Дауд Хаджжи ал-Усиши: Жизнь и творческое наследие тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Алхасова, Диана Мурадовна
- Специальность ВАК РФ07.00.02
- Количество страниц 271
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Алхасова, Диана Мурадовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ДАГЕСТАНСКОЙ АРАБОЯЗЫЧНОЙ НАУЧНО-ЛИТЕРАТУРНОЙ СИСТЕМЫ: ДАГЕСТАНСКИЕ АВТОРЫ
X - XVIII вв. И ИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
ГЛАВА 2. ДАУД ИЗ УСИША.
2.1. Усиша - один из центров арабоязычной книжной культуры Дагестана.
2.2. Биографический очерк.
2.3. Библиотека Дауда ал-Усиши.
ГЛАВА 3. ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ДАУДА АЛ-УСИШИ (СПИСКИ, ВОПРОСЫ ДАТИРОВКИ).
3.1. Сочинения Дауда ал-Усиши в рамках арабской грамматической литературы в Дагестане.
3.2. Сочинения Дауда ал-Усиши в числе арабоязычных произведений дагестанских авторов по логике.
3.3. Переписка Дауда ал-Усиши в жанре «вопросы-ответы».
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Рукописная традиция в Дагестане: На основе материалов восточных рукописей Дагестанского государственного университета2005 год, кандидат исторических наук Абдулхаликова, Малинкат Арсланбековна
Абубакар-хаджи из Аймаки-жизнь, творчество и научное наследие2005 год, кандидат исторических наук Гизбулаев, Магомед Андалавмагомедович
Арабо-мусульманское влияние на литературное творчество народов Дагестана: На примере аварской литературы2005 год, кандидат филологических наук Раджабова, Абидат Гаджиевна
Духовная жизнь мусульман Северо-Восточного Кавказа: X - XV вв.2005 год, кандидат исторических наук Билалова, Асият Мустафаевна
Историко-культурные предпосылки становления и развития арабоязычной дагестанской литературы и творчество Фахруддина из Аргвани0 год, кандидат филологических наук Гаджилова, Шанисат Магомедовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Дауд Хаджжи ал-Усиши: Жизнь и творческое наследие»
Актуальность исследования
Одной из наиболее актуальных задач отечественной науки является изучение культурного наследия народов нашей страны. В этом направлении Дагестан со своей богатой и самобытной историко-культурной традицией не стал исключением.
Литература народов Дагестана на арабском языке предстала перед учёным миром как огромной важности культурный пласт, воплотивший в себе как заимствованную из других стран, так и оригинальную, местную литературу, плод многовекового творчества деятелей дагестанского народа. Художественная культура народов Дагестана имеет свою длительную историю, отмеченную своеобразием и разнообразными взаимовыгодными культурными контактами1.
Это очевидное сейчас положение утвердилось, однако, не сразу.
Известно, что до последнего времени в исторической науке имели широкое распространение всевозможные теории об отсутствии развитой научной и культурной традиции у дагестанских народов в дореволюционный период, начиная с утверждений об отсутствии письменности у дагестанцев вообще и заканчивая «более смягчённым» вариантом о том, что если в Дагестане и была какая-то оригинальная литература, то она не выходила за рамки религиозной схоластики. Причём роль дагестанских учёных-знатоков арабского языка во все времена влиявших как на культурные, так и на политические события не только в Дагестане, но и далеко за его пределами, намеренно принижалась, а зачастую и вовсе умалчивалась.
Долгие годы в нашей научной и общественной мысли постулировал тезис игнорирования положительной роли Востока в исторических судьбах мусульманских народов страны. Исключительно реакционным объявлялось,
1 Шихсаидов А.Р., Гамзатов Г.Г. Магомед-Сайд продолжается // Вестник ДНЦ. Махачкала, 2000. №6. С. 146. например, влияние арабской культуры на духовную жизнь народов Кавказа и Дагестана, находившихся на протяжении веков в орбите интенсивного культурно-исторического общения с арабским миром1.
В свете подобных высказываний в отношении дагестанской оригинальной арабоязычной литературы не удивительно, как отмечает И. Ю. Крачковский, что «все вопросы, связанные с составом этой традиционной литературы, имевшей хождение на Кавказе, до сих пор ни в какой мере не освещены. Только после анализа их можно будет получить полное представление о её характере и отношении к основной линии всей арабской литературы»2.
Несмотря на огромную работу, проделанную сотрудниками Дагестанского научного центра в основном за последние десятилетия, по исследованию жизни и творчества дагестанских учёных, выявлению, переводу и изучению их произведений на арабском языке, все же о многих из них известны лишь отрывочные сведения или зачастую вообще ничего, кроме имен. Не говоря о том, что сочинения многих из них, пользовавшихся огромной популярностью у просвещённых современников, не введены в научный оборот, не описаны и не изучены должным образом.
В последнее время востоковедный аспект исторического и филологического осмысления и переосмысления культуры прошлого выдвигается как важное направление гуманитарной науки в Дагестане.
Настоящая работа является фактически первой попыткой на базе тщательного исследования имеющихся биографических и исторических сочинений дагестанских авторов, рукописей из Рукописного фонда ИИАЭ
1 Гамзатов Г.Г., Саидов М.-С., Шихсаидов А.Р. Арабомусульманская литературная традиция в Дагестане // Гамзатов Г.Г. Дагестан: историко-литературный процесс. Махачкала, 1990. С.211.
2 Крачковский И.Ю. Арабская литература на Северном Кавказе // Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. M.:JI., 1960. Т.VI. С.615.
ДНЦ РАН, а также некоторых частных библиотек Дагестана показать, что Дауд ал-Усиши (конец XVII в. - 1757г.) по праву занимает достойное место среди выдающихся учёных эпохи арабо-мусульманского возрождения в Дагестане.
Разумеется, многие вопросы, связанные, например, с расцветом дагестанской литературы в XIX в., остались за пределами данной работы. Однако живой интерес к письменному наследию дагестанцев, проявившийся в последнее десятилетие в научных кругах Дагестана, будет способствовать глубокому и всестороннему изучению одного из ярких явлений в интеллектуальной жизни дагестанского общества.
Цель диссертации заключается в исследовании роли выдающегося учёного Дауда ал-Усиши в развитии дагестанской арабоязычной литературы и места его произведений в общем объёме произведений, написанных дагестанскими авторами на арабском языке.
Оптимальная формулировка задач, стоящих перед настоящей работой, может быть следующей:
• исследование характера и масштабов развития арабоязычной литературы как одной из ветвей мусульманской культуры в Дагестане в X - • XVIII вв., раскрытие ее наиболее важных черт и особенностей;
• определение числа авторов, уровня образованности и количества их произведений, созданных в Дагестане за указанный период;
• освещение жизненного и творческого пути дагестанского учёного XVIII в. Дауда ал-Усиши;
• выделение места произведений Дауда ал-Усиши в системе культурного наследия дагестанцев X -XVIII в.;
• характеристика состава и жанрового разнообразия дагестанских частных книжных собраний (на примере рукописной коллекции пятничной мечети с. Усиша).
В соответствии с поставленными задачами в работе будут рассмотрены следующие аспекты:
1. Формирование дагестанской арабоязычной литературной системы: дагестанские авторы X - XVIII вв. и их произведения;
2. Усиша - как родина Дауда ал-Усиши и один из центров арабоязычной культуры в Дагестане;
3. Жизненный путь дагестанского учёного Дауда ал-Усиши;
4. Творческое наследие Дауда ал-Усиши: степень распространённости и его место в системе арабоязычных произведений дагестанских авторов.
Хронологические рамки исследования. Хронологически работа помимо периода жизни Дауда ал-Усиши (конец XVII в. - 1757г.) в некоторой степени затрагивает широкий спектр не в полной мере изученных на данный момент вопросов — становление арабо-мусульманской литературной традиции в Дагестане; история селения Усиша - родины учёного, а также создание здесь очага арабоязычной книжной культуры (т.е. большой отрезок времени с X до конца XVIII вв.).
Методологической основой диссертации является принцип историзма, предполагающий изучение исторических фактов и событий в причинноv следственной связи, развитии и взаимосвязанности. В основе исследования поставлен принцип объективного изучения документов и исторических фактов, статистический метод исследования арабских рукописей, а при их характеристике - метод описательного анализа.
Научная новизна работы определяется тем, что данная диссертация является первой попыткой всестороннего исследования жизненного пути крупного дагестанского учёного Дауда ал-Усиши, а также выявления и систематизации его творчества на фоне общего развития арабоязычной литературы в Дагестане в рассматриваемый период.
Опираясь на достижения советских востоковедов, на работы дореволюционных дагестанских авторов, а также на материалы, собранные дагестанскими учёными в ходе археографических экспедиций за последние десятилетия, автором впервые рассматриваются следующие вопросы: наиболее полная, собранная на основе всех имеющихся на данный момент источников, биография Дауда ал-Усиши; история зарождения и пути формирования в с. Усиша одного из центров распространения арабоязычной книжной культуры; подробная тематическая и количественная характеристика Усишинской рукописной коллекции, основой для которой послужила личная библиотека Дауда ал-Усиши; историко-литературное исследование произведений учёного и его переписки с отдельными учёными и обществами дагестанских сёл, комментированный перевод которых также даётся впервые.
Кроме указанного выше, в процессе работы автору удалось выявить новые произведения Дауда ал-Усиши, до сих пор неизвестные в отечественной историографии.
Все эти материалы (как ранее известные, так и впервые введенные в научный оборот) позволяют воссоздать общую картину жизненного пути Дауда ал-Усиши, традиционность и своеобразие его творчества на фоне объёма оригинальных произведений дагестанских авторов, а также место и роль учёного в арабоязычной литературе Дагестана в XVIII в.
Научно-практическое значение диссертации определяется важностью исследуемой проблемы для изучения культурного наследия Дагестана на арабском языке. Материал диссертации может быть использован для написания соответствующих разделов истории и литературы народов Дагестана и истории Северного Кавказа, а также может быть учтён при составлении биографических справочников, энциклопедий и каталогов дагестанских рукописных коллекций.
Источники исследования. Данная работа основывается на изучении рукописного наследия, сосредоточенного в Рукописном фонде Института ИАЭ, а также на материалах, собранных во время археографических экспедиций Института в различных районах Дагестана (Акушинский, Гергебильский, Шамильский и др.).
Апробация. Работа была обсуждена на заседании Центра востоковедения Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук.
Некоторые положения, содержание и выводы диссертации нашли свое отражение в следующих научных публикациях автора:
1. Дауд Усишинский как крупный ученый и общественно-политический деятель Дагестана //Северный Кавказ: Геополитика, история, культура. Материалы всероссийской научной конференции (Ставрополь, 1114 сентября 2001г.). М.; Ставрополь, 2001. Ч. II. С.164-165.
2. Дауд из Усиша - яркий представитель плеяды дагестанских учёных-арабистов // Лавровские (среднеазиатско - кавказские) чтения // Санкт-Петербург, 2002. С.99.
3. Дауд ал-Усиши - ученый, правовед, мыслитель // Журнал «Зурх1яб» («Радуга») на даргинском языке. Махачкала, 2003. № 2-3. С.159-161.
4. Биография Дауда ал-Усиши: легенды и реальность И Наука и молодёжь (сборник статей молодых учёных). Махачкала, 2003. № 6. С. 145151.
5. Творческое наследие Дауда ал-Усиши // «Научное обозрение» (сборник статей ассоциации молодых учёных Дагестана). Махачкала, 2004. № 1.С.З-6.
6. Книжная коллекция пятничной мечети с. Усиша: описание и систематизация // «Научное обозрение» (сборник статей ассоциации молодых учёных Дагестана). Махачкала, 2004. № 3.C.24-36.
7. Становление и развитие арабоязычной литературы в Дагестане в XVII - XIX в. Дагестанские авторы и их произведения (историография вопроса) // Информационно-аналитический вестник АРИГИ. Майкоп, 2003. № 8 (в печати).
8. Усиша как центр арабоязычной книжной культуры Дагестана // Вестник ДНЦ (в печати).
9. История селения Усиша в арабоязычных источниках // Вестник ДНЦ (в печати).
10. Дауд ал-Усиши: жизнь и творчество // «Научное обозрение» (сборник статей ассоциации молодых учёных Дагестана). Махачкала, 2004. № 16. (в печати).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложений, списка использованной литературы. Общий объем диссертации - 268 страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Место и роль Абдурахмана-хаджи ас-Сугури в истории Накшбандийского тариката в Дагестане: XIX в.2008 год, кандидат исторических наук Магомедова, Зейнаб Ахмеддибировна
Религиозно-философская мысль в истории культуры народов Дагестана2002 год, доктор философских наук Абиева, Эльмира Гаджибалаевна
Исламизация Дагестана в X-XVI веках: историко-культурные аспекты2007 год, кандидат исторических наук Шихалиев, Шамиль Шихалиевич
Пути развития кумыкской духовной литературы: XVII - нач. XX в.2012 год, доктор филологических наук Акамов, Абусупьян Татарханович
Социально-политическое и культурное развитие Дагестана в XI-XIX вв.: по новым данным эпиграфических памятников на арабском языке2012 год, доктор исторических наук Закарияев, Замир Шахбанович
Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Алхасова, Диана Мурадовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дагестанская литература на арабском языке представляет собой значительное явление, требующее научного осмысления в процессе изучения богатого арабоязычного литературного наследия народов Дагестана, без которого характеристика истории дагестанской многонациональной литературы не может быть полной и всесторонней.
Творческое усвоение памятников письменной культуры, созданной народами Ближнего и Среднего Востока, имело в Дагестане своё логическое продолжение:.здесь были созданы первые местные произведения.
Создание собственной оригинальной дагестанской литературы на арабском языке было выдающимся явлением в области книжной письменной культуры Дагестана1.
Сложность, а порой и противоречивость оценок культурного воздействия арабского Востока на судьбы дагестанской многонациональной литературы объясняется ее сложной многослойной структурой. Ведь в создании арабоязычной культуры народов Дагестана участвовали мыслители и литераторы, выражавшие интересы различных слоев дагестанского средневекового общества, с различными идеологическими и политическими 2 взглядами .
Развитие науки и литературы в Дагестане в XV-XVIII вв. связано с именами Ахмада ал-Йамани, 'Али ал-Гумуки, Ша'бана ал-'Убуди, Салмана ал-Тлухи, Исма'ила аш-Шинази, Мухаммада б. Манилава, Абубакра ал-Аймаки Мухаммада ал-Кудуки, Дамадана ал-Мухи и, конечно же, Дауда ал-Усиши, а также многих и многих других.
Творчество многих указанных авторов носило универсальный характер. Академик И.Ю. Крачковский следующим образом охарактеризовал
1 Шихсаидов. Дагестанские авторы . С.77. л
Забитов С.М. Арабоязычная поэзия Дагестана (общий обзор) // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.З. Оп.1. Д.473. С.З. дагестанскую арабоязычную литературу: «.она энциклопедична, но в центре ее внимания лежат науки канонические, особенно экзегез и право. Дагестанские учёные того времени владели уже всей полнотой общеарабского наследия своих веков. В равной степени их интересовали и науки грамматические. и трактаты по математике. или по астрономии»1.
При таком казалось бы богатом арсенале мы должны с огорчением отметить, что ни об одном из названных дагестанских авторов нельзя сказать, что его наследие собрано хотя бы наполовину .
Дауд ал-Усиши был одним из наиболее талантливых учеников основоположника дагестанской науки Мухаммада ал-Кудуки и основателем центра арабоязычных наук у себя на родине в Усиша, где пропагандировались научные знания, и переписывалось большое количество популярных на тот период произведений арабских и дагестанских авторов.
Это был весьма просвещенный человек в различных областях науки, таких как филология, логика, мусульманское правоведение, что подтверждают его многочисленные комментарии на произведения восточных авторов по грамматике арабского языка, например «Хашийа 'ала Марах ал-арвах», «Хашийа 'ала Чарпарди», «Таркиб ми'ат 'амил», по логике «Хашийа Ну'ман» и многие другие. Кроме того, он перевёл лучшие образцы восточной литературы на даргинский язык, более доступный широким слоям населения того периода.
Его объёмный труд «Хашийат Дауд» ещё при жизни автора в первой половине XVIII в. был чрезвычайно популярен среди дагестанцев, поскольку часто переписывался на продажу и для собственного пользования, в составе
Крачковский И.Ю. Арабская литература на Северном Кавказе // Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. M.-JL, 1960. Т.VI. С.615. Гамзатов Г.Г., Саидов М.-С., Шихсаидов А.Р. Арабомусульманская литературная традиция в Дагестане // Дагестан: историко-литературный процесс. Махачкала, 1990. С.232. сборников вместе с другими известными трактатами его переписывали в Гинта, Акуша, Бабаюрте, Согратле, Шангода переписчики из Усиша, Урада, Мехельта, Бутри, а хранились они в составе частных коллекций сёл Акуша Усиша, Кахиба, Чоха, Салта, Хоточ, Бацада, Рукель, Хелетури, Кумуха, Уллучара, Эндирей, Аргвани, а отдельные списки оказались за пределами Дагестана - в Грузии и Армении.
Широко известным другим его сочинением был трактат «Хашийа 'ала Чарпарди». В Дагестане были созданы десятки копий этого сочинения для использования в Мадраса, на что указывают многочисленные нисбы преподавателей в Мадраса и переписчиков из сел Ингиши и Обода, а также владельцев из Ругельда, Салта, Закатал, Бухты и Хунзаха.
В процессе исследования было выявлено ранее не встречавшееся сочинение Дауда ал-Усиши «Таркиб ми'ат 'амил», которое, судя по датировке, также было популярным в середине XVIII в.
По двум оставшимся его грамматическим сочинениям «Шарх Тасриф ал-'Иззи» и «Шарх 'ала ал-Кари» сложно сделать какие-либо выводы, поскольку на данный период времени мы располагаем лишь косвенными сведениями об их существовании.
Исходя из количества сочинений Дауда ал-Усиши, можно с уверенностью утверждать, что ни один популярный в Дагестане грамматический трактат арабских авторов не остался без внимания учёного. Он либо комментировал их полностью, либо часто цитировал на полях рукописей и в своих письмах.
Из трудов Дауда ал-Усиши в области логики мы располагаем двумя трактатами. Первое и внушительное по своему объёму сочинение — это «Хашийа Ну'ман». В отличие от грамматических произведений автора, трактат приобрёл наибольшую популярность в сравнительно более поздний период - конец XVIII — XIX в. Списки были переписаны в Тукита и Урада и принадлежали жителям сёл Цатаних, Харачи, Хунзах, Кахиб и Закаталы.
Второе произведение ал-Усиши по логике - примечания к «ар-Рисала аш-шамсиййа фи кава'ид ал-мантикийа», к сожалению, на данный момент не обнаружено.
Дауд хаджжи отличался самостоятельностью суждений и взглядов, смелостью в выражении своего мнения по многочисленным вопросам общественной жизни, возникающим в частности на основе противоречий между адатами, издавна укоренившимися в Дагестане, и шариатом, распространявшимся здесь вместе с исламом. Он, как и его наставник ал-Кудуки, был сторонником шариата, «но шариатские нормы они истолковывали с позиции разума и гуманизма»1.
В сохранившихся материалах ал-Усиши характеризуется как влиятельный общественный деятель, свободомыслящий учёный и философ .
Известный дагестанский учёный Али Каяев называет его свободомыслящим человеком, не опасающимся «выражать своё несогласие перед обществом в идейных вопросах» и приводит пример, что во времена Дауда-эфенди и ранее многие дагестанские алимы «одобряли и выносили разрешающие решения (фетвы) на ведение военных действий и нападения дагестанцев на своих соседей грузин», которых они «брали в плен, грабили и захватывали их имущество. Дауд-эфенди же доказывал и заявлял о том, что такие грубые действия противны человечности и, сколь противны человечности, столь же противны с точки зрения шариата»3.
Об авторитетности учёного как правоведа свидетельствуют и многочисленные записи, часто встречающиеся на полях сочинений XVIII в.
1 Абдуллаев М.А. Арабо-мусульманская научная и философская мысль в досоветском Дагестане.// Ислам и исламская культура в Дагестане. М., 2001. С.150.
2 Там же.
3 Каяев А. Тараджим 'улама' Дагистан (на тюркском языке) // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.25. Оп.1. Д.1. JI. 51 / Перевод с тюркского Г. М-Р. Оразаева. по мусульманскому праву, где ал-Усиши отвечал на задаваемые ему вопросы. Наиболее известна в Дагестане переписка Дауда ал-Усиши с Татилавом ал-Карати, который задал учёному около 60 вопросов и получил на них подробные и вполне обоснованные ответы.
Текст сочинения в полном объёме был обнаружен в коллекциях сел Батлаич, Хунзах, но в подавляющем большинстве случаев местные знатоки арабского языка переписывали частично лишь интересующие их вопросы, не всю полемику двух учёных. Подобные записи встречаются повсеместно в различных рукописях бесчисленное количество раз, но мы отметим лишь несколько частных коллекций сёл Усиша, Зрых, Гергебиль, Хварши, Маджалис, Арадерих, Харахи, Тарки и др.
Такие высказывания Дауда на полях арабских рукописей дагестанского происхождения были обнаружены профессором А.Р. Шихсаидовым даже в Иерусалимской национальной и университетской библиотеке в Израиле и в рукописной коллекции Принстонского университета (США).
К сожалению, тот факт, что такие крупные учёные как В.В. Бартольд, И.Ю. Крачковский, М.-С. Саидов и А.Н. Генко в своих работах единодушно отнесли Дауда ал-Усиши к числу наиболее выдающихся представителей арабоязычной культуры в Дагестане в XVII- XVIII в., не известен широкому кругу читателей.
Трудно переоценить значение творческих поисков Дауда, его заслуги, труды. Они оригинальны, во многом уникальны, вызывают в последнее время интерес не только в научных кругах.
Об ал-Усиши написано пока очень мало. Многие грани его творчества ещё остаются не освещёнными, и любые стороны его богатого творческого наследия могут быть развиты далее и дополнены. На основе вновь выявленных работ или после «нового» прочтения прежних, круг вопросов может быть расширен. Тем не менее, хотелось бы надеяться, что предпринятая попытка исторического анализа основных аспектов мировоззрения учёного вызовет интерес научной общественности, широкой читательской аудитории, а Дауд ал-Усиши по праву займёт достойное место среди выдающихся учёных эпохи арабо-мусульманского возрождения в Дагестане.
223
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Алхасова, Диана Мурадовна, 2005 год
1.1. Материалы Рукописного фонда ИИАЭ ДНЦ РАН
2. Айтберов Т.М. Новые документы и источники по истории средневекового Дагестана XVI XVII вв. // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 3. On. 1. Д. 6127. Л.20.
3. Алиев А.И. Историко-этнографический очерк о даргинцах // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.З. Оп.З. Д.4.
4. Алиев Б.Г Внутриполитическое и внешнее положение Акушинского союза сельских обществ XVII XVIII вв. // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.З. Оп.1. Д. 130.
5. Алиев Б.Г. История селения Акуша // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. ФЗ. Оп.1. Д. 134.
6. Алиев Б.Г. История селения Усиша // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. ФЗ. Оп.1. Д.135.
7. Гайдарбеков М. Антология дагестанской поэзии на арабском языке // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.З. On. 1. Д. 129; Д. 162; Д. 179; Д. 180; Д. 181.
8. Гайдарбеков М. Хронология истории Дагестана // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.З. On. 1. Д. 236. (T.I XIII).
9. Забитов С.М. Арабоязычная поэзия Дагестана (общий обзор) // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.З. Оп.1. Д. 473.
10. Забитов С.М. Арабоязычная поэзия Дагестана (тексты и переводы) // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.З. Оп.1. Д. 482, 515.
11. Завещание Мухаммада б.Т1урараб. Завещание Андуника / Перевод с арабского языка М. Саидова // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.1. Оп.1. Д.218.
12. Ихилов М.М. Дагестан в период монгольского господства (XIII -XIV вв.) // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.З.Оп. 1. Д.21.
13. Каяев А. Биографии дагестанских ученых арабистов (на тюркском яз.) // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 25. Он. 1. Д. 1.
14. Материалы по истории Дагестана (на арабском, аварском и лакском языках) // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 1. On. 1. Д.288.
15. Назир из Дургели (ад-Дургили). Нузхат ал-азхан фи тараджим 'улама'и Дагистан (на арабском яз.) // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. ФМС. № 95.
16. Нурмагомедов М.Г. Дагестанская литература на арабском языке (на арабском яз.) // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. ФЗ. Оп.1. Д.553.
17. Нурмагомедов М.Г. Институт ишкиль // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.З.Оп.1. Д.224.
18. Полевой материал, собранный м.н.с. ИЯЛИ ДФ АН СССР Б.Г. Алиевым в период летней экспедиции 1962г. в Акушинском, Левашинском и Сергокалинском районах // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф. 1. On. 1. Д. 371.
19. Саидов М.С. Рукописная книга в Дагестане И РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 29. Оп.1. Д.36.
20. Печатные книги (на арабском языке) 1. Дауд б. Мухаммад б. Али ал-Усиши. Хашийат Дауд 'ала Шарх Марах ал-арвах. Темир-Хан-Шура, 1328 /1909г. // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.15. Он. 1. М» 40; 391, 392, 593, 656, 674; 945.
21. Письма и отдельные записи (на арабском языке)
22. Об учёных арабистах Дагестана // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф16. Оп. 1. №2660.
23. Письмо правителей с. Цудахар старшинам с. Усиша // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 16. On. 1. № 1263.
24. Письмо соболезнование Абубакара ал-Аймаки жителям селения Усиша по поводу смерти Дауда ал-Усиши // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 16. Оп.З. №1496.
25. Письмо Сурхай-хана старшинам и обществу с. Усиша // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 16. Оп.1. №3057.
26. Письмо учащихся с. Карабудахкент подполковнику Дауду ал-Усиши с просьбой оказать им материальную помощь // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф16. Оп.1. №2978.
27. Письмо Хасана б. 'Абдаллаха ал-Гумуки своему отцу Хаджжи 'Умару //РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 16. Оп. 4. № 2/4.
28. Книги и монографии 1 .Абакаров А.И., Давудов О.М. Археологическая карта Дагестана. М., 1993.
29. Абакарова Ф.О. Очерки даргинской дореволюционной литературы. Махачкала, 1963.
30. Ъ.Абдуллаев М.А. Из истории научной и педагогической мысли досоветского Дагестана. Махачкала, 1986.
31. Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественной политической мысли народов Дагестана. М., 1968.
32. Абдуллаев М.А. Мыслители Дагестана XIX и начала XX в. Махачкала, 1963.
33. Абдуллаев М.А. Общественно-политическая мысль в Дагестане в начале XX в. М., 1987.1 .Абдуллаев М.А. Меджидов Ю.В. Али Каяев. Махачкала, 1968 (переиздание в 1993).
34. Абдуллаев С.М. Хасан Алкадари. Жизненный путь, воззрения, историческое наследие. Махачкала, 1994.
35. Абдуллаева Ф.И. Средневековая персидская поэзия / Предисловие Ефима Резвана. С.-Пб., 2001.
36. Акты Кавказской археографической комиссии (АКАК). Тифлис, 1885. Т.Х.
37. Алиев Б., Ахмедов Ш., Умаханов М.-С. Из истории средневекового Дагестана. Махачкала, 1970.
38. Алиев Б.Г. Каба-Дарго в XVIII XIX вв. Махачкала, 1972.
39. Алиев Б.Г. Предания, памятники, исторические зарисовки о Дагестане. Махачкала, 1988.
40. Алиев С. Дорога в современность. Махачкала, 1977.
41. Алиев С.М.-С. История кумыкской литературы. Махачкала, 1986.
42. Алиев С.М.-С. Кумыкская литература средневековья. Махачкала, 1987.
43. Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе (Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийскаяэнциклопедия «Райхан ал-кака'ик» XI — XII вв.). М., 2003.
44. Алкадари Г.-Э. Асари Дагестан (Исторические сведения о Дагестане) / Перевод и примечания Али Гасанова. Махачкала, 1929. (Переиздание. Махачкала, 1994).
45. Ахмедов Д.Н. Новая «Ахты-Наме» (документальный рассказ о прошлом и настоящем дагестанского селения Ахты). Махачкала, 1972.
46. Бакиханов Аббас-Кули-Ага. Гюлистан-и Ирам / Редакция, комментарии, примечания и указатели З.М. Буниятова. Баку, 1991.
47. Баренбаум И.Е. История книги. М., 1984.
48. Бартольд В.В. Собрание сочинений. М., 1965. Т. III.
49. Бертельс Е.Э. История персидско-таджикской литературы // Бертельс Е.Э. Избранные труды Т. I. М., 1960г.
50. Большаков О. Г. История Халифата. М., 1989. T.I.
51. Булатов Б. Б., Лугу ев С. А. Духовная культура народов Дагестана в XVIII XIX вв. (Аварцы, даргинцы, лакцы). Махачкала, 1999.
52. Вагабова Ф.И. Формирование лезгинской национальной литературы. Махачкала, 1970.
53. Вагидов A.M. Ровесники времени. Махачкала, 1981.
54. Вагидов A.M. Становление и развитие даргинской литературы. Махачкала, 1979.
55. Восточные источники по истории Дагестана (сборник статей и материалов) / Ред. М.-Г. Садыки, М.-С. Саидов, А.Р. Шихсаидов. Махачкала, 1980.
56. Гаджиев В.Г. Разгром Надир Шаха в Дагестане. Махачкала, 1996.
57. Гаджиев В.Г. Роль России в истории Дагестана. М., 1965.
58. Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана с древнейших времен до конца XV в. Махачкала, 1996.
59. Гамзатов Г.Г. Дагестан: историко-литературный процесс. Вопросы истории, теории, методологии. Махачкала, 1990.
60. Гамзатов Г.Г Дагестанский феномен возрождения XVIII-XIX вв. Махачкала, 2000.
61. Гамзатов Г.Г. Литература народов Дагестана дооктябрьского периода. М.,1982.
62. Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. М., 1996;
63. Гамзатов Г.Г. Преодоление. Становление. Обновление. Махачкала, 1986.
64. Гамзатов Г.Г. Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1978.
65. Гамзатов Г.Г. Художественное наследие и современность. Махачкала, 1982.
66. Гасанов М.Р. История Дагестана с древности до конца XVIII в. Махачкала, 1997.
67. Гашаров Г.Г. История лезгинской литературы. Краткий очерк. Махачкала, 1983.
68. ГиббХ. А. Р. Арабская литература. М., 1960.
69. Гиргас В. Очерк грамматической системы арабов. СПб., 1873.
70. Гусейнов. Г.К. Магомед Убри. Махачкала, 1992.
71. Звегинцев В.А. История арабского языкознания. М., 1958.
72. Из истории дореволюционного Дагестана. (Сборник научных трудов). Махачкала, 1976.
73. Из истории права народов Дагестана / Сост. А.С. Омаров. Махачкала, 1968.
74. Изучение истории и культуры Дагестана: археографический аспект. Сб. статей. / Сост. Д.Х. Гаджиева. Махачкала, 1988.
75. Ислам и исламская культура в Дагестане. М., 2001.
76. Историко-литературное наследие Гасана Алкадари. Сб. статей / Сост. Г.М.-Р. Оразаев. Махачкала, 1988.
77. История Дагестана. Т. I. М., 1967.
78. История Дагестана. Т. II. М., 1968.
79. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. Т. I. М., 1988.
80. История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. 1917г.). Т. II. М., 1988.
81. Источниковедение средневекового Дагестана. Сб. статей / Сост. Оразаев Г.М.-Р. Махачкала, 1986.
82. Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. М., 1971.
83. Каймаразов Г.Ш. Просвещение в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1989.
84. Кассиев Э.Ю. Очерки лакской дореволюционной литературы. Махачкала, 1959.
85. Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972.
86. Крачковский И.Ю. Над арабскими рукописями. М., 1965.
87. Литературное и научное наследие Абусуфьяна Акаева (сборник статей и материалов) /Сост. Г. М.-Р. Оразаев. Махачкала, 1992.
88. Магидов Х.Г. Очерки краткой истории развития образования в Дагестане. Махачкала, 1998.
89. Магомедов А.Р., Магомедов P.M. История Дагестана. Махачкала, 1994.
90. Магомедов Б.М. Очерки аварской дореволюционной литературы. Махачкала, 1961.
91. Магомедов P.M. Дагестан. Исторические этюды. Махачкала, 1971.
92. Магомедов P.M. Даргинцы в дагестанском историческом процессе. Махачкала, 1999. Т. I II.
93. Магомедов P.M. История Дагестана. С древнейших времен до начала XIX в. Махачкала, 1961.
94. Магомедов P.M. Памятники истории и письменности даргинцев XVII в. Махачкала, 1964.
95. Махмуд из Хиналуга. События в Дагестане и Ширване. XIV XV вв. / Перевод с арабского, составление, комментарии и приложение Шихсаидова А.Р. Махачкала, 1997.
96. Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1966.
97. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда X XI вв. М., 1963.
98. Мусаханова Г. Очерки кумыкской дореволюционной литературы. Махачкала, 1959.
99. Мухаммед Тахир ал-Карахи. Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах. Махачкала, 1990. 4.I-II.
100. Омаров Х.А. Образцы арабоязычных писем Дагестана XIX в. Махачкала, 2002.
101. Оразаев Г.М.-Р. Памятники тюркоязычной деловой переписки в Дагестане XVIII в. Махачкала, 2003.
102. Оруджева JI.M. Произведение аз-Занджани Мабади фи т-тасриф. Баку, 1977.
103. Очерки истории Дагестана / Под ред. Косвена М.О. Махачкала, 1957. Т. I.
104. Памятники обычного права Дагестана / Сост. Х.-М. Хашаев. М., 1965.
105. Письменные памятники Дагестана XVIII-XIX вв. Сб. статей / Сост. Х.А. Омаров. Махачкала, 1989.
106. Рукописная и печатная книга в Дагестане. Сб. статей / Сост. А.А. Исаев Махачкала, 1991.
107. Рукописная книга в культуре народов Востока. М., 1987.
108. Сто писем Шамиля / Введение, текст, перевод с арабского, комментарии Х.А. Омарова. Махачкала, 1997.
109. Халидое А.Б. Арабские рукописи и арабская рукописная традиция. М., 1985.
110. Халидое А.Б. Очерки истории арабской культуры V-XV вв. М., 1982.
111. Xauiaee Х.-М. О. Общественный строй Дагестана в XIX в. М., 1961.
112. Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане (VII-XV вв.). Махачкала, 1969.
113. Шихсаидов А.Р. Эпиграфические памятники Дагестана X-XVII вв. как исторический источник. М., 1984.
114. Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М. Дагестанские исторические сочинения. М., 1993.
115. Шихсаидов А.Р., Тагирова Н.А., Гаджиева Д.Х. Арабская рукописная книга в Дагестане. Махачкала, 2001.
116. Эвлия Челеби. Книга путешествия (извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII в.) / Ред. Желтяков А.Д. Вып.2. М., 1979.
117. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках / Издание текстов, переводы, комментарии и приложения Л.И. Лаврова. М.,1966. 4.1; М., 1968. 4.II.3. Статьи
118. Абдуллаев М.А. Арабо-мусульманская научная и философская мысль в досоветском Дагестане // Ислам и исламская культура в Дагестане. М., 2001.
119. Абдуллаев М. А. Арабо-мусульманские традиции в Дагестане // Мусульманская цивилизация. Махачкала, 1994. №1.
120. Абдуллаев М.А. Арабо-мусульманские учёные и мыслители XVII — XIX вв. // Возрождение. Махачкала, 1995. №2.
121. Абдуллаев М.А. Выдающиеся даргинские учёные и мыслители прошлого // Возрождение. Махачкала, 1998. №4.
122. Абдуллаев М.А. Дауд-Эфенди из Усиша // «Дагестанская правда» от 22.11.1997г.
123. Абдуллатипов А.-К.Ю. Абусуфьян Акаев // Наследие, возвращенное народу. Махачкала, 1989.
124. Айтберов Т.М., Абдулкеримов М.М. Обзор некоторых рукописных собраний Дагестана // Изучение истории и культуры Дагестана: археографический аспект. Махачкала, 1988.
125. Акаев Абусуфьян. Автобиография / Предисловие, перевод с тюркского и арабского языков и комментарии Шихсаидова А.Р., Оразаева Г.М-Р. // Рукописная и печатная книга в Дагестане. Махачкала, 1991.
126. Акимушкин О.Ф. Персидская рукописная книга // Рукописная книга в культуре народов Востока. М., 1987.
127. Алибекова П.М. «Джами' ал-лугатайн ли тал им ал-ахавайн» Дибир-кади из Хунзаха как памятник дагестанской лексикографии XVIII в. // Вестник ДНЦ. № 10. Махачкала, 2001.
128. Алиев Б.Г. Памятники арабской письменности XVII XVIII вв. по истории Верхней Даргинии // УЗ ИИЯЛ ДФ АН СССР. Т. XX. Серия: общественные науки. Махачкала, 1970.
129. Алиев Б.Г. Предания и легенды народов Дагестана // Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII нач. XIX в. Махачкала, 1988.
130. Алиев Б.Г.у Магомедов М.-А.Ю. Усиша родина Даудов Усишинских // Народы Дагестана. Махачкала, 2004. № 1. С.31.
131. Алиев Б.Г., Шихсаидова Р.С. О маршруте похода Тимура в 13951396 гг. через Дагестан // УЗ ИИЯЛ ДФ АН СССР. Т. XX. (Серия общественных наук). Махачкала, 1970.
132. Аликберов А.К. Ад-Дарбанди // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. T.I. М., 1998.
133. Аликберов А.К. О некоторых особенностях зарождения и становления книжной культуры Дагестана // Рукописная и печатная книга в Дагестане. Махачкала, 1991.
134. Аликберов А.К. Ал-Варрак // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Вып. 1. М., 1998.
135. Аликберов А.К. Ад-Дарбанди // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Вып. 1. М., 1998.
136. Аликберов А.К. Ал-Лакзи Йусуф // Ислам на территории . Вып. 1.
137. Аликберов А.К. Ал-Лакзи Маммус // Ислам на территории . .Вып. 1.
138. Аликберов А.К. О некоторых особенностях зарождения и становления книжной культуры Дагестана // Рукописная и печатная книга в Дагестане. Сб. статей. Махачкала, 1991.
139. Аликберов А.К. Об авторе исторической хроники XI в. «Та'рих Баб ал-абваб ва Ширван» // Рукописная и печатная книга в Дагестане. Махачкала, 1991.
140. Ахты-намэ / Введение, перевод, коммпентарии А.Р. Шихсаидова // Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М.-Р. Дагестанские исторические сочинения. М., 1993г.
141. Барабанов A.M. Пояснительные значки в арабских рукописях и документах Северного Кавказа // Советское востоковедение. Т. III. М.-Л. 1845.
142. Баркуев К., Ахмедов М.-К., Шихсаидов А.Р. Исторические сведения о Дагестане из арабских рукописей И УЗ ИИЯЛ ДФ АН СССР. Махачкала, 1963. Т. II.
143. Бартольд В.В. Дагестан // Бартольд В.В.Сочинения. М.,1965. Т. III.
144. Бартольд В.В. К вопросу о происхождении «Дербенд-наме» // Бартольд В.В. Сочинения. М., 1979. Т.VIII.
145. Гаджиева Д.Х. Грамматические сочинения Муртадаали ал-Уради // Письменные памятники Дагестана XVIII-XIX вв. Махачкала, 1989.
146. Гаджиева Д.Х. К описанию рукописей филологических сочинений, хранящихся в Рукописном фонде ИИЯЛ ДФ АН СССР // Изучение истории и культуры Дагестана: археографический аспект. Махачкала, 1988.
147. Газимагомедова С.Х. Творчество Гасана Старшего из Кудали // Наука и молодёжь. № 6. Махачкала, 2003.
148. Гамзатов Г.Г., Саидов М.-С., Шихсаидов А.Р. Арабо-мусульманская литературная традиция в Дагестане // Дагестан: историко-литературный процесс. Махачкала, 1990.
149. Гамзатов Г.Г., Саидов М.-С., Шихсаидов А.Р. Сокровищница памятников письменности // Ежегодник иберийско-кавказского языкознания, IX. Тбилиси, 1982.
150. Генко А.Н. Арабский язык и кавказоведение // Труды второй сессии ассоциации арабистов. М.:Л., 1941.
151. Дербент-наме (Румянцевский список) / Введение, перевод, комментарии Г.М.-Р. Оразаева // Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М.-Р. Дагестанские исторические сочинения. М., 1993.
152. Забитов С.М. «Круг чтения» Сайда из Аракани // Письменные памятники Дагестана XVIII-XIX вв. Сб. статей. Махачкала, 1989.
153. Забитов С.М. Об арабоязычном творчестве поэта Али Мухаммада Багдади // Рукописная и печатная книга в Дагестане. Сб. статей. Махачкала, 1991.
154. Из дагестанских памятных записей / Перевод Т.М. Айтберова и А.Р. Шихсаидова // Восточные источники по истории Дагестана. Махачкала, 1980.
155. Извлечение из истории Дагестана, составленное Мухаммедом Рафи / Предисловие П.У. // ССКГ. Вып.5. Тифлис, 1871.
156. Исаев А.А. Искусство оформления рукописной и литографированной книги Дагестана // Письменные памятники Дагестана XVII XIX вв. Махачкала, 1989.
157. Исаев А. А. Источники по истории развития медицинских знаний в Дагестане XVIII начале XX в. (на языках народов Дагестана) // Источниковедение средневекового Дагестана. Махачкала, 1986.
158. Исаев А.А. О формировании и развитии письменности народов Дагестана // Социологический сборник. Вып. 1. Махачкала, 1970.
159. Исаев А.А. Старопечатная книга на кумыкском языке // Рукописная и печатная книга в Дагестане. Махачкала. 1991.
160. Ичалов Г.Х. Борьба народов Дагестана против Тимура // Вопросы истории Дагестана. Махачкала, 1975. Вып.З.
161. Каймаразов Г.Ш. Мусульманская система образования в Дагестане // Ислам и исламская культура в Дагестане. М., 2001.
162. Какагасанов Г.И Религиозные мусульманские (примечетские) школы Дагестана // Ислам и исламская культура в Дагестане. М., 2001.
163. Каяев А. О библиотеках в Дагестане // Рукописная и печатная книга в Дагестане. Махачкала, 1991.
164. Крачковский И.Ю. Арабская литература на Северном Кавказе // Избранные сочинения. M.:JI., 1960. Т.VI.
165. Крачковский И.Ю. Арабская рукопись воспоминаний о Шамиле // Избранные сочинения. М.-Л., 1960. Т. VI.
166. Крачковский И.Ю. Арабские материалы в собраниях Академии наук // Избранные сочинения. М.-Л., 1960. Т. VI.
167. Крачковский И.Ю. Арабские рукописи, поступившие в Азиатский музей Российской Академии Наук с Кавказского фронта // Избранные сочинения. М.-Л. 1960. Т.VI.
168. Крачковский И.Ю. Дагестан и Йемен // Избранные сочинения. Т.VI. М.-Л., 1960.
169. Крачковский И.Ю. Новые рукописи по истории Шамиля Мухаммада Тахира аль-Карахи // Избранные сочинения. М. -Л., 1960. Т. VI.
170. Крачковский И.Ю. Общие соображения о плане истории арабской литературы // Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. М.-Л., 1960. Т. II.
171. Лебедев В. В. Еврейская средневековая рукописная книга // Рукописная книга в культуре народов Востока. М., 1987.
172. Магомедов A.M. «Ал-Хикайа ал-мадийа» памятник дагестанской историографии» // Источниковедение средневекового Дагестана. Сб. статей. Махачкала, 1986.
173. Материалы археографических экспедиций. Экспедиция 1988г. // Письменные памятники Дагестана XVIII -XIX вв. Махачкала, 1989.
174. Мирзамагомедов Г.М. «Характеристика арабоязычных дагестанских памятников эпистолярного жанра XVIII нач. Х1Хв.» // Источниковедение средневекового Дагестана. Сб. статей. Махачкала, 1986.
175. Низам ад-Дин Шами «Из Книги побед» // Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т.2. М-Л., 1941.
176. О борьбе дагестанцев против иранских завоевателей / Введение, перевод, комментарии А.Р. Шихсаидова // Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М.-Р. Дагестанские исторические сочинения. М., 1993.
177. Омаров А. Воспоминания муталима //ССКГ. Тифлис. 1869. Вып. I. Гл. VII. и продолжение Вып. II. Гл. VI. Ч. II.
178. Омаров Х.А. О полемических статьях по мусульманскому праву // Рукописная и печатная книга в Дагестане. Сб. статей. Махачкала, 1991.
179. Оразаев Г. М-Р. Лексикографические работы А. Акаева // Литературное и научное наследие Абусуфьяна Акаева. Махачкала, 1992.
180. Османов М-З.О. Некоторые вопросы даргинской топонимики (Материалы по названиям селений) // УЗ ИИЯЛ ДФ АН СССР. Махачкала, 1965. Т. XIV.
181. П. У. (Услар П.) О распространении грамотности между горцами // ССКГ. Вып. III. Гл. IV. Ч. I. Тифлис, 1870.
182. Саидов М.-С. Возникновение письменности у аварцев // Сборник «Языки Дагестана». Махачкала, 1948. Вып. 1.
183. Саидов М.-С. Гасан Алкадари видный дагестанский ученый // Историко-литературное наследие Гасана Алкадари. Махачкала, 1988.
184. Саидов М.-С. Дагестанская литература XVIII-XIX вв. на арабском языке // Труды XXV Международного конгресса востоковедов. М., 1963. Т.Н.
185. Саидов М. Дербент-намэ // Труды II научной сессии Дагестанской Базы АН СССР. Махачкала, 1949.
186. Саидов М.-С. Рукопись Абу Бакра Мухаммада, сына Мусы, сына аль-Фараджа ад-Дербенди «Райхан ах-хакаик ва бустан ад-дакаик» // Рукописная и печатная книга в Дагестане. Махачкала, 1991.
187. Саидов М-С., Шихсаидов А.Р. «Дербенд-наме» (к вопросу об изучении) // Восточные источники по истории Дагестана. Махачкала, 1980.
188. Султанов Т.Н. Среднеазиатская и восточно-туркестанская позднесредневековая рукописная книга // Рукописная книга в культуре народов Востока. М., 1987.
189. Тагирова Н.А. Арабская грамматическая литература в коллекции фонда восточных рукописей ИИАЭ ДНЦ РАН // Вестник ДНЦ. Махачкала, 2000. № 7.
190. Тагирова Н.А. Библиотека Гасана Алкадари // Историко-литературное наследие Гасана Алкадари. Сборник научных трудов. Махачкала, 1988.
191. Тагирова Н.А. Из истории арабоязычной рукописной традиции в Дагестане. Мусульманское право // Вестник ДНЦ. Махачкала, 2001. № 9.
192. Тагирова Н.А. Из истории арабоязычной рукописной традиции в Дагестане в XIX в. (по материалам Рукописного фонда ИИЯЛ) // Изучение истории и культуры Дагестана: археографический аспект. Махачкала, 1988.
193. Тагирова Н.А. Сочинение Абдаррахмана из Казикумуха «Хуласат ат-тафсил» // Источниковедение средневекового Дагестана. Махачкала, 1986.
194. Услар П.К. Кое-что о словесных произведениях горцев // ССКГ. Тифлис, 1968. Вып. I. Раздел V.
195. Услар П.К. О распространении грамотности между горцами // Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1870. Вып 3.
196. Халидов А.Б. Издания на арабском языке в России до конца XIX в. // Россия и Арабский мир. Научные и культурные связи. СПб., 1998. Вып. 3.
197. Халидов А.Б. Рукописная книга в арабской культуре // Рукописная книга в культуре народов Востока. М., 1987. Книга I.
198. Шереф ад-Дин Йезди «Из Книги побед» // Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т.2. M-JI., 1941.
199. Шихсаидов А.Р. Археографическая работа в Дагестане // Изучение истории и культуры Дагестана: археографический аспект. Махачкала, 1988.
200. Шихсаидов А.Р. Ал-Кудуки, Мухаммад // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Вып. 2. М., 1999.
201. Шихсаидов А.Р. Ахмад ал-Йамани // Ислам на территории . Вып.2.
202. Шихсаидов А.Р. Важный этап в изучении рукописного наследия народов Дагестана // Вестник ДНЦ. Махачкала, 1999. № 3.
203. Шихсаидов А.Р. Дагестан в «Словаре стран» Йакута // Тезисы докладов конференции, посвященной итогам географических исследований о Дагестане. Махачкала, 1985. Вып. XIV.
204. Шихсаидов А.Р. Дагестанская историческая хроника «Тарих Дагестан» (к вопросу об изучении) // Письменные памятники Востока: Историко-филологические исследования. Ежегодник. 1972. М., 1977.
205. Шихсаидов А.Р. Дагестанские авторы X XX в. // Шихсаидов А.Р., Тагирова Н.А., Гаджиева Д.Х. Арабская рукописная книга в Дагестане. Махачкала, 2001.
206. Шихсаидов А.Р. Дагестанцы переписчики арабских рукописей // Шихсаидов А.Р., Тагирова Н.А., Гаджиева Д.Х. Арабская рукописная книга в Дагестане. Махачкала, 2001.
207. Шихсаидов А.Р. «Завещание Андуник-нуцала» (к вопросу об изучении) // Вестник ДНЦ. Махачкала, 1998. №1.
208. Шихсаидов А.Р. Из хронологических записей Рамазана из Куштиля // Рукописная и печатная книга в Дагестане. Махачкала, 1991.
209. Шихсаидов А.Р. Ислам и становление дагестанской исторической традиции // Ислам и исламская культура в Дагестане. М., 2001.
210. Шихсаидов А.Р. Книжные коллекции Дагестана (К вопросу о формировании и изучении) // Рукописная и печатная книга в Дагестане. Махачкала, 1991.
211. Шихсаидов А.Р. Материалы к изучению арабоязычного творчества Абусуфьяна Акаева // Литературное и научное наследие Абусуфьяна Акаева. Махачкала, 1992.
212. Шихсаидов А.Р. Мухаммад-Рафи' // Ислам на территории бывшей Российской империи. М., 1999. Вып.2.
213. Шихсаидов А.Р. Письменные памятники Дагестана XIX в. (жанр биографий) // Письменные памятники Дагестана XVIII-XIX вв. Махачкала, 1989.
214. Шихсаидов А.Р. Рукописное наследие Алкадари // Историко-литературное наследие Гасана Алкадари. Махачкала, 1988.
215. Шихсаидов А.Р., Гамзатов Г.Г. Магомед-Сайд продолжается // Вестник ДНЦ. Махачкала, 2000. №6.
216. Шихсаидов А.Р., Шихсаидова Н.А. Библиотека Шамиля (коллекция Принстонского университета США). // Вестник ДНЦ. Махачкала, 2001. № 10.10Ъ.Юзбашян К.Н. Армянские рукописи // Рукописная книга в культуре народов Востока. М., 1987.4. Справочная литература
217. Арабские рукописи Института востоковедения АН СССР: Краткий каталог / Под ред. А.Б. Халидова. Т. I (Каталог), T.II (Указатели и приложение). М., 1986
218. Ал-Мунджид фи ал-а'лам. Ат-таб'а ал-хадийата 'ашра. Бейрут, 1986 (на араб. яз.).
219. Баранов X.К. Арабско-русский словарь. М., 1985.
220. ДАССР за 50 лет. Статистический сборник. Махачкала, 1967
221. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.
222. Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М., 1998. T.I.; М., 1999. Т.Н.; М., 2001. T.III.
223. Каталог арабских рукописей Института истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР / Под ред. М.-С. Саидова. Вып. I. М., 1977.
224. Каталог арабских рукописей Института рукописей им. К.С. Кекелидзе Академии наук Грузии / Составители: Р.В. Гварамиа, Н.Г. Канчавели, Л.И. Мамулиа, Л.В. Самкурашвили. Тбилиси, 2002.
225. Каталог арабских рукописей Научной библиотеки ДГУ / Сост. Шихсаидов А.Р., Омаров Х.А., Гаджиева Д.Х., Алибекова П.М. Махачкала, 2004.
226. Каталог печатных книг и публикаций на языках народов Дагестана (дореволюционный период) / Сост. Исаев А.А. Махачкала, 1989.
227. Книговедение: энциклопедический словарь. М., 1982.
228. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
229. Печать Дагестана: справочник. Махачкала, 1983.
230. Советская историческая энциклопедия. Т.5. М., 1964.
231. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
232. Хрестоматия по исламу. М., 1994.
233. Диссертации и авторефераты
234. Гудава М.Т. Традиции изучения арабского языка в Дагестане («Шарх ат-тасриф ал-максуд» Мухаммеда Тахира ал-Карахи) / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Тбилиси, 1980.
235. Курбанова М.Н. Арабская печатная книга в Дагестане в конце XIX начале XX в. (историко-культурный аспект) / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Махачкала, 2002.
236. Наврузов А.Р. Газета «Джаридат Дагестан» историко-культурный памятник (1913-1918) / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Махачкала, 2000.
237. Садыки М.М. Творчество лезгинских поэтов XIX в. на арабском и азербайджанском языках / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Махачкала, 1969.
238. Литература на иностранных языках
239. Brockelmann С. Geschichte der Arabischen Litteratur. Bd I-II. 2 Aufl. Leiden, 1943-1949. Supplementbander. I III, Leiden, 1937-1942 (на нем. языке).
240. Catalogue of Arabic Manuscripts (Yahuda Section) in the Garret Collection Princeton University Library, by Rudolf Mach. Index by Robert D. McChesney. Princeton University Press. Princeton, New Jersey, 1977 (на англ. языке).
241. The Encyclopaedia of Islam (new edition). Edited by B. Lewis, V.L. Menage, Ch. Pellat and J. Schacht. Leiden London, 1968. Volumes I - IV (на англ. языке).
242. Tahirova Natalya. Imam Shamil's Manuscripts in the Collections of Princeton University. (From the History of Daghestan's Book Culture in the 19th century) // Central Asian Survey, 21 (3),2002 (на англ. языке).
243. Shikhsaidov A.R., Khalidov A.B. Manuscripts of al-Ghazali's works in Daghestan // Manuscripta Orientalia. International Journal for Oriental Manuscript Research. Vol. III. № 2. June 1997. Pages 18-30 (на англ. языке)w
244. Zakarija Ben Muhammed Ben Mahmud el- Cazvini's Kosmographie. Zweiter Theil. Die Denkmaler der Lander, hrsg. von F. Wiistenfeld. Gottingen, 1848 (на араб, языке).
245. Рихлат Ибн Баттута ал-мусаммат ан-Наззар фи гараиб ал-амсар. Бейрут, 1405/1985. Изд. 4. T.I (на араб, языке).
246. Шуайб б. Идрис ал-Багини. Табакат ал-хваджакан ан-Накшбандийа. Дамаск, 1996. (на араб, языке).
247. Хаджи Халифа (Катиб Челеби). Кашф аз-зунун. Т. II. (на араб, языке).244
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.