Экстремизм в деятельности религиозных объединений на Северном Кавказе как угроза региональной безопасности России: Политологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Телякавов, Муслим Пашаевич

  • Телякавов, Муслим Пашаевич
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 162
Телякавов, Муслим Пашаевич. Экстремизм в деятельности религиозных объединений на Северном Кавказе как угроза региональной безопасности России: Политологический анализ: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Москва. 2003. 162 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Телякавов, Муслим Пашаевич

Введение. 3.

Глава 1. Теоретико-методологическое исследование экстремизма.15.

§ 1.1. Экстремизм как объект политологического исследования.15.

§ 1.2. Экстремизм в религиозной сфере: сущность, содержание и разновидности.42.

Глава 2. Влияние экстремистской деятельности религиозных объединений на безопасность России в Северо-Кавказском регионе.69.

§ 2.1. Специфика современной религиозной ситуации на Северном Кавказе как угроза региональной безопасности Российской

Федерации.69.

§ 2.2. Основные направления политико-правового ограничения экстремистской деятельности религиозных объединений на Северном Кавказе.115.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Экстремизм в деятельности религиозных объединений на Северном Кавказе как угроза региональной безопасности России: Политологический анализ»

В современном мире резко повышается деятельность экстремистских организаций, особенно в религиозной сфере. Сегодня, учитывая этот момент, необходимо понять, в какой степени религиозный фактор является самостоятельной реальностью, а где за ним стоят геополитические, политические, экономические, социальные интересы.

Как показала практика подъем религиозного чувства подчас сопряжен не только с положительными факторами возврата к традициям, роста национального и культурного самоуважения, но и с отрицательными, когда многие люди трактуют религию упрощенно, не познав глубин своей веры, безапелляционно навязывая свои мнения другим, давая тем самым повод для вражды, конфликтов, социальных и национальных взрывов.

К сожалению, определенные перекосы в этом смысле мы видим и в религиозной сфере, где обращение к религиозным лозунгам и символам порой прикрывает экстремизм, нетерпимость, террористическую практику, прямое насилие. Ослабление российского государства, ошибки политиков и негативные последствия общественных преобразований последнего десятилетия дали возможность проявиться радикальным, экстремистским силам, в том числе на Северном Кавказе.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена целым рядом объективных причин и обстоятельств.

Во-первых, местом и ролью Северного Кавказа в истории российской государственности, его объективной вовлеченностью в российскую национальную политику. С точки зрения геополитики северокавказский регион всегда представлял собой крайне важный стратегический узел. Северный Кавказ является связующим звеном между Европой и Центральной Азией, обеспечивает выход к системе трех морей - Каспийскому, Черному и Азовскому, а через Азовско-Черноморский бассейн - в Средиземноморье, к Гибралтарскому проливу и Суэцкому каналу. Через северокавказские республики проходят основные экономические, транспортные и транзитные пути из России в государства Закавказья и далее - в страны Азии, дублировать которые практически не представляется возможным. Плодородные земли Ставропольского и Краснодарского края, ресурсы осетровых Каспийского и Азовского морей, запасы нефти и газа - все это находится в северокавказском регионе. Можно утверждать, что тот, кто обладает влиянием в этом регионе, в той или иной мере владеет значительной частью евроазиатского континента. Во всем мире более чем достаточно сил, заинтересованных в расшатывании стабильности, ущемлении интересов России в северокавказском регионе.

Во-вторых, ситуацией, сложившейся в российском обществе. Несомненно, что проявление экстремизма в религиозной сфере - явление, ставшее следствием социально-экономического и политического кризиса в России, перехода от одной общественной системы к другой. В результате общественных трансформаций социально незащищенной оказалась значительная часть населения: инвалиды, беженцы, вынужденные мигранты, многодетные семьи, дети в неполных семьях, женщины и молодежь. Резко возросла имущественная поляризация населения. К сожалению, на Северном Кавказе многие из этих проблем (например, молодежная безработица, коррупция, социальное расслоение, пренебрежение законом) проявляются сильнее, а население, общественные активисты и политики придерживаются чаще крайних форм поведения, включая незаконное владение оружием и открытое насилие.

В-третьих, состоянием и динамикой развития современной внутриполитической обстановки в регионе, отличающейся крайней нестабильностью и непосредственно влияющей на состояние национальной безопасности Российской Федерации, содержание и условия реализации ее национальных интересов. Нынешняя действительность свидетельствует о том, что одну из реальных угроз для России представляют внутренние конфликты в северокавказских республиках, положение в которых характеризуется не только тяжелым экономическим и социально-политическим положением, но активностью религиозно-политического и национального фактора. Поверхностное рассмотрение некоторых подобных фактов породило в общественном сознании стереотип "религиозного экстремизма", якобы исходящего от самой религиозно-политической практики различных религиозных объединений. Особое место при этом отводится «исламскому фактору».

Сегодня важно понять, в каких отношениях находятся два разноплановых явления - религиозная традиция и те крайние экстремистские формы, которыми лишь для видимости прикрываются различные радикальные силы как в религиозной, так и в политической сферах. Исламский мир дружественен России. Исламский фактор для России - не только внешний, дипломатический, но и внутренний. Среди россиян мусульмане составляют значительную часть. И в подавляющем большинстве случаев они являются достойными, добропорядочными гражданами, делящими со всеми остальными общие радости и невзгоды.

В-четвёртых, недостаточностью научных работ и исследований по избранной научной теме, необходимостью осмысления и политологического анализа исторического опыта противодействия экстремизму, особенно в религиозной сфере. Сегодня необходимо осмыслить исторические истоки экстремизма в религиозной сфере на Северном Кавказе и политический механизм их политико-правового ограничения.

В настоящее время со всей остротой ощущается недостаточная разработанность теоретических положений и практических рекомендаций по проведению национальной политики государства в условиях экстремистской деятельности противников национальных интересов России на Северном Кавказе. Особенно данный пробел ощущается в противодействии экстремизму в религиозной сфере.

Исходя из вышеизложенного, автор выдвинул гипотезу о нарастании и серьезной опасности экстремизма в религиозной сфере для национальной безопасности России на Северном Кавказе и необходимости целенаправленной деятельности государственных и общественных институтов по устранению этой угрозы.

Степень научной разработанности темы. Некоторые аспекты проявления различных видов экстремизма нашли свое отражение в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Работы по данной проблеме можно разбить на пять групп.

К первой группе следует отнести источники, в которых раскрыта проблема сущности и содержания экстремизма как идеологии и конкретной политической практики1. Внимание этих исследователей сосредоточено на определении сущности и содержания экстремизма, его места и роли в системе политической борьбы, особенностях данного явления в условиях современного развития российского общества. Данные исследования содержат анализ причинно-следственных связей экстремизма, его функций в системе общественных отношений. А также особенности проявлений экстремизма в зависимости от социально-политических, экономических и других условий, от результатов проводимых реформ. Данные работы опираются на результаты политических исследований, раскрывают объективные и субъективные причины возникновения экстремизма.

Вторую группу составляют научные работы, которые исследуют особенности проявления экстремизма в различных сферах, в том числе и религиозной .

1 См.: Авдеев Ю.И. Новый курс России: предпосылки и ориентиры. - М.: Академия, 1996; Барыгин И.Н. Социальная база крайне правых в Западной Европе. - СПб.: ЛГУ, 1990; Баса-лай А.Н. Опасность политического экстремизма // Диалог. - 1999. - № 10. - С. 12-19; Верхов-ский А.К., Крибыловский В.Н., Папп А.В. Политический экстремизм в России. - М. 1996; Грачев А.С. Политический экстремизм. - М., 1987; Ризванов Р. Государственный Совет Республики Дагестан (Очерки деятельности). - Махачкала.: ГУП «Дагестанское книжное издательство», 2002. - С.34-56; 203-277; 332-374; Романов Н.А. Политический экстремизм как угроза безопасности страны: Дисс. док-pa полит, наук. - М.:ИСПИ РАН,1997.

См.: Абазов Р., Василивецкий А., Пономарев В. (под редакцией А.Верховского). Ислам и политическая борьба в странах СНГ. - М.: Панорама, 1992; Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России. - М.: Мысль, 2002. - 317 е.; Арестов В.Н. Религиозный экстремизм: содержание, причины и формы проявления. - Харьков, 1987. -147 е.; Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. - Махачкала, 1999. - 162 е.; Ахмедов А. Ислам в современной идейно-политической борьбе. - М.: Политиздат, 1985; Гараджа В. Политика и религия. - М.: Наука и религия, 1991, №3,.-С.2-3, №5.-С.2-3; Герейханов Г.П. Религиозная ситуация на Северном Кавказе и ее учет в управленческой деятельности органов и войск ФПС России (философско-политологический анализ): Автореф. дис. канд. филос. наук. - М.: АФПС, 1999. - 20 е.; Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в современном Иране. - М.: Наука, 1985; Ильин И.В. О терроре и терроризме: природа, сущность, причины, проявления // Информационный сборник «Безопасность». - 2001, № 7 - 12. - С. 312-342; Курбанов Г. Религия и политика террора. - Махачкала.: «Народы Дагестана», 2002. - 110 е.; Коровинов А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. - М., 1990. - С.7-10; Краснов М.П. Политический экстремизм - >троза го

Исследования данной группы раскрывают особенности проявления экстремизма в религиозной сфере. Экстремизм как выражение крайних взглядов и установок определенных социальных сил обладает способностью проникать во все сферы этих отношений. В каждой из них он имеет определенную направленность, формы проявления, степень остроты. Исследование специфики экстремизма, с опорой на соответствующие методы и приемы приводит к выводу, что он представляет собой своеобразный способ разрешения социальных противоречий, сложившихся в тех или иных областях общественной жизни. Особую опасность несет в себе экстремизм в религиозной сфере.

К третьей группе относятся политические и социологические исследования, в которых поднимается проблема нейтрализации экстремизма, предупреждения и пресечения проявлений различных форм экстремистской активности, ограничения его действий.3 сударственности // Российская юстиция,-1999. - № 4. - С. 22-28; Лопаткин Р.А. Экстремизм религиозный // Политическая энциклопедия. - М.: Мысль, 2001. - Т.2. - С. 637-638; Малышева Д.Б. Религия и обществено-политическое развитие арабских и африканских стран,- М.: Наука, 1986; Мчедлов М. Религиозная ситуация в России: реалии, противоречия, прогнозы. -М.: Свободная мысль. - 1993, №5,.- С.52-62; Непесов М.М. Современный терроризм: социальные истоки, цели, проявления. - М., 1984. - 63с. Организованный политический экстремизм // Российский монитор. - М., 1996. - Выпуск №7. С.29-43; Одинцов М.И. Государство и церковь: История взаимоотношений, 1917-1938 гг. - М.: Знание, 1991; Религия и политика в посткоммунистической России /Материалы «круглого стола»/Вопросы философии. - 1992, №7.-С.6-33; Полонская J1.P. Советский исламский фундаментализм: политический тупик или альтернатива развития // Азия и Африка сегодня. 1994, №1; Саидбаев Т.С. Политика и религия. - М.: Соц-политические науки. - 1991, № 9,.- С.45-53; Степаньянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике. - М.: Наука, 1982; Филатов С.Б. Католическая церковь и внешняя политика США //США: экономика, политика, идеология. - 1984, № 5.-С.40-50; Филатов С.Б. , Фурман Д.Е. Религия и политика в массовом сознании. - М.: Социолог, исследования. - 1992, №7.-С.3-12; Шведов В. Религия и политика. - М.: Межд.жизнь. - 1992, №5,-С.48-59. о

См.: Авцинова Г.И. Политический радикализм в России: концептуальные подходы к понятию и пути нейтрализации // Вестник Московского университета. Политические науки.-1995. Серия 12. - № 3 С.47-58; Воронов И.В. Основы политико-правового ограничения социально-политического экстремизма как угрозы национальной безопасности Российской Федерации: Дисс. канд.полит.наук. - М.: РАГС, 2003; Ерошин В.П. Некоторые вопросы повышения борьбы с терроризмом // Терроризм, роль и место органов безопасности России в борьбе с ним: Сб. материалов науч.-практ. конф. - М.: Академия МБ, 1992. - 99 е.; Кисриев

Э. Ислам в общественно-политической жизни Дагестана //Мусульмане изменяющейся России. - М.: РОССПЭН, 2002. - С.261-278; Кудрина Н.Н. Политический терроризм: сущность, формы проявления, методы противодействия: Дисс. канд. полит, наук. - СПб., 2000. - 211 е.; Майдыков А.Ф., Козлов В.Б. Место и роль ОВД в предупреждении и пресечении криминальных проявлений политического экстремизма. - М., 1996. - 45 е.; Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним: Сб. науч. тр. - М., 1998. - 151с; Межнациональные конфликты: место и роль органов внутренних дел в межнациональных конфликтах // Материалы конференции Академии МВД РФ. - М., 1992; Международный терроризм и право /реферативный сборник. - М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН. 2002. - 147 е.; Шахов М.Н. Теоретические проблемы современного терроризма. - М.: ИБПИТ, 2003. - 280 с.

Четвертая группа источников включает научные труды, которые исследуют проблемы войны и религии, межконфессиональных конфликтов и

- 4 воин .

Особое место здесь занимают труды, посвящённые исламской концепции джихада, которую пытаются актуализировать экстремистские силы5.

Пятая группа включает зарубежную библиографию и представлена работами по проблеме экстремизма6.

См.: Арухов З.С. Вооруженные конфликты на Северном Кавказе в свете теории и практики джихада //Сборник Ислам и политика на Северном Кавказе. - Ростов-на-Дону.: СККУ ВШ, 2001. - С.115-142; Дельмаев Х.В. Сущность и социальная роль исламской концепции джихада. (Критический философско-социологический анализ): Автореф. канд. филос. наук. - М.: ВПА, 1987. -24 с; Добаев И.П. Традиционализм и радикализм в современном исламе на Северном Кавказе//Сборник Ислам и политика на Северном Кавказе. - Ростов-на-Дону.: СККУ ВШ, 2001. - С.142-145; Керимов Г.М. Проблемы войны и мира в исламе//Вопросы научн. Атеизма. Вып.31.- М.:Мысль. 1993; Кудрявцев А.В. Ислам и ближневосточный конфликт/Доктрина джихада в идеологии и политике. Дис.канд. ист. наук,- М.: ИВАН СССР, 1984; Его же. Политический аспект современных концепций джихада/Ислам в совр. политике стран Востока.-М.-Наука, 1986.-С. 103-112; Левшуков Р.А. Религиозный экстремизм в Карачаево-Черкесской республике//Сборник Ислам и политика на Северном Кавказе. - Ростов-на-Дону.: СККУ ВШ, 2001. - С.95-100; Малышева Д.Б. Религиозный фактор в вооружённых конфликтах современности: Развивающиеся страны Азии и Африки в 70-80 годы/АН СССР, Институт мир. экономики и межд. отношений.-М.: Наука, 1991; Сагадеев А. Джихад //Наука и религия. - 1986, №6.-С. 18-20; Тожиддинов Т. «Концепция джихада» и исламская политическая терминология//Современный ислам: проблемы политики и идеоло-гии.Вып.З.Часть2/ДСП/-М.: Наука, 1985.-С. 102-110; Тегин Ю.А. Идеологическая концепция Ассоциации «Братьев-мусульман» как орудие реакции /критический анализ. Дис.канд. филос. наук. - М.:ВПА, 1983. - С. 17-32; Ханбабаев К.М. Ваххабизм в Дагестане//Сборник Ислам и политика на Северном Кавказе. - Ростов-на-Дону.: СККУ ВШ, 2001. - С.32-47; и др.

5 Тагаев М. Наша борьба, или повстанческая армия имама. - Киев: Наука, 1997; Хачилаев Н. Руководство к программе всемирного восстания мусульман. Из книги «Наш путь к газавату», 1999; Сойли Нистен-Хааарала. Российско-Чеченский конфликт - международное право и политика // Чечня и Россия: общества и государства. - М.: Политинформ-Талбури, 1999; Гордин Я. Трагедия взаимной безкомпромисности //Terra incognita. Ежемесячный правозащитный журнал. - №2 (6). - Февраль 2002; и др.

6 Arenolt Н. 1986. Communicative Power.-S.Lures (ed.) Power. Oxford: Blacrwell; Bachrach P. And Baratz M.S. 1970; Power and Poverty: Theory and Practice. N.Y. - L. -Toronto: Oxford University Press; Bernard J. A. Where is the Modern Sociology of Conflict? // American Journal of Sociology. 1950, №17, p 11-16; Biersteolt R. 1950. Analysis of Social Power. - American Sociological Review, Vol. 15. №6. 733-735; Carver T.N. The Basis of Social Conflict // American Journal of Sociology. 1908, №13, p628-637; Clutterbuck R. Terrorism in unstable world. New-York 1994. 235p; Connoly W.E. 1993. The Terms of Political Discourse / 3rd ed. oxford: Blacrwell; Coser L.A. Toward a Sociology of Social Conflict.-Columbia University, 1954, University Mcrofilms Publication №8639; European Comission, Tageted Socio-Economic Reseach. Workprogramme, Edition, 1995; European integration and transborder cooperation. // Scintific script. Vol.1. 1998.177p; Extremism and Terrorism in the World // Foriegn Policy. Washington №99.1995. p. 165-180; Gallagher, James J. Low - Intensity Conflict: A Guide for Tactics, Techniques, and Procedures.-Harrisburg, Pa.: Stackpole Books, 1992. и др.

Таким образом, анализ источников по теме исследования показывает, что накоплен обстоятельный теоретический материал по проблеме противодействия экстремизму, по ликвидации порождающих его развитие факторов и усилению конституционных мер противодействия. Вместе с тем, на взгляд автора, недостаточно внимания в научной литературе уделено разработке стратегии противодействия экстремизму в религиозной сфере, малоизученной остается и сама религиозная ситуация на Северном Кавказе, отдельные проявления которой выступают как угрозы национальной безопасности Российской Федерации в данном регионе.

Актуальность темы, предпосылки её научного и практического решения определяют объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объектом анализа в диссертации является сфера деятельности религиозных объединений и связанных с нею отношений и процессов на Северном Кавказе.

Предметом политологического анализа выступает проблема генезиса экстремизма в религиозной сфере, его сущность, содержание, разновидности и специфика, а также определение путей совершенствования деятельности государственных и общественных институтов в нейтрализации угроз региональной безопасности России.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе политологического анализа выявить место экстремизма в религиозной сфере как серьезной угрозы безопасности России в Северо-Кавказском регионе, всесторонне исследовать понимание его опасности в обществе, предложить научно обоснованные направления, формы и способы борьбы государства и других социальных институтов с этим общественным злом.

Достижение поставленной цели исследования предопределило решение следующих научных задач:

1. Осуществить теоретический анализ сущности, содержания экстремизма как объекта политологического исследования.

2. Определить содержание, роль и место экстремизма в деятельности религиозных объединений на Северном Кавказе.

3. Изучить особенности, приоритеты функционирования региональной политики Российской Федерации на Северном Кавказе в условиях активизации экстремистской деятельности отдельных религиозных структур.

4. Рассмотреть политические, правовые, социальные основы предотвращения региональных конфликтов на Северном Кавказе, имеющих религиозную составляющую.

5. Выработать предложения для внесения поправок в концептуальные, доктринальные и нормативно-правовые документы, касающихся регулирования государственно-религиозных отношений в России.

Границы исследования определены временными рамками с 80-х годов XX века и ближайшими перспективами до 2010 года; политологическим аспектом анализа темы; пространственно-географическими пределами СевероКавказского региона Российской Федерации, а также регионами возникновения экстремистских сил.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют принципы всесторонности, объективности и конкретности рассмотрения проблемы, работы отечественных и зарубежных исследователей по вопросам социально-политического развития и безопасности государства и общества, влияния различных видов экстремизма на систему безопасности страны. В работе учтены положения и выводы, содержащиеся в официальных документах (законах, указах, постановлениях, решениях), посвященных обеспечению безопасности Российской Федерации.

Фундаментальный принцип, определяющий методологический характер данной работы, заключается в том, что исследование носит междисциплинарный характер. В работе использованы научные достижения не только из сферы политологии, но и философии, социологии, новейшей истории. При изучении конкретных вопросов и локальных блоков исследования, безусловно, преобладает методологический инструментарий политологии, что диктуется как спецификоЙ объекта исследования, так и возможностями практического применения. В диссертации используется структурно-функциональный анализ, который наиболее адаптирован к рассмотрению столь сложного явления. Автор опирается на логический метод, а также метод политического прогнозирования. Категориально-терминологический аппарат данной работы базируется на общепринятых в политологии трактовках. Данные методологические положения позволили определить совокупность логически взаимосвязанных идей, отражающих сущность экстремизма в религиозной сфере, а также основные направления его ограничения.

На защиту выносятся следующие положения исследования:

1. Авторское определение экстремизма. Экстремизм - это общественное явление, сущность которого состоит в борьбе за власть субъектов социальных отношений в политической, национальной, экономической, религиозной и иных сферах общественной жизни, использующих для достижения цели крайние (радикальные) взгляды, меры, способы и формы деятельности.

2. Генезис экстремизма в религиозной сфере, определение его источников, а также структуризация на основе классификационной схемы позволяет определить его сущностные характеристики. Экстремизм в религиозной сфере -это радикальная, ложная, фанатичная деятельность субъектов религиозных отношений, использующих для достижения своих целей религиозно-политическую идеологию с агрессивными, силовыми методами самоутверждения.

3. Вывод о том, что специфика религиозной ситуации в СевероКавказском регионе определяется процессами, протекающими в православном и мусульманском обществе и характеризуется следующими экстремумами. а) Взаимоотношения между последователями ведущих конфессий Северного Кавказа строятся преимущественно в традиционно доброжелательном, мирном, обоюдно терпимом мире. б) Однако, внутренние процессы, происходящие в глубинах православия и ислама, характеризуются крайне противоречивыми негативными тенденциями. В основе данных тенденций лежит расслоение, разделение и распад; возникновение противоположных взглядов на те или иные догмы религии, возникновение новых религиозных объединений; появление нетерпимости к противоположной точке зрения, что, в конце концов, выливается в конфликт с применением насилия или с использованием других экстремистских методов. в) Проявляющиеся в последние годы агрессивные формы экстремизма в религиозной сфере носят фанатичный характер и угрожают безопасности России в Северо-Кавказском регионе. Их представители сегодня не афишируют своей принадлежности к тем или иным террористическим организациям, обладают различными видами оружия, технологиями, средствами СМИ, банками, возможностью координировать свою деятельность.

4. Итоги политологического исследования, включающие в себя основные направления политико-правового ограничения экстремистской деятельности в религиозной сфере, что позволяет предотвратить конфликты, имеющие религиозно-политическую составляющую.

Научная новизна исследования заключена в комплексном анализе сущности и содержания экстремизма в религиозной сфере как угрозы национальной безопасности Российской Федерации. В диссертации дана классификация форм проявления экстремизма в религиозной сфере, обосновано их содержание с учетом современных социальных изменений в обществе, и разработаны основные направления политико-правового ограничения экстремистской деятельности религиозных объединений.

Эмпирическая база исследования. В диссертации использованы: Конституция РФ, закон России "О безопасности" (1992), Федеральный закон от 25 июля 2002 г.№ 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изменениями от 26 марта 2000 г., 21 марта 2002 г., 25 июля 2002 г.) и другие законы РФ, нормативно-справочные и распорядительные документы органов государственной власти федерального и регионального уровней, материалы Госкомстата, аналитические разработки, литературные источники, публикации в периодической печати и информационные передачи в электронных СМИ, а также информация, полученная из всемирной компьютерной сети Internet; информационные системы и электронные базы данных правовой информации.

Практическая значимость результатов исследования заключается: во-первых, в том, что результаты исследования могут быть использованы в научных целях в рамках дальнейшей разработки проблем взаимоотношений «государства - религиозных объединений - общества», «государства - религиозных объединений - молодежи», «личности - религиозных объединений - государства», «религиозных объединений - армии»; во-вторых, основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в проведении региональной национальной политики; в-третьих, исследование может представлять интерес в составлении учебных программ и тематических планов, разработки памяток, лекций, специальных курсов, методических рекомендаций по изучению проблем экстремизма; в-четвертых, материалы диссертации могут быть использованы в деятельности основных институтов обеспечения безопасности Российской Федерации.

Достоверность научных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций; совокупностью методов, адекватных целям, задачам и логике исследования; сопоставимостью полученных данных с практическим опытом.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации обсуждались на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин академии Пограничной службы ФСБ России, излагались на кафедре политологии РАГС при Президенте РФ в ходе обучения автора, а также на занятиях со студентами ДГУ, ДГПУ, слушателями курсов повышения квалификации при ГУ «Информационно-аналитический центр» Республики Дагестан. Кроме того, отдельные положения диссертации использовались автором (Первым заместителем Министра РД по делам молодежи и туризму) при организации молодежной политики в Республике Дагестан с 1993 года по настоящее время, а также применялись в качестве рекомендаций при проведении мероприятий по пресечению экстремистской деятельности религиозных объединений на территории республики.

Структура диссертации включает введение, две главы, заключение и список литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Телякавов, Муслим Пашаевич

Выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы специалистами для дальнейшей научно-теоретической разработки избранной предметной области политологического исследования.

В непосредственно-практическом плане результаты и выводы исследования могут быть использованы: а) Органами государственной власти - при подготовке и создании системы выработки и принятия политико-государственных решений против экстремистской деятельности религиозных объединений, основанной на профессиональной экспертизе. Важным элементом этой системы наряду с ведомственной экспертизой должен стать независимый отечественный мониторинг этноконфессиональных, политических и других проблем Северного Кавказа, а также усиление статусных позиций народов Северного Кавказа в общероссийском пространстве. Кроме того, одна из важных причин насилия и конфликтов в регионе — это утрата государством контроля над оружием и армейскими арсеналами, что позволило плохо обустроенной и недостаточно образованной части населения осуществить под воздействием идеологов национализма и «религиозного» экстремизма массовый выход из правового пространства и бросить вызов основам государственного и общественного устройства.

Конституционно-федеративное устройство России с наличием республиканских образований — наиболее демократическое и оптимальное для Северного Кавказа. В то же время недавний опыт показал, что оно может быть неумело или намеренно использовано для ущемления прав граждан и ослабления государственности в целом. Не политика преимуществ для одних и ущемления других, а политика культурного плюрализма и уважения гражданских прав на уровне всей страны и на уровне региона, отдельной республики должна лежать в основе общественного устройства, стремящегося избежать кризисов и конфликтов, в том числе на религиозной основе.

Назрела необходимость органам государственной власти рассмотреть на Северном Кавказе возможность сосуществования государственной и традиционной правовых систем в качестве последней как дополняющей. Правовой плюрализм, который существует и развивается во многих странах, в этом регионе может оказаться более эффективным, чем «единое правовое пространство». Главное — это улучшение правления, а не административные переделы. б) органами региональной власти - предметом особой заботы федеральных и региональных властей должны стать социальная сфера и ее «болевые точки»: положение безработных, особенно молодежи и женщин, беженцев, пенсионеров и инвалидов. Главная проблема региона — занятость молодого мужского населения, которое составляет значительную часть СевероКавказского населения и поведение которого во многом определяет сегодняшнюю общественно-политическую ситуацию. Наиболее трудный вопрос состоит в нахождении достойной работы для жителей сел и малых городов, где имеет место социальная маргинализация. Необходимо принятие специальных программ социально-экономического развития региона и их финансирование. Учитывая демографические факторы и ресурсные возможности, следует признать необходимость постоянной и временной трудовой миграции населения республик Северного Кавказа в другие регионы страны и создавать необходимые условия для этого процесса.

Для ослабления экстремистской деятельности вообще и в религиозной сфере в частности следует соблюдать: а) обязательность регулярной смены власти на выборной основе с точным соблюдением действующих конституционных принципов и законов; б) недопустимость политики избирательной ориентации федеральных властей на определенных политических деятелей в ущерб демократическим принципам выборности и состязательности процесса формирования органов государственной власти и управления; в) необходимость повышения компетенции и правосознания политиков и населения в вопросах государственного управления; г) необходимость учета специфики состава населения и традиций при определении местных государственных устройств, соблюдении базовых принципов демократического правления, определенных федеральной и местными конституциями. в) руководством профильных вузов - в преподавании учебных дисциплин гуманитарного профиля, организации воспитательной работы со студентами и слушателями академий. В целях подготовки специалистов по борьбе с проявлениями экстремизма в религиозной сфере рекомендуется ввести в практику учебного процесса преподавание курса «Экстремизм в религиозной сфере. Сущность, структура, содержание».

Проведенное исследование отнюдь не исчерпывает сложную и многогранную проблему проявлений экстремизма в религиозной сфере на Северном Кавказе. Автор не претендует на полноту изложения темы, на окончательность решения предложенных вопросов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, Северный Кавказ — самый сложный регион с точки зрения социально-экономической ситуации, государственного управления и обеспечения национальной безопасности России. Здесь присутствует реальная угроза национальной безопасности Российской Федерации, ее целостности и суверенитету. Именно здесь радикальный этнический национализм и экстремизм в религиозной сфере обрели насильственные и варварские формы, бросив вызов не только государству, но и общественным устоям местного населения.

Расширение спектра угроз, проявляющихся в исследуемом регионе, усиление их дестабилизирующего воздействия на безопасность Российской Федерации на Северном Кавказе, актуализируют проблему разработки теоретико-методологических, политико-правовых, социально-экономических и духовных основ обеспечения национальной политики России в регионе, значение научных результатов и выводов проведенного диссертационного исследования, важность обоснованных практических рекомендаций по формированию основных направлений политико-правового ограничения экстремистской деятельности религиозных объединений на Северном Кавказе.

Исходя из объекта, предмета, границ исследования, реализуя его цель и задачи, диссертантом получены следующие основные результаты исследования: обобщены и осмыслены теоретико-методологические подходы современной политической науки к изучению феномена экстремизма, предложены авторские дефиниции категорий «экстремизм», «экстремизм в религиозной сфере»; определено содержание, роль и место экстремизма в деятельности религиозных объединений на Северном Кавказе; выявлены и проанализированы источники появления экстремизма в религиозной сфере; изучены особенности, приоритеты функционирования региональной политики Российской Федерации в условиях активизации экстремистской деятельности отдельных религиозных структур; решена проблема структуризации экстремизма в религиозной сфере на основе ее классификации; выработаны предложения для внесения поправок в концептуальные, доктринальные и нормативно-правовые документы, касающихся регулирования государственно-религиозных отношений.

Материалы диссертационного исследования дают основания сделать следующие теоретические выводы.

Во-первых, являясь одной из важных категорий политологии, экстремизм представляет собой общественное явление, сущность которого состоит в радикальной деятельности субъектов социальной деятельности, субъектов социальных отношений, основанной на приверженности к гипертрофированию, крайним оценкам условий, в которых эта деятельность происходит. Его проявления осуществляются с изначально поставленными целями в политической, этнонациональной, экономической, религиозной и иных сферах общественной жизни с проявлением массовых беспорядков, с применением насилия, использованием террористических актов, призывом к насильственному свержению конституционного строя Российской Федерации, захвате власти.

Экстремизм в религиозной сфере - это радикальная, ложная, фанатичная деятельность субъектов религиозных отношений, использующих для достижения своих целей религиозно-политическую идеологию с агрессивными, силовыми методами самоутверждения. Определяющим для экстремизма в религиозной сфере является - борьба за власть с использованием насилия, агрессивность его субъектов и, естественно, опасность для противостоящих религиозно-политических противников; массовое признание в силу духовного, материального, социального неудовлетворения людей, зависящего напрямую от общественно-политической ситуации в обществе.

Для проявлений экстремизма в религиозной сфере характерно отсутствие компромиссов. Как правило, такой экстремизм не идет на уступки противной стороне, не применяет тактику диалога. Стремление к победе в противостоянии социальных групп, борьба против определенных политических групп, нередко имеющая целью захват власти путем применения силы и использованием религиозных лозунгов - определяют сущность экстремизма в религиозной сфере. Следовательно, говорить об экстремизме применительно к религиозным объединениям можно тогда, когда их деятельность проявляется в форме противоправных экстремистских действий, а именно направлена на: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности Российской Федерации; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни. .и т.д.

Во-вторых, экстремистская деятельность религиозных объединений представляет собой единство и противоречивость общего и особенного, сущностного и несущностного, главного и второстепенного, устойчивого и изменчивого, внутреннего и внешнего. На уровне явлений эта совокупность представляет собой весьма пеструю картину. А поэтому возникают значительные трудности в их дифференциации, выявлении приоритетных, требующих первоочередных усилий. Поэтому возникает важная методологическая проблема структуризации экстремизма в религиозной сфере и прежде всего на основе их классификации.

В работе проведена классификация и характеристика экстремизма в религиозной сфере по следующим, наиболее существенным основаниям: а) по объектам (государственный или политический строй и их сторонники, религиозная идеология и их лидеры, а также все составляющие материальной и духовной сферы противника); б) по масштабу (глобальный, континентальный, государственный, региональный); в) по субъектам (лидеры религиозно-политических объединений, различные экстремистские политико-религиозные объединения, государства и их союзы); г) по источникам (опирающиеся на ортодоксальные, фундаментальные религиозные учения, так называемые -традиционные, а также исповедующие нетрадиционные, ложные учения (сектантство); д) по направленности (внутренние, внешние, комбинированные); е) по времени существования и функционирования; ж) по характеру (экстремистские организации, действующие в религиозной сфере, не ограничиваются чисто религиозными требованиями, а выдвигают идеологические и политические требования); з) по форме проявления (экстремистская деятельность различных религиозных объединений может быть агрессивной - проявляться в обычном терроризме, то есть в похищении людей, угоне средств передвижения, в ударах, направленных на людей, здания, транспорт, инфраструктуру. Кроме того, терроризм может быть с применением оружия массового поражения (ядерные, биологические, химические материалы) и применяться в виде кибертерроризма в компьютерных сетях; к) по возможности их реализации (реальные, мнимые); л) по точности и полноте отражения социальных явлений и процессов (истинные, ложные).

В-третьих, для уяснения источников возникновения экстремизма в религиозной сфере выявлены их причины и факторы проявления. Так, экстремизм в религиозной сфере проявляется, прежде всего, в странах с исторически сложившейся религиозной традицией и практикой как ответная реакция на нововведения. Далее, источником появления различных экстремистских сил в религиозной сфере мусульман выступает агрессивная политика немусульманских государств направленная на ущемление национальных интересов мусульманских народов. Источником экстремизма в религиозной сфере часто выступает проблема, порожденная фанатичным религиозным обществом, - это ложное представление о том, что там, где есть религия, человеку не нужен разум. Кроме того, причиной появления различных экстремистских течений в религиозной сфере выступает самоустранение органов государственной власти от диалога с религиозной общиной, их пассивность по отношению к своим верующим гражданам.

В-четвертых, религиозное сознание все активнее участвует в формировании субъективных, ценностно-мотивационных, эмоционально-психологических предпосылок экстремистского поведения, что предполагает изучение религиозной ситуации. Отметим, что христианство и ислам на Северном Кавказе переживают кризис, который сопровождается сложными процессами как внутри конфессий, так и вокруг них. В последнее десятилетие активизировалась деятельность религиозных объединений, не характерных для исследуемого региона. В христианском мире речь идет прежде всего о деятельности членов различных протестантских церквей (пятидесятников, баптистов, адвентистов), а также адептов новых религиозных учений (Кришнаитов, Свидетелей Иеговы и т.п.). Что же касается мусульманского общества, то оно в наибольшей степени подвержено «разрушению», которое характеризуется распадом по национальным, родоплеменным и другим основаниям, а также появлением мусульманских религиозных течений не характерных для данного региона (ваххабизм).

Важной тенденцией, характеризующей религиозную ситуацию на Северном Кавказе, является политизация религии. Отметим, что среди мер противостояния экстремизму в религиозной сфере, предусмотренных рядом съездов, конференций, совещаний, практически нет касающихся деятельности самих религиозных институтов. Разочарование в деятельности официального духовенства и реакция на его конформизм порождает отчуждение большой части православного населения и мусульман от общих дел своих общин. Отсюда отстраненность от борьбы с проявлениями «религиозного» экстремизма, расценивание такой борьбы как борьбы за власть и влияние на общину между прежним духовенством и новыми искателями духовной и политической власти.

В-пятых, экстремистская деятельность религиозных объединений на Северном Кавказе угрожает конституционному строю, территориальной целостности, всей системе безопасности региона и страны.

Сегодня следует оказать экстремизму в религиозной сфере общегосударственное противодействие, разработать и практически реализовать единую наступательную политику, включающую комплекс правовых, политических, экономических, социальных, организационных и других мер, нацеленных на устранение причин и условий, способствующих возникновению и осуществлению экстремистской деятельности религиозных объединений, снижению его активности и локализации последствий его проявлений.

Теоретический анализ, исследование поставленных в диссертации задач, сделанные обобщения и выводы, позволяют сделать практические рекомендации.

В теоретико-методологическом плане основные положения диссертации могут послужить исходным материалом для дальнейшего изучения проблемы экстремизма в религиозной сфере, его влияния на безопасность общества, государства и личности, роли государственных органов в противодействии ему.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Телякавов, Муслим Пашаевич, 2003 год

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1993.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: Норма, 2000.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М.: Норма, 2000.

4. Федеральный закон от 25 июля 2002 г.№ 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности". Ст. 1-7.

5. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изменениями от 26 марта 2000 г., 21 марта 2002 г., 25 июля 2002 г.). Ст. 2-4, 12.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" // Собрание законодательства РФ 1995. №21. Ст. 1930.

7. Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 1998 г. № 130-Ф3 "О борьбе с терроризмом" (ред. 2000 г.) // Собрание законодательства РФ 1998. № 31. Ст. 3808.

8. Закон Российской Федерации «О безопасности» //Безопасность России. 4.1.-М., 1998.

9. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ "О политических партиях" (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г.).

10. Закон Республики Дагестан от 16 сентября 1999 г. "О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан".

11. Закон Республики Дагестан «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях», Махачкала.: Дагестанская Правда, 1999, 24 июня. - С.З.

12. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ 2000. № 2. Ст. 170.

13. Указ Президента Российской Федерации от 30 июня 2003 г. № 715 «О дополнительных мерах по борьбе с терроризмом на территории СевероКавказского региона Российской Федерации».

14. Решение о проекте Решения о Программе государств участников Содружества Независимых Государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года (Москва, 21 июня 2000 г.)

15. Послание Президента РФ Федеральному Собранию // Независимая газета, 25 мая. 2003 г.

16. Основные направления государственной национальной политики Российской федерации на Северном Кавказе /Материалы Северо-Кавказского межнационального совещания, Ессентуки, 29 января 1999 г./.- М.: «Славянский диалог», 1999. 125 с.1. Научная литература

17. Абдулатипов Р.Г., Михайлов В.А., Чичановский А.А. Национальная политика Российской Федерации: от концепции к реализации. -М., 1997. -110с.

18. Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России. М.: Мысль, 2002.317с.

19. Абазов Р., Василивецкий А., Пономарев В. (под редакцией А. Верховского). Ислам и политическая борьба в странах СНГ. М.: Панорама, 1992.-С.З-25, 33-41.

20. Авдеев Ю.И. Новый курс России: предпосылки и ориентиры. М.: Академия, 1996. -230с.

21. Авдеев Ю.И. Терроризм как социально-политическое явление // Современный терроризм: состояние и перспективы. М.:Эдиториал УРСС, 2000.-С.36-54.

22. Аверьянов Л.Я. Социальная напряженность, социология: что она знает и может. -М., 1993. -153с.

23. АвциноваГ.И. Политический радикализм в России: концептуальные подходы к понятию и пути нейтрализации // Вестник Московского университета.- Серия 12. Полит. науки.-1995. -№ 3. -С.47-58.

24. Арунова М.Р. Исламизм и экстремизм на Ближнем Востоке: (Сб. ст.) Ин-т изучения Израиля и Ближ. Востока, Акад. геополитики и безопасности. 2001.

25. Акаев В. Ислам и политика (На материалах современной Чечни) /Ислам и политика на Северном Кавказе. Сборник научных статей. Ростов-на-Дону.: СКНЦ ВШ, 2001. - С.55.

26. Акуев В.А. Политический экстремизм. М.: РАГС, 1995. -32с.

27. Анохин М.Г. Политическая система: переходные процессы. -М., 1996. -134с.

28. Арестов В.Н. Религиозный экстремизм: содержание, причины и формы проявления. Харьков, 1987. -147с.

29. Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. -Махачкала, 1999. -162 с.

30. Афанасьев Н.Н. Идеология терроризма // Социально-гуманитарные знания. -2001. -№1. -С. 224-235.

31. Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М.: Политиздат, 1982.270 с.

32. Бабкин С.Э. Религиозный экстремизм в Алжире (1992-2000 гг.) Инт изучения Израиля и Ближ. Востока, Ин-т востоковедения РАН, 2001.

33. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. -М.: НОРМА-ИНФА, 1999. -139 с

34. Бане В. Элементы неопределённости в переходный период // ПОЛИС. -1993. -№1. -С.46-53.

35. Баришполец В.А., Манилов В.Л., Пирумов B.C. Основы национальной безопасности России. -М., 1998. -89 с.

36. Барыгин И.Н. Социальная база крайне правых в Западной Европе. -СПб.: ЛГУ, 1990. 60с.

37. Басалай А. Опасность: национальный экстремизм // Диалог. 1999. -№ 10.-С.78-81.

38. Безопасность. Информационный сборник Фонда национальной и международной безопасности. -М., 1996-2002. -№ 1-12.

39. Безыменский Л. Фюрер в законе: (О борьбе с политическим экстремизмом и фашизмом в России) // Новое время. 1999. № 7. - С. 18.

40. Бейдина Т.Г. Прогнозирование социально-политических рисков региона (на примере Читинской области) // Управление риском. 2002. -№3. -С.3-5.

41. Белоусова А.С. Социально-политические конфликты в условиях переходного состояния российского общества: Дис. .канд. соц. наук. -Волгоград, 1999.-183 с.

42. Бибикова О.И. Наступление исламского экстремизма // Азия и Африка сегодня. .-2000.- №2.- С. 15-21.

43. Бондаревский В.П. Политический экстремизм // Социально-политическое взаимодействие на территории России: механизмы, трансформации, регулирование. М., 1999.

44. Бобровников В. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие. М.: Вост.лит., 2002. - 368 с.

45. Бутенко А.П. О характере созданного в России общественного строя // Социс. -1999. -№6. -С.23-29.

46. Веселицкий А.А. Кому это выгодно // Заметки публициста. -М.,1980. С.З.

47. Верховский А.К., Папп А.В., Крибыловский В.Н. Политический экстремизм в России. -М.: Институт Экспериментальной социологии, 1996. -150с.

48. Витюк В.В., Эфиров С.А. Левый терроризм на западе: история и современность. М., 1987. - 189 с.

49. Возженников А.В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. М., 2000. - 230с.

50. Возженников А.В., Прохожев А.А. Государственное управление и национальная безопасность России: Учеб. пособие для аспирантов и слушателей академии. М.: РАГС, 1999. - 132 с.

51. Воронов И.В. Основы политико-правового ограничения социально-политического экстремизма как угрозы национальной безопасности РФ: Автореферат диссертации на соискан. уч. степени канд. полит, наук. — М.: РАГС, 2003.- 24 с.

52. Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен XX века // Вопросы Философии. 1992. -№2. -С.3-25.

53. Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. М.: Международные отношения, 2001. - 464 с.

54. Гайдар. Е. Ставка на негодяев. Известия, 17.05.1994.

55. Галкин А. О фашизме его сущности, корнях, признаках и формах проявления // ПОЛИС (Политические исследования). -1995. - № 2. - С.6-15.

56. Герейханов Г.П. Религиозная ситуация на Северном Кавказе и ее учет в управленческой деятельности органов и войск ФПС РФ: Дис. на соискание уч.степени канд.филос.наук. М.: Академия ФПС РФ, 2000. - 180 с.

57. Грачев А.С. Политический экстремизм. М., 1986. -269с.

58. Гусейнов А.А. Понятие насилия и ненасилия // Вопросы философии. 1994. №6.-С.43-52.

59. Гыскэ А.В. Современная российская преступность и проблемы безопасности общества (политический анализ). М.: Прогрессивные БиоМедицинские Технологии, 2000. - 320с.

60. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. 1994. -№5. -С.23-29.

61. Дементьев. И.В. Феномен политического терроризма: концептуальный аспект // Социологические исследования. -1991.- №11 -С. 4752.

62. Дерлюгян Г.М. Крушение советской системы и его потенциальные следствия: банкротство, сегментация, вырождение // Полис. 2000. -№2. -С. 1825.

63. Дерюгин Ю.И. Основные жизненно-важные интересы России и угрозы ее безопасности // Национальная безопасность России: реальность и перспектива. М., 1997. С. 86-88.

64. Дельмаев Х.В. Сущность и социальная роль исламской концепции джихада. Критический философско-социологический анализ: Диссертация канд. филос. наук. -М.: ВПА, 1987. 160 с.

65. Джарол Б. Мангейм, Ричард К. Рич. Политология. Методы исследования. М.: Весь мир, 1997. -380с.

66. Дмитриев А.А., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев С.Н. Введение в общую теорию конфликтов. М., 1993. -189с.

67. Дубовой JI.M. Психологические проблемы профилактики экстремизма в российском обществе: Сб. материалов. Всерос. науч.-практ. конф. / Под ред. JI.M. Дубового, 2002. С.3-15.

68. Ерошин В.П. Некоторые вопросы повышения борьбы с терроризмом // Терроризм, роль и место органов безопасности России в борьбе с ним: материалы науч.-практ. конф. -М: Академия МБ, 1992. 99с.

69. Емельянова Н. Ислам и культурная традиция в Центрально-Северном Кавказе./Мусульмане изменяющейся России. —М.: «Росспэн», 2002. -335 с.

70. Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI века. М., 1989. - С. 48.

71. Зюганов. Г. По пути добра и справедливости // Православная Москва. 1995. - №25(49).

72. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1996. -127с.

73. Иванов В.Н. Источники социальных угроз и нестабильности // Социальная безопасность государства, общества, личности: состояние проблемы, перспективы. М. 1996. -С. 106-109.

74. Ильин. И.В. О терроре и терроризме (природа, сущность, причины, проявления) // Информационный сборник «Безопасность». -2001. -№7-12. -С.312-342.

75. Игнатенко А.А. Самоопределение исламского мира //Ислам и политика. М., 2001. - С.20.

76. Изложение начал мусульманского законоведения./Автор Н.Торнау. Санкт-Петербург, 1850.- М.: МНТПО «Адир», репринтное издание, 1991.- 622 с.

77. Кавказ в сердце России. — М.: «Пашков дом», 2000. 336 с.

78. Казначеев П. Национал-экстремизм и антифашизм: новые тенденции // Правозащитник. 1999.-№ 4. - С.37-42.

79. Капитонов К.А. Отец террора //Независимая газета, 2000, 10 февраля.

80. Каратаева Е.Н. // Политический терроризм: теория и практика: Дис. .канд. наук М.: Военный университет, 2000.-180с.

81. Катанджян Г.С. Этнополитология консенсуса-конфликта: цивилизационные проблемы теории и практики. М.: Луч, 1992. -184с.

82. Курбанов Г. М. Религия и политика террора. Махачкала.: Народы Дагестана, 2002. - С. 110.

83. Керимов Г. Шариат. Закон жизни мусульман. М.: Леном, 1999.303с.

84. Комаровский B.C. Политический конфликт и политические ценности: сравнительный анализ // Политическая теория: тенденции и проблемы: Сб. ст. Вып. 2.-М, 1994. -С.54-59.

85. Козырев Г.И. Конфликтология. Конфликты в социально-педагогическом процессе // Социально-гуманитарные знания. 2000. - №2. -С.120.

86. Кононов А.И. Взаимосвязь организованной преступности и терроризма// Организованная преступность: Сб. ст. М., 1993. -С.79-86.

87. Краснов М.П. Политический экстремизм угроза государственности // Российская Юстиция. -1999. -№ 4 -С.22-28.

88. Кудрина Н.Н. Политический терроризм: сущность, формыпроявления, методы противодействия: Дис.канд. полит, наук/ СПб., 2000.211с.

89. Кудрявцев В.Н. Проблема причинности и механизм преступного поведения// Причинность и механизм преступного поведения. Материалы науч.-теорет. конф. -М.: Академия ФСБ РФ, 1996. -Инв.№274804. -310с.

90. Кургиян С.Е. Россия: власть и оппозиция. -М.: ТОО СИМС, 1993.352с.

91. Лабунец М. И. Политический экстремизм: этнонациональная регионализация: Автореф. дис. . канд. полит, наук. Рост. юрид. ин-т МВД РФ, 2002. - 24с.

92. Лапаева В.В. Роль права в борьбе с политическим экстремизмом // Законодательство и экономика .-1998. -№ 6. С.8-15.

93. Ленин В.И. ПСС.Т.42. С.290.

94. Лопаткин Р.А. Экстремизм религиозный // Политическая энциклопедия. Т.2. -М.: Мысль, 1999. -С.637-638.

95. Майдыков А.Ф., Козлов В.Б. Место и роль ОВД в предупреждении и пресечении криминальных проявлений политического экстремизма. М., 1996. -45с.

96. Манацков И.В. Политический терроризм: сущность, формы проявления, методы противодействия: Дис. .канд. полит, наук.- СПб., 2000. -211с.

97. Мартыненко Б.К. Политический терроризм: понятие, признаки, классификация // Северо-Кавказский юридический вестник. 1999. - № 1. -С.64-79.

98. Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России. -М.: Московский центр Карнеги, 1998. 222с.

99. Мельков С. Исламский фактор и военная политика России. М.: ВУ, 2001.-301с.

100. Межнациональные конфликты: место и роль органов внутренних дел в межнациональных конфликтах.// Материалы науч.-практ. конф,- М.: Академия МВД РФ, 1992. -163с.

101. Межрелигиозный мир и согласие как условие мирного будущего народов Северного Кавказа /Материалы международной конференции. Пятигорск, 18-19 февраля 1989 г., Москва, 26 февраля 1998. М.: РАГС, 1999. -91 с.

102. Международный терроризм и право. Реферативный сборник. /РАН.ИНИОН. Центр социал.науч.-информ.исслед. Отд.правоведения; Рекол.: Пивоваров Ю.С. (отв.ред.) и др. М., 2002. - 147 с.

103. Митрошенков О.А. Политология. Тоталитаризм политический феномен XX. века // Социально-гуманитарные знания . -1999. - № 1. - С.84-102.

104. Митрохин Н. Православие на Северном Кавказе// Фактор этноконфессиональной самобытности в постсоветском обществе/ Под ред. М.Б. Олкотт и А. Малашенко. М.: Моск.Центр Карнеги, 1998. - 203 с.

105. Мировые религии. А.Алов, Н.Владимиров, Ф.Овсиенко. М.: «Издательство ПРИОР», 1998. - 480 с.

106. Морозов И.Л. Левый экстремизм в индустриальном обществе: Дис. .канд. полит, наук. Саратов, 1998. -131с.

107. Моренов И.С. Национальные интересы России на Северном Кавказе: исторический опыт и современная практика обеспечения (политологический анализ): Диссертация на соискание уч. степени канд.полит.наук. М.: МЭПИ, 2003. - С. 158-159.

108. Мохаммад Хатами. Ислам, диалог и гражданское общество. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. - 240 с.

109. Мусульманские страны у границ СНГ. М.: Институт востоковедения РАН, изд-во «Крафт+», 2002. - 336 с.

110. Наумец А.Б. Влияние религиозного фактора на возникновение политического экстремизма и терроризма// Современный Терроризм: состояние и перспективы. М.: Эдиториал УРСС 2000. -С. 133-138.

111. Назаров. М. Мистический смысл российской государственности. // Завтра. 1997. -№31(87) - С.5.

112. Общая теория безопасности: актуальные методологические и социально-политические проблемы: Учеб. пос. М.: ВАГШ, 1994. -160с.

113. Организованный политический экстремизм// Российский монитор. Выпуск №7. -1996. -29-43с.

114. Основы национальных и федеративных отношений / Под ред. Р.Г. Абдулатипова. М.:РАГС, 2001 -344с.

115. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношение // Societies: Evolutionary and comparative Perspectives. Eglewood Gliffs. (NJ): Prestige-Hall, THESIS. Весна 93. -Т. 1. -Вып.2. -1966. -С. 5-29.

116. Политический экстремизм в России. М.: Инф.И.Ц. Панорама, 1996.-96с.

117. Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним: Материалы науч.-практ. конф. / М, 1998. -151с.

118. Проблемы безопасности и устойчивость социально-политического развития общества. -М.: ИСПИ РАН, 1994. -70с.

119. Проблемы внутренней безопасности России в 21 веке: Материалы науч.-практ. конф. / Отв. ред. В.А. Возжеников. М.: ЭДАС-ПАК, 2001.-355с.

120. Противодействие политическому экстремизму: теория и судебно-следственная практика // Российская юстиция. 2000. - № 1. - С. I 1-14.

121. Прохожев А.А. Человек и общество: законы социального развития и безопасности. -М.: РАГС, 2002. -180с.

122. Рагимов А. Дагестанцы выстояли. Агрессор разгромлен. //Даг.Правда. 02.08.2000.

123. Романов Н.А. Политический экстремизм как угроза безопасности страны: Дис. .док. полит. наук-М.: ИСПИРАН, 1997. 395С.

124. Романов Н.А. Сущность и содержание политического экстремизма. -М.: Академия ФСБ РФ, 1991.

125. Ризванов Р.З. Государственный совет республики Дагестан. Очерки деятельности. Махачкала: ГУП «Даг.кн.изд-во», 2002. — 415с.

126. Сазонов И.А. Политический экстремизм и проблема его категориального осмысления // Вестник Московского Университета. -Серия №12. Политические науки. 2000. -№ 2. - С.101-112.

127. Сердюкова Н.В. Региональная безопасность и предупреждение локальных конфликтов в новой геополитической конфигурации России: Реальность и перспективы // Информационно-аналитический бюллетень клуба «Реалисты» 1996. -С.82-90.

128. Серебряников В.В. Социальные угрозы и безопасность России// Социальная и социально-политическая ситуация в России: анализ и прогноз. -М.: ИСПИ РАН, 1994. -326С.

129. Смульский С.В. Теоретико-методологические проблемы управления конфликтами в международных системах: Дис. .док. полит, наук. -М., 1997.-350с.

130. Соловьев А.Б. Политический экстремизм в современной России, середина 1980-х 1990-е годы: Дис. .канд. полит, наук - Н. Новгород, 1998. -181с.

131. Социальная модернизация в России. Материалы научн-практ. конф. М.: РАН, 2002.-209с.

132. Социально-политические конфликты в Российском обществе: Проблемы урегулирования. «Круглый стол» // Социологические исследования. -1999. -№3. С.64-78.

133. Тишков В.А. Политическая антропология. Москва-Омск., 2001.гл.5.

134. Фактор этноконфессиональной самобытности в постсоветском обществе. Под ред. Марты Брилл Олкотт и Алексея Малашенко. М.: Московский Центр Карнеги, 1998.- С.39.

135. Философия политики. Законы и закономерности политического процесса. Книга №2. -М.: Луч, 1993. -175с.

136. Функе М. Безопасность или выхолащивание правового государства. Пер.с нем // Сб. переводов №3/29-186. М.1987. - С.29.

137. Хатами М. Ислам, диалог и гражданское общество. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2001. - С. 10.

138. Ханбабаев К.М. Ваххабизм в Дагестане / ислам и политика на Северном Кавказе. Сборник научных статей.Ростов-на-Дону.: СКНЦ ВШ, 2001. С.34.

139. Хрестоматия по исламу. Пер. с арабского. М.: Наука «Восточная литература», 1994.-238 с.

140. Шаравин А.А Терроризм и политический экстремизм: вызовы и поиски адекватных ответов: Сб. ст. Ин-т полит, и воен. анализа /Под. ред. А.А. Шаравина, С.М. Маркедонова. 2002.

141. Шаракшанэ С. Ислам и политический экстремизм // Религия и право. 1999. - № 4-5-С.26-27.

142. Шахов М.Н. Теоретические проблемы современного терроризма. -М.:ИБПИТ, 2003.-280 с.

143. Эпштейн В.А. Политический терроризм как феномен современного общества: Дис. .канд. политич. Наук. Казань, 2002. - 157с.

144. Ядов В. Идеология нацизма в произведениях господина Жириновского. Известия, 23.11.94.

145. Яновский Р.Г. Духовно-нравственная безопасность России // Социологические исследования. -1995. -№2. -С.41-47.

146. Список иностранной литературы

147. Абу Аль-Аля Аль Маудуди. Жизненная миссия Пророка. М.: ПК «Сантлада», 1992. - 29 с.

148. Абу Аль-Аля Аль Маудуди. Ислам сегодня. М.: ПК «Сантлада», 1992.-35с.

149. Священный Коран. Двуязычное издание. Маулан Мухаммад Али. -Ахмадийа Анжуман Ишаат Ислам.: Лахор Инк. США, 1997. 1312 с.

150. ArenoltH. 1986. Communicative Power.-S.Lures (ed.) Power. Oxford: Blacrwell.

151. BachrachP. And Baratz M.S. 1970. Power and Poverty: Theory and Practice. N.Y. L. -Toronto: Oxford University Press.

152. Bernard J.A. Where is the Modern Sociology of Conflict? // American Journal of Sociology. 1950, №17, p 11-16.

153. BiersteoltR. 1950. Analysis of Social Power. American Sociological Review, Vol. 15. №6. 733-735.

154. Carver T.N. The Basis of Social Conflict // American Journal of Sociology. 1908, №13, p628-637.

155. Clutterbuck R. Terrorism in unstable world. New-York 1994. 235p.

156. Connoly W.E. 1993. The Terms of Political Discourse / 3rd ed. oxford: Blacrwell.

157. CoserL.A. Toward a Sociology of Social Conflict.-Columbia University, 1954, University Microfilms Publication №8639.

158. European Comission, Tageted Socio-Economic Reseach. Workprogramme, Edition, 1995.

159. European integration and transborder cooperation. // Scintific script. Vol.1. 1998.177р.

160. Extremism and Terrorism in the World // Foriegn Policy. Washington №99.1995. p.165-180.

161. Freeman M. Edmund Burke and The critique of political radicalism. N.Y., 1980. P. 242.

162. Gallagher, James J. Low Intensity Conflict: A Guide for Tactics, Techniques, and Procedures. Harrisburg, Pa.: Stackpole Books, 1992.

163. Laker V.-Terrorism, L.1980.

164. Laquer W Black hundred: The rise of the extremism right in Russia.-M. Vol.17. 1993.318р.

165. Merton R.K. Social Theory and Social Structure.-Glencoe, 1949, p.87.

166. Neumann M. Whaf s left? Radical politics and the radical psyche. N.Y., 1988. P. 160.

167. Odum H.W. Folk and Regional Conflict as a Field of Sociological Study// Publications of American Sociological Society. 1931, №15 p. 1-17.

168. Parkin F Marxism and Class Theory: a Bourgeois Critique. L., 1979. The Concise Oxford Dictionary of Sociology. Ed. by Cordon Marshall, Oxford: University Press, 1994.

169. Parsons T. The Social System N.Y. 1951. p. 204-205; Parsons T., Shils E. (eds.) Toward a General Theory of Action. Cambridge, 1951, p. 180.

170. Parsons T. The Social Systems. L.,1967. p.42.

171. Rossiter С Conservatism in Amerika. N.Y., 1955. P. 29.

172. Smelser N. Theory of collective behavior. N.Y.,1963.

173. Snow. Donald M. National Security: Defence policy in a changed international order.,St. Martinis Press. 1998. 336p.

174. Spencer H. The Principles of Sociology. L., 1904. Vol. VI, p. 585.

175. Sullivan T.J. Introduction to social problems. 4th edition. -Boston: Allyn and Bacon, 1997.-650p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.