Экспрессивно-деятельностная функция слова в поэтике О. Мандельштама тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Яшуничкина, Маргарита Ивановна

  • Яшуничкина, Маргарита Ивановна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.02.01
  • Количество страниц 159
Яшуничкина, Маргарита Ивановна. Экспрессивно-деятельностная функция слова в поэтике О. Мандельштама: дис. кандидат филологических наук: 10.02.01 - Русский язык. Москва. 1999. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Яшуничкина, Маргарита Ивановна

Введение.

Глава I. Личностный фактор и языкотворчество

О.Мандельштама.

1. Языковая личность и художественное слово в текстах О.Мандельштама.

2. Творческое кредо О.Мандельштама.

Глава II. Поэтика художественного слова О.Мандельштама.

1. К истории вопроса.

2. Лингвокультурологическая проблематика в произведениях

О. Мандельштама.

3. Искусствоведческие основания поэтики О.Мандельштама.

3.1. Музыка в поэтике О.Мандельштама.

3.2. Живопись в поэтике О.Мандельштама.

3.3. Архитектура в поэтике О.Мандельштама.

Глава III. Семантическое пространство стихотворных текстов

О.Мандельштама.

1. Текстемы как системообразующие средства в творчестве

О. Мандельштама.

2. Структура семантическог о пространства в произведениях О.Мандельштама.S

2.1. Колюрность как коммуникативно-содержательная организация текста.

2.2. Межтекстовый колюр.

3. Стилистические функции лексико-семантических организаций слов в поэзии О.Мандельштама.*.

3.1. Лексико-семантические переклички как проявление парадигматических отношений.

3.2. Эпидигматические свойства лексики в поэтическом пространстве О.Мандельштама.

4. Парадоксы синтагматики в поэзии О.Мандельштама.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Экспрессивно-деятельностная функция слова в поэтике О. Мандельштама»

Текстологические исследования произведений О.Мадцельштама отражают возрастающий интерес к изучению поэтических возможностей слова ( МЛ. Гаспаров , Ю.И.Левин, И.М.Семенко, К.Ф.Тарановский» А.К.Жолковский, Ю.К.Щеглов и др.). На основе разрабатываемой в науке теории текста ( В.В.Виноградов, Ю.Н.Жирмунский, М.М.Бахтин, Ю.Н.Тынянов, В.Б.Шкловский, Р.О.Якобсон, Ю.М.Лотман и др.) ведется плодотворный комплексный анализ личности поэта, его художественного кредо и реализации этого кредо в языке О. Мандельштама; при этом описываются отдельные подсистемы, устанавливаются общие особенности семантики языковых единиц, производится описание стилистической специфики языка О. Мандельштама. Однако существует целый ряд не исследованных до настоящего времени вопросов, связанных с функционированием слова в текстах произведений О.Мандельштама, выявлением закономерностей и условий семантического взаимодействия слов в парадигмах поэтического текста и экспрессивной деятельностью слова в поэтике О.Мандельштама.

Актуальность. В исследовании сделана попытка описания развития идеи «обратимости» поэтической материи как художественной концепции О.Мандельштама. До настоящего времени указанный аспект не получил своего описания в науке. В творческом процессе создания текста проявляется деятельный характер семантики слова, которая представлена в творчестве О.Манделыптама в виде «обратимых», круговых связей. В результате возникает наращение смысла, которое отражает специфику поисков художественного слова в произведениях поэта. Текстовой анализ поисков художественного слова способствует раскрытию творческого кредо

О.Мандельштама и выявлению репертуара средств в его языковых выражениях.

Цель исследования состоит в описании экспрессивно-деятельностной функции слова в поэтике О.Мандельштама и анализе художественного слова в его стихотворных текстах. Цель исследования определила круг задач, поставленных в работе:

1. Описание основных принципов организации поэтического текста с точки зрения О.Мандельштама.

2. Рассмотрение установления экспрессивно-деятельностной функции слова.

3. Определение пространства (распространения) художественного слова.

4. Выявление эстетически значимых структурных элементов художественного слова.

5. Характеристика колюров.

6. Установление типологии колюров в манделыпгамовских текстах как лексико - семантического повтора текста, служащего структурно -семантическим основанием внутритекстовой и межтекстовой связи.

Объектом исследования послужили лирические стихотворные тексты О.Мандельштама, литературно - критическая и теоретическая проза поэта разных периодов его творчества. Сопоставление стихотворных и прозаических текстов способствовало раскрытию приемов употребления и обоснованию поисков художественного слова.

Методы исследования. В работе использовался семантико -стилистический метод, заключающийся в «разыскании тончайших смысловых нюансов отдельных выразительных элементов» (Л.В.Щерба); сопоставительный метод, связанный с анализом ивдивидуально-авторских лексических инноваций и лексики общенародного языка; текстологический прием сравнения авторских вариантов, редакций текста, что позволило определить функционально - стилистическую нагрузку языковых средств текста и выявить авторскую позицию; описательный метод; метод семного анализа слов при описании поисков художественного слова. Последний позволил установить специфику авторских эпидигматических, парадигматических и синтагматических связей слов в тексте .

Научная новизна работы. В диссертации впервые осуществляется типологически системное описание поисков художественного слова в поэтике художественного текста. На основе комплексного изучения явления «обратимости» впервые описана и представлена классификация колюров. Последние выполняют функцию структурно - содержательных связей в тексте одного стихотворения, одного поэтического цикла, в текстах разных поэтических циклов. Колюрное рассмотрение выражения авторской мысли впервые получило детальное рассмотрение как поэтическое средство структурной связи текста либо в виде простого повтора ( «шва» ), либо повтора с приращенным текстовым смыслом. Впервые описана парадигматика и лекснко - семантическое поле лексических взаимодействий, регулирующих механизмы смысловых модификаций в художественном тексте (слове). Новым является также описание семантико - стилистической окказиональности в поэтических текстах О.Мандельштама и выявление амбивалентности в семантике поэтического слова.

Теоретическое значение исследования заключается в рассмотрении структурно - содержательной организации художественного слова в поэтике О.Мандельштама. Это позволяет раскрыть систему мотиваций в выборе слова и дает возможность установить особенности его истолкования. Результаты диссертационного исследования позволяют утверждать, что существуют закономерные связи между творческим кредо поэта и функционированием в тексте эмоционально-экспрессивных средств. Поэтика художественного слова в творчестве О.Мандельштама свидетельствует, что лексические средства выражения авторского замысла ( идеи ) стимулированы, индивидуализированы и « эффективно воздействуют на весь комплекс духовной человеческой восприимчивости - сознания, чувства, эмоции»1. Анализ редакций стихотворных текстов показывает, что поэт стремится к усилению коммуникативной и когнитивной значимости слова. Поэтика произведения является точкой пересечения эстетического, психологического, лингвистического и литературоведческого подходов к изучению языка, идейного содержания и композиционных особенностей художественных произведений.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в практике вузовского преподавания стилистики русского языка, лингвистического анализа художественного текста, для создания спецкурса по проблемам творчества О.Мандельштама, а также в практике комментирования стихов.

Источники исследования. Языковым материалом для диссертации послужили стихотворные тексты О.Мандельштама. Было проанализировано 215 стихотворений, из которых методом сплошной выборки извлечено 2 324 иллюстрации.

На защиту выносятся следующие положения. 1. Уникальность сочетания традиции семантических возможностей слова при авторской смысловой переориентации; это предопределило особенность экспрессивно-деятельностноЙ функции слова в поэтике стихотворных произведений О.Мандельштама:

1 IVB.Виноградов. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М., 1%3. - С.57.

- ориентированность авторского слова в художественном тексте: смыслопорождение, выражение авторского идиостиля и др. как отражение творческого кредо поэта;

- правила построения разных типов колюра, выполняющих функцию словесно - художественную в произведениях О.Мандельштама (установление семантической ассоциации в смысловой структуре слов), «прибавочный» элемент в семантике авторского слова - конечного пункта колюра, который представлен новыми, дополнительными смысловыми функциями внутритекстовой и межтекстовой связи в поэтических произведениях.

2. Формирование концептуальной и языковой картины мира поэта, представленной амбивалентностью и синергичностью, что нашло свое выражение в анализируемых особенностях:

- специфика авторской эпидигматики, связанная со смысловыми новациями, определяемыми выбором актуального значения слова для данного контекста;

- синтагматические связи слов, нарушающие на эксплицитном уровне закономерности семантического согласования, но на имплицитном уровне подтверждающие указанную связь.

3. Изобразительно - выразительные приемы парадигматики слова в произведениях О.Мандельштама:

- авторская парадигматика как органическая интеграция лингво -культурологических и индивидуально - культурологических объединений слов;

- конструктивное назначение индивидуально - культурологической парадигматики как авторской акцентуации слова, воплощенной в коннотациях;

- конструктивно - семантическая роль лексических повторов (однокорневых, разнокорневых слов), определяющих структурно ~ содержательное развитие тематики и идейного замысла произведения.

4. Семантико - стилистические новации и их функции:

- реализация смысловой потенции слова в авторской речи;

- окказиональность как проявление авторской оценки;

- использование поэтических средств (контраста, тропов, дистинкции и др.) как способ эстетического представления художественного мира поэта;

- семантико - стилистическое назначение окказиональной лексики как способа эстетического освоения мира, творческой трансформации значения слова.

Апробация. Основные положения диссертации обсуждались в виде докладов на научных конференциях ( Москва, МГОПУ, V - У1~е Международные конференции «Семантика языковых единиц» - 1996, 1998 гг.; Москва, МГУ им. М.В.Ломоносова - «Категоризация мира: пространство и время» - 1997 г.) и нашли свое отражение в 5 статьях и тезисах. Главы диссертации обсуждались на кафедральном семинаре «Структура и содержание художественного текста» при кафедре русского языка МГОПУ ( 1995 -1998 гг. ). Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры русского языка Московского государственного открытого педагогического университета.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русский язык», Яшуничкина, Маргарита Ивановна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Современному исследованию художественного текста свойственен ин-гаративный подход - лингвистика в интеграции наук. Личность художника, его способности, мировоззрение и др. ( психологический фактор ) определяют как выбор им рода и вида литературного произведения, так и особенности использования языковых средств. Род, вид, жанр, направление и др. художественного произведения ( литературоведческий фактор ) определяют художественную парадигму системообразующих средств, характерных для идиостиля художника слова. Художественный текст как «материал» литературного произведения ( языковой фактор ) строится на особом, поэтическом использовании системообразующих средств языка. Последние в эксплицитном виде выражают авторскую модальность отношения к изображаемому моделированию объективного мира.

2. Творческое кредо О.Мандельштама создает духовно срежиссированное пространство смыслов текста. Для поэта слово в художественном тексте - живое тело ( ласточка, подружка, Антигона ). Для мировоззрения поэта характерны два принципа: эстетико-прагматический и этико-прагматический. Под эстетико-прагматическим принципом художник слова понимал «скрещиванье» двух равноценных составляющих - «звучание» поэтической речи и её «орудийные средства», т.е. образность. Этико-прагматический принцип связан с объективацией восприятия «чужого» мира. Идеальным для поэта является «провиденциальный» ( 'приписываемый провидению' ) читатель, а не "живой, конкретный собеседник", поскольку "воздух стиха есть неожиданно е"( О.Мандельштам ).

3. Принципы организации поэтического текста связаны с системообразующими языковыми средствами, которые определяют стилистику художника слова. Доминантными системообразующими средствами в поэтике О.Мандельштама являются текстемы, контекстемы и колюрная организация текста, всего творчества поэта. Системообразующие средства художественного текста выступают как лексически представленная авторская модальность, выражающая отношения О.Мандельштама к авторской художественной картине мира. Лексическая модальность как универсальная языковая категория текста объективирует её творца в языке и проецирует индивидуальность языковой системы автора - творца.

4. Экспрессивно-деятельностные функции слова в поэтике О.Мандельштама проявляются в следующих семантических аспектах:

- личностная интерпретация семантики слова, которая создает оттенки смысла, свойственные стилистике поэта, что выражается в согласовании несогласуемого: расширенный пустеет взор, незвучный хор и т.д.;

- пространственно-временная интеграция семантики разных миров, что создает идею гармонии, в основе которой лежит ((первоначальная тождественность»;

- знание связей и взаимодействий языка и культуры с ориентацией на современные приоритеты ценностей, что ведет к открытости поэтического мира художника слова ( лингаокультурологический аспект ).

5. В процессе создания стихотворного текста проявляется деятельный характер семантики слова, которая используется поэтом как «обратимые» и / или «обращающиеся» связи. Идея обратимости реализуется в диссертации в понятии колюра как структурно-содержательной категории текста, где повторяющиеся фрагменты «стягивают» текст, образуя его связность и целостность. Будучи парным образованием, колюр обеспечивает единство художественной системы не только одного произведения, но и цикла произведений и даже творчества поэта в целом. Выполняя функцию системообразующей организации текста, колюр ( лексический повтор, языковой / окказиональный синоним и др. ) выполняет функцию авторской модальности, поскольку он характеризуется наличием приращенности смысла, двигающей специфическим образом развитие сюжета.

6. Художественный мир О.Мандельштама организован как культурная парадигма, где слово является «Словом-В-Культуре» ( З.Г.Минц ). Интертекстуальность у художника слова характеризуется как включенностью искусствоведческих принципов, так и «чужих» текстов. В поэтике О.Мандельштама музыка, живопись, архитектура не только излюбленные темы творчества, но, самое главное - сущность художественных текстов. Так, стихи он «пробует» на голос, картину мира живописует разложением чистых цветов на простые составляющие, а архитектура служит для него «средством» структ уры стиха - «мы вводим готику в отношения слов» ( О.Мандельштам ). Итеративность принципов организации поэтического пространства определяет архитектуру живописи и звука.

7. Для поэтики О.Мандельштама характерно сочетание языковых возможностей слова и его личностных семиолого-семантических сфер. Поиски художественного слова нередко лежат на грани референтного невозможного ( глубокий обморок сирени, солнечный испуг, затравленное фортепьяно и т.д.), но именно это средство создает уникальность поэтики художника слова. Амбивалентность как внутренняя противоречивость слова, синергичность как внутренняя согласованность слова отражают ту неповторимую динамику противоположностей, что характеризует мир творчества поэта.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Яшуничкина, Маргарита Ивановна, 1999 год

1. Аскольдов С.Л. Концепт и слово // Русская словесность. От словесности к структуре текста. Антология / Под ред. В.П.Нерознака. М., 1997. -С.267 - 279.

2. Ахматова A.A. Дневники, воспоминания, письма А.Ахматовой 1! Хейт А. Анна Ахматова. Поэтическое странствие. М. 1991. - С. 212 - 354. Бавин С., СемибратоваИ. Судьбы поэтов серебряного века: Библиографические очерки. - М., 1993. - 480 с.

3. Батат М.М. Ученый сальеризм ( о формальном ( морфологическом ) методе // Звезда. 1925. - № 3 ( 9 ). - С. 267.

4. Бахтин ММ. Проблема текста в лингвистике, филологиии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Русская словесность. От словесности к структуре текста. Антология / Под ред. В.П.Нерознака. М., 1997. - С. 227 - 244.

5. Велик A.A. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998. -241с.

6. Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1998. - 384 с.

7. БерковскийН.ЯТекущая литература . М., 1980. - С.100 - 176.

8. Бёрк Э. Философское исследование о происхождении наших идейвозвышенного и прекрасного. М., 1979. - С.8 - 120.

9. БлокА. Дневники ( фрагменты ) // Осип Мандельштам и его время. М.,1995. С. 61 -62.

10. Богин П.И. Концепция языковой личности: Автореферат дисс. . канд.филол. наук. М., 1982. - 20 с.

11. Борее ЮЛ Эстетика. М., 1981. - 399 с.

12. Брик О. Звуковые повторы // Русская словесность. От словесности к структуре текста. Антология / Под ред. В.П.Нерознака. М., 1997. - С. 116-120.

13. Бройтман CIL Ранний О. Мандельштам и Ф.Сологуб // Известия АН

14. СССР. Серия литературы и языка. Том 55. - № 2. - 1996. - С. 27 - 34.

15. Буркхарт Д. Автор, лирический субъект и текст у Осипа Мандельштама //

16. Автор и текст. Сборник статей / Под ред. В.М.Марковича и Вольфа

17. Шмида. СПб, 1996. - С. 408 - 428.

18. Валери II. Об искусстве: Сборник. М., 1993. - 507 с.

19. Ваняшова М.Г. Нам остается только Имя . Поэт - трагический геройрусского искусства XX века. Блок Ахматова - Цветаева - Мандельштам.-Ярославль, 1993. 144 с.

20. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н.Поспелова. M.f 1988. -528с.

21. ВежбицкаяА. Язык. Культура. Познание. М., 1997. -416 с,

22. Вейдле В.В. Умирание искусства. Размышления о судьбе литературного ихудожественного творчества. СПб., 1996. - 336 с.

23. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963. - С. 57-186.

24. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971. С. 156-189. Виноградов В.В. О языке художественной прозы: Избранные труды. М., 1980.-360 с.

25. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. М., 1981. - 320 с. Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. - М., 1959. - 491с. Волков И.Ф. Литература как вид художественного творчества: Книга для учителя. - М., 1985. -192 с.

26. Воробьев В.В. О понятии лингвокультурологии и её компонентах // Язык и культура: Вторая международная конференция: Доклады. Киев, 1993. С. 42 - 48.

27. Воскобойников А.Э. Бессознательное и сознательное в человеке:

28. Монография. М., 1997. - 202 с.

29. Воспоминания о серебряном веке. М., 1993. - 559 с.

30. Выготский JI.C. Мышление и речь // Избранные психологическиеисследования. М., 1956. - С. 39 - 384.

31. Выготский Л.С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. -М., 1997.-416 с.

32. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. - 367 с.

33. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языковогосуществования. М., 1996. - 352 с.

34. Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-х 1925-го годов в комментариях: Учебное пособие для вузов. - М., 1993. - 272 с.

35. Гаспаров M.JI. "Соломинка" Мандельштама ( поэтика черновика ) //

36. ГаспаровМ.Л. Избранные статьи. М., 1995.-С. 185-197.

37. Гелих А. "Звезда с звездою говорит": Диалог Мандельштама с

38. Лермонтовым // "Отдай меня, Воронеж.": Третьи международные

39. Манделыптамовские чтения: Сборник статей. Воронеж, 1995. - С. 6983.

40. Герштейн Э. Слушая Мандельштама // Новый мир. 1987. - № 10. - С. 195 -196.

41. Гинзбург ЛЯ. О старом и новом. Л., 1982. - С.280 - 289.

42. Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности: Статьи. Эссе. Заметки.1. Л., 1987. -400 с.

43. Гинзбург ЛЯ. "Камень" // Осип Мандельштам. Камень. Л., 1990.- С. 261 -276.

44. Гинзбург ЛЯ. О лирике. М. 1997. -416 с.

45. Гончаров Б.Л. Анализ поэтического произведения. М., 1987. - 64 с. Горелов И.Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики: Учебное пособие.

46. М., 1997. 224 с. Григорьев В.Tí. Поэтика слова. М„ 1990.- 365 с.

47. ГруберР.И. Проблема музыкального воплощения // De Música. Пг., 1923. С. 8-15.

48. Диброва ЕМ. Категории художественного текста // Семантика языковых единиц: Доклады У1-Й Международной конференции. Т.2.- М., 1998. - С. 250-257.

49. Евдокимова С. Процесс художественного творчества и авторский текст // Автор и текст. Сборник статей / Под ред. В.М.Марковича и Вольфа Шмида. СПб., 1997. - С. 9 - 32.

50. Жинкин ff.fi. Грамматика и смысл ( Разбор случая семантической афазии у ребенка) И Жинкин НЛ. Язык речь - творчество. ( Избранные труды). -М., 1998.-С. 53-73.

51. Жолковский Л.К. Блуждающие сны: Из истории русского модернизма: Сборник статей. М., 1992. - С. 4 - 181.

52. Золян С.Т. О соотношении языкового и поэтического смыслов. Ереван, 1985.-С. 5-88.

53. Иванов Вяч.Вс. Мандельштам и биология // Осип Мандельштам: поэтика и текстология. М., 1991. - С. 5 - 6.

54. Иванов Вяч.Вс. Современность античности. «Черное солнце» Федры //

55. Иностранная литература. 1997. - № 1. - С. 247 - 249.

56. Иванов Г. Петербургские зимы. Глава X. Китайские тени ( фрагменты ) //

57. Осип Мандельштам и его время. М.» 1995. - С. 70 - 89.

58. Ивнев Р. Осип Мандельштам. Разговор в Трехпрудном // Осип

59. Мандельштам и его время. М., 1995. - С. 245 - 252.

60. Исаева Л.А. Позиция однородности как носитель скрытых смыслов художественного текста // Филология. РЫ1ок^са. - № 10. - Краснодар, 1996.- С. 11 12.

61. Кандинский В. О духовном в искусстве // Психология цвета. М., 1996. -С. 181 -220.

62. КантИ. Собрание сочинений: В 4-х т. М„ 1965. - Т. IV. - 4.2. - С. 132 -133.

63. Колобаева Л.А. Ахматова и Мандельштам ( самосознание личности в лирике ) // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 9. Филология. 1993. - № 2. - С. 3 -11.

64. КолобаеваЛ.А. «Место человека во Вселенной .» ( философия личности и видение мира в поэзии О. Мандельштама ) // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 9. Филология. - 1993. - № 2. - С. 3 - 15.

65. Кузнецов А.Ю. Проблема достоверности в лирике: лингвопоэтический аспект ( на материале О.Э.Мандельштама ): Автореферат дисс. . кацд. филол. наук. М., 1997. - 17 с.

66. Левин ЮМ. Заметки к «Разговору о Данте» // Левин ЮМ. Избранныеработы. Поэтика. Семиотика. М., 1998. - С. 142 - 152.

67. Левин Ю.И. Заметки о «крымско-эллинских» стихах // Левин ЮМ.

68. Избранные работы. Поэтика. Семиотика. М., 1998. - С. 75 - 96.

69. Левин ЮМ. О соотношении между семантикой поэтического текста ивнетекстовой реальностью // Левин ЮМ. Избранные работы. Поэтика.

70. Семиотика. М., 1998. - С. 51 - 74.

71. Левин ЮМ. Разбор шести стихотворений // Левин ЮМ. Избранные работы. Поэтика. Семиотика. М., 1998. - С. 9 -44.

72. Левин ЮМ. Тридцатые годы И Левин ЮМ. Избранные работы. Поэтика. Семиотика. М., 1998. ~ С. 97 - 141.

73. Лики культуры: Альманах. Том первый. М., 1995. 527 с. Лихачев Д.С. О филолога и. - М., 1989. - 208 с.

74. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1995. -320 с.

75. Лотман Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры // Труды по знаковым системам. VI. -Вып. 308,-Тарту, 1973.-С. 227 -243. Лотман ЮМ. Семиотика культуры и понятие текста // Труды по знаковым системам. XII. Вып. 515. - Тарту, 1981. - С. 3 -7.

76. Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994. - С. 11 - 245. Лотман ЮМ. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера -история. - М., 1996. -464 с.

77. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996. - 848 с.

78. Лотман ЮМ., Успенский Б А. Миф имя - культура // Труды по знаковым системам. VI. - Вып. 308. - Тарту, 1973. - С. 282 - 303. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д.Хомской. - Ростов-на-Дону, 1998.-416 с.

79. Маковский С. Осип Мандельштам (фрагмент) // Осип Мандельштам и его время. М., 1995. - С. 44 - 60.

80. Мандельштам и античность: Сборник статей / Составитель О.Лекманов. -М., 1995.-208 с.

81. МандельштамН.Я. Вторая книга. М., 1990. - 547 с.

82. Маничев С.А. Психический склад личности // Психология: Учебник. М.,1998.-С. 165- 175.

83. Мелетинский КМ. Поэтика мифа. М., 1995. - 408 с.

84. Мец А.Г. «Камень» // Осип Мандельштам. Камень. Л., 1990. - С. 277285.

85. Микушевич ВБ. Опыт личного бессмертия в поэзии Осипа Мандельштама // Слово и судьба. Осип Мандельштам: Исследования и материалы. М., 1991.-С. 306-311.

86. Миндлин Э. Осип Мандельштам // Осип Мандельштам и его время. М. 1995.~C.211- 226.

87. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смысла и смысловая архитектоника личности. М., 1989. - 287 с.

88. Нерлер П. «С гурьбой и гуртом .» Хроника последнего года жизни О.Э.Мандельштама. -М., 1995. 112 с.

89. Новиков Л.А. Антонимия в русском языке. Семантический анализ противоположности в лексике. М., 1973. -289 с.

90. Орлов Вл. Перекресток. Поэты начала века // Орлов Вл. Избранные работы: В 2 т. Л., 1982. - Т.1С. 376 - 538.

91. Осип Мандельштам и его время. М., 1995. - 480 с. - ( Художник и сю время ).

92. Отдай меня, Воронеж .»: Третьи международные Манделыптамовскис чтения: Сборник статей. Воронеж, 1995. - 384 с.

93. Павлов М.С. Принцип «семантического эха» в третьей Воронежской тетради О.Мандельштама: Автореферат дисс. . канд. филол. наук. М., 1994. -15 с.

94. Павлович Н.В. Язык образов. Парадигма образов в русском поэтическом языке. М., 1995.-491 с.

95. Панова Л.Г. Пространство и время в поэтическом языке О. Мандельштама // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. Том 55. - № 4. - 1996. С. 29-41.

96. ПотебняАА. Слово и образ. М., 1989. - С. 40 - 228.

97. Потебня А.А. Мысль и язык // Русская словесность. От словесности к структуре текста. Антология / Под ред. В.П.Нерознака. М., 1997. - С. 51 -66.

98. Поцегтя Д.М. Образ мира в слове писателя. СПб, 1997. - 264 с. Почегщов Г. Г. История русской семиотики до и после 1917 года. - М., 1998.-336 с.

99. Резникова И.В. Динамика текстовой тематической группы в поэтическом тексте А.Блока ( семантическое пространство текста и музыкальное мироощущение ): Автореферат дисс. . канд. филол. наук. М., 1996. -19с.

100. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995. -416 с.

101. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М., 1988. -216 с.

102. Рождественский В. Страницы жизни ( фрагмент ) // Осип Мандельштам и его время. М., 1995. - С. 265 - 267.

103. РосенкоМ.Н. и др. Основы этических знаний. СПб., 1998.-256 с. Русская словесность. От словесности к структуре текста. Антология / Под ред. В.П.Нерознака. - М., 1997. - 320 с.

104. Семенко И М. Поэтика позднего Мандельштама. От черновых редакций к окончательному тексту. - М., 1997. - 144 с.

105. Силард Л. Слово у Мандельштама // Структура и семантика литературного текста. Будапешт, 1977. - С. 75 - 80.

106. Слово в русской советской поэзии / Отв. ред. В.П.Григорьев. М., 1975. -164 с.

107. Слово и судьба. Осип Мандельштам: Исследования и материалы. М., 1991.-512 с.

108. ТименчикР.Д. Текст в тексте у акмеистов // Труды по знаковым системам. XIV. Вып. 567. - Тарту, 1981. - С. 65 - 75.

109. Террас В.И. Классические мотивы в поэзии О.Мандельштама ( перевод М.Э.Бравдес ) // Мандельштам и античность: Сборник статей / Составитель О.Лекманов. М., 1995. - С. 12 - 32.

110. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: В 90 т.-М?Л., 1938.- Т.ЗО,- С. 5 -20.

111. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учебное пособие. М., 1996.-334 с.

112. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ; Исследования в области мифолоэтического: Избранное. М., 1995, - 624 с.

113. Топоров В.Н., Цивьян Т.В. Нервалианский слой у Ахматовой и Мандельштама ( Об одном подтексте акмеизма ) //Ново-б&сманйая-М./(99о.-С. 420 447.

114. Тростников М.В. Поэтология. М., 1997. - 192 с.

115. Тынянов Ю.H. Блок // Тынянов Ю.Н. Литературный факт. М., 1993. - С. 224 - 229.

116. Тынянов Ю.Н. Вопрос о Тютчеве // Тынянов Ю.Н. Литературный факт. -М., 1993.-С. 200-213.

117. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка // Тынянов Ю.Н. Литературный факт. М., 1993. - С. 54 - 109.

118. Ульяшов П.С. Одинокий искатель ( О.Э.Мандельштам ). М., 1991. 64 с. Успенский Б.А. Поэтика композиции. - М., 1970. - С. 101 - 109. Уфимцева А.А. Слово в лексико-семантической системе языка. М., 1968. -272 с.

119. Фрейд 3. Психоаналитические этюды. Минск, 1996. - 606 с.

120. Фролов ДА. Заметки о ранних стихах Мандельштама ( 1906 1908 ) // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. - Том 55. - № 4. - 1996. -С.42 - 52.

121. ХайдеггерМ. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993.-447 с. Хуземан Ф. Об образе и смысле смерти. - М., 1997. - 144 с. Хюбнер К. Истина мифа. - М., 1996. - 448 с.

122. Цоллингер Г. Биологические аспекты цветовой лексики // Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики / Под ред. И.Ренчлера, Б.Херцбергер, Д.Эпстайна. М., 1995. - С. 156 - 172.

123. Чекстов ИИ. Поэтика Маццелыптама и русский шекспиризм XX века. -М., 1994. 136 с.

124. Чернейко Л.О. Способы представления пространства и времени в художественном тексте // Филологические науки. 1994. - № 2. - С. 58 70.

125. Швейцер А. Культура и этика. -- М., 1973. 343 с.

126. Шенталинский В. Улица Мандельштама. Досье Осипа Мандельштама // ШенталинскгШ В. Рабы свободы. В литературных архивах КГБ. М., 1995. -С. 222-255.

127. Шкловский В.Б. О теории прозы. М., 1925. -- С. 27.

128. Школьник Б.А. Мандельштам в Петербурге // «Я вернулся в мой город .»

129. Петербург Мандельштама. Л., 1991. - С. 23 - 47.

130. Шмелев ДН. Проблемы семантического анализа лексики. М. 1973. - С. 6 .97.

131. ШпетГ.Г\ Сознание и его собственник // Шпет Г.Г. Философские этюды. -М„ 1994.-С. 20-116.

132. Штомпелъ Л.А. Лики времени. Ростов-на-Дону. -СПб., 1997. -201с.

133. Элиаде М. Аспект мифа. М., 1996. - 240 с.

134. Эстетика Ренессанса. Антология: В 2-х т. -■ М., 1980. -- Т.2. 639 с.

135. Эткинд А. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории

136. Серебряною века. М., 1996. -413 с.

137. Эткинд Е.Г. Материя стиха. СПб., 1998. - 506 с.

138. Юиг Р. Цвет и выражение внутреннего времени в западной живописи //

139. Психология цвета. М., К., 1996. - С. 135 - 180.

140. Юнг КГ. Сознание и бессознательное. СПб., 1997. - 544 с.

141. Якобсон Р. Вопросы по поэтике. Постскриптум к одноименной книге //

142. Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987. - С. 80 - 95. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм «за» и «против». М., 1975.-С. 202 - 212.

143. Мандельштам Осип. Камень. Л„ 1990. - ( Литературные памятники ). Мандельштам О.Э. Об искусстве / Сост. Б.В.Соколов, Б.С.Мягков. - М., 1995.

144. Мандельштам О.Э. Сочинения: В 2-х тт. / Сост. О.Дорофеева. Тула,1994.-(Миры).

145. Поэзия Франции. Век XIX. М., 1985.1. СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ

146. Большая советская энциклопедия: В 30 т. М., 1970 - 1978. - ( БСЭ ). Даль ВЛ. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М., 1998.

147. Женщина в мифах и легендах: Энциклопедический словарь. Ташкент, 1992.

148. КорилМ. Краткий словарь мифологии и древностей. Калуга, 1993. Краткая философская энциклопедия. - М., 1994. - ( КФЭ). Мифология: Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. КМ.Мелетинский. - М., 1998.

149. Новый объяснительный словарь русского языка: Проспект / Под. общим руководством акад. Ю.Д.Апресяна. М„ 1995. -( НОССРЯ ). Ожегов СЛ. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю.Щведовой. - М., 1990.-(СО).

150. Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. М.,1995.

151. Русский язык: Энциклопедия. М., 1997. Словарь иностранных слов. - М., 1988. -( СИС ). Словарь русского языка: В 4 т. - М., 1957 - 1961.

152. Языкознание: Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н.Ярцева. -М., 1998.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.