Духовно-нравственный потенциал традиционных физкультурно-оздоровительных практик России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Воронцов, Павел Геннадьевич
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 150
Оглавление диссертации кандидат философских наук Воронцов, Павел Геннадьевич
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Философские и религиозные представления о духовно-нравственном потенциале личности и путях его реализацш1ж«^жп«жнти.т.„«.ннтпшмтт.„.ж«т.„н.»«нт.„т.
1.1. Представления о духовно-нравственном потенциале личности в историко-философской традиции.
1.2. Образ цельной личности в религиозно-богословской литературе.
ГЛАВА П. Нуги достижения идеала цельной личности в традиционной кулыуре России.
2.1. Религиозно-мистические и интеллектуально-образовательные практики достижения целостности духа, души и тела человека в русской традиционной кулыуре.
22. Традиционные физкультурно-оздоровительные практики России как важный механизм гармонизации духовной, душевной и телесной жизни человека.
ГЛАВА Ш. Кризис физкультурно-оздоровительных практик России и пути его преодоления.
3.1. Кризис современной физической культуры и спорта как забвение идеала цельной личности.
32. Пути актуализации духовно-нравственного потенциала физкультурно-оздоровительных практик России.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Целостный человек: христианская традиция2005 год, доктор философских наук Нагевичене, Валентина Яковлевна
Проблема нравственного идеала в русской философско-педагогической мысли: Истоки, становление, эволюция2001 год, кандидат философских наук Авдеев, Сергей Михайлович
Христианская антропологическая традиция и проблема тела в русской религиозной философии конца XIX - начала XX веков2006 год, кандидат философских наук Соколова, Марина Геннадьевна
Интеграция духовного и физического воспитания юношей в этнокультурном пространстве: организация и управление2008 год, доктор педагогических наук Черкашин, Илья Афанасьевич
Интегративный принцип духовно-телесного статуса человека в культуре2011 год, доктор философских наук Шелекета, Владислав Олегович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовно-нравственный потенциал традиционных физкультурно-оздоровительных практик России»
Актуальность темы исследования. В настоящее время наблюдается очевидный упадок духовно-нравственного потенциала современного российского общества. В основе этого явления лежит целый комплекс факторов, но самая главная причина, на наш взгляд, связана с забвением идеала цельной личности, представление о которой существовало еще с дохристианских времен. В русской культуре цельной личностью считался, прежде всего, человек, обладающий духовным и телесным здоровьем, с четкой системой жизненных целей и идеалов. Поэтому на Руси были распространены различные практики, способные привести личность к полноценному культурному развитию и физическому здоровью. Наибольшей популярностью среди них пользовались религиозно-мистические, интеллектуально-образовательные и физкультурно-оздоровительные практики. Последние, включающие в себя общеразвиваюшие игры, военные тренировки, народные состязания и лечебно-гигиенические мероприятия, являлись важнейшим элементом традиционной системы духовно-нравственного воспитания личности и, соответственно, неотъемлемой частью культуры общества в целом.
В современной России оказался забытым именно человекосозидающий потенциал физкультурно-оздоровительных практик, и, как следствие этого, складывается кризисная ситуация в сфере физической культуры и спорта. Так, в России сегодня идет активная пропаганда спортивного движения и спорта высших достижений, но уходит в забвение массовая физическая культура и физкультурно-оздоровительные практики с элементами традиционной культуры. Все возрастающий интерес у молодежи и среднего поколения вызывают нетрадиционные, заимствованные с Востока и Запада системы единоборств, а так же оздоровительные практики (йога, пилатес, калланетика). Эти практики не имеют культурных корней в России, не адаптированы к нашему климату и образу жизни. Без критического осмысления они механически включаются в систему отечественного вузовского образования, представлены многочисленными спортивными секциями, медицинсними кабинетами и всевозможной литературой. Но самое опасное, что спорт высших достижений и заимствованные из-за рубежа системы оздоровления и физические упражнения не способствуют формированию цельной личности, не ставят своей задачей укрепление ее духовно-нравственных основ. При этом необратимо утрачиваются традиционные физкультурно-оздоровительные практики России, напрямую связанные с гармоничным развитием человека.
Упадок современного физкультурно-спортивного движения в России связан также с тем, что в средствах массовой информации насаждается культ вседозволенности, насилия, жестокости, получения сиюминутного наслаждения от употребления наркотиков, алкоголя, табака. Трансляция основных видов спорта идет под рекламу алкогольной продукции. В связи с этим у многих возникает отрицательное отношение к современной физической культуре и спорту. Таким образом, сегодня в России весьма актуальным становится вопрос о возрождении национальных культурных ценностей и традиций, в том числе и физкультурно-оздоровительных практик, направляющих личность на путь духовного, душевного и телесного самосовершенствования.
Степень научной разработанности темы. Проблема всестороннего развития личности стала рассматриваться еще в древних текстах. Так, например, в гомеровских поэмах «Одиссея» и «Илиада» встречаются первоначальные представления об умственном, нравственном и физическом потенциале личности. Наибольшую значимость она приобретает в философских школах времен античности, где телесное и интеллектуальное совершенство рассматривались в неразрывной связи друг с другом. Аристотель впервые создает классификацию добродетелей и пороков, считая, что многие нравственные стороны души человека определяются его телесными особенностями.
Впервые понятие «духовность» появляется в христианскую эпоху. Вопрос о духовном, нравственном и физическом воспитании личности четко ставится уже Апостолом Павлом, который указывает на взаимосвязь духовных, душевных и телесных способностей человека. Соотношение духовно-нравственных качеств личности и их соотношение с телесными характеристиками человека по-разному ставятся и решаются такими крупными христианскими богословами, как Иусти-ном Философом, Иринеем Лионским, Феофилом Антиохийским, Киприаном Карфагенским, Ефремом Сирином. В большинстве их текстов подчеркивается необходимость обуздания плоти во имя нравственного очищения и совершенствования души, хотя у Евагрия Понтийского можно найти идею о духовном и нравственном идеале личности, считая, что физические упражнения и трудовая деятельность воспитывают в человеке не только тело, но прежде всего его душу. Максим Исповедник сравнивает тело человека с церковью, в которой должен пребывать дух и покоиться душа, соответственно, тело должно быть здоровым и содержаться в чистоте. Данная проблема широко поднимается и представителями отечественного богословия: Игнатием Брянчаниновым, Ильей Гумилевским, Тихоном Задонским, Феофаном Затворником, Лукой Войно-Ясенецким и другими. Они акцентируют свое внимание на духовном, душевном и телесном развитии человека, указывая на их взаимосвязь. Главное, чтобы в данной иерархии на первое место ставился дух, а потом уже душевные и телесные характеристики. Только такое соотношение может привести человека к целостности и гармонии.
В эпоху Возрождения обожествляется как античный, так и христианский идеал цельной личности, причем наиболее органического их синтеза достигает в своих работах Эразм Роттердамский. В Новое время и эпоху Просвещения, христианский культ духовности сменяет установка на оправдание человеческой телесности. Рене Декарт считает, что в личности необходимо развивать как интеллектуально-нравственные, так и телесные качества. Джон Локк указывает на тот факт, что сформировать полноценную личность без надлежащего физического и нравственного воспитания невозможно. Жан-Жак Руссо также указывает на необходимость объединения интеллектуального, трудового и физического воспитания. Он считает, что слабое тело ребенка негативно влияет на его душу, поэтому его необходимо воспитывать в суровых природных условиях.
В философии Х1Х-ХХ веков проблема воспитания цельной личности по-разному решается в рамках материалистической и религиозно-философской мысли. Такие материалисты как Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс, В Л Ленин и Г.В. Плеханов, считают христианскую духовность издержкой религиозного воспитания и полагают, что на ее смену должно прийти атеистическое и коллективистское, трудовое и физическое воспитание.
В противовес материалистическим концепциям выступили представители русской религиозной философии B.C. Соловьев, H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин и С.Л. Франк, которые подчеркивают приоритет духовности и аскетичности в воспитании цельной личности. Пожалуй, наиболее взвешенной позиции придерживался В.В. Зеньковский, в своих работах он неоднократно выделяет необходимость физического воспитания для формирования цельной религиозно-нравственной личности.
В современной отечественной философии проблемы духовно-нравственного воспитания личности обрели особую актуальность. С.А. Азаренко выделяет в духовно-нравственном воспитании умение жертвовать собой ради других. A.B. Иванов определяет духовность в виде безусловной человеческой морали. Ю.Е. Кобина утверждает, что в основе воспитания личности должны лежать духовно-нравственные ценности. В.Н. Сагатовский считает, что цельная личность должна формироваться по принципу «развивающейся гармонии». Необходимо также выделить отечественных педагогов, занимающихся проблемами духовно-нравственного воспитания цельной личности: Е.В. Бондаревскую, Т.И. Власову, В. А. Караковско-го, Л.И. Новикову, Т.И. Петракову и других. В их исследованиях выдвинуты основные задачи духовно-нравственного воспитания (обретение духовности, освоение основных понятий этики и морали, воспитание ответственности и дисциплинированности). Сама же идея духовно-нравственного воспитания вытекает из христианской антропологии, где цельная личность представляет собой триединство духа, души и тела.
Что касается общефилософских проблем теории и истории физической культуры, а также научного вклада в развитие массового физкультурно-спортивного движения России, то здесь необходимо выделить работы следующих авторов: P.A. Абзалова, В.К Бальсевича, H.H. Визитея, В.М Выдрина, A.B. Грачева, Б.В. Горбунова, Н.К. Глотова, JI.A. Зеленова, П. Золина, М.С. Кагана, Ю.А. Лебедева, ЛИ. Лубышевой, М.Н. Лукашева, Л.П. Матвеева, В.М. Мордвинцева, В.И. Муравьева, С.Н. Мягковой, Г.Г. Наталова, В.Н. Непопалова, Ю.М. Николаева, P.A. Пилоя-на, Н.И Пономарева, МЛ. Сарафа, В.А. Старкова, В.В. Столбова, И.И. Сулейма-нова, A.B. Терещенко, а также основоположников физического воспитания в России: Е.М. Дементьева, П.Ф. Лесгафта, Н.И. Новикова, Е.А. Покровского, А.П. Протасова.
Философское осмысление феномена человеческого тела и телесности представлены в научных трудах С.Ф. Денисова, Л.В. Жарова, В Л. Круткина, Е.В. Лебедевой, HJE. Мазаловой, Р.В. Маслова, В А. Подороги, П.Д. Тшценко, С.С. Хоружет. В них авторы подробно рассматривают различные трактовки человеческого тела и телесности, их смысла и предназначения, сложившиеся в различных культурных пространствах.
К зарубежным специалистам можно отнести Л. Куна, Б. Лоу, У. Моргана, которые сделали большой вклад в разработку нового научного направления - философии спорта. В частности, ими были рассмотрены экзистенциальные, гносеологические, аксиологические проблемы спорта, а также вопросы этики и эстетики физической культуры и спорта.
Проблемы целостности человека и его здоровья широко раскрыты в трудах современных отечественных философов: С.А. Ан, B.C. Барулина, В.М. Видгофа, П.Н. Гуйвана, П.С. Гуревича, ИЗ. Мелик-Гайказян, В.Н. Саратовского, Т.А. Семи-лет, EJB. Ушаковой, В.Н. Филиппова, ИЛИ. Шевелева, И.П. Элентуха, Б Т. Юдина и других. Их работы послужили методологической опорой для построения данного исследования.
Несмотря на полученные ценные результаты диссертационной работы, роль традиционных физкультурно-оздоровительных практик в формировании цельной личности остается, на наш взгляд, недооцененной. В дальнейшем прояснении нуждается также вопрос о видах и соотношении различных практик обретения целостности человеческого бытия, которые накоплены в рамках традиционной культуры России.
Объект исследования - традиционные физкультурно-оздоровительные практики России.
Предмет исследования — духовно-нравственный потенциал традиционных физкультурно-оздоровительных практик России.
Цель исследования - раскрыть духовно-нравственный потенциал традиционных физкультурно-оздоровительных практик России с точки зрения возможности формирования на их основе цельной личности в современных социальных условиях.
Задачи исследования:
- подвергнуть философско-культурологической экспликации понятие цельной личности в историко-философской и православно-христианской традициях;
- выявить единство и своеобразие религиозно-мистических, интеллектуально-образовательных и физкультурно-оздоровительных практик России, как факторов всестороннего развития личности;
- показать, что традиционные физкультурно-оздоровительные практики России выступали важнейшим механизмом формирования цельной личности как гармоничного триединства духа, души и тела;
- доказать, что традиционные физкультурно-оздоровительные практики России весьма актуальны в плане выхода из кризиса современного физкультур-но-спортивного движения.
Методологическая основа исследования. Использована диалектическая методология, прежде всего, для анализа взаимоотношений духовного и телесного аспектов человеческого бытия, а также взаимопроникновение природно-телесной и культурной составляющих в физкультурно-оздоровительных практиках России. Использованы элементы герменевтического подхода, а также ретроспективный контент-анализ философско-культурологической, религиозно-богословской, историко педагогической и специальной литературы по проблемам духовно-нравственного и физического воспитания личности. Применены методы анализа и синтеза при рассмотрении духовно-нравственного потенциала цельной личности и путях его реализации.
В плане теоретических установок особое значение для нашего исследования имели труды И.М. Быховской и В.И Столярова, которые раскрыли аксиологическую особенность духовного и телесного в истории физической культуры и спорта.
Научная новизна исследования:
- на основе историко-философского анализа эксплицировано понятие цельной личности как органического единства духовной, душевной и телесной жизни человека, а также показана определяющая роль духовно-нравственного воспитания в ее достижении;
- выявлены основные пути достижения всестороннего развития личности в традиционной русской культуре: религиозно-мистические, ингеллеюуальнсюбразовательные и физкулыурнскддоровительные практики;
- введено в научный оборот понятие «физкультурно-оздоровительные практики», оно определено как трудовая, игровая, спортивная и лечебно-гигиеническая деятельности человека, которые способствуют достижению телесного здоровья, внутренней душевной гармонии и духовной укорененности в высших ценностях родной для него культуры;
- показано, что забвение идеала цельной личности и путей достижении духовно-нравственною воспитания является главной причиной кризиса в физкультуре и спорте современной России;
- предложена и апробирована авторская программа духовно-нравственного воспитания детей посредством физкультурно-оздоровительных практик.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Этико-эстетический идеал цельной личности сформировался уже в античности. В нем органически сочетались нравственные (этос), умственные (нус) и физические (физис) качества, причем показателем ее совершенства считалась именно телесная красота - калокагатия. С появлением христианства показателем всесторонне развитой личности (включая умственные, нравственные и физические качества) выступала духовность человека, измеряемая тремя основными добродетелями - верой, надеждой и шобовыо. Начиная с эпохи Возрождения, происходит реабилитация человеческой телесности, а критерием цельной личности становится триединство духовной, душевной и телесной жизни, что наиболее зримо прослеживается в работах Эразма Роттердамского.
3. Религиозно-мистические, интеллектуально-образовательные и физкультурно-оздоровительные практики являлись различными, но, вместе с тем, взаимодополняющими механизмами гармонизации духовной, душевной и телесной жизни человека.
2. Формирование цельной личности подразумевает примат духовно-нравственных целей и идеалов, которые позволяют упорядочить сферу наших душевных переживаний и желаний, а также ввести телесную жизнь в разумные и достойные рамки. При этом занятия физкультурой и спортом, в свою очередь, помогают личности сформировать положительные духовные и нравственные качества.
4. Традиционные физкультурно-оздоровительные практики России позволяли сформировать такие положительные нравственные (духовные) и психологические (душевные) качества человека как отзывчивость, патриотизм, трудолюбие, смелость, благородство, сдержанность и коллективизм.
5. Современная физическая культура и спортивное движение России находятся в состоянии кризиса, который возник вследствие забвения античного и христианского идеала цельной личности, а также отсутствием национальной идеи о здоровом образе жизни. Одним из путей его преодоления могут служить традиционные физкультурно-оздоровительные практики, включающие в себя различные направления, средства и формы, связанные не только с телесным развитием, но и воспитанием в личности ее духовно-нравственных качеств.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о цельной личности и традиционных практиках, способствующих ее формированию. Результаты работы выявляют новый аспект в исследовании проблемы духовно-нравственного воспитания человека посредством физкультурно-оздоровительных практик.
Практическая значимость работы. Материалы диссертационной работы могут быть использованы при чтении академических курсов по философии, культурологии, религиоведению, антропологии, педагогике и истории физической культуры и спорта в России. Результаты работы могут быть полезны при исследовании проблем, связанных с изучением духовного, душевного и телесного здоровья нации. Практические выводы и рекомендации исследования могут использоваться в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, а также специалистами, чья деятельность направлена на общее развитие человека. Отдельные выводы работы могут найти применение в преподавании теоретических дисциплин на факультетах физической культуры.
Апробация основных положений и выводов была осуществлена на международных, всероссийских, региональных, городских научно-практических конференциях и семинарах: Международная научно-практическая конференция «Культура Алтайского края как опыт толерантного взаимодействия сопредельных территорий» (Барнаул, 2007 г.), Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Человек: философская рефлексия» (Барнаул, 2006 г.), У-У1 Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Интеллектуальный потенциал ученых России» (Барнаул, 2006-2007 гг.), Всероссийская научная конференция с международным участием «Конструирование человека» (Томск, 2007 - 2008 гг.), Всероссийская научная конференция с международным участием «Системы и модели: границы интерпретаций» (Томск, 2007 г.), IV Всероссийский гуманитарный форум с международным участием «Сибирские Афины: Профессионализм и культура творческой личности» (Томск, 2007 г.), Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы физической культуры и спорта: целостный подход к теории и практике» (Барнаул, 2008 г.), Межрегиональный семинар «Тропа Алтын-Келя: проблемы и перспективы развития активного детского и молодёжного эколош-познавательного туризма в Алтае-Саянском регионе» (Горно-Алтайск, 2007 г.), Межрегиональная научно-практическая конференция «Родное и Вселенское в судьбе России» (Барнаул, 2007 г.), Региональная научно-практическая конференция «Роль религии в образовании: от прошлого к будущему» (Барнаул, 2008 г.), городская научно-практическая конференция «Проблемы гуманизма в парадигме современного образования» (Барнаул, 2006 г.), городская научно-практическая конференция «Человек. Общество. Предпринимательство» (Барнаул, 2006 г.).
По теме диссертации опубликованы статьи в журналах и сборниках научно-практических конференций. Результаты диссертационного исследования включены в курсы учебных дисциплин по философии, философской антропологии, философии культуры, безопасности жизнедеятельности, истории физической культуры и спорта. Используются студентами при написании курсовых, итоговых квалификационных работ и выполнении творческих проектов, проводимых Министерством образования и науки Российской Федерации, на факультете физической культуры АлтГПА, на базе Краевого техникума олимпийского резерва, а также в разработке программ реабилитации детей девиантного поведения, детей группы риска и детей-инвалидов, программ экологических физкультурно-оздоровительных лагерей при Алтайском государственном природном заповеднике по заказу Российского представительства Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) и МОО ВПП ЮНЕСКО.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка (206 наименований источников). Работа имеет 150 страниц текста (вместе с библиографией).
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Физическая культура: ценностно-гуманистическая основа качества жизни современного общества2011 год, доктор философских наук Баранов, Виктор Алексеевич
Концепт взаимосвязи духовности и телесности в философии и культуре2009 год, кандидат философских наук Гребнев, Иван Вячеславович
Диалектика духовного и телесного в физической культуре2008 год, кандидат философских наук Оленкин, Юрий Владимирович
Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование1999 год, кандидат педагогических наук Корзинкин, Анатолий Алексеевич
Физическое воспитание как средство целостного развития личности студента вуза2003 год, кандидат педагогических наук Васильков, Валерий Геннадиевич
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Воронцов, Павел Геннадьевич
Заключение
В соответствии с поставленной целью исследования, раскрыт духовно-нравственный потенциал физкультурно-оздоровительных практик России, возможности формирования на их основе цельной личности. Исследование показало, что физкультурно-оздоровительные практики России выступали важнейшим механизмом формирования цельной личности как гармоничного триединства духа, души и тела человека. Физкультурно-оздоровительные практики являются неотъемлемой частью культуры человека и общества. С их помощью человек может достичь совершенства - обрести утраченную целостность и гармонию. Физкультурно-оздоровительные практики включают в себя два уровня: 1) низший (телесный); 2) высший (духовный). На первом уровне физкультурно-оздоровительные практики необходимы для телесного здоровья человека (эстетизация тела, хорошее самочувствие и так далее). На втором уровне физкультурно-оздоровительные практики способствуют гармоничному развитию духа-души-тела человека. Также доказано, что современное спортивное движение России дисгармонично по своему характеру. В нем также выделено два основных уровня: 1) массовый спорт в системе гармоничных физкультурно-оздоровительных практик; 2) профессиональный спорт, где ведущими силами становятся соревнования эгоцентрического характера, служение спортивному бизнесу, необузданным страстям и желаниям человека.
Сегодня физкультурно-оздоровительные практики мало пропагандируются средствами массовой информации, развернута беспрецедентная реклама разнообразных европейских и восточных систем оздоровления, которые не соответствуют культурным традициям народов России. Такое положение дел не может не волновать отечественных мыслителей, поэтому весьма актуальным является изучение духовно-мистических, интеллектуально-образовательных и физкультурно-оздоровительных практик России, в которых содержится духовно-нравственный потенциал цельной личности.
В ходе комплексного исследования было выявлено, что изучение духовно-нравственного воспитания цельной личности в широком значении возникло задолго до нашей эры. Термин «духовность», входит в поле философских дискуссий с эпохи христианской апологетики, само слово берет свое начало от др. лат. вртШв (дух) - буквально: дуновение, тончайший воздух, дыхание, запах. Термин «нравственность» происходит от греческого «этос». Впоследствии древнеримский философ Цицерон ввел понятие «шогаНБ» - «моральный», «нравственный». По мере развития общества и различных наук под нравственностью и моралью стали понимать явления реальной жизни - нормы и эталоны поведения людей, а также выполнение общественных правил в условиях государственного законодательства.
Также установлено, что на протяжении нескольких тысячелетий мыслители в основном рассматривали идеал цельной личности не как проблему, а как феномен сущности человека. Их миссия заключалась в желании углубить осмысление и значение многомерной сущности человека, а не сомневаться в ней и не оспаривать ее. Когда на смену религии пришел конформизм, тогда возникла проблема гармоничного развития человека, которая к глубокому сожалению до сих пор не решена и в связи с этим не определены пути духовно-нравственного построения современного российского общества.
Теоретико-методологический анализ философской, богословской, культурологической и педагогической литературы, а также литературы в области теории и практики физического воспитания позволяет сделать выводы о сложности, многоаспектности и противоречивости изучаемой проблемы. В данных дисциплинах нет четкого, определения духовно-нравственного воспитания цельной личности. Однако, в философии образования и в педагогической антропологии, воспитание чаще определяют через целостность, структуру и свойство. Под духовно-нравственным воспитанием в основном понимается способ преобразования человека человеком. Духовно-нравственное воспитание отражает духовные ценности, ставшие для личности исходными понятиями его повседневной культуры. Показателем духовно-нравственного воспитания считаются как врожденные, так и приобретенные человеческие качества (милосердие, сострадание, забота, сердечность, любовь, доброта, ласка, отзывчивость, мягкость, патриотизм, трудолюбие, смелость, благородство, сдержанность, соразмерность, мудрость и другие). Сама же идея духовно-нравственного воспитания вытекает из христианской антропологии, где человек представляет собой триединство духа, души и тела (образ Святой Троицы в человеке).
В религиозно-богословской мысли считается, что человек, сохранивший в себе образ Бога и достигший Его подобия, обретает утраченную целостность, потерявший (вставший на путь дисгармонии), соответственно, больным, грешным и несовершенным. Получить исцеление, значит обрести утраченную целостность духа, души и тела человека. Богословы подчеркивают в своих работах ведущую роль духовного, нравственного, трудового и физического воспитания для всестороннего развития цельной личности. В их представлениях стремящийся к совершенству дух человека должен находить себе пищу в Боге, душа должна питаться духом, тело должно жить по закону совести. Отвратившись от Бога, человек начинает вести бездуховный и безнравственный образ жизни, что приводит к разрушению целостности. Чтобы достигнуть совершенства, человеку необходимо забыть о своей плоти. Тело следует порабощать и утомлять физическим и умственным трудом. Телесный труд приносит чистоту сердцу, а сердечная чистота приносит добрые плоды душе. Таким образом, в православной культуре выделяется путь укрепления в вере, основанный на принципах нравственности как вере в Бога, а также воспитание совести и укрепление духовности. Православная система духовно-нравственного воспитания цельной личности направлена на соблюдение Божьих заповедей и обретение человеком Божьего образа и подобия.
В ходе историко-философского и религиозно-богословского исследования проблемы триединства духа-души-тела человека было выявлено, что дух - это высшие цели, ценности и идеалы человека, а для религиозного человека дух — это способность общения с Богом. Дух может быть определен и как высшая способность души, посредством которой человек вступает в общение с Богом. Сама по себе душа без духа - психика. Самосознание - функция духа. Дух, благодаря своей цельности, космической энергейности и божественности, организует волю человека, его сознание, разум, душу и тело. Благодаря деятельности духа, в человеке возникают идеи, образы, представления, открытия. Не все духовное может осознаваться человеком, поэтому одна из способностей духа - это спонтанное стремление к целостности и гармонии.
Душа - это то, как человек чувствует окружающий мир. Душа не вещественна, бестелесна, но она является тем, что приводит тело к раздражению и возбудимости и сложнейшей жизненной координации. Душе присущ индивидуальный, специфический ранг - одухотворенность. В качестве предмета научной психологии душа лишается сегодня всех метафизических составляющих и рассматривается исключительно как гипотетическое понятие, равнозначное всей совокупной сфере переживаний человека, представленная в потоке материальной структуры тела. Термин «психология» происходит от греческих слов «psyche» — душа, и «logos» — учение. В различных языках народов мира, в частности, в русском языке, слово «душа» употребляется в нескольких смыслах: физическом («вольная душа»), физиологическом («отлетела душа»), моральном («героическая душа»), социальном («душа народа»), эстетическом («душа произведения искусства»), религиозном («бессмертная душа»), аксиологическом («чистая душа»). Многообразие значений понятия «душа» отражает его субстанциональную роль в понимании человека.
Тело - это физическое бытие человека, оно опредмечено, а значит, ограничено пространством и временем. Во взаимосвязи с душой тело чувствует рождение и смерть. Во взаимосвязи с духом тело реализует свои высшие возможности. Дух в теле - это разум души. Человеческая телесность отлична от тела, потому что представляет собой «образ», идею тела, его форму. Тело является сосудом, телесность - это то, что этот сосуд наполняет. По своей структуре телесность не материальна, она одухотворена. Тело тленно, телесность остается неизменной. Душа телесна, но не материальна, она имеет форму тела, а не само тело. Тело и телесность выражаются в понятии плоть. Дня плотского человека характерно самолюбование, а таюке некоторая агрессивность, которая проявляется в стремлении подчинить душу и дух телу. Плоть выражает саму себя. Плоть — это тело, стремящееся жить собственной жизнью и навязывающее свои идеалы душе. А идеалы плоти - это телесное наслаждение. Славянское «Ыо» - переводится как Богиня Земли и плодородия.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в традиционной русской культуре человек, вне всякого сомнения, воспринимался как цельная личность. В языческой культуре древней Руси уже тогда существовали первоначальные представления о духовно-нравственном потенциале цельной личности. То есть, в дохристианский период дух у них определялся в виде бестелесного существа, обитающего в природе. В христианскую эпоху, дух — это внутренняя сила человека, управляющая душой и телом. Данное триединство обеспечивало в цельной личности гармонию и здоровье.
За рамками диссертационного исследования остались вопросы, из которых, на наш взгляд, наиболее важными для дальнейшего развития темы являются следующие: вопросы государственного и общественного отношения к развитшо физкультурно-оздоровительных практик России, экзистенционапьные проблемы личности, решаемые с помощью физкультурно-оздоровительных практик. Осмысление обозначенных проблем представляется нам перспективным направлением дальнейших научных поисков в рассматриваемом разделе теории и истории культуры.
134
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Воронцов, Павел Геннадьевич, 2009 год
1. Абзалов, Р. А. Размышление о физкультурологии / Р. А. Абзалов // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 8. - С. 11-14.
2. Августин, Аврелий. Творения блаженного Августина, епископа Иппонийского / Августин Аврелий. 3-е изд. - Киев, 1914. - 443 с.
3. Азаренко, С. А. Типология культурного воспроизводства: методология и социально-этнический аспект исследования : автореф. дис. д-ра филос. наук / С. А. Азаренко. Екатеринбург, 2000. - 51 с.
4. Ан, С. А. Хомо цвишенс или человек границы / С. А. Ан. Барнаул : БГПУ, 2001.-118 с.
5. Ан, С. А. Философия спортивных поединков Китая / С. А. Ан // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: целостный подход к теории и практике: материалы всерос. науч.-практ. конф., 17-18 апр. 2008 г. Барнаул : БГПУ, 2008. — С. 61-65.
6. Антоний, Великий. Наставления о доброй нравственности / Ашоний Великий Электронный ресурс.:-Режим доступа: htlpyAvvvw.sviÜo^et/nasled/anton/nastavl.shtml, свободный.
7. Антоний, Великий. Устав отшельнической жизни / Антоний Великий Электронный ресурс. : Режим доступа : http://www.svitlo.net/nasled/anton/ustaw.shtml, свободный.
8. Апенышева, JT. Г. Концепция сердца в системной философии: автореф. дис. канд. филос. наук/ JI. Г. Апенышева. Барнаул, 2004. -18 с.
9. Аристотель. О душе / Аристотель // Сочинения: в 4 т. -М., 1975.—'Т.1. С. 369-450.
10. Афанасий, Великий. Слово о воплощении Бога / Афанасий Великий Электронный ресурс.: Режим доступа : http://wviw.svitio.nei/nasled/afanas/wopl.shtml, свободный.
11. Афинагор, Афинянин. О воскрешении мертвых / Афинашр Афинянин Электронный ресурс.: Режим доступа: http://www.svitlo.net/nasled/afcagor/ovoskr.shtml, свободный.
12. Афинагор, Афинянин. Прошение о христианах / Афинагор Афинянин Электронный ресурс.: Режим доступа: http://www.svitlo.net/nasled/afinagor/prosh.shtml, свободный.
13. Бальсевич, В. К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. -1991.—№ 7. С. 37-41.
14. Бальсевич, В. К. Конвенция высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 1993. - № 4. — С. 21-22.
15. Баня, банька, баенка: Любителям и знатокам банного дела. — Петрозаводск : Карелия, 1992.-190 с.
16. Барулин, В. С. Человек: многогранность и целостность его отношения к общественной жизни / В. С. Барулин // Личность. Культура. Общество. 2004. -Вып. 1 (21). — С. 108-118.
17. Батшцев, Г. С. Введение в диалектику творчества / Г. С. Батшцев. — СПб. : Изд-во РХГИ, 1997. 464 с.
18. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Изд-во Искусство, -1979. - 444 с.
19. Белинский, В. Г. Избранные сочинения / В. Г. Белинский. М.: Гослитиздат, 1947.-671 с.
20. Бердяев, Н. А. Дух и реальность / Н. А. Бердяев // Философия свободного духа. М., 1994. - С. 364—462. /
21. Бердяев, Н. А. Проблема человека (К построению христианской антропологии) / Н. А. Бердяев. М.: Путь, 1936. - С. 3-26.
22. Брянчанинов, Игнатий. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова : Слово о смерти / Брянчанинов Игнатий. М.: Репринт, 1991. — 317 с.
23. Булгаков, С. Н. Собрание сочинений : в 2 т. / С. Н. Булгаков. — СПб. : ООО «ИНАПРЕС»; М.: Искусство, 1999. Т. 1: Первообраз и образ. - 416 с.
24. Быховская, И. М. Здоровье как практическая аксиология тела / И. М. Быхов-ская // Мир психологии.- 2000.-№1 (21). С. 82-89.
25. Быховская, И. М. «Homo Somatikos»: аксиология человеческого тела / И. М. Быховская. М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 208 с.
26. Василий, Великий. Беседы на шесгоднев о сотворении человека / Василий Великий Электронный ресурс.: Режим доступа: httpyAvww.sviÜo^etAiasled/wasil/6dnevv01 .shtml, свободный.
27. Василий, Великий. О Святом Духе / Василий Великий Электронный ресурс.: Режим доступа: http://www.svitlo.net/nasled/wasil/duh.shtml, свободный.
28. Видгоф, В. М. Целостность эстетического сознания как предмет философского исследования : автореф. дис. . д-ра филос. наук / В. М. Видгоф. Екатеринбург, 1993. - 53 с.
29. Визитей, Н. Н. Физическая культура личности (проблема человеческой телесности: методологические, социально-философские, педагогические аспекты) / Н. Н. Визитей. Кишинев, 1989. -156 с.
30. Власова, Т. И. Духовное содержание ценностей семейного воспитания в Древней Руси / Т. И. Власова Электронный ресурс. Режим доступа : http://nansysan.narod.ru/index3021 .html, свободный.
31. Войно-Ясенецкий, В. Ф. (Архиепископ Лука). Дух, душа и тело / В. Ф. Войно-Ясенецкий. -М.: Б. и. 1999. -160 с.
32. Выдрин, В. М. Физическая культура и ее теория / В. М. Выдрин // Теория и практика физической культуры. —1986. № 5. - С. 24-27.
33. Выдрин, В. М. К вопросу определения понятий в теории физической культуры / В. М. Выдрин, Н. И. Понамарев, Б. В. Евстафьев и др. // Теория и практика физической культуры. 1987. - № 2. - С. 23-25.
34. Вышеславцев, Б. П. Этика преображенного Эроса / Б. П. Вышеславцев. М.: Изд-во Республика, 1994. - 368 с.
35. Гагарин, А. С. Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, смерть, страх (От античности до Нового времени). Историко-философский аспект : автореф. дис. . д-ра фил ос. наук / А. С. Гагарин.—Екатеринбург, 2002. 47 с.
36. Газарова, Е. Э. Психология телесности / Е. Э. Газарова. -М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. —167 с.
37. Галльских, 10. А. Человек и его сущностные силы / Ю. А. Гальских. Барнаул : Изд-во БГТТУ, 1995. - 224 с.
38. Ганнушкин, П Б. Постановка вопроса о границах душевного здоровья / П. Б. Ганнушкин // Избранные труды. М., 1964. - С. 97-108.
39. Гегель, Г. Ф. В. Собрание сочинений: в 14 т. / Г. Ф. В. Гегель. М., 1930. - Т. 1: Энциклопедия философских наук. Наука логики. — 322 с.
40. Гегель, Г. Ф. В. Собрание сочинений : в 14 т. / Г. Ф. В. Гегель. М., 1956. - Т. 3 : Философия духа.—371 с.
41. Глотов, Н. К. Философско-культуролошческий анализ физической культуры / Н. К. Глотов, А. С. Игнатьев, А. В. Лотоненко // Теория и практика физической культуры. 1996. - № 1. - С. 4-6.
42. Гоббс, Т. Собрание сочинений: в 2 т. / Т. Гоббс. М.: Мысль, 1991. - Т. 2 :0 христианском государстве. - 731 с.
43. Гончаров, В. Д. Наука о физической культуре: на путях становления / В. Д. Гончаров // Теория и практика физической культуры. -1998.—№ 4. С. 43-44.
44. Горбунов, Б. В. Традиционная народная борьба восточных славян / Б. В. Горбунов Электронный ресурс. Режим доступа http://www.hand-to-hand.ru/ie.php4?u=zactiv&id=2&s=l&r=l 0, свободный.
45. Грачев, А. В. Физическое воспитание в России в эпоху реформ Петра I / А. В. Грачев // Очерки по истории физической культуры. М. : Физкультура и спорт, 1938.-С. 107-139.
46. Григорий, Богослов. О душе / Григорий Богослов // Собрание творений : в 2 т. М.: ACT, 2000. - Т. 2. - С. 39-43.
47. Григорий, Богослов. О человеческой природе / Григорий Богослов // Собрание творений: в 2 т. М.: ACT, 2000. - Т. 2. - С. 51-55.
48. Григорий, Нисский. Об устроении человека / Григорий Нисский Электронный ресурс.: Режим доступа: http.V/wvm.svitlo.net/nasled/grignisk/ustr.shtml, свободный.
49. Григорий, Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих / Григорий Шлама Электронный ресурс.: Режим доступа ht^://wvw.orthHbjii/Paсвободный.
50. Гуйван, П. Н. Проблема человека в истории философии. Философия древней Индии, Китая и Греции / П. Н. Гуйван. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2001. - 132 с.
51. Гумилевский, И. Учение святого апостола Павла о душевном и духовном человеке / И. Гумилевский. — М.: Сергиев Посад. Мое. губ. Типография И.И. Иванова, 1913.-211 с.
52. Гуревич, П. С. Проблема целостности человека / П. С. Гуревич. М. : ИФ РАН, 2004.-178 с.
53. Денисов, С. Ф. Библейские и философские стратегемы спасения: антропологические этюды / С. Ф. Денисов. Омск: Изд-во ОмГТТУ, 2004. - 216 с.
54. Декарт, Р. Рассуждение о методе / Р. Декарт // Сочинения : в 2 т. М., 1989. -Т.1.-С. 250-296.
55. Декарт, Р. Частные мысли / Р. Декарт // Сочинения: в 2 т. М., 1989. - Т.1. -С. 573-580.
56. Дойзер, Э. Здоровье спортсмена / Э Дойзер. М. : Физкультура и спорт, 1980.-136 с.
57. Домострой. Сильвестровский извод. СПб. : Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. - С. - 29-132.
58. Древняя Русь (физическое воспитание восточных славян) Электронный ресурс. Режим доступа : Ьйр://\у\у\¥.тозсолу2001.о1утрю.ги/гот/тёех.11Цп1?1=г, свободный.
59. Евагрий, Понтйский. Слово о духовном делании, или Монах / Евагрий Понгийский Электронный ресурс.: Режим доступа: htфУ/wvvw.svitloлlel/nasled/evgarij/monah.shtml^ свободный.
60. Евсевий, Кесарийский. Слово Василевсу Константину / Евсевий Кесарийский Электронный ресурс. : Режим доступа: Ъ11р:/Лу\^.8уМоле1/т81^ свободный.
61. Ефрем, Сирин. О рае / Ефрем Сирин Электронный ресурс.: Режим доступа : http://wwvv.svitlo.net/nasled/efrem/rai.shtml, свободный.
62. Жаров, Л. В. Человеческая телесность: философский анализ : автореф. дис. д-ра филос. наук / Л. В. Жаров. Свердловск, 1988. - 33 с.
63. Житие и Хождение Даниила, игумена русской земли // Первые книги Святой Руси. М., ДАРЪ, 2005. - С. 443-^34.
64. Жукова, Е. А. ЬП-ТесЬ: динамика взаимодействий науки, общества и технологий : автореф. дисд-ра филос. наук / Е. А. Жукова. Томск, 2007. - 39 с.
65. Задонщина или слово Софония Рязанца о великом князе Дмитрии Ивановиче как победили супостат царя Мамая // Первые книги Святой Руси. М. : ДАРЪ, 2005.-С. 535-556.
66. Зеленов, Л. А. Физическая культура как система (к дискуссии о предмете теории физической культуры) / Л. А. Зеленов, Ю. А. Лебедев // Теория и практика физической культуры. —1985. № 9. — С. 48-50.
67. Зеньковский, В. В. Апологетика / В. В. Зеньковский. Рига, Рижская Епархия, 1992.-262 с.
68. Зеньковский, В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В. В. Зеньковский. М.: Школа-пресс 1996. - 271 с.
69. Золин, П. Древние ристалища Руси / П. Золин. — М. : Товарищество «Московский писатель», 1989. — С. 3—35.
70. Иванов, А. В. Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы / А. В. Иванов, И В. Фотиева, М Ю. ТТТитттин. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001. - 240 с.
71. Иванов, А. В. Евразийство: ключевые идеи, ценности, политические приоритеты / А. В. Иванов, Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев, М. Ю. Шишин. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2007. - 243 с.
72. Иванов А. В. Мир сознания / A.B. Иванов. Барнаул, 2000. - 240 с.
73. Иванов, А. В. Феномен духовности человека: проблема интерпретации / А. В. Иванов // Человек: философская рефлексия : материалы всероссийской (с международным участием) науч.-практ. конф., 29-30 марта 2006 г. Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2001.-С. 7-10.
74. Ильин, ИА. Путь духовного обновления / И.А. Ильин. М.: ООО «Издательство ACT, 2003. - 365 с.
75. Иоанн, Дамаскин. Точное изложение православной веры / Иоанн Дамаскин. Электронный ресурс.: Режим доступа : hUpy/vvww.svitiojiet/msIe^oandam/vera.slitml, свободный.
76. Иоанн, Златоуст. Против Аномеев / Иоанн Златоуст Электронный ресурс.: -Режим доступа: http://vmw.svitlo.net/nasled/zlatoust/anomOO.shtml, свободный.
77. Ириней, Лионский. Против ересей / Ириней Лионский Электронный ресурс.: Режим доступа: http://w\vw.krotov.info/Hbrary/i/iriney/versl.html, свободный.
78. История развития плавания: Древняя Греция, .Древний Рим, Древняя Русь Электронный ресурс. Режим доступа : http^/ww.swimming.ru/cgi/Lcgi?itemid:=322, свободный.
79. Иустин, Мученик. Послание к Диогнету / Иустин Мученик Электронный ресурс. : — Режим доступа: http://www.svitlo.net/nasled/i^tin/diogn.shtml, свободный.
80. Иустин, Мученик. Разговор с Трифоном иудеем / Иустин Мученик Электронный ресурс.: Режим доступа: Ь^^/шшш.5\а11оле1/паз1е^и5Йп/1п5оп01 .shtail, свободный.
81. Каган, М. С. Человеческая деятельность / М. С. Каган. -М., 1974. —187 с.
82. Кант,И.Основыметафизикинравственности/И.Кант.-М:Мысль, 1999.- 1472с.
83. Киприан, Карфагенский. О ревности и зависти / Киприан Карфагенский Электронный ресурс. : Режим доступа : htф^/vvww.svitloлet/nasled/kiprian/гewn.shtшl, свободный.
84. Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы / Киприан (Керн). Киев : Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2005. — 434 с.
85. Климент, Флавий. Педагог / Климент Флавий Электронный ресурс.: Режим доступа: http://www.svitlo.net/nasledyklalex/pedagog01.shtml, свободный.
86. Климов, М. Ю. Семиотическая система спорта как феномен культуры: дис. канд. филос. наук / М. Ю. Климов. Барнаул, 2006. -123 с.
87. Кобина, Ю. Е. Антропологизация духовных ценностей в современной культуре : дис. канд. филос. наук / Ю. Е. Кобина. Ставрополь, 2004. -156 с.
88. Колесов, В. В. Мир человека в слове Древней Руси / В. В. Колесов. М., 1986.-312 с.
89. Костомаров, Н. И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа / Н. И. Костомаров. М.: Экономика, 1993. - 399 с.
90. Круткин В. Л. Онтология человеческой телесности (философские очерки) / В. Л. Круткин. — Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1993. —172 с.
91. Кун, Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Л. Кун. — М.: Изд-во Радуга, 1982.-400 с.
92. Лебедева, Е. В. Проблема телесности в философии С.Н. Булгакова : автореф. дис. кадд. филос. наук / Е. В. Лебедева. — М., 2002. — 24 с.
93. Лега, В. П. История западной философии. Античность, Средневековье, Возрождение / В. П. Лега. М.: ПСТГУ, 2004. - 185 с.
94. Лесгафт, П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Лесгафт. — М. : Педагогика, 1988. 398 с.
95. Лесгафт, П. Ф. Психология нравственного и физического воспитания / П. Ф. Лесгафт. -М.: Ин-т. практ. психолог. Воронеж: МОДЭК, 1997.-410 с.
96. Лищук, В. А. Девять ступеней к здоровью / В. А. Лищук, Е. В. Мосткова. М. : БИНОМ, 1998.-320 с.
97. Локк, Д. Мысли о воспитании / Д. Локк // Сочинения в 3 т. М.: Мысль, 1988.- Т.2. -С.407-614.
98. Локк, Д. Об управлении разумом / Д. Локк // Сочинения: в 2 т. М., 1985. -Т.2.-С. 202-440.
99. Лосев, А. Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития / А. Ф. Лосев. М., 1993. - С. 386-438.
100. Лосский, Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция / Н. О. Лосский.-М., 1995.-400 с.
101. Лоу, Б. Красота спорта: междисциплинарное исследование / Б. Лоу. М. : Радуга, 1984.-256 с.
102. Лубышева, Л. И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. —1996. № 1. — С. 2-4.
103. Лубышева, Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. -1997. № 6. - С. 10-15.
104. Лубышева, Л. И. Спорт, духовность, культура / Л. И. Лубышева, Е. А. Лу-бышев // Теория и практика физической культуры. -1998. — № 1. — С. 58-59.
105. Лукашев, М. Н. И были схватки боевые.: Рассказы о неизвестных эпизодах из славного прошлого отечественной борьбы, бокса и кулачного боя / М. Н. Лукашев. -М.: Физкультура и спорт, 1990. 238 с.
106. Лукашев, М. Н. Слава былых чемпионов / М. Н. Лукашев. — М.: Физкультура и спорт, 1976. 96 с.
107. Макарий, Египетский. О терпении и рассудительности / Макарий Египетский Электронный ресурс.: Режим доступа: htфУ/www.svitloлet/шsled/makeg/slovc4.shtшl, свободный.
108. Максим, Исповедник. Мистагогия / Максим Исповедник Электронный ресурс. : Режим доступа: Ь^-У/ушш.кш1оу.тГо/ас15/07/2Л5р1154.111ш1, свободный.
109. Мареева, Е. В. Проблема души в классической и неклассической философии / Е. В. Мареева. -М.: Академический Проект, 2003. 400 с.
110. Маслов, Р. В. Телесность человека: онтологический и аксиологический аспекты / Р. В. Маслов. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2003. — 204 с.
111. Матвеев, Л. П. Интегративная тенденция в современном физкулътуроведении / Л. П. Матвеев // Теория и практика физической культуры. 2003. 5. - С. 5-9.
112. Матвеев, Л. П. Физическая культура: физкультура или развитие человека / Л. П. Матвеев, В. Н. Непопалов // Теория и практика физической культуры. 1994. -№9. -С. 2-6.
113. Мелик-Гайказаян, И. В. Миф, мечта, реальность: постнеклассическое измерение пространства культуры / И. В. Мелик-Гайказян, Г. И. Петрова, Ю. С. Оса-ченко и др.. М.: Научный мир, 2005. - 256 с.
114. Мелитон, Сардийский. О душе и теле и страстях Господних / Мелитон Сардийский Электронный ресурс.: Режим доступа: htlpУДvww.s\^tIoлel/nasled/meHton/dusch.shtmI, свободный.
115. Минуций, Феликс. Октавий / Минуций Феликс Электронный ресурс. : — Режим доступа: http://vvww.svitlo.net/nasled/minuz/oktav.shtml, свободный.
116. Моление Даниила Заточника // Первые книги Святой Руси. М. : ДАРЪ, 2005.-С. 429-442.
117. Морган, У. Философия спорта. Исторический и концептуальный обзор и оценка будущего / У. Морган // Логос. 2000. - № 3 (54). - С. 147-159.
118. Муравьев, В. И. Предметная область философского и социологического знания о физической культуре и спорте и его основные элементы / В. И. Муравьев, И. И. Сулейманов // Теория и практика физической культуры. -1991. № 7. - С. 5-7.
119. Мяпсова, С. Н. Использование сведений по истории физической культуры и спорта в курсе гуманитарных дисциплин / С. Н. Мягкова // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. -М., 1998. С. 126-132.
120. Наталов, Г. Г. Эволюция научных представлений об объекте и кризис общей теории физической культуры / Г. Г. Наталов // Теория и практика физической культуры. -1999. № 9. - С. 40-42.
121. Никифоров, Ю. Б. Будь крепок духом и телом : православный взгляд на физическую культуру / 10. Б. Никифоров. — М. : Изд-во Душепопечит. центра св. прав. Иоанна Кронштадского, 2003. 303 с.
122. Николаев, Ю. М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности / Ю. М. Николаев // Теория и практика физической культуры. — 1997.-№6.-С. 2-9.
123. Николаев, Ю. М. Теоретические аспекты интегративного содержания и чело-векотворческой сущности физической культуры / Ю. М. Николаев // Теория и практика физической культуры. -1998. № 4. — С. 16-23.
124. Николаев, Ю. М. Физическая культура: человеческое измерение / Ю. М. Николаев // Теория и практика физической культуры. -1999. № 7. - С. 2-7.
125. Оленкин 10. В. Диалектика духовного и телесного в физической культуре : дисканд. филос. наук / Ю. В. Оленкин. Чебоксары, 2008. -157 с.
126. Ориген. О Началах / Ориген Электронный ресурс. : Режим доступа : http://vvww.svitlo.net/nasled/origen/nachO 1 .shtml, свободный.
127. Остапенко М. А. Образ совершенного человека в православной антропологии : автореф. дисканд. филос. наук / М. А. Остапенко. — Екатеринбург, 2002.—20 с.
128. Пейчев, В. Находка в старинной рукописи / В. Пейчев // Наука и жизнь. — 1979.—№ 10.-С. 151.
129. Петракова, Т. И. Сердечность воспитания / Т. И. Петракова // Педагогика. -2004. №7.-С. 34-38.
130. Петрунина, Т. А. Философско-антропологические основания российской педагогики XIX начала XX вв.: дис. д-ра филос. наук / Т. А. Петрунина. - Екатеринбург, 2004. - 250 с.
131. Пилоян, Р. А. Ошибки Пьера Де Кубертена и его последователей / Р. А. Пи-лоян // Теория и практика физической культуры. 1996. № 2. - С. 4-5.
132. Платон. Диалоги / Платон // М.: Мысль, 1986. 607 с.
133. Платон. Законы / Платон // Сочинения в трех томах: Т. 2. М. : Мысль, 1970.-620 с.
134. Плотин. Космогония / Плотин. М.: КУАП-book; К.: Виклер, 1995. - 304 с.
135. Повесть временных лет // Первые книги Святой Руси. М.: ДАРЪ, 2005. - С. 49-417.
136. Подорога, В. А. Полное и рассеченное. Политика тела. Материалы к истории базовых образов / В. А. Подорога // Психология телесности между душой и телом. М.: ACT: ACT MOCICBA, 2005. - С. 67-138.
137. Покровский, Е. А. Детские игры, преимущественно русские / Е. А. Покровский. М., 1887. - 368 с.
138. Полный церковно-славянский словарь (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений). М.: Отчий дом, 2001. -1120 с.
139. Пономарев, Н. И. К вопросу о законах функционирования и развития физической культуры / Н. И. Пономарев // Теория и практика физической культуры. -1985.-№ 1.-С. 5-8.
140. Пономарев, H. И. Некоторые проблемы функционирования и развития теории физической культуры / Н. И. Пономарев // Теория и практика физической культуры. -1996. № 5. - С. 55-62.
141. Поучение князя Владимира Мономаха (Лаврентьевская летопись) // Первые книги Святой Руси. М. : ДАРЪ, 2005. - С. 418-427.
142. Пчела // Памятники литературы Древней Руси: XIII век / вступ. статья Д. С. Лихачева ; под ред. Л. А. Дмитриева и Д. С. Лихачева. М. : Художественная литература, 1981. - С. 486-519.
143. Розанов, В. В. Люди лунного света: Метафизика христианства / В. В. Розанов. М. : Дружба народов, 1990. - 304 с.
144. Роттердамский, Э. О трех частях человека о духе (spiritus) душе (anima) и плоти (саго) / Э. Роттердамский // Похвала глупости. - М. : ЭКСМО-Пресс ; ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000. - С. 56-60.
145. Русские Веды : Песни птицы Гамаюн. Велесова книга / реставрация, перевод и комментарии Буса Кресеня (Александра Игоревича Асова). — М. : Наука и религия, 1992.-368 с.
146. Руссо, Ж.-Ж. Эмиль или О воспитании // Педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1981. С. 19-431.
147. Сагатовский, В.Н. Бытие идеального / В.Н. Сагатовский. СПб. : Петрополис, 2003.-104 с.
148. Сагатовский, В. Н. Философия антропокосмизма в кратком изложении : курс лекций / В. Н. Сагатовский. СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 2004. - 232 с.
149. Сагатовский, В. Н. Философия развивающейся гармонии в 3-х частях. Ч. 3: Антропология / В. Н. Сагатовский. СПб. : ООО Петрополис, 1999. - 288 с.
150. Сараф, МЛ. Спорт в культуре XX века (становление и тенденции развития) / М. Я. Сараф // Теория и практика физической культуры. —1997. — С. 5—12.
151. Семенова, M Мы-славяне! / M Семенова. СПб. : Азбука-классика, 2005. - 560 с.
152. Семилет, Т. А. Созидательные силы «родной» культуры /Т. А. Семилет//Родное и вселенское в судьбе России : сборник статей. -Барнаул : БГПУ, 2007. С. 26-33.
153. Скрипко, А. Д. Философские аспекты антропотехники в физической культуре / А. Д. Скрипко // Теория и практика физической культуры. 2001.—№ 9. ~ С. 2-6.
154. Славинецкий, Е. Гражданство обычаев детских / Е. Славинецкий // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. М. : Просвещение, 1974. - С.36-40.
155. Слово о полку Игореве // Древняя русская литература : хрестоматия. М. : Просвещение, 1988. - С. 95 -112.
156. Современное образование в контексте целостного подхода (к обоснованию метода эстетико-продукгивной педагогики) / под ред. В. М. Видгофа. Томск : ТГУ, 2005. - 252 с.
157. Соловьев, В. С. Чтение о богочеловечестве / В. С. Соловьев // Собрание сочинений : в 2 т. -М. : ПРАВДА, 1989. С. 5-172.
158. Слово о законе и благодати митрополита Иллариона // Первые книги Святой Руси. М. : ДАРЪ, 2005. - С. 3-48.
159. Столбов, В. В. Предисловие / В. В. Столбов // Кун, JL Всеобщая история физической культуры и спорта. М. : Радуга 1982. - С. 9-16.
160. Столяров, В. И. К вопросу о теории физической культуры (методологический анализ) /В. И. Столяров// Теория и практика физической культуры. -1985. -№ 7. С. 45-49.
161. Столяров, В. И. Методологические принципы определения понятий в процессе научного исследования физической культуры и спорта / В. И. Столяров. М. : ГЦОЛИФК, 1984. - 99 с.
162. Столяров, В. И. Спорт и современная культура: методологический аспект / В. И. Столяров // Теория и практика физической культуры. -1997. № 7. - С. 2-12.
163. Столяров, В. И. Философско-культурологический анализ физической культуры/ В. И. Столяров // Вопросы философии. -1988. № 4. - С. 78-91.
164. Сторчак, В. Этнический портрет древних славян / В. Сгорчак // Международный исторический журнал Электронный ресурс.—Электрон, дан.—Архив №16 июль-август 2001. Режим доступа : httpy/Wstoiy^achaoimi/a^number16/methcM^свободный.
165. Суворова, О. С. Телесность и смертность человека: философско-мироваззренческие и методологические аспекты : автореф. дис. д-ра филос. наук; / О. С. Суворова. М, 1995.-39 с.
166. Сулейманов, И. И. Основные понятия теории физической культуры: их сущность и соотношение / И. И. Сулейманов // Теория и практика физической культуры. 2001. - № 3. - С. 12-16.
167. Татиан. Речь против эллинов / Татиан Электронный ресурс. : Режим доступа : http://www.svitlo.net/nasled/tatian/elin.shtml, свободный.
168. Терещенко, А. В. Быт русского народа / А. В. Терещенко. М.: Русская книга, 1999.-336 с.
169. Тертуллиан. О свидетельстве души / Тертуллиан Электронный ресурс. : -Режим доступа: http://www.svitio.net/nasled/tertulian/swid.shtml, свободный.
170. Тихон, Задонский. Письма / Тихон Задонский. — М. : Свято-Троицкая Сер-гиева Лавра, 2006. 552 с.
171. Тшценко, П. Д. Тело страдания: философско-антропологическое истолкование / П. Д. Тшценко // Бюллетень сибирской медицины. Научно-практический журнал. 2006. -№ 5. - С. 35^7.
172. Трофимов, В. К. Душа русского народа. Природно-историческая обусловленность и сущностные силы / В. К. Трофимов. Екатеринбург, 1998. -145 с.
173. Ушакова, Е. В. Системная философия и системно-философская научная картины мира на рубеже третьего тысячелетия / Е. В. Ушакова. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 1998. - 250 с.
174. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка / М. Фасмер. М. : 1971.-827 с.
175. Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЭ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» Электронный ресурс. : -Режим доступа : http://www.rg.ru/2007/12/08/sport-doc.html, свободный.
176. Феофан, Затворник. Что есть духовная жизнь / Феофан Затворник Электронный ресурс. : httpy/azbykajoi/tseikov/duhov^alLshtml, свободный.
177. Феофил, Антиохийский. Три книга к Автолику о вере / Феофил Ангиохийский {Электронный ресурс. : Режим доступа : http-y/www.sviUojiet/nasIed/feoiil/avoliku.shtml, свободный.
178. Филиппов, В. Ы. Человек в концепции современного научного познания / В. Н. Филиппов. Барнаул : БГПУ, 1997 - 380 с.
179. Философия и социология спорта в XXI веке / «Круглый стол» журнала «Теория и практика физической культуры» совместно с кафедрой философии и социологии РГАФК (29 марта 2000 г.) // Теория и практика физической культуры. С. 46-55.
180. Философский энциклопедический словарь. М. : ИНФРА - М, 2002. - 576 с.
181. Флоренский, П. А. Христианство и культура / П. А. Флоренский. М. : Фолио, 2001.-672 с.
182. Франк, С. Л. Предмет знания. Душа человека / С. Л. Франк. СПб. : Наука, 1995.-656 с.
183. Фукуяма, Ф. Наше постчеловеческое будущее : Последствия биотехнологической революции / Ф. Фукуяма. М. : ACT ; ОАО «ЛЮКС», 2004. - 349 с.
184. Хоружий, С. С. Герменевтика телесности в духовных традициях и современных практиках себя / С. С. Хоружий // Психология телесности между душой и телом. М. : ACT: ACT МОСКВА, 2005. - С. 166-192.
185. Чумакова, Т.В. Образ человека в культуре древней Руси : автореф. дис. . д-ра филос. наук / Т. В. Чумакова. СПб. : 2002. - 42 с.
186. Шевелев, И. IIIО целостности зеркальной симметрии и числе «единица» (начало естественной геометрии) / И. Ш. Шевелев // Полигнозис.—2002.—№ 3. — С. 39-55.
187. Шпагин, Ю. А. Ошибочность термина «физическая культура» / Ю. А. Шпа-пш // Теория и практика физической культуры.—2002. № 6. - С. 61-62.
188. Элентух, И. П. Проблема целостности методологического анализа фундаментальных исследований (эпистемологический аспект) : автореф. дис. . д-ра филос. наук / И. П. Элентух. Екатеринбург, 1993. - 52 с.
189. Юдин, Б. Г. Здоровье: факт, норма и ценность / Б. Г. Юдин // Мир психологии. 2000. - №1 (21). - С.54-68.
190. Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов. СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. - С. 147-186.
191. Benedict, R. Patters of Culture / R. Benedict. Boston; N.Y., 1934. - 358 p.
192. Der Deutsche Renaissance Humanismus Abriß und Auswahl von Winfried Trillitzsch 19 H. - 660 p.
193. Freund, P. E. S. Bringing society into the body : Understanding socialized human nature / P. E. S. Freund // Theory a. soc. Amsterdam, 1989. Vol. 17, - № 6. - P. 858.
194. Fritz, Tunner Eros und Religion Sexualität und Spiritualität/Tunner Fritz.-1988.-227 p.
195. Hockett, C. F. Peiping morphophonemics / C. F. Hockett // Language, 1950. -Vol. 26.-P. 63-85.
196. Individuum Probleme der Individualität in Kunst, Philosophie und Wissenschaft. Herausgegeben von Got fried Boehm und Enno Rudolph. Stuttgart, 1994. - 230 p.
197. Marcel, G. A metaphysical diary / G. A. Marcel // The philosophy of the body. 216 p.
198. Mauss, M Techniques of the body /M Mauss // Economy and society. -1973. P. 56-71.
199. Steward, J. H. Theory of culture change / J. H. Steward. Urbana: of Illinois Press, 1955.-247 p.
200. Wilshire, B. Seit, Body and self deception / B. Wilshire // Man and world. The Hague, 1972.-P. 421-447.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.