Диалектика духовного и телесного в физической культуре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Оленкин, Юрий Владимирович
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 157
Оглавление диссертации кандидат философских наук Оленкин, Юрий Владимирович
Введение.:.
Глава 1. Социально-философские основания физической культуры.
1.1. Физическая культура в системе общей культуры общества.
1.2. Соотношение телесного и духовного в историко-философском дискурсе.
Глава 2. Физическая культура как единство духовного и телесного
2.1. Социальное и биологическое в развитии человека.
2.2.Духовное как фактор становления физической культуры.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Физическое развитие личности в условиях трансформации российского общества: Социально-философский аспект2005 год, кандидат философских наук Филиппов, Юрий Анатольевич
Физическая культура: ценностно-гуманистическая основа качества жизни современного общества2011 год, доктор философских наук Баранов, Виктор Алексеевич
Духовно-нравственный потенциал традиционных физкультурно-оздоровительных практик России2009 год, кандидат философских наук Воронцов, Павел Геннадьевич
"Спорт как социокультурное явление"2009 год, доктор философских наук Мазов, Николай Юрьевич
Физическое воспитание как средство целостного развития личности студента вуза2003 год, кандидат педагогических наук Васильков, Валерий Геннадиевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Диалектика духовного и телесного в физической культуре»
Актуальность темы исследования. В условиях социально-экономических и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека. В настоящее время в нашей стране продолжают оставаться очень сложными социально-демографическая ситуация и положение состояния здоровья населения.
I ! 11
Становление и развитие современного человека происходит в сложных и противоречивых условиях: с одной стороны, научно-техническая революция способствует значительному росту возможностей его интеллекта, а с другой - резко усиливается действие ряда факторов, противодействующих полноценной физиологической адаптации организма. Недостаточная психофизическая готовность современного человека к взаимодействию с относительно быстро и резко изменяющимися условиями жизни является одной из причин снижения показателей физического развития, физической работоспособности и состояния здоровья у значительной части населения.
Проблема физического развития и здоровья граждан выходит сегодня на общегосударственный уровень. Все ветви власти осознают, что от здоровья человека, от его физического состояния самым непосредственным образом зависит развитие экономики и производительных сил, оборона, наука, темпы и пропорции всего общественного развития, а во многом не только настоящее, но и будущее нации. Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства. Об актуальности данного положения говорят цифры и факты, свидетельствующие о неблагополучном (если не катастрофическом) состоянии здоровья нашего населения.
Коммерциализация спорта, падение профессионализма у многих физкультурно-спортивных работников привело к снижению интереса у значительной части российских граждан к занятиям физической культурой и спортом как важнейшим средствам укрепления здоровья и формирования человеческой личности.
Выход из создавшейся ситуации видится в том, чтобы рассматривать здоровье человека как процесс его физического развития. В первую очередь речь идет о необходимости повышения роли и значения физической культуры. Именно они в условиях развития российского общества выступают важнейшими факторами укрепления здоровья и в первую очередь здоровья молодого поколения. Однако разработкой указанной проблематики до настоящего времени занимались в основном представители естественных и специальных дисциплин. В результате активно исследовались отдельные, частные вопросы и упускалось главное - формирование целостностного представления о человеке, о его здоровье и физического и духовного развития. Вот почему, обращение к философскому анализу сферы физического развития, духовности и телесности человека настоятельно продиктовано велением времени. Только в процессе социально-философского анализа представляется возможным системное изучение физического развития личности, определение методологических оснований для его последующего осмысления и реализации в практике жизнедеятельности человека и общества. Именно философская концепция физического развития поможет обеспечить достаточные теоретико-методологические основания для изучения указанного феномена специальными науками.
Кроме того, долгое время в поле зрение ученых попадал в основном лишь физкультурный феномен - спорт и, прежде всего, спорт высших достижений. Однако здесь важно заметить, что сфера физической культуры внутренне богаче, шире и разнообразнее. Она обладает большими возможностями для всестороннего развития личности и укрепления ее здоровья. Формирование же физической культуры, в условиях современного российского общества или вообще недооценивалось, или рассматривалось в контексте проблем, решаемых в основном спортом.
Становится очевидным, что спорт не может заменить собой физическую культуру, а последняя не может рассматриваться только как массовый источник будущих спортсменов высшей квалификации. Отсюда и актуальность исследования подкрепляется стремлением широкой аудитории реализовать себя именно в «физкультурной деятельности», ростом престижности и жизненной значимости усилий людей, направленных на «обработку» не внешней, а своей внутренней природы и собственной телесности. Физическая культура и спорт существуют на протяжении многих тысячелетий, являясь одной из важнейших сторон человеческой жизни. Современный мир и вовсе представить себе без них невозможно.
Степень разработанности проблемы. Проблема духовного и телесного аспекта человеческого бытия осмысляется как отечественной, так и западной философией. В западной философии XX века она актуализируется в ряде направлений и школ, существенно отличающихся в своих подходах к постановке и решению указанной проблемы. В частности, работы У. Джеймса, В. Дильтея, Г. Плеснера представляют антропологическое направление исследований этого рода. Заметный вклад в осмысление проблемы духовного становления личности вносят работы В. Франкла, который рассматривает духовность, свободу и ответственность как основополагающие модусы бытия человека, подчеркивая непосредственную взаимосвязь духовности с поисками человеком смысла бытия. Особый подход разрабатывает экзистенциальная философия (А. Камю, Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер и др.), представители которой рассматривают личность как открытое миру, незавершенное существо, формирующее себя в процессе трансцендирования, выхода за свои пределы, и тем самым достигающее уровня духовного бытия, что стало существенным вкладом не только в исследование, но и в постановку проблемы.
Значимый вклад в изучение проблемы внесла русская религиозная философия. Духовное бытие личности здесь рассматривается в аспекте проблемы морально-нравственного самоопределения личности, обретения человеком милосердия, любви, добродетели, сострадания (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.В. Зеньковский, И.В. Киреевский, B.C. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, C.JI. Франк, А.С. Хомяков и др.).
В отечественной философии исследованием духовно-нравственного развития личности, как вопроса бытийного, занимались Т.И. Адуло, Р.Г. Апресян, В.У. Бабушкин, B.C. Барулин, В.Н. Волков, Ю.С. Гуров, Н.А. Исмуков, А .Я. Канапацкий, Н.С. Катунина, В.И. Ксенофонтов, В.Ю. Кузнецов, Л.П. Кураков, В.А. Лекторский, Г.П. Меньчиков, В.А. Федотов, В.Г. Федотова, Э.З. Феизов, Д.М. Шабунин, Л.А. Шумихина.
Большое значение имеют работы, в рамках которых проблема духовного бытия рассматривается с позиций социокультурного подхода (Р.Л. Лившиц), в рационалистическом аспекте (В.Е. Кемеров), в контексте проблемы реализации способностей и потребностей личности (В А. Лекторский). Изучению социально-философских аспектов проблемы духовного бытия также посвящены работы М.Н. Басковой, A.M. Буттаевой, А.А. Кулыевой, В.Д. Шадрикова. Психологические аспекты проблемы глубоко разработаны Б.С. Братусь, В.И. Слободчиковым. Представляют интерес исследования, посвященные анализу перспективы дальнейшего существования и развития человека как духовного существа, находящегося в процессе единого эволюционного движения по направлению к ноосферному этапу бытия (В.П. Казначеев, Н.Н. Моисеев, Я.В. Рейзема, Г.С. Смирнов).
В конце прошлого столетия сложилась концепция, в рамках которой человеческая бытийственность рассматривается на фоне проблем глобального культурного кризиса, выживания человечества в эпоху крушения духовно-нравственного фундамента современной цивилизации. В рамках данной концепции возрождение высших духовных ценностей, возвращение человечества к нравственным основаниям бытия выступает как одно из необходимых условий выживания, спасения от грядущей цивилизационной катастрофы. Размышления об этом, об утрате человеком духовных оснований бытия содержатся в работах А.Н. Ананьева, Л.П. Буевой, А.В. Кивы, В.А. Кутырева, В.П. Океанского, А.И. Плиша. Обращение к духовным основаниям бытия в данных концепциях выступает как средство преодоления глобального культурного кризиса.
Анализ литературы по данной проблематике показывает, что физическое развитие личности также является объектом исследования многих социально-гуманитарных дисциплин. Среди них в первую очередь следует указать на теоретические разработки социологов, психологов, педагогов, культурологов. Ученые, указанных и других научных направлений имеют свои подходы к пониманию физического развития личности, высказывают свои суждения и предлагают концептуальные построения, в которых содержится попытка осмыслить процессы, протекающие в мире человеческой субъективности, в мире человеческих мыслей, воли и чувств.
Однако следует признать, что до настоящего времени ни отечественными, ни зарубежными учеными физическое развитие личности не избиралось в качестве самостоятельного объекта философского познания. Среди наиболее известных работ в области психологии и физиологии человеческого организма следует отметить, прежде всего, труды П.К. Анохина, В.М.Бехтерева, П.Ф. Лесгафта, И.П. Павлова, И.М. Сеченова, К.А. Тимирязева, И.И. Шмальгаузена и других представителей естественнонаучного направления XIX - го и начала XX - го веков. Эта же проблема в той или иной степени затрагивалась в ряде исследований общего характера. К ним следует отнести работы С.С. Аверинцева, М.М. Бахтина, Е.В. Боголюбова, П.С. Гуревича, О.Г. Дробницкого, И.С. Кона, Е. Косевича, Ю.С. Крюковского, А.Ф. Лосева, А.В. Михайлова, В.А. Рабиновича и др.
Проблема телесности человека занимает определенное место в исследованиях по философской антропологии. Ее изучение в основном связано с критическим анализом зарубежных концепций. В первую очередь это относится к творчеству И.С. Вдовина, Б.Т. Григорьева, П.С. Гуревича, В.А. Подорога, К.А. Свасьяна. В работах Г.С. Батищева, Л.П. Буевой, Л.В. Жарова, М.С. Когана, Ф.Т. Михайлова глубоко изучается деятельностная сущность человека.
Значительный интерес представляет монография И.М. Быховской, которая посвящена аксиологии человеческого тела. Безусловную значимость для социокультурного осмысления телесности представляют этнокультурные и этнопсихологические исследования, в рамках которых телесность рассматривается в связи с ее коммуникативной функцией в различных этнокультурных системах, она изучается как средство невербального общения в тех или иных этнических культурах. В области теории физической культуры определенную ценность представляют работы В.М. Выдрина, Л.П. Матвеева, Н.И. Пономарева, И.Н. Решетень и др. Представительным является круг авторов, изучающих социальные вопросы физической культуры и спорта. Наиболее продуктивно работают в этом направлении В.У. Агеевец, М.А. Арвисто, Н.Н. Визитей, О.А. Милыптейн, Н.А. Пономарев, М.Я. Сараф, Л.С. Стеновой, В.В. Столбов, В.И. Столяров, Ю.А. Талалаев, М.Х. Титма, А.В. Царик. Проблемы личности разнообразно и многопланово разрабатываются преимущественно в специальной литературе.
В этой связи определенный научный интерес представляет рассмотрение влияния физической культуры на характер развития сил и способностей человека, специфику их воспроизводства и общую социальную направленность. Вместе с тем необходимо признать, что здесь пока еще мало работ, непосредственно посвященных философским аспектам рассмотрения физической культуры как фактора развития личности, а также выявлению взаимосвязей физической культуры и образа жизни личности.
В отечественной литературе до сих пор слабо разработан субъектный аспект физической культуры - прежде всего вопрос о том, каким оптимальным путем физическая культура из ее объективного внешнего состояния может быть переведена во внутреннее свойство личности. В диссертации этот аспект анализируется через понятие «физическая культурность». Изучению данного вопроса значительное внимание уделили,
A.И. Арнольдов, Э.А. Баллер, В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, В.М. Межуев,
B.Н. Орлов, А.К. Укледов, Б.Д. Яковлев. Их работы посвящены в основном рассмотрению философско-социологических аспектов теории культуры. Нельзя не отметить специальные работы, раскрывающие специфику и анализирующие основные элементы философско-социологических проблем развития личности и биологии человека. К ним относятся труды Б.Г. Ананьева, В.Д. Гончарова, В.Я. Ельмеева, А.А. Королькова, В.П. Петленко, ч
В.Ф. Сержантова, В.И. Столярова, В.П. Тугаринова, И.Т. Фролова и др. Зарубежная философия, раскрывающая проблемы физического развития и физической культуры, представлена работами Ю. Липеца «Философия олимпизма» и М. Мылика «Философские основания спорта».
Отмечая основательность и высокий уровень всех исследований, а так же огромный объем литературы по проблеме физического развития личности и ее духовности и телесности следует заметить, что данное направление в науке к настоящему времени не имеет достаточно определенного толкования, а отдельные важные вопросы пока вообще остаются вне поля зрения исследователей. Уже сегодня очевидно, что без философского осмысления проблемы, мировоззренческая база и дальше будет оставаться слабой и не способной обеспечивать проведение конструктивной политики во имя действительного развития человека и его физических возможностей.
Объектом диссертационного исследования выступает физическая культура в системе общей культуры общества.
Предметом диссертационного исследования является социально-философское осмысление феномена физической культуры как диалектического взаимодействия духовного и телесного.
Цель и задачи исследования. Актуальность проблемы физической культуры, ее практическая значимость и недостаточная разработанность обусловили выбор автором темы нашего диссертационного исследования.
Имея в виду потребности современной теории и практики, диссертант ставит перед собой цель исследовать наиболее важные теоретико-методологические и практические проблемы физической культуры личности как диалектики духовного и телесного в контексте социально-философского анализа.
Данная цель и замысел диссертации определили постановку и решение конкретных исследовательских задач:
1. Рассмотреть физическую культуру, ее компоненты, ее роль и значение в системе общей культуры общества;
2. Провести концептуальный анализ развития соотношения телесного и духовного в историко-философском дискурсе;
3. Выявить основу саморазвития личности в диалектическом единстве биологического и социального;
4. Обосновать возрастающую роль и влияние духовного на становление физической культуры общества;
Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют идеи и положения трудов выдающихся мыслителей прошлого, отечественных и зарубежных философов, исследовавших различные аспекты физической культуры, особенностей её проявления и реализации в жизнедеятельности личности и общества.
Теоретической основой исследования являются: концепции физического образования личности (В.К. Бальсевич, П.Ф. Лесгафт, Л.И. Лубышева, Л.П. Матвеев, А.Ц. Пуни, А.В. Родионов, В.И. Столяров); положения теории и методики физической культуры, ее роли в формировании личности (П.А. Виноградов, С.С. Коровин, JI.M. Куликов,
B.А. Пономарчук, Н.А. Фомин); концептуальные положения формирования культуры здорового образа жизни (Н.М. Амосов, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер,
C.Г. Сериков, Л.Г. Татарникова).
Методологической основой диссертации выступают общефилософские диалектические принципы объективности, системности, всесторонности, историзма, конкретности исследования, принципы и методы современной социальной философии - конкретно-исторический, сравнительно-исторический, историко-генетический и историко-типологический методы, метод единства исторического и логического в социальном познании, а также отдельные методы современной теоретической социологии, аксиологии, валеологии и социальной психологии. Физическая культура, как системное образование в целом, является объектом применения синергетического подхода в решении методологических и технологических задач, т.е. междисциплинарных исследований в разработке всех научных направлений.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
1. Расширены границы теоретико-методологических основ анализа физической культуры. Физическая культура рассмотрена как часть общей культуры общества, направленная на поддержание здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Выявлены ее основные компоненты: уровень здоровья, спортивного мастерства, материальные ценности (спортивные сооружения, инвентарь и т.д.), наука и произведения искусства связанные с физическим воспитанием;
2. Проведен концептуальный анализ проблемы соотношения телесного и духовного в историко-философском дискурсе. Показано, что соотношение этих двух начал со времен античности по настоящее время трактовалось неоднозначно, что это зависело от множества факторов общественной жизни;
3. Выявлен процесс саморазвития личности как единства биологического и социального в деятельности человека. Обосновано, что только в диалектическом единстве природного и социального может развиваться человек — с одной стороны, формирование человека происходит под определяющим воздействием социальных факторов, с другой, биологическая сторона в жизнедеятельности обуславливает социальную активность личности;
4. Определено место, роль и значение духовных ценностей, оказывающих возрастающее воздействие на развитие физической культуры общества. Показано, что физическое и духовное совершенствование личности, здоровый образ жизни, верное представление о наивысшем в данных конкретно-исторических условиях типе сознания и выработка устойчивой потребности соответствия этим представлениям - вот те духовные ценности, которые заложены в основе физической культуры.
Положения, выносимые на защиту:
1. Физическая культура - часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на поддержание здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Она включает все достижения, накопленные в процессе общественно-исторической практики: уровень здоровья, спортивного мастерства, науки, произведений искусства, связанных с физическим воспитанием, а также материальные (технические) ценности (спортивные сооружения, инвентарь и т.д.). Физическая культура представляет собой социальный фактор целесообразного воздействия на процесс физического развития и совершенствования человека, позволяющий обеспечить направленное развитие его жизненно важных физических качеств и способностей. Физически нормальное состояние человека выступает базой социальной деятельности человека. Процесс физического совершенствования выступает как социально значимая деятельность, способствующая развитию не только физических, но и духовных способностей личности.
2. Взаимодействие природного и социального лежит в основе любой человеческой деятельности. Телесно-духовное единство, продуцируемое физическим развитием, свидетельствует о его высоком потенциале производства личности как целостности, о реальном сопряжении в нем изначально противостоящих качеств. Именно в контексте физического развития может быть максимально раскрыт потенциал человека как существа не только сформированного, но и явленного парадигме культуры, не только воспринимающего, но и воплощающего ценности культурного субъекта. Нарушение баланса между природною данным и социально-формируемым в человеке ведет либо к «оживотниванию» его, либо к его «социологизации» за счет подавления естественного начала в нем; и то, и другое есть разрушение физической культуры, выход за ее «систему координат».
3. Сущность человека биосоциальна. Биологическое выражается в морфологических, физиологических, генетических явлениях, а также нервно-мозговых, электрохимических и некоторых других процессах организма человека. Социальное отражает уровень социума в конкретный исторический период развития (доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный). Необходимо учитывать психический или ментальный фон, то есть внутренний духовный мир человека - его сознательные и бессознательные процессы, волю, переживания, память, характер, темперамент. На отдельное место необходимо поставить разум. Человек — это разумное биосоциальное существо со своей ментальностью. Человек — не простая арифметическая сумма биологического, социального и психического, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени - человеческой личности. Назначение человека - это деятельность во всех ее аспектах: экономическом, экологическом, управленческом, научном, педагогическом, художественном, медицинском, физкультурном, а также спектрально отражающем эти виды деятельности. Определяющим началом в физическом развитии человека является его социальность. Каждая социальная роль требует определенных физических усилий, причем, чем сложнее социальная деятельность личности, тем выше степень дифференциации и разнообразнее проявление физического. Социальная детерминация позволяет биологическому проявить его высшие потенции, получить максимальный простор для успешного развития.
4. Для современного этапа развития общества характерно возрастание роли духовных ценностей в обеспечении полноценного физического развития и здоровья человека, освещение их «функции» как посредников восхождения человека из ниже - в вышеорганизованные макросферы своего бытия, а также их атрибута как необходимого условия достижения человеком самореализации своего духовного потенциала. Цель духовного воспитания состоит в том, чтобы дать человеку верное представление о наивысшем в данных конкретно-исторических условиях типе сознания, выработать у него устойчивую потребность в соответствии с этим представлением. Формирование физической культуры можно плодотворно решать только на основе идеи единства и взаимообусловленности социального и биологического, духовного и телесного начал.
Теоретическая и научно-практическая значимость работы состоит в том, что основные положения и выводы данного социально-философского исследования могут найти свое применение в управлении общественными процессами при разработке целого ряда государственных мероприятий в области совершенствования социальной политики, при обосновании современных концепций и программ в области образования и воспитания молодежи. Диссертация может также представлять конкретный научный интерес для прикладных социально-гуманитарных исследований - для историков, социологов, педагогов, психологов и социальных работников. Теоретическая значимость работы заключается в приращении нового знания о физическом развитии личности о его роли и месте в структуре современного философского знания.
По отношению к частным исследованиям в сфере физической культуры материал данной работы может вполне выступать организующим теоретико-методологическим принципом.
В то же время в диссертации рассмотрен ряд социально-психологических вопросов, решение которых могло бы иметь практически-прикладное значение в процессе превращения физической культуры в важную жизненную потребность. Практическая значимость диссертации заключается также и в том, что ее материал может быть использован в преподавании социальной философии, дисциплин по выбору (философия человека, культурология и др.), в комплексном планировании социально-экономического развития трудовых коллективов и в прикладных социологических исследованиях.
Апробация результатов исследования.
Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались автором на межрегиональных, региональных, межвузовских и внутривузовских научных конференциях, на методологических семинарах кафедры философии и методологии науки, кафедры комплексных исследований по философии ЧТУ.
По теме диссертационного исследования автором опубликовано 5 научных работ.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии и методологии науки Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова.
Объем и структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, содержащих четыре параграфа, заключения, библиографического списка использованной литературы. Общий объем работы 157 страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Человеческая телесность и социальные аспекты ее идентификации2004 год, доктор философских наук Акчурин, Басыр Гайфуллович
Ценностно-нормативные и технологические аспекты формирования физической культуры: Историко-культурологический анализ1999 год, кандидат культурол. наук Бабарыгин, Сергей Владимирович
Концепт взаимосвязи духовности и телесности в философии и культуре2009 год, кандидат философских наук Гребнев, Иван Вячеславович
Интеграция духовного и физического воспитания юношей в этнокультурном пространстве: организация и управление2008 год, доктор педагогических наук Черкашин, Илья Афанасьевич
Теоретико-методологические основы физической культуры1998 год, доктор педагогических наук Николаев, Юрий Михайлович
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Оленкин, Юрий Владимирович
Заключение
Проведенное исследование показало, что проблема развития физической культуры является одной из центральных проблем современного общества. Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена тем, что недостаточная психофизическая готовность современного человека к взаимодействию с относительно быстро и резко изменяющимися условиями жизни является одной из причин снижения показателей физического развития, физической работоспособности и состояния здоровья у значительной части населения. Сегодня становится очевидным тот факт, что без кардинальных мер по укреплению здоровья и физического развития наших граждан под угрозу может быть поставлено не только наше настоящее, но и будущее всей нации.
Проблема физического развития и телесности привлекала внимание исследователей с древнейших времен до настоящего времени. Физическое развитие личности в древнем мире играло значительную роль в общественной саморегуляции. Пожалуй, никогда больше в истории человечества оно не занимало столь видное место в обществе, как это было в те далекие времена. Здесь были заложены концептуальные основы, определено место физической культуры в культуре человечества, которое начало осознаваться как общественный феномен. В античной культуре находятся истоки разнообразных идейных направлений и систем физической культуры, существовавших и существующих поныне в различных цивилизациях. В средневековый период концептуальное развитие физической культуры связывалось с гуманистическим идеалом формирования всесторонне развитой личности. Концепции восточной системы физической культуры, на протяжении всего своего развития, содержат в себе признание значимой роли тела человека в его жизни. Формирования физической культуры феодальной и пореформенной России характеризуется оригинальностью идей русских деятелей физической ч культуры, прослеживается связь с достижениями общественной педагогической науки, приводятся многочисленные исторические факты, относящиеся к концу XIX началу XX веков.
Концепции физического развития личности многогранны и многоплановы. Еще не в столь отдаленные времена идеологизированная философская наука всячески избегала таких понятий как «тело» и «телесность». Считалось что биологическое в человеке — нечто второстепенное, что оно присутствует в социальном и его телесность не существенна. Не случайно до сих пор эти понятия отсутствуют в философской энциклопедии и в философских словарях. «Человеческая телесность» до сих пор остается предметом, которому практически не уделяется внимание в отечественной философии.
Процесс саморазвития личности происходит на основе единства биологического и социального в человеке. В своей основе социальные качества и биологические свойства человека соответствуют друг другу и предназначены для развития путем взаимного обогащения в едином процессе социализации. Развертываясь по естественным законам, процесс физического развития человека во многом обусловлен конкретными общественными условиями. Физическое развитие человека представляет собой социальный феномен, который на разных этапах развития человеческого общества имеет конкретно-исторический, качественно-специфический характер.
Определяющим началом в физическом развитии человека является его социальность. Социальная детерминация позволяет биологическому проявить его высшие потенции, получить максимальный простор для успешного развития.
Человеческий организм, будучи «носителем высшего качества» человеческой телесности представляет собой субстрат надбиологического порядка, он выступает уже не как организм, а как чувственно-сверхчувственное образование, явление культуры. Тело - это способ материальной включенности в мир, ибо оно есть инструмент материального преобразования окружающей среды. Первоначально тело выступает вообще единственным орудием воздействия на природу, а появляющуюся позднее технику справедливо рассматривают как «продолжение» и «усиление» органов человеческого тела.
Поскольку взаимодействие природного и социального лежит в основе любой человеческой деятельности, а сам действующий человек это, прежде всего, человек телесный, то телесная культура необходимо выступает как базовый, фундаментальный слой культуры. Телесно-духовное единство, продуцируемое физическим развитием, свидетельствует о его высоком потенциале производства личности как целостности, о реальном сопряжении в нем изначально противостоящих качеств. В контексте физического развития максимально раскрывается потенциал человека как существа не только сформированного, но и явленного парадигме культуры, не только воспринимающего, но и воплощающего ценности культурного субъекта.
Физическая культура - это, прежде всего сфера утверждения человеческого смысла телесности в пространстве социума и уже затем — I формирования и применения адекватных ему средств, преобразованных, в соответствии с этими целями и принципами культуросообразности, в пределах их нормального функционирования.
Возможность целесообразно воздействовать на физическое развитие, оптимизировать его, направить по пути дальнейшего совершенствования индивида, реализуется при определенных условиях в процессе физического воспитания. Именно оно, призвано вносить главный, определяющий вклад в улучшение качественных и количественных критериев физического развития индивида, придавая тем самым индивидуальному развитию личности черты целесообразно направляемого процесса. В свою очередь, физическая культура является одной из неотъемлемых сторон общей культуры личности, она обеспечивает биологический потенциал жизнедеятельности организма, создает предпосылки для гармоничного развития индивида, содействует проявлению высокого уровня социальной активности и творческого отношения человека к труду. Актуальность формирования физической культуры человека продиктована ростом автоматизации производства, развитием транспортных средств, урбанизацией образа жизни, ухудшением экологической среды, необходимостью расширения форм межличностных контактов как средства борьбы с отчужденностью личности в современном мире.
Современное распространение «болезней цивилизации» и угрожающие демографические процессы в нашей стране напрямую связаны с духовно-нравственным неблагополучием человека, что, в сущностном аспекте может быть объяснено избытком нереализуемой креативной энергии в целостной психосоматической организации человека. В ходе развития общества физическая культура наряду с другими социальными явлениями постоянно расширяет границы своего влияния на жизнь людей. Социальная значимость физической культуры состоит в той огромной роли, которую она играет в развитии, сохранении и поддержании телесного, психического, нравственного и духовного здоровья человека. Физическое и духовно-нравственное совершенствование личности, полнокровная и активная человеческая жизнь, здоровый образ жизни, - вот те человеческие ценности, которые составляют основу физической культуры. В свою очередь, физическая культура является совокупностью социально одобренных ценностей, реализуемых через обеспечение необходимых предпосылок и условий для формирования современной личности.
Именно физическая культура представляет собой социальный фактор эффективного воздействия на процесс физического развития и совершенствования человека, позволяющий обеспечить направленное формирование его жизненно важных физических качеств и способностей. Физически нормальное состояние человека (которое как раз нарушается при недостатке или ограниченности физической деятельности) выступает базой социальной деятельности человека. Физическая культура связана с физической деятельностью особого рода. Этот вид физической, двигательной деятельности в виде физических упражнений носит воспитательную функцию, он развивает не только организм субъекта, но и связан с его поведением как личности. Следовательно, физическое в человеке играет роль механизмов, с помощью которых осуществляются его социальные функции. Только в том случае, если физкультурная деятельность рассматривается со стороны человеческой значимости и ценности, она становится фактором истинно культурного развития личности, гармонизации телесного и духовного, устойчивого приобщения его к культуре физической. Процесс физического совершенствования выступает как социально значимая деятельность, способствующая развитию не только физических, но и духовных способностей личности.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Оленкин, Юрий Владимирович, 2008 год
1. Агацци, Э. Человек как предмет философии / Э. Агацци // Вопросы философии, 1989 - №2. - С. 23-27.
2. Актуальные проблемы культуры XX века. М.: О-во «Знание» Российской Федерации, 1993. 352с.
3. Алексеев, И.И. Медико-социальная оценка современных подростков и пути их решения / И.И. Алексеев // Сб. материалов 4 Международного Конгресса. «Эколого-социологические вопросы защиты и охраны молодого поколения на пути в 21 век» СПб, 1998. С. 16-19.
4. Амосов, И.М. Раздумья о здоровье / И.М. Амосов М.: Физкультура и спорт. 1987. - 186с.
5. Андрюшина, Н.Е. Духовный мир личности как социально-философская проблема: Дисс. канд. филос. наук / Н.Е. Андрюшина М., 1992.- 148с.
6. Анисимова, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С.Ф. Анисимова. М.: Наука, 1988. - 274с.
7. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин М.: Политиздат, 1978. - 264с.
8. Арнольдов, А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию / А.И. Арнольдов М.: МГИК, 1992. - 463с.
9. Артемьева, Т.В. Философия не умственная, а сердечная и чувственная / Т.В. Артемьева // Вопросы философии, 2005. №1. С. 103-105.
10. Аршавский, И.А. К физиологическому анализу физического развития и его особенностей у новорожденных детей / И.А. Аршавский // Физиология человека, 1979. №5. С. 34-38.
11. Асмолов, А.Г. Психология индивидуальности: методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе / А.Г. Асмолов М.: Изд-во МГУ, 1986. - 96с.
12. Афанасьев, В.Г. Человек в управлении обществом / В.Г. Афанасьев — М.: Политиздат, 1977. 362с.
13. Бальсевич, В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 1991. №7. С.37-41.
14. Бальсевич, В.К., Запорожанов, В.А. Физическая активность человека / В.К. Бальсевич, В.А. Запорожанов Киев: Здоровье, 1987. — 273с.
15. Бальсевич, В.К., Лубышева, Л.И. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 1995, №5. С.24-29.
16. Бальсевич.В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич -М.: Физическая культура и спорт, 1988. 208 с.
17. Барулин, B.C. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии / B.C. Барулин М.: Онега, 1994.
18. Бердяев, Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев — М.: Республика, 1993.-383 с.
19. Бердяев, Н.А. Самопознание / Н.А. Бердяев М.: Международные отношения, 1990. - 336 с.
20. Бердяев, Н.А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) / Н.А. Бердяев // Вопросы философии. 1989, №2. — С. 150-154.
21. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн М.: Наука, 1990. - 495 с.
22. Библер, B.C. Нравственность. Культура. Современность: (Философские размышления о жизненных проблемах) / B.C. Библер — М.: Знание, 1990.
23. Билинский, Б. Древнегреческие агоны: превосходство телесности и восхищение интеллектом // Сокр. перевод Столярова В.И. // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. 3. М., 1997. - 338 с.
24. Бондин, В.И, Баршай, В.М. К вопросу о валеологическом образовании школьников / В.И. Бондин, В.М. Баршай // Валеология, 1997 №1, С.25-27.
25. Брехман, И.И. Валеология наука о здоровье / И.И. Брехман — М.: Физкультура и спорт, 1990. - 207 с.
26. Брюшинкин, В.Н. Феноменология русской души / В.Н. Брюшинин // Вопросы философии, 2005.№1. С.29-32.
27. Буева, Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры / Л.П. Буева // Вопросы философии. 1996, №2. С.18-21.
28. Булычев, И.И. Человек как интегральная философская проблема: Дисс. д-ра филос. наук. -М., 1993.
29. Быков, И.И. О работе «Дух, душа и тело» И.И. Быков // Философские науки. 1998, №1.
30. Быховская, И.М. «Ното Somatikos»: аксиология тела И.М. Быховская М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 208с.
31. Быховская, И.М. Физическая культура как практическая аксиология человеческого тела / И.М. Быховская // Теория и практика физической культуры, 1996, №2. С. 19-27.
32. Быховская, И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность / И.М. Быховская // Общ-во социологов РАН. М.,1993.
33. Быховская, И.М. Быть телом Иметь тело - творить тело: Три уровня Homo somatic и проблемы физической культуры / И.М. Быховская // Теория и практика физической культуры, 1993. №7. - С.4.
34. Вернадский, В.И. Философские мысли натуралиста / В.И. Вернадский — М.: Наука, 1988. 356 с.
35. Визитей, Н.Н. Физическая культура и спорт как социальное явление / Н.Н. Визитей // Философские очерки. Кишинев: Штиинца, 1986. -164 с.
36. Визитей, Н.Н. Физическая культура личности / Н.Н. Визитей -Кишинев: Штиинца, 1989. 110 с.
37. Визитей, Н.Н. Физическая культура личности. (Проблема человеческой телесности: методологические, социально-философские, педагогические аспекты) / Н.Н. Визитей Кишинев. Штиинца. 1989. — 110 с.
38. Виленский, М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза / М.Я. Виленский // Теория и практика физической культуры, 1996. №1. С. 45-53.
39. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас -М.: Издательство МГУ, 1990. 288 с.
40. Виндельбанд, В. Избранное. Дух и история / В. Винбельбанд — М.: Наука, 1995.-436 с.
41. Виноградов, П. А. Физкультура и здоровый образ жизни. Проблемы и перспективы массовых средств информации / П.А. Виноградов — М.: Мысль, 1991.-224 с.
42. Волков, Ю.Т. Личность и гуманизм (социологический* аспект) Ю.Т. Волков М.: Высш. шк.,1995.
43. Волков, Ю.Г., Поликарпов, B.C. Многомерный мир современного человека / Ю.Т. Волков, B.C. Поликарпов М.: Наука, 1998. - 246с.
44. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры / Г.П. Выжлецов СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1996. - С.59-61.
45. Гайденко, П.П. Человек и человечество в учении Вл. С. Соловьева / П.П. Гайденко // Вопросы философии, 1994. №6.
46. Гегель, Г. Сочинения: В 14 т / Г. Гегель М., - Л.Политиздат, 1929-1959.
47. Гегель, Г. Эстетика: В 4 т / Г. Гегель М., 1969.
48. Гельвеций, К.А. О человеке / К.А. Гельвеций // Сочинения: в 2-х т. Т.2. М., 1974.
49. Говалло, В.И. Почему мы не похожи друг на друга / В.И. Говалло И Очерки о биологической индивидуальности. «Наука и прогресс», — М.: Знание, 1984.
50. Гончаров, В.Д. Физическая культура человека: традиции и современность, социологический анализ / В.Д. Гончаров СПб., 1994— 186 с.
51. Гончаров, В. Д., Какухин, А. Д. Социальная психология физической культуры / В.Д. Гончаров, А.Д. Какухин // Вопросы методологии и теории. Красноярск, 1992. - С 64-75.
52. Грант, А.Дж. Греция в век Перикла: Пер. под ред. Н.Н. Шамонина / А.Дж. Грант М.: тип. тов-ва И.Д. Сытина, 1905. - 358с.
53. Грачев, А.В. Физическое воспитание в России в эпоху Петра I // Очерки по истории физической культуры / А.В. Грачев М.: Физкультура и спорт, 1938.-Вып. 1. - С.107-139.
54. Грачев, А.В. Физическое воспитание в России во второй половине XVIII века / А.В. Грачев // Очерки по истории физической культуры. -М.: Физкультура и спорт, 1938.-Вып. 1. С. 143-175.
55. Григорьян, Б.Т. Философская антропология / Б.Т. Григорьян — М.: Мысль, 1982.- 188 с.
56. Гундаров, И.А. Духовное неблагополучие как причина демографической катастрофы: почему умирают в России, как нам выжить? / И.А. Гундаров -М.: Медиа Сфера, 1995. 100 с.
57. Гуревич, П.С. Философия культуры / П.С. Гуревич М.: АО Аспект-Пресс, 1994. - 463 с.
58. Гуревич, П.С. Человек как объект социально-философского анализа / П.С. Гуревич // Проблема человека в западной философии. — М.: Прогресс, 1988.
59. Гуров, Ю.С. История политических и правовых учений России (XI XX вв.) / Ю.С. Гуров. - Чебоксары : ЧКИ МУПК, 2000. - 337 с.
60. Гуров, Ю.С. Социология. Учебное пособие / Ю.С. Гуров. — Чебоксары: «КЛИО», 1998. 196 с.
61. Гуров, Ю.С. Философия. Учебное пособие / Ю.С. Гуров. — Чебоксары: «Салико», 2004. 400 с.
62. Гусинский, Э.Н. Образование личности / Э.Н. Гусинский — М.: Интерпракс, 1994. -236 с.
63. Давидович, В.Е. Культура Мира на исходе XX столетия / В.Е. Давидович // Изв. Высших учеб. Завед. Сев Кав. Регион. Общественные науки. 1996, №4.
64. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / В.И. Даль М.: Русский язык, 1989-1990.
65. Демокрит. Учение об органической природе и человеке. // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. 4.1. -М.:Наука, 1991.-462 с.
66. Джеймс, У. Личность / У. Джеймс // Психология личности. Тексты. -М.: Политиздат, 1982.
67. Донской, Д.Д. Развитие идей П.Ф. Лесгафта о физическом упражнении как двигательном действии. Сб.: Физическая культура и спорт, здоровье нации / Д.Д. Донской СПб., 1996. - 128с.
68. Дубровский, В.И. Валеология. Здоровый образ жизни / В.И. Дубровский М.: Флинта. 1999. - 560 с.
69. Духовность как фактор социализации личности. / Под. Ред. В.Г. Федотовой. — Воронеж: Воронеж. Гос. Техн. Ун-т, 1993.
70. Евсеев, Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев Рост. н/Д., 2002. - 362с.
71. Ешин, М.Б. Физическая культура в системе общества / М.Б. Ешин -М.: Наука, 1984.-284 с.
72. Жаров, Л.В. О специфике телесной культуры человека Л.В. Жаров // Вопросы философии, 1987, № 6. С. 38-47.
73. Жаров, Л.В. Человеческая телесность: философский анализ / Л.В. Жаров Ростов н./Д.: Изд-во Ростовского университета, 1988. - 128 с.
74. Жолдак, В.И. Здоровый образ жизни, сущность, структура, формирование на пороге XXI века. / В.И. Жолдак Томск, 1996 - 184 с
75. Зайцев, Г.К. Физическое воспитание и спортивная подготовка: новые подходы, методические рекомендации / Г.К. Зайцев Ленинград, 1991. -174 с.
76. Замошкин, Ю.А. Вызовы цивилизации и опыт США / Ю.А. Замошкин-М.: Наука, 1991.-381 с.
77. Зинченко, В.П., Моргунов, Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов М.: Тривола, 1994.- 284 с.
78. Иванов, В.В. Культурная антропология и история культуры В.В. Иванов // Одиссей: Человек в истории. М.: Наука, 1989. - С. 128-137.
79. Иванюшкин, А .Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентации человека / А.Я. Иванюшкин // Вести АМН СССР, 1982, Т 45, №4.- С.29-33.
80. Ильенков, Э.В. Философия и культура / Э.В. Ильенков М.: Политиздат, 1991. - 384 с.
81. Исмуков, Н.А. Диалектика общего и особенного в развитии национальных культур / Н.А. Исмуков. Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во, 1992.-204 с.
82. Исмуков, Н.А. Современность и проблемы целостности национальной культуры / Н.А. Исмуков. Чебоксары : Изд-во ЧТУ, 1994. -237 с.
83. Исмуков, Н.А. Национальное измерение культуры (философскометодологический аспект) Н.А. Исмуков. — М. : MILL У, «Прометей», 2001. — 273 с.
84. Коган, М.С. Философская теория ценностей / М.С. Коган СПб, Петрополис, 1997. - 362 с.
85. Коган, М.С. Человеческий фактор развития общества и общественный фактор развития человека / М.С. Коган // Вопросы философии, 1987, № 16.-С. 15-26.
86. Коган, М.С. Философия культуры / М.С. Коган СПб., 1996.160 с.
87. Казначеев, В.П., Спирин, JI.A. Феномен человека: комплекс социоприродных свойств / В.П. Казначеев, JI.A. Спирин // Вопросы философии, 1988, № 7 С.29-37.
88. Кант, И. Антропология с прагматической точки суждения // И. Кант Сочинения: В 6 т. Т.6. М., 1966. - С.349-583.
89. Кант, И. Критика способности суждения. // И. Кант Соч. в 6 томах, Т.5.-М., 1965.
90. Кантор, В.К. Личность в России: сотворение катастрофы / В.К. Кантор // Вопросы философии, 1998. №9. С. 56-63.
91. Карсаевская, Т.В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека / Т.В. Карсаевская Л.: Медицина, 1979.-215 с.
92. Келасьев, В.Н. Проблема самореализации человека в современных условиях / В.Н. Келасьев // Социология и социальная антропология. Межвуз. Сб. / Под ред. В.Д. Виноградова, В.В. Козловского. Изд-во Алетийя. СПб., 1997.
93. Козлова, Н.Н. Горизонты повседневности современной эпохи / Н.Н. Козлова -М.: Мысль, 1996. 284 с.
94. Кон, И.С. Социология личности / И.С. Кон М.: Политиздат, 1967.-383 с.
95. Косевич, Е.В. Тело и дух как объект христианской философской культуры: Дис. .док. филос. наук. М.,1992. - 336 с.
96. Косевич, Е.В.Человек и его тело в свете Ветхого и Нового завета / Е.В. Косевич // Философские науки. 1992. №2. С.49-61.
97. Кочубей, Б. Действие и поступок / Б. Кочубей // Знание — сила. 1991, №7. С.67-72.
98. Культура, образование, развитие индивида. М.: Наука, 1990. —162 с.
99. Кун, JI. Всеобщая история физической культуры и спорта / Л. Кун М.: Радуга, 1983. - 399 с.
100. Кураков, Л. П. Чувашская Республика: состояние и перспективы социально-экономического развития / Л. П. Кураков. Чебоксары, 1998. -480 с.
101. Кураков, Л. П. Университетский комплекс в формировании культуры здорового образа жизни / Л. П. Кураков // Школа духовности. 2002, №4. С.8-14.
102. Кууси, П. Этот человеческий мир / П. Кууси М., 1981, - 165 с.
103. Кузнецов, В.Ю. Мифологема социального времени / В.Ю. Кузнецов. Йошкар-Ола, 2006. - 145с.
104. Леви-Строс, К. Структурная антропология / К. Леви-Строс -М.,1985. -386 с.
105. Лисицин, Ю.П., Сахно, А.В. Здоровье человека социальная ценность / Ю.П. Лисицин, А.В. Сахно - М.: Мысль, 1989. - 270 с.
106. Лосев, А.Ф. Гомер / А.Ф. Лосев М.: Учпедгиз, 1960. - 462 с.
107. Лубышева, Л.И Концепция формирования физической культуры человека / Л.И. Лубышева М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 362 с.
108. Лубышева, Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 1996. №1. С.4-9.
109. Лубышева, Л.И., Бальсевич, В.К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни // Матер, междунар. конф. «Современные исследования в области спортивной науки» СПб НИИ, 1994. - С. 48-62.
110. Лямцев, П.П. Формирование человека как личности: социально-философский аспект / П.П. Лямцев Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. - 149 с.
111. Мамардашвили, М.К. Проблема человека в философии- / М.К. Мамардашвили // О человеческом в человеке. М.: ИПЛ, 1991. - С.8-22.
112. Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения: В 30 т. 2-е изд. М.: 19611981.
113. Маркс, К., Энгельс, Ф. Тезисы о Фейербахе. Соч. Т.З.
114. Матвеев, Л.П. Опыт анализа и систематизации форм и функций физической культуры / Л.П. Матвеев -М.: Наука, 1984. 149с.
115. Махаров, Е.М. Проблема человека в истории философской мысли / Е.М. Махаров М.: Знание, 1986. - 184 с.
116. Медведев, Р. Катастрофа здоровья нации / Р. Медведев // Фармация, 1997. №6, С.9-18.
117. Милтс, А.А. Гармония и дисгармония личности: // Философско-этический очерк / А.А. Милтс М.: Политиздат, 1990. - 222с.
118. Милыптейн, О.А. Социология физической культуры и спорта в СССР / О.А. Милыптейн М.: Физкультура и спорт, 1974. - 264 с.
119. Милыптейн, О.А. Спорт как элемент культуры и его роль в формировании личности / О.А. Милыптейн // Система культуры личности иее значение для научно-технического прогресса: Тезисы доклада к XIII межзональному симпозиуму. Горький, 1985. - С. 158-159.
120. Милыптейн, О.А., Молчанов, СВ. Влияние зрелищной активности на приобщение к занятиям физкультурой. / О.А. Милыптейн, С.В.Молчанов // Социологические исследования М., 1982. - С. 27-38.
121. Мищук, В.А., Мосткова, Е.В. Основы здоровья / В.А. Мшцук, Е.В. Мостакова-М.: Наука, 1994. 134с.
122. Многомерный комплекс человека: Комплексное междисциплинарное исследование человека. М.: Наука, 2001. - 237 с.
123. Моральные ценности и личность. / Под ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. М.: Изд - во Моск. Ун-та, 1994. - 258с.
124. Мосс, М. Общество. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии М. Мосс М.: Восточная литература, 1996. - 360 с.
125. Моторина, Л.Е. Философская антропология / Л.Е. Моторина. — М.: Высшая школа, 2003. 164с.
126. Наторп, П. Песталоцци. Его жизнь и его идеи: Пер. с нем. М.А. Энгельгардта. 2-е изд. - Пг.: Школа и жизнь, 1920. - 166с.
127. Ницше, Ф. Воля к власти // Сочинения: В 9т. Т.9. М., 1910.
128. Ницше, Ф. Сочинения: В 2 т. -М., 1990.
129. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов М.: Русский язык, 1986. - 797с.
130. Ортега-и-Гассет, X. Эстетика. Философия культуры / X. Ортега-и-Гассет-М.: Искусство, 1991. 587 с.
131. Очерки по теории физической культуры: Труды ученых социалистических стран. М.: Физкультура и спорт, 1984. - 462 с.
132. Парсонс, Т. Человек в современном мире: Пер. с англ. (Общ. ред. В.А. Кувакина) / Т. Парсонс М.: Прогресс, 1985. - 284 с.
133. Петровский, В.А. Личность: феномен субъективности / В.А. Петровский Ростов н/Д., 1993. - 184 с.
134. Платон. Государство. // Собр. соч.: В 3 т. М.: Мысль, 1971. Т.З.-4.1.-473с.
135. Пономарев, Н.И. Проблема системообразующего фактора физической культуры / Н.И. Пономарев // Теория и практика физической культуры, 1979. №5. С. 5-7.
136. Пономарев, Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта / Н.И. Пономарев М.: Физкультура и спорт, 1974. - 248 с.
137. Пономарев, Н.И. Спорт феномен культуры / Н.И. Пономарев М.: Физкультура и спорт, 1987. 274с.
138. Риккерт, Г. О понятии философии / Г. Риккерт М.: «Логос», 1910, кн.1. - 384с.
139. Русалов, В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий / В.М. Русалов М.: Наука, 1979. - 473с.
140. Синицын, С.Д. Физическая культура античного мира. (Греция и Рим) / С.Д. Синицин // Очерки по истории физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1938. - Вып. 1. - 365с.
141. Соловьев, Г.М. Здоровый образ жизни: научно-теоретические и методические основы / Г.М. Соловьев Ставрополь: СГУ, 2001. - 328с.
142. Столбов, Б.В. История физической культуры / Б.В. Столбов М.: Просвещение, 1989. - 288с.
143. Столяров, В.И. Социология физической культуры и спорта: Основные проблемы, новые подходы и концепции / В.И. Столяров М.: Физкультура и спорт, 1999. - 362 с.
144. Столяров, В.И. Философско-культурологический анализ физической культуры / В.И. Столяров // Вопросы философии, 1988. № 4. -С.78-91.
145. Суворова, О.С. Человек: душа и тело, смерть и бессмертие / О.С. Суворова-М.: Прометей, 1994. 183с.
146. Тарасов, К.Е., Черненко, Е.К. Социальная детерминированность биологии человека / К.Е. Тарасов, Е.К. Черненко М.: Наука, 1979. - 163 с.
147. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден — М., 1978. -148 с.
148. Телесность человека: междисциплинарное исследование. — М.: Изд-во МГУ, 1991.- 159 с.
149. Торопов, Н.И. Физическая культура в период позднего средневековья / Н.И. Торопов // Очерки по истории физической культуры. -М.: Физкультура и спорт, 1950. Вып. №5. С. 163-164.
150. Уманская, Т.А. Телесность как философская проблема: к постановке вопроса в западной патристике / Т.А. Усманская // Философия человека: диалог с традицией и перспективы. М., 1988. - С.9-11.
151. Федосеев, П.Н. Социальное и биологическое в философии и социологии / П.Н. Федосеев // Вопросы философии, 1976, №3. С.58-60.
152. Федотов, В.А. Нравственные традиции этноса как социокультурное явление (на материале устно-поэтического творчества тюркоязычных народов) / В.А. Федотов // Автореферат дисс. д-ра филос. наук. Чуваш, гос. ун-т. Чебоксары, 2003. 48 с.
153. Феизов, Э.З. Философский анализ психофизической проблемы / Э.З. Феизов. Чебоксары : Изд-во Чуваш, ун-та, 1993. - 316 с.
154. Феизов, Э.З. Мозг, его структура и функции / Э.З. Феизов. -Чебоксары : Изд-во Чуваш, ун-та, 2000. 156 с.
155. Философский словарь. Под ред. Фролова И.Т. 5-е издание. М: Политиздат, 1986.-590с.
156. Флоренский, П.А. Сочинения: В 2т. / П.А. Флоренский М.: Наука, 1990.
157. Человек как философская проблема: Восток Запад. - М.: Изд-во УДН, 1991.-279 с.
158. Чумаков, Б.М. Валеология / Б.М. Чумаков- М.: Мысль, 2000.364с.
159. Шабунин, Д.М. Гражданское общество: история и современность / Д.М. Шабунин Чебоксары: изд-во ЧТУ, 1996. - 120 с
160. Швейцер, А. Культура и этика / А. Швейцер М.: Прогресс, 1973. -С.475.
161. Шелер, М. Избранные произведения / М. Шелер М.: Наука, 1994.-305с.
162. Шелер, М. Человек и история / М. Шелер // Человек: образ и сущность. М., 1991, Вып. №2. - С. 134-137.
163. Шестаков, П.Д. Мысли о воспитании в духе православия и народности / П.Д. Шестаков Казань: изд. кн. маг. А.А. Дубровина, 1897. -С.32-33.
164. Шмальгаузен, И.И. Пути и закономерности эволюционного процесса / И.И. Шмальгаузен M-JL, 1939. - 274с.
165. Шорохова, Е.В. О естественной природе и социальной сущности человека / Е.В. Шорохова // Биологическое и социальное развитие человека. М.: Наука, 1977. - С.65-82.
166. Щедрина, А.Г. Здоровье и массовая физическая культура. Методологические аспекты / А.Г. Щедрина // Теория и практика физической культуры, 1989, №4. С. 65-73.
167. Щелкина, JI.B. Человек в сфере физической культуры. (Философско-культурологические и сравнительно исторические аспекты) / Л.В. Щелкина-Л., 1988. 174 с.
168. Японское общество и культура. Вып. №2. Изменение общественного сознания Японии в оценке современных буржуазных исследователей. -М.: ИНИОНАНСССР, 1984. 51с.
169. Dunning Е.А Figuration Approach to Leisure and Sport. // Rojek C. (ed.) Leisure for Leisure. L.: Macmillan, 1989. P. 176-224.
170. Featherstone M. The Body in Consumer Culture // Theory, Culture & Society, 1982, Vol.2.-P.78.
171. Frank A. Bringing Bodies Back in: a Decade Review. // Theory, Culture & Society, 1990, Vol. 7, № 1. P. 131-162.
172. Frank A. For Sociology of the Body: an Analytical Review. // The Body: Process Cultural Theory. L.: Sage, 1991. P. 14-36.
173. Graaf N.D. Post materialism and the stratification process: An International comparison: Dissertation. Utrecht: Univ. of Utrecht, 1988.
174. Jessop Т.Е. The Definition of Beauty. // Art and Philosophy. Reading in Aesthetics. N.Y, 1970. 53 lp.
175. Kroker A., Kroker M. Body Invaders: Sexuality and the Postmodern Conditional. 1988. 277 p.
176. Maslow A. (1968) Toward a psychology of being. 2ded. New York.: Van No strand Reinhold Company. 153p.
177. Rothschild A. The Managed Heart: Commercialization of Human
178. Feeling. Berkeley, 1983. 138p. ч
179. Saeki T. Quality life and sport humanity (Sport for all in achieving future society): Paper to World congress on Sport for all, Tampered, Finland, June 4-7 1990. Tsukuba: Univ. of Tsukuba, 1990.
180. Seppanen P. Values in sport for all: Paper to World congress on Sport for all, Tampere, Finland, 4-7 June 1990. Jyvaskyla, 1990.
181. Shorter E. Women's Bodies. Plymouth, 1990. 396p.
182. Verthuy M. Is There Life After Specificity? // Canadian Journal of Political and Social Theory. 1986. Vol. 10. № 3. P. 189-190.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.