Экстремизм как социальное явление: философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Хоровинников, Александр Александрович
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 201
Оглавление диссертации кандидат философских наук Хоровинников, Александр Александрович
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. ФЕНОМЕН ЭКСТРЕМИЗМА И ЕГО
СУЩНОСТЬ.
§ 1. ФИЛОСОФСКО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ЭКСТРЕМИЗМА.
§ 2. ЭКСТРЕМИЗМ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ
ОСНОВАНИЯ.
Глава 2. ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ЭКСТРЕМИЗМА В СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
§ 1. ФОРМЫ ЭКСТРЕМИЗМА И ТИПЫ ЭКСТРЕМИСТСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ.
§ 2. ЭКСТРЕМИЗМ, ТЕРРОРИЗМ КОНФОРМИЗМ, НОНКОНФОРМИЗМ: ТЕОРИЯ И
КЛАССИФИКАЦИЯ.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Экстремизм в современной России: механизм воспроизводства и меры социального контроля2011 год, кандидат социологических наук Вехов, Иван Васильевич
Институциональные формы молодежного экстремизма в российском политическом процессе2007 год, кандидат политических наук Семенцов, Александр Михайлович
Молодежный политический экстремизм в условиях трансформирующейся российской действительности2006 год, кандидат политических наук Гречкина, Евгения Николаевна
Молодежный религиозный экстремизм в современной России и пути его преодоления: на материалах Северо-Кавказского федерального округа2012 год, кандидат политических наук Олифиренко, Екатерина Павловна
Левый экстремизм как политический феномен второй половины XX - начала XXI веков: эволюция стратегии и тактики2010 год, доктор политических наук Морозов, Илья Леонидович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Экстремизм как социальное явление: философский анализ»
Актуальность темы исследования обусловливается общими противоречиями развития социальной реальности, условиями ее модернизации в периоды кризисов. На современном этапе усиливается внимание исследователей к феномену экстремизма, который непосредственно влияет на функционирование всех сфер современного общества. Значимость изучения вызывается потребностью объяснять социальные, политические, культурные явления, происходящие на индивидуальном и социумном уровнях, а теоретический интерес предопределяет необходимость целостно и системно осмыслить феномен экстремизма.
В российской действительности экстремизм прочно вошел в сознание политических лидеров и рядовых граждан, которые постоянно ощущают его воздействия. По словам Президента России В.В. Путина - «сегодня европейский континент сталкивается с серьезными угрозами и вызовами (экстремизм, ксенофобия, религиозная нетерпимость), питающимися из одной идеологической кормушки».1
В этой связи рельефно встают задачи: философски осмыслить сущностные характеристики экстремизма и тождественные с ним социально-политические явления; выявить философско-идеологическую почву; обозначить базовые элементы и основания, имманентные данному феномену; определить место и роль экстремизма в структуре человеческой активности; понять возможность его проявления в разнообразных аспектах действительности. Анализируемый феномен детерминируется общественно-политической жизнью и в настоящее время предстает как сложная, многоуровневая конструкция, представляющая деятельность человека, направленную на периферию процесса укоренения бытийного статуса. Экстремизм характеризует человеческое сообщество на различных уровнях: от конкретного индивидуума и малой группы (объединенной общностью
1 Интерфакс. 2006. 18 октября. интересов) до макросистем, которые «поглощают» государственные и цивилизационные образования. Выше отмеченное конституирует проблему экстремизма в число научно значимых и актуализирует ее концептуальный анализ.
Теоретическая рефлексия природы экстремизма уже превратилась в объект пристального внимания аналитиков (включая российских), однако в рамках социально-философских изысканий сохраняется недостаточная разработанность этой проблемы. Считаем, что для дальнейшего и продуктивного осмысления этого социального феномена требуется обобщить накопленные знания, а главное - применить комплексный подход при исследовании явления.
Степень разработанности проблемы. Тема диссертационной работы носит междисциплинарный характер: обозначенный круг проблем исследуется специалистами из разных областей знаний (истории, политологии, социологии, психологии, теории государства и права). Многочисленные «секторы» этого круга изучены в различной степени: одни - достаточно глубоко и полно, другие - эскизно и фрагментарно. Но даже освоенные «участки» этого проблемного поля со временем вновь становятся «terra incognita» и зависят от изменений государственно-идеологического характера.
Каждая из указанных дисциплин опирается на собственные традиции и использует специфическую методологию по данной проблеме, однако их достижения являются взаимодополняющими к осуществляемому нами философскому подходу.
Резюмируя степень разработанности проблемы экстремизма, мы констатируем: с одной стороны, существуют множество работ, в которых специалисты разбирают феномен экстремизма. Преимущественно это исследования эмпирического, нежели философско-теоретического статуса. С другой стороны, имеется гораздо меньше монографий и публикаций теоретического плана, специально анализирующих данную проблематику. Ключевой и концептуально оригинальной (утверждающей новые методологические установки) является работа В.Н. Томалинцева «Человек в XXI веке: поиск на грани творчества и экстремизма», в которой не только приводятся и обобщаются факты, но дается глубокий анализ исследуемого явления с точки зрения творческой человеческой активности. Несмотря на некоторые элементы философских обобщений, феномен экстремизма изучается с позиции культурологии и социальной психологии.
В зарубежной и отечественной литературе прослеживаются следующие направления исследований, связанные с проблематикой экстремизма и деструктивной активности индивида: теоретическое осмысление деятельности человека (на индивидуальном и социумном уровнях) осуществляют: А. В. Агеев, Б.С. Братусь, Ю.Г. Волков, В.И Лебедев, И.Н. Михеева, В.В. Налимов, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, Г. Маркузе, А. Адлер, А. Камю, Р. Браун, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, X. Уилк, К. Хорни, В. Штребе, П. Девайн, К. Лоренц, Ч. Немет, Ф. Зимбардо и др.;
- изучение влияния экстремальных явлений на общую динамику развития общества проводят: В.А. Асеев, О. Бахтияров, П. А. Сорокин, И.В. Щукин, Е.Г. Ляхов, Д.Н. Кавтарадзе, A.A. Овсянников, Дж. Девис, К. Бринтон, Г. Рицзер, П. Штомпка, Э. Тоффлер, С. Хантингтон, Э. Канетти, К. Томпсон, Й.
2 См., подробнее: Томалинцев В.Н. Человек в XXI веке: поиск на грани творчества и экстремизма. Спб., 2002.
3 См., подробнее: Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Издательство МГУ, 1990; Братусь Б.С. Гипотеза об уровнях психического здоровья // Психология личности. T.2. Самара: Издательский дом «Бахрах», 1999; Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека: естественный и гуманитарные аспекты. Ростов н/Д: Издательство Ростовского университета, 1993; Лебедев В.И. Экстремальная психология М.: «Юнити», 2001; Михеева И.Н. Амбивалентность личности: морально-психологический аспект. М., 1991; Налимов В.В. Спонтанность сознания М.: Прометей, 1989; Фрейд 3. Введение в психоанализ. М., 2003; Фромм Э. Человек для себя. Минск: Харвест, 2003; Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: ACT, 2003;.Фромм Э. Бегство от свободы. М.: ACT, 2003; Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе. М.: ACT Транзиткнига, 2005; Маркузе Г. Одномерный человек. М.: Ермак, 2003; Адлер А. Понять природу человека. Спб.: Гуманитар, агенство «Акад. Проект», 2000; Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / Пер. с англ. В.В. Старовойтова. М.: Прогресс: Универс, 1993; Камю А. Бунтующий человек. М., 1993; Brown R. Social psychology: The second edition. N-Y., 1986; Бэрон P., Ричардсон Д. Агрессия. Спб.: Питер, 1997; Штребе В., Джоунас К. Принципы формирования установок и способы их изменения // Перспективы социальной психологии. М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001; Devine P.G., Monteith М. J., Zuwerink J. R., Elliot A. J. Prejudice with and without compunction. Journal of Personality and Social Psychology. 1991. № 60; Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») / Пер. с нем. M.: Прогресс: Универс, 1994; Немет Ч., Уочтлер Дж. Креативное решение проблем в результате влияние меньшинства на большинство // Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. Спб., 2000; Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. Минск: Харвест, 2005.
Уилкинсон и др.;4
-разработку темы политического экстремизма (его содержания, форм и путей преодоления) дают работы: Г.И. Авциновой, С.М. Алиева, З.С. Арухова, Э.Я. Баталова, Г. Васильева, В.В. Витюка, Ю.Н. Давыдова, И.П. Добаева, Е.А. Кирилловой, Ю.А. Красина, З.И. Левина, В.Б. Ломейко, A.B. Малашенко, К.Г. Мяло, Е.М. Прошиной, Т. Ржезач, Э.М. Розенталя, A.M. Халмухамедова, А. Сагадеева, В.И. Сажина, М.Т. Степанянц, З.В. Сикевич, А.Н. Тарасова, Г.И. Токаревой, А.Ю. Умнова, М. X. Малера, Д. Уоддис, Р. Штейгервальд, Дж. Эспосито, X. Хорхема и др.;5 анализом социально-политических феноменов патриотизма, национализма и расизма, их развития в современной социальной реальности занимаются: А. Алкаев, А.Г. Дугин, В. Коротеева, В. Тишков, Л. Дробижева, В. Козлов, В.Х. Болотков, Г. Солдатова, Э. Баграмов, A.A. Московская, А. Миллер, Дж. Брюилли, Е. Хобсбаум, Р. Брюбакер, Э. Гелнер, Дж. Хабермас, М. Лайнд, Б. Берри, Дж. Келасс, М. Мур, К. Шмидт, Т. Рэйнджер и др.;6
- механизм распространения экстремистских настроений в молодежной
4 См., например: Асеев В.А. Экстремальные принципы в естествознании и их философское содержание. Л., 1977; Бахтияров О.Г. Экстремистские ресурсы общества // http://www.manipulation.com.ua; Хантингтон С. Кто Мы? М.: ACT, 2004. Кавтарадзе Д.Н., Овсянников A.A. Природа и люди России. Основание к пониманию проблемы. М.: Проект ГЭФ «Сохранение биоразнообразия», 1999; Щукин И.В. Экология: спектр глобальных проблем. Ростов н/Д: Феникс, 2004; Brinton С. Anatomy of Revolution. N-Y: Harper and Row, 1965; Канетти Э. Масса // Психология масс. Самара: Издательский дом «Бахрах», 1998; Штомпка П. Анализ современного общества. М: Логос, 2005; Wilkinson I. Anxiety in Risk Society. London: Routledge, 2001.
5 См., например: Авцинова Г.И. Политический радикализм в России: концептуальные подходы к понятию и пути нейтрализации // Вестник Московского университета. Серия 12. Социально-политические исследования. 1995; Алиев С.М. Современное исламское возрождение и его особенности (на примере Афганистана, Ирана и Турции) / Ислам и политика / Отв. ред. В.Я.Белокриницкий и А.З.Егорин. - М.: ИВ РАН, «Крафт», 2001; Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Махачкала: «Кавказ», 1999; Баталов Э.Я. Философия бунта. (Критика идеологии левого радикализма). М.: Политиздат, 1973; Василев Г. Без демаркационной линии. Интеллигенция, «контркультура» и революция. М.: Прогресс, 1976. Витюк B.B. Буржуазная политология об источниках современного «левого» терроризма// Вопросы истории и критики буржуазной социологии. М.: АН СССР, Институт социологии, 1983; Витюк В.В. Под чужими знаменами. Лицемерие и самообман «левого» терроризма. М.: Мысль, 1985; Витюк В.В., Эфиров С.А; «Левый» терроризм на Западе: история и современность. М.: Наука, 1987; Давыдов Ю.Н. Экзистенциализм, левое искусство и новый левый экстремизм (социально-психологический экскурс) // Современное западное искусство. К критике буржуазной художественной культуры XX века. М.: Наука, 1972; Добаев И.П. Исторические и доктринальные корни исламского радикализма, его современные проблемы и течения // Центральная Азия и Кавказ, 2001.
6 См., например: Дугин А.Г. Консервативная революция. М., 1994; Дугин А.Г. Русская вещь: очерки национальной философии. М., 2001. Дробижева Л., Аклаев А., Коротеева В., Солдатова Г. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М., 1996; Болотков В.Х. Феномен наций и национально-психологические проблемы. М., 1998; Козлов В. Национализм и этнический нигилизм // Свободная мысль. 1996. №6; Miller N., Cooper Н.М. Special issue: meta-analysis in personality and social psychology // Personality and Social psychology Bulletin. 1991. № 17; Hobsbawm E. Nations and Nationalism since 1780. Program, Myth, Reality. Cambridge, 1990. среде исследуют: А. Тарасов, Я. Павленко, О. Павлов, С. Борисов, Н. Кабалова, у
В. Ванюшкина, А. Фарфоров, В. Лебедев и др. изучение основных характеристик и разновидностей терроризма осуществляют: В. Алексеев, А. Асеевский, В. Кассис, О.В. Будницкий, В.В. Журавлев, А. Корлев, В.П. Булдаков, К.И. Могилевский, А.Д. Степанский, A.B. Репников, В.В. Шелохаев, П.А. Сельцовский, A.B. Кива, JI. Колосов, Е.Г. Ляхов, Ф. Гросс, В. Маллисон, С. Маллисон, А. Бернгард, Б. Дженкинс, А.П. Шмидт, П. Уилкинсон, А. Йонах и др.8 рефлексию рискогенных ситуаций в социальной действительности проводят: П. Бернстайн, У. Бек, Ю.В. Яковец, И.В. Джус, С.П. Курдюмов, Н. Луман, H.A. Акимова, Ю.А. Зубок О.Н. Яницкий, А. Бодалев, В.Б. Устьянцев и
Указанные авторы, как правило, не проводят различия между концептуальными определениями, не выявляют сущности феномена экстремизма, а пользуются операциональными определениями, чтобы идентифицировать объекты и осуществить анализ через призму соответствующей научной дисциплины. В отечественной социальной философии обозначенные направления находятся в стадии формирования. Теоретико-методологическая база исследования недостаточна (главное внимание уделяется локальным во времени и пространстве формам экстремизма), что усиливает ощущение дефицита философских разработок.
Интерес к изучению экстремизма в российской науке резко возрастает к середине 1990-х годов, когда объективировались многочисленные кризисные
7 См., например: Тарасов А. Черная кошка на красном фоне // Тарасов А. Н., Черкасов Г. Ю., Шавшукова Т. В. Левые в России: от умеренных до экстремистов. Издательство «Институт экспериментальной социологии». М., 1997; Тарасов А.Н. Не по Антониони. Студенческие беспорядки и mass media: исследование одного явления // Полис. 1997. № 6; Лебедев В.И. Экстремальная психология М.: «Юнити», 2001.
8 См., например: Алексеев В. Скромный кондотьер. Феномен Че Гевары. М.: Политиздат, 1991; Асеевский А. Кто организует и направляет международный терроризм? М.: Политиздат, 1982; Бернгард А. Террор и терроризм. M., 1989. Будницкий О.В. Терроризм: происхождение, типология, этика // Россия в условиях трансформации. Историко-политологический семинар. Выпуск №15-16. М.: ФРПЦ, 2001; Wilkinson P. Pathology and Terror // The Terrorism reader. London, 1979; Wilkinson P. Political Terrorism. London, 1978.
9 См., например: Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000; Луман H. Понятие риска // Thesis, 1994. Вып.5; Риски в коммуникативном пространстве социума // С.Ю. Наумов, П.В. Журавлев, А.Ю. Шеховцев, A.B. Федорова. Саратов: изд-во ПАГС, 2004; Зубок Ю.А. Проблема риска в социологии молодежи. М., 2003; Общество риска и человек: онтологический и ценностные аспекты / Под ред. В.Б. Устьянцева. Вып. 10. Саратов: Наука, 2006. процессы, охватившие сферы организации социума. Однако в исследованиях прослеживается терминологическая неоднозначность: например, в качестве синонимов используются такие понятия, как: «ксенофобия», «шовинизм», «расизм», «национализм», «фашизм» и т.п.
Констатируя степень разработанности содержательной природы экстремизма, подчеркиваем: 1) в российской науке определение понятия «экстремизм» трактуется по-разному; 2) качественные характеристики явления выделены не четко; 3) анализ феномена экстремизма носит преимущественно политологический и социологический характер.
Отмеченное усиливает актуальность философского изучения обозначенной проблемы.
Целью исследования является осмысление и комплексный анализ феномена экстремизма с социально-философских позиций.
Для достижения этой цели в работе ставятся следующие задачи: сформулировать рабочее определение «экстремизм», раскрыть его основные характеристики и возможные условия возникновения; обосновать связь экстремизма с экстремальными явлениями (способствующими реализации деструктивных наклонностей индивида); выделить условия возникновения и существования экстремизма в различных моделях социальной реальности;
- определить категориальные отличия экстремизма от схожих явлений социально-политического характера; обозначить способы формирования экстремистского мировоззрения среди индивидов, не имеющих прочного социального и экономического статуса;
- классифицировать формы проявления феномена экстремизма и вскрыть его позиционирование в общественной деятельности; определить типы экстремистского поведения в зависимости от форм существования экстремизма;
- обозначить грани соотношения экстремизма и терроризма; выделить основные характеристики и разновидности терроризма; осмыслить (с философских позиций) феномен исламизма, отождествляемый с разновидностью терроризма; оттенить вопрос об аксиологическом статусе терроризма;
- выявить взаимосвязь экстремизма с конформизмом; раскрыть содержание понятий «экстремизм» и «нонконформизм», подчеркнуть их дифференциальные признаки.
Объектом исследования является экстремизм как социально обусловленный феномен.
Предметом - причины возникновения и специфика функционирования экстремизма, его многообразные проявления в социальной действительности.
Теоретическая и методологическая основа исследования базируется на формах и методах теоретического уровня познания: приемах анализа, сопоставления, обобщения; принципах объективности, комплексности и систематизации; используются наработки системно-синергетической методологии, элементы структурно-функционального и институционального подходов.
При проведении исследования использовались базовые категории: «экстремальность», «экстремальные принципы», «экстремальные явления», «отчуждение», на основе которых продуцируется категория экстремизма как социального явления. Сущность и функции экстремизма определяют необходимость методологического синтеза (в рамках фиксации базовых категориальных структур), поэтому, применяя парадигму научной рациональности, получаем новые методологические представления.
Научная новизна определяется постановкой и решением социально-философских проблем, связанных с явлением экстремизма, и междисциплинарным подходом к анализу его сущности в современных моделях общественной организации. Полученные результаты, заключаются в следующем:
- с новых методологических позиций осуществлен анализ феномена «экстремизм»; предложена авторская интерпретация его определения и структуры;
- выявлены философско-идеологические основы явления, которые ранее представлялись без учета комплексного подхода в изучении;
- в научный аппарат отечественного социально-философского знания введены понятия «социальная травма» и «культурная травма», применяемые в западной социологии. Подобные категории философски обосновывают генезис экстремизма в условиях смены социальной идентичности;
- в новом контексте произведена классификация явления экстремизма с учетом основных форм экстремистской активности; акцентировано внимание на проблеме возникновения и позиционирования последних в социальной деятельности;
- определены признаки разграничения экстремизма от тождественных с ним социально-политических феноменов - патриотизма, национализма, расизма, нонконформизма; с философских позиций интерпретировано явление терроризма; рассмотрен вопрос об аксиологической значимости терроризма в современной социальной действительности.
- выявлена взаимосвязь экстремизма с конформизмом; обоснован тезис: принятие стереотипов группового поведения усиливает группоцентризм и этноцентризм - составные элементы экстремизма.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Понятие «экстремизм» отличается от понятия «экстремальность» и отражает деструктивно-деятельностный характер осуществления человеком своей сущности, направленный на периферию процесса укоренения бытийного статуса; характеризует крайние устремления индивида в условиях процесса экстремального развития; представляет собой специфическую форму отчуждения, направленную на уничтожение регулярной идентичности;
2. В понятии «экстремизм» отражается возможность для комплексного анализа сущности человека, его социальных связей и общественных структур, которые он создает в процессе своего становления;
3. Содержательная природа экстремизма взаимосвязана с явлениями экстремального характера, которые выступают необратимым условием смены регулярной идентичности (где экстремизм предстает либо общим следствием данного процесса, либо фактором, приводящим к подобным процессам). Системный анализ экстремальных явлений раскрывает соответствующие ракурсы человеческого бытия, когда происходит «сбой» функционирования организации общества.
4. Экстремизм представляет собой социальное явление, причем в различных моделях общественного устройства имеет особые предпосылки возникновения и характерные условия существования; данный феномен обладает большим методологическим потенциалом и отличается от схожих явлений социально-идеологического и политического типов - патриотизма, национализма и расизма; склонностью к мировоззренческим крайностям обладают индивиды, без прочного социального и экономического статуса (молодежь);
5. Как социально детерминированный феномен, экстремизм существует в различных формах: политический, национальный, экстремизм в сфере культуры, экологический и др. Каждая конкретная форма имеет собственные причины происхождения и позиционируется в определенный тип поведения; считаем религиозный тип экстремизма разновидностью политического, завуалированного соответствующими догматами; экстремизм можно классифицировать по способу воздействия на различные социальные структуры, где последний выступает разновидностью психологической манипуляции сознанием;
6. Экстремизм и терроризм соотносятся как общее и частное: первый -образует своеобразную идеологическую основу террористическим действиям, а второй - определяется совокупностью крайних установок, (обоснованием применения насилия) для достижения политических целей нелегитимным способом. Феномен исламизма является социально-политическим и использует отдельные положения ислама в трансформируемой форме; он характеризует течения протеста в странах мусульманской культуры. Терроризм рассматривается как аксиологическая категория, затрагивающая проблемы морали и нравственности;
7. Феномен экстремизма взаимодействует с конформизмом. Принятие, полное подчинение господствующим нормам и ценностям (общества или отдельной социальной группы) усиливает группоцентризм и этноцентризм. Экстремистское мировоззрение при определенных условиях может переходить в конформизм. Целесообразно различать понятия «экстремизм» и «нонконформизм».
Теоретическая и практическая значимость. Полученные результаты способствуют решению актуальных проблем социальной философии, углубляют концептуальное понимание теорий, исследующих социально-политические феномены в контексте философского анализа. Материалы и обобщения, предложенные в диссертации, могут использоваться в дальнейшей научно-исследовательской деятельности, а так же при преподавании различных аспектов современной социальной и политической философии в общих и специальных курсах.
Апробация исследования. Основные положения диссертации изложены в опубликованных и принятых к печати работах (статьях), а так же в ряде докладов, сообщений, сделанных на заседаниях кафедры философии, политологии и социологии СГПУ и на следующих научных конференциях: «Проблемы религиозной нетерпимости» (Самара, февраль 2005 г.), «Современные стратегии патриотического воспитания» (Самара, ноябрь 2005 г.), IV Российской научно-методической конференции, посвященной 140-й годовщине со дня рождения М.Д. Челышова «Учебный, воспитательный и научный процессы в ВУЗе» (Самара, апрель 2006 г.); ежегодных научных конференциях молодых ученых в Самарском государственном педагогическом университете (2003-2006). Некоторые положения работы были использованы в учебных курсах по социальной философии на факультете управления социальной сферой и факультете психологии СГПУ. Отдельные главы и диссертация в целом обсуждались на заседаниях кафедры философии, политологии и социологии СГПУ.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав основного текста (четырех параграфов), заключения и библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Социальная природа экстремизма2010 год, кандидат философских наук Писаренко, Ольга Николаевна
Социально-культурная профилактика экстремизма в молодежной среде2015 год, доктор педагогических наук Кузьмин, Алексей Владимирович
Социально-культурные условия профилактики экстремизма в молодежной среде2005 год, кандидат педагогических наук Акунина, Юлия Аркадьевна
Агрессия и насилие как социокультурные феномены2012 год, кандидат философских наук Бочарова, Виктория Викторовна
Социально-философский анализ феномена политического экстремизма в условиях реформирования российского общества2006 год, кандидат философских наук Килясханов, Хизри Шапиевич
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Хоровинников, Александр Александрович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного исследования феномена экстремизма свидетельствуют, что данная проблема актуальна, сложна и малоразработана. В научной литературе отсутствует единая трактовка философского определения этого явления, его сущности и содержательной наполненности. Более того, масштабность его распространения отражается в современных моделях социальной действительности, что изменяет размеренное течение жизни и формирует перед научным сообществом потребность его адекватного анализа. Отсутствие четких ориентиров социумного развития, общественные сдвиги и кризисы, цивилизационные противоречия, глобальность процесса экстремизации населения - все это ставит перед человечеством и исследователями, казалось бы, неразрешимые задачи, а прежние модели объяснения оказываются неприемлемыми.
Общественные, политические и культурные изменения, произошедшие в XX и начале XXI вв., побуждают философов из области социогуманитарного знания переосмысливать традиционные подходы при их изучении. Рельефно на передний план научно-рефлексивного мышления выдвигается категория «экстремизм» в ее связи с бытием человека, с его деструктивно-творческой деятельностью.
Анализ социальных, политических и культурных процессов в контексте философского подхода позволяет утверждать, что их противоречивый характер создает благоприятную почву для формирования, существования и, что еще более важно, развития экстремистских наклонностей и соответствующего мировоззрения индивида.
В этой связи возрастает значимость разработки с современных научных позиций категориально-понятийного инструментария для объяснения содержательной природы экстремизма. Наиболее конструктивным направлением мы считаем комплексный анализ объекта изучения, подкрепленный обращением к ранее недостаточно востребованным наукой подходам и структурам. Переосмысление традиционных проблем, но с учетом существующих общественных реалий, продуцирует новые направления отечественной социальной науки, причем целый комплекс понятий (например, «социальная травма» и «культурная травма») широко используемые западной наукой, к сожалению, еще не находят должного применения у отечественных специалистов.
Обозначенные положения исследования открывают перспективы социально-философских, политических, социологических и культурологических исследований в русле проблем существования и проявления экстремизма, а так же позволяют по-новому осмыслить ставшие уже традиционными проблемы социально-гуманитарного знания.
В целом можно констатировать, что экстремизм в современной реальности выступает неотъемлемым элементом социального бытия, охватывающим широкий спектр наклонностей и устремлений человека. Господство индустриальных и постиндустриальных отношений, отсутствие здоровых, положительных, по точному определению американских психологов, «умных» эмоций создает для индивида невыносимую гнетущую обстановку. В этих условиях человек, (и прежде всего молодой) ищет любую возможность обострить, разрядить ситуацию. Степень экстремизации действий зависит от личностных характеристик субъекта, присущих ему - темперамента, честолюбия, уровня культуры. В таком состоянии один и тот же человек готов затеять нелепую драку, посягнуть на чужую жизнь или совершить героический поступок — зайти в горящий дом, спасти утопающего. Жажда свершений, острых переживаний ведет туда, где происходит скорейшая реализация его притязаний.
Следует помнить, что всякие крайности в наклонностях, устремлениях и поведении, независимо от того, какими эмоциями (положительными или отрицательными) они обусловлены, неизбежно могут превращаться в экстремизм различного толка. 3. Фрейд справедливо указывал на то, что дорога в художественную галерею и на скамью подсудимых начинается из одного истока.
Культивируя низменные, биологические желания, человечество не может рассчитывать на очищение и спасение, ибо, пробуждая в себе зверя, заигрывая с подсознанием, оно не совершенствует себя и свое сознание, а погрязает в трясине инстинктов.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Хоровинников, Александр Александрович, 2007 год
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Учебное пособие. М.: Владос, 1994. - 335 с.
2. Авксентьев A.B. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь: Кн. изд-во, 1973.-201 с.
3. Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Издательство СГПИ, 1993 160 с.
4. Авцинова Г.И. Политический радикализм в России: концептуальные подходы к понятию и пути нейтрализации // Вестник Московского университета. Серия 12. Социально-политические исследования. 1995. -№3-4;-С. 76-81.
5. Авцинова Г.И. Политический радикализм как одна из российских традиций // Власть. 1996. № 3.
6. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Издательство МГУ, 1990. 240 с.
7. Адлер А. Понять природу человека. Спб.: Гуманитар, агенство «Акад. Проект», 2000. 253 с.
8. Алексеев В. Скромный кондотьер. Феномен Че Гевары. М.: Политиздат, 1991.-304 с.
9. Алексеев М.Ю. Особенности национального поведения. М., 2001. 423 с.
10. Алиев С.М. Современное исламское возрождение и его особенности (на примере Афганистана, Ирана и Турции) / Ислам и политика / Отв. ред. В.Я.Белокриницкий и А.З.Егорин. М.: ИВ РАН, «Крафт», 2001. - 303 с.
11. Аль-Бахнасауи С. Ислам и нация (Стенограмма основного доклада на международной конференции «Роль мусульман в духовном возрождении России»). М., 1999. 5-6 июня.
12. Аль-Маудуди. Основы ислама. М.: «Сантлада», 1993. С. 102-126.
13. Амирбегов М.Р., Амирбегов Ю.М. Объективность, реальность, время. М.,2002.-348 с.
14. Антее П. Ислам в современном мире (пер. с нем.) /Ислам в Евразии / Под ред. М.В. Иордана. М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 488 с.
15. Аргайл М. Психология счастья. М.: Прогресс, 1990. 332 с.
16. Аристотель. О добродетели. СПб., 2005. 188 с.
17. Аристотель. Этика. СПб., 2004. 256 с.
18. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 2003. 453 с.
19. Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Махачкала: «Кавказ», 1999.-267 с.
20. Асеев В.А. Экстремальные принципы в естествознании и их философское содержание. JL, 1977. 434 с.
21. Асеевский А. Кто организует и направляет международный терроризм? М.: Политиздат, 1982. 112 с.
22. Бакес У., Йессе Э. Политический экстремизм в ФРГ (реферат). М.: ИНИОН, 1996.- 12 с.
23. Баталов Э.Я. «Новые левые» и Герберт Маркузе. М.: Знание, 1979. 80 с.
24. Баталов Э.Я. Философия бунта. (Критика идеологии левого радикализма). М.: Политиздат, 1973. 210 с.
25. Бахтияров О.Г. Экстремистские ресурсы общества // http ://www.manipulation.com.ua
26. Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 383 с.
27. Бердяев H.A. Русская идея. М., 2004. 488 с.
28. Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп. Екатеринбург: Издательство «ЛИТУР», 2001 320 с.
29. Бернгард А. Террор и терроризм. М., 1989. 398 с.
30. Блакар Р. Язык как инструмент социальной власти (теоретико-эмпирические исследования языка и его использования) // Язык и моделирование социального взаимодействия. М.: Прогресс, 1987.-462 с.
31. Бланшо М. Неописуемое общество. М., 1998. 397 с.
32. Богусловский Д.Н. Коран: перевод с арабского языка, комментарии и примечания. 1-е изд. Стамбул: Чагры Йайынлары, 2000. 566 с.
33. Болотков В.Х. Феномен наций и национально-психологические проблемы. М., 1998. 234 с.
34. Большаков В. Бунт в тупике? Очерки с идеологического фронта. М.: Молодая гвардия, 1973.-365 с.
35. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. М-Спб.,1999. 1899 с.
36. Борисова-Лукашанец Е.Г.О лексике современного молодежного жаргона. // Литературная норма в лексике и фразеологии. М., 1983. -С.114 -118.
37. Бояр-Созонович Т.С. Международный терроризм: политико-правовые аспекты. Киев, Одесса, 1991. С.28 -43.
38. Братусь Б.С. Гипотеза об уровнях психического здоровья // Психология личности. Т.2. Самара: Издательский дом «Бахрах», 1999. С. 390-397.
39. Браун Р. Межгрупповые отношения // Перспективы социальной психологии. М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 548-578.
40. Будницкий О.В. Терроризм: происхождение, типология, этика // Россия в условиях трансформации. Историко-политологический семинар. Выпуск №15-16. М.: ФРПЦ, 2001. С. 50-75.
41. Булгаков С. Свет невечерний М., 2004. 334 с.
42. Булдаков В.П. Неустранимость терроризма // Россия в условиях трансформации. Историко-политологический семинар. Выпуск №15-16. М.: ФРПЦ, 2001.-С. 93-97.
43. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. Спб.: Питер, 1997. 336 с.
44. Василев Г. Без демаркационной линии. Интеллигенция, «контркультура» и революция. М.: Прогресс, 1976. 173 с.
45. Василенко И.А. Диалог цивилизаций: социокультурные проблемы политического партнерства. М.: «ACT», 2005. 412 с.
46. Васильчук Ю. Постиндустриальная экономика и развитие человека // Мировая экономика и международные отношения. 1997. №9. С. 74-86.
47. Витюк В.В. Буржуазная политология об источниках современноголевого» терроризма // Вопросы истории и критики буржуазной социологии. М.: АН СССР, Институт социологии, 1983. С. 21-42.
48. Витюк В.В. Под чужими знаменами. Лицемерие и самообман «левого» терроризма. М.: Мысль, 1985. 205 с.
49. Витюк В.В., Эфиров С.А. «Левый» терроризм на Западе: история и современность. М.: Наука, 1987. 315 с.
50. Военная энциклопедия. Тула, 1993. С. 167-169.
51. Воззвание патриотического объединения «Память» к русскому народу, к патриотам всех стран и наций // Россия сегодня. Политический портрет в документах. 1985-1991: Сборник. М., 1991.-С. 295-298.
52. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека: естественный и гуманитарные аспекты. Ростов н/Д: Издательство Ростовского университета, 1993. 342 с.
53. Вольф М. По собственному заданию. Признания и раздумья бывшего руководителя разведки ГДР. М.: Международные отношения, 1991. 285 с.
54. Вышеславцев Б.П. Кризис индустриальной культуры. Нью-Йорк, 1982. -512 с.
55. Гевара Э. Партизанская война. М.: Иностранная литература, 1961. 136 с.
56. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991. 234 с.
57. Гёте И.В. Избранные философские произведения. М., 1964. 622 с.
58. Гоббс Т. Левиафан. М., 2005. 534 с.
59. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 1996.-448 с.
60. Грачев А.С. Политический терроризм: Корни проблемы. М., 1982. 332 с.
61. Давыдов Ю.Н. Экзистенциализм, левое искусство и новый левый экстремизм (социально-психологический экскурс) // Современное западное искусство. К критике буржуазной художественной культуры XX века. М.: Наука, 1972. С. 9-70.
62. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. М.,1985.- 1654 с.
63. Даниленко В.И. Современный политологический словарь. М., 2000.1. С. 149.
64. Демидов И.И. Политический радикализм как источник правового нигилизма // Государство и право. 1992. № 4; С. 69.
65. Денисов В.В. Социология насилия. (Критика современных буржуазных концепций). М.: Политиздат, 1978. 214 с.
66. Дженис И. Огруппление мышления // Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. Спб., 2000. С. 149-166.
67. Диалектика и теория творчества / Под ред. С.С. Гольдентрихта, A.M. Коршунова. М., 1987. 288 с.
68. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Наука, 1994. -304 с.
69. Добаев И.П. Исторические и доктринальные корни исламского радикализма, его современные проблемы и течения // Центральная Азия и Кавказ. 2001. № 2(14). - С. 2-88.
70. Дробижева JL, Аклаев А., Коротеева В., Солдатова Г. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М., 1996.
71. Дугин А.Г. Консервативная революция. М., 1994. 239 с.
72. Дугин А.Г. Русская вещь: очерки национальной философии. М., 2001. -251 с.
73. Дудник В. Теория насилия для XXI века // Мировая экономика и международные отношения. 1997. №12. С. 114-120.
74. Дюркгейм Э. Норма и отклонение // Рубеж. 1992. №2. С. 12-88.
75. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. М., 1999. 433 с.
76. Емельянов Т.Ф. Оружие обреченных: (Международный терроризм на службе империализма). М.: Московский рабочий, 1982. - 128 с.
77. Журавлев В.В. Этот неуловимый терроризм // Россия в условиях трансформации. Историко-политологический семинар. Выпуск №15-16. М.: ФРПЦ, 2001.-С. 82-86.
78. Зверев В.В. Террор и терроризм // Россия в условиях трансформации. Историко-политологический семинар. Выпуск №15-16. М.: ФРПЦ, 2001. -С.90-93.
79. Зензинов В.М. Пережитое. Нью-Йорк, 1953. С. 108.
80. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. Минск: Харвест, 2005. С. 89-112.
81. Зимбардо Ф., Эббесен Э., Маслач К. Практическое применение принципов изменения установок и поведения // Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. Спб., 2000. С. 79-92.
82. Игумен Тихон (Шевкунов). Шенгенская зона // Русский порядок. 1998. № 1(46)-С. 7.
83. Ильин В.В. Российская цивилизация: содержание, границы, история. М., 2000. 322 с.
84. Ильин И. О сопротивлении злу силою М.,2002. 331 с.
85. Ильин И. Религиозный смысл философии. М.,2003. 563 с.
86. Ильин М.В. Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий. М.: Российская политическая энциклопедия, 1997. 432 с.
87. Исламизм: глобальная угроза?/Серия: Научные доклады. № 2. Ноябрь 2000 г. М.: Научно-исследовательский институт социальных систем, 2000. С. 2-77.
88. Исламский экстремизм и фундаментализм как угроза национальной безопасности России / Научный отчет РИСИ / Под общ. ред. Е.М.Кожокина. М„ 1995. С. 13-27.
89. История политических партий России / Под ред. А. И. Зевелева. М., 1994. С. 70 -78.
90. История терроризма в России в документах, биографиях, исследованиях. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 576 с.
91. Кавтарадзе Д.Н., Овсянников А.А. Природа и люди России. Основание к пониманию проблемы. М.: Проект ГЭФ «Сохранение биоразнообразия», 1999.-112 с.
92. Камю А. Бунтующий человек. М.,1990. 296 с.
93. Канетти Э. Масса // Психология масс. Самара: Издательский дом «Бахрах», 1998. С. 327-329.
94. Канетти Э. Масса и власть. М.: Ad marginem, 1997. 528 с.
95. Кассис В., Колосов JI. Терроризм без маски. М.: Молодая гвардия, 1983. -173 с.
96. Кива A.B., Федоров В.А. Анатомия терроризма // ОНС. 2003 № 1.
97. Кириллова Е.А. Очерки радикализма в России XIX века. Философско-исторические концепции 40-60-х годов. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1991 -432 с.
98. Китаев Н.И. О формах революционной борьбы пролетариата в капиталистических странах. Минск: Высшее инженерное зенитно-ракетное училище противовоздушной обороны, 1971.-51 с.
99. Клочков В.М. Пушкин и мы. Книга для учителя. Самара, 2001. 166 с.
100. Козлов В. Национализм и этнический нигилизм // Свободная мысль. 1996. №6.-С. 64.
101. Ю1.Козловски П. Общество и государство: неизбежный дуализм. М., 1998.352 с.
102. Кон И.С. Национальный характер миф или реальность? // Иностранная литература. 1968. №9. - С. 54.
103. Коран / Пер. И.Ю.Крачковского. М.: UMMAH, 2006. 896 с.
104. Королев A.A. Лики у него разные, а суть единая. Ужасная! // Россия в условиях трансформации. Историко-политологический семинар. Выпуск №15-16. М.:ФРПЦ, 2001.-С. 86-90.
105. Красин Ю.А. Маркузианство в тупике противоречий // Вопросы философии. 1973. №6. С. 50-58.
106. Кругман П. Великая ложь. М.: «ACT», 2004. 474 с.
107. Кулиев Э. На пути к Корану. М.: UMMAH, 2004. 553 с.
108. Куликов М.И. Мир на пороге XXI столетия: глобальные проблемы мировой цивилизации. Новгород, 1995. 433 с.
109. Кутб С. Будущее принадлежит исламу. М.: «Сантлада», 1993. С. 19-41.
110. Кутб С. Вехи на пути Аллаха. Махачкала: «Бадр», 1997. 566 с. Ш.Кучуради И. Экономическое неравенство, права человека, демократия исвободный рынок // Вопросы философии. 1993. №6. С. 115-119.
111. Лазурский А.Ф. Классификация личности. М., 1999. С. 89.
112. Лебедев В.И. Экстремальная психология М.: «Юнити», 2001. 431 с.
113. Лебеденко Н.Я. Социальная психология. Самара, 2003. 254 с.
114. Лебон Г. Психология народов и масс. Спб., 1996. С. 54-67.
115. Левин З.И. Мусульманское реформаторство и политика // Ислам и исламизм / Под общ. ред. Е.М.Кожокина, В.М.Максименко. М., 1999. С. 52-65.
116. Левин З.И. Общественная мысль на Востоке. М.: «Восточная литература» РАН, 1999.-С. 43-53.
117. Ломейко В.Б. Левее истины. Рецидив детской болезни «левачества» в студенческом движении Запада. М.: Молодая гвардия, 1970. 110 с.
118. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») / Пер. с нем. М.: Прогресс: Универс, 1994.-272 с.
119. Луман Н. Понятие риска // Thesis, 1994. Вып.5
120. Ляхов Е.Г. Проблемы сотрудничества государств в борьбе с международным терроризмом. М. Международные отношения, 1979. -168 с.
121. Ляхов Е.Г. Терроризм и межгосударственные отношения. М.: Международные отношения, 1991. 288 с.
122. Ляхов Е.Г., Попов A.B. Терроризм: национальный, региональный и международный контроль. М., Ростов н/Д: Изд-во РЮИ МВД РФ, 1999. -301 с.
123. Малашенко A.B. Исламское возрождение в современной России. М., 1998.-С. 93-112.
124. Малашенко A.B. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М., 2001. С. 69-79.
125. Малер X. Проект революции // Ржезач Т. Смерть на улицах. М.: Прогресс, 1982.-С. 256-257.
126. Манифест национально-патриотического фронта «Память» // Программы политических партий России. Конец XIX-XX вв.: Сборник. М., 1995. С. 292-293.
127. Манифест национально-патриотического фронта «Память» // Россия сегодня. Политический портрет в документах. 1985-1991: Сборник. М., 1991.-С. 294-296.
128. Марков В.Б. Философская антропология: очерки истории и теории. Спб., 1997.-319 с.
129. Маркс К. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.З.
130. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2- изд. М., 1974.Т. 23, 37, 42.
131. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: Ермак, 2003. 187 с.
132. Маслоу А. Мотивация и личность // Психология личности. Самара: Издательский дом «Бахрах», 1998. С. 399.
133. Милославский Г.В. Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991. 677 с.
134. Михеева И.Н. Амбивалентность личности: морально-психологический аспект. М., 1991.-296 с.
135. Могилевский К.И. Попытка либерального ответа терроризму // Россия в условиях трансформации. Историко-политологический семинар. Выпуск №15-16. М.: ФРПЦ, 2001. С. 101-104.
136. Моисеев H.H. Современный антропогенез и цивилизационный разлом. М., 1994.-432 с.
137. Московская A.A. Стереотипы или конкуренция? Анализ некоторых тендерных предпочтений работодателей // Социологические исследования. 2002. №3. С. 52-63.
138. Мяло К. Г. На путях бунта: от протеста к террору // Иностранная литература. 1984. №3.-С. 197-212.
139. Налимов В.В. Спонтанность сознания М.: Прометей, 1989. 327 с.
140. Национализм и формирование наций. Теории-модели-концепции // Под ред. А.Миллера. М., 1994. 422 с.
141. Нейсбит Дж. Высокая технология, глубокая гуманность. М.: «АСТ», 2005.-381 с.
142. Немет Ч., Уочтлер Дж. Креативное решение проблем в результате влияние меньшинства на большинство // Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. Спб., 2000. С. 225-237.
143. Непесов М.М., Сапрыков В.Н. Современный терроризм: Социальные истоки, цели, проявления. М., 1984. 377 с.
144. Ноак П. Что такое политика? //Зарубежная политическая наука и современность. Вып. 1. М., 1990. С. 87.
145. Общество риска и человек: онтологический и ценностные аспекты / Под ред. В.Б. Устьянцева. Вып. 10. Саратов: Наука, 2006.
146. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Психология масс. Самара: Издательский дом «Бахрах», 1998. С. 244-257.
147. Основоположения Союза русского народа // Программы политических партий России. Конец XIX-XX вв.: Сборник. М., 1995. С. 442-444.
148. Платформа Союза русского народа по выборам во II Государственную Думу (1906 г.) // Программы политических партий России. Конец XIX-XX вв.: Сборник. М., 1995. С. 449- 452.
149. Плахотный А.Ф. Проблема социальной ответственности. Харьков, 1981. -С. 24-43.
150. Плеснер X. Ступени органического и человек // Проблема человека в западной философии: Переводы. М., 1988. С. 96-152.
151. Поздняков Э.А. Философия политики. М., 1994. 533 с.
152. Политология. Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю.И. Аверьянов. М.: Издательство Московского коммерческого университета, 1993.-431 с.
153. Политология. Энциклопедический словарь // Под ред. Ю.И. Аверьянова, А.П. Афанасьева, B.C. Глаголева, И.И. Кравченко, Б.Ш. Надирова. М.,1993.-890 с.
154. Попер К. Открытое общество и его враги. М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. Т.1-2.-448; 528 с.
155. Программа «Русского собрания» // Программы политических партий России. Конец XIX-XX вв.: Сборник. М., 1995. С. 422 - 444.
156. Программа всероссийского общественного патриотического движения «Русское национальное единство» // Русский порядок. 1997. № 3(44). С. 1
157. Программа всероссийского общественного патриотического движения «Русское национальное единство» // Программы политических партий России. Конец XIX-XX вв.: Сборник. М., 1995. СЛ.
158. Программа действий «Русского национального собора» по спасению России // Многопартийность в России: блоки и коалиции»: Сборник. М., 1992.-С. 102- 104; С. 73-76.
159. Программа русской монархической партии // Программы политических партий России. Конец XIX-XX вв.: Сборник. М., 1995. С. 431- 432.
160. Прошина Е.М., Добин A.B. Ислам и политика // Ежегодник СЗАГС. СПб.: «Образование-Культура», 1999.-С. 170.
161. Психология и психоанализ рекламы. Личностно-ориентированный подход / под. ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Бахрах-М. 2001. 532 с.
162. Райх В. Психология масс и фашизм / Пер с нем. Ю.М. Донца. М.: ACT, 2004.-539 с.
163. Райх В. Сексуальная революция / Пер. с нем. В.А. Браун-Цеховского. Спб. Университетская книга; М.: ACT, 1997. 352 с.
164. Репников A.B. Преступивший черту // Россия в условиях трансформации. Историко-политологический семинар. Выпуск №15-16. М.: ФРПЦ, 2001. -С. 105-107.
165. Риски в коммуникативном пространстве социума // С.Ю. Наумов, П.В. Журавлев, А.Ю. Шеховцев, A.B. Федорова. Саратов: изд-во ПАГС, 2004;
166. Ржезач Т. Смерть на улицах. М.: Прогресс, 1982. - 270 с.
167. Роджерс К. Что значит «становится человеком»? // Психология личности. Т.1. Самара: Издательский дом «Бахрах», 1999. -543 с.
168. Розенталь Э.М. Парадоксы протеста. Очерки о молодежи запада. М.: АПН, 1985.-272 с.
169. Розов Н.С. Структура цивилизации и тенденция мирового развития. Новосибирск, 1992.
170. Росс JL, Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. М.: Аспект-Пресс, 2000. 429 с.
171. Российская социологическая энциклопедия. // Под ред. Г.В. Осипова. М., 1998.-989 с.
172. Рубинштейн P.E. Алхимики революции: Терроризм в современном мире: реферат ИНИОН АН СССР. М., 1990. 42 с.
173. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М.,1946. -725 с.
174. Рыбкин Е.И. Критика буржуазных учений о причинах и роли войн в истории. М., 1979.-321 с.
175. Сагадеев А. «Исламский фундаментализм»: жизненный факт или пропагандистская фикция? // Россия и мусульм. мир: Бюл. реферат.-аналит. информ. 1993. № 10. С. 57-72.
176. Сажин В.И. К вопросу о цивилизациях, исламе и войнах // Ближний Восток и современность. Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. М., 1998.-С. 207-216.
177. Санаи М. Исламская революция, международное право и диалог цивилизаций // Исламская революция в Иране: прошлое, настоящее, будущее. М.: ИВ РАН, 1999. С. 13-19.
178. Сельцовский П.А. Разновидности терроризма в современных условиях // ОНС. 2003 №2.-С. 34.
179. Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. СПб., 1995. -С. 167-178.
180. Семенов В.Е. Катарсис и антикатарсис: социально-психологический подход к воздействию искусства. // Вопросы психологии. 1994. №1. С.116.122.
181. Семенов В.Е. Социальная психология искусства. JI.,1988. С. 113-117.
182. Семенов B.C. Уроки XX века и путь в XXI век. М.: Прогресс, 2000. 356 с.
183. Сикевич З.В. Молодежная культура: за и против. Л.,1990. 234 с.
184. Сикевич З.В. Этносоциология: национальные отношения и межнациональные конфликты. СПб., 1994. 320 с.
185. Сильницкий Г.Г. Россия в поисках смысла. Смоленск, 2001.4.1. 333 с.
186. Сократ. Диалоги. М., 2005. 234 с.
187. Солодков В. Т. Молодежный экстремизм: порождение и орудие империализма. Киев, 1988. 231 с.с/
188. Сорокин П.А. Социология революций. Нью-Йорк, 1967. 430 с.
189. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992. 532 с.
190. Социальная философия Франкфуртской школы. (Критические очерки). М.: Мысль, 1978.-359 с.
191. Социальные отклонения. М., 1998. С. 89-94.
192. Степанский А.Д. Террор как способ «разбудить» массы // Россия в условиях трансформации. Историко-политологический семинар. Выпуск № 15-16. М.: ФРПЦ, 2001. С.104-105.
193. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике XIX-XX вв. М.: Наука, 1982. - 277 с.
194. Степанянц М.Т. Реформаторство как антитеза традиционности // Бог -человек общество в традиционных культурах Востока / Отв. ред. М.Т. Степанянц. М.: Наука. Изд. фирма «Восточная литература», 1993. - С. 220-259.
195. Степин B.C. Эпоха перемен и сценарии будущего. М., 1996. 377 с.
196. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М.: Издательство института государства и права РАН, 1997. 320 с.
197. Тайбаков A.A. Лицо корыстного преступника // Социологические исследования. 1999. №5. С. 79-81.
198. Тарасов А. Н., Черкасов Г. Ю., Шавшукова Т. В. Левые в России: от умеренных до экстремистов. Издательство «Институт экспериментальной социологии». М., 1997. 288 с.
199. Тарасов А. Черная кошка на красном фоне // Тарасов А. Н., Черкасов Г. Ю., Шавшукова Т. В. Левые в России: от умеренных до экстремистов. Издательство «Институт экспериментальной социологии». М., 1997. 322 с.
200. Тарасов А.Н. Не по Антониони. Студенческие беспорядки и mass media: исследование одного явления // Полис. 1997. № 6. С. 87-103.
201. Тард Г. Общественной мнение и толпа // Психология толп. М.: Институт психологии РАН, Издательство «КСП+», 1998.-416 с.
202. Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории. М., 1998. -390 с.
203. Тишков В. О нации и национализме. // Свободная мысль. 1996. № 3. С. 7-99.
204. Тишков В.А. Стратегия противодействия экстремизму // Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. ИЭА РАН. М., 1999. № 23. С. 7-18.
205. Тойнби А. Постижение истории. М., 1990. 736 с.
206. Токарева Г.И. «Левый» экстремизм в ФРГ. (Критический анализ социально-философских и социологических аспектов): Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1982. 16 с.
207. Томалинцев В.Н. Человек в XXI веке: поиск на грани творчества и экстремизма. Спб., 2002. 64 с.
208. Тоффлер Э. Война и антивойна. М., 2005. 544 с.
209. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999. 459 с.
210. Трофимов В.К. Душа русского народа: природно-историческая обусловленность и сущностные силы. Екатеринбург, 1998. -301 с.
211. Уилк X., Книппенберг Э. Групповое действие // Перспективы социальной психологии. М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 454-503.
212. Умнов А.Ю. Религия возвращения // Ближний Восток и современность. Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. М., 1996. С. 246-259.
213. Уоддис Д. «Новые» теории революции. (Критический анализ взглядов Ф. Фанона, Р. Дебре, Г. Маркузе). М.: Прогресс, 1975. 521 с.
214. Фестингер JI. Теория когнитивного диссонанса. Спб.: «Ювента», 1999. -318 с.
215. Флоренский П. Столп и утверждение истины. М.,1990 С. 121.
216. Франк СЛ. Сущность и ведущие мотивы русской философии // Философские науки. 1990 №5. С. 85.
217. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М., 2003. 359 с.
218. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия // Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. С. 382-424.
219. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого Я // Тотем и табу. М.: Олимп; Издательство «ACT-ЛТД», 1998. С. 279-349.
220. Фролов Ю.М. Сумма антропологии. Кн. 1. Расширяющаяся вселенная Абсолюта. Новосибирск, 1994. 402 с.
221. Фромм Э. Человек для себя. Минск: Харвест, 2003. 352 с.
222. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: ACT, 2003. 635 с.
223. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: ACT, 2003. 571 с.
224. Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе. М.: ACT Транзиткнига, 2005. 572 с.
225. Халмухамедов A.M. Молодежь ФРГ: от политического нигилизма к движениям протеста: Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1986. 180 с.
226. Хантингтон С. Кто Мы? М.: ACT, 2004. 635 с.
227. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. Спб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.-488 с.
228. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 2004. 643 с.
229. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / Пер. сангл. B.B. Старовойтова. М.: Прогресс: Универс, 1993. С. 10-223.
230. Хохрина E.H. Философские проблемы выживания человечества в контексте глобального экологического кризиса. Самара, 2001. 89 с.
231. Хохрина E.H. Феномен роста населения земли сингулярная кауза экологического кризиса. Самара, 1999. - 102 с.
232. Чалдини Р. Психология влияния. Спб.: Питер Ком, 1999. 272 с.
233. Чернов В.М. Террористический элемент в нашей программе // По вопросам программы и тактики: сборник статей из «революционной России». М., 2005. С. 44-89.
234. Черноушек М. Психология жизненной среды. М., 1989. 174 с.
235. Шелохаев В.В. Терроризм социально-политическое явление // Россия в условиях трансформации. Историко-политологический семинар. Выпуск № 15-16. М.:ФРПЦ, 2001.-С. 107-108.
236. Шихарев П.Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования // Психологические проблемы социального регулирования поведения. М.: Наука, 1976. С. 278-296.
237. Шмелев A.A. Молодежные культурные и социальные движения в России // Социологические исследования 1998. №8. С. 103-109.
238. Шмидт К. Политическая теология. М., 1991. 433 с.
239. Шнайдер Г.Й. Криминология. М.: Прогресс Универс, 1994. - 504 с.
240. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Мысль; Новосибирск: Сиб. Издат. Фирама «Наука», 1993.-584 с.
241. Штальберг Д., Фрей Д. Установки: структура, измерения и функции // Перспективы социальной психологии. М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001.-С. 228-264.
242. Штейгервальд Р. «Третий путь» Герберта Маркузе. М.: Издательство политической мысли, 1977. 315 с.
243. Штомпка П. Анализ современного общества. М: Логос, 2005. 513 с.
244. Штребе В., Джоунас К. Принципы формирования установок и способы ихизменения // Перспективы социальной психологии. М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001. С.265-302.
245. Щукин И.В. Экология: спектр глобальных проблем. Ростов н/Д: Феникс, 2004.-С.147.
246. Эстетика: Словарь / Под ред. А.А. Беляева, JI.K. Новиковой, В.И. Толстых. М, 1989.-788 с.
247. Adorno T.W., Frenkel-Brunswik Е., Levinson D., Sanford N. The authoritarian personality. N-Y: Harper, 1950. 377 c.
248. Breuilly J. Nationalism and the State. Manchester, 1982. 296 c.
249. Brinton C. Anatomy of Revolution. N-Y: Harper and Row, 1965. 377 c.
250. Brown R. Social psychology: The second edition. N-Y., 1986. -299c.
251. Brubaker R. Citizenship and Nationhood in France and Germany. Cambridge, Mass., 1992.-401 c.
252. Crossman R.H.S. «The Party Oligarchies», in The New Statesman and Nations. London, 1954. 328 c.
253. Davies J.C. Toward f Theory of Revolution // American Sociological Review. V.27. 1952.-P. 5-19.
254. Davies J.C. When Men Revolt and why. N-Y.: Free Press, 1971. 344 c.
255. Devine P.G., Monteith M. J., Zuwerink J. R., Elliot A. J. Prejudice with and without compunction. Journal of Personality and Social Psychology. 1991. № 60.-P. 817-830.
256. Dujker N., Frejda C. National character and national stereotypes. Amsterdam, 1960.-P. 54-89.
257. Esposito J.L. The Islamic Threat. New York: Oxford University Press, 1992. -P. 7-108.
258. Greenfeld L. Nationalism: Five Roads to Modernity. Cambridge, Mass., 1992. -P. 9-11;
259. Gross F. Causation of terror // The terrorism reader. London, 1979. P.231-275.
260. Gurr T. Why Men Rebel. Princeton: Princeton University Press, 1970. 333 c.
261. Habermas J. Citizenship and National Identity. Theorizing Citizenship // Berner R. (ed.). Albany, 1995. 320 c.
262. Hildermeier M. The Terrorist Strategies of the Socialist-Revolutionary Party in Russia, 1900-1914 // Social Protest, Violence and Terror in Nineteenth and Twentieth century Europe. N-Y. -Lnd, 1979. P. 76-87.
263. Hobsbawm E. Nations and Nationalism since 1780. Program, Myth, Reality. Cambridge, 1990.-241 c.
264. Horhem H. Some patterns of «urban guerrilla» // The terrorism Reader. -London, 1979.-P. 246-250.
265. Huntington S.P. Political Order in Changing Societies. New Haven: Yale University Press, 1968. 430 c.
266. International Terrorism and World Security. L., 1975. 322 c.
267. Jenkins B. International Terrorism: A New Mode of Conflict. Los Angeles, 1975.-431 c.
268. Jepperson R. L., Wendt A., Katzenstein PJ. Norms, Identity, and National Security // The Culture of National Security: Norms and Identity in World Politics. N-Y: Columbia University Press, 1996. P. 59 - 96.
269. Journal of Palestine Studies 1975. Winter. Vol. IV. P. 36-37.
270. Knight A. Female Terrorist in the Russian Socialist Revolutionary Party // Russian Review. 1979. April. Vol. 38. №.2. P. 150
271. Kohn H. The Idea of Nationalism. N.Y., 1967-P. 329-331.
272. McGrath J.E. Groups: Interactions and performance. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1984.-397 c.
273. Mercer R. Anarchy and Identity. N-Y: Basic books, 1992. -316 c.
274. Merton R.K. Social Structure and Anomie // Merton R.K. Social Structure and Science / Ed. by Sztompka P. Chicago: The University of Chicago Press, 1996. -P. 132-152.
275. Merton R.K. Social Theory and Social Structure. N-Y: Free Press, 1968. P. 475.
276. Miller N., Cooper H.M. Special issue: meta-analysis in personality and socialpsychology // Personality and Social psychology Bulletin. 1991. № 17. P. 32 -88.
277. Ortega y Gasset H. The Dehumanization of Art. New York, 1956. 474 c.
278. Ritzer G. Donaldization of Society. Thousands Oaks: Pine Forge Press, 1996. -221 c.
279. Schmidt A.P. Political Terrorism: A Researh Guide to Gjncepts. Theories, Data Bases and Literature. New Bronswik, 1983. 324 c.
280. Schumpeter J.A. Capitalism, Socialism, and Democracy. N-Y and London: Harper and Brothers, 1947. 201 c.
281. Skockpol T. States and Social Revolutions. Cambridge: Cambridge University Press, 1979.-366 c.
282. Smith A. National Identity. L., 1991. 561 c.
283. Smith A. The Ethnic Origins of Nations. Oxford, 1986. P. 149-157.
284. Sztompka P. Civilizational Incompetence: the Trap of Post-Communist Societies // Zeitchrift fur Soziologie. 1993. H.2, apr. S.85-95.
285. Sztompka P. Year 1989 as a Cultural and Civilizational Break // Communist and Post-Communist Studies. 1996. V.29. №2. P. 115-129.
286. Teifel H., Turner J. The Social Identity Theory of intergroup behaviors. In S. Worchel and W.G. Austin, Psyhological of Intergroup Rilations. Monterey, CA: Brooks/Cole, 1989. P. 7-24.
287. The Invention of Tradition // Ed. E.Hobsbawm and T.Ranger. Cambridge, 1983.-333 c.
288. The Modern Religion? «Critical Review», Special Issue: Nationalism, v. 10, № 2, 1996. -P.182-185.
289. Thompson K. Moral Panics. London: Routledge, 1998 321 c.
290. Tilly C. European revolutions, 1942-1992. Oxford: Blackwell, 1983. 427 c.
291. Verdery K. «Whither Nation» and «Nationalism»? «Daedalus», Summer 1993. -P.38-39.
292. Volkan V.D. «The Need to Heave Enemies and Allies: A Developmental Approach» // Political psychology, 6. June 1985. P. 219-224.0
293. Wilkinson I. Anxiety in Risk Society. London: Routledge, 2001. 420 c.
294. Wilkinson P. Pathology and Terror // The Terrorism reader. London, 1979. P. 236-246.
295. Wilkinson P. Political Terrorism. London, 1978. 373 c.
296. Yonah A. Middle terrorism: Current Threats and Future Prospects. N-Y., 1994. -399 c.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.