Диспут в монастыре Самъе и его последствия для культуры Тибета: По учению школы Дзогчен тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.06, кандидат исторических наук Гарри, Ирина Регбиевна
- Специальность ВАК РФ09.00.06
- Количество страниц 169
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Гарри, Ирина Регбиевна
ВВЕДЕНИЕ.
Источники исследования и степень их изученности.
Источники.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК
Религиозный и политический аспекты развития буддийской школы Ньингма в Тибете в XVII-XVIII вв.2011 год, кандидат исторических наук Иванова, Виктория Александровна
Мировоззренческие основы традиции Гелугпа в Центральной Азии2007 год, кандидат философских наук Багаева, Ксения Анатольевна
Личность в сотериологии буддизма махаяны2011 год, доктор философских наук Нестеркин, Сергей Петрович
Цанидская традиция образования в историко-культурной трансляции философского учения буддизма2004 год, кандидат культурологии Етонова, Саран Зориктуевна
Сочинения Муге Самтэна Гьяцо (1914-1993) как источник изучения истории тибетобуддийской культуры2006 год, кандидат исторических наук Харькова, Елена Юрьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Диспут в монастыре Самъе и его последствия для культуры Тибета: По учению школы Дзогчен»
Предмет исследования. В 775 г. в год земля-зайчихи [Bu-ston, с. 189] под покровительством цэнпо (царя) Тибета Тисродэвцзэна был построен первый в истории Тибета буддийский монастырь Самъе, сооруженный по образцу монастыря Одантапури в Индии. Постройка монастыря ознаменовала начало реального распространения буддийской религии в стране Тибет. Однако буддизм, привнесенный в Тибет, не был однородным учением. Активную проповедническую деятельность проводили монахи и ученые из Индии, Непала, государств-оазисов Восточного Туркестана, Кашмира и Китая. Довольно скоро особо выделились как наиболее влиятельные три направления буддизма: 1) индийская Махаяна традиции мадхьямика-сватантрика, несомненным лидером которой был известнейший ученый из Кашмира Шантаракшита; 2) тантрийский буддизм, наиболее ярким представителем которого был знаменитый махасиддха Падмасамбхава, 3) и чань-буддизм, представленный наставником Хэшаном Махаяной, личностью весьма известной в то время. Очень скоро между этими направлениями буддизма стал назревать конфликт, который в итоге вылился в диспут между учеником Шантаракшиты, представителем индийской Махаяны Камалашилой и чаньским мастером Хэшаном Махаяной, который состоялся между 792 и 794 гг. в монастыре Самъе при арбитраже самого тибетского цэнпо. Камалашила на диспуте отстаивал постепенный путь к просветлению, в то время как китайский наставник - метод внезапного проникновения в природу будды. В этом диспуте победу одержала индийская сторона, под влиянием которой уже в позднейший период писалась тибетская историческая литература.
Как сообщают тибетские исторические хроники, диспут в монастыре Самъе получил широкий резонанс в стране. Значимость последствий этого диспута для культуры Тибета была позже подтверждена и европейскими тибетологами, некоторые из которых сравнивали значение этого диспута со значением вселенских соборов в христианстве. По этой причине, а также ввиду неразработанности данной темы в отечественном востоковедении мы поставили в центре нашего исследования проблему религиоведческого, культурологического и историко-философского истолкования событий великого диспута VIII в. и его последствий для культуры Тибета в целом.
Актуальность исследования. Как показывает история мировых религий, в каждой из них наличествуют два основных направления: постепенный путь к спасению, связанный с привлечением мирян, и прямой путь к спасению, который по восточной терминологии можно обозначить как путь медитации, а по западной - как путь визионерства, как-то: визионерский путь хехалот в иудаизме, суфизм в исламе, практика богопознания в христианстве. Как правило, правитель государства отдавал предпочтение постепенному пути, ибо это позволяло ему использовать религию в целях государственного строительства, в то время как прямой путь спасения культивировали в малых религиозных школах. Поворотной вехой в истории Тибета, когда правителю этой страны предстояло сделать выбор, какое из направлений буддизма более соответствует целям государственного строительства, как раз и явился диспут в монастыре Самъе. Однако эта проблема размежевания между двумя основными направлениями религии на уровне государственных интересов, касающаяся ключевых моментов свойств культурного пространства периода распространения буддизма в Тибете, никогда не изучалась востоковедной наукой, что и обуславливает необходимость и актуальность проведения исследования в данном направлении.
Цели и задачи исследования. Во главу угла мы поставили исследование религиоведческих, культурологических и историко-философских проблем, связанных с великим диспутом VIII в., с целью показать, что диспут в монастыре Самъе явился центральным моментом в разграничении постепенного и прямого пути спасения, при котором постепенный путь становится общегосударственным, а прямой путь - периферийным для культуры Тибета. Поскольку, с одной стороны, в рамках кандидатской диссертации нет возможности рассмотреть все последствия диспута, а, с другой стороны, по причине того, что школе Гэлукпа, представляющей постепенный путь спасения, посвящено уже немалое количество религиоведческих исследований, основное внимание в работе уделено вопросам дальнейшего развития прямого пути к спасению в школе Дзогчен, истории ее распространения в Тибете и доктринальным особенностям учения, которое его адепты считают вершиной буддийской мысли Тибета. Достижение названной цели включает в себя решение следующих задач:
- на основе тибетских исторических анналов и недостаточно привлекавшихся в исследованиях по раннему буддизму в Тибете текстов школы Ньингмапа и китайских источников реконструировать историческую обстановку во время диспута, показать его характерные особенности, доктринальные позиции противоборствующих сторон и установить соответственно причины победы сторонников постепенного и поражения сторонников прямого пути;
- на основании версии, принятой в школе Ньингмапа, осветить учение Дзогчен как одного из направлений «прямого пути», преодолевшего неблагоприятные исторические обстоятельства диспута VIII в.; охарактеризовать наиболее выдающихся учителей линии преемственности и определить связь их учений с доктринами, пришедшими из Китая;
- на основе анализа мировоззренческой специфики и методов обретения просветления в школе Дзогчен выявить отличительные особенности постепенного (Гэлукпа) и прямого (Дзогчен) пути, а также моменты сходства в учениях Дзогчен и Чань, определить характер сходства;
- на основании проведенного исследования определить значение диспута в монастыре Самъе и его последствий для культуры Тибета.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Основополагающее значение для исследования поставленной темы имеют теоретические разработки крупнейших буддологов прошлого, таких как В. П. Васильев, Ф. И. Щербатской, О. О. Розенберг, Е. А. Обермиллер, равно как буддологические исследования ведущих современных отечественных и зарубежных ученых: Н. В. Абаева, В. П. Андросова, Г. М. Бонгард-JIевина, Т. П. Григорьевой, Г. Гюнтера, Б. Д. Дандарона, Е. Даргьяй, В. С. Дылыковой, Н. JI. Жуковской, А. Н. Игнатовича, С. Кармая, В. И. Корнева, Е. И. Кычанова, А. С. Мартынова, В. И. Рудого, С. Рюэгга, Д. Судзуки, Дж. Туччи, Л. Е. Янгутова и др.
Диссертант преимущественно опирался на применяемую Далай-ламой XIV методологию «четырех благородных истин». Как пишет Геше Тхубтен Чжинпа в предисловии к книге Далай-ламы «Мир тибетского буддизма», «он (т. е. Далай-лама. - И. Г.) впервые ввел новую оригинальную и полномасштабную систему изложения буддийского учения. Взяв за основу четыре простых постулата, а именно, что люди страдают, что этому есть причина, что можно положить конец страданию и, наконец, что существует метод, как это сделать, Далай-лама выстраивает всю панараму тибетского буддизма - его философию и практику, включая эзотерическое учение Ваджраяны (выделено мной. - И. Г.). Он наглядно показывает, что все аспекты тибетского буддизма можно и нужно воспринимать с позиций четырех благородных истин, которые и лежат в его основе» [Далай-лама, 1996, с. 9].
На наш взгляд, методология «четырех благородных истин» применима в любом научном исследовании, если ее трактовать со следующих позиций: 1) существует нечто - факт, событие, состояние, явление (в данном случае - диспут в монастыре Самъе); 2) существуют причины этого нечто - как во времени, так и в пространстве; 3) законы и принципы, содержащиеся в совокупности священных текстов, позволяют увидеть и понять, к каким результатам они ведут (в данном случае - проводимое исследование); 4) путь состоит в исследовании фактов, событий, источников и информации.
В исследовании также использована методика комплексного подхода и сравнительно-исторического и системного анализа, которая позволила разрешить ряд проблем исторического и культурологического плана в рассматриваемый период истории тибетского буддизма.
Научная новизна исследования определяется как выбором малоисследованной области тибетологической буддологии, так и избранным подходом к теме. В диссертации впервые в отечественном востоковедении поставлена проблема размежевания между двумя основными религиозными направлениями в тибетском буддизме и показано, что именно диспут в монастыре Самъе явился тем поворотным моментом в истории страны, когда состоялся выбор в пользу постепенного пути как основополагающего для Тибета.
Впервые в отечественном востоковедении осуществлен комплексный анализ проблем, связанных с традицией школы Дзогчен как одного из направлений «прямого пути», доктринальным содержанием учения школы, а также взаимодействием последней с чань-буддизмом в период становления буддизма в Тибете. Диссертантом систематизирован и подвергнут анализу обширный материал, позволяющий по-новому осветить период первоначального распространения буддизма в Тибете, а также выделить характерные особенности школ «прямого пути», как-то: Дзогчен и Чань.
Так как постановка проблемы размежевания двух основных религиозных традиций на уровне государственных интересов является новой для тибетологии в целом, практическая ценность диссертации заключается в возможности использования ее результатов религиоведами, историками культуры и философии при подготовке соответствующих курсов лекций и исследований, рассматривающих более общие проблемы религий Тибета. В частности, в работе по-новому рассматривается диспут в монастыре Самъе, в немалой степени определивший пути дальнейшего развития тибетского буддизма. В диссертации показано, что учение Дзогчен является синкретическим учением, на которое в период его формирования оказали влияние как религия Бон, так и некоторые идеи чань-буддизма.
Апробация работы. По теме диссертации автор выступал с научными докладами на двух Конференциях: по проблемам национальной интеллигенции и духовенства («О Шантаракшите и Падмасамбхаве», Улан-Удэ, 1993) и памяти Базара Барадина («Чань-буддизм» в Тибете», Улан-Удэ, 1993). Результаты 9 исследований представлены в пяти опубликованных и одной находящейся в печати статьях. Диссертация обсуждена и одобрена на заседании отдела сравнительного культуроведения Института востоковедения РАН (6 сентября 1999 г.).
Диссертация состоит из введения, трех глав, оформленных в семь параграфов, заключения и списка использованной литературы. В главе 1 проанализированы период ранней проповеди буддизма и диспут в монастыре Самъе, в главе 2 - история школы Дзогчен, в главе 3 - ее учение. Этим главам предпослан обзор источников и литературы по исследуемой теме.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК
Труды Марпы-переводчика и ранняя передача Кагью2011 год, кандидат исторических наук Леонтьева, Елена Валерьевна
Мистерия Цам как буддийский философский текст и ритуальное действо2002 год, кандидат философских наук Бальжанов, Цырендоржо Дондокдоржиевич
Центральноазиатский культурный синкретизм и буддийская традиция во Внутренней Монголии КНР2007 год, кандидат философских наук Осорова, Татьяна Иннокентьевна
Духовные связи российских буддистов с Тибетом в конце XIX-начале XX вв.2007 год, кандидат исторических наук Павлов, Павел Александрович
Теория власти в индийском и тибетском буддизме2005 год, кандидат философских наук Дамдинова, Елена Гурбазаровна
Заключение диссертации по теме «Философия религии», Гарри, Ирина Регбиевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обратимся теперь к изложению наиболее общих итогов проведенного нами исследования.
Конец VIII столетия ознаменовался превращением буддизма в государственную идеологию Тибета. Важными событиями этого периода стали строительство первого буддийского монастыря Самъе и проведение в нем знаменитого диспута между индийским учителем Камалашилой и чаньским мастером Хэшаном Махаяной при арбитраже цэнпо Тисродэвцзэна. Победу на диспуте в конечном итоге одержал индийский наставник. Это событие в истории тибетского буддизма имело большое значение и весьма важные последствия. Великий диспут VIII столетия ни в коей мере не ограничивался локальными событиями, происходившими в монастыре Самъе. Он стал исходным моментом размежевания между буддизмом, который поддается огосударствлению, и буддизмом отдельных гуру и учеников. Он также стал ключевым моментом свойств культурного пространства Тибета конца VIII в., после которого культура Тибета стала развиваться в определенном направлении. Исход диспута не только оказал влияние на развитие тибетского буддизма в целом, определив в качестве основной тенденции - ориентацию на индийскую традицию буддизма Махаяны, но также определил выбор духовного лидера Тибета, которым отныне стала Индия.
Как показали результаты исследования, победа индийского наставника, отстаивавшего постепенный путь спасения, явилась закономерным следствием диспута. Царь поддержал сторонников постепенного пути, главным образом, из-за того, что именно постепенный путь спасения мог обеспечить правителю поддержку мирян, в то время как прямой путь способствовал центробежным тенденциям в буддизме, которые в глобальном масштабе могли угрожать не только существованию буддийской Сангхи, но и государству в целом. Философские позиции противоборствующих сторон, безусловно, оказали влияние на исход диспута, но имели второстепенное значение. Здесь, в первую очередь, сыграла роль не столько сила аргументации участников диспута (судя по источникам, позиция Хэшана Махаяны была во многих аспектах сильнее точки зрения Камалашилы), сколько их позиция в отношении норм поведения членов сангхи. В то время как Хэшан Махаяна проповедовал практику «бездействия», Камалашила и его сторонники твердо отстаивали метод постепенного накопления религиозных заслуг. Именно этот аспект позиции сторонников постепенного пути и оказался, на наш взгляд, решающим для исхода диспута.
Со времени проведения диспута постепенный путь спасения стал основополагающим для Тибета. Основанная в XIV в. Цзонхавой школа Гэлукпа в своих истоках восходит не только к проповеди Атиши (XI в.), но а также и к учению о постепенной практике религиозного опыта, заложенной Шантаракшитой и Камалашилой в период ранней проповеди буддизма в Тибете.
Чаньская школа Хэшана Махаяны перестала существовать вскоре после диспута. Но прямой путь спасения не только «пережил» диспут, но и обрел новое неповторимое звучание в трудах выдающегося мастера Ньингмапы и Дзогчена Лонченпы (XIV в.) и других наставников школы
Позднейшие тибетские исторические сочинения говорят о тесном сотрудничестве между представителями тантрийского направления (Падмасамбхава) и индийской Махаяны (Шантаракшита). Но исследования показали, что вместо предполагаемого «сотрудничества» в период распространения буддизма в Тибете между двумя этими традициями существовал весьма явный антагонизм. Таким представителям тантрийского буддизма - выразителям идей традиции индийских махасиддхов -как-то: Падмасамбхава, Вайрочана, Вималамитра, концепция чань-буддизма о внезапном озарении была намного ближе интуитивно-логических построений мадхьямика-сватантриков. С этой точки зрения контакты между тантристами и чань-буддистами кажутся весьма закономерными, что и подтверждают источники школы Ньингмапа «Катан Дэнга» и «Самтэн миг дон».
Таким образом, две ныне сохранившиеся в тибетском буддизме традиции постепенного (Гэлукпа) и прямого (Дзогчен) пути восходят к диспуту VIII в. в монастыре Самъе. Традицию школы Гэлукпа можно обозначить как путь государственного видения, в то время как Ньингмапа и Дзогчен - это, главным образом, путь отшельника-созерцателя. Учение Дзогчен, которое его адепты характеризуют как вершину буддийской мысли Тибета, рассматривает все реалии обусловленного и трансцендентного бытия с точки зрения абсолютной истины, и потому не противоречит каноническим постулатам буддизма, присутствующим в традиции школы Гэлукпа, а, напротив, подтверждает их, равно как абсолютная истина не противоречит относительной. Если рассматривать обе традиции - постепенного и прямого пути - в неразрывном единстве, то все религиозное пространство Тибета оказывается заполненным и в центре и на периферии.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Гарри, Ирина Регбиевна, 1999 год
1. Абаев Н. В. Концепция просветления в «Махаяна-шраддхотпада-шастре» // Психологические аспекты буддизма. Новосибирск, 1986.
2. Андросов В. П. Нагарджуна и его учение. М, 1990.
3. Бичурин И. История Тибета и Хухунора. СПб., 1833. Т. 1-2.
4. Богословский В. А. Очерк истории тибетского народа. М., 1962.
5. Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993.
6. Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в древности. М., 1985.
7. Ван Фужэнь. Сицзан фоцзяо шилюэ. Синин, 1983 (Краткая история тибетского буддизма).
8. Ван Фужэнь. Люэлунь Цинчао цяньци дуй Сицзандэ шичжэн // Цинши яньцзю цзи. Бэйцзин, 1982. Ди эр цзи. (Коротко о политике династии Цин раннего периода в Тибете).
9. Ван Чун. Чжунъян чжэнфу гуаньли Сицзан дифандэ чжидудэ фачжань // Лиши яньцзю. Бэйцзин, 1959. № 5 (Развитие Центральным правительством системы управления тибетскими территориями).
10. Ван Чун. Пин Личасун «Сицзан цзяныпи» гуаньюй Миндай Сицзан дифандэ лишидэ мюшо // Лиши яньцзю. Бэйцзин, 1963. № 5 (Критика ошибок Ричардсона в отношении истории Тибета периода Мин, допущенных им в книге "Краткая история Тибета").
11. Васильев В. П. Буддизм, его догматы, история и литература. СПб., 1857-1869. Ч. 1-3.
12. Васубандху. Абхидхармакоша / Пер. с тибетского Б. В. Семичова и М. Г. Брянского. Улан-Удэ, 1980. Гл. 1-3.
13. Владимирцов Б. Я. Буддизм в Тибете и Монголии. Лекция, читанная 31 сентября 1919 г. на первой буддийской выставке в Петербурге. Пг., 1919.
14. Восточный Туркестан в древности и средневековье. М, 1992.
15. Востриков А. И. Тибетская историческая литература. М, 1962.
16. Вязниковцев А. И. Об основах философии сознания в традициях Ваджраяны и Дзогчена // Тибетский буддизм: теория и практика. Новосибирск, 1995.
17. Гарри И. Е. Единство бытия, практики и просветления в «Сёбогэндзо» // Методологические и теоретические аспекты изучения духовной культуры Востока. Улан-Удэ, 1997. Вып. 2.
18. Гарри И. Р. Чань-буддизм в Тибете // Базар Барадин: Доклады и тезисы научной конференции. Улан-Удэ, 1993.
19. Гарри И. Р. Некоторые аспекты жизнедеятельности гуру Падмасамбхавы и Шантаракшиты // Национальная интеллигенция и духовенство: Тезисы и материалы докладов республиканской научно-практической конференции. Улан-Удэ, 1994.
20. Гарри И. Р. «Первая волна» распространения буддизма в Тибете и диспут в монастыре Самье // Методологические и теоретические аспекты изучения духовной культуры Востока. Улан-Удэ, 1996. Вып. 1.
21. Гарри И. Р. О традиции передачи учения в школе ньингмапа // Методологические и теоретические аспекты изучения духовной культуры Востока. Улан-Удэ, 1997. Вып. 2.
22. Гарри И. Р. Дзогчен (К истории распространения) // Ритуал, традиция, обычай народов Центральной Азии. Улан-Удэ, 1999.
23. Гарри И. Р. «Основа, путь и плод» в философии Дзогчена // Культура Центральной Азии: письменные источники (в печати).
24. Герасимова К. М. Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма. Новосибирск, 1989.
25. Далай-лама XIV. Буддизм Тибета. СПб., 1991.
26. Далай-лама. Мир тибетского буддизма. СПб., 1996.
27. Дандарон Б. Д. Махамудра как объединяющий принцип буддийского тантризма // Тибетский буддизм: теория и практика. Новосибирск, 1995.
28. Дандарон Б. Д. Теория Шуньи у мадхьямиков // Тибетский буддизм: теория и практика. Новосибирск, 1995.
29. Дандарон Б. Д., Пупышев В. Н. Общая схема совершенствования по пути Мантраяны // Тибетский буддизм: теория и практика. Новосибирск, 1995.
30. Догэн. Сёбо-Гэндзо: Драгоценная зеница истинного Закона / Пер. и коммент. И. Е. Гарри // Буддийская философия в средневековой Японии. М., 1998.
31. Дылыкова В. С. Легенда о Вэнь Чэн и Сонцзэнгампо // Исследования по восточной филологии. М., 1974.
32. Дылыкова В. С. К вопросу о сходстве и различии буддизма ваджраяны и дзэн (чань) // П. И. Кафаров и его вклад в отечественное востоковедение (к 100-летию со дня смерти). М., 1979. Ч. 3.
33. Дылыкова В. С. Тибетская литература. М., 1986.
34. Дюмулен Г. История Дзэн Буддизма. СПб., 1994.
35. Железнов А. И. О тибетских традициях в бурятском буддизме // Тибетский буддизм: теория и практика. Новосибирск, 1995.
36. Жуковская Н. Л. Ламаизм и ранние формы религии. М, 1977.
37. Игнатович А. Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М, 1988.
38. Корнев В. И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии. М., 1983.
39. Корнев В. И. Сущность учения буддизма // Философские вопросы буддизма. Новосибирск, 1984.
40. Корнев В. И. Буддизм тхеравады и его роль в общественной жизни стран Южной и Юго-Восточной Азии. Автореф. на соискание ученой степени доктора ист. наук. М., 1985.
41. Корнев В. И. Буддизм и общество в странах южной и юго-восточной Азии. М., 1987.
42. Корнев В. И. Буддизм религия Востока // Атеизм и религия: история, современность. М., 1990.
43. Корнев В. И. Медитация // Буддизм. Словарь. М., 1992.
44. Корнев В. И. Так говорят татхагаты // Буддийский мир. М., 1994.
45. Кычанов Е. И., Савицкий Л. С. Люди и боги страны снегов. М., 1975.
46. Кюнер Н. В. Описание Тибета. Владивосток, 1907. Ч. 1. Вып. 1.
47. Лончен Рабжампа Дримед Од сер. Драгоценное ожерелье четырех тем / Пер. с тиб. А. Берзина, Шарпа Тулку и М. Кэпстайна / Пер. с англ. Т. Науменко // Гаруда. СПб., 1993. № 2-3.
48. Лончен Рабжампа. Всевышняя тайна / Пер. с тиб. В. Ушакова // Гаруда. СПб., 1993. №2-3.
49. Лонченпа. Корабль из драгоценных камней / Пер. с тиб. К. Липмана, М. Петерсона / Пер. с англ. А. А. Соловьева // Гаруда. СПб, 1994. № 3. СПб, 1995. № 5.
50. Лончен Рабжам. Объяснение сердца // Гаруда. СПб., 1995. № 5.
51. Люй Чэн. Чжунго фосюэ юаньляо люэ цзян. Бэйцзин, 1979 (Краткий очерк возникновения и развития китайского буддизма).
52. Малявкин А. Г. Борьба Тибета с Танским государством за Кашгарию. Новосибирск, 1992.
53. Мартынов А. С. Статус Тибета в XVII -XVIII веках. М., 1978.
54. Мачиг Лабдон. Отсекая надежду и страх / Пер. и введение Ламы Баира Очирова. СПб., 1998.
55. Медведев О. П. Дзог-чен (об одном ортодоксальном направлении тибетского буддизма) // Народы Азии и Африки. М, 1989. №6.
56. Нестеркин С. П. «Абхисамаяламкара» в Индии и Тибете // Тибетский буддизм: теория и практика. Новосибирск, 1995.
57. Норбу Н. Дзогчен и дзэн // Гаруда. СПб., 1996. № 1.
58. Пубаев Р. Е. «Пагсам-чжонсан» памятник тибетской историографии XIII века. Новосибирск, 1981.
59. Пагсам-джонсан: история и хронология Тибета / Пер. с тибетского, предисл., коммент. Р. Е. Пубаева. Новосибирск, 1991.
60. Рерих Ю. Н. Избранные труды. М., 1967.1. Рудой В. И.
61. Соднам-цзэмо. Дверь, ведущая в учение / Пер., послесловие и коммент. Р. Н. Крапивиной. СПб, 1994.
62. Сыртыпова С.-Х. О тибето-монгольских версиях «Падма-гатан» // Средневековая культура Центральной Азии: письменные источники. Улан-Удэ, 1995.
63. Судзуки Д. Т. Основы Дзэн-Буддизма // Дзэн-Буддизм. Бишкек, 1993.
64. Тибетская летопись «Светлое зерцало царских родословных» / Пер., вдтупит. ст. и коммент. Б. И. Кузнецова. Л., 1961.
65. Трунгпа Ч. Преодоление духовного материализма. Киев, 1993.
66. Туган Лопсан-Чойкьи-Ньима. Хрустальное зерцало философских систем / Пер. с тибетского, предисл. и коммент. Р. Н. Крапивиной. СПб., 1995.
67. Уотс А. Путь Дзэн. Киев, 1993.
68. Хань Жулин. Юаньчао чжэнфу ши цзэнмаян гуаньли Сицзан дифандэ // Лиши яньцзю. Бэйцзин, 1959. № 7 (Как центральное правительство династии Юань управляло Тибетом).
69. Хуан Чаньхуа. Фоцзяо гэ цзун да и. Тайбэй, 1973 (Основное содержание буддийских школ).
70. Хуан Бэйшэн. Сицзан шилюэ. Бэйцзин, 1985 (Краткая история Тибета).
71. Цыбиков Г. Ц. Буддист-паломник у святынь Тибета. Пг., 1919 (Избранные труды. Новосибирск, 1981. Т. 1-2).
72. Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам пути пробуждения / Пер. А. Кугявичуса. СПб., 1994-1998. Т. 1-4.
73. Чжунго фоцзяо. Бэйцзин, 1980-1982. Т. 1-2 (Китайский буддизм)
74. Чжунго фоцзяо сысян цзыляо. Бэйцзин, 1981-1983. Т. 1-4 (Материалы по идеологии китайского буддизма).
75. Щербатской Ф. И. Философское учение буддизма. Пг., 1919.
76. Щербатской Ф. И. Избранные труды по буддизму. М., 1988.
77. Янгутов JI. Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. Новосибирск, 1995.
78. Я Ханьчжан. Далай-лама чжуань. Бэйцзин, 1984 (Биографии Далай-лам).
79. Я Ханьчжан. Сицзан лишидэ синь пяньчжан. Чэнду, 1979 (Новые статьи по истории Тибета).
80. Ancient Teaching of Tibet. Dharma Publishing, 1990.sBabzhed. Edited by R. A. Stein. Paris, 1961.
81. Bell S. A. Tibet, Past and Present. Oxford, 1924.
82. Bell S. A. The Religion of Tibet. Oxford, 1931.
83. Buddhist Texts through the Ages. Oxford, 1954.
84. Bushell S. W. The Early History of Tibet // Journal of the Royal Asiatic Society, 1880. New Series, XII.
85. Bu-ston. A History of Buddhism. 2 pt. / Transl. E. Obermiller. Heidelberg, 1931-1932.hattopadhyaya A. Atisha and Tibet. Calcutta, 1967 (Indian Reprint, Delhi, 1981).
86. Conze E. Buddhism. Its Essence and Development. London, 1960.
87. Conze E. A Short History of Buddhism. London, 1981.
88. Crystal Mirror. Annual of Tibetan Buddhism. Berkeley, 1984. Vol.1. VI.
89. Dargyay E. M. The Rise of Esoteric Buddhism in Tibet. Delhi, 1979. David-Neel A. With Magicians and Mystics of Tibet. London, 1931. Demieville P. Le concile de Lhasa. Paris, 1952. Epstein I. Tibet Transformed. Beijing, 1983.
90. Yeshe Tsogyal. The Life and Liberation of Padmasambhava / Transl. Keneth Douglas and Gwendolyn Bays. Berkeley, 1978. P. 1-2.
91. Evans-Wentz W. Y. The Tibetan Book of the Great Liberation. Oxford, 1954.
92. Evans-Wentz W. Y. Tibetan Yoga and Secret Doctrines. Oxford, 1935.
93. Gomes L. O. Indian Materials on the Doctrine of Sudden Enlightenment // Early Ch'an in China and Tibet. Berkeley, 1982.
94. Great Treasures of Ancient Tibet / Ed. and Pr. by Tarthang Tulku. Berkeley, 1990.
95. Grub-mth'a thams-chad-kyi khungs dang 'dod-tshul ston-pa legs-bshad shel-gyi me-long (Elegant saing mirror). By Thu bkan bio bzang chos kyi nima / Ed. And Pr. By Chos Je Lama. Sarnath, 1963.
96. Grunwedel A. Taranatha's Edelsteinmine. Das Buch von den Vermittlern der sieben Inspirationen. Petersburg, 1914. Bibliotheca Buddhica XVIII.
97. Guenther H. V. Tibetan Buddhism without Mystification. Leiden, 1966.
98. Guenther H. V. The Royal Songs of Saraha. A study in the history of Buddhist thoughts, translated and annotated by. Seattle, 1969.
99. Guenther H. V. Absolute Perfection // Crystal Mirror. Berkeley, 1971. Vol. 1.
100. Guenther H. V. Early Forms of Tibetan Buddhism // Crystal Mirror. Berkeley, 1975. Vol. 3.
101. Guenther H. V. Meditation Trends in Early Tibet // Early Ch'an in China and Tibet. Berkeley, 1982.
102. Guenther H. V. Matrix of Mistery. London, 1984.
103. Haar E. The Yar-lun dynasty. Kopenhagen, 1969.
104. Hoffmann H. The Religions of Tibet. London, 1961.
105. Houston G. V. Sources for a History of the bSam yas Debate // Monumenta Tibetica Histórica. Abteilung I. Band. 2. Sanct Augustin, 1980.
106. Karmay S. A. A discussion on the doctrinal position of rDzogs chen from the 10th to the 13th centuries // Journal Asiatique. 1975. Vol. 263.
107. Karmay S. A. A General Introduction to the History and Doctrine of Bon // Memoirs of the Research Department of the Toyo Bunko. Tokyo, 1975a. No 33.
108. Karmay S. The Ordinance of Lha Bla-ma Ye-shes-'od // Tibetan Studies in honour of Hugh Richardson. Warminster, 1980.
109. Karmay S. G. The Great Perfection. A Philosophical and Meditative Teaching of Tibetan Buddhism. Leiden, 1988.
110. Nam-mkha'i snying-po. The Enlightenment of Ye-shes mTsho-rgyal / Transl. Tarthang Tulky. Berkeley, 1983.
111. Nebesky-Wojkowitz R. Oracles and Demons of Tibet. The Hague, 1956.
112. NorbuN. Dzogchen: Self-perfected State. Arcana, 1989.
113. Norbu N. The Crystal and the Way of Light: Sutra, Tantra and Dzogchen. Routledge and Kegan, 1986.
114. Obermiller E. E. A Sanskrite Manuscript from Tibet: The Bhavanakrama by Kamalasila // The Tibetan Journal. 1977.
115. Ramchandra Rao, Saligrama Krishna. Tibetan Tantric Tradition. New Delhi, 1977.
116. Roccasalvo J. F. The Debate at bSam yas: A Study in religious contrast and correspondence // Philosophy East and West. 1980. Vol. XXX. No 4. Oct.
117. Rockhill W. W. Land of the Lamas. New-York, 1891. Roerich N. G. The Blue Annals. Delhi, 1979.
118. Ruegg D. S. On the Tibetan Historiography and Doxography of the "Great Debate of bSam yas" // Tibetan Studies. Naritasan Shinshoji, 1992. Vol. I.
119. Seizan Yanagida. The Li-Tai Fa-Pao Chi and the Ch'an Doctrine of Sudden Awakening // Early Ch'an in China and Tibet. Berkeley, 1982.
120. Shakabha T. W. D. Tibet. A Political History. New Haven, 1967. (Reprint, New-York, 1984).
121. Schlagintweit E. Die Lebensbeschreibung von Padma Sambhava dem Begrunder des Lamairsmus. Teil I, II // Abhand. der konig. bayerschen Akad. der Wissenschaften. CI. I. Bd XXI. Abt. II; Bd XXII. Abt. III. Munchen, 1899-1905.
122. Snellgrove D. and Richardson H. E. A Cultural History of Tibet. London, 1968.bSod nams grags pa. Deb t'er dmar po gsar ma / Transí. G. Tucci. Roma, 1971.
123. Stein R. A. Illumination subite ou saisie simultanee, not sur la terminologie chinoise et tibetaine // Annales du Musee Guimet. 1971. CLXXX.
124. Stein R. A. Tibetan Civilization. London, 1972. Strenski I. Gradual enlightenment, sudden enlightenment and empiricism // Philosophy East and West. 1980. Vol. XXX. No 1.
125. Sum-pa mkhan-po. Phags yul rgya-nag chen-po bod dang sog-yul-du dam-pa'i chos byung tshul dpag bsam ljong-bzang zhes bya-ba bzhugs-so.
126. Tarthang Tulku. Reflections of Mind: Western Psychology Meets Tibetan Buddhism. Emeryville, 1975.
127. Tarthang Tulku. The Vajrayana Lineages in Tibet // Crystal Mirror. Berkeley, 1977. Vol. V.
128. Tarthang Tulku. Gesture of Balance: a Guide to Awareness, Selfhealing, a Meditation. Emeryville, 1977a.
129. Tarthang Tulku. Time, Space and Knowledge: a New Vision of Reality. Emeryville, 1977b.
130. Tarthang Tulku. Openness of Mind. Emeryville, 1978.
131. Tibet: Today and Yesterday. "Beijing Review" Special Feature Series. Beijing, 1983.
132. The "Vision" of rDzogs-chen: A Texts and its History // Tibetan Studies. Naritasan Shinshoji, 1992.
133. Thomas F. W. Tibetan literary texts concerning Chinese Turkestan. London, 1935. Pt. I.
134. Toussaint G. Ch. Le diet de Padma. Padma than yig MS. de Lithang. Paris, 1933.
135. Tucci G. Tibetan painted scrolls. 3 vol. Rome, 1949.
136. Tucci G. The Sacred Character of the Kings of Ancient Tibet // East and West. 1955. Vol. 6. No 3.
137. Tucci G. Minor Buddhist Texts. Rome, 1958. P. 2. (Indian Reprint, Delhi, 1978).
138. Tucci G. The Religions of Tibet. Routledge and Kegan, 1980.
139. Tulku Thondup Rinpoche. Hidden Teaching of Tibet. An Explanation of Terma Tradition of the Nyingma School of Buddhism. London, 1986.169
140. Yampolsky P. New Japanese Studies in Early Ch'an History // Early Ch'an in China and Tibet. Berkeley, 1982.1.aeda, Yoshiro. Documents tibétains de Touen-houang concernant le concile du Tibet // Journal Asiatique. 1975.
141. Ueyama D. The Study of Tibetan Ch'an Manuscripts Recovered from Tun-huang: A Review of the Field and its Prospects // Early Ch'an in China and Tibet. Berkeley, 1982.
142. Waddel L. A. The Buddhism of Tibet, or Lamaism. London, 1905. (Indian Reprint, Waddel A. Buddhism and Lamaism of Tibet. New Delhi, 1985).
143. Zurcher. Buddhist Conquest of China. 2 vol. Leiden, 1959.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.