Духовное развитие общества как фактор национальной безопасности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Жбанков, Александр Борисович
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 174
Оглавление диссертации кандидат философских наук Жбанков, Александр Борисович
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ИНТЕГРАТИВНАЯ РОЛЬ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В
ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
§1.1. Интеллектуально-нравственные предпосылки обеспечения национальной безопасности.
§ 1.2. Национальная безопасность как социально-философская категория.
Глава 2. ТЕНДЕНЦИИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА
УКРЕПЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
§ 2.1. Современные угрозы национальной безопасности.
§ 2.2. Гармонизация духовной жизни как условие обеспечения национальной безопасности.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Военно-политическая деятельность государства в системе национальной безопасности: Социально-философский анализ1999 год, доктор философских наук Барабин, Вадим Вениаминович
Духовный потенциал военной безопасности государства: Социально-философский анализ1998 год, доктор философских наук Чугунов, Вячеслав Михайлович
Гуманитарная безопасность современного российского общества: содержание, риски и направления развития2013 год, кандидат философских наук Маслова, Мария Валерьевна
Национальная безопасность в контексте современного политического процесса России: Теория и политика обеспечения2002 год, доктор политических наук Возжеников, Анатолий Васильевич
Безопасность духовного мира офицерского состава Российской Армии в современных условиях: состояние и тенденции функционирования2004 год, кандидат философских наук Макушкин, Анатолий Борисович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовное развитие общества как фактор национальной безопасности»
Актуальность темы исследования. В современных условиях духовное развитие общества становится одним из важнейших факторов обеспечения его национальной безопасности. Качественные особенности духовного мира личности, социальных слоев и групп обусловливают состояние общественных отношений в аспекте их устойчивости и стабильности, динамики развития и воспроизводства. Социально-философский анализ духовной сферы как фактора национальной безопасности ориентирует на рассмотрение универсальных смыслов, сущностных черт и характеристик, глубины актуализируемых явлений социальной жизни. Исследование общественной эволюции, логики социальных процессов создает возможность выявлять изменения системы исторических, духовно-культурных и нравственных ценностей - соответственно — динамику развития социума в ситуациях рисков, вызовов и угроз.
Концептуальный статус социальной философии позволяет структурно представить национальную безопасность в основательности ее многочисленных подструктур и элементов. Для противодействия угрозам национальной безопасности России силы ее обеспечения (прежде всего государственной безопасности и общественной безопасности) во взаимодействии с институтами гражданского общества обеспечивают сохранение социально-исторического, культурного и духовного наследия.1 На этой основе национальные приоритеты развития духовной сферы заключаются в сохранении и укреплении нравственных основ общества, исторических традиций, культурного и научного потенциалов страны. Сохранение системы базовых ценностей открывает возможности для прогрессивного развития личности, общества и государства. В этом случае духовная безопасность предполагает обеспечение условий стабильного развития и позволяет государству решать актуальные задачи экономического, социального и политического развития. Одновременно анализ состояния духовно-культурной и нравственной сфер способствует выявлению тех негативных тенденций в различных
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Ьщк//www.scrf.gov.ru/documents/99.html областях жизнедеятельности, которые могут привести к возникновению угроз национальной безопасности РФ.
Это подчеркивает значимость социально философского анализа, позволяющего исследовать специфические формы самодетерминации и самоосуществления граждан, закономерности и механизмы их сознательно-волевой и духовно-нравственной деятельности. Особый интерес представляет индиви дно-личностный опыт в определении границ самовыражения в соответствии с направлениями социального развития, внесением в него инновационных изменений, обогащением жизненного мира, формированием общественной взаимоподдержки и солидарности, гуманистических тенденций жизни общества.
Исследуемой в работе проблемой является выявление тенденций развития духовной жизни как фактора национальной безопасности в направлении общественной гармонизации, сохранения культурно-исторического, интеллектуального, нравственного потенциалов страны, формирования современной гражданской общности.
Гипотеза диссертационного исследования базируется на предположении о том, что безопасность духовной сферы заключает взаимосоотносительные тенденции открытости и защищенности по отношению к общенациональным духовным и культурным ценностям. В диалектическом смысле обеспечение национальной безопасности осуществляется на основе развития духовной сферы, и одновременно духовное состояние общества осуществляется в направлении мер национальной безопасности. Реализация гипотетического предположения приобретает актуальный общественно-политический смысл в условиях глобальных структурных изменений, попытках пересмотреть важнейшие периоды социально-исторического развития российского общества и государства.
Степень теоретической разработанности темы. Анализ духовного развития общества как фактора национальной безопасности определяет основные направления исследования и его теоретическую базу.
Диссертант обращается к основополагающим идеям классиков философской мысли в отношении прав и свобод личности, роли государства в обеспечении защищенности гражданской общности (Платон, Аристотель, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, О. Конт, Г. Гегель, И. Кант, Ф. Ницше), а также работам крупнейших представителей философии XX века, в которых рассматриваются прогрессивные тенденции современного мира, развитие его гуманистического потенциала и одновременно негативные последствия воздействия цивилизации на жизнедеятельность личности (М. Бубер, Э. Дюркгейм, А. Камю, К. Манхейм, Г. Маркузе, Э. Мунье, X. Ортега-и-Гассет, К. Поппер, Ж.-П. Сартр, Э. Фромм, Ю. Хабермас, М. Хайдеггер, К. Ясперс). Среди русских философов, внесших значительный вклад в развитие социально-философских воззрений на формирование российского духовного опыта, исторические коллизии взаимоотношений государства и общества, власти и человека, следует особо выделить H.A. Бердяева, Н.Я. Данилевского, И.А. Ильина, К.Н. Леонтьева, Г.В. Плеханова, П.А. Сорокина, С.Л. Франка.
Существенным вкладом в разработку проблем развития духовной жизни, культурно-образовательного пространства, противоречий общецивилизационного развития являются исследования современных социальных философов (Г.А. Алексеева, Г.С. Батищев, Б.Н. Бессонов, Л.П. Буева, К.С. Гаджиев,
A.A. Гусейнов, Ю.Н. Давыдов, М.И. Дзлиев, В.Н. Иванов, В.Л. Иноземцев,
B.Я. Иохин, В.Е. Кемеров, Г.С. Киселев, И.И. Кравченко, С.Б. Крымский, В.А. Кутырев, В. А. Лекторский, В.В. Миронов,' В.М. Межу ев, К.Х. Момджян, Н.В. Мотрошилова, Г.В. Осипов, A.C. Панарин, B.C. Семенов, В.И. Толстых, Ж.Т. Тощенко, А.Д. Урсул, В.Г. Федотова). Социально-философские аспекты системы безопасности в условиях гражданского общества, в том числе как фактора развития духовной сферы, исследуются в работах Е.М. Бабосова, И.Н. Беспаленко, Г. Бехмана, A.A. Возьмителя, А.Ю. Моздакова, В. Кириллова, О.Н. Смолина, Р.Г. Яновского. Их дополняют исследования институционализации современной безопасности, ее процессов, технологий и механизмов (О.В. Будницкий, В.В. Витюк, С.К. Комков, М.А. Лесков, В.Н. Кузнецов, Н.М. Мамедова, Т.А. Нестик, А.Н. Самарин, A.B. Тонконогов, А.Е. Шарихин). Прикладные вопросы обеспечения государственной и общественной безопасности в системе мер ее защиты и обеспечения отражены в работах соответствующих специалистов (B.C. Поликарпов, В.В. Серебрянников, Ю.И. Дерюгин, В.В. Смирнов, Л.И. Шершнев, 3.3. Биктимирова, H.H. Ефимов, В.И. Ковалев).
Цель исследования заключается в социально-философском анализе духовной сферы, объяснении тенденций ее современного развития в направлении упрочения национальной безопасности, устранения попыток дегуманизации общественной жизнедеятельности, нивелирования духовно-культурной и интеллектуально-творческой деятельности.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы ставятся следующие исследовательские задачи:
1) выявление качественной природы духовной сферы как фактора современной национальной безопасности в достижении гармоничного развития общества;
2) анализ субъект-объектных и субъект-субъектных отношений в аспекте самосовершенствования личности, развитии ее творческого потенциала;
3) исследование степени влияния кризисных состояний общества, пе- / риодов его нестабильности на процессы формирования духовно-культурного и нравственно-интеллектуального развития человека;
4) комплексный анализ позитивных и негативных влияний внешнего геокультурного окружения и внутриполитических факторов на духовное развитие личности в условиях демократических преобразований;
5) рассмотрение специфических черт самоорганизации и самосовершенствования социальных субъектов, качественных особенностей творческого преобразования окружающего мира;
6) определение степени значимости человеческого фактора в системе обеспечения национальной безопасности как гарантии целостности демократического общественно-политического развития.
Область исследования включает анализ общества как организационной формы воспроизводства социальности, социально-философскую интерпретацию проблемы соотношения цели и средств деятельности, форм и механизмов социальной детерминации, стимулов и механизмов становления человека и общества, что соответствует содержанию специальности 09.00.11 — «Социальная философия».
Объектом исследования является современная духовная жизнь и ее развитие в системе общественно-политических и социокультурных отношений. Предметом исследования - духовная жизнь как фактор обеспечения национальной безопасности в аспекте социальной гармонизации, развития системы общественно-исторических и культурно-нравственных ценностей, укрепления творческого и научного потенциала.
Методологические основания и теоретические источники исследования определяются универсальной философской методологией, основными мировоззренческими парадигмами (конкретный историзм, соотношение логического и исторического, восхождение от абстрактного к конкретному, принцип деятельности, соотношение социального и индивидуального). Их применение позволяет анализировать тенденции духовного развития как фактора национальной безопасности, использовать социально-философские представления в осмыслении проблематики отношения человека к миру, организационных форм воспроизводства социальности. Использование общенаучных методов сравнительного и системного анализа, структурно-функционального подхода позволяет анализировать трансформацию социально-политических ситуаций и процессов, выявлять структуру развивающихся объектов и субъектов обеспечения безопасности общества. Специально-научные подходы (интерпретация информационных материалов, статистических данных, сбор и обработка информации о характере внешних и внутренних угроз в открытой печати) обусловливают понимание и объяснение многоуровневых и самоорганизующихся компонентов современной духовной жизни.
В диссертационном исследовании использованы основополагающие учения и теоретические идеи классиков философии о безопасности личности, роли государства в обеспечении прав и свобод граждан (Платон, Аристотель, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегель, И. Кант, Т. Гоббс, Д. Локк, О. Конт), а также методологические средства крупнейших представителей социально-философской мысли XX века
М. Бубер, А. Камю, К. Манхейм, Г. Маркузе, Х.Ортега-и-Гассет, К. Поппер, Ж.-П. Сартр, Э. Фромм, Ю. Хабермас, К. Ясперс). Особый методологический интерес представляют работы отечественных мыслителей (H.A. Бердяев, И.А. Ильин, C.J1. Франк), а также современных социальных философов России по проблемам оптимизации духовной сферы, сбережения исторических традиций, образцов культурно-духовного опыта (Б.Н. Бессонов, Л.П. Буева, Ю.Н. Давыдов, М.И. Дзлиев, В.Е. Кемеров, В.А. Кутырев, В.М. Межуев, В.В. Миронов, Г.В. Осипов, B.C. Семенов, В.И. Толстых, А.Д. Урсул, Р.Г. Яновский).
Информационная база исследования. В качестве информационных источников диссертации использованы официальные источники информации:
1) нормативные и законодательные акты федерального и регионального уровней;
2) социально-экономические программы государственного и регионального развития Правительства РФ, а также отдельных субъектов РФ;
3) проекты законов и информационные материалы Совета Федерации Федерального Собрания РФ и Законодательного собрания Омской области;
4) материалы научных конференций и публикации в периодических изданиях.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Национальная безопасность (государственная безопасность и общественная безопасность) является синтетической категорией, которая отражает существенное состояние целостности сфер жизнедеятельности в единстве многообразного и гармоничного социального развития.
2. Современная безопасность имеет многосторонний социоантропоцентри-ческий смысл и характеризуется обеспечением защищенности конкретного человека как основы необходимого уровня устойчивого развития общества и государства.
3. Качественное своеобразие общественной безопасности в условиях демократических преобразований заключает тенденции противоречивого соотношения социально-экономического развития общества и духовно-культурного потенциала человека.
4. В современном российском обществе духовная безопасность в качестве общекультурного фактора предполагает расширяющуюся открытость в отношении исторических традиций, отечественных нравственных ценностей, социально-человеческого опыта поколений.
5. Социально-философский анализ безопасности предполагает обращение к онтологическим, антропологическим, экзистенциальным и феноменологическим подосновам сферы взаимоотношений личности и государства.
6. Современный смысл национальной безопасности предполагает понимание личностных форм развития, внутренней противоречивости сознания и соответственно отказ от оценок поведения в формах социальной поляризации и антагонистичности.
Научная новизна исследования определяется тем, что развитие духовной сферы как фактора национальной безопасности рассматривается во взаимодействии государства и структур гражданского общества, в определении мер и средств достижения социальной гармонизации, выявлении современных трансформаций общественно-политической и духовно-культурной жизни.
Основными являются следующие аспекты научной новизны:
1. Раскрывается интегративная роль духовных ценностей в повышении устойчивости государственной власти и жизнедеятельности социальных субъектов, развитии демократических оснований российского социума.
2. Анализируются кризисные явления духовной сферы и выявляются направления оптимизации образа жизни личности, условия мобилизации ее культурно-нравственных сил в созидании прогрессивных социальных форм, раскрытии возможностей гражданской общности.
3. Обоснован тезис о роли в духовном развитии человека взаимосочетаю-щихся рациональных и иррациональных оснований, рассматриваются их комбинации в аспекте угроз безопасности по отношению к социально-исторической и духовно-культурным областям общественного развития.
4. В общефилософском и социально-философских аспектах исследуется комплекс причин отказа личности от духовного самосовершенствования, в том числе под воздействием репрессивных факторов, нормативных и ситуативных элементов жизнедеятельности.
5. Разработано философское представление о базовой безопасности как условии целостности и устойчивого развития общественной системы, ее воплощение в различных внутренних модификациях (онтологическая, антропологическая, экзистенциальная, феноменологическая).
6. Исследуется особый характер диалогичности социально-институциональных, духовно-культурных и нравственно-этических взаимосвязей в качестве необходимого условия обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Теоретическое значение данного исследования определяется его направленностью на обоснование сущностных представлений о современной государственной и общественной безопасности, принципиальной роли духовной жизни как фактора ее обеспечения, раскрытием внутреннего содержания интеллектуально-волевой, нравственно-этической сфер жизнедеятельности, направлений достижения социальной гармонизации. На этой основе разработаны принципы анализа научной, нравственной и культурной составляющих духовной жизни с точки зрения совершенствования ее развития в условиях современного российского общества.
Практическое значение определяется разработкой прикладных аспектов национальной безопасности как основы утверждения и развития отечественных духовно-культурных ценностей, их жизненного смысла для российских граждан, рекомендациями по оптимизации мероприятий, связанных со стабилизацией отечественного духовного опыта в современном глобальном пространстве. Научно-методические рекомендации позволяют выявить и уяснить ведущие тенденции обеспечения устойчивости государственно-институциональных структур, поведенческих ориентаций слоев и групп населения, позитивной направленности социальных установок личности.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты нашли отражение:
- в научных статьях по проблемам духовной безопасности в системе национальной безопасности, объемом 4,2 п.л. (в том числе, в четырех публикациях по списку ВАК);
- в серии выступлений на международных и всероссийских конференциях в период 2007-2009 гг.;
- при разработке и реализации учебных курсов и методических рекомендаций по кафедре социально-гуманитарных дисциплин в Омской гуманитарной академии.
Основные положения и результаты исследования освещались автором с 2007 года на международной, двух всероссийских, шести региональных конференциях, а также в рамках специализированных рекомендаций руководству Сибирского федерального округа и администрации Омской области. Диссертация обсуждалась на кафедре философии Российского государственного торгово-экономического университета, на теоретических семинарах аспирантов вузов г.Омска.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, библиографического списка литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Социально-правовые институты обеспечения национальной безопасности России: состояние и перспективы развития: социологический аспект2006 год, доктор социологических наук Зинченко, Николай Иванович
Духовная идентичность российского общества в современных условиях: социально-философский анализ2009 год, кандидат философских наук Яненко, Анжелика Семеновна
Политические аспекты защиты духовной среды в геополитическом пространстве России2006 год, кандидат политических наук Русакова, Наталия Александровна
Духовная безопасность российского общества в условиях современного геополитического соперничества: социально-философский анализ2011 год, доктор философских наук Тонконогов, Александр Викторович
Культура личности: факторы безопасности2011 год, кандидат философских наук Ибрагимов, Кирилл Робертович
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Жбанков, Александр Борисович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целостная картина духовной жизни общества и человека в системе национальной безопасности представляет собой отражение диалектики противоположных интересов участников социальных отношений, в процессе реализации их совместного развития. Избранные теоретико-методологические основания исследования создают возможности перехода от аналитического описания элементоЕ духовной жизни к их социально-философскому осмыслению.
В анализе характерных особенностей взаимодействия человека и общества в системе национальной безопасности выявляются аспекты их взаимообусловленных отношений в системе духовно-культурного развития, преимущественно е контексте демократического государства, формирования гражданской общности Духовная жизнь занимает важнейшее место в системе функционирования всех социальных институтов, способствуя устойчивости связей и отношений в рамках общества, что дает основание считать состояние и тенденции развития духовной
1 Герцен А.И. Избранные философские произведения в 2-х томах. Т.2. М. 1968. С. 148. жизни общества и человека фундаментальным фактором для обеспечения созидательной деятельности в целом, деятельности по обеспечению безопасности.
Социально-философский анализ духовной сферы подтверждает наличие зависимости между отдельными аспектами духовной жизни личности и общества, с одной стороны, и формированием угроз национальной безопасности Российской Федерации в различных областях жизнедеятельности, с другой. В ходе анализа была предпринята попытка продемонстрировать на конкретных примерах внутренней жизни человека наличие глубинной взаимосвязи духовности индивида с положением в духовной сфере гражданской общности, что позволило уточнить социально-антропологические основания обеспечения национальной безопасности России, которые располагаются в самом человеке, являются носителями егс судьбы, душевного опыта, особенностей универсальной и частной жизни:
В диссертационном исследовании-разработан подход, согласно которому государственная и национальная безопасность взаимосвязаны так же, как соотносятся между собой государство и гражданское общество. Это позволяет анализировать скрытые тенденции изменения внутриполитической,обстановки, генезис ее порождения и негативного развития в, угрозах безопасности; общественной-системы. На данной основе разграничивается методологический смысл понятий «государственная безопасность» и «национальная безопасность», раскрывается объективный характер всеобщего и закономерного в развитии общегосударственной системы национальной безопасности.
Обращение к социально-философскому анализу соотношения человеческой жизни и ее тотальной деструкции в границах внешнего окружения и внутреннего состояния способствовало объяснению влияния кризисных состояний общества, особенно в периодах его нестабильности, на процесс совершенствования духовных и интеллектуальных способностей человека.
Анализ тенденций индустриального общества позволяет утверждать^ чтс техно-экономическое развитие без адекватного уровня духовного потенциала способно порождать репрессивные факторы в их негативном влиянии на общественную жизнь. . ' ■ ' i
Проведенное исследование причин отказа личности от духовного самосовершенствования свидетельствуют о том, что тоталитарная государственная система входит в число основных репрессивных факторов. Другой вывод] заключается в том, что «производство» безопасности властью означает стремление взять под контроль все стороны жизни человека, обосновывая интересами национальной безопасности ограничения на формирование структур гражданскогс общества. Но опора на насилие и репрессивное воздействие на личность и общество лишает поддержки государство, которое оказывается не в состоянии обеспечить подлинный духовный прогресс (соответственно сложно рассчитывать на безопасное и устойчивое развитие). Следствием давления со стороны государства на духовную жизнь является размывание моральных основ жизнедеятельности, редукция личной ответственности за поступки и действия, что осложняет формирование эффективной системы обеспечения национальной безопасности.
На основе проведенного анализа можно говорить о том, что комплекс связанных с обеспечением национальной и государственной безопасности проблем, целесообразно рассматривать в контексте свободного духовного развитии человека. Его свойством является наличие потенциалов развития творческого становления перспективных направлений совершенствования системы безопасности, гармоничному развитию общества и государства. Специфические формы самодеятельности индивида, закономерности и механизмы его внутренней, сознательно-волевой и духовно-нравственной деятельности оказывают непосредственное влияние на процессы социального созидания в национальном масштабе. Этим определяется важный смысл проблемы формирования личности, требующей повышенного внимания со стороны государства и общества.
В частности, образования и воспитания духовно развитой личности, устремленной к получению новых знаний и нацеленной на постоянное самосовершенствование, приобретает особое значение. В современных условиях по,л угрозой находится сама сущность национального государства, которое предлагается понимать как воображаемый уникальный проект будущей совместной жизни людей. Преимущество данного подхода состоит в том, что он позволяет полнее 1 г раскрыть некоторые духовные основы функционирования государства, лучше понять роль каждого гражданина, который, во взаимодействии с другими гражданами и обществом, осуществляет творческое преобразование существующей формы государственного устройства в целях укрепления безопасности жизнедеятельности.
Итоги проведенного исследования свидетельствуют, что решающая степень ответственности за обеспечение национальной безопасности связывается с духовно развитой, творчески мыслящей личностью. Именно в ее действиях преобладают оценочные интересы и моральные эталоны, которые предполагают опору на нравственность как внутренний способ регуляции процессов взаимодействия человека и общества. Включенность каждого индивида в реализацию совместно с другими гражданами единого замысла национального строительства, подчиненность внутреннего мира достижению общих национальных целей и восприятие их как своих собственных, в конечном итоге, создает прочное национальное государство, способное адекватно отвечать на современные вызовы и угрозы, конкурировать с другими национальными государствами в глобальном мире.
В процессе социально-философского анализа обоснована целесообразность рассмотрения диалогичности духовных отношений в качестве одного из основных условий духовного прогресса в современном мире. Показана также позитивная роль сравнительного рассмотрения и творческой переработки духовного опыта других национальных культур. На этой основе удается выделить национальные особенности, сохранение которых заслуживает повышенного внимания и заботы со стороны человека, общества и государства. В работе делается вывод о необходимости сбалансированного существования многообразных форм духовных отношений государства и социальных субъектов как важной предпосылки успешного решения задач по защите национальных интересов России.
Следует особо подчеркнуть, что только сравнительный анализ практической значимости различных научных подходов может определить их теоретическое и практическое значение. Представляется, что методологические принципы настоящего • диссертационного исследования позволяют реализовать его цели.
Среди приоритетных задач в продолжение исследований по проблемам национальной безопасности необходимо выделить:
1. Апробация и внедрение разработанной методологии анализа духовной жизни в системе национальной безопасности в теорию и практику социального управления.
2. Продолжение разработки предложенной методологии для выработки конкретных рекомендаций по оптимизации мероприятий, связанных с сохранением и укреплением российского духовного опыта в глобальном пространстве.
3. Разработку и внедрение унифицированных индикаторов состояния духовной жизни общества и человека в целях своевременного выявления и уяснения ведущих тенденций обеспечения национальной безопасности.
4. Внедрение полученных результатов в теорию и практику государственного, муниципального и корпоративного управления, обобщение практического опыта для внесения необходимых коррективов в деятельность государственно-институциональных структур, трансформации поведенческих ориентаций слоев и групп населения и стабилизации индивидно-личностных установок граждан.
В условиях реформирования российского общества необходимо дальнейшее рассмотрение источников неустойчивого развития, разделение позитивных явлений социальной эволюции и внутренних факторов опасности, нестабильности жизнедеятельности конкретных социумов. При этом актуальна поддержка свободы как творческой ориентации личности и одновременно развитие мер по укреплению сферы необходимых действий. Перспективное рассмотрение безопасности как системы факторов стабилизации в процессе выявления новых угроз и рисков неотделимо от взаимодействия гражданского общества и государства.
В итоге следует отметить, что в ходе диссертационного исследования были предложены пути разрешения некоторых методологических противоречий развития современной социальной науки. Необходимо дальнейшее расширение использования понятийного аппарата социальной философии в качестве методологического основания понимания и объяснения социально-гуманитарной проблематики.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Жбанков, Александр Борисович, 2010 год
1. Правовые и нормативные источники
2. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации Текст. Новосибирск: Сибунив. изд-во, 2007. 64 с.
3. О безопасности. Закон Российской Федерации Текст. // Правоохранительные органы. Сборник законов. М.: Иван, 1994. С. 186-198.
4. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» Текст. // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.1. Специальная литература
5. Аксючиц В. Коды вместо души. Тотальная глобализация путь к разложению семьи и человеческой личности Текст. // Политический журналъ. 2008, № 1.С. 75-79.
6. Алексеева А. Новая волна богатства Текст. // Эксперт. 2008, № 2. С. 9699.
7. Аникин В.А. Жизненные проблемы россиян и их запросы к социальной политике Текст. // Социологические исследования. 2006, № 12. С. 15-21.
8. Аристотель. Поэтика; Риторика; О душе Текст. М.: Мир книги, Литература, 2007. - 400 с. («Великие мыслители»).
9. Артамонова Т.А. В угоду чему российское образование расстается сс своими традиционными ценностями? Текст. // Конфликтология. 2006, № 2. С 103-104.
10. Бабаева С. «Мы получили стабильность, но в нее не верим» Текст. h Профиль. 2008, № 2. С. 54-57.
11. Балибар Э., Валлерстайн И. Раса. Нация. Класс. Двусмысленные идентичности Текст. / Пер. с фр. под ред. О. Никифорова и П. Хицкого. М.: Издательство «Логос», 2004. 288 с.
12. Баллестрем К.Г. Апории теории тоталитаризма Текст. // Вопросы философии. 1992, №5. С. 16-28.
13. Батищев Г.С. Найти и обрести себя Текст. // Вопросы философии. 1995. № 3. С. 103-109.
14. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества Текст. / Пер. с англ. М.: Издательство «Весь Мир», 2004. 188 с.
15. Бахтин М.М. К философии поступка Текст. // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984-1985. -М.: Наука, 1986. С. 80-160.
16. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания: Московский философский фонд Текст. / П. Бергер. Т. Лукман; перевод Е. Руткевич. М.: Медиум, 1995. 322 с.
17. Бердяев H.A. Судьба России Текст. //Родина. 1989, № 2. С. 62-66.
18. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры, искусства Текст. Т.2. В 2-х т. М.: Искусство, 1994. 510 с. (Серия «Русские философы XX века»).
19. Бердяев H.A. Я и мир объектов. (Опыт философии одиночества и общения) Текст. // Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994 480 с.
20. Беспаленко П.Н. Духовная безопасность современной России: концепты и реальность Текст. // Государство власть - безопасность. Сборник научных статей. Часть 2. - Омск: Издательство Омского гуманитарного института, 2007. С 77-89.
21. Бессонов Б.Н. Глобализация и Россия Текст. // Глобализация и Россия Материалы круглого стола. М.: МГУК, 2001. С. 4-14.
22. Бессонов Б.Н. Гуманизм и духовное развитие общества Текст. М.' Издательство РАГС, 2006. 276 с.
23. Бессонов Б.Н. Образование и основные ценности гражданского общества Текст. // Социология образования перед новыми4проблемами. Москва-Омск:
24. Журнал РАН «Социологические исследования», Омский государственный университет, 2003. С. 116-124.
25. Бессонов Б.Н., Ващекин Н.П., Урсул А.Д. Методология науки и стратегия выживания цивилизации. Монография Текст. М.: Издательство МГУК. 1999. 338 с.
26. Бехман Г. Современное общество как общество риска Текст. // Вопросы философии. 2007, № 1. С. 26-46.
27. Биктимирова 3.3. Безопасность в концепции развития человека Текст. h Общественные науки и современность. 2002, № 6. С. 135-147.
28. Бубер М. Два образа веры: Пер. с нем. Текст. / Под ред. П.С.Гуревича. С.Я.Левит, С.В.Лёзова. М.: Республика, 1995. 464 с. (Мыслители XX века).
29. Будницкий О.В. Терроризм глазами историка. Идеология терроризма Текст. // Вопросы философии. 2004, № 5. С. 3-19.
30. Буров В.Г., Федотова В.Г. Китайский опыт модернизации: теория и практика Текст. // Вопросы философии. 2007, № 5. С. 7-20.
31. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры. Материалы круглого стола «Духовность, художественное творчество, нравственность» Текст. // Вопросы философии. 1996, № 2. С. 3-9.
32. Быкова М.Ф. США сегодня: мир разрушенных иллюзий Текст. // Вопросы философии. 2002, № 11. С. 95-105.
33. Ващекин Н.П., Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Безопасность и устойчивое развитие России: Монография Текст. М.: Издательство МГУК, 1998. 446 с.
34. Векленко П.В. Опасность: сущность, структура, онтологические смыслы. Автореферат дисс. на соискание уч. степени кандидата философских наук. -Омск: УОП Омской академии МВД России, 2006. 18 с.
35. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера Текст. / В.И. Вернадский; предисловие Р.К. Баландина. М.: Айрис-пресс, 2009. 576 с. (Библиотека истории и культуры).
36. Власов Р.Г. Регион России: внутрирегиональная политика, устойчивое развитие и безопасность Текст. Омск: издательство ОмГУ, 1997. 208 с.
37. Волков Ю.Е. Социальные отношения и социальная сфера Текст. // Социологические исследования. 2003, № 4. С. 34-41.
38. Володин А.Г. Гражданское общество и модернизация в России. (Истоки и современная проблематика) Текст. // Политические исследования. 2000, № 3. С. 104-116.
39. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики. Пер. с нем. Текст. / Общ. ред. и вступ. ст. Б.Н.Бессонова. М.: Прогресс, 1988. 704 с.
40. Гаджиев К.С. Масса. Миф. Государство Текст. // Вопросы философии. 2006, № 6. С. 3-20.
41. Гегель Г. Политические произведения. Памятники философской мысли Текст. М.: Наука, 1978. 440 с.
42. Гегель Г. Философия права Текст. М.: Мысль, 1990. 524 с.
43. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т.1. Философия природы Текст. М.: Мысль, 1975. 685 с.
44. Гегель Г. Эстетика. В 4-х томах. Т.1. Текст. М.: Искусство, 1968.312 с.
45. Гельвеций Г.-А. Соч.: В 2-х томах. Т.1. Текст. М.: Мысль, 1974. 647 с.
46. Герцен А.И. Избр. филос. произв. в 2-х томах. Т.2. Текст. -М.: 1968. С.148.
47. Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность Текст. // THESIS. 1994. Вып. 5. С. 107-134.
48. Гидденс Э. Трансформация интимности. Текст. СПб.: Питер, 2004.208 с.
49. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. 2-е изд. Текст. М.: Академический Проект, 2005. 528 с.
50. Гильдебранд Д. Метафизика коммуникации. Текст. Спб.: Алетейя.2000. 373 с.
51. Глазьев С.Ю. Место России в меняющихся взаимоотношениях центра и периферии мировой экономики Текст. // Глобализация и Россия. Материалы круглого стола. М.: МГУК, 2001. С. 48-59.
52. Гоббс Т. Сочинения в 2 т. Т. 1-2. Текст. М.: Мысль, 1991. 731 с.
53. Гражданское общество и проблемы безопасности в России (материалы «круглого стола») Текст. // Вопросы философии. 1995, № 2. С. 18-36.
54. Грехнев B.C. Информационное общество и образование Текст. // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2006, № 6. С. 88-106.
55. Громыко Ю.В. Как и зачем нам развивать образование Текст. // Конфликтология. 2006, № 2. С. 119-120.
56. Гуревич П.С. Уникальное творение Вселенной? Текст. // О человеческом в человеке / Под общ. ред. И.Т.Фролова. М.: Политиздат, 1991. С. 261-280.
57. Гуревич П.С. Цивилизованное варварство Текст. // Вестник аналитики. 2008, № 2. С. 153-162.
58. Гусейнов А.И. Соционормативная сфера культуры Текст. // Вопросы философии. 2008, № 8. С. 39-50.
59. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Текст. -М.: Книга, 1991. 574 с.
60. Демидов А.И. Рациональность власти и ее эволюция от текста к образ> Текст. // Вопросы философии. 2005, № 8. С. 3-10.
61. Дзлиев М.И., Романович А.Л., Урсул А.Д. Проблемы безопасности: теоретико-методологические аспекты. Текст. М.: Издательство МГУК, ИД «Друг».2001. 362 с.
62. Достоевский Ф.М. Бесы Текст. М.: Вагриус, 2005. 624 с.
63. Духовность и проблемы нравственной культуры. Материалы круглого стола «Духовность, художественное творчество, нравственность» Текст. // Вопросы философии. 1996, № 2. С. 3-^40.
64. Егоров В.В. Телевидение и проблемы национальной безопасности России Текст. // Доклад на IV Ассамблее Совета по внешней и оборонной политике 3 марта 1996 года. -М.: Издание Института телерадиовещания ФСТР, 1996.
65. Захаров A.B. Массовое общество и культура в России: социально-типологический анализ Текст. //Вопросы философии. 2003, № 9. С. 3-16.
66. Зюганов Г.А. Глобализация: тупик или выход? Текст. // Глобализация и Россия. Материалы круглого стола. М.: МГУК, 2001. С. 14-37.
67. Иван Александрович Ильин и современная Россия. Сборник статей Текст. М.: ВЗФЭИ, 2001.
68. Иванов В.Н. Выступление / Гражданское общество и проблемы безопасности в России (материалы «круглого стола») // Вопросы Философии. 1995.-№2.-С. 18-36.
69. Ильин И.А. Наши задачи. Статьи 1948-1954 гг.: в 2 т. Т.2 Текст. / И.А.Ильин; Составление и комментарии Ю.Т.Лисицы. М.: Айрис-пресс, 2008. 512 с. (Белая Россия).
70. Иноземцев В. «Общество потребления» и «общество производства»: та» ли сильно отличаются они друг от друга? Текст. // Свободная мысль. 2007, № 12. С. 173-180.
71. Иноземцев В.Л. Демократия: насаждаемая и желанная. Удачи и провалы демократизации на рубеже тысячелетий Текст. // Вопросы философии. 2006,,№ 9. С. 34-45.
72. Иноземцев В.Л. «Класс интеллектуалов» в постиндустриальном обществе Текст. // Социологические исследования. 2000, № 6. С.67-77.
73. Иноземцев В.Л. Социология Даниэла Белла и контуры современной постиндустриальной цивилизации Текст. // Вопросы философии. 2002, № 5. С. 312.
74. Ионин Л. Свобода в СССР Текст. / Статьи и эссе. СПб.: Фонд «Университетская книга», 1997. 368 с.
75. Иохин В.Я. Горькие уроки соприкосновения России с процессами глобализации Текст. // Глобализация и Россия. Материалы круглого стола. М.' МГУК, 2001. С. 95-103.
76. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 е шести томах Текст. М.: Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС отдел истории Великой отечественной войны. М.: Военное издательство Министерства обороны Союза ССР, 1963. Т.2. 681 с.
77. Каган М.С. О духовном Текст. // Вопросы философии. 1985, № 9. С. 89101.
78. Кант И. Сочинения в 6-ти т. Текст. М.: «Мысль», (Философское наследие). 1965. Т.4. Ч. II. 478 с.
79. Кантор В.К. Насилие как провокация цивилизационных срывов в России Текст. // Вопросы философии. 2002, № 5. С. 39-47.
80. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде Текст. / Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С. 222-318.
81. Кара-Мурза С.Г. Демонтаж народа Текст. М.: Алгоритм, 2008. 704 с.
82. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием Текст. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 832 с. (Серия «История России. Современный взгляд»).
83. Карлов Н.В. Наука о духе в естественнонаучном и техническом университете Текст. // Вопросы философии. 1995, № 2. С. 95-105.
84. Карсавин Л.П. О личности Текст. // Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. Т.1. -М.: Ренессанс, 1992. 325 с. (Памятники религиозно-философской мысли).
85. Келле В.Ж. Интеллектуальная и духовная составляющие культуры Текст. // Вопросы философии. 2005, №Т0. С .38-54.
86. Кемеров В.Е. Концепция радикальной социальности Текст. // Вопросы философии. 1999, №7. С. 3-13.
87. Кемеров В.Е. Социальная обусловленность познания: динамика проблемы Текст. // Вопросы философии. 2008, № 10. С. 20-32.
88. Кириллов В. План Даллеса по-прежнему актуален? Духовная безопасность страны составляющая её национальной безопасности Текст. // Военно-промышленный курьер. 2008, 24-31 дек.
89. Кисилев Г.С. «Кризис нашего времени» как проблема человека Текст. /у Вопросы философии. 1999, № 1. С. 40-52.
90. Киселев Г.С. Свобода и эволюция Текст. // Вопросы философии. 2005. № 10. С. 3-15.
91. Киселев Г.С. «По образу и подобию». Текст. // Вопросы философии. 2008, №1. С. 3-18.
92. Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия техн. развития: Пер с нем. Текст. М.: Республика, 1997. 240 с. (Философия на пороге нового тысячелетия).
93. Кон И.С. К проблеме национального характера Текст. // История и пси-' хология. -М.: Наука, 1971. С. 122-158.
94. Кравченко А.И. История менеджмента Текст. М.: Академический Проект, 2002. 560 с.
95. Кравченко И.И. Государство и общество Текст. // Вопросы философии. 2007, №.7. С. 19-35.
96. Кравченко И.И. Политические и другие социальные ценности Текст. /у Вопросы философии. 2005, № 2. С. 3-17.
97. Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации Текст. // Вопросы философии. 1992, № 12. С. 21-28.
98. Кузнецов В.Н. Социология безопасности: учебное пособие Текст. / В.Н. Кузнецов. М.: КДУ, 2009. 422 с.
99. Кузьмин М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека Текст. // Вопросы философии. 1997, № 2. С. 57-70.
100. Кутырев В.А. Духовность, экономизм и «после»: драма взаимодействия Текст. // Вопросы философии. 2001, № 8. С. 56-65.
101. Левашов В.К. К осознанию процессов системной трансформации общества Текст. // Социологические исследования. 1998, № 9. С. 134-142.
102. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия Текст. М.: Политиздат, 1990. 397 с.
103. Лейбниц Г.-В. Сочинения в четырех томах: Т I Текст. / Ред. и сост. авт. вступит, статьи и примеч. В.В.Соколов; перевод Я.М. Боровского и др. М.: Мысль, 1982. 636 с. (Филос. наследие. Т.85).
104. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме Текст. h Вопросы философии. 1997, № И. С. 48-51.
105. Леонтьев К.Н. Избранное Текст. / Константин Леонтьев. Избранное. Составление, вступительная статья И.Н.Смирнова. М.: «Рарогъ», «Московский рабочий», 1993. 400 с.
106. Лесков М.А. Выступление / Гражданское общество и проблемы безопасности в России (материалы «круглого стола») Текст. // Вопросы Философии. 1995, №2. С. 18-36.
107. Локк Д. Два трактата о правлении Текст. // Локк Д. Сочинения в 3-х т. Т.З. / Пер. М. : Мысль, 1988. 668 с.
108. Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории. Пер. с нем. Текст. Под ред. Н.А.Головина. Санкт-Петербург: Наука, 2007. 643 с.
109. Майнцер К. Сложности и самоорганизация. Возникновение новой науки и культуры на рубеже веков Текст. // Вопросы философии. 1997, № 3. С. 4861.
110. Мамедова Н.М. Гражданское общество и процессы идентификации личности Текст. // Государство власть - безопасность. Сборник научных статей. Часть 2. - Омск: Издательство «Омский гуманитарный институт», 2007. С. 25-36.
111. Манхейм К. Диагноз нашего времени.: Пер. с нем. и англ. Текст. М.: Юрист, 1994. 700 с. (Лики культуры).
112. Манхейм К. Очерки социологии знания: Проблема поколений состязательность - экономические амбиции Текст. / Перевод До дина Е.Я.; Отв.; ред. Скворцов Л.В. - М.: ИНИОН РАН, 2000. 164 с. (Сер. «Социология»),
113. Маркс К. К еврейскому вопросу Текст. // Маркс. К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1955. Т. 1. С. 382^113.
114. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. Процесс труда и процесс увеличения стоимости Текст. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1968. Т. 46. 4.1. С. 157-181.
115. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года Текст. h Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1974. Т.42. С. 41151.
116. Мелентьев С., ЦарикТО. СНГ на пути наркотрафика. Новые подходы к проблеме международной безопасности Текст. // Военно-промышленный курьер. 2009. 15-21 июля.
117. Мелих Ю;Б. Сущее личности и личностность единосущего. К вопрЬсу с спорности персонализма у Л.П.Карсавина и H.A. Бердяева Текст. // Вопросы философии. 2008, № 8. С. 145-157.
118. Мунье Э. Что такое персонализм? Текст. / Пер. с франц., примеч.1 4
119. И.С.Вдовиной. М'.: Издательство гуманитарной литературы, 1994. 128 с.
120. Мысливченко А.Г. Феномен внутренней свободы Текст. // О человеческом в человеке / Под общ. ред. И.Т.Фролова. М.; Политиздат, 1991. С. 207-230.
121. Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Филос. поэма Текст. АлмагАта: Жазушы; Интербук, 1991. 304 с.
122. Новейшие течения и.проблемы философии в; ФРГ: утверждено к печати Институтом философии АН СССР Текст. М.: Наука, 1978. 365 с.
123. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды: Пер. с ист Текст. / Сост.,- пре-дисл: и общ. ред. А.М.Рудкевича. 2-е изд. М.: Издательство «Весь .мир», 2000. 704 с.
124. Парсонс Г. Человек в современном мире Текст. / Перевод с. англ. Ю.Ф: Вишнякова, Н.Д. Долинской, A.C. Калтахчяна и др. Общая редакция, составление и предисловие д.филос. н. проф. В.А. Кувакина. -М.: Прогресс, 1985. 429 е.: j
125. Платон. Государство. Сочинения: в 3-х т. Т.З. Текст. М.: Мысль. 1961.607 с.
126. Платонов Г.В., Косичев А.Д. Проблема духовности личности (сбстав. типы, назначение) Текст. // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1998, №3. С. 16-33. !
127. Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в истории Текст. // Плеханов Г.В. Избранные философские произведения: в 5-ти томах. Т.2. М.: Политиздат, 1956. С. 2-39.
128. Поздняков-Н.К. О политическом: смысле1 понятия, «проект» Текрт. h Вестник^Омского университета. 2005, № 4. С. 73-75: . I
129. Покровский Н.Е. Российское общество в контексте американизации (Принципиальная схема) Текст. // Социологические исследования. 2000, № 6. С 3-10.
130. Полборн Р. Воля и власть Текст. / Рон Полборн. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 728 с.
131. Поликарпов B.C. Философия безопасности (эссе) Текст. СПб. - Ростов-на-Дону - Таганрог: Издательство ТРТУ, 2001.
132. Попов С.И. Буржуазная идеология на пороге XXI столетия Текст. -М.: Мысль, 1988. 268 с.
133. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х т. Текст. М.: Феникс, 1992. 448 с; 528 с.
134. Порус В.Н. С.Л.Франк: антиномии духа как основания культуры Текст. // Вопросы философии. 2008, № 1. С. 51-64.
135. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ от 5 ноября 2008 г. Текст. // Российская газета. 2008. 6 нояб.
136. Потапов В.П. Глобальные проблемы современности и российская молодежь Текст. // Глобализация и Россия. Материалы круглого стола. М.: МГУК. 2001. С. 120-126.
137. Римашевская Н.М. Социальные последствия экономических трансформаций в России Текст. // Социологические исследования. 1997, № 6. С. 55-65.
138. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии Текст. Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1998. 292 с.
139. Россия и Запад: взаимодействие культур (материалы «круглого стола») Текст. // Вопросы философии. 1992, № 2. С. 33-49.
140. Россия-Советский Союз-Россия: связь времен. Методологические заметки Текст. -М.: Издательство МГУК, 2001. 106 с.
141. Сартр Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм Текст. / Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С. 319-344.
142. Смолин О.Н. Философско-экономические основы образовательной и научно-инновационной политики в современной России Текст. // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Омск: Издательский центр ОмГИ, 2007, № 1. С. 3-17.
143. Соболева М.Е. Истина: свойство, оператор, событие? Текст. // Вопросы философии. 2008, № 2. С. 117-124.
144. Сонькин В.Д. Российская наука гибнет под ударами реформаторов Текст. // Конфликтология. 2006, № 2. С. 17-28.
145. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество Текст. / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю.Согомонов: Пер с англ. -М.: Политиздат, 1992. 543 с.
146. Столович JI.H. Об общечеловеческих ценностях Текст. // Вопросы философии. 2004, № 7. С. 86-97.
147. Стребков А.И. Интолерантность и ксенофобия в большом городе Текст. // Государство-Власть-Безопасность. Сборник научных статей. Часть 1. -Омск: Изд-во «Омского гуманитарного института», 2007. С. 114-134.
148. Судоплатов П.А. Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930 1950 годы Текст. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1997. 668 с. (Досье).
149. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений Текст. М.: Политиздат, 1976. 216 с.
150. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека Текст. / Составление и перевод с польского Л.В.Коноваловой. Предисловие и общая редакция доктора философских наук профессора JI.M. Архангельского. М.: Прогресс, 1981. 367 с.
151. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. Вселенская месса Текст. у Пер. с франц. H.A. Садовского, M.JI. Чавчадзе; Предисловие В.А.Никитина. М.: Айрис-пресс, 2002. 352 с. (Библиотека истории и культуры).
152. Терентьев А. Ален де Бенуа: «Россия может стать политическим центром евразийского континента» Текст. // Профиль. 2008, № 45. С. 26-28.
153. Терроризм в современном мире. Опыт междисциплинарного анализа (материалы «круглого стола») Текст. // Вопросы философии. 2005, № 6. С. 3-36.
154. Титов В. А. Глобализация и исторический выбор России Текст. // Глобализация и Россия. Материалы круглого стола. М.: МГУК, 2001. С. 74-80.
155. Тишков В. Российский народ и национальная идентичность Текст. Ii Профиль. 2008, № 25. С. 12-15.
156. Тонконогов A.B. Философия- безопасности как научная дисциплина Текст. // Социально-гуманитарные знания. 2008, № 4. С. 265-273.
157. Трансформации в современной цивилизации: постиндустриальное и постэкономическое общество (материалы «круглого стола») Текст. // Вопросы философии. 2002, № 1. С. 3-32.
158. Тульчинский Г.Л. Российский потенциал свободы Текст. // Вопросы философии. 1997, № 3. С. 16-30.
159. Уилсон P.A. Психология эволюции Текст. / Перевод с англ. под ред. Я. Невструева. К.: «ЯНУС», 1998. 304 с.
160. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Феномен безопасности в синергетическом ракурсе Текст. // Социально-гуманитарные знания. 2008, № 4. С. 222-238.
161. Федотова В.Г. Факторы ценностных изменений на Западе и в России Текст. // Вопросы философии. 2005, № 11. С. 3-23.
162. Фергюссон А. Опыт истории гражданского общества. Пер. с англ. Текст. М.: РОССПЭН, 2000. 393 с.
163. Философия Канта и современность Текст. / Под общ. ред. Т.И.Ойзермана. М.: «Мысль», 1974. 469 с. (АН СССР. Ин-т философии).
164. Фионова JI.K. На руинах российской науки Текст. // Конфликтология. 2006, № 2. С. 39^19.
165. Франк С.Л. Духовные основы общества Текст. М.: Республика. 1992.511 с.
166. Франк С.Л. Непостижимое Текст. / Франк С.Л. Сочинения / Вступ. ст. сост. и прим. Ю.П.Сенокосова. -М.: Издательство «Правда», 1990. С. 183-560.
167. Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия Текст. // Психология личности. Тексты. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М.: Издательстве Московского Университета, 1982. 127 с.
168. Фредерик Р., Э.Петри. Деловая этика и философский прагматизм Текст. // Вопросы философии. 1996, № 3. С. 70-78.
169. Фромм Э. Психоанализ и религия Текст. / Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С. 143-221.
170. Фуко М. Субъект и власть Текст. // Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. Ч.З. -М.: Республика 2006. С. 161-190.
171. Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. Пер. с нем Текст. М.: Республика, 1993. 447 с.
172. Хоркхаймер М. Адорно Т.В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты Текст. / Пер. с нем. М.Кузнецова. М. СПб: «Медиум», «Ювента». 1997. 311 с.
173. Шарихин А.Е. Безопасность как философская категория Текст. // Информационный сборник «Безопасность». 1994, № 6. С. 112-117.
174. Шахназаров О.Л. Советское общество 1917-1953 г.г.: аномалия или закономерность Текст. //Вопросы философии. 2004, № 10. С. 33-46.
175. Шестаков В.П. Эстетические категории: Опыт сист. и ист. исследования Текст. -М.: Искусство, 1983. 358 с.
176. Шефтсбери. Эстетические опыты Текст. / Сост. и перев., вступ. статья и коммент. А.В.Михайлова -М.: Искусство, 1975. 543 с.
177. Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. В.Б.Олыианскогс Текст. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. 544 с.
178. Шлегель К. Новый порядок и насилие. Размышления о метаморфозах насилия Текст. //Вопросы философии. 2002, № 5. С. 12-19.
179. Шрейдер В.Ф. Качество жизни как общественно-политическая проблема Текст. // Власть. 2008, № 5. С. 3-8.
180. Штекль К. Сообщество после субъекта. Православная интеллектуальная традиция и философский дискурс политического модерна Текст. // Вопросы философии. 2007, № 8. С. 34-46.
181. Штомпка П. Культурная травма в посткоммунистическом обществе Текст. // Социологические исследования. 2001, № 2. С. 3-12.
182. Щюц А. О множественности реальностей Текст. // Социологическое обозрение. Т.З, № 2. 2003. С. 3-34.
183. Шюц А. Структура повседневного мышления Текст. // Социологические исследования. 1988, № 2. С. 129-137.
184. Энгельс Ф. Минне Каутской, 26 ноября Текст. // Маркс К., Энгельс Ф Сочинения. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1955. Т.36. С. 331-334.
185. Яновский Р.Г. Духовно-нравственная безопасность России Текст. // Социологические исследования. 1995, № 12. С. 39-47.
186. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер с нем. Текст. М.: Политиздат, 1991. 527 с. (Мыслители XX в.).
187. Berman Р. Reimaging Destiny Текст. // Wilson Quarterly, 1999. Summer. Р. 45-55.
188. Fukuyama F. How to Re-Moralize America Текст. // Wilson Quarterly. 1999. Summer. P. 32-44.
189. Simmel G. Soziologie. Untersuchungen über die Formen, dei174
190. VergesellschaftungeТекст. Berlin: Duñcker & Humbold, 1983. B.2.
191. Scheler M. Die Stellung des Menschen im Kosmos Текст. Darmstadt. 1928. 655 p.
192. Skiair. L. Sociology of the Global System Текст. N.Y.: Prentice Hall. 1995. P. 46-48; 84-86; 150-153; 164-169.
193. Бек У. Трансформация политики и государства Электронный ресурс. h «Свободная мысль-XXI», № 7. 2004. URL: http://www.postindustrial.net. (дата обращения: 01.09.09).
194. Бодрийар Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального Электронный ресурс. / Перевод с французского Н.В. Суслова. Екатеринбург. 2000. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000324/index.shtml (дата обращения: 01.09.09).
195. Научно-практическая конференция «Новые угрозы национальной безопасности Российской Федерации» Видеозапись. / Российская Академия государственной службы при Президенте России. Москва. 2 окт. 2008 г. 1 электрон, опт. диск (DVD) : (8 файлов, 3,10 ГБ).
196. Урсул А.Д., Романович A.JL Концепция устойчивого развития и проблема безопасности Электронный ресурс. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000706/ (дата обращения: 01.09.09).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.