Дизайн этикеток и ярлыков для изделий текстильной и легкой промышленности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат искусствоведения Денисов, Денис Александрович

  • Денисов, Денис Александрович
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 333
Денисов, Денис Александрович. Дизайн этикеток и ярлыков для изделий текстильной и легкой промышленности: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Москва. 2010. 333 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Денисов, Денис Александрович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФОРМ И ГРАФИКИ ЭТИКЕТОК И ЯРЛЫКОВ ДЛЯ ИЗДЕЛИЙ ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

1Л Начальные формы маркировки товара, предназначенного на продажу.

1.2 Развитие этикеток и ярлыков для маркировки мануфактурных и фабричных изделий в XIX веке.

1.3 Разработка форм и графики этикеток и ярлыков для текстиля, одежды и ее аксессуаров в XX веке.

Выводы по материалу главы.

ГЛАВА П.

КЛАССИФИКАЦИЯ, ПРИНЦИПЫ КОМПОЗИЦИИ И ОБРАЗНЫЕ СРЕДСТВА ДИЗАЙНА ЭТИКЕТОК И ЯРЛЫКОВ ДЛЯ ТЕКСТИЛЯ И ОДЕЖДЫ.

2.1 Классификация этикеточно-ярлычных изделий.

2.2 Принципы композиции дизайна форм и графики этикеток и ярлыков и их использование в проектной работе.

2.3 Образные средства графики этикеток и ярлыков.

Выводы по материалу главы.

ГЛАВАШ.

МЕТОДЫ ДИЗАЙНА ЭТИКЕТОК И ЯРЛЫКОВ.

3.1 Мануальный метод проектирования.

3.2 Компьютерный метод проектирования.

3*3 Основные тенденции развития методов дизайна этикеток и ярлыков для изделий текстильной и легкой промышленности.

Выводы по материалу главы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Дизайн этикеток и ярлыков для изделий текстильной и легкой промышленности»

Проблема, тема, состояние вопроса.

Бизнес связанный с дизайном, изготовлением и использованием в торговом обороте этикеток и ярлыков в России, как и во всем' мире переживает сегодня период рассвета. Темпы ежегодного прироста такой продукции колеблются в пределах 25-40 процентов. Постоянная конкуренция на данном рынке требует активной творческой работы над созданием новых оригинальных этикеточно-ярлычных изделий или даже специализированных этикеточно-ярлычных комплексов для многомиллионного ассортимента разнородной товарной продукции.

Особенно изобретателен и разнообразен проектный поиск в среде дизайна этикеток и ярлыков для изделий текстильной и легкой промышленности, так как данный сегмент мирового производства товаров обладает наибольшим разнообразием ассортиментных групп и охватывает до» сорока процентов всего товарного производства. Этикеточно-ярлычная среда художественного текстиля» и одежды с одной стороны абсорбирует лучшие достижения мирового графического дизайна, с другой стороны является лидером во внедрении в художественное проектирование новейших достижений науки и техники.

Начав свой путь от простого оттиска и штампа, идентифицирующего характер рулона ткани, наклеиваемые или навешиваемые на современный товар этикетки и ярлыки, взяли на себя рекламные и инструктивные функции, еще недавно присущие только плакату или брошюре. Это позволяет нам говорить о феномене дизайна этикеточно-ярлычного изделия, которое вместе с товаром проникает в каждый дом или офис независимо от желания клиента. Обязательность лицезрения и прочтения текстового напоминания выделяет этикеточно-ярлычные изделия из всей номенклатуры графического дизайна, пробуждает к расширению их рекламно-информационных функций.

Значимость и востребованность этикеточно-ярлычной продукции заставляет нас обратиться к анализу ее истории принципов и методов проектирования. Кроме того практика показывает, что в отечественном дизайне этикеток и ярлыков используются довольно ограниченный набор приемов работы и дизайнеры пока еще слабо осознают художественно-технические возможности данной сферы деятельности. Такое положение дел нельзя считать удовлетворительным, так как современные технологии позволяют сегодня быстро менять художественное лицо любого изделия графического дизайна.

В чем же особенности использования этикеток и ярлыков для изделий текстильной и легкой промышленности? Каковы нереализованные рекламные возможности этикетки в современных изделиях из ткани? Насколько «текстильные» этикетки отвечают зрительным пристрастиям современного человека? Что несут в дизайн этикеток и ярлыков современные технологии?

Ответы на эти вопросы невозможно получить без научного анализа современного художественного проектирования этикеточно-ярлычной продукции и заинтересованного и скрупулезного изучения многовековой истории ее становления и развития. Для этих целей нами изучались коллекции этикеток и ярлыков, находящиеся как в государственных, так и в частных собраниях, сами изделия уникального и промышленного изготовления (музейные собрания, коллекции современных домов моды), журналы модной одежды и декора (текстильная промышленность, Burda, L'officiel, Harper's BAZAAR, Vogue, ELLE, ELLE декор, Hermes, Step, каталоги модных изделий крупнейших фирм (Baur, Otto, Bader, Heine, 3suisses, Kays Worldwide, Freemans of London, Apert impressions и др.).

Кроме музейных собраний, журналов и каталогов тенденции в области дизайна этикеток и ярлыков прослеживались на-материалах международных выставок-ярмарок и центров мировой моды (Федеральная ярмарка: товаров и оборудования текстильной и легкой промышленности «ТЕКСТИЛЬ ЛЕГПРОМ», «Индустрия моды», «Текстиль и мода», «Этикетка/LabelShow», Leipziger Mode Messe, Kölner Modmessen, Modemessen Düsseldorf, Pitt! Immagine Vomo, Premier Collections Birmingham, World Fashion Center, SEHM-Salon International de la Mode и др.).

Научный анализ произведений этикеточно-ярлычной продукции невозможен без изучения трудов по истории и теории дизайна созданных K.M. Кантором [1, 2, 3, 4, 5], В.Ф. Сидоренко [6, 7, 8, 9], В;Р. Ароновым [10, 11,12,13], А.Н; Лаврентьевым [14,. 15, 16, 17], Н.В. Вороновым [18, 19^ 20], Э.М. Глинтерник [21, 22, 23, 24, 25, 26], ШТ. Стор [27, 28, 29], С.М. Михайловым [30, 31, 32], Е. Черневич [33], С.И. Серова [34, 35] и др. Пониманию взаимосвязей графического дизайна и дизайна текстиля и . костюма помогли труды НЛ: Бесчастнова* [36, 37, 38, 39, 40], Т.В. Козловой [41, 42], ШТ Соболева [43], H.R Рудина [44], Ф.М: Пармони [45, 46,47], Г.С. Гориной [48; 49], В.Я. Бересневой [50], Л.М. Буткевич [51, 52], В.Н. Козлова [53], Г.И. Петушковой [54].

Данная диссертация является первым опытом системного исследования дизайна этикеточно-ярлычной продукции изделий текстильной и легкой промышленности. Поскольку дизайн такой продукции не может быть отделен от производителя изделий текстильной и легкой промышленности, то проектирование этикеток и ярлыков рассматривается в контексте фирменного стиля. За рамками исследования оставлены проблемы, связанные с психологией восприятия рекламной графики на этикетках и ярлыках, а так же технологические аспекты нанесения рекламно-' информационных сообщений.

Цели и задачи.

Цель диссертации — провести анализ дизайна этикеток и ярлыков для изделий текстильной и легкой промышленности, выявить и обосновать прогрессивные формы дизайнерской работы в этой сфере.

Для реализации этой цели в диссертации решаются следующие задачи:

-выявляются условия возникновения маркировки товарной продукции;

- определяется условия возникновения маркировки текстильной продукции и одежды;

- прослеживается развитие маркировки и возникновение этикеток и ярлыков;

- определяются особенности художественной организации этикеток и ярлыков для текстильной и легкой промышленности;

- проводится классификация этикеточной продукции;

- определяются основные пути развития этикетки и ярлыка;

- выявляются методы и приемы работы, позволяющие совершенствовать дизайн этикеточно-ярлычнои продукции;

- выявляется роль художественного образования в развитии дизайна этикеток и ярлыков.

Объект, предмет, материал, границы исследования.

Объектом исследования является художественная практика создателей этикеток и ярлыков в процессе ее развития, предметом исследования — дизайн этикеток и ярлыков для текстильной и легкой промышленности.

Работа построена на материале истории и теории культуры, истории и теории дизайна, методологии проектирования. В сферу исследования вовлекаются уникальные образцы маркировки текстильного товара различных исторических периодов. Выбор и организация материала подчинены задаче выявления наиболее эффективных методов получения этикеточно-ярлычной продукции. Поэтому кроме исторического материала исследование включает в себя и экспериментальный поиск.

Фактический материал по использованию этикеток и ярлыков на изделиях текстильной и легкой промышленности почти не освещен в литературе, поэтому существенную роль играет фактография явлений, способствующая решению задач диссертации.

Вопросы теории и технологии печатного и ткацкого производства, хорошо освещенные в технических изданиях, остаются за пределами исследования. Метод исследования.

Значительная часть исследования ведется в рамках системно-исторического метода, включающего как историческую фактографию, так и понимание объекта исследования, как системы.

Расценивая этикетку (ярлык), как композицию с собственной структурно-смысловой иерархией, мы анализировали возможности внедрения различных сложных изобразительных мотивов в традиционное текстовое заполнение композиционного поля.

Композицию этикеток мы описываем с использованием стилистического анализа, позволяющего выявлять изменения проектных форм во времени. Научная новизна исследования.

Научная новизна исследования обоснована целью исследования: дизайн этикеток и ярлыков исследуется впервые. Кроме того, в работе проведено исследование влияния плакатов и иллюстративных изображений на графику этикеток и ярлыков.

Научная и практическая значимость исследования.

Проведенное исследование обосновывает и научно оформляет практику создания этикеточно-ярлычной продукции, восполняет дефицит исследований в области графического дизайна.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно позволяет понять проектирование этикеток и ярлыков в развитии и использовать полученный опыт в современном дизайне и в сфере художественного образования.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Научные положения, содержащиеся в диссертации, докладывались автором на семинарах, конференциях отраслевого всероссийского и международного характера, излагались на практических занятиях по курсам «композиция», «реализация проекта» кафедры графического дизайна и рекламы Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный текстильный университет имени А.Н. Косыгина». Материал, полученный автором в результате исследования, был использован при создании учебно-методического пособия «Этикетки и ярлыки»^

Автор имеет 8 печатных работ по теме диссертационного исследования, опубликованных в изданиях МГТУ им. А.Н. Косыгина, Вестнике Димитровградского института технологии, управления дизайна, журнале «Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности».

Диссертация обсуждалась и была одобрена на заседании кафедры графического дизайна и рекламы Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный текстильный университет имени А.Н. Косыгина». Структура и объем диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, общих выводов, списка использованной литературы и приложения. Она содержит 130 страниц машинописного текста и 195 рисунков. Список литературы - 213 наименования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Денисов, Денис Александрович

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд положений имеющих существенное значение для понимания истории становления: и ■ развития дизайна этикеток и ярлыков и совершенствования методов проектирования современной этикеточно-ярлычной продукции.

1. Дизайн этикеток и ярлыков для изделий текстильной и легкой промышленности - одно из наиболее активно-развивающихся направлений в графическом дизайне, роль и востребованность которой неуклонно возрастает в период глобализации систем массовых коммуникаций.

2. В истории этикеточно-ярлычной продукции прослеживается три периода, согласующиеся со схемой трех типов производств товара: кустарно-ремесленного, мануфактурно-фабричного и индустриального. Все эти периоды не изолированы друг от друга и проектная преемственность маркировки в различных формах сохранялась на протяжении веков.

3. Предтечей современной этикетки можно считать оттиски со* специальных маркировочных цилиндрических печатей из стеатита, слоновой кости или меди на мешках, тюках, бурдюках, керамических емкостях в. Древнем мире.

4. Полноценным введением в торговый обиход ярлыка следует считать начало снабжения каждого тюка («куска») ткани специальной узкой полоской с именем мастера (названием производства), категорией качества, количеством нитей основы и печатью контролирующего органа, произошедшее в Европе в XVI веке.

5. Целенаправленное художественное оформление этикеток и ярлыков крупнейших мировых товаропроизводителей приобрело устойчивые формы в первой половине XIX века. Становление фирменных стилей известных мануфактур и фабрик в ХЕХ веке было прямо связанно с успехами в графике этикеточно-ярлычных форм.

6. В результате исследования ярлыков и этикеток второй половины Х1Х-ХХ века созданы три классификационные системы: классификация по технологическим признакам, классификация по конструктивным признакам, классификация по образно-художественным признакам, предназначенные для повышения эффективности проектной работы в графическом дизайне.

7. В дизайне этикеток и ярлыков для текстильной и легкой промышленности используются базовые принципы организации-упорядочения формы и графики изделий. Выразительно-образные средства графики используются как на уровне поверхностно-фактурной организации, так и для построения визуально-смысловых композиций.

8. В исследовании выявлена роль шрифтовых сообщений в дизайне этикеток и ярлыков, определены многоуровневые связи шрифта и изобразительной составляющей.

9. В исследовании определены и детально описаны методы проектирования этикеток и ярлыков, очерчены стадии проектной работы. Формы использования компьютерных систем и программ в дизайнерской практике изложены с учетом развития компьютерных технологий.

10. Основными тенденциями совершенствования дизайна этикеток и ярлыков являются: компьютеризация проектных процессов, рекламной ярлычно-этикеточной продукции для конкретных социальных и возрастных групп, постоянное расширение ассортимента этикеточно-ярлычных изделий с увеличением рекламно-информационного наполнения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Денисов, Денис Александрович, 2010 год

1. Кантор K.M. Опыт социально-философского объяснения проектных возможностей дизайна.// Вопросы философии, 1981, №11, с.32-37.

2. Кантор K.M. Правда о дизайне. Дизайн в контексте культуры доперестроечного тридцатилетия 1955-1985. История и теория. М.: АНИР, 1996.-286 с.

3. Кантор K.M. Социальный функционализм и культура.// В кн.: Дж. Нельсона Проблемы дизайна. — М., 1971. С.6-32.

4. Кантор K.M. Общественная природа дизайна.// Декоративное искусство, 1966. №10.- С.2-4.

5. Кантор K.M. Как быть с дизайном?// Декоративное искусство СССР, 1987, №2.-С.15-16.6» Сидоренко В.Ф. Понятие проектной типологии.// Проблемы типологического моделирования комплексных объектов дизайна. М.: ВНИИТЭ, 1985, с. 14-27.

6. Сидоренко В.Ф. Уроки классической традиции. Рисунок для дизайнеров -М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2007. 178 с.

7. Сидоренко В.Ф., Кузьмичев Л.А., Щелкунов Д.Н. и др. Средства дизайн-программирования. М.: ВНИИТЭ, 1987. - 84 с.

8. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры.// Вопросы философии, 1984, №»10, с.87-99.

9. Аронов В.Р, Дизайн и искусство. Актуальные проблемы технической эстетики. М.: 1984. - 64 с.

10. Аронов В. Р. Прикладная графика в ГДР.// Советская графика 75-76. -М.: 1977.-С. 264 -265.

11. Лаврентьев А.Н: Дизайн 20-х годов и графическая концепция "фирменного стиля".//Интерпрессграфик, 1980, №5.

12. Лаврентьев А.Н. Графический конструктивизм.// Creatis, 1994, №4.

13. Лаврентьев А.Н. Лаборатория конструктивизма. М.: Грантъ, 2000: -256 с.

14. Воронов Н.В: Российский дизайн: Очерки истории, отечественного дизайна. Том Е — Mi: Союзfдизайнеров России, 200Г.- 424с.

15. Воронов Н.В. Российский дизайн; Очерки , истории-t отечественного дизайна. Том 2. М:: Союз дизайнеров России, 2001.- 392 с.

16. Глинтерник Э.М. В плену эфемерных созданий . (100 лет русскому рекламному плакату):// Мир дизайна, 1995, №1. — С.30-36.

17. Глинтерник Э.М. Начало российской рекламы.// Наше наследие, 2000, №6. С.222-234.

18. Глинтерник Э.М. Становление и развитие рекламной графики в России (торгово-промышленный плакат и товарный знак в конце XIX — начале XX века). Автореферат диссертации . канд.искусствоведения, - СПб., 1995. -24 с.

19. Глинтерник Э.М: Историческое самоопределение графического дизайна в проектной культуре России (1880-1980 гг.). — Автореферат диссертации . доктора искусствоведения^ — СПб., 2001. — 64 с.

20. Глинтерник Э.М. Товарный знак в пост-революционной России (1920 -1930-е годы).// "Тара и упаковка" 1999. - № 2.- С. 12-15.

21. Глинтперник Э.М. Этикетка искусство и коммерция. // Print & Publishing. -1996.- № 3.- С. 6-10

22. Стор И.Н. Декоративная живопись: Учебное пособие для вузов. — М.: МГТУ им.А.Н.Косыгина, 2004. 328 с.

23. Стор И.Н. Смыслообразование в графическом дизайне. Метаморфозы зрительных образов. Учебное пособие для вузов. М.: МГТУ им.А.Н.Косыгина, 2004.-296 с.

24. Стор И.Н. Рекламный'графический дизайн изделий текстильной и легкой промышленности (история, теория, практика). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М.: 2004 г. -с.

25. Михайлов С.М. История дизайна. Том. 1. Учебник для, вузов. М.: Союз дизайнеров России, 2000. — 264 с.

26. Михайлов С.М., Кулеева JI.M. Основы дизайна: Учебник для вузов./ Под ред.С.М.Михайлова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Союз, дизайнеров, 2002.-240 с

27. Михайлов С.М. История дизайна. Том 2. Учебник для вузов. — М.: Союз дизайнеров России, 2003. 270 с.

28. Черневич Е. Фотографика. Что это такое? // Техническая эстетика. -1968. -№ 2.- С. 26-24.

29. Серов С.И. Стиль в графическом дизайне 60-80-х гг. М.: 1991. — 116 с.

30. Серов С.И. Три измерения знака.// (кАк), №1/1998. С.82-89.

31. Бесчастнов Н.П., Журавлева Т.А. Художественное проектирование текстильного печатного рисунка. Учебное пособие. — М.: МГТУ, 2003. -294 с.

32. Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись: Учебное пособие для вузов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 223 с.

33. Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента: Учебное пособие для вузов. -М.: ВЛАДОС, 2010. 335 с; 32 с. ил.

34. Бесчастнов Н.П. Графика текстильного орнамента (Печатный рисунок). Учебное пособие для вузов. М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2004. - 431 е., ил.

35. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика: Учебное пособие для вузов. — М.: ВЛАДОС, 2008.-271 с.

36. Козлова Т.В. Художественное проектирование костюма. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982. — 144 с.

37. Козлова Т.В. Основы художественного проектирования изделий из кожи. -М.: Легпромбытиздат, 1987. -27 с.

38. Соболева Т.А., Суперанская A.B. Товарные знаки. — М.: Наука, 1986. -176 с.

39. Рудин Н.Г. Художественное оформление тканей. М.: Экономика, 1964. -172 с.

40. Пармон Ф.М., Вадеева М.О. Художественное моделирование промышленных образцов. Учебное пособие. М.: Легпромбытиздат, 1986.-283 с.

41. Пармон Ф.М. Русский народный костюм и современная мода.// Юный художник, 1984, № 11

42. Пармон Ф.М. Композиция костюма. Одежда, обувь, аксессуары. Учебник для вузов. М.: Триада плюс, 2001. - 312 с.

43. Горина Г.С. Моделирование формы одежды. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982. - 184 с.

44. Горина Г.С. Народные традиции в моделировании одежды. — М.: Легкая индустрия, 1974. 184 с.

45. Береснева В.Я., Романова Н.В. Вопросы орнаментации тканей. — М.: Легкая индустрия, 1977. 192 с.

46. Буткевич Л.М. Орнамент как процесс. М.: МГТУ, 2000. - 359 с.

47. Буткевич Л.М. История орнамента. М.: ВЛАДОС, 2008. - 267 с.

48. Козлов В.Н., Малахова С.А., Журавлева Т.А. и др. Художественное оформление текстильных изделий. -М.: Легпромбытиздат, 1988. -304 с.

49. Петушкова Г.И. «Проектирование костюма». — М.: Academia, 2007. 416 с.

50. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. -495 с.

51. Боголюбова Н., Фомичева А. Шелков восторг и вдохновенье. // Мир Этикетки, 2006, № 3

52. Боголюбова Н., Фомичева А. Шелков восторг и вдохновенье. Продолжение// Мир Этикетки, 2006, № 4

53. Сокольников Ю. Товарные знаки: Историография. Построение. Использование. Регистрация. СПб.: Мангазея, 1996. - 304 с.

54. Боголюбова Н:, Фомичева. А. Шелков восторг и вдохновенье. Окончание// Мир Этикетки, 2006, № 5

55. Даль В. И; Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 4. С-V. Совмещенная редакция изданий В. Даля и И. Бодуэна де Куртенэ в современном написании. — М.: ОЛМА-Медиа Групп, 2007. 576 с.

56. Гордеева О.Г., Ефимова Л.В., Кузнецова М.А. Русские узорные ткани XVII начало XX века.- М.: ГИМ, 2004. - 224 е., ил.

57. Рыжиков А. Этикетки на ткани: качество и долговечность.// Мир Этикетки, 2002, № 4

58. Лемешко Т.В. Графический дизайн полиграфической упаковки (история, методика, практика) Автореф. дис. . канд. Искусствоведения. М., 2006. -26 с.

59. Фомина С. Стандарт по этикеткам наведет порядок? // Pakkograff, 2000, № 565

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.