -М., 1977.

267. Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц/В.Н. Телия. -М., 1985.

268. Телия В.Н. Русская фразеология: Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты / В.Н. Телия. -М., 1996.

269. Томашевский Б.В. Стих и язык / Б.В. Томашевский. М.; Л., 1959.

270. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифипоэтического / В.Н. Топоров. М., 1995.

271. Тынянов Ю.Н. Проблемы стихотворного языка / ЮЛ I. Тынянов. -Л., 1924.

272. Тынянов Ю. Проблема стихотворного языка: Статьи / Ю. Тынянов.-М., 1965.

273. Уилрайт С. Метафора и реальность / С. Уилрайт //Теория метафоры. М., 1990.

274. Ульман С. Семантические универсалии / С. Ульман // Новое в лингвистике.-М., 1970. Вып. 5.

275. Уфимцева А.А. Роль лексики в познании человеком действительности и в формировании языковой картины мира / А.А. Уфимцева // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира.-М., 1988.

276. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М., 1990.

277. Харченко В.К. Функции метафоры / В.К. Харченко. Воронеж, 1992.

278. Хейт А. Анна Ахматова. Поэтическое странствие. Дневники. Воспоминания. Письма А. Ахматовой / А. Хейт.-М., 1991.

279. Хохулина А.Н. Лингвопоэтика Иннокентия Анненского (динамический аспект описания): Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, канд. филолог, наук / А.Н. Хохулина. СПб., 1997.

280. Червинский П.П. Семантика слова в системе стихотворного целого (на материале поэзии С. Есенина и Д. Кедрина): Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филолог, наук / П.П. Червинский. -Ростов-на-Дону, 1981.

281. Черкасова Е.Т. Опыт лингвистической интерпретации тропов: (метафора) / Е.Т. Черкасова // Вопросы языкознания. 1986. -№ 2.

282. Чернейко Л.О. Лингво-философский анализ абстрактного имени / Л.О. Чернейко. М., 1997.

283. Чернухина И.Я. Очерк стилистики художественного прозаического текста / И.Я. Чернухина. Воронеж, 1977.

284. Чернухина И.Я. Общие особенности поэтического текста / И.Я. Чернухина. Воронеж, 1987.

285. Чернухина И.Я. Поэтическое речевое мышление / И.Я. Чернухина. Воронеж, 1993.

286. Черных В.А. Летопись жизни и творчества А.Ахматовой. 4.1 / В.А. Черных.-М., 1998.

287. Чижик-Полейко И.А. Стилистика русского языка / И.А. Чижик-Полейко. Воронеж, 1962. 4.1.

288. Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000) / А.П. Чудинов. -Пермь, 2001.

289. Чуковская JI.K. Записки об Анне Ахматовой. Т.2 / JI.K. Чуковская. М., 1997.

290. Чумаков Г.М. Синтаксис конструкций с чужой речью / Г.М. Чумаков. Киев, 1975.

291. Шабанова Н.А. Традиционное и индивидуальное в семантической структуре символа: Дис. на соиск. уч. степени канд. филолог, наук / Н.А. Шабанова. Саратов, 2000.

292. Шаховский В.И. К типологии коннотации / В.И. Шаховский // Аспекты лексического значения. Воронеж, 1982.

293. Шевченко А.Е. Сравнение как компонент идиостиля писателя-билингва В. Набокова (на материале русско- и англоязычных произведений автора): Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филолог, наук/ А.Е. Шевченко. Саратов, 2003.

294. Шелестюк Е.В. О лингвистическом исследовании символа / Е.В. Шелестюк // Вопросы языкознания. 1997. -№ 4.

295. Шенделева (Юрина) Е.А. Полевая организация образной лексики и фразеологии / Е.А. Шенделева (Юрина) // Фразеология в контексте культуры. М., 1999.

296. Шенделева (Юрина) Е.А. Категория образности: проблемы лексикологической интерпретации и перспективы исследования / Е.А. Шенделева (Юрина) // Вестн. Томск, гос. пед. ун-та. 2000. - Вып. 3 (19).-Серия: Гуманитарные науки (спецвыпуск).

297. Шкловский В.Б. За и против: Заметки о Достоевском / В.Б. Шкловский.-М., 1957.

298. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики / Д.Н. Шмелев.-М., 1973.

299. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика / Д.Н. Шмелев. -М., 1977.

300. Шмелев Д.Н. Способы номинации в современном русском языке. Введение / Д.Н. Шмелев. М., 1982.

301. Шмидт С.Г. Структура символа и номинативные ряды / С.Г. Шмидт// Функционирование языкового знака в тексте: Сб. науч. тр. -Ташкент, 1992.

302. Штайн К.Э. Язык. Поэзия. Гармония / К.Э. Штайн. Ставрополь, 1989.

303. Щерба Л.В. Опыт общей теории лексикографии (1940) / Л.В. Щерба // Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л.В. Щерба.-Л., 1974.

304. Эйхенбаум Б.М. Анна Ахматова. Опыт анализа / Б.М. Эйхенбаум. -СПб., 1923.

305. Юнг К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. М., 1991.

306. Юрина Е.А. Образность лексических единиц (К вопросу о месте образности в структуре лексического значения слова) / Е.А. Юрина // Русские говоры Сибири. Семантика. Томск, 1995.

307. Юрина Е.А Образный строй языка / Е.А. Юрина. Томск, 2005.

308. Язикова Ю.С. Анализ метафор стиля повести М. Горького «В людях» / Ю.С. Язикова // Уч. зап. Дальневосточ. ун-та. 1962. - Вып. 5.

309. Язикова Ю.С. Семантическое своеобразие слова в художественной речи / Ю.С. Язикова. Poznan, 1977.

310. Язикова Ю.С. Слово в языке М. Горького: Смысловая структура слова в семантико-стилистической системе писателя / Ю.С. Язикова. -Горький, 1985.

311. Языковая номинация. Виды наименований. М., 1977.

312. Якобсон Р. Работы по поэтике / Р. Якобсон. М, 1987.

313. Якобсон Р. Два аспекта языка и два типа афатических нарушений / Р. Якобсон // Теория метафоры. М., 1990.

314. Яцуга Т.Е. Ключевые концепты и их вербализация в аспекте регулятивности в поэтических текстах 3. Гиппиус: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филолог, наук / Т.Е. Яцуга. Томск, 2006.

315. Black М. More about metaphor / М. Black // Metaphor and thought. -Cambridge, ets., 1979.

316. Cook A. Myth and language / A. Cook. Bloomington, 1980.

317. Pavelka J. Anatomic metafory / J. Pavelka. Brno, 1982.

318. Turbayne C. The mysh of metaphor / C. Turbayne. New Haven, 1962.

319. Frye N. Symbol / N. Frye // Encyclopedia of poetry and poetics. Princeton (New Jersey), 1965.

320. Справочные издания и их сокращенные наименования

321. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. М., 1966. (СЛТ).

322. Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. Словарь русских политических метафор / А.Н. Баранов. М., 1994. (СПМ).

323. Белякова И.Ю., Оловянникова И.П., Ревзина О.Г. Словарь поэтического языка Марины Цветаевой: В 4 т. Т.1 А-Г / И.Ю. Белякова. М., 1996. (СПЯЦ).

324. Блинова О.И., Мартынова С.Э., Юрина Е.А. Словарь образных слов и выражений народного говора / О.И. Блинова / Ред. О.И.Блинова-Томск, 2001. (СОСВ).

325. Галынский М.С. Словарь крылатых слов и выражений / М.С. Галынский. М., 2005. (СКС).

326. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского литературного языка / К.С. Горбачевич. Л., 1979. (СЭ).

327. Краткая литературная энциклопедия. Т.6. М., 1971. (КЛЭ).

328. Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996.(КСКТ).

329. Краткий словарь современных понятий и терминов / Под ред. Н.Т. Бунимович, Г.Г. Жаркова, Т.М. Корниловой. М., 1995. (КСПТ).

330. Ю.Краткий словарь традиционных символов русской поэзии //

331. Русский язык в школе. 1977. -№ 4. (КСТС). 11.Мифы народов мира: Энциклопедия. Т.2. - М., 1982. (МНМ). 12.0жегов С.Н., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка /

332. С.Н. Ожегов. М., 1997. (ТС). 1 З.Павлович Н.В. Словарь русских поэтических образов / Н.В.

333. Павлович.-М., 1996. (СПО). Н.Словарь СРЛЯ: В 17 т.-М.-Л., 1961. (СРЛЯ).

334. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т / М, Фасмер. М., 1986. (ЭС).

335. Шанский Н.Т., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка / Н.Т. Шанский. М., 1971. (КЭС).

336. Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов / Е.Я. Шейнина. М., 2002. ОС).

337. Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т. Т.1.- М., 1993. (ХС).

338. Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т. Т.2 М., 1993. (ХС).

339. Эстетика: словарь. М., 1989. (Э).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.