Древнеиудейское учение о государстве и праве: Источники и принципы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Калинина, Евгения Валерьевна
- Специальность ВАК РФ12.00.01
- Количество страниц 202
Оглавление диссертации кандидат юридических наук Калинина, Евгения Валерьевна
ВВЕДЕНИЕ.стр.
ГЛАВА I Становление и развитие иудейской государственности и политической мысли в период после вавилонского пленения (586 г. до н.э.) до завершения талмудической эпохи.стр.
§1.1 Эволюция иудейской государственности от эпохи разрушения Первого Храма и Вавилонского пленения (586 г. до н.э.) до окончания работы над
Талмудами (V в.).стр.
§1.2 Религиозно-политические движения периода Второго
Храма.стр.
§1.3 Концептуальные особенности древнеиудейского учения о государстве.стр.
1.3.1 Идея Завета как Божественного Договора с народом.стр.
1.3.2 Основные иудейские институты власти.стр.
1.3.2.1 Институт Судей.стр.
1.3.2.
Глава государства (царь).стр.
1.3.2.3 Когены и левиты.стр.
1.3.2.4 Великое Собрание.стр.
1.3.2.5 Пророки.стр.
1.3.2.6 Сангедрин.стр.
1.3.3 Специфика иудейского принципа разделения властей.стр.
1.3.3.1 Законодательная власть.стр.
1.3.3.2 Судебная власть.стр.
ГЛАВА II Становление иудейского права (в период с VI в. до н.э. по V в. н.э.). Естественно-правовые тенденции в иудейском праве.стр.
§ 2.1 Периодизация истории развития иудейского права.стр.
§2.2 Источники иудейского права.стр.
2.2.1 Источники в хронологическом представлении.стр.
2.2.1.1 ТаНаХ.стр.
2.2.1.2 Тора (Письменная и Устная).стр.
2.2.1.3 Литература танаев.стр.
2.2.1.4 Мишна Йегуды га-Наси.стр.
2.2.1.5 Талмуд (Иерусалимская и Вавилонская Гемара) .стр.
2.2.2 Классификация источников по статусу.стр.
§2.3 Система познания Торы (толкование Торы).стр.
2.4.1 Мидраш.стр.
2.4.2 Мишна.стр.
§2.4 Право, мораль и справедливость как категории естественно-правовой концепции; их отражение в иудейском праве. Принципы правосудия.
Принцип справедливости в межгосударственных отношениях.стр.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК
Государственно-правовое учение иудаизма. Ветхозаветная и талмудическая концепция2012 год, доктор юридических наук Калинина, Евгения Валерьевна
Историко-философская концепция Иосифа Флавия в ситуации встречи культур в эпоху античности2005 год, кандидат философских наук Матушанская, Юлия Григорьевна
Особенности еврейской правовой системы: сравнение еврейского и мусульманского права (VII-XIII вв.)2011 год, кандидат юридических наук Примаков, Денис Яковлевич
Греко-иудейские традиции в христианских апологиях II-IV веков2002 год, кандидат исторических наук Большаков, Андрей Петрович
Священное царство и царственное священство в религиозно-политической традиции Древнего Ближнего Востока: Египет, Месопотамия, Израиль2009 год, кандидат исторических наук Астапова, Ольга Рудольфовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Древнеиудейское учение о государстве и праве: Источники и принципы»
1 О
Ряд авторов-компаративистов, включая Р.Давида и К.Жоффре-Спинози , среди «основных систем современного права», наряду с англосаксонской, романо-германской и социалистической правовой семьей, выделяют мусульманское и индусское право - религиозные системы права, к которым М.Н. Марченко справедливо рекомендует отнести и иудейское право. Мнение последнего, разделяемое автором данного исследования, основано на «беспрецедентной длительности исторического существования» иудейского права и «глубине его непрерывного влияния в течение этого времени на различные страны и народы»4. Хотя, как пишет О.А. Омельченко, «по уровню правового регулирования, древнееврейское право значительно уступало вавилонскому и даже египетскому», общие законы и нравственные правила, записанные в книгах Ветхого Завета на разных этапах истории иудейского народа, распространились по всему миру через каноны христианства и были переосмыслены во всех правовых системах европейского корня5.
Среди специфических черт иудейского права следует отметить его «преимущественно императивный характер, преобладание в его системе прямых запретов, требований, всякого рода ограничений и обязанностей»6. Кроме того, одной из наиболее примечательных особенностей библейских преданий о законодательной деятельности является то, что Закон всегда записывается (Дварим (Второзаконие) 17:18; 18:20; 27:2-8; 31:24-26; Книга Иисуса Навина 8:30-35; 24:25-27). Так, термин hoq «закон» происходит от корня hqq «вырезать, выгравировать» и обозначает, текст, вырезанный на камне и таким образом зафиксированный. Очевидно, в эпоху становления Пятикнижия, т. е. в первой половине I тысячелетия до н.э., для иудейского общества, как и для всего сиро-палестинского региона, типичным было писаное
1 Давид, Р. Основные правовые системы современности: сравнительное право / Р. Давид - М., 1967 г. С. 46
2 Давид, Р. Основные правовые системы современности / Р. Давид, К.Жоффре-Спинози - М., 1998 г. С. 26
3Марченко, М.Н. Правовые системы современного мира / М.Н. Марченко - М., Зерцало-М, 2001 г. С.312
4 Марченко, М.Н. Правовые системы современного мира / М.Н. Марченко - М., Зерцало-М, 2001 г., С. 313
5 Омельченко, О.А. Всеобщая история государства и права / О.А. Омельченко - Т. 1. - М., 2001. С. 77.
6 Марченко, М.Н. Правовые системы современного мира / М.Н. Марченко - М., Зерцало-М, 2001 г. стр. 321 право. Однако обычно фиксируется то, что регулирует проблемы, вызывавшие споры; бесспорные установления, по-видимому, не нуждались в письменной фиксации1.
Иудейские законодательные начала изложены в следующих структурных частях Пятикнижия: Книге Договора (Ковенанта) (Шмот (Исход) 20-23), Кодексе святости (Вайикра (Левит) 17-26, Дварим (Второзаконие) 12-26), Декалоге (Десяти заповедях) (Шмот (Исход) 20:1-17, Дварим (Второзаконие) 5:6-21), Дварим (Второзаконии) (12-27). Исследуя Законы Моисея, М. Даймонт выделяет три основные категории: законы, регулирующие отношения человека с человеком, законы, регулирующие отношения человека с государством, и законы, регулирующие отношения человека с Богом.
Профессор З.Фальк3 утверждает, что в иудейском праве «на совершенно одинаковой основе» действуют три тенденции: нормы, закрепляющие процедуру отправления религиозного культа и ритуалов; религиозные нормы, регламентирующие поведение иудеев в частной и общественной жизни; нормы создаваемые и применяемые в настоящее время в процессе повседневной деятельности судами.
В свою очередь, И.Ш. Шифман, в вводной статье к книге «Учение. Пятикнижие Моисеево», основываясь на тексте книги Паралипоменон II (19:411), отмечает, что иудейско-израильская юридическая мысль эпохи становления Пятикнижия знала три группы правовых установлений и возможных споров: о крови (ben dam le dam), об Учении и Заповеди (ben tora le mitsva), о законах и приговорах (le huqqim u le mishpatim). Предположительно, первая группа включала установления по поводу пролития крови и убийства, вторая - по поводу сакральных преступлений и третья - по поводу статуса отдельных лиц, обязательств и претензий4.
1 Учение. Пятикнижие Моисеево / Под ред. Шифмана - М.: Республика, 1993
2 Даймонт, М. Евреи, Бог и история / М. Даймонт - Пер. с англ. Р. Нудельман - Иерусалим: Библиотека - Алия, 1989
3Falk, Z. Jewish Law / Z.Falk - L. 1983. p.28
4 Учение. Пятикнижие Моисеево / Под ред. Шифмана - М.: Республика, 1993, стр. 45
Первые 5 книг Ветхого Завета составили одно целое и получили название ТОРА, т.е. «Учение», «Наставление» (предписания Бога, обращенные к человеку). По всей видимости, первоначально Учение включало предписания по поводу выполнения тех или иных ритуальных процедур1. В конечном итоге, под термином «Учение» стали понимать совокупность законов, относящихся к религиозной сфере, в противоположность светским законам (hoq - закон, mishpat - суд, судебный процесс). Естественно, что хранителями учения были жрецы . В процессе развития религии, Тора приобретает новое, более широкое содержание, вобрав в себя также и совокупность законов и нравственно-правовых постулатов, исходящих от Всевышнего и обращенных к человеку.
Видимо поэтому, термин «Тора» иногда также переводят как «Закон», что тоже приемлемо. Первое достоверное свидетельство слова «закон» (соответствующее греческому «номос»), встречается в предисловии Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова, и только в начале новой эры название «Закон» делается общепринятым3.
Следует заметить, что понятие «закон» употребляется в данном случае как некая мононорма4. Это слово во многом сходно по сфере употребления с древнеегипетским «маат» (Маат - имя богини справедливости, одновременно означавшее справедливость как категорию и мононорму). Маат в представлениях древних египтян ассоциировалась с неким универсальным и всеобъемлющим правилом, включавшим понятия «правда», «истина», «справедливость», «правильность», «божественное установление». Фараону вменялось в обязанность исполнять маат. Именно благодаря данному обстоятельству, защищенности со стороны государства в лице ее правителя данная универсальная норма является действующей5.
Сходны, по смысловой нагрузке, и понятия «rta» в Ригведе, «dao» - в древнекитайской мифологии, «dike» - у древних греков и т.д.,
Левит 6:1,6:7,6:18,7:1, 11:46, 12:7, 13:59, 14:2, 14:54, 15:32; Числа 5:29, 6:13.
2 Книга Пророка Иезекииля 7:26; Книга Пророка Агтея 2:11; Исход 18:16; Книга Пророка Малахии 2:4-7.
3 Графский, В.Г. Всеобщая история права и государства / В.Г. Графский - М, НОРМА-ИНФРА-М, 2002г. С. 133
4 Обычаи, религиозные установления, нравственные предписания.
5 Графский, В.Г. Всеобщая история права и государства / В.Г. Графский - М., НОРМА-ИНФРА-М, 2002г. С. 134 подразумевающих «правду-справедливость», которая в последующих естественно-правовых концепциях правопонимания стала обозначаться как естественное (или естественно-божественное) право1.
Таким образом, общие для древности основополагающие мировоззренческие представления отразились и на фундаментальной основе правовых норм и инструкций, зафиксированных в Пятикнижии.
Во многих нравственных и этико-политических учениях Древнего Востока утверждалась непосредственная зависимость положительных результатов преобразований в обществе и государстве от изменений в образе жизни людей. Даже говоря об искусстве управления государством, подразумевали, порой, именно нравственное совершенствование правителя, власть которого основывалась на силе личного примера. В китайской книге «Шу цзин» утверждается, что необходимым условием отсутствия в народе «сообществ злоумышленников» является совершенство самого правителя. В Пятикнижии Моисея2 приводится несколько иная интерпретация взаимозависимости самосовершенствования царя и духовного развития народа. Машиах (царь) появляется только тогда, когда народ уже значительно продвинулся в решении материальных проблем жизни и готов к дальнейшему духовному совершенствованию. Царь должен подавать национальный пример подчинения Закону и стремления построить свою жизнь в соответствии с предписаниями Торы.
Актуальность настоящего диссертационного исследования. Ввиду произошедших политических перемен, затронувших, в частности, и характер российско-израильских отношений, возрос интерес к изучению иудаики, а также истории, культуры, не говоря уже о праве еврейского народа, рассеянного по всему миру, в том числе и России. Однако в российской историко-правовой науке отсутствует четкое представление об иудейской
1 История политических и правовых учений / Под общ. ред. д.ю.н проф.В.С.Нерсесянца - 2-е изд. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998, стр. 14-18
2 Дварим (Второзаконие), 17:14-20. политико-правовой концепции. Этот пробел и призвано восполнить данное исследование.
Нельзя обойти вниманием непреходящую актуальность моральных предписаний иудаизма и их влияние на становление универсальных, общечеловеческих и правовых принципов. Эти предписания охватывают все сферы общественных отношений, затрагивающие понятия справедливости, правосудия и мира. Ключевыми принципами иудейского права, связанными с естественно-правовыми тенденциями, являются также уважение к личности человека, право на свободу и свободу передвижения, на частную собственность и пр.
Представляются также актуальной проблема истоков теории Общественного Договора, нашедших свое отражение в Ветхом Завете, а также фактор народовластия, оказавший значительное влияние на становление древнеиудейского права.
Структурно данное исследование состоит из двух основных частей. В первой главе мы попытаемся представить историческую картину (периода гибели Первого Храма до окончания талмудической эпохи), на фоне которой происходило формирование системы политико-правовых взглядов иудеев. Мы рассмотрим основные религиозно-политические движений эпохи Второго Храма, наложивших неизгладимый отпечаток на дальнейшее становление иудаизма. Для исследования концептуальных особенностей иудейской государственности нам необходимо будет отойти от намеченных временных рамок, так как большая часть рассматриваемых институтов носит универсальный характер, являясь неотъемлемой частью иудейского представления о государственности. Здесь следует остановиться на идее Договора (Завета) с Богом, изучении основных иудейских институтов власти, представленных институтом Судей, главой народа (царем), левитами и когенами, Великим Собранием, институтом пророков и Сангедрином.
Основная цель исследования состоит в том, чтобы показать специфику древнеиудейского правопонимания и представления о государственных институтах.
Таким образом, обобщенно можно выделить следующие задачи, которые мы попытаемся решить в первой главе диссертационного исследования:
- выявить и проанализировать сущность, содержание, источники и принципы древнеиудейского учения о государственности и показать историческую значимость этого явления в рамках истории государства и права зарубежных стран;
- исследовать исторические этапы, тенденции и противоречия в функционировании иудейских государственных институтов и показать их историческую преемственность;
- рассмотреть специфику и источники полномочий иудейских органов государственной власти с точки зрения иудейского политико-правового учения и выявить влияние фактора народовластия;
- исследовать религиозно-политические движения периода Второго Храма (точнее, II в. до н.э. - I в. н.э.) и показать их влияние на политико-правовую мысль данной и последующих эпох; исследовать концептуальные особенности древнеиудейской государственности (Завет, как идею Божественного договора с народом и специфику иудейского принципа разделения властей);
Общей целью настоящего диссертационного исследования, как уже отмечалось, является исследование иудейской концепции государственности, вытекающей из основополагающих принципов Торы, являющейся Основным Законом еврейского народа.
Для реализации этой цели, во второй главе мы должны изучить источники иудейского права (до V в.), их возможную классификацию и периодизацию, систему толкования Торы, а также определить место морали и справедливости в иудейском праве.
Обобщенно можно назвать следующие задачи, которые нам предстоит решить во второй части диссертационного исследования:
- изучить становление иудейского права в период с VI в. до н.э. по V в. н.э., показать эволюцию источников и динамику развития;
- исследовать феномен Устной Торы и рассмотреть ее взаимодействие с Торой Письменной;
- показать роль в иудейском праве понятий «мораль» и «справедливость» как категорий естественно-правовой концепции, а также реализацию принципа справедливости в межгосударственных отношениях;
- выявить и проанализировать иудейские принципы правосудия и их историческую и этическую универсальность.
Объектом исследования являются социально-экономические условия жизни еврейского народа в рассматриваемый период и другие факторы, влиявшие на формирование древнеиудейского учения о государстве и праве (геополитическая ситуация в регионе, государственно-правовые системы народов-завоевателей Древней Иудеи и Израиля), а также совокупность общественных отношений, получивших распространение в указанный период.
В качестве предмета исследования можно назвать историю формирования древнеиудейского государственно-правового учения и его политической практики, а также становления иудейского права, как права «божественного», заложившего основу совокупности универсальных, общечеловеческих морально-этических и правовых принципов.
Примечания:
1) В наши намерения не входило создание религиозно-философского труда. Однако иудейское право неотделимо от религии. В силу данной особенности, в процессе его исследования не представляется возможным обойтись без специфической терминологии.
2) Следует различать определения «иудейский» и «еврейский». Первое несет религиозную «окраску» и выражает связь с морально-этическими установками иудаизма, в то время, термин «еврейский» указывает на принадлежность к народу, чьи предки, «пришедшие из-за реки («габиру»)», исповедовали иную религию (т.е. светский характер).
Т.о. эти два определения, будучи тесно связаны, делают, однако, разные акценты и несут разную смысловую нагрузку. И, поскольку древнее право еврейского народа, как отмечалось выше, неотделимо от религии, мы считаем более целесообразным применять по отношению к нему определение «иудейское».
3) В тексте исследования неоднократно встречается понятие «Страна Израиля» (Эрец Исраэль), которое требует отдельного внимания. Мы сознательно будем избегать, по возможности, называния данной территории «Палестиной». Наименование «Палестина», произошло, как известно, от племени филистимлян, которых евреи называли «плиштим». Филистимляне были лишь одним из многочисленных племен, населявших Кнаан. С таким же успехом можно было бы назвать данную территорию в честь любого из этих народов, которых Тора собирательно называет «эморреями». Т.о. поскольку указанная территория была завоевана и заселена потомками 12 колен иудейских и связана с некогда существовавшим Объединенным Израильским царством, а позднее - с Иудеей, мы находим обоснованным именовать ее «Страной Израиля» (от слова «Израиль», обозначающего весь еврейский народ), дабы обрисовать границы, в рамках которых происходили геополитические изменения в рассматриваемую эпоху.
Мы осознаем, что ввиду ограниченности объема диссертационного исследования весьма сложно охватить практически тысячелетний период, отразив специфику и эволюцию иудейского правопонимания и концепции государства. Тем не менее, столь широкие временные рамки позволяют обрисовать логический ход развития иудейской политико-правовой мысли и показать, какое место в ней занимали общечеловеческие принципы справедливости и гуманизма.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК
Библиологическая концепция У.Ф. Олбрайта: религиоведческий анализ2009 год, кандидат философских наук Кудрявцева, Елена Владимировна
Рим и иудеи в период ранней империи: К проблеме взаимодействия античной и древнееврейской цивилизаций2006 год, кандидат исторических наук Рогова, Юлия Константиновна
Движение иудействующих в России: XVIII - начало XX вв.2007 год, кандидат философских наук Хижая, Татьяна Игоревна
Учение монотеистических религий о пророчестве и его развитие в исламе: философско-религиоведческий анализ2011 год, кандидат философских наук Шоев, Зиевиддин Джалилович
Римская провинциальная администрация в Иудее: 63 г. до н.э.-136 г.н.э.2006 год, кандидат исторических наук Метелица, Анна Сергеевна
Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Калинина, Евгения Валерьевна
Подводя итог сказанному, попытаемся разобраться, насколько древнеиудейская концепция государственности и права вписывается в существующие научные представления о политико-правовых учениях Древнего Востока и выделить черты, определившие самобытность иудейского правопонимания.Исследователи выделяют следующие специфические черты политико правовых учений Древнего Востока^:
1) В древневосточных политико-правовых учениях сохранялись и развивались религиозно-мифологические воззрения.2) Политические концепции Древнего Востока представляли собой нравственные и этико-политические доктрины.3) Древневосточные политические доктрины рассматривали, прежде всего, вопросы техники и методов отправления власти, искусства управления и осуществления правосудия, особо не останавливаясь на теоретическом обобщении.Рассмотрим эти тенденции через призму древнеиудейского права.1) Религиозно-мифологические воззрения в древневосточных политико правовых учениях.Политико-правовая мысль древних народов зиждется на солидной мифологической базе, определявшей их представления о месте человека в мире.Основная идея древних мифов состоит в наличии божественного первоисточника сложившихся социальных и политико-правовых порядков^.Легенды многих народов повествуют о том, что вначале миром правили боги, которые впоследствии передали власть земным правителям, научив их искусству управления.Древние вавилоняне и индусы верили, что боги, являясь источником власти правителя, продолжают контролировать земные дела и судьбы людей. В ' История политических и правовых учений: Домарксистский период / Под ред. О.Э.Лейста.- М.:Юрид. лит., 1991, стр. 33-34 ^ История политических и правовых учений. 2-е изд. / Под общ. ред. д.ю.н проф. В.С.Нерсесянца- М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА'М, 1998, стр. 14-18 этом их воззрения перекликаются с религиозно-мифологическими представлениями древних иудеев.Согласно Торе, единый истинный Бог заключает договор со всем еврейским народом. Таким образом, возникает идея Общественного договора и представление о договорном характере власти. Отправление власти осуществляется людьми от имени Бога, но в критических ситуациях он проявляет свою волю непосредственно, например, через откровения пророкам или чудеса.Правовые начала и нормы, согласно верованиям иудеев, имеют тот вид и форму, которые им придал Всевышний и сообщил затем избранному лицу. Так, по преданию, законы еврейского народа полз^тены Моисеем непосредственно от Бога и зафиксированы в Пятикнижии Моисея (Законодательство Моисея). К слову, идеологическое содержание Моисеевых законов также представляет значительный интерес, в связи с тем, что в них впервые представлена еврейская концепция государства и философия права.Фундаментальной основой правовых норм и инструкций, зафиксированных в Пятикнижии, было понятие о «правде» и «справедливости». В ситуации острой общественно-политической борьбы первой половины I тысячелетия до н.э. проблема «правды», «справедливости», «жизни по правде», т. е. праведности, не могла не оказаться в центре идейных исканий. Само собой разумеется, что в этргх понятиях отразились общие для древности основополагающие мировоззренческие представления.В Псалмах (85:9-14) милосердие, благополучие, истина и правда выступают в обличий мифологических персонажей, олицетворяющих вселенский миропорядок и всеобщую гармонию, порождаемых космическими первоэлементами. Примечательно, что правда как мифологическая сущность определяет и направляет действия Яхве. Практически любое нарушение правды, т.е. мирового порядка (а именно это и было в архаическом сознании
преступлением), могло иметь, по представлениям эпохи, далеко идущие неблагоприятные последствия не только для данного коллектива, но и для всего мироздания; запреты, действовавшие в обществе, представляли собой способ избегать таких нарушений и вторжения в мир разрушительных сил. Эта общая концепция имела своим последствием крайнюю жестокость наказаний (как правило, смерть, т. е. удаление преступника в потусторонний мир) и регулирование обычаем либо законом всех сторон жизни человека, включая интимно-личные. Соответственно правда является, по представлениям эпохи, основой и сущностью государственной власти и выполняемых ею властных, распорядительных и судейских функций (Книга Пророка Исайи 32:1; 11:4; Псалтирь 72:1-4; 45:2-8; Книга Притчей Соломоновых 16:12; 29:14).Применительно к отдельному человеку праведность, т. е. соответствие правде, -
это жизнь, являющаяся воплощением принятых обществом морально-этических норм (Книга Пророка Иезекииля 18:5-9; Псалтирь 15:1-5; 24:3-5; Книга Пророка Исайи 33:14-16). В конечном счете, эти добродетели восходят к образу жизни примитивного родоплеменного общества. Они обеспечивают тесное его сплочение, без чего такое общество вообще не может существовать'.2) Нравственные и этико-политические доктрины как сущность политических концепций Древнего Востока.Основополагающими принципами нравственного закона иудеев являются два начала, которые, составляют основу творческого сотрудничества человека с Богом, т.е. справедливость и праведность. Справедливость, применительно к условиям обычной жизни, означает признание шести основных прав человека: право на жизнь, собственность, работу, жилище и, наконец, право личности, которое включает право на отдых и независимость, а также запрещение питать к ближнему ненависть и злобу или мстить ему.Праведность подразумевает выполнение человеком своих обязанностей и, в первую очередь, обязанности помогать бедным, больным и нуждающимся в поддержке, независимо от того, друзья они или враги. Она также выражается в особом отношении человека к земным благам, которые он должен считать не столько своей личной собственностью, сколько имуществом, доверенным ему Учение. Пятикнижие Моисеево./ Под ред. Шифмана - М.; Республика, 1993, стр. 45 на хранение Творцом. Если ближний впадает в нужду, ему следует дать в долг деньги, не взимая процентов. Если из-за бедности ему пришлось продать свой наследственный участок земли, в Юбилейный год надел должен быть ему возвращен . Стесненные обстоятельства ближнего нельзя использовать для собственного обогащения. Хозяйственно-экономические отношения понимаются, таким образом, в Торе как помощь ближнему, и этот нравственный подход вытекает из золотого правила, формулирующего закон любви: «Люби блиэюнего, как самого себяу?. Причем правило это, как специально оговорено в стихе 34, распространяется не только на иудеев, но и на не евреев.В согласии с нравственным законом Торы, строится ее гражданское и процессуальное законодательство. Оно пронизано также идеей святости, ее цель - реализовать на практике всех человеческих отношений принципы праведности и справедливости. Если Кодекс Хаммурапи, законы хеттов и других древних народов направлены, в первую очередь, на защиту частной собственности, то в Торе главное - защита человеческой личности.Ограничения, налагаемые Торой на власть имущих, как нельзя лучше свидетельствуют, с каким рвением Тора защищает права человека.Работодателю запрещается эксплуатировать наемных рабочих и задерживать им плату . Кредитору не разрешается оскорблять достоинство человека, входя в дом должника с требованием залога"*, не говоря уже о запрещении применять при этом силу, что свободно допускают законы других древних народов (например. Древней Индии). Даже за рабом сохраняются человеческие права, и он никогда не поступает в полную собственность рабовладельца. Нанесение рабу малейшего увечья влечет за собой его освобождение^. Беглого раба запрещается водворять на прежнее место^, что также противоречит законам Хаммурапи, по которым за одну лишь помощь, оказанную беглому рабу, ' Вайикра (Левит), 25:23-28.^ Вайикра (Левит), 19:18.^ Вайикра (Левит), 19:13 •* Дварим (Второзаконие), 24:10-11 ^ Шмот (Исход), 21:26-27 * Дварим (Второзаконие), 23:15-16 полагается смертная казнь.Еще в древности начали формироваться общие правила взаимоотношений между государствами и народами. На основании обычаев и религиозно этических идеалов, а также представлений людей о взаимодействии и быте, складывается система принципов международного права. Одной из древнейших сфер регулирования норм примитивных международных правил поведения стала война, что и послужило предпосылкой возникновения гуманитарного права. Принципы ведения военных действий, фигурирующие в Торе^ также отражают иудейское понимание справедливости, милосердия и благородства (к примеру, предписание, даже осаждая город, оставлять его жителям возможность бежать из-под осады).3) Древневосточные политические доктрины, рассматривая вопросы техники и методов отправления власти, искусства управления и осуществления правосудия, особо не останавливались на теоретическом обобщении.Поскольку древневосточные государства стремились к усилению государственной власти и ее концентрации в руках единоличных правителей, государственная власть зачастую отождествлялась с властью царя или императора. Верховный правитель считался олицетворением государства, средоточием всей государственной жизни , ибо, как говорилось в трактате «Артхашастра»: «Государь и его дерэюаеа - вот главные элементы государства».Тем не менее, следует отметить, что иудейская концепция монархии обладала существенными отличиями. Иудеи никогда не обожествляли своих царей. Иудейский правитель нес такую же ответственность перед законом, как и его подданные, более того, к нему применялись гораздо более суровые требования, как уже указывалось в Главе I (§1.3, раздел 1.3.2.2).Рассмотрев различные точки зрения относительно понятия и содержания иудейского права, можно резюмировать следующее: ' о них говорилось в Главе II, § 2.4 ^ История политических и правовых учений: Домарксистский период / Под ред. О.Э.Лейста.- М.: Юрид. лит., 1991, стр. 33-34.1) Иудейское право сформировано древними обычаями религиозных иудеев. Б. Лифшиц подчеркивает, что «это право их земли» и представляет собой «нечто фактическое, нежели юридическое»\
2) Иудейское религиозное право может быть рассмотрено как система «юридических норм, регулирующих различные стороны повседневной жизни»^ иудеев и их культа. Содержание этой системы формируется, в основном, из норм обычного права.3) Иудейское право представляет собой также систему религиозно этртческих принципов, сложившихся традиций, многочисленных толкований Талмуда и других признаваемых иудеями священных книг и писаний, включая различные решения раввинских судов .^ Таким образом, анализ имеющихся в научной литературе позиций, выявляющих особенности становления иудейской концепции государственности, а также оценка исторических традиций и государственно правовых концепций Древнего Востока позволяют нам сделать ряд выводов.К Главе I (к первой части исследования):
1) Истоки теории Общественного договора, получившей развитие в трудах Г. Гроция и других нидерландских мыслителей, Т. Гоббса, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, задолго до этого уже были рассмотрены в Торе (Договор между еврейским народом и Яхве);
2) Идея ограниченной монархии, представленная в Торе (как Основном Законе иудеев) выносит государство древних иудеев за рамки определения «древневосточная деспотия»;
3) Идея равенства всех иудеев, включая царя, перед законом, была также предложена древнеиудейским учением о государстве и праве. В соответствии с иудейской концепцией государственности, глава государства был первым среди ' Lifshitz, В. Israeli Law and Jewish Law - Interaction and Independence / B. Lifshitz // Israel Law - Forty Years...1998. p.507 ^ Falk, Z. Jewish Matrimonial Law in the Middle Ages; / Z.Falk . - L., 1966/ Jewish Law // J.Derrett (ed.). Introduction to legal Systems. L., 1983.^ Englard, I. Law and religion in Israel / I.Englard // // Israel Law - Forty Years... 1998. p. 185-189.равных, он должен был быть примером в изучении Торы и соблюдении ее.Более того, к царю предъявлялись, порой, гораздо более строгие требования, чем к его народу;
4) Несмотря на подчеркиваемую в израильской правовой науке мысль о существовании в рамках древнеиудейского государства двух ветвей власти: законодательной и судебной, автор приходит к выводу, что наряду с ними представляется возможным выделение третьей ветви: исполнительной
(управленческой), представленной главой государства (царем), первосвященником, когенами и левитами и, иногда. Патриархом Сангедрина
(наси). Отсутствие четкости в разделении ветвей власти обусловлено их взаимным проникновением и контролем. Последний позволяет говорить, хотя и с некоторой натяжкой, о проявлении примитивной системы сдержек и противовесов;
5) На всем протяжении рассматриваемого периода в политической жизни иудейского народа ведущую роль играл фактор народовластия, в различных его проявлениях. Пожалуй, одним из наиболее ярких его выражений являлось так называемое «народное вето»;
6) При сопоставлении древнейших институтов с государственными учреждениями, существующими в современном Государстве Израиль проявляется преемственность представлений о компетенциях органов власти. И хотя эта преемственность далеко не всегда очевидна (например, полномочия главы государства, Кнессета), тем не менее, можно проследить некоторые закономерности, как в случае с Сангедрином, большую часть функций которого унаследовал Верховный суд Государства Израиль;
7) Ведущая роль в формировании иудейского государственно-правового Зрения принадлежит пророческому движению, являвшемуся, одновременно, и частью данной концепции. В период вавилонского пленения пророки создали уникальную духовную базу для формирования нового политико-правового мировоззрения нации. Именно в этот период происходит переоценка результатов деятельности предшествовавших государственных институтов и зарождение новых, эсхатологических представлений об идеальном государстве и его предназначении. Впервые во главу угла становятся интересы не общества и государства, а отдельной личности, ее духовного развития. Отвергается принцип коллективной ответственности (Иехезкиль (Иезекииль), 18:2) и провозглашается личная ответственность каждого за свои поступки. Создается образ идеальной личности, олицетворяющей новое иудейское общество, которой приписываются идеи, предваряющие концепции христианства (так называемый «отрок Господень»); К Главе II (ко второй части исследования):
1) Уникальным событием явилось также создание Основного Закона -
Письменной Торы, явившейся, своего рода, Государственной Конституцией. В соответствии с этим особым статусом Торы, все издававшиеся впоследствии постановления и законы были не чем иным, как подзаконными актами.2) Иудейское право, так же, как и другие правовые системы, прошло путь от обычаев до писаного законодательства. Однако особенностью иудейского обычного права является то обстоятельство, что Устная Тора, фактически являющаяся сборником обычаев, по преданию была дана иудеям одновременно с Торой Письменной.3) Из первых двух тезисов вытекает заключение о божественно-правовом характере иудейской «Конститзщии» (Торы) и о превалировании в политико правовой концепции иудеев естественно-правовых тенденций над правом позитивным (государственным).4) В отличие от политико-правовых учений Древнего Востока, иудейское право имело не только сугубо практическую направленность. Оно разработало стройную систему теоретических знаний, что также явилось новшеством для данного времени (мидраш, мишна).5) Ключевой темой иудейских правовых трактатов является идея высшей справедливости, проявившаяся не только во внутригосударственных, но и в межгосударственных отношениях.
Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Калинина, Евгения Валерьевна, 2003 год
1. Львов, А. Иудаизм: краткий очерк / А. Львов // Опубликовано в книге «Многонациональный Петербург. История. Религии. Народы». СПб.: Искусство-СПб, 2002. Стр. 282-309.
2. ТаНаХ это, как пояснялось ранее, аббревиатура. Данный термин состоит из трех частей: «Тора» - «Учение, Закон», «Невиим» - «Пророки», «Ктувим» - «Писания».
3. По свидетельству Письменной Торы Моисей провел на горе Синай 40 дней и 40 ночей.
4. Суждения, насчет которых имеется лишь устное свидетельство, что они были даны Моисею на горе Синай. Их также принимают без обсуждения.
5. Суждения, выведенные из основополагающих принципов и сформулированные в ходе дискуссий путем принятия решения большинством голосов.
6. Суждения, разработанные многими поколениями пророков и мудрецов с целью «возвести ограду и забор вокруг Торы» (точнее определить смысл ее указаний). Эти суждения называются «постановления наших мудрецов», и о них возможны споры.
7. Бсйт-мидраш место, отведенное для изучения и толкования Торы, в котором, наряду с мудрецами, могли участвовать все члены еврейской общины
8. Первая группа носит наименование «галахические мидраши» это книги, построенные в соответствии с системой изучения Торы, называемой <тидрашу>. Галахические мидраши организованы в соответствии с порядком глав и стихов Торы.
9. Мидрашу и мишне как системам познания Торы будет посвящен § 2.4
10. Агур, Й. Введение в Устную Тору: Письменная Тора и Устная Тора / Й. Агур. 1е изд. - Тель-Авив: Открытый Университет Израиля, 2000. Т.2. Стр.74.
11. Альбек, X. Введение в Мишну / X. Альбек. Иерусалим - Тель-Авив, 1959г., стр.102.
12. Урбах, Э.Э. Галаха, ее источники и развитие / Э.Э. Урбах. Гиватаим, 1984г., стр.191.
13. Талмуд состоит из двух основных частей: Мишны и Гемары. В Гемаре нашли отражение углубленные дискуссии более 2500 амораев (комментаторов и интерпретаторов Мишны и Галахи).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.