Благотворительность в Уфимской губернии в XIX - начале XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат наук Гайсина, Алсу Вахитовна

  • Гайсина, Алсу Вахитовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Уфа
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 207
Гайсина, Алсу Вахитовна. Благотворительность в Уфимской губернии в XIX - начале XX вв.: дис. кандидат наук: 07.00.02 - Отечественная история. Уфа. 2015. 207 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Гайсина, Алсу Вахитовна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Институциональные основы благотворительности и

общественного призрения

1.1. Нормативно-правовая база общественного призрения

1.2. Благотворительность как форма социально-культурной деятельности

Глава II. Государственно-общественная благотворительность

2.1. От Оренбургского приказа общественного призрения к земской благотворительности

2.2. Благотворительная деятельность земских учреждений

ГЛАВА III. Императорские попечительские учреждения

3.1. Уфимский попечительный о бедных комитет Императорского Человеколюбивого общества

3.2. Воспитательные и лечебные заведения Ведомства учреждений императрицы Марии

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Благотворительность в Уфимской губернии в XIX - начале XX вв.»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В условиях глобальной трансформации российского общества, одной из задач, стоящих перед государством и обществом, является разрешение социальных проблем -преодоление бедности, безработицы, профессиональной и жизненной неустроенности населения, падение уровня жизни. Успешное их решение невозможно без анализа исторического опыта развития института благотворительности и социальной политики государства, а также без консолидации всех слоев населения, повышения социализации личности, реального участия граждан и их объединений в жизни государства и общества, которые должны стать фундаментом для процветания России.

Сегодня особенно ценен опыт организации благотворительности в России конца XVIII - начала XX вв., когда в результате коренной модернизации всех сфер жизни общества, несмотря на нарастание общественных противоречий и социального напряжения, в стране сложилась и действовала сеть благотворительных заведений и организаций, стремившихся оказать посильную помощь и поддержку людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Научно-практическая ценность исследуемой проблемы состоит в переосмыслении истории института благотворительности, его основных форм и перспектив развития, что дает нам ценный урок оказания материальной и духовной помощи той части населения, которая в силу объективных и субъективных причин оказалась за чертой бедности. А также в накоплении объективных знаний об организации, методах формирования и деятельности учреждений общественного призрения. История благотворительности поможет существенно дополнить картину прошлого как в социально-экономическом, так и в культурном отношении.

Историография проблемы. Можно выделить три периода историографии благотворительности в России: дореволюционный - до 1917 г., советский - с 1917 до 1990-х гг., современный - с 1990-х гг. до настоящего времени.

Решающая роль государства в становлении и развитии института благотворительности освещалась в книгах государственных деятелей. Так, в книге сенатора А.Д. Стога подчеркивалась важность государственного подхода к делу призрения. «Великий князь Владимир I ... поручив общественное призрение попечению и надзору духовенства, Уставом своим, изданным в 996 г., постановил: «Бабы, вдовицы, задушние человецы, прикладницы, странницы, нищие, монастыри, больницы и врачи их, пустынницы, странпоприимницы, и кто святая одеяния иноческая свержет, те все по древнему Уставу Святых Апостол и Святых Отец и Благочестивых Православных Царей Святым церквам даны Патриарху, или митрополиту, или епископу, в коем жду аще пределе будут, да ведает их той и управу дает и рассуждает»1. По его мнению, русские князья, отличаясь особым благочестием, покровительствовали духовенству и прилагали все усилия для осуществления богоугодных и общеполезных дел.

Профессор философии Санкт-Петербургского университета Н.Ф. Рождественский выделил основные направления деятельности государства в попечении нуждающихся, это:

- призрение нищих, бедных, больных, увечных и прочих неимущих;

- защита «вдовиц, сирых и чужестранных»;

- воспитание «юных в целомудренной чистоте и честных науках».

Достоинство книги Н. Рождественского заключается в том, что наряду с

нормативно-правовыми вопросами он обратил внимание на социально-

1 Стог А.Д. Об общественном призрении в России. СПб., 1818 (Извлечения) // Социальная политика и законодательство в социальной работе. М., 1995. С. 6.

экологические и социально-медицинские проблемы, имевшие отношение к благотворительности. По мнению автора, «сохранение жизни и здравия необходимо как для самого назначения человека, так и для безопасности и благосостояния государства», поэтому оправданными являются меры правительства по сохранению здоровья своих подданных такие, как «законы, публичные врачебные заведения и наставление, и вразумление народа»1.

Благотворительность в дореформенный период оставалась делом сугубо государственным, являясь частью социальной политики, общество было мало вовлечено в дело призрения нуждающихся, в последствии и изучение проблем благотворительности не получило широкого распространения среди ученых того времени.

Великие реформы и последовавшие за этим кардинальные изменения в жизни общества побудили ученых, государственных и общественных деятелей к анализу истории и практики благотворительности. Были опубликованы исторические обзоры государственного и общественного призрения, где подробно освещалась история благотворительности. В результате исследования состояния благотворительности и общественного призрения ставится вопрос о необходимости реформ в этой сфере.

По мнению профессора Московского университета В.И. Герье, благотворительность должна была «производиться на средства государственного казначейства и посредством органов, назначаемых

Л

администрацией и независимых от общин и от местного населения» . В то же время он не умалял и роли общественных институтов. Он полагал, что государственное призрение должно стать приоритетным по отношению к общественному, но не подменять, а дополнять его. В. Гсрье подчеркивал необходимость усиления роли губернской администрации в деле решения

1 Рождественским Н.Ф. Рассуждения о мерах правительства к сохранению жизни и здравия народа. СПб., 1836. С.7.

2 Герье В.И. Попечительство о бедных в Москве в 1895 г. М., 1895. С. 8.

проблем нуждающихся, с этой целыо он предлагал расширить их финансирование. Он впервые поставил вопрос об учреждении особой государственной структуры, которая бы контролировала деятельность институтов общественного призрения, такой организацией должно было стать Центральное Попечительство.

Новые реалии пореформенной России способствовали включению дворянства, купечества, горожан и сельского населения в благотворительную деятельность, что, в свою очередь, обратило внимание исследователей к проблемам негосударственного призрения. Как отмечает профессор Дерптского университета В.Ф. Дерюжинский, сироты, убогие и престарелые получали приют и посильную помощь от своей общины, то есть внутри крестьянской общины возникают формы взаимного призрения. Самым действенным из существовавших форм призрения, по мнению автора, было «кормление по домам», когда призреваемые лица по приговору общины получали пропитание у жителей деревни, переходя от одного домохозяина к другому ежедневно или еженедельно. Помощь также оказывалась прикреплением нуждающегося на кормление к конкретному домохозяину, освобождением от налогов, выдачей натурального пособия (хлеб, соль, зерно). Но самым распространенным способом помощи оставалась милостыня1.

Значимую роль в изучении положения государственных дел в сфере благотворительности сыграла Комиссия по пересмотру законов о призрении бедных под председательством статс-секретаря К.К. Грота. В ее состав входили государственные и общественные деятели, ученые, внесшие значительный вклад в изучение проблем благотворительности. По определению К. Грота «перед комиссией возникла чрезвычайно трудная задача разрешить организационные вопросы общественного призрения таким

1 Дерюжинский В.Ф. Общественное призрение у крестьян. // Трудовая помощь. СПб., 1899. Отд. 2. Т.2. № 6.

образом, чтобы, не нарушая вековых условий социально-экономического строя крестьянской жизни, вместе с тем сделать возможным для них воспользоваться плодами всесословной организации»1. Члены комиссии, проведя аналитическую работу, пришли к выводу, что призрение нуждается в реформировании, но Комиссия не решила поставленной задачи. Как считал историк Г.Г. Витте, предложения Комиссии «едва ли имели бы существенные для дела последствия, так как ограничивались преимущественно организационной стороной, касаясь лишь поверхностно главного вопроса -финансового»2. Результатом деятельности Комиссии стал «Свод отчетов земских и градских управлений на основные вопросы общественного призрения, предложенного комиссией К.К. Грота» (СПб., 1896). В 1898 г. Хозяйственный департамент Министерства внутренних дел, где служила часть членов комиссии, подготовил проект изменений и дополнений действующих законов об общественном призрении и благотворительности. Хотя законопроект не стал законом, вклад Комиссии Грота в изменение отношения государственных и общественных деятелей на помощь бедным был значительным. Комиссии Грота, несмотря на жаркую полемику, разворачивавшуюся на всех ее заседаниях, удалось придти к единому мнению относительно сфер деятельности частной благотворительности и общественного призрения; был определен круг лиц, которые по закону должны будут иметь право на призрение (старики, дети, инвалиды, а также безработные и тунеядцы, но последние с требованием исполнения тяжелой работы). Был выработан принцип, по которому всесословное участковое попечительство устанавливалось в качестве территориально-административной единицы призрения. Комиссия смогла выработать так

1 Общественное и частное призрение в России. СПб.: Типо-литография A.A. Каспари, 1907. С.53.

Витте Г.Г. Международный конгресс по общественному призрению и частной благотворительности в Копенгагене. // Трудовая помощь. 1910. № 9. С. 331-349.

называемые «основания будущей организации дела призрения в России», причем «основания» создавались в расчете на земские губернии.

Попытка реформирования законодательства не удалась. Тем не менее, работа Комиссии не прошла бесследно - с конца 1890-х гг. Министерство внутренних дел в своих циркулярах и в практической деятельности стало учитывать выводы, сделанные Комиссией Грота.

Особое внимание исследователей привлекали вопросы преодоления антиобщественных явлений, таких как нищенство, проституция, алкоголизм. Так, воронежский вице-губернатор статский советник Б.Г. Карнович, по роду своей деятельности непосредственно соприкасался с такими явлениями, и в своей книге «Историческая записка о нищенстве» указывал истоки, причины этих явлений. Его вывод состоит в том, что в любой стране необходима организованная на государственном уровне, продуманная, эффективная система призрения нищих. По мнению автора, из-за отсутствия стройной системы социальной помощи «в отношении помощи нищим и призрения их в России не было одной общей системы, и... дело шло «не по теоретическим началам, а по практическим потребностям»1. Кроме описания сложившейся ситуации Б. Карнович вносит и некоторые конкретные предложения для исправления ситуации, например, организацию Домов трудолюбия, в которых здоровые нищие могли бы трудиться.

Примечательна работа ученого-юриста A.A. Левенстима, им были озвучены причины нищенства, как то полное отсутствие на местах призрения нуждающихся, ссылка на поселение, высылка из столиц, тяжелое экономическое положение, малоземелье, обеднение крестьян, переселение в города из деревень. Выделены психологические качества, результатом которых может стать нищенство, такие как лень, стремление к легкой наживе и наклонность к пьянству. Труд А. Левинстима был написан по итогам работы

1 Карнович Б.Г. Историческая записка о нищенстве. Воронеж, 1889. С.31.

Комиссии, учрежденной при Министерстве Юстиции для разработки вопроса о мерах борьбы против профессионального нищенства и бродяжничества, которая была призвана озаботиться собиранием материалов, могущих выяснить причины развития нищенства в России, а также указать средства для его уменьшения. Для получения более точных и полных сведений комиссия должна была получить сведения не только из обозрения русской и иностранной литературы, но и посредством рассылки запросов всем начальникам губерний. Исследование А. Левенстима примечательно наличием информации об Уфимской губернии, о которой сказано: «В Уфимской губернии нищенство случайное очень сильно, профессиональное слабо. В зависимости от действительной нужды находится появление большаго количества нищих в глухую осень и в течение зимы. В городах и селах работы все кончились, поэтому все золоторотцы лишены возможности трудом своих рук приобрести кусок хлеба. В Уфимской губернии число богаделен 4, призреваемых 149»1.

В исследованиях профессора Петербургского университета Ю.Э. Янсона подробно показана городская система поддержки нуждающихся и ее отличительные черты. По его мнению, в городах не существовало единой схемы общественного призрения, и частная инициатива тесно переплеталась с

л

деятельностью городского самоуправления . Однако в призрении «городских обывателей» существовали и общие формы: раздача денежных пособий, плата за лечение, попытки локализации проблем социальной незащищенности, призрение детства.

1 Нищенство в России по отзывам начальников губерний. Составил по поручению Комиссии, учрежденной при Министерстве Юстиции для разработки вопроса о мерах борьбы с профессиональным нищенством и бродяжничеством A.A. Левенстим. СПб: Типография Правительствующего Сената, 1899. С. 1-3.

2 Янсон Ю.Э. Сборник сведений о благотворительности в Санкт-Петербурге 1891 г. СПб., 1892. С.400.

Значительный вклад в изучение проблемы благотворительности внес земский врач Д.Н. Жбанков, выпускник Императорской медико-хирургической академии. Им были выделены объекты «постоянного» попечения - душевнобольные, увечные, старики, сироты, вдовы с детьми, женщины с незаконнорожденными детьми; и «временного» - лица, пострадавшие от стихийных бедствий, лишившиеся работы, больные, пьяницы, проститутки1.

Д. Жбанков отмечал, что решение вопроса о призрении данных групп станет возможным только тогда, когда сформируется единый подход к решению вопросов: кто должен признаваться нуждающимся, кто будет оказывать помощь и на какие средства. По мнению автора, характер ответов на эти главные вопросы будет определять сущность общественного призрения, им также был поставлен вопрос о необходимости расширения нормативно-правовой базы призрения.

Работы исследователей XIX в. в области благотворительности во многом определили направления практической деятельности и способствовали оформлению системы государственно-общественного призрения.

В начале XX в. выходят фундаментальные книги, в которых нашла отражение рассматриваемая проблема. В 1898 г. Собственная Его Императорского Величества канцелярия по учреждениям императрицы Марии Федоровны и Департамент здравоохранения Министерства внутренних дел провели сбор статистических данных в губерниях России для выявления объективной картины состояния благотворительной деятельности государственных и общественных органов призрения. Результаты обработки данных были опубликованы в 1900 г. в работе «Благотворительные учреждения Российской империи». Книга содержит обобщающие цифровые

1 См.: Жбанков Д.Н. Несколько заметок по поводу проекта общественного призрения. СПб., 1895.

данные погубернской статистики благотворительных организаций и заведений1.

В 1901 г. была издана двухтомная книга под редакцией П.И. Лыкошина «Благотворительная Россия. История государственной, общественной и частной благотворительности в России»2, состоявшая из двух частей. В первой части дается обстоятельная характеристика становления и развития благотворительности на протяжении всей истории России. Вторая часть представляет собой исследование центральных благотворительных обществ и организаций, таких как Приказ общественного призрения, Императорское Человеколюбивое общество, Ведомство учреждений императрицы Марии и других. Анализ этих работ дает определенное представление как об истории благотворительности в целом, так и о направлениях благотворительной деятельности в частности.

Обе фундаментальные книги «Благотворительные учреждения Российской империи» и «Благотворительная Россия. История государственной, общественной и частной благотворительности в России» имели большое значение не только для оценки положения благотворительности в Российской империи, условий существования благотворительных заведений, их нужд и потребностей, но и для перспектив их развития.

Вопрос о государственной помощи нуждающимся и его соотношении с общественной благотворительностью получает новый импульс в начале XX в., что было связано как с историческими событиями того времени, так и с внутренними противоречиями самого общественного призрения. Главным их сосредоточением стала законодательная система, регламентирующая

1 Благотворительные учреждения Российской империи. СПб., 1900.

2 Благотворительная Россия. История государственной, общественной и частной благотворительности в России / Под ред. П.И. Лыкошына. В 2 т. СПб.: С.-Петербургская Электропечатня, 1901.

деятельность по оказанию помощи нуждающимся частными лицами и государственными организациями. Законодательные акты Екатерины И, служившие основой «Устава об общественном призрении», уже не соответствовали новым условиям. В начале XX в. изменилась структура благотворительной деятельности, возникли новые формы попечения. Многие прежние виды поддержки, включавшиеся в разряд общественного призрения, получили самостоятельную область существования, в том числе медицинское обслуживание и образование.

Государственные чиновники, занимавшиеся практической деятельностью в сфере благотворительности, анализировали опыт организации благотворительности в стране. В этом плане определенный интерес представляют труды Е.Д. Максимова, который служил в начале XX в. управляющим Канцелярией Комитета попечительства о домах трудолюбия и работных домах, и его практическая деятельность являлась основой теоретических выводов. Е.Д. Максимов много внимания уделял вопросам функционирования системы трудовой помощи, организации и содержанию домов трудолюбия, работных домов. Им было опубликовано более десяти книг и брошюр, посвященных вопросам государственно-общественного призрения в России. Е.Д. Максимов отмечал, что «общественное призрение является важной функцией общественного и государственного управления, направленной к смягчению многих зол действительности, к облегчению значительных страданий и к спасению целого ряда человеческих жизней»1. Он, используя материалы отечественной и зарубежной истории общественного призрения, стремился обобщить и оценить реальную практику благотворительной деятельности. Он различал общественное призрение в широком и в узком смысле этого слова. В широком смысле «призрение бедных и попечение о них составляет часть или частность социальной

1 Максимов Е.Д. Законодательные вопросы общественного попечения о бедных. С. 4.

экономии и ее практического выражения - социальной политики». Узкое понимание общественного призрения связано с такой формой помощи, которая направлена на «удовлетворение первейших человеческих потребностей»1. Автор классифицировал формы помощи, так, выделил открытую (раздача денег, собираемых в кружки) и закрытую (сеть социальных учреждений) виды помощи. Проблемами общественного призрения, по его мнению, должны были заниматься специально учрежденные для этого земские и городские попечительства. Изучая земскую благотворительную деятельность, он отмечал особенности работы этих учреждений в области общественного призрения и большее разнообразие форм деятельности .

Таким образом, труды дореволюционных ученых, государственных и общественных деятелей давали достаточное представление об истории государственной и общественной благотворительности, о ее развитии в те или иные периоды.

Большой интерес представляют работы, освещающие деятельность центральных благотворительных обществ, таких как Ведомство учреждений императрицы Марии и Императорское Человеколюбивое общество. Можно выделить несколько работ, которые дают более полное представление об истории, развитии и основных направлениях их деятельности. В 1839 г. в Санкт-Петербурге вышла книга директора Царскосельского лицея в 1816 -1823 гг. Е.А. Энгельгарта «Императрица Мария Федоровна в богоугодных ее заведениях». В работе даны ценные статистические данные о работе ведомства императрицы Марии. Сведения о первоначальном периоде благотворительной деятельности императрицы Марии Федоровны отражены в книге

1 Максимов Е.Д. Законодательные вопросы общественного попечения о бедных. СПб, 1897. С. б.

2 Максимов Е.Д. Происхождение нищенства и меры борьбы с ним. СПб., 1901; Он же. Особые благотворительные ведомства и учреждения. СПб., 1903.

Г.И. Виламова «Хронологическое начертание деяний блаженной памяти государыни императрицы Марии Федоровны»1.

Некоторые вопросы деятельности Ведомства учреждений императрицы Марии освещены в монографиях И.Я. Селезнева и В.И. Куприянова, они содержат большой фактический материал. Работа Е.С. Шумигоркого дает общее представление о работе мариинского ведомства и акцентирует внимание на том, что было сделано тем или иным императором для ведомства учреждений императрицы Марии". В исследовании С.К. Гогеля представлена роль Ведомства учреждений императрицы Марии в решении проблем детства во взаимодействии с другими ведомствами в деле призрения детей3.

Во всех указанных работах высоко оценивается роль самой императрицы Марии Федоровны в призрении сирот и нуждающихся женщин. Ведомство учреждений императрицы Марии в решении этих проблем сотрудничало с другими ведомствами, которые также занимались попечительством.

Значительный вклад в благотворительную деятельность внесло Императорское Человеколюбивое общество, основанное Александром I. Всесторонний анализ деятельности Императорского Человеколюбивого общества проведен авторами Троицким В., Волковым Н.П. и другими на основе большого фактического материала и широкой источниковой базы. Почти для каждой монографии характерно то, что деятельность

1 Эмгсльгардт Е.А. Императрица Мария Федоровна в богоугодных се заведениях. СПб., 1839; Вилламов Г.И. Хронологическое начертание деянии блаженной памяти императрицы Марии Федоровны в пользу состоявшего под высочайшим ее покровительством заведений. СПб., 1856.

" Куприянов В.И. Краткий очерк жизни Ея Императорского Величества блаженной памяти Государыни императрицы Марии Федоровны. СПб., 1868; Селезнев И.Я. Пятидесятилетие IV отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии (1828-1878): Хроника Ведомства учреждений Императрицы Марии, состоящих под непосредственным их императорским величеств покровительством. СПб., 1879; Шумигорский Е.С. Ведомство учреждений императрицы Марии: Исторический очерк (1797-1897). СПб., 1897.

3 Гогель С.К. Объединение и взаимодействие частной и общественной благотворительности. СПб., 1908.

Человеколюбивого общества рассматривается в хронологическом порядке применительно к царствованию того или иного императора. Они включают в себя краткую историю общества со времен основания, характер и основные направления деятельности, состояние финансов1.

Еще одной большой организацией, которая занималась призрением нуждающихся в конце XIX в., стали земства. Деятельность земских органов самоуправления по благотворительности проанализировал Б.Б. Веселовский. В его книге «История земства за 40 лет» содержатся некоторые сведения о благотворительных заведениях Уфимской, Вятской, Пермской губерний. Он пришел к следующим выводам: земства тратили на дело общественного призрения недостаточно средств; вопрос о степени участия земских учреждений в призрении должен решаться в комплексе с рядом других государственных мероприятий; деятельность земств по организации приютов и «питомничества» должны согласоваться с мероприятиями городских управлений2.

Обширную группу материалов представляют публикации местных периодических изданий: статьи, сообщения, реклама. Пресса сообщала о действующих общественных организациях в губернии, публиковала списки лиц, вносивших пожертвования, информировала о конкретных благотворительных мероприятиях. Так, интересный материал о благотворительности приводится в «Сельскохозяйственном листке» времен

1 Краткий очерк истории Императорского Человеколюбивого общества. СПб., 1875; Троицкий В. Исторический очерк совета Исторического Человеколюбивого общества и подведомственных ему благотворительных учреждении. СПб., 1898; Волков Н.П. Императорское Человеколюбивое общество. Владикавказ, 1903; Императорское Человеколюбивое общество: памятная книжка на 1908 год. СПб., 1908; Очерк деятельности Совета Императорского Человеколюбивого общества за 100 лет. 1816 1916 гг. Пг., 1916.

2 Веселовский Б. История земства за 40 лет. Т. 1. СПб., 1909. С. 144.

Первой мировой войны, когда общественность устраивала сбор пожертвований под названием «Купи белый цветок!»1.

Анализируя историографию дореволюционного периода, можно сделать вывод, что учеными была проведена большая работа по сбору и систематизации фактического материала, авторами делались попытки анализа благотворительности, выявление роли государства и общества в организации благотворительности. Но для полноты исследования необходимо сказать о том, что основным объектом изучения в дореволюционный период оставались центральные благотворительные учреждения и заведения, благотворительность на региональном уровне, в частности в Уфимской губернии, не получила широкого освещения в трудах ученых.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гайсина, Алсу Вахитовна, 2015 год

II. Литература

1. Азаматова Г.Б. Уфимское земство (1874 - 1917) Социальный состав, бюджет, деятельность в области народного образования. Уфа: Гилем, 2005.

2. Александров В.А. Обычное право крепостной деревни России XVIII -начало XIX вв. М., 1984.

3. Алексеева Н.В., Сиротинский С.А. Отношение населения к институту благотворительности в России. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. №1 (17).

4. Астрахан E.H. Развитие законодательства о пенсиях рабочим и служащим. Исторический очерк. (1917- 1970). М., 1971.

5. Бадя JI.B. Благотворительность и меценатство в России: краткий исторический очерк. М., 1993.

6. Башкортостан. Краткая энциклопедия. / Под ред. Р.З. Шакурова. Уфа, Башкирская энциклопедия, 1996.

7. Бернштам Т.А. Будни и праздники: поведение взрослых в российской крестьянской среде (XIX - начале XX) // Русские: семейный и общественный быт. М., 1989.

8. Благотворители и меценаты прошлого и настоящего. Словарь справочник от А до Я. М.: Дело и сервис, 2003.

9. Благотворительная Россия. История государственной, общественной и частной благотворительности в России / Под ред. П.И. Лыкошына. В 2 т. СПб.: С.-Петербургская Электропечатня, 1901.

10. Благотворительность в России. СПб.: Типо-литография Н.Л. Ныркина, 1900.

11. Благотворительность в России: исторический опыт, проблемы возрождения традиций и перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции (Казань, 5 апреля 2007 г.). Сост. P.P. Хуснутдинов, P.P. Салихов. Казань, 2008.

12. Благотворительные учреждения России. СПб.: Типография Императорского училища глухонемых, 1912.

13. Благотворительные учреждения Российской Империи составленные по высочайшему по повелению собственною его Имп. Величества Канцелярией по учреждениям Имп. Марии. Т. II. СПб.: Типография СПб.: Акц. общ. печ. дела в России Е. Евдакимова, 1900.

14. Большая Советская Энциклопедия. 1-е изд. Т.6. М., 1930.

15. Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. Т.4. М., 1971.

16. Веселовский Б. История земства за сорок лет. Т.1. СПб.: Издательство О.Н. Поповой, 1909.

17. Вилламов Г.И. Хронологическое начертание деянии блаженной памяти императрицы Марии Федоровны в пользу состоявшего под высочайшим ее покровительством заведений. СПб., 1856.

18. Витте Г.Г. Международный конгресс по общественному призрению и частной благотворительности в Копенгагене. // Трудовая помощь. 1910. № 9.

19. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2001.

20. Волков Н.П. Императорское Человеколюбивое общество. Владикавказ, 1903.

21. Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. М., 1990.

22. Герье В.И. Попечительство о бедных в Москве в 1895 г. М., 1895.

23. Гогель С.К. Объединение и взаимодействие частной и общественной благотворительности. СПб., 1908.

24. Государственность России (конец XV в. - февраль 1917 г.): словарь-справочник. Кн. 1 (А-Г). М.: Наука, 1996.

25. Громыко М.М. Социально-политический и культурный облик деревни в его историческом развитии. // XVIII серия симпозиума по изучению проблем аграрной истории: Тезисы докладов и сообщений. М., 1980.

26. Дашкевич Л. А. «Под августейшим покровительством...» (О благотворительной деятельности Императорского человеколюбивого общества на Урале) / Л. А. Дашкевич // Известия Уральского государственного университета. 2004. № 32.

27. Дерюжинский В.Ф. Общественное призрение у крестьян. СПб., 1899.

28. Елева В.И. и др. Словарь-справочник // Социальная работа: Учебное пособие. / Под общ. ред. В.В. Курбатова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

29. Жбанков Д.Н. Несколько заметок по поводу проекта общественного призрения. СПб., 1895.

30. Игнатов В.Г. История государственного управления. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

31. Императорское Человеколюбивое общество: памятная книжка на 1908 год. СПб., 1908.

32. Исторический опыт социальной работы в России. М., 1994.

33. Карнович Б.Г. Историческая записка о нищенстве. Воронеж, 1889.

34. Кизеветтер A.A. Местное самоуправление в России IX - XIX вв.: Исторический очерк. М., 1910.

35. Клецина A.A., Орлова A.B. Современные социальные исследования благотворительности в России. Социальные и исторические исследования. -СПб.: Лики России, 2001.

36. Ключевский В.О. Добрые люди Древней Руси. Сергиев-Посад, 1892.

37. Костина Е.Ю. История социальной работы. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004.

38. Краткий очерк истории Императорского Человеколюбивого общества. СПб., 1875.

39. Куприянов В.И. Краткий очерк жизни Ея Императорского Величества блаженной памяти Государыни Императрицы Марии Федоровны. СПб., 1868.

40. Левенстим A.A. Профессиональное нищенство, его причины и формы: Бытовые очерки. СПб., 1900.

41. Максимов Е.Д. Законодательные вопросы общественного попечения о бедных. - СПб., 1897.

42. Максимов Е.Д. Особые благотворительные ведомства и учреждения. -СПб., 1903.

43. Максимов Е.Д. Очерк земской деятельности в области общественного призрения. СПб.: Паровая типо-лит. Ныркина, 1895.

44. Максимов Е.Д. Происхождение нищенства и меры борьбы с ним. СПб., 1901.

45. Матвеев В.Ф. Основная первоначальная единица организации общественного призрения. СПб., 1910.

46. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: учебное пособие. М.: Маркетинг, 2001.

47. Миненко H.A. Русская крестьянская семья в Западной Сибири (XVIII -первой половине XIX в.). Новосибирск, 1979.

48. Миронов Б.Н. Социальная история России. В 2 т. СПб., 1999.

49. Мушинский К.А. Устройство общественного призрения в России. СПб.: В типографии МВД, 1862.

50. Нещеретний П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. М., 1993.

51. Нищенство в России по отзывам начальников губерний. Составил по поручению Комиссии учрежденной при Министерстве Юстиции для разработки вопроса о мерах борьбы с профессиональным нищенством и бродяжничеством A.A. Левенстим. СПб: Типография Правительствующего Сената, 1899.

52. Нигматуллина И.В. Старая Уфа. Уфа: Белая река, 2007.

53. Общественное и частное призрение в России. СПб.: Типо-литография A.A. Каспари, 1907.

54. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1973.

55. Очерк деятельности Совета Императорского Человеколюбивого общества за 100 лет. 1816 - 1916 годы. Пг., 1916.

56. Очерк деятельности Уфимского губернского земства (к 50-тилетию введения земских учреждений). Составил по поручению губернской земской управы, секретарь Управы В.Ф. Герасимов. Уфа: Электрическая типография т-ва «Печать», 1914 г.

57. Павленок П.Д. Становление социальной работы как общественного феномена и вида социальной деятельности // Социальная работа: теория и

практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова и A.C. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2001.

58. Педагогическая энциклопедия. T.l. М., 1964.

59. Призрение бедных и благотворительность. П.И. Георгиевский, ординаторного профессора Императорского Санкт-Петербургского Университета. СПб, Типография Морского Министерства, в Главном Адмиралтействе, 1894.

60. Ровинский К. Необходимость пересмотра законодательных постановлений о призрении бедных и попечении больных. // Антология социальной работы. / Под ред. М.В. Фирсова. М., 1994.

61. Рождественский Н. Рассуждения о мерах правительства к сохранению жизни и здравия народа. СПб., 1836.

62. Российский гуманитарный энциклопедический словарь. В 3 т. T.l. М.: Владос, 2002.

63. Сведения о приказах общественного призрения. Т.1. Состояние капиталов в 1857 г. СПб., 1860.

64. Священный Коран, Сура 51: аят 19; сура 70: аят 24,25.

65. Селезнев И.Я. Пятидесятилетие IV отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии (1828-1878): Хроника Ведомства учреждений Императрицы Марии, состоящих под непосредственным их императорским величеств покровительством. СПб., 1879.

66. Синенко С.Г. Город над Белой рекой. Краткая история Уфы в очерках и зарисовках. Уфа, 2002.

67. Словарь русского языка. В 4-х т. М., 1957.

68. Смирнов М. Земские и городские финансы как источник покрытия расходов по обязательному общественному призрению // Антология социальной работы. Т.З. Социальная политика и законодательство в социальной работе. М., 1995.

69. Смирнов С.С. Профессиональное нищенство как культурно-историческое и социальное явление. Челябинск, 1999.

70. Соколов А.Р. Благотворительность в России. М.: Лики России, 2007.

71. Соколов А.Р. Российская благотворительность в XVIII - XIX вв. (к вопросу о периодизации и понятийном аппарате) // Отечественная история. 2003. №6.

72. Стог А.Д. Об общественном призрении в России. СПб., 1818 (Извлечения) // Социальная политика и законодательство в социальной работе. -М., 1995.

73. Сулакшин С.С. и др. Благотворительность в России и государственная политика. М.: Научный эксперт, 2013.

74. Сулейманова Р.Н. Деятельность женских обществ в Башкортостане в конце XIX - начале XX // История и современность. 2009. №2. Сентябрь.

75. Троицкий В. Исторический очерк совета Исторического Человеколюбивого общества и подведомственных ему благотворительных учреждений. СПб., 1898.

76. Ульянова Г.Н. Благотворительность в Российской империи. XIX -начало XX вв. М.: Наука, 2005.

77. Ульянова Г.Н. Система благотворительности в Российской империи с конца XIX в. и до начала Первой мировой войны: обзор статистических данных // Благотворительность в России. Исторические и социально-экономические исследования. Ежегодник 2004/2005. СПб.: Издательство журнала «Звезда», 2005.

78. Фирсов М.В. История социальной работы в России. М., 1999.

79. Фирсов М.В. Проблемы институционализации социальной работы // Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность: Учебное пособие. / Отв. ред. A.A. Козлов. М.: КНОРУС, 2005.

80. Фомин Э.А. Благотворительность: дискуссионное поле и исследовательские задачи. // Благотворительность в России. Современные и исторические исследования. СПб.: Лики России, 2001.

81. Циткилов П.Я. Общественная и частная благотворительность в России во второй половине XIX - начале XX вв. // Социальная работа: Учебное пособие. / Под общ. ред. В.И. Курбатова. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

82. Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии. Уфа, 1859.

83. Черкинская Н.В. Императрица Мария Федоровна и ее просветительно-благотворительная деятельность. // Социальная работа в России: прошлое и настоящее. - М., Ставрополь, 1998.

84. Шумигорский Е.С. Ведомство учреждений императрицы Марии: Исторический очерк (1797 - 1897). СПб., 1897.

85. Щапов Я.Н. Благотворительность в дореволюционной России: национальный опыт и вклад в цивилизацию. // Россия в ХХв. Историки мира спорят. М., 1994.

86. Энгельгардт Е.А. Императрица Мария Федоровна в богоугодных ее заведениях. СПб., 1839.

87. Энциклопедический словарь товарищества братьев Гранат. Т. 6. 7-е изд. М., 1911.

88. Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение. Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т. IV. 1890. М., 1992.

89. Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение. Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т. XXV. 1890. М., 1992.

90. Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение. Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т. Х1ЛХ. 1890. М., 1992.

91. Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение. Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона. Т. ЬУ. 1890. М., 1992.

92. Янсон Ю. Сборник сведений о благотворительности в Санкт-Петербурге 1891 г. СПб., 1892.

III. Диссертационные исследования

93. Задворнова Е.Е. Государственно-общественное призрение на Урале (последняя треть XVIII - начало XX в.): Дис... кандидата ист. наук / Е.Е. Задворнова; Курганский государственный университет. Курган, 2001.

94. Мокроносова О.М. Благотворительные организации во II половине XIX - начале XX вв. (на материалах Южного Урала). Афтореф. дис... канд. ист. наук / О.М. Мокроносова; Оренбургский государственный педагогический университет. Оренбург, 2002.

95. Сиренко Ю.В. Развитие системы призрения и воспитания детей-сирот Уфимской губернии XIX - начала XX вв.: Автореф. дис... кандидата пед. наук / Ю.В. Сиренко; Оренбургский государственный педагогический университет. Оренбург, 2009.

IV. Интернет-ресурсы

1. Стоглав: исследование и текст. Электрон, ресурс. Режим доступа: URL: krotov.info/history/16/1550/emchen.html.

2. Судебник 1550 г. Электрон, ресурс. Режим доступа: URL: http ://kroto v. info/acts/16/2/pravo_02 .htm.

3. Федеральный закон от 11 августа 1995 г № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Электрон, ресурс. Режим доступа: URL: http://base.garant.ru/104232/

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.